Охрана авторских прав: что это значит

Как пользоваться контентом и не нарушать авторские права

Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.

В чём проблема с контентом

Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ :

— песня и её исполнение;

— программа, база данных;

— товарный знак: название, логотип, слоган;

— персонаж книги, мультфильма, кино;

— изобретения и секреты производства.

У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.

Как и обычные вещи, интеллектуальную собственность нельзя брать без согласия правообладателя. Нельзя производить ткань с рисунком из книги, постить фото из блога конкурента, заливать на сайт чужие тексты. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ .

Важно знать, что если контент открыто выложен в интернете, это ещё не значит, что его можно копировать. Есть миф, что авторские права защищают только специальные символы, подпись автора и угрожающие надписи наподобие «информация на сайте не подлежит распространению». Это не так. Отсутствие запрета не считается разрешением — ст. 1229 ГК РФ . А правообладатель легко докажет авторство, например, свидетельством о депонировании произведения, и взыщет с вас деньги.

Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что будет за нарушение авторских прав

Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.

Гражданская ответственность: заплатить правообладателю

По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 Г К РФ :

— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.

— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.

— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.

— Заплатить убытки или компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Как вариант — в двукратном размере стоимости лицензионной программы — ст. 1301 , ст. 1311 , ст. 1515 ГК РФ .

— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права.

До рассмотрения спора суд может заблокировать спорные материалы на сайте по ст. 1302 ГК РФ . Например, обучающий канал, где выложены чужие видеоуроки. Работать через такой ресурс во время блокировки не получится несколько месяцев.

Административная ответственность: штраф государству

За чужой товарный знак нарушителей штрафуют по ст. 14.10 КоАП РФ . Штраф за копирование для граждан — от 5 000 до 10 000 рублей, для организаций — от 50 000 до 200 000 рублей. Штраф за продажу товаров с чужим товарным знаком для граждан — в размере двукратной стоимости товара, для организаций — в размере пятикратной стоимости. И это не считая компенсации для владельца товарного знака.

Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат

Если владелец логотипа потерял из-за вас больше 250 000 рублей, это уже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ . Наказание — от штрафа в 100 000 рублей до лишения свободы на два года.

За присвоение авторства и торговлю контрафактом тоже дают судимость, когда правообладатель упустил прибыль больше 100 000 рублей. Наказание примерно как за предыдущее преступление — от штрафа до тюрьмы по ст. 146 УК РФ .

Как не нарушить авторские права

Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.

Заключать с правообладателями договоры

Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав.

Когда объект забирают навсегда, оформляют договор на отчуждение исключительного права — ст. 1234 ГК РФ . Такой договор можно заключить с фотографом или иллюстратором, если покупаете готовый контент для сайтов или буклетов. Тогда фото и рисунки станут уже вашей собственностью. Если захотите, сами сможете продать их на другой сайт. Единственное — всегда надо указывать автора.

Во временное пользование объект берут по лицензионному договору — ст. 1235 ГК РФ . Это чем-то похоже на аренду. Лицензии оформляют на программы, музыку, видео. Обычно лицензионные соглашения публикуют на сайте, откуда скачивают контент. Например, вот так выглядит договор на использование сервиса Эльба.

Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.

Контент на заказ делают по договору авторского заказа или договору подряда — ст. 1288 , 1296 ГК РФ . Авторский заказ оформляют с физлицом, подряд — с фирмой. При оформлении договора на контент проследите, чтобы исключительное право на объект переходило к заказчику, а не передавалось по лицензии. Иначе рискуете через пару лет увидеть свой фирменный стиль у другого сайта. Потому что срок лицензии истёк.

Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.

У каждой песни есть исполнитель, автор текста и композитор. Сама песня — интеллектуальная собственность, и включать её в коммерческом заведении для посетителей можно только с разрешения правообладателя. Чаще всего авторы песен передают права специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО) . Такая организация становится правообладателем и от имени музыкантов проверяет заведения, где играет музыка. А после проверки предлагает заключить лицензионное соглашение и платить ежемесячные авторские вознаграждения, а за уже проигранное — заплатить компенсацию.

Читайте также:
Товары двойного назначения: что это значит

Один предприниматель заплатил РАО по решению суда 160 000 рублей за музыку в кафе без лицензии — дело № А32-27234/2018 . Так что это не просто юридический миф.

Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.

Соблюдать правила цитирования

Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование.

Чтобы взять отрывок, не надо получать разрешение правообладателя и платить деньги. Это считается свободным использованием произведения по ст. 1274 ГК РФ . Цитировать можно не только текст, но и любой объект интеллектуальной собственности. То есть фото и видео тоже. Так пояснил Пленум ВС в п. 98 Постановления № 10 от 23.04.2019 г .

Для законного цитирования надо соблюдать четыре правила. Они изложены в п. 1 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ и конкретизированы в Определении ВС № 305-ЭС16-18302 .

  1. Цель цитирования — информационная, научная, образовательная или культурная.
  2. Обязательно указать автора.
  3. Брать можно опубликованный (обнародованный) объект, на источник заимствования надо поставить ссылку.
  4. Отрывок берут в объёме, оправданном целью цитирования.

Пример цитирования, за которое не наказали.

Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию.

В фильме говорят о проблемах продуктов питания в жанре журналистского расследования, значит цель цитирования — информационная. Фильм истца опубликован на Ютубе, то есть обнародован. Автор указан. У фильмов одна тематика — про заменители молочного жира. Спорный фильм длится 15 минут, кадры из чужого взяты на 14 и 49 секунд. Объём оправдан и ничего не нарушено — дело № А40-32542/2018 .

При цитировании важно не удалять знак копирайта © и подпись автора. Даже если перепечатали правильно, за удаление водяных знаков нарушитель платит компенсацию по ст. 1300 ГК РФ .

Брать контент с открытой лицензией

Открытая лицензия (Creative Commons) — когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях — ст. 1286.1 ГК РФ . Лицензии Creative Commons — легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.

Например, фото ищут в расширенном поиске Гугла или на сайтах типа Flickr и Unsplash . Для музыки есть бесплатные ресурсы наподобие Free Music Archive .

Брать произведения из общественного достояния

Когда закон перестаёт защищать авторские права, интеллектуальная собственность переходит в общественное достояние. Ищите такие произведения с пометкой Public domain. Это значит произведение можно использовать бесплатно и без чьего-либо разрешения, но с указанием автора — ст. 1282 ГК РФ .

По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят.

Быть осторожным с узнаваемыми брендами

Известные изображения, слоганы и персонажи с большой вероятностью зарегистрированы как товарные знаки. За бездоговорное использование нарушитель платит компенсацию, даже если сам не виноват. Это касается и российских, и иностранных брендов.

Например, владелец британского товарного знака «Свинка Пеппа» отсудил у предпринимателя 140 000 рублей за бездоговорное использование этого персонажа. Хотя предприниматель просто продавала в отделе торгового центра игрушки в виде героев мультфильма, которые где-то закупила — дело № А09-5684/2018 .

Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.

А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Авторское право: как защитить свои работы

Мы уже рассказывали об авторских правах на музыку и о том, как законно включать музыку в кафе или ресторане. Сегодня расскажем о том, можно ли украсть чужую идею и как автору защитить права на своё творение.

Защищать нужно не только музыку, стихотворения, картины, но и комиксы, фотографии, сценарии, дизайнерские композиции, швейные модели и т.д. Всё, что создано творческим трудом, защищено авторским правом. Авторские права автоматически возникают с момента создания произведения.

Объекты авторских прав перечислены в 1259 статье Гражданского кодекса. В статье указаны не все объекты, на самом деле их больше. Закон не может предусмотреть все возможные произведения. Например, мем или авторская шутка не указаны в 1259 статье, но даже они охраняются авторским правом. Ведь это результат творческого труда.

И запись и комментарий к ней можно считать авторской шуткой, которую охраняет авторское право. Однако автора шутки в интернете бывает трудно установить.

Хорошую идею грех не использовать. Предприниматели любят заимствовать чужие идеи и на их основе строить свой бизнес. Это проще, чем придумать что-то кардинально новое. Если один предприниматель взял идею другого и создал своё дело, нет оснований его наказывать.

Но если идея обретает форму изобретения или полезной модели, то она может быть запатентована.

Например, твидовый жакет придумала легендарная Коко Шанель. Фирменные жакеты от Шанель стоят кругленькую сумму. Индивидуальный предприниматель Ольга выпускает на своей швейной фабрике твидовые жакеты, которые стоят 1 500 — 2 000 руб. Ольга вдохновилась идеей французского модельера и выпускает одежду, доступную любой девушке.

Представим, что директор швейной фабрики ночью пробрался в цех Шанель и скопировал бумаги, содержащие уникальную технологию производства. Теперь его твидовые жакеты абсолютно идентичны жакетам от Шанель. Директор не нарушил авторское право, но он нарушил патентное право. И еще совершил уголовное преступление.

Читайте также:
Имущественные права автора: что это значит

Промышленные изобретения и модели охраняет патентное право. Если процесс производства какого-то товара конкретно описан, обладает новизной, его можно запатентовать как полезную модель. Украсть чертежи, значит нарушить право патентообладателя.

Есть идеи, которые не получится защитить даже патентным правом. Один предприниматель придумал упаковывать носки в консервные банки. Он хотел, чтобы никто так больше не делал, и попытался запатентовать «консервированные носки». Тогда любой, кто повторил идею, обязан был бы платить ему вознаграждение. Однако ничего не вышло. Начни он так делать, его окружили бы производители консервированных ананасов и консервированного горошка. И все дружно стали бы отстаивать своё право на упаковку в банки.

Авторское право защищает не всё. В п.6 ст. 1259 ГК перечислены объекты, которые не защищены авторским правом. Это судебные решения, флаги и гербы, новости и расписания маршруток, народные тосты и анекдоты. Такие объекты можно распространять и использовать.

Например, Иван — ИП, ведущий на свадьбах и корпоративах. Однажды Иван вёл абхазскую свадьбу, на которой присутствовала тысяча человек. В ходе программы он произнёс: «Мудреца спросили: Когда отношения между мужем и женой хорошие? Когда муж не слышит, что говорит жена, а жена не видит, что делает муж, — ответил мудрец». Это был тост, т.е. народный фольклор, который не имеет конкретного автора. Иван не нарушил чужие авторские права. А выдай Иван за свою шутку, которую подглядел в чужом твиттере, то он нарушил бы права автора.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и процессы, открытия и факты. От этой нормы страдают, к примеру, разработчики телешоу. В некоторых странах — Великобритании, США — концепцию шоу можно защитить. Но не в России и не в других странах романо-германской правовой семьи. Поэтому разработчики телешоу Топ-модель по-американски вряд ли что-то смогут поделать с тем, что концепцию их шоу полностью повторяет Топ-модель по-украински. Неоднократно зарубежные правообладатели форматов телепередач подавали в суд на российские телекомпании, выпускающие аналоги, и проигрывали в силу этой нормы.

Закон допускает, что иногда охраняемые объекты авторских прав можно использовать без разрешения правообладателя. И вознаграждение автору платить не нужно. Самые распространённые случаи использования чужих произведений — это цитирование и пародии. Они не считаются нарушением закона.

Цитирование. Закон допускает, что чужие цитаты будут использоваться в научных, учебных или публицистических целях. Но объём цитаты должен быть оправдан такими целями. Если дойдёт до суда, оправданность цитирования устанавливает суд. Используйте цитаты обдуманно и всегда указывайте автора.

Например, автору этой статьи так понравилась цитата эксперта по авторским правам, что он решил опубликовать её в своей юридической группе ВК. Автор статьи указал, что цитата принадлежит другому человеку. Группа создана специально для разъяснения юридических вопросов, поэтому цитата здесь к месту. Такое использование не является нарушением авторского права.

А если бы автор статьи разместил цитату в группе про натяжные потолки, и к тому же выдал её за свою, то у Андрея Макарова появились бы основания для претензии.

Пародии. Статья 1274 ГК допускает создание пародий без согласия правообладателя. Но есть два момента, которые лучше разобрать на примере.

Например, Ксения, владелица студии красоты, записала ролик для рекламы своей студии. В нём одна из сотрудниц Ксении пародирует Ольгу Бузову и приглашает клиентов в студию. Пародия на какого-то известного человека никогда не повлечет нарушение авторских прав, поскольку человек не может являться объектом авторских прав.

Ксения записала ролик, в котором её сотрудники пародируют не саму Ольгу Бузову, а её песню «Мало половин». Песня — это объект, который охраняет авторское право. Если Бузова подаст иск, Ксении придётся доказывать, что песня в ролике — всего лишь пародия.

Другие исключения перечислены в 1274 статье ГК.

Казалось бы, закон надёжно охраняет товарные знаки, патенты, произведения, изобретения. Однако права на них регулярно нарушаются. Чтобы этого избежать, лучше обезопасить своё творение.

Для защиты объектов авторского права идеально подходит депонирование. Депонирование — это хранение образца авторского произведения. «Задепонировать» — значит отдать экземпляр авторского произведения кому-то на хранение. Раньше образцовые варианты хранили нотариус или почта, которым направляли экземпляр произведения в запечатанном конверте. Сейчас это специализированные организации.

Современные авторские произведения хранятся в электронном виде. Поскольку произведений много, они объединяются в реестр. В случае спора можно затребовать экземпляр из реестра судебным запросом. Хранитель реестра сообщит суду дату предоставления оригинала. Подлинным будет считаться более ранний экземпляр.

Раньше услугу депонирования оказывало Российское авторское общество. С 2018 года РАО больше этим не занимается. Сейчас есть несколько независимых автоматизированных реестров по депонированию объектов авторских прав.

  • Зарегистрироваться на сайте: ввести ФИО, адрес электронной почты и придумать пароль.
  • Зарегистрировать объект: указать название и добавить файл с произведением в последней редакции. Если захотите внести правки, придётся заново регистрировать объект.
  • Оплатить. Регистрация одного файла весом до 250 мб обойдётся в 1 000 руб.
  • Получить свидетельство о депонировании.

Защита произведения будет действовать 70 лет.

Процедура депонирования в n’RIS аналогичная. Стоимость услуги начинается от 990 руб.

Еще для предупреждения нарушений можно использовать знак охраны авторского права © и различные предупреждающие надписи. Но это плохо отпугивает потенциальных нарушителей.

В ваше кафе зашел Константин Ивлев, поел супчик и сфотографировался на фоне заведения. Вы разместили это фото в группе ВК, инстаграмм и фейсбуке. Для вас это отличная реклама. Вскоре вы увидели своё фото на сайте кафе-конкурента. Ваше авторское право было нарушено. Порядок действий в подобной ситуации:

  • Составьте претензию. Если автор и нарушитель — ИП либо юрлица, претензия обязательна. Порядок составления претензии свободный. Изложите суть нарушения и чётко сформулируйте требования. Можно потребовать удалить фото, поставить авторство и ссылку на сайт автора, либо выплатить денежную компенсацию. Согласно ст. 1301 ГК, компенсация составляет от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. Обычно за 1 фото автор требует выплатить 10-20 тыс. руб.
  • До отправки претензии нарушителю обратитесь к нотариусу, чтобы он зафиксировал факт нарушения авторских прав. Бывает, что нарушитель получает претензию и моментально всё удаляет из сети. И никакой компенсации не платит. Тогда нужно обращаться в суд, а без нотариального осмотра ничего не получится доказать.
  • Отправьте претензию. Лучше отправлять не по электронной почте, а письмом с уведомлением о вручении. Так у нарушителя будет меньше шансов сослаться на то, что он не получил претензию.
  • Если нарушитель претензию проигнорировал, либо не согласился с требованиями, обращайтесь в суд. В суде будьте готовы доказать своё авторство. Поэтому всегда оставляйте на фото водяные знаки. Ещё пригодится свидетельство о депонировании.
Читайте также:
Приостановление производства по делу

Споры о нарушении авторских прав — не редкость. Суды часто встают на сторону авторов и присуждают к выплате разные суммы компенсаций.

  1. Авторское право защищает всё, что создано творческим трудом, будь то песня, сценарий, комикс или авторский мем.
  2. Авторские права возникают с момента создания произведения. Специальной регистрации не требуется.
  3. Закон не защищает судебные решения, флаги и гербы, фольклор, новости и т.д.
  4. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и методики, открытия и факты.
  5. Цитирование и пародирование, по общему правилу, не считаются нарушением авторских прав.
  6. Для защиты своего произведения воспользуйтесь сервисами IREG или n’RIS. Они произведут депонирование и выдадут свидетельство.
  7. Там, где бессильно авторское право, попробуйте задействовать патентное право. Если идея, концепция или метод отвечает признакам промышленного образца или полезной модели, её можно запатентовать.
  8. Уникальный метод может сойти за секрет производства (ноу-хау). Его не нужно регистрировать. Главное — коммерческая ценность и полная конфиденциальность. На предприятии должны быть разработаны локальные акты, посвященные ноу-хау и его охране.

«Подпишитесь на наш блог, чтобы первыми узнавать лайфхаки для бизнеса»

Как защитить авторские права на цифровой контент

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

  • Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений — международное соглашение в области авторского права, положения которого (и других международных документов) имплементированы в ГК РФ.
  • Другие международные правовые акты, полный перечень которых можно посмотреть на сайте Роспатента.

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей ?

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.
  • Не защищаются авторскими правами творческие произведения спустя 70 лет после смерти автора — в связи с истечением срока защиты. Но есть исключения, а также стоит сделать фактчекинг в отношении ограничений со стороны других лиц, даже если срок защиты истёк.

    В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.

    Так, в случае из практики организация обратилась в Роспатент о регистрации товарного знака на словесное обозначение «О БЕНДЕР» и получила отказ — в связи с тем, что это имя главного героя романов Ильфа и Петрова, которое находится под охраной объектов авторских прав. Заявитель с этим не согласился, и решение было успешно обжаловано. В заключении Коллегии палаты по патентным спорам от 24.01.2018 года можно увидеть, в какой момент сменился статус произведения и оно стало общественным:

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

  • произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

  • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
  • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
  • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
  • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
  • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

В творческой среде часто используется принцип художественного заимствования — известный манифест дизайнера и писателя Остина Клеона «Кради как художник». Не всегда получается придумать что-то уникальное, но иногда чужая мысль вдохновляет на творчество — в результате получается новое произведение.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Нап ример:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

В 2018 году Российское Авторское Общество передало полномочия по депонированию любого объекта интеллектуальной собственности двум официальным партнёрам: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS) и ООО «Айрег» (национальный регистратор авторских прав IREG).

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Авторское право в интернете: как защитить и чем грозит нарушение

Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.

Где взять базу? Как сделать красивое письмо? Какие показатели смотреть? Расскажем об этом в бесплатном курсе из 16 писем. Татуировка в каждом письме!

Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.

По закону, практически весь контент в интернете защищен авторскими правами. Поэтому за использование чужих текстов, картинок или видео могут оштрафовать, привлечь к обязательным работам или наказать реальным лишением свободы.

Я расскажу, как не нарушить закон при обращении к чужим материалам и как защитить свое авторское право в интернете.

Что такое авторское право в интернете

Авторское право — это юридический термин, который означает, что права на произведение, ставшее результатом интеллектуального труда, принадлежат создателю (автору). Причём автор — всегда физическое лицо: конкретный человек или группа людей (соавторы).

Авторские права возникают в момент создания произведения. От автора не требуется никаких дополнительных действий. Не нужно регистрировать право, публиковать материал, ставить знак копирайта.

Автору принадлежат права двух типов:

Имущественные, или исключительные. Автор вправе использовать материал и разрешать или запрещать его использование остальными. Исключительные права автор вправе передавать любому иному лицу, который становится правообладателем. Условия передачи стороны оговаривают самостоятельно.

Неимущественные. Автор может требовать признания и указания авторства вне зависимости от места размещения произведения. Неимущественные права автора нельзя кому-то передать. Автор остаётся их владельцем даже при передаче контента другим людям.

Авторское право в интернете защищает любые виды контента — тексты, изображения, фото, дизайн, графику. Под защиту попадают и производные материалы, которые созданы в результате переработки или изменения оригиналов. Следовательно, объектами авторского права признают сайты и аккаунты в социальных сетях.

Защита распространяется и на отдельные элементы произведений: часть материала, название, персонаж и всё, что можно признать результатом творческого авторского труда.

Форма выражения произведения не важна. Авторский материал может быть создан в письменной или устной форме, в виде аудио- и видеозаписи, изображения, публичного произнесения. Неважно и то, обнародовал автор своё произведение или нет.

Закон защищает любой результат интеллектуальной деятельности. Применительно к сайту это название, все форматы контента, дизайн и любые использованные элементы при условии их уникальности и создания конкретным человеком или группой лиц. В соцсетях под защиту авторского права попадают любые формы контента, созданного творческим трудом: фотографии, публикации, персонажи.

Исключение составляют не конкретизированные объекты — методы, принципы, идеи и прочее.

Чем идеи и методы отличаются от результатов интеллектуального труда

У Василия возникла идея по написанию книги. Он поделился ею с Алексеем и тот написал книгу. Но Василий не вправе требовать признания своего авторства или соавторства, поскольку конкретное произведение создал Алексей. И невозможно определить, кому первому пришла в голову идея книги. По закону, автор — Алексей.

В следующий раз Василий поступил умнее — на основе своей новой идеи он записал подробное видео и выложил его на YouTube. Алексей посмотрел видео и изложил его содержание в своей очередной книге. И в этой ситуации Василий уже может заявить о нарушении авторских прав, поскольку он первым создал произведение, а Алексей украл и изменил материал.

Соответственно, авторское право в интернете охраняет лишь конкретную форму произведения.

Защита авторских прав в интернете

Защита авторских прав в интернете действует по умолчанию, как и в офлайне. Если автор не разрешал использование материалов, значит, это запрещено. При этом отсутствие прямого запрета не означает согласия.

Без чёткого разрешения автора запрещено использовать созданный им контент, а именно:

  • Публиковать контент, вне зависимости будет ли это в общем или закрытом доступе.
  • Использовать материалы для коммерческих и иных целей.
  • Менять имя автора либо присваивать авторство.
  • Изменять любым образом исходный материал.

Особого внимания заслуживает последний пункт. Под изменениями подразумевают любую переработку — обрезку изображений, использование фрагментов видео, переработку текстов.

Как понять, пеработан ли материал или это самостоятельное произведение

Некий интернет-ресурс опубликовал статью, которая понравилась читателям. Владельцы двух сайтов смежной тематики решили повторить успех:

Первый сделал рерайт текста. Он поменял фразы местами, заменил некоторые слова синонимами и в итоге добился технической уникальности. Он нарушил авторское право в интернете, так как просто изменил исходный текст.

Второй изучил идею материала и мысли автора для вдохновения. Затем он написал текст с учётом своего мнения по теме, добавил дополнительной информации и в результате создал действительно уникальный материал. Данный случай нарушением авторского права не считается, поскольку идеи не подлежат защите.

Чтобы использовать чужой контент, в неизменном виде или с целью обработки, необходимо получить у автора согласие — купить исключительные права либо попросить письменное разрешение. Без согласования разрешено использовать контент с лицензией Creative Commons. Это публичная лицензия, позволяющая свободно распространять и использовать авторские произведения. Для поиска контента, распространяемого по Creative Commons, можно применять поисковик Creative Commons Search (CC Search).

Что делать если ваши права нарушили

Если кто-то без согласия использовал ваш контент, он нарушил авторское право. Здесь существует два варианта решения: досудебное урегулирование и судебное разбирательство. Как правило, эти два процесса происходят последовательно. Рассмотрим, как защитить авторское право в интернете, и какие действия предпринять.

Зафиксируйте факт нарушения

В идеале желательно провести осмотр веб-страниц с участием нотариуса, который подтвердит нарушение. Но если объём контента велик, стоимость нотариальных услуг может быть высокой. Альтернативным вариантом могут стать скриншоты страниц, видеозапись экрана с отображением нарушений.

Установите нарушителя

На сайте можно посмотреть информацию о владельце в разделе «О нас/обо мне». При отсутствии данных помогут WHOIS-сервисы, которые позволяют установить данные администратора и регистратора домена. Если владелец сайта — физическое лицо, его данные будут скрыты. Можно лично обратиться к регистратору домена или отправить на его адрес адвокатский запрос об установлении личности администратора.

В социальных сетях установить владельца страницы сложнее, поскольку данные могут быть заведомо ложные или отсутствовать вовсе. Но можно обратиться в поддержку соцсети, которая вправе заблокировать страницу, если доказано нарушение авторских прав.

Отправьте нарушителю претензию

Напишите нарушителю письмо со своей просьбой. Вы можете потребовать удалить контент или попросить указать авторство со ссылкой на источник и обойтись без суда.

Если вы намерены взыскать компенсацию или заявить о материальном ущербе, досудебное урегулирование обязательно. Это значит, что прежде чем обращаться в суд, вы должны попытаться решить проблему самостоятельно. И только если нарушитель отказывается выполнять ваши требования, можно обращаться в суд.

В случае, когда установить нарушителя так и не удалось, отправьте претензию хостинг-провайдеру. Это компания, которая предоставляет место на своём сервере под сайт пользователя. Узнать провайдера также можно через WHOIS-сервис.

Подайте иск в суд

Если решить ситуацию мирным путём не получилось, обращайтесь в суд. Физлица подают исковое заявление в районный суд, а предприниматели и компании — в арбитражный суд субъекта РФ.

В заявлении изложите обстоятельства, при которых ваше авторское право в интернете нарушили. Приложите документы, подтверждающие авторское право. Например — исходники материалов, размещённые в облаке или оригинальную публикацию. Главное — возможность установить точную дату, на которую материал уже существовал.

Также приложите доказательства — всё, что вам удалось собрать по факту нарушения: данные владельца сайта, скриншоты, другие варианты фиксации нарушения.

После получения положительного судебного решения напишите заявление в Роскомнадзор. Именно РКН займётся исполнением решения: направит уведомления хостинг-провайдеру и потребует ограничить доступ к информации с уведомлением владельца. Если владелец не предпримет никаких действий по устранению нарушений, хостинг-провайдер должен ограничить доступ к сайту.

Когда ни нарушитель, ни владелец хостинга не реагируют на уведомления, РКН уведомляет о ситуации оператора связи, который в течение суток должен ограничить доступ к незаконно размещённой информации либо полностью заблокировать сайт.

Однако блокировка сайта или ограничение доступа к контенту — не единственные способы борьбы с нарушителями авторских прав.

Ответственность за нарушение авторских прав

Автор или правообладатель могут просто потребовать удалить украденный контент или указать его авторство. Но также можно затребовать возмещения убытков или уплаты компенсации. Вид взыскания определяют с учётом вида ответственности.

Гражданско-правовая ответственность. В случае, когда нарушитель отказался удовлетворить досудебную претензию, его можно привлечь к ответственности по гражданско-правовому законодательству. Автор может требовать признать право, прекратить использование, возместить убытки, изъять носители плагиата и опубликовать судебное решение.

Лица, нарушившие авторские права, должны возместить убытки или выплатить компенсацию. Сумму компенсации называет истец, а устанавливает суд. При этом иск можно направить и иным лицам, которые содействовали нарушению.

Убытки автора/правообладателя складываются из реального ущерба и упущенной выгоды. Но поскольку данные величины подсчитать сложно, на практике чаще применяют взыскание компенсации. В законе сказано, что правообладатель вправе просить компенсацию взамен возмещения убытков.

Величину компенсации определяют одним из следующих способов по усмотрению истца:

  • В двукратном размере стоимости, которую нарушитель заплатил бы при правомерном использовании авторских произведений.
  • В двукратном размере стоимости экземпляров произведения.
  • В размере от 10 тыс. до 5 млн рублей (суд вправе снизить сумму, заявленную истцом).

Уголовная ответственность. Уголовное наказание за нарушение авторских прав в интернете применяют, если автор понес крупный ущерб. Крупный размер нарушения признают, если стоимость прав превышает 100 тыс. рублей.

Наказание может быть определено, как:

  • Штраф до 200 тыс. рублей или взыскание дохода за период до 18 месяцев.
  • Обязательные работы длительностью до 480 часов.
  • Исправительные работы продолжительностью до 1 года.
  • Арест на срок до 6 месяцев.

Легальное использование

Однако правовая защита контента не значит, что чужие материалы нельзя использовать ни при каких условиях. Существует несколько способов законного использования авторского контента, чтобы не возникало нарушение авторских прав в интернете.

С разрешения автора. Оптимальный вариант. Но учитывайте, что получить разрешение необходимо в письменной форме. При отсутствии других вариантов, подойдёт переписка по email, в соцсетях или мессенджерах.

Без согласия. По Гражданскому кодексу, в некоторых случаях можно использовать контент без прямого разрешения:

  • При использовании в информационных, научных, учебных или культурных целях.
  • При использовании библиотеками, архивами и образовательными организациями.

То есть чужой контент допустимо заимствовать для новостных, информационных и обучающих материалов. Но при этом оригинал нельзя изменять и нужно обязательно указывать авторство.

Использовать материалы без согласия автора можно, если вы отсылаетесь к определенному произведению или вставляете его как пример. Нельзя использовать чужой контент для получения коммерческой выгоды.

Цитирование. Использовать контент без согласия автора разрешено на условиях цитирования. Основными условиями выступают обязательное указание автора и источника заимствования.

Цели цитирования достаточно многообразны — научные, информационные, учебные и прочие. Объём цитирования должен быть не более 30% от общего объема создаваемого текста. В цитате нельзя менять оригинал и нужно указывать автора со ссылкой на источник.

Использование общественного достояния. К объектам общественного достояния относят творческие произведения, в отношении которых истекли или никогда не существовали авторские исключительные права. Такие произведения разрешено использовать и распространять без ограничений и без выплаты авторского вознаграждения. Однако неимущественные авторские права не зависят от срока существования произведения. Автор обладает бессрочным правом на признание авторства и на защиту авторской репутации.

Например, литературные произведения классиков XIX века признают общественным достоянием. Это значит, что любой человек может заимствовать части произведения для собственных целей. Но при этом надлежит указать автора.

Порядок перехода произведений в категорию общественного достояния может отличаться в зависимости от страны. Но в основном это происходит, когда истекают исключительные авторские права.

Защита авторских прав

Главная особенность интеллектуальной собственности – ее нематериальность. С этим связаны сложности ее охраны, а также тот факт, что само осознание необходимости защиты результатов творческой деятельности пришло к человечеству относительно недавно – термин «интеллектуальная собственность» появляется только в XVIII веке.

Защита авторских прав осуществляется во всех странах мира. Основные международные договора, регулирующие отношения в сфере интеллектуальных прав, подписаны большинством государств. Например, странами-участницами Бернской конвенции являются 167 из 195 международно-признанных государств.

Это означает, что любому автору, являющемуся гражданином одной из этих стран, будет предоставлена охрана его интеллектуальных прав на территории другой страны. В России, если говорить кратко, защита авторских прав строится на принципе невозможности отчуждения прав автора без его разрешения. Исключительные права могут быть переданы другим лицам только по тому или иному договору, а само право авторства вообще неотчуждаемо и не имеет срока действия. Но обо всем по порядку.

Авторское право и его субъекты

В широком смысле субъектами авторского права являются все люди, создающие объекты интеллектуальной собственности (ОИС), а также физические и юридические лица, ставшие вследствие тех или иных причин обладателями исключительных прав на ОИС. В соответствии с российским законодательством авторскими правами может обладать любое физическое лицо, вне зависимости от возраста, но защита авторских прав по ГК РФ граждан до 14 лет осуществляется их родителями или опекунами.

Можно выделить следующих субъектов интеллектуальных прав:

  • авторы и соавторы;
  • их наследники;
  • физические или юридические лица, приобретшие исключительные права по лицензионному, авторскому или иному договору;
  • работодатели и заказчики, обладающими исключительными правами на служебные произведения;
  • организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами (РАО, ВОИС и другие).

Субъектом российского авторского права может являться также гражданин другого государства в следующих случаях:

  • его произведение впервые обнародовано на территории РФ;
  • его произведение находится на территории Российской Федерации в той или иной объективной форме.

Если ни одно из этих условий не выполняется, защита авторских прав регулируется нормами международного законодательства, в пределах тех соглашений, участником которых является наша страна.

Правовая база и объекты авторского права

1 января 2008 года в силу вступила 4 часть Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Она состоит из 9 глав, последовательно рассматривающих интеллектуальные права в целом и права на конкретные виды интеллектуальной собственности:

  • авторское право;
  • смежные права;
  • патентное право;
  • право на селекционное достижение;
  • право на топологии интегральных микросхем;
  • право на секреты производства;
  • право на средства индивидуализации;
  • право на технологию.

Защита авторских прав в России осуществляется также с помощью Уголовного кодекса (статьи 146 и 180) и Кодекса об административных правонарушениях (статья 7.12).

Российская Федерация является членом ряда международных соглашений в области авторского права:

  • Всемирной конвенции об авторском праве (Женевской);
  • Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений;
  • Всемирной Парижской конвенции об авторском праве;
  • Конвенции об охране интересов производителей фонограмм и других.

По закону защита авторских прав гарантирована авторам следующих категорий объектов:

  • произведений литературы, в том числе сценариев и музыкально-драматических произведений (опер, мюзиклов и т.п.);
  • музыкальных произведений с текстом или без;
  • аудиовизуальных произведений;
  • произведений любых видов изобразительного искусства;
  • произведений архитектуры, градостроительства, ландшафтного дизайна;
  • произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • фотографий и других произведений, полученных с помощью аналогичных техник;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • географические карты, планы, эскизы;
  • программы для ЭВМ.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся производные (например, переводы) и составные произведения, в том числе базы данных, в том случае, если они представляют собой самостоятельный результат творческого труда.

Авторы любого из вышеперечисленных ОИС могут при необходимости обратиться к тем, кто занимается защитой авторских прав, за услугой защиты своих интересов в судебных спорах или в досудебном урегулировании конфликта. Авторское право – одна из самых сложных сфер юриспруденции, поэтому мы рекомендуем обращаться к узкоспециализированным юристам, имеющим соответствующий практический опыт.

Сроки действия авторских прав

Российское законодательство предельно четко определяет те сроки, на протяжении которых действуют личные неимущественные и исключительные права автора. Деление на эти две категории – имущественных и неимущественных прав – здесь принципиально, поскольку неимущественные права автора не имеют срока – они бессрочные и неотчуждаемые. К таким правам относятся:

  • право признаваться автором произведения;
  • право обнародовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно.

Другая категория прав – исключительные – обеспечивают автору возможность свободно распоряжаться своим произведением любым интересным для него способом. Эти права действуют ограниченно:

  • в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (или последнего из соавторов);
  • 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом правомерного обнародования произведения, автор которого предпочел остаться анонимным или использовал псевдоним. Если в течение этих 70 лет личность автора станет известной, защитить авторские права на такое произведение можно будет в течение 70 лет после его смерти;
  • 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом правомерного обнародования произведения, в том случае, если это произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора;
  • 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом посмертной реабилитации ранее репрессированного автора;
  • 74 года в любых случаях, если автор создал произведение во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.

Таким образом, современное законодательство обеспечивает возможность воспользоваться исключительными правами на ОИС не только самому автору, но и его наследникам (детям, внукам и т.п.).

Внесудебные механизмы защиты

В первую очередь следует отметить, что ныне действующий Гражданский кодекс обеспечивает высокую степень защиты интеллектуальных прав. Например, оговаривая, что первоначально авторские права возникают у автора, который может частично передать их другим лицам. Еще один пример – право на служебные произведения, которое стало тоже принадлежать автору. В целях защиты интеллектуальных, в том числе авторских прав, было разработано несколько механизмов, в том числе возможность для правообладателя направлять претензию в адрес ресурса в сети Интернет (или других информационно-телекоммуникационных сетях), на котором без разрешения размещена его интеллектуальная собственность. В течение 24 часов с момента получения заявления администрация или владелец ресурса обязаны удалить контент, размещенный с нарушением авторских прав, или направить заявителю уведомление об уточнении указанных в заявлении сведений. Такое уведомление может быть направлено однократно.

На практике этот механизм внесудебной защиты интеллектуальных прав работает, безусловно, не всегда. Если ресурс заботится о своем имидже и стремится действовать в правовом поле с соблюдением всех законодательных норм, то, как правило, проблем не возникает, и его администрация реагирует достаточно оперативно, устраняя нарушения. Но встречаются и недобросовестные пользователи контента. В этом случае применяются более сложные способы защиты авторских прав – подача в суд искового заявления, подача апелляционной жалобы и т.п.

Если произведение было задепонировано, то в качестве превентивной меры, которая, конечно, не предотвратит на 100% вероятность того, что ваш контент решат использовать без разрешения, но в определенной степени снизит этот риск, стоит указывать при публикации уникальные идентификаторы, которые содержит свидетельство о депонировании. Так вы дополнительно информируете всех пользователей о том, что право на произведение принадлежит вам и зафиксировано в специализированной организации.

Судебный механизм

В том случае, если договориться с физическим или юридическим лицом, незаконно использовавшим вашу интеллектуальную собственность в досудебном (претензионном) порядке, не получается, вы имеете полное право обратиться в суд. Дела по нарушениям интеллектуальных прав рассматриваются:

  • городскими, районными и межрайонными судам общей юрисдикции (первая инстанция);
  • апелляционными судами общей юрисдикции (вторая инстанция);
  • судом по интеллектуальным правам (третья инстанция).

В исключительных случаях правовая защита авторских прав требует обращения в судебные коллегии и Верховный суд РФ. ВС РФ – это надзорный орган. Рассматривает только жалобы в порядке надзора.

Чтобы отстоять свои права, истец обращается в суд с исковым заявлением, в котором должна быть указана следующая информация:

  • имя/наименование нарушителя;
  • адрес сайта, на котором был незаконно размещен контент;
  • требуемый размер компенсации;
  • информация о том, что истец не давал разрешения ответчику на использование своей интеллектуальной собственности.

В соответствии со статьей о защите авторских прав 1301 ГК РФ автор может требовать от нарушителя выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, но сумму компенсации в конечном итоге определяет суд после рассмотрения всех обстоятельств дела.

Кроме того, истец обязан предоставить суду:

  • доказательства собственного авторства (например, свидетельство о депонировании);
  • в случае факта незаконного использования в цифровой среде – нотариально заверенный протокол осмотра сайта, с перечнем незаконно используемых произведений;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины за подачу искового заявления.

Апелляцию в вышестоящую инстанцию вправе подать любая из сторон в течение месяца после того, как было принято решение по делу судом первой инстанции.

Пример из судебной практики

«Незнание не освобождает от ответственности» – это утверждение в полной мере касается и вопросов авторского права. То есть, если вы не знаете, кому именно принадлежит тот или иной объект творчества, или вообще ничего не знаете об интеллектуальной собственности, вы все равно будете нести ответственность, если нарушите авторские права.

Так, гражданка А. обратилась в суд с иском к издательству, указав, что ответчик нарушил ее исключительное право, опубликовав в изданной ими книге ее фотографии, и просила взыскать с ответчика компенсацию за нарушение своих авторских прав. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, основываясь на том, что на фотографиях не было указано авторство, следовательно, издательство не было осведомлено об авторстве гражданки А. на данные фотографии и не может нести ответственность за нарушение авторских прав.

Суд второй инстанции отменил вынесенное постановление, указав, что основанием для взыскания компенсации является сам факт нарушения авторских прав. Защита авторства, согласно ст. 1250 ГК РФ, осуществляется вне зависимости от того, знает или нет нарушитель о том, что его действия неправомерны, а меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав применяются даже при отсутствии вины нарушителя, если только он не докажет, что нарушение прав произошло вследствие непреодолимой силы.

Это дорого вам обойдется: отвечаем на 21 вопрос об авторском праве

Не нашел автора и взял картинку из «Гугла». Репостнул свой тикток с чужой музыкой в «Инстаграм». Проиллюстрировал пост картинкой из «Мстителей». Если вы частное лицо и публикуете все это в личных аккаунтах, возможно, проблем и не будет. Но если вы SMM-менеджер или редактор корпоративного блога – жди беды. Специалист по авторскому праву, юрист частной практики Денис Воробьев рассказал, что светит вашей компании.

Что мне будет за нарушение чужих авторских прав?

Вы можете по-разному нарушить авторские права и получить разное наказание:

  • нарушить неимущественные права. Взяли чужую фотографию, изменили ее, разместили в интернете и не указали авторство – платите компенсацию морального вреда (чаще всего эта компенсация составляет 10–20 тыс. р.).
  • нарушить права на использование произведения. Переработали чужие произведения (сразу несколько) и выдали за свои – платите судебную компенсацию в размере до 5 млн р. Меньше 10 тыс. р. за 1 украденное произведение вам не вменят – потратиться придется серьезно.

А что вообще такое авторское право?

Авторское право – это несколько прав в одном, а именно:

  • исключительное право на произведение (аналог права собственности);
  • право называться автором и право на указание своего имени как автора;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения.

Это основные права. Бывают еще дополнительные, которые возникают в зависимости от ситуации.

Однако условно можно приобрести часть исключительного авторского права у другого человека. Например, купить по лицензии фото, музыку или фильм и перепродавать их.

Значит ли это, что мне не нужно размещать на странице в соцсетях пометки, что все мои посты защищены авторским правом?

Пометки размещать необязательно, но их наличие, конечно, даст понять и напомнит всем, что вы и есть истинный автор, и ваши права охраняются законом. Формально они ни на что не влияют и не защищают вас сами по себе ни от самих социальных сетей, ни от пользователей – по умолчанию никто не может использовать то, что создали вы, без вашего согласия.

Как доказать, что это произведение создал я?

Подтвердить наличие авторских прав можно техническими и правовыми способами, а именно:

  • сохранить или зафиксировать исходник с отображением даты, времени, места его создания;
  • задепонировать (это аналог банковской ячейки в электронном виде с выдачей свидетельства);
  • зарегистрировать товарный знак и / или наименование места происхождения товара;
  • получить патент на изобретение и т.д.

На территории каких стран действует авторское право?

У каждой страны есть свои законодательные нюансы и тонкости. Тем не менее, по общему правилу всех стран, без согласия автора, даже если он просто не ответил на ваш запрос, использовать результаты его труда запрещено.

Если я работал в компании дизайнером / фотографом / редактором / etc , авторские права на результаты моей работы принадлежат мне или работодателю?

Автором всегда будете вы как создатель или творец работы. Но права по перепродаже могут принадлежать вашей компании или третьему лицу (заказчику, например). Все зависит от того, оформлена ли передача исключительных прав на изображение от вас к компании или от вас / компании – к заказчику. Вот почему, например, важно после фотосессий подписывать акт приема-передачи фотографий и прав на них. Чаще всего, конечно, ни компании, ни частные специалисты так не поступают.

При каждой перепродаже произведений изобразительного искусства, рукописей литературных и музыкальных произведений вы как автор имеете право на процент дохода, если подписывали соответствующий договор – важно выяснять такие нюансы заранее.

Можно ли редактировать чужие произведения, если я указываю авторство?

Редактировать и использовать чужие произведения можно только с согласия автора (молчание или просто обнародование в интернете не считается согласием).

Однако редактирование в формате карикатуры или в жанре пародии возможно без всякого согласия. Также легко можно редактировать и использовать фото из публичных мест, фото публичных людей и, например, произведений искусства, доступ к которым не ограничен лицензией изначально (например, картины И. Айвазовского «Девятый Вал»).

Если я использую чужие картинки, но не зарабатываю на этом деньги, нарушаю ли я чьи-то права?

Без цели получать прибыль использовать чужие произведение можно. Если вы укажете авторство, то нарушать права создателя не будете. Учтите, что это работает, только если ваша площадка ничего не продает. Само по себе использование таких картинок, например, в бизнес-аккаунте Instagram уже предполагает коммерческую деятельность.

Требование автора об удалении его работы в любом случае будет правомерно.

Если статья размещена на сайте или странице компании в соцсетях, но ничего не продает, ее все равно можно считать коммерческой и накладывать ограничения?

Если компания ведет полезное бренд-медиа и не промоутирует свои или чужие продукты / услуги, то, думаю, ограничения не могут накладываться.

Претензии у авторов появляются, когда на их труде (произведениях) кто-то начинает зарабатывать, поэтому законом и предусмотрены штрафные санкции, в том числе в размере, кратном количеству незаконно проданного товара.

Я нашел классную картинку в Google или Pinterest, но там не указано авторство. Могу ли я использовать ее без указания авторства?

С точки зрения закона – не можете, потому что только автор дает согласие на использование. Все остальное нарушает его права. Как вариант – вы можете указать источник, откуда взята картинка.

Существуют сайты, на которых авторы выкладывают фото и разрешают их бесплатное использование, а взамен просят лишь указать их имя – такая ситуация соответствует закону.

Можно ли по договору передать права на свои произведения другому человеку или компании?

Да, возможно, например, по договору авторского заказа или по лицензионному договору.

Можно ли использовать чужую музыку у себя в магазине / на мероприятии?

Чужую музыку без согласия правообладателя можно использовать только для домашних и некоммерческих целей. На все остальное требуется согласие (лицензия) правообладателей. Существуют организации (например, Российское авторское общество), сотрудники которых ходят по заведениям и фиксируют такие факты, а потом выясняют, есть ли у организаций лицензия на использование материалов. Если нет, пишут претензию и требуют компенсации – это целый бизнес.

Можно ли использовать кадры из фильмов в статьях?

Если статьи преследуют коммерческую цель, то нельзя. Часто так бывает, что персонажи фильмов дополнительно защищены, например, товарным знаком, т.е. это бренд, с использованием которого потом создают продукты и получают дополнительную прибыль с продаж.

Можно ли использовать кусок чужого произведения (фрагмент картины или отрывок песни) в своих работах?

Если цель коммерческая, то нет. Если учебная, медицинская или личная, то возможно.

Если картина размещена в доступном для публики месте, то, например, ее фотографию использовать можно. Важно, что на фото это произведение не должно быть основным, а еще интернет не считается публичным местом – ограничений сразу стало на порядок больше.

Защищены ли авторским правом страницы в соцсетях?

Авторским правом защищены фотографии, музыка и видео. Зафиксированы ли они конкретно депонированием или защищены товарным знаком – знает только правообладатель и Роспатент (для РФ). А вот текст – это мнение или идея, которые законом не защищаются законом напрямую.

В статье 1259 ГК РФ защищаются «литературные произведения». Под это определение грамотный защитник может «подогнать» что угодно, в том числе посты в соцсетях.

Могу ли я требовать, чтобы люди удалили пост, скопированный у меня со страницы?

Требовать можете и даже писать администраторам об этом. Однако если из него взята суть, выжимка, содержание, идеи и отдельные фразы, то такое ваше требование необоснованно. К сожалению, идеи и мнения не охраняются законом.

Если я готов указать авторство, заимствуя чужую работу, нужно ли мне получать на это согласие автора?

Если цель действительно некоммерческая (научная, критическая, информационная, учебная, полемическая), вы можете цитировать любые произведения с указанием автора и источника цитирования, но без согласия создателя.

Тем не менее, в ст. 1229 и ст. 1233 ГК РФ указано, что при использовании чужих снимков всегда нужно получать на это письменное согласие автора. Можно даже в форме электронных писем и переписок в соцсетях.

Что делать, если я прошу мошенника удалить мое произведение, а он этого не делает?

Жаловаться администраторам сайта – пусть удаляют, блокируют. Если вопрос серьезный и денежный, то работайте по схеме «скриншоты – претензии – суды».

Как я могу защитить свое произведение в интернете?

Выбор способа защиты зависит от вида произведения и формы его использования (фото, музыка, видео или, например, обучающий курс). Самыми распространенными являются депонирование и регистрация товарного знака. Некоторые используют водяные знаки, метки или IT-способы (самый простой пример – это условный «запрет» на скачивание).

Как долго произведение может быть защищено авторским правом?

В течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Это правило жестко действует на произведения науки, литературы и искусства. По остальным произведениям сроки могут растягиваться, если права передавались от одного правообладателю к другому.

Правда ли, что использование небольшого музыкального отрывка. Защищенного авторского права, не будет считаться нарушением, и я могу его даже монетизировать (например, на YouTube)?

Законом не предусмотрено конкретно, сколько секунд чужого видео еще можно использовать, а сколько уже нельзя. По общему правилу, вы обязаны запрашивать согласие автора или правообладателя. Однако есть такие платформы, как YouTube, правила которых предполагают, что, если правообладатель загрузил свой ролик, значит, он автоматически дал всем согласие на его использование (со ссылкой на URL-адрес этого видео на YouTube).

Если я эти фотографии / видео комментирую как критик, это освобождает меня от последствий?

Да, освобождает. Законом (ст. 1274 ГК РФ) предусмотрены случаи использования чужого произведения, когда согласие автора спрашивать не нужно: в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных им произведений.

Послесловие

Авторское право и другие виды связанных с ним прав составляют огромный пласт законодательства и судебной практики (около 75 000 судебных решений уже есть в базе – это только по России). Поэтому, конечно, ответов на самые распространенные вопросы недостаточно, чтобы раскрыть весь объем информации по теме. Остались вопросы? Задавайте их в комментариях или по почте editor@texterra.ru.

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания

Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года

Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года

(В редакции федеральных законов от 22.10.1999 № 185-ФЗ, от 21.10.2011 № 289-ФЗ, от 25.12.2012 № 254-ФЗ, от 01.07.2017 № 148-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ)

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в “Парламентской газете”, “Российской газете”, “Собрании законодательства Российской Федерации” или первое размещение (опубликование) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

(Статья в редакции Федерального закона от 21.10.2011 № 289-ФЗ)

Статья 5. “Парламентская газета” является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в “Парламентской газете”. Обязательному опубликованию в “Парламентской газете” подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании. (Часть введена – Федеральный закон от 22.10.1999 № 185-ФЗ)

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7. “Собрание законодательства Российской Федерации” является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Статья 8. “Собрание законодательства Российской Федерации” состоит из пяти разделов:

в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;

во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;

в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части – иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9. Публикуемые в “Собрании законодательства Российской Федерации” акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 91. “Официальный интернет-портал правовой информации” (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны. (В редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 148-ФЗ)

На “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования). (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 254-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ)

На “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Размещение (опубликование) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) актов, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

(Статья введена – Федеральный закон от 21.10.2011 № 289-ФЗ)

Статья 10. Признать утратившими силу: Закон РСФСР от 13 июля 1990 года “О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 6, ст. 93);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 1, ст. 8).

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: