Оккупация военная: что это такое, описание и особенности

Оккупация военная

Военная оккупация — это временное занятие вооруженными силами одного государства всей или части территории другого государства с принятием на себя функций управления. Военная оккупация не распространяет суверенитет оккупирующего государства на занятую его войсками территорию. После вступления в действие Женевских конвенций I – IV (1949 г.) режим военной оккупации не обусловлен ни объявлением состояния войны, ни отсутствием вооруженного сопротивления оккупанту (ст. 2 общая для четырех Женевских конвенций).

Возникновение и развитие права военной оккупации продиктованы необходимостью международно-правового регулирования отношений между оккупирующей державой, с одной стороны и оккупированным государством и его жителями, включая беженцев и лиц без гражданства, с другой. Право военной оккупации применимо только в международных вооруженных конфликтах.

Оккупацию следует отличать от завоевания территории. Завоевание предполагает полное подчинение побежденного победителю, влекущее за собой конец войны и прекращение существования побежденного государства. Для оккупации, наоборот, характерны сохранение властных структур (пусть даже в изгнании) побежденного государства и продолжение сопротивления и военных действий против государства-оккупанта.

История развития права военной оккупации.

Право военной оккупации постепенно развивалось во второй половине 19-го века в ходе дискуссий между правительствами европейских государств, главным образом в ходе мирных конференций в Брюсселе (1874 г.) и Гааге (1899 и 1907 гг.).

Принцип защиты гражданских лиц и их имущества обусловлен ранее проведенным разграничением между комбатантами и некомбатантами и обязанностью предохранять последних от бедствий войны. Обязательство уважать суверенные права оккупированного государства представляет собой отражение последних этапов кристаллизации концепции суверенитета как верховной власти государства над своей территорией и гражданами страны. Такая двойная концепция оккупации стала частью общего международного права к началу 20-го века.

В течение 20-го века право оккупации часто нарушалось. Многие оккупанты либо вовсе не признавали права оккупации, либо интерпретировали его положения в собственных целях.

Порядки, установленные во время Второй мировой войны немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками на оккупированных территориях стран Европы и бывшего СССР, сопровождались невиданной доселе жестокостью. Большинство свергнутых правительств в изгнании или после их возвращения также слабо уважали право оккупации, отказываясь признавать действительность нормативных актов, принятых оккупантом.

Другой тип проблем, возникший после окончания «холодной войны», касается миротворческих миссий ООН в рамках постконфликтного урегулирования, в таких странах как Косово и Восточный Тимор (1999 г.), или миссий международных сил под эгидой ООН, в таких странах как Сомали (1992 г.), ни одна из которых не признавала применимость права оккупации к этим миссиям, за исключением австралийского подразделения в Сомали.

Основные источники права военной оккупации.

Нормы, относящиеся к праву военной оккупации, содержатся в следующих международно-правовых актах:

  • отдел III «О военной власти на территории неприятельского государства» Гаагских положений о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;
  • раздел III, часть III «Оккупированные территории» Женевской конвенции (IV) 1949 г. о защите гражданского населения во время войны;
  • часть IV, раздел II «Помощь гражданскому населению», раздел III «Обращение с лицами, находящимися во власти стороны, находящейся в конфликте» Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г.;
  • универсальные и региональные договоры в области прав человека;
  • иные документы, относящихся к праву вооруженных конфликтов, в соответствии с тематикой этих документов;
  • судебные постановления, доктринальные источники (прежде всего, исходящие от Международного Комитета Красного Креста (далее – МККК)).

Условия действительности режима оккупации.

Правовые условия для вступления в действие режима военной оккупации определяются ст. 42 Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, считающегося отражением международного обычного права. Этот текст, оставшийся неизменным с момента его первоначального появления в ст. 1 Брюссельской декларация (1874 г.) (Проект международной декларации о законах и обычаях войны), гласит:

Территория признается занятою, если она действительно находится во власти неприятельской армии.
Занятие распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность.

По мнению МККК, оккупация имеет место при наличии следующих условий:

  1. вооруженные силы государства физически присутствуют на иностранной территории без согласия эффективного местного правительства;
  2. местное правительство не может осуществлять свои полномочия в силу присутствия иностранных сил;
  3. иностранные силы могут осуществлять власть на данной территории вместо местного правительства.

Поскольку оккупация является вопросом факта, официального провозглашения оккупации либо создания оккупационной администрации не требуется, а их отсутствие никак не сказывается на статусе оккупированной территории.

Определение того, выполнены ли условия для действительности режима оккупации в данное время и в данном месте, основываться на фактическом анализе ситуации в каждом конкретном случае. Эффективный контроль не требует присутствия оккупационных сил во всех местах. Общепринято, что достаточно, чтобы оккупационные силы могли в приемлемые сроки направить войсковые отряды для поддержания власти на оккупированной территории. Количество войск, необходимых для осуществления оккупации, зависит от различных факторов, таких как расположение жителей, численность и плотность населения, а также характер местности. Районы сражений не могут считаться оккупированными, но спорадическое местное сопротивление, даже временами успешное, не делает оккупацию неэффективной.

Правовой режим военной оккупации.

Оккупация не влечет перехода суверенитета, но влечет переход территориальной юрисдикции и, соответственно, возложение на оккупанта государственных функций и обязательств по защите прав человека.

Читайте также:
Простая гипотеза: что это такое, описание и особенности

Основные правила обращения с гражданским населением, права и обязанности оккупирующей державы в соответствии с международным гуманитарным правом можно обобщить следующим образом:

  • Население оккупированной территории пользуется гуманным обращением и основными правами человека: правом на личную и семейную жизнь, правом на справедливое судебное разбирательство, свободой вероисповедания и др.
  • Оккупирующая держава должна принять меры для восстановления и обеспечения, насколько это возможно, гражданской жизни, общественного порядка и безопасности.
  • Законы оккупированной территории остаются в силе, если они не представляют угрозы безопасности оккупирующей державе или препятствуют применению международного права оккупации.
  • Оккупирующая держава обязана при помощи всех имеющихся у нее средств поддерживать здравоохранение и общественную гигиену на оккупированной территории, а также обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами. Если снабжение населения является недостаточным, оккупант должен согласиться на оказание помощи другими государствами или гуманитарными организациями.
  • Оккупирующей державе запрещено принуждать местных жителей служить в ее вооруженных или вспомогательных силах.
  • Принудительное перемещение населения на оккупированной территории запрещено, если это не требуется по соображениям его безопасности.
  • Депортация гражданского населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы безусловно запрещена.
  • Принудительная работа допускается, только если она необходима для обеспечения нужд оккупационной армии или функционирования бытовой инфраструктуры. При этом оккупирующая армия не может использовать население на военных объектах и оборонительных работах.
  • Коллективные наказания, акции устрашения и террора не допускаются.
  • Взятие заложников воспрещается.
  • Конфискация частной собственности оккупантом запрещена.
  • Уничтожение имущества, которое не является абсолютно необходимым для военных операций, воспрещается.
  • Преднамеренный захват, истребление или повреждение культурных ценностей воспрещаются и должны подлежать преследованию.
  • Оккупант может взимать налоги с населения.
  • Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы и санитарные материалы только для удовлетворения нужд армии и с учетом нужд гражданского населения.
  • Оккупант может завладеть только государственными денежными средствами, складами оружия, транспортными средствами, запасами провианта и всей движимой собственностью государства, могущей служить для военных действий.
  • Частная собственность не подлежит конфискации, однако допускаются возмездные реквизиции для удовлетворения нужд армии. Кроме того, у частных лиц могут изыматься средства связи, транспортные средства и боевые припасы, но они должны быть возвращены с возмещением убытков после заключения мира.

Военная оккупация

  • Воздуха
  • Космос
  • Земельные участки
    • Холодный регион
    • Пустыня
    • Джунгли
    • гора
    • Городской
  • Море
    • Амфибия
    • Синий
    • коричневый
    • Зеленый
    • Поверхность
    • Под водой
  • Кибер
  • Информация
  • Блицкриг
  • Экспедиционный
  • Глубокая операция
  • Маневр
  • Группа оперативного маневра
  • Ответвляться
  • Политика
  • Сотрудники
  • Обучение персонала
  • Служба
  • Социология
  • Военный набор
  • Воинская повинность
  • Рекрутинг обучение
  • Военная специализация
  • Женщины в армии
  • Дети в армии
  • Трансгендеры и военная служба
  • Сексуальные домогательства в армии
  • Отказ от военной службы по соображениям совести
  • Встречный набор
  • Проекция мощности
  • Градиент потери прочности
  • Господство в воздухе
  • Доминирование полного спектра
  • Превышение
  • Битвы
  • Военные занятия
  • Военная тактика
  • Операции
  • Осады
  • Военные преступления
  • Войны
  • Оружие
  • Писатели

Военная или военная оккупация , часто просто оккупация , представляет собой временный контроль правящей державой над территорией без притязаний на формальный суверенитет . [1] [2] [3] [4] Территория тогда называется оккупированной территорией, а правящая власть – оккупантом . [5] Оккупация отличается от аннексии своим предполагаемым временным характером (т. Е. Отсутствием притязаний на постоянный суверенитет), своим военным характером и тем, что право гражданства контролирующей власти не предоставляется порабощенному населению. [6] [7]

Хотя оккупант может создать официальное военное правительство на оккупированной территории для облегчения своего управления, это не является необходимым предварительным условием для оккупации. [8]

Правила оккупации изложены в различных международных соглашениях, в первую очередь в Гаагской конвенции 1907 года , Женевских конвенциях 1949 года, а также в установленной государственной практике. Соответствующие международные конвенции, Комментарии Международного комитета Красного Креста (МККК) и другие договоры военных ученых содержат руководящие принципы по таким темам, как права и обязанности оккупирующей державы, защита гражданского населения , обращение с военнопленными , координация помощи. усилия, выдача проездных документов , имущественные права населения, обращение с объектами культуры и искусства, управление беженцамии другие проблемы, которые очень важны как до, так и после прекращения боевых действий. Страна, устанавливающая оккупацию и нарушающая международно согласованные нормы, рискует подвергнуться порицанию , критике или осуждению. В нынешнюю эпоху практика занятий в значительной степени стала частью обычного международного права и составляет часть законов войны .

Содержание

  • 1 Оккупация и законы войны
    • 1.1 Начало занятия
    • 1.2 Оккупирующая держава
    • 1.3 Окончание занятия
  • 2 Примеры занятий
  • 3 См. Также
  • 4 ссылки
  • 5 Дальнейшее чтение
  • 6 Внешние ссылки

Оккупация и законы войны [ править ]

Со второй половины 18 – го века и далее, международное право стало различать оккупации страны и территориальное приобретение вторжения и аннексией , [9] разницу между этими двумя будучи первоначально изложенный на на Emerich де Ваттель в Законе Наций (1758 г.). [9] Четкое различие было признано между принципами международного права с момента окончания наполеоновских войн в 19 веке. [9] Эти обычные законы оккупации, которые развились как часть законов войны, обеспечивали некоторую защиту населения, находящегося под оккупацией воюющей державы. [цитата необходима ]

Гаагской конвенции 1907 года кодифицированы эти нормы обычного права, в частности , в «Законах и обычаях сухопутной войны» (Гаага IV); 18 октября 1907 года: «Раздел III Военная власть над территорией враждебного государства». [10] В первых двух статьях этого раздела говорится:

Читайте также:
Политическая ссылка: что это такое, описание и особенности

Изобразительное искусство. 42. Территория считается оккупированной, если фактически находится под властью вражеской армии. Оккупация распространяется только на территорию, где такая власть установлена ​​и может осуществляться. Изобразительное искусство. 43. Власть законной власти фактически перешла в руки захватчика, последний должен принять все меры, находящиеся в его власти, для восстановления и обеспечения, насколько это возможно, общественного порядка и безопасности, уважая, если не исключено, действующие в стране законы.

В 1949 году эти законы, регулирующие оккупацию территории вражеского государства, были дополнительно расширены принятием Четвертой Женевской конвенции (ЖКIV). Большая часть ЖКIV относится к лицам, находящимся под защитой, на оккупированных территориях, а Раздел III: Оккупированные территории – это отдельный раздел, посвященный этому вопросу.

Статья 6 ограничивает продолжительность применения большей части ЖКIV:

Настоящая Конвенция применяется с самого начала любого конфликта или оккупации, упомянутых в статье 2. На территории сторон, находящихся в конфликте, применение настоящей Конвенции прекращается после общего прекращения военных действий. В случае оккупированной территории применение настоящей Конвенции прекращается через год после общего прекращения военных операций; однако оккупирующая держава будет связана в течение всего периода оккупации в той мере, в какой такая держава будет осуществлять функции правительства на такой территории, положениями следующих статей настоящей Конвенции: 1-12, 27, 29 на 34, 47, 49, 51, 52, 53, 59, 61 на 77, 143.

ЖК IV подчеркнула важное изменение в международном праве. Устав Организации Объединенных Наций (26 июня 1945) запретил войну агрессии (см статья 1.1, 2.3, 2.4) и GCIV статьи 47 , первый абзац в разделе III: оккупированные территории, ограниченный территориальные выгоды , которые могут быть сделаны через войну заявляя:

Охраняемые лица, находящиеся на оккупированной территории, не должны быть лишены, ни в коем случае и каким-либо образом, преимуществ настоящей Конвенции в результате каких-либо изменений, внесенных в результате оккупации территории в институты или правительство страны. указанной территории, ни каким-либо соглашением, заключенным между властями оккупированных территорий и оккупирующей державой, ни какой-либо аннексией последней всей или части оккупированной территории.

Статья 49 запрещает насильственное массовое перемещение людей с территории оккупированного государства или на территорию оккупированного государства:

Индивидуальные или массовые насильственные перемещения, а также депортация находящихся под защитой лиц с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любой другой страны, оккупированной или нет, запрещены независимо от их мотивов. . Оккупирующая держава не будет депортировать или перемещать часть своего гражданского населения на оккупированную ею территорию.

Протокол I (1977 г.): «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов» содержит дополнительные статьи, касающиеся оккупации, но многие страны, включая США , не подписали этот дополнительный протокол.

В ситуации уступки территории в результате войны определение «принимающей страны» в мирном договоре просто означает, что данная страна уполномочена международным сообществом установить гражданское правительство на территории. Военное правительство основной оккупирующей державы будет продолжать действовать после того момента, когда мирный договор вступит в силу, до тех пор, пока оно не будет заменено на законных основаниях.

«Военное правительство продолжается до тех пор, пока оно не будет заменено законом» – это правило, как указано в книге Уильяма Э. Биркхимера в 3-м издании 1914 г. в « Военном правительстве и военном положении» .

Начало занятия [ править ]

В статье 42 Гаагской конвенции о войне на суше 1907 года указывается, что «территория считается оккупированной, если она фактически передана в ведение вражеской армии». Форма управления, при которой оккупирующая держава осуществляет государственную власть над оккупированной территорией, называется военным правительством . Ни в Гаагских конвенциях, ни в Женевских конвенциях нет конкретного определения и различия акта «вторжения». Статья 2 Женевских конвенций расширила этот вопрос, включив ситуации, в которых не встречается вооруженное сопротивление. [11]

Не требуется ни официального объявления о начале военного правительства, ни каких-либо требований о присутствии определенного числа людей на месте для начала оккупации. Бирхимер пишет:

Для законной инаугурации и вступления в силу военного правительства не требуется провозглашения части победившего полководца. Это правительство является результатом того факта, что прежний суверенитет был свергнут, а противостоящая армия теперь имеет контроль. Тем не менее, издание такого воззвания полезно, так как публикация для всех, живущих в округе, занимаемой теми правилами поведения, которые будут определять победителя при осуществлении его власти. Веллингтон, действительно, как упоминалось ранее, сказал, что командир обязан четко изложить правила, согласно которым его воля должна выполняться. Но законы войны не требуют этого в обязательном порядке, и во многих случаях это не делается. Когда это не так,сам факт того, что страна оккупирована врагом, считается достаточным уведомлением для всех заинтересованных сторон о том, что регулярное правительство было вытеснено военным правительством. (стр. 25-26)

Оккупирующая держава [ править ]

Терминология «оккупирующая держава», о которой говорится в законах войны , наиболее правильно трактовать как «основная оккупирующая держава» или, альтернативно, как «оккупирующая держава». Это связано с тем, что всегда действует закон о действии (когда административные полномочия для занятия определенных территорий делегируются другим войскам, действуют отношения «принципал-агент»). [12]

Поскольку закон агентства – это очень общий образец, в первую очередь применимый в этом случае как средство регулирования отношений между указанными «полномочиями», но вопрос, в котором иногда следует принимать во внимание логистические соображения, это определение является не всегда применимо вне тех контекстов, которые могут быть проанализированы по аналогии как относящиеся к ведению боевых действий, хотя в более общем плане это относится ко всем возможным типам военных коалиций .

Читайте также:
Персональные данные: что это такое, описание и особенности

В большинстве случаев, определяемых применением установленных и современных законов войны , делегирование полномочий агентствам обычно имеет отношение к гражданским организациям. Юридические соображения, подобные изложенным выше, остаются в других случаях просто согласованными между указанными властями. Например, в 1948 году Военный трибунал США в Нюрнберге заявил:

В условиях военной оккупации оккупирующая держава не удерживает территорию противника на основании каких-либо законных прав. Напротив, он просто осуществляет ненадежный и временный фактический контроль. Это видно из статьи 42 Гаагского положения, которая предоставляет определенные, весьма ограниченные права военному оккупанту только на территории противника, которая «фактически находится» под его контролем.

Завоеватель – это основная оккупирующая держава.

Конец занятия [ править ]

Правило: Род занятий продолжается до тех пор, пока не будет заменен законом. По словам Эяля Бенвенисти , оккупация может закончиться несколькими способами, такими как: «потеря эффективного контроля, а именно, когда оккупант больше не может осуществлять свою власть; через подлинное согласие суверенного государства (свергнутого правительства или местного населения). 1) путем подписания мирного соглашения или путем передачи власти коренному правительству, одобренного оккупированным населением посредством референдума и получившего международное признание “. [14]

Это объясняется следующим образом. В случае отсутствия территориальной уступки оккупация заканчивается с вступлением в силу мирного урегулирования.

Пример: (1) Япония после Второй мировой войны. Япония восстановила свой суверенитет с вступлением в силу Сан-Францисского мирного договора 28 апреля 1952 года. Другими словами, гражданское правительство Японии существовало и функционировало с этой даты.

В случае территориальной уступки должен быть формальный мирный договор. Однако оккупация не заканчивается с вступлением в силу мирного договора.

Пример: (1) Пуэрто-Рико после испано-американской войны . Военное правление продолжалось в Пуэрто-Рико после вступления в силу Парижского договора 1898 г. 11 апреля 1899 г. и закончилось только 1 мая 1900 г. с началом гражданского правления Пуэрто-Рико. Пример: (2) Куба после испано-американской войны. Военное правление продолжалось на Кубе после вступления в силу Парижского договора 1898 года 11 апреля 1899 года и закончилось только 20 мая 1902 года с началом гражданского правления Республики Куба.

Следовательно, на самом базовом уровне терминология «замененный законом» интерпретируется как означающий «замененный на законном основании гражданским правительством, полностью признанным национальным (или« федеральным ») правительством основной оккупирующей державы».

Примеры занятий [ править ]

В большинстве войн некоторая территория находится под властью вражеской армии. Большинство занятий заканчивается с прекращением боевых действий. В некоторых случаях оккупированная территория возвращается, а в других эта земля остается под контролем оккупирующей державы, но обычно не как оккупированная в военном отношении территория. Иногда статус присутствия оспаривается стороной в ситуации. Самые большие территории, находящиеся под военной оккупацией, появились в результате Первой и Второй мировых войн:

  • Администрация оккупированных вражеских территорий (OETA), охватившая большую часть Ближнего Востока в 1917-1920 гг., Разделенная на французские (OETA North) и британские (OETA South) домены;
  • Оккупированная союзниками Германия (1945–49) после Второй мировой войны

Оккупация обычно является временной фазой, предшествующей либо передаче территории, либо ее аннексии. Значительное число оккупаций после 1945 года длилось более двух десятилетий, например, оккупация Намибии Южной Африкой и Восточного Тимора Индонезией, а также продолжающаяся оккупация Северного Кипра Турцией и Западной Сахары Марокко. [15] Одной из самых продолжительных продолжающихся оккупаций в мире является оккупация Израилем Западного берега, включая Восточный Иерусалим и сектор Газа (с 1967 г. по настоящее время). [16] Другие предполагаемые продолжительные воинственные оккупации включают оккупацию Соединенным Королевством Фолклендских / Мальвинских островов (с 1833 г. по настоящее время), которые Аргентина утверждает как суверенную территорию, Тибета – Китайской Народной Республикой (1950 г.), а Гавайских островов – Соединенными Штатами. Штаты (1893 г.). В Докладе о войне не содержится определения того, имеет ли место военная оккупация в этих случаях. [17]

Случаи оккупации, имевшие место во второй половине ХХ века:

  • Египетская оккупация Газы , 1949 / 59–1967
  • Индийская оккупация Гоа с последующей его аннексией (1961 г.) [18]
  • Индонезийской оккупации в Западной Новой Гвинеи , а затем ее аннексии (1963) [19] [20]
  • Оккупация Израилем Западных Голанских высот (1967–81) с последующей аннексией (1981) [21]
  • Турецкая оккупация Северного Кипра (1974-настоящее время) [22]
  • Сомалийская оккупация Огадена в Эфиопии (1977–1978)
  • Индонезийская оккупация Восточного Тимора с последующей аннексией (1975–1999)
  • Марокканская оккупация Западной Сахары с последующей аннексией большинства территорий (1975 г.) [23]
  • Оккупированные Арменией территории вокруг Нагорного Карабаха в период между Первой нагорно-карабахской войной и войной 2020 года (1994–2020 годы)
  • Оккупация США Кубы Гуантанамо-Бей (1959 – настоящее время) [24]

Самые последние случаи оккупации, имевшие место в 21 веке:

  • Район Гаш-Барка, захваченный в 2000 году во время эритрейско-эфиопской войны
  • Ирак, оккупированный США во время войны в Ираке 2003–2011 гг.
  • Части Сомали, оккупированные во время войны в Сомали (2006–09)
  • России оккупация Грузии с тех пор 1992/2008 (См: Гори и Поти оккупированы Россией во время российско-грузинской войны )
  • Оккупация части Донбасса и Крыма на Украине Россией с 2014 года, за которой последовала аннексия Крыма в 2014 году [25] (См .: Военное вмешательство России в Украине , Война в Донбассе )
  • Турецкая оккупация севера Сирии в поддержку сирийской оппозиции с 2016 года
  • Захват Сокотры Объединенными Арабскими Эмиратами в 2018 году во время гражданской войны в Йемене
Читайте также:
Правовая культура: что это такое, описание и особенности

55. Военная оккупация

55. Военная оккупация

Военная оккупация – это вид временного пребывания значительных воинских формирований на территории иностранного государства в условиях состояния войны между этим государством и государством принадлежности таких формирований, при котором прекращается эффективное осуществление власти правительством того государства, которому принадлежит занятая территория, а административная власть осуществляется в пределах, определенных международным правом, высшими командными инстанциями воинских формирований. Военная оккупация не распространяет суверенитет оккупирующего государства на занятую его войсками территорию.

Воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об армии другого воюющего государства или о его средствах обороны. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц и частная собственность, а также религиозные убеждения и отправление обрядов веры должны уважаться. Повинности не должны включать обязанности для населения принимать участие в военных действиях против своего отечества.

Армия оккупирующего государства, занимающая ту или иную область, может завладеть движимой собственностью вражеского государства, способной служить для военных действий, включая деньги, фонды и долговые требования. Оккупирующее государство обязано сохранять основную ценность принадлежащих неприятельскому государству общественных зданий, недвижимости, лесов и сельскохозяйственных угодий.

Воспрещаются и подлежат преследованию: преднамеренный захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, образовательных, художественных и научных учреждений, как частных, так и государственных, равно как и исторических памятников, художественных и научных произведений. В Женевской конвенции о защите гражданских лиц во время войны 1949 г. установлен запрет на угон и депортирование гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию третьего государства, равно как и перемещения части собственного гражданского населения на оккупированную территорию. Допускается полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских соображений военного характера или для безопасности населения.

Допускается привлечение жителей оккупированной территории к принудительному труду только для нужд оккупационной армии или местного населения.

Уголовное законодательство должно оставаться таким, каким было до оккупации, кроме положений, которые представляют собой угрозу безопасности оккупирующей державы.

Оккупирующая армия не может использовать население на военных объектах и оборонительных работах. Судебным органам оккупированной территории должно быть разрешено продолжение исполнения своих функций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

39. Военная реформа Петра Первого и учреждение полиции

39. Военная реформа Петра Первого и учреждение полиции Первой из реформ Петра была военная. В период 1699–1705 гг. он ввел рекрутскую систему комплектования армии. Этой повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию

57. Военная реформа 1874 г

57. Военная реформа 1874 г Во второй половине XIX в. стало ясно, что армия, построенная на принципе рекрутского набора из податных сословий, неспособна сражаться против армий, имеющих прогрессивный принцип устройства. Стала очевидна и техническая слабость русской армии:

46. Военная прокуратура

46. Военная прокуратура Военная прокуратура – один из видов специализированных прокуратур РФ; военные прокуроры осуществляют свои полномочия в Вооруженных силах РФ, а также всех прочих войсках, воинских формированиях и органах, которые созданы в соответствии с

40. Военная коллегия Верховного Суда РФ

40. Военная коллегия Верховного Суда РФ Военная коллегия Верховного Суда РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.В первой инстанции Военная коллегия рассматривает:дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ,

33. Главная военная прокуратура

33. Главная военная прокуратура В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» главную военную прокуратуру возглавляет Главный военный прокурор (заместитель Генерального прокурора РФ), который имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям,

43. Военная реформа Петра I

43. Военная реформа Петра I Военная реформа – главное звено в цепи петровских государственных преобразований. В 1699 г. – начало формирования рекрутской системы набора в армию, сущность которой состояла в том, что каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских

Статья 46.1. Главная военная прокуратура

Статья 46.1. Главная военная прокуратура 1. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие 1. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках

Раздел VI. ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Раздел VI. ВОЕННАЯ СЛУЖБА Статья 36. Прохождение военной службы 1. Порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами

Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих

Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих 1. Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия.Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,

Читайте также:
Протест прокурора: что это такое, описание и особенности

Статья 40. Военная присяга и обязательство

Статья 40. Военная присяга и обязательство 1. Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом

5. Военная демократия как черта перехода к государству

5. Военная демократия как черта перехода к государству В развитии человеческого общества существовал период, когда были тесно переплетены черты отжившего родоплеменного строя и зарождавшегося государства. Такой период получил название военной демократии. Это такая

Оккупация военная: что это такое, описание и особенности

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 012)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (1)

1. Понятие оккупации

В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может обрести контроль над частью или всей территорией другой, т.е. оккупировать ее. Оккупация не наделяет оккупанта суверенными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству эту территорию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегулировании. Не следует также забывать, что согласно Уставу ООН завоевание не является законным методом приобретения территории.
После оккупации Кувейта в ходе войны 1990 — 1991 гг. Ирак попытался аннексировать его территорию, объявив ее своей 19-й провинцией. Эта аннексия не была признана ни одним государством.
Во время обеспечения на оккупированной территории необходимого порядка сам факт оккупации (даже незаконной) возлагает на население некоторые обязанности в отношении оккупанта, а последний несет ответственность за уважение прав населения.
Основной критерий оккупации носит фактический характер — установление реальной власти над территорией. IV Гаагская конвенция 1907 г. установила, что территория считается оккупированной, когда она реально становится подвластной армии противника. Оккупация распространяется лишь на ту часть территории, на которой эта власть установилась и реально осуществляется. Согласно общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г. ст. 2 режим оккупации применяется и в том случае, если территория занята без вооруженного сопротивления.

2. Действие режима оккупации во времени

Оккупация начинается с установления фактического контроля над территорией, с создания оккупационной администрации. Однако даже при кратковременном занятии территории войсками неприятеля они обязаны соблюдать соответствующие правила оккупации.
Оккупационный режим прекращается с момента утраты фактического контроля над территорией. Если же оккупация сохраняется и после прекращения военных действий, то согласно IV Гаагской конвенции соответствующие нормы гуманитарного права подлежат применению в течение года после общего прекращения военных действий. Это положение было обоснованно изменено первым Дополнительным протоколом 1977 г., установившим, что международное гуманитарное право должно применяться до прекращения оккупации. Думается, что данное изменение внесено с учетом опыта многолетней оккупации Израилем восточного берега реки Иордан.
Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юридические отношения. Особенно часто возникают вопросы, связанные с возмещением причиненного оккупацией ущерба и уголовной юстицией.
После прекращения иракской оккупации в 1991 г. Кувейт предъявил требования о возмещении ущерба. Для обеспечения этих требований Совет Безопасности разрешил ограниченный экспорт иракской нефти, главным образом для целей удовлетворения индивидуальных претензий. После освобождения территории Кувейта существенной проблемой с точки зрения уважения прав человека стала массовая внесудебная расправа над членами палестинской общины, обвиняемыми в пособничестве врагу.

3. Управление оккупированной территорией

Управление осуществляется оккупационной администрацией с учетом соответствующих норм гуманитарного права, по возможности сохраняя действие местных законов. Оккупационные власти обязаны разрешить деятельность местных судей и чиновников, но не могут принудить их к этому. Возникает сложная проблема. С одной стороны, подобная деятельность соответствует интересам населения, с другой — может быть основанием для обвинения в сотрудничестве с оккупационными властями. Оккупант вправе создавать и собственные «неполитические военные суды».
Оккупационная власть может использовать в своих целях государственные здания, но право собственности на них не приобретает. В отношении недвижимой государственной собственности, лесов, сельхозугодий оккупационная власть является лишь временным управляющим и должна обеспечивать их сохранение.

4. Правовое положение населения оккупированной территории

Читайте также:
Преступная организация: что это такое, описание и особенности

В пределах возможного оккупационные власти обязаны уважать основные права человека, а также права, определенные международными нормами по гуманитарным вопросам. Мирному населению должен быть предоставлен определенный уровень защиты с учетом, разумеется, интересов безопасности оккупационных сил. Оккупирующее государство обязано, во взаимодействии с местными властями, обеспечить население в максимально возможной мере медицинским обслуживанием, включая санитарную службу. Медицинские учреждения могут быть временно реквизированы для лечения раненых, но такое изъятие компенсируется созданием необходимых учреждений для мирного населения. Оккупационные власти следят за обеспеченностью населения питанием и в случае необходимости принимают соответствующие меры. Допускается помощь под эгидой МККК.
Население не может принуждаться к деятельности, имеющей военное значение. Допускается набор добровольцев. Однако по законам своего государства такого рода добровольцы квалифицируются как предатели. Вторая мировая война дала тому множество примеров.
Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принудительному труду, если это необходимо для оккупационных войск, коммунальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским обслуживанием, жильем, одеждой. Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть вывезены за рубеж (депортированы).
Допускается реквизиция частной собственности для нужд оккупационных сил, но с учетом местных возможностей. Изъятое подлежит оплате наличными или путем выдачи расписки. Разрушение собственности запрещено, кроме случаев абсолютной военной необходимости.

5. Движение сопротивления на оккупированной территории

Едва ли есть смысл напоминать об общеизвестных фактах, о роли вооруженного сопротивления во время Второй мировой войны. Сегодня эта роль настолько значительна, что зачастую легче оккупировать иностранную территорию, чем удержать ее длительное время под своим контролем.
Согласно III Женевской конвенции 1949 г. лица из милицейских и добровольческих отрядов, включая организованное движение сопротивления, действующих на оккупированной территории, имеют право на статус военнопленных. Правомерность партизанской войны была признана еще IV Гаагской конвенцией 1907 г. Для признания комбатантами партизаны должны удовлетворять ряду требований. Партизан должен принадлежать к организованному отряду во главе с лицом, ответственным за своих подчиненных перед своим правительством, лицом, обеспечивающим дисциплину и соблюдение прав международного гуманитарного права (см. ст. 43 первого Дополнительного протокола 1977 г.). Партизаны должны открыто носить оружие перед началом и во время сражения.
Организованное сопротивление, не имеющее соответствующей связи с вооруженными силами, например боевые группы, действующие в городах, находится в ином положении. Участники таких групп могут привлекаться к уголовной ответственности. К смертной казни они могут быть приговорены лишь за шпионаж, за серьезное повреждение военных объектов (диверсия) и за убийство при условии, что такая мера наказания была предусмотрена правом государства, которому принадлежит оккупированная территория. Запрещены коллективные наказания и взятие заложников.

Какие сделки являются односторонними

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что собой представляет односторонняя сделка
  2. Примеры односторонних сделок
  3. Отличия односторонних от многосторонних сделок
  4. Разновидности односторонних сделок
  5. Нужно ли уведомлять адресата о заключении односторонней сделки?
  6. Как отказаться от совершения односторонней сделки
  7. Условия признания односторонней сделки действительной
  8. Признание односторонней сделки недействительной
  9. Спорные моменты

Существуют разные виды сделок. Классифицируются они на основании различных признаков. Одним из таких признаков является количество сторон соглашения.

Что собой представляет односторонняя сделка

Односторонняя сделка – это соглашение, в заключении которого участвует только одна сторона. То есть для совершения этой сделки нужно волеизъявление одной стороны.

Регулируются такие соглашения пунктом 2 статьи 154, а также статьей 155 ГК РФ. Примером сделки является завещание. Хотя в этом документе и присутствуют другие лица (участники), для его заключения нужно волеизъявление одного завещателя. Он не должен направлять уведомления потенциальным наследникам.

В гражданском обороте односторонние сделки менее распространены, чем двусторонние и многосторонние. Какие бывают виды односторонних сделок, имеются ли нюансы при их заключении и можно ли признать их недействительными?
Посмотреть ответ

Односторонняя сделка будет нести правовые последствия только тогда, когда она оформлена в соответствии со всеми законами. Документ не должен нарушать правовые нормы.

Односторонняя сделка не всегда предполагает, что волю изъявляет один человек.

Предполагается волеизъявление именно одной стороны, которая может быть представлена несколькими лицами. Однако множественность участников сделки допускается не всегда. Все зависит от нормативного регулирования конкретного соглашения. К примеру, завещание может заключаться только одним лицом.

Односторонняя сделка предполагает возникновение обязанностей только у стороны, которая заключила соглашение. Однако исключением опять же является завещание. В данном случае на лиц, получающих наследство, может быть возложена обязанность передать часть имущества третьим лицам. К примеру, наследник получил в наследство автомобиль. Получит его он только в том случае, если передаст фиксированную сумму пожилой родственнице. Основанием для передачи обязательств в односторонней сделке является пункт 1 статьи 1137 ГК РФ.

ВНИМАНИЕ! Односторонняя сделка и односторонне обязывающая сделка – это различные термины. Во втором случае обязанности возникают не у лица, заключившего соглашение, а у третьих лиц. Основное и главное отличие односторонних сделок от многосторонних – это то, что в первом случае принимает участие только одна сторона.

ВАЖНО! К односторонним сделкам применяются общие положения закона, касающиеся обязательств и договоров.

Примеры односторонних сделок

Понять, что такое односторонние сделки, можно на основании конкретных примеров. Признаками односторонней сделки обладают следующие случаи:

  • Предоставление доверенности (статья 185 ГК РФ).
  • Оформление чека.
  • Зачет.
  • Заявление лица о выходе из ООО.
  • Отказ от имущества и прав, переданных по наследству (статья 157 ГК РФ).
  • Принятие наследства (статья 1152 ГК РФ).
  • Направление исполнения платежа отсутствующему кредитору.
  • Публичное заявление о назначении вознаграждения за найденное имущество (статья 1055 ГК РФ).
  • Публичное заявление о проведении конкурса (статья 1057 ГК РФ).
Читайте также:
Описание личности: что это такое, описание и особенности

Как видно из примечаний к перечню, определенные односторонние сделки регулируются не только статьей 155 ГК РФ, но и другими нормативными положениями.

Отличия односторонних от многосторонних сделок

Рассмотрим все различия между обычными договорами и односторонними соглашениями.

Односторонние соглашения Стандартные договоры
Разъяснение термина Пункт 2 статьи 154 ГК РФ. Пункт 3 статьи 154 ГК РФ.
Момент заключения Волеизъявление стороны, которая заключает одностороннюю сделку. После согласования всех сторон, которые участвуют в сделке.
Ситуации, в которых возможно оформление сделки Сделка не обязывает ни к чему адресата. Адресата также может не быть вовсе. Заключаться она может во всех случаях, оговоренных законом. Любые ситуации, которые не запрещены законом (на основании статьи 421 ГК РФ).
Нормы, регулирующие сделку Глава 9 ГК РФ, положения о договорах, указанные в статье 156 ГК РФ. Пункты о договорах, содержащиеся в статьях 307-453 ГК РФ.
Обязанности, образуемые в результате совершения сделки Обязанности, согласно 155 статье ГК РФ, возникают только у стороны, заключающей договор. Обязанности возникают у всех сторон. Подробную информацию об этом можно узнать из пункта 3 статьи 308 ГК РФ.

Односторонняя сделка – это более простой вид соглашений, так как не возникает сложного многообразия взаимоотношений, характерных для обычных договоров.

Разновидности односторонних сделок

Классификация односторонних сделок выполняется на основании определенных признаков. Рассмотрим эту классификацию. По числу участников соглашения подразделяются на эти формы:

  • Односторонняя сделка, заключенная одним лицом (наглядный пример – завещание, которое нельзя заключать коллективно).
  • Односторонняя сделка, в котором участвует множество лиц (это предоставление доверенности от нескольких людей, публичное заявление о вознаграждении).

Сделки разделяются на виды в зависимости от характера юридических последствий:

  • Правоизменяющие. При их заключении происходит корректировка взаимоотношений между сторонами. Примером такой сделки является выполнение обязательства или наложение взыскания на предметы, находящиеся в залоге.
  • Правопорождающие. В результате заключения соглашения формируется право или обязательство. Примером является публичное заявление о проведении конкурса.
  • Правопрекращающие. Предполагается, что сторона отказывается от права, ранее предоставленного. К примеру, наследник не желает получать наследство и составляет документ с соответствующим волеизъявлением.

Правовые последствия односторонних сделок могут зависеть от вспомогательных условий. Сделки классифицируются и по этому признаку:

  • Правовое последствие возникает вне зависимости от различных сторонних обстоятельств. К примеру, это предоставление доверенности, которой лицо может пользоваться сразу.
  • Правовое последствие возникает в зависимости от выполнения ряда условий, обстоятельств. К примеру, завещание вступает в действие только после того, как завещатель умер. Наследники не могут вступить в права сразу же. Завещатель также может ввести дополнительные условия. К примеру, наследник не сможет получить имущество, если не будет ухаживать за домашними животными завещателя.

Характеристики односторонней сделки определяются в зависимости от того, кто является получателем сообщения:

  • Адресат односторонней сделки уже имеет взаимоотношения с лицом, заключающим соглашение. Примером может являться завещание. Завещатель знает, кому именно он отдает права на имущество.
  • Адресат – это стороннее лицо. Предполагается, что это заинтересованное лицо. Примером такой односторонней сделки может являться публичное заявление о проведении конкурса. По сути, заявитель не знает о том, кто является адресатом.

Сделки разделяются на виды в зависимости от особенностей вступления в силу ее положений:

  • Для вступления односторонней сделки в силу не нужна реакция других участников. То есть достаточно волеизъявления одной стороны. К примеру, это отказ от наследства. Согласно закону наследник имеет полное право отказаться от имущества, передаваемого по завещанию. Никаких разрешений на это получать ему не нужно.
  • Реализация пунктов сделки зависит от восприятия адресата. К примеру, это завещание. Реализовано оно будет только в том случае, если наследники пожелают принять имущество.

Односторонние сделки различаются между собой по правовым последствиям и особенностям реализации. Считается, что исполнение односторонней сделки зависит лишь от волеизъявления одного лица. Однако это не совсем так. Волеизъявление нужно для того, чтобы заключить законное соглашение. Исполнение его может зависеть от других участников. Ярким примером этого является завещание. Лицо может изъявить желание передать свою собственность любым лицам (даже ЮЛ), однако принятие имущества – вопрос волеизъявления адресата.

Нужно ли уведомлять адресата о заключении односторонней сделки?

Как уже упоминалось, особенностью односторонней сделки является то, что она создает обязанности и права для адресатов. Нужно ли уведомлять адресата о соглашении, если оно его касается? Если односторонняя сделка зависит от восприятия адресата, нужно уведомить последнего на основании статьи 165.1 ГК РФ. Уведомление должно быть юридически значимым. Передачи информации в устном виде недостаточно. Можно, к примеру, направить адресату заказное письмо.

Рассмотрим разъяснения касательно направления уведомлений, содержащиеся в нормативных актах:

  • Способ отправки уведомления зависит от актуальных нормативных актов, положений соглашения, имеющейся практики. К примеру, сообщение можно отправить по обычной или электронной почте, по телефонограмме (пункт 66 Постановления №25).
  • Если сообщение направлялось в соответствии с законом, но до адресата не дошла информация по зависящим от него причинам, считается, что лицо получило уведомление. То есть наступают соответствующие юридические последствия. К примеру, сторона отправила уведомление заказным письмом. Однако адресат не пошел на почту получать его. В этом случае уведомление считается полученным.
Читайте также:
Обычай портовый: что это такое, описание и особенности

ВАЖНО! Сообщение нужно направлять только в том случае, если реализация соглашения зависит от восприятия адресата.

Как отказаться от совершения односторонней сделки

Рассмотрим пример. Одна из разновидностей односторонней сделки – добровольная передача недвижимости адресату. Одаряемый имеет право отказаться принимать жилье. Отказ можно оформить только после даты оформления дарственной и передачи бумаг на оформление сделки в регистрирующий орган. Если документация уже была направлена в Росреестр, отменить регистрацию можно только через суд.

Для отказа одаряемый должен направить заявление в Росреестр о завершении учетных работ. Второй шаг – составление иска о расторжении соглашения и направление его в суд. Одаряемый может отказаться от недвижимости и после того, как он уже вступил в права собственности. Сделать можно это в течение года после вступления в права собственности в стандартных случаях. Если имеются особые обстоятельства, этот срок продлевается до 3 лет.

Условия признания односторонней сделки действительной

Сделка будет признана действительной только в том случае, если соблюдены эти условия:

  • Все положения соглашения соответствуют закону.
  • Односторонняя сделка заключалась дееспособным лицом.
  • В документе изложена единая воля. Пункты соглашения не должны противоречить друг другу.
  • Соглашение заключено по добровольному волеизъявлению. Если на лицо оказывалось давление, односторонняя сделка признается ничтожной.
  • Если форма документа задана на законодательном уровне, она должна быть соблюдена.

Если данные пункты не соблюдаются, односторонняя сделка признается недействительной даже в случае, если адресата нет. Регистрирующие органы просто не зарегистрируют соглашение.

ВАЖНО! Одно из существенных условий для заключения односторонней сделки – возможность ее реализации. Если заведомо известно, что положения соглашения невозможно исполнить, оно признается незаключенным.

Признание односторонней сделки недействительной

Если сделка вне зависимости от ее вида (односторонняя, многосторонняя) заключена с нарушением действующих законов, они признается недействительной. Критерии для признания недействительности сделки зависят от предмета соглашения. К примеру, если это передача недвижимости, можно пользоваться критериями, приведенными в статьях 166-167 ГК РФ. Рассмотрим их подробнее:

  • Сопутствующие документы признаны неправомерными. Незаконным также может являться сам объект сделки. В этом случае сделка будет считаться несостоявшейся.
  • Было подано исковое заявление о том, что сделка нарушает имущественные полномочия третьих лиц. В этом случае соглашение будет считаться оспоримым.
  • Незаконность односторонней сделки установлена в суде. В этой ситуации соглашение признается ничтожным.

Если суд или регистрирующие органы установили неправомерность односторонней сделки, положения соглашения аннулируются. С даты оформления договора все сопутствующие юридические взаимоотношения получают статус незаконных. Имущество, являющееся предметом сделки, возвращается действительному владельцу.

Если в договоре были обнаружены нарушения, исковое заявление можно подавать в течение года. Касается это следующих случаев нарушений:

  • Злоупотребление доверием.
  • Применение насильственных мер по отношению к действительному собственнику имущества.
  • Заключением договора занималось недееспособное лицо.

Лицо, заключающее одностороннюю сделку, признается недееспособным в следующих случаях:

  • Наличие психического заболевания.
  • Несовершеннолетие.
  • Нахождение в алкогольном или наркотическом опьянении в момент подписания соглашения.

В обстоятельствах, не приведенных выше, в арбитраж можно обратиться на протяжении 3 лет на основании статьи 169 ГК РФ.

Спорные моменты

Существует спорный момент, который применим именно к односторонней сделке, а не к договорам: законной ли будет отмена сделки, если об ее положениях уже узнали заинтересованные лица. К примеру, организация подала в СМИ объявление о проведении конкурса. Заинтересованные лица (адресаты) ознакомились с сообщением, но конкурс пришлось отменять. Законодатели считают, что сделка признается бесповоротной тогда, когда адресаты получили уведомление (увидели сообщение). Указания, касающиеся рассматриваемой ситуации, содержатся в пункте 1 статьи 188 ГК РФ, в статье 371 ГК РФ. Если возникло противоречие, которое не разъясняется законами, лицо вправе действовать на основании сложившейся практики.

Что такое односторонние сделки: виды, примеры, оформление. Права и обязанности сторон.

Односторонняя сделка – это отдельный вид сделки, который незнаком большинству граждан. Однако, несмотря на редкость употребления термина, такого вида соглашения заключаются достаточно часто. Рассмотрим подробно, что означает данный тип сделок, в чем ее особенности и что нужно знать для заключения.

○ Понятие односторонней сделки.

Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
(п.2 ст.154 ГК РФ).

Несмотря на то, что возможность заключения подобного соглашения установлена законодательно, необходимо, чтобы ее подписание подтверждалось конкретным нормативно-правовым актом либо соглашением между участниками.

Сторонами односторонней сделки могут быть как юридические, так и физические лица.

○ Основания для возникновения.

Односторонняя сделка – это любые действия отдельных лиц либо организаций, результатом которых является появление, изменение либо прекращение правовых отношений. Основанием для ее возникновения является волеизъявление одной или обеих сторон, которое приводит к определенным юридическим последствиям. Отличием односторонней сделки является то, что ее проведение одной стороной порождает правовые результаты для другой, которая не принимала участие в соглашении. Примеры односторонней сделки: составление завещания, выдача доверенности, вступление в права наследования и иные действия, имеющие правовой результат.

Читайте также:
Правовая статистика: что это такое, описание и особенности

К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
(ст. 156 ГК РФ).

○ Способы заключения сделок.

Одной из особенностей односторонних сделок является то, что они необязательно должны составляться в письменном виде. Допускается также устное соглашение, которое имеет такую же юридическую силу, при условии, что соблюдены все законодательные нормы.

✔ Устная сделка.

Такая форма часто применяется гражданами в отношении бытовых операций. Согласно законодательству, в устной форме может быть заключено соглашение, составление которого не требует письменного оформления. Таким образом, стороны сами могут выбирать форму своего договора, при условии, что это не противоречит закону.

✔ Письменная сделка.

Несмотря на возможность выбора, законом предусмотрены условия, при которых сделка должна заключаться только письменно. Это необходимо, если:

  • Одной из сторон договора является юридическое лицо.
  • Ее стоимость больше 10 тысяч рублей.
  • Требование о письменной форме данного типа сделки предусмотрено законом.

○ Виды сделок.

Существуют разные виды односторонних сделок, различие между которым обуславливается их юридическими последствиями.

✔ Правоустанавливающие сделки.

Особенность такой сделки в том, что она возникает из уже существующих юридических отношений. Реализация становится возможной, если законом либо соглашением участников допускается возможность волеизъявления в одностороннем порядке. Примером такого рода сделки может стать взыскание имущества, которое было предоставлено в залог, в случае непогашения долговых обязательств своевременно.

✔ Правоизменяющие сделки.

Данное соглашение также возможно на основе уже заключенного договора. Оно вносит определенные изменения в первоначальные условия. Примером правоизменяющей односторонней сделки может быть отказ от заказанного товара до момента его поступления.

✔ Правопораждающие сделки.

В таких сделках содержится предложение одной из сторон другому участнику. Особенностью является то, что принятие условий не является обязательным, в данном случае адресату только предлагают те или иные правовые последствия. Пример такой сделки: оформление завещания либо выдача доверенности.

✔ Правопрекращающие сделки.

Данный вид предполагает отказ от своих прав в одностороннем порядке. В данную категорию, например, относится отказ от наследованного имущества.

Важно учитывать, что подобное разделение является достаточно размытым и любая одностороння сделка может быть отнесена сразу к нескольким видом. Например, выбрасывание ненужной вещи является правопрекращающей сделкой, но если она представляет опасность для окружающих, бывший владелец обязан утилизировать ее. А это уже является правопораждающей сделкой.

○ Права сторон в односторонней сделке.

Как и любая сделка, односторонняя создает как права, так и обязанности для ее участников. Но так как волю изъявляет только одна сторона, она не может накладывать обязательства на других лиц.
(ст. 15 ГК РФ).

Таким образом, несмотря на некоторые особенности односторонней сделки – это вид соглашений, с которыми граждане сталкиваются в повседневных ситуациях, заключая те или иные договора как в устной, так и в письменной форме.

○ Советы юриста:

✔ Нужно ли участие нотариуса в заключении односторонних сделок?

Нотариальное удостоверение является обязательным, в зависимости от вида односторонней сделки. Например, при составлении завещания или оформлении доверенности оно необходимо. А если осуществляется отказ от продукта до его получения либо реализация заложенного имущества, оно не требуется.

✔ Возможно ли отмена односторонней сделки? Какие основания для отмены существуют?

В законодательстве нет общих норм для отмены односторонних сделок, основанием для такового может служить: нарушение прав другого гражданина, несоответствие условий сделки нормам законодательства и т.д.

Специалист Лебедев Антон подробно расскажет, что такое односторонняя сделка и как она заключается.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Односторонняя сделка: виды и особенности

Что такое односторонняя сделка

Односторонняя сделка – это договор, для заключения которого достаточно воли одной стороны. При этом важно, что для совершения сделки нужно, чтобы такая возможность была предусмотрена либо законом, либо договором между сторонами. В противном случае односторонняя сделка не будет иметь каких-либо последствий.

К односторонним сделкам относятся многие обыденные действия граждан и юридических лиц: составление доверенности, выдача чека, получение продукции со склада, объявление аукциона, и многие другие.

Таким образом, односторонняя сделка может быть заключена без воли другой стороны, по желанию другой, но только тогда, когда возможность такой сделки предусмотрена законом.

Виды односторонних сделок

Видов таких сделок не много, по простой причине – в законодательстве предусмотрено ограниченное количество. Привидем наиболее распространенные из них.

Доверенность

Для того, чтобы выдать доверенность, достаточно воли одной стороны. У представителя не возникает обязанностей в связи с выдачей ему доверенности, но возникают права.

Доверенность чаще всего выдается в простой письменной форме. Однако для некоторых видов действий оформление нотариальной доверенности обязательно. Например, без нотариуса не получится выдать доверенность на приобретение квартиры или земельного участка, так как любые сделки, по которым обязательна государственная регистрация прав на недвижимость, требуют нотариально заверенной доверенности.

Зачет

Зачет – это способ прекращения обязательства, и одновременно, односторонняя сделка. Стобы сделать зачет, должны быть встречные однородные требования с наступившим сроком исполнения, либо не указанным сроком.

Чтобы сделать зачет, необходимо заявление лишь одной стороны.

Читайте также:
Простая гипотеза: что это такое, описание и особенности

Условия зачета определены в ст. 410, 412 ГК РФ. При этом, даже если другая сторона возражает против зачета, это не может быть признано основанием для того, чтобы зачет стал недействительным. Однако учитывайте, что в договоре стороны могут прописать запрет зачета. Кроме того, зачет может быть признан недействительным через суд.

Завещание

Это еще один вид односторонней сделки. Любой дееспособный человек может распорядиться своим имуществом на случай смерти, при этом наследники не смогут ему в этом помешать. Особенностью завещания является то, что оно составляется лично, и единолично, то есть не через представителя, и не в группе.

Завещание может признаваться недействительным по некоторым основаниям, например, через суд. Например, если завещатель при составления завещания был дееспособен, но не отдавал отчет в своих действиях и не мог руководить ими, например, по причине психиатрического заболевания. Кроме того, завещание должно быть составлено в определенной форме, через нотариуса.

Выход участника ООО или АО из общества

Это также односторонняя сделка. Человек может выйти из общества по своей воле, и такой воли достаточно для совершения этой сделки. Однако нельзя выйти из общества, в котором состоит лишь один участник. В этом случае такая сделка будет признана недействительной, и не будет иметь каких-либо последствий, помимо последствий ее недействительности.

Отказ от договора

Односторонний отказ от договора – это тоже односторонняя сделка, поскольку отвечает признакам, которые определены в ст. 153 ГК РФ. Отказ по некоторым сделкам влечет расторжение договора, когда возможность отказа от договора предусмотрена законом или договором.

Аваль

Аваль – это вексельное поручительство, которое проставляется на векселях. Это обязательство, которое основано на одностороннем договоре, когда авалист берет на себя ответственность за оплату векселя в срок полностью или в части суммы векселя, а векселедержатель вправе требовать от авалиста нести ответственность за должника, который не исполнил, либо не правильно исполнил свое обязательство.

Форма односторонней сделки

Сторонами в односторонней сделке могут выступать как граждане, так и юридические лица. Причем если для юр. лиц обязательно документальное оформление сделки, то для граждан ее совершение возможно в устной форме, за исключением случаев, когда:

  • обязательность письменной формы предусмотрена законодательством;
  • сделка совершается между юрлицом и гражданами;
  • сумма сделки между гражданами превышает 10000 рублей.

Особенности односторонней сделки

Особенностью сделок с одной стороной и их отличием от так называемых юридических поступков является наличие юридических последствий их совершения. Иными словами, совершение сделки одной стороной порождает права у тех лиц, которых она затрагивает (адресатов).

Те же характеристики имеют и многосторонние сделки, однако в отличие от них односторонние не означают вступления сторон в договорные отношения. От последних их отличает то, что они связаны с изъявлением воли только одного лица, хотя юридические последствия могут наступить для любого адресата — как волеизъявителя, так и волеисполнителя.

Важно! Адресат сделки с одной стороной выполняет в ней пассивную роль, для чего не требуется его собственного волеизъявления.

Еще одной особенностью односторонней сделки является то, что ее адресатом может быть как участник существующих правоотношений (например, соглашения, договорных отношений), так и любое заинтересованное лицо. К примеру, в получении чека сторона, уже вступившая в правоотношения, участвует, а в составлении доверенности — нет.

Права сторон в односторонней сделке

Как уже говорилось выше, сделка с одной стороной создает права, которыми наделяется ее адресат. Но в то же время эта сделка создает и обязательства, которыми наделяется лицо, ее совершающее.

Данная конструкция выглядит сложной только при попытке ее последовательного изложения. На деле же часто граждане и юридические лица, даже не задумываясь об этом, совершают односторонние сделки в процессе своей ежедневной деятельности. К примеру, заключение договора является следствием как минимум 2 односторонних сделок: оферты — со стороны поставщика и волеизъявления о принятии предложения (акцепта) — со стороны покупателя.

Тем не менее расчленение юридических действий, кажущихся обычными, на односторонние сделки может быть полезным: подобным образом лучше становятся видны права и обязанности, возникающие в результате каждой из них.

Так как сделка сама по себе является базовым понятием гражданского права, сделки с одной стороной отличаются многообразием прав и обязанностей, которые они порождают в силу соглашения, делового обычая или требований нормативного акта.

При этом можно выделить одну обязанность волеизъявителя, характерную для большинства односторонних сделок, — обязанность уведомить адресата сделки о своем волеизъявлении. Без этого необходимого действия многие сделки не будут легитимными, а те, для которых обязательное уведомление не предусмотрено (например, выдача доверенности), не вызовут необходимых юридических последствий.

Таким образом, видов односторонних сделок не много, поскольку закон не предусматривает большого их количества. Эта сделка порождает обязанности у стороны, ее совершившей, и иногда пораждает права у других лиц. Например, выданная доверенность пораждает права довенного лица на совершение определенных доверенностью действий.

Еще больше материалов по теме в рубрике: “Сделки”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: