Околоточный надзиратель: что это такое, описание и особенности

Околоточный надзиратель: что это такое, описание и особенности

Работа полицейского околоточного надзирателя в конце XIX – начале XX века по сложности обязанностей, психологическим и физическим нагрузкам во многом была схожа с деятельностью современного участкового уполномоченного.

Рассказывает Николай Варавин.

Термин «околоточный надзиратель» возник в 1862 году после принятия Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний. Это были чиновники, ведавшие околотком (часть населённого пункта, где проживало 3–4 тысячи человек). Положение же надзирателя было не совсем обычным.

Занимавшие эту должность стояли на самой низкой ступени служебной лестницы младшего начальствующего состава. Хотя они не принадлежали к дворянскому сословию, однако сохраняли все преимущества офицерско-чиновничьего корпуса, что свидетельствовало об их особой значимости. Для придания большего веса в глазах окружающих и подчинённых в одном из примечаний к «Инструкции околоточным надзирателям» 1867 года указывалось, что «. околоточные надзиратели, находясь в этой должности, пользуются правами XIV класса, хотя бы и не имели ещё классного чина». Таким образом, они становились первыми кандидатами на его получение.

Так, в «Адресе-календаре Саратовской губернии на 1902 г.» полицейским надзирателем Уральско-Волжского металлургического завода, расположенного близ Царицына (ныне волгоградский завод «Красный Октябрь»), числился Г. К. Яржемский. На следующий год в таком же справочном издании полицейский надзиратель Г. К. Яржемский уже представлен как коллежский регистратор – чиновник XIV класса. Хотя это был самый низший чин среди государственных служащих в Российской империи, но к его обладателю уже предписывалось обращаться «ваше благородие».

Околоточные являлись, по сути, связующим звеном между представителями государственной власти и обычными людьми, проживавшими на обслуживаемых надзирателями территориях. На это чётко указывает одно из положений упомянутой Инструкции: «В случаях, когда полиции для исполнения возложенных на неё законами обязанностей, необходимо входить в непосредственные личные сношения с обывателями по месту их жительства, сношения эти делаются через околоточных надзирателей». В переводе с бюрократического языка на обычный это означало, например, что любая казённая бумага, направленная жителю города, должна вручаться адресату лично околоточным надзирателем.

Учитывая, что для работы с населением требовался определённый жизненный опыт, в надзиратели определяли преимущественно людей средних лет или старше, знавших грамоту. Кандидат должен быть «благообразной наружности, крепкого телосложения и беспорочного поведения». Готовили околоточных в специальных школах. Там изучали законодательство Российской империи и приобретали специальные навыки, которые включали даже основы родовспоможения в неотложных случаях.

В ведении околоточного была немалая территория, на которой он считался полным хозяином. Под его началом состояли городовые (рядовые полицейские) и дворники, которые в то время выполняли и полицейские функции. Сам же надзиратель подчинялся участковому приставу, имевшему полноправный классный чин, который определялся местом службы чиновника. Так, согласно Табели о рангах участковый пристав московской полиции относился к VII классу, что делало его равным армейскому подполковнику.

Однако главная обязанность околоточного заключалась в строгом надзоре за тем, чтобы все жители неукоснительно соблюдали правила и постановления «относительно общественного благоустройства и благочиния».

Наряду с общегосударственными документами, регламентирующими деятельность надзирателей, к этому вопросу обращались и на местном уровне. Например, существовала специальная «Инструкция околоточным надзирателям Московской столичной полиции» – книга в 300 с лишним страниц. На них убористым шрифтом изложены предписания властей Первопрестольной. Список обязанностей только «по наблюдению за наружным порядком» насчитывал 15 пунктов, девять – «по надзору за народонаселением». Особо предписывалось «досконально знать» о происходящем в околотке – от затеваемого в домах ремонта (только с разрешения властей!) до появления незарегистрированных жильцов или женщин, тайно занимающихся сводничеством.

Также полицейский околоточный надзиратель был обязан присутствовать при всяком собрании народа на улицах и площадях, наблюдать за порядком во время многолюдных мероприятий. А в случае возникновения уличных беспорядков, драк и разгулов – прекращать их. Ему разрешалось употребить власть, если нужно было «входить в непосредственные личные отношения с обывателями по месту их жительства», усмирять шумящих, пьяных, нищих и попрошаек, пристающих к прохожим, прекращать площадную ругань в общественных местах.

От надзирателя требовалось чётко контролировать, чтобы питейные заведения и другие публичные места открывались в установленное время, не допускать, чтобы извозчики и торговцы причиняли беспокойство покупателям назойливыми обращениями с предложением своих услуг.

Были предписания и на случаи возникновения, как бы мы сейчас сказали, чрезвычайных ситуаций. Так, во время пожара околоточному следовало не только выставить городовых в оцепление горящего объекта, но и организовать силами полиции охрану вынесенного имущества. Если же становилось известно о происшествии, беспорядке или несчастном случае, полицейский надзиратель обязан был тотчас же явиться на место, принять меры к восстановлению порядка и спокойствия, задержать виновных и оказать помощь потерпевшим.

Особые обязанности «по внутреннему надзору за народонаселением» требовали знать каждого проживающего на вверенной территории, обладать сведениями обо всех управляющих домами, дворниках, швейцарах, содержателях гостиниц, постоялых домов, хозяев артелей. Также околоточные должны были «служить местными и самыми надёжными пособниками при проведении розысков» сотрудникам сыскной полиции и оказывать им при этом полное содействие.

Читайте также:
Окружное собрание: что это такое, описание и особенности

Более обширная и регламентированная инструкция появилась в России в 1897 году в связи с ростом революционного движения. По этому документу полицейским надзирателям предписывалось контролировать политических поднадзорных и поведение учащейся молодёжи, выявлять неблагонадёжных, наблюдать за фабричным и заводским населением.

Также околоточный, как наиболее осведомлённый о проживающих на его территории, становился одним из участников процедуры задержания подозреваемых в совершении преступления. Но при этом ему не разрешалось вызывать к себе на квартиру или в участок нужных по делу лиц. Приходилось самому бегать по адресам и оформлять документы на месте.

Надзиратель должен был всегда оставаться бдительным, «чтобы по возможности никто и ничто в районе, ему вверенном, не ускользало от его внимания». При строгом соблюдении правил он оказывался словно прикованным к своей территории и покидать её мог только с разрешения пристава. Каждый раз, выходя из своей квартиры, был обязан сообщать ближайшему городовому, куда направляется, чтобы при необходимости его легко отыскали. Жениться околоточные, как и городовые, могли только с разрешения градоначальника.

За все свои многочисленные хлопоты в начале XX века околоточный получал 650–800 рублей в год (в два раза больше обычного городового). К этому ежегодно добавлялось 25 рублей на пошив обмундирования, плюс оплачивался наём квартиры. Также выделялась некоторая сумма на приобретение личного оружия.

Околоточным полагалась форма, «как у классных чинов», к ней – «шашка драгунского образца с чёрным кавалерийским темляком на чёрной юфтевой портупее» и револьвер «Смит и Вессон» на оранжевом шнуре. Зимой они носили светло-серое форменное двубортное пальто.

Форма больше походила на офицерскую, чем на мундир обычного городового. Возможно, поэтому некоторые околоточные, как свидетельствовали современники, пытались щеголять в неположенных им офицерских погонах. Начальство время от времени вразумляло нарушителей. При этом в отличие от военных, надзирателям разрешалось при обходе участка в ненастную погоду надевать галоши, задники которых имели окованные медными пластинками прорези для шпор.

Многие околоточные для солидности носили бороды, усы и бакенбарды. Их мундиры всегда были украшены медалями. Особенно выделялись шейные золотые или серебряные «За усердие» – высшая награда для нижних чинов российской полиции за безупречную службу или выслугу лет. Непременный атрибут – свисток на металлической цепочке. Погоны и ворот мундира полицейского украшали серебряный галун и шевроны за многолетнюю службу.

Должность полицейского околоточного надзирателя ликвидировали 11 марта 1917 года. Правда, впоследствии создали службу участковых уполномоченных милиции – ведь необходимость работы правоохранительных органов с населением не исчезла после смены политической власти в стране…

Околоточный надзиратель – чиновник городской полиции в Российской империи

Околоточный надзиратель – это чиновник низшего звена в городской полиции царской России. Такая должность возникла в еще 1867 году и была упразднена в 1917-м, с приходом к власти большевиков.

Околоточные надзиратели были только в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др. Подчинялись они непосредственно участковому приставу, у них же в подчинении были городовые.

Требования к кандидатам в околоточные

На государственную службу в должности околоточного надзирателя принимались лица в возрасте 21-40 лет. Претенденты в обязательном порядке должны были ранее служить в армии либо иметь опыт гражданской работы.

Будущий околоточный должен иметь хорошее образование, быть физически развит и, помимо всего, иметь приятную внешность.

Подходящие по всем параметрам кандидаты зачислялись в сверхрезерв, где проходили подготовку и по ее окончании держали экзамен. После успешного прохождения комиссии околоточные надзиратели переводились в основной состав и получали поднадзорную территорию (околоток).

Жалование

Околоточный надзиратель столичной полиции, находясь в резерве, получал жалование в размере 20 рублей. При его переходе на открывшуюся вакансию в полицейский участок годовой доход рассчитывался по трем разрядам и составлял, соответственно, 600, 660 и 720 рублей.

Для более лучшего понимания уровня зарплаты этого чиновника можно перевести царские рубли в эквивалент современной российской валюты. Так, околоточный постоянного состава самого низкого разряда получал 59 431 руб. ежемесячно.

Обязанности околоточного надзирателя

Мелкий чиновник городской полиции, каковым считался околоточный, выполнял целый спектр различных обязанностей. Он должен был обходить вверенный ему участок, в пределах которого проживало 3000-4000 горожан и следить за соблюдением правил общественного поведения. Подробная инструкция, разработанная столичными властями, насчитывала более 300 страниц.

Околоточный должен был знать все о своем участке. Его работой было выявление на территории “чужих” граждан, составление протоколов в случае разного рода правонарушений.

Равно как и к современному участковому, к околоточному предъявляли претензии все кому не лень. Дворник плохо убирает снег – виноват надзиратель (не доглядел). Кого-то покусала собака – околоточному надлежит выяснить, чей это пес и принять меры к его хозяевам.

Околоточный надзиратель не имел права вызывать население к себе в участок или на квартиру. Все дознания, составление необходимых бумаг, вручение повесток, проходили, как говорится, «в полях».

Форма околоточного надзирателя в царской России

Околоточному надзирателю полагался мундир, который носили классные чины. Если он имел офицерское звание, то и форма его была соответствующей. Однако, обычно он имел чин фельдфебеля или старшего унтер-офицера, в этом случае его униформа была другой.

Читайте также:
Открытый счет: что это такое, описание и особенности

Полиция Российской империи в лице околоточного надзирателя носила черного цвета шаровары с красной окантовкой и такой же расцветки двубортный мундир, застегивающийся на крючки. Ворот, обшлага и борт также были украшены красной отделкой.

Парадный вариант полностью походил на каждодневный, если не считать столбиков из серебряного галуна на обшлагах.

Обувь представляла собой лаковые сапоги, но также именно околоточным позволялось надевать галоши, на задниках которых были отверстия для шпор, подбитые пластинами из меди.

Околоточный надзиратель погоны носил зеленые, украшенные по центру широкой серебряной полосой.

Оружие и прочие атрибуты околоточного

Будучи служителем закона, сотруднику царской полиции полагалось ношение оружия. Они носили офицерскую шашку с серебряной перевязью, наган в лаковой кобуре черного цвета либо револьвер Smith & Wesson.

Нельзя представить себе околоточного без его знаменитого свистка. Он крепился к правой стороне мундира и имел длинную металлическую цепочку. С помощью продолжительного свиста блюститель порядка мог вызвать подкрепление и призвать к спокойствию разбуянившихся граждан.

Портфель – также неотъемлемая часть образа этого чиновника. Всевозможные повестки и протоколы, которые писались по поводу и без него, подразумевали постоянное ношение данного аксессуара. Порой ему не хватало рабочего дня, чтобы разнести все эти бумаги по адресатам.

Интересные факты из жизни околоточных

Околоточный надзиратель не имел права посещать народные гулянья и празднества в качестве частного лица. Ему запрещалось ходить по кабакам и ресторанам в свободное от работы время и отдыхать за столиками питейных заведений в кругу знакомых.

Даже жениться он мог только с соизволения градоначальника, это правило распространялось, кстати, и на городовых.

Каждый раз, покидая полицейский участок, околоточный надзиратель должен был сообщать своему начальству, куда он направляется и где его в случае необходимости можно будет быстро найти.

До 1907 года полицейский передвигался только пешком, а после высочайшим указом градоначальника околоточные могли пользоваться велосипедами, что значительно облегчило их непростую служебную жизнь.

Полицейские чиновники, помимо всего прочего, должны были посещать театр и разбираться в художественной литературе. Начиная с 1876 года на каждом спектакле в обязательном порядке присутствовал офицер полиции, располагаясь в специально забронированном для него кресле. Он не только смотрел за порядком во время представления, но и выступал в роли цензора.

Образ продажного чиновника

Будучи связующим звеном между населением и государственной машиной, околоточный пользовался большим уважением. Перед ним заискивали и торговцы из многочисленных лавок, и держатели казенных домов, и простые горожане.

Такое отношение провоцировано мздоимство со стороны этих представителей власти. Проводя дознания, многие околоточные мягко намекали, что в случае материальной благодарности со стороны подозреваемого, полицейский может закрыть глаза на многие нежелательные факты и подробности.

Введение сухого закона в период Первой мировой послужило еще одним поводом для получения взяток. Покрывая подпольную деятельность шинкарей, околоточные имели стабильный дополнительный источник дохода, пусть и не очень легальный.

В художественной литературе этот мелкий чиновник зачастую представлен недалеким, ленивым и предвзятым. Такой стереотип относительно сотрудника полиции жив и по сей день. Хотя, если вдуматься, работа в правоохранительных органах и при царе, и в наши дни – колоссальный труд, который редко бывает оценен по достоинству.

Фраза «околоточный надзиратель»

Фраза состоит из двух слов и 22 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы из 2 слов

Уфимские истории Околоточный надзиратель уфимской городской полиции Константин Словохотов

ЛИЧНЫЙ ГОНЕЦ АНДРОПОВА (HD) СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Кто он – участковый уполномоченный полиции?

Один день из жизни участкового

М.Горький. Последние. МХАТ. Серия 2 (1972)

Синонимы к фразе «околоточный надзиратель»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • +верхняя расправа−
  • +волостное правление−
  • +гороховое пальто−
  • +губернский секретарь−
  • +дом генерал-губернатора−
  • +жандармские офицеры−
  • +казённая палата−
  • +канцелярский служитель−
  • +квартальный надзиратель−
  • +коллежский регистратор−
  • +непременный член−
  • +объезжий голова−
  • +околоточный надзиратель−
  • +отдельный корпус жандармов−
  • +отставной чиновник−
  • +полицейский надзиратель−
  • +предводитель дворянства−
  • +присутственное место−
  • +сапёрный переулок−
  • +снять допрос−
  • +судебные следователи−
  • +сыскное отделение−
  • +товарищ прокурора−
  • +трактирный слуга−

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «околоточный надзиратель» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

Написание фразы «околоточный надзиратель» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской ոկոլոտոչնըյ նադզիրատել

в латинской okolotochny nadziratel

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

j r j k j n j x y s q y f l p b h f n t k m

Написание фразы «околоточный надзиратель» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

Передача фразы «околоточный надзиратель» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

Произношение фразы «околоточный надзиратель» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Читайте также:
Обещание дарения: что это такое, описание и особенности

Передача фразы «околоточный надзиратель» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

Что значит фраза “околоточный надзиратель”? Как это понять.

№ 20 ИНСТРУКЦИЯ ОКОЛОТОЧНЫМ НАДЗИРАТЕЛЯМ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 9 сентября 1867 г. (Извлечение)

I. Об их назначении и обязанностях вообще

§ 1. В каждый из околотков, на которые разделяют­ся Полицейские Участки, назначаются для ближайше­го полицейского наблюдения и исполнения полицейских требований особые надзиратели.

Примечание. Околоточные надзиратели, находясь в этой должности, пользуются правами XIV класса, хотя бы и не имели еще классного чина.

§ 2. Околоточные надзиратели, состоя в непосредствен­ном ведении и распоряжении Участковых Приставов, полу­чают от них все поручения и приказания на словах и докла­дывают о своих действиях по службе также изустно.

§ 3. Городовые находятся в прямом подчинении околоточ­ных надзирателей, как своих ближайших начальников, полу­чают от этих последних приказания, за неисполнение кото­рых отвечают как за ослушание начальства.

§ 4. Наблюдая за исполнением городовыми своего околотка возложенных на них инструкцией для городовых обязанно­стей, околоточные надзиратели в своей деятельности долж­ны руковод-ствоваться общими правилами, преподанными в §§ 3-7 означенной инструкции.

§ 5. В случаях, когда Полиции для исполнения возло­женных на нее законами обязанностей, необходимо входить в непосредственные личные сношения с обывателями сто­лицы по месту их жительства, сношения эти делаются через околоточных надзирателей. Так на них возлагается предъ­явление обывателям относящихся до них требований раз­личных присутственных мест и правительственных лиц, повесток мест и лиц судебного ведомства, отобрание в том подписок, составление в случае отказа в даче таковых прото­колов, составление описей имущества на уплату взысканий, производимых полицейским порядком, и т. п.

§ 6. На околоточных надзирателей возлагается ближай­ший надзор за соблюдением в пределах вверенного им око­лотка правил относительно общественного благоустройства и благочиния, обязанность предупреждать и останавли­вать нарушителей этих правил, водворять порядок и право, в случае неисполнения их законных требований составлять о том протоколы, руководствуясь правилами, изложенны­ми в ст.

§ 7. Составляемые в указанных в предыдущем § случаях протоколы околоточные надзиратели представляют Участ­ковому Приставу для дальнейшего в установленном поряд­ке распоряжения.

§ 8. Околоточные надзиратели обязаны по собственному побуждению приступать к производству дознаний во всех тех случаях, когда усмотрят какой-либо повод подозревать, что совершено преступление, равным образом, когда им бу­дет о том кем-либо заявлено или каким бы то ни было обра­зом дойдет до них о том сведение.

§ 9. При производстве дознаний околоточные надзи­ратели руководствуются общими правилами, указанны­ми в ст. 253 и 254 Уст. Угол. Суд. 20 ноября 1864 года. Они собирают необходимые сведения негласно, пользуясь близ­ким знанием жителей своего околотка и местности, стараясь не возбудить никакого подозрения или недоверия, отнюдь не беспокоя жителей неуместным вмешательством в их дела, не дозволяя себе входить в квартиры и нарушать их покой; ни в каком случае не должны произвольно делать обыски

и выемки, если не имеют на то особого приказания Участко­вого Пристава, на котором в таком случае лежит и ответствен­ность за сделанное распоряжение.

§ 10. Околоточные надзиратели имеют право собствен­ною властью задерживать подозреваемых в совершении пре­ступления или проступка в следующих случаях:

1) Когда при составлении протокола о нарушении благо­устройства и благочиния (§ 6), обвиняемый откажется объя­вить свое звание или представить удостоверение о своем име­ни, фамилии и месте жительства.

2) Когда подозреваемый в совершении преступления (кра­жи, мошенничества, грабежа, разбоя, нанесения ран, убийств, святотатств, поджигательств, делании или сбыте фальшивых денег) застигнут при совершении преступного деяния или тотчас после его совершения.

3) Когда потерпевшие от преступления или очевидцы ука­жут прямо на подозреваемое лицо.

4) Когда на подозреваемом будут явные следы преступле­ния, или при нем будут вещи, служащие доказательством преступления.

5) Когда он сделал покушение на побег, или пойман во время, или после побега.

6) Когда он не имеет постоянного жительства или осед­лости.

7) Людей, открыто сопротивляющихся распоряжениям Полиции, нарушающих общественное спокойствие, поря­док и безопасность.

8) Людей, на разыскание и задержание которых после­довало особое распоряжение Начальства (Прим. к ст. I осн. пол. Уст. Угол. Суд. ст. 8 (объяснение), 51 и 275 Уст. Угол. Суд. 20 ноября 1864 г. 19. 172, 243 и 258 Уст. о пред. и пресеч. прест. Т. XIV. СЗ. изд, 1857 г.).

§ 11. При преследовании преступника по горячим сле­дам в указанных в предыдущем §случаях околоточный над­зиратель, если бы преступник скрылся в чье-либо жилище или квартиру, имеет право войти в это помещение и задер­жать виновного.

§ 12. Указанные в предыдущих § обязанности распределя­ются между околоточными надзирателями, которых назнача­ется в каждый околоток по два, таким образом, что на одного

Читайте также:
Наибольшее благоприятствование: что это такое, описание и особенности

возлагается главным образом наблюдение за наружным порядком, благоустройством и благочинием, а на другого — внутренний надзор за народонаселением, предупреждение и преследование преступлений.

§ 15. Околоточные надзиратели по очереди, установленной Участковыми Приставами, назначаются в суточное дежурство при своем Участковом Управлении, где они в отсутствие Пристава и его Помощника должны объясняться с лицами, обращающими­ся в Участок с заявлениями и просьбами, разбирать и отправлять по принадлежности задерживаемых и приводимых лиц и проч. Они не имеют, однако, права подписывать исходящих по делам Участка бумаг, выдаваемых свидетельств, отсрочек и т. п.

II. Особые обязанности околоточных надзирателей, коим поручено наблюдение по наружной части

§ 16. Действуя вообще на основании правил, изложенных в предыдущей главе, околоточные надзиратели, коим пору­чен надзор по наружной части, должны в особенности испол­нять следующие обязанности:

1) Назначать городовых в дежурство на подвижных и по­стоянных постах, определяя очередь каждой новой смене с таким соображением, чтобы служба между всеми городовы­ми распределялась равномерно без изнурения сил и без вреда для их здоровья, в особенности во время морозов и ненастья.

2) Обходить вверенные их надзору околотки, по возмож­ности чаще, днем и ночью для поверки — находятся ли на сво­их постах дежурные городовые и подчаски в будках, равно дворники исполняют ли они на деле возложенные на них обязанности.

3) При обходе околотка смотреть, чтобы везде: на улицах, тротуарах, дворах и т.д. — были соблюдены порядок и чисто­та; указывать на замеченные неисправности стоящим на по­стах городовым, приказывать дворникам немедленно уби­рать сор и грязь, а в случае надобности обращаться с своими требованиями к заведывающим домами.

4) Наблюдать за тишиною и безопасностью на улицах и прекращать всякое нарушение общественного спокойствия и благочиния, делая немедленное распоряжение о задер­

жании и отправлении в Участок шумящих пьяных, нищих, останавливающих проходящих людей, произносящих гром­ко ругательства, и т. п.

5) Присутствовать при всяком собрании народа на ули­цах и площадях, наблюдать за порядком на больших съездах и прекращать уличные ссоры, шум, драку и разгул.

6) Наблюдать, чтобы питейные и трактирные заведения и другие публичные места были открышаемы и закрышаемы ежедневно в установленное время.

7) Обращать особенное внимание на повсеместное соблюдение предписываемых в приказах Обер-Полицмейсте­ра санитарных мер, имеющих целью ограждение обществен­ного здравия, как-то: мер для уничтожения зловония, правил о вывозе нечистот из мусорных и выгребных ям, содержания в исправности черных лестниц, о недозволении продажи незрелых плодов, гнилых и недоброкачественных продуктов, употребления в пищу воды из сорных прудов и каналов и т. п.

8) Не допускать, чтобы извозчики и торгующие с ларей, лотков в рынках и небольших лавочках причиняли беспокой­ство проходящим назойливыыми обращениями с предложе­нием своих услуг и покупки товаров; чтобы вообще на ули­цах и площадях были наносимы кому-либо из проходящих насмешки, оскорбления, особенно в отношении женщин и детей.

9) В случае пожара немедленно являться на место пожа­ра, распоряжаться оцеплением загоревшегося здания горо­довыми, которым внушать, чтобы они стерегли вынесенное имущество от расхищения, не дозволяли посторонним пре­пятствовать свободному проезду бочек с водою и действию пожарной команды; в то же время оказывать, при недостатке пожарной прислуги и до прибытия войск, возможное пособие к спасению имущества обывателей, приглашая к содействию зрителей.

10) Иметь бдительный надзор за тем, чтобы меры, прини­маемые по наружной части для предупреждения и пресече­ния воровства, разбоев и других преступлений и к устране­нию несчастных случаев (напр.: освещение лестниц, опасных мест на улицах и т. п.) указанные в инструкции городовым, и разъясняемые в приказах по Полиции, были соблюдаемы в точности.

11) Получив известие о происшедшем преступлении, беспорядке или несчастном случае, тотчас же являться на место происшествия, восстановлять всеми находящими­ся в распоряжении способами порядок и спокойствие, задер­живать виновных и оказывать защиту и помощь людям, в том нуждающимся.

Примечание. Околоточные надзиратели, выходя из квартир, должны давать знать местному дежурному горо­довому, куда они отправляются, дабы, в случае надобности, можно было тотчас же их отыскать.

12) Ежедневно утром и вечером докладывать своему Участковому Приставу обо всем, замеченном во время обходов по околотку, обо всех своих распоряжениях по службе и о за­мечаниях, сделанных высшим начальством. Об особенных происшествиях извещать Пристава или лично ему доклады­вать немедленно.

III. Особые обязанности околоточных надзирателей, коим поручен внутренний надзор за народонаселением

§ 17. Околоточные надзиратели, коим поручен внутрен­ний надзор за народонаселением, предназначаются преиму­щественно для предупреждения и пресечения преступлений, преследования и обнаружения виновных в совершении пре­ступлений, открытия краденного имущества и т. п.

Для достижения этой цели им вменяется в обязанность:

1) Ознакомиться ближайшим образом с населением сво­его околотка не только вообще, но с особенностями населе­ния каждого дома в отдельности.

2) Знать в своем околотке всех хозяев и управляющих домами, дворников, швейцаров, содержателей гостиниц, меблированных квартир и постоялых дворов, их поверен­ных и конторщиков, равно как извозчичьих старост и содер­жателей артелей рабочих.

Читайте также:
Национальная валюта: что это такое, описание и особенности

3) Иметь строжайший надзор за тем, чтобы в гостини­цах, меблированных квартирах, равно вообще в домах, никто не останавливался и не проживал без паспортов или без про­писки оных в Участковом Управлении.

5) Знать все торговые, промышленные, фабричные и мануфактурные заведения в своем околотке, но в особен­ности иметь точные сведения о лавках, где скупаются разные старые железные и т. п. изделия, о ссудных кассах, о складах тряпичников, трактирах, которые служат сборищами подо­зрительных людей, вообще обо всех местах, торговля которых только служит средством прикрывать другие, более прибыль­ные, но сомнительные промыслы.

6) Собирать негласным образом самые подробные сведе­ния об образе жизни и поведении проживающих в околотке лиц, состоящих под надзором Полиции.

7) Не останавливаясь на общем знакомстве с населением околотка, стараться ближайшим образом узнать его жителей. Отнюдь не вмешиваясь в домашнюю жизнь и семейные дела обывателей, околоточный надзиратель, внимательно испол­няющий свои обязанности, не может не достигнуть такого полного изучения своего околотка, чтобы иметь всегда гото­выми те сведения касательно обывателей околотка, которые необходимы для успешного производства розысков, а имен­но: об их образе жизни, занятиях, средствах к существованию. Он не должен оставлять без внимания ни одного указания на какую-нибудь особенность, странность и т.п., но, напро­тив, на все обращать внимание, за всем следить, запоминать и только в случае надобности сообщать кому следует свои замечания и наблюдения.

8) Оказывать полное содействие чиновникам Сыскной Полиции, которой околоточные надзиратели должны слу­жить местными и самыми надежными пособниками при про­изводстве розысков, подозреваемых в совершении преступле­ний, открытии краденных вещей, задержании разыскиваемых по приказу лиц и т. п.

10) При обходе домов, гостиниц, меблированных квар­тир и постоялых дворов обращать внимание на соблюдение хозяевами домов и жильцами мер предосторожности против воровства и пожаров.

11) Сообщать Врачебно-Полицейскому Комитету о женщинах, промышляющих явным развратом и о занима­ющихся втайне сводничеством, если те и другие избегают контроля Комитета.

12) Оказывать всевозможное содействие Судебным Следо­вателям и Мировым Судьям при производстве ими обысков, выемок, арестов, сообщая им собранные сведения по делам, переданным уже к ним для производства, равно Судебным Приставам, если при исполнении ими служебных обязанно­стей им будет оказываемо противодействие.

Оккупация

Оккупа́ция (от лат. occupatio — «захват, занятие») в общем случае — занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней, обычно временное. Оккупацию следует отличать от аннексии, акта присоединения государством всей или части чужой территории в одностороннем порядке.

Содержание

Признаки оккупации

В настоящее время среди авторитетных источников нет консенсуса в определении исчерпывающего перечня значимых критериев, по которым можно было бы однозначно определить соответствие конкретного случая понятию оккупации. Различные источники называют следующие признаки оккупации:

  • Временность миссии, непостоянный статус — выделяется почти всеми отечественными источниками [1][2][3][4][5][6] (кроме «Толкового словаря русского языка» Ушакова [7] ), но не зарубежными [8] . При этом рамки временности, чёткие критерии её отличия от постоянности в определениях не задаются.
  • Обязательное наличие государства-жертвы, администрации оккупируемой территории как стороны в отношениях — выделяется некоторыми отечественными и зарубежными источниками (Словарь «Война и мир» [2] , Глоссарий.ру [3] и др.). Остальные источники ограничиваются менее чёткими формулировками «страна», «народ», «территория», «противник» и т. д.
  • Обязательное нахождение в состоянии войныде-юре или де-факто, насильственный характер вторжения вооружённых сил оккупирующей стороны — выделяется Глоссарием.ру [3] и «Большим юридическим словарём» [6] . В то же время ЭСБЕ[4] и БСЭ[5] подразделяют оккупацию на военную и послевоенную, отмечая особость условий пребывания армии оккупирующей страны в каждом случае. Кроме того зарубежные источники усматривают два вида оккупации — неприятельскую, вражескую (англ.belligerent occupation ) и невраждебную (англ.non-belligerent occupation ) [9][10] , либо не упоминают о конфликте сторон вовсе [8] , а ЭСБЕ выделяет оккупацию в условиях невоенного времени.
  • Обязательное принятие на себя функций управления, установление своей администрации на оккупированной территории — выделяется небольшой частью источников (БСЭ[5] , American Heritage Dictionary [8] ). Большинство их ограничивается констатацией факта контроля вооружённых сил над оккупированной территорией иили населением без уточнения, в каких именно формах, на основании чего он должен осуществляться и насколько значимым быть.
  • Обязательное соответствие нормам международного права — выделяется частью российских источников, кроме Глоссария.ру [3] , словарей Ожегова [11] и Ушакова [7] . В противном случае, отмечается в российских источниках, оккупация становится одной из форм агрессии и влечёт наступление международно-правовой ответственности для её инициатора.
  • Международное признание — существует мнение, что главным критерием наличия или отсутствия оккупационного статуса территории является признание мирового сообщества. С этой точки зрения, оккупацией считается любая аннексия, не признанная мировым сообществом [12] .
  • Помимо этого в отдельных случаях выделяются и особые признаки. Например, с точки зрения Dictionary.com можно оккупировать не только чужую, но и собственную территорию [8] , а «Большой юридический словарь» считает обязательным мандатСовета Безопасности ООН[6] .

Виды оккупации

Исходя из изложенного, можно заключить, что оккупация во всех случаях производится с помощью военной силы и имеет несколько видов:

  • оккупация в состоянии войны, военная, неприятельская оккупация
  • послевоенная оккупация во исполнение условий мирных соглашений
  • мирная (не связанная с войной) оккупация (англ.non-belligerent[9] ), оккупация в условиях мирного времени
Читайте также:
Магистратское право: что это такое, описание и особенности

Оккупация в состоянии войны

Режим и правовые нормы военной оккупации определены специальными международными соглашениями, принятыми на IV Гаагской конференции 1907 года, а также Женевскими конвенциями 1949 года и протоколами к ним от 1977 года. Согласно этим международным документам военная оккупация является временным занятием вооруженными силами одного государства территории другого государства с принятием на себя важнейших функций управления. Такая территория считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Оккупирующее государство обязано уважать права человека, исключать депортации и массовые экзекуции населения. Оккупационная армия имеет право изымать деньги, казну и другие госактивы, но частная собственность, а также имущество общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений должна быть неприкосновенна. Вооруженное сопротивление при всём этом не является определяющим статус фактором. Женевские конвенции 1949 года (ст. 2) гласят: «Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления». Примером оккупации в состоянии войны (которая во многом и вызвала необходимость совершенствования международных конвенций) можно считать немецко-фашистскую оккупацию территории СССР и остальной Европы в 1939—1945 годах.

Послевоенная оккупация

Режим и правовые нормы послевоенной оккупации устанавливаются, как правило, специальными международными соглашениями заинтересованных государств конкретно для данной странытерритории в целях выполнения условий мирного договора — например, в случае наложения контрибуций. Примером подобных оккупаций является принятая на Ялтинской и Потсдамской конференциях великих держав система послевоенных оккупационных зон в Германии и Австрии в 1945—1949 годах. Кроме того ЭСБЕ отмечает, что вне военного времени оккупация может происходить с целью угрозы или репрессалия, чтобы принудить другое государство к требуемому действию. Примеры подобных репрессалий — франко-бельгийская оккупация Рурского региона, где добывалось 72 % угля и производилось более 50 % чугуна и стали Германии, в 1923—1925 годах в ответ на невыполнение последней своих репарационных обязательств, или оккупация Ирака вооружёнными силами США в ходе операции «Иракская свобода» в 2003 году.

Оккупация в мирное время

Режим и правовые нормы невраждебной (англ. non-belligerent ) оккупации в условиях мирного времени, как и в случае с послевоенной, устанавливаются особыми межгосударственными соглашениями. Однако до сих пор не существует общепринятого взгляда на то, достаточно ли для зачисления в эту категорию двусторонних договоров между властями государства-оккупанта и оккупируемого государства либо обязательным условием является верификация и признание подобных соглашений или прямой мандат от международного сообщества, его наднациональных структур (Лиги Наций, ООН).

Ярким случаем проявления такой двойственности является отношение к вводу советских войск в Прибалтику в 1939—1940 годах — является ли произошедшее оккупацией? С одной стороны, он происходил с санкций и на основе решений легитимных [13] высших законодательных органов прибалтийских стран, имевших выраженную поддержку большой части их граждан. С другой — ряд наблюдателей указывает на вероятность не вполне добровольного согласия при этом республик Прибалтики, так как переговоры велись советской стороной с позиции силы [14] и существовали предварительные закулисные соглашения о разделе Восточной Европы. В результате международное сообщество так и не выработало однозначного отношения к этому акту [15] [16] .

К невраждебным (англ. non-belligerent ) оккупациям обычно относят [9] и многочисленные миротворческие миссии войск ООН, НАТО, ОДКБ и иных организаций, если на такие миссии существует мандат ООН — соответствующие официальные решения её Генеральной Ассамблеи иили Совета Безопасности.

Немаловажен и вопрос о допустимой степени вмешательства (или невмешательства) оккупационных сил в процесс отправления политической власти на территории. Если в ходе послевоенной оккупации территорий бывшего Третьего рейха были образованы и эффективно действовали административные органы стран-союзниц, то существует, например, и ряд случаев, когда полнота власти оставалась в ведении прежних режимов, а вводу войск предшествовало его надлежащее оформление по двусторонним соглашениям — это оккупация войсками США территории Исландии в 1941—1945 годах или оккупация войсками СССР территории Монголии с 1920-х годов по 1990 с целью сохранения легитимных режимов этих стран от возможной внешней агрессии (со стороны Германии или Китая, соответственно). Однозначная квалификация этих случаев также может быть предметом дискуссий.

Оккупация как пропагандистское клише

Поскольку оккупация практически всегда предполагает качественное превосходство в силе, влиянии, возможностях оккупирующего государства над оккупируемым, даже полностью добровольное невынужденное согласие законной власти последнего на ввод военного контингента извне (либо официальная просьба о таковом) обычно вызывают неоднозначную реакцию в остальном мире. Вольно или невольно, но держава демонстрирует с помощью оккупаций свою мощь и усиливается ещё больше. В связи с этим возникают сомнения в самостоятельности и легитимности оккупируемого режима: а не является ли он марионеточным? В связи с этим генерация и популяризация пропагандистских клише, организация должным образом общественного мнения стала действенным оружием в борьбе за гегемонию, обесценивая или, наоборот, умножая действия одних сил и издержки конкурирующих. В этом смысле оккупация является удобным поводом для обвинений в замаскированной агрессии с целью перераспределения ресурсов и силового насаждения угодного державе-агрессору мирового порядка. Поэтому ныне во многих случаях применение войск вне своей территории обставляется как результат солидарного решения многих стран-участниц, несмотря на то, что подавляющее большинство последних участвует в подобных миссиях сугубо символически и не всегда в полном смысле добровольно.

Читайте также:
Происхождение ребенка: что это такое, описание и особенности

Стоит отметить также, что ни в одном определении оккупации в авторитетных источниках не содержится ясного отличия её статуса от размещения зарубежной сети военных баз по межгосударственным договорам — что даёт дополнительный повод для применения двойных стандартов. Фактически наличие или отсутствие факта оккупации ныне определяется отдельно в каждом конкретном случае — и во многом является результатом противоборства СМИ, риторики госструктур по связям с общественностью, а не юридическим консенсусом. Сами пропагандистские клише — оккупация, оккупант, сателлит, лимитроф и др. — приобрели выраженную отрицательную эмоциональную окраску, что ещё более затрудняет корректный анализ. В результате происходит постепенное замещение терминов даже и в тех случаях, когда они с международно-правовой точки зрения безупречны, во многом это вынужденный перенос акцентов из-за опасений шельмования. Примеры:

  • слово «оккупант» замещается словом «миротворец»
  • «оккупация» становится «временной миссией по поддержанию правопорядка» или «военным присутствием»
  • «оккупировать» порой трансформируется в «освободить»
  • «оккупационная армия» превращается в «ограниченный контингент»
  • «государство-сателлит» выступает как «государство-клиент» (англ.client state)
  • «интервенции» идёт на смену «военная помощь»
  • «контроль над территорией» уступает место «борьбе с терроризмом» или «интернациональному долгу» и т. д.

Происходит и ухудшение отношения к некоторым оккупациям прошлого, как правило, путём линейной экстраполяции и апеллирования к нынешним более жёстким нормам международного права, особенно в области соблюдения гражданских свобод.

Правовой режим военной оккупации

Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого госу­дарства и установление военной администрации на захваченной тер­ритории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупи­рующее государство обязано принять все меры к обеспечению поряд­ка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя при­нуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государ­ству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь граж­данских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Ок­купирующая держава обязана снабжать гражданское население не­обходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

применять меры принуждения, физического или морального по­рядка, в частности, с целью получения сведений;

применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

применять коллективные наказания;

депортировать гражданское население с оккупированной терри­тории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обес­печивается право ее покинуть в возможно короткое время.

95. Комбатанты и некомбатанты. Правовой режим военного плена

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к во­оруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принад­лежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобре­тают статус военнопленных.

Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — воен­ные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомба­танты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

личный состав регулярных вооруженных сил;

ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не вхо­дящие в состав регулярных вооруженных сил;

личный состав движений сопротивления и партизанских форми­рований;

лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;

члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказы­вающие помощь сражающимся;

население, которое при приближении противника взялось за ору­жие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Режим военного плена регламентирован III Женевской конвен­цией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попав­шие во власть неприятеля следующие лица:

личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

личный состав партизанских отрядов;

личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Читайте также:
Процентное вознаграждение: что это такое, описание и особенности

Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты фи­зическомукалечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защи­щены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к лич­ности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть воен­нопленных интернированию. Им может быть также запрещено выхо­дить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечивают­ся помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военноп­ленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных ра­ботах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дис­циплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть под­вергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).

Военная оккупация – Military occupation

  • Воздух
  • Космос
  • Земля
    • Холодный регион
    • Пустыня
    • Джунгли
    • гора
    • Городской
  • Море
    • Амфибия
    • Синий
    • коричневый
    • Зеленый
    • Поверхность
    • Подводный
  • Подземный
    • туннель
  • Кибер
  • Информация
  • Bandenbekämpfung
  • Блицкриг
  • Экспедиционный
  • Глубокая операция
  • Маневр
  • Группа оперативного маневра
  • Ветвь
  • Политика
  • Сотрудники
  • Обучение
  • Услуга
  • Социология
  • Набор в армию
  • Воинская повинность
  • Рекрутинговое обучение
  • Военная специализация
  • Женщины в армии
  • Дети в армии
  • Трансгендеры и военная служба
  • Сексуальные домогательства в армии
  • Лицо, отказывающееся от военной службы по соображениям совести
  • Встречный вербовщик
  • Проекция мощности
  • Градиент потери прочности
  • Господство в воздухе
  • Доминирование полного спектра
  • Теория справедливой войны
  • Превышение
  • Битвы
  • Военные занятия
  • Военная тактика
  • Операции
  • Осады
  • Военные преступления
  • Войны
  • Оружие
  • Писатели

Военная или военная оккупация , часто просто оккупация , – это временный контроль правящей державой над территорией без притязаний на формальный суверенитет . Территория тогда называется оккупированной территорией, а правящая власть – оккупантом . Оккупация отличается от аннексии и колониализма предполагаемой временной продолжительностью. Хотя оккупант может создать официальное военное правительство на оккупированной территории для облегчения своего управления, это не является необходимым предварительным условием для оккупации.

Правила оккупации изложены в различных международных соглашениях, в первую очередь в Гаагской конвенции 1907 года , Женевских конвенциях 1949 года, а также в устоявшейся государственной практике. Соответствующие международные конвенции, комментарии Международного комитета Красного Креста (МККК) и другие договоры военных ученых содержат руководящие принципы по таким темам, как права и обязанности оккупирующей державы, защита гражданского населения , обращение с военнопленными , координация помощи. усилия, выдача проездных документов , имущественные права населения, обращение с объектами культуры и искусства, управление беженцами и другие проблемы, которые очень важны как до, так и после прекращения боевых действий. Страна, устанавливающая оккупацию и нарушающая международно согласованные нормы, рискует подвергнуться порицанию , критике или осуждению. В нынешнюю эпоху практика занятий в значительной степени стала частью обычного международного права и является частью законов войны .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Оккупация и законы войны
    • 1.1 Начало занятия
    • 1.2 Оккупирующая держава
    • 1.3 Окончание занятия
  • 2 Примеры занятий
  • 3 См. Также
  • 4 ссылки
  • 5 Дальнейшее чтение
  • 6 Внешние ссылки

Оккупация и законы войны

Начиная со второй половины 18 века и далее, международное право стало проводить различие между оккупацией страны и территориальным приобретением путем вторжения и аннексии , причем разница между ними была первоначально разъяснена Эмерихом де Ваттелем в Законе Наций (1758 г.). ). Это четкое различие было признано между принципами международного права с момента окончания наполеоновских войн в 19 веке. Эти обычные законы оккупации, которые развились как часть законов войны, обеспечивали некоторую защиту населения, находящегося под оккупацией воюющей державы.

Гаагской конвенции 1907 года кодифицированы эти нормы обычного права, в частности , в «Законах и обычаях сухопутной войны» (Гаага IV); 18 октября 1907 года: «Раздел III Военная власть над территорией враждебного государства». В первых двух статьях этого раздела говорится:

Изобразительное искусство. 42. Территория считается оккупированной, если фактически находится под властью вражеской армии. Оккупация распространяется только на территорию, на которой такая власть установлена ​​и может осуществляться. Изобразительное искусство. 43. Власть законной власти фактически перешла в руки захватчика, последний должен принять все меры, которые в его силах, для восстановления и обеспечения, насколько это возможно, общественного порядка и безопасности, уважая, если не исключено, законы, действующие в стране.

В 1949 году эти законы, регулирующие оккупацию территории вражеского государства, были дополнительно расширены принятием Четвертой Женевской конвенции (ЖКIV). Большая часть ЖКIV относится к лицам, находящимся под защитой, на оккупированных территориях, а Раздел III: Оккупированные территории – это особый раздел, посвященный этому вопросу.

Статья 6 ограничивает продолжительность применения большей части ЖКIV:

Настоящая Конвенция применяется с самого начала любого конфликта или оккупации, упомянутых в статье 2. На территории сторон, находящихся в конфликте, применение настоящей Конвенции прекращается после общего прекращения военных действий. В случае оккупированной территории применение настоящей Конвенции прекращается через год после общего прекращения военных операций; однако оккупирующая держава будет связана на время оккупации в той мере, в какой такая держава будет выполнять функции правительства на такой территории, положениями следующих статей настоящей Конвенции: 1-12, 27, 29 на 34, 47, 49, 51, 52, 53, 59, 61 на 77, 143.

Читайте также:
Преступное бездействие: что это такое, описание и особенности

ЖК IV подчеркнула важное изменение в международном праве. Устав Организации Объединенных Наций (26 июня 1945) запретил войну агрессии (см статья 1.1, 2.3, 2.4) и GCIV статьи 47 , первый абзац в разделе III: оккупированные территории, ограниченный территориальные выгоды , которые могут быть сделаны через войну заявляя:

Охраняемые лица, находящиеся на оккупированной территории, не должны быть лишены, ни в коем случае и каким-либо образом, преимуществ настоящей Конвенции в результате каких-либо изменений, внесенных в результате оккупации территории в институты или правительство страны. указанной территории, ни каким-либо соглашением, заключенным между властями оккупированных территорий и оккупирующей державой, ни какой-либо аннексией последней всей или части оккупированной территории.

Статья 49 запрещает принудительное массовое перемещение людей с территории оккупированного государства или на территорию оккупированного государства:

Индивидуальные или массовые насильственные перемещения, а также депортация находящихся под защитой лиц с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или любой другой страны, оккупированной или нет, запрещены независимо от их мотивов. . Оккупирующая держава не будет депортировать или перемещать часть своего гражданского населения на оккупированную ею территорию.

Протокол I (1977 г.): «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов» содержит дополнительные статьи, касающиеся оккупации, но многие страны, включая США , не подписали этот дополнительный протокол.

В ситуации уступки территории в результате войны определение «принимающей страны» в мирном договоре просто означает, что данная страна уполномочена международным сообществом установить гражданское правительство на территории. Военное правительство основной оккупирующей державы будет продолжать действовать после того момента, когда мирный договор вступит в силу, до тех пор, пока оно не будет заменено на законных основаниях.

«Военное правительство продолжается до тех пор, пока оно не будет заменено законом» – это правило, как указано в книге Уильяма Э. Биркхимера в 3-м издании 1914 г. в « Военном правительстве и военном положении» .

Начало оккупации

В статье 42 Гаагской конвенции о войне на суше 1907 года указывается, что «территория считается оккупированной, если она фактически передана в ведение вражеской армии». Форма управления, при которой оккупирующая держава осуществляет государственную власть над оккупированной территорией, называется военным правительством . Ни в Гаагских конвенциях, ни в Женевских конвенциях нет конкретного определения и различения акта «вторжения». Статья 2 Женевских конвенций расширила это, включив ситуации, в которых не встречается вооруженное сопротивление.

Не требуется ни официального объявления о начале военного правительства, ни какого-либо требования о присутствии определенного числа людей на месте для начала оккупации. Бирхимер пишет:

Для законной инаугурации и вступления в силу военного правительства не требуется провозглашения части победившего полководца. Это правительство является результатом того факта, что прежний суверенитет был свергнут, а противостоящая армия теперь имеет контроль. Тем не менее, издание такого воззвания полезно, поскольку публикация для всех, живущих в округе, занимаемой теми правилами поведения, которые будут определять победителя при осуществлении его власти. Веллингтон, действительно, как упоминалось ранее, сказал, что командир обязан четко изложить правила, согласно которым его воля должна выполняться. Но законы войны не требуют этого в обязательном порядке, и во многих случаях это не делается. Когда это не так, простой факт, что страна оккупирована врагом, считается достаточным уведомлением для всех заинтересованных сторон о том, что регулярное правительство было вытеснено военным правительством. (стр. 25-26)

Оккупирующая держава

Терминология «оккупирующая держава», о которой говорится в законах войны , наиболее правильно интерпретируется как «основная оккупирующая держава» или, альтернативно, как «оккупирующая держава». Это связано с тем, что всегда действует закон агентства (когда административные полномочия для занятия определенных территорий делегируются другим войскам, действуют отношения «принципал-агент»).

Поскольку закон агентства – это очень общий образец, в первую очередь применимый в этом случае как средство регулирования отношений между указанными «полномочиями», но вопрос, в котором иногда следует принимать во внимание логистические соображения, это определение является не всегда применимо вне тех контекстов, которые можно проанализировать по аналогии как относящиеся к ведению боевых действий, хотя в более общем плане это относится ко всем возможным типам военных коалиций .

В большинстве случаев, определяемых применением установленных и современных законов войны , делегирование полномочий агентствам обычно имеет отношение к гражданским организациям. Юридические соображения, подобные изложенным выше, остаются в других случаях просто согласованными между указанными властями. Например, в 1948 году Военный трибунал США в Нюрнберге заявил:

В условиях военной оккупации оккупирующая держава не удерживает вражескую территорию на основании каких-либо законных прав. Напротив, он просто осуществляет ненадежный и временный фактический контроль. Это видно из статьи 42 Гаагского положения, которая предоставляет определенные, весьма ограниченные права военному оккупанту только на территории противника, которая «фактически находится» под его контролем.

Завоеватель – это основная оккупирующая держава.

Читайте также:
Недобросовестная реклама: что это такое, описание и особенности

Конец оккупации

Правило: род занятий продолжается до тех пор, пока он не будет заменен на законных основаниях. По словам Эяля Бенвенисти , оккупация может закончиться несколькими способами, такими как: «потеря эффективного контроля, а именно, когда оккупант больше не может осуществлять свою власть; через подлинное согласие суверена (свергнутого правительства или местного населения). 1) путем подписания мирного соглашения или путем передачи власти коренному правительству, одобренного оккупированным населением посредством референдума и получившего международное признание “.

Это объясняется следующим образом. В случае отсутствия территориальной уступки оккупация заканчивается вступлением в силу мирного урегулирования.

Пример: (1) Япония после Второй мировой войны. Япония восстановила свой суверенитет с вступлением в силу Сан-Францисского мирного договора 28 апреля 1952 года. Другими словами, гражданское правительство Японии существовало и функционировало с этой даты.

В случае территориальной уступки должен быть формальный мирный договор. Однако оккупация не заканчивается с вступлением в силу мирного договора.

Пример: (1) Пуэрто-Рико после испано-американской войны . Военное правление продолжалось в Пуэрто-Рико после вступления в силу Парижского договора 1898 г. 11 апреля 1899 г. и закончилось только 1 мая 1900 г. с началом правления гражданского правительства Пуэрто-Рико. Пример: (2) Куба после испано-американской войны. Военное правление продолжалось на Кубе после вступления в силу Парижского договора 1898 года 11 апреля 1899 года и закончилось только 20 мая 1902 года с началом гражданского правления Республики Куба.

Следовательно, на самом базовом уровне терминология «замененный законом» интерпретируется как означающий «замененный на законном основании гражданским правительством, полностью признанным национальным (или« федеральным ») правительством основной оккупирующей державы».

Примеры занятий

В большинстве войн некоторая территория находится под властью вражеской армии. Большинство занятий заканчивается прекращением боевых действий. В некоторых случаях оккупированная территория возвращается, а в других эта земля остается под контролем оккупирующей державы, но обычно не является оккупированной в военном отношении территорией. Иногда статус присутствия оспаривается стороной в ситуации. Самые большие территории, находящиеся под военной оккупацией, возникли в результате Первой и Второй мировых войн:

  • Администрация оккупированных вражеских территорий (OETA), охватившая большую часть Ближнего Востока в 1917-1920 гг., Разделенная на французские (OETA North) и британские (OETA South) домены;
  • Оккупированная союзниками Германия (1945–49) после Второй мировой войны

Оккупация обычно является временной фазой, предшествующей либо передаче территории, либо ее аннексии. Значительное количество оккупаций после 1945 года длилось более двух десятилетий, например, оккупация Намибии Южной Африкой и Восточного Тимора Индонезией, а также продолжающаяся оккупация Северного Кипра Турцией и Западной Сахары Марокко. Одной из самых продолжительных оккупаций в мире является оккупация Израилем Западного берега, включая Восточный Иерусалим и сектор Газа (с 1967 г. по настоящее время). Другие предполагаемые продолжительные воинственные оккупации включают оккупацию Соединенным Королевством Фолклендских / Мальвинских островов (с 1833 г. по настоящее время), которые Аргентина заявляет как суверенная территория, Тибета КНР (1950 г.) и Гавайских островов Соединенными Штатами. Штаты (1893 г.). В Докладе о войне не содержится определения того, имеет ли место военная оккупация в этих случаях.

Случаи оккупации, имевшие место во второй половине ХХ века:

  • Египетская оккупация Газы , 1949 / 59–1967 гг.
  • Индийская оккупация Гоа с последующей его аннексией (1961 г.)
  • Индонезийская оккупация Западной Новой Гвинеи с последующей ее аннексией (1963 г.)
  • Оккупация Израилем Западных Голанских высот (1967–81) с последующей аннексией (1981)
  • Турецкая оккупация Северного Кипра (1974-настоящее время)
  • Сомалийская оккупация Огадена в Эфиопии (1977–1978)
  • Индонезийская оккупация Восточного Тимора с последующей аннексией (1975–1999)
  • Марокканская оккупация Западной Сахары с последующей аннексией большинства территорий (1975 г.)
  • Оккупированные Арменией территории вокруг Нагорного Карабаха в период между Первой нагорно-карабахской войной и войной 2022 года (1994–2022 годы)
  • Оккупация США залива Гуантанамо на Кубе (1959-настоящее время)

Самые последние случаи оккупации, имевшие место в 21 веке:

  • Район Гаш-Барка, захваченный в 2000 году во время эритрейско-эфиопской войны
  • Ирак, оккупированный США во время войны в Ираке 2003–2011 гг.
  • Части Сомали, оккупированные во время войны в Сомали (2006–09)
  • России оккупация Грузии с тех пор 1992/2008 (См: Гори и Поти оккупированы Россией во время российско-грузинской войны )
  • Оккупация части Донбасса и Крыма на Украине Россией с 2014 года с последующей аннексией Крыма в 2014 году (См .: Военное вмешательство России в Украине , Война в Донбассе )
  • Турецкая оккупация севера Сирии в поддержку сирийской оппозиции с 2016 года
  • Турецкая оккупация северного Кипра в поддержку Турецкой республики Северного Кипра с 1974 года.
  • Захват Сокотры Объединенными Арабскими Эмиратами в 2018 году во время гражданской войны в Йемене
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: