Окружное собрание: что это такое, описание и особенности

Правила проведения общего собрания ООО

Преподаватель-юрист «Что делать Консалт»

Консультация эксперта

Общество с ограниченной ответственностью состоит из участников, которые решают важные вопросы по жизнедеятельности организации. Если в обществе один участник, то он принимает решение самостоятельно. Если несколько, то такие вопросы решаются на общем собрании. О том, какие вопросы относятся к компетенции общего собрания, как его провести и как оформить решение, вы узнаете из статьи нашего эксперта Анастасии Чекмаревой.

Порядок проведения собрания участников ООО регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» . Собрание может быть очередным – по итогам года или внеочередным, например для решения вопроса по заключению крупной сделки.

Компетенция общего собрания участников ООО

К компетенции общего собрания относится рассмотрение и принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности организации. Перечень таких вопросов определён законом ( ст. 33 Закона об ООО ), но может быть дополнен уставом общества.

Все вопросы можно разделить на три категории.

1. Исключительная компетенция – вопросы, которые можно решить только на общем собрании.

  • Внесение изменений в устав или переход на использование типового устава.
  • Изменение фирменного наименования.
  • Изменение адреса.
  • Уменьшение или увеличение размера уставного капитала.
  • Избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора).
  • Утверждение годовых отчётов и годовых бухгалтерских балансов.
  • Распределение чистой прибыли.
  • Реорганизация.
  • Ликвидация.
  • Предоставление и прекращение дополнительных прав и (или) обязанностей участников.
  • Ограничение размера доли, которой может обладать участник.
  • Утверждение денежной оценки имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, или размера денежной компенсации при досрочном прекращении у общества права пользования имуществом, переданным ему в качестве оплаты доли.
  • Запрет или ограничение на возможность участника совершать сделки с долями в уставном капитале.
  • Дача участнику согласия на залог принадлежащей ему доли.
  • Выплата действительной стоимости доли кредитору участника в случае обращения взыскания на долю.
  • Определение возможности выхода из состава участников.
  • Внесение вкладов в имущество общества.
  • Оплата обществом услуг аудитора при проведении им проверки по инициативе одного из участников ООО.
  • Избрание коллегиального органа управления (совета директоров).
  • Дача согласия на заключение крупной сделки размером более 50 % балансовой стоимости активов.

2. Вопросы, которые по закону относятся к компетенции общего собрания ООО, но могут быть переданы по уставу на рассмотрение совета директоров ( п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО ).

  • Определение основных видов деятельности.
  • Принятие решения об участии в объединениях коммерческих организаций.
  • Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним
  • Утверждение (принятие) внутренних документов.
  • Принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
  • Назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение суммы оплаты его услуг.
  • Создание филиалов и открытие представительств.
  • Одобрение сделок с заинтересованностью.
  • Одобрение крупных сделок размером от 25 до 50 % балансовой стоимости активов ООО.

3. Иные вопросы, отнесённые уставом к компетенции общего собрания ООО.

К этой категории можно отнести любые вопросы, закрепив в уставе их решение исключительно на общем собрании участников.

  • Заключение обществом любых сделок.
  • Приём на работу и увольнение сотрудников.
  • Премирование сотрудников.

При отнесении иных вопросов к компетенции высшего органа управления обществом учтите, что для их решения необходимо будет организовать собрание участников.

Ранее мы писали о том, как расширены возможности для дистанционного участия в собраниях юридических лиц.

Виды общих собраний участников общества

Общее собрание может быть очередным или внеочередным.

Очередное собрание проходит по итогам года. Главный вопрос – утверждение годовых результатов деятельности ( ст. 34 , пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона об ООО ). Дополнительно могут быть включены и иные вопросы.

В ст. 34 Закона об ООО установлен срок проведения: не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. Соответственно, оно проводится в период с начала марта по конец апреля, конкретный срок устанавливается обществом. Если общество не провело очередное собрание, то возможно привлечение к административной ответственности. Штраф для юридических лиц от 500 тысяч до 700 тысяч рублей ( ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ ).

Внеочередное собрание проводится для решения конкретного вопроса, который входит в компетенцию общего собрания участников ООО, например заключение крупной сделки или внесение изменений в устав ( ст. 35 Закона об ООО ).

Созвать общее собрание, направив требование, имеют право:

  • исполнительный орган ООО (например, директор);
  • совет директоров;
  • ревизионная комиссия (ревизор) общества;
  • аудитор;
  • участники общества, обладающие в совокупности не менее чем 10 % от общего числа голосов.

После получения требования исполнительный орган ООО его рассматривает в течение пяти дней и выносит решение о проведение либо отказывает.

По закону отказ может быть вынесен, если:

  • не соблюдён порядок предъявления требования;
  • заявленные вопросы не входят в компетенцию общего собрания или не соответствуют закону.

В остальных случаях требование должно быть исполнено.

Обратите внимание, исполнительный орган не вправе вносить изменения в заявленные вопросы, но имеет право дополнить повестку дня.

Срок проведения – до 45 дней с момента получения требования.

Если исполнительный орган не созывает собрание или отказывает в проведении, то участники могут самостоятельно его провести. В данном случае предоставляются адреса для созыва. Расходы на проведения могут быть возмещены за счёт средств общества.

Читайте также:
Основание иска: что это такое, описание и особенности

Обратите внимание, если участники не уведомили исполнительный орган и провели собрание самостоятельно, то его решение может быть признано недействительным. Это подтверждено судебной практикой (например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.01.2018 № Ф10-5353/2017 по делу № А54-939/2017).

Решение о проведении или непроведении оформляется отдельным документом. Закон не устанавливает требований к содержанию такого решения, но в справочно-правовой системе КонсультантПлюс вы можете найти формы и образцы заполнения (например, Форма: Решение исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью о проведении внеочередного общего собрания участников общества ).

Порядок созыва общего собрания участников общества

Для проведения общего собрания в первую очередь необходимо уведомить участников.

В п. 1 ст. 36 Закона об ООО указан срок направления уведомления – не позднее чем за 30 дней до его проведения, а также отмечено, что данный срок может быть сокращён уставом общества.

В уведомлении необходимо указать следующую информацию:

  • место проведения;
  • время проведения;
  • предполагаемую повестку дня.

Неуведомление или ненадлежащее уведомление участника общества и проведение собрания в его отсутствие являются основаниями для того, чтобы признать решение такого собрания недействительным, как принятое с существенным нарушением. Данная позиция подтверждена судебной практикой (например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.10.2022 № Ф02-4225/2022 по делу № А33-22363/2019).

На практике встречаются ситуации, когда уведомление участнику направлено, но при этом он его не получил и не считается уведомлённым (например, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 № 05АП-545/2015 по делу № А24-3692/2014). Участнику направили уведомление почтовым направлением, но он его не получил в связи с ненадлежащим оказанием услуг организацией почтовой связи. Суд отметил, что гражданин не был уведомлён надлежащим образом.

Обратите внимание, если уведомление было направлено средством почтовой связи, но участник сам не забрал его в почтовом отделении, и оно вернулось отправителю, то считается, что уведомление было совершено надлежащим образом. Такая позиция подтверждается судебной практикой (например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.03.2018 № Ф05-2989/2018 по делу № А40-31518/2017).

Участники могут предложить включить в повестку дня дополнительные вопросы. Если предложенные вопросы соответствуют закону и компетенции общего собрания, то они включаются в повестку в том виде, в котором они были предложены. Оповещения о дополнении повестки направляется в срок, не позднее чем за 10 дней до проведения собрания. Уставом может быть установлен более короткий срок.

Если нарушить порядок уведомления, есть риск того, что участник не будет уведомлён и не придёт на собрание. В данном случае возможны следующие риски:

  • решение не будет принято, в связи с тем что количество голосов пришедших участников не будет хватать для его принятия;
  • участник, не получивший уведомление, будет иметь право оспорить принятые решения ( п. 1 ст. 43 Закона об ООО );
  • общество может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 500 тысяч до 700 тысяч рублей ( ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ ).

Порядок проведения общего собрания участников общества

Порядок проведения устанавливается законом, уставом и внутренними документами общества.

Если общество не установило порядок проведения, то действуют общие правила. В рамках проведения собрания необходимо:

  • зарегистрировать участников и их представителей. Ответственность за регистрацию лежит на лице, созвавшем собрание;
  • открыть собрание. В рамках данной процедуры подтверждается выбор председателя и организуется ведение протокола секретарём;
  • провести голосование по вопросам повестки дня. По каждому вопросу повестки дня принимается отдельное решение. Количество голосов, необходимое для принятия решения, указано в п. 8 ст. 37 Закона об ООО или в уставе общества. Например, для принятия решения об утверждении результатов деятельности нужно простое большинство голосов от общего числа голосов участников общества, если уставом не предусмотрено большее количество голосов ( п. 2 ст. 181.2 ГК РФ , п. 8 ст. 37 Закона об ООО );
  • оформить результат в виде протокола. Образец заполнения можно найти в справочно-правовой системе КонсультантПлюс;
    Форма: Протокол общего собрания ООО (образец заполнения)
  • подтвердить решение и состав присутствующих лиц. По умолчанию данный факт подтверждается нотариально, но в уставе можно закрепить иной способ подтверждения ( пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ ).

Общее собрание участников общества в форме заочного голосования

Решение общего собрания может быть принято без совместного присутствия всех участников – в форме заочного голосования.

По общему правилу в заочной форме не могут быть решены вопросы утверждения годовых отчётов и годовых бухгалтерских балансов, соответственно, такая форма невозможна для проведения годового собрания ( абз. 2 п. 1 ст. 38 Закона об ООО ). Но в 2022 году действует исключение: до 31 декабря 2022 года включительно приостановлено действие абз. 2 п. 1 ст. 38 Закона об ООО ( п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.02.2022 № 17-ФЗ ).

Заочная форма возможна только в тех случаях, когда уставом предусмотрен порядок принятия решений общим собранием таким способом ( п. 2 ст. 12 , ст. 38 Закона об ООО ).

Такое голосование может быть проведено путём обмена документами при помощи:

  • телеграфной, телетайпной, телефонной связи;
  • электронной связи;
  • направления документов по почте;
  • иных способов, которые обеспечат аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется внутренним документом общества и должен включать:

  • обязательность сообщения всем участникам общества о предлагаемой повестке дня (её изменении);
  • возможность всех участников общества ознакомиться до начала голосования со всей необходимой информацией и материалами и вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов;
  • срок окончания процедуры голосования.
Читайте также:
Неприкосновенность депутата: что это такое, описание и особенности

Обратите внимание, в случае проведения собрания в заочной форме не применяются установленные п. 1, 2 и 3 ст. 36 Закона об ООО сроки уведомления учредителей, предоставления им информации и материалов, внесения участниками общества предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов. В связи с этим рекомендуем установить сроки внутренним документом общества.

По результатам заочного голосования оформляется протокол. Закон не устанавливает требований относительно заверки документа у нотариуса. Подписывают протокол лица, проводившие подсчёт голосов или зафиксировавшие результат такого подсчёта ( п. 3 ст. 181.2 ГК РФ ).

Процедура проведения общего собрания общества с ограниченной ответственностью содержит множество нюансов. В КонсультантПлюс вы можете найти формы документов, образцы заполнения и пошаговые инструкции по всем корпоративным процедурам.

Вопрос

Может ли собрание участников ООО проводиться дистанционно, в виде видеоконференции?

Ответ

Да, может, если такая возможность установлена внутренними документами ООО.

Главное правило: возможность достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать ( п. 1 ст. 181.2 ГК РФ ). Позиция подтверждена судебной практикой (например, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 № 10АП-21942/2022 по делу № А41-35260/2022 ). Суд отметил, что такой способ участия во внеочередном общем собрании участников общества законом не запрещён.

Анастасия Чекмарева, преподаватель-юрист ООО «Что делать Консалт»

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома

Что такое ОСС?

С помощью общего собрания собственников помещений (ОСС) владельцы жилых помещений в МКД управляют своим домом. ОСС проводится не реже 1 раза в год. Законодательство позволяет проводить несколько собраний в одно и то же время, но с разной повесткой. Управляющая организация обязана отчитываться на ОСС перед владельцами помещений 1раз в год. Есть три формы проведения собраний в МКД: заочная форма, очная и очно-заочная. Продолжительность ОСС законодательно не ограничена. Однако в июне 2018 на рассмотрение Госдумы РФ был внесён законопроект, авторы которого предлагают ограничить период проведения голосования на собрании собственников.

Как правильно уведомить собственников МКД о проведении ОСС?

У любого собрания есть инициатор. Инициатором может выступать управляющая компания, ТСЖ, ЖСК или любой собственник. Чтобы провести ОСС, инициатор уведомляет владельцев помещений о мероприятии. Инициатор должен уведомить о собрании как минимум за 10 дней до предполагаемой даты проведения.

Для оповещения собственников размещают объявления на стендах информации в МКД, отправляют уведомления заказным письмом или вручают их под роспись. Перед рассылкой, необходимо получить выписку из реестра собственников помещений. Здесь будут указаны сведения о владельцах помещений и размерах площади, находящейся в их собственности.

В уведомление об ОСС указывают все значимые для собрания сведения: кто инициатор, какова будет повестка дня, в какой форме будет проведено собрание, где и когда пройдёт очная часть ОСС. Кроме того, необходимо рассказать собственникам, по какому адресу и в какие часы они смогут ознакомиться с документами, имеющими отношение к собранию.

Как проходит голосование на ОСС?

Если собрание очное, его участникам раздают бланки, где нужно поставить отметку «за», «против» или «воздержался» напротив вопросов повестки собрания. После заполнения бланков, участники собрания отдают их организаторам для подсчёта голосов.

Если собрание проходит в очно-заочной форме, сначала проходит очное голосование, а затем начинается заочный этап. Владельцам, которые не участвовали в очном голосовании, инициаторы собрания рассылают бланки для голосования или отдают их лично. Инициаторы должны объяснить, когда, куда и в какой срок владелец помещения должен сдать заполненный бланк. На данный момент законодательство не определяет сроки заочного голосования. Мы рекомендуем проводить этот этап в течение 7-10 дней.

Если ОСС проходит в заочной форме, нужно разослать или отдать под роспись бланки голосования с подробной инструкцией о том, как и в какие сроки эти бланки можно передать инициаторам для подсчёта голосов.

После проведения голосования необходимо подсчитать голоса и сформировать протокол прошедшего собрания. В протоколе ОСС указываются сведения об инициаторах собрания, его председателе и счётной комиссии. Также в протоколе должны быть обозначены дата и место проведения очного собрания, повестка ОСС, результаты голосования и сведения об участниках собрания. Один экземпляр протокола передаётся на хранение в орган жилищного надзора, второй экземпляр хранится в том месте, которое владельцы помещений определили для хранения протоколов собраний.

Какие вопросы решает ОСС?

ОСС необходимо проводить по всем вопросам управления МКД: выбор (смена) формы управления домом, выбор или смена УО, определение места хранения протоколов ОСС. Все вопросы об использовании участка земли под МКД, придомовой территории и общего имущества также решаются общим собранием собственников. Управляющая организация или ТСЖ 1 раз в год отчитываются перед владельцами жилых и нежилых помещений дома о проведённых работах и их стоимости. В случае разногласий по принятым на ОСС решениям, главным документом для определения правомочности решения собрания является протокол ОСС

Можно ли оспаривать решения общего собрания?

Решение ОСС может быть оспорено в суде. Подать в суд может владелец помещения или любое заинтересованное лицо. Управляющая компания, ТСЖ или ЖСК могут быть заинтересованными лицами, если они заключили договоры на управление домом. Согласно п 5 ст. 181.4 Гражданского кодекса, срок давности для оспаривания решения ОСС составляет 2 года со дня, когда протокол ОСС стал общедоступным.

Читайте также:
Обратное требование: что это такое, описание и особенности

Окружное собрание: что это такое, описание и особенности

Не только законодатели, но и карантинные ограничения, связанные с пандемией коронавируса, внесли коррективы в работу всех УО и сегодня мы делимся с вами информацией как можно провести ОСС законно и при этом без личного присутствия всех собственников помещений.

Основными нововведениями стали:

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уже можно проводить с использованием портала госуслуг.

Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.01.2022 № 9 в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861.

2. Голосование собственников с помощью ГИС ЖКХ

Теперь у собственников есть возможность заочного голосования – с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ) – в формате электронного голосования.

3. Общие собрания по коммерческим и нежилым помещениям и новые вопросы, которые необходимо согласовывать с собственниками на ОСС

С 2022 года практически все вопросы, которые касаются размещения коммерции в нежилых помещениях, придется согласовывать с собственниками.

1) Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме

Соответственно, решение об использовании общего имущества, а также решение о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.

2) Перечень вопросов, которые нужно согласовывать с собственниками с 2022 г.:

  • размещение рекламных конструкций, вывесок
  • аренда общего имущества в МКД (в первую очередь, это касается интернет – провайдеров)
  • инженерные коммуникации и многие изменения, связанные с ними (увеличение мощностей, установка кондиционеров, перенос стен и пр.)

Формы проведения ОСС:

Общее собрание собственников помещений в МКД ( ч.1 ст.44 ЖК РФ), признаётся органом управления домом. Общее собрание проводится для того, чтобы собственники помещений путем голосования принимали общее решение по злободневным вопросам содержания и управления МКД.

Общее собрание собственников жилья может быть проведено в трёх формах (ст.44.1 ЖК РФ):

    очное голосование – в присутствии собственников помещений в доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;

заочное голосование – если собрание в очной форме не состоялось из-за отсутствия кворума (ч.1 ст.47, ст.47.1 ЖК РФ), то заочное собрание производится посредством опросного листа.

  • очно-заочного голосования – с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ). Решение об использовании ГИС ЖКХ при проведении ОСС в форме заочного голосования принимается общим собранием собственников помещений (п.3.2 ч.2 ст.44, ч.1 ст.47.1 ЖК РФ).
  • Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится ежегодно, в течение II квартала года, следующего за отчетным годом, если общим собранием собственников не установлено иное (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ).

    • по инициативе любого из собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);
    • по инициативе правления ТСЖ (если в доме создано ТСЖ) (п. 8 ст. 148 ЖК РФ);
    • по инициативе управляющей организации (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ);
    • управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом по письменному обращению собственников, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).

    Пошаговая инструкция по проведению общего собрания с обственников в МКД

    1. Определяем инициатора собрания;

    2. Подготовка документации общего собрания

    Для проведения ОСС потребуются следующие документы:

    • Реестр собственников помещений многоквартирного дома;
    • Сообщение о проведении общего собрания собственников;
    • Бланки решений собственников;
    • Листы регистрации.

    3. Сообщение о проведении общего собрания.

    Оповестить каждого собственника помещения в многоквартирном доме о времени и месте проведения собрания следует не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. В зависимости от того, какой способ информирования установило общее собрание, можно повесить объявление в подъезде или другом общедоступном месте, вручить уведомление под подпись каждому собственнику или направить заказным письмом (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

    4. Проведение общего собрания по выбранной форме (очная, заочная, очно-заочная).

    В день проведения собрания члены инициативной группы встречают в назначенном месте и в условленное время остальных собственников помещений.

    Голосовать на общем собрании собственник помещения может как лично или через представителя. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально.

    Сведения о лицах, участвующих в очной части голосования, вносятся в регистрационные листы. Вне зависимости от участия в очной части голосования все собственники голосуют письменно, заполняя бланк решения.

    Бланки решения надо направить или выдать заблаговременно, а также сообщить дату, время и место приема заполненных бланков.

    Обратите внимание.

    Общее собрание не может принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять ее.

    Сведения о времени, дате и месте приема бланков решений, подпись собственника или его представителя. (Бланк решения без подписи считается недействительным и не принимается во внимание при подсчете голосов по результатам голосования).

    Читайте также:
    Научный центр: что это такое, описание и особенности

    Очень важно помнить, что общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании, пропорционально его доле в праве, а именно: 1 кв. м = 1 голос.

    5. Подсчёт голосов и оформление результатов голосования

    По общему правилу решения общего собрания собственников по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, участвовавших в этом собрании (ч. 1, п. 2 ч. 1.2 ст. 46 ЖК РФ).

    Исключение составляют (п. п. 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44, ч. 1, п. 1 ч. 1.2 ст. 46, ч. 1 ст. 136 ЖК РФ):

      принимаемые более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нем, о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД и решения о создании ТСЖ в одном МКД;

    отдельные решения, принимаемые большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, например, решения о реконструкции многоквартирного дома, о строительстве хозяйственных построек и других зданий, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества МКД, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами;

  • решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое при наличии в доме более одного подъезда, принимаемые большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников при условии голосования за принятие указанного решения собственниками помещений, расположенных в одном подъезде с переводимым помещением, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников.
  • Счетная комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает результаты голосования. Как правильно подсчитать голоса вы можете прочитать здесь .

    Состав счетной комиссии определяют собственники на общем собрании. Засчитываются только те голоса, по которым собственник выбрал в письменном решении лишь один вариант ответа. Иначе решения признаются недействительными. Если в повестке несколько вопросов – один некорректный ответ не делает недействительным все решение (ч. 6 ст. 48 ЖК РФ).

    Окончательное решение общего собрания оформляют протоколом с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Требования к протоколу подробно регламентированы Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

    Протокол общего собрания изготавливается в сроки, установленные общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, но не позднее чем через 10 дней после проведения собрания.

    6. Сообщение о результатах собрания

    Окончательное решение общего собрания собственников оформляется в виде протокола с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Инициатор собрания должен обнародовать решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования. Для этого нужно разместить сообщение в помещении данного дома, которое определено решением общего собрания и доступно для всех собственников. Уведомить всех собственников необходимо не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч.3 ст. 46 ЖК).

    7. Направление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в надзорный орган

    Порядок передачи копий протоколов общего собрания собственников помещений установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

    Инициатор общего собрания должен предоставить оригиналы решений и протокола ОСС в свою управляющую компанию в течение 10 дней после проведения мероприятия (ч.1 ст.46 ЖК РФ).

    Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖСК обязан направить подлинники решений и протоколов ОСС, в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений, в котором проводили общее собрание.

    Подлинники решений, протокола нужно передать в течение пяти дней с тех пор, как их получили от инициатора управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК или ЖСК. Вручение нужно оформить таким образом, чтобы можно было подтвердить факт и дату получения документов ГЖИ. Кроме этого, сохраняется обязанность размещения информации об итогах ОСС:

    • на сайте Реформа ЖК
    • на сайте УК, ТСЖ, ЖСК
    • на сайте ГИС ЖКХ

    Учредительное собрание (1917-1918) – созыв, этапы выборов и причины роспуска учреждения

    В общественном сознании оно ассоциировалось с Земским собором 1612 г., которым окончилось в XVII веке Смутное время.

    Кратко об истории идеи

    Идея Учредительного собрания (Конституанты) появилась в России намного раньше, чем произошло событие, которое, хоть и совсем ненадолго, реализовало её, — революция 1917 г. Требования о его созыве, под названием Великого собора, выдвигали ещё декабристы.

    Обосновывал идею Конституанты и теоретик анархизма В. Бакунин; в 1903 г. о необходимости его созыва заявили в своей программе социал-демократы; первая русская революция 1905−1907 гг. также способствовала распространению этой идеи.

    Но особую популярность она получила, когда в стране победила Февральская революция.

    Рухнувшее под давлением системного социально-экономического и политического кризиса самодержавие оставило после себя много проблем, которые требовали срочного решения:

    • продолжавшуюся войну;
    • полуразрушенную экономику;
    • национальные проблемы;
    • спровоцированное непопулярной войной социальное напряжение.
    Читайте также:
    Преторская юстиция: что это такое, описание и особенности

    На этом фоне идея Всероссийского Учредительного собрания стала казаться многим панацеей.

    Поэтому неудивительно, что образованное 2 марта 1917 г. правительство назвало себя Временным, подразумевая под этим переходный период между самодержавием и Конституантой, которое должно было установить новую законную власть.

    Неоправдавшиеся надежды

    Мечты радикальных общественных деятелей о Конституанте приобрели реальные очертания после отказа великого князя Михаила Александровича от наследования престола. Созданное вслед за этим Временное правительство во главе с князем Г. Львовым принялось за её организацию.

    Первый этап подготовки

    На следующий день после своего образования правительство князя Г. Львова издало декларацию о начале организации созыва Всероссийского Учредительного собрания. Прежде чем его созвать, нужно было проделать большую работу по учреждению избирательных округов и комиссий; решение этой задачи требовало времени, тем более что подобные мероприятия в тогдашней России проходили нечасто.

    К тому же продолжала идти война, часть территории страны находилась под вражеской оккупацией, было непонятно, как в этом случае поступить с избирательными правами находившихся там людей.

    Поэтому обвинения некоторых радикальных партий — большевиков и левых эсеров — в сознательном затягивании Временным правительством процесса организации выборов и проведения Конституанты были беспочвенны. По крайней мере, это не относилось к периоду, когда премьером правительства был Г. Львов.

    Ещё 25 марта было принято постановление об организации Особого совещания по подготовке проекта положения о выборах, которое начало свою работу с 25 мая. В его состав вошли 82 члена, в том числе высококлассные специалисты по государственному праву. В августе работа Совещания была завершена, и по итогам его работы был принят закон, по которому выборы должны были быть всеобщими, равными, прямыми с тайным голосованием.

    А также избирательное право было предоставлено:

    • женщинам;
    • военнослужащим;
    • установлен самый низкий тогда в мире возрастной ценз в 20 лет;
    • не признавался ценз оседлости, грамотности, имущественный ценз;
    • запрещалась дискриминация по вероисповедным и национальным признакам.

    Интриги Керенского

    По-иному дело стало обстоять, когда руководить Временным правительством стал А. Керенский. Имевший бонапартистские амбиции, всерьёз мечтая о роли спасителя агонизирующего государства, он вполне мог тормозить организацию выборов делегатов собрания, которое могло лишить его обретённой власти.

    Хотя прямых доказательств этого вроде и нет, но некоторые принятые А. Керенским решения говорят о том, что подозрения в саботаже организации «учредилки» могли быть небеспочвенными.

    Так, провозглашение правительством А. Керенского России республикой прямо противоречило идее Конституанты, которая одна по определению имела право менять форму государственного правления в стране. В этом же случае собранию после созыва оставалось лишь формально легитимизировать такую политическую узурпацию.

    Всё же подготовка к этому событию, которое должно было ознаменовать собой начало новой эпохи в жизни страны, шла своим чередом.

    Сначала дата выборов была установлена на 17 сентября, а начало Конституанты — на 30-е, но потом новым постановлением Временного правительства эти даты были перенесены на 12 и 28 ноября 1917 г. соответственно, что дало лишний повод для критики большевиками деятельности Керенского.

    «Учредилка» и большевики

    Лидеры большевистской партии были единственными политиками, для которых это собрание было элементом буржуазной демократии и главным их соперником в борьбе за власть, на смену которой должна прийти демократия Советов трудящихся масс. Но и им приходилось считаться с мнением народа, большинство которого поддерживало идею Конституанты. Потому большевики формально также выступали за созыв собрания, рассчитывая использовать его трибуну в своих целях.

    Поэтому после свержения Временного правительства 25 октября (по старому стилю) 1917 г., и захвата власти выборы не были отменены, и запланированная дата открытия собрания осталась в силе.

    Состав собрания по результатам выборов оказался неблагоприятным для большевиков.

    Большая часть мандатов досталась правым эсерам и центристам, большевистская партия получила лишь 159 мест из 707 избранных делегатов.

    Причина роспуска Конституанты

    Первое и единственное заседание Конституанты состоялось 5 января 1918 г. Местом его проведения стал Таврический дворец в Петрограде. Открытие заседания провёл руководитель ВЦИК Я. Свердлов, а председателем Учредительного собрания был избран В. Чернов.

    В самом начале работы собрания произошёл инцидент, ставший поводом для большевиков и левых эсеров покинуть заседание — большинство делегатов отказалось обсуждать и принимать большевистскую «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Оставшиеся делегаты, бывшие в основном представителями партии правых эсеров, приняли несколько постановлений:

    • первые пункты аграрного закона, по которому земля ставилась общенародной собственностью;
    • призыв к воюющим странам начать переговоры о всеобщем мире;
    • была утверждена декларация, которая провозглашала страну Российской Федеративной Демократической Республикой.

    Эти постановления во многом дублировали уже принятые большевистским Совнаркомом декреты.

    В то же время большевики, имея реальную власть, понимали, что не имеют никакого влияния на деятельность «учредилки». Это и явилось основной причиной роспуска Учредительного собрания, произошедшего уже через несколько часов.

    Тем не менее лидер большевистской партии Владимир Ленин отдал распоряжение не разгонять его открыто, по-видимому, опасаясь (небезосновательно) чрезмерных волнений среди народа, а дождавшись окончания заседания, закрыть Таврический дворец, и в дальнейшем больше не допускать туда делегатов. Но оно затянулось до следующего утра, 6 января.

    Тогда получивший распоряжение от комиссара Дыбенко начальник охраны матрос Железняков (Железняк) поднимается на трибуну и прерывает заседание, мотивируя это тем, что «караул устал», поэтому все должны покинуть помещение.

    Приняв последнее постановление об открытии следующего заседания в 17 ч. 00 мин. 6 января, делегаты расходятся, чтобы уже больше никогда не собраться снова. Так была решена судьба Учредительного собрания.

    Значение Учредительного собрания

    Ещё во время заседания Конституанты в Петрограде и Москве произошли массовые демонстрации под лозунгами в её поддержку, показавшие, насколько идея такого собрания популярна в народе. Но к дальнейшему восстановлению заседаний они не привели и их участники были разогнаны большевистской властью, чтобы, как официально объявлялось, предотвратить возможные погромы и провокации. А 10 января в том же Таврическом дворце уже проходило первое заседание III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, который был созван как противовес «учредилке».

    Читайте также:
    Патентная оговорка: что это такое, описание и особенности

    Последствия разгона собрания имели для страны далеко идущие последствия. Итогом его ликвидации стала широкомасштабная Гражданская война, которая стала неизбежной, так как противоборствующие стороны больше не имели политических средств для борьбы за власть, поэтому перешли к вооружённому противостоянию.

    Силы, противостоящие большевикам, выступали под знаменем восстановления Конституанты и привлекли на свою сторону немалую часть народа страны, среди которых были также рабочие и крестьяне. Это сузило социальную базу большевиков, на которую они опирались, и вынудило их всё чаще применять террористические методы правления. Изначально авторитарный большевистский режим уже в самом начале своего существования стал превращаться в ещё более жёсткий тоталитарный.

    Нижние чины особой значимости

    Работа полицейского околоточного надзирателя в конце XIX – начале XX века по сложности обязанностей, психологическим и физическим нагрузкам во многом была схожа с деятельностью современного участкового уполномоченного.

    Рассказывает Николай Варавин.

    Термин «околоточный надзиратель» возник в 1862 году после принятия Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний. Это были чиновники, ведавшие околотком (часть населённого пункта, где проживало 3–4 тысячи человек). Положение же надзирателя было не совсем обычным.

    Занимавшие эту должность стояли на самой низкой ступени служебной лестницы младшего начальствующего состава. Хотя они не принадлежали к дворянскому сословию, однако сохраняли все преимущества офицерско-чиновничьего корпуса, что свидетельствовало об их особой значимости. Для придания большего веса в глазах окружающих и подчинённых в одном из примечаний к «Инструкции околоточным надзирателям» 1867 года указывалось, что «. околоточные надзиратели, находясь в этой должности, пользуются правами XIV класса, хотя бы и не имели ещё классного чина». Таким образом, они становились первыми кандидатами на его получение.

    Так, в «Адресе-календаре Саратовской губернии на 1902 г.» полицейским надзирателем Уральско-Волжского металлургического завода, расположенного близ Царицына (ныне волгоградский завод «Красный Октябрь»), числился Г. К. Яржемский. На следующий год в таком же справочном издании полицейский надзиратель Г. К. Яржемский уже представлен как коллежский регистратор – чиновник XIV класса. Хотя это был самый низший чин среди государственных служащих в Российской империи, но к его обладателю уже предписывалось обращаться «ваше благородие».

    Околоточные являлись, по сути, связующим звеном между представителями государственной власти и обычными людьми, проживавшими на обслуживаемых надзирателями территориях. На это чётко указывает одно из положений упомянутой Инструкции: «В случаях, когда полиции для исполнения возложенных на неё законами обязанностей, необходимо входить в непосредственные личные сношения с обывателями по месту их жительства, сношения эти делаются через околоточных надзирателей». В переводе с бюрократического языка на обычный это означало, например, что любая казённая бумага, направленная жителю города, должна вручаться адресату лично околоточным надзирателем.

    Учитывая, что для работы с населением требовался определённый жизненный опыт, в надзиратели определяли преимущественно людей средних лет или старше, знавших грамоту. Кандидат должен быть «благообразной наружности, крепкого телосложения и беспорочного поведения». Готовили околоточных в специальных школах. Там изучали законодательство Российской империи и приобретали специальные навыки, которые включали даже основы родовспоможения в неотложных случаях.

    В ведении околоточного была немалая территория, на которой он считался полным хозяином. Под его началом состояли городовые (рядовые полицейские) и дворники, которые в то время выполняли и полицейские функции. Сам же надзиратель подчинялся участковому приставу, имевшему полноправный классный чин, который определялся местом службы чиновника. Так, согласно Табели о рангах участковый пристав московской полиции относился к VII классу, что делало его равным армейскому подполковнику.

    Однако главная обязанность околоточного заключалась в строгом надзоре за тем, чтобы все жители неукоснительно соблюдали правила и постановления «относительно общественного благоустройства и благочиния».

    Наряду с общегосударственными документами, регламентирующими деятельность надзирателей, к этому вопросу обращались и на местном уровне. Например, существовала специальная «Инструкция околоточным надзирателям Московской столичной полиции» – книга в 300 с лишним страниц. На них убористым шрифтом изложены предписания властей Первопрестольной. Список обязанностей только «по наблюдению за наружным порядком» насчитывал 15 пунктов, девять – «по надзору за народонаселением». Особо предписывалось «досконально знать» о происходящем в околотке – от затеваемого в домах ремонта (только с разрешения властей!) до появления незарегистрированных жильцов или женщин, тайно занимающихся сводничеством.

    Также полицейский околоточный надзиратель был обязан присутствовать при всяком собрании народа на улицах и площадях, наблюдать за порядком во время многолюдных мероприятий. А в случае возникновения уличных беспорядков, драк и разгулов – прекращать их. Ему разрешалось употребить власть, если нужно было «входить в непосредственные личные отношения с обывателями по месту их жительства», усмирять шумящих, пьяных, нищих и попрошаек, пристающих к прохожим, прекращать площадную ругань в общественных местах.

    Читайте также:
    Патентные споры: что это такое, описание и особенности

    От надзирателя требовалось чётко контролировать, чтобы питейные заведения и другие публичные места открывались в установленное время, не допускать, чтобы извозчики и торговцы причиняли беспокойство покупателям назойливыми обращениями с предложением своих услуг.

    Были предписания и на случаи возникновения, как бы мы сейчас сказали, чрезвычайных ситуаций. Так, во время пожара околоточному следовало не только выставить городовых в оцепление горящего объекта, но и организовать силами полиции охрану вынесенного имущества. Если же становилось известно о происшествии, беспорядке или несчастном случае, полицейский надзиратель обязан был тотчас же явиться на место, принять меры к восстановлению порядка и спокойствия, задержать виновных и оказать помощь потерпевшим.

    Особые обязанности «по внутреннему надзору за народонаселением» требовали знать каждого проживающего на вверенной территории, обладать сведениями обо всех управляющих домами, дворниках, швейцарах, содержателях гостиниц, постоялых домов, хозяев артелей. Также околоточные должны были «служить местными и самыми надёжными пособниками при проведении розысков» сотрудникам сыскной полиции и оказывать им при этом полное содействие.

    Более обширная и регламентированная инструкция появилась в России в 1897 году в связи с ростом революционного движения. По этому документу полицейским надзирателям предписывалось контролировать политических поднадзорных и поведение учащейся молодёжи, выявлять неблагонадёжных, наблюдать за фабричным и заводским населением.

    Также околоточный, как наиболее осведомлённый о проживающих на его территории, становился одним из участников процедуры задержания подозреваемых в совершении преступления. Но при этом ему не разрешалось вызывать к себе на квартиру или в участок нужных по делу лиц. Приходилось самому бегать по адресам и оформлять документы на месте.

    Надзиратель должен был всегда оставаться бдительным, «чтобы по возможности никто и ничто в районе, ему вверенном, не ускользало от его внимания». При строгом соблюдении правил он оказывался словно прикованным к своей территории и покидать её мог только с разрешения пристава. Каждый раз, выходя из своей квартиры, был обязан сообщать ближайшему городовому, куда направляется, чтобы при необходимости его легко отыскали. Жениться околоточные, как и городовые, могли только с разрешения градоначальника.

    За все свои многочисленные хлопоты в начале XX века околоточный получал 650–800 рублей в год (в два раза больше обычного городового). К этому ежегодно добавлялось 25 рублей на пошив обмундирования, плюс оплачивался наём квартиры. Также выделялась некоторая сумма на приобретение личного оружия.

    Околоточным полагалась форма, «как у классных чинов», к ней – «шашка драгунского образца с чёрным кавалерийским темляком на чёрной юфтевой портупее» и револьвер «Смит и Вессон» на оранжевом шнуре. Зимой они носили светло-серое форменное двубортное пальто.

    Форма больше походила на офицерскую, чем на мундир обычного городового. Возможно, поэтому некоторые околоточные, как свидетельствовали современники, пытались щеголять в неположенных им офицерских погонах. Начальство время от времени вразумляло нарушителей. При этом в отличие от военных, надзирателям разрешалось при обходе участка в ненастную погоду надевать галоши, задники которых имели окованные медными пластинками прорези для шпор.

    Многие околоточные для солидности носили бороды, усы и бакенбарды. Их мундиры всегда были украшены медалями. Особенно выделялись шейные золотые или серебряные «За усердие» – высшая награда для нижних чинов российской полиции за безупречную службу или выслугу лет. Непременный атрибут – свисток на металлической цепочке. Погоны и ворот мундира полицейского украшали серебряный галун и шевроны за многолетнюю службу.

    Должность полицейского околоточного надзирателя ликвидировали 11 марта 1917 года. Правда, впоследствии создали службу участковых уполномоченных милиции – ведь необходимость работы правоохранительных органов с населением не исчезла после смены политической власти в стране…

    Полицейский околоточный надзиратель

    Околоточный надзиратель (околоточный) — в Российской империи чиновник городской полиции, ведавший околотком (на конец XIX века 3-4 тысячи жителей), минимальной частью полицейского участка. Термин «околоточный надзиратель» возник в 1862 г. с принятием Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний.

    Околоточный надзиратель был непосредственно подчинён участковому приставу. Функции околоточного надзирателя можно сравнить с теми, который выполняет нынешний участковый инспектор полиции. Вот только положение околоточного было не совсем обычным. Он считался хотя и маленьким, но начальником. Однако в то же время не обладал почти никакими привилегиями. Очень интересный пример о служебной деятельности околоточного надзирателя приводит в своей книге «Чины российской полиции (1718-1917 гг.)», изданной при содействии начальника ГУ МВД России по Волгоградской области генерал-лейтенанта полиции А.Н. Кравченко , кандидат исторических наук Валентин Ростовский : «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина…» Так начинается хрестоматийный рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», главным героем которого стал один из представителей мелкого чиновного люда пра­воохранительной системы Российской Империи — поли­цейский надзиратель.

    О невысоком служебном положении чеховского персо­нажа в ходе рассказа свиде­тельствует его трепет перед сильными мира сего и, в то же время, желание показать свою, пусть небольшую, но всё же власть над обывателями. Действительно, полицейский, занимавший эту должность, стоял на самой низкой сту­пени служебной лестницы младшего начальствующего состава. Вместе с тем, обла­датель занимаемой должности сохранял все преимуще­ства офицерско-чиновничьего корпуса, даже не принад­лежа к дворянскому сословию, что свидетельствовало о значимости этого звена в цепочке правоохранительной системы прежних лет. Для придания большего веса этой категории служащих в глазах окружающих и подчинён­ных «Инструкция околоточным надзирателям» 1867 г. в одном из примечаний прямо указывала, что «…околоточ­ные надзиратели, находясь в этой должности, пользуют­ся правами XIV класса, хотя бы и не имели ещё классного чина». Они же становились первыми кандидатами на его получение. Так согласно данным «Адреса — календаря Саратовской губернии на 1902 г.» полицейским надзи­рателем Уральско-Волжского металлургического завода близ Царицына (ныне завод «Красный Октябрь» города Волгограда ) был нижний чин — Г.К. Яржемский . На следующий год в та­ком же справочном издании полицейский надзиратель Г.К. Яржемский уже представлен как коллежский реги­стратор — чиновник XIV-го класса.

    Читайте также:
    Объявление забастовки: что это такое, описание и особенности

    Положение государ­ственного служащего в Российской империи строго регламентировалось. Даже самый низший чин (XIV класс по Табели о рангах) давал его обладателю право, чтобы к нему обращались «ваше бла­городие». Околоточный над­зиратель, состоя на службе, пользовался правами как раз чиновника XIV класса — кол­лежского регистратора. Но классного чина при этом не имел. Хотя в его ведении была немалая территория, на которой он был полным хозяином.

    Околоток — это район го­рода с населением 3-4 тысячи человек Вот над ним и начальствовал околоточный надзиратель, имея в подчи­нении городовых (рядовых полицейских) и дворников, которые в то время выполня­ли и полицейские функции. В свою очередь, околоточный подчинялся участковому при­ставу. Вот те уже были полно­правными классными чинами — согласно Табели о рангах, участковый пристав москов­ской полиции относился к VII классу, что делало его равным армейскому подполковнику.

    Околоточный был главным и единственным передаточ­ным звеном между государ­ственной машиной и теми, кто проживал на обслуживаемой им территории. «В случаях, когда полиции для исполне­ния возложенных на нее зако­нами обязанностей, — гласила инструкция, — необходимо входить в непосредственные личные сношения с обывателями по месту их жительства, сношения эти делаются через околоточных надзирателей». Фраза в переводе с бюрократического языка на обычный означала, что любая казенная бумага (например, судебная повестка), направленная в адрес жителя города, вручалась лично околоточным надзирателем.

    Но главная обязанность за­ключалась в строгом надзоре за тем, чтобы все, кто прожива­ет в околотке, неукоснительно соблюдали правила и поста­новления «относительно об­щественного благоустройства и благочинии».

    «Инструкция околоточным надзирателям Московской столичной полиции» пред­ставляла собой книгу в 300 с лишком страниц, на которых убористым шрифтом были изложены все предписания властей Первопрестольной. Одни только обязанности околоточного «по наблюде­нию за наружным порядком» насчитывали 15 пунктов. Да еще девять «по надзору за на­родонаселением». И все они предписывали «досконально знать» о происходящем в око­лотке — от затеваемого в до­мах ремонта (только с разре­шения властей!) до появления незарегистрированных жиль­цов или женщин, тайно зани­мающихся сводничеством.

    Полицейский околоточный надзиратель обязан был присутствовать при всяком собрании народа на улицах и площадях, наблюдать за порядком во время многолюдных меро­приятий и прекращать уличные беспорядки, шум, драку и разгул. Он же обязан был употребить власть, если нуж­но было «входить в непосредственные личные отноше­ния с обывателями по месту их жительства», усмирять шумящих, пьяных, нищих и попрошаек, пристающих к прохожим, прекращать площадную ругань в обществен­ных местах. В его обязанности входило наблюдение за тем, чтобы питейные заведения и другие публичные ме­ста открывались в установленное время. Полицейский надзиратель должен был не допустить, чтобы извоз­чики и торгующие с ларей, лотков и лавок причиняли беспокойство покупателям назойливыми обращениями с предложением своих услуг. В случае пожара ему сле­довало распоряжаться оцеплением горящего объекта городовыми и предупреждать их о том, чтобы они стерегли вынесенное имущество от расхитителей. Получив известие о происшествии, беспорядке или несчастном случае, полицейский надзиратель обязан был тотчас же явиться на место происшествия и принять меры к вос­становлению порядка и спокойствия, задержать вино­вных и оказать помощь потерпевшим.

    В своей книге «Чины российской полиции (1718-1917)» её автор Валентин Ростовский приводит пример – описание служебной деятельности околоточного надзирателя, которая была ярко отражена в работе художника В.Е.Маковского «Крах банка (1881 г.)» на живописном полотне всё помещение банка заполнено разорёнными и возмущёнными вкладчиками, но центр композиции сфокусирован на фигуре полицейского надзирателя, призванного до прибытия высокого начальства строго следить за порядком, не допуская попрания установленных норм. И если стоящий рядом полицейский – городовой пытается увещевать пострадавших, то околоточный, несокрушимый как скала, строго и со значением взирает на взволнованную толпу, не реагируя на крики и протесты в свой адрес.

    Особые обязанности надзирателей «по внутреннему надзору за народонаселением» требовали от них знать каждого проживающего на вверенной территории. Не­обходимо было к тому же обладать сведениями обо всех управляющих домами, дворниках, швейцарах, содержате­лях гостиниц, постоялых домов, хозяев артелей рабочих и прочих объектах наблюдения. Требования к полицей­скому чину предполагали оказание полного содействия сотрудникам сыскной полиции, которой околоточные надзиратели «должны служить местными и самыми на­дёжными пособниками при проведении розысков».

    Ещё более обширная и регламентированная ин­струкция появилась в 1897 г. в связи с ростом революци­онного движения. Этот документ гласил: «Полицейские надзиратели учреждены при Охранном отделении для нижеследующих целей:

    1. Для наблюдения за лицами, отданными за поли­тическую неблагонадёжность под надзор полиции.

    2. Для выяснения лиц, возбуждающих сомнения в отношении своей политической благонадёжности в пра­вительственных лицах и учреждениях.

    3. Для бдительного надзора за поведением уча­щейся молодёжи, как высших, так и средних учебных заведений.

    Читайте также:
    Противоестественные пороки: что это такое, описание и особенности

    4. Для наблюдений за фабричным и заводским на­селением…»

    Полицейский надзиратель, как лицо наиболее осве­домлённое обо всех проживающих на его территории, был одним из участников и процедуры задержания по­дозреваемых в совершении преступления

    Вызывать к себе на квар­тиру или в участок нужных по делу лиц околоточному не разрешалось. Приходилось самому бегать по разным адресам и оформлять бумаги на месте. Околоточный был прикован инструкцией к сво­ей территории, как каторжник целью к тачке: покидать ее он мог только с разрешения при­става. Каждый раз, выходя из квартиры, околоточный был обязан сообщать ближайше­му городовому, куда направ­ляется, чтобы в случае не­обходимости его удалось бы легко отыскать. Даже жениться околоточ­ные надзиратели, как и горо­довые, могли только с разре­шения градоначальника.

    Пристальное внимание уделялось рабочим и молодёжи в крупных промышленных центрах. В Царицыне для этой цели при Уездном полицейском управлении учреждается должность полицейского надзирателя металлургического завода «Урал-Волга» (ныне завод «Красный Октябрь» города Волгограда ). В 1900 году её занимал коллежский регистратор (по «Табели о рангах» — чиновник XIV класса) А.С. Богаевский . В начале XX века околоточ­ный получал 650-800 рублей в год. Это в два раза больше, чем обычный городовой. Так­же околоточным выдавали 25 рублей в год на пошив обмун­дирования, плюс оплачивали наем квартиры. Также выделя­лась некоторая сумма на при­обретение личного оружия. Здесь не учитываются «благодарности», которые преподносили жители околотка.

    Форма околоточным полагалась, «как у классных чинов», а к ней — «шашка драгунского образца с черным кавалерийским темляком не черной юфтевой портупее» и револьвер «Смит и Вессон» на оранжевом шнуре. Зимой они носили светло-серое формен­ное двубортное пальто.

    Форма больше походила на офицерскую, чем на мун­дир обычного городового. Возможно, поэтому некото­рые околоточные надзира­тели, как свидетельствовали современники, пытались ще­голять в неположенных им офицерских погонах. Началь­ству время от времени прихо­дилось вразумлять нарушите­лей устава.

    Кого же брали в околоточ­ные надзиратели? Учитывая, что для конкретной работы с населением был необходим определённый жизненный опыт, полицейское начальство в околоточные надзиратели определяло преимущественно средних лет или старше. Кандидату на эту должность полагалось быть «благообразной наруж­ности, крепкого телосложе­ния и беспорочного поведе­ния». Он должен быть старше 20 лет и знать грамоту. Надзиратели носили, как правило, бороды усы и бакенбарды, что придавало им солидности. Мундир полицейского надзирателя всегда был украшен медалями. Среди них обычно выделялись шейные золотые или серебряные медали «За усердие» — высшие награды для нижних чинов российской поли­ции, выдававшиеся за безупречную службу или выслугу лет. Непременным атрибутом околоточного был свисток на металлической цепочке. Погоны и ворот мундира по­лицейского отличал серебряный галун и шевроны за многолетнюю службу. Обходя свой участок в ненастную погоду, он, в отличие от военных, имел право надевать галоши. Задники галош имели специальные прорези для шпор, окованные медными пластинками.

    Должностная инструкция этим чинам полиции под­чёркивала необычность их миссии. Здесь указывалось, что ввиду особой важности и сложности обязанностей полицейский надзиратель, находясь на службе, должен быть всегда бдителен, строго и точно исполнять настоящую инструкцию, а так же «стараться, чтобы по возможности никто и ничто в районе, ему вверенном, не ускользало от его внимания».

    Готови­ли околоточных в специаль­ных школах, где их обучали основам законодательства Российской империи и специ­альным навыкам. Перечень последних включал в себя даже основы родовспоможе­ния в неотложных случаях.

    Сама должность полицейского околоточного надзирателя была ликвидирована 11 марта 1917 г.

    Обязанности полицейского надзирателя в современных условиях можно сравнить с деятельностью участковых уполномоченных российской полиции.
    Автор этой статьи с 1990 по 1994 год служил участковым инспектором милиции Волжского УВД Волгоградской области. Изучая исторические материалы при подготовке данного материала, я отметил, что сложность выполнения обязанностей полицейского околоточного надзирателя в прошлом XX веке и сегодняшнего участкового уполномоченного, по психологическим и физическим нагрузках мало чем отличаются. В одном из интервью Министр Внутренних дел РСФСР (1990-1991 гг.) Виктор Павлович Баранников , вспоминая начало своей милицейской карьеры участковым инспектором сказал, что это было самое интересное время его милицейской службы. Я разделяю его мнение и скажу, что для меня это тоже было светлое, интересное и очень веселое время, и не потому что тогда я был моложе, а просто служба интересная. Очень хорошо по этому поводу сказал ветеран уголовного розыска УВД города Волжского майор милиции в отставке Валентин Иванович Черников : «Тот, кто успешно поработал несколько лет участковым инспектором милиции, может свободно работать в уголовном розыске, дознании и следствии».

    Николай Варавин , историк, ветеран МВД РФ и боевых действий, член Союза писателей города Волжского Волгоградской области

    Околоточный надзиратель – чиновник городской полиции в Российской империи

    Околоточный надзиратель – это чиновник низшего звена в городской полиции царской России. Такая должность возникла в еще 1867 году и была упразднена в 1917-м, с приходом к власти большевиков.

    Околоточные надзиратели были только в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др. Подчинялись они непосредственно участковому приставу, у них же в подчинении были городовые. Требования к кандидатам в околоточные На государственную службу в должности околоточного надзирателя принимались лица в возрасте 21–40 лет. Претенденты в обязательном порядке должны были ранее служить в армии либо иметь опыт гражданской работы. Будущий околоточный должен иметь хорошее образование, быть физически развит и, помимо всего, иметь приятную внешность.

    Читайте также:
    Обратное требование: что это такое, описание и особенности

    Подходящие по всем параметрам кандидаты зачислялись в сверхрезерв, где проходили подготовку и по ее окончании держали экзамен. После успешного прохождения комиссии околоточные надзиратели переводились в основной состав и получали поднадзорную территорию (околоток).

    Жалование

    Околоточный надзиратель столичной полиции, находясь в резерве, получал жалование в размере 20 рублей. При его переходе на открывшуюся вакансию в полицейский участок годовой доход рассчитывался по трем разрядам и составлял, соответственно, 600, 660 и 720 рублей. Для более лучшего понимания уровня зарплаты этого чиновника можно перевести царские рубли в эквивалент современной российской валюты. Так, околоточный постоянного состава самого низкого разряда получал 59 431 руб. ежемесячно.

    Обязанности околоточного надзирателя

    Мелкий чиновник городской полиции, каковым считался околоточный, выполнял целый спектр различных обязанностей. Он должен был обходить вверенный ему участок, в пределах которого проживало 3000–4000 горожан и следить за соблюдением правил общественного поведения. Подробная инструкция, разработанная столичными властями, насчитывала более 300 страниц.

    Околоточный должен был знать все о своем участке. Его работой было выявление на территории «чужих» граждан, составление протоколов в случае разного рода правонарушений. Равно как и к современному участковому, к околоточному предъявляли претензии все кому не лень. Дворник плохо убирает снег – виноват надзиратель (не доглядел). Кого-то покусала собака – околоточному надлежит выяснить, чей это пес и принять меры к его хозяевам.

    Околоточный надзиратель не имел права вызывать население к себе в участок или на квартиру. Все дознания, составление необходимых бумаг, вручение повесток, проходили, как говорится, «в полях».

    Форма околоточного надзирателя в царской России

    Околоточному надзирателю полагался мундир, который носили классные чины. Если он имел офицерское звание, то и форма его была соответствующей. Однако, обычно он имел чин фельдфебеля или старшего унтер-офицера, в этом случае его униформа была другой.

    Полиция Российской империи в лице околоточного надзирателя носила черного цвета шаровары с красной окантовкой и такой же расцветки двубортный мундир, застегивающийся на крючки. Ворот, обшлага и борт также были украшены красной отделкой. Парадный вариант полностью походил на каждодневный, если не считать столбиков из серебряного галуна на обшлагах. Обувь представляла собой лаковые сапоги, но также именно околоточным позволялось надевать галоши, на задниках которых были отверстия для шпор, подбитые пластинами из меди. Околоточный надзиратель погоны носил зеленые, украшенные по центру широкой серебряной полосой.

    Оружие и прочие атрибуты околоточного

    Будучи служителем закона, сотруднику царской полиции полагалось ношение оружия. Они носили офицерскую шашку с серебряной перевязью, наган в лаковой кобуре черного цвета либо револьвер Smith & Wesson.

    Нельзя представить себе околоточного без его знаменитого свистка. Он крепился к правой стороне мундира и имел длинную металлическую цепочку. С помощью продолжительного свиста блюститель порядка мог вызвать подкрепление и призвать к спокойствию разбуянившихся граждан.

    Портфель – также неотъемлемая часть образа этого чиновника. Всевозможные повестки и протоколы, которые писались по поводу и без него, подразумевали постоянное ношение данного аксессуара. Порой ему не хватало рабочего дня, чтобы разнести все эти бумаги по адресатам.

    Интересные факты из жизни околоточных

    Околоточный надзиратель не имел права посещать народные гулянья и празднества в качестве частного лица. Ему запрещалось ходить по кабакам и ресторанам в свободное от работы время и отдыхать за столиками питейных заведений в кругу знакомых. Даже жениться он мог только с соизволения градоначальника, это правило распространялось, кстати, и на городовых. Каждый раз, покидая полицейский участок, околоточный надзиратель должен был сообщать своему начальству, куда он направляется и где его в случае необходимости можно будет быстро найти.

    До 1907 года полицейский передвигался только пешком, а после высочайшим указом градоначальника околоточные могли пользоваться велосипедами, что значительно облегчило их непростую служебную жизнь. Полицейские чиновники, помимо всего прочего, должны были посещать театр и разбираться в художественной литературе. Начиная с 1876 года на каждом спектакле в обязательном порядке присутствовал офицер полиции, располагаясь в специально забронированном для него кресле. Он не только смотрел за порядком во время представления, но и выступал в роли цензора.

    Образ продажного чиновника

    Будучи связующим звеном между населением и государственной машиной, околоточный пользовался большим уважением. Перед ним заискивали и торговцы из многочисленных лавок, и держатели казенных домов, и простые горожане. Такое отношение провоцировано мздоимство со стороны этих представителей власти. Проводя дознания, многие околоточные мягко намекали, что в случае материальной благодарности со стороны подозреваемого, полицейский может закрыть глаза на многие нежелательные факты и подробности. Введение сухого закона в период Первой мировой послужило еще одним поводом для получения взяток. Покрывая подпольную деятельность шинкарей, околоточные имели стабильный дополнительный источник дохода, пусть и не очень легальный. В художественной литературе этот мелкий чиновник зачастую представлен недалеким, ленивым и предвзятым. Такой стереотип относительно сотрудника полиции жив и по сей день. Хотя, если вдуматься, работа в правоохранительных органах и при царе, и в наши дни – колоссальный труд, который редко бывает оценен по достоинству.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: