Октроированная конституция: что это такое, описание и особенности

2.3. Порядок принятия и изменения конституции

Порядок принятия конституций имеет четыре разновидности: октроирование, принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие парламентом, принятие путем всенародного голосования (референдума).

Октроированные – это дарованные, пожалованные властью монарха конституции. Октроирование конституций было характерно в прошлом в основном для абсолютных монархий. При этом в самих конституциях прямо указывалось на их октроированный характер. Октроированными считаются также конституции, разработанные и дарованные метрополиями своим колониям при освобождении от колониального господства. Такие конституции были дарованы, например, Великобританией некоторым странам Африки. В России такая попытка была сделана Николаем II 17 октября 1905 г. путем издания Манифеста о даровании свобод.

В практике современного конституционализма уже почти не встречается октроирование конституций.

Чаще всего для разработки и принятия новой конституции, а иногда и для внесения в нее существенных изменений, созывается Учредительное собрание. Порядок его избрания, организация деятельности и компетенция определяются самой конституцией или специальным законом.

Впервые Учредительное собрание было созвано в США в 1878 г. в Филадельфии. Филадельфийский конвент состоял из назначенных в него 74 делегатов и заседал четыре месяца. Во Франции Учредительное собрание было созвано в 1791 г. В дальнейшем созыв учредительных собраний получил достаточно широкое распространение.

В России после свержения монархии Временное правительство уже в декларации от 2 марта 1917 г. провозгласило созыв Учредительного собрания, а 25 марта было создано Особое совещание для подготовки проекта положения о его выборах. Учредительное собрание было избрано в ноябре 1917 г. по партийным спискам на основе пропорциональной избирательной системы в составе 707 депутатов. Абсолютное большинство голосов было отдано эсерам. Большевики получили на выборах менее 25 процентов голосов, несмотря на то, что выборы проводились уже после захвата ими власти в стране. Учредительное собрание не смогло принять решений, которые бы определили форму правления и конституционный строй России, так как оно было насильственно распущено большевиками в ночь на 20 января 1918 г., т. е. путем прямого захвата власти вооруженным путем.

Широкое распространение созыв учредительных собраний получил после Второй мировой войны. В одних странах учредительные собрания избирались на основе всеобщих и прямых выборов; в других – создавались путем делегирования государственными органами, политическим партиями и общественными организациями, социальными и профессиональными группами своих представителей; в третьих – ранее избранный парламент был преобразован в учредительное собрание. Основной функцией учредительных собраний была только разработка или разработка и принятие новой конституции, после чего они распускались. В некоторых странах учредительные собрания после осуществления этой функции продолжали выполнять полномочия парламента.

Некоторые современные конституции были приняты путем всенародного голосования – референдума. Этот способ принятия конституций оценивается специалистами конституционного права неоднозначно. Если конституция разработана специально созванным для этого учредительным (конституционным) собранием, парламентом или другими аналогичными представительными учреждениями, а затем проводится референдум для утверждения разработанного проекта, то это вполне отвечает современным требованиям демократии. В этом случае народ выражает свою волю, отвечая на вопрос «за» или «против» принятия новой конституции.

Однако на референдум может выноситься проект конституции, подготовленный захватившей власть военной хунтой или руководящей верхушкой единственной правящей партии. В условиях массовых репрессий и давления со стороны властных структур, когда свобода выбора отсутствует или сильно ограничена, избиратели одобряют и реакционные конституции.

Форма принятия конституций парламентом характерна в основном для бывших социалистических стран. Принимается она квалифицированным большинством. Такой способ принятия конституций был и в некоторых демократических государствах (например, в Греции).

Внесение в конституцию поправок – явление нередкое. Конституция – не застывшая глыба догматических положений, а живой организм, пребывающий в конституционном развитии. Большинство конституций мира претерпели изменения. Со времени принятия Конституции США было внесено 27 поправок (предложений о пересмотре Конституции в Конгрессе США рассматривалось более десяти тысяч).

Читайте также:
Денежное обращение: что это такое, описание и особенности

Другие страны (даже более часто, чем США) также вносили поправки в свои конституции.

В Конституцию Российской Федерации 1978 г. в конце 80?х – начале 90?х гг. было внесено более 300 поправок, что, естественно, повлияло не только на «букву», но и на «дух» действовавшей тогда Конституции. Это позволяет говорить о существовании в России не пяти (1918, 1925, 1937, 1978, 1993 гг.), а шести конституций.

В то же время конституции некоторых стран ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизменными со времени их принятия (например, Конституция Японии). Не существует проблем изменения конституции, если речь идет о пересмотре гибкой конституции. Это осуществляется путем принятия обычного закона. Без всяких сложностей вносились любые поправки в советские конституции и в конституции других стран, хотя и предусматривалось требование квалифицированного большинства в палатах Верховного Совета СССР или в высших представительных органах других социалистических стран. Но Верховный Совет не был парламентом, а конституция, хотя и считалась Основным законом, таковым по существу не была, так как страной руководила по своим партийным правилам огосударствленная КПСС, как бы это ни маскировалось.

Значительно сложнее пересмотреть жесткие конституции. Для их изменения предусматривается требование квалифицированного большинства в парламенте, а кроме того, в ряде стран предусмотрено утверждение поправок на референдуме или большинством субъектов федерации, если речь идет о федеративных государствах. Известны и другие способы обеспечения жесткости конституции. Это повторное голосование в парламенте через определенный промежуток времени. Пересмотр Конституции Бельгии, например, осуществляется по инициативе законодательной власти, после чего обе палаты парламента распускаются. Вновь избранные палаты утверждают в согласии с королем положения, подлежащие пересмотру. Некоторые статьи конституций вообще нельзя менять: ни всегда, ни в течении какого-то периода времени, что также придает жесткость конструкции.

Правом законодательной инициативы для случаев внесения поправок в конституцию пользуются те же субъекты, что и в законодательном процессе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Октроированная Конституция

(от фр. Octroi – пожалование, предоставление) – конституция, дарованная властью монарха, а не установленная парламентом или учредительным собранием. В XX в. Известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и главами государств в республиках (например, Конституция Пакистана 1962 г. Была октроирована президентом), а Конституция Фиджи 1990 г. – правительством..

(от французского octroyer — жаловать, даровать) конституция, издаваемая главой государства без участия представительных органов. Впервые О. К. Появились в эпоху перехода от феодализма к капитализму, как правило, они фиксировали компромисс между крупной буржуазией и земельной аристократией о разделении власти. Первая в истории О. К. — французская конституционная хартия Людовика XVIII 1814, провозглашенная после реставрации Бурбонов. Октроированными (пожалованными) были также конституция Японии 18..

ОКТРОИРОВАННАЯ конституция (от франц. Oсtroyer – даровать) – конституция, “пожалованная” монархом (метрополией) колонии.. ..

Так называется конституция, дарованная монархом, в силу его законодательной власти без предварительного обсуждения в учредительном собрании и без народного голосования. Фактически конституции октроируются под давлением необходимости, и в этом отношении они не отличаются от конституций, выработанных народным собранием и только принятых монархом. Но юридически они покоятся на ином основании. Впрочем, между теми и другими обыкновенно бывает и серьезное фактическое различие, а именно, О. Конституции..

Конституция, дарованная по почину верховной власти, без участия представителей от народа.(Источник. “Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка”. Чудинов А.Н., 1910)Конституция, дарованная самой верховной властью, в противоположность учрежденной по соглашению с народными представителями.(Источник. “Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней”. Михельсон А.Д., 1865)данная по желанию и по почину самого государя, а не по требован..

Читайте также:
Можно ли препятствовать сособникам приводить гостей?

(от фр. Octroi – пожалование, предоставление) – конституция, дарованная властью монарха, а не установленная парламентом или учредительным собранием. В XX в. Известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и главами государств в республиках (например, Конституция Пакистана 1962 г. Была октроирована президентом), а Конституция Фиджи 1990 г. – правительством.. ..

(от фр. Octroi – пожалование, предоставление) – конституция, дарованная властью монарха, а не установленная парламентом или учредительным собранием. В XX в. Известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и главами государств в республиках (например, Конституция Пакистана 1962 г. Была октроирована президентом), а Конституция Фиджи 1990 г. – правительством.. ..

(от франц. Oсtroyer даровать). ..

– в России в 1864-1917 гг. Одно из основных звеньев системы общих судов. Образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы. Председатели и члены О. С. Назначались императором по представлению министра юстиции. В составе О. С. Образовывались (в зависимости от количества судей) присутствия. К основному их полномочию относилось рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Иногда О. С. Выступали в роли второй инстанции по отношению ..

Фильтры с полосой пропускания фиксированных долей.. ..

(фр. Octroyer жаловать, даровать)конституция, дарованная односторонним актом главы государства (монарха) без участия представительных органов или дарованная метрополией колония при изменении формы колониального господства (освобождении от него). В преамбуле обычно указывается на ее происхождение. К числу O.K. Относятся. Хартия, предоставленная Людовиком XVIII в 1814 г. Французскому народу. Конституции Японии 1889г., Марокко 1911 г., Абиссинии 1937 г., Временная Конституция Катара 1972 г. Саудовс..

(octrois) – в Средние века сборы (внутренние налоги), взимавшиеся при ввозе товаров на феодальные, городские территории. О. Назывались также и привилегии монопольных торговых компаний XVI-XVIII вв. В XIX в. Отменены в большинстве стран в результате создания единого внутреннего рынка.. ..

Дополнительный поиск Октроированная Конституция

Октроированная конституция: что это такое, описание и особенности

В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов!

Вы можете воспользоваться поиском готовых работ или же получить помощь по подготовке нового реферата практически по любому предмету. Также вы можете добавить свой реферат в базу.

По способу принятия конституции делятся на народные и дарованные (или октроированные). Народной конституцией называют любую конституцию, которая принята в установленном законном порядке. Она может быть принята либо парламентом, либо принята на референдуме, либо на специальном конституционном собрании, ассамблее, конвенте. Большинство действующих зарубежных конституций принималось парламентом. Естественно, все они народные.

Октроированные (или дарованные конституции) – это такой вид конституций, когда конституцию в готовом виде дают стране, предоставляют народу, а сам народ никакого отношения к ней не имеет. Есть два варианта дарованной конституции. Первый вариант – это когда монарх (как правило, абсолютный монарх) принимает конституцию для своего государства, ни с кем не деля права принятия этой конституции. К числу самых старых дарованных конституций, сейчас, правда, не действующих, относится французская конституция 1814 года, которая была принята после свержения Наполеона. Монархическими октроированными конституциями являются Конституция Бельгии 1831 года, которая действовала вплоть до 1994 года, а также, это Канадская конституция 1867 года, и японская конституция 1887 года (кстати, после этой конституции Япония вышла из средневековья и начала строить современное государство, а японский император добровольно уступил свои священные права).

Читайте также:
Как отменить дарение квартиры?

К дарованным конституциям можно отнести конституцию Государства Монако 1911 года, Иордании 1952, Кувейта 1963 года. Не монархом, а президентом даровалась конституция государства Пакистан. Это случилось в 1962 году. Довольно необычный случай дарованной конституции был в Бразилии. После военного переворота в 1968 году военные решили оформить свое правление и приняли конституцию, которая, образно говоря, была очень похожа на какой–то устав гарнизонной службы. Подписали эту конституцию, даровали ее, командующие трех родов войск: сухопутных, военно–воздушных сил и военно–морского флота. Это самый необычный и прискорбный пример принятия конституции.

Второй вариант дарованных конституций – так называемые, колониальные конституции. Это конституции особого рода, смысл которых был в том, чтобы снять накал национально–освободительной борьбы. Государство–метрополия придумывала конституцию для своей колонии и преподносила в качестве дара с тем, чтобы жители не требовали независимости. То есть речь шла не о реальной независимости, а о конституции для колониально–зависимых государств. Первыми придумали такие колониальные конституции англичане для своей крупнейшей и богатейшей в свое время колонии – Индии. Были две колониальные конституции Индии – 1919 и 1935 годов. Индийцы не признавали и не признают эти конституции в качестве своих, и первая по–настоящему индийская конституция была принята в 1950 году. Те, предыдущие колониальные конституции, разрабатывались английскими специалистами, их утверждал английский парламент, и подписывал английский король. Иначе говоря, Индия не имела к этой конституции никакого отношения. Почему 1919 и 1935 год? Это были пики национально–освободительной борьбы, и при помощи этих уловок снималась острота антиколониальной борьбы. Нечто похожее придумывали и французы. В 1948 году французский парламент принял закон под названием “Статут Алжира” – своей наиболее крупной колонии. Это был акт, рассчитанный на продление французского колониального господства, и давал возможность определенным алжирским слоям участвовать в управлении. Однако эта квазиконституция не повлияла на национально–освободителную борьбу, Алжир воевал за свою независимость и в 1964 году добился ее. После этого и была принята своя конституция. США применяли нечто подобное. Например, после войны с Испанией за владение Кубой была принята конституция Кубы 1901 года. Эта конституция включала “поправку Платта”, согласно которой ограничился суверенитет Кубы как самостоятельного государства. Согласно этой поправке, если собственность американских граждан на Кубе “будет находиться под угрозой”, то американцы имели право высадки войск на остров для установления законности и порядка. Иначе говоря, конституция якобы суверенного государства включала положение о том, что если оно само не сможет справиться со своими проблемами, то “соседи” придут и помогут. Очевидно, что это тоже была колониальная конституция.

Иногда применяется термин “постколониальная” конституция. Слово “пост” указывает на нечто иное, это – конституции, которые давались вновь возникшим государствам вместе с актом о независимости. Это был единый пакет, который метрополия, уходя из колонии, стремясь обеспечить выгодный ей порядок, определенную стабильность в стране, из которой они уходят, давала вместе с признанием независимости. Кроме того, оговаривался определенный срок ее неизменного действия. Классическим примером является государство Зимбабве, которое вместе с актом о независимости получило конституцию, которая действует и сейчас, правда с определенными изменениями и поправками.

В настоящее время существует ряд зависимых территорий или колоний, которые вообще не имеют конституции (например, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Британские Вирджинские острова, Монтсеррат, Бермудские острова). Колонии не имеют конституции, потому что конституция – это важнейший признак суверенитета и самостоятельности государства. Поэтому колониальные конституции конституциями в собственном смысле слова таковыми не являлись.

Читайте также:
Международное общественное объединение: что это значит

Основные черты и особенности конституции как нормативного акта (структура, язык, стиль)

Рассказывая о структуре конституций нужно оговориться, что структура писаной конституции и неписаной конституции – это абсолютно разные вещи. Так называемая, неписаная конституция – это несколько законодательных актов плюс судебные прецеденты и обычаи, которые принято считать конституцией. Мы остановились на этом выше.

В литературе встречается деление писаных конституций на кодифицированные и некодифицированные. Под кодифицированной конституцией понимаются те самые нормальные конституции, состоящие из единого акта, которых в мире, наверное, 98,5 процентов (а может быть и больше), а под некодифицированной подразумевается конституция, состоящая из нескольких писаных актов (без судебных прецедентов и обычаев).

Примерами некодифицированных конституций могут служить конституции Швеции (включает три акта: Форма правления, 1974 г.; Акт о свободе печати, 1974 г.; Акт о престолонаследии, 1810 г.), конституция Канады (общий блок, который состоит из двадцати пяти документов, главным из которых является Конституционный акт 1982 года). Структура таких конституций – это перечень актов, входящих в некодифицированную конституцию. Но поскольку таких конституций немного, стоит, прежде всего, остановиться на типичном случае писаной конституции.

Структура конституции в собственном смысле слова, так сказать, нормальной конституции – это внутреннее разделение единого акта, который называется конституцией, на определенные части: разделы, главы, параграфы и т.д.

Большинство обычных конституций имеет стандартную структуру: преамбула (вводная часть), основная часть, заключительные и переходные положения и иногда приложения.

Преамбула, с точки зрения конституционной теории, – необходимая часть конституции, однако, есть немало конституций без нее. Первая преамбула была частью первой писаной конституции – это преамбула Конституции США. Она очень невелика по объему, но невелик и основной текст американской Конституции. Первые строки американской Конституции известны всему миру: “Мы, народ Соединенных Штатов, для того, чтобы создать более совершенный союз .”. Это образец такого типа преамбулы, в которой объясняются цели и задачи создания государства.

Есть другие модели преамбулы. Вообще, в преамбулах закрепляются несколько важнейших моментов:

· основные цели и задачи государства;

· краткий исторический путь, пройденный государством до принятия конституции;

· место и роль государства в семье народов мира;

Октоированная конституция. Признаки парламентской республики (стр. 1 из 2)

1.Что понимается под октроированной конституцией?

2. Каковы признаки парламентской республики?

список использованной литературы

Октроированная конституция (от французского octroyer — жаловать, даровать), конституция, издаваемая главой государства без участия представительных органов.

В эпоху крушения феодальных порядков в Европе конституции нередко «даровались» монархом «своему народу». Сейчас такая форма октроирования встречается редко.

Впервые октроированные конституции появились в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Как правило, октроированные конституции фиксировали компромисс между крупной буржуазией и земельной аристократией о разделении власти.

Первая в истории октроированная конституция — французская конституционная хартия Людовика XVIII 1814 года. Данная конституция была провозглашена после реставрации Бурбонов [8, с. 48].

Октроированными (пожалованными) были также конституции: Австрийской империи, подписанная 4 марта 1849 году императором Францом-Иосифом I; Японии 1889 года; Основные законы Российской империи 1906 года [5, с. 141].

Октроированные конституции существуют наряду с традиционными способами принятия конституции, такими как принятие конституции, парламентом или на референдуме.

Способом, октроирования конституции принимался ряд конституций абсолютных монархий Персидского залива, когда монарх даровал конституцию своему верному народу, либо метрополии даровали своим освобождающимся колониям так называемые «колониальные конституции». Например, Великобритания даровала более 30 конституций для своих прежних колоний [15, с. 27].

Читайте также:
Журнальная книга: что это такое, описание и особенности

В наши дни, октроированные конституции существуют в:

– Монако, которую даровал 17 декабря 1962 года князь Ренье III;

– Пакистане, была октроирована президентом Пакистана Айюбом Ханом; Катаре — это временная конституция 1970 г., октроированная Ахмедом Бен Али Аль-Тани с изменениями и поправками в 1972 году, которые лично внёс двоюродный брат Ахмеда — новый эмир Халиф бен Хамад аль-Тани, свергнувший с трона своего родственника;

– Фиджи – Конституция принята правительством в 1990 году [5, с. 145-148].

Таким образом, октроирование (фр. octroyer — жаловать, даровать) – дарование конституции односторонним актом монарха либо иного главы государства.

Октроирование конституции является одним из способов принятия конституции.

Октроированная конституция или дарованная конституция издается властью главы государства без участия представительных органов.

Основная особенность октроированной конституции в том, что она в любой момент и практически по любой причине может быть «взята обратно» на определённый срок или бессрочно.

Парламентарная республика распространена гораздо меньше, чем президентская. Примерами парламентарной республики являются Австрия, Германия, Индия, Италия, Кабо-Верде в Африке, Вануату в Океании. В последнее годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки.

Парламентарная республика строится на противоположных принципах. Центральную роль в жизни парламентарной республики играет парламент. Президент зависит от парламента, представительных органов и утрачивает самостоятельность. Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

· Президент избирается парламентом либо особой коллегией.

В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель[13, с. 149].

· Президент не играет самостоятельной роли, не свободен в выборе премьер-министров и при формировании правительства, а выполняет волю парламента.

Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента, иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющий большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинство (коалиционное правительство). Это означает, что правительство формируется партией или партиями победившей на парламентских, а не президентских выборах [13, с. 150].

· Парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни.

В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению правительства. Президент в такой республике не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно. Например: в Италии президент назначает некоторых должностных лиц, а в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты [7, с. 234].

· Парламент (партии, имеющие большинство депутатов в нем) формирует правительство.

· Правительство ответственно только перед парламентом.

Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Однако есть вариант, когда президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, то есть она проиграет выборы, правительство уходит в отставку [3, с. 248].

Таким образом, парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. Правительство формируется парламентом путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Читайте также:
Как вернуть право на пользование социальным жильем

Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

Глава государства – президент в таких республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.

Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом. Глава правительства является лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте. Глава правительства формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Задача

Депутаты Бендестага ФРГ вынесли вотум недоверия Федеральному канцлеру (не предложив новую кандидатуру) и обратились к Федеральному президенту с просьбой об увольнении Федерального канцлера. Какое решение должен принять президент в соответствии с нормами Основного Закона ФРГ 1949 года?

Конституцией Германии предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» для создания более стабильного правительства в республике. Конструктивный вотум недоверия заключается в том, что:

1. Ответственность перед нижней палатой парламента несет не все правительство, а только его глава – канцлер. Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются канцлером.

2. Бундестаг имеет право выразить вотум недоверия канцлеру только при условии, что проект резолюции, внесенный в бундестаг, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему канцлеру и предложение об избрании нового канцлера [8, ч. 1 ст. 67].

Провести такую резолюцию в парламенте очень трудно, и на практике замена одного канцлера другим имела место только один раз – в 1982 г. [13, с. 151].

Федеральный Канцлер может и по своей инициативе поставить вопрос о доверии. Предложение считается принятым, если за него голосует абсолютное большинство депутатов. Согласно ч. 2 ст. 68 Основного Закона ФРГ между ходатайством о выражении доверия и голосованием должно пройти сорок восемь часов.

Отклонение предложения о доверии не обязывает канцлера уйти в отставку. Он может обратиться к президенту с просьбой о роспуске в течение 21 дня бундестага. Право роспуска погашается, если бундестаг в этот промежуток времени изберет абсолютным большинством голосов нового канцлера. В этом случае прежний канцлер обязан уйти в отставку. В случае отставки канцлера покидает свои посты и все члены правительства [8, ч. 1 ст. 68].

Таким образом, согласно с Основным Законом ФРГ 1949 года Бундестаг может сместить Федерального Канцлера путем выражения ему конструктивного вотума недоверия, то есть путем избрания нового канцлера. В условии задачи сказано, что депутаты Бундестага не предложили нового Федерального Канцлера. Следовательно, в соответствии с Основным Законом ФРГ Президент примет решение о роспуске в течение 21 дня Бундестага. Надо отметить, что согласно ч. 1 ст. 68 право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера.

список использованной литературы

1. Алебастрова И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. Пособ. – М.: Юриспруденция. 2000. – 304 с.

Принятие и изменение конституций

Порядок принятия и изменения

Порядок принятия и изменения конституции РФ (Российской Федерации) и других стран может по процедуре издания конституции классифицироваться на: октроированный (дарованный); принятый представительным органом (учредительное собрание, парламент); одобренный на референдуме (referendum).

Читайте также:
Как лучше провести перерегистрацию?

Октроированные конституции представлены основополагающими документами, которые дарованы единоличной властью. Ее осуществляет монарх и в ней не участвуют представительные органы. Подобная ситуация характерна для Катара и Кувейта, Малайзии и др. Этот способ наименее демократичен в деле принятия основного закона или внесения изменений в него. Подобные конституции чаще всего принимались в период перехода от абсолютизма к конституционным монархиям. В 20 веке также можно увидеть случаи конституционного октроирования, которое осуществлялось не только монархами, но и государственными главами республик.

В 1962 году в Пакистане новую конституцию октроировал ее президент, в 1990 году в Фиджи это осуществило правительство страны. Первую японскую Конституцию 1889 года можно также вносить в эту группу.

Органы, принимающие конституции

Конституции могут приниматься представительными органами, включая Учредительное собрание (Конституционный конвент или собрание, Учредительный конгресс), парламент, сформированный на основе предыдущих легитимных актов. Сегодня подобный метод принятия конституции широко распространен (Италия в 1947 году, Индия в 1950 году, Греция в 1975 году).

Учредительное собрание представляет собой специально созданный высший орган государства, предназначенный для выработки (принятия) конституции. Его избирает народ, а свою работу он прекращает после того, как принят новый основной закон.

Одну из первых конституций во Франции принимали специально сформированным для этой цели Учредительным собранием. В последние годы Учредительные собрания разрабатывают и принимают Конституции (Колумбия, Болгария, Бразилия и др.). Подобный способ в юридической литературе называется конституанта.

Порядок принятия и изменения конституции рассматривается и с позиции работы основного законодательного органа в виде парламента государства. Это осуществляется посредством особого усложненного порядка, как правило, с использованием квалифицированного большинства депутатских голосов. Большая часть конституций социалистических стран, включая все Конституции России советского периода, были приняты специальными заседаниями национального парламента.

В большей части мировых государств одобрение проекта правового закона посредством представительных органов не всегда представляет собой заключительный этап, поскольку после этого проект текста Конституции выносят на референдум (например, французская конституция 1946 года).

Тем не менее, общенациональное голосование иногда используется и через отсутствующие демократические силы. Так, конституционный референдум использовали после захвата власти военными в Греции (1968 г.), Терции (1961 г.).

Способы принятия, изменения конституций

В соответствии со способом принятия Конституции, принимаемые посредством созыва референдума, по праву считают демократическими. Подобные референдумы были распространены в послевоенное время. Проекты Конституций разрабатывались с помощью специально созданных для этой цели Учредительных собраний или правительства. После этого она выносилась на референдум. Подобный способ использовали такие страны, как Испания, Ирландия, Дания.

При условии демократического правления часто одновременно сочетают 2 способа: одобрение документа представительным органом и итоговое утверждение на референдуме.

В соответствии со способом изменений (пересмотра) конституции классифицируются на гибкие и жесткие. Первые из них можно изменить в том же порядке, что и обычные законодательные акты. Это, в первую очередь, неписаные конституции, конституции стран монархической формы правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).

Особый усложненный порядок для внесения изменений предусмотрен для жестких конституций. Жесткость конституций обеспечивается различными способами, включая потребность в голосовании квалифицированным большинством голосов в парламенте (характерно для Японии, Италии), принятие поправок посредством референдума (Франция); повторное принятие поправок с помощью парламента следующего созыва (Финляндия); утверждение поправок субъектами федерации (Соединенные Штаты, Германия).

Основания и последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим

Продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить место его пребывания служат основанием к предположению о его смерти.

Условия признания гражданина умершим:

объявление производится только судом, и только после установления сведений о месте его пребывания на протяжении 5 лет (п. 1 ст. 54), а в определенных случаях – 6 месяцев (пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, как-то: кораблекрушение, землетрясение и т.п.;

Читайте также:
Приоритетный инвестиционный проект: что это значит

отсутствие сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить: жив ли он, несмотря на все принятые меры;

у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию: если он умышленно скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о его смерти.

Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, – не ранее чем по истечению 2-х лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК).

Объявление лица умершим может быть произведено и без предварительного признания его отсутствующим.

Уяснение последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того, что:

наступает прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам (исключая те, что требуют его личного участия или связаны с личностью);

объявление умершим приравнивает его к смерти, однако, не тождественно ей, т.к. не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК).

Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны; и права и обязанности не затрагиваются решением суда об объявлении умершим.

Равным образом, явка объявленного не требует восстановления его правоспособности, т.к. он ее не утрачивал.

подлежит отмене решение суда об объявлении умершим;

независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления умершим (исключая деньги и ценные бумаги на предъявителя, которые не подлежат истребованию от добросовестного приобретателя);

лица, возмездно приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых, а при невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст. 46 ГК);

прекратившийся брак такого лица считается восстановленным, если другой супруг не вступил в новый брак.

Объявление лица умершим влечет те же юридические последствия, что и физическая смерть: открывается наследование, прекращается брак, у соответствующих лиц возникает право на получение связанных со смертью данного гражданина платежей.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. 276 ГПК

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий. 277 ГПК

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора. 278 ГПК

Читайте также:
Приобретение жилых помещений: что это значит

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. ч.2 ст. 279 ГПК

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.280 ГПК

Объявление гражданина умершим

Основные положения о порядке признания, сроках и процессе определения предполагаемой даты смерти физического лица.

ГК РФ устанавливает порядок объявления граждан умершими при определенных условиях. Основные положения о порядке признания, сроках и процессе определения предполагаемой даты смерти физического лица описаны в статье 45.

Понятие и основания объявления гражданина умершим

С течением времени, после даты получения последних данных о местонахождении отсутствующего человека, повышается вероятность презумпции его смерти.

Это связано с тем, что безвестно пропавший живой человек, скорее всего, в любом случае даст о себе знать, если брать в расчет достаточно продолжительный временной промежуток. Мнение, что лица нет в живых, более оправдано, чем обратное.

Тем не менее, важно не столько прошедшее с момента последних вестей время, сколько условия, при которых было осуществлено исчезновение человека. Данный факт подтверждается и законодательством, в частности, статьей 45 ГК РФ.

Часть 1 статьи 45 устанавливает, что объявление гражданина умершим может быть произведено судом, если по месту проживания отсутствуют данные о местонахождении физического лица в течение пяти лет.

В то же время, регламентируется срок признания умершим в течение полугода с момента исчезновения, если:

  • есть основания считать, что исчезновение связано с обстоятельствами, прямо угрожавшими жизни рассматриваемого лица;
  • существуют обоснованные предположения о гибели гражданина в результате последствий несчастного случая.

Если военнослужащий или другой гражданин безвестно пропал в результате нахождения в зоне боевых действий, судебный орган по ходатайству заинтересованных лиц может осуществить объявление гражданина умершим после истечения двухлетнего срока с момента окончания военных операций.

Основанием для признания человека умершим будет письменное заявление заинтересованных лиц для суда.

На основании документа и при наличии обстоятельств, дающих возможность проведения процедуры, будет принято соответствующее процессуальное решение.

Порядок объявления гражданина умершим

Порядок процесса при признании гражданина умершим аналогичен таковому при признании безвестно пропавшим.

Таким образом, регулирование процедуры осуществляется на основаниях статей 276-280 ГПК РФ. Нормативные положения устанавливают следующий порядок осуществления действий:

  • заинтересованные граждане подают письменное заявление об объявлении гражданина умершим в суд по месту своего проживания;
  • в ходатайстве для суда указывают цели, ради которых осуществляется запуск процедуры судебного разбирательства, а также обстоятельства, которые влекут предположение о биологической смерти безвестно пропавшего от несчастного случая или других причин с высокой долей вероятности летального исхода;
  • если ходатайство о признании лица умершим подается в отношении военнослужащего и иных граждан, пострадавших в результате ведения боевых действий, в документе для суда необходимо указать дату окончания боевых операций;
  • осуществляется прием заявления судом и назначается слушание по делу;
  • судом выясняются лица и организации, предположительно обладающие сведениями об отсутствующем лице;
  • при наличии соответствующих обстоятельств и по прошествии сроков, установленных для признания умершим, выносится решение;
  • суд поручает территориальному органу опеки установление доверительного управляющего имуществом безвестно исчезнувшего;
  • на основании решения, в книгу регистрации актов гражданского состояния местный орган ЗАГСа вносит сведения о смерти;
  • при обнаружении местонахождения исчезнувшего гражданина, одним из последствий будет вынесение нового решения, отменяющего ранее вынесенное, а также аннулирование записи в вышеуказанной книге.
Читайте также:
Как оформить несостоятельность ИП?

Процесс признания гражданина умершим

Согласно нормативным положениям статьи 45 ГК РФ объявление гражданина умершим производится только по решению суда при соблюдении следующих условий:

  • прошли сроки (5 лет – в общих случаях и 6 месяцев – при наличии оснований полагать, что исчезновение вызвано обстоятельствами, несшими угрозу жизни для рассматриваемого лица, или предполагаемыми последствиями, связанными с несчастными случаями);
  • были приняты все возможные меры к розыску безвестно исчезнувшего, и применение таких мер к получению информации о местонахождении не дало ожидаемых результатов;
  • безвестно пропавший не имеет обоснованных мотивов для длительного отсутствия по месту проживания, и нет оснований предполагать, что исчезновение вызвано умышленными действиями безвестно пропавшего гражданина ввиду определенных причин (например, скрытие от закона и ответственности, нежелание уплачивать алименты и долги и. т. д.).

Сокращенный временной промежуток (6 месяцев) для объявления правового статуса умершего используется, чаще всего, при нахождении человека в зоне действия техногенных, природных катастроф и аномалий, при стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах.

Часть 2 статьи 45 ГК РФ определяет иной порядок исчисления сроков для признания умершим в связи с нахождением в зоне военных действий. Процедура исчисления осуществляется не с даты последних сведений о местонахождении, а с момента окончания боевых операций.

Такое положение обусловлено необходимостью продолжительного возвращения с места ведения боевых действий до места проживания и достаточно сложных процедур по установлению факта биологической смерти таких лиц.

Согласно комментариям статьи 45 ГК РФ объявление гражданина умершим по юридическим последствиям приравнивается к признанию биологической смерти в обычном порядке.

Установление официальной даты смерти судом необходимо для некоторых правовых операций:

  • процедуры открытия наследства умершего гражданина согласно статье 1113 ГК РФ;
  • установления дня, с которого физическое лицо утрачивает правоспособность (часть 2 статьи 17 ГК РФ);
  • процесса внесения ЗАГСом записи о наступлении смерти в книгу регистрации актов гражданского состояния.

Назначение доверительного управляющего имуществом гражданина, объявленного умершим

Установление лица, способного осуществлять контроль и управление имуществом, является одним из правовых последствий при пропаже гражданина без вести. Доверительный управляющий имуществом отсутствующего человека назначается структурами опеки с разрешения суда (часть 2 статьи 278 ГПК РФ).

Нормы данной статьи устанавливают, что процесс назначения может быть произведен сразу после принятия заявления от заинтересованного лица.

Доверительного управляющего устанавливают территориальные управления опеки.

Процедура назначения осуществляется судебным органом.

Права и обязанности управляющего регламентируются договором о доверительном управлении, заключаемым между органом опеки и управляющим. Гражданин, подписавший такой контракт, имеет право на совершение определенных действий в интересах исчезнувшего лица, в том числе сделок гражданско-правового характера.

Порядок определения дня смерти гражданина, объявленного умершим

Часть 3 статьи 45 ГК РФ устанавливает процедуру определения даты смерти лица, которое было признано умершим по решению суда.

Существует два метода определения даты смерти:

  • день смерти лица, для которого был установлен статус умершего, соответствует дате вступления в силу решения судебного органа, при основных обстоятельствах;
  • при обстоятельствах, предполагающих основания считать возможную смерть от несчастного случая или иных причин с высокой вероятностью гибели, днем смерти может быть признан день предполагаемой гибели лица от вышеуказанных причин.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: