Оперативно-розыскная деятельность: что это такое, описание и особенности

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и виды.

2.1.Понятие и система оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскное мероприятие – это оперативно-розыскное действие сотрудников оперативно-розыскных органов, осуществляемое в гласной или негласной форме для достижения результатов оперативно-розыскной деятельности, Перечень оперативно-розыскных мероприятий указан в ст.6 закона об оперативно-розыскной деятельности и включает в себя: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Опрос – это беседа, проводимая оперативным сотрудником с гражданином. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу и может проводиться в любом месте. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. Оперативный сотрудник, проводящий опрос, вправе скрывать истинные цели опроса и свою профессиональную принадлежность. Опрос может носить конфиденциальный характер, в том числе, если такая просьба поступила от опрашиваемого. В последнем случае такие лица не могут привлекаться в качестве свидетелей по уголовному делу. Результаты опроса, при согласии лица, могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной), в противном случае – рапортом лица, проводившего опрос.

2.2.Наведение справок

Наведение справок – это сбор сведений о лице, причастном к преступной деятельности. Наведение справок предполагает получение информации обо всех сторонах жизни лица. Полученные результаты (документы) оформляются рапортом и передаются по назначению – органам предварительного расследования или в суд.

2.3.Сбор образцов для сравнительного исследования

Сбор образцов для сравнительного исследования это получение объектов-носителей информации, необходимых для последующего сравнения с имеющимися аналогами путем изъятия указанных объектов. Изъятие объектов может осуществляться гласно или негласно различными способами, в том числе фотографированием, звуко- или видеозаписью, дактилоскопированием, проверочной закупкой и т.д. Полученные образцы оформляются рапортом или справкой и передаются для исследования.

2.4.Исследование предметов и документов

Это криминалистическое не процессуальное исследование объектов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. Результаты исследования оформляются справкой и могут быть основанием для проведения судебной экспертизы.

2.5.Проверочная закупка

Проверочная закупка используется как один из способов сбора образцов для сравнительного исследования, и как самостоятельное мероприятие, подтверждающее приобретение у лица предметов или веществ, образующее факт конкретного правонарушения. Предметом проверочной закупки могут быть вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него. Проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в негласной или зашифрованной форме. Зашифрованная форма предполагает мнимую сделку купли-продажи под видом обычного покупателя, с последующим объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии. Негласная форма предусматривает сохранение в тайне от продавца факта проведенного мероприятия, а по результатам закупки составляется справка.

2.6.Наблюдение

Наблюдение это негласное слежение за лицом, подозреваемым в преступной деятельности. Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого. Электронное наблюдение может включать в себя фиксацию перемещений и разговоров подозреваемого. При наблюдении в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица. Организация наблюдения связана с дополнительными обременениями. Оно может осуществляться только по решению руководителя оперативного органа субъекта РФ, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводиться только на основании судебного решения. Результаты наблюдения оформляются справкой с приложением полученных фото, кинопленок или видеокассет.

2.7.Отождествление личности

Это не процессуальный способ установления лиц, причастных к преступной деятельности. Отождествление личности может осуществляться различными способами: 1) с использованием служебно-розыскной собаки, опознающей по запаху; 2) с участием очевидцев, в процессе поиска лица в местах его вероятного появления; 3) с применением информационного поиска в оперативно-справочных, розыскных и криминалистических базах учета; 4) визуальное отождествление лица пострадавшим или очевидцем и др. Результаты отождествления оформляются рапортом сотрудника, проводившего это действие. При проведение отождествления подозреваемого пострадавшим или очевидцем, участие последних в опознании этого же подозреваемого при производстве по делу, не возможно.

2.8.Обследование помещений и местности

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств это оперативный осмотр этих объектов в целях поиска следов преступлений. Обследование может носить гласный, негласный и зашифрованный характер. Гласное обследование осуществляется с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие свою личность. При таком обследовании обязательно участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Негласное обследование скрывается от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, и допускается только на основании судебного решения. Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов, установление химических ловушек, создание иных условий для следообразования.

Читайте также:
Процессуальные сроки: что это такое, описание и особенности

2.9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Это получение информации о деятельности подозреваемых лиц, путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений (перлюстрация – это вскрытие и просмотр корреспонденции без ведома адресата). Контролю подвергается корреспонденция, поступающая на конкретный адрес, или исходящая от определенного адресата. Почтовые отправления могут быть задержаны, а обнаруженные при просмотре предметы, материалы, сообщения могут изыматься. Проведение этого мероприятия допускается только на основании судебного решения. Цензура корреспонденции осужденных – это разновидность контроля почтовых отправлений. Она представляет собой организуемый согласно уголовно-исполнительному законодательству контроль за корреспонденцией осужденных.

2.10. Прослушивание телефонных переговоров

Это негласное получение информации, передаваемой лицами по линиям телефонной связи. Прослушивание осуществляется с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями ОВД и ФСБ. Прослушивание может осуществляться только на основании судебного решения, в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При наличии заявления или письменного согласия лица допускается прослушивание и без судебного решения. В этом случае прослушивание проводится на основании постановления руководителя ОВД с обязательным уведомлением судьи в течение 48 часов. Прослушивание сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные носители. Результаты оформляются справкой оперативно-технического подразделения с приложением к ней материалов аудиозаписи.

2.11. Съем информации с технических каналов связи

Это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления, по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.д.). Проводится на основании судебного решения.

2.12. Оперативное внедрение

Это внедрение штатного негласного оперативного сотрудника или лица, оказывающего содействие органам ОРД на конфиденциальной основе, в организованную преступную группу, с целью получения информации о деятельности группы и ее участников. Внедренный сотрудник для установления доверительных отношений с членами группы вправе имитировать преступную деятельность при правомерном осуществлении служебного долга. Внедрение осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

2.13. Контролируемая поставка

Это осуществляемое перемещение товаров и предметов под контролем оперативно-розыскных органов, в целях выявления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению. Предметом поставки являются вещи, изъятые из оборота, или добытые преступным путем.

2.14. Оперативный эксперимент

Это способ получения информации посредством проведения необходимых опытных действий, воспроизведения обстановки, и иных обстоятельств подготовки и совершения тяжких или особо тяжких преступлений. При проведении оперативного эксперимента органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. Такие действия расцениваются законом как провокация, и вызывают предусмотренную законом ответственность должностных лиц. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т.п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления путем применения различных «ловушек» и «приманок». Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству. Эксперимент проводится по плану, утвержденному руководителем органа, осуществляющего ОРД.

  1. Гарантии прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий

5.1.Судебный контроль за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

· о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

· о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

· о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

5.2.Гарантия профессиональной тайны

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

5.3.Гарантии лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Оборот валовой: что это такое, описание и особенности

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 23733 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Понятие и виды оперативно-разыскных мероприятий

ОРМ (оперативно-розыскное мероприятие) — деяние (действие, мероприятие или операция), проводимое в целях решения задач ОРД.

Признаками ОРМ являются:

  • общественная значимость этих деяний;
  • умысел на совершение;
  • предусмотренность законом;
  • конфиденциальность организации и тактики (организация ОРМ — разновидность управленческой деятельности, а тактика ОРМ — система специальных приёмов сыска).

С познавательной стороны ОРМ – методы, способы добывания фактической информации.

ОРМ проводится в отношении проверяемых, разрабатываемых, иных лиц и в других случаях в соответствии с законом «Об ОРД». Проверяемые – это лица, в отношении которых имеются данные о подготовке или совершении ими преступлений, требующие проверки (подтверждения).

Разработка предполагает накопление документов, других материалов в отношении конкретных лиц (разрабатываемых).

Проведением ОРМ в сфере противодействия преступности решаются следующие задачи:

  • добывание первичной информации о преступлениях и лицах их совершивших, а также их проверка;
  • выявление лиц, осведомленных об обстоятельствах совершения преступления, обнаружение предметов и документов со следами;
  • обеспечение доказательств преступной деятельности, т.е. создание условий, при которых следы преступления отражаются на процессуальных источниках и т.д.

При проведении ОРМ запрещается применять угрозы, шантаж, иные способы воздействия (когда речь идет о привлечении к сотрудничеству, то это не применяется), совершать действия, угорающие жизни и здоровью граждан, совершать действия, угрожающие организации, партии и др., создавать условия, затрудняющие деятельность каких-либо организаций, подменять процессуальные действия оперативно-розыскными.

Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности», при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия:

  1. Опрос.
  2. Наведение справок.
  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
  4. Проверочная закупка.
  5. Исследование предметов и документов.
  6. Наблюдение.
  7. Отождествление личности.
  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  10. Прослушивание телефонных переговоров.
  11. Снятие информации с технических каналов связи.
  12. Оперативное внедрение.
  13. Контролируемая поставка.
  14. Оперативный эксперимент.
  15. Получение компьютерной информации.

Классификация ОРМ

  • Оперативно-розыскные действия – это простая форма ОРМ. К ним относятся оперативный опрос, наведение справок, наблюдение, оперативное отождествление, сбор образцов, исследование документов и предметов. При определенных обстоятельствах уровень действия может быть повышен до оперативно-розыскного мероприятия или оперативно-розыскной операции.
  • Оперативно-розыскное мероприятие рассматривается как совокупность отдельных оперативно-розыскных действий. К собственно ОРМ относятся контроль почтовых отправлений, оперативный осмотр, оперативный эксперимент, слуховой контроль, проверочная закупка, контроль в сетях электросвязи.
  • Оперативно-розыскные операции – самая сложная форма совокупность мероприятий и действия. К ним относятся оперативное внедрение и контролируемая поставка.

Оперативно-розыскные мероприятия могут быть классифицированы в зависимости от того, ограничивают ли они конституционные права граждан:

1 категория – не связанные с нарушением конституционных прав граждан: оперативный опрос, наведение справок, сбор образцов, исследование предметов и документов, наблюдение, оперативное отождествление, оперативный осмотр (в некоторых случаях). Отдельные их вышеперечисленных всё-таки могут быть связаны с нарушением конституционных прав граждан, например, наблюдение с помощью стационарных технических средств визуального контроля.

2 категория – связаны с ограничением конституционных прав: слуховой контроль, контроль в сетях электросвязи, оперативный осмотр, наблюдение с помощью стационарных технических средств визуального контроля фиксации информации в жилых посещениях и иных законных владениях граждан (визуальный контроль в помещении), контроль почтовых отправлений.

3 категория – специальные ОРМ: проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативное внедрение, оперативный эксперимент.

Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. [1]

Содержание

Виды оперативно-розыскных мероприятий

В соответствии с действующим российским законодательством при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  • Опрос беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка (оперативная закупка).
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (оперативный осмотр).
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (перлюстрация корреспонденции).
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение (ввод сотрудника в разработку).
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.

Средства оперативно-розыскной деятельности

  • Специальные учеты.
  • Служебно-розыскные собаки.
  • Специальная техника.
  • Специальные химические вещества.

Участие граждан в проведении ОРМ

Отдельные лица на добровольной основе могут привлекаться к подготовке или проведению оперативно-разыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности, в том числе по контракту (на платной основе).

Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношениям к религии и политических убеждений.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Лицо, негласно сотрудничающее с оперативной службой, имеет определение Агент (устаревшее сексот — секретный сотрудник).

Смотрите также

  • Оперативные службы
  • Агент (спецслужбы)
  • Сексот

Примечания

  1. ст. 1 ФЗ “Об оперативно-ро зыскной деятельности”

Ссылки

  • Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”
  • ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, автор курса – И.Юрченко
Читайте также:
Патентное право: что это такое, описание и особенности

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Оперативно-режимный отдел
  • Оперативное запоминающее устройство

Полезное

Смотреть что такое “Оперативно-розыскная деятельность” в других словарях:

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее органы, осуществляющие оперативно розыскную деятельность), в пределах их полномочий … Официальная терминология

Оперативно-розыскная деятельность — (англ. promotly search activity) вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями гос ных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»**, в пределах их полномочий путем проведения… … Энциклопедия права

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид деятельности, осуществляемой (гласно и негласно) путем оперативно розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных… … Юридический словарь

Оперативно-розыскная деятельность — это система гласных и негласных розыскных, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, которые осуществляются с применением оперативных и оперативно технических средств. Оперативно розыскная деятельность осуществляется оперативными… … Теория государства и права в схемах и определениях

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемый гласно или негласно оперативными подразделениями органов ПС РФ в пределах их полномочий посредством проведения оперативно розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,… … Пограничный словарь

оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой (гласно и негласно) путем оперативно розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных… … Большой юридический словарь

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом РФ Об оперативно розыскной деятельности от 12 августа 1995 г., в пределах их полномочий посредством… … Энциклопедический словарь экономики и права

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов посредством проведения оперативно розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и… … Энциклопедический словарь конституционного права

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности… … Криминалистическая энциклопедия

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно розыскных мероприятий в целях… … Словарь юридических понятий

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и виды.

2.1.Понятие и система оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскное мероприятие – это оперативно-розыскное действие сотрудников оперативно-розыскных органов, осуществляемое в гласной или негласной форме для достижения результатов оперативно-розыскной деятельности, Перечень оперативно-розыскных мероприятий указан в ст.6 закона об оперативно-розыскной деятельности и включает в себя: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Опрос – это беседа, проводимая оперативным сотрудником с гражданином. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу и может проводиться в любом месте. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. Оперативный сотрудник, проводящий опрос, вправе скрывать истинные цели опроса и свою профессиональную принадлежность. Опрос может носить конфиденциальный характер, в том числе, если такая просьба поступила от опрашиваемого. В последнем случае такие лица не могут привлекаться в качестве свидетелей по уголовному делу. Результаты опроса, при согласии лица, могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной), в противном случае – рапортом лица, проводившего опрос.

2.2.Наведение справок

Наведение справок – это сбор сведений о лице, причастном к преступной деятельности. Наведение справок предполагает получение информации обо всех сторонах жизни лица. Полученные результаты (документы) оформляются рапортом и передаются по назначению – органам предварительного расследования или в суд.

2.3.Сбор образцов для сравнительного исследования

Сбор образцов для сравнительного исследования это получение объектов-носителей информации, необходимых для последующего сравнения с имеющимися аналогами путем изъятия указанных объектов. Изъятие объектов может осуществляться гласно или негласно различными способами, в том числе фотографированием, звуко- или видеозаписью, дактилоскопированием, проверочной закупкой и т.д. Полученные образцы оформляются рапортом или справкой и передаются для исследования.

2.4.Исследование предметов и документов

Это криминалистическое не процессуальное исследование объектов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. Результаты исследования оформляются справкой и могут быть основанием для проведения судебной экспертизы.

2.5.Проверочная закупка

Проверочная закупка используется как один из способов сбора образцов для сравнительного исследования, и как самостоятельное мероприятие, подтверждающее приобретение у лица предметов или веществ, образующее факт конкретного правонарушения. Предметом проверочной закупки могут быть вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него. Проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в негласной или зашифрованной форме. Зашифрованная форма предполагает мнимую сделку купли-продажи под видом обычного покупателя, с последующим объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии. Негласная форма предусматривает сохранение в тайне от продавца факта проведенного мероприятия, а по результатам закупки составляется справка.

Читайте также:
Предупредительная забастовка: что это такое, описание и особенности

2.6.Наблюдение

Наблюдение это негласное слежение за лицом, подозреваемым в преступной деятельности. Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого. Электронное наблюдение может включать в себя фиксацию перемещений и разговоров подозреваемого. При наблюдении в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица. Организация наблюдения связана с дополнительными обременениями. Оно может осуществляться только по решению руководителя оперативного органа субъекта РФ, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводиться только на основании судебного решения. Результаты наблюдения оформляются справкой с приложением полученных фото, кинопленок или видеокассет.

2.7.Отождествление личности

Это не процессуальный способ установления лиц, причастных к преступной деятельности. Отождествление личности может осуществляться различными способами: 1) с использованием служебно-розыскной собаки, опознающей по запаху; 2) с участием очевидцев, в процессе поиска лица в местах его вероятного появления; 3) с применением информационного поиска в оперативно-справочных, розыскных и криминалистических базах учета; 4) визуальное отождествление лица пострадавшим или очевидцем и др. Результаты отождествления оформляются рапортом сотрудника, проводившего это действие. При проведение отождествления подозреваемого пострадавшим или очевидцем, участие последних в опознании этого же подозреваемого при производстве по делу, не возможно.

2.8.Обследование помещений и местности

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств это оперативный осмотр этих объектов в целях поиска следов преступлений. Обследование может носить гласный, негласный и зашифрованный характер. Гласное обследование осуществляется с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие свою личность. При таком обследовании обязательно участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Негласное обследование скрывается от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, и допускается только на основании судебного решения. Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов, установление химических ловушек, создание иных условий для следообразования.

2.9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Это получение информации о деятельности подозреваемых лиц, путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений (перлюстрация – это вскрытие и просмотр корреспонденции без ведома адресата). Контролю подвергается корреспонденция, поступающая на конкретный адрес, или исходящая от определенного адресата. Почтовые отправления могут быть задержаны, а обнаруженные при просмотре предметы, материалы, сообщения могут изыматься. Проведение этого мероприятия допускается только на основании судебного решения. Цензура корреспонденции осужденных – это разновидность контроля почтовых отправлений. Она представляет собой организуемый согласно уголовно-исполнительному законодательству контроль за корреспонденцией осужденных.

2.10. Прослушивание телефонных переговоров

Это негласное получение информации, передаваемой лицами по линиям телефонной связи. Прослушивание осуществляется с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями ОВД и ФСБ. Прослушивание может осуществляться только на основании судебного решения, в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При наличии заявления или письменного согласия лица допускается прослушивание и без судебного решения. В этом случае прослушивание проводится на основании постановления руководителя ОВД с обязательным уведомлением судьи в течение 48 часов. Прослушивание сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные носители. Результаты оформляются справкой оперативно-технического подразделения с приложением к ней материалов аудиозаписи.

2.11. Съем информации с технических каналов связи

Это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления, по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.д.). Проводится на основании судебного решения.

2.12. Оперативное внедрение

Это внедрение штатного негласного оперативного сотрудника или лица, оказывающего содействие органам ОРД на конфиденциальной основе, в организованную преступную группу, с целью получения информации о деятельности группы и ее участников. Внедренный сотрудник для установления доверительных отношений с членами группы вправе имитировать преступную деятельность при правомерном осуществлении служебного долга. Внедрение осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

2.13. Контролируемая поставка

Это осуществляемое перемещение товаров и предметов под контролем оперативно-розыскных органов, в целях выявления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению. Предметом поставки являются вещи, изъятые из оборота, или добытые преступным путем.

2.14. Оперативный эксперимент

Это способ получения информации посредством проведения необходимых опытных действий, воспроизведения обстановки, и иных обстоятельств подготовки и совершения тяжких или особо тяжких преступлений. При проведении оперативного эксперимента органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. Такие действия расцениваются законом как провокация, и вызывают предусмотренную законом ответственность должностных лиц. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т.п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления путем применения различных «ловушек» и «приманок». Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству. Эксперимент проводится по плану, утвержденному руководителем органа, осуществляющего ОРД.

  1. Гарантии прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
Читайте также:
Преступная небрежность: что это такое, описание и особенности

5.1.Судебный контроль за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

· о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

· о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

· о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

5.2.Гарантия профессиональной тайны

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

5.3.Гарантии лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 23734 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Понятие оперативной обстановки, ее значение и основные элементы

Как было сказано выше, под оперативной обстановкой понимается прежде всего совокупность обстоятельств и условий, оказывающих влияние па оперативный процесс. Однако это определение является не совсем полным, так как не учитывает такие существенно важные фак­торы, как место и время осуществления этого процесса. Не существует обстановки вообще, не связанной с конкретным пространственным и временным расположением. Можно говорить об обстановке в мире, регионе, стране, населенном пункте, на конкретной линии работы, объекте, участке и так далее, причем делать это только применительно к вполне определенному времени.

Оперативная обстановка не является чем-то застывшим, стабиль­ным. Она постоянно находится в динамичном развитии, изменении. Зависимость от времени — наиболее характерная ее черта. Поэтому можно говорить об оперативной обстановке только на определенный момент времени.

Так дежурная часть МВД КР осуществляет слежение за состояние преступности на территории республики в течении суток, далее – за 10 дней, один месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев и за весь год. Другими такими чертами является отражение соотношения сил субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности (противодействующих сторон), а также условий,в которых происходит это противодействие.

С учетом этих уточнений можно дать следующее определение опе­ративной обстановки в ОРД:

Оперативная обстановкаэто совокупность факторов, обстоятельств и условий складывающихся в определенное время на конкретном участке (объекте, территории) оперативно-розыскной деятельности и оказывающих влияние на оперативно-розыскной процесс.

Всестороннее изучение и знание оперативной обстановки необходимы для разработки грамотных, профессионально продуманных оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих решать стоящие задачи и обеспечивающих требуемый уровень конспирации и безопасно­сти как для лиц, участвующих в ОРД, так и для подразделений орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Факторы, условия, обстоятельства, определяющие оперативную обстановку, могут быть самыми различными. Они зависят от направле­ний оперативно-розыскной деятельности (разведывательного, контрразведывательного, уголовно-сыскного, административно-сыскного), особенностей страны или региона, решаемых задач и так далее.

В теории и практике оперативно-розыскной деятельности наиболее часто применяется вариант содержания оперативной обстановки, со­стоящий из следующих трех основных элементов: 1) объект познава­тельно-преобразовательной деятельности; 2) силы и средства орга­нов осуществляющих ОРД, и других взаимодействующих с ними со­ответствующих органов, подразделений, организаций; 3) среда, в которой осуществляется деятельность.

Первый элемент. Объекты оперативно-розыскной деятельности, это такие объекты, как: организации и отдельные лица, осуществляющие раз­личного рода противоправную деятельность против охраняемых зако­ном интересов, лица, являющиеся носителями оперативно-розыскной информации или имеющие устойчивый доступ к ней; информация, имеющая значение в оперативно-розыскном отно­шении, представляющие разведывательный интерес государственные ведомства, организации, предприятия, фирмы; лица по своему должностному, общественному и другому положению располагающие ры­чагами воздействия на объекты ОРД, принятие ими решений; лица, документы, предметы, находящиеся в розыске; лица, в отношении которых решается вопрос о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске к работам по эксплуатации объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

Читайте также:
Лесные подати: что это такое, описание и особенности

Второй элемент структуры оперативной обстановки образуют силы и средства органов, осуществляющих ОРД, и других взаимодейст­вующих с ними соответствующих органов, подразделений, организа­ций. При этом рассматриваются не вообще возможно существующие силы и средства, а реально имеющиеся, которые могут быть задействованы в конкретных оперативно-розыскных мероприятиях и операциях.

Иными словами уровень боевой, служебной, оперативной подготовки правоохранительных органов на территории района, города, области, республики.

Основными составляющими третьего элемента оперативной обстановки «среда» для ОРД будут являться: экономические, политические, межнациональные и другие отношения, характеризующие взаимодействие отдельных социальных слоев и групп в стране, регионе, населенном пункте, районе; криминологическая ситуация; географические условия; транспортная и дорожная сеть, пассажирские потоки; наличие иностранных фирм, организаций и совместных предприятий, характер их деятельности; демографические, национальные, социальные и психологические особенности населения; плановые и строительно-архитектурные особенности населенных пунктов, наличие культурных, спортивных, зрелищных учреждений и т.п. Сюда же будут относиться действующие административно-полицейский и контрразведывательный режимы, другие предупредительные меры, возможные объекты противоправных устремлений.

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 14258 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

К вопросу о понятии «оперативная обстановка» (на примере учреждений уголовно-исполнительной системы)

кандидат юридических наук

старший научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН России

125130, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Нарвская, 15 А, стр. 1

Maistrenko Grigorii Aleksandrovich

Senior Scientific Associate, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

125130, Russia, Moskva oblast’, g. Moscow, ul. Narvskaya, 15 A, str. 1

Просмотров статьи: 2116 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: Статья посвящена вопросам координации деятельности оперативных подразделений по недопущению осложнений оперативной обстановки в исправительных учреждениях. Методологическую основу настоящего исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают сравнительно-правовой, формально-юридический и статистический методы, а также методы логического анализа, синтеза, индукции, дедукции и обобщения. Автором описывается оперативная обстановка в исправительном учреждении, как совокупность взаимосвязанных объективных факторов (условий) среды функционирования исправительного учреждения, учитываемых при планировании, организации и осуществлении мероприятий по борьбе с преступностью. В контексте обеспечения безопасности в исправительных учреждениях характеризуется понятие «оперативная обстановка», приводятся мнения исследователей по данному вопросу, дается наиболее полное определение данного понятия. Автор опирается в своём исследовании на труды представителей отечественной юридической науки. Приводится нормативно-правовая база регулирующая данную сферу общественных отношений. Подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствование информационной и аналитической деятельности по оценке оперативной обстановки в местах лишения свободы. Выделяются факторы, негативно влияющие на состояние оперативной обстановки в местах лишения свободы. Проанализированы данные социологического опроса оперуполномоченных исправительных колоний. Констатируется, что наличие достоверной информации, которая характеризует состояние оперативной обстановки в исправительном учреждении способствует достижению целей уголовно-исполнительного процесса.

Ключевые слова: оперативная обстановка, исправительное учреждение, информационно-аналитическая работа, оперативно-розыскная деятельность, осужденный, администрация исправительного учреждения, порядок отбывания наказания, нормативно-правовое регулирование, уголовно-исполнительный процесс, система управления

Abstract: This article is dedicated to the questions of coordination of the activity of operational units aimed at prevention of complications of operational situation in correctional facilities. The author describes the operational situation in correctional facilities as the combination of interconnected objective factors (conditions) of the functional environment of correctional facilities, which are considered during planning, organization and implementation of crime prevention measures. In the context of ensuring security in the correctional facilities, the author characterizes the concept of “operational situation”, leaning on opinions of researchers on this subject to give a fuller definition to this concept. The article employs works of the Russian legal experts. Normative legal framework that regulates the indicated sphere is provided. The author underlines the need for further improvement of informational and analytical activity on the evaluation of operational situation in penitentiaries; determines the factors that negatively affect the operational situation in penitentiaries. Analysis is conducted on the data received from sociological survey of the correctional officers. It is stated that the presence of valid information that would characterize the state of operational situation in a correctional facility aids in achieving the goals of the penal process.

sentence procedure, prison administration, convicted, operational investigative activities, informational and analytical work, correctional facility, operational environment, legal regulation, penal process, control system

Одним из главных условий успешной организации оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях является осведомленность оперативных сотрудников о внутренних механизмах и процессах, протекающих в среде осужденных, не желающих порвать со своей преступной деятельностью после отбытия наказания [12, c. 49] . Одним из элементов организации работы, который влияет на эффективное решение задач, стоящих перед исправительными учреждениями (далее – ИУ), является учет всех изменений оперативной обстановки, в которой они действуют, а также быстрого и результативного реагирования на них. В связи с этим возникает некоторое противоречие, заключающееся в том, что следует, с одной стороны, квалифицированно и всесторонне учитывать, собирать и обрабатывать все увеличивающуюся массу сведений, необходимых для организации деятельности всего ИУ и оперативного отдела в том числе, и, с другой стороны, быстрее, чем прежде, обеспечивать целенаправленное воздействие на явления и факторы, влияющие на состояние правонарушений и деятельность работников.

Читайте также:
Происхождение ребенка: что это такое, описание и особенности

Очевидно, что в этих условиях многие прежние методы и средства организации сбора, систематизации и анализа сведений об оперативной обстановке уже не могут обеспечить достаточно эффективного управления. Современные условия требуют совершенствования методов самой системы управления, в частности работы, связанной со сбором, быстрой обработкой и анализом информации, дальнейшей разработки научно обоснованных методов принятия решений [3; 14] . Применяемая в настоящее время оценка оперативной обстановки в ИУ только по формальным показателям (число совершенных осужденными преступлений и нарушений режима, а также количество лиц, за них наказанных) не отвечает современным требованиям. Анализ и оценка оперативной обстановки в этом случае носят поверхностный характер и не отражают реального ее состояния. Притом, что в исправительных учреждениях созданы организационно-аналитические службы, которые по своей сути должны выполнять данную функцию. Проведенные нами исследования показали, что в основном обозначенные подразделения разрабатывают общие планы деятельности колонии в целом на основании планов отделов и служб и следят за выполнением намеченных мероприятий. Анализ оперативной обстановки за определенный период и рекомендаций по ее изменению ими не осуществляется.

В работе по сбору, систематизации и анализу сведений об оперативной обстановке недостаточно четко разграничены функции отделов и служб исправительных учреждений, неэффективно используется информация социально-экономического характера, нет единого подхода к ее оценке. Как показывает практика, в последнее время проявляется стремление формально соответствовать среднероссийским показателям оценки деятельности оперативных подразделений, что в свою очередь не дает реальной картины оперативной обстановки в ИУ и отрицательно сказывается на их деятельности.

Так, при выявлении оперативным составам злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания на объектах оперативного обслуживания (бригады, отряды осужденных, производственные цеха, столовая, банно-прачечный комбинат, медицинская часть и т.д.), сотрудниками воспитательного отдела в официальных документах не фиксируются как злостные, с целью не допущения ухудшения показателей работы. Данное обстоятельство не дает возможности реальной оценки оперативной обстановки и выработке адекватных мер реагирования [10, с. 24] .

Недооценка руководителями ИУ важности оценки оперативной обстановки приводит к принятию неоптимальных управленческих решений по созданию эффективной системы исполнения наказаний, осложнению оперативной обстановки, криминогенным процессам в среде осужденных, негативным межличностным отношениям, формированию группировок отрицательной направленности, распространению криминальной субкультуры, оказанию осужденными противодействия сотрудникам, совершению нарушений установленного порядка отбывания наказания, преступлений [7, с. 5] . Так, это способствует, в частности, и побегу из исправительного учреждения [9, c. 432-437] .

Данные обстоятельства оказывают отрицательное влияние на эффективность использования сил, средств и методов в деятельности оперативных подразделений исправительных учреждений при решении поставленных задач. Один из главных резервов в этом направлении – дальнейшее улучшение стиля и методов управленческой деятельности. Необходим всесторонний и более глубокий анализ тенденций развития отрицательных явлений, способствующих преступлениям и нарушениям режима содержания, постоянный учет объективных закономерностей и специфики их проявления, т.е. сбор и обработка информации об оперативной обстановке, анализ и принятие на ее основе обоснованного решения.

Для правильной организации работы по сбору, систематизации и оценки информации о складывающейся оперативной обстановке в первую очередь представляется необходимым: определить перечень нужной информации, и источники ее получения; выработать формы ее накопления и систематизации, перечень подготавливаемых аналитических документов и установить периодичность их представления; назначить лиц, ответственных за анализ основных направлений деятельности служб ИУ.

Представление о понятии «оперативная обстановка» складывалось и уточнялось по мере обобщения практической деятельности оперативных подразделений, развития общей теории оперативно-розыскной деятельности и других смежных наук.

Начало 60-х гг. прошлого столетия можно охарактеризовать как этап активного изучения проблем оперативной обстановки, чему в значительной мере способствовала дальнейшая разработка теории оперативно-розыскной деятельности.

Одна из первых формулировок понятия оперативной обстановки принадлежит А.Г. Лекарю, который под оперативной обстановкой понимает условия, в которых тот или иной орган (аппарат) выполняет задачи борьбы с преступностью. К этим условиям отнесены особенности обслуживаемой территории (объекта), состояние преступности, а также наличие и состояние сил и средств в борьбе с преступностью. Данной точки зрения, с небольшими дополнениями, придерживается большинство других ученых [11, с. 51-54] , рассматривавших в своих трудах этот элемент управленческой деятельности.

При изучении и оценке оперативной обстановки руководителя подразделения должна интересовать фактически существующая обстановка, в которой организуется выполнение задач стоящих перед ним. При этом следует иметь в виду, что данные, отражающие действительное состояние обстановки, представляют собой лишь внешнее проявление ее сущности. Следовательно, эти данные, как правило, не полностью отражают реально существующие условия.

Так, чтобы выяснить фактическое состояние такого элемента оперативной обстановки, как состояние преступности, недостаточно знать только характеристики этого элемента. Здесь часто возникает необходимость собрать дополнительные сведения, по мелким второстепенным признакам установить явления, существенные для организации борьбы с преступностью. В отдельных случаях в данные об оперативной обстановке, как нам представляется, необходимо вносить определенные коррективы, в частности, в связи с латентной (скрытой) преступностью. Так при проведении исследования, только 27 % опрошенных оперуполномоченных исправительных колоний ответили, что считают данные, предоставляемые в отчетах по преступности объективными, 34 % затруднились ответить и 39 % считают, что предоставляемые данные по разным причинам не соответствуют действительности. Основными обстоятельствами, оказывающими влияние на достоверность предоставляемой информации, респонденты назвали отсутствие информации о процессах, происходящих в коллективе осужденных в связи с отвлечением оперативного состава от выполнения своих функциональных обязанностей – 29 %, умышленное замалчивание информации оперативным составом – 27 %, недостаточная профессиональная подготовленность оперуполномоченных – 18 %, отсутствие источников получения реальной информации – 15 %, недобросовестное выполнение своих функциональных обязанностей – 11 %. Это подтверждает, что данные об оперативной обстановке не всегда отражают ее реальное состояние [5, с. 125-126] .

Читайте также:
Политическая ссылка: что это такое, описание и особенности

К числу первых работ, в которых были рассмотрены вопросы понятия, состояния, изучения и оценки оперативной обстановки в ИУ, следует отнести работы В.Т. Вербового «Информационно-аналитическая работа в ИТУ» (М., 1979) [6] . Взяв их определение за основу, Ю. И. Андреев предложил свое определение понятия оперативной обстановки. Он считает, что под оперативной обстановкой в ИУ следует понимать совокупность внутренних и внешних условий, находящихся в диалектической взаимосвязи и оказывающих влияние на деятельность ИУ, оперативного аппарата по исправлению и перевоспитанию осужденных, на борьбу с преступностью в целом [4, с. 42] .

Рассматривая предложенное определение оперативной обстановки в ИУ, А.В. Михайличенко, в целом соглашаясь с ним, подверг сомнению решение задачи исправления и перевоспитания оперативными аппаратами, утверждая, что они только обеспечивают данный процесс. При этом в своем определении он указывает, что внутренние и внешние условия «… оказывают влияние (негативное и позитивное) на деятельность оперативного, политико-воспитательного, режимного аппаратов, а также других частей и служб ИУ…» [13, с. 10] . По его мнению такое определение, с учетом методологических основ системного подхода, позволяет, с одной стороны, как бы дифференцировать оперативную обстановку на ее составные элементы, а с другой – рассмотреть их интегрировано в качестве единого целого. В то же время, с нашей точки зрения, это спор терминологического характера, заключающийся в расшифровке отделов и служб, составляющих структуру исправительной колонии.

Более развернутое определение оперативной обстановки в ИУ, с нашей точки зрения, дал Журавлев А.Н., Лубков Е.А. Под ней авторы понимают совокупность внешних и внутренних условий и обстоятельств (факторов), влияющих на состояние правопорядка (соблюдение установленного порядка отбывания наказания) в учреждениях уголовно-исполнительной системы, определяющих возможности имеющихся сил и средств для обеспечения их эффективного функционирования [8, с. 107] . В то же время, в соответствии с действующим законодательством (напр., гл. 12 УИК РФ, ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [1; 2] , перед ИУ стоят не только задачи обеспечения правопорядка, в этой связи, с нашей точки зрения, складывающиеся условия оказывают влияние и на решение других задач.

С учетом изложенного, под оперативной обстановкой в ИУ следует понимать реально существующие условия, в которых учреждение осуществляет свою деятельность, оказывающие криминогенное или антикриминогенное влияние на решение стоящих перед ним задач, а также наличие и состояние сил и средств.

Определение и содержание понятия “оперативная обстановка”

Денисенко В.В., профессор РЮИ МВД России, доктор юридических наук.

В процессе подготовки и реализации управленческих решений по общим либо отдельным направлениям деятельности органов внутренних дел, а также при оценке результатов их работы в целом либо по линии отдельных служб одним из наиболее часто используемых является понятие “оперативная обстановка”.

При внешне кажущейся простоте и очевидности задача определения данного понятия представляется достаточно сложной. Эта сложность обусловливается, во-первых, отсутствием юридического определения понятия “оперативная обстановка”, поскольку оно относится прежде всего к сфере управленческой деятельности, во-вторых, неоднозначностью его трактования как представителями науки, так и практическими работниками.

Наиболее широкое распространение получил криминологический подход, согласно которому в качестве доминанты оперативной обстановки рассматривается преступность в различных ее проявлениях. Так, В.Д. Малков связывает оперативную обстановку с изменениями в социально-демографических характеристиках населения, с состоянием, динамикой и структурой преступности, с составом лиц, совершающих преступления . Представляется, что социально-демографические показатели выступают здесь главным образом для исчисления уровня преступности в расчете на заданное количество жителей той или иной территории.

Малков В.Д. Планирование в управлении органами внутренних дел. М., 1976. С. 55.

Г.А. Туманов не только оперирует иным понятием, но и придерживается противоположной точки зрения по поводу его содержания, ставя формирование оперативно-служебной обстановки в зависимость от факторов и условий внешней среды . Под внешней средой он понимает все социальные системы, не охватываемые рамками Министерства внутренних дел, относя к ним в качестве объективных детерминант климатические, экономико-географические, социально-демографические и многие другие аспекты. При этом преступность, выступающая специфической системой, представляется одним из компонентов внешней среды. Особо подчеркнем, что наряду с преступностью в качестве объекта внешнего управления для органов внутренних дел и компонента среды функционирования может быть представлена совокупность нарушений общественного порядка и моральных деликтов, составляющих самостоятельную систему .

Туманов Г.А. Организация управления в сфере общественного порядка. М., 1972. С. 87.
Там же. С. 88.

По мнению Г.Г. Зуйкова, оперативная обстановка представляет информационное содержание деятельности органов внутренних дел, отражающее во внешнем управлении состояние преступности, общественного порядка и условия внешней среды . К числу данных, характеризующих состояние преступности и общественного порядка, он относит сведения о преступлениях и правонарушениях, о контингенте лиц, подпадающих в сферу управляющего воздействия органов внутренних дел, о причинах и условиях, способствующих их совершению. А среди факторов внешней среды выделяет географические, экономические, социальные и социально-психологические .

Читайте также:
Нормативное издание: что это такое, описание и особенности

Зуйков Г.Г. Основы научной организации управления и труда в органах внутренних дел. М., 1974. С. 45 – 46, 111 – 112.
Там же. С. 45.

Сопоставление представленных теоретических воззрений позволяет отметить следующие моменты. Понятие оперативной обстановки, данное В.Д. Малковым, по своему содержанию слишком узкое. При такой постановке вопроса возможна лишь констатация имеющегося, сложившегося состояния преступности и крайне низка вероятность принятия мер воздействия упреждающего характера. Феномен преступности анализируется абстрактно, без учета связанных с ней и обусловливающих ее явлений.

Более плодотворным представляется системный подход Г.А. Туманова. Однако он недостаточно четко выделяет имеющие значение факторы внешней среды, говоря о неопределенном количестве детерминирующих факторов. С другой стороны, он не ставит прямо вопрос о необходимости учитывать административные правонарушения, отмечая, что они могут быть представлены в качестве компонента оперативной обстановки. Это не только лишает данное понятие четкости, но и делает затруднительной практику его единообразного применения.

Более всего содержание оперативной обстановки выражено у Г.Г. Зуйкова. Однако условия внешней среды, выделяемые им в качестве значимых, также требуют существенной корректировки. Прежде всего необходимо конкретизировать экономические и социальные факторы.

В теории управления существует и точка зрения, достаточно дистанцированная от представленных выше. В соответствии с ней “под оперативной обстановкой понимается система, состоящая из двух основных сложно структурированных подсистем: внешней среды, т.е. внешне существующих условий, в которых действует орган внутренних дел, и непосредственно органа внутренних дел, функционирующего в пределах своей компетенции” . В качестве показателей, характеризующих внешнюю среду, предлагается использовать экономические, социально-политические, идеологические, национальные, демографические, географические и иные факторы. А для органов внутренних дел как подсистемы круг показателей очерчен его силами и средствами, а также результатами оперативно-служебной деятельности. В качестве общего для двух подсистем показателя берутся преступность и иные нарушения правопорядка и законности. Столь широкое на первый взгляд трактование оперативной обстановки, в частности за счет неопределенного круга детерминант внешней среды, в дальнейшем существенно сужается.

Основы управления в органах внутренних дел. Учебное пособие / Под ред. проф. А.П. Коренева. М., 1988. С. 73.

Безусловно, каждая из представленных точек зрения с определенной степенью достоверности характеризует содержание дефиниции “оперативная обстановка”. Вместе с тем все они страдают недооценкой значимости всего спектра факторов, ее определяющих. Я не разделяю единодушные утверждения авторов о том, что основное внимание естественно следует уделять изучению преступности как наиболее существенному элементу оперативной обстановки. И далее, говоря о комплексном, многофакторном анализе оперативной обстановки, авторы рассматривают фактически лишь состояние и результаты борьбы с преступностью . Но в таком случае речь идет не о системе как таковой, а только об использовании ее в качестве искусственной оболочки, не представляющей практического значения. Я исхожу из того, что в научной литературе под системой обычно понимают комплекс взаимосвязанных частей, элементов, компонентов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему частям . При характеристике социальной системы обязательно выделяют то, что она есть не механический конгломерат, не произвольно созданное образование, а объективно существующая совокупность органично взаимосвязанных социальных феноменов. Особо подчеркивается внутренняя органичная связь частей, целостность системы .

Там же. С. 74 – 80.
См.: Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981; Системность и общество. М., 1980.
Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 19.

Выделение состояния преступности в качестве единственного, основного либо приоритетного показателя оперативной обстановки позволяет оценивать в основном деятельность криминальной милиции, и лишь отчасти – милиции общественной безопасности, которой, таким образом, отводится второстепенная роль. Фактически же милиция общественной безопасности в силу именно разграничения функций прежде всего обязана осуществлять охрану общественного порядка и обеспечивать общественную безопасность. Следовательно, анализируя оперативную обстановку, необходимо вести речь не о преступности, а о деликтности вообще.

По моему глубокому убеждению, включение административных деликтов в структуру оперативной обстановки позволит перейти от ее количественных характеристик к качественным параметрам. Это логически вытекает из того, что административные правонарушения в силу своей массовидности не только в значительной мере создают фон для совершения преступлений, не только представляют интерес сами по себе как самостоятельное явление, но в конечном счете способны выступать фактором, формирующим общественное мнение о состоянии правопорядка и работе милиции в каждом конкретном регионе.

Отдельные изменения в показателях, характеризующих линию деятельности криминальной милиции, не могут служить единственным, а тем более объективным обоснованием оздоровления или ухудшения оперативной обстановки.

Оперативную обстановку не следует сводить к состоянию преступности, поскольку наряду с ней к числу объектов организационно-правового воздействия органов внутренних дел относится и административная деликтность, что прямо вытекает из задач, возложенных на органы внутренних дел. Кроме того, население оценивает деятельность милиции не только по результатам работы сотрудников уголовного розыска или иных служб криминальной милиции, но и по тому, в какой мере органы внутренних дел обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность в целом.

Читайте также:
Предупредительная забастовка: что это такое, описание и особенности

Все объекты познания представляют собой системы, что вытекает из основных принципов материалистической диалектики. Исходя из этого рассмотрение оперативной обстановки как системы социально-правовых параметров предполагает возможность применения основных положений научного системного подхода.

Оперативная обстановка – это состояние преступности и административной деликтности, охраны общественного порядка, общественной безопасности, выраженные системой количественных и качественных характеристик, и связанные с ними социально-демографические, социально-экономические, социально-политические процессы и стабилизирующие либо дестабилизирующие факторы, существенные для данного региона в анализируемый период времени; а также оценка эффективности применяемых организационно-правовых мер воздействия.

Предлагаемое определение понятия “оперативная обстановка” полностью соответствует утверждению о том, что система есть “множество структурно расчлененных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих определенные функции и образующих некое целостное единство, обладающее новыми, интегративными свойствами, несводимыми к сумме свойств отдельных элементов” .

Теория управления в сфере правоохранительной деятельности / Под ред. проф. В.Д. Малкова. М., 1980. С. 4.

Представляется, что оперативная обстановка как система включает в себя следующие элементы, характеризующие: а) состояние преступности и административной деликтности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; б) условия внешней среды, то есть значимые для правоохранительной деятельности социальные процессы и дестабилизирующие (стабилизирующие) факторы; в) организационно-правовые меры воздействия органов внутренних дел на преступность и деликтность и оценку эффективности их применения.

В свою очередь, состояние преступности и административной деликтности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности является не только компонентом системы “оперативная обстановка”, но и выступает как самостоятельная подсистема. Элементы этого первого блока явлений, определяя содержание внешней для системы МВД правоохранительной деятельности, образуют сферу непосредственного управленческого воздействия органов внутренних дел.

Отмечу отсутствие правовых определений понятий “общественный порядок” и “общественная безопасность”. Не ставя перед собой задачу анализа различных позиций по поводу содержания этих дефиниций, воспользуюсь обобщенной точкой зрения ряда ученых, которую я разделяю .

См., напр.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая / Под ред. проф. А.П. Коренева. М., 1992. С. 16; Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 11.

Общественный порядок – это система общественных отношений, складывающихся в общественных и иных местах, регулируемых правовыми и другими социальными нормами с целью: поддержания в них спокойствия; обеспечения нормального функционирования учреждений, предприятий, организаций; защиты прав, свобод, чести, достоинства, здоровья и имущества граждан; борьбы с правонарушениями.

Элементами данного понятия выступают: 1) содержание (сущность); 2) способ регулирования; 3) цель. Общественный порядок складывается в общественных местах в процессе общения людей вне их производственной деятельности. Общественная безопасность отличается от общественного порядка по охраняемым объектам, источникам предотвращаемой угрозы, средствам регулирования, целям, содержанию отношений и способам обеспечения.

Общественная безопасность – это система общественных отношений, регулируемых специальными технико-юридическими нормами с целью: обеспечения нормального функционирования учреждений, предприятий, организаций; предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей.

Говоря о понятии “оперативная обстановка” следует сразу оговорить то обстоятельство, что составляющие его элементы выступают элементами разного уровня. Это обусловлено неодинаковой степенью их влияния на состояние оперативной обстановки. Определяющее место занимает подсистема, характеризующая состояние преступности, административной деликтности, общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Именно в этой сфере лежит правовой аспект защиты прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем было бы упрощенно связывать оперативную обстановку только с объектами правового воздействия органов внутренних дел. “Системный подход ориентирует на познание сущности, качественной специфики, системных свойств изучаемого объекта” . При этом наряду с изучением состава и структуры объекта, установлением общих функций системы и функций ее компонентов исследованию подлежат “коммуникации объекта с внешней средой и компонентами большей системы, частью которой он является” .

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 7.
Там же.

Социальные процессы, а также дестабилизирующие (стабилизирующие) факторы, включенные во вторую подсистему системы “оперативная обстановка”, есть не что иное, как среда функционирования органов правопорядка. При этом следует выделить лишь те процессы и факторы, которые оказывают непосредственное воздействие на состояние преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на территории конкретного региона, края, области, города или района в анализируемый период времени. Я исхожу из того, что указанные социальные процессы в немалой степени обусловливают динамику изменений, происходящих в криминогенной составляющей оперативной обстановки, и определяют ее особенности на соответствующей территории. Наиболее же существенные изменения в оперативной обстановке в сторону ее резкого осложнения могут произойти в результате стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий, когда угрозе подвергаются жизнь и здоровье многих людей, сохранность значительных материальных ценностей.

Отмечу также наличие дестабилизирующих факторов криминогенного порядка, таких как групповые нарушения общественного порядка, групповые побеги из исправительно-трудовых учреждений, изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и т.п.

Если первый элемент, составляющий понятие “оперативная обстановка”, выражает цели и содержание деятельности системы МВД, то второй элемент – внешние условия осуществления этой деятельности. Третий элемент понятия “оперативная обстановка” должен отражать результаты служебной деятельности органов внутренних дел.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: