Оперативное управление: что это такое, описание и особенности

Что такое право оперативного управления имуществом?

Что это такое?

Право оперативного управления недвижимым имуществом — ограниченное право для учреждений и казённых предприятий распоряжаться закреплённым за ними имуществом в соответствии с законом или с согласия собственника.

То есть, если за организацией закреплено здание, земельный участок, оборудование или автомобиль, она не имеет права распоряжаться ими по своему усмотрению.

Учреждение пользуется закреплённой недвижимостью безвозмездно. По этой схеме чаще всего работают:

  • школы;
  • детские сады;
  • дворцы культуры;
  • больницы;
  • предприятия ЖКХ и т.п.

Что такое право оперативного управления имуществом

Вопрос регламентируется Гражданским кодексом РФ, в частности главой 19.

Возможность использования имущества на праве оперативного управления закрепляется в статьях 296—300 ГК РФ, а также в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ.

Право оперативного управления имуществом – это возможность некоторых организаций использовать и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности государства или иного лица.

Субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственником, признаются:

  • государственные учреждения: федеральные и муниципальные казенные предприятия;
  • учреждения, финансируемые за счет собственника: частные, автономные, бюджетные, казенные.


Воспользоваться оперативным ведением имеют право такие организации, как:

  • больницы и иные медицинские учреждения;
  • школы, детские сады, вузы и иные учебные заведения;
  • учреждения культуры, массового досуга и отдыха;
  • тепло-, водо-, газо-, электроснабжающие организации;
  • иные учреждения.

Важно! Право оперативного управления вступает в силу в момент передачи имущества, если иное не предусмотрено его владельцем.

Какие вещи передаются в оперативное управление? Это может быть как имущественный комплекс предприятия в целом, так и отдельные объекты: здания, оборудование, средства передвижения, а также денежные средства.

Остановимся подробнее на том, как же организация управляет полученными объектами.

Государственные казенные учреждения

Они распоряжаются вверенным имуществом, в том числе отчуждают его, только с согласия его владельца. Реализация продукции при этом проводится организацией самостоятельно, а полученный доход распределяет собственник вещей.

Учреждения, финансируемые собственником

Частные коммерческие фирмы не уполномочены распоряжаться вещами, в том числе отчуждать их. Доходом, полученным в результате деятельности, управляет пользователь имущества.

Автономным организациям не разрешается распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Остальные объекты они используют на свое усмотрение. Доходы от деятельности остаются у автономного учреждения.

Бюджетные предприятия распоряжаются недвижимым и особо ценным движимым имуществом с согласия собственника, остальным – на свое усмотрение. Доходами от деятельности руководит бюджетная структура.

Казенные учреждения не распоряжаются объектами без согласия собственника. Доходы от деятельности поступают в бюджет Российской Федерации.

Цели и задачи

Есть несколько причин, для чего недвижимость переводят в оперативное управление.

  • Самое важное — это поддержка объектов в состоянии работоспособности. Бывает, какое-то здание давно стоит без дела, при этом местный консервный завод ютится в одноэтажном небольшом доме. В этом случае выгодно передать здание заводу, чтобы он его обслуживал и содержал в технически исправном состоянии.
  • Если речь идёт о недвижимости от собственника-частного лица, то он передаёт свою недвижимость в оперативное управление с одной целью — чтобы она стала «работать» и приносить деньги. Вопрос о функциональной пригодности уходит на второй план. Объект через некоторое время может вернуться владельцу: продавать, дарить или сдавать в аренду недвижимость в ОУ нельзя.

Директор предприятия, после получение права оперативного управления недвижимостью, ставит перед собой несколько задач — от их выполнения будут, в том числе зависеть его доходы и доходы работников.

  • У объектов должна быть своя структура: у предприятия, помимо здания, должно быть оборудование и транспорт, у школы — футбольное поле и спортивные тренажеры на улице.
  • Объекты должны быть рентабельными: если это производство — приносить доход и не покупать каждый год дорогостоящее оборудование, если школа — не делать каждый год ремонт в кабинете директора, без необходимости.
  • Вообще, затраты на содержание и эксплуатацию объектов при таком управлении необходимо снижать. Регулярно ухаживать и следить за оборудованием.

У каждого предприятия или казённого учреждения свои приоритеты по выполнению этих задач.

Какие документы прилагаются

Неотъемлемая часть договора на право оперативного управления имуществом – приложение, описывающее переданное имущество, его свойства, особенности. Прилагается техническая документация.

В случае передачи недвижимости в приложении нет необходимости, адреса и кадастрового номера вполне достаточно.

При подписании договора обязательно составляется акт приема-передачи. В нем отмечаются особенности, какие-то нюансы, которые могут в будущем оказать влияние на права сторон.

Основанием предоставления Росреестром услуги по государственной регистрации права оперативного управления является поступившее от юридического лица заявление. Этот документ имеет форму, которая утверждена указанным выше приказом Минэкономразвития № 920.

Передача недвижимости в ОУ

Недвижимое имущество закреплено за учреждениями или предприятиями их собственником. Чаще всего это госимущество. Поэтому решение о передаче принимает уполномоченный на распоряжение муниципальными объектами орган.

Решение может быть в виде акта, приказа или другого нормативного документа:

  1. После решения о закреплении объекта, нужно оформить документ о его фактической передаче — акт приёма-передачи.
  2. После этого имущество снимают с баланса муниципалитета и проходят процедуру его госрегистрации для оперативного управления.
  3. Учреждение или предприятие получает свидетельство установленного образца об успешно пройденной регистрации.

Особенности оперативного управления

Оперативное управление имуществом имеет ряд определенных особенностей:

  1. Осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса, чтобы максимально достичь поставленной целы.
  2. Последствия наступают не только в конкретный момент управления, но и в последующие периоды. Это может касаться и того периода, когда срок действия договора на оперативное управления истек.
  3. Имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия не действуют и не имеют никакого смысла. Подобное может выражаться в денежных единицах или в показателях производительности труда.
  4. Является основой тактических и стратегических планов и главным механизмом воплощения их в реальность.
Читайте также:
Процессуальные сроки: что это такое, описание и особенности

Регистрация

Юридическая возможность пользования недвижимостью у предприятия или учреждения возникает только после соответствующей государственной регистрации.

Чтобы пройти эту процедуру нужно составить соответствующий договор и собрать пакет документов.

Договор

Чтобы передать государственную или муниципальную недвижимость в оперативное управление соответствующему органу, нужно получить соответствующее разрешение и приказ от главы муниципалитета или госоргана. После чего можно заключать договор.

Письменное соглашение, на основании которого одна сторона передаёт имущество в управление другой стороне заключают казённые учреждения (или предприятия) и собственник недвижимости( государство, муниципалитет или частное физическое лицо).

Договор имеют право заключать правообладатель, законный представитель владельца помещения, нотариус или юридическое лицо, получившее право оперативного управления.

Недвижимость становится на баланс юридического лица, за него нужно платить налоги и другие сборы. В документе обязательно должны быть указаны:

  1. предмет договора;
  2. срок действия контракта;
  3. порядок передачи имущества;
  4. данные обеих сторон;
  5. сведения об имуществе;
  6. условия по внесению изменений и дополнений в договор;
  7. условия досрочного расторжения договора;
  8. реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Если у имущества не определена кадастровая стоимость, нужно провести оценку недвижимости.

Образцы договоров можно найти в свободном доступе в Интернете и составить его самостоятельно или обратиться за помощью к квалифицированным юристам.

Какие документы приложить к договору?

Вместе с договором в Единый государственный реестр регистрации прав на недвижимость нужно подать следующий пакет документов.

  • заявление на регистрацию;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • учредительные документы организации (справки о постановке на учёт, о присвоении учреждению кодов статистики и т.п.);
  • паспорта представителей сторон;
  • передаточный акт;
  • кадастровый и технический паспорта;
  • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта за конкретным предприятием;
  • заверенная копия приказа о разрешении на передачу имущества в оперативное управление;
  • справка о том, что имущество больше не находится на балансе муниципалитета или собственника.

Стоимость и сроки предоставления услуги

Услуга регистрации — бесплатна. Срок, за который принимают решение о предоставлении права — 7 рабочих дней.

Управление объектами недвижимости представляет собой проведение мероприятий по осуществлению комплекса операций, связанных с эксплуатацией зданий и сооружений. Читайте наши статьи об управлении МКД, а также кому передать в доверительное управление недвижимость и как это сделать, каковы отличительные особенности управления жилой недвижимостью на стадии эксплуатации и законодательные нормы.

Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
  2. Назначать руководство государственной компании.
  3. Осуществлять реорганизацию предприятия.
  4. Использовать часть прибыли от применения активов.

В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Структура соглашения

Договор на право оперативного управления имуществом имеет примерно такую структуру:

  • сведения об участниках договора;
  • перечень переданного имущества, его характеристики;
  • сведения о недвижимости берутся из реестра прав на недвижимые объекты;
  • стоимость переданного имущества;
  • перечень прав, которые получает юридическое лицо – получатель;
  • права и обязанности участников;
  • срок действия, порядок продления;
  • порядок внесения изменений в текст соглашения;
  • условия его досрочного прекращения.

Передача недвижимости влечет изменение статуса земельного участка, на котором располагается объект. Здесь включается единство судьбы земельного участка и недвижимости, расположенной на нем.

Передача прав на участок оформляется в том же договоре или отдельным соглашением. Оформление сделок проводится одновременно.

Нужно ли регистрировать договор оперативного управления недвижимым имуществом?

Договор оперативного управления недвижимым имуществом в обязательном порядке подлежит государственной регистрации. Без прохождения этой процедуры прав, обеспеченных договором, у юридического лица не возникает.

Следует учесть, что недвижимое имущество, переданное в оперативное управление, должно быть отражено в балансе юридического лица. В документах учета указывается стоимость, соответствующая той, что прописана в договоре. В том числе, на имущество в оперативном управлении также начисляется амортизация.

Договор оперативного управления недвижимым имуществом лучше составлять с помощью квалифицированного юриста. Это позволит избежать проблем в будущем.

Законодательное регулирование

ГК несет в себе основные положения о праве собственности, формах его реализации. В частности, имеется специальная статья, посвященная и оперативному управлению имуществом.

Кроме ГК, вопросы управления государственным и муниципальным имуществом регулируется инструкциями, положениями, принятыми как федеральным правительством, так и его отдельными органами (Росимуществом), так и на региональном уровне.

Росимуществом опубликовано специальное письмо о распоряжении государственным недвижимым имуществом.

Читайте также:
Общественная организация: что это такое, описание и особенности

Федеральные органы власти относительно имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам вправе давать лишь рекомендации.

Организации, не имеющие отношения к государству или муниципалитетам, обязаны придерживаться исключительно положений ГК. Применение пунктов иных актов, например, при заключении договора оперативного управления имуществом, возможно по желанию собственника.

Право оперативного управления

Использование, владение и распоряжение определенным имуществом, которое собственник предоставил в пользование на непостоянной основе.

На постсоветском пространстве очень часто можно встретить ситуации, когда собственник передает какое-либо имущество, принадлежащее ему на правах собственности под управление казенных предприятий или же государственных учреждений. В отечественной законодательной базе подобная практика получила название, как право оперативного управления. Самое интересное заключается в том, что данные правоотношения наблюдаются исключительно на территории бывшего СССР.

Понятие права оперативного управления

В начале 60-х годов советская правовая система была расширена, и появилось множество новых систем и понятий. И одним из таких понятий стало право оперативного управления, которое относится к категории вещных прав и применяется государственными учреждениями и прочими казенными структурами, которые не являются собственниками материальных ценностей, а осуществляют контроль за рациональным и эффективным пользованием материальными ресурсами.

Многие эксперты считают, что право оперативного управления помогает создать более систему, для которой характерно рациональное использование имущественных интересов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, к примеру, в ст.120 ГК РФ указано, что при необходимости правительственные структуры нашей страны могут создавать казенные учреждения, на которых будет возложена обязанность осуществлять контроль и управление имущественными ценностями.

Вместе с тем, стоит обратить внимание, что субъект оперативного управления может быть создан не только государственными и муниципальными структурами, а и по желанию собственников какого-либо имущества.

Категории ограничения прав пользования, распоряжения таких юридических лиц

Исходя из требований, которые представлены в ст.296 ГК РФ, любой субъект оперативного контроля должен пройти регистрацию в качестве юридического лица. Только после того, как будет пройден процесс регистрации, субъект получит право оперативного управления имуществом физических и юридических лиц.

Однако и тут имеются некоторые особенности. Одним из ключевых положений ст.296 ГК РФ является тот факт, что казенные предприятия могу осуществлять комплексное управление имущественными интересами исключительно в рамках действительной правовой базы. Это означает, что любые действия должны быть согласованы в первую очередь с владельцем имущественной массы, находящейся под контролем казенного предприятия, и при этом все действия должны подчиняться требованиям закона, и не нарушать его ключевые принципы.

Таким образом, несмотря на то, что предприятие имеет полное право контролировать и использовать имущество, которое было ему передано владельцами, распоряжаться без участия других лиц он будет исключительно в той среде, которая касается продукции, произведенной при помощи имущественных ресурсов в результате хозяйственной деятельности.

Условия и порядок изъятия имущества у казенного предприятия

Учитывая тот факт, что право оперативного управления предусматривает некоторые ограничения относительно свободного распоряжения имуществом, за владельцем материальных ресурсов остается право в любое время потребовать вернуть им имущество и изъять его из оборота предприятия.

Ст.296 ГК РФ более подробно регламентирует вопросы подобного характера. Здесь указано, что собственник может изъять имущественную массу по следующим причинам:

  • если контроль и управление имущественными ресурсами осуществляется нерационально и несет за собой определенные убытки (особенно характерно для государственного и муниципального имущества);
  • если ресурсы используются в обход мнения владельца;
  • если на протяжении определенного временного отрезка имущество не применяется по назначению и не может принести определенный экономический результат.

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Комментарий к ст. 296 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 216 ГК право оперативного управления – один из видов ограниченных вещных прав, в рамках которого собственник, сохраняя свой статус, передает имущество созданному им юридическому лицу. Как и право хозяйственного ведения, данное право: а) производно и зависимо от права собственности; б) осуществляется в рамках схемы: собственник имущества – правообладатель – третьи лица; в) состоит из тех же правомочий, что и право собственности. Различают право хозяйственного ведения и оперативного управления по трем основным параметрам:

– по субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК). Как видно, это и коммерческие, и некоммерческие организации. Такое различие в статусе находит отражение в содержании права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297 ГК) и учреждением (ст. 298 ГК);

– по объектному признаку. Если объектом права хозяйственного ведения выступает лишь публичное имущество, то в праве оперативного управления наряду с этим может быть также и имущество, принадлежащее частным лицам (для частных учреждений);

Читайте также:
Принцип невмешательства: что это такое, описание и особенности

– по содержанию. При формальном совпадении состава правомочий правообладателя в праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления их содержание различается. Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Следовательно, и возможности субъекта права оперативного управления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником, более ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.

2. При передаче имущества в оперативное управление у собственника сохраняется больший объем прав в отношении имущества по сравнению с передачей имущества в хозяйственное ведение. Так, собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению либо приобретенное за счет выделенных им средств имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (см.: Постановление Президиума ВАС от 5 апреля 2005 г. N 14450/04 (Вестник ВАС. 2005. N 8)). Однако казенные предприятия и учреждения имеют право обращаться с заявлением в суд о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим казенным предприятиям или учреждениям на праве оперативного управления. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на указанный орган (п. 41 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

Судебная практика по статье 296 ГК РФ

Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 209, 210, 216, 296, 298, 299, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, 158, 167, 169, 170, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности факта наличия задолженности, а также обязанности именно МВД России по ее оплате.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 209, 215, 216 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и статьями 6, 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее – Закон N 161-ФЗ), суды отказали в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что Администрация в постановлении от 14.10.2015 N 1785 выразила согласие на создание Компании и передачу ей в качестве вклада в уставной капитал муниципального имущества, принадлежавшего на праве хозяйственного ведения Предприятию.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь положениями статей 210, 296, 298, 309, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 36, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 158. частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 “О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений”, учитывая разъяснения, данные в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, признал, что управление, как лицо, владеющее в спорный период времени жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, наравне с другими владельцами помещений в нем является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом в процессе технического обслуживания дома, в отсутствие доказательств своевременной оплаты оказанных истцом услуг, удовлетворил иск.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 210, 247, 249, 296, 395, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания” (далее – Постановление N 64), суды удовлетворили исковые требования в части, признав правомерность требования возмещения оплаты принятых работ, исходя из того, что основанием для заключения договора подряда послужило решение собственников здания, договор заключен на основании технического задания, совместно разработанного всеми собственниками здания; ответчики не понесли обязательных затрат на ремонт кровли, тогда как пользуются отремонтированным имуществом.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав положения устава учреждения, приказы Минобороны, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности принадлежности спорных жилых помещений учреждению на каком-либо законном основании. Руководствуясь статьями 120, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, суды указали на обязанность нанимателей, следующую из положений статей 154 – 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 7.2 договора управления, условий договоров социального найма, вносить плату за содержание жилого помещения в размере, установленном решением общего собрания собственников многоквартирного дома. Суды указали на недоказанность согласования между истцом и ответчиком порядка возмещения платы за содержание жилого помещения, на отсутствие в материалах дела договора управления многоквартирным домом, подписанного со стороны собственника спорных помещений – Российской Федерации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав положения устава учреждения, приказы Минобороны, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности принадлежности спорных жилых помещений учреждению на каком-либо законном основании. Руководствуясь статьями 120, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, суды указали на обязанность нанимателей, следующую из положений статей 154 – 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 7.2 договора управления, условий договоров социального найма, вносить плату за содержание жилого помещения в размере, установленном решением общего собрания собственников многоквартирного дома. При этом суд апелляционной инстанции счел, что пункт 3 статьи 156 ЖК РФ, предусматривающий требование об установлении размера этой платы для нанимателей органом местного самоуправления, на многоквартирные дома, в которых выбран способ управления, не распространяется. Таким образом, по мнению судов, у учреждения отсутствует обязанность по возмещению истцу разницы в плате за содержание жилого помещения многоквартирного дома и отказали истцу в удовлетворении требований к этому ответчику.

Читайте также:
Негласное товарищество: что это такое, описание и особенности

Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав положения устава учреждения, приказы Минобороны, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности принадлежности спорных жилых помещений учреждению на каком-либо законном основании. Руководствуясь статьями 120, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, суды указали на обязанность нанимателей, следующую из положений статей 154 – 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7.2 договора управления, условий договоров социального найма, вносить плату за содержание жилого помещения в размере, установленном решением общего собрания собственников многоквартирного дома, и отсутствие оснований для применения части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 198, 200, 201 АПК РФ, статьи 165.1, 296, 299, 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 3, 9 Закона N 159-ФЗ, статью 17.1 Закона N 135-ФЗ, статью 4 Закона N 209-ФЗ, разъяснения, приведенные в пункте 4.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 “Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды”, пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления имущества не соответствует положениям Закона N 159-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и обязали Управление имущества устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем совершения действий, установленных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ; в отношении требований, заявленных к Казенному предприятию, отказали.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав положения устава учреждения, приказы Минобороны РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности принадлежности спорных жилых помещений учреждению на каком-либо законном основании. Руководствуясь статьями 120, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, суды указали на обязанность нанимателей, следующую из положений статей 154 – 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 7.2 договора управления, условий договоров социального найма, вносить плату за содержание жилого помещения в размере, установленном решением общего собрания собственников многоквартирного дома. При этом суд апелляционной инстанции счел, что пункт 3 статьи 156 ЖК РФ, предусматривающий требование об установлении размера этой платы для нанимателей органом местного самоуправления, на многоквартирные дома, в которых выбран способ управления, не распространяется. Таким образом, по мнению судов, у учреждения отсутствует обязанность по возмещению истцу разницы в плате за содержание жилого помещения многоквартирного дома, в связи с чем отказали истцу в удовлетворении требований к этому ответчику.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав положения устава учреждения, приказы Минобороны Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности принадлежности спорных жилых помещений учреждению на каком-либо законном основании. Руководствуясь статьями 120, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, суды указали на обязанность нанимателей, следующую из положений статей 154 – 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7.2 договора управления, условий договоров социального найма, вносить плату за содержание жилого помещения в размере, установленном решением общего собрания собственников многоквартирного дома, и отсутствие оснований для применения части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав положения устава учреждения, приказы Минобороны РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности принадлежности спорных жилых помещений учреждению на каком-либо законном основании. Руководствуясь статьями 120, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, суды указали на обязанность нанимателей, следующую из положений статей 154 – 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7.2 договора управления, условий договоров социального найма, вносить плату за содержание жилого помещения в размере, установленном решением общего собрания собственников многоквартирного дома. Суды указали на недоказанность принадлежности спорных помещений ответчику на каком-либо вещном праве, согласования истцом и ответчиком порядка возмещения платы за содержание жилого помещения, а также на отсутствие в материалах дела договора управления многоквартирным домом, подписанного со стороны собственника спорных помещений – Российской Федерации.

Читайте также:
Общие нормы: что это такое, описание и особенности

Что такое оперативное управление имуществом?

Содержанием права оперативного управления являются полномочия по владению, пользованию и распоряжению активами государства. Реализация этого права регулируется ГК РФ, а также законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Рассмотрим, что такое оперативное управление и каким имуществом можно распоряжаться в процессе его реализации.

Объем прав каждого предприятия закрепляется его уставом и другими учредительными документами. Закон предполагает, что ОУ обладает особым правовым режимом и является ограниченным видом права. Его не нужно путать с хозяйственным ведением имущества, субъектами которого могут быть только государственные или муниципальные предприятия.

Функции субъектов

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Процесс закрепления имущества на праве ОУ

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Переход права управления

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ. В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения. В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Читайте также:
Незаконное врачевание: что это такое, описание и особенности

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением. Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно. Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

Оперативно-розыскная деятельность: значение, общая характеристика

Розыскная (сыскная) деятельность имеет глубокие исторические корни и неразрывно связана с развитием российской государственности. Когда конкретно возник сыск, неизвестно, однако, изначальные упоминания об установлении лица по общему свойству следов на земле и определение места, где преследуемый находится, относится к первобытнообщинному строю[13].

В XIII–XV вв. появились специальные лица, которые получали полномочия от князя вести розыск в городах. Уже в начале XVII в. политическому сыску придавалось особое значение. Дела по политическим преступлениям выделялись из общего числа уголовных дел. В Соборном Уложении они квалифицировались как государственные политические преступления и за них предусматривалась смертная казнь. Тем самым была создана правовая база, обеспечивающая охрану царской власти и личности царя[14].

Учрежденный в 1655 г. приказ тайных дел, осуществлял контроль за расследованием деяний, направленных против существующего строя и царя. В.И. Елинский полагает, что этот приказ можно считать родоначальником органов политического сыска в Русском государстве даже несмотря на то, что в скором времени (1676 г.) он был упразднен[15].

В дальнейшем наблюдается усовершенствование как оперативно-розыскной деятельности, так и законодательства, ее регламентирующего. К основным событиям в сфере ОРД прошлых столетий можно отнести:

– образование Канцелярии тайных розыскных дел (1718 г.);

– деятельность Преображенского приказа и Тайной канцелярии, которые выполняли функции политической полиции;

– учреждение министерств 8 сентября 1802 г., в число которых входило и Министерство внутренних дел, в составе которого был выделен специальный орган политического сыска – Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, а с 1811 г. по 1819 г. – Особенная канцелярия Министерства полиции, в число функций которых входила контрразведка[16].

– создание специализированного органа уголовного розыска – сыскной части в конце XIX в.

– принятие Закона от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной части», который завершил формирование структур этих частей.

В советский период продолжается развитие нормативно-правовой базы розыскной деятельности, однако, при огромном количестве отдельных Положений, Инструкций и т.д. на протяжении долгого времени, вплоть до принятия Закона об оперативно-розыскной деятельности (далее – «ОРД») в 1992 году, не было единого систематизированного акта, который регламентировал бы все аспекты оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время ОРД урегулирована Конституцией РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года (далее – Закон об ОРД), ведомственными нормативными актами. Итак, что же из себя представляет оперативно розыскная деятельность?

Впервые научно обоснованное понятие ОРД как вида общественной практики было дано А.Г. Лекарем в 1966 г. Под ОРД он понимал основанную на законах и подзаконных актах систему разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников[17]. Естественно, данное определение изменялось, дополнялось и улучшалось в течение длительного времени.

Сейчас понятие оперативно-розыскной деятельности закреплено в ст. 1 Закона об ОРД. Согласно ему, ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Таким образом, исходя из данного определения, можно выделить признаки, присущие оперативно-розыскной деятельности:

– гласная и негласная форма проведения. Негласность означает скрытность проводимых оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) от лиц, в них не участвующих, в первую очередь, от объектов, в отношении которых они проводятся. При гласном проведении ОРМ их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения[18].

Гласные и негласные формы комплексно используются в оперативно-розыскной деятельности, однако, предпочтение отдается негласным. Это обусловлено тем, что раскрыть неочевидные преступления с помощью только гласных мер невозможно, а поэтому крайне затруднительно привлечь лиц, их совершивших, к уголовной ответственности.

С учетом того, что при проведении негласных ОРМ затрагиваются права и свободы человека и гражданина, существуют споры о целесообразности и моральной обоснованности применения данных мер. На наш взгляд, подобное вмешательство государства в личную сферу человека вполне оправданно, иначе невозможно было бы обеспечить полноценную защиту как индивида, так и всего общества. Конституционный Суд РФ справедливо отмечает, что оперативно – розыскная деятельность объективно невозможна без значительной степени секретности. Прежде всего это касается сведений о лицах, участвующих в ней или способствующих ей. Осуществление негласных оперативно – розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно – розыскной деятельности само по себе не нарушает прав человека и гражданина[19].

Читайте также:
Негаторный иск: что это такое, описание и особенности

– ОРД осуществляется специальными субъектами, которыми являются только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД (исчерпывающий перечень данных субъектов закреплен в ст. 13).

– отличительной особенностью ОРД является ее разведывательно-поисковой характер деятельности. Это обусловлено в первую очередь тем, что в своем большинстве преступники действуют тайно, в условиях неочевидности: скрывают свои следы, тщательно разрабатывают план преступления, используют дорогостоящую спецтехнику и т.д. Подобные действия присущи субъектам, представляющим наибольшую общественную опасность. Поэтому ОРД и направлена на добывание оперативно значимой информации; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; осуществление розыска лиц и т.д. (ст. 2 Закона об ОРД).

В научной литературе отмечено, что на разведывательно-поисковой характер ОРД указывают такие ее принципы, как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств; возможность использования технических средств для негласного получения информации и т. д[20].

– Государственный характер ОРД. Как отмечает Е.С. Дубоносов, государственный характер ОРД определяет ее положение в системе государственных мер борьбы с преступностью. Борьба с преступностью представляет собой сложный комплекс социально-экономических, правовых, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями[21].

Цели ОРД определены законодательно. В соответствии со ст. 1 Закона об ОРД, к ним можно отнести защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Защита включает в себя систему оперативно-розыскных, организационных, правовых и иных мер, принимаемых участниками ОРД для обеспечения безопасности перечисленных в ст. 1 Закона об ОРД объектов от преступных посягательств, и устранение причин и условий совершения преступлений[22].

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Отметим, что ОРД проводится в отношении деяний, которые могут быть квалифицированны как преступления, т.е. деяния, которые не относятся к преступлениям, находятся вне юрисдикции государственных органов.

В науке отмечается, что цели ОРД детализируются широким кругом задач, сформулированных в ст. 2 Закона об ОРД, а также определяются задачами субъектов, их осуществляющих, прежде всего в сфере борьбы с преступностью, где проявляется наиболее четко специализированная направленность и эффективность ОРД, а также в сфере обеспечения безопасности, где ОРД является исключительным ее средством[23].

Итак, как было сказано выше, в Законе об ОРД также закреплены задачи ОРД, к которым законодатель относит:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

– установление имущества, подлежащего конфискации.

Е.С. Дубоносов, отмечает, что уже в XIX в. предупреждение преступлений и недопущение их до совершения, противодействие и уничтожение поводов и возможностей преступлений были выделены известным русским юристом А.А. Квачевским в качестве важнейших задач полиции[24]. Итак, под предупреждением и пресечением преступлений понимается превентивное воздействие на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группу лиц) с целью не допустить совершения им общественно опасного деяния[25].

Раскрытие преступления – довольно долгий процесс, который начинается с момента получения информации о совершенном преступлении и заканчивается вынесением судебного решения[26]. Проведение ОРМ приобретает особую значимость при раскрытии неочевидных преступлений, когда нет или мало следов преступления и информации о лицах, их совершивших. Зачастую при подобных условиях только скрытые действия сотрудников могут принести результат.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от наказания представляет собой комплекс мер, направленных на установление места нахождения разыскиваемого лица и его задержание. Как отмечает Е.С. Дубоносов, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступления[27].

В соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ, инициатором розыска скрывшегося обвиняемого выступает следователь, который поручает розыск органам дознания. Если во время судебного разбирательства скрывается подсудимый, то суд выносит определение о розыске данного лица (ч. 3 ст. 253 УПК РФ).

Под розыском без вести пропавшего понимается осуществление поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам[28].

К числу задач, не связанных с уголовным процессом, относится добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Читайте также:
Очная ставка: что это такое, описание и особенности

В научной литературе особо указывается, что суть рассматриваемой задачи не сводится добыванию информации о действиях, которые квалифицируются в качестве преступления (например, против общественной безопасности, в сфере экономики и др.)[29]. Объясняется это тем, что подобная деятельность вписывается в рамки приведенных выше задач. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

При рассмотрении данной задачи в первую очередь необходимо опираться на нормы Закона РФ «О безопасности». В соответствии с ним, для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона РФ «О безопасности»). К числу таких органов отнесены и органы, осуществляющие ОРД, которые наделены правом использования в своей деятельности специальных сил и средств; действуют в своей компетенции и в соответствии с законодательством (ст. 12 Закона РФ «О безопасности»).

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс связанны между собой. Это проявляется в том, что данные, полученные в результате ОРД нередко создают предпосылки к возбуждению уголовных дел[30]; ОРД позволяет установить скрывающегося преступника, получить фактические данные, которые могут быть использованы в процессе расследования преступлений; кроме этого, уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельности имеют сходные задачи. Б.Т. Безлепкин отмечает, что уголовное судопроизводство на стадии предварительного расследования и оперативно-розыскную деятельность объединяет общая цель, которая заключается в раскрытии преступлений[31].

Однако, несмотря на некоторые сходства, данные виды деятельности кардинально различаются по нормативной основе, средствам и методам осуществления, результатам, а также субъектам.

Как было сказано выше, оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основании ФЗ об ОРД и многочисленных подзаконных нормативно-правовых актов, не редко с грифами ограниченного доступа в то время, как уголовно-процессуальная деятельность своей нормативной основой имеет УПК и ее регулирование нормативными актами ниже федерального уровня недопустимо.

Что касается средств и методов, необходимо сказать, что в уголовном процессе они прямо предусмотрены и детально регламентированы законом, носят открытый характер, являются гласными. Оперативно-розыскная же деятельность основывается на принципе сочетания гласных и негласных методов и средств, причем среди них более распространены именно негласные.

Сведения, полученные в ходе ОРД, имеют вспомогательный, ориентирующий характер, однако, доказательствами они не являются. Это связано с тем, что ОРД, в отличие от процессуальной, не сопровождается системой достаточных гарантий как достоверности результатов, так и соблюдения прав и свобод человека[32]. Полученная в результате ОРД информация, а также документы и предметы могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу только при соблюдении требований уголовно-процессуального закона, предъявляемых к доказательствам.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами дознания, в то время, как уголовно-процессуальная имеет достаточно широкий круг субъектов, причем, органы дознания, в частности органы внутренних дел в лице криминальной милиции и милиции общественной безопасности осуществляют как оперативно-розыскную, так и уголовно-процессуальную деятельность[33]. Однако возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается (ч. 2 ст. 41 УПК РФ)[34].

Таким образом, ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Соотнесение уголовного процесса и ОРД позволяет сделать вывод о принципиальном различии этих видов деятельности. Несмотря на сходство по гносеологической природе, задачам, данные виды деятельности кардинально различаются по нормативной основе, субъектам, процедуре, юридическому значению результатов.

Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. [1]

Содержание

Виды оперативно-розыскных мероприятий

В соответствии с действующим российским законодательством при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  • Опрос беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка (оперативная закупка).
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (оперативный осмотр).
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (перлюстрация корреспонденции).
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение (ввод сотрудника в разработку).
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.

Средства оперативно-розыскной деятельности

  • Специальные учеты.
  • Служебно-розыскные собаки.
  • Специальная техника.
  • Специальные химические вещества.

Участие граждан в проведении ОРМ

Отдельные лица на добровольной основе могут привлекаться к подготовке или проведению оперативно-разыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности, в том числе по контракту (на платной основе).

Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношениям к религии и политических убеждений.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Читайте также:
Лесной фонд: что это такое, описание и особенности

Лицо, негласно сотрудничающее с оперативной службой, имеет определение Агент (устаревшее сексот — секретный сотрудник).

Смотрите также

  • Оперативные службы
  • Агент (спецслужбы)
  • Сексот

Примечания

  1. ст. 1 ФЗ “Об оперативно-ро зыскной деятельности”

Ссылки

  • Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”
  • ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, автор курса – И.Юрченко

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Оперативно-режимный отдел
  • Оперативное запоминающее устройство

Полезное

Смотреть что такое “Оперативно-розыскная деятельность” в других словарях:

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее органы, осуществляющие оперативно розыскную деятельность), в пределах их полномочий … Официальная терминология

Оперативно-розыскная деятельность — (англ. promotly search activity) вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями гос ных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»**, в пределах их полномочий путем проведения… … Энциклопедия права

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид деятельности, осуществляемой (гласно и негласно) путем оперативно розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных… … Юридический словарь

Оперативно-розыскная деятельность — это система гласных и негласных розыскных, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, которые осуществляются с применением оперативных и оперативно технических средств. Оперативно розыскная деятельность осуществляется оперативными… … Теория государства и права в схемах и определениях

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемый гласно или негласно оперативными подразделениями органов ПС РФ в пределах их полномочий посредством проведения оперативно розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,… … Пограничный словарь

оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой (гласно и негласно) путем оперативно розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных… … Большой юридический словарь

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом РФ Об оперативно розыскной деятельности от 12 августа 1995 г., в пределах их полномочий посредством… … Энциклопедический словарь экономики и права

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов посредством проведения оперативно розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и… … Энциклопедический словарь конституционного права

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности… … Криминалистическая энциклопедия

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно розыскных мероприятий в целях… … Словарь юридических понятий

Понятие оперативно-розыскной деятельности и осуществляющих ее субъектов

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 28.12.2020 2020-12-28

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Палёшкин, А. А. Понятие оперативно-розыскной деятельности и осуществляющих ее субъектов / А. А. Палёшкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77181/ (дата обращения: 21.12.2021).

В данной статье рассмотрено понятие оперативно-розыскной деятельности и выявлены имеющиеся в нем недостатки, а также предложено авторское определение. Также в статье проведен анализ основных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Итогом исследования стало предложение о реформировании оперативно-розыскного законодательства.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, субъекты оперативно-розыскной деятельности, должностные лица.

This article examines the concept of operational — investigative activity and identifies the shortcomings in it, and suggests the author’s definition. The article also provides an analysis of the main subjects of the operational — search activity. The research resulted in a proposal to reform the operational — search legislation.

Key words: operational-search activity, subjects of operational-search activity, officials.

В соответствии с легальным определением, оперативно-розыскная деятельность представляет собой «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [1].

Н. В. Дудулина под оперативно-розыскной деятельностью понимает разновидность юридической деятельности, которая нацелена на борьбу с преступностью при помощи специальных уполномоченных органов на основании специального законодательства [2]. И действительно, в самом общем виде оперативно-розыскную деятельность можно охарактеризовать именно таким образом.

В определении оперативно-розыскной деятельности исследователи отмечают многие неточности, к примеру, с точки зрения Т. И. Железняка, существенным недостатком его выступает указание на тот факт, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно оперативными подразделениями государственных органов, хотя фактически ее могут реализовывать и иные должностные лица [3].

Как еще один недостаток легального определения оперативно-розыскной деятельности можно назвать и тот факт, что ее цель не сводится исключительно к борьбе с преступностью, она может также осуществляться и для проверки лиц, поведение которых с преступной деятельностью не связано.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что закрепленное в законе понятие оперативно-розыскной деятельности далеко от совершенства, однако, это не единственная проблема. Вряд ли можно рассматривать в качестве совершенного и ее нормативно-правовое регулирование. В этой сфере нами выявлены следующие проблемы:

Читайте также:
Магдебургское право: что это такое, описание и особенности

– до настоящего времени не решен вопрос по поводу отраслевой принадлежности оперативно-розыскной деятельности;

– законодательно не закреплены исходные понятия, посредством которых образовано содержание оперативно-розыскной деятельности;

– наличие определенных противоречий и несоответствий в оперативно-розыскном и смежном законодательстве;

– отсутствие детализации порядка и условий обеспечения конституционных принципов в сфере оперативно-розыскной деятельности в отношении объектов и субъектов (участников) этой деятельности.

Все указанные проблемы необходимо разрешать, поскольку несовершенства законодательства всегда приводят к проблемам в правоприменительной практике.

Основная регламентация оперативно-розыскной деятельности осуществляется посредством норм Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом, рассматриваемый закон действует уже более двадцати лет, за это время произошли существенные изменения в общественных отношений, которые обусловили и внесение многочисленных изменений в данный закон.

Представляется, что действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» значительно устарел, несмотря на множественные изменения, вносимые в него законодателем на регулярной основе, в связи с чем, требуется принять более новый, отвечающий современным реалиям, законодательный акт федерального уровня. Более того, в силу специфики оперативно-розыскной деятельности, ее широкого содержания, полагаем, что данный закон должен быть кодифицированным. О необходимости принятия Оперативно-розыскного кодекса речь идет уже достаточно давно, даже был разработан его проект авторским коллективом Омской академии МВД России [4], но реализован он так и не был. Нам же представляется, что в настоящее время принятие такого кодекса необходимо.

Он должен содержать нормы, посвященные регулированию всех основных вопросов оперативно-розыскной деятельности, а также ее определение, которое видится возможным изложить в следующем виде: «Оперативно-розыскная деятельность — это разведывательно-поисковая государственная деятельность, регламентированная специальным законодательством, осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий агентурной работы, иных мероприятий, осуществляемых гласно или негласно в целях защиты человека, общества и государства от преступлений, путем решения специфических задач оперативно-розыскной деятельности».

В силу действующего законодательства, оперативно-розыскная деятельность в нашем государстве может осуществляться исключительно оперативными подразделениями. В качестве таковых надлежит рассматривать структурные подразделения правоохранительных органов, непосредственно реализующих производство оперативно-розыскных мероприятий в пределах своих полномочий и с соблюдением ведомственных функциональных разграничений [5].

Следует отметить, что оперативно-розыскное законодательство не предусматривает наличия соответствующей нормы, регламентирующей правомочия физических лиц по реализации оперативно-розыскных функций, однако, из анализа нормативно-правовых норм вытекает, что непосредственная реализация предоставленных оперативным подразделениям, являющимся юридическими лицами, полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, осуществляется именно физическими лицами. Основные субъекты оперативно-розыскной деятельности — должностные лица.

Представляется возможным произвести классификацию должностных лиц на следующие группы:

– руководящие сотрудники начальствующего состава, реализующие полномочия по организации оперативно-розыскной деятельности, а также контролю за ее исполнением;

– оперативные сотрудники соответствующих подразделений, в должностные обязанности которых вменено производство оперативно-розыскной деятельности как метода разрешения служебных задач [6].

Руководители органов, в полномочия которых входит производство оперативно-розыскной деятельности — это лица, назначенные в установленном законом порядке на соответствующие должности, перечень которых установлен законодательно и является исчерпывающим. Правильное понимание круга лиц, входящих в число руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обладает важным не только теоретическим, но и прикладным значением, поскольку достаточно большое количество оперативно-розыскных мероприятий может производиться лишь по постановлению таких лиц, соответственно, их неверное определение может привести к санкционированию такого постановления неуполномоченным лицом, что впоследствии приведет к признанию проводимого оперативно-розыскного мероприятия незаконным.

В качестве наиболее важного участника правоотношений, складывающихся при производстве оперативно — розыскной деятельности, видится необходимым рассматривать оперативного сотрудника, которым непосредственно и реализуется оперативно-розыскная деятельность. При этом, в данное понятие нами включены все сотрудники оперативно-розыскных подразделений различных органов внутренних дел.

Видится возможным определить оперативного сотрудника как лица, состоящего в штате оперативного подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции на основе законодательных норм.

Реализация оперативными сотрудниками своей служебной деятельности возможна исключительно с соблюдением определенных условий, в связи с чем, видится необходимым провести их подробный анализ. Таковыми условиями являются:

– соответствующая подготовка сотрудника, состоящая из соответствующего образования и стажировки, профессиональной подготовки, повышения квалификации и т. д.;

– замещаемая сотрудником должность в правоохранительных органах в соответствии с законом, в силу которой ему и предоставлены определенные полномочия;

– определенная специализация сотрудника в рамках оперативно-розыскной деятельности (закрепленная за ним линия ответственности, профиль розыскной работы);

– допуск соответствующей формы для работы с секретной информацией.

Оперативно-розыскная деятельность крайне специфична, фактически, находясь за рамками правовых отраслей, она является жестко урегулированной законодательными нормами по той причине, что в ходе ее осуществления могут быть существенно ограничены права лиц, вовлекаемых в сферу осуществления данной деятельности. Именно в силу этого законодатель предусмотрел значительное число запретов для лиц, ее осуществляющих и, в качестве основного из них, следует рассматривать использование данного вида деятельности для достижения иных целей и задач, чем предусматривает законодательство об оперативно — розыскной деятельности.

Таким образом, подводя итог, можно утверждать о том, что в целях совершенствования оперативно-розыскной деятельности требуется принятие Оперативно-розыскного кодекса, подробным образом регламентирующего понятие, цели, задачи, средства осуществления оперативно-розыскной деятельности и субъектов, ее реализующих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: