Операционный день: что это такое, описание и особенности

Операционный и Финансовый Цикл: зачем и как считать

Когда и в каком объеме в компанию необходимо привлекать дополнительный оборотный капитал? Узнаете, если посчитаете операционный и финансовый цикл.

Текущая деятельность компании ежедневно связана с превращением активов из одних форм в другие: материалы превращаются в незавершенное производство, которое становится готовой продукцией; готовая продукция отгружается и преобразуется в дебиторскую задолженность, которая в конце-концов возвращается в виде денежных средств от покупателей.

На это требуются деньги. Сегодня я расскажу, как посчитать, сколько денежных средств необходимо для обеспечения процессов и оценить какое количество оборотных средств, возможно, придется дополнительно внести в бизнес.

Что такое операционный цикл

Операционный цикл – это период времени (количество дней) с момента поступления сырья и материалов на склад до момента получения оплаты за реализованную продукцию (либо отгрузки, если предприятие работает по предоплате).

Чем короче операционный цикл, тем большее количество раз мы сможем обернуть наши активы, и тем больше сможем заработать прибыли. Ведь каждый оборот активов приносит результат в виде прибыли отчетного периода.

Напомню формулу Дюпона:

Как посчитать длительность операционного цикла

Активы состоят из материалов, готовой продукции, дебиторской задолженности. По каждому этому активу необходимо определить длительность периода.

Важно: Когда рассчитываем показатели оборачиваемости учитываем сопоставимые показатели.

Например:

Если рассчитываем оборачиваемость за 2016 год: то то выручку и себестоимость реализованной продукции берем из отчета о доходах и расходах за 2016, а средние остатки, например, материалов вычисляем из баланса как:

Средние остатки материалов = (Остаток Материалов на начало 2016 + Остаток Материалов на конец 2016)/2

Срок оборачиваемости в днях = 365 / Оборачиваемость

Операционный Цикл = Период Оборота Запасов + Период оборота НЗП + Период оборота ГП + Период оборота Дебиторской Задолженности

Операционный Цикл показывает сколько дней необходимо с момента покупки запасов до момента получения денег за отгруженную продукцию. Не менее важным показателем является продолжительность финансового цикла.

Что такое финансовый цикл

Финансовый (денежный цикл) показывает, сколько дней из операционного цикла должно быть профинансировано собственным капиталом.

Для его расчета необходимо рассчитать оборачиваемость кредиторской задолженности.

Среднюю отсрочку, которую предоставляют нам наши поставщики, то есть через какой промежуток времени мы оплачиваем выставленные счета, показывает нам период оборачиваемости кредиторской задолженности:

Посчитаем количество дней, которое должно быть профинансировано с помощью Собственного Капитала, либо с помощью привлечения дополнительного Заемного Капитала (собственно это и есть финансовый цикл):

Чем длиннее Финансовый Цикл, тем больше средств требуется для финансирования деятельности предприятия.

Увеличение Финансового Цикла свидетельствует о том, что у компании возникают проблемы с оборачиваемостью товаров, или с возвратом дебиторской задолженности.

Как посчитать Финансовый Цикл в деньгах

Итак, финансовый цикл это разница в днях между тем сколько нам времени надо, чтобы получить деньги от покупателей и тем, сколько времени готовы терпеть наши поставщики в ожидании платежей. Разница между этими периодами – этот тот отрезок времени, который требует дополнительного финансирования.

Дополнительное финансирование – может быть в виде привлечения средств собственника или получения банковского (заемного) финансирования. Привлечение средств собственника – это в том числе прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. При привлечении заемного финансирования следует следить за показателями финансовой устойчивости, и не допускать превышение величины заемного капитала над собственным более чем в 2 раза.

Чтобы перевести Финансовый Цикл в деньги надо взять Отчет о Доходах и Расходах, который вы использовали при расчете показателей оборачиваемости. Из него берем сумму всех расходов за период. В неё входит в том числе и стоимость реализованного товара, и величина расходов на оплату труда, и сумма управленческих и коммерческих расходов – в общем все расходы, которые вы вычитаете из Выручки.

И тогда количество оборотных средств (кроме кредиторской задолженности поставщиков), которое требуется внести в бизнес считаем так:

Подведем итог

На любую деятельность компании необходимы денежные средства и собственник должен понимать, хватит ли ему собственного капитала или возникнет необходимость привлекать заемный капитал. А если так, то в каком количестве и на какой период.

  • Напрямую на прибыль влияет длительность операционного цикла – чем он короче, тем лучше, тем выше прибыль.
  • Финансовый цикл по возможности должен быть как можно короче – так вам придется привлекать меньше дополнительных средств.
  • Привлекая заемный капитал следител за показателями финансовой устойчивости.
Читайте также:
Присяжный фотограф: что это такое, описание и особенности

Если статья была полезна, поделитесь ей с друзьями. Пишите в комментариях свои вопросы, если они есть.

Регистрируйтесь на авторский семинар Ирины Екимовских для собственников и руководителей «Деньги в бизнесе: приумножить и сохранить» 9-10 сентября в Екатеринбурге и получите чёткий план действий и решений от финансового эксперта с опытом 20+ лет.

Операционный день

“. 1.3. Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.

Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса в сроки, установленные пунктом 2.2 настоящей Части.

Продолжительность операционного времени (время начала и окончания) для соответствующих операций (служб или внутренних структурных подразделений, их совершающих) определяется кредитными организациями самостоятельно исходя из режима работы служб или внутренних структурных подразделений и конкретных условий проведения операций. “

“Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации” (утв. Банком России 26.03.2007 N 302-П) (ред. от 04.04.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2007 N 9176)

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

  • Операционные регистры ККМ (ККТ)
  • Операционный день ФРЦ

Смотреть что такое “Операционный день” в других словарях:

Операционный День — См. День банковский Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ — см. ДЕНЬ БАНКОВСКИЙ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ — первая половина рабочего дня банка, в течение которой производится прием документов, в тч. платежных … Юридический словарь

Операционный день — (operational day) часть рабочего дня в банке, отведенная для приема и обслуживания клиентуры … Экономико-математический словарь

операционный день — Часть рабочего дня в банке, отведенная для приема и обслуживания клиентуры. [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика EN operational day … Справочник технического переводчика

Операционный день — (англ. operating day) обычно первая половина рабочего дня кредитной организации, в течение которой производится прием от клиентов документов, в т.ч. платежных … Энциклопедия права

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ — часть рабочего дня, отведенного для приема и обслуживания клиентуры в банках и выполнения банковских операций по кредитованию, расчетам, приему и выдаче наличных денег и др. Документы, поступившие в банк по окончании О.д., отражаются в балансе… … Юридическая энциклопедия

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ — (банковский день) часть рабочего ДНУ банка, в течение которой производите; обслуживание клиентов по всем ил^ большинству банковских операций В действующем законодательстве и бан1 ковских правилах понятие О.д. прямо не раскрывается.… … Энциклопедия юриста

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕНЬ — часть рабочего дня, отведенного для приема и обслуживания клиентуры в банках и выполнения банковских операций по кредитованию, расчетам, приему и выдаче наличных денег и др. Документы, поступившие в банк по окончании О.д., отражаются в балансе… … Энциклопедический словарь экономики и права

операционный день — первая половина рабочего дня банка, в течение которой производится прием документов, в тч. платежных. * * * (англ. operating day) обычно первая половина рабочего дня кредитной организации, в течение которой производится прием от клиентов… … Большой юридический словарь

Операционный день Сбербанка

Здравствуйте, дорогие гости блога womanforex.ru, многие наши соотечественники слышали о таком термине, как «операционный день Сбербанка», но большинство из них не знают, что под ним подразумевается. Мы постараемся подробно рассмотреть, что скрывается под этим термином.

Отличительной особенностью российского рынка финансовых услуг является интенсивная конкуренция. Чтобы не проиграть в постоянной борьбе, банковские структуры, представленные на российском рынке, прилагают максимум усилий, чтобы удержать имеющихся клиентов, а также привлечь как можно больше новых.

Читайте также:
Признание международно-правовое: что это такое, описание и особенности

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Несмотря на то, что Сбербанк занимает самую большую долю отечественного рынка финансовых услуг, он все равно участвует в борьбе за удержание имеющихся клиентов и привлечение новых. Руководство описываемой банковской структуры постоянно работает на тем, чтобы предоставляемые услуги были самыми выгодными на рынке.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Серьезным конкурентным преимуществом в борьбе за новых клиентов является длительность операционного дня.

p, blockquote 3,0,1,0,0 –>

Операционный день Сбербанка. Что скрывается под термином

Если вы сдали документы на осуществление платежной операции или открытие депозита, то вы можете быть уверенны в том, что все документы будут обработаны в те же сутки. Всего десятилетие назад, когда отсутствовали полноценные сервисы, позволяющие на расстоянии управлять своим счетом для создания самой простой транзакции, нужно было оформлять огромное количество документов. Из-за внушительного объема документов на оформление одной транзакции требовались внушительные затраты времени.

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

В этот период операционный день любой банковской структуры был короче ее рабочего времени, установленного графиком. Это было вызвано тем, что после окончания операционного дня сотрудники банка переставали принимать заявки от клиентов, так как им нужно было оформить накопившиеся документы и провести все необходимые операции до закрытия филиала.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

В большинстве случаев операционные сутки заканчивались примерно за час до закрытия офиса. В отдельных случаях у клиентов была возможность оформить заявку на проведение операции со счетом не позднее, чем за полчаса до закрытия офиса. Если вы желали оформить заявку на проведение операции менее, чем за час до закрытия офиса, то с вас взымали повышенные комиссионные сборы.

p, blockquote 7,1,0,0,0 –>

Сегодня благодаря широкому распространению сервисов, позволяющих управлять счетом на расстоянии, вы можете оформить платежную операцию при возникновении необходимости в этом. Если в момент оформления транзакции офисы банковской структуры уже успели закрыться, то деньги поступят получателю лишь не следующий день.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Особенности операционных суток

Так как банковские структуры постоянно внедряют в рабочий процесс самые современные технологии, удалось серьезно упростить как процедуру оформления платежной операции, так и ее исполнение. Сегодня можно смело утверждать, что продолжительность операционных суток у всех отечественных банковских структур совпадает с рабочим графиком. Таким образом, операционные сутки заканчиваются в момент закрытия офиса банковской структуры.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Операционные сутки обладают собственным распорядком, основными этапами которого являются:

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

  1. Осуществление переоценки текущего остатка входящих финансов. Эта процедура осуществляется сразу же после того, как откроется офис, а переоценка остатка входящих финансов выполняется в долларах.
  2. Процедура оформления суточных отчетов. Этот процесс осуществляется после закрытия офиса. Его основная цель заключается в том, чтобы удостовериться, что все внесенные за сутки сведения соответствуют актуальным нормам.

Время приема заявок от юридических лиц

Относительно недавно операционные сутки для компаний, являющихся клиентами описываемой банковской структуры, были существенно продлены. Подобного результата удалось добиться благодаря совершенствованию платформы Бизнес Онлайн. После того, как эта платформа начала полноценно функционировать, время, которое требуется на осуществление обработки документов, сократилось в разы, так как все необходимые процедуры осуществляются в электронной форме и не требуют активного участия работников филиала.

p, blockquote 11,0,0,1,0 –>

Увеличение продолжительности операционных суток для компаний, которые являются клиентами описываемой банковской структуры, произошло в 2016 году. С этого момента юридические лица могут осуществлять оформление транзакции и выполнять операции со своими счетами практически весь день с 7 до 23 часов. Теперь можно выполнять все необходимые операции как в рабочие дни, так и в праздничные и выходные. Естественно для оформления транзакции требуется использовать платформу Бизнес онлайн, так как филиалы банковской структуры в такие дни не работают.

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Важно отметить, что компании могут выполнять дистанционно любые операции, которые предусматриваются подписанным договором о сотрудничестве. Единственным исключением являются те операции, для осуществления которых требуется предоставление сотруднику банковской структуры каких-либо документов. Также если после выполнения транзакции вам потребуется документальное подтверждение ее осуществления, оформлять ее придется в филиале банковской структуры.

Читайте также:
Осмотр медицинский: что это такое, описание и особенности

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Несмотря на то, что согласно действующим правилам выполнять операции со счетом после 23 часов вы не сможете, у вас есть возможность осуществить проверку его текущего состояния даже в это время.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Время приема заявок от физических лиц

Благодаря применению онлайн-сервиса от рассматриваемой банковской структуры, физические лица также могут осуществлять управление собственным счетом с 7 до 23 часов. Как и в случае с юридическими лицами, после 23 часов доступна лишь проверка баланса своих счетов.

Производственный, операционный и финансовый циклы организации: как они рассчитываются и на что влияют

Оборотные активы — наиболее подвижная часть имущества организации. Это объекты, использование которых осуществляется организацией в рамках одного операционного цикла либо в рамках относительно короткого календарного промежутка времени (года). Это вложения в мобильные активы предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение года или одного операционного цикла, если он превышает год.

Кругооборот оборотных активов охватывает три стадии: заготовительную (закупки), производственную и сбытовую:

  • На стадии закупок оборотные активы из денежной формы переходят в производственную (предметы труда или товары).
  • На стадии производства ресурсы воплощаются в продукцию, результатом этой стадии является переход оборотных активов из производственной формы в товарную.
  • На стадии реализации оборотные активы из товарной формы вновь переходят в денежную.

Продолжительность производственного, операционного и финансового циклов является важнейшим индикатором эффективности управления оборотными активами:

  • Производственный цикл — это цикл операций с материальными оборотными активами, т.е. период времени от закупки сырья до получения готовой продукции.
  • Операционный цикл — это период времени от закупки сырья до оплаты готовой продукции (если организация работает на условиях предоплаты, то моментом окончания операционного цикла будет отгрузка, а не оплата готовой продукции).
  • Финансовый цикл — это период времени от оплаты сырья до получения денежных средств за реализованную продукцию. Финансовый цикл определяет потребность в оборотном капитале, т.е. потребность в финансировании операционного цикла, не покрытую кредиторской задолженностью. Финансовый цикл является не только важнейшим показателем эффективности управления оборотными активами, кредиторской задолженностью и оборотным капиталом организации, но и индикатором устойчивости рыночных позиций организации и ее возможности в финансировании производственного цикла за счет рыночных контрагентов, т.е. возможности диктовать свои условия контрагентам.

Можно выделить следующие отрезки из которых складывается продолжительность производственного, операционного и финансового циклов.

  1. Время пребывания сырья и материалов на складе.
  2. Продолжительность производственного процесса.
  3. Время пребывания готовой продукции на складе.
  4. Срок погашения дебиторской задолженности.
  5. Срок погашения кредиторской задолженности.
  6. Продолжительность обращения выданных авансов.
  7. Продолжительность обращения полученных авансов.

Продолжительность каждого из отрезков рассчитывается следующим образом.

1. Время пребывания сырья и материалов на складе вычисляется по формуле

Тс = (Зс / МЗ) * 365

где Зс — стоимость запасов сырья и материалов; МЗ — материальные затраты за год.

2. Продолжительность производственного процесса рассчитывается по формуле

Тпр = [Знп / (Сп * kн) ] * 365,

где Знп — стоимость запасов незавершенного производства; Сп — себестоимость проданной продукции; kн— коэффициент нарастания затрат, характеризующий отношение стоимости незавершенного производства к полной себестоимости продукции, рассчитывается по формуле kн = [МЗ + 0,5 * (Ро — МЗ)] / Ро, где Ро — расходы по обычным видам деятельности, включающие себестоимость проданной продукции, коммерческие и управленческие расходы.

3. Время пребывания готовой продукции на складе:

Тг = (Зг / Сп) * 365

где Зг — стоимость запасов готовой продукции.

4. Срок погашения дебиторской задолженности:

Тд = (ДЗба / В) * 365

где ДЗба — дебиторская задолженность без выданных авансов; В — выручка (нетто).

5. Срок погашения кредиторской задолженности:

Тк = (КЗба / Ро) * 365

где КЗба — кредиторская задолженность без полученных авансов.

6. Продолжительность обращения выданных авансов:

Тав = (Ав / МЗ) * 365

где Ав — выданные авансы.

7. Продолжительность обращения полученных авансов:

Тап = (Ап / В) * 365

где Ап — полученные авансы.

Продолжительность производственного цикла:

Дпр = Тс + Тпр + Тг

Читайте также:
Паевой взнос: что это такое, описание и особенности

Продолжительность операционного цикла:

Доп = Тс + Тпр + Тг + Тд

Продолжительность финансового цикла:

Дф = Доп + Тав — Тк — Тап

Для расчета продолжительности производственного цикла допустимо использование и упрощенного алгоритма:

Д’пр = (З / Сп) * 365

где З — сумма статей «запасы» и «НДС по приобретенным ценностям».

Также возможен расчет срока погашения дебиторской и кредиторской задолженностей без выделения авансов.

Возможны четыре варианта финансовых циклов:

  • классический: дебиторская задолженность (без выданных авансов) превышает полученные авансы; кредиторская задолженность (без полученных авансов) превышает выданные авансы;
  • обратный: полученные авансы превышают дебиторскую задолженность (без выданных авансов); выданные авансы превышают кредиторскую задолженность (без полученных авансов);
  • удлиненный: дебиторская задолженность (без выданных авансов) превышает полученные авансы; выданные авансы превышают кредиторскую задолженность (без полученных авансов);
  • укороченный: полученные авансы превышают дебиторскую задолженность (без выданных авансов); кредиторская задолженность (без полученных авансов) превышает выданные авансы.

Виды финансовых циклов, приведенные выше, весьма условны. Они не учитывают наличия одновременно и выданных авансов, и кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками или же полученных авансов вместе с дебиторской задолженностью покупателей и заказчиков.

В аналитических целях следует сравнивать выданные авансы с кредиторской задолженностью (без полученных авансов), а также полученные авансы с дебиторской задолженностью (без выданных авансов). Затем с учетом доминирующего показателя следует дать окончательную оценку финансовому циклу.

Чем короче циклы, тем ниже степень обеспеченности организации оборотными активами и тем рискованнее организация. Однако, чем больше продолжительность циклов, тем выше потребность организации в источниках финансирования и тем выше затраты на финансирование. Возможна ситуация, в частности для оптовых посредников, когда продолжительный финансовый цикл приводит к полной потере маржи за счет оплаты процентов по кредитам, привлекаемым для финансирования дебиторской задолженности.

Таким образом, возникает противоречие между эффективностью деятельности, с одной стороны, и финансовой устойчивостью — с другой. Изменение схемы оплаты поставщикам на условия предоплаты по сравнению с расчетами по мере поставки может при определенных условиях рассматриваться как признак утраты организацией своих рыночных позиций и угроза непрерывности ее деятельности, поскольку вызывает дополнительную потребность в финансовых ресурсах. Сокращение времени финансового цикла может быть достигнуто тремя путями:

  • уменьшением продолжительности производственного цикла за счет оптимизации схемы закупки сырья, оптимизации производственного процесса и уменьшения времени нахождения готовой продукции на складе;
  • уменьшением срока погашения дебиторской задолженности за счет ужесточения кредитной политики, при условии, что это позволяют рыночные условия;
  • увеличением срока погашения длительности кредиторской задолженности за счет получения отсрочки платежей поставщикам.

Удлиненный цикл характеризуется значительной дебиторской задолженностью и высокой балансовой финансовой устойчивостью (вследствие увеличения ликвидных активов), однако потери на финансировании финансового цикла могут оказывать обратное влияние (через снижение прибыли) на операционную финансовую устойчивость организации.

Укороченный финансовый цикл, который характеризуется значительной кредиторской задолженностью и низкой балансовой финансовой устойчивостью, положительно влияет на прибыль организации и на операционную финансовую устойчивость организации. Кроме того, продолжительность финансового цикла косвенно характеризует рыночное положение организации на рынке сбыта и поставок. Полученные авансы указывают на наличие определенной рыночной власти организации на рынке сбыта, в то время как выданные авансы, наоборот, указывают на наличие этой власти у поставщиков.

Для эффективно управляемой и финансово устойчивой организации характерен классический финансовый цикл, без значительных авансов, со сбалансированной дебиторской и кредиторской задолженностью. Но эффективные организации, обладающие значительной рыночной властью, зачастую целенаправленно уменьшают продолжительность финансового цикла, финансируя значительную часть производственного цикла за счет своих контрагентов через полученные авансы и кредиторскую задолженность перед поставщиками и подрядчиками; при этом финансовая устойчивость остается весьма высокой.

Оценивая динамику продолжительности составляющих операционного цикла и разрабатывая стратегию управления циклом, необходимо учитывать, что она отражает не только степень эффективности управления оборотным капиталом, но и объективные процессы, происходящие на предприятии, которые могут привести к увеличению операционного цикла.

В частности, это может быть изменение номенклатуры производимой продукции, политики в отношении формирования запасов, кредитной политики, др. В этом случае удлинение циклов и, следовательно, снижение оборачиваемости оборотных активов должно компенсироваться увеличением маржи, что в итоге приводит к увеличению рентабельности инвестированного капитала организации и не ухудшает ее позиции в отношении создания стоимости.

Читайте также:
Прекращение сервитута: что это такое, описание и особенности

Определяя прогнозную продолжительность составляющих циклов, необходимо учитывать выявленные тенденции в ее изменении, а также экспертную оценку будущей динамики этих показателей.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Организационная структура, задачи и функции оперативных штабов органов внутренних дел

Как было уже отмечено, одной из отличительных особенностей действий органов внутренних дел в особых условиях является создание новой системы управления силами и средствами. Система управления при действиях в особых условиях – это комплекс органов управления, предназначенных для эффективного управления в особых условиях, который составляют: оперативные штабы органов внутренних дел (оперативных зон); штатные штабы воинских частей; а также штабы других органов (подразделений), привлекаемых к действиям в особых условиях.

Объективная необходимость вышеназванной системы обусловлена сложностью выполнения задач при быстром и резком изменении оперативной обстановки, концентрацией сил и средств, принадлежащих различным отраслевым службам, особой группировкой данных сил и средств, что вызывает необходимость координации их действий, а также осуществлением в короткие сроки большого объема управленческих функций. В данной обстановке требуются максимальная централизация управления, быстрые подготовка, принятие и реализация решений.

Наиболее полно отвечают этим требованиям оперативные штабы, которые предназначены для организации и управления привлекаемыми в установленном порядке силами и средствами при выполнении задач в особых условиях. Нормативными актами урегулирована работа оперативных штабов, определены их цели, задачи, функции, организационная структура, содержание деятельности в чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, а также при введении правового режима чрезвычайного положения, и в условиях военного времени.

Оперативный штаб – это орган межотраслевого управления силами и средствами органов, учреждений, образовательных учреждений профессионального образования МВД России, соединений (воинских частей) внутренних войск МВД России при выполнении задач в особых условиях. В соответствии с нормативными актами МВД России опера­тивные штабы создаются в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, оперативных зонах, горрайорганах внутренних дел, а также в УВДТ и подразделениях, подчиненных Управлению режимных объектов МВД России.

В необходимых случаях может быть создан объединенный оперативный штаб –межведомственный орган управления, предназначенный для координации действий органов, учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, соединений и воинских частей Министерства внутренних дел России, Министерства обороны, Федеральной службы пограничных войск, Федеральной службы железнодорожных войск, Федеральной службы безопасности, Федерального агентства правительственной связи и информации, Федеральной службы охраны Российской Федерации.

В исключительных случаях может создаваться совместный оперативный штаб – орган оперативного управления силами и средствами МВД России и ФСБ России. Он создается, например, при угрозе жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов при попытке насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, межнациональных конфликтах, блокаде отдельных местностей.

Основные направления работы оперативного штаба зависят от возникновения или наступления особых условий. В связи с этим они решают следующие главные задачи: обеспечение непосредственной подготовки сил и средств к действиям в особых условиях; управление силами и средствами при наступлении данных условий; обеспечение ликвидации последствий особых условий и осуществление мер по стабилизации обстановки.[6][6]

В развитие этих целей и задач оперативные штабы органов внутренних дел осуществляют анализ оперативной обстановки и прогнозирование возникновения возможных негативных явлений, которые могут вызвать особые условия. На основе данных специализированных прогнозов осуществляется разработка и постоянное совершенствование планов действий в особых условиях, организуется выполнение предупредительно-профилактических мероприятий по предотвращению негативных проявлений криминального характера, а также обучение, моральная и психологическая подготовки личного состава. Кроме этого, на штабы возлагаются функции организации всестороннего обеспечения личного состава оружием, специальными средствами, снаряжением, транспортом, средствами связи, бытовым и медицинским оборудованием. Они осуществляют постоянный контроль состояния готовности сил и средств к действиям в особых условиях, организуют проверку состояния готовности нижестоящих органов внутренних дел к действиям в особых условиях и оказание им необходимой помощи.

Читайте также:
Прогрессивное налогообложение: что это такое, описание и особенности

При возникновении же особых условий данные оперативные штабы осуществляются непосредственное управление задействованными силами и средствами. Они вводят в действие соответствующий план, приводят в готовность силы и средства, развертывают пункты управления и связи, осуществляют сбор и анализ информации об обстановке, вырабатывают решения на развертывание и порядок действий сил и средств и организуют их взаимодействие. О всех своих действиях оперативные штабы информируют вышестоящие органы управления, а также осуществляют контроль исполнения принятых решений.

В процессе ликвидации последствий особых условий и осуществления мер по стабилизации обстановки оперативные штабы разрабатывают мероприятия по недопущению повторных негативных проявлений, организуют и проводят изучение и расследование причин и условий, вызвавших происшествие, осуществляют анализ проведенных органами внутренних дел и привлеченными силами действий и мероприятий. Штабы готовят также отчеты и информации в инстанции и осуществляют информирование населения о происшедшем и действиях органов внутренних дел.

Центральное место в управлении оперативным штабом в особых условиях занимает его руководитель (начальник). Являясь одновременно руководителем органа внутренних дел и старшим оперативным начальником, он сосредоточивает управление в своих руках, направляя усилия всех соисполнителей на достижение общей цели.

Членами оперативного штаба, ответственными за деятельность его групп, назначаются, как правило, руководители отраслевых служб органов внутренних дел (уголовного розыска, патрульно-постовой службы, ГИБДД и др.). Число членов оперативного штаба и специальных оперативных групп варьируется в зависимости от обстановки, вида и характера решаемых задач, уровня иерархии в системе оперативных штабов МВД России, имеющихся сил и средств (возможностей). Члены штаба, каждый по своей линии, выполняют обязанности, по подготовке решений руководителя штаба.

Основными обязанностями членов оперативного штаба являются: сбор, обработка и анализ информации об обстановке, разработка предупредительно-профилактических мероприятий и мер по пресечению криминальных проявлений, совершаемых в особых условиях. Рабочий аппарат оперативного штаба формируется на базе структурного штабного подразделения (штаба), которое усиливается за счет представителей всех самостоятельных подразделений и служб и может состоять из групп: организационно-аналитической, связи и автоматизации управления, обеспечения, защиты личного состава.

Большое значение для эффективности работы оперативного штаба имеет деятельностьорганизационно-аналитической группы.Она обобщает информацию всех служб (членов) штаба, разрабатывает схему информационного обеспечения его деятельности, готовит и докладывает руководителю оперативного штаба предложения и проекты решений по урегулированию обстановки; ведет рабочую карту, журнал действий и отданных руководителем распоряжений.

Группа связи и автоматизации управления осуществляет разработку схем связи, устанавливает и поддерживает устойчивую связь между оперативным штабом, группировкой МВД, ГУВД. УВД и приданными силами с учетом тактико-технических данных средств связи и условий несения службы.

Группа обеспечения готовит предложения и организует работу по обеспечению личного состава табельными материально-техническими средствами, средствами защиты, обороны, дозиметрического контроля и приборами разведки, сменным обмундированием, специальным транспортом, горюче-смазочными материалами, продовольствием, жильем и необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.

Особенности содержания работы оперативных штабов в особых условиях обусловлены обстановкой (обстоятельствами), вызвавшими эти условия.

Имеющийся опыт деятельности органов внутренних дел в особых условиях убедительно свидетельствует о том, что решающими факторами, обеспечивающими эффективность данной деятельности, являются: степень готовности органов управления и служб к функционированию в чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях; отработанное взаимодействие между различными формированиями органов внутренних дел, а также между ними и иными органами государственной власти, приданными силами; органами местного самоуправления, психологическая готовность личного состава к работе в особых условиях. Эффективность управления во многом зависит также от профессиональной подготовки кадров и, прежде всего, руководителей.

Литература:

Конституция Российской Федерации 1993 года.

Закон Российской Федерации № 2446-1 от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (редакция от 2 марта 2007г.).

Закон Российской Федерации № 1026-1 от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (редакция от 2 марта 2007 г.).

Закон Российской Федерации № 27-ФЗ от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (редакция от 27 июля 2006 г.).

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (редакция от 23 декабря 2004 г.).

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Читайте также:
Право убежища: что это такое, описание и особенности

Приказ МВД России от 10 сентября 2002 г. № 870-дсп «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

Приказ МВД России от 18 марта 2003 г. № 173 «Об утверждении Концепции развития отрядов милиции особого назначения в период до 2005 года и план ее реализации».

Громов М.А. Правовые основы управления органами внутренних дел в особых условиях: Лекция. М.: Академия МВД России, 1998.

Гущин С.В. Обеспечение внутренней безопасности в условиях режима чрезвычайного положения. М.: Академия МВД России, 1995.

Демин Г.И. Социальные противоречия и конфликты, создающие особые условия. Участие органов внутренних дел в их предупреждении и пресечении: Курс лекций. М.: Академия МВД России, 1997.

Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М.: Изд-во «Щит – М», 1998.

Основы управления в органах внутренних дел: Учебник /Под ред.А.П.Коренева. – М.: МЮИ МВД России, Щит-М, 2000.

Основы управления в органах внутренних дел: Альбом схем/ Под ред.А.П.Коренева. – М.: МЮИ МВД России, Щит-М, 2000.

Управление органами внутренних дел в особых условиях: Методические материалы. – М.: Академия управления МВД России, 1996.

1 См.: Ожегов О.С. Словарь русского языка. – М.: Русский язык. 1984.

[1][1] Понятие, задачи, функции, организационная структура оперативных штабов органов внутренних дел будут рассмотрены ниже.

[2][2] Взаимодействие – согласованные по целям, задачам, месту, времени, способам выполнения задач действия сил и средств органов внутренних дел для достижения цели (выполнения операции).

[3][3] Утверждена приказом МВД России от 12 января 1996 г. № 20 “О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах”.

[4][4] Массовые беспорядки – тяжкое преступление против общественной безопасности, совершаемое в форме насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказания вооруженного сопротивления представителю власти.

[5][5] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.

[6][6] Более подробно о задачах оперативных штабов см.: Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., Издательство «Щит – М», 1998, с. 268 и др.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Роль, задачи и функции ОШ

Оперативный штаб (ОШ) является основным органом управления и

предназначен для руководства служебно-боевой и повседневной деятельности. Свою работу штаб осуществляет на основе решений руководителя ОШ, которому он подчинен, а также на основе решений вышестоящего органа. Он обязан строго и неукоснительно проводить их в жизнь.

Основными задачами ОШ являются:

-сбор, обобщение и анализ поступившей информации, подготовка материалов для оценки обстановки и выработка предложений для принятия решения руководителем ОШ;

-подготовка распорядительных документов;

-организация исполнения отдаваемых руководителем приказов и распоряжений, осуществление контроля за их практической реализацией;

-управление силами и средствами, обеспечение согласованности действий привлекаемых сил и средств ОВД и ВВ при проведении специальных мероприятий.

-члены ОШ и групп, обеспечивающих его работу.

Структура и персональных состав, должностные обязанности членов

ОШ определяют начальником соответствующего ОВД и объявляются его приказом.

ОШ должен отличаться высокой слаженностью и быть способным обеспечивать управление в любых условиях обстановки. Это достигается:

его постоянной боевой готовностью; тщательным подбором личного состава штаба и его всесторонней подготовкой; четкой организацией работы и рациональным распределением задач; согласованной работой органов управления со штабами подчиненных, взаимодействующих и приданных подразделений; необходимым материально-техническим обеспечением штабов; широким использованием средств автоматизации и механизации ручного труда. Каждый руководитель обязан: твердо знать основы современной операции (боя), организацию, вооружение, боевую технику своих подразделений и противника, четко выполнять обязанности по занимаемой должности и быть готовым в случае необходимости выполнять

обязанности других офицеров; уметь глубоко анализировать, оценивать и кратко докладывать обстановку, в короткие сроки доводить боевые задачи

до подчиненных; быстро и точно производить необходимые расчеты, объективно расценивать результаты выполненных задач; наглядно, точно и

Читайте также:
Последующая ипотека: что это такое, описание и особенности

полно вести рабочую карту, быстро и качественно разрабатывать боевые документы; уметь эффективно применять средства связи, автоматизации и механизации управления; знать и строго соблюдать требования по обеспечению сохранения государственной и служебной тайны, правила скрытого управления и безопасности связи; постоянно повышать уровень своих специальных знаний, совершенствовать свои практические навыки в штабной работе; владеть методами обучения и воспитания личного состава, укрепления дисциплины.

ОШ возглавляет руководитель органа внутренних дел, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир соединения (воинской части, подразделения) внутренних войск, дислоцированного на территории обслуживания и по согласованию руководителя взаимодействующих органов (заместители руководителей). Заместителями руководителя ОШ также могут назначаться командиры СОБР и ОМОН.

Исходя из оперативной обстановки и масштабов ЧО руководитель ОШ может делегировать свои полномочия или их часть одному из своих заместителей. Если на территории субъекта РФ находятся несколько самостоятельных подразделений ОВД и ВВ, общий ОШ возглавляет старший оперативный начальник – Министр ВД, начальник ГУВД, УВД по субъекту РФ (за искл. ОВДРО). Заместители руководителя ОШ, как правило, штатные заместители, руководители взаимодействующих органов, профессионально

представляющие на отдельном направлении (службы, отрасли) или участки работы руководителя ОШ и штаб в целом. Заместители разрабатывают предложения в решение руководителя штаба на представляющие действия.

Заместители опираются в своей работе на членов ОШ по направлениям деятельности. Персональный состав членов ОШ определяются его руководителем исходя из количества направлений предстоящей работы и личной подготовленности сотрудников. Членами ОШ по взаимной договоренности могут назначаться руководители отраслевых подразделений органов внутренних дел, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, силы и средства которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания.

Последовательность действий руководителя ОШ, его заместителей и

членов определяется исходя из общих положений работы с учетом особенностей возникновения ЧО, местных условий и конкретных задач,

решаемых при ЧО. При получении данных о возможном возникновении ЧО

руководитель ОШ обязан:

· организовать сбор и уточнение информации о времени, месте и характере ЧО;

· оценить и спрогнозировать возможный ход развития ситуации;

· отдать предварительные распоряжения на приведение сил и средств к действиям;

· уточнить расчёты и решения (или принять новое) на действия при возникновении ЧО;

· организовать управление группами служебно-боевого порядка;

· обеспечить взаимодействие с вышестоящим ОШ, а также с иными привлекаемыми органами исполнительной власти при привлечении их сил и средств;

· информировать руководство соответствующих органов внутренних дел о складывающейся обстановке, подготовить предложения и расчеты для принятия решения;

· организовать оформление решения руководителя ОШ, довести их до личного состава и обеспечить контроль за их реализацией;

· при необходимости организовать перегруппировку сил и средств, их оперативно-служебное, служебно-боевое применение;

· подготовить донесение в вышестоящий ОШ (орган внутренних дел).

В последующем руководитель ОШ обеспечивает принятие управленческих решений, их доведение до исполнителей, сообразуясь со складывающейся обстановкой, и управляет силами и средствами в ходе выполнения задач по ликвидации последствий ЧО. ОШ в ходе выполнения оперативно-служебных (служебно-боевых) задач в условиях ЧО:

· обеспечивает непрерывное управление, устойчивую и своевременную связь с подчиненными подразделениями и взаимодействующими органами;

· осуществляет сбор сведений об обстановке, анализирует поступающую нформацию и готовит предложения руководителю ОШ по использованию (перегруппировке) сил и средств;

· принимает меры к обеспечению подчиненных подразделений необходимыми материально-техническими средствами;

· готовит донесения о ходе и результатах выполнения задач;

· доводит принимаемые решения руководителем ОШ до личного состава и контролирует их выполнение;

· поддерживает взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

· информирует взаимодействующие органы об изменении обстановки и необходимости проведения дополнительных совместных мероприятий.

Для обеспечения деятельности ОШ создается рабочий аппарат, состоящий из групп по направлениям деятельности. Численность групп, их состав определяется объемом проводимой работы, уровнем личной подготовки сотрудника, технической оснащенностью. Как правило создаются:

· Организационно – аналитическая группа;

· Группа криминальной полиции;

· Группа оперативно-розыскной информации (обобщение информации);

· Группа взаимодействия со СМИ;

· Оперативная группа подвижного пункта управления (вспомогательного ПУ);

· Группа связи (узел связи);

· Группа режима и делопроизводства.

Читайте также:
Представление прокурора: что это такое, описание и особенности

Основными задачами рабочего аппарата являются постоянный сбор, обобщение, анализ и предварительная оценка информации об обстановке, подготовка предложений в замысел решения руководителя ОШ, оформление решения, подготовка соответствующих проектов распорядительных документов ОШ.

Непосредственную подготовку ОШ к работе организует его руководитель рабочего аппарата и его заместители. ЦОУ (центр оперативного управления) разворачивается непосредственно в здании органа внутренних дел, как правило, вблизи помещений дежурной части.

В состав ЦОУ входит:

· зал оперативного управления,

· специализированное помещения для специалистов связи

· специализированное помещения для представителей

· комната руководителя ОШ

· комната отдыха для членов ОШ и др. помещения.

Запасный пункт управления предназначен для повышения устойчивости и непрерывности управления в случаях выхода из строя основного пункта управления. В период функционирования основного пункта управления с запасного ПУ могут решаться отдельные задачи управления. Для управления группировкой СиС в районе ЧО, руководство СиС при проведении СО так же может разворачиваться ВПУ (вспомогательный на базе спец автомобилей КШМ).

Задачи и функции оперативных штабов органов внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях

Как было уже отмечено, одной из отличительных особенностей действий органов внутренних дел в особых условиях является создание новой системы управления силами и средствами. Система управления при действиях в особых условиях – это комплекс органов управления, предназначенных для эффективного управления в особых условиях, который составляют: оперативные штабы органов внутренних дел (оперативных зон); штатные штабы воинских частей; а также штабы других органов (подразделений), привлекаемых к действиям в особых условиях.

Объективная необходимость вышеназванной системы обусловлена сложностью выполнения задач при быстром и резком изменении оперативной обстановки, концентрацией сил и средств, принадлежащих различным отраслевым службам, особой группировкой данных сил и средств, что вызывает необходимость координации их действий, а также осуществлением в короткие сроки большого объема управленческих функций. В данной обстановке требуются максимальная централизация управления, быстрые подготовка, принятие и реализация решений.

Наиболее полно отвечают этим требованиям оперативные штабы, которые предназначены для организации и управления привлекаемыми в установленном порядке силами и средствами при выполнении задач в особых условиях. Работа оперативных штабов регламентирована нормативными правовыми актами, в которых определены: цели, задачи, функции, организационная структура, содержание деятельности в чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, а также при введении правового режима чрезвычайного положения, и в условиях военного времени.

Оперативный штаб – это орган межотраслевого управления силами и средствами органов, учреждений, образовательных учреждений профессионального образования МВД России, соединений (воинских частей) внутренних войск МВД России при выполнении задач в особых условиях. В соответствии с нормативными актами МВД России оперативные штабы создаются в МВД, МУ ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, оперативных зонах, территориальных органах внутренних дел.

В необходимых случаях может быть создан объединенный оперативный штабмежведомственный орган управления, предназначенный для координации действий органов, учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, соединений и воинских частей Министерства внутренних дел России, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны Российской Федерации.

В исключительных случаях может создаваться совместный оперативный штаб – орган оперативного управления силами и средствами МВД России и ФСБ России. Он создается, например, при угрозе жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов при попытке насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, межнациональных конфликтах, блокаде отдельных местностей.

Основные направления работы оперативного штаба зависят от возникновения или наступления особых условий. В связи с этим они решают следующие главные задачи: обеспечение непосредственной подготовки сил и средств к действиям в особых условиях; управление силами и средствами при наступлении данных условий; обеспечение ликвидации последствий особых условий и осуществление мер по стабилизации обстановки.

В развитие этих целей и задач оперативные штабы органов внутренних дел осуществляют анализ оперативной обстановки и прогнозирование возникновения возможных негативных явлений, которые могут вызвать особые условия. На основе данных специализированных прогнозов осуществляется разработка и постоянное совершенствование планов действий в особых условиях, организуется выполнение предупредительно-профилактических мероприятий по предотвращению негативных проявлений криминального характера, а также обучение, моральная и психологическая подготовки личного состава. Кроме этого, на штабы возлагаются функции организации всестороннего обеспечения личного состава оружием, специальными средствами, снаряжением, транспортом, средствами связи, бытовым и медицинским оборудованием. Они осуществляют постоянный контроль состояния готовности сил и средств к действиям в особых условиях, организуют проверку состояния готовности нижестоящих органов внутренних дел к действиям в особых условиях и оказание им необходимой помощи.

Читайте также:
Радиационный фон: что это такое, описание и особенности

При возникновении же особых условий данные оперативные штабы осуществляют непосредственное управление задействованными силами и средствами. Они вводят в действие соответствующий план, приводят в готовность силы и средства, развертывают пункты управления и связи, осуществляют сбор и анализ информации об обстановке, вырабатывают решения на развертывание и порядок действий сил и средств и организуют их взаимодействие. Обо всех своих действиях оперативные штабы информируют вышестоящие органы управления, а также осуществляют контроль исполнения принятых решений.

В процессе ликвидации последствий особых условий и осуществления мер по стабилизации обстановки оперативные штабы разрабатывают мероприятия по недопущению повторных негативных проявлений, организуют и проводят изучение и расследование причин и условий, вызвавших происшествие, осуществляют анализ проведенных органами внутренних дел и привлеченными силами действий и мероприятий. Штабы готовят также отчеты и информации в инстанции и осуществляют информирование населения о происшедшем и действиях органов внутренних дел.

Центральное место в управлении оперативным штабом в особых условиях занимает его руководитель (начальник). Являясь одновременно руководителем органа внутренних дел и старшим оперативным начальником, он сосредоточивает управление в своих руках, направляя усилия всех соисполнителей на достижение общей цели.

Членами оперативного штаба, ответственными за деятельность его групп, назначаются, как правило, руководители отраслевых служб органов внутренних дел (сотрудниками уголовного розыска, патрульно-постовой службы полиции, ГИБДД и др.). Число членов оперативного штаба и специальных оперативных групп варьируется в зависимости от обстановки, вида и характера решаемых задач, уровня иерархии в системе оперативных штабов МВД России, имеющихся сил и средств (возможностей). Члены штаба, каждый по своей линии, выполняют обязанности, по подготовке решений руководителя штаба.

Основными обязанностями членов оперативного штаба являются: сбор, обработка и анализ информации об обстановке, разработка предупредительно-профилактических мероприятий и мер по пресечению криминальных проявлений, совершаемых в особых условиях. Рабочий аппарат оперативного штаба формируется на базе структурного штабного подразделения (штаба), которое усиливается за счет представителей всех самостоятельных подразделений и служб и может состоять из групп: организационно-аналитической, связи и автоматизации управления, обеспечения, защиты личного состава.

Большое значение для эффективности работы оперативного штаба имеет деятельностьорганизационно-аналитической группы.Она обобщает информацию всех служб (членов) штаба, разрабатывает схему информационного обеспечения его деятельности, готовит и докладывает руководителю оперативного штаба предложения и проекты решений по урегулированию обстановки; ведет рабочую карту, журнал действий и отданных руководителем распоряжений.

Группа связи и автоматизации управления осуществляет разработку схем связи, устанавливает и поддерживает устойчивую связь между оперативным штабом, группировкой МВД, ГУ МВД. УМВД, ОМВД и приданными силами с учетом тактико-технических данных средств связи и условий несения службы.

Группа обеспечения готовит предложения и организует работу по обеспечению личного состава табельными материально-техническими средствами, средствами защиты, обороны, дозиметрического контроля и приборами разведки, сменным обмундированием, специальным транспортом, горюче-смазочными материалами, продовольствием, жильем и необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.

Особенности содержания работы оперативных штабов в особых условиях обусловлены обстановкой (обстоятельствами), вызвавшими эти условия.

Имеющийся опыт деятельности органов внутренних дел в особых условиях убедительно свидетельствует о том, что решающими факторами, обеспечивающими эффективность данной деятельности, являются: степень готовности органов управления и служб к функционированию в чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях; отработанное взаимодействие между различными формированиями органов внутренних дел, а также между ними и иными органами государственной власти, приданными силами; органами местного самоуправления, психологическая готовность личного состава к работе в особых условиях. Эффективность управления во многом зависит также от профессиональной подготовки кадров и, прежде всего, руководителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: