Ордерный коносамент: что это такое, описание и особенности

Коносамент – что это такое?

Один из популярных и выгодных видов доставки товаров для внешнеэкономической деятельности – морские перевозки. Первоначально во время транспортировки по морю большое количество груза не доходило до получателя – реализовывалось, закладывалось и т.д. Для того чтобы защитить интересы грузоотправителя, в логистике был введен специальный документ – коносамент, который до сих пор является обязательным к предъявлению при осуществлении морских перевозок. Поговорим подробнее о том, что это за бумага, каковы ее разновидности и функции, а также расскажем, как правильно оформить коносамент.


Коносамент – что это?

Коносамент – вид товарораспорядительного документа, используемый во внешней торговле, удостоверяющий наличие договора о транспортировке товара между грузоотправителем и перевозчиком. Если сформулировать простыми словами, что это такое – по сути, это оформленная официально расписка. Она выдается морской транспортной компанией владельцу груза о том, что перевозчик получил товар и обязуется доставить его получателю.

Коносамент является документом, подтверждающим право держателя распоряжаться грузом. Оформляется на специальном бланке перевозчиком и вручается грузоотправителю только после отгрузки товара, то есть, является и своеобразным актом приема-передачи. Понятие коносамента, правила оформления и реквизиты отражены в Кодексе торгового мореплавания России.

Функции коносамента

Коносамент – это документ, который имеет многоцелевое назначение, так как выполняет несколько функций.

  • Свидетельство (расписка) о том, что перевозчик получил груз от владельца, с описанием состояния товара – количества, наличия или отсутствия внешних повреждений. В случае возникновения спорных вопросов коносамент будет являться доказательной базой. Если груз поврежден, на лицевой стороне коносамента делается пометка.
  • Подтверждение факта заключения контракта между грузоотправителем и транспортной компанией. Сам по себе коносамент не может заменять договор, так как документ подписывается в одностороннем порядке перевозчиком. Однако основные условия контракта в нем прописываются.
  • Предоставление права на распоряжение транспортируемым грузом. По сути, коносамент – оборотный документ: его можно при перевозке продать, передать на определенных условиях, купить. При этом груз получит уже новый владелец коносамента.
  • Источник сведений о транспортируемом товаре. В документе описано количество груза, наличие или отсутствие повреждений – для транспортной компании это хороший стимул отслеживания условий перевозки. Например, при обнаружении грузополучателем поврежденной в ходе перевозки упаковки, последний имеет право требовать возмещения ущерба.
  • Товаросопроводительный документ, на основании которого груз передается получателю.

Виды коносаментов

В практике международной торговли применяются различные типы коносаментов. Классификация разновидностей зависит от предъявителя документа, маршрута перевозки, наличия отметок относительно состояния груза, типа транспортировки, сроков доставки товара. Представляем основные виды коносаментов.

Общее разделение: оборотный и необоротный

Все коносаменты подразделяются на два общих типа. Оборотный тип (negotiable bill of lading) является ценной бумагой, так как дает возможность владельцу распоряжаться товаром, находящимся еще в пути, до прибытия в порт. Такой коносамент можно передавать третьим лицам – продавать, покупать и закладывать в банке, то есть груз по пути следования превращается в объект товарно-денежного оборота. Отсюда и вытекает название ценной бумаги.

Гораздо чаще в практике используется необоротный тип коносамента (non-negotiable bill of lading), который фиксирует получателя товара сразу как единственного правообладателя груза. Передача такого документа третьему лицу невозможна. К необоротным относятся именные коносаменты в связи с тем, что в документе указывается имя получателя груза.

Ордерный

К оборотному типу относят ордерные (to-order bill of lading) коносаменты. Такой документ оформляют, если грузоотправитель или получатель передают право третьему лицу на получение груза, причем изменяться владелец за время следования товара может не один раз. На обороте бланка документа проставляется передаточная надпись (индоссамент) с указанием лица, которому передается право получить товар. В связи с тем, что владельцы груза могут за время перевозки меняться не один раз, индоссаментов может быть несколько. Получателем будет тот, чье имя указано в последней записи.

Именной

Этот тип ценной бумаги (straigth bill of lading) оформляется исключительно на конкретное юридическое или физическое лицо, здесь же указывается точны адрес доставки товара. Передача именного коносамента (а значит, и груза) иному получателю невозможна.

На предъявителя

Коносамент (bearer bill of landing), где реквизиты получателя не указываются: груз будет выдан в порту тому, кто предъявит этот документ. На практике такие документы используются весьма редко, так как любое лицо, имеющее такую бумагу, является законным грузополучателем.

Океанский

Этот вид коносамента (Master Bill of Lading) еще называют основным, главным. Такой документ выдает морская линия, осуществляющая транспортировку. Оригинал наделяет правом получить груз в точке прибытия. По номеру океанского коносамента можно отследить перемещение товара на сайте морской линии-перевозчика.

Линейный

Линейную форму (liner bill of lading) используют при регулярных морских перевозках на судах, которые следуют по одному установленному маршруту и постоянному расписанию, останавливаясь в определенных портах. Коносамент свидетельствует о том, что товар был принят на борт, перевозчик отвечает за товар с момента погрузки до доставки получателю.

Домашний

Домашний коносамент (home bill of lading) оформляется для того, чтобы избежать проблем, связанных с перевозкой груза. Основные причины составления этого документа:

  • необходимость скрыть сведения о получателе и маршруте транспортировки груза;
  • оказание отправителем или перевозчиком услуг, не относящихся к сфере морской логистики;
  • фрахтователь не желает раскрывать клиенту владельца транспорта;
  • коносамент нужно оформить раньше момента отгрузки.

Чартерный (или фрахтовый)

Чартерный коносамент (chartered bill of lading) оформляют, если товар перевозят на основании договора фрахтования (судно нанимают на определенный период времени или рейс). Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно или его часть для груза. Чартерный коносамент оставляется для нерегулярных перевозок и не считается основанием для оформления контракта о морской перевозке.

Читайте также:
О лицензировании: что это такое, описание и особенности

Прямой

Этот тип коносамента используется при прямой транспортировке – от одного пункта в конечный, без перевалки в других портах.

Сквозной/мультимодальный

Коносамент сквозного типа (through bill of lading) или мультимодальный (multimodal transport bill of lading) составляется, если перевозка мультимодальная –перемещение груза на нескольких судах или с привлечением других видов транспорта (авто или ж/д). Такой документ использовать удобнее, чем составлять отдельные контракты с каждым транспортировщиком на всех этапах. Доставка груза считается выполненной, когда последний перевозчик передал его получателю.

Фидерный

Если товар транспортируется не прямым маршрутом, а через промежуточный порт со сменой судна, оформляется фидерный коносамент (short bill of lading). Такое возможно, например, если в порту отгрузки товара не работают суда транспортной компании-перевозчика. Во время погрузки на другой борт локальный перевозчик оформляет отдельный – фидерный документ.

Чистый

Обычно в чистом коносаменте (clean bill of lading) указывается, что товар находится в удовлетворительном состоянии, в нем отсутствуют пометки или оговорки о дефектах груза или повреждении упаковки.

«Нечистый» (с оговорками)

Этот вид коносамента (claused bill of lading) содержит записи (оговорки) на оборотной стороне бланка о повреждении тары, видимых дефектах товара, несоответствии груза описанию и т.п. Такую бумагу примут в банке при условии, что по договору для оплаты допустимы указанные пометки или оговорки.

Коносамент на погрузку и бортовой

Если товар уже передан перевозчику, но еще не помещен на транспорт, составляется коносамент на погрузку (received for shipment). Бортовым коносаментом (shipped) удостоверяется факт погрузки товара на судно, он оформляется, когда продукция уже находится на борту.

Береговой

После приемки товара от грузоотправителя, но еще до погрузки на судно оформляется береговой (custody bill of lading) тип коносамента. В это время груз обычно находится на складе транспортировщика. После перемещения на борт в бумаге делается отметка о погрузке, иногда береговой могут заменять бортовым коносаментом.

Сборный (групповой)

Этот вид документа (combined/ collapsible bill of lading) оформляется на несколько грузов, предназначенных для разных получателей.

Если к документу добавляется страховой полис, он может называться застрахованным. Обычно страхуют продукцию, перевозимую в контейнерах. В этом случае коносамент будет выступать как товарораспорядительная бумага и как доказательство, что груз застрахован.

Нужно помнить, что получение груза возможно только по предъявлению оригинала коносамента. Однако при почтовом отправлении возможна задержка или утеря ценной бумаги. Альтернатива – использование услуги телекс-релиза (telex release). После отгрузки товара и оформления коносамента оригинал предъявляется в морской компании, которая, проверив данные, дает разрешение своим представителям в порту назначения выдать товар получателю. На коносаменте ставят штамп, который означает, что документ сдан (surrendered Bill of Lading).

Порядок работы с коносаментом

Перед тем, как начинается работа по составлению коносамента, грузоотправитель (или его доверенное лицо) составляет в нескольких экземплярах погрузочный ордер, в который включены данные о перемещаемом товаре:

  • название судна;
  • наименование товара, маркировка груза, его количество;
  • тип упаковочной тары;
  • данные (наименования и адреса) грузоотправителя и получателя);
  • сведения о портах погрузки и доставки.

После отгрузки товара капитан ставит подпись на документ, и один из экземпляров ордера становится штурманской распиской, которая подтверждает факт погрузки продукции на судно. Выдача коносамента грузоотправителю осуществляется в обмен на расписку.

Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам

Для оформления документа используются специальные фирменные бланки (ниже можно ознакомиться, как выглядит документ). Реквизиты вносят методом печати в предназначенные для них соответствующие графы. Вся информация – характеристики груза, сведения об участниках контракта, дате доставки – должна быть полностью идентичной с данными, указанными в остальных документах. Тот, кто оформляет коносамент, должен знать, как заполнять его правильно и учитывать следующее:

  • любые ошибки в заполнении могут стать причиной срывов срока поставки груза;
  • все обязательные реквизиты и расположение каждого из них, независимо от маршрута следования товара и перевозчика, остаются неизменными;
  • грузоотправитель может являться и производителем, и продавцом товара;
  • если груз имеет специфические характеристики (ценность, хрупкость, опасность и пр.), это обязательно нужно указать в коносаменте;
  • каждому экземпляру присваивают оригинальный номер для его идентификации;
  • некоторые графы документа можно не заполнять, если они не играют роли для конкретного перемещаемого товара или условий перевозки;
  • на каждом экземпляре стоит надпись «ORIGINAL», а на копиях документа – отметка «COPY».

К чему приводит неправильно заполненный коносамент?

Правильное заполнение коносамента – дело непростое. Для того, чтобы избежать проблем, нужно отнестись к процессу внимательно и ответственно. Неправильное заполнение документа может привести к серьезным последствиям:

  • задержке таможенной очистки груза;
  • излишним финансовым расходам на исправление данных;
  • затягивание сроков выгрузки товара в порте назначения;
  • выплате компенсации судна за простой из-за задержки;
  • товар может прийти в негодность.

Образцы коносаментов

Здесь приведены примеры заполнения бланков коносаментов на русском и английском языках, которые вы сможете скачать.

Большой опыт работы в сфере ВЭД, доскональные знания таможенного законодательства дают право нам утверждать: ваш груз будет оформлен и доставлен в оговоренные сроки и без лишних финансовых расходов.

Коносамент

Коносамент (фр. connaissement, англ. сonsignment , B/L, BOL) – документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Важнейшим свойством коносамента является то, что реализация прав, заключенных в этой бумаге, возможна только при физическом предъявлении оригинала или оригиналов. Копии документа, электронная или любая другая форма не имеют никакой юридической силы.

Читайте также:
Официальная инкорпорация: что это такое, описание и особенности

Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар, это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки.
Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом.
Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания.
Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.

Обязательные реквизиты коносамента:
Предоставляется:

Вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии):

  • Наименование перевозчика.
  • Порт погрузки. Графа: «Port of Loading».
  • Число оригиналов коносамента. Графа: «Number of Original».
  • Дата и место выдачи коносамента.

Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • подтверждение договора перевозки груза;
  • товарораспорядительный документ;

Коносамент может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Типы коносаментов:

  • линейный коносамент (linear B/L);
  • чартерный коносамент (charter B/L);
  • береговый коносамент; (custody B/L)
  • бортовый коносамент; (on board B/L)

Линейный коносамент (linear B/L) – документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент (charter B/L) – документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Как линейный, так и чартерный коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом – добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.

Береговой коносамент (custody B/L) – документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент (on board B/L) – документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

В коносаменте, как ценной бумаге, должны быть определенные обязательные реквизиты: сведения о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу. Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.

Именной – когда в графе «Consignee» указан получатель груза.
Предъявительский – используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.
Ордерный – когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами “по приказу” – “to order” в графе “Consignee”. Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается “по приказу отправителя”.

Виды коносаментов:

  • Именной коносамент (straight B/L);
  • Ордерный коносамент (order B/L);
  • Коносамент на предъявителя (bearer B/L)

Именной коносамент (straight B/L) – когда в графе «Consignee» указан получатель груза. Это ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя.

Ордерный коносамент (order B/L) – когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» – «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается “по приказу отправителя”. Это ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

Коносамент на предъявителя (bearer B/L) – документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его. Используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.

Читайте также:
Национальный режим: что это такое, описание и особенности

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся.

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп $)>$ и груз $$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, $>$ и $>$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).

Что такое коносамент и как его правильно оформить?

С егодня многие люди задействованы в сфере морской транспортировки грузов. Если человек обратился в транспортную компанию, которая занимается морскими перевозками, и передал ей свой груз, то транспортная компания обязана выдать владельцу специальный документ — коносамент. Что собой представляет коносамент? Какие бывают разновидности этого документа? И как правильно заполнить эту ценную бумагу? Ниже мы рассмотрим эти вопросы.

Что такое коносамент?

Коносамент — это ценная бумага, которая выдаётся перевозчиком владельцу груза. Эта бумага подтверждает право собственности на отгруженный товар. Коносамент используется в морской и речной транспортировке, а также когда используются мультимодальные международные перевозки (когда доставка осуществляется несколькими видами транспорта). Фактически данная бумага является обязательством, согласно которому перевозчик обязывается доставить все товары в соответствии с договором о транспортировке.

Оформление и содержание коносамента регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ, а также некоторыми международными соглашениями и конвенциями.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Функции ценной бумаги

Коносамент выполняет множество функций:

  1. Предоставление права на транспортировку и получение товара. Фактически этот документ заменяет собой груз на время транспортировки. После доставки владелец передаёт транспортировщику эту ценную бумагу, а грузоперевозчик передаёт товары законному владельцу.
    Также следует помнить, что в большинстве случаев коносамент является оборотным документом — его можно передать и продать другому человеку, а транспортировщик обязан выдать груз фактическому держателю этой бумаги.
  2. Подтверждение факта заключения договора транспортировки. Перед передачей товаров между владельцем и транспортной компанией заключается договор транспортировки. Коносамент в таком случае подтверждает факт, что груз был передан компании, которая обязалась доставить его согласно договору транспортировки.
  3. Подтверждение основной информации о товаре. В этом документе также содержится базовая информация обо всех товарах, которые будут перевозиться транспортной компанией. Например, может содержаться информация о качестве упаковки. Если же получатель обнаружит, что упаковка была повреждена, то получатель имеет право на получение справедливой компенсации (в случае отказа человек может для защиты своих прав предъявить эту бумагу в суде).
  4. Использование в качестве сопроводительного документа, где содержится вся базовая информация о грузе и участниках сделки (информация о владельце, перевозчике и получателе, данные о транспорте, информация о товарах и так далее). Если окажется, что поставщик нарушил какие-либо условия поставки, то владелец или получатель груза может обратиться с данной ценной бумагой в судебные органы для защиты своих прав.

Виды: на предъявителя и именной, бортовой и сквозной, линейный и ордерный, чистый и домашний

Различают большое количество разновидностей коносамента.

Общее деление такое:

  • Оборотный тип. Свидетельствует о том, что транспортная компания осуществляет доставку, а владелец коносамента может получить товар в случае предъявления. Такой документ можно передать, продать, заложить в банк и так далее (то есть его можно передать в руки третьих лиц).
  • Необоротный тип. Также свидетельствует о том, что владелец этой бумаги является собственником груза, когда сам груз может ещё находится в пути. Документ нельзя передать в руки третьих лиц (то есть его нельзя продать, передать, заложить в банк и так далее).
Читайте также:
Почетное гражданство: что это такое, описание и особенности

В зависимости от фактического получателя различают такие разновидности этой бумаги:

  • Именной коносамент. Выписывается, если получателем является конкретное юридическое или физическое лицо, на имя которого оформлялась эта ценная бумага.
  • Коносамент на предъявителя. Оформляется в том случае, если товары будут передаваться человеку в порту, который предъявит эту ценную бумагу.
  • Ордерный коносамент. Оформляется в том случае, если отправитель или получатель хотят определить третье лицо, которому будут выданы эти товары в случае предъявления этого документа.

В зависимости от схемы перевозки:

  • Сквозной коносамент. Оформляется в случае мультимодальной перевозки (то есть транспортировка морем является лишь одним этапом маршрута, а сами товары в дальнейшем будут перевозиться при помощи других видов транспорта).
  • Прямой тип. Оформляется в случае прямой доставки из одного порта в другой.

В зависимости от наличия специальных пояснений относительно состояния груза и его упаковки:

  • Чистый коносамент. Оформляется в тех случаях, когда груз и упаковка к нему не повреждены, а качественное и количественное состояние товаров соответствует описанию.
  • Коносамент, который нельзя отнести к категории «чистых». Оформляется в следующих случаях — повреждение товаров, нарушение целостности упаковки, фактическое несоответствие товаров описанию и так далее.
    Обычно информация о наличии тех или иных повреждений указывается на оборотной стороне этой ценной бумаги.

В зависимости от текущего местоположения товаров:

  • Бортовой коносамент. Выписывается, если груз уже погружен на морское судно для транспортировки.
  • Коносамент на погрузку. Оформляется, когда груз был уже передан компании, но его ещё не погрузили на морское судно для транспортировки.

В зависимости от типа перевозки:

  • Линейный коносамент. Выдаётся, если морское судно, которое будет транспортировать груз, будет идти согласно предварительно составленному расписанию (при этом судно может останавливаться только в тех портах, которые были заранее оговорены). Если транспортировщик пользуется сторонними экспедиторскими услугами, то в дополнение к линейному может выписываться также и домашний коносамент.
  • Фрахтовый тип. Оформляется в случае нерегулярных перевозок, когда транспортировщик может арендовать другие морские суда для доставки. Что такое договор фрахта подробнее тут.

Правила заполнения

Коносамент заполняется на специальном фирменном бланке при помощи пишущей машинки. Также бумагу можно заполнить на компьютере и распечатать на принтере. Правильно заполненный документ имеет юридическую силу. Обычно его заполняют в 3 экземплярах (по одному экземпляру для владельца, получателя и перевозчика).

Этот документ должен обязательно содержать следующие сведения о грузе, владельце и транспортной компании, которая будет выполнять транспортировку груза морем:

  • Название корабля (не указывается, если не была осуществлена погрузка на борт).
  • Место приёма (страна, город, улица и так далее).
  • Место, куда должен быть доставлены товары (страна, город, улица и т. д.).
  • Название компании, которая занимается перевозкой груза.
  • Полное имя отправителя и его юридический статус.
  • Полное название лица, которое будет получать груз (помните, что это может быть как юридическое, так и физическое лицо).
  • Краткая информация о грузе — название, количество и тип товаров, информация об упаковке, информация об особых свойствах товаров и т. д.
  • Договор фрахта и/или любые другие документы об оплате транспортных и смежных услуг.
  • Точное время и место выдачи.
  • Количество оформленных экземпляров, а также информация о том, кому будут вручены эти экземпляры.
  • Подпись компании или подпись капитана корабля.
  • Некоторая дополнительная информация (в зависимости от типа документа, разновидности транспортировки, наличия особых правил перевозки).

Подведём итоги. Коносамент — это специальный документ, который выписывается перевозчиком фактическому владельцу груза при осуществлении морской транспортировки. Бумага служит доказательством того факта, что отправитель передал товары транспортной компании, а компания обязывается отправить этот груз получателю. Существует несколько разновидностей коносамента (ордерный, сквозной, домашний, чистый, линейный, бортовой и другие). Этот документ выполняет множество функций — подтверждение факта передачи товаров, подтверждение факта заключение договора транспортировки и так далее. При заполнении следует придерживаться определённых правил и рекомендаций, чтобы избежать штрафных санкций.

Какие существуют типы контейнеров для морских перевозок читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

Коносамент — что это и как он работает

Документооборот в сфере грузоперевозок представлен различными формами и назначением. Одной из форм является коносамент. Этот документ относится к регулированию коммерческой деятельности в сфере перевозок по воде. В этой статье мы подробно познакомимся со его нюансами.

1. Что такое коносамент простыми словами

Язык заполнения, как правило, английский.

Появление документа «коносамент» основано на необходимости оформлять договоренности официальным путем в процессе морских перевозок. Является бумагой, регламентирующей факт морской перевозки.

  • На регулирование обращения с грузом второй стороной;
  • На фиксирование перечня обязательств первой стороной перед второй.

Создание данной формы отчётности и её регулирование появилось впервые в 1924 г.

По сути, коносамент – это наименование документа, образованное от французского словосочетания «le connaissement», которое в русском языке можно интерпретировать как товарно-транспортная накладная, используемая на морском направлении. Соответственно, необходима такая бумага при перемещении грузов водным путем.

Читайте также:
Недвижимое имущество: что это такое, описание и особенности

Официальное наименование в международном формате – (BOL). Это документ международного формата, так как любое морское пространство, как правило, принадлежит 2-м или большему числу стран.

2. Коносамент как ценная бумага

Отличительной особенностью такой бумаги является то, что продавать товар либо осуществлять иные коммерческие действия с ним допускается без физического его перемещения. Коносамент регламентирует владение товаром. Это означает, что BOL доступен к покупке, к продаже, и как ценная бумага – подлежит к залогу в банке, передаче или перепродаже третьим лицам. Объявленной ценностью считается стоимость материальных ценностей, описанных в коносамент.

На территории России права и обязанности обеих сторон контролируются Федеральным Законом (ФЗ) №81 Кодекса торгового мореплавания, обновленного 1 марта 2020 г.

3. Судебные разбирательства по коносамент

В случае возникновения судебных прений доказательная ценность BOL между отправителем и перевозчиком является актуальной. В данном случае BOL рассматривается как расписка, а сведения, указанные в нём – предметом судебного спора.

В случае возникновения спорной ситуации, владелец имеет право предъявить претензии к перевозчику. Если претензии имеет получатель товара – направить их имеет право на основании коносамента только поставщику.

4. Применение коносамента

Документ регулирует движение морских грузов. Ранее применялся в данной узкоспециализированной сфере и не имел аналогов. Однако сегодня область его применения расширяется:

  • Комбинированные перевозки, включающие часть перемещения продукта речным путем;
  • Перевозки другими видами транспорта.

В последнем случае документ называют «сквозным». Назначение заключается в следующем:

  • Коносамент служит доказательством возникновения отношений между отправителем и перевозчиком (экспедитором);
  • Подтверждение владением груза, наличие прав на него;
  • Указывает количество, объёмы груза;
  • Служит основанием для выдачи груза получателю по завершении разгрузки с морского, речного судна в порту назначения.

Значительная часть крупных коммерческих экспедиторских компаний, в том числе мешанного типа, пользуется коносаментом.

5. Порядок формирования

Правила формирования бумаги, ее правовая форма утверждаются ассоциацией судовладельцев.

  1. Балтийский морской совет;
  2. Международный морской совет (BIMCO).

Формируется документ между 2-мя коммерческими субъектами.

Коммерческие отношения согласно коносамент включают этапы:

  1. Приём груза от заказчика;
  2. Перечисление данных, необходимых для регистрации товара;
  3. Проведение оплаты по коносамент;
  4. Выдача коносамент заказчику.

Оформляется бумага перед отправлением продукции. Согласно правилам документооборота, создается несколько экземпляров. Регламентом, как правило, предусмотрено 3 основных экземпляра:

  • Для отправителя либо его представителя, его агента;
  • Для конечного получателя продукции;
  • И перевозчика.

Экземпляры представляют собой оригиналы. Соответственно, на бумажном листе проставляется метка – «original». Документ состоит из нескольких подразделов:

  • Информационной части;
  • Правовой части.

Информационная часть заключается в отображении индивидуальных данных сторон договора, которые прописываются в специальных графах.

Коносамент включает следующую текстовую информацию в графах:

  • Индивидуальный номер, сгенерированный в момент начала коммерческих отношений между сторонами;
  • Перечень обязательств сторон;
  • Количество созданных бланков для каждой из сторон;
  • Официальные инициалы сторон;
  • Дату формирования бланка.

Экземпляры представляют собой полный пакет документации BOL. Правовая часть содержит информацию о обязательствах исполнителя доставить переданный товар:

  • В указанное место;
  • Конкретному получателю;
  • И в назначенное время.

Исполнитель несёт ответственность за целостность и сохранность материальных ценностей, а также соблюдения условий транспортировки на период перемещения продукции.

Действителен коносамент на временной интервал, соответствующий процессу перемещения груза. Претензии с использованием коносамент как основы разрешения спорной ситуации между сторонами принимаются через суд.

6. Порядок оформления коносамент

Юридические отношения возникают тогда, когда происходит взаимодействие между отправителем и транспортной компанией. Коносамент оформляется:

  • Как факт возникновения коммерческих отношений;
  • Как факт: перевозчиком – приёмки товара, отправителем – передачи;
  • Как передача ответственности за груз от клиента к экспедитору.

Это своего рода разновидность квитанции, её аналог. Её судовладелец выдать обязан перед работой с грузом. Ответственность за продукт с момента выдачи квитанции принимает с юридической точки зрения на себя экспедитор.

В коносаменте описываются отличительные параметры груза:

  • Наименование компании-перевозчика;
  • Регистрационные данные компании-перевозчика;
  • Наименование ценностей;
  • Количество;
  • Их состояние на момент погрузки (допускается исключение этого пункта);
  • Объём;
  • Вес;
  • Цвет;
  • Наименование судна;
  • Номер рейса;
  • Время отправления, прибытия;
  • Количество контейнеров, если груз размещается более, чем в одном.

Оформляется эта расписка в момент описания материальных ценностей.

7. Обратная сторона документа

На обратной стороне коносамент прописываются положения условий морской перевозки.

На копии коносамент наносится штамп «copy». Дубликаты имеют отличный от оригиналов цвет бумаги. Их число не имеет значения и поэтому его не указывают.

Дубликаты предназначены для сверки информации капитаном судна или третьих лиц.

8. Виды коносамент

Выделяют несколько юридических типов рассматриваемой ценной бумаги:

  1. На предъявителя . Международное наименование – bearer B/L. Не требует отображать официальные данные получателя. Товар имеет право получить тот, кто предъявит оригинал;
  2. Ордерный – этот вид бумаги означает, что материальные ценности передаются получателю, указанному отправителем, по прибытию либо в процессе пути. Суть этого вида сделки заключается в имеющейся возможности у получателя оплатить товар только после фактической его выдачи «на руки» в порту либо после фактического отправления. Так как материальные ценности с момента передачи экспедитору до момента фактической оплаты получателем принадлежат отправителю – допускается ее продажа третьим лицам или залог ценностей по ней. Второе наименование ордерного типа документа в связи с особенностями последовательности движения денег по данному виду сделки называют оборотным;
  3. Именной – оформляется, если материальные ценности получает физическое или юридическое лицо. Полное имя владельца отображается в соответствующей графе документа. Основным условием для возникновения юридической силы этого вида документа является факт оплаты морской перевозки переданного экспедитору груза либо отправителем предъявляется гарантия оплаты;
  4. Линейный – выдается морской линией непосредственно экспедитору;
  5. Чартерный – используется при оформлении нерегулярных перевозок трамповым (небольшим) судном. В этом типе документа появляется термин – фрахтователь. Он может заключать договора с третьей стороной, а судно брать в аренду. Чартерный коносамент не признается банками;
  6. Домашний – правила заполнения в этом типе документа относятся к линейному типу. Но при этом, в одном контейнере допускается размещать материальные ценности от нескольких заявителей на перевозку. Это сборный морской груз. Но получателем назначается в порту прибытия только один человек – агент. Он же является и отправителем. Он собирает подлежащие оправлению товары в один контейнер, описывает и упаковывает их. Именно он далее распределяет грузы среди разных грузополучателей по прибытию и выдает их. Владельцу груза следует внимательно относиться к заполнению информации о грузе. Ошибка в документах задержит отправление контейнера в исходном пункте до полного выяснения обстоятельств;
  7. Сквозной – оформляется при смешанном типе переводок ценностей. То есть, помимо перемещения груза морским транспортом, используется наземный.
Читайте также:
Основание иска: что это такое, описание и особенности

Индоссамент

Индоссамент – передаточная подпись на ценной бумаге (векселе, чеке, коносаменте), подтверждающая передачу всех либо части прав согласно этому документу к прочему лицу.

Индоссамент, как правило, проставляется на обратной стороне ценной бумаги либо на вспомогательном листе (аллонже).

Процедура передачи прав на ценную бумагу

Процедура проведения операции по передаче прав на ценную бумагу производится в присутствии двух сторон.

Первая сторона (индоссант) передает другой стороне все полномочия по использованию векселя или чека, на оборотной стороне которого проставлен индоссамент. По окончании передачи прав это лицо, естественно, теряет возможность оспорить операцию или вернуть ценную бумагу обратно.

Вторым участником процедуры является индоссат. Он становится держателем всех прав, перечисленных в документе.

Отметим, что индоссамент векселя – не единожды возможная смена владельца.

Переводной вексель может менять своих держателей неограниченное число раз. При этом по правилам осуществления торговых операций надписи на обратной стороне проставляются по очереди сверху вниз. То есть, последняя из появившихся заметок указывает на настоящего владельца бумаги.

Требования к индоссаменту

Для того, чтобы рассматриваемая надпись имела юридическую силу, она должна соответствовать определенным требованиям.

Согласно вексельному законодательству, требования к индоссаменту таковы:

Индоссамент не должен содержать в себе перечень каких-либо обязанностей и условий – как по отношению к индоссанту и индоссату, так и касательно третьих лиц. То есть, эта подпись должна быть простой;

Безусловность является вторым критерием признания индоссамента правомочным. То есть, никакие настоящие или будущие события или действия не должны влиять на юридическую силу надписи.

Индоссамент не должен содержать каких-либо объяснений;

Индоссамент должен быть подписан осуществившим его лицом – индоссантом;

Индоссамент должен не иметь возможности являться выборочным;

Индоссамент должен передавать приобретающему вексель все заключающиеся в этом важном документе полномочия. То есть, индоссамент должен передавать все права по ценной бумаге от предыдущего хозяина новому. Тогда надпись называется полной. Если индоссамент переносит не все права, он называется частичным и полной юридической силы не имеет.

Отметим, что все индоссаменты должны быть написаны четко и разборчиво. При этом все оттиски печатей должны быть хорошо видны и полностью соответствовать наименованию юридического лица или индивидуального предпринимателя, представленного в записи.

Ответственность сторон при индоссаменте

При индоссаменте предусмотрена следующая ответственность сторон:

Любое лицо, подписавшее вексель, становится соответчиком по займу и получает право регрессивного требования к абсолютно всем прочим подписавшимся;

Любой подписавшийся может быть привлечён к оплате;

Чтобы избежать солидарной ответственности с должником согласно векселю, необходимо определить особый индоссамент (надпись «без оборота», «без оборота на меня»).

Передача прав согласно векселю происходит не посредством цессии, как у других ценных бумаг, а посредством индоссамента. В данном случае права принимаются через передаточную надпись.

Ограничения прав при индоссаменте

При составлении любого вида индоссамента могут присутствовать оговорки.

Их вправе вносить в текст записи лишь индоссант.

Это, в свою очередь, влияет на его положение в последующей цепочке отношений.

Примечания могут быть следующего вида:

1. Ректо-оговорка. Она имеет вид: «платить только _____Ф. И. О._____ », «платить _____Ф. И. О._____ без права индоссирования», «платить _____Ф. И. О._____, но не его приказу» и т. д. Это довольно распространенные ректо-оговорки. Такие примечания полностью избавляют индоссанта от последующей ответственности перед лицами, в пользу которых выданный вексель может быть индоссирован, но никак не освобождает от обязательств перед непосредственным индоссатом.

2. Вторым видом оговорок является безоборотная. С ее помощью индоссант может полностью исключить себя из будущих отношений по поводу вексельных прав. Она может выглядеть как «платить приказу _____Ф. И. О._____ без оборота на меня». Таким образом, индоссант снимает с себя всю ответственность по платежам и акцептам не только перед сторонними лицами, но и перед индоссатом.

Виды индоссамента

На практике различают следующие виды индоссамента:

– Бланковый индоссамент – это передаточная подпись без указания лица, которому должно быть предъявлено исполнение по векселю. В общем случае бланковый индоссамент соответствует ценной бумаге «на предъявителя». Бланковый индоссамент состоит из одной только подписи (и печати при необходимости) на обратной стороне векселя. При этом векселедержатель может:

заполнить бланк путем проставления своего имени либо путем проставления имени какого-либо другого лица (и тем самым превратить бланковый индоссамент в ордерный индоссамент);

индоссировать вексель с использованием нового бланкового индоссамента либо ордерного индоссамента;

передать вексель третьему лицу без заполнения бланка и совершения индоссамента.

Читайте также:
Муниципальный долг: что это такое, описание и особенности

– Ордерный (именной) индоссамент – передаточная подпись с указанием лица, которому или приказу которого должно быть выполнено исполнение по векселю. В ордерном индоссаменте учтено распоряжение в индоссаменте личности (нового приобретателя векселя), которой передается вексель. В такого рода надпись допускается ввести следующие ремарки:

«Не приказу» (вексель имеет возможность быть отдан только с соблюдением формы и с результатами обычной цессии – решение полномочия условия, поручитель никак отвечает за выполнение должником вексельного обещания, и заимодавец не имеет возможности представить ему правило о плате вексельной суммы).

«Платите (название), но не его приказу».

«Без оборота на меня» (трассант снимает с себя обязательство производить выплаты согласно предоставленной бумаге).

– Препоручительный индоссамент. В этом случае право собственности на вексель не передается, но за держателем ценной бумаги закрепляется право действовать по векселю в качестве поверенного в интересах индоссанта. При этом допустимы следующие формулировки: «К получению», «Как доверенному», «В порядке препоручения», «Валюта на инкассо», «Валюта к получению», «Для получения платежа», «На инкассо». Индоссировать такой вексель можно только в порядке препоручения.

– Залоговый индоссамент. В этом случае право собственности на вексель не переносится. На залоговом индоссаменте допустимо написание таких формулировок: «валюта в обеспечение», «валюта в залог», либо иной формулировки, из прочтения которой становится очевидно, что вексель передаётся в залог.

– Безоборотный индоссамент. В этом случае передаточная надпись содержит оговорку «без оборота на меня» и освобождает индоссанта от солидарной ответственности по векселю.

Оформление индоссамента

Индоссамент должен быть оформлен в письменной форме:

в самом векселе (на противоположной стороне документа, образующего сам вексель),

в добавочном листе векселя, основательно прикреплённом к векселю (аллонже).

Любые иные виды оформления делают индоссамент недействительным.

Индоссамент должен включать данные о индоссате (получателя векселя):

фамилию, имя, отчество физического лица (название юридического лица),

номер расчетного счета.

В случае наполнения бланкового индоссамента (без указания определённого лица, которому передаются полномочия согласно этому векселю) данные сведения указанию не подлежат.

Кроме этого, уполномоченное лицо должно внести правильно оформленную передаточную пометку – в противном случает индоссамент будет считаться недействительным.

Также здесь должна быть подпись (руководителя организации, главного бухгалтера) и печать индоссанта.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Что такое ордерная ценная бумага: объяснение человеческим языком на простом примере

Приветствую, уважаемые читатели! Давайте с вами углубимся в многообразный мир ценных бумаг. Он не ограничивается акциями и облигациями, как многие из вас наверняка думают. Финансовых инструментов на этом рынке столько, что для рассказа обо всех придется написать целую серию статей. А сегодняшнюю я предлагаю посвятить такому интересному виду, как ордерная ценная бумага.

Что это такое и зачем они нужны

Ордерная ценная бумага (ОЦБ) – это ценная бумага, держатель которой определен законным путем как субъект удостоверяемого ею права, когда он последний в непрерывном ряду передаточных надписей.

Их активно используют в хозяйственной деятельности предприятия, организации и компании всех отраслей экономики. Они удобны для быстрого привлечения кредитных средств без услуг банков, для расчетов, упрощенного и быстрого перехода владения на материальные и другие активы.

Виды ордерных бумаг

Документы считаются ордерными, если они имеют специальную форму и подтверждают полномочия указанного владельца на приобретение товаров, услуг или денег. Исходя из этого выделяют несколько видов ордерных инструментов.

Успей воспользоваться удвоением налогового вычета до 31 декабря 2021 г.

Вексель

При этом кредитор может передать в полном объеме права требования по векселю третьим лицам без согласования с должником. Этот финансовый инструмент активно используется для расчетов, в качестве залога, а также для кредитования продавцом покупателя. Кредит в этом случае имеет товарную форму, а покупатель получает отсрочку по оплате.

Популярность векселей объясняется их преимуществами:

  1. Предприятия могут кредитовать друг друга или получать отсрочки платежей без участия коммерческих банков, то есть экономят на оплате комиссий.
  2. Векселя обладают хорошей мобильностью – их быстро можно заложить в банке или продать на фондовой бирже.

На практике выделяют 3 типа векселей:

  1. Простой. Подразумевает обязательство выплатить долг в указанные сроки кредитору, на которого и оформляется ценная бумага. Такой вексель родственен долговой расписке.
  2. Переводной. Иначе называется тратта. В таком ценном инструменте содержится приказ от эмитента, выдающего вексель, плательщику оплатить установленную сумму в оговоренный срок векселедержателю.
  3. Авалированный. При такой сделке появляется третья сторона, например банк, выступающая гарантом (авалистом) по платежам.

Чеки бывают именными – выписанными на конкретного получателя; предъявительскими – на предъявителя; ордерными – выписанными на конкретное лицо, которое может передать их третьему лицу через индоссамент.

Перечень реквизитов, необходимых к заполнению в чеке, прописан в ГК Российской Федерации, форма чека устанавливается коммерческими банками.

Чтобы чек оплатили, его нужно предъявить на инкассо – в том банке, где открыт счет лица, выдавшего этот чек. На банке лежит обязательство проверить чек на подлинность.

Когда плательщик отказывается инкассировать чек, чекодержатель уполномочен предъявить исковое требование любому лицу, несущему обязательства по чеку (чекодателю, индоссантам, авалисту) или ко всем сразу.

Коносамент

Коносамент выполняет ряд функций:

  1. Подтверждает физические права на товар. Законный владелец этого ценного инструмента обладает исключительными правами на товар. Так как коносамент – это ордерная ценная бумага, его можно передать третьему лицу путем индоссамента.
  2. Представляет собой расписку, указывающую на то, что груз был доставлен перевозчику. Поэтому он содержит детальное описание всего товара. Если во время погрузки у товара были выявлены повреждения, то они фиксируются на лицевой стороне коносамента. В этом случае коносамент из «чистого» становится «не чистым».
  3. Свидетельствует о заключении договора перевозки.
Читайте также:
Неподтвержденный аккредитив: что это такое, описание и особенности

Пример ОЦБ

В российском законодательстве выделены такие ордерные инструменты: простой и переводной векселя, чеки, двойное свидетельство товарного склада и коносамент. В других странах, помимо этого, относят к ордерным бодмерейное письмо, циркулярный перевод, купеческий перевод, грузовое свидетельство.

Различие предъявительских, именных и ордерных ценных бумаг

Ценные бумаги классифицируются по многим признакам. Один из них принцип, по которому передается право собственности. Так, различают:

  1. Предъявительские. Ценные бумаги дают все полномочия, содержащиеся в них, своему держателю. То есть на самом бланке данные о конкретном владельце отсутствуют. Это объясняет их популярность в использовании. Чтобы сменить собственника по этим ценным бумагам, достаточно просто вручить их новому владельцу. В качестве примера могу привести чеки на предъявителя и простые складские свидетельства (варранты).
  2. Именные. Выпускаются на определенного владельца. Только он получает все полномочия, обеспеченные этим финансовым инструментом. Самыми известными примерами являются акции и облигации. Передача прав другому лицу по именным ценным бумагам занимает больше всего времени и усилий: нужно оформить специальный договор уступки прав требования – цессию. При передаче прав по именным ценным инструментам владелец несет ответственность только за их действительность, а если новый владелец соберется реализовать свои права по ним, ему необходимо делать все предъявления эмитенту таких ЦБ.
  3. Ордерные. В таких ценных бумагах изначально указывается владелец, который вправе передать их другому лицу. Для этого делается специальная передаточная надпись – индоссамент. Отличительный момент ордерных ценных инструментов: конечный владелец может потребовать исполнения своих прав не только у эмитента, но и у любого лица, вписанного в непрерывную цепочку индоссаментов. Самый известный пример – вексель.

В чем разница индоссамента и цессии

Предлагаю выяснить, что такое индоссамент и цессия, каковы их особенности и отличия.

Главные аспекты индоссамента – безусловность и полнота. Он не зависит от того, наступит ли какое-то событие или совершится ли какое-то действие. По индоссаменту нельзя передать только часть полномочий.

Если индоссамент сделан без указания данных лица, которое становится новым владельцем, а стоит только подпись предыдущего собственника, – это бланковый индоссамент. Если же данные нового владельца указаны, то это ордерный индоссамент.

Чтобы ценная бумага была оплачена, ряд индоссаментов на ней должен быть непрерывным, а последний владелец должен подтвердить свою легитимность.

Цессия – это переуступка прав требования по долговым обязательствам. Лицо, передающее права – цедент, а тот, кто их получает, – цессионарий. Заключенный договор цессии предусматривает передачу одним кредитором права требовать с должника выполнения обязательств другому кредитору.

Теперь перейдем к основным отличиям этих двух понятий.

Чтобы индоссамент считался действительным, достаточно одной подписи лица, передающего свои права. Для договора цессии обязательны подписи обеих сторон – передающей права требования и принимающей их на себя.

Индоссамент выполняется исключительно на обратной стороне ЦБ или на аллонже. Для цессии законодательно не установлено четких требований к оформлению. Таким образом, цессия может быть выполнена в любой не запрещенной законом письменной форме.

Так как цессия представляет собой сделку, то она должна быть именной, то есть совершенной в пользу четко установленного лица. Индоссамент бывает как односторонним, так и именным.

И главное, чем отличаются индоссамент и цессия: все подписавшиеся индоссаты автоматически становятся соответчиками по обязательствам и могут требовать регресса ко всем, кто поставил свои подписи.

Допускаются ли законодательствами разных стран иные виды ордерных бумаг, кроме урегулированных в законе

Законодательство разных стран по-разному регламентирует вопросы о возможности оборота других ордерных ЦБ, кроме тех, что разрешены законом.

Франция

Во Франции ордерными признаны простой и переводной векселя, чеки, коносамент, складское и залоговое свидетельства товарных складов, варранты. На основании имеющейся практики судопроизводства разрешается передача с соблюдением порядка индоссамента ордерных инструментов, не урегулированных законодательными актами.

Италия

В Италии законодательно допускаются к обороту в качестве ордерных ценных бумаг векселя, чеки, коносаменты, накладные, складские и залоговые свидетельства. Не урегулированные в законодательных актах ордерные инструменты разрешены к передаче, как и во Франции, с соблюдением процедуры индоссамента с оговоркой о приказе. Судопроизводство положительно относится к этому вопросу.

Германия

Законодательство Германии не допускает возможности оборота иных ордерных инструментов, кроме тех, что прописаны в законе. Немецкая доктрина считает индоссамент бумаг, не закрепленных в законодательных актах, договором общегражданской цессии.

Швейцария

Швейцарское законодательство считает любую ценную бумагу, где эмитент дает обязательство в конкретном месте и время выплатить установленную сумму с оговоркой о приказе, таковой, что передается по процедуре индоссамента. Еще добавляется, что такие вопросы рассматриваются исходя из норм вексельного права.

Советское законодательство

В советском праве не освещался вопрос, разрешены ли к обращению другие ордерные ценные бумаги, кроме тех, что зафиксированы законодательно. Однако из начал советского законодательства следует свобода договоров. Из этого делаем вывод – создание ОЦБ, не закрепленных законом, все же разрешено. Российская юридическая практика унаследовала это положение вещей.

Особенности передачи ОЦБ

Ордерные ЦБ передаются через специальную надпись – индоссамент. Главное, чтобы цепь передаточных надписей была непрерывной.

Последствия индоссирования векселя неуполномоченным на то лицом

Что будет, если вексель индоссирован неуполномоченным к этому лицом? Легитимен ли векселедержатель, если один из индоссаментов в цепи признан недействительным?

Читайте также:
Представитель налогоплательщика: что это такое, описание и особенности

Предлагаю обратиться к законодательству. Положение о простом и переводном векселе наряду с постановлением Пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов РФ подтверждает: в случае признания одного из индоссаментов нелегитимным остальные подписи лиц в цепочке законную силу не теряют.

Сложнее ситуация, когда вексель индоссирован неуполномоченным на то лицом или с превышением полномочий. Законодательство не имеет четких разъяснений, кто в таком случае является обязанным по векселю – физическое лицо, превысившее полномочия, или все-таки юридическое лицо, от имени которого это лицо выступало.

Основные проблемы обращения ордерных ценных бумаг в России

Обращение ордерных ценных бумаг в Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом и другими нормативными актами. Исследований, посвященных теории ордерных бумаг, в отечественной литературе крайне мало. Поэтому ряд вопросов, которые касаются ордерных инструментов, до сих пор остаются неурегулированными. По этой же причине и судебные органы испытывают сложности в использовании соответствующих законодательных актов.

Теория приобретения права собственности на ордерную бумагу

Вопрос о том, какой факт с юридической точки зрения инициирует возникновение права и обязанности по ОБ, до сих пор дискутируется в теории ценных бумаг. По этому поводу существует много взглядов и гипотез, одна из которых – теория приобретения собственности на бумагу.

Она утверждает, что для возникновения права и обязанности по бумаге нужны две предпосылки: правильно составленная бумага и лицо, отличное от составителя, которое приобрело право распоряжаться ОЦБ.

Надеюсь, после прочтения этой статьи тема ордерных ценных бумаг перестала быть для вас темным и загадочным лесом! Подписывайтесь на мои обновления и обязательно делитесь ссылками на свежие посты с друзьями в социальных сетях!

Индоссамент — правильный способ передать простой вексель

Чтобы успешно осуществить вложение любого рода, кроме стандартного ответа на вопрос о том, куда инвестировать, очень важно иметь чёткое представление о том, как это делать правильно. В худшем случае, даже самая незначительная инвестиция в заинтересовавший вексель легко оборачивается длительными судебными тяжбами. Чтобы произвести получение или передачу прав на простой вексель от одного лица к другому, необходимо удостоверить документ передаточной надписью, которая помещается на обратную сторону векселя. Надпись имеет название — индоссамент. Данная статья расскажет о важных нюансах, возникающих при работе с векселями, и поможет вам разобраться с тем, какие существуют виды индоссамента, как правильно необходимо их оформлять.

Понятие индоссамента

Большинство предпринимателей в процессе взаимных расчётов на протяжение долгих лет используют простой вексель. С помощью векселей рассчитываются за продукцию, услуги. Такая бумага в качестве средства взаимного расчёта иногда меняет владельцев. Процедура перехода ценного документа от лица к лицу сопровождается индоссаментом.

Индоссамент (от лат. буквально — «на спине») – специальная передаточная надпись, расположенная на обороте векселя (иногда она наносится на аллонж – дополнительный лист), ценной бумаги или чека.

Цель данной надписи в том, чтобы удостоверить передачу прав по определённому документу от одного владельца к другому. Сам процесс передачи с использованием этой надписи именуется индоссированием. Индоссант передаёт лист, а индоссат – получает.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Характеристика передаточной надписи на векселе

Во время вексельной передачи (купля-продажа, дарение) может возникнуть новый владелец – кредитор, получающий право на требование платежа по указанному векселю. Новый кредитор назначается посредством перехода к нему прав с помощью индоссамента (упрощённый порядок в сравнении с гражданско-правовым).

Юридическая природа индоссамента подразумевает сделку, в её масштабах индоссант производит передачу индоссату всех прав по векселю. Подобные сделки весьма абстрактны, на них не распространяется интерес судьи, пока должник не докажет, будто мнимому верителю удалось получить чек недобросовестными методами. Цель выдачи векселя пребывает в тени большую часть времени.

Сделка не может считаться недействительной если она совершена:

  • от имени юридического лица тем, кто не уполномочен для этого в силу служебного положения;
  • тем, у кого нет доверенности на её заключение;
  • кто превышает полномочия в процессе сделки.

Подписывающий переводной акт человек, как представитель лица, от чьего имени ему запрещено действовать, а также человек, превысивший полномочия, сам предстаёт обязанным по векселю. Обязанность сгорит, если индоссант подтвердит сделку.

Список индоссаментов не прерывается, независимо от того, есть ли полномочия у индоссантов. Когда акт подписан лицом, не обладающим надлежащими полномочиями, это не влечёт за собой разрыв цепи индоссаментов. Независимо от случая владелец векселя остаётся законным.

Законный владелец ценной бумаги – лицо, чьи права основаны на множестве индоссаментов. Если счёт перешёл по грубой неосторожности, неправомерно, становится возможным его обязательный возврат.

Недобросовестным новый владелец может стать в случае, если он знал об утрате собственником векселя против его воли на момент покупки этого документа. Что касается грубой неосторожности, она возникает в случае незнания приобретателем о факте утраты векселя собственником помимо его воли. Подписав акт, индоссант становится солидарным должником, невзирая на то, что до этого он считался кредитором (держателем).

Особенности содержания индоссамента

Различают два типа передаточной надписи:

  1. Бланковый индоссамент по векселю.
  2. Именная передаточная надпись.

Именная надпись состоит из названия следующего держателя векселя. Внутри бланковой надписи нет наименования следующего приобретателя, она считается подписью индоссанта. Лицом, уполномоченным требовать платежи, использовать данный счёт, может быть только фактический держатель.

Список индоссаментов должен иметь последовательность, согласно которой каждый предыдущий индоссат становится последующим индоссатом. Осуществить передачу ценной бумаги вправе лишь законный держатель, который, в свою очередь, получил эту бумагу по непрерывной цепочке индоссаментов. Не имеет значения, где располагаются передаточные надписи вместе с датой их создания, на векселе или аллонже, для того, чтобы определить непрерывность индоссаментов.

Читайте также:
Новеллы юстиниана: что это такое, описание и особенности

В бланковом индоссаменте предусматривается:

  • заполнение векселедержателем именного бланка;
  • передача всех вексельных прав при помощи бланка непосредственно третьему лицу;
  • передача векселя без заполнения бланка (при этом нет необходимости в совершении индоссамента третьему лицу).

Передаточная надпись осуществляется на пользу:

  • векселедателя;
  • каждого обязанного лица, согласно правилам векселя;
  • плательщика, совершившего акцепт векселя (или нет), что значит акцептованный вексель подробнее здесь.

Все перечисленные лица способны индоссировать бумагу третьему лицу. Есть исключения из общих требований. Эти исключения применимы к порядку передачи вексельных прав. Если на ценной бумаге отсутствует отметка о передаче прав на владение векселем, это не служит причиной для отказа выполнять требования владельца ценной бумаги. При этом должно выполняться условие, что векселедержателем будет доказана законность передачи ему документа.

Ряд исключений из требований составляет:

  • передача векселя по наследству;
  • передача векселя с имуществом компании при продаже;
  • передача бумаги юридическому лицу при реорганизации предыдущего владельца;
  • вынужденная продажа документа с публичного торга;
  • передача ценной бумаги под залог.

Основные виды индоссамента: именной, бланковый, залоговый и препоручительный

Зависимо от документа, на котором есть передаточная надпись, различают несколько видов индоссамента.

  • Именной (ордерный) или «полный» вариант содержит Ф. И. О. следующего владельца бумаги, распоряжающегося оплатой. Это стандартный вид надписи.

Примеры верных записей:

Векселедержатель – Акунина Л. Г. Оплатить приказу Сергеев А. А.

08.08.2017 г. подпись Л. Г. Акунина,

Платить приказу ЗАО «Акунина»

08.08.2017 г. подпись И. А. Кувакин

  • Бланковая передаточная надпись не содержит Ф. И. О. держателя бумаги. Аллонж или задняя сторона векселя обозначены написанной от руки или напечатанной передаточной надписью. Способ широко применяется практически, но законодательством он не указан. Подпись необходимо сделать от руки, она может быть единственным элементом индоссамента.
    Если индоссатом выступает юридическое лицо, то подпись подкрепляется печатью. В редких случаях встречаются формы подписи с надписями в виде «Платите (Ф. И. О. предъявителя) или его приказу», «Оплачивайте предъявителю».

Платить приказу ________

Директор ЗАО «Акунина» подпись И. А. Кувакин

08.08.2017 г. печать

  • Препоручительная передаточная надпись – аналог доверенности для предоставления интересов. Бланк такого векселя должен содержать все прописанные права его владельца. Только владелец вправе получать платёж по векселю с доверенностью или без. Препоручительская надпись создаётся в качестве дополнения («К получению», «В порядке препоручения», «Как доверенному»).

Платить приказу Акунина Л. Г. как доверенному

Директор ЗАО «Акунина» подпись Сергеев А. А.

08.08.2017 г. печать

  • Залоговый (обеспечительный) – используется широко. Новый владелец получает счёт, гарантирующий выполнение обязательств перед ним. Индоссант обязуется исполнять обязательства, но он не получает права использовать эти бумаги.
  • Безоборотный – надпись, которая содержит оговорку «без оборота». Эта ректо-оговорка снимает вексельную ответственность с индоссанта. Оговорки полезны индоссанту, когда он намеревается получить свободу нового владельца. Минус — они не снимают обязательства перед индоссатом.

Принцип оформления

Оформлять индоссамент необходимо чётко и понятно, все печати должны быть качественными и соответствовать названиям индоссатов, чьи Ф. И. О. указывались записью. Любые ошибки и помарки необходимо зачёркивать с помощью ровной линии, а затем переписывать заново. Если эти правила не соблюдать, то запись автоматически будет считаться фальшивой.

Для оформления юридически обоснованной надписи индоссамента необходимо выполнение следующих условий:

  • Отсутствие лишних обязательств для третьих лиц и/или новых и старых владельцев.
  • Безусловность выполнения индоссамента, т. е. отсутствие явлений и событий, имеющих возможность повлиять на юридическую силу надписи.
  • Свидетельство обязано быть полным. То есть полностью передавать права ценной бумаги, иначе надпись будет частичной и не иметь юридической силы.

Передача прав индоссамента производится в письменном виде. Проставление надписи может быть исполнено на обратной стороне векселя, либо на аллонже (добавочном листе, прикреплённом к документу). Для передачи векселя необходима доверенность, только в этом случае он имеет юридическую силу. В одних случаях достаточно лишь подписи держателя векселя, а в некоторых других также необходимы данные индоссата.

Свидетельство может заполняться по-разному, детали зависят от прошлого владельца бумаги, вне зависимости от вида индоссамента. Разнообразные ректо-оговорки используются довольно часто.

Ответственность каждой стороны при индоссаменте

Каждый, кто ставит подпись на ценной бумаге, автоматически превращается в советчика по долговому обязательству и получает регрессивное право требования к другим подписавшимся. В этом заключается основополагающее отличие индоссамента от цессии — любое подписавшееся лицо можно привлечь к оплате.

Поставив надпись вида «без оборота», можно освободиться от солидарной ответственности с вексельным должником. Передаточная надпись обязана быть простой и не обусловленной ничем, она не может зависеть от событий.

Дополнительная информация о понятии индоссата, индоссанта и индоссамента в этом видео:

Недействителен частичный индоссамент, поскольку индоссантом передаются все права в полном объёме, удостоверенные векселем. Вексельное поручение может быть прекращено только в случае, если его уничтожат на бланке. Законом предусмотрена возможность для индоссанта запретить новый индоссамент, чтобы снять с себя ответственность за платежи перед следующими держателями документа.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Аккредитив.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: