Органы дознания: что это такое, описание и особенности

Орган дознания

Органы дознания — согласно п. 24 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Содержание

Перечень органов дознания, предусмотренных УПК РФ

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

  • дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью 1 статьи 322 и частью 1 статьи 323 Уголовного кодекса РФ
  • дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.2, частью 1 статьи 230, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 232, статьей 233 и частями 1 и 4 статьи 234 Уголовного кодекса РФ.

Полномочия органов дознания

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно,

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Непроцессуальные полномочия должностных лиц органов дознания

Ввиду разнообразия выполняемых задач, должностные лица органов дознания выполняют различные функции, обусловленные задачами органа государственной власти, в котором они проходят службу.

Среди должностных лиц органов дознания можно выделить оперуполномоченных – должностных лиц, наделенных полномочиями по раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших, а также лиц, пропавших без вести.

Иные должностные лица органов дознания обладают контрольными и надзорными полномочиями в различных сферах общественных отношений, и, несмотря на свой процессуальный статус, не всегда принимают участие в уголовном процессе.

Подразделение дознания

Подразделение дознания — обособленная структурная единица органа дознания, состоящая из дознавателей, начальника подразделения дознания и его заместителей и предназначенная для производства предварительного расследования по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Начальник подразделения дознания и его заместители помимо полномочий административного характера, также имеют процессуальный статус дознавателя.

Вопрос разграничения категорий «орган дознания» и «подразделение дознания» вызывает серьёзные затруднения у теоретиков и даже сотрудников указанных органов, что вызывает споры по некоторым принципиальным вопросам.

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Орбу, Геннадий Григорьевич
  • Органза

Полезное

Смотреть что такое “Орган дознания” в других словарях:

ОРГАН ДОЗНАНИЯ — ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ … Юридическая энциклопедия

ОРГАН ДОЗНАНИЯ — орган, которому закон разрешает производить расследование в форме дознания (см.: Дознание). К таким органам отнесены: милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений по делам о всех преступлениях, совершенных… … Энциклопедический словарь конституционного права

Орган Пограничной службы оперативный — вид органа ПС РФ, наделенный в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочиями по ведению оперативной (оперативно розыскной, контрразведывательной, разведывательной) деятельности по охране ГГ, внутренних… … Пограничный словарь

Лица, привлекаемые прокуратурой для производства дознания — Лица, привлекаемые прокуратурой для производства дознания[1] (ФРГ) это должностные лица, управомоченные на проведение в ходе дознания отдельных процессуальных действий от имени предписавшей их компетентной прокуратуры, а равно от имени… … Википедия

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ, ПРОКУРОРА — в уголовном процессе РФ документ, который орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, составляют и вносят в соответствующий государственный орган, общественную организацию или… … Юридический словарь

представление органа дознания, следователя, прокурора — в уголовном процессе РФ документ, который орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, составляют и вносят в соответствующий государственный орган, общественную организацию или… … Большой юридический словарь

представление органа дознания — следователя, прокурора в уголовном процессе РФ документ, который орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, составляют и вносят в соответствующий государственный орган,… … Большой юридический словарь

Производство дознания таможенными органами — при наличии признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, таможенный орган возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно процессуального законодательства… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

возбуждение уголовного дела — в РФ начальная стадия уголовного процесса, в которой прокурор, следователь или орган дознания, рассмотрев полученные сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для начала производства по… … Большой юридический словарь

Возбуждение уголовного дела — (англ initiation of proceedings of criminal case) в РФ начальная стадия уголовного процесса, состоящая в мотивированном решении прокурора, следователя, органа дознания или суда начать расследование или рассмотрение дела … Энциклопедия права

Читайте также:
Недвижимые вещи: что это такое, описание и особенности

Органы дознания

Материал из CrimLib.info

Органы дознания

Органы дознания согласно уголовно-процессуальному закону — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

1. В первой группе органов дознания п. 1 ч. 1 комментируемой статьи конкретно обозначены лишь органы внутренних дел, в рамках которых по объему выполняемой ими (органами дознания) процессуальной деятельности на ведущих позициях остается милиция. В отношении других органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился указанием на критерий отнесения их к органам дознания. Таким критерием указывается наличие у соответствующего органа полномочий по осуществлению ОРД. Помимо органов федеральной службы безопасности, таможенной службы и других, на которых традиционно возлагается проведение дознания, сюда же следует относить теперь и подразделения Федеральной службы исполнения наказания (начальники исправительных учреждений, СИЗО).

3. Перечисление должностных лиц службы судебных приставов, видимо, обусловлено различием места деятельности указанных лиц. В их числе учреждения Минюста России, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ.

4. Принадлежность к службе в воинских частях, соединениях, военных учреждениях и гарнизонах обусловила наделение их руководителей (начальников) функциями органа дознания.

5. Путем дополнения комментируемой статьи в число органов дознания обоснованно включены органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

6. Для большинства органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, выполнение функции дознания не является ведущей (или одной из ведущих). В этом смысле особняком стоят органы дознания в системе органов внутренних дел, но и среди них выделяется своей многочисленностью и универсальностью милиция, которая может проводить дознание по делам о преступлениях любой степени тяжести.

7. Часть 2 комментируемой статьи называет лишь основные направления процессуальной деятельности органов дознания. Прежде всего указано, что они проводят дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (т.е. в форме дознания проводится все расследование). При этом к юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки свыше 130 составов преступлений. Кроме того, по письменному указанию прокурора расследование в форме дознания может быть осуществлено и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (см. п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). В то же время по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК (перечень дел о преступлениях, по которым производится дознание), могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150).

8. Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания – выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Ориентируя органы дознания на быстрое их проведение, УПК предписывает, что при наличии поводов для возбуждения уголовного дела и признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (в соответствии со ст. 146 УПК) и проводит неотложные следственные действия (см. ст. 157).

9. Не ограничиваясь установлением органов дознания и их полномочий, законодатель (ч. 3 комментируемой статьи) счел необходимым определить круг должностных лиц, на которых частично возлагается проведение дознания в виде неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении. При этом речь идет о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Статья 40 УПК РФ. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Читайте также:
Обязанность юридическая: что это такое, описание и особенности

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарии к ст. 40 УПК РФ

1. Орган дознания – это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления либо поручения другого органа предварительного расследования.

2. Комментируемая статья наделила полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел, органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения – должностное лицо (командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов и др.).

3. Полный перечень органов дознания – учреждений следующий: органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, органы Министерства юстиции Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.

4. Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения): командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, капитаны морских судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок и главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

5. Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

6. Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками милиции.

7. Милиция в РФ – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. ст. 1, 7 Закона РФ “О милиции”).

8. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (структура криминальной милиции утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 “О подразделениях криминальной милиции” ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2000. N 50. Ст. 4904.

9. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения, милиции вневедомственной охраны, участковые уполномоченные милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач (структура милиции общественной безопасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 “О подразделениях милиции общественной безопасности” ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2000. N 50. Ст. 4905.

10. К органам Федеральной службы безопасности относятся:

– федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

– управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

– управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

– управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

– другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

– авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности (ст. 2 Федерального закона “О Федеральной службе безопасности”).

11. К органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ относятся:

– Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;

Читайте также:
Пожизненная рента: что это такое, описание и особенности

– региональные управления ФСКН России;

– управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации.

12. Компетенция органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ограничена происшествиями, содержащими признаки незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ; склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ; незаконного культивирования запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; незаконных выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

13. Таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

14. Органами Федеральной службы судебных приставов являются ФССП России и ее территориальные органы.

15. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов Федеральная служба судебных приставов – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Данное определение позволяет нам говорить о том, что сам центральный аппарат ФССП России в целом наделен статусом органа дознания.

16. Территориальных органов Федеральной службы судебных приставов восемьдесят три . Это управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующий на территории субъекта Российской Федерации. Соответственно, в каждом субъекте Российской Федерации есть один орган Федеральной службы судебных приставов. Хотя некоторые из них размещены на территории обслуживания другого органа. Так, к примеру, в Москве находится три таких органа. Там помимо Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве территориально расположено Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области и центральный аппарат ФССП России.

См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 9 апреля 2007 г. N 69 “Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов” (ред. от 30 декабря 2008 г.).

17. В системе Федеральной службы судебных приставов имеются также районные, межрайонные и специализированные отделы. Между тем в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов они именуются не органами Федеральной службы судебных приставов, а структурными подразделениями территориального органа ФССП России. Поэтому районные, межрайонные и специализированные отделы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов самостоятельными органами дознания не являются.

18. Начальники органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов сейчас – это директор Федеральной службы судебных приставов и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации. Дознавателями, наделенными полной совокупностью прав и обязанностей, составляющих уголовно-процессуальный статус дознавателя (ст. 41 УПК) в уголовном процессе (органа дознания), являются, прежде всего, работники отделов организации дознания и административной практики территориальных органов Федеральной службы судебных приставов . Руководители таких отделов в уголовном процессе обладают правовым положением начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК).

Приказ ФССП России от 16 февраля 2005 г. N 20 “Об утверждении Типового положения об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов”.

19. Всем остальным должностным лицам, подчиненным по должности названным сотрудникам Федеральной службы судебных приставов, отдельные уголовно-процессуальные полномочия органа дознания могут лишь делегироваться. Однако их подпись на основных процессуальных документах и после этого не приобретет юридического значения. Начальником органа дознания (дознавателем, начальником подразделения дознания) остается тот человек, кто таковым является по закону, а не тот, кому он свои полномочия делегировал.

20. Именно поэтому в настоящее время уголовно-процессуальный статус прежде всего старших судебных приставов, а также старших судебных приставов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ небезупречен. Его наличие вполне может быть оспорено, а составленные и подписанные ими документы – признаны не имеющими юридической силы. Этот момент организационно-правовой составляющей статуса должностных лиц органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов должен учитываться правоприменителями.

21. Уголовно-процессуальной деятельностью занимаются также сотрудники (обычно начальники и оперуполномоченные) исправительных учреждений и следственных изоляторов.

22. Органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы – это соответствующие подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 1 Указа Президента РФ “О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности” ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2001. N 46. Ст. 4348.

23. К органам государственного пожарного надзора относятся:

1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

2) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

3) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

Читайте также:
Правовая статистика: что это такое, описание и особенности

4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений Федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях (п. 3 Положения о государственном пожарном надзоре ).

См.: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 “О государственном пожарном надзоре” // Собр. законодательства РФ. 2004. N 52 (Ч. 2). Ст. 5491.

24. См. также комментарий к ст. ст. 5, 41, 151, 157 УПК.

Общая характеристика органов дознания.

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего образования

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Кафедра конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы»

Реферат
по дисциплине

«Правоохранительные органы и судоустройство на территории Кировской области»

ТЕМА:

«Органы дознания: понятие, задачи и система органов дознания.»

Выполнил(а) студент(ка) 1 курса, группы Юрб 1901-01-00, Красилова Дарья Валентиновна (фамилия, имя отчество) Научный руководитель реферата: Старший преподаватель Ложкина Татьяна Евгеньевна (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

1.Общая характеристика органов дознания. 4

2. Понятие и задачи органов дознания. 7

3. Система органов дознания. 8

Введение.

Дознание в общепринятом смысле этого слова, есть первоначальная или простейшая форма расследования преступлений. Содержанием актов дознания является описание преступных фактов или событий, о которых органы дознания прежде всех других, так сказать по “горячим следам” дознают (т.е получают всеми доступными им способами) сведения об обстоятельствах, при которых совершено преступление.

В наших условиях недостаточности следственного аппарата почти все преступления проходят первоначально через органы дознания. Выше уже было указано, что дознание является первичной формой расследования преступлений. Это определение существенно ограничивает органы дознания от предварительного следствия, и дает возможность уяснить основные задачи дознания. От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объёму и срокам их процессуальной деятельности. У них разный объем процессуальных полномочий. Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. Когда производство предварительного следствия по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Милиция, уголовный розыск и органы ГПУ, обнаружив преступление в процессе своих работ, по охране порядка и безопасности или получив сообщение, жалобу, заявление от потерпевшего или очевидца первыми приступают к расследованию, выясняя состав преступления, собирая доказательства, собирая улики, разыскивая преступника. Большинство уголовных дел начинается с производства дознания.

Значительная динамичность и быстрота действий органов дознания, дают возможность успешнее и скорее провести раскрытие того или иного преступления.

Общая характеристика органов дознания.

Дознание является наиболее простой разновидностью (формой) расследования преступлений. Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляемых специально управомоченными на то административными органами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.
Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия 1 .
С учетом характера совершаемых преступлений, места и времени, а также субъектов преступной деятельности дознание в уголовном судопроизводстве рассредоточено по различным органам государственного управления. В соответствии с ныне действующим законодательством к числу органов дознания относятся:
-Полиция;
– Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений;
– Органы федеральной службы безопасности;
– Начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов;
– Органы государственного пожарного надзора;
– Органы пограничной службы Р. Ф.;
– Капитаны морских судов, находящиеся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
– Федеральные органы налоговой полиции;
– Таможенные органы;

Данный перечень органов дознания, в совокупности с подсудными им делами, приведен в ст. 117 УПК. Он не подлежит произвольному толкованию и может быть изменен только в соответствии с Законом.
Процессуальная деятельность органа дознания основана на уголовно-процессуальном законодательстве и производна от основной функции данного органа. Тем не менее, для одних органов производство дознания непосредственно вытекает из их основных функций, составляет их постоянную обязанность, а для других – носит эпизодический характер. Так, милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению. В то время как деятельность остальных органов дознания Закон ограничивает по различным основаниям:
– по составам преступлений (например, органы государственного пожарного надзора вправе производить дознание лишь по делам о пожарах и о нарушении правил пожарной безопасности.);
– территориальными и погодными условиями (например, производство дознания возлагается на капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании или на начальников зимовок – в период отсутствия транспортных связей с зимовкой. Они выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.);

– субъектами преступлений (например, командиры воинских частей, соединений, военных учреждений проводят дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и т. д.);
Анализируя статью 117 УПК, можно выявить, что уголовно-процессуальный закон в одних случаях при определении круга органов дознания относит к ним руководителей отдельных учреждений (начальников, командиров), а в других – государственные органы (милиция, государственный пожарный надзор, федеральные органы налоговой полиции и т.д.) без указания, какие должностные лица должны вести дознание.
Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.
Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия, принимая по ним любые, предусмотренные законом решения. В этих случаях он руководствуется процессуальными нормами, адресованными как органу дознания, так и лицу, производящему дознание. В тоже время орган дознания в лице его начальника вправе поручить производство дознания по уголовному делу уполномоченному должностному лицу – лицу, производящему дознание. Стоит отметить, что именно с этого момента данное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и суд, прокурор, следователь, на основе ч. 1 ст. 71 УПК оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания, который при поручении расследования преступления должностному лицу, начальник органа дознания сохраняет за собой право контролировать его процессуальную деятельность и так же как и должностное лицо в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания или по его поручению.

Читайте также:
Непосредственная демократия: что это такое, описание и особенности

Организованная преступность: понятие, формы проявления, основные характеристики

Организованная преступность — это форма преступности, для которой характерна устойчивая преступная деятельность, осуществляемая преступными организациями (организованными группами, бандами, преступными сообществами и другими подобными незаконными формированиями), имеющими иерархическую структуру, материальную и финансовую базу и связи с государственными структурами, основанные на коррупционных механизмах.

Многочисленные криминологические исследования различных преступных формирований установили 9 форм организованной преступной деятельности. Криминологи называют такие формы горизонтальной структурой организованной преступности.

Первая форма – это организованные группы, действующие на определенной территории (город, край, область, республика и т.п.). Они занимаются общеуголовными преступлениями, их руководители, пользующиеся авторитетом, лидеры могут быть как ранее судимыми, так и несудимыми.

Вторая форма – это организованные группы, базирующиеся на определенной территории и занимающиеся кроме общеуголовных преступлений, также преступлениями в сфере экономики, обладающие связями с коррумпированными чиновниками. Членами таких групп вместе с дельцами – руководителями кооперативов, малых предприятий, совместных предприятий, государственных предприятий и предприятий иных организационно – правовых форм собственности являются и преступники из общеуголовной среды. Эти группы имеют межрегиональные связи, основанные на экономических и корыстных интересах как коммерческих организаций, так и их руководителей. Руководители групп – авторитетные личности, нередко занимающие ответственные должности в органах власти, как ранее судимые, так и несудимые.

Третья форма – это организованные группы, действующие в местах лишения свободы. Эти группы проводят активную работу среди осужденных по насаждению воровских традиций, организуют совершение преступлений против отбывающих наказание, персонала исправительных учреждений, чтобы в дальнейшем их использовать в преступных целях с помощью угроз, нападений и расправ и подкупа.

Четвертая форма – это организованные группы, предназначенные для совершения преступлений с использованием межрегиональных связей. Группы состоят из жителей разных местностей.

Пятая форма – это организованные группы, так называемые “гастролеры”. Для этих групп характерно совершение преступлений, связанных с выездом в другие местности. Группы имеют связь с местными организованными группами и ворами в законе. Им свойственна следующая преступная деятельность: кражи, грабежи, разбой, вымогательства, убийства.

Шестая форма – это организованные группы, действующие на транспорте. Они совершают преступления общеуголовной направленности, а также преступления в сфере экономики.

Седьмая группа – это организованные группы бандитской направленности. Данные группы имеют вооружение, автомашины, соответствующую подготовку, средства связи, отличаются особой жестокостью. Эти бандитские формирования представляют повышенную общественную опасность.

Восьмая форма – это организованные группы, имеющие международные связи. Такие группы базируются в России, имеют постоянные связи с преступными формированиями, действующими в странах СНГ. Характерный вид преступного промысла этих совместных формирований – кражи импортных и отечественных автомобилей, наркобизнес, металлобизнес, торговля оружием, квартирные кражи и грабежи.

И последняя, девятая форма, – это организованные группы предпринимателей, которые занимаются незаконной деятельностью экономического характера, отмывают деньги через коммерческие и банковские структуры.

В результате своей деятельности мафия проникла во все экономические и социальные сферы, представляющие для неё хоть какой-либо интерес. Такое вмешательство наносит серьезный ущерб интересам государства и общества. Российские криминологи отмечают, сегодня преступные группировки при покровительстве коррумпированных чиновников завозят в Россию для захоронения опасные химические и радиоактивные отходы. Но одной из наиболее распространенных сфер, в которых проявила себя российская организованная преступность была криминально-коммерческая деятельность, так как это был наиболее легкий путь для получения сверхдоходов.

Важнейшими обязательными признаками, характеризующими сущность организованной преступности, являются:

1. Ориентация на систематическое совершение преступлений.

2. Постоянное извлечение доходов.

3. Наличие определенной сферы влияния, контроля или определенной территории, или производственно-отраслевого, управленческого участка.

Указанные признаки внутренне взаимосвязаны и взаимообусловлены. Противоправная цель постоянного извлечения доходов предполагает систематическое совершение преступлений, а для наиболее успешного их осуществления монополизируется какая-либо отрасль или сфера приложения преступных интересов.

Читайте также:
Профессиональный риск: что это такое, описание и особенности

Признаки, характеризующие организованную преступность:

· предумышленное, заранее планируемое преступное поведение;

· сплочение лиц, совершающих преступления, размежевание между ними преступных ролей, иерархическая система взаимоотношений;

· целенаправленная разработка мер защиты от разоблачения и привлечения виновных в совершении преступлений к установленной законом ответственности;

· наличие выраженных организационно-управленческих структур, их иерархия, выделение так называемого ”высшего эшелона”, представители которого выполняют руководящие функции, не имеющие отношения к конкретным преступлениям, что обеспечивает безнаказанность, т.к. их действия остаются за рамками уголовного закона;

· единые нормы поведения и ответственности, т.е. своеобразная ”нормативно – ценностная система;

· наличие общих денежных фондов, инвестируемых в различные сферы преступной деятельности (что обеспечивает сращивание обще уголовной и хозяйственно-корыстной преступности), используемых для подкупа ”нужных” лиц, материальной поддержки членов преступного сообщества;

· монополизация и расширение сфер преступной и иной асоциальной деятельности, кооперация преступных сообществ в различных отраслях хозяйственной деятельности, внедрение на ”черный” рынок товаров и услуг, эксплуатация наркобизнеса, порнобизнеса, проституции;

· создание и стабилизация условий, способствующих дефициту в экономике;

· использование легальных путей для ”отмывания” преступно добытых средств;

· активное распространение преступной идеологии, в том числе и в местах лишения свободы;

· организация моральной и материальной поддержки членов преступного сообщества, оказавшихся в местах лишения свободы;

· отвлечение общества на решение второстепенных (по отношению к организованной преступности) проблем;

· установление нелегальных связей со сферами управления экономикой и охраны общественного порядка.

Организованная преступность как специфическая форма криминальной активности существовала, по видимому, на протяжении всего периода государственности не оставляя “без внимания” ни одно общество. Россия не является в этом отношении исключением. Шайки разбойников коррумпированные чиновничий аппарат вооруженные политические организации, намеревающиеся насильственно устранить существующий режим- все это традиционные формы Российской организованной преступности. Изучение истории показывает, что обострение проблемы организованной преступности и соответственно рост общественного внимания к ней каждый раз связанный с периодами соц. реформ, изменением привычного уклада экономики. Глубина и продолжительность кризиса обычно прямопропорционально распространению и опасности организованной преступности.

Организованная преступность, ее характеристика и предупреждение

Организованная преступность – это сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Эти преступления часто выходят за пределы государственных границ.

Понимание организованной преступности еще меньше определено, чем понимание преступности насильственной, корыстной или экономической. В основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой при осуществлении своей пролонгированной деятельности. Часто организованную преступность определяют и как процесс рациональной реорганизации преступного мира по аналогии с законной предпринимательской деятельностью на законных рынках. Подобная преступная предпринимательская деятельность, преследуя свои цели, принимает участие в таких незаконных видах деятельности, как сделки с незаконными товарами и услугами, монополизация рынка, использование коррупции и запугивания.

Феномен организованности касается не только и не столько совершения конкретных деяний, сколько становления самого преступного формирования, его существования и криминальной деятельности. Совершение одинаковых или разных преступлений является относительно общим делом организованных между собой субъектов (групп), каждый из которых имеет свои функциональные обязанности, «права и полномочия». Словосочетание «коза ностра» (от итал. – наше дело) более или менее точно отражает суть организованной преступности.

Социальная база организованной преступности и спектр ее возможностей в командной экономике социалистического общества в СССР были одни, в переходной экономике Российской Федерации и иных постсоветских государствах – другие, в капиталистических странах – третьи. В СССР организованная преступность, паразитировавшая в основном на плановой экономике, была упрощенной и подчиненной бюрократии; в переходный период она усложнилась и стала более разветвленной, автономной; в капиталистическом мире организованная преступность фигурирует как сложная система самостоятельных специфических субъектов особых рыночных отношений. В строении организованной преступности находят также отражение сфера преступной деятельности, этнические, религиозные, национальные и иные традиционные особенности ее основного места пребывания.

В последнее время наблюдается рост организованной преступности в мире. Эта угрожающая тенденция обусловлена значительными достижениями в развитии технологий и средств связи и беспрецедентным расширением международной коммерческой деятельности, перевозок, туризма. В результате преступность не только расширяется, но и становится доходной.

На международном семинаре ООН по вопросам борьбы с организованной преступностью в г. Суздале (1991) организованная преступность была определена как «относительно массовая совокупность устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения».

Классификация организованной преступности. Существует несколько классификаций организованных преступных групп. Так, эксперты ООН разделяют организованную преступность на несколько видов.

1. Мафиозные семьи, существующие по принципу иерархии. Они имеют свои внутренние правила жизни, нормы поведения и отличаются большим количеством противоправных действий.

2. Профессионалы. Члены подобных организаций объединяются с целью исполнения определенного преступного замысла, эти организации непостоянны и не имеют такой жесткой структуры, как организации первого вида. К группе профессионалов относят фальшивомонетчиков, формирования, занимающиеся кражами автомобилей, вымогательством и т. д. Состав профессиональной преступной организации может постоянно меняться, и ее члены могут участвовать в различных однотипных преступных предприятиях.

3. Организованные группы, контролирующие определенные территории.

Классифицировать организованную преступность можно и по сферам проявления. В частности, выделяют организованную преступную деятельность, реализующуюся в таких сферах, как экономика, управление, социальная сфера. Именно эта классификация, по мнению авторов монографии под редакцией В.С. Овчинского, В.Е. Эминова и Н.П. Яблокова «Основы борьбы с организованной преступностью», призвана сыграть положительную роль в формировании методик раскрытия и расследования организованной преступной деятельности, создании структуры правоохранительных органов, призванных бороться с этим явлением.

Читайте также:
Правовое воспитание: что это такое, описание и особенности

Следующим основанием классификации можно назвать особенности организованной преступной группы. Так, преступные формирования могут:

  • строиться на профессиональной основе и без таковой;
  • использовать должностные возможности членов организованной преступной группы и не иметь таковых возможностей;
  • иметь коррумпированные и иные отличающие организованную преступную деятельность связи и не имеющие их.

Существует также дифференциация организованной преступности по этническим, культурным и историческим связям. Выделение этих типов организованных преступных групп не всегда означает наличие четких границ между ними. Почти каждое организованное сообщество преступников можно рассматривать как носитель множества совокупных признаков. Организованной преступности свойственны быстрое приспособление, адаптация форм ее деятельности к национальной политике, уголовному правосудию и к защитным механизмам различных государств.

Обобщенная характеристика организованной преступности приведена в докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом» (1993). В нем дан перечень признаков, который, по мнению автора, объясняет характер данного явления.

1. Организованная преступность – это деятельность формирований преступных лиц, объединившихся на экономической основе. Экономические выгоды извлекаются ими путем предоставления незаконных услуг и товаров или путем предоставления законных товаров и услуг в незаконной форме.

2. Организованная преступность предполагает конспиративную преступную деятельность, в ходе которой с помощью иерархически построенных структур координируются планирование и осуществление незаконных деяний или достижение законных целей с помощью незаконных средств.

3. Организованные преступные группы имеют тенденцию устанавливать частичную или полную монополию на предоставление незаконных товаров и услуг потребителям, поскольку этим обеспечивается наиболее высокая прибыль.

4. Организованная преступность не ограничивается лишь осуществлением заведомо незаконной деятельности или предоставлением незаконных услуг.

Признаки организованной преступности. Выделяются следующие признаки организованной преступности:

  1. наличие организатора или руководящего ядра;
  2. определенная иерархическая структура, отделяющая руководство от непосредственных исполнителей;
  3. корысть – это общий родовой признак всей организованной преступности в целом;
  4. более или менее четкое распределение ролей (функций), которые реализуются при выполнении конкретных задач;
  5. жесткая дисциплина с беспрекословным подчинением по вертикали, основанная на собственных законах и нормах;
  6. система жестких наказаний, вплоть до физического устранения;
  7. финансовая база для решения «общих» задач;
  8. сбор информации о выгодах и безопасных направлениях преступной деятельности;
  9. нейтрализация и возможное коррумпирование правоохранительных и других государственных органов для получения необходимой информации, помощи и защиты;
  10. профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов, действующих в стране и мире, в целях создания внешней законности своей преступной деятельности;
  11. распространение устрашающих слухов о своем могуществе;
  12. создание такой структуры управления, которая избавляет руководителей от непосредственного участия или организации конкретных преступлений;
  13. совершение любых преступлений при доминирующей мотивации достижения корыстной цели и контроля в какой-либо сфере или на какой-либо территории для той же наживы и безопасности;
  14. политизация преступной деятельности, т. е. стремление членов преступных сообществ к власти или к установлению таких отношений с отдельными представителями органов власти и управления, которые позволяли бы влиять на местную финансово-хозяйственную и уголовную политику с целью расширения масштабов своей преступной деятельности и ухода от социального контроля;
  15. масштабный, межрегиональный или даже международный характер преступной деятельности;
  16. огромный бюджет преступного сообщества;
  17. наличие «зонта безопасности» организованных преступных групп за счет создания структур, обеспечивающих внутреннюю безопасность преступного сообщества (групп вооруженной охраны, боевиков и т. д.);
  18. осуществление криминально-контрольных функций над легальной банковско-коммерческой деятельностью на определенной территории.

Помимо основных признаков, существуют и неосновные черты, к которым можно отнести:

  • отмывание (легализацию) преступно приобретенного капитала через легальные формы коммерческой и банковско-кредитной деятельности;
  • дерзко-насильственные способы осуществления преступной деятельности;
  • проникновение в средства массовой информации и др.

Преступная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет определенные структурные элементы, характеризующие объект, субъект, цели (мотивы), средства, способы и механизмы деятельности и достигнутый результат. Если проанализировать эти элементы организованной преступности с криминалистической точки зрения, то это позволит охарактеризовать преступную деятельность с позиции тех ее признаков, изучение которых служит целям ее раскрытия и расследования. Применительно к организованной преступной деятельности самостоятельными ее элементами, требующими специального изучения, являются и организованная преступная группа, и обстановка, в которой совершается эта деятельность.

Цели и причины организованной преступной деятельности.

Изложенные выше соображения о содержании и признаках организованной преступности указывают на ее главную цель – получение незаконных доходов и сверхдоходов. Однако получение прибыли криминальным способом нельзя считать единственной возможной целью и мотивом организованной преступной деятельности. Ее целью может быть также обогащение и одновременное получение лидерами организованных преступных групп властных полномочий в государственных, хозяйственных и иных органах. Действия отдельных преступных сообществ бывают нацелены и на обострение межнациональной обстановки, создание конфликтных ситуаций в отдельных многонациональных регионах.

На идеологию преступного мира и, естественно, на формирование взглядов и жизненных позиций членов мафиозных структур огромное влияние оказывает сравнительно немногочисленная, но авторитетная, имеющая глубокие корни в преступной среде корпорация «воров в законе», составляющая ядро организованной преступности. Это житейски зрелые люди, имеющие преступный опыт. В основном это опасные рецидивисты. Максимальный их возраст – 50–55 лет, значительно реже – 60 лет и более. Вместе с тем преступный опыт нельзя сравнивать с образованием, он имеет и социальную, и социально-психологическую основу. Криминальные способности, а в некоторых случаях даже талант, помноженные на общение с матерыми преступниками, в том числе в местах лишения свободы, могут создать довольно изощренный тип преступного лидера с большим криминальным будущим.

Читайте также:
Патентная лицензия: что это такое, описание и особенности

По данным криминалистических исследований, главарь, как правило, имеет криминальный опыт, может быть судим. Он является своеобразным генератором преступных идей и взглядов, бескомпромиссным противником, изобретательным, честолюбивым, иногда религиозным. Под маской порядочности он нередко скрывает несправедливость, лживость, мстительность, жестокость. В нужных обстоятельствах он общителен, умеет устанавливать контакты, проявлять инициативу, решительность, способность подчинять своей воле не только лиц с криминальной установкой, но и представителей государственных, в том числе правоохранительных, структур.

Надо отметить, что индивидуальность лидера преступной организации, его интеллект, криминальный опыт и другие личностные характеристики определяют характер совершения преступлений и род деятельности преступной организации. Обычно лидер преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры. Как правило, большинство преступных действий носит замаскированный, а также нелегальный характер. Лидер преступной организации по месту жительства конспирируется под законопослушного гражданина. В отдельных случаях официальная коммерческо-криминальная деятельность преступной организации помогает завоевать лидеру определенный авторитет перед населением и тем самым создает условие для его безопасности.

По мнению некоторых ученых, организованная преступность в СССР наиболее полно начала развиваться во времена хрущевской оттепели. Либерализация уголовного наказания, попытки первых экономических реформ стимулировали уголовный мир изменить свою направленность. «Старая» профессиональная преступность, которая формировалась из шаек уголовников, приобрела в новых социальных условиях совершенно иное качественное состояние, весьма схожее с аналогичным явлением в развитых капиталистических странах. Во-первых, появилась сетевая структура организации, при которой стал возможен и даже неизбежен раздел сфер и территорий между группами. Во-вторых, произошло сращивание преступников общеуголовного профиля с расхитителями, тех и других – с представителями государственного аппарата. В-третьих, организованные группы преступников проникли в экономику и даже в политику, что характерно именно для организованной преступности.

Поскольку существовала профессиональная преступность, то началось вторичное перераспределение преступно нажитых средств. Традиционная уголовная среда в этих условиях переориентировалась, стала обворовывать и грабить тех, кто обогащается. Преступные группы стали делить территории и сферы влияния, усиливали криминальный прессинг на дельцов теневой экономики.

В последнее время организованные преступные группы пытаются найти выход на международную арену. Так, наиболее перспективными видами деятельности стали хищение и контрабанда валютных ценностей и антиквариата, нелегальный вывоз сырьевых ресурсов, оружейный бизнес, наркобизнес, кражи автотранспортных средств, радиоактивных материалов, проституция.

Таким образом, к первоочередным причинам развития организованной преступности можно отнести следующие:

  • сращивание главарей и активных участников организованных преступных формирований с представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры;
  • неспособность государства защитить ряд основных конституционных прав и интересов граждан и общества;
  • культивирование идей рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения;
  • неоправданное затягивание принятия основополагающих законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;
  • обнищание и правовой нигилизм большинства населения страны;
  • лоббирование интересов отдельных групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях.

Предупреждение организованной преступной деятельности.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место занимают уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, основанные на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Необходимо принятие и специальных мер, поскольку основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования, а не отдельные преступления, их сложная и разветвленная преступная деятельность. Для достижения данной цели необходимо уделять особое внимание таким вопросам, как применение уголовных наказаний за участие в преступной организации, введение запрета на отмывание доходов от преступной деятельности. В этом направлении уже приняты соответствующие меры, и Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за подобные деяния.

Практика борьбы с организованной преступностью показывает, что наиболее эффективные результаты достигаются при комплексном использовании средств правоохранительных и контрольных органов. Необходимо применять стратегические меры, такие как совершенствование методов сбора оперативной информации в целях установления преступных сообществ, характера их деятельности, взаимосвязей между различными формированиями; разработка методов, позволяющих внедряться в преступные организации; защита свидетелей и потерпевших и т. д. Все эти вопросы регламентируются Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В этой связи следует отметить положительный опыт реализации межведомственных планов мероприятий налоговых, таможенных и правоохранительных органов, органов валютного и экспортного контроля по пополнению доходной части федерального бюджета. В 1980-х гг. в МВД были созданы подразделения по борьбе с организованной преступностью. Далее они были трансформированы в системы ГУОП – РУОП – УОП – ООП, которые укомплектовались и развернули работу. Впоследствии такие подразделения были развернуты в системе ФСБ. Подразделения РУОП внесли весомый вклад в работу против преступных группировок, организаций и сообществ.

Российская Федерация предпринимает определенные усилия по организации борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Россия вступила в Интерпол – международную организацию уголовной полиции. Совместно с другими странами СНГ Россия организовала бюро по организованной преступности по странам СНГ. Интерпол выступил с инициативой быть в качестве единого банка данных по сбору информации о восточно-европейской организованной преступности.

Основные усилия Российской Федерации и правоохранительных органов стран СНГ, имеющих единое криминальное пространство, направлены на выполнение межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников СНГ.

Читайте также:
Независимость судей: что это такое, описание и особенности

Организованная преступность: понятие, признаки, современное состояние

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 28.12.2019 2019-12-28

Статья просмотрена: 4188 раз

Библиографическое описание:

Пухов, Д. Д. Организованная преступность: понятие, признаки, современное состояние / Д. Д. Пухов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65815/ (дата обращения: 21.12.2021).

Статья посвящена исследованию современных научных подходов к понятию «организованная преступность», выявлению основных и дополнительных признаков организованной преступности, свойственных для нее на современном этапе развития доктрины уголовного права, а также анализу современного состояния организованной преступности (за 2017–2018 гг.).

Ключевые слова: организованная преступность, коррупция, организованная группа, экономические преступления, транснациональность.

Организованная преступность — это одна из глобальных современных проблем всего общества (не только российского). Существование организованной преступности сегодня можно связать с различными процессами, такими как развитие информационных технологий, интеграцию общества, миграционные процессы и др. С развитием всего общества организованная преступность изменила свой облик, стала характеризоваться новыми, ранее не свойственными ей чертами и признаками, что повлекло за собой теоретическое переосмысление понятия, сущностных характеристик и признаков организованной преступной деятельности в науке уголовного права и криминологии.

В настоящее время, следует отметить, что понятие «организованная преступность» не имеет единого значения. Авторы более ранних этапов развития науки и ученые современности предпринимали и предпринимают многочисленные попытки сформулировать универсальное определение организованной преступности, однако, по нашему мнению, сделать это достаточно сложно. Поэтому, проанализировав те подходы, которые на сегодняшний день имеют место быть в теоретической науке, автор пришел к определенному умозаключению. Попытки сформулировать понятие «организованная преступность» привели ученых к тому, что научные взгляды распались на два лагеря, тем самым, в научном сообществе «организованная преступность» получила два понимания, не совпадающих друг с другом — это криминологическое понимание организованной преступности и правовое понимание. Так, А. А. Христюк, обращает внимание на основную цель того и другого понятия «организованной преступности». Основной целью формулирования понятия «организованная преступность» в криминологическом аспекте указанный исследователь называет раскрытие социальной сущности данного общественного явления, основных его особенностей. В правовом же аспекте цель формулирования понятия «организованная преступность» усматривается в четком определении формальных признаков данного явления, которые подлежат фиксации правоохранительными органами. [9, С.109] Формулирование же понятия организованной преступности важно как в теоретическом, так и в практическом аспекте, т. к. способствует разработке наиболее эффективных методов для борьбы с ней.

Большинство современных исследователей (и с их мнением следует согласиться) связывают развитие организованной преступной деятельности с экономическими процессами, духовным кризисов в обществе, расслоением общества по имущественному положению. А. В. Карягина обращает внимание на то, что безработные лица подвержены в большей степени не традиционной уголовной преступности, а включению их в криминальный бизнес организованной преступности. Следствием данного процесса является появление новых показателей, свойственных организованной преступности, а также тесных связей со сферой государственного управления, осуществлением ряда важных государственных функций в большей степени экономическом поле. [3, С.75]

Исследовав научную литературу, следует констатировать об отсутствии единого понятия «организованной преступности». Современные исследователи обращают внимание на разные существенные особенности организованной преступности, формулируя определение «организованная преступность». Одни исследователи указывают на то, что организованная преступность — это самая опасная форма соучастия, за создание которой законодатель предусматривает уголовную ответственность в нормах УК РФ. [7, С.40] Другие называют организованную преступность самостоятельным видом соучастия, для которого свойственен высокий уровень организации, что и позволяет рассматривать преступную организацию как особый вид соучастия. [2, С.139–142] Третьи — рассматривают организованную преступность как своеобразное альтернативное общество, которое имеет свою экономику, свою социальную и духовную сферы, систему управления, систему безопасности, основы формирования молодого поколения, своим судом, внутренней и внешней политикой. [5, С.55–56]

Исходя из исследуемого понятия организованной преступности, в научной литературе исследуются ее признаки. Признаки организованной преступности, как правило, авторами подразделяются на группы, обычно это основные признаки и дополнительные.

Так, большинство исследователей выделяют следующие основные признаки. Во-первых, это организованность. Однако, как заметила А. В. Карягина, организованность может проявляться на разных уровнях. Т. е. само свойство организованности может быть различным в разных преступных группах (сообществах). Во-вторых, основным признаком организованной преступности является корыстный характер деятельности данной группы. Преступные группы функционируют с целью получения не просто выгоды, а с целью получения сверхвыгоды преступным путем. По данным следственных органов, большинство преступлений, совершенных организованными группами, носят корыстный характер, а те, что не несут в себе по сути корыстного характера, являются вспомогательными преступлениями для достижения общепоставленной цели — получения сверхприбыли. Корыстные преступления широко распространены в различных сферах экономической деятельности — в сфере предоставления услуг, товаров, в предпринимательской сфере в целом. В-третьих, основным признаком организованной преступности следует назвать наличие коррупционных связей. Коррупция в России и организованная преступность тесно связаны между собой, находятся в прямой зависимости, причиной тому является наличие выгоды от преступной деятельности, отсутствием должного контроля при расследовании, существованием тесных связей с преступными сообществами по долгу службы и т. д. Организованная преступность и коррупция находят точки соприкосновения в тех сферах, где требуется получение информации любого уровня (начиная от коммерческой и правовой, и заканчивая государственной), при этом коррумпированность государственных служащих проявляется также в различных сферах — судебной системе, правоохранительных органах, в государственных учреждениях и т. д. [3, С.75]

Читайте также:
Неконвертируемая валюта: что это такое, описание и особенности

Исследователи обращают внимание на то, что преступная организация (преступное сообщество) обладает всеми признаками организованной группы. Так, преступное сообщество обладает признаками: устойчивости; структурированности и наличия единого руководства; целью создания является получение материальной (или иной финансовой выгоды) путем совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

С точки зрения криминологии, исследователи выделяют такие признаки как: сложность структуры формирования, ее многоуровневость; существование структурных подразделений внутри самого криминального сообщества (например, бригад, блоков и т. д.); наличие в группе лидера, обладающего сильными свойствами и качествами; устойчивость сообщества; сплоченность членов преступного сообщества. [7, С.40–41]

Также следует обратить внимание на тот факт, что современная организованная преступность обладает такой чертой как мобильность, проникновение в различные сферы жизни общества (экономика, государственное управление), что приводит к изменению ее структуры (создание филиалов и наличие представителей в других странах), тем самым организованная преступность приобретает международный характер. [1, С.63]

Среди дополнительных признаков организованной преступности современные исследователи называют следующие: наличие финансовой базы для решения поставленных задач; осуществление преступной деятельности либо в качестве основной формы социальной деятельности, либо превращение этой деятельности в основной или существенный источник дохода. [5, С.55–56]

Анализ научных работ современных авторов приводит к выводу о том, что понятие организованной преступности следует рассматривать с двух позиций: 1. определение организованной преступности формулируется исходя из наличия и функционирования устойчивых преступных формирования, которым свойственны отличительные признаки, касающиеся организованных преступных групп; 2. определение организованной преступности раскрывается как социальное негативное явление, характеризующееся сплочением преступных формирований. [6, С.9]

На сегодняшний день организованная преступность является одной из существенных угроз в сфере безопасности и стабильности развития российского государства. Организованная преступность, как было отмечено нами ранее, пронизывает различные сферы общественной деятельности, в первую очередь экономической. В целом же, организованная преступность препятствует развитию российского государства во многих сферах (помимо экономической сферы), в таких, например, как — социальная, политическая, культурная. Спецификой организованной преступности современного времени является ее транснациональный характер.

В аналитическом обзоре состояния преступности в России получили отражение результаты анализа организованной преступности за последние годы (2013–2017). Так, следует отметить, что в 2017 году незначительно увеличилось число зарегистрированных преступлений, на 5,5 %, которые были совершены преступными организациями (сообществами) и организованными группами. [4, С.58] Динамика показывает, что на сегодняшний день продолжает быть актуальной проблема по выявлению и раскрытию преступлений, а также по их предупреждению.

Представленные сведения на официальном сайте МВД РФ «Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2018 года» отражают также увеличение числа совершенных и расследованных преступлений за 2018 год, совершенных организованными группами или преступными сообществами. [8] За указанный период совершено 15,6 тыс. преступлений организованного характера. При этом, удельный вес данных преступлений в 2018 году составил 1,4 %, но динамика показывает резкое ее увеличение на 18,1 % при общей тенденции к снижению (-3,3 %) преступности в России.

Следует отметить, что большинство зарегистрированных преступлений, совершенных организованными группами и преступными организациями по своей категории являются тяжкими или особо тяжкими. В 2018 году было совершено 15,1 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (что составило прирост таких преступлений на 17,6 %), удельный вес их в общем числе расследованных преступлений увеличился с 5,8 % в январе — декабре 2017 года до 7,1 %. [8]

Географически организованная преступность распределилась преимущественно в таких субъектах РФ как Москва и Московская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский и Пермский края.

В целом, в структуре преступлений за 2017 года большая часть преступлений, совершенные организованными группами и преступными сообществами, относятся к разряду экономических преступлений, т. е. приносящие наибольшую доходность. В 2017 году впервые экономические преступления вышли на первое место в числе всех преступлений, и численно преобладали над преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков.

Объединение по этническому принципу сейчас является достаточно распространенным явлением в среде организованной преступности. Вызвано это тем, что группы, организованные по этническому принципу, имеют более сплоченный характер, опираются на национальные ценности и ценности национальной диаспоры, что делает их более жизнеспособными, наделяет их возможностью противостоять внешнему миру более эффективно. Для достижения поставленных преступных целей они временно объединяются с другими этническими преступными объединениями, что негативно сказывается на обеспечении прав и свобод иных граждан. Следует также отметить, что в 2017 году каждое девятое преступление в среде организованной преступности — это преступление совершенное группой, созданной по этническому принципу. Как видно, приоритетом обладают мошенничество, незаконный оборот наркотиков, кража, разбой, вымогательство, бандитизм и грабёж.

Таким образом, приходим к выводу, что организованную преступность следует понимать как самосохраняющуюся, иерархически организованную, тайную, сплоченную группу (либо их объединение), организованную и существующую ради получения сверхприбыли от поставки товаров и услуг, как незаконных, востребованных обществом, так и законных, но незаконным способом, применяющую для достижения поставленных целей насилие или угрозу его применения, обеспечивающую монопольный контроль над рынком и применяющую с целью обезопасить себя коррумпированные связи. На основании изложенного следует предположить дальнейший рост организованной преступности в основных ее сферах — экономической и незаконного оборота наркотиков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: