Органы государственной власти субъектов РФ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС — парламент РФ — является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.

В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.

Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Принят Государственной Думой 22 сентября 1999 года

(В редакции федеральных законов от 29.07.2000 № 106-ФЗ, от 08.02.2001 № 3-ФЗ, от 07.05.2002 № 47-ФЗ, от 24.07.2002 № 107-ФЗ, от 11.12.2002 № 169-ФЗ, от 04.07.2003 № 95-ФЗ, от 19.06.2004 № 53-ФЗ, от 11.12.2004 № 159-ФЗ, от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 202-ФЗ, от 31.12.2005 № 203-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 12.07.2006 № 106-ФЗ, от 18.07.2006 № 111-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 25.10.2006 № 172-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 23.03.2007 № 37-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 18.06.2007 № 101-ФЗ, от 19.07.2007 № 133-ФЗ, от 21.07.2007 № 191-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 29.03.2008 № 30-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 22.07.2008 № 157-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.11.2008 № 221-ФЗ, от 03.12.2008 № 249-ФЗ, от 25.12.2008 № 274-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 09.02.2009 № 4-ФЗ, от 05.04.2009 № 41-ФЗ, от 18.07.2009 № 175-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 17.12.2009 № 319-ФЗ, от 17.12.2009 № 326-ФЗ, от 29.03.2010 № 29-ФЗ, от 05.04.2010 № 40-ФЗ, от 05.04.2010 № 42-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 04.06.2010 № 118-ФЗ, от 27.07.2010 № 191-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 04.10.2010 № 261-ФЗ, от 08.11.2010 № 293-ФЗ, от 15.11.2010 № 296-ФЗ, от 15.11.2010 № 297-ФЗ, от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 23.12.2010 № 369-ФЗ, от 23.12.2010 № 376-ФЗ, от 28.12.2010 № 406-ФЗ, от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 27.06.2011 № 157-ФЗ, от 01.07.2011 № 170-ФЗ, от 11.07.2011 № 192-ФЗ, от 18.07.2011 № 224-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 25.07.2011 № 263-ФЗ, от 21.11.2011 № 326-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 30.11.2011 № 361-ФЗ, от 30.11.2011 № 364-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 28.02.2012 № 10-ФЗ, от 29.02.2012 № 15-ФЗ, от 23.04.2012 № 34-ФЗ, от 02.05.2012 № 40-ФЗ, от 28.07.2012 № 137-ФЗ, от 01.12.2012 № 210-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 03.12.2012 № 234-ФЗ, от 03.12.2012 № 244-ФЗ, от 25.12.2012 № 271-ФЗ, от 02.04.2013 № 30-ФЗ, от 05.04.2013 № 55-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 07.05.2013 № 104-ФЗ, от 07.06.2013 № 117-ФЗ, от 07.06.2013 № 118-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 176-ФЗ, от 02.07.2013 № 178-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 30.09.2013 № 264-ФЗ, от 22.10.2013 № 284-ФЗ, от 02.11.2013 № 303-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 21.12.2013 № 359-ФЗ, от 21.12.2013 № 371-ФЗ, от 28.12.2013 № 416-ФЗ, от 28.12.2013 № 445-ФЗ, от 21.02.2014 № 19-ФЗ, от 12.03.2014 № 28-ФЗ, от 12.03.2014 № 29-ФЗ, от 02.04.2014 № 70-ФЗ, от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 23.06.2014 № 165-ФЗ, от 28.06.2014 № 191-ФЗ, от 21.07.2014 № 255-ФЗ, от 21.07.2014 № 256-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 04.11.2014 № 328-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 03.02.2015 № 6-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 30.03.2015 № 63-ФЗ, от 30.03.2015 № 64-ФЗ, от 06.04.2015 № 76-ФЗ, от 06.04.2015 № 77-ФЗ, от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 29.06.2015 № 174-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 13.07.2015 № 254-ФЗ, от 05.10.2015 № 274-ФЗ, от 05.10.2015 № 285-ФЗ, от 03.11.2015 № 303-ФЗ, от 28.11.2015 № 354-ФЗ, от 30.12.2015 № 446-ФЗ, от 30.12.2015 № 447-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 02.06.2016 № 159-ФЗ, от 23.06.2016 № 197-ФЗ, от 03.07.2016 № 289-ФЗ, от 03.07.2016 № 298-ФЗ, от 28.12.2016 № 465-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 28.03.2017 № 42-ФЗ, от 01.05.2017 № 98-ФЗ, от 01.06.2017 № 104-ФЗ, от 07.06.2017 № 107-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.07.2017 № 227-ФЗ, от 29.07.2017 № 279-ФЗ, от 29.07.2017 № 280-ФЗ, от 30.10.2017 № 299-ФЗ, от 05.12.2017 № 392-ФЗ, от 29.12.2017 № 442-ФЗ, от 29.12.2017 № 443-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 05.02.2018 № 12-ФЗ, от 05.02.2018 № 15-ФЗ, от 18.04.2018 № 76-ФЗ, от 04.06.2018 № 147-ФЗ, от 29.07.2018 № 245-ФЗ, от 29.07.2018 № 267-ФЗ, от 03.08.2018 № 320-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 27.12.2018 № 498-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 06.02.2019 № 3-ФЗ, от 18.03.2019 № 36-ФЗ, от 01.05.2019 № 94-ФЗ, от 02.08.2019 № 313-ФЗ, от 16.10.2019 № 336-ФЗ, от 27.12.2019 № 447-ФЗ, от 27.02.2022 № 27-ФЗ, от 24.04.2022 № 147-ФЗ, от 24.04.2022 № 148-ФЗ, от 23.05.2022 № 154-ФЗ, от 13.07.2022 № 194-ФЗ, от 09.11.2022 № 370-ФЗ, от 22.12.2022 № 454-ФЗ, от 29.12.2022 № 464-ФЗ, от 30.12.2022 № 510-ФЗ, от 30.12.2022 № 524-ФЗ, от 24.02.2022 № 20-ФЗ, от 09.03.2022 № 42-ФЗ, от 30.04.2022 № 116-ФЗ, от 30.04.2022 № 117-ФЗ, от 30.04.2022 № 119-ФЗ, от 26.05.2022 № 155-ФЗ, от 11.06.2022 № 170-ФЗ)

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Читайте также:
Скрытая реклама: что это такое, описание и особенности

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ)

В настоящем Федеральном законе термины “исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации” и “органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации” используются в одном значении.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов. (В редакции Федерального закона от 01.12.2012 № 210-ФЗ)

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

4. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. (В редакции Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ)

Читайте также:
Финансовый лизинг: что это такое, описание и особенности

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ)

6. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам. (В редакции Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ)

Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Статья 21. Государственные должности субъектов Российской Федерации

1. Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

11. Лицом, замещающим государственную должность субъекта Российской Федерации, может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (Пункт введен – Федеральный закон от 30.04.2022 № 116-ФЗ)

2. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами. (В редакции Федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 07.05.2013 № 102-ФЗ; от 05.10.2015 № 285-ФЗ)

К лицам, замещающим должности мировых судей, предъявляются требования, установленные Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” и Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации”. (Абзац введен – Федеральный закон от 09.03.2022 № 42-ФЗ)

3. Лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”. (Пункт введен – Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 505-ФЗ)

4. В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”, либо по основаниям, предусмотренным подпунктами “б”, “г” пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. (Пункт введен – Федеральный закон от 30.12.2015 № 446-ФЗ)

Читайте также:
Частное определение: что это такое, описание и особенности

(Статья введена – Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ)

Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства

1. Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – соглашения), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее – предметы совместного ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

3. Если орган государственной власти субъекта Российской Федерации полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального закона Конституции Российской Федерации, соответствии нормативного правового акта федерального органа государственной власти Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.

(Статья в редакции Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ)

Статья 31. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

(Статья введена – Федеральный закон от 29.07.2000 № 106 -ФЗ)

ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура

Система органов государственной власти субъектов РФ

Система органов государственной власти субъекта Росийской Федерации — образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте Российской Федерации.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” устанавливает, что С.о.г.в.с. РФ составляют:

– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

– высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

Читайте также:
Товарная накладная: что это такое, описание и особенности

– иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Кроме того, конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Соответственно в такую систему входят:

– президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор края, области (в отдельных республиках нет единоличного главы государства);

– законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация), а также судебные органы, представленные мировыми судьями.

В ряде субъектов РФ (республик) статус судебных органов расходится с тем статусом, который определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”. Так, в ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) судебные органы выведены из судебной системы РФ.

Конституция Башкортостана устанавливает, что суды подчиняются только закону и Конституции Республики Башкортостан. Почти во всех республиках учреждены конституционные суды, именуемые высшими органами государственной власти республики по защите ее конституционного строя (в Адыгее такой суд именуется Конституционной палатой, в Татарстане и Северной Осетии — Алании это комитеты конституционного контроля).

Поскольку конституции республик были приняты до вступления в действие указанного выше Федерального закона, то нормы республиканских конституций, противоречащие данному Закону, должны быть в установленном порядке признаны неконституционными

Систему органов государственной власти субъектов РФ со­ставляют:

1. Законодательный (представительный) орган государствен­ной власти.

2. Высший исполнительный орган государственной власти.

3. Иные органы государственной власти, образуемые в соот­ветствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

– Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

– Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.

– Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

– Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

– Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должност­ные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъектаРФ, исполнением бюджета субъектаРФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редак­ции большинством не менее 2/3 голосов от установленного чис­ла депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

Полномочия законодательного органа государственной вла­ги субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

– принятия решения о самороспуске;

– роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;

– вступления в силу решения суда о неправомочности дан­ного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае приня­тия им нормативно-правового акта, противоречащего Конститу­ции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим су­дом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполни­тельной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в поста­новление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном по­рядке. Законодательный орган направляет высшему должно­стному лицу планы законопроектных работ и проекты зако­нов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руко­водители органов исполнительной власти или уполномочен­ные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата зако­нодательного органа.

Читайте также:
Частный процесс: что это такое, описание и особенности

Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руко­водителям органов исполнительной власти, в назначении кото­рых принимал участие, что влечет их немедленное освобожде­ние от должности.

Возможные споры между законодательными и высшими ис­полнительными органами по вопросам осуществления их пол­номочий разрешаются в соответствии с согласительными проце­дурами либо в судебном порядке.

Разграничение полномочий представительных и исполни­тельных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах госу­дарственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий ре­шаются по-своему.

Глава администрации имеет право законодательной инициативы, подписания и опубликования законов, отлагательного ве­то на законы, исключительное право внесения законопроектов бюджету, планам социально-экономического развития, структуре администрации и т.д. Наделив администрацию властными рычагами, Дума оставила за собой право утверждения заместителя Главы администрации, структуры администрации, расходов на ее содержание.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения. В каждом субъекте РФ их состав определяется с учетом местных конкретных условий. Рекомендована следующая примерная структура, разработанная специально созданной для этого комиссией.

В рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, договорами и соглашениями, субъекты РФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти.

Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями зависимо от его вхождения в какую-либо другую территорию России. Так, край (область) и расположенный в его границах автономный округ являются равноправными субъектами РФ, вхождение округа в состав края не меняет его правового статуса. Конституционный Суд РФ постановил, что органы власти таких субъектов РФ должны строить отношения на основе договоров и соглашений, в которых определять все направления самостоятельной и совместной деятельности края (области) и автономного округа.

В составе субъекта РФ обычно выделяются города и районы в качестве административно-территориальных единиц. Конституционный Суд РФ подтвердил право создавать на уровне района, города республиканского значения органы государственной власти с включением их в единую систему ис­полнительной власти Российской Федерации.

Территориаль­ные единицы иного уровня (город районного подчинения, другие городские и сельские населения, районы города в городах республиканского значения) не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы государственной власти. На этом уровне публичная власть осуществляется посредст­вом местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полезное

Смотреть что такое “ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” в других словарях:

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — органы государственной власти, призванные обеспечивать, реализовывать исполнительную власть в субъекте РФ посредством государственного управления и наделенные в этих целях государственно властными полномочиями, которые закреплены в Конституции РФ … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. Об общих принципах… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — совокупность органов государственной власти, призванных обеспечивать, реализовывать исполнительную власть в субъекте РФ посредством государственного управления и наделенных в этих целях государственно властными полномочиями, которые закреплены в… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — закрепленные в законодательстве принципы и нормы, определяющие правовой режим взаимодействия законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Так, правовые акты высшего должностного лица субъекта… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, призванный обеспечивать исполнение законодательства на территории данного субъекта. Наименование В.и.о.г.в.с. РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — формируемый населением путем выборов постоянно действующий высший и единственный орган государственной власти субъекта РФ, призванный осуществлять законодательную власть в субъекте РФ посредством принятия законов в сфере предметов ведения данного … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — это создаваемые в республиках, входящих в состав Российской Федерации, а также в краях, областях и в иных субъектах Российской Федерации в соответствии с их конституциями либо уставами министерства, комитеты, департаменты, главные управления,… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации — самостоятельный субъекта Российской Федерации, осуществляющий подготовку и проведение выборов и референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формирование избирательных… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Читайте также:
Установление отцовства в судебном порядке

Местные органы государственной власти — Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Содержание 1 Теория местного самоуправления 2… … Википедия

Органы опеки и попечительства в Российской Федерации — Орган опеки и попечительства (орган опеки) в России орган государственной исполнительной власти[1] субъекта Российской Федерации[2], на который возложены функции по опеке и попечительству. Обязанности и права органа опеки распространяются на… … Википедия

Система органов государственной власти субъектов РФ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Система органов государственной власти

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации — это звено государственного аппарата управления, которое участвует в осуществлении конкретных государственных функций и наделено для этого соответствующими властными полномочиями.

Характерные особенности органа государственной власти субъекта РФ:

  • создается и функционирует от имени государства;
  • действует на основании законов и нормативно-правовых актов;
  • выполняет характерные для него задачи и функции;
  • обладает собственной компетенцией;
  • характеризуется самостоятельностью и организационной обособленностью;
  • наделен властными полномочиями (решения органа власти принимаются от имени государства и носят общеобязательный характер).

Наличие всех перечисленных признаков позволяет отнести какой-либо орган к государственным. Система всех государственных органов власти обладает сложной структурой, включает разные, иерархически соподчиненные звенья. По уровню деятельности выделяют органы власти субъектов и федеральные органы.

Субъекты РФ организованы по национальному и территориальному признаку (республики, автономные округа, автономная область, области, края, города федерального значения), всего имеется 85 субъектов РФ.

Любой субъект РФ обладает собственной системой органов государственной власти, которая согласно Конституции (ст. 77) субъектом устанавливается самостоятельно согласно с общими принципами создания, организации исполнительных и представительных органов государственной власти, определенными федеральным законом и основами строя, определенного Конституцией.

Федеративный характер РФ предполагает, что государственную власть реализуют федеральные органы и органы субъектов РФ. Эти уровни государственной власти тесно связаны между собой, обеспечивают единство государственной власти в стране. Для того, чтобы власть была демократически децентрализована, а федерализм — реальным, необходимо, чтобы субъекты РФ имели возможность реализовывать государственную власть через собственные органы, деятельность которых должна отвечать региональным условиям и положениям, общим принципам разграничения полномочий власти между субъектами РФ и самой Федерацией. Основы организации государственной власти в субъектах Федерации закрепляются Конституцией страны, а конкретные системы органов власти, соответствующие им – в конституциях субъектов.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъекты РФ должны соответствовать конституционным принципам:

  • не обладают суверенитетом;
  • не могут самостоятельно выйти из состава государства;
  • граждане субъектов имеют равные права и обязанности;
  • локальные нормативные акты субъектов не могут противоречить федеральному законодательству;
  • отделение местного самоуправления от государственного;
  • все субъекты на уровне федеральной власти равноправны;
  • принцип разделения властей.

Принципы организации системы органов государственной власти субъектов Федерации

Принципы организации системы органов субъектов Федерации (ОГВС РФ) определяются Конституцией и соответствующим Федеральным законом.

Деятельность ОГВС России основана на принципах:

  • верховенство Конституции и Федеральных Законов;
  • территориальная и государственная целостность России;
  • сохранение суверенитета на всей территории РФ;
  • разделение властей;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти РФ и субъектов Федерации;
  • самостоятельная реализация своих полномочий.

Структура системы органов власти субъектов Федерации

Систему органов власти субъектов Федерации составляют: представительный, законодательный орган; высший исполнительный орган; другие исполнительные органы, предусмотренные уставом (конституцией) и законами субъекта Федерации. В соответствии с законами субъекта и уставом субъекта РФ в субъекте может создаваться конституционный, или уставный суд.

Структура, число депутатов, срок полномочий законодательного органа устанавливаются конституцией субъекта РФ, или его уставом. Депутаты избираются сроком не более 5 лет, не меньше 50 % депутатов должны быть избраны по пропорциональной избирательной системе. Законодательный орган принимает конституцию субъекта Федерации, ее законы, осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством конституцией, или уставом субъекта Федерации.

Гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по решению законодательного органа госвласти субъектов Федерации, по представлению Президента. В случае, когда региональный парламент 3 раза отклоняет предложенную кандидатуру, то Президент может распустить его, а свои приказом назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица.

Высшее должностное лицо представляет соответствующий субъект Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами, органами власти РФ, органы муниципального самоуправления, формирует высший исполнительный орган субъекта, обнародует и подписывает законы субъекта Федерации, а также исполняет иные полномочия.

Высший исполнительный орган обеспечивает исполнение Основного закона страны, федерального законодательства, нормативно-правовых актов федерального уровня, законов и других актов субъекта Федерации на соответствующей территории, разрабатывает проект бюджета, распоряжается и управляет собственностью субъекта Федерации, управляет федеральной собственностью, которая передана в управление этого субъекта, формирует другие органы исполнительной власти.

Законодательный орган принимает участие в создании высшего исполнительного органа, утверждает и согласовывает назначение на должность некоторых должностных лиц высшего исполнительного органа. Президент РФ имеет право приостановить действие акта высшего должностного лица, акта исполнительного органа субъекта РФ, если они противоречат Конституции, Федеральным законам, международным обязательствам, или нарушает права и свободы человека.

Организация государственной власти в субъектах РФ

Федеративный характер Российского государства предполага­ет, что государственную власть в нем осуществляют как феде­ральные органы, так и органы субъектов Федерации. Между эти­ми уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной вла­сти в РФ. Вместе с тем, для того чтобы феде­рализм был реальным, а власть демократически децентрализова­на, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы регио­нальным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Читайте также:
Страховая сумма: что это такое, описание и особенности

Создание механизма власти в субъектах РФ относится к числу вопросов, основы которых требуют закрепления на конституци­онном уровне — как в Конституции РФ, так и в конституциях (уставах) субъектов РФ. Естественно, что наиболее важные, об­щефедеральные принципы организации государственной власти в субъектах РФ закрепляются в Конституции РФ и федеральном законе, а соответствующие им конкретные системы органов вла­сти — в конституциях (уставах) субъектов Федерации.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 11) уста­навливает, что государственную власть в субъектах РФ осуществ­ляют образуемые ими органы государственной власти. Эта нормарасположена в главе «Основы конституционного строя», из чего вытекает ее основополагающий и незыблемый характер. Эту нор­му следует рассматривать в неразрывной связи с другими основа­ми федеративного устройства страны, и особенно с теми, кото­рые закреплены в ст. 5 Конституции РФ. Вполне логично, что если субъекты Федерации имеют свои конституции (уставы) и законодательство, то они должны иметь собственные органы го­сударственной власти, которые бы эти конституции (уставы) и законы принимали, исполняли и применяли.

Как бы охраняя самостоятельность субъектов РФ, Конститу­ция РФ не включает перечень конкретных органов власти в субъ­ектах РФ, хотя предыдущая Конституция как раз закрепляла конкретную систему высших органов власти и управления. Такой подход, хотя и способствовал единообразию, по существу сам по себе отрицал самостоятельность субъектов РФ и означал жесткую централизацию власти, которая мало что относила к ведению и полномочиям субъектов Федерации.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положе­ние об органах государственной власти в субъектах РФ следует в Конституции РФ сразу же после перечисления (в ч. 1 ст. 11) фе­деральных органов государственной власти. Законодатель не ука­зывает субъектам РФ, как должны именоваться образуемые в них органы, поскольку эти органы образуются в субъектах РФ само­стоятельно. Но он дает им ясно понять, что схема основных ор­ганов и их взаимоотношений должна соответствовать федераль­ной, т. е. включать органы, аналогичные Президенту, Федераль­ному Собранию и Правительству на федеральном уровне.(получаем мнимую свободу выбора)

Системный подход к положениям ч. 2 ст. 11 позволяет увидеть и другую ее важную связь, а именно со ст. 10 Конституции РФ, которая закрепляет принцип разделения властей для организации государственной власти «в РФ». Следова­тельно, государственная власть в субъектах РФ должна строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной вла­сти, а также на основе самостоятельности их органов.

Чтобы система органов государственной власти субъектов РФ находилась в единстве с системой органов государственной вла­сти всей Федерации, она должна отвечать и другим основам кон­ституционного строя, а именно соответствовать республиканской форме правления, принципам демократического, правового, со­циального и светского государства. Следовательно, ни один субъ­ект РФ не вправе создавать систему государственной власти наоснове единоличной власти, каких-либо религиозных догматов, монархической власти и т. п.

На первый взгляд принцип единства государственной власти может показаться как установление прямого подчинения всех ор­ганов власти субъектов РФ соответствующим органам Федера­ции. Но это неверно. На каждом из указанных уровней органы государственной власти действуют в соответствии со своими пол­номочиями, водораздел между которыми позволяет установить ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. Эта статья указывает, что разграни­чение предметов ведения и полномочий осуществляется двумя путями: Конституцией РФ и договорами об этом. Следовательно, объем собственных полномочий — это и есть мера самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ, но в том, что не охватывается «мерой», а, вернее, находится за ее пределами, эти органы находятся в подчиненном положении по отношению к федеральным органам.

Как бы конкретизируя все требования, вытекающие из прин­ципа единства государственной власти и других основ конститу­ционного строя, Конституция РФ определяет в ч. 1 ст. 77, что система органов государственной власти субъектов РФ устанав­ливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами кон­ституционного строя РФ и общими принци­пами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Здесь, как видим, содержится, по сути, прямое указание на Фе­деральный закон «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации», который был принят только в 1999 г. (ныне действует в редакции от 29 де­кабря 2006 г.), что привело к большому разнобою в правотворче­стве субъектов РФ.

Федеральным законом установлено, что образование, форми­рование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия меж­ду собой и с федеральными органами государственной власти ос­новываются на Конституции РФ и регулируются федеральными законами, конституциями, уставами, законами и иными норма­тивными правовыми актами субъектов РФ.

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

    1. государственная и территориальная целостность РФ;
    2. распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;
    3. верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
    4. единство системы государственной власти;
    5. разделение государственной власти на законодательную,
    6. исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государст­венной власти либо должностного лица;
    7. разграничение предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти РФ и органа­ми государственной власти субъектов РФ;
    8. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
    9. самостоятельное осуществление своих полномочий органа­ми местного самоуправления.
Читайте также:
Учредительный договор: что это такое, описание и особенности
Систему органов государственной власти субъекта РФ состав­ляют:
  • законодательный (представительный) орган государствен­ной власти субъекта РФ;
  • высший исполнительный орган госу­дарственной власти субъекта РФ;
  • иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ и иные го­сударственные должности.

Органы государственной власти субъектов РФ и должностные лица несут ответственность за нарушение требований Конститу­ции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ.

Конституция РФ уделяет особое внимание вопросам организа­ции исполнительной власти в субъектах РФ, поскольку организа­ция этой ветви власти наиболее важна для обеспечения конститу­ционного принципа единства государственной власти в масштабе всей страны. Этим вопросам посвящены ч. 2 ст. 77 и ст. 78 Кон­ституции РФ, которые закрепляют следующие положения:

  1. по определенным полномочиям (в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ;
  2. федеральные органы исполнительной власти для осуществ­ления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц;
  3. федеральные органы исполнительной власти по соглаше­нию с органами субъектов РФ могут передавать друг другу осуществле­ние части своих полномочий, если это не противоречит Консти­туции РФ и федеральным законам;
  4. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответ­ствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.

Этими конституционными нормами закрепляется тесная и в то же время гибкая связь между органами государственной вла­сти Федерации и ее субъектов, особенно в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Отсюда, например, вытекает право Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ) издавать по­становления и распоряжения, которые являются обязательными на всей территории страны, а следовательно, и для органов исполни­тельной власти субъектов РФ. Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства вправе руководить деятельностью со­ответствующих органов в субъектах РФ, направлять и проверять их работу и т. д.

Органы государственной власти субъектов РФ не могут вос­препятствовать осуществлению на своей территории полномочий федеральной государственной власти — в этом случае Прези­дент РФ и Правительство РФ должны и вправе принять соответ­ствующие меры. Статья 85 Конституции РФ предусматривает право Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами госу­дарственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согла­сованного решения он может передать разрешение спора на рас­смотрение соответствующего суда. Во второй части этой статьи закреплено и более сильное право Президента РФ: приостанав­ливать действие актов органов исполнительной власти субъек­тов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и фе­деральным законам, международным обязательствам РФ или на­рушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Ключевые слова: орган, исполнительной, власти, субъект, Российской, Федерации, РФ

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не может быть одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации:

а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

Читайте также:
Страховая стоимость: что это такое, описание и особенности

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган государственный власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта РФ;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого конституцией (уставом) субъекта РФ;

д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

е) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Полномочия высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:

б) его отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения его от должности Президентом РФ;

д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ж) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

и) утраты им гражданства Российской Федерации;

к) его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации в случае, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в случае издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не устранило эти противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, а также в случае иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации решение о недоверии высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации влечет за собой немедленную отставку высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации от должности влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Во всех случаях, когда высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией (уставом) или законом субъекта РФ.

Например, согласно Уставу (Основному Закону) Саратовской области (ст. 83) при досрочном прекращении полномочий губернатора области его права и обязанности переходят в полном объеме к председателю правительства области.

В случае отрешения Президентом Российской Федерации высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации от должности, если конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, Президент РФ может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность вновь избранного высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) Российской Федерации для временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Например, согласно Уставу Чукотского автономного округа (ст. 50) исполняющий обязанности губернатора Чукотского автономного округа не имеет права распускать Думу автономного округа, назначать референдум автономного округа, представлять округ в Совете Федерации, подписывать законы автономного округа.

Читайте также:
Можно ли лишить родительских прав умственно отсталого?

В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Законодательство субъектов Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • разрабатывают для представления высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
  • обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
  • формирует другие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ;
  • вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные им правовые акты в случае, если эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обращаться в суд;
  • заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления своих полномочий;
  • осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения. Эти акты, а также акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (постановления и распоряжения), принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обращаться к высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или в органы исполнительной власти субъекта РФ с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо об их отмене, а также вправе обжаловать эти акты в судебном порядке или обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии их Конституции РФ.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации вправе обратиться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с предложениями о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов, департаментов, управлений и других подведомственных ему органов, которые руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление. Они несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления. . читать далее .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: