Органы местного самоуправления: что это значит

Статья 34. Органы местного самоуправления

Статья 34. Органы местного самоуправления

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 34 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 1 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 2 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ в часть 3 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 4 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 23 мая 2020 г. – Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 154-ФЗ

5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Читайте также:
Право собственности на землю

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ статья 34 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1

5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.

Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.

6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования – в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.

Читайте также:
Акционерный земельный банк: что это значит

7. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 8 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

8. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 9 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

ОМСУ – это органы местного самоуправления. Формирование, структура и полномочия ОМСУ

ОМСУ – это один из обязательных и неотъемлемых элементов, лежащих в основе конституционного строя России. В 1993 году этот аппарат закрепился на законодательном уровне. Аббревиатура ОМСУ сокращенно обозначает органы местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ, подобная составляющая общественно-социального управления является формой народовластия, инструментом реализации и защиты гражданских прав, решения ряда проблем за счет частичного делегирования полномочий от государственной власти.

В широком и узком значении

В главном законе нашей страны отсутствует определение аббревиатуры ОМСУ. Однако это вовсе не значит, что рассматриваемое нами понятие не освещено ни в одном другом документе. Так, например, расшифровка ОМСУ присутствует в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В этом нормативно-правовом акте широко раскрывается его определение. ОМСУ – это своего рода форма реализации власти народом, которая обеспечивается в пределах, установленных законодательством, и подразумевает ответственность перед населением за принятые решения в вопросах местного значения.

Население определенной территории (региона) самостоятельно устанавливает организационную основу своего муниципального образования. Помимо органов самоуправления, иметь место могут и другие формы осуществления народовластия. Если рассматривать в более узком значении понятие ОМСУ, расшифровка будет подразумевать единицы самоуправляющихся территориальных сообществ.

В демократической системе особое место занимает структура местных органов. Принцип формирования ОМСУ заключается в обеспечении государством действующей децентрализационной управленческой системы. В этом контексте можно выделить и основные цели, которые преследует власть, делегируя полномочия муниципалитетам – обеспечить интересы гражданского общества территориальных единиц, сохраняя при этом исторические местные традиции, язык, религию.

Благодаря слаженной работе органов местного самоуправления происходит эффективная организация власти на местном уровне, что обеспечивает возможность самостоятельного принятия решений в вопросах местного значения гражданским обществом.

Система негосударственных органов управления

ОМСУ – это местная власть, которая реализует свои полномочия и представляет интересы населения. При этом местное самоуправление не является государственной структурой. Основной задачей органов местного самоуправления (ОМСУ) является осуществление властной деятельности, что объясняет обязательность к исполнению принятых ими решений.

Нормативно-правовые акты муниципальных и государственных органов имеют одинаковую юридическую силу для граждан, коммерческих предприятий, общественных организаций и бюджетных учреждений на территории конкретной административно-территориальной единицы.

Несмотря на то, что система ОМСУ в России является обособленной и самостоятельной, ее представителям приходится тесно взаимодействовать с государственными структурами. Однако не стоит путать взаимодействие с вмешательством госорганов и их должностных лиц в деятельность муниципалитетов. Закон запрещает любое вторжение государства в работу ОМСУ, не допускается подмена и ограничение полномочий местных самоуправленцев со стороны общественных организаций.

Условно структуру властных объединений на местах можно разделить на две категории. К первой относятся представительские органы, ко второй – иные формирования, образованные по уставу конкретного муниципалитета. Название, состав и порядок осуществления полномочий самоуправленческого аппарата определяются также законами субъекта РФ и федеральными нормативно-правовыми актами.

На законодательном уровне установлена обязательность формирования выборного местного самоуправления. В этом плане государство предоставляет муниципалитетам самостоятельность в выборе различных организационно-структурных схем создания ОМСУ. Деятельность органов должна иметь исполнительно-распорядительный характер, несмотря на то, что в главном федеральном законе, регламентирующем общие принципы формирования института самоуправления на местах, это не прописано.

Должности в муниципальных структурах

Должностные лица, поступившие на работу в органы местного самоуправления, относятся к категории муниципальных служащих. В отличие от государственной службы, местную регламентирует устав конкретного регионального образования, в основе которого лежат положения Федерального Закона «Об основах муниципальной службы в РФ» и другие законы субъекта.

Должности в структуре ОМСУ подразделяются на:

  • Избирательные – служащие назначаются на такие места после проведения муниципальных выборов по итогам голосования. Избирательными являются посты депутатов, членов выборного органа и другие.
  • Занимаемые – основанием для назначения на такие должности является решение любого выборного органа, избранного законным путем.
  • Иные должности муниципального образования.

В последнюю группу входят вакансии, которые получают высококвалифицированные специалисты после оформления трудового контракта. Однако граждане, занимающие такие должности, также считаются муниципальными служащими.

Выборы в местные органы власти

Важнейшим принципом организации работы ОМСУ является образование аппарата местного самоуправления посредством проведения выборов. Их главная и единственная цель – формирование руководящего звена, способного представлять и защищать народные интересы, обеспечивая слаженную работу всей административно-территориальной единицы.

Выборы в органы местного самоуправления (ОМСУ) проводятся в соответствии с федеральным законодательством и международными нормами права, в частности положениями Европейской хартии о местном самоуправлении. Сроки реализации выборов ограничены и устанавливаются законами субъектов РФ.

Подготовку и проведение выборного процесса в органы муниципального образования обеспечивают территориальные избирательные комиссии (окружные и участковые), которые несут полную ответственность за обеспечение законности избирательных прав граждан РФ. Вместе с региональными избирательными комиссиями в выборах лиц на представительские и иные выборные должности принимает участие Центральная избирательная комиссия РФ.

На этапе подготовки к выборному процессу, как и в ходе самого проведения мероприятия, принципиальное значение имеет проявление независимости муниципальных структур от госорганов. В пределах своей компетенции ОМСУ должны принимать самостоятельные решения и обеспечивать плодотворное взаимодействие не только с государственными структурами, но и со СМИ.

Читайте также:
Конфликты в бизнесе: что это значит

Роль ЦИК РФ в выборном процессе заключается в применении собственных полномочий с целью обеспечения контроля за соблюдением прав избирателей, оказанием организационно-методической, юридической и иной консультативной помощи комиссиям на местах в субъектах РФ.

Как выбирают лиц на должности в ОМСУ

За годы независимости в нашей стране удалось накопить достаточно опыта для подготовки и полноценного проведения выборов в муниципальные органы. Избрание лиц, которые будут представлять законные интересы граждан, осуществляется на основе тайного голосования. Выборы в ОМСУ являются реализацией всеобщего равного избирательного права населения. Они должны полностью соответствовать принципам демократии и международным нормам.

Российские граждане обладают полномочиями не только избирать, но и быть избранными в муниципалитет. При этом никакого значения не имеют пол, национальность, вероисповедание, социальный статус и материальное положение. Вне зависимости от политических убеждений и приверженности, избирательские голоса граждан не отличаются большей или меньшей значимостью – они обладают одинаковым весом.

Избрание лиц на должности в ОМСУ, как и государственных служащих, может проводиться на альтернативной основе. Как показывает практика, на один депутатский мандат в среднем подают заявки от 2 до 12 претендентов. В процессе создания местных самоуправленческих структур непосредственно участвуют общественные объединения. В большинстве случаев это крупные некоммерческие организации, которые занимаются предвыборной агитацией в пользу своих выдвиженцев, обеспечивают прозрачность и контроль за порядком выборного процесса.

В Российской Федерации, так же как и в развитых европейских державах, используется несколько способов формирования самоуправленческого звена на местах. Так, например, представительные органы избираются голосованием, которое проводится среди населения. В некоторых случаях полномочия граждан могут быть переданы общественным собраниям и организациям.

Глава муниципалитета

Руководитель ОМСУ – это выборное должностное лицо, которое получило свой пост в результате победы на выборах в органы местного самоуправления. Он возглавляет местную администрацию, которая занимается повседневным управлением на определенной территории субъекта РФ. В городских населенных пунктах главу ОМСУ чаще всего называют мэром, главой города, а в районах, селах и в других административно-территориальных единицах выбираются главы местного самоуправления районов, муниципальных округов, сельсоветов и т. д.

Глава местной самоуправленческой структуры может избираться двумя путями: либо голосованием проживающего на территории населения, либо выдвигается в качестве кандидатуры из состава представительного органа. Практически в 2/3 субъектах РФ главы местного самоуправления были избраны в ходе тайного голосования граждан. Намного реже руководителя приглашают занять должность на условиях трудового контракта.

Разновидности структур муниципалитетов

Чтобы дать объективную оценку деятельности ОМСУ, необходимо в первую очередь выяснить, насколько эффективной и полезной для общества является их структура. В России встречаются только однопалатные муниципальные образования. В других странах иногда применяется и двухпалатное построение (например, местное самоуправление Нью-Йорка). Вне зависимости от структурированности ОМСУ, уставы муниципальных образований в обязательном порядке должны подразумевать наличие:

  • представительных органов;
  • главы местного самоуправления;
  • администрации региона, района, поселка;
  • контролирующего органа муниципалитета;
  • других самоуправленческих структур.

Исходя из полномочий ОМСУ, федеральное законодательство в сфере местного самоуправления допускает несколько вариантов построения муниципальных управленческих образований. В первом случае члены представительного органа избираются гражданами. Главу также выбирает население. Председателя местной администрации назначают на должность по трудовому договору.

Второй вариант структуры органов самоуправления выглядит так: представительный орган избирается гражданами, глава муниципалитета одновременно занимает должность руководителя местного исполнительного органа.

Альтернативой обеим вышеперечисленным схемам является следующая: депутаты муниципального совета избираются голосованием населения, глава города, села, района и др. назначается представительным органом из своего состава, а главой местной администрации становится иное должностное лицо после подписания контрактного соглашения.

Законодателям предстоит проделать весьма кропотливую и сложную работу по модернизации регионального законодательства и приведению нормативно-правовых норм в соответствие с положениями федеральных законов, регламентирующих механизм предоставления гарантий реализации гражданских прав (участие в выборах, референдуме).

К тому же опыт проведения выборов в ОМСУ последних лет демонстрирует острую потребность в усовершенствовании федерального законодательства. Цель изменений состоит в дополнении общих принципов учета гражданского мнения на этапе формирования и преобразования муниципалитетов, определения объема полномочий ОМСУ и установлением границ их возможностей.

Компетенция самоуправленческих структур

Исходя из функций ОМСУ, несложно выделить основные полномочия, которыми они обладают. Фактически органы местного самоуправления компетентны в решении дел местного масштаба. В первую очередь стоит отметить полномочия руководства в вопросах развития жилищно-коммунальной сферы, охраны природной окружающей среды.

К обязанностям муниципалитетов относится также планирование застройки населенных пунктов и надзор за реализацией проектов. Разрешение на начало дорожного строительства компании также получают у местных властей. Проведение ремонта канализации, водопровода и газоснабжения муниципального жилого фонда, возведение очистительных сооружений и профилактические меры по недопущению загрязнения водоемов конкретной территории – все эти вопросы относятся к компетенции местного самоуправления.

В социальной сфере муниципалитеты ответственны за предоставление помощи незащищенным слоям населения. Поддержка нуждающимся гражданам оказывается за счет средств местного бюджета. К социальным полномочиям местных властей относят установку надбавки к пенсионным пособиям, строительство и содержание домов для престарелых, хосписов, больниц, родильных домов, детских садов, школ и др. Органы самоуправления на местах управляют неприватизированным жилым фондом и выдают разрешение на выделение помещений коммерческим предприятиям.

Отдельными полномочиями наделены муниципалитеты в сфере обеспечения правопорядка, защиты гражданских прав и свобод. Органы местного самоуправления могут устанавливать определенные правила поведения в общественных местах, давать разрешение или накладывать запрет на проведение массовых сборов, митингов, учений и т. д.

Относительной самостоятельностью муниципалитеты обладают в рамках бюджетно-финансовых отношений: местные органы власти имеют право формировать резервные финансовые ресурсы из налогов местного населения. Кстати, муниципалитеты не лишены полномочий вводить собственные сборы, налоговые платежи, например, с рекламной деятельности, капитала, недвижимости и др., и направлять их на нужды региона по своему усмотрению.

Какие цели стоят перед самоуправленцами

Учитывая роль местных органов в реализации народовластия, становятся очевидными основные цели, которые преследуются ими. Наличие муниципалитета, в первую очередь, является гарантией участия населения в решении ряда вопросов жилищно-коммунальной, социальной, бюджетной сферы.

ОМСУ призваны обеспечить граждан возможностью самостоятельно принимать решения в вопросах местного значения. Этим объясняется предназначение муниципальной деятельности – создать условия для эффективного участия населения в жизни государства, чему способствует и наличие выборных органов, и применение муниципалитетами институтов прямой демократии, и поддержание стабильной материально-технической и финансовой базы для решения экономических и социальных проблем.

Читайте также:
Нормальная стоимость товара: что это значит

Каждый член общества, неравнодушный к проблемам своего региона и готовый проявить активную гражданскую позицию, имеет возможность направить в местную администрацию или определенному должностному лицу обращение в виде письменного предложения, заявления или жалобы. В большинстве населенных пунктов работает «горячая линия» самоуправленческих структур, которая позволяет получить консультацию по интересующему вопросу в телефонном режиме. Кстати, номер телефона ОМСУ муниципалитета можно найти на сайте администрации своего города, села, поселка, района.

Бюджеты муниципалитетов: статьи расходов

Как уже было отмечено, одним из полномочий органов местного самоуправления является формирование бюджета с целью обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения ОМСУ, включая управление собственностью муниципалитета. Эффективное использование государственного имущества, грамотное распределение финансов полностью оправдывает социальное предназначение местной власти.

В Конституции РФ официально закреплено право муниципалитета самостоятельно решать вопросы местного уровня. Расходы на содержание ОМСУ также покрываются за счет местного бюджета. Поэтому население административно-территориальной единицы, участвуя в процессе самоуправления, становится ответственным за результаты управления имуществом и рационального использования финансовых ресурсов из муниципальной казны.

Помимо этого, ОМСУ обеспечивают комплексное развитие территорий муниципального образования. Так как любая административно-территориальная единица является своеобразным жилищно-хозяйственным комплексом, будь это город, станица, сельский округ или поселок, первостепенное значение имеет не только экономический уровень, но и социально-культурные показатели, результаты решения экологических задач.

Поэтому комплексное развитие муниципального образования напрямую связано с бюджетной политикой, выбранной местными властями. Направляя средства на реализацию муниципальных программ, ОМСУ самостоятельно распоряжаются финансами местных бюджетов. Они уполномочены формировать внебюджетные фонды целевого назначения, устанавливать, помимо федеральных, дополнительные налоги и определять размер льготы по их уплате.

Еще одно направление для расходования бюджетных средств – это улучшение условий жизни населения. Для полноценного развития инфраструктуры и усовершенствования организации обслуживания населения округа огромную роль играет деятельность негосударственных самоуправленческих структур. С целью удовлетворения основных жизненных потребностей граждан муниципалитеты занимаются вопросами образования и содержания соответствующих предприятий, учреждений, организаций и служб.

Органы местного самоуправления обязаны предоставлять условия для расширения жилищного строительства и социально-культурной инфраструктуры, обеспечивать населению места общественного питания, торговли, бытового сервиса и др.

Муниципалитетам принадлежит важное место в управленческой системе демократического общества и государства. Главная цель организации института ОМСУ заключается в широком привлечении граждан к непосредственному участию в решении вопросов местного значения.

Благодаря действующему аппарату местной власти во всех субъектах РФ наблюдается постепенный уход от традиции, сложившейся в период Советского Союза – решения вопросов любой величины только государственными структурами, что означало фактическое отчуждение народа от власти, препятствие для реализации своего законного права.

Что такое органы местного самоуправления: полномочия и обязанности

Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте далее.

Что такое органы местного самоуправления?

Основные моменты местного самоуправления

Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

ФЗ №131 Статья 1. Местное самоуправление

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.

Местное самоуправление — представительная реализация народовластия

Особенности органов местного управления

Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.

Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:

  • представительная организация;
  • контролирующая инстанция;
  • руководящее лицо;
  • местная администрация;
  • прочие органы с автономными правомочиями.

Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.

Отечественная вертикаль власти состоит из государственной, местной и субъекта РФ

Идея создания

Один из конституционных постулатов гласит, что единственный источник власти — народ России. Принцип прописан в 3 статье. Население вправе его осуществлять через компетентные структуры либо непосредственно.

Властными полномочиями нужно пользоваться. Эта привилегия позволяет контролировать следование конституционным правам на всех уровнях.

В законодательстве РФ существуют 2 метода реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления.

Таблица 1. Методы реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления

Круг решаемых вопросов

Назначение представительного органа — реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.

Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.

Идея местного самоуправления — автономное улучшение жизнедеятельности проживающего на определенной территории населения

Круг рассматриваемых вопросов:

  • создание и поддержание школ, детских садов и училищ;
  • забота об общественном порядке;
  • учреждение и материальная поддержка поликлиник и больниц;
  • распоряжение фондами, находящимися в муниципальной собственности;
  • строительство дорожных полотен;
  • налаживание коммунальных услуг;
  • благоустройство территориальных единиц.

Всего прописано 30 отраслей, в которых функционируют упомянутые инстанции.

Если рассматривать стоящие перед самоуправленческими организациями задачи, на первый план выходят следующие:

  • трещины в стенах построек;
  • отключение воды вне графика;
  • нехватка игровых площадок для детей;
  • незакрытые люки;
  • накопившийся в больших количествах мусор.

Как правило, перечень рассматриваемых проблем освещен в Уставе.

Читайте также:
Противоправное изменение государственной: что это значит

Муниципальные ячейки не относятся к исполнительной ветке власти

Устав органов местного самоуправления

Этим документом устанавливаются следующие позиции:

  • полномочия участников;
  • порядок учреждения общества;
  • подконтрольность инстанций;
  • вопросы, касающиеся функционирования организации.

Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.

Устав представляет собой мини-конституцию. Это главный документ муниципальной ячейки, разрабатываемый автономно. Учреждается представительными инстанциями. Ознакомиться можно в районной библиотеке и Городском Совете.

Объекты собственности и денежные средства

Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:

  • жилой фонд;
  • земли;
  • не приватизированные квартиры и дома;
  • торговые и культурные организации;
  • здания образовательных и здравоохранительных учреждений.

Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.

Прибыль поступает из следующих источников:

  • средства от сдачи имущества в аренду;
  • штрафы;
  • пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
  • налоги;
  • дотации.

Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.

Для выполнения поставленных задач инстанции местного самоуправления наделяются соответствующей компетенцией

Круг предоставленных полномочий

Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.

Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.

  1. Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
  2. Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
  3. Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
  4. Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
  5. Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
  6. Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.

Нормативные документы действительны сразу после обнародования.

Если постановление нарушает права муниципальных органов, оно оспаривается как недействительное

Компетентные органы вправе распоряжаться городским имуществом. В частности, в их компетенцию входит следующий функционал:

  • управление казной, что подразумевает использование нераспределенного фонда;
  • инспектирование деятельности муниципальных объединений;
  • установление порядка пользования водными объектами, лесами и землями.

Гарантии соответствующих органов предусмотрены ФЗ РФ “Об общих принципах организации самоуправления в РФ”.

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

  1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
  2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

Последний повсеместно представлен на территории РФ.

Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований

Границы муниципальных ячеек регламентируются законодательными актами субъектов РФ.

Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

Административная структура формируется представительным органом

Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

Видео — Местное самоуправление

Местное самоуправление

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. [1]

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель. [2]

Содержание

Теория местного самоуправления

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

В России

История

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. В 1917 году были приняты новые положения согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местные органами государственной власти и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.

К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

Читайте также:
Законодательство РФ о градостроительстве

Правовые основы

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Компетенционные основы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы осуществления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей
  • другие формы

Территориальные основы

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

  • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
    • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
    • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Организационные основы

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Экономические основы

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • иные законные поступления.
Читайте также:
О жилищных накопительных кооперативах

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

Межмуниципальное сотрудничество

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

В некоторых бывших колониях Великобритании, в Австралии, Гане и Нигерии сохранилось административно-территориальное деление, предусматривающее наличие территорий местного управления.

Органы местного самоуправления: основные полномочия

Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.

Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.

К таким полномочиям, в частности, относятся:

— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;

— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;

— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;

— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;

— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;

— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;

— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;

— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;

— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;

— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;

— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

И многие другие. Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления вы можете узнать на сайте профильного Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Местное самоуправление в РФ: понятие, основа, система

В Конституции Российской Федерации существует статья 12, которая определяет местную структуру самоуправления как одну из основ конституционного строя РФ.

Понятие и основы местной структуры самоуправления

В качестве самостоятельного понятия местное самоуправление в Российской Федерации определяется ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Читайте также:
Благоприятные условия жизнедеятельности человека

Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.

Понятие «основы местного самоуправления» в совокупности составляют несколько структурных элементов:

  • Правовые.
  • Территориальные.
  • Экономические.
  • Финансовые.

Правовая основа

Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера.

Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления. К таким документам можно отнести:

  • Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  • Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Помимо всего прочего, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливаются нормы правовых отношений связанных с принятием в качестве госслужащих граждан РФ, и подданных иностранных государств являющихся участниками международных договоров РФ, которые определяют возможность граждан других государств находиться на службе муниципального значения. Им также осуществляется регулирование прохождения и прекращения муниципальной службы, определения правового статуса муниципальных служащих.

Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.

Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.

В систему правовых актов муниципального значения входит:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
  • Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
  • Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.

На уровне структур локального управления, основным регламентирующим актом является устав муниципального образования. Он определяет круг вопросов попадающих под юрисдикцию данного муниципального образования. Кроме того, данные органы определяют территорию муниципального образования, органы местного самоуправления, название, структуру и порядок их формирования. Устав местного значения формируются муниципальным образованием самостоятельно, а после принимается представительным органом местного самоуправления или гражданами непосредственно. Только после прохождения данной процедуры в полной мере акт может быть зарегистрирован на государственном уровне.

Территориальная основа

На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

Кроме того, также возможно:

  • Преобразование муниципальных образований. Здесь подразумевается объединение, разделение образований, изменение статуса поселения.
  • Упразднение поселений. Это возможно на территориях с небольшой численностью жителей, а также в труднодоступных местностях, в случае если численность таких поселений не выше 100 человек, а решение об упразднении принимается самими гражданами поселения.
  • Формирование новых поселений на межселенных территориях. Образование возможно по инициативе населения, которая выдвигается на сходе граждан, которые проживают в населенном пункте, находящемся на межселенных территориях, а также по инициативе органов локального регулирования, государственной власти, федеральных органов государственной власти.

К территориям местного самоуправления относятся:

  • Земли жизни населения, а также смежные земли и свободные территории.
  • Земли общего пользования, в которые входят дороги, улицы, площади
  • Рекреационные территории, а именно зоны отдыха, парки, стадионы, санатории, заповедники.
  • Земли для развития поселения.

Без учета количества проживающих невозможно лишить прав население муниципального образования на ведение локального управления. Принципы управления здесь имеют тесную связь с созданием муниципальных образований. В некоторых случаях формируются автократические муниципальные образования или же они становятся частью других. Также особенности регулирования могут быть связаны и с ограничением местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно внутреннему уставу местное самоуправление осуществляется соответствующими органами на внутригородских территориях.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) можно считать городскими округами. На таких территориях системы самоуправления регламентируются Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». К закрытым административно-территориальным образованиям также относятся наукограды, где признаки исполнения локального самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». А на территории инновационного научного центра «Сколково» особенности организации местного самоуправления осуществляются на основании специального законодательного акта 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Экономическая основа

Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

  • Муниципальная собственность.
  • Местные финансы.
  • Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.

Финансовая основа

Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.

Читайте также:
Промежуточный ликвидационный баланс: что это значит

Система местного самоуправления

Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти

В систему местного самоуправления входит:

  • Носители власти, к которым принято относить единицы локальной коллективной самоорганизации.
  • Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.
  • Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры, имеющие полномочия решать вопросы местного уровня
  • Власть местных структур самоуправления.
  • Способ оформления решений по вопросам местного значения.

В РФ к субъектам муниципальной власти относятся:

  • Поселения сельского и городского уровня.
  • Районы муниципального значения
  • Городские округа.
  • Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.

Содержание любого муниципального образования определяет наличие коллектива на местном уровне способного решать вопросы общественной жизни.

Субъект муниципальной власти – это сообщество местного значения, которое характеризуется относительной самостоятельностью в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности.

В статье 130 ч.2 Конституции РФ установлена процедура реализации самоуправления гражданами через референдум, выборы при помощи выборных и других органов местного самоуправления. Кроме того, путем проведения местных собраний, референдумов, а также через обращения граждан в органы местного самоуправления может осуществляться прямое волеизъявление граждан.

Организационная система, компетенция, регламентация и классификация исполнительных органов государственной власти

Органом государственной исполнительной власти называют субъекты публичного права, которые сформированы в определенном законодательном порядке, обладающие организационно-правовой формой государственного бюджетного учреждения, которые финансируются из бюджета либо РФ, либо ее субъекта, наделены компетенцией, правами и имуществом юрлица учредителями, включены в организационную систему государственной исполнительной власти, принимают участие в осуществлении возложенных на данную систему задач, целей, а также функций, административного управления и административно-правового регулирования с помощью издания правовых актов либо осуществления прочих организационных действий.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти – это организованные структурные элементы государства, которые имеют статус субъекта публичного права, а также юридического лица. Они образовываются и ликвидируются исключительно самим государством – органами законодательной или исполнительной власти в строго организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения. Государство также осуществляет их финансирование.

Данные правовые субъекты также называют органами исполнительной власти. Также есть и прочие наименования, такие как «исполнительные органы», «органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление», «государственные органы управления», «структуры государственного управления».

Согласно федеративному устройству РФ, собственные органы исполнительной власти есть и у РФ, и у ее субъектов. Их, соответственно, называют федеральными и региональными.

Во время исторического развития исполнительные органы РФ получили некоторую организационную, а также правовую и функциональную специфику. Они заметно изменились в соответствии с Конституцией, выпущенной в 1993 году. По до этого действовавшему законодательству их именовали органами государственного управления либо же исполнительно-распорядительными органами. Из-за значительных политических и социально-экономических перемен в стране, сильным снижением государственного сектора экономики данные органы функционально все значительней отходят от прямого государственного управления хозяйственной, а также прочей деятельностью учреждений, предприятий, организаций. Они формируются уже в качестве субъектов, которые принимают участие в осуществлении государственного, а также правового регулирования в области собственной деятельности, а также на подведомственной территории. За ними закрепляются управленческие функции только касательно тех организационных звеньев, которые непосредственно входят в систему исполнительных органов государственной власти, а также строго подчиненных им организаций, учреждений, предприятий.

Конституция Российской Федерации, а также актуальное законодательство сформировали правовые условия для трансформации характера взаимодействия органов исполнительной власти и органов законодательной власти. Они значительно повлияли на возрастание самостоятельности, а также снижение прямого влияния законодательной (или представительной) власти на органы исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти создаются чаще всего при определяющем решении Президента РФ и Правительства РФ, а региональные – уже по решению высших должностных лиц, стоящих у власти субъектов РФ, а также их правительств.

За большинством органов законодательной власти все еще стоит такой значимый канал власти, как законы, которые они вправе принимать. В это же время Президент РФ, а также органы исполнительной власти (то есть Правительство страны, высшие должностные лица, а также правительства субъектов (администрации)) имеют возможность воздействовать на правотворческую деятельность органов законодательной власти с помощью предоставленного им официального права законодательной инициативы. Президент России, а также высшие должностные лица субъектов страны имеют право подписи, а также право возвращения законов на повторное рассмотрение. Для обеспечения максимально тесного и при этом конструктивного взаимодействия с органами законодательной власти органы власти исполнительной вправе назначить в них своих собственных представителей.

Исполнительные органы государственной власти формируют организационную систему, входящую в систему органов государственной власти РФ. В Конституции РФ есть несколько очень значимых предписаний, которые закрепляют существование данной системы, а также уточняют ее параметры. В ведении РФ находится непосредственное установление определенной системы федеральных органов исполнительной власти, а также конкретного порядка их организации и деятельности, формирование данных органов. Федерация, а также ее субъекты вместе занимаются определением базовых принципов организации системы исполнительных органов власти государства. Субъекты РФ самостоятельно занимаются установлением системы органов исполнительной власти, руководствуясь базой конституционного строя страны, а также общими принципами организации органов власти государства.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют единую систему исполнительной власти.

Осуществлением исполнительной власти страны занимается непосредственно Правительство Российской Федерации, которое, в свою очередь, включает в себя Председателя Правительства, его замов, а также федеральных министров. Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти России, который стоит во главе системы органов исполнительной власти страны. В Конституции РФ не указаны другие, кроме правительства, федеральные органы исполнительной власти государства, но, при этом, таких органов довольно много. Система органов исполнительной власти устанавливается Указами Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», а также «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». К данным органам причисляют федеральные министерства, агентства, а также службы.

Исполнительная власть непосредственно в субъектах страны осуществляется собственными высшими органами субъектов, то есть правительствами (или администрациями), стоящими во главе по ФЗ высшими должностными лицами данных субъектов (губернаторами либо президентами). В субъектах РФ образовываются в соответствии с конституциями (или уставами), а также региональными законами органы государственной исполнительной власти в виде комитетов, министерств, департаментов, управлений, отделов и т.д.

Читайте также:
Возмездное оказание услуг: что это значит

Основы организации, а также деятельности исполнительных органов государственной власти устанавливаются в обширной системе нормативных правовых актов, то есть Конституции РФ, ФЗ, указах Президента страны, постановлениях Правительства, конституциях, уставах непосредственно субъектов РФ, прочих законах субъектов страны либо прочих нормативных правовых актов. Почти каждый из имеющихся органов исполнительной власти обладает базовым нормативным правовым актом, который определяет его статус, фиксированный порядок образования, функционирования, организации. В некоторых случаях подобным актом считается федеральный либо региональный закон.

Основы организации и деятельности высшего исполнительного органа государственной власти страны регулируются Федеральным конституционным законом, который называется «О Правительстве РФ».

Федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ, а также ее субъектов образовываются и функционируют на основании существующих положений касательно данных органов. Положения о федеральных органах исполнительной власти, которые подведомственны Президенту по абсолютно всем вопросам, которые закреплены за ним Конституцией, а также федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждает непосредственно Президент. Положения о прочих федеральных органах исполнительной власти утверждаются Правительством страны. Положения касательно исполнительных органов государственной власти в субъектах страны утверждают, соответственно, высшие органы исполнительной власти данных субъектов.

Для правового статуса исполнительных органов власти государства в большей степени характерна имеющаяся некая компетентность, которая выражается в принадлежащих данным органам властных правах, а также соответствующих им обязанностях. Зачастую в нормативных актах применяется термин «полномочие», он, соответственно, охватывает и права, и обязанности органа исполнительной власти либо должностного лица.

Компетенционные права и обязанности

На основании законов и правовых актов стоящих выше органов исполнительной власти происходит наделение органов исполнительной власти соответствующей компетенцией. Компетенционные права органов исполнительной власти направлены только на те субъекты права, которые им непосредственно подчиняются либо являются подведомственными, и поэтом строго юридически должны следовать принимаемым ими официальным правовым актам.

Компетенционные обязанности обладают двоякой направленностью. Во-первых, определенные органы исполнительной власти имеют обязанности перед прочими органами государственной власти, акты которых законодательно они обязаны исполнять, перед которым держат отчет. И, во-вторых, они имеют некие обязанности перед теми, кто находится у них в подчинении, а также перед подведомственными субъектами. В обоих ситуациях содержание обязанностей состоит в обязательности принятия правовых решений при имеющихся предусмотренных по закону условиях, в исправном и результативном применении предоставленной власти (то есть компетенции).

Получается, что в правоотношениях с исполнительными органами именно находящиеся у них в ведомстве субъекты административного права не просто должны слепо следовать воле их власти, но также и имеют право ждать и предъявлять требования, чтобы они грамотно и результативно применяли имеющуюся у них власть для достижения предусматриваемых правом результатов.

Исполнительные органы госвласти занимаются подзаконной деятельностью. Государством на данные органы возложена деятельность касательно исполнения законов. Именно поэтому ее именуют и исполнительной, и также подзаконной. Данные государственные органы должны осуществлять указы Президента страны, а также правовые акты стоящих выше региональных и федеральных органов, направленные им правовые акты органов контрольной и судебной ветвей власти. Содержание возложенной на данные органы исполнительной власти деятельности определено в законе такими категориями, как задачи, цели, функции, предметы ведения, методы, формы, полномочия, компетенции, обязанности, права.

Изменчивость структуры исполнительных органов

Система исполнительных органов госвласти, а также непосредственно данные органы обладают структурой, которая склонна к постоянным переменам. Она зафиксирована в правовых актах, схемах управления, а также штатных расписаниях. Систему, а также структуру органов исполнительной власти на федеральном уровне утверждает непосредственно Президент страны. Руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (или представительных), а также исполнительных органов госвласти субъектов РФ» данная система исполнительных органов госвласти субъекта страны обозначается законодательством соответствующего субъекта. Их точная структура устанавливается высшим должностным лицом, то есть руководителем высшего исполнительного органа госвласти того самого субъекта.

Улучшение организационной структуры госвласти исполнительного характера – это довольно сложная, но при этом важная задача. Значительная часть неверных решений, принимаемых на сегодняшний день в сфере создания госорганов в целом, а также непосредственно органов исполнительной власти, очевидна. Зачастую систему органов госвласти, государственный аппарат в литературных произведениях сравнивают с машиной. Но при создании, а также формировании данной системы еще не научились применять верные расчеты, а также точные технологии, такие, как при создании машин, а также их систем.

Создатели государственных органов часто проигрывают в уровне профессионализма специалистам технических систем из-за того, что делают упор не на твердый расчет, а, в основном, на благие пожелания, ведомственные либо клановые, а также собственные интересы и представления, которые зачастую просто неверны. Если бы ситуация была противоположной, РФ не подвергалась бы постоянным организационным реформам.

Отличия между исполнительными органами и государственными организациями можно обозначить такими пунктами:

  • Исполнительные органы причисляются к организационной системе госвласти, а государственные организации не входят в эту систему.
  • У исполнительных органов есть некий объем исполнительной власти и компетенций, данный государством, а у госорганизаций нет.
  • Исполнительные органы принимают участие в осуществлении государственной исполнительной власти, а также административном управлении и административно-правовом регулировании, а государственные организации на себе испытывают влияние власти, регулирования и управления, они занимаются выполнением производственно-хозяйственной, социально-культурной, а также прочей невластной деятельностью.

Есть некая схожесть между исполнительными органами госвласти, а также трудящимися в них должностными лицами. Они располагаются в системе государственной исполнительной власти, и имеют некую компетенцию. Но должностные лица не считаются структурными подразделениями и не имеют внутренней структуры. Они занимают должности в исполнительных органах и причисляются к индивидуальным субъектам права (то есть физическим лицам), а органы исполнительной госвласти причисляются к коллективным (или организованным) субъектам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: