Органы предварительного следствия: что это значит

Предварительное следствие

Понятие предварительного следствия

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.

Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия УПК РФ относит следующие:

  • Следственный комитет РФ,
  • следственные подразделения органов внутренних дел;
  • следственные органы Федеральной службы безопасности.

Срок предварительного следствия

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

  • день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

  • время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
  • время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Ст. 6.1. УПК РФ допускает продление этого срока лишь при условии, что уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

Не вдаваясь в научные дискуссии о начале и окончании разумного срока уголовного судопроизводства[1-3], возьмем за их основу конкретные процессуальные сроки, которые предусмотрены УПК РФ для предварительного расследования.

При соблюдении условия «разумности» срок предварительного следствия может быть продлен в следующем порядке:

  • до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа;
  • до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность;
  • дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем – Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Если возникает необходимость продления срока предварительного следствия, следователь должен вынести соответствующее постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю в случаях:

  • возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;
  • возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования
  • возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях

Следственные действия

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

  • осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);
  • эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;
  • обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;
  • допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;
  • предъявление для опознания:
  • следственный эксперимент;
  • проверку показаний на месте;
  • контроль и запись переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами;
  • назначение и производство судебной экспертизы

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, требует от следователя вынесения постановления об их производстве (например, эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка).

Ряд таких следственных действий может осуществляться только с разрешения суда. К ним, в частности, относятся:

  • осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • обыск и выемка в жилище,
  • выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,
  • личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);
  • выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.
Читайте также:
Право международных договоров: что это значит

С этой целью следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан. Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья. Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.

В процессе следственных действий следователем должны приниматься меры к охране государственной тайны и неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.

Для проведения следственных действий следователь может привлекать специалиста.

Кроме того, для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов следователь может приглашать понятых. В некоторых случаях, специально оговоренных в законе, проведение следственных действий требует обязательного участия понятых

Ход и результаты следственного действия отражаются в протоколе следственного действия.

В следующих публикациях мы еще вернемся к теме следственных действий, что бы рассмотреть процессуальные и тактические особенности производства каждого из них.

Участники уголовного судопроизводства

Общие сведения об участниках уголовного судопроизводства

Согласно определению, представленному законодателем в п. 59 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе.

УПК РФ в зависимости от наличия собственных интересов, выполнения процессуальных функций, реализации соответствующих прав и осуществления возложенных на них обязанностей всех участников уголовного судопроизводства делит на следующие группы:

2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

  • прокурор;
  • следователь и руководитель следственного органа;
  • орган дознания;
  • дознаватель и начальник подразделения дознания;
  • потерпевший
  • частный обвинитель
  • гражданский истец;
  • представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:

  • подозреваемый;
  • обвиняемый;
  • законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
  • защитник;
  • гражданский ответчик и его представитель.

4. Иные участники уголовного судопроизводства:

  • свидетель
  • переводчик;
  • понятой;
  • эксперт;
  • специалист.

В последующих публикациях мы более подробно рассмотрим процессуальный статус некоторых из вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства.

P.S. В дополнение к данной консультации предлагаю прослушать доклад научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Марии Шклярук на тему «Уголовное следствие в России: теория и практика».

Уголовное следствие в России

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации – подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Подследственность уголовных дел

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.

Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.
Читайте также:
Хранение в гардеробах организаций

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Читайте также:
Органы внешних сношений: что это значит

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Предварительное следствие (дознание)

Вектор Прайм предлагает юридическую помощь на стадии предварительного следствия. Наши юристы и адвокаты помогут вам на самых раниях стадия производства. Для того, что бы получить бесплатную консультацию вы можете позвонить по телефону +7 (495) 21-21-027 и наши сотрудникиобязательно вам помогут!

Предварительное расследование осуществляется одним из органов предварительного следствия либо органом дознания в зависимости от формы его проведения.

В начале 21-го века, когда условия жизни в России характеризовались относительной стабильности общественной жизни, а также достаточно напряженной криминальной обстановкой, предварительное следствие осуществлялось представителями четырех ведомств:следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов ФСБ и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Данная процедура регулировалась не Уголовно-процессуальным кодексом, а соответствующим законодательством об организации деятельности названных правоохранительных органов. При этом прокурор имел широчайшие полномочия касательно надзора за процессуальной деятельностью следователей из всех ведомств.

Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» объем предоставляемых прокурору полномочий характеризовался как надзорное полновластие прокурора, используемое в досудебном производстве по уголовным делам. Данные полномочия являлись правовым средством обеспечения возложенной на него функции, а именно — уголовного преследования лиц, которые виновны в совершении преступления. Таким образом, в досудебном производстве по уголовным делам просто не существовало вопроса, который не мог быть решен прокурором полностью на законном основании. Само же решение могло быть таким, как прокурор посчитает нужным.

Лишь в 2007 году ситуация была изменена с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Отныне в системе прокуратуры Российской Федерации учреждается Следственного комитета при прокуратуре РФ, а также следственные управления данного комитета. С того времени Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является не коллегиальным руководящим органом, который заведует следственной деятельностью. Данный комитет становится одним из четырех специализированных военных следственных подразделений при прокуратуре РФ. Отличительной особенностью новаций стала самостоятельность Следственного комитета со всеми его звеньями, которые не подчиняются напрямую руководителям органов прокуратуры. Сам следственный аппарат теперь находится не в составе прокуратуры, а при ней. Таким образом, не только прокуроры и заместители, но даже Генеральный прокурор РФ не имеем прямого контроля над отделенным комитетом.

Роль прокурора в органах предварительного следствия были изменены благодаря названным организационно-правовым мерам с помощью «сквозного» редактирования соответствующих норм УПК РФ. Теперь он лишен многих процессуальных полномочий, которые связаны как с личным участием прокурора в предварительном следствии и уголовном преследовании, так и управлением данной деятельностью. Благодаря законодательным изменениям следователи прокуратуры и соответствующих ведомств не смогут возбуждать уголовные дела, в личном порядке проводить предварительное следствие, принимать участие в расследовании, руководить действиями следователя, в том числе одобрять или не одобрять его решение. Функции проверки хода расследования, предоставление следователю обязательных для исполнения указаний, отмена постановлений или даже полное прекращение уголовного дела отныне также вне компетенции прокуроров.

Все названные выше полномочия были переданы соответствующим руководителям, которые возглавляют определенные следственные органы и подразделения. Другими словами, полномочиями были наделены непосредственные участники досудебного производства по тем или иным уголовным делам. Ранее в органах федеральной службы безопасности, а также органах внутренних дел уже существовали начальники следственных отделов. Теперь такие аналоги были созданы и в органах прокуратуры.

Благодаря появлению нового участника предварительного следствия появилась необходимость законодательного закрепления процессуальных полномочий руководителей следственных органов, что и было сделано соответствующим приказом начальника Следственного комитета при МВД России 17 декабря 2007 года. В то же время процессуальные правоотношения отныне будут регулироваться исключительно с помощью закона.

Согласно Федеральному закону от 5 июня 2007 г. в законе «О прокуратуре Российской Федерации» не были внесены изменения относительно функций и задач уголовного преследования, а также надзора за процессуальной деятельностью реформированных органов дознания и предварительного следствия. Органы предварительного следствия были реформированы, а взамен урезанных полномочий установлен целый комплекс процессуально-правовых надзорных средств, который характеризуется собственным органом надзора со значительными процессуальными полномочиями в каждом из четырех ведомств.

Согласно принятым изменениям положение российского следователя несколько изменилось и стало выглядеть следующим образом. В статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации описан круг уголовных дел, участие в расследовании которых находится в компетенции следователей каждого из названных ведомств.

Права и обязанности каждого следователя в процессе работы над конкретным уголовным делом полностью одинаковы вне зависимости от принадлежности к тому или иному ведомству, должности, типа расследуемого преступления, уровня сложности дела, а также объема проводимой следственной работы.

В случае наличия законных оснований следователь имеет право возбудить уголовное дело или же приступить к его расследованию. При этом направление расследования может выбираться самостоятельно согласно имеющимся следственным версиям. Например, следователь самостоятельно определяет вид проводимых следственных действий в процессе сбора необходимых доказательств, а также состава участников в области таких элементов следствия как допросы, очные ставки, проведение экспертного исследования, принятие мер уголовно-процессуального принуждения и прочее. Более того, он не только имеет право, но даже обязан использовать их, если не считает нужным возбуждение ходатайства перед судом с целью принятия необходимого решения.

Читайте также:
Отказ от наследства: что это значит

Однако, несмотря на процессуальную самостоятельность следователя, где помимо судебной прерогативы на использование определенных мер процессуального принуждения, которые связаны с нанесением ущерба правам и свободам некоторым участникам уголовного судопроизводства, имеется ряд ограничений, налагаемых действующим законодательством. В частности это касается выполнения отдельных следственных действий, привлечении обвиняемого лица к ответственности, выборе мер пресечения или же квалификации преступления. Данные указания являются обязательными для выполнения каждым следователем, но в то же время при необходимости могут быть обжалованы в вышестоящем следственном органе. При этом обжалование в ходе стандартной процедуре не приостанавливает исполнения предписанных указаний. Исключением могут служить непосредственные указания руководителя следственного органа, касающиеся передачи дела, квалификации преступления, привлечения обвиняемого, избрания необходимой меры пресечения, направлении дела на рассмотрение в суд и так далее. При несогласии с полученными указаниями следователь имеет право представить руководителю вышестоящего следственного органа определенные материалы уголовного дела, а также имеющиеся возражения в письменной форме. Согласно ч. 3 и 4 ст. 39 УПК РФ не подлежат обжалованию письменные указания руководителя следственного органа, предписывающие выполнение требований прокурора, связанных с устранением нарушений федерального законодательства, которые были допущены в процессе предварительного следствия.

Следует отметить, что указания прокурора как таковые не являются обязательными для исполнения следователю. Во многом исполнение полученных указаний зависит от точки зрения руководителя следственного органа. Так в случае несогласия следователя с поступившими требованиями относительно устранения нарушений федерального законодательства, которые были допущены в процессе предварительного следствия, его начальник под личную ответственность в письменном виде сообщает прокурору относительно имеющихся возражений следователя. В тех случаях, когда мнение следователя расходится с решением прокурора относительно отмены его постановления о возбуждении уголовного дела, следователь имеет право обжаловать полученное решение прокурора вышестоящему прокурору. В случае недовольства и его решением — Генеральному прокурору РФ при наличии согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Такое согласие может дать и руководитель следственного органа того или иного федерального органа исполнительной власти. Обжалованию также может подлежать возвращение обвинительного заключения по уголовному делу с целью производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения, изменения обвинительного заключения либо устранения обнаруженных недостатков.

Сроки предварительного следствия в данном случае составляют трое суток с момента поступления материалов. В течение семидесяти двух часов вышестоящий прокурор обязан вынести постановление относительно отказа в удовлетворении ходатайства следователя, либо постановление об отмене решения нижестоящего прокурора о возвращении уголовного дела следователю.

Во втором случае согласно ст. 211 УПК Российской Федерации дело направляется в суд после соответствующего утверждения вышестоящим прокурором. При этом нижестоящий прокурор, который потерпел поражение в процессуальном споре с соответствующим руководителем ведомственного следственного аппарата, занимает положение уголовного преследователя. То есть ему следует быть готовым к поддержке государственного обвинения в ходе судебного процесса с использованием следственных материалов, которые еще не готовы для приобщения к судебному разбирательству.

Следователь также имеет определенную власть по отношению к органу дознания. Например, он обладает правом давать органам дознания предписания, которые обязательны для исполнения. Письменные поручения могут касаться процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, выполнения некоторых следственных действий, выполнения постановлений относительно производства иных процессуальных действий. Согласно ст. 38 УПК РФ следователи также имеют право требовать содействия при их производстве. Это необходимо для того, чтоб в процессе работы над сложным делом следователь был в состоянии справиться с поставленными перед ним задачами. Ведь, как правило, обычному кабинетному работнику не под силу самостоятельно справиться с трудоемкими следственными мероприятиями. В повседневной работе следователь часто нуждается в помощи достаточно оснащенного военизированного органа государства, который располагает как оперативно-розыскными полномочиями, так и другими средствами и возможностями, включающими в себя человеческий ресурс, способный выполнять самые разнообразные задачи, которые возникают вследствие имеющейся криминальной обстановки. Все постановления следователя, которые были вынесены в полном соответствии с законом, являются необходимыми для исполнениями как для физических, так и для юридических лиц.

В 2008 году в российском законодательстве наряду со следователем было узаконено другое должностное лицо, которое имеет необходимые полномочия для осуществления предварительного следствия по уголовному делу — следователь-криминалист. Данный специалист по поручению руководителя следственного органа также имеет право участвовать в тех или иных процессуальных действиях без необходимости принятия уголовного дела к своему производству. Такое нововведение стало результатом многолетнего опыта в сфере повседневной деятельности прокуроров-криминалистов в процессе расследования уголовных дел. Основной идеей участия в деле следователя-криминалиста является производство отдельных следственных действий или даже цикла подобных действий, которые находятся в его компетенции (знания, опыт применения криминалистической техники, методика выполнения определенных следственных действий, а также соответствующие процессуальные полномочия). Участие в расследовании уголовного дела следователя-криминалиста означает наличие следственной группы. Процедура создания и последующие правоотношения, которые возникают между участниками следственной группы, также регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 163).

Органы предварительного следствия и дознания

Выявление и последующее расследование преступлений находятся главным образом в компетенции ОВД и прокуратуры. Сравнительно недавно в законодательство, регулирующее эти вопросы, были внесены значительные изменения и дополнения. Они преимущественно связаны с новым УПК, вступившим в действие с 1-го июля 2002 года. Далее разберем, что собой представляют органы предварительного следствия. Полномочия и назначение их также будут подробно описаны в статье.

Общие сведения

Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.

Органы предварительного следствия и дознания: характеристика

Между этими структурами достаточно много общего. В связи с этим их довольно часто путают. Собственно, это неудивительно. Органы предварительного следствия и дознания имеют, по существу, аналогичное назначение. При выявлении признаков состава преступного действия сотрудники отделов обязаны возбудить по этому факту уголовное дело. Их работа основывается на единых требованиях УПК.

Читайте также:
Заявление об обеспечении иска

Органы предварительного следствия выполняют мероприятия для выявления, проверки, фиксации доказательств. Сотрудники также проводят их анализ. Эти же задачи выполняют органы дознания. Вместе с этим указанные мероприятия проводятся различными должностными лицами и отделами относительно различных преступлений. Так, дознание осуществляют дознаватели, а предварительное следствие ведут следователи. Они обладают различным объемом возможностей в рамках уголовного дела.

Основные отличия

Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.

Структуры отделов

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

Характер мероприятий

При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:

  • Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
  • Начать действия, относящиеся к неотложным.

Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.

Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.

Компетенция органов предварительного следствия

Перечень дел, по которым осуществляются мероприятия этими подразделениями, предусмотрен ст. 150 УК. В этой же статье устанавливается подследственность. Положения определяют конкретные категории преступлений, которые подлежат изучению сотрудниками разной ведомственной принадлежности. Следователи прокуратуры, таким образом, уполномочены расследовать дела, которые связаны с посягательствами на конституционные свободы и права гражданина и человека, его здоровье и жизнь; сотрудники ФСБ – наиболее опасные деяния против безопасности государственного строя и общества; представители ОВД – незаконные действия против порядка, собственности, установленных правил эксплуатации транспорта и прочие.

Основные требования

Система органов предварительного следствия наделена определенными возможностями, обеспечивающими ее процессуальную независимость. Сотрудники обладают свободой в принятии решений, которые связаны с ходом разбирательства и выполнения необходимых мероприятий в рамках дела. В предусмотренных законодательством случаях решения, которые принимают органы предварительного следствия, приобретают свою силу только после получения санкции или согласия прокурора либо суда на принятие тех или иных мер. Это может быть, например, прекращение дела, заключение задержанного под стражу, освобождение обвиняемого под залог, продление периода его содержания под стражей, обыск и прочее.

Права и обязанности

Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.

При признании аргументов убедительными прежние предписания будут отменены вышестоящим прокурором. Если они покажутся недостаточно вескими, то дело будет передано другому сотруднику. Органы предварительного следствия, кроме процессуальной независимости, обладают определенной властью. Они имеют право давать сотрудникам прочих подразделений письменные указания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий в рамках конкретного дела, находящегося в производстве. Постановления, которые принимают органы, осуществляющие предварительное следствие, обязательны к исполнению всеми учреждениями, предприятиями, гражданами, должностными лицами, организациями.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Надзор

Система органов предварительного следствия находится в ведомстве прокуратуры. Сотрудники подразделений обязаны выполнять все ее предписания по тому или другому делу. Процессуальный контроль могут осуществлять также начальники непосредственно следственных отделов. Они вправе выполнять проверку материалов дела, давать указания сотрудникам о направлении изучения преступления, производстве необходимых мероприятий, привлечении лиц в качестве обвиняемых, избрании в отношении задержанных меры пресечения, об объеме незаконного деяния и его квалификации. Все предписания передаются в письменном виде. Однако сотрудники могут обжаловать их прокурору. Ведомственный надзор вправе осуществлять также следователи от контрольно-методического отдела вышестоящего подразделения. В ходе рассмотрения дел выполняется и судебный контроль над законностью проводимых мероприятий. Также проверяются жалобы на отказ от возбуждения расследования, прекращении его и прочих действиях (бездействиях) прокурора, следователя или дознавателя, которые могут ущемлять свободы и права сторон судопроизводства или затруднять доступ гражданских лиц к правосудию.

Читайте также:
Арест денежных средств: что это значит

Особенности контроля

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Права и обязанности прокурора

Действия вышестоящего лица считаются неправильными в случае, если, присутствуя на месте преступления при осмотре или выполнении следственного эксперимента, оно отдает приказания следователю, который, в свою очередь, выполняет только процессуальное оформление действий. Прокурор может вмешиваться в ход процесса тогда, когда следователь допускает какие-либо нарушения уголовных норм и закона, процессуальные ошибки, оставляет невыясненными обстоятельства, имеющие значение для разбирательства по делу.

Если вышестоящим должностным лицом было принято производство на себя в полном объеме, оно несет ответственность за объективность и всесторонность процесса. Прокурор при проверке уголовного дела обращает внимание на качество проведения следствия, его полноту, дает указания, обязательные к исполнению. Однако данные действия не должны ограничивать процессуальную самостоятельность нижестоящего сотрудника. Следователь не может ставиться в такие условия, при которых ему необходимо выполнять предписания вопреки своим внутренним убеждениям.

Случаи, в которых сотрудник может не согласиться с указаниями прокурора, приведены в ст. 36, ч. 3. К ним относят предписания о привлечении гражданина к участию в деле как обвиняемого, объеме обвинения и квалификации преступления, заключении под стражу, выборе меры пресечения, направлении дела в судебную инстанцию или закрытии его. Приведенные действия считаются определяющими при производстве по уголовному преступлению от этапа к этапу. Однако данное не обозначает, что прокурор не обладает правом решать эти вопросы после завершения работы следователя. Согласно ст. 385 УК, после получения дела с обвинительным заключением он может прекратить производство по нему по любым основаниям, приведенным в ст. 83, 84 УК. Прокурор вправе исключить определенные эпизоды из обвинения, применить нормативный акт о менее тяжком правонарушении, принять прочие решения в рамках данного производства. Реализация вышеуказанных мероприятий уже не связана с действием принципа самостоятельности следователя в процессуальном плане. Данные решения вышестоящее должностное лицо принимает вне зависимости от позиции сотрудника, деятельность которого к тому моменту считается завершенной. Прокурор вправе как участвовать в предварительном следствии и дознании, лично в случае необходимости выполнять отдельные мероприятия, так и, возбудив дело либо изъяв его в свое распоряжение, расследовать в полном объеме самостоятельно. Свое участие в мероприятиях, зафиксированное в протоколе, он удостоверяет своей подписью.

Материалы судебной практики

Они выступают в качестве одного из наиболее эффективных средств, способствующих устранению и предотвращению нарушений законности при уголовном судопроизводстве, а также улучшению качества предварительного следствия и дознания. Вследствие этого на стадии подготовки дела к слушанию, а также непосредственно в ходе судебного заседания, прокурор тщательным образом проверяет объективность, полноту и всесторонность проведенных мероприятий, соблюдение норм и требований законодательства.

Роль структуры

В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.

Основное внимание в организации следственных мероприятий уделяется повышению мастерства и профессионального уровня сотрудников, их умению качественно и грамотно проводить и организовывать расследования. Благодаря существующей сегодня законодательной базе сфера влияния структуры достаточно широка. Так, на основании подследственности, установленной нормативными актами, сотрудники структуры выполняют предварительное следствие по делам о более чем 70% совершаемых преступлений в стране.

В их числе больше 91% составляют правонарушения экономического характера. Раскрыть многие из этих дел в состоянии только профессионалы высокой квалификации. Сотрудники структуры всегда видят свой долг в способности достойно реагировать на вызов времени, повышать свой уровень, совершенствовать приемы и методы, внедрять достижения научного прогресса в работу. Труд следователей достаточно тяжел. Его значение сложно переоценить, в особенности теперь, когда преступность приобретает более ожесточенный характер, который проявляется зачастую в терроре и насилии.

В заключение

С каждым годом отмечается появление новых сложностей в деятельности следственной системы. Преступники все чаще сегодня действуют изощренно, используют при правонарушениях методы, значительно затрудняющие их исследование и раскрытие. В связи с этим руководству органов прокуратуры рекомендовано применять специализацию в ходе расследования дел об умышленных убийствах, взяточничестве, хищении имущества и прочих сложных с доказательной точки зрения проступках.

Это на практике значит, что одна группа специализируется на раскрытии преступлений, которые связаны с бытовыми конфликтами, другая – с ущемлением личностных прав, третья – с получением взяток и так далее. При выборе категории дел и назначении сотрудников для их ведения необходимо учитывать степень их квалификации и опыт, профессиональную ориентацию, то есть предрасположенность следователя к расследованию конкретного вида правонарушения. Как показывает практика, при грамотно организованной специализации повышается эффективность раскрытия преступлений, считающихся сложными по доказательной стороне и юридической оценке.

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Читайте также:
Неприкосновенность имущества гра ждан

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел определяются в указанных статьях УПК примерно следующим образом:

  • следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи ФСБ — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями . Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора , даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер . Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В субъектах РФ организуются:

  1. главные следственные управления;
  2. следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.

Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах. Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции:

  • осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам;
  • оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Предварительное расследование — что нужно знать

Каждое уголовное преступление расследуется уполномоченными структурами правоохранительных органов в виде дознания или следственных действий, целью которых является поиск виновных лиц и сбор доказательной базы. Как показывает практика, во время проведения подобных мероприятий высока вероятность нарушения прав граждан, подозреваемых в противоправных действиях. Хороший уголовный адвокат поможет предупредить их возникновение и свести к минимуму возможные негативные последствия.

Читайте также:
Сертификат пожарной безопасности: что это значит

Особенности проведения предварительного расследования

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Цели следствия на предварительной стадии

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу. Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий. Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Правоохранительные структуры, уполномоченные проводить предварительное следствие

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.
Читайте также:
Органы внешних сношений: что это значит

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования. В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому). При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

Вывод

Правила и нормы действующего законодательства обязаны соблюдать не только причастные к уголовному преступлению лица, но и правоохранительные структуры, ответственные за проведение следственных действий и привлечение виновных к ответственности. Их действия жестко контролируются вышестоящими структурами и прокуратурой, а хороший уголовный адвокат сможет не допустить необоснованного обвинения лиц, непричастных к уголовному преступлению.

Органы налоговой полиции: что это значит

Постановлением Совета Министров –

Правительства Российской Федерации

от 11 октября 1993 г. N 1037

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.12.95 N 1243,

от 12.07.96 N 791, от 09.12.98 N 1467)

1. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее именуется – Федеральная служба налоговой полиции) является федеральным органом исполнительной власти на правах государственного комитета Российской Федерации, осуществляющим руководство системой федеральных органов налоговой полиции в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач.

В систему федеральных органов налоговой полиции входят:

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;

органы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) – территориальные органы налоговой полиции;

органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт – Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации – местные органы налоговой полиции.

В федеральных органах налоговой полиции в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться организации, необходимые для обеспечения их деятельности.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральная служба налоговой полиции руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции” и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными задачами Федеральной службы налоговой полиции являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

4. Федеральная служба налоговой полиции в соответствии с возложенными на него задачами:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 09.12.1998 N 1467, вступают в силу с 1 января 1999 года.

организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, проводит в установленном порядке судебно – экономические и криминалистические экспертизы, получает и использует дактилоскопическую информацию;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.07.96 N 791, от 09.12.98 N 1467)

(см. текст в предыдущей редакции)

определяет приоритетные направления работы федеральных органов налоговой полиции, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности;

осуществляет работу по защите находящихся при исполнении служебных обязанностей сотрудников государственных налоговых инспекций и личного состава федеральных органов налоговой полиции от противоправных посягательств;

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов налоговой полиции, разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность федеральных органов налоговой полиции, информирует высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обществе, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и нарушений;

проводит работу по предупреждению, выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;

принимает, регистрирует заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях, осуществляет в установленном законом порядке их проверку;

создает общереспубликанские справочно – информационные фонды, необходимые для деятельности федеральных органов налоговой полиции;

разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения федеральных органов налоговой полиции, организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, осуществляет защиту прав, законных интересов, чести и достоинства сотрудников федеральных органов налоговой полиции;

осуществляет централизованное обеспечение федеральных органов налоговой полиции специальной техникой, вооружением и другими материально – техническими и финансовыми ресурсами за счет республиканского бюджета Российской Федерации, контролирует их использование;

разрабатывает планы капитального строительства в системе федеральных органов налоговой полиции и принимает меры по их реализации;

осуществляет взаимодействие с налоговыми, правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и зарубежных стран, участвует по поручению Правительства Российской Федерации в подготовке проектов международных договоров и соглашений по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов налоговой полиции, и организует их выполнение;

Читайте также:
Заявление об обеспечении иска

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает меры по улучшению жилищных условий сотрудников, а также работников федеральных органов налоговой полиции, не имеющих специальных званий, их медицинского, санаторно – курортного и иного социально – бытового обеспечения;

планирует и осуществляет мобилизационную подготовку в федеральных органах налоговой полиции;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.12.95 N 1243)

организует и осуществляет шифровальные работы в федеральных органах налоговой полиции и обеспечивает защиту информации в системах и средствах информатизации и связи.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

5. Федеральная служба налоговой полиции возглавляет директор (в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Директор Федеральной службы налоговой полиции:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на федеральные органы налоговой полиции задач и обязанностей;

организует работу Федеральной службы, его коллегии и осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает положения о самостоятельных структурных подразделениях Федеральной службы налоговой полиции и определяет функциональные обязанности их руководителей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по штатной численности, финансированию и материально – техническому обеспечению федеральных органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

назначает на должность и освобождает от должности руководителей, сотрудников и работников, не имеющих специальных званий, центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции и его структурных подразделений, за исключением лиц, иной порядок назначения на должность и освобождения от должности которых установлен Законом Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции”;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда перечень должностей, штатное расписание центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции, его структурных подразделений, а также примерную структуру и штатную численность нижестоящих органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении заместителей директора Федеральной службы налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

представляет Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава;

принимает в необходимых случаях в соответствии с Законом Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции” и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации решения о зачете выслуги лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции;

присваивает первое специальное звание среднего и старшего начальствующего состава налоговой полиции, а также специальные звания до полковника налоговой полиции включительно;

устанавливает в пределах ассигнований, предусмотренных республиканским бюджетом Российской Федерации, размер средств на содержание территориальных и местных органов налоговой полиции, фонд оплаты труда и количество служебных легковых автомобилей;

определяет порядок использования средств централизованного фонда социального развития федеральных органов налоговой полиции и других внебюджетных средств, направляемых на развитие сферы материального стимулирования и социально – бытового обеспечения;

применяет установленные законодательством Российской Федерации формы поощрения и меры дисциплинарного воздействия в отношении сотрудников федеральных органов налоговой полиции;

издает в соответствии с Законом Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции” приказы, инструкции и указания, связанные с организацией оперативно – служебной деятельности федеральных органов налоговой полиции, в необходимых случаях принимает нормативные акты совместно или по согласованию с другими министерствами и ведомствами;

отменяет приказы, инструкции и указания руководителей нижестоящих органов налоговой полиции, противоречащие законодательству Российской Федерации;

представляет Федеральную службу налоговой полиции в государственных и иных органах и организациях Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также в отношениях с правоохранительными органами других государств;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивает достоверность статистической отчетности о выявленных и предотвращенных федеральными органами налоговой полиции преступлениях, характере, объемах и результатах оперативно – розыскной работы, регулярное обобщение и совершенствование практики деятельности федеральных органов налоговой полиции, а также распространение и внедрение передового опыта.

7. В Федеральной службе налоговой полиции образуется коллегия в составе директора Федеральной службы (председатель коллегии), заместителей директора, других руководящих сотрудников федеральных органов налоговой полиции. Состав коллегии утверждается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

Коллегия Федеральной службы налоговой полиции рассматривает важнейшие вопросы деятельности федеральных органов налоговой полиции. Решения коллегии, как правило, проводятся в жизнь приказами и другими актами, издаваемыми директором Федеральной службы налоговой полиции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Федеральная служба налоговой полиции является юридическим лицом, имеет расчетный и иные (в том числе валютные) счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: