Органы прокуратуры: что это такое, описание и особенности

Прокуратура, ее значение и функции

Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Определение понятия “прокуратура”

Прокуратура (от лат. «procurare» заботиться, предотвращать, обеспечивать) представляет собой единую централизованную систему органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Собственно термин «прокуратура» не получил широкого распространения в мире. Например, в романских государствах этот институт именуется «публичным министерством», в Германии — «службой государственного поверенного», в США — «атторнейской службой».

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Признаки прокуратуры

В мировой практике прокурорский орган имеет ряд общих признаков:

  • легитимность, т.е. устройство прокуратуры, ее организация и компетенция определяются в соответствии с конституцией и действующим законодательством;
  • наличие государственно-властной компетенции, которая закреплена федеральным законодательством и реализуется посредством системы полномочий ее должностных лиц;
  • территориальный масштаб деятельности. Иными словами, деятельность прокуратуры распространена на всей территории страны независимо от конституционно-правовых особенностей статуса субъектов Федерации;
  • централизованная система органов, которая включает в себя Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные органы, также научные, научно-исследовательские, консультативные, образовательные, издательские и иные учреждения;
  • строгая определенность видов и форм деятельности прокуратуры действующим законодательством;
  • институциональная и функциональная независимость, обеспеченная отдельным предметом ведения, особым порядком назначения на должность и освобождения от должности прокурорских работников, принудительным порядком реализации прокурорских полномочий.

Наряду с вышеобозначенными признаками отечественная прокуратура имеет ряд специфичных черт, а именно:

  • надзорный орган. Статья 1 “Закона о прокуратуре” называет основным направлением ее деятельности надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории России законов;
  • правоохранительный орган. Прокуратура является одним из органов государства, специально предназначенных для осуществления правоохранительной функции присущими ей методами;
  • орган надзора центральной власти за деятельностью местных и региональных органов публичной власти.

Основное значение прокуратуры в Российской Федерации состоит в обеспечении единого законодательного пространства федеративного государства путем использования надзорных и правоохранительных методов, а также возможности участия в качестве представителя государства в возникающих правовых спорах.

Структура прокуратуры РФ

Система прокуратуры РФ представлена тремя звеньями.

Высшее звено прокуратуры представлено Генеральной прокуратурой, которую возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

Прокуратуры субъектов Федерации составляют среднее звено российской прокуратуры. Их возглавляют прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором с согласия государственной власти субъектов РФ.

Третье звено включает прокуратуры районов, городов и приравненных к ним иных территориальных прокуратур. Прокуроры данного звена назначаются Генеральным прокурором РФ, а их заместители, старшие помощники и помощники – прокурорами субъектов РФ.

Функции прокуратуры

К основным функциям прокуратуры относятся следующие.

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Федерации. В рамках данной функции выделяют ряд направлений:

  • уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступления;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел Конституционным Судом РФ, конституционными и уставными судами субъектов РФ, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями, федеральными арбитражными судами;
  • опротестование прокурорами противоречащих закону решений, приговоров, определений, постановлений судов;
  • участие прокуроров в правотворческой деятельности;
  • международное сотрудничество Генеральных прокуратуры и нижестоящих прокуратур в соответствующими органами иностранных государств и международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях законодательных и исполнительных органов государственной власти государства и его субъектов, органов местного самоуправления;
  • рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры жалоб, заявлений и иных обращений;
  • проведение прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц;
  • обращение Генерального прокурора РФ в Конституционный суд по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан;
  • обращение Генерального прокурора РФ в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и делам иной направленности;
  • разработка Генеральной прокуратурой РФ систем и методик учета статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре.

Прокурорский надзор за законностью в деятельности поднадзорных объектов.

Вывод

Прокуратура — это единая централизованная система органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Прокурор разъясняет

  • 13 сентября 2022, 17:12
Читайте также:
Открытие наследства: что это такое, описание и особенности

12 января 2022 года органы прокуратуры Российской Федерации отметят юбилей – 300-летнюю годовщину с даты образования органов прокуратуры России.

Что за орган представляет собой прокуратура? Какое место она занимает в системе органов власти? Какие цели, задачи и функции возложены на неё сегодня? Об этом – интервью старшего помощника прокурора республики по правовому обеспечению старшего советника юстиции Ирины Машковой

Ирина Геннадьевна, какое место занимают органы прокуратуры в системе органов государственной власти?

Правовой статус органов прокуратуры определён Конституцией и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Это особый конституционно-правовой статус. В результате длительных исторических и законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась в структурно и функционально самостоятельный, независимый государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением Конституции и законов, а также иные функции.

Среди населения иногда все ещё бытует мнение, что прокуратура это карательный орган. Это не так. Прокуратура – это, прежде всего, правозащитный орган.

Какие прокуратура выполняет задачи и функции на современном этапе?

Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» целью деятельности органов прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокуратуры заключаются в: своевременном выявлении правонарушений и их пресечении, предупреждении нарушений закона; установлении причин нарушений, лиц, виновных в их совершении и привлечение их к ответственности; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

Функции органов прокуратуры можно условно разделить на надзорные и иные.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

– федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и управления, судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами указанных органов и организаций, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов;

– органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Кроме того, прокуратура осуществляет:

– координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, поддерживает государственное обвинение в суде;

– возбуждает дела об административных правонарушениях;

– участвует в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

– участвует в правотворческой деятельности органов власти и местного самоуправления;

– ведёт государственный и ведомственный статистический учёт.

С принятием в 2016 году Федерального закона «Об основах профилактики в Российской Федерации» органы прокуратуры также стали субъектом системы профилактики и осуществляется в т.ч. посредством правового просвещения и правового информирования населения.

С июля текущего года Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

Что важно знать гражданам о деятельности органов прокуратуры?

Для реализации функций прокуроры наделены широким кругом полномочий, которые осуществляются независимо от федеральных и иных органов власти, общественных объединений.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

  • для проведения проверки, в частности, являются обращения граждан, предпринимателей, должностных лиц организаций, публикации в средствах массовой информации и сети «Интернет».

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения.

Деятельность органов прокуратуры осуществляется гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан. В указанных целях она широко освещается в средствах массовой информации.

В каком случае обращение или жалоба гражданина подлежит разрешению прокурором?

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушениях закона, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. При этом, следует обратить внимание, что органы прокуратуры не осуществляют надзор за гражданами.

Согласно закону органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в хозяйственную деятельность организаций.

Читайте также:
Преступный результат: что это такое, описание и особенности

Таким образом, жалобы на действия граждан, а также первичные жалобы на нарушение закона, прежде всего, подлежат разрешению контролирующими, правоохранительными и иными органами в соответствии с их компетенцией.

Например, первичная жалоба на нарушение трудовых прав подлежит разрешению Государственной инспекцией труда по РС(Я), жалоба на нарушение санитарного законодательства – Управлением Роспотребнадзора, на нарушение жилищных прав управляющими компаниями – Управлением Государственного строительного и жилищного надзора РС(Я). Заявления о преступлениях подлежат рассмотрению правоохранительными органами, поскольку органы прокуратуры не наделены полномочиями по возбуждению и расследованию уголовных дел.

Несогласие с ответом на первичное обращение подлежит обжалованию вышестоящему должностному лицу данного органа.

В том случае, когда заявитель не согласен с ответом руководителя контролирующего органа, жалоба подлежит разрешению органами прокуратуры.

Есть исключения из этого правила. Например, напрямую в органы прокуратуры можно обжаловать бездействие или незаконные действия судебных приставов.

Кроме того, есть категория административных дел, которые возбуждаются исключительно прокурором. Список таких дел, предусмотрен ст. 28.4 КоАП РФ (дела о нарушении избирательных прав граждан, нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления и её размещению в сети “Интернет”, возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства и т.д.).

В органы прокуратуры можно обратиться лично, по почте или удалённо через сайт прокуратуры, Единый портал госуслуг.

Какие у прокурора есть возможности по защите прав граждан?

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

– беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов,

– требовать предоставления необходимых документов и материалов,

– вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.

На противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт прокурор п риносит протест, а на содержащий коррупциогенные факторы – требование об их устранении, которые подлежат рассмотрению в 10-дневный срок, а коллегиальным органом – на его ближайшем заседании.

В целях устранения нарушений закона, из причин и условий, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности прокурор вносит представление должностному лицу, подлежащее рассмотрению в 30-дневный срок.

В целях привлечения виновного лица к административной ответственности прокурор выносит постановление.

О недопустимости нарушения закона прокурор объявляет должностному лицу предостережение.

При установлении признаков состава уголовного преступления, прокурор выносит постановление в порядке ст. 37 УПК РФ и направляет его для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

В целях защиты граждан прокурор также вправе обратиться с заявлением (иском) в суд.

Также прокурор осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Во всех лиц случаях прокурор может защищать интересы граждан в судебном порядке?

К сожалению, нет. Если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, согласно ст. 45 ГПК и ст. 98 КАС РФ заявление или административное заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, если основанием для него является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых:

– социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

– защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

– социальной защиты, включая социальное обеспечение;

– обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;

– охраны здоровья, включая медицинскую помощь;

– обеспечения права на благоприятную окружающую среду;

Прокурор в обязательном порядке вступает в процесс и даёт заключение по делам: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, о лишении или ограничении родительских прав, об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, об обязательных обследовании, лечении или госпитализации больного туберкулёзом, или для оказания психиатрической помощи .

На незаконное или необоснованное судебное постановление (решение, приговор , определение) прокурор приносит апелляционное, кассационное, частное или надзорное представление (жалобу) в вышестоящий суд.

Органы прокуратуры: что это такое, описание и особенности

В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Особенность ее статуса состоит в том, что основными целями прокурорской деятельности являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Это свидетельствует не только о важности прокуратуры для государства, общества и отдельного гражданина, но и предъявляет повышенные требования к прокурорам, а также законодательству о прокуратуре. Этим обусловлено конституционное урегулирование основ статуса прокурорской системы Российской Федерации.

Читайте также:
Признаки преступления: что это такое, описание и особенности

Отмеченное подтверждается тем, что Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в рамках внесенного 20.01.2022 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» внимание уделено прокуратуре.

В настоящее время в Конституции Российской Федерации предусмотрена статья 129, которая находится в главе 7 под названием «Судебная власть и прокуратура». До 2014 года данная глава имела наименование «Судебная власть».

Таким образом указано на особый самостоятельный статус прокуратуры в системе иных государственных институтов, отмечено повышенное социальное значение прокурорской деятельности.

Статья 129 Конституции Российской Федерации состоит из пяти частей, которые посвящены регулированию организационных вопросов преимущественно связанных с назначением на должность и освобождением от должности прокуроров в статусе руководителей органов прокуратуры.

Так, в соответствии с частью второй указанной статьи Генеральный прокурор Российской Федерации и все его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, как это определено частью третьей данной статьи, назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Решение об освобождении от должности данных прокуроров также принимает Президент.

Приравненные по статусу к прокурорам субъектов Российской Федерации специализированные прокуроры назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров находится в ведении Генерального прокурора Российской Федерации.

Кроме того, в части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Следует обратить внимание еще на одну важную конституционную норму – это пункт «о» статьи 71, где установлено, что прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации (то есть федерального центра). Следовательно, установление статуса прокуратуры, наделение ее функциями должно осуществляться именно на федеральном уровне.

С данными конституционными положениями полностью согласуются законодательные требования, установленные в ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где предусмотрено,
что на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

К основным функциям прокуроров относятся:
– надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;
– участие в рассмотрении дел судами;
– участие в правотворческой деятельности. В силу ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. А также в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генпрокуратурой России порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 “Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов”).

Читайте также:
Патентная оговорка: что это такое, описание и особенности

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10 Закона о прокуратуре).

В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе развития нашей страны. Правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

Правозащитная функция прокуратуры в целом проявляет себя в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в разрешении обращений граждан и организации, проведении приема граждан, деятельности по защите прав предпринимателей.

Надзорные функции прокуратуры составляют: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, предварительное следствие и дознание; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор в сфере исполнения уголовных наказаний.

Правотворческая функция прокуратуры включает в себя участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, участия прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе посредством реализации права законотворческой (нормотворческой) инициативы (ст. ст. 7 и 9).

Координационная функция организационно закреплена в статье 8 Закона о прокуратуре и заключается в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, межведомственном взаимодействии.

Судебные функции органы прокуратуры выполняют при поддержании государственного обвинения в суде, а также в случаях обязательного участия прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве (раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами).

Информационно-просветительские функции прокуратуры заключаются в реализации принципа гласности, закрепленного в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, и реализуются посредством информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности, выступлений в средствах массовой информации, взаимодействия с институтами гражданского общества, проведения работы по правовому просвещению и разъяснению законодательства.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции выполняет международно-правовые функции: осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, в экстрадиции уголовных преступников (ст. 2).

На основании положений п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре научные и образовательные организации, входящие в систему прокуратуры (Академия Генеральной прокуратуры РФ, институты и филиалы Академии), реализуют функции по подготовке квалифицированных юридических кадров и научному обеспечению прокурорской деятельности.

Таким образом, отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института.

Информирует Старший помощник прокурора Нахимовского района города Севастополя С.А. Сурма

Андреевский муниципальный округ

Официальный сайт муниципального образования

Российская прокуратура: функции, полномочия, структура и история

Прокуратура Российской Федерации : общая информация. Основные функции и полномочия ведомства. Структура прокуратуры. История ведомства: от императора Петра до наших дней. Чем награждают прокуроров?

Центральный офис прокуратуры РФ расположен в Москве .

Российская правоохранительная система – это сложный комплекс, в состав которого входит множество составляющих. Прокуратура занимает в ней особое место, поскольку она не только занимается охраной правопорядка наряду с другими государственными ведомствами, но и осуществляет общий надзор за исполнением законодательства.

Критики называют подобные полномочия прокуратуры архаичными и настаивают на необходимости реформы ведомства. По их мнению, прокуроры должны представлять государственное обвинение во время судебных процессов и координировать работу других правоохранительных органов.

Общая информация

Прокуратура – это система государственных органов, которая осуществляет надзор за исполнением законодательства на всей территории страны. Принципы организации и деятельности прокуратуры определяются статьями Конституции и специальным федеральным законом.

Читайте также:
Недостатки товаров: что это такое, описание и особенности

Прокуратура имеет собственную эмблему.

Данное ведомство является независимым, оно не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти.

Прокуратура РФ – военизированное формирование. Ее сотрудники наделены правом на ношение огнестрельного оружия.

Центральный офис прокуратуры Российской Федерации расположен в Москве . Официальный сайт – genproc.gov.ru.

Ведомство имеет собственный флаг и эмблему. Они были учреждены специальным указом президента в 2008 году.

Эмблема ведомства – это золотой державный орел, который удерживает зеленый, окованный серебром щит, с наложенными на него двумя мечами. На поле щита изображен «Столп закона».

Флаг – синее полотнище, в крыже которого находится российский триколор. В правой части знамени расположен геральдический знак ведомства.

Структура

Прокуратура РФ – это система органов с жесткой иерархией и централизованным управлением. В ее структуру входят:

  • генеральная прокуратура;
  • учебные заведения;
  • специализированные подразделения (транспорта, метрополитена, природоохранная и др.);
  • военная прокуратура;
  • прокуратуры субъектов, областей и городов;
  • печатные издания.

Общее руководство ведомством осуществляет Генеральный прокурор. Он назначается и увольняется верхней палатой парламента по представлению президента. В настоящий момент этот пост занимает И. В. Краснов . По аналогичной схеме свои посты получают его заместители.

Отдельным подразделением является военная прокуратура.

Полномочия и функции

Основная функция прокуратуры РФ – это обеспечение верховенства права и контроль за исполнением законодательства на всей территории страны. В последнюю функцию входит:

  • Надзор за соблюдением законодательства органами государственной власти, самоуправления и юридическими лицами.
  • Контроль за работой органов правопорядка и приставами.
  • Надзор за ведомствами, которые исполняют наказания.
  • Подготовка обжалований на решения судов, которые противоречат законодательству.

Не менее важная функция – преследование за совершение уголовных преступлений. Прокурор может поручить расследование соответствующему правоохранительному органу или принять дело в свое производство. Данное ведомство фактически координирует работу всей правоохранительной системы.

Главная военная прокуратура следит за законностью в армии. Она является отдельным структурным подразделением ведомства.

Кроме того, прокуратура участвует в международном сотрудничестве, занимается выпуском юридических изданий.

Прокуратура обязана реагировать на жалобы юридических и физических лиц. В ведомстве действуют круглосуточные горячие линии, с помощью которых граждане могут сообщить о нарушениях закона.

История

Чтобы лучше понять, что такое прокуратура и какие функции она выполняет, следует сказать несколько слов об истории этого ведомства.

Русские цари долгое время искали эффективные формы контроля за деятельностью государственного аппарата и инструменты для пресечения нарушений со стороны чиновников. В разные периоды эти функции выполняли опричники, работники Тайного приказа, фискалы и даже гвардейские офицеры.

В системе российской государственной власти прокуратура появилась в 1722 году, во время царствования Петра I. Первым ее руководителем стал близкий сподвижник императора граф Павел Ягужинский . Во время представления Петр назвал его «оком государевым».

В обязанности генерал-прокурора входил надзор за Сенатом, что делало его фактически вторым по влиятельности человеком в государстве. Одновременно была учреждена должность обер-прокурора Синода, который занимался церковными делами и подчинялся императору. Таким образом? надзорные органы изначально были разделены на две половины.

Павел Ягужинский – первый российский генеральный прокурор.

После смерти Петра I значение ведомства существенно снизилось. «Всесильный» Ягужинский был отправлен в почетную ссылку послом в Речь Посполитую.

В начале XIX века в ходе очередной административной реформы коллегии превратились в министерства. Прокуратура вошла в состав Министерства юстиции , а его глава получил должность генерал-прокурора.

Судебная реформа 1864 года превратила ее в часть правоохранительной системы. В обязанности прокуроров входило руководство полицейским дознанием и следствием, надзор за его законностью, подготовка обвинительных актов, участие в судебных процессах.

Также они составляли кассационные и апелляционные жалобы, контролировали выполнение приговоров, следили за порядком в местах лишения свободы.

Так продолжалось вплоть до революции 1917 года. Большевики упразднили старую прокуратуру и в 1922 году учредили новую, главной функцией которой стал надзор за органами власти. В 1923 году ее полномочия были расширены, она стала частью Верховного суда страны. Ведомство получило совещательный голос на заседаниях высших органов государства.

В 1933 году прокуратура превратилась в отдельный самостоятельный орган, также была учреждена военная прокуратура. Данные изменения в значительной мере способствовали выстраиванию в стране единой централизованной надзорной системы. В 1936 году они были отображены в новом тексте Конституции.

Читайте также:
Палата депутатов: что это такое, описание и особенности

В 1946 году для поднятия статуса ведомства советская прокуратура стала Генеральной. В 1955 году вышло новое положение о надзоре, оно конкретизировало функции и полномочия органа.

В 1966 году вышло положение о военной прокуратуре, в котором закреплялись задачи и определялись полномочия данного органа.

В 1977 году была написана новая Конституция СССР, на основании которой в 1979 году появился закон о прокуратуре.

Главными задачами ведомства признавался надзор за соблюдением законодательства, борьба с хищениями государственной собственности.

Также в законе устанавливалась подотчетность ведомства Верховному Совету страны, а в межсессионный период – его Президиуму.

Прокуратура СССР прекратила свое существование сразу после распада страны. Уже в начале 1992 года был утвержден закон о прокуратуре РФ , который сохранил многие положения, характерные для советской надзорной системы.

В 1995 году увидела свет новая редакция закона, в ней впервые был упомянут надзор ведомства за соблюдением свобод российских граждан органами власти. Впоследствии в документ неоднократно вносили правки, но статус ведомства, как единого централизованного органа надзора сомнению никогда не подвергался.

Награды

Медаль «За верность закону». Она имеет три степени.

Прокуратура РФ имеет не только собственную форму, но и перечень наград, который был утвержден специальным приказом в 2007 году. В него входят следующие знаки и медали:

  • Знак «Почётный работник прокуратуры». Им награждаются сотрудники, проработавшие в ведомстве более 10 лет и имеющие отличную репутацию.
  • Знак «За безупречную службу». Награждаются сотрудники, имеющие 10-летний стаж и отличившиеся безупречным исполнением обязанностей.
  • Знак «За верность закону». Этим знаком награждаются сотрудники, проработавшие 10, 15 или 20 лет.
  • Медаль «За взаимодействие». Ею награждаются граждане РФ , оказавшие значительную помощь ведомству.
  • Медаль «Ветеран прокуратуры». Награждаются сотрудники, проработавшие в системе более 20 лет.
  • Медаль «За воинскую доблесть». Награждаются сотрудники ведомства, проявившие отвагу и доблесть при выполнении своих служебных обязанностей. Обычно эту медаль дают за мужественные действия в опасных или чрезвычайных ситуациях.
  • Медаль «За укрепление боевого содружества». Этой медалью могут награждаться, как сотрудники ведомства, так и служащие других правоохранительных органов. Ее дают за помощь в выполнении задач, возложенных на органы прокуратуры.
  • Медаль «За отличие в военной службе». Награждаются отличившиеся сотрудники военной прокуратуры.
  • Медаль Руденко. Награждаются работники ведомства, отдавшие службе более 20 лет.
  • Медаль Ягужинского . Этой медалью награждаются работники ведомства за значительные заслуги. Как правило, ее дает сотрудникам, которые проработали в системе не менее 10 лет.
  • Медаль «290 лет прокуратуре России ». Эту медаль дают сотрудникам, проработавшим в ведомстве более 15 лет и имеющим значительные заслуги.

Каждая из вышеперечисленных наград может быть вручена только один раз, за исключением наград, имеющих несколько ступеней. Новое награждение должно происходить не ранее, чем через три года после вручения предыдущего. Также в качестве поощрения сотрудникам может быть выдано именное оружие.

Нужен ли всеобщий надзор стране

Сегодня в большинстве стран мира органы прокуроры представляют обвинение во время судебных процессов. И это их основная функция. Также они координируют работу правоохранительной системы. Функции общего надзора – это анахронизм, от которого практически везде отказались.

В советское время она, возможно, и была нужна по причине отсутствия многих отраслевых контрольных органов. Их функции выполняла прокуратура и органы народного контроля. Но сегодня ситуация совершенно иная.

Любой прокурор – это в первую очередь юрист. Он не может досконально разбираться в том, как работают заводы, больницы или атомные станции. И хотя ведомство привлекает к расследованиям специалистов других контролирующих органов, проверки обычно носят формальный, сугубо нормативный характер. Очень часто они сводятся к проверке правильности заполнения документов.

Функция общего надзора требует существенной реформы. Ее необходимо либо полностью упразднять, как не имеющую смысла, либо кардинально менять модель проведения.

Нынешний формат работы ведомства неэффективен и приводит лишь к дополнительной нагрузке на госучреждения и бизнес. Он обеспечивает работой целую армию чиновников, которые занимаются исключительно заполнением ненужных бумажек, и порождает огромное количество бессмысленных регуляций.

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели(следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

Читайте также:
Правовая семья: что это такое, описание и особенности

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознанияявляются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

руководитель (начальник органа дознания)– это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзорза точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Оперативно-розыскная деятельность – это гласная и негласная деятельность оперативных подразделений государственных органов, по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, в целях обеспечения общественной безопасности, правопорядка и недопущения совершения преступлений.

Задачи оперативно-розыскной деятельности

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральной службы исполнения наказаний.

9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознание: термин, сущность, производство

Предварительное расследование уголовного дела – самостоятельная часть уголовного судопроизводства, осуществление которой возможно двумя способами, одним из которых является дознание (УПК РФ, часть 1, ст.150).

Дознание есть одна из разновидностей уголовно-процессуальной деятельности (форма предварительного расследования), направленная на установление обстоятельств, значимых для поиска истины в расследуемом уголовном деле, и применяемая уполномоченными лицами в случаях, когда производство предварительного следствия по рассматриваемому уголовному делу не является необходимостью.

Дознание в уголовном процессе можно назвать дополнительным инструментом предварительного расследования, который используется для расследования преступных деяний небольшой и средней тяжести. УПК подобные преступления определяет как те, мера пресечения по которым не превышает пяти лет.

Полномочием осуществлять дознание наделены:

  • следователи Следственного комитета РФ в установленных законом случаях;
  • ОВД РФ;
  • пограничные органы ФСБ;
  • органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ;
  • таможенные органы;
  • органы Государственного пожарного надзора;
  • органы Федеральной службы судебных приставов;
  • капитаны морских и речных судов в рамках расследования дел на подотчетной им территории;
  • лица, возглавляющие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Замечание 1

На стадии разработки проекта Уголовно-Процессуального Кодекса дознание вводилось в уголовно-процессуальный процесс как упрощенная версия предварительного следствия. Вводимые далее в УПК изменения постепенно нивелировали значимую разницу между предварительным следствием и дознанием, что стало основой появления некой разновидности дознания – дознания в сокращенной форме.

Читайте также:
Оперативное управление: что это такое, описание и особенности

Виды дознания

На сегодняшний день юридическая практика подразумевает возможность применения одного из следующих видов дознания:

  • дознание в полной форме общего порядка;
  • дознание в сокращенной форме.

Полная форма дознания общего порядка

Общий порядок дознания аналогичен порядку, установленному УПК РФ для предварительного следствия, но, в то же время, подразумевает некоторые исключения.

Стандартный регламент отводит на производство дознания с момента возбуждения уголовного дела 30 суток. В этот срок не входит время ознакомления с актом обвинения и материалами по рассматриваемому делу обвиняемым, потерпевшим, защитником обвиняемого, представителем потерпевшего. Закон предусматривает возможность продления указанного срока:

  • на усмотрение прокурора – на 30 суток;
  • на усмотрение прокурора, военного прокурора и их заместителей – на срок до 6 месяцев (в ситуациях необходимости произвести судебную экспертизу);
  • на усмотрение районного судьи, военного судьи на основании ходатайства дознавателя и согласия прокурора или военного прокурора – на срок до 6 месяцев в ситуации невозможности завершить дознание в стандартный срок, при отсутствии причин изменить/отменить меру пресечения (заключение под стражу, домашний арест);

Замечание 2

Заключение суда, исключающее возможность отменить или изменить меру пресечения, не должно быть голословным: необходимо подкрепить его соответствующей информацией от дознавателя. Эти сведения должны указывать на те обстоятельства рассматриваемого преступного деяния (включая личные характеристики обвиняемого), которые явно будут указывать на нецелесообразность изменения меры пресечения (например, обвиняемый, выпущенный на свободу, может скрыться от следственных органов, будет чинить препятствия в расследовании дела и пр.).

  • на усмотрение прокурора субъекта РФ или военного прокурора – на срок до 12 месяцев (в исключительных ситуациях, когда необходимо дополнительное время на исполнение запроса о правовой помощи);
  • продление указанного срока (и возобновление дознания в случае его приостановки) также может производиться на усмотрение руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, когда в его производстве находится рассматриваемое дело.

Лицо, осуществляющее дознание, составляет уведомление о подозрении в совершении преступления в ситуации, когда дело об уголовном преступлении возбуждается по факту его совершения, а процедура дознания стала источником достаточных и достоверных сведений, на основании которых возможно подозревать некое лицо в совершении рассматриваемого преступления.

Такое уведомление должно содержать: личные данные лица, подозреваемого в совершении рассматриваемого преступного деяния (полное имя, дата и место рождения); описание обстоятельств самого преступного деяния (место, время, способ и прочие характеристики); описание ущерба, нанесенного преступным деянием (характер и объем); положения Уголовного Кодекса, закрепляющие меру ответственности за рассматриваемое преступление (часть, статья, пункт).

В случае подозрения некого лица в совершении нескольких преступных деяний уведомление должно содержать отсылку на все положения Уголовного Кодекса (часть, статья, пункт), соответствующие каждому из этих преступлений.

Дознавателю необходимо изготовить копии составленного уведомления. Одну из копий он обязан передать подозреваемому и дать разъяснения касательно его прав (УПК, ст.46). Передача уведомления подозреваемому должна сопровождаться отметкой о вручении в соответствующем протоколе. Еще одну копию дознаватель должен направить прокурору. Уведомление вручается каждому из подозреваемых по расследуемому делу, если их установлено несколько.

Также закон устанавливает срок, в который дознаватель обязан осуществить допрос подозреваемого/подозреваемых по существу дела – 3 суток с момента, когда подозреваемому/подозреваемым передано уведомление о подозрении в совершении преступного деяния.

Общее правило гласит, что до составления обвинительного акта в завершение расследования лицо, подозреваемое в совершении преступного деяния, остается в этом статусе, не становясь обвиняемым. Таким образом, на протяжении всего периода, отведенного на процедуру дознания, фигура обвиняемого отсутствует.

Если подозреваемое лицо было заключено под стражу, с этого момента у должностного лица, согласно исключительному порядку УПК, есть 10 дней, чтобы:

  • завершить производство дознания составлением акта обвинения, или
  • вынести заключение об отмене примененной меры пресечения и прекращении уголовного судопроизводства в отношении подозреваемого, или
  • вынести постановление о привлечении ранее подозреваемого лица в качестве обвиняемого (порядок предъявления обвинения определен УПК, ст.171-172).

Результатом процедуры дознания является обвинительный акт, представляющий собой симбиоз постановления о привлечении ранее подозреваемого в качестве обвиняемого и заключения, содержащего окончательную формулировку обвинения, с которой рассматриваемое дело будет отправлено в следующие по регламенту инстанции.

Для случаев, когда расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом данных, нормы УПК предусмотрели возможность осуществления дознания группой дознавателей.

Полномочием назначать проведение дознания указанным выше способом наделен начальник органа дознания. Пометка о применении такой формы дознания проставляется в постановлении о возбуждении уголовного дела либо в принципе составляется отдельное самостоятельное постановление. И в том и в другом случае должен быть приведен перечень всех лиц (полные имена), уполномоченных на производство дознания по рассматриваемому делу, и указано, кому из группы поручается руководство группой. В состав группы дознавателей могут входить также представители органов, функцией которых является оперативно-розыскная деятельность.

Читайте также:
Призывная комиссия: что это такое, описание и особенности

Регламент функционирования группы дознавателей закреплен в УПК (ст. 223.2). В частности, лицо, руководящее работой группы дознавателей, должно выполнять следующие функции: общая организация работы группы, руководство деятельности членов группы, формирование акта обвинения.

Обвинительный акт

Обвинительный акт представляет собой процессуальный документ, являющийся итогом произведенной процедуры дознания и содержащий обвинение, основанное на фактах, выявленных в ходе расследования.

Акт обвинения составляется дознавателем на основании его заключения о том, что все необходимые следственные действия по рассматриваемому делу произведены, а установленных фактов достаточно, чтобы сформулировать обвинение. Обвинительный акт является основанием для прокурора передать рассматриваемое уголовное дело в суд.

Помимо основной функции (изложение формулировки обвинения) акт обвинения призван решить следующие задачи:

  • подвести итог процедуры дознания;
  • собрать в единую систему, упорядочить все собранные факты и доказательства, что существенно облегчает дальнейшее судопроизводство в плане ознакомления с материалами по делу, оперирования ими;
  • привести логическое обоснование вывода о виновности подозреваемого, основанное на собранных доказательствах;
  • квалифицировать с юридической точки зрения действия подозреваемого;
  • сформулировать юридические выводы по рассматриваемому делу;
  • установить границы обвинения, в пределах которых суд может определить приговор.

В ситуации, когда подозреваемый находится под стражей, дознаватель должен сформировать акт обвинения в течение 10 суток с момента взятия подозреваемого под стражу. Если указанный срок не соблюден, дознаватель предъявляет обвинение, процедура дознания продолжается или мера пресечения относительно подозреваемого изменяется/отменяется.

Когда дознание не удается завершить в пределах 30 суток с момента задержания подозреваемого, при этом причины для изменения/отмены его меры пресечения отсутствуют, указанный срок может быть увеличен на срок до 6 месяцев на усмотрение судьи на основании ходатайства дознавателя и соответствующего согласования с прокурором.

Обвинительный акт содержит следующие данные:

  • сведения о факте его составления: место, дата;
  • сведения о лице, сформировавшем акт: фамилия, инициалы, должность;
  • сведения о подозреваемом;
  • описание обстоятельств преступного деяния: место, время, способ, цели и прочие характеристики, могущие иметь значение в рассмотрении конкретного дела;
  • собственно обвинительная формулировка с отсылкой к соответствующим положениям УК;
  • краткое, но емкое описание собранных в ходе дознания фактов и доказательств, являющихся основанием обвинения;
  • изложение доказательств, на которые опирается сторона защиты;
  • перечень обстоятельств как отягчающих наказание, так и тех, что его могут смягчить;
  • сведения о лице, которому был нанесен вред, а также о характере этого вреда и его объеме;
  • перечень лиц, которых необходимо вызвать для участия в судебном заседании.

Обязательным приложением к обвинительному акту является справка по делу, содержащая информацию о собственно процедуре произведенного дознания с отсылками к листам уголовного дела:

  • сроки процедуры;
  • принятые меры пресечения (заключение под стражу, домашний арест) с указанием соответствующих временных периодов;
  • характеристики вещественных доказательств;
  • сведения о гражданском иске и реализованных мерах по его обеспечению;
  • данные касательно конфискации имущества, если таковое имело место;
  • сведения о процессуальных издержках;
  • данные о принятых мерах относительно обеспечения прав иждивенцев, если таковые имеются у подозреваемого или потерпевшего.

Особенностью обвинительного акта, отличающей его от обвинительного заключения, является то, что после составления с актом обвинения согласно процессуальным нормам необходимо ознакомить всех лиц, имеющих заинтересованность в рассматриваемом деле.

Ознакомление с обвинительным актом обязательно для обвиняемого и его защитника, а потерпевший или лицо, представляющее его интересы, могут ознакомиться с актом обвинения и материалами по делу только на основании ходатайства. Также на основании ходатайства могут ознакомиться с материалами дела гражданский истец, гражданский ответчик и их представители (статьи 44,45,54,55 УПК).

Составленный обвинительный акт заверяется подписью начальника органа дознания, после чего совокупно с материалами уголовного дела акт передается прокурору. Прокурор, в свою очередь, изучая поступившие документы, осуществляет проверку:

  • соответствуют ли описательный и резолютивный разделы обвинительного акта материалам дела;
  • соответствуют ли описательный и резолютивный разделы обвинительного акта уголовно-процессуальным требованиям;
  • в полной ли мере произведено расследование;
  • соблюдены ли права субъектов уголовного процесса;
  • приняты ли при необходимости меры по нивелированию обстоятельств, повлекших за собой преступное деяние.

Время рассмотрения прокурором уголовного дела и поступивших по нему документов – 2 суток, после чего им должно быть принято одно из возможных решений:

  • утвердить поступивший обвинительный акт и передать рассматриваемое дело в судебную инстанцию;
  • вернуть уголовное дело с целью осуществления дополнительных мер дознания (на срок до 10 суток) или внесению в обвинительный акт корректив (если он не отвечает соответствующим требованиям ст. 225 УПК, на срок до 3 суток);
  • прекратить уголовное судопроизводство;
  • передать уголовное дело для осуществления предварительного следствия.
Читайте также:
Оперативное управление: что это такое, описание и особенности

Замечание 5

В процессе рассмотрения поступившего уголовного дела прокурор уполномочен на свое усмотрение изъять из обвинительного акта некоторые пункты обвинения или изменить квалификацию преступного деяния.

В пределах отведенного срока меры пресечения судья должен принять решение о характере применения этой меры далее. Достаточность срока меры пресечения для выполнения указанного действия обязан определить прокурор. При необходимости не позднее, чем за 7 дней до истечения срока меры пресечения, прокурор должен направить ходатайство о продлении. По общему правилу срок меры пресечения может быть увеличен до 30 суток.

Также прокурор несет ответственность за ознакомление с обвинительным актом и материалами дела заинтересованных лиц. Как уже было сказано выше, ознакомление с документами по делу обвиняемого и его защитника является обязательным. Если обвиняемый отказался принять копию акта обвинения, не явился по вызову прокурора, прокурор передает рассматриваемое дело в судебную инстанцию с соответствующей пометкой о причинах, по которым не произошла передача обвиняемому копии обвинительного акта.

Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, и их компетенция

Предварительное расследование регламентируется разделом 8 УПК РФ.

Формы предварительного расследования:
    1. предварительное следствие;
    2. дознание.

Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Производство дознания основывается на том же законода­тельстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое, значение, как и акты предварительного следствия.

Помимо выполнения в принципе общих с органами предваритель­ного следствия полномочий на органы дознания возлагается произ­водство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях об­наружения преступлений и лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые рас­полагают оперативными службами.

В соответствии со ст. 40 УПК органами дознания являются:

    1. органы внутренних дел РФ и входящие в их состав управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
    2. органы Федеральной службы судебных приставов;
    3. начальники органов военной полиции ВС РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
    4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Дознание по уголовным делам производится (ст. 151 УПК):

  1. дознавателями органов внутренних дел РФ;
  2. дознавателями пограничных органов ФСБ;
  3. дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов;
  4. дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
  5. следователями Следственного комитета РФ;
  6. дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

На органы дознания возлагаются:

  1. дознание по уголовным делам , по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном УПК;
  2. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам , по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 УПК;
  3. осуществление иных предусмотренных УПК полномочий .

Сферы, в которых допускается деятельность этих органов по вы­явлению и расследованию преступлений более или менее четко разграничи­ваются уголовно-процессуальным законодательством.

Основной прин­цип такого разграничения: каждый из названных органов (должност­ных лиц) должен иметь дело с такими преступлениями, которые нару­шают надлежащее исполнение ими своих основных функций. Напри­мер:

  • работники противопожарной службы обязаны выявлять и рассле­довать преступления, связанные с поджогами;
  • работники таможенной службы — преступления, связанные с нарушением таможенных пра­вил;
  • начальники тюрем, исправительных или воспитательных коло­ний, СИЗО — преступления, совершаемые в учреждениях Федераль­ной службы исполнения наказаний;
  • судебные приставы — преступле­ния, посягающие на нормальное отправление правосудия;
  • работники госнаркоконтроля — преступления, которые, как отмечалось выше, связаны с незаконным оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ, и т. д.

Большинство действий, отнесенных к ведению органов дознания, должно осуществляться непосредственно должностными лицами, именуемыми дознавателями, — работниками органов дознания, на кото­рых полномочия по производству дознания возлагаются начальника­ми этих органов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: