Органы судейского сообщества: что это значит

Органы судейского сообщества РФ

Уже достаточно долгое время проблема грамотного устройства государственной власти, равно как и ее органов является актуальной. И многие специалисты в данной области сходятся во мнении, что нужно любыми методами избегать концентрации власти в руках одного человека. Иначе злоупотребление и произвол будут лишь вопросом времени. Данный принцип используется и в России, где различные составляющие аппарата управления государством разграничены.

Органы судейского сообщества являются одним из инструментов регулирования правовых взаимоотношений в стране. Существование данной ветви власти является обязательным, поскольку полноценное государство не сможет существовать без грамотного правосудия.

Органы судейского сообщества

Этот термин используется для описания структурированных объединений судей, которые являются непосредственными носителями власти. При этом их нельзя охарактеризовать, как профессиональные союзы или добровольные объединения граждан. Членство в такой структуре определяется не свободным решением, а судейскими полномочиями, и происходит это, соответственно, автоматически. В свою очередь, данный факт означает, что, за редким исключением, как только конкретный гражданин, занимавший должность судьи, уходит в отставку, он исключается из сообщества.

В состав подобной структуры входят все судьи независимо от вида специализации и уровня. Членство сохраняется в том случае, если уход или удаления в отставку были почетными.

Стоит отметить, что использование подобной системы участия делает судейское сообщество по своему уникальной структурой.

Принцип выборности и ключевые задачи

Основанием для реализации данного принципа и выбора руководителей органов сообщества служит законодательство России. Ключевые лица принимают все решения, соблюдая условия гласности и в точности следуя принципам невмешательства в судебную систему, равно как и независимости самих судей.

Если обратиться к федеральному законодательству, то можно выделить следующие цели, которые органы судейского сообщества должны использовать в качестве ориентира:

  • защита законных интересов и прав судей;
  • содействие в деле совершенствования судопроизводства и судейской системы в целом;
  • обеспечение необходимых условий и контроля для выполнения судьями тех требований, которые предъявляет к ним Кодекс этики;

В качестве вспомогательных задач, для которых должны использоваться полномочия органов судейского сообщества, можно определить защиту судей, решение кадровых вопросов и обеспечение государственного финансирования данной ветви власти. Как можно заметить, работа в данной области находится на уровне, достойном уважения, и качество управления ключевыми процессами продолжает расти.

Что из себя представляет сама структура

Естественно, для того чтобы понятие органов судейского сообщества раскрыло все грани своего актуального и местами сложного функционирования необходимо изучить составляющие данной структуры. Итак, речь идет о следующих элементах:

  • ВККС РФ;
  • Всероссийский съезд судей (он же главный орган сообщества);
  • Совет судей;
  • Советы судей субъектов Федерации.
  • к этому списку необходимо также причислить Высшую экзаменационную комиссию, которая необходима для приема квалификационного экзамена у всех, кто претендует на должность судьи.

При этом стоит отметить, что данный перечень не является исчерпывающим. Если проанализировать реальную деятельность сообщества, то некоторые суды РФ (Высший арбитражный, Конституционный и др.) сформировали дополнительные советы, целью которых является решение текущих вопросов, касающихся независимой судебной власти.

Совет судей РФ

Данный орган сообщества стоит рассмотреть отдельно, поскольку он занимается выполнением ряда важных задач. Формируется совет съездом судей, а его деятельность четко регулируется законодательством.

Этот элемент сообщества необходим для выполнения следующий функций:

  • внимательное и грамотное изучение работы различных органов сообщества и последующее обобщение подобного опыта, равно как и его распространение;
  • выбор конкретных кандидатов в состав Высшей квалификационной коллегии (это происходит в промежутках между съездами);
  • официальное одобрение конкретного кандидата, который претендует на такую должность, как генеральный директор Судебного департамента (такой же уровень участия сохраняется и при его снятии с данной позиции);
  • заслушивание отчетов директора, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению судебной ветви как необходимыми ресурсами, так и кадрами.

Совет судей РФ может быть причастным и к выполнению других полномочий, которые имеют к нему отношение, в рамках действующего законодательства. Это может быть, например, разработка федерального бюджета в той его части, которая касается финансирования судебной системы.

Есть еще одна важная миссия, закрепленная за советом. Речь идет о согласии или запрете на снижение количества средств бюджета, выделяемых для финансирования судов более чем на 5 %.

Что касается советов судей субъектов Федерации, то они необходимы для рассмотрения тех ситуаций и задач, которые имеют непосредственное отношение к вопросу компетенции. Их деятельность также касается организации конференций и выбора судей, входящих в состав квалификационных коллегий.

Созыв данного совета происходит не менее двух раз в течение года.

Что надо знать о квалификационных коллегиях

Прежде всего стоит отметить, что данный орган был включен в сообщество судей относительно недавно. Ключевой задачей в этом случае является решение и рассмотрение всех вопросов, находящихся в рамках компетенции данного органа.

Важным является и тот факт, что квалификационные коллегии судей не имеют обязательства отчитываться о своих действиях тем органам, которые их избрали. Для формирования этого элемента сообщества используются кандидатуры из федеральных судов, представителей президента РФ и даже общественности. При этом судью избранным в коллегию можно считать в том случае, если он получил более половины голосов на тайном голосовании. Данный орган сообщества избирается на три года.

Читайте также:
Стационарное рабочее место: что это значит

При этом данная часть сообщества может иметь два основных вида:

  • квалификационные коллегии судей субъектов РФ;
  • коллегия судей РФ.

Если говорить более подробно о том, какие вопросы решают представители коллегии, то можно выделить следующие пункты:

  • прекращение отставки судьи и принятие мер для того, чтобы обеспечить его неприкосновенность;
  • подбор наиболее подходящих кандидатов на ключевые должности;
  • проведение аттестации и, как следствие, присвоение определенного уровня квалификации;
  • приостановление, равно как и прекращение судейских полномочий.

Как можно заметить, защита судей без квалификационной коллегии вряд ли сможет быть эффективной.

Какими полномочиями обладает Высшая квалификационная коллегия

Прежде всего данный орган ориентирован на рассмотрение вопросов, которые находятся в рамках компетенции коллегии на основании федерального закона. Логичным следствием такой позиции является принятие решений, которые можно определить, как мотивированные ключевыми целями сообщества.

Если говорить более конкретно, то одной из задач коллегии является рассмотрение заявлений тех, кто претендует на должность Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя. После внимательного и компетентного изучения представленных кандидатур коллегия направляет свои заключения непосредственно президенту. Все, кто намерен занять эти должности, обязаны направить в данный орган свои заявления, после чего те будут рассмотрены.

Более того, если Председатель ВСРФ предложит президенту на рассмотрение определенных кандидатов, то и этот факт не пройдет мимо внимания коллегии, которая обязательно проанализирует соответствие конкретных судей рекомендуемой для них должности.

Фактически именно коллегия занимается анализом потенциальных кандидатов на ключевые посты в рамках судебной системы и формирует соответствующие заключения. То есть фактически она следит за качеством работы и квалификацией судей. Данную функцию трудно переоценить, поскольку подобный контроль позволяет исключить необъективный подход к назначению столь важных лиц.

Но это не все. Если в СМИ фиксируются какие-либо публикации, содержащие материалы о том, что действия конкретного судьи не соответствовали кодексу чести сообщества, то коллегия проводит основательную проверку этих данных. Однако на такую реакцию данного органа стоит рассчитывать в том случае, если именно коллегия ранее представила заключение о рекомендации обвиняемого судьи на занимаемый им пост.

Еще один аспект работы этого органа сообщества со средствами массовой информации сводится к открытой публикации сведений, касающихся открытия вакансий в рамках Верховного, арбитражного и других федеральных судов РФ.

Если судья достиг предельно допустимого возраста пребывания на своей должности, то вопросом прекращения его полномочий занимается опять-таки Высшая квалификационная коллегия. Есть еще много других функций, которые являются компетенцией именно этого органа сообщества судей.

Интересным является тот факт, что данная коллегия по закону не имеет возможности продолжать свою работу в том случае, если ее состав не был сформирован хотя бы на две трети.

Суть полномочий экзаменационной комиссии

Одними из ключевых задач, выполняемых органами судейского сообщества, являются функции, которые закреплены за данной комиссией.

Итак, чем же занимается эта комиссия? Прежде всего она принимает экзамены у тех, кто претендует на должность судьи. Но происходит это лишь в том случае, если специалист был рекомендован Высшей коллегией.

Еще одним органом, чьи рекомендации определяются в качестве основания для принятия экзамена, является коллегия судей субъектов РФ.

Помимо определения уровня квалификации, Высшая комиссия занимается таким важным делом, как методическое и общее руководство другими экзаменационными комиссиями субъектов РФ. Эта деятельность подразумевает предоставление разъяснений по всем, вопросам, которые имеют отношение к приему квалификационных экзаменов у претендентов на должность судьи.

Особенности работы съездов

Это один из элементов сообщества, который имеет полномочия и соответствующие ресурсы для выражения интересов судей. К тому же, на основании закона РФ, лишь органы судейского сообщества могут заниматься какими-либо вопросами в данной сфере.

И стоит отметить тот факт, что именно благодаря регулярному проведению съездов были достигнуты значительные изменения в работе судей. В качестве примера успешной и продуктивной работы можно привести принятие Положения об органах судебного сообщества. Именно оно являлось основанием для регламентирования структуры и формирования порядка образования руководящих органов Совета.

Более того, был принят кодекс чести, суть которого сводилась к определению ключевых правил поведения судей как в рамках профессиональной деятельности, так и за пределами работы. И хотя данный кодекс нельзя назвать нормативным документом, он активно используется и его принципы берутся в учет на постоянной основе.

Если говорить о наиболее важном постановлении, которое было принято съездом, то упомянуть о концепции судебной системы РФ. В данном постановлении было зафиксировано видение участников, относительно того каким должно быть устройство российской судебной системы в будущем.

Фактически речь идет об издании закона, который смог бы закрепить единство судебной системы, несмотря на тот факт, что она разделена на три основные ветви. Задача органов судейского сообщества и, в частности, съезда, в данном вопросе сводится к объединению принципов и критериев действий системы.

По мнению участников таких съездов, подобное стремление является актуальным, поскольку гарантировать защиту свобод и конституционных прав человека, а также юридических лиц можно лишь в том случае, если деятельность всех ветвей судебной власти будет совокупной, объединенной и единой системой РФ.

Читайте также:
Небрежное хранение огнестрельного оружия

Сроки полномочий

Изучая органы судейского сообщества РФ, есть смысл обратить внимание на то, как долго остаются действующими те полномочия, которые были им присвоены.

Итак, в рамках данной темы фигурирует один срок – 4 года. Именно на этот промежуток времени избирается совет судей РФ, равно как и субъектов Российской Федерации, а также экзаменационные комиссии и квалификационные коллегии.

Если данный срок истекает ранее даты проведения съезда, то полномочия различных органов сообщества автоматически продлеваются до момента официального рассмотрения.

Данный вопрос четко регулирует Закон об органах судейского сообщества.

Регламент работы

Утверждение регламента работы по которому действуют ключевые органы сообщества устанавливает Всероссийский съезд судей.

Что касается вопросов, связанных с проведением конференций и заседаний советов субъектов РФ, то они решаются на конференциях судей РФ. Высшая квалификационная коллегия судей утверждает все нюансы порядка работы подобных ей органов в рамках сообщества.

В свою очередь, именно Высшая экзаменационная комиссия может утвердить регламенты, на основании которых будут действовать другие виды комиссий сообщества.

Заключение

Органы судейского сообщества являются крайне важным элементом регулирования и развития деятельности специалистов в рамках данной ветви власти. Поэтому эта форма управления и контроля всячески поддерживается на государственном уровне.

Правоохранительные органы

Судейское сообщество и его органы

Судейское сообщество — это тот же судейский корпус, но обладающий определенными организационными началами. В него входят как активно работающие судьи, так и судьи в отставке. Они не просто числятся в сообществе, но обязаны выполнять предусмотренные законом требования, о которых речь шла выше. Несоблюдение этих требований может повлечь исключение нарушителя из сообщества.

Однако основное назначение судейского сообщества состоит не только и не столько в поддержании дисциплины его членов. Его задачи значительно шире. Через свои органы, организация и основы деятельности которых достаточно детально регламентируются Законом об органах судейского сообщества, оно призвано оказывать активное влияние на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием.

Вершину пирамиды органов судейского сообщества занимает Всероссийский съезд судей, который должен собираться один раз в четыре года и состоять из делегатов, избираемых в определенных законом пропорциях от судов всех уровней и разновидностей. На него возложено принятие решений по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также утверждение Кодекса судейской этики и актов, регулирующих деятельность судейского сообщества. Он же избирает Совет судей РФ и представителей судей, включаемых в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Первый Съезд состоялся в октябре 1991 г. Он обсудил проект Концепции судебной реформы в РФ и в соответствии с действовавшим тогда законодательством избрал названные совет и квалификационную коллегию. В последующие годы Съезды созывались еще четыре раза.

Одной ступенью ниже Закон об органах судейского сообщества расположил конференции судей субъектов РФ. Каждая такая конференция уполномочена представлять судей всех судов, функционирующих на территории данного субъекта РФ. Она созывается по решению местного совета судей не реже одного раза в два года. На конференции такого рода возложено принятие решений по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в конкретных субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей.

Они уполномочены также избирать местные советы судей и представителей судейского корпуса, включаемых в состав соответствующих квалификационный коллегий, а также утверждать акты, регулирующие деятельность своих органов судейского сообщества.

Еще на одну ступеньку ниже располагается Совет судей РФ — орган, избираемый, как уже отмечено, Всероссийским съездом судей и подотчетный только ему. Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год. На него возложено принятие ряда ответственных решений, в частности, о созыве очередных или внеочередных Всероссийских съездов судей, о даче согласия на назначение или освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, об оценке деятельности этого Департамента, о довыборах членов Высшей квалификационной коллегии взамен выбывших. Его представители вправе участвовать в обсуждении проектов федеральных законов о бюджете в части, касающейся ассигнований, обеспечивающих нормальное функционирование судебной власти.

В каждом субъекте РФ созываемые там конференции судей избирают на два года свои советы судей. Они призваны в период между конференциями принимать решения по вопросам, отнесенным к ведению органов судейского сообщества в масштабах конкретного субъекта РФ.

Закон об органах судейского сообщества (ст. 12) предоставил всем судам право созывать не реже одного раза в год общие собрания судей данного суда. На таких собраниях должны обсуждаться вопросы, связанные с совершенствованием организации работы, обеспечением законных интересов судей, а также проводиться выборы делегатов на съезды (конференции) судей. По решению общего собрания может быть избран совет судей данного суда.

К органам судейского сообщества относятся также упоминавшиеся выше квалификационные коллегии судей.

Все органы сообщества обязаны неукоснительно соблюдать требования принципа невмешательства в судебную деятельность. В соответствии со ст. 4 Закона об органах судейского сообщества их основными задачами являются:

  • содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • защита прав и законных интересов судей;
  • участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнением судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.
Читайте также:
Африканский банк развития: что это

Органы судейского сообщества РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что судебная власть в Российской Федерации по своей сути является третьей властью и действует самостоятельно, независимо от законодательной и исполнительной властей. Судья обязан принимать решения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно действующим законам и правовым актам. Но при этом закон должен гарантировать судьям неприкосновенность и самостоятельность. Только при указанных условиях возможно эффективное и справедливое правосудие.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ . . . . . . . . . .5
1.1.Судейское сообщество как орган выражения интересов судей . . . . . . . . .5
1.2. Основные задачи органов судейского сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества .10
Глава II. Система органов судейского сообщества в Российской Федерации и их полномочия . . . . . . . . . . 15
2.1. Всероссийский съезд судей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2. Совет судей Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.3. Конференции судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .22
2.4. Советы судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . .23
2.5. Высшая квалификационная коллегия судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.6. Квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ . . . . . . . . . .

1.1.Судейское сообщество как орган выражения интересов судей . . . . . . . . .

1.2. Основные задачи органов судейского сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.3. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества .

Глава II. Система органов судейского сообщества в Российской Федерации и их полномочия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2. Совет судей Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3. Конференции судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .

2.4. Советы судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.5. Высшая квалификационная коллегия судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.6. Квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Актуальность исследования обусловлена тем, что судебная власть в Российской Федерации по своей сути является третьей властью и действует самостоятельно, независимо от законодательной и исполнительной властей. Судья обязан принимать решения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и согласно действующим законам и правовым актам. Но при этом закон должен гарантировать судьям неприкосновенность и самостоятельность. Только при указанных условиях возможно эффективное и справедливое правосудие.

Объемы судебной деятельности за последние годы имеют тенденцию к постепенному увеличению, поэтому можно говорить о том, что в сфере судебной власти ежегодно задействовано в среднем около семнадцати миллионов граждан (не считая судей, заседателей, работников аппаратов судов, адвокатов, прокуроров и других профессиональных участников судопроизводства).

Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения.

Судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия.

Органы судейского сообщества по своей юридической природе должны служить прежде всего интересам правосудия, призваны аккумулировать имеющийся опыт при отправлении правосудия для выработки и принятия законных и обоснованных решений.

Таким образом, судебная власть как одна из ветвей единой государственной власти представляет собой систему отношений по реализации судами возложенных на них функций государства, важнейшей из которых является правосудие, т.е. осуществляемая судами деятельность по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских, административных, уголовных дел, а также конституционно-правовых споров при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им процессуального порядка.

Целью данной курсовой работы является определение основных направлений деятельности органов судейского сообщества.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • дать определение понятию «судейское сообщество», перечислить органы судейского сообщества и их задачи,
  • охарактеризовать законодательство об органах судейского сообщества в Российской Федерации, а также рассмотреть принципы организации деятельности органов судейского сообщества.

Объектом исследования является судебная власть и её органы.

Предметом исследования является судейское сообщество в РФ.

Методологическую основу исследования составляют описательный, формально – юридический, логический, сравнительно – правовой и системный методы.

Теоретическую основу исследования составляют труды известных отечественных ученых, прямо или косвенно относящиеся к изучаемой теме и создающие необходимые методологические предпосылки для дальнейшего ее исследования. Это работы: Б.Г. Яшманова, С.В. Подкопаева, И.И. Клеандрова, С.П. Ефимичева, В.И. Анишиной, Г.Т. Ермошина, М.А. Краснова, Е.Б. Абросимовой, Д.А. Липицкого и других.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации 1 , Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее – ГК РФ) 2 , Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) 3 , Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации 4 , Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации 5 .

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.

Читайте также:
Опасный производственный фактор: что это значит

Глава I. Основные задачи органов судейского сообщества в РФ.

      1. Судейское сообщество как орган выражения интересов судей.

Единого закона, регламентирующего порядок образования и деятельности органов судейского сообщества в Российской Федерации пока нет.

Статья 29 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вместе с тем, предусматривает, что для выражения интересов судей как носителей судебной власти, в установленном федеральным законом порядке формируются органы судейского сообщества и определяется их компетенция.

В настоящее время компетенция и порядок образования органов судейского сообщества определяются в общей форме Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» 6 , Положением о квалификационных коллегиях судей и квалификационной аттестации судей, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 года, Положением об органах судейского сообщества Российской Федерации, утвержденного II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 года.

Впервые законодательно закреплены и реально созданы в России органы судейского сообщества. Перечень органов судейского сообщества сформулирован.

Органы судейского сообщества в основном перечислены в статье 17 Закона о статусе судей РФ.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества.

Органы судейского сообщества:

  • обсуждают вопросы судебной практики совершенствования законодательства;
  • проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
  • рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;
  • представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  • избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов).

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.

Органы судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей.

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального Закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

В Верховном Суде Российской Федерации формируются общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

1.2. Основные задачи органов судейского сообщества.

Основными задачами органов судейского сообщества являются (ст. 4 ФЗ об органах судейского сообщества в РФ):

  • содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства.
  • судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. В Российской Федерации суды подразделяются на два вида – суды федеральные и суды субъектов РФ. Статья 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” определяет перечень федеральных судов общей юрисдикции. Это Верховный Суд РФ, ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
  • судопроизводство в буквальном значении – производство в суде. Судопроизводство – также совокупность процессуальных (процедурных) норм, определяющих порядок деятельности при отправлении правосудия, право участников процесса, гарантии их прав, общие положения (принципы) построения данной отрасли права.
  • прежде всего к совершенствованию судебной системы и судопроизводства следует отнести факт распространения и публикаций Советом судей РФ и Высшей квалификационной коллегии (ВКК) судей РФ разъяснений по вопросам применения материальных и процессуальных правовых норм, а также постановлений Совета судей РФ. Так, в 2002 г. вышел в свет первый номер “Вестника Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации”. В нем председатель ВКК судей РФ В. Кузнецов отметил: “Еще недавно мы вели лишь разговоры о том, что наша работа не находит адекватного отражения в общественном сознании и средствах массовой информации, что судебная власть является единственной ветвью государственной власти, не имеющей собственной системы информационного обеспечения.
  • к совершенствованию работы органов судейского сообщества следует также отнести аналитическую работу Совета судей РФ и совета судей различных уровней, а также ВКК и квалификационных коллегий нижестоящих судебных звеньев по выявлению нарушений отдельными судьями РФ сроков рассмотрения различных категорий дел. Целесообразно указать и на публикацию ВКК судей РФ (например, 17 – 21 марта 2003 г.) разъяснений и рекомендаций в форме “вопрос – ответ”.
  • защита прав и законных интересов судей.
  • здесь речь в первую очередь идет о защите чести, достоинства и деловой репутации как судей, так и конкретного суда. В этом плане заслуживает внимания Постановление Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. № 79 “О практике работы по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей”, которым утверждены Рекомендации Совета судей Российской Федерации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.
  • участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности.
  • Организационное участие предполагает участие всех органов судейского сообщества РФ в их деятельности. Кроме того, Совет судей РФ, ВКК (включая советы и квалификационные коллегии нижестоящих уровней) направляют деятельность судебной системы страны, дают рекомендации, разъяснения и издают различные постановления и приказы, направленные на качественное улучшение организационной деятельности всех звеньев судебной системы РФ. Только квалификационные коллегии судей подбирают кадры на вакантные должности судей, утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена, осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов и осуществляют другие полномочия, связанные с кадровым обеспечением. Ресурсное обеспечение органов судейского сообщества возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
  • утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
  • авторитет судебной власти базируется на конституционном правоустановлении (ст. 121 Конституции РФ) о несменяемости судей и о том, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья, вступая в свою должность, принимает присягу. Общие требования, предъявляемые к судье, правила осуществления профессиональной деятельности судьи, внеслужебная деятельность судьи и морально-этические требования, которыми должен руководствоваться судья, изложены в Кодексе чести судьи Российской Федерации, утвержденном Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г.
  • одной из задач органов судейского сообщества является борьба за чистоту своих рядов. Поэтому, совершенствуя правовое поле деятельности судей и судов всех уровней, на заседании Совета судей РФ 24 декабря 2002 г. был подготовлен и вынесен для обсуждения проект Кодекса судейской этики, ибо ст. 12.1 Закона РФ “О статусе судей в РФ” в редакции Закона от 15 декабря 2001 г. имеет ссылку не на Кодекс чести, а на Кодекс судейской этики. Следовательно, приоритетной задачей органов судейского сообщества является утверждение в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда, а значит, и в повышении авторитета судебной власти.
        1. Принципы организации деятельности органов судейского сообщества.
Читайте также:
Свобода массовой информации: что это значит

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность (п. 1 ст. 5 ФЗ об органах судейского сообщества в РФ).

Коллегиальность и гласность – это два первых и основных принципа деятельности органов судейского сообщества.

Коллегиальность предполагает рассмотрение и решение вопросов сообща (совместно). Это правило подчеркивается и в других статьях Федерального Закона об органах судейского сообщества в РФ, например в п. 1 ст. 6, где сказано, что решения Всероссийского съезда судей принимаются простым большинством голосов.

Гласность – это всегда открытость в рассмотрении либо принятии (или принятии и рассмотрении) решений, постановлений. Органы судейского сообщества должны работать открыто.

Принцип независимости судей и невмешательстве органов судебного сообщества. Статья 120 Конституции РФ гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие; все законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные нормативные акты: указы Президента, постановления Правительства. Субъектам Федерации предоставлено право иметь свое законодательство. Суды руководствуются этими актами при условии непротиворечия их Конституции и федеральным законам.

Независимость судей помимо подчинения их только Конституции и федеральному закону обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления их полномочий (ст. 121 Конституции РФ), неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ). Независимость судей обеспечивается прежде всего порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями.

Указанный принцип независимости судей закреплен также в Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ст. 1) и в процессуальном законодательстве.

Закон о статусе судей определяет систему гарантий независимости судей (ст. 9), в которую включен запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.

Органы судейского сообщества

Судейское сообщество, в состав которого входят действую­щие судьи и судьи в отставке, представляет собой одно из важней­ших достижений судебной реформы в России. Так, в ст. 29 закона “О судебной системе Российской Федерации” подчеркивается: “Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке ор­ганы судейского сообщества” 1 .

Высшим органом судейского сообщества является Всерос­сийский съезд судей, который образовывает Совет судей Россий­ской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Кроме того, органами судейского сообще­ства РФ являются также: 1) собрания судей Верховного Суда РФ и

См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблемы становления и развития. – СПб., 2001. – С. 288.

Высшего Арбитражного Суда РФ; 2) съезды (конференции) судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автоном­ных округов, военных судов и арбитражных судов, а в период меж­ду съездами (конференциями) избираемые ими Советы судей.

Читайте также:
Опровержение порочащих сведений: что это значит

В соответствии со ст. 17 закона “О статусе судей в Россий­ской Федерации” от 26 июня 1992 г. к компетенции органов судей­ского сообщества относятся: 1) обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования законодательства; 2) общественная экспертиза проектов законов и других нормативных актов, касаю­щихся деятельности судов и статуса судей; 3) рассмотрение акту­альных проблем работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения су­дей; 4) представление интересов судей в государственных органах и общественных объединениях; 5) избрание соответствующих ква­лификационных коллегий судей и т.д.

Всероссийский съезд судей созывается один раз в три года. В период между съездами его полномочия выполняет Совет судей РФ.

дейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского со­общества” [169] .

Съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных и ар­битражных судов проводятся ежегодно, а в период между ними их функции осуществляют советы судей.

Важную роль в укреплении судебной власти, ее независимо­сти и совершенствовании правосудия играют квалификационные коллегии судей. Кроме Высшей квалификационной коллегии судей РФ, избираемой тайным голосованием Всероссийским съездом су­дей, действуют: 1) квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ, судей верховных судов республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, об­ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; 2) квалификацион­ные коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ, окружных арбитражных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации; 3) квалификационные коллегии судей военных судов.

Квалификационные коллегии судей избираются тайным го­лосованием на соответствующих съездах, собраниях и конферен­циях сроком на три года.

В соответствии со ст. 18 закона “О статусе судей в Россий­ской Федерации” к их полномочиям относятся: 1) отбор кандида­тов на должности судей; 2) приостановление или прекращение полномочий судьи; 3) прекращение отставки судьи; 4) обеспечение неприкосновенности судьи; 5) проведение аттестации судей и при­своение им соответствующих квалификационных классов и т.д.

Заключения квалификационных коллегий судей могут быть обжалованы в вышестоящей квалификационной коллегии.

Наряду с названными выше органами судейского сообщест­ва, предусмотренными законом, в Российской Федерации сущест­вуют некоторые учреждения, по характеру своей деятельности на­поминающие органы судейского сообщества. К ним относится прежде всего Совет председателей арбитражных судов при Высшем Арбит­ражном Суде РФ, рассматривающий вопросы организационной, кад­ровой и финансовой деятельности арбитражных судов.

Важно отметить, что “органы судейского сообщества по об­суждаемым вопросам вправе принимать решения, а также обра­щения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, которые подлежат рассмотрению в месяч­ный срок” [170] .

В последнее время в связи с необходимостью укрепления вертикали государственной власти в стране председатель Совета Федерации С.М.Миронов выступил с инициативой о реформе ор­ганов судейского сообщества. Он предложил сократить численный состав Высшей квалификационной коллегии судей с 29 членов до 21 и изменить порядок ее формирования. Если раньше 18 членов избирались тайным голосованием на Всероссийском съезде судей, 10 назначались Советом Федерации и 1 являлся представителем

президента РФ. Теперь предлагается следующий порядок форми­рования Высшей квалификационной коллегии судей: 11 членов должны назначаться Советом Федерации, оставшиеся 10 утвер­ждаться тем же Советом Федерации по представлению президента РФ. Предлагается также изменить и компетенцию Всероссийского съезда судей. В частности, в проекте предусматривается, что руко­водителя Судебного департамента будет назначать президент РФ на основании рекомендации Всероссийского съезда судей.

Думается, что даже необходимость усиления борьбы с терро­ризмом не дает право одной ветви власти вторгаться в компетен­цию другой, не учитывая при этом богатый международный опыт и нанося существенный ущерб общепринятым демократическим принципам.

2 Хлебников Н. Общество и государство в домонгольский период Русской истории. – СПб., 1872. – С. 358.

1 Хлебников Н. Общество и государство в домонгольский период Русской истории. – СПб., 1872.

” История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова Ю.П. – М„ 2001.-С. 31.

Пашин С. Краткий очерк судебных реформ и революций в России // Оте­чественные записки. – М., 2003. -№ 2. -С. 161.

Грибовский В.М. Древнерусское право (Краткий обзор чтений по исто­рии русского права). – Пг„ 1915. -Вып. 1. -С. 86.

2 Грибовский В.М. Древнерусское право (Краткий обзор чтений по исто­рии русского права). – Пг., 1915. – Вып. 1. – С. 85.

1 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – М., 2005.

1 Российское законодательство Х-ХХ веков. – М., 1985. -Т. 2. – С. 119.

Российское законодательство Х-ХХ веков. – М., 1985. – Т. 2. – С. 56.

1 Юшков С.В. История государства и права России (IX—XIX вв.). – Ростов на-Дону, 2003.-С. 692.

1 Кожевников М.В. История советского суда, 1917-1956 годы. – М., 1957. –

1 См.: Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в Рос- СИи: История, документы. – М., 2003. – Т. V. – С. 638.

1 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Рес­публик.-М, 1977.-С. 58.

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Рсс публик. – М., 1977. – С. 25.

Читайте также:
Ограничение родительских прав: что это значит

1 Конституция Российской Федерации. – М., 1993. – С. 51.

конституция Российской Федерации. – М., 1993. – С. 52.

Юридический словарь

– органы, образуемые исполняющими свои обязанности судьями и судьями, пребывающими в отставке (почетными судьями), для решения вопросов, касающихся жизни и деятельности судейского корпуса (см.: Корпус судейский). О. с. с. являются: Всероссийский съезд судей, а в период между съездами – Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей; собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; съезды (конференции) судей республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) – избираемые ими советы судей. Активная роль отведена также квалификационным коллегиям судей (см.: К верификационная коллегия судей). Органы такого рода уполномочены: обсуждать вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; проводить общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей; рассматривать актуальные проблему работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей; представлять интересы судей в государственных органах и общественных объединениях. Порядок образования и полномочия О. с. с. определяются Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992 г. и Положением об органах судейского сообщества Российской Федерации, утвержденным постановлением II Всероссийского съезда судей от 30 июня 1993 г.(К. Г.)

Смотреть значение Органы Судейского Сообщества в других словарях

Европейские Сообщества — – объединение трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного.
Политический словарь

Органы Государственной Безопасности — – неотъемлемая часть государственного аппарата любой страны, обеспечивающая профессиональную защиту существующего государственного строя, территориальной неприкосновенности.
Политический словарь

Государственные Антимонопольные Органы — в РФ для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной.
Экономический словарь

Европейские Сообщества — сообщества, образующие основу Европейского
союза, а именно Европейское
объединение угля и стали (ЕОУСТ),
Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
Экономический словарь

Законодательные Органы — высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы.
Экономический словарь

Законосовещательные Органы — – особая
категория государственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрение законопроектов
без права их принятия. Образуются главным образом.
Экономический словарь

Избирательные Органы — – в конституционном праве –
органы, обеспечивающие практическую подготовку и проведение выборов. В различных государствах И.о. могут быть как специальные избирательные.
Экономический словарь

Лицензирующие Органы — – федеральные
органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, осуществляющие.
Экономический словарь

Надпарламентские Органы Власти — – в ряде государств – особые представительные учреждения, периодически собирающиеся для принятия наиболее важных решений государственной жизни (
принятие или
.
Экономический словарь

Налоговые Органы — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (ст. 9 НК РФ)
Экономический словарь

Общий Тариф Сообщества — –
тариф Европейского
сообщества, порядковая и алфавитная
классификация товаров, которая используется странами-членами ЕС во внешней и внутренней торговле.
Экономический словарь

Организация Преступного Сообщества (преступной Организации) — –
преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 210 УК РФ, заключающееся: а) в создании преступного
сообщества (преступной
организации).
Экономический словарь

Органы — – 1. государственное или
общественное учреждение,
организация; 2.
учреждение министерства внутренних дел, государственной безопасности; 3. орудие, средство;.
Экономический словарь

Органы Валютного Контроля — англ. institutions of exchange control в Российской Федерации О.в.к. являются Центральный банк и Правительство РФ, Федеральная служба валютного и экспортного контроля, определяющие.
Экономический словарь

Органы Внешних Сношений — – государственные
органы, при посредстве которых государства вступают в сношения друг с другом. О.в.с. по месту их нахождения и деятельности делятся на центральные.
Экономический словарь

Органы Государственной Власти — – подразделения государственного
аппарата, выполняющие функции власти и управления и наделенные для этого необходимыми полномочиями.
Экономический словарь

Органы Дознания — органы государства, проводящие оперативно-розыскную деятельность, занимающиеся расследованием уголовных дел.
Экономический словарь

Органы Законодательные — органы государства, имеющие право разрабатывать, рассматривать и принимать законы.
Экономический словарь

Органы Местного Самоуправления — – выборные и другие
органы, наделенные полномочиями на
решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Экономический словарь

Органы Министерства Внутренних Дел Российской Федерации — –
милиция:
криминальная милиция, милиция общественной безопасности (местная милиция),
Внутренние войска,
органы пожарной охраны и др. Криминальная милиция.
Экономический словарь

Органы Налоговой Полиции — Федеральная
служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения (п. 8 ст. 9 НК РФ). выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению.
Экономический словарь

Органы Сертифицирующие — в число органов сертификации РФ входят Госстандарт и другие государственные органы в отношении отдельных видов продукции, в соответствии с законодательством РФ.
Экономический словарь

Органы Управления — организации и их подразделения, обладающие
правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за
исполнением принятых решений.
Экономический словарь

Читайте также:
Рассрочка по уплате налога

Органы Управления Акционерным Обществом — общее
собрание акционеров АО,
наблюдательный совет АО, правление, председатель правления, ревизионная
комиссия.
Экономический словарь

Органы Управления Кооперативом — общее собрание членов
кооператива, правление кооператива и
наблюдательный совет кооператива.
Экономический словарь

Органы Юридического Лица — – организованная
часть учреждения, предприятия или организации, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления.
Экономический словарь

Правоохранительные Органы — – государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся.
Экономический словарь

Сообщества — – название субъектов бельгийской федерации, построенных на принципах культурно-лингвистической автономии. Всего в Бельгии существуют три С.: фламандо-,
франке- и германоязычное.
Экономический словарь

Таможенные Органы Российской Федерации — – составляющие единую систему правоохранительные
органы Российской Федерации, непосредственно осуществляющие таможенное
дело в РФ. В единую систему Т.о. РФ.
Экономический словарь

Финансовые Органы — Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (
департаменты,
отделы) администраций краев, областей, городов.
Экономический словарь

3. Понятие органов судейского сообщества, основные функции.

Органы судейского сообщества образуются для выражения интересов судей как носителей судебной власти. В них входят как активно работающие судьи, так и судьи в отставке. Через свои органы судейское сообщество призвано оказывать активное влияние на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

– Всероссийский съезд судей;

– конференции судей субъектов Российской Федерации;

– Совет судей Российской Федерации;

– советы судей субъектов Российской Федерации;

– общие собрания судей судов;

– Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

– квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Органы судейского сообщества:

-обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

-проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

-рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

-представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

-избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов).

4. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов.

1.По юридической силе:

-Конституция Российской Федерации, международные акты

-Конституции республик, уставы субъектов

-Указы президента, распоряжения правительства, Гос. Думы, Совета Федерации

-Законы самого субъекта

-Ведомственные нормативные акты

2.По содержанию нормативного акта:

1)Правосудие и суд. власть:

Закон «О судоустройстве РСФСР»

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»

Закон о мировых судьях УР

Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон «О военных судах»

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»

Федеральный закон «О судебных приставах»

Регламент Конституционного суда 1995 года

Закон о присяжных заседателях Верховных Судов субъектов

Закон о государственной защите судей

2)Прокуратура и прокурорский надзор:

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Указ Президента о классных чинах работников прокуратуры

Приказ Ген. Прокурора о порядке присвоения классных чинов работникам прокуратуры

Указ Президента о создании Управления Ген. Прокуратуры по федеральным округам

3)Минюст и его структурные подразделения:

Положение о Минюсте РФ, утвержденное Указом Президента – «Вопросы Минюста»

Закон об исполнительном производстве и судебных приставах»

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Положение о Федеральной службе исполнения наказаний

Уголовно – исполнительный кодекс РФ

4)Органы, обеспечивающие безопасность РФ:

Закон РФ «О безопасности»

Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»

Федеральный закон «О внешней разведке»

Федеральный закон «О государственной охране»

5. Понятие, основания и порядок отставки судьи

Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Уход может произойти по инициативе судьи и добровольно. Для ухода требуется заявление заинтересованного судьи. Удаление — вынужденный шаг. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии неприкосновенности и принадлежность к судейскому корпусу, а, следовательно, он может быть повторно назначен судьей. Последний случай — это прекращение отставки.

Основания прекращения полномочий судьи:

1. Реабилитирующие: – личное заявление судьи о прекращении в связи с переходом на другую работу; – личное заявление об отставке; – истечение срока полномочий; увольнение судей военного суда с военной службы; – признание судьи умершим; – признание судьи не дееспособным, ограниченно дееспособным; отказ судьи от перевода в другой суд. 2. Не реабилитирующие: – потеря гражданства России; вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи; совершение судьей поступка, позорящего честь и достоинство и умоляющего авторитет суд власти; – продолжение судьей занятий после предупреждения квалификац. кол. судей, не совместимых с должностью судьи.

Читайте также:
Применение огнестрельного оружия: что это значит

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. ККС может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение,

если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

3) истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком;

4) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

5) вступление в законную силу решения суда об ограничении

дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

6) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднени-

ем или реорганизацией суда;

7) достижение предельного возраста пребывания в должности

Правоохранительные органы

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • Система правоохранительных органов РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
  • Основные принципы правосудия

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Судебная власть в Российской Федерации

Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам — судам — для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Первый признак. По Конституции РФ, судебная власть — это вид государственной власти. Термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Слово «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия.

Второй признак: судебная власть принадлежит только судам.

Третий признак: исключительность судебной власти. Полномочия, предоставленные судебной власти, не могут дублироваться никакими другими органами ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак: судебная власть обладает такими свойствами, как независимость, самостоятельность, обособленность.

— Независимость означает, что суд принимает решения самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли. Судья подчиняется только закону, правосознанию и совести. Независимость — это не только право суда, но и его обязанность. Закон предусматривает целый набор гарантий независимости судей — материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

— Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом без чьего бы то ни было санкционирования и утверждения.

— Обособленность судебной власти означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Судебная власть напрямую связана с властью законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак: особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство — специфическая деятельность органов судебной власти, которая начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства — конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак: подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус, судебная власть не может действовать по собственным правилам.

Суд как орган судебной власти

Первый признак. Суд — это государственный орган. По Конституции РФ, судебная власть принадлежит следующим органам: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Второй признак. Особый порядок формирования судов. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать как объективным характеристикам (возраст, гражданство), так и субъективным (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Для того чтобы стать судьей, недостаточно получить высшее юридическое образование. Необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от квалификационной коллегии судей.

Читайте также:
Опровержение порочащих сведений: что это значит

Третий признак. Особый порядок обеспечения независимости суда, который предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

Четвертый признак. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Пятый признак. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования ВС РФ (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

Шестой признак. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело — единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона — серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7) и ФКЗ «О судебной системе РФ». Она включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

Звенья судебной системы — суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Суд первой инстанции — это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела — вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского — о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: