Ориентирующая фотосъемка: что это такое, описание и особенности

Ориентирующая фотосъемка

Сущность ориентирующей фотосъемки как криминалистической фотосъемки, отображающая место производства следственного действия в привязке к окружающей местности. Приобщаемые к протоколу следственного действия фотоснимки. Понятие судебного почерковедения.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.05.2017
Размер файла 1,4 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ориентирующая фотосъемка – криминалистическая фотосъемка, отображающая место производства следственного действия в привязке к окружающей местности, с целью показать расположение места следственного действия. Такая фотография должна отображать напр., улицу, дома, окружающие здания, где имело место происшествие, дороги (возможные пути прихода и ухода преступника) и т.п. О.ф. обычно производится с удаленных точек, расположенных выше снимаемого плана (балкон противоположного дома, площадка на крыше и т.п.). При этом могут быть применены широкоугольные (короткофокусные) объективы, панорамный способ съемки.

Обзорная фотосъемка – в криминалистике фотосъемка непосредственно места производства следственного действия без окружающей обстановки. О.ф. отражает данное место в первоначальном виде, без изменений, вносимых в ходе следственного действия. О.ф. производится с одной или нескольких точек, с разных сторон с целью наиболее полного охвата обстановки в месте следственного действия.

Узловая фотосъемка – в криминалистике фотографическая съемка отдельных участков («узлов») места производства следственного действия, на которых в силу тех или иных причин концентрируется внимание участников следственного действия (общий вид взломанной двери, место обнаружения вещественных доказательств, следов и др.). У.ф. производится с таким расчетом, чтобы на фотографиях было видно расположение фиксируемого участка на месте производства следственного действия.

Детальная фотосъемка – в криминалистической фотографии съемка отдельных предметов, их деталей, следов. Поскольку такие предметы, детали, следы чаще всего имеют небольшие размеры, съемка их производится в крупном масштабе (с применением удлинительных колец) и с масштабной линейкой в целях определения при необходимости действительного размера фотографируемого объекта. Для удобства съемки ее объекты могут изыматься с места обнаружения, располагаться на более подходящем, контрастирующем фоне, с подбором наиболее эффективного освещения.

Фототаблица оформляется на специальном бланке по правилам судебной фотографии. Каждая фотография, вклеенная в бланк фототаблицы должна быть опечатана печатью экспертного учреждения, сотрудник которого осуществлял выезд на ОМП или проводил экспертизу. Каждая страница фототаблицы подписывается экспертом.

Приобщаемые к протоколу следственного действия фотоснимки наклеивают на листы плотной бумаги или тонкого картона и оформляют в виде фототаблиц, которые должны содержать определенные реквизиты. В заголовке фототаблицы указывается, приложением к протоколу какого следственного действия она является, и дата его производства.

К фототаблице обязательно прилагаются негативы (диск с копиями), с которых отпечатаны фотографии и выписка из протокола осмотра места происшествия приблизительно следующего содержания:

Выписка из протокола осмотра места происшествия от 20 мая 2017 г. по факту хищения ценных бумаг.

При осмотре места происшествия наружная фотосъемка производилась при естественном солнечном освещении, а внутри помещения – с использованием встроенной фотовспышки.

В ходе осмотра места происшествия использовались:

При производстве фотоснимков использовалась фотобумага «Бромэкспресс». Проявление пленки и изготовление фотоснимков производились при регламентированных условиях.

Каждая фототаблица подписывается следователем и специалистом-криминалистом (если он производил съему и изготавливал фототаблицы).

Панорамная фотосъемка условного места происшествия:

Обзорная ориентирующая фотосъемка условного места происшествия:

Следователь: Гранкин П.В.__________________

Понятые: Красов Д. А. _________________

Узловая фотосъемка условного места происшествия:

Следователь: Гранкин П.В.__________________

Понятые: Красов Д. А. _________________

Детальная фотосъемка условного места происшествия:

Следователь: Гранкин П.В.__________________

Понятые: Красов Д. А. _________________

почерковедение фотосъемка следственный

Почерк – одна из основных составляющих идентификационного комплекса человека. Судебное почерковедение – раздел криминалистики, изучающий закономерности формирования, функционирования почерка и позволяющий на основе его исследования идентифицировать исполнителя.

Идентификационные признаки почерка как специально выделенные для целей идентификации свойства получили детальную разработку в судебном почерковедении. Появление того или иного признака в почерке обусловлено, как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное определение происхождения того или иного признака составляет большую проблему и чаще не удается. Это даёт основание считать происхождение признаков почерка случайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак может встретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность.

Топографические признаки почерка – это привычные способы размещения пишущим текста и его частей на бумаге.

Ценность топографических признаков заключается в том, что выполнение их чаще всего происходит автоматически, без контроля сознания, поэтому они могут сохраниться даже при искусственной маскировке (искажении) письма.

В данном случае у исполнителя наблюдается сочетание признаков письменной речи с признаками почерка в рукописном документе, учитываются поля, текст по конфигурации равномерный (одинаковые по размеру отступы от левого и правого краев листа бумаги), с делением на абзацы с отступами в начале и в конце абзацев, расположение строк преимущественно на линиях типографского графления. Встречаются переносы, знаки переноса выполнены в одну черточку, малого размера, форма выпуклая. Расположение по отношению к строке – расположена со смещением вниз. По отношению к горизонтали – поднимающиеся. Промежутки между словами малые, а также равномерные, за исключением второго текста, где они увеличиваются до среднего промежутка. Выделение слов, способы акцента отсутствуют.

Признаки, характеризующие почерк в целом называются общими. Признаки, связанные с характеристикой отдельных знаков и их элементов, называются частными.

Читайте также:
Преднамеренное банкротство: что это такое, описание и особенности

К общим относятся следующие признаки:

Выработанность – это приспособленность навыка к современной технике письма (скорописи) – средняя;

Темп письма – это скорость выполнения письменных знаков – средний;

Общий тип (строение) почерка. Этим признаком выражается степень сложности почерка – простой;

Преобладающая форма движения – петлевая:

Преобладающее направление движения – левоокружное.

Наклон почерка – преимущественно правый ;

Связность – средняя (не менее четырех-пяти букв);

Размер почерка – средний (2-4 мм);

Разгон почерка – соотношение высоты букв и их ширина интервалов между ними – средний (в – первом тексте) с переходом в размашистый (во – втором тексте);

При идентификации исполнителя общие признаки используются в сочетании с частными, т. е. с особенностями выполнения отдельных элементов букв. В судебном почерковедении выделено большое количество частных признаков. Для более компактного их описания они объединены в отдельные группы:

особенности формы движения при выполнении письменных знаков и их элементов;

наличие и степень связности элементов в письменных знаках.

особенности расположения точек начала и окончания движения при выполнении элементов письменных знаков относительно линии строки и других частей букв;

последовательность движения при выполнении письменных знаков и их элементов;

Здесь сами напишите в текст 1 – правой рукой какой -ни будь текст, а в текст 2 – левой рукой тот же самый текст.

Рис. 1 Алфавитная разработка частных признаков

Наблюдаются совпадения в формах выполнения письменных знаков и их элементов, а также движения при выполнении самих элементов знаков и связей (соединений) между этими элементами – овальные, дуговые, петлевые. Особенности направления движений при выполнении письменных знаков и их элементов – левоокружные, наличие и степень связности элементов в письменных знаках в виде присоединения, особенности расположения точек начала и окончания движения при выполнении элементов письменных знаков относительно линии строки и других частей букв. Последовательность движения при выполнении письменных знаков и их элементов – сверху вниз, слева направо.

Исследовав идентификационные признаки почерка, в отношении двух текстов, можно предположить о наличии тождества, что тексты выполнены одним лицом, хотя второй текст выполнялся, скорее всего, в неудобном для исполнителя положении, что следует из размашистого почерка и увеличения промежутков между словами.

За совершение преступления предусмотренного ст. 151 УК РФ разыскивается Чупров Евгений Аркадьевич 11.08.1982 года рождения, уроженец города Вологда.

Одет в короткую куртку серого цвета, спортивные штаны с полосками, черные кроссовки.

Может передвигаться на автомашине ВАЗ 2108 синего цвета.

Приметы: пол мужской, тип лица европейский, на вид возраст 28-33 года, телосложение среднее, рост 180-185 см.

Волосы прямые, короткие, темно-русые.

Особые приметы сильно хромает на левую ногу.

При обнаружении или установлении места нахождения Чупрова Е.А. прошу принять неотложные меры к задержанию, о чем сообщить в адрес Коряжемского отдела ГОВД.

«…На территории земельного участка №23 садового товарищества «Слобода» обнаружена дорожка следов обуви. Следы оставлены на влажной, свежевскопанной почве с единичными элементами растительности. Дорожка представляет собой 4 последовательно оставленных объемных следа обуви обеих ног, по которым, согласно измерениям, произведенным с помощью компаса, можно сказать, что человек, их оставивший, двигался на востоко-юго-восток, в направлении садового дома, расположенного на участке. Протяженность дорожки следов составляет 132 см. Линия направления движения – прямая. Дорожка начинается в 24 м от левого края калитки забора, которым огорожен земельный участок, и в 16 м от хозяйственного сооружения, предположительно сарая (см. схему). Элементы дорожки следов: длина шага правой ноги равна (средняя по двум измерениям – 49 см); длина шага левой ноги равна 47 см; ширина шага равна 24 см; угол разворота левой ноги по первому следу – положительный, 20є, по второму следу левой ноги – положительный, 20є; угол разворота правой ноги по первому следу – положительный, 6є, по второму следу правой ноги – нулевой, 0є.

Сравнительно небольшая длина шагов левой и правой ноги, достаточно большая величина ширины шага, непостоянный угол разворота ног могут быть обусловлены повышенной рыхлостью и влажностью участка почвы, на котором была обнаружена описываемая дорожка следов, неустойчивостью при ходьбе, а также медленным темпом ходьбы. В связи с этим предварительное установление пола человека, оставившего данные следы, на основании вышеописанных данных представляется невозможным.

В обнаруженной дорожке следов наиболее четко отобразился второй след правой ноги. След объемный, оставлен на влажной, свежевскопанной почве с единичными элементами растительности. Подметка не отделена четко от промежуточной части, передний край подметки закругленный, широкий. Каблук отделен, задний край закругленный, передний – выпуклый, закругленный. Глубина следа в области подметки около 1,5 см, промежуточной части – 1,3 см, каблука – 2 см. Длина следа – 28 см, ширина подметки – 10,2 см, ширина промежуточной части – 6 см, ширина каблука – 7,2 см. Достаточно четко отобразился протектор обуви.

В подметочной части следа отобразились углубления в виде четырех поперечных линий, расположенных примерно на одном расстоянии от заднего и переднего краев подметки и друг от друга. Трое из них, расположенных ближе к промежуточной части, прерываются примерно в конце первой и третьей четверти своей длины. Четвертая линия, расположенная ближе к носку обуви, имеет разрыв посередине. От краев разрыва этой линии по направлению к носку имеется два углубления в виде продольных линий. Параллельно им, располагаясь от каждой ближе к бокам подошвы, имеется еще два углубления в виде продольных линий, начинающихся от носка обуви и заканчивающихся на поперечной линии, расположенной ближе к носку обуви. Между продольными линиями подметки, расположенными ближе к ее центру, имеются углубления прямоугольной формы (точное их количество неизвестно, отобразилось лишь два таких углубления).

Читайте также:
Некоммерческое товарищество: что это такое, описание и особенности

Промежуточная часть подошвы имеет два углубления в виде продольных линий, расположенных примерно на одном расстоянии от боковых краев подошвы и друг от друга. От каждой из этих двух линий к боковым краям подошвы идет по четыре углубления в виде поперечных линий.

Каблук представляет собой овал, слегка возвышающийся над общим уровнем подошвы. На нем имеется большое количество выступов в виде коротких линий (примерно 1,5-2 см), начинающихся от края овала каблука, направленных к центру.

Все вышеуказанные линии имеют одинаковую толщину – 2 мм.

Дорожка следов сфотографирована способом линейной панорамы, а описанный единичный след- масштабным способом цифровым фотоаппаратом Sony Cyber-shot DSC-w170 Super SteadyShot, на карту памяти Sony MemoryStick PRO Duo MS-MT4g G704L6L 4 GB, режим съемки «Обычный». С единичного следа заливным способом изготовлен гипсовый слепок. При изготовлении слепка в него были вложены два края куска бечевки с продетой на нее биркой. На бирке сделана надпись: …»

Вопросы, которые ставятся перед экспертом при проведении трасологической экспертизы:

Пригодны ли следы обуви и гипсовый слепок для идентификации конкретной обуви?

Соответствуют ли оставленные следы конкретной паре обуви, изъятой у гражданина К.?

Обнаруженные следы принадлежат одной паре обуви?

Возможно ли установить направление и давность передвижения человека? Если да, то куда и когда?

Образовались ли следы при переносе тяжести, при скольжении и других конкретных условиях?

Имеются ли отличительные особенности в обуви?

Возможно ли установить скорость передвижения человека?

Каков размер обуви, которым был оставлен след?

АБ – длина следа (29 см);

АК – длина отпечатка подметки (16 см);

ВГ – ширина отпечатка подметки (9 см);

ДЕ – ширина отпечатка промежуточной части (6,5 см);

КЛ – длина отпечатка промежуточной части (6 см);

ЛБ – длина отпечатка каблука (8,5 см);

ЖЗ – ширина отпечатка каблука(7,5 см).

АБ – линия направления движения;

БГДЕ1 – линия ходьбы;

Б1Г – длина шага правой ноги (48 см);

Г1Д – длина шага левой ноги (46 см);

Г1Г – ширина шага (23 см);

ОГД 1 – угол разворота правой стопы (20°);

СБГ 1 – угол разворота левой стопы (20°);

СБГ – угол расстановки левой стопы (50°);

ОГД – угол расстановки правой стопы (50°).

Список использованной литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

2. Криминалистика / Учебник. Под редакцией Р.С. Белкина Москва 2001;

3. Криминалистика. Учебник / под редакцией Е. П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА-М, 2003. – 748 с. – (серия «Высшее образование»);

4. Судебно-почерковедческая экспертиза. Под редакцией В.Ф.Орловой. Москва. 1988;

5. «Правотека», интернет ресурс Энциклопедия (http://www.pravoteka.ru/enc/4042.html);

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика исследовательской и оперативной фотосъемки как метода запечатления криминалистических объектов; отображения обстановки следственного действия и доказательств; организации уголовной регистрации, розыска преступников и похищенных вещей.

курсовая работа [35,6 K], добавлен 11.06.2011

Понятие, цели, виды следственного эксперимента – следственного действия, состоящего в проведении специальных опытов для исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. Основания и процессуальный порядок производства следственного эксперимента.

курсовая работа [33,1 K], добавлен 25.10.2010

Криминалистическая экспертиза. Криминалистическая фотография и видеозапись. Система научно разработанных методов и средств фотосъемки при разных видах криминалистической деятельности. Современная съемочная и проекционная аппаратура. Виды фотосъемки.

контрольная работа [34,4 K], добавлен 07.11.2008

Понятие и общие правила производства следственного действия. Особенности допроса, очной ставки, проверки показаний на месте, осмотра и эксгумации, обыска. Назначение производства судебной экспертизы. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления.

реферат [56,7 K], добавлен 24.09.2012

Научный анализ процессуальной характеристики следственного действия – контроль и запись телефонных и иных переговоров, оснований проведения данного следственного действия и разработка предложений по оптимизации проведения следственного действия.

дипломная работа [74,1 K], добавлен 21.06.2012

Ориентирующая и обзорная фотосъемки. Частные приемы фотографирования

Смотрите также:

Криминалистика

Справочник криминалиста

Судебная медицина

Курс судебной медицины

Оперативно розыскная деятельность

Основы ОРД

Криминология

Курс криминологии

Чтобы иметь наглядное представление о фотографируемом объекте, следователь должен получить несколько снимков, причем делаются они с таким расчетом, чтобы изображенные на них объекты различались по степени охвата и по степени уменьшения. Для этого фотосъемку производят с разных расстояний и из различных точек.

Существуют ориентирующая, обзорная, узловая и детальная приемы фотосъемки.

Ориентирующая фотосъемка применяется для запечатления какого-либо участка или объекта одновременно с окружающей обстановкой. Так, на ориентирующем фотоснимке места происшествия должны быть видны территория осматриваемого участка или сооружения, окружающие его строения, заграждения вокруг него, рельеф местности, пути подхода и подъезда

Съемки производятся из различных точек, достаточно удаленных от места, интересующего следователя. Неплохие результаты могут быть получены при съемке с возвышения (например, холма, невысокого сооружения). При значительной протяженности места происшествия (например, при авиакатастрофах) ориентирующие снимки делают с вертолета.

Обзорная фотосъемка служит для запечатления участка или объекта без окружающей обстановки. Так, на обзорном фотоснимке места происшествия должен быть изображен осматриваемый следователем дом или участок с находящимися на нем предметами ( 13), участок ДТП, комната и т. п.

Обзорная съемка проводится с более близкого расстояния, чем ориентирующая. На снимке должны быть отчетливо видны объекты, имеющие криминалистическое значение. Для этого фотографирование производят из нескольких точек, иногда противоположных (встречная съемка). Снимки должны дополнять друг друга, так как основная цель обзорной съемки — дать наиболее полное представление о фотографируемом объекте (месте происшествия, обыска, следственного эксперимента). При этом обстановка и предметы фиксируются в том виде, как они открываются наблюдателю.

Читайте также:
Приходно-расходные книги: что это такое, описание и особенности

Узловая фотосъемка используется для запечатления наиболее важных участков, объектов, следов преступного действия ( 14).

Выбор объекта производится с учетом характера совершенного преступления, причем может быть намечено несколько узлов. Так, при осмотре места Происшествия по делу о краже со взломом с помощью узловой фотосъемки фиксируют пролом в стене, участки с разбросанными вещами и т. п. В ходе обыска она применяется для запечатления тайников с обнаруженным в них содержимым. При следственном эксперименте узловой фотосъемке подлежат отдельные этапы или эпизоды проводимых действий (например, отдельные моменты преодоления человеком преграды).

Узловая фотосъемка осуществляется с расстояния меньшего, чем обзорная. Точку съемки выбирают с таким расчетом, чтобы полностью охватить участки и объекты, имеющие существенное значение для дела, и получить наглядное представление о них. Положение фотоаппарата при этом может быть произвольное — сверху, сбоку, снизу.

Детальная фотосъемка служит для запечатления внешних признаков вещественных доказательств и следов. Сюда относится фиксация оружия, пуль, гильз, орудий преступления и их следов, следов рук, ног, транспортных средств, похищенных предметов и иных объектов, имеющих криминалистическое значение для расследуемого дела ( 15).

Детальную съемку производят с такого расстояния, чтобы в кадре находился только объект — вещественное доказательство или его часть. Детальную съемку всегда выполняют по правилам масштабной фотографии.

Ориентирующая и обзорная фотосъемки осуществляются в самом начале проведения следственного действия (осмотра, обыска, следственного эксперимента). Узловая и детальная — в ходе следственного действия, когда имеется определенное представление о происшедшем событии и установлено значение следов, предметов.

К содержанию книги: Криминалистика

Смотрите также:

теория криминалистического прогнозирования и др.

В содержание теории криминалистического прогнозирования должны входить

Ориентирующая фотосъемка

Ориентирующая фотосъемка места происшествия выполняется с целью его запечатления вместе с окружающей обстановкой с тем, чтобы показать территориальное расположение места происшествия, его особенности, границы и размеры, а также основные ориентиры, по которым можно при необходимости определить точное нахождение данного места, если оно не имеет конкретного адреса или расположено за пределами населенного пункта или иной застроенной территории, в лесном массиве, в поле и т.д.

Если место происшествия занимает значительное пространство, съемку можно произвести с удаленной или верхней точки: с крыши дома, из окна, с балкона, а иногда с помощью аэрофотосъемки для фиксации больших площадей. При этом, как правило, применяются методы панорамной съемки.

Необходимо, чтобы ориентирующие снимки выполнялись по меньшей мере из двух точек. Если местом происшествия является открытая местность, решение данной задачи не составляет труда. На ориентирующих снимках должно быть запечатлено по методу «общего плана» не столько место происшествия непосредственно, сколько его расположение на определенной территории с последующим указанием на снимке стрелкой участка, где оно находится. Например, при проведении осмотра по уголовному делу о краже на ориентирующем снимке фиксируется строение, из которого она совершена, с соседними зданиями, путями подхода к нему. Если производится осмотр места ДТП, то фотографируются прилегающие участки дороги и местности, дорожные знаки и сооружения. При совершении краж, убийств и других преступлений в многоквартирных домах на ориентирующих снимках запечатлеваются здания, в которых находятся осматриваемые квартиры. В кадре (или одном из кадров при выполнении ориентирующей съемки панорамным способом) размещаются таблички с указанными на них названием улицы и номера дома. Если фотографируемое здание не имеет таковой, необходимо размещение в кадре иного приметного ориентира.

При выполнении ориентирующей съемки на открытых участках — в поле, лесном массиве и в других местах, находящихся на отдалении от населенных пунктов, в качестве ориентиров фиксируются дорожные указатели, километровые столбы, опоры линий электропередачи с указанными на них номерами и другие объекты, последовательно фотографируемые при приближении участников осмотра непосредственно к месту происшествия. Несмотря на то, что они могут находиться на значительном удалении от самого места происшествия, такой метод фотосъемки обеспечивает получение данных о точном расположении места происшествия.

Если оно располагается на улице, во дворе жилого дома, на территории предприятия и т.д., то на ориентирующем снимке фиксируется его общий вид с окружающими строениями и иными объектами.

Ориентирующая съемка выполняется с применением короткофокусных объективов или специальных фотоаппаратов. При их отсутствии производится съемка методов линейной или круговой панорамы фотоаппаратами с штатными объективами.

Панорамная фотосъемка

Сущность панорамной фотосъемки заключается в последовательном фотографировании по частям больших участков местности или помещений, а также длинных (высоких) сооружений или предметов, не помещающихся в один кадр, с тем, чтобы затем составить (склеить) из получившихся снимков одно общее изображение (панораму).

Панорамная съемка может быть выполнена двумя способами: круговым (секторным) и линейным.

Круговое панорамирование применяется в тех случаях, когда фотографируемые объекты расположены в разных плоскостях и их удобнее зафиксировать из одной точки. Панорама может быть горизонтальной или вертикальной. Для съемки аппарат укрепляют на специальной панорамной головке штатива или снимают просто с рук.

В случаях, когда объекты находятся на одной линии (фасады домов, дорога, стены, заборы, лежащий труп и т.п.), применяют фотосъемку методом линейной панорамы с перемещением аппарата по прямой параллельной плоскости объекта линии. При этом соблюдают следующие правила:

Читайте также:
Персона грата: что это такое, описание и особенности

1) плоскость задней стенки фотоаппарата должна располагаться параллельно фронтальной линии фотографируемого объекта;

2) при перемещении необходимо сохранять одинаковое расстояние от фотоаппарата до фронтальной линии объекта и все снимки делать с одной и той же высоты.

Для обеспечения стыковки отдельных снимков панорамы необходимо, чтобы при наводке фотоаппарата через видоискатель границы соседних кадров перекрывались на 10-15% Это позволяет избежать несовпадений очертаний запечатленных на них объектов при монтаже панорамы из отдельных фотоснимков. Обязательным условием панорамной фотосъемки является выполнение составляющих целостную картину снимков с одинаковой экспозицией. После изготовления снимков они обрезаются и склеиваются между собой, образуя панораму.

Виды фотосъемки на месте происшествия и при проведении других следственных действий.

Задачи применения криминалистической фотографии при производстве следственных действий заключаются в более полном закреплении в материалах дела наблюдаемых объектов, действий с ними, действий участников и той обстановки, в которой осуществляются следственные действия.

Применяются: ориентирующая, обзорная, узловая, детальная съемка, также выделяются в отдельные группы съемка трупа на месте его обнаружения, съемка следов на МП, фотографирование при проведении следственного эксперимента, при проведении показаний на месте и т.д.

_Ориентирующая съемка осуществляется с целью запечатления места происшествия в целом с охватом его ориентиров и окружающей обстановки. Ориентирующий снимок наглядно иллюстрирует место происшествия, его размеры и границы, показывает, где оно находится.

(Ориентирующая фотосъемка может осуществляться с нескольких точек, чтобы иметь более полное представление о месте происшествия. Если условия фотографирования не позволяют запечатлеть картину события в одном кадре или место происшествия охватывает значительную территорию, то ориентирующую съемку следует выполнять панорамным способом.)

_Обзорная съемка (средний план) – это съемка самого места происшествия без охвата окружающей обстановки. Обычно производится с трех или четырех точек, а при возможности – и сверху.

(При производстве обзорной съемки в зависимости от характера места происшествия могут применяться панорамный, стереоскопический и измерительный методы.)

_Узловая съемка (крупный план)- съемка отдельных предметов, наиболее важных частей обстановки места происшествия. На узловом снимке объекты изображаются крупным планом так, чтобы можно было определить форму, характер повреждений, взаиморасположение следов на предмете.

_Детальная съемка преследует цель запечатления отдельных деталей, признаков объекта, следов преступника, орудий преступлений и т.п. и, таким образом, помогает раскрывать характерные особенности сфотографированного объекта.

(Детальные фотоснимки должны нести максимум информации, поскольку порой бывает сложно исчерпывающе описать отдельный предмет или его часть в протоколе осмотра места происшествия или иного следственного действия. Осуществляется этот вид съемки методом измерительной фотографии.)

Факт и основные условия фотосъемки отмечаются в протоколе следственного действия, в процессе которого проводилась съемка.

Полученные фотоснимки должны быть надлежащим образом оформлены в виде фототаблицы, в начале которой указывается по какому делу производилась фотосъемка, при выполнении какого следственного действия и в каком месте.

Объект преступления

Преступное посягательство, в какой бы форме оно ни выражалось, всегда связано с непосредственным причинением либо с угрозой причинения вреда индивидуальным интересам или общественным благам.

Отсюда следует, что объект преступления — это совокупность охраняемых законом общественных отношений, на которые направлено преступное посягательство, причиняющее или создающее угрозу причинения им вреда.

Непосредственный объект — это конкретное общественное отношение, тот или иной интерес или благо, охраняемое уголовным законом, на которое непосредственно совершается преступное посягательство, в результате чего ему причиняется вред либо создается возможность причинения такого вреда.

Важное значение имеет понятие «предмет преступления», который, в отличие от объекта преступления, находит свое выражение в конкретной материальной или физической форме внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник.

Таким образом,предметом преступления выступают различные материальные предметы, на которые непосредственно воздействует преступник и в связи с которыми или по поводу которых совершается преступление.

Субъект преступления

Одним из основных элементов состава преступления в уголовном праве признается субъект преступления, под которым в соответствии со ст. 19 УК РФ понимается физическое лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние (бездействие), достигшее возраста, установленного уголовным законом, с которого наступает уголовная ответственность.

Прежде всего, субъектом преступления может быть только физическое лицо, т.е. человек. Юридические лица (предприятия, учреждения, организации и объединения), а также животные субъектом преступления быть не могут. Если животные причиняют вред здоровью человека, они могут выступать только в качестве орудия преступления, и уголовной ответственности за это подлежат хозяин животного или иное лицо, непосредственно отвечающее за поведение этого животного.

Субъектом преступления может быть только лицо, обладающее способностью осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. Эти обстоятельства в уголовном праве признаются критериями вменяемости. Вменяемость является необходимым признаком, который определенным образом характеризует субъекта преступления, определяя его способность осознавать в момент совершения деяния его общественно опасный характер, отдавать отчет своим действиям и возможность руководить ими.

Вменяемость характеризуется двумя критериями: юридическим (психологическим) и медицинским (биологическим).

Юридический (психологический) критерий означает способность лица понимать фактические обстоятельства совершаемого деяния и его социальную значимость, т.е. общественно опасный характер содеянного, а также способность лица руководить своими поступками.

Медицинский (биологический) критерий определяет состояние психики субъекта во время совершения преступления. Лишь начи- чие этих двух критериев позволяет констатировать вменяемость субъекта.

Как и вменяемость,невменяемость характеризуется двумя критериями: медицинским и юридическим.

Медицинский (биологический) критерий невменяемости характеризуется:

§ хроническим психическим расстройством;

§ временным психическим расстройством;

§ иным болезненным состоянием психики.

Читайте также:
Принцип взаимности: что это такое, описание и особенности

Юридический (психологический) критерий невменяемости состоит в неспособности лица осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния (интеллектуальный момент) либо неспособность этого субъекта руководить своими действиями или бездействием (волевой момент).

Медицинский (биологический) критерий невменяемости устанавливается на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. Она должна, прежде всего, установить наличие психического расстройства у обследуемого. Только после установления медицинского критерия определяется наличие или отсутствие юридического (психологического) критерия.

Юридический (психологический) критерий позволяет сделать окончательный вывод о наличии или отсутствии невменяемости.

В соответствии с требованиями УК РФ, к лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.

Отдельным образом законодатель рассматривает уголовную ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Согласно ст. 23 УК РФ, такие лица несут уголовную ответственность на общих основаниях.

Третьим общим основным признаком субъекта преступления является достижение физическим лицомвозраста наступления уголовной ответственности.

Необходимость установления возраста уголовной ответственности связана со способностью лица понимать характер и социальную значимость своих действий, соотносить свои желания и побуждения с требованиями общественного запрета, с нормами поведения, установленными в обществе.

В общем случае ответственности подлежат лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет. УК РФ устанавливает исчерпывающий перечень преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет.

Специальным субъектом преступления признается лицо, которое, кроме обязательных признаков субъекта преступления (вменяемости и возраста), характеризуется дополнительными (специальными) признаками, необходимыми для образования состава преступления определенного вида. Такие составы именуются преступлениями со специальным субъектом.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2331 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Коносамент – что это такое?

Транспортировка грузов морским транспортом – один из распространенных и удобных видов перемещения товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Обратившись в морскую логистическую компанию и доверив ей свой груз, клиент должен получить от перевозчика специальный документ, который защищает права грузоотправителя, – коносамент. Что это за бумага, каковы ее функции, виды и особенности заполнения – расскажем об этом подробнее.

Коносамент – что это?

Коносамент – что это такое? Само понятие заимствовано из английского языка (сonsignment) и буквально обозначает отправление, груз. Если сформулировать простыми словами – это официальная расписка, которая выдается перевозчиком грузоотправителю в том, что первый получил товар и обязуется доставить его по назначению. Это оформленная соответствующим образом товарораспорядительная бумага, которая подтверждает право отправителя на перевозимую продукцию. Данный документ оформляется перевозчиком и выдается владельцу после того, как товар был отгружен.

Внимание! Коносамент является ценной бумагой и применяется при перевозках морским и речным транспортом, а также при осуществлении мультимодальных международных перевозок (т.е. несколькими видами транспорта). Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 143 предусмотрена возможность использования вместо коносамента иного документа, подтверждающего получение груза перевозчиком (например, морской накладной).

Функции коносамента

Сущность коносамента как ценной бумаги состоит в предоставлении возможности владельцу лучшим образом реализовать товар при условии его передачи перевозчику. Документ обязательно должен выполнять несколько предназначенных для него функций.

  • Подтверждение права логистической компании на получение и перевозку товара. По сути это документ, который заменяет собой груз на период транспортировки. После получения товара транспортировщик выдает отправителю коносамент: это является доказательством того, что перевозчик получил груз.
  • Удостоверение факта заключения контракта между перевозчиком и владельцем груза. Коносамент – доказательство, что между логистической компанией и отправителем заключен договор, согласно которому транспортировщик несет за его доставку ответственность.
  • Основание для передачи товара получателю по прибытию в место назначения.
  • Содержание основной информации о транспортируемой продукции и данные об участниках контракта. В документе отражены данные о перевозимом грузе, его состояние, в том числе, все наличествующие дефекты, это способствует отслеживанию условий транспортировки. Так, например, если будет повреждена упаковка, либо будут нарушены другие условия контракта, на основании коносамента можно будет обратиться в суд и потребовать компенсацию за ущерб.
  • Обеспечение кредитования под отгруженный товар при необходимости.

Важно! Во время передачи товара получателю, он должен осмотреть груз на наличие повреждений. В противном случае с перевозчика снимается ответственность и претензии не принимаются. Для защиты своих прав в суде можно использовать только оригинал коносамента!

Виды коносаментов

В логистической практике существует много разновидностей коносаментов. При классификации учитываются личность получателя, тип транспортировки, схема перевозки грузов, сроки получения товара грузоперевозчиком. Основные виды коносаментов, применяемые в международной практике перевозок, представлены здесь.

Ордерный (Bill of lading to order)

Выписка ордерных коносаментов – наиболее распространенная практика в сфере внешнеторговых грузоперевозок. Суть данного вида документа состоит в том, что, например, продавец, желая иметь контроль над товаром до момента оплаты за него покупателем, не указывает в коносамент конкретного получателя. Либо покупатель хочет передать права на товар другому лицу. Сзади на бланке ордерного коносамента делается передаточная надпись (индоссамент) о том, кому можно получить груз.

Внимание! Индоссаментов может быть указано несколько, т.е. права на получение товара передаются от одного лица к другому. Груз будет выдан тому, кто указан в передаточных надписях последним.

Именной (Bill of lading to a named person)

После указания передаточной надписи ордерный документ становится именным. Это документ, где указано конкретное – физическое или юридическое – лицо, которое имеет право получить груз. Либо бумага сразу составляется с указанием получателя, либо коносамент становится именным по условиям передаточной надписи.

Читайте также:
Почтовая декларация: что это такое, описание и особенности

На предъявителя (Bill of lading to a bearer)

Данная форма коносамента встречается в логистической практике нечасто, однако иногда используется. Если в графе «грузополучатель» указано «to a bearer», груз выдается любому лицу, предъявившему коносамент. Ордерный и предъявительский коносаменты удобны тем, что в случае, если покупатель не может оплатить по каким-либо причинам груз, имя получателя можно изменить.

Оборотные и необоротные коносаменты

Необоротным типом документа (Bill of lading non-negotiable) предусматривается, что товар по прибытии примет сам получатель. Оборотная форма (Bill of lading negotiable ) дает возможность владельцу распоряжаться грузом в процессе перевозки или даже закладывать коносамент в банк. Документ такого типа выгоден продавцу, так как делает, по сути, оборотным процесс передачи груза. Оборотными можно назвать коносаменты на предъявителя и ордерные. На практике чаще применяется необоротная форма.

Линейный (Liner bill of lading)

Линейный коносамент – это документ, оформляемый при транспортировке товара на судне, следующем по четкому расписанию с остановками в указанных портах на специально определенных для этого причалах. Ответственность единственного перевозчика грузов начинается в месте погрузки и заканчивается при выгрузке. Такой коносамент оформляется для регулярных морских перевозок. Подтверждает принятие товара на борт судна и разрешает совершать операции с товаром без передачи его другой стороне.

Внимание! Транспортная компания может привлечь к перевозке стороннее лицо в качестве экспедитора грузов, в таком случае для осуществления перевозки, кроме линейного, используется так называемый домашний коносамент.

Домашний коносамент

Эта ценная бумага оформляется с целью избавить грузоотправителя от проблем с доставкой товара. Домашний коносамент используют в таких ситуациях:

  • необходимо засекретить маршрут следования груза и имя клиента;
  • грузоотправитель оказывает услуги, не предусматриваемые договором;
  • компания-фрахтователь не хочет, чтобы клиент знал, кому принадлежит транспорт;
  • документ нужно оформить до погрузки товара на судно.

Фрахтовый (Chartered bill of lading)чартерный))

Коносамент этого типа используется для нерегулярных перевозок. Для транспортировки груза заключается контракт между фрахтователем (отправителем или его представителем) и перевозчиком (фрахтовщиком). Последний предоставляет грузоотправителю все судно либо определенную его часть для товара, иногда – сразу несколько морских транспортных средств.

Прямой (морской)

Этот вид документа оформляется при договоре доставки груза от пункта отправки до места назначения на одном конкретном судне.

Сквозной (Through bill of lading)

Сквозной коносамент применяется при мультимодальных перевозках: товар перемещается разными видами транспорта либо несколькими судами. Этот тип бумаги оформлять удобнее, чем заключать несколько договоров с перевозчиками на различных этапах транспортировки товара. Товар считается доставленным после того, как последний из транспортировщиков передал его грузополучателю.

Фидерный коносамент

Одной из разновидностей сквозного коносамента является фидерный документ: морской перевозчик заключает договор о локальной перевозке на небольшом судне – например, если порт, где грузится товар, не обслуживают суда его компании.

Основной перевозчик оформляет коносамент, в котором указаны порты погрузки/выгрузки и перевалочный пункт, а локальный создает фидерный коносамент. Последняя бумага не является товарораспорядительным документом и выполняет роль договора между локальным и основным перевозчиком.

«Чистый» (Clean bill of lading) и «нечистый» (Foul или Claused bill of lading) коносаменты

«Чистым» называется коносамент, в содержании которого нет оговорок, т.е. повреждений товара, тары не обнаружено, количество соответствует заявленному. Если имеются записи о порче товара или упаковки или каких-либо других дефектах, такой документ квалифицируют как такой, который нельзя именовать «чистым» (его называют «с оговорками», «нечистым»).

Бортовой и погрузочный коносаменты

Бортовой документ составляется после того, как произошла погрузка товара на транспортное средство. Коносамент на погрузку оформляется после получения товара логистической компанией, находящегося под ее охраной, но перед тем, как его поместят на судно.

Береговой (Custody bill of lading) коносамент

Эта бумага выступает в качестве расписки о приеме транспортной компанией груза и помещения его на суше на склад транспортировщика. Когда эту продукцию грузят на судно, в коносаменте делается отметка о дате погрузки. В дальнейшем эта бумага может заменяться бортовым коносаментом.

Контейнерный коносамент

При осуществлении комбинированных перевозок транспортная компания имеет право выдавать специальный контейнерный коносамент, действующий на основании Гаагских правил 1921 г. Такие коносаменты обычно являются погрузочными. Если такой документ имеет страховой полис, он называется застрахованным.

Важно! Если в коносамент неверно внесены сведения о порте погрузки, дате ее завершения, а также дате оформления бумаги, капитан судна или агент имеют право отказаться подписывать такой документ.

Обратитесь к профессионалам EIG, ведь решение проблем ВЭД – это наша работа!
С нами Ваш коносамент будет заполнен идеален и Вас минуют любые проблемы!

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Либо посредством электронной почты – info@east-import.com

Какую информацию указывают в коносаменте?

Основная информация, которая должна быть указана при заполнении коносамента, регламентируется Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 144. В документе обязательно присутствуют следующие реквизиты:

  • наименование транспортного средства (судна);
  • полное название и юридический адрес транспортной компании, перевозящей груз;
  • наименование и адресные данные грузоотправителя и грузополучателя (юридического либо физического лица);
  • порты, где проводятся погрузка и выгрузка товара;
  • дата доставки в порт для погрузки;
  • данные о товаре (название, описание, характеристики, упаковка, количество товара, вес и т.п.);
  • сведения о состоянии транспортируемого груза и упаковочной тары;
  • стоимость фрахта, другие документы об оплате логистических услуг;
  • дата составления документа и место его выдачи;
  • количество экземпляров коносамента;
  • подпись транспортировщика, его агента или капитана торгового судна.
Читайте также:
Охрана труда: что это такое, описание и особенности

Коносамент может включать дополнительную информацию по договору участников соглашения. Следует указать факт наличия товара на борту конкретного судна с датой погрузки. Важно отразить степень ответственности перевозчика в случае невыполнения условий перевозки и возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Обычно коносамент оформляют в трех экземплярах, один из которых предназначен отправителю груза, второй – для транспортировщика и третий – для грузополучателя. Когда груз и один из коносаментов доставлен покупателю, два других оригинала утрачивают силу.

Порядок работы с коносаментом

Для выдачи коносамента сначала отправителю груза необходимо составить другой документ – погрузочный ордер, в котором указывается информация следующего характера:

  • наименование, вид груза;
  • количество транспортируемого товара;
  • упаковочная тара;
  • информация о порте погрузки;
  • данные грузополучателя;
  • наименование судна, перевозящего товар.

Штурманская расписка подтверждает факт нахождения груза на судне. На основании этих документов начинается работа над составлением коносамента. Его в трех экземплярах составляет компания-перевозчик. Покупатель товара, предъявив экземпляр коносамента, полученный от продавца, по этому документу получает груз.

Внимание! Перед погрузкой следует проверить товар на повреждения и в случае дефектов или недостатков поставить пометку «нечистый». Как составлять коносамент – на всю партию товара или на каждую отдельно – решает получатель (раздельное оформление практикуют, когда груз приходится получать частями).

Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам

Как правильно заполнять коносамент и как выглядит оформленный документ? Заполнение коносамента осуществляется способом печати на фирменном бланке. Основные реквизиты документа указаны выше. Важно проследить, чтобы информация о грузе, его характеристики, дата доставки, сведения об участниках поставки товара должны быть точными и совпадать с данными во всех остальных документах. Тому, кто оформляет коносамент, нужно учитывать следующие моменты:

  • ошибаться нельзя, так как это может стать причиной срыва поставки товара;
  • отправитель может быть одновременно производителем и поставщиком груза;
  • правильно указать грузополучателя – это может быть покупатель товара, его агент, посредник, банк;
  • указать лицо, получающее уведомление о прибытии товара (грузополучатель, таможенный представитель или сотрудник экспедиторской компании);
  • указание в документе данных представителя перевозчика в порту прибытия упростит и ускорит отгрузку товара;
  • обязательно отметить особые свойства груза (ценный, опасный, хрупкий и др.).

Внимание! Исправлять информацию в коносаменте можно только при подтверждении данных от грузоотправителя и лишь с согласия последнего. Заполняя документ, следует учесть, что его корректировка займет много времени и повлечет дополнительные материальные расходы.

К чему приводит неправильно заполненный коносамент?

При составлении коносамента нужно быть очень внимательным и вооружиться знаниями законодательства или обратиться к помощи профессионалов. Последствия, связанные с неправильным заполнением документа, могут быть серьезными:

  • материальные расходы на исправление документа;
  • задержка с выгрузкой товара в порту прибытия;
  • простой судна из-за задержки отгрузки придется компенсировать;
  • задержка растаможки груза;
  • порча груза из-за вынужденного простоя.

Образцы коносаментов

Заполнение коносамента – дело непростое и может вызвать трудности, так как каждая торговая операция индивидуальна. На нашем сайте вы можете бесплатно скачать примеры бланков коносаментов на русском и английском языках.

Образцы коносаментов будут добавлены позднее – приносим извинения за доставленные трудности

Для того чтобы избежать трудностей с оформлением коносамента и проблем, которые могут возникнуть впоследствии, обратитесь в нашу компанию. Наши специалисты заполнят любые товарораспорядительные документы, в том числе, и коносамент, юридически грамотно: мы досконально знаем таможенное законодательство, правила торгового мореплавания. С нашим опытом работы в сфере ВЭД Ваш товар всегда будет доставлен вовремя и без лишних расходов.

Что такое коносамент

Коносамент — это выписываемая перевозчиком морского груза собственнику товара ценная бумага. Коносамент является безусловным обязательством перевозчика доставить товар по назначению согласно условиям контракта.

Какие функции выполняет коносамент

1) Договор коносамента предоставляет право на физически поставленный товар. Или, как иногда говорится, коносамент перевозчика «заменяет собой» товар. Законный держатель коносамента имеет исключительное право на принятие поставки товара. Более того, коносамент является «оборотным документом», так как он может быть продан или передан («пущен в обращение»), таким образом, передавая контроль над товаром. Следовательно, товар может быть перепродан в пути посредством простой передачи коносамента.

2) Коносамент свидетельствует о договоре перевозки. Этот международный коносамент должен содержать условия договора перевозки – либо прямо, либо путем отсылки к другому документу. В рамках документарных продаж продавец обязан заключить и передать покупателю договор перевозки на «обычных» или разумных условиях. В отношениях между покупателем и перевозчиком таким необходимым договором перевозки будет коносамент.

3) Коносамент является распиской, которая подтверждает доставку товара перевозчику. Поэтому он содержит описание товара и указывает, что товар был погружен на борт в определенном количестве и без видимых внешних повреждений. Но, если обнаруживается, что товар был поврежден (тем или иным образом), на лицевой стороне коносамента делается особая отметка, после чего такой коносамент уже не считается чистым.

Какие различают виды коносамента

1) Общее деление:
– Оборотный (англ. назв. термина – negotiable bill of lading) – коносамент, свидетельствующий о том, что его владелец получает в полное распоряжение товар еще не прибывший в порт, то есть находящийся в пути. Такой вид документа о грузоперевозке можно заложить в банк, продать или купить. Во время оформления такого документа ставится запись “Приказу имярек”. К оборотным коносаментам также относят ордерные и предъявительские.
– Необоротный (англ. назв. термина – non-negotiable bill of lading) – коносамент, по которому получатель груза/товара определяется заранее и не передает свое личное право на его получение 3-му лицу.

Читайте также:
Приращенный пай: что это такое, описание и особенности

2) От того, кто будет получать товар/груз, коносамент может быть:
– Именной (англ. назв. термина – straight bill of lading) – получатель является юридическим лицом, на имя которого оформляется документ.
– Ордерный – (англ. назв. термина – to-order bill of lading) – отправитель или получатель могут сами определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя») 3-е лицо, которому будет передан коносамент. В этом случае ставится передаточная надпись (индоссамент).
– Предъявительский (англ. назв. термина – bearer bill of lading) – в порту назначения товар передается предъявителю документа.

3) В зависимости от вида/типа перевозки:
– Линейный (рейсовый) коносамент (англ. назв. – liner bill of lading). Документ оформляется тогда, когда судно, на котором будет перевозиться товар, идет по определенному расписанию, останавливаясь в определенных портах и причалах.
– Фрахтовый или чартерный коносамент (англ. назв. – chartered bill of lading). Документ оформляют для перевозок, которые осуществляются нерегулярно. Их еще называют трамповыми морскими перевозками. Оформляется коносамент согласно договору фрахта, сторонами которого выступают грузоотправитель или фрахтователь, а также перевозчик – фрахтовщик. Последний за определенную плату предоставляет грузоотправителю часть или все судно или несколько судов для одного или нескольких рейсов для транспортировки груза.

4) В зависимости от того, есть ли у грузоперевозчика пояснения по количеству и качеству товара или замечания отсутствуют, коносамент может быть:
– «Чистый» (англ. назв. clean bill of lading) – когда упаковка не повреждена и сам товар не испорчен. Общее качественное и количественное состояние товара соответствует информации в коносаменте.
– «Не чистый» (англ. назв. claused bill of lading) коносамент – это документ с оговорками, который оформляют, если обнаружены дефекты на таре или упаковке товара или есть другие замечания по части качества груза.

5) В зависимости от общей схемы перевозки:
– Прямой коносамент – документ, который оформляют в том случае, если доставка груза осуществляется из одного порта до другого.
– Сквозной коносамент (англ. назв. through bill of lading) – документ, оформляющийся по мультимодальной схеме перевозки. Это значит, что товар будет перегружаться из одного транспорта в другой, где морская перевозка занимает лишь часть маршрута следования груза.

6) В зависимости от сроков доставки товара от продавца грузоперевозчику оформляется:
– Бортовой коносамент (англ. назв. shipped on board bill of lading) – документ, который оформляют, если груз уже перегружен на судно.
– Коносамент для погрузки/разгрузки на борт судна (англ. назв. received for shipment) – документ оформляют на груз, который предназначен для погрузки на судно, но еще не погруженный и находится под охраной.

Чем регулируется коносамент

1) Гаагскими правилами, официально утвержденными в 1921 г. (Международная конвенция по унификации правил, которые касаются транспортных накладных).
2) Правила Гаага-Висби согласно Брюссельскому протоколу от 1968 г. по пересмотру Гаагских правил от 1921 г.
3) Гамбургскими правилами, согласно действующей Конвенция ООН по морским/речным перевозкам от 1978 г.
4) Кодекс торгового мореплавания РФ, официально утвержденный 30 апреля 1999 г.
Заполнение коносамента. Что должно быть указано в основном документе
1) Данные перевозчика и точное место его нахождения;
2) Данные порта погрузки товара согласно договору грузоперевозки с точной датой приема товара транспортной компанией в порту погрузки;
3) Данные отправителя и точное место его положения;
4) Данные порта выгрузки согласно договору грузоперевозки;
5) Данные получателя, указанного отправителем;
6) Наименование товара, необходимое для его идентификации с точным указанием марки, опасных характеристик, особых свойств и массы. При этом все данные необходимо указывать так, как они указаны отправителем;
7) Внешнее состояние товара и его упаковки;
8) Информация по фрахту: размер и точная сумма к оплате получателем;
9) Дата выдачи коносамента;
10) Количество оригиналов коносаментов, если документ не один;
11) Подпись грузоперевозчика или его представителя.

С согласия сторон в документ можно вносить другие данные и оговорки.

Формы коносамента могут быть разными, потому что их разработкой занимаются различные объединения, компании и морские организации. Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуются коносаменты, которые разработаны компаниями:
– Genwaybill – форма коносамента, разработанная Балтийским Международным морским советом (БИМКО);
– The GGBS Waybill – форма, утвержденная Генеральным Советом Британского судоходства.

4 правила работы с коносаментом

1) Отправитель или его доверенное лицо составляют погрузочный ордер. В нем указывается: марка, наименование, количество товара, вид упаковки, информация о порте отправителя, данные на него и получателя, а также точное наименование судна.

2) Осуществление погрузки товара на борт судна подтверждается штурманской распиской (mate’sreceipt).

3) Как только судно отправится, грузополучатель оформляет коносамент взамен штурманской расписки, после чего он отправляет оригиналы документа получателю товара.

4) Получатель груза по коносаменту получает товар, предъявляя оригинал документа, который предварительно выслал ему отправитель.

Коносамент смешанной перевозки и его особенности

Коносамент смешанной перевозки очень похож на морской коносамент – за исключением того, что он используется для перевозки только тогда, когда предусматриваются, по меньшей мере, два различных способа транспортировки.

Стоит отметить, что в UCP 600, новой редакции правил ICC для документарных аккредитивов, более не содержится статьи «Транспортные документы смешанной перевозки», а вместо этого есть статья «Транспортный документ, покрывающий перевозку не менее чем двумя разными видами транспорта». Хотя коносамент смешанной перевозки тоже служит в качестве расписки в доставке товара перевозчику, он не обязательно свидетельствует о том, что товар был погружен «на борт» океанского судна. К примеру, расписка может относиться к принятию контейнера на контейнерный терминал.

Читайте также:
Объект правоотношений: что это такое, описание и особенности

Накладная и необоротный коносамент

Партия товара, отправленная в соответствии с именным коносаментом, предназначена для конкретного лица, обычно, импортёра. Грузополучателю не нужен такой коносамент для получения поставки. Будет достаточно предоставить «верительные данные». Если выбор грузополучателя сделан на безотзывной основе до того, как импортёр осуществит оплату или акцептует обязательство по оплате, грузоотправитель имеет право в любое время изменить грузополучателя. По этой причине в рамках документарных продаж именной коносамент не дает банкам той гарантии, которую дает ордерный коносамент. Именные коносаменты могут использоваться, когда экспортёр уверен в том, что импортёр осуществит оплату, как в случае оплаты по открытому счету, или когда импортёр уже осуществил оплату, как в случае авансового платежа.

Еще одним вариантом необоротного коносамента является морская накладная. Морская накладная (которая имеет ряд различных названий, например, фрахтовая расписка) служит в качестве подтверждения договора перевозки и в качестве расписки в принятии груза, но не является товарораспорядительным документом. Следовательно, она не должна использоваться в том случае, если импортёр желает продать товар в пути или когда банк требует предоставить транспортный документ в качестве обеспечения. Морская накладная может иметь преимущества в том смысле, что для принятия поставки не потребуется оригинала. Это удобно, когда существует вероятность прибытия товара в порт назначения до прибытия соответствующих документов, что часто имеет место быть в международной торговле, в особенности, на коротких океанских маршрутах.

Для воздушных перевозок транспортным документом является авианакладная (или “AWB”), типовой формой для которой является авианакладная IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта). Авианакладная часто выдается экспедиторами, выступающими в качестве агентов авиаперевозчика. Как правило, продавец выбирает такого экспедитора и поручает ему провести таможенную очистку товаров для экспорта. Авианакладные, выдаваемые экспедиторами, известны под названием «брокерских авианакладных» (HAWB), тогда как сами авиакомпании выдают «основные авианакладные» (MAWB).

Для железнодорожных перевозок транспортным документом является железнодорожная накладная. В Европе этот документ регулируется Конвенцией CIM (Международной конвенцией по перевозке грузов железной дорогой).

Для автомобильных перевозок используется автодорожная накладная, регулируемая в Европе Конвенцией CMR (Международной конвенцией о перевозке грузов автомобильным транспортом).

Всё о морском коносаменте

Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.

Виды коносаментов и их назначение.

Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.

В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:

  • Океанский коносамент —Master Bill of Lading (MBL), также известный как «основной» или «главный». Выдаётся морской линией, непосредственно осуществляющей перевозку. Главное, что требуется знать и помнить относительно «океанца» (так его называют на профессиональном сленге) — именно его оригинальный экземпляр даёт право на получение груза в порту назначения! Но номеру MBL также можно отслеживать груз на сайте линии (ищите раздел BL tracking).
  • Домашний коносамент — House или Home Bill of Lading (HBL), он же «домашка». Выдаётся компанией-агентом морской линии отправителю товара. Подтверждает факт передачи товара от отправителя перевозчику.
  • Фидерный коносамент — Short Bill of Lading, выдаётся в том случае, если груз доставляется не напрямую, а транзитом через промежуточный порт со сменой судна. Так, например, все контейнерные перевозки из Китая в Петербург осуществляются через порты Европы. В момент загрузки на новый борт перевозчик обязан выпустить отдельный коносамент, называемый фидерным. Очень важно, что именно «фидерник» должен быть предъявлен на таможне, так как последняя требует транспортный документ на ту часть пути, в ходе которой партия пересекла границу.
  • Мультимодальный/сквозной коносамент — Multimodal/through Bill of Lading. Оформляется для мультимодальных перевозок, использующих два и более различных видов транспорта. Содержит информацию о начальном и конечном пунктах назначения и маршруте в целом.

Оборотные и необоротные коносаменты

Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.

Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.

Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.

Читайте также:
Продолжаемое преступление: что это такое, описание и особенности

Оформление коносамента и получение груза

Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.

Оригинал, копии и драфт коносамента

Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!

Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.

Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!

Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.

Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.

Телекс-релиз и сданный коносамент

Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).

В качестве альтернативы морские линии предлагают услугу «телекс-релиза» (telex release), также называемую на профессиональном сленге просто «релизом» или «выпуском» груза (не путать с таможенным выпуском). Услуга телекс-релиза платная, стоит в районе $50 за один к/с.

Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).

Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.

Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.

Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс. Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету. Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!

Заполнение коносамента

Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.

Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):

Образец морского коносамента и его основные поля

  1. Номер к/с — уникальный реквизит для идентификации коносамента. Проверить в экспортной декларации поставщика и во всех документах, прямо ссылающихся на MBL;
  2. Отправитель (Shipper) — это может быть ваш непосредственный поставщик по контракту либо его агент — транспортная компания. Оба варианта допустимы, главное, чтобы наименование совпадало с данными экспортной декларации;
  3. Получатель (Consignee) — обязательно проверить правильность написания получателя и всех его реквизитов в драфте. Здесь проставляется наименование вашей компании, либо вашего агента, например ИП Новикова Е.А.;
  4. Порты отправки и назначения (Port of loading / Port of discharge) — также проверить на этапе черновика до выпуска оригинала. Как ни странно, на практике китайские отправители часто путают российские порты назначения. При использовании условий Incoterms FOB, CIF, CRF должны в точности «биться» с инвойсом и экспортной декларацией поставщика, если не желаете проблем на таможне!
  5. Наименование товара — описание того, что везёте. Чем ближе это будет к формулировке используемого кода ТН ВЭД, тем спокойнее;
  6. Номер контейнера — уникальный реквизит для идентификации контейнера. Проверить совпадение номера в упаковочном листе, инвойсе и экспортной декларации поставщика, а также во всех документах на транспортные и логистические услуги, по мере выставления последних.
  7. Количество транспортных мест, общий вес и объём товара — заполняется по данным упаковочного листа (packing list). Обратите внимание, что указанный в коносаменте вес должен совпадать с весом брутто (Gross weight или сокращённо GW) из упаковочного листа.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: