Орографическая государственная граница: что это значит

Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе.

Понятие государственной границы

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

  • орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности – речное русло, горный водораздел и т.д.);
  • геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
  • комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных гра­ниц, а значит и принадлежности государственной территории путём под­писания соответствующего международного договора.

Принцип нерушимости государственной границы сформировался по­сле окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств при­знать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.

Принцип неприкосновенности территории государства означает за­прет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:

  1. соблюдать существующие границы;
  2. не допускать необоснованного, т.е. произвольного перемещения границы (пограничных столбов и др. знаков);
  3. не допускать случаев незаконного пересечения государственной границы вне установленных пунктов пропуска или без соответствующих разрешений.

В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы :

  1. Сделка о продаже территории.
  2. Компенсация за передаваемую территорию.
  3. Обмен территориями.
  4. Восстановление исторических прав на территорию.
  5. В порядке наказания государства за агрессию.

Делимитации и демаркации границ

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Российское законодательство о государственной границе

Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

  1. обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
  2. взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
  3. взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
  4. мирное разрешение пограничных вопросов.

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

  • на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море – по внешней границе территориального моря РФ;
  • на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах – в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Читайте также:
Наем имущественный: что это такое, описание и особенности

Режим государственной границы включает правила:

  • содержания Государственной границы;
  • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).

Территория и другие пространства

Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий

Под территорией (в широком смысле) в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:

  1. государственная территория;
  2. территория с международным режимом;
  3. территории со смешанным режимом.

Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Территории со смешанным режимом – это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального права. Этот вид территорий можно условно разделить на две группы. К первой относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права. Вторая группа – международные реки и проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территории прибрежных государств.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

Государственная территория: понятие и виды

Государственная территория – территория, которая находится под суверенитетом государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

  1. морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
  2. воды портов;
  3. воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.

Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

Читайте также:
Является ли совершеннолетняя дочь законным представителем матери?

Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны

Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:

  1. орографические – проводятся с учетом рельефа местности;
  2. геометрические – устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;
  3. астрономические – устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах – по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.

Морские границы государства – внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы – боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

  1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые;
  2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
  3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы.

Государственная граница устанавливается путем:

  • демаркации – уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов. Редемаркация – проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;
  • делимитации – установления границы между государствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:

  • порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;
  • ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.

Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.

Международные реки – реки, которые протекают на территории двух и более государств. Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом – разделять.

Предметом международно-правового регулирования вопроса о международных реках являются вопросы судоходства по международным рекам – данный вопрос относится к компетенции прибрежных государств. Регулируется соглашениями этих государств. Прибрежные государства вправе (не обязаны) предоставить иностранным судам возможность судоходства. Иностранные суда, таким образом, не вправе осуществлять судоходство по международным рекам, если данный вопрос не оговорен в соответствующих международных договорах. Сами прибрежные государства вправе осуществлять судоходство на всем протяжении реки.

Вопросы судоходства по международным рекам оговорены в:

  • Барселонской конвенции и Статуте о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г.;
  • Конвенции о режиме судоходства по Дунаю 1948 г.

Вопросы несудоходного использования международных рек – в основе данного предмета регулирований лежит право прибрежных государств на использование водных ресурсов (строительство плотин, лов рыбы, сброс отходов, забор воды и др.). Однако согласно Хельсинкским правилам 1966 г. использование вод международных рек одним государством не должно наносить вред водам той же реки, протекающим по территории другого государства. Вопросы несудоходного использования рек урегулированы в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.

Дунай – вторая по длине (после Волги) река в Европе. Протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Украины. Согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках – лишь с согласия соответствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная из представителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит рекомендации и т. п.

Читайте также:
В регистрации ООО отказали из-за престарелого дедушки

Международное право. Особенная часть

Государственные границы

Государственные границы — это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяют пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ – определить пространственные пределы территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий сопредельных государств на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами международного права является залогом предотвращения многих конфликтов между государствами и их стабильного взаимовыгодною сотрудничества. Россия, Беларусь, Молдова, Украина, как и многие другие независимые суверенные государства, уделяют этому вопросу повышенное внимание, потому что правомерно зафиксированные и признанные государственные границы, с одной стороны, подтверждают право государства на определенную территорию, а с другой – обеспечивают стабильность в межгосударственных отношениях.

Современное международное право запрещает односторонние, тем более насильственные, действия по изменению границ. Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашает принцип нерушимости границ. Это, однако, не означает, что государства ни при каких обстоятельствах не могут решать вопросы об изменении границ. Данные вопросы должны решаться в строгом соответствии с основными принципами и нормами международного права, т.е. на основе ясно выраженного согласия заинтересованных государств.

Существуют сухопутные, водные и воздушные границы государства.

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах с сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности. Обычно сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горные массивы, реки и т.п.). Такие границы именуются орографическими (от гр. oros — гора и grapho – описание). Границы также могут проводиться по прямой, соединяющей соответствующие точки. Это так называемые геометрические границы. Линия границы может совпадать с параллелями и меридианами, данный тип определения государственной границы именуется астрономическим . Африканские государства широко использовали геометрический и астрономический методы при определении линии государственной границы. По астрономическому методу установлена граница между КНДР и Республикой Корея (38-я параллель с.ш.). Часто в международной практике встречается комбинированный тип линии прохождения государственной границы, т.е. на определенных участках местности используется орографическая граница, а на других — геометрическая (астрономическая). Примером может служить граница между штатом Аляска (США) и Канадой.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу — линии наибольших глубин судоходной реки; также граница может проводиться полиции главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже по линии одного из ее берегов.

На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т.п.

Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод либо линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств или то и другое вместе. Внешний предел территориальных вод определяется национальным законодательством государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установил ширину территориальных вод России в 12 морских миль, что соответствует ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Воздушная граница государства — это воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой являются сухопутная и водная границы. Верхний предел воздушной границы, отделяющий государственную территорию от международной территории общего пользования – космоса, не определен конвенционно. В нормах российского законодательства также нет конкретики на этот счет. Существует обычная норма международного права, в соответствии с которой верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100-110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами непростой и состоит из двух этапов: делимитации и демаркации.

Делимитация — это договорное определение линии прохождения государственной границы, осуществляемое с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты, рельеф, гидрография и другие особенности местности. При делимитации договаривающиеся стороны сопровождают подробным описанием нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней линией границы является составной частью договора о делимитации границы и подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. В договорах о де лимитации имеются обязательства сторон о демаркации границы.

Демаркация — это обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации границы и приложенными к нему картами и описаниями. Практические вопросы демаркации границы решает специально создаваемая для этого смешанная правительственная комиссия сопредельных государств. Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол-описание демаркируемой границы, карту с ее обозначением и протокол на каждый пограничный знак. По окончании своей деятельности смешанная комиссия подписывает демаркационные документы, которые вступают в силу после их утверждения в соответствии с законодательством пограничных государств.

В связи с тем, что в мире «все течет, все изменяется», то через определенное время может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными государствами (из-за тектонических процессов или стихийных бедствий). Этот процесс называется редемаркацией границы. Он сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливаться дополнительные. Редемаркация осуществляется смешанными комиссиями, которые формируются по договоренности между приграничными государствами. По окончании своей работы смешанная комиссия составляет новый протокол описания границы с приложением к нему соответствующих карт и схем. В 1967-1972 гг. была проведена редемаркация границы между СССР и Турцией в районе реки Араке.

Читайте также:
Могу ли я подать на раздел имущества, если мы давно разведены?

В январе 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной был подписан Договор о российско-украинской государственной границе. Он является базовым документом, который определяет линию прохождения государственной границы между РФ и Украиной, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом. Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации. 11 сентября 2008 г. в Российской Федерации была одобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1309-р). В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного.

Стабильность государственных границ — один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), т.е. государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах государства-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства устанавливают посредством норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов и т.д. Вопросы, связанные с режимом российской границы, регулируются Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» и соответствующими международными договорами.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим, т.е. специальный порядок, устанавливаемый государством в своих приграничных районах. Обычно в этих районах действуют специальные правила въезда, проживания, временного пребывания, передвижения, производства работ, учета и содержания морских и речных судов, их плавания и др. В случае необходимости командование пограничных войск может вводить дополнительные режимные ограничения в пограничных зонах. Основные правила пограничного режима в России предусмотрены в Законе «О государственной границе Российской Федерации».

Государства в одностороннем порядке или на основе взаимности могут смягчать правила пограничного режима для содействия контактам между родственниками, живущими по разные стороны границы, и развитию приграничных торгово-экономических и культурных связей.

Сопредельные государства для упрочения добрососедских отношений и быстрого и эффективного урегулирования пограничных инцидентов по взаимной договоренности могут создавать институт пограничных представителей (пограничных комиссаров) . Их функции, права и обязанности, порядок сношений, иммунитеты и пр. определяются в договорах о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. Обычно пограничные представители назначаются из офицерского состава пограничных войск на определенные участки границы и имеют компетенцию препятствовать нелегальному переходу границы: расследовать случаи нарушения границы; расследовать и разрешать претензии о компенсации вследствие всякого рода нарушений режима границы; согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории сопредельной стороны. Особо серьезные случаи нарушения границы рассматриваются на дипломатическом уровне.

Орографическая государственная граница: что это значит

Государственная граница — линия (и проходящая по этой линии вертикальная поверхность), определяющая пределы территории государства (суши, вод, недр и воздушного пространства) и соответственно пределы действия государственного суверенитета.

Теория исследований границ называется лимология — одно из направлений политической географии.

Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Государственная граница на суше — линия, отделяющая территорию одного государства от другого. Такие линии определяются этими сопредельными государствами, как правило, в договорном порядке и в соответствии с заключенными договорами устанавливаются на местности.

Орографические границы – границы, проводимые с учетом естественных преград — гор, рек, озер, морей и т. д. Геометрические границы устанавливаются путем проведения прямых линий, соединяющих две точки. Примером может служить карта Африки. Астрономические границы проводятся по параллелям и меридианам.

Речные и озерные границы устанавливаются, так же как и сухопутные, по договоренностям. По судоходным рекам граница обычно проводится по середине главного фарватера или по линии наибольших глубин. На несудоходных реках и ручьях границы проводятся либо по середине реки, либо по середине ее главного рукава. Так как речные границы подвержены изменениям, в договорах иногда такие ситуации обговаривают (договоры СССР с Венгрией, Польшей, Румынией и Финляндией), либо устанавливают границу, независимо ни от каких будущих изменений. На пограничных озерах и водоемах границу устанавливают прямыми линиями, соединяющими выходы государственной границы к берегам водоема.

Морская граница устанавливается либо внутренним актом государства с соблюдением международных норм, либо по соглашению с приграничным/противолежащим государством. Ширина территориальных вод колеблется от 3 до 12 морских миль.

Исключениями являются нейтральные международные реки (Дунай), нейтральные международные проливы (Гибралтарский, Ла-Манш, Магелланов), международные каналы (Суэцкий, Панамский — нейтральные, а также Кильский и Коринфский), исторические заливы — территория конкретного государства (Гудзонов залив — территория Канады, Варангер-фьорд — Hорвегии).

Воздушная граница — воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через линии сухопутной и водной границ. Высотный предел до сих пор международным правом не определен, он составляет по разным мнениям 90–110 километров.

Появление понятия

Возникновение понятия «государственная граница» связывают с возникновением института государства. Границы определяли территорию, которую государь охранял и расширял, эта территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государя. Как неизбежное следствие, вслед за оформлением государств, следовало разграничение территорий, границы которых защищались с помощью силы. В отличие от современного мира, находящегося в рамках международного права, границы не были четкими и определенными, они часто пересматривались по итогам военных действий.

Читайте также:
Информация о гражданах: что это значит

Существенный вклад в институционализацию границ в эпоху феодальной раздробленности внесло взимание таможенных платежей за транзит по территории государства/княжества.

Развитие понятий в русском языке

Термин «граница» начинает употребляться в российских документах с первой половины XIV века. В договорной грамоте Новгорода с Ливонским орденом от 28 января 1323 года говорится: «чтобы у каждого осталась его граница, как это исстари было». Однако понятие «государственная граница» оказывается зафиксированным гораздо позже — в конце XVIII — начале XIX века.

К концу первой четверти XVIII века на Руси сформировалась терминология организационных структур, обеспечивающих защиту и охрану границ государства: «застава», «засада», «караул», «станица», «стража», «таможня».

В 1847 году в «Словаре церковно-славянскаго и русскаго языка» «граница» определяется как «пределъ, рубежъ, отделяющий одну землю от другой. Границы государства. Старинное то же, что грань, порубежный знакъ». Здесь присутствует и термин «пограничник», старинное «граничник».

Определение линии границы

В процессе установления государственной границы обычно различают два этапа: делимитация и демаркация.

Делимитация (от лат. delimitatio — установление границ) включает в себя составление подробного описания прохождения линии границы (через какие реки она проходит, на каком расстоянии от такого-то селения, в каком направлении и т. д.) и нанесение линии на карту.

«С сих пор Восточная граница между двумя Государствами, начиная от слияния рек Шилки и Аргуни, пойдет вниз по течению реки Амура до места слияния сей последней с рекою Уссури. Земли, лежащие по левому берегу (на Север) реки Амура, принадлежат Российскому Государству, а земли, лежащие на правом берегу (на Юг), до устья реки Уссури, принадлежат Китайскому Государству. Далее от устья реки Уссури до озера Хинкай (Ханка) граничная линия идет по рекам Уссури и Сунгача. Земли, лежащие по Восточному (правому) берегу реки, принадлежат Российскому Государству, а по Западному (левому) — Китайскому Государству. Затем граничная между двумя Государствами линия, от истока реки Сунгача, пересекает озеро Хинкай и идет к реке Бэлэн-хэ (Тур), от устья же сей последней, по горному хребту, к устью реки Хубиту (Хубту), а отсюда по горам, лежащим между рекой Хуньчунь и морем, до реки Ту-мынь-дзян. Здесь также земли, лежащие на Востоке, принадлежат Российскому Государству, а на Западе Китайскому. Граничная линия упирается вреку Ту-мынь-дзян на двадцать китайских верст (ли), выше впадения ее в море». Текст Пекинского договора, который позволил возникнуть разногласиям между Россией и Китаем, осложнившимся вооруженным конфликтом из-за отсутствия подробного описания линии границы.

В ходе делимитации стороны согласовывают основные принципы определения и описания государственной границы: учет взаимных интересов, уважение территориальной целостности, взаимопонимание и взаимоуступчивость, соответствие международным нормам, а также историческим, юридическим и географическим документам.

По завершению переговоров подписывается Соглашение (Договор) о прохождении границы между государствами с приложением составленных карт. Как правило, эти договоры являются бессрочными. На этом процесс юридического оформления государственной границы завершен и стороны приступают к демаркации.

Демаркация — обозначение прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде — при помощи поплавков, буев. Работы по демаркации осуществляются смешанной комиссией из представителей граничащих государств. По итогам работ стороны подписывают протокол с подробным описанием линии прохождения границы, с картами и протоколами о каждом установленном знаке. Эти документы также являются приложениями к пограничному договору.

Редемаркация — процесс совместной проверки, при необходимости замены разрушенных или установки новый пограничных знаков.

Режим государственной границы — вопросы содержания границы, пересечения людьми и транспортными средствами, перемещение через границу товаров и животных, ведение на границе хозяйственной и промысловой деятельности, разрешение инцидентов и т. д. Режим государственной границы устанавливается внутренним законодательством.

Соседние государства могут заключать между собой соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий. Специальные пропуска выдаются в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной территории, в случаях владения недвижимостью, для свиданий с родственниками, посещений мест захоронений, исполнений религиозных обрядов и по другим уважительным причинам.

Демаркационные линии

От государственных границ стоит отличать демаркационные линии. Они появляются в результате военного конфликта и последовавшего за ним перемирия. В прошлом веке такие линии появились, разделяя на два государства Корею в1949году и Вьетнам в 1954 году. Линия перемирия была проведена также в Индокитае и в Палестине.

Ни одна из сторон не рассматривает эту линию в качестве государственной границы. Обычно линия разделяет вооруженные силы сторон конфликта. Вдоль нее устанавливаются демилитаризованные зоны.

Непривычные границы

Границами Италии окружены два маленьких государства — Ватикан и Сан-Марино. Граница Ватикана представляет собой высокую средневековую крепостную стену длиной 3,2 километра с несколькими воротами, которые обязательно закрываются на ночь. Граница Сан-Маринопредставляетсобой въезд— арку с мачтой и с надписью «Benvenuti nell’ antica terra della liberta» (Добро пожаловать на античную землю свободы!).

В 2000 году был открыт мост через пролив ›ресунд — рукотворная сухопутная граница между Швецией и Данией.

Княжество Монако своих границ и таможни не имеет.

В некоторых случаях по различным причинам границы разделяют напополам не только народы, но и города. Так было с Берлином до воссоединения двух Германий, так живут и многие другие города.

Читайте также:
Уголовная ответственность: что это такое, описание и особенности

Для большинства недавно разделенных городов характерно нарушение их нормальной жизнедеятельности и хозяйства: часто у них был один источник водозабора, единая транспортная система, возможно, одна коммунальная инфраструктура, общие коммунальные службы.

Разделенный город Валга/Валка расположен на границе Эстонии и Латвии. Валга и Валка являлись единым городом с самого начала существования (1286). В нем проживали эстонцы и латыши. В1920 году, когда Эстония и Латвия получили независимость, город Валга/Валка был разделен, в границах СССР вновь слит и вновь разделен в 1991 году.

На территории Эстонии, на границе с Россией, есть еще один похожий город— Нарва. Российская часть города по другую сторону реки называется Ивангород. Граница также проходит посередине плотины водохранилища, что существенно затрудняет ее обслуживание.

Через плотину прошла государственная граница Узбекистана и Туркменистана.

Киргизия и Узбекистан после распада СССР разделили город Кара-Суу по каналу: граница проходит через базар. На одном берегу канала — киргизская часть торжища, на другом — узбекская. Город в Узбекистане назывался Ильичевск, а недавно переименован в Карасу.

На границе Чехословакии и ФРГ был разделен не только город Железна Руда/Айзенштайн, но пополам был поделен единственный вокзал.

Российско-украинская граница проходит как раз по улице Дружбы народов, расположенной на территории сросшихся городков Чертково и Меловое. Напополам здесь разделен мясоперерабатывающий комбинат, который де юре принадлежит России. Когда в 2000 году здесь определяли линию границы, то поделили пополам даже дома.

Разделенный город Хапаранда/Торнио расположен на границе Швеции и Финляндии на Полярном круге. Торнио был основан в 1621 году, когда Финляндия принадлежала Швеции. В 1809 году, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, и она отошла России, между Швецией и Финляндией была проведена граница. Граница была определена не по этническому, а по территориальному принципу вдоль реки Торне. В1821 году рядом с Торнио со стороны Швеции был основан город Хапаранда.

В 1918 году Финляндия получила независимость. Граница все еще существовала, и на разных берегах реки финский язык уже несколько отличался. К концу Второй мировой войны северная часть Финляндии была полностью разрушена, в то время как соседняя шведская территория оказалось нетронутой. Неравенство жизненных стандартов людей по разные стороны границы было очевидным. Это расхождение привело к уменьшению контактов между двумя городами.

В городах проживают три крупные этнические группы: шведы, финны и торнедалингары (tornedalingar). В Торнио живут лишь финны, в то время как в Хапаранда ситуация более сложная. Большинство жителей Хапаранда называет себя шведами, включая tornedalingar, но около 30 процентов населения являются этническими финнами. 25 процентов населения все еще имеют финское гражданство. Большая группа финнов переселилась в Хапаранда относительно недавно из других районов Швеции, где многие работали еще с семидесятых годов. Люди, которые называют себя tornedalingar, также говорят по-фински, хотя некоторые из них полагают, что говорят на собственном языке. Tornedalingar — выходцы из Финляндии, исторически они долго были оторваны от других финнов. Сегодня они считают себя шведами, но имеют свой язык и культуру и приводят доводы в пользу особого социального и политического положения.

В течение последнего десятилетия административная и политическая граница между Хапаранда и Торнио практически исчезла. С 1994 года Финляндия и Швеция являются членами Европейского Союза, и хотя некоторые ограничения по пересечению границы формально еще существуют, однако и люди и товары могут пересекать границу свободно.

Открытые границы?

Большинство стран ЕС входят в Шенгенскую зону, внутри которой существует полная свобода передвижения граждан. Шенгенские соглашения представляют собой совокупность двух документов: Соглашения об отмене визового контроля на внутренних границах и Конвенции о порядке вступления этого Соглашения в силу. Оба документа действуют с марта 1995 года.

Последними к соглашениям присоединились в 2001 году Норвегия, Исландия (не входят в ЕС), Швеция, Дания и Финляндия.

Внешняя граница любой страны-участницы является общей внешней границей всей этой группы государств. Однако у каждой страны остается собственный визовый режим пограничный контроль. Это положение плохо сказывается на перспективах союза как свободного безопасного пространства.

Так, например, Испания на протяжении многих лет имела безвизовое соглашение с Колумбией. Под нажимом ЕС в апреле прошлого года она прекратила его действие. Вопрос о полной унификации визового режима и пограничного контроля сейчас включен в тему обсуждения саммитов ЕС.

В июле 2000 года Германия временно вышла из зоны Шенгенского соглашения. Этот шаг был связан с визитом иранского президента. Затем в июле прошлого года Австрия и Италия временно вышли из зоны на неделю — на время прохождения Европейского экономического саммита и во время встречи G7 в Генуе; Австрия ввела пограничный и таможенный контроль в аэропортах и на границах с Германией и Италией, а Италия — только в аэропортах.

Для чего нужна государственная граница?

Цель охраны государственной границы — недопущение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

Какие функции выполняет государственная граница?

Если быть точным, то государственная граница выполняет такие функции, как:

  • обеспечение охраны государства в приграничной территории;
  • контроль за пересечением границы на пограничных переходах;
  • взыскание таможенной пошлины за пересечение границы;
  • надзор за импортом и экспортом товаров и так далее.

Для чего нужна граница?

Чтобы люди четко знали, где они находятся и по каким правилам надо жить, придуманы государственная границы – это линии, которые отделяют одну страну от другой. Есть и другие причины, по которым нужны границы между странами. Налоги и распределение благ. Безопасность.

Читайте также:
Криминалистическая голография: что это такое, описание и особенности

Что такое внешняя граница?

Условная линия, разделяющая смежные области, владения, участки, являющаяся пределом какой-л. территории; черта раздела.

Какие существуют виды границ?

Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные. Государственная граница на суше — линия, отделяющая территорию одного государства от другого.

Что такое Орографическая граница?

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы. Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Что такое барьерная граница?

«Функцию границы ослаблять или прекращать взаимодействие между географическими объектами (районами) называют барьерной, способствовать такому взаимодействию — контактной» [8, с.

Что означает слово граница?

Грани́ца — это реальная или воображаемая линия в пространстве или во времени, отделяющая один объект (тело, процесс или состояние) от другого; одна и та же определённость, разделяющая два «нечто». Граница может быть пространственной, временной, качественной или количественной.

Что определяют государственные границы?

Государственная граница Российской Федерации (далее — Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного …

Когда появились государственные границы?

Когда начали появляться границы?! А собственно с тех пор как диаграмма начала вести себя правильно, с тех пор и начали появляться границы, то есть реально границы стали появляться с условного 1824 года что и зафиксировала диаграмма.

Какие типы границ вам известны?

Какие бывают границы

  • воздушная — по сути, воображаемая линия, что проходит перпендикулярно поверхности;
  • сухопутная — обозначает принадлежность некой территории к определенному государству;
  • морская — такая линия обозначает границы территориальных вод по отношению к открытому морю.

Как устанавливаются сухопутные границы?

Сухопутные границы устанавливаются в два этапа: первый — делимитация (описание их в договоре и максимально точное обозначение на карте, прилагаемой к договору) и второй — демаркация (обозначение границ на местности и описание этого процесса в специальном протоколе).

Какие типы границ выделяют в географии?

Границы между литосферой, гидросферой и атмосферой также относятся к географическим. Границы выполняют несколько функций. Две обычно выделяемые основные: барьерная или разделительная (естественные труднопреодолимые преграды, государственные границы) и контактная или соединительная.

Что признается обычаем в соответствии со статьей 5 ГК РФ

Источниками гражданского права в РФ являются не только нормативные акты и международные договоры, но и обычаи делового оборота. При этом они занимают по степени важности самое последнее место и идут после диспозитивных норм законодательства, оговоренных в договорах условий сделок, актов международного права.

Обычаи по своей сути являются субсидиарным источником права, который имеет отношение к договорам между лицами, и вещному праву.

Отсюда можно сделать вывод о том, что в первую очередь под обычаями следует понимать практику делового оборота, а так же традицию приобретения каких-то вещей, относящихся к общедоступным для сбора и получения (ст. 221 ГК РФ). Ст. 5 ГК РФ определяет обычаи в качестве правил поведения, имеющих чёткие признаки, хотя и не закреплённых ни в одном законе.

Природа обычаев в договорном праве

Проще всего понять сущность обычаев, если попытаться разобраться с тем, является ли договор, в котором не указана цена его исполнения, законным. При условии, что стороны сами согласны с практикой его исполнения, — вполне. Вступает в силу п. 3 ст. 424 ГК РФ, которая говорит о том, что следует оплачивать услугу или приобретение товара по цене, сложившейся в регионе, если что-то конкретное не упомянуто в договоре.

В случае же возникновения спорной ситуации дело должно решаться в суде, которому отдано право сделать выводы на основании общих начал гражданского правового оборота и руководствуясь нормами справедливости и судебной практикой. Кроме вопроса ценообразования обычаи могут касаться ещё и представления о качестве товара, а также его упаковки, условиях доставки.

Что обычаем не является?

Не относятся к обычаям обыкновения, которые подразумевают сложившуюся практику так, что отдельные аспекты не расписываются в договоре, потому что рассматриваются сторонами разумеющимися. Обыкновение не учитывается в качестве фактора гражданско-правового оборота, а обычаи, наоборот, вступают в силу в том случае, если какая-либо практика существует, но не указана в договоре.

Не является обычаем и заведённый порядок. Он может рассматриваться судом на основании ч. 2 ст. 431 ГК РФ. Заведённый порядок — это порядок взаимоотношения сторон предпринимательского договора, который следует из практики их взаимоотношений. Он может быть связан с характером отгрузки товара или оказания каких-то регулярных услуг. Этот порядок отличается от обычаев тем, что имеет отношение только к взаимоотношениям между конкретными лицами и становится приоритетным по отношению к обычаям.

Существуют обычаи, которые не применяются в качестве источников права. К ним относятся все те, которые противоречат законодательству. Об этом говорится в п. 2 ст. 5 ГК РФ.

В чём важность обычаев?

Из этого можно сделать вывод о том, что стороны связаны каким-то обычаем, который сами выбрали при заключении договора, и порядком взаимоотношений. Ни один юрист не сможет составить договор как документ, который описывает все нюансы и особенности партнёрства между лицами. Международное право и ГК РФ в таком случае руководствуется тем, что в «деловом» мире относят к обычаям. Некоторые общественные коммерческие организации даже издают их сборники, которые являются вспомогательными средствами регулирования отношений между субъектами права.

К числу обычаев относятся принятые традиции в совершении оплаты, обычаи портов и бирж.

Отражение в постановлениях пленумов ВАС и ВС РФ

Чаще всего ст. 5 ГК РФ играет роль критерия при определении возможности применить принципы свободы договора к какому-то конкретному случаю. Более детально ст. 5 раскрывается в п. 5 ст. 421 и п. 2 ст. 427 ГК РФ. Об этом напоминает Постановление Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. В нём говорится, что суды должны исходить из того, что изначально договор составлялся опираясь на практику, традиции и обычаи деловых взаимоотношений. В постановлении указывается, что «толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия». Под контрагентом же подразумевается специалист, профессионал в определённой сфере, и это предположение остаётся верным, пока не будет доказано обратного.

Читайте также:
Приоритетный инвестиционный проект: что это значит

Пленум ВС РФ в Постановлении от 23.06.2015 № 25 уточняет, что бремя доказательства существования обычая ложится на сторону, которая на него ссылается (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ). Он же может быть опубликованным и раскрытым в каких-то документах, а может быть строго неформальным, нигде письменно не закреплённым, но реально существующим.

Что признаётся обычаем делового оборота, в том числе согласно позиции судов

Обычаи (обычаи делового оборота) – это правила, не предусмотренные законодательством, но сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Чаще всего они применяются в бизнесе, например в банковской практике, морских перевозках. Однако нельзя применять обычай, если он противоречит закону или договору (п. 2 ст. 5 ГК РФ).

Если правило сложилось в отношениях между определенными сторонами, то следует говорить не об обычае, а о практике взаимоотношений сторон. Она упоминается в законе наряду с обычаями, в частности в п. 2 ст. 165.1, ст. 431 ГК РФ. Например, суд может признать сложившейся практикой подписание актов сверки только главным бухгалтером, если ранее он неоднократно подписывал их и у контрагента не было возражений. Однако учтите, что иногда суды практику взаимоотношений сторон также называют обычаями.

Обычаи могут быть закреплены в определенных документах, в частности в постановлениях Торгово-промышленной палаты РФ, сводах обычаев, судебных решениях по конкретным делам со схожими обстоятельствами. Например, постановлением Правления ТПП РФ от 28.06.2012 № 54-5“О свидетельствовании торгового обычая (обычая делового оборота), принятого в Российской Федерации” были признаны обычаем Правила по использованию торговых терминов Инкотермс 2010.

Условия договоров могут определяться обычаем, когда отношения сторон не урегулированы договором или диспозитивной нормой (п. 5 ст. 421 ГК РФ). Например, в силу обычая предполагается, что по договору поставки должен быть передан новый товар, хотя это не закреплено законом и, как правило, не указывается в договоре.

В качестве обычая суд может применить опубликованные примерные условия договоров, даже если в вашем договоре нет отсылки к ним. При этом примерные условия должны отвечать требованиям, установленным ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК РФ (п. 2 ст. 427 ГК РФ).

Обратите внимание: если есть подходящая норма закона, но она содержит оговорку, что иное может быть предусмотрено обычаем, то при наличии последнего руководствоваться нужно им. Например, подобная оговорка есть в п. 2 ст. 459 ГК РФ. Однако стороны в договоре могут установить приоритет нормы над обычаем или предусмотреть иное.

Что может признаваться обычаем согласно подхода судов.

Печать организации на подписи сотрудника подтверждает его полномочия, даже если такой работник не уполномочен расписываться в соответствующем документе

Постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019 г. по делу № А 40-62522/19:

Кроме того, в соответствии со ст. 5 ГК РФ, обычаями делового оборота, предприятие своей печатью скрепляет подпись своего сотрудника в подтверждение его полномочий. В соответствии со ст. 402 ГК РФ действия работника ответчика, поставившего печать в спорном акте, признаются действиями самого общества, и общество отвечает за эти действия.

Подписание товарных накладных сотрудниками без доверенности и без печати является надлежащим документом, если ранее покупатель оплачивал товар в рамках соответствующего договора

Апелляционное определение Челябинского областного суда от 02.04.2019 по делу № 11-4085/2019:

Также судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований не принимать в качестве допустимых доказательств представленные истцом товарно-транспортные накладные за спорный период ввиду отсутствия в материалах дела доверенностей на лиц, подписавших товарно-транспортные накладные от имени покупателя – ООО “АлкоСтар”, поскольку в соответствии с условиями договора поставки (п. 2.5.) обязанность передать поставщику надлежаще оформленную доверенность на лиц, принимающих товар от имени покупателя, лежит на покупателе – ООО “АлкоСтар”, а неисполнение данной обязанности само по себе не влечет признания такой поставки несостоявшейся.

Оценив представленные по запросу судебной коллегии товарно-транспортные накладные в отношении поставки ООО “АЛКО” алкогольной продукции в торговые точки ООО “АлкоСтар” за период с октября по ноябрь 2016 года, предшествующий спорному периоду поставки, судебная коллегия приходит к выводу о том, что между сторонами сложилась практика приема товара без проставления в товарно-транспортной накладной оттиска печати ООО “АлкоСтар”.

В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности истцом факта передачи ответчику товара, перечисленного в товарно-транспортных накладных за спорный период времени.

Получение товара третьим лицом (получателем) является основанием для оплаты товара покупателем, если покупатель в рамках того же договора неоднократно оплачивал товары и распоряжался ими, давая поручения получателю товара

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 по делу № А 40-28696/18:

Как следует из материалов дела, между 14.01.2014 между ООО “НьюВижнГруп” (поставщик) и ЗАО “Брендспот” (покупатель) заключен договор поставки N 14-01/2013, согласно которому поставщик обязуется поставлять покупателю рекламную продукцию (товар), а покупатель обязуется принимать и оплачивать товар в соответствии с условиями договора.

Судом первой инстанции также установлено, что 03.02.2014 между ООО “Алсена-Л” (исполнитель) и ЗАО “Брендспот” (заказчик) был заключен договор транспортной экспедиции N 006-14/ТЭО, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства организовать и выполнить перевозки грузов транспортом и по маршруту, избранному заказчиком, обеспечить отправку и получение груза. Дополнительно, по поручению заказчика, исполнитель берет на себя обязательство по размещению на ответственное хранение груза заказчика на складе исполнителя, расположенном по адресу: город Москва, Сигнальный проезд, дом N 35.

Читайте также:
Реальный ущерб: что это такое, описание и особенности

Коллегия судей, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, исходит из того, что поставщика и покупателя связывают длительные взаимоотношения по поставке товара, которые определили сложившийся обычай делового оборота.

Исполнение договора и оформление документов осуществлялось в рамках сложившейся деловой практики, при этом ни одна сторона против этого не возражала.

Так, представители истца и третьего лица пояснили, что заявки (номенклатура) на поставку товара в адрес грузополучателя, равно как и заявки на принятие товара от поставщика поступали от покупателя по электронной почте. Указанное ответчиком не оспаривается.

В течение всего срока действия договоров поставки и транспортной экспедиции, с января 2014 года, в соответствии со сложившимися обычаями делового оборота, все товарные накладные оформлялись одинаково, грузополучателем являлось ООО “Алсена-Л”), а ответчик оплачивал принятый по таким товарным накладным товар, что фактически свидетельствует об одобрении юридическим лицом действий ООО “Алсена-Л” по приемке товара от поставщика.

Кроме того, представитель ООО “Алсена-Л” представил в материалы дела доказательства (экспедиторские расписки), согласно которым товар, поставленный по спорный накладной был отправлен им по заявкам ответчика по различны адресам.

Во исполнение договора поставки в период его действия ООО “НьюВижнГруп” поставило товар в адрес грузополучателя ООО “Алсена-Л” в соответствии с поступившими от ООО “Брендспот” заявками.

Направление акта о приемке работ вместо уведомления о их завершении является достаточным основанием для оплаты таких работ, если не было возражений по работам

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу № А 75-21567/2017:

Апелляционный суд учитывает, что представленные в материалы дела акт по форме КС-2, справка по форме КС-3 NN 1 от 30.09.2017 подписаны сторонами без замечаний к качеству, объему, сроку выполненных работ, скреплен печатями организаций; акт и справка NN 1 от 15.10.2017 на сумму 4 793 889 руб. 24 коп. подписаны АО “ГК “Северавтодор” в одностороннем порядке.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 2 Информационного письма N 51, подписание акта заказчиком свидетельствует о потребительской ценности для него выполненных работ и желании ими воспользоваться, при таких обстоятельствах понесенные подрядчиком затраты подлежат компенсации.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ООО “Спецстрой” указывает, что истцом в адрес заказчика не направлялось уведомление о готовности результата работ, не обеспечено проведение предварительных испытаний результата работ перед их сдачей заказчику.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что акт по форме КС-2, справка по форме КС-3 NN 1 от 15.10.2017 направлялись в адрес ответчика письмом N 09-1052 от 13.11.2017 и получены последним 13.11.2017 (штамп входящей корреспонденции N 112).

Суд апелляционной инстанции отмечает, что направление актов для подписания, исходя из обычаев делового оборота (статья 5 ГК РФ), рассматривается как предъявление работ к приемке.

Следовательно, ненаправление подрядчиком уведомления о готовности к сдаче результата работ не является основанием для освобождения заказчика от обязанности оплатить выполненные работы.

Допускается обмен документами и информацией в электронном виде, даже если это не предусмотрено договором, если стороны фактически такую переписку вели, не возражая против такого обмена

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.02.2019 по делу № А 11-3596/2018:

Довод ответчика о том, что договором не предусмотрено условие о возможности обмена электронными сообщениями, был предметом исследования апелляционного суда и правомерно отклонен им, поскольку направление писем посредством электронной почты соответствует обычаям делового оборота и не противоречит гражданскому законодательству Российской Федерации.

Доказательства, опровергающие принадлежность адреса электронной почты gtk33@mail.ru Обществу, в материалах дела отсутствуют. Как установил суд, представленная в материалы дела переписка сторон свидетельствует о том, что в рамках договора от 01.09.2013 N 4030 стороны обменивались информацией именно по указанному электронному адресу.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 по делу № А 40-16402/19:

ООО “Медика-Ментэ” вплоть до августа 2017 года ежемесячно принимало и оплачивало оказанные ООО “Проген” услуги.

ООО “Проген” представило в материалы дела доказательства направления через электронную почту документов в адрес ООО “Медика-Ментэ” в 2017 году.

В соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-нибудь документе. Использование электронной почты в отсутствие соответствующего указания в договоре (отсутствие договора, оказание услуг по факту) необходимо расценивать как обычай делового оборота, тем более ООО “Медика-Ментэ” не возражало против такого обмена информацией, так как оплату по предыдущим счетам осуществляло по счетам на оплату и актам, полученным посредством электронном почты kruglov@sweetgroup.ru.

Таким образом, ООО “Медика-Ментэ” совершало конклюдентные действия, свидетельствующие об одобрении выбора электронной почты как способа обмена информацией с ООО “Проген” в пределах срока действия договора.

Отсутствие в договоре условия о том, что стороны применяют процедуру обмена электронными документами, само по себе не опровергает направление Истцом Ответчику электронной почтой документов по оказанным услугам и получение этих документов Ответчиком.

Читайте также:
Международная ассоциация юристов-демократов

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.07.2018 по делу № А 76-23902/2017:

В силу пункта 1 статьи 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Из имеющейся в материалах дела электронной переписки усматривается, что сторонами обоюдно выбран способ передачи писем, документов и иной информации посредством электронной почты. При этом, возражений истца об использовании такого способа передачи информации до обращения в арбитражный суд с настоящим иском в материалах дела не имеется.

Применение Инструкции по отбору проб к случаям, хотя формально и не подпадающих под Инструкцию, т.к. в такой Инструкции по сути зафиксированы обычаи, сформировавшиеся в современном деловом обороте в сфере отбора проб

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.12.2016 по делу № А 68-7214/2015:

Однако неприменимость Инструкции N 231 к спорным правоотношениям не опровергает позицию истца о том, что опубликованные сведения о превышении содержания в исследуемом топливе серы и несоответствии его требованиям не являются достоверными и получены корреспондентом А.С. Чембуровым ненадлежащим образом, то есть с нарушением принципов и правил порядка добывания доказательств и доказывания, который определяется процессуальным законодательством. Порядок, закрепленный в Инструкции, фиксирует обычаи, сформировавшиеся в современном деловом обороте (статья 5 Гражданского кодекса) к изъятию проб в целях получения сведений о наличии или отсутствии обстоятельств, обосновывающих определенные доводы.

Признание законным порядка отбора проб, который фактически применялся между конкретными лицами и никто их них не возражал против такого порядка (локальный обычай)

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2018 N Ф 06-41116/2018 по делу № А 55-1085/2018:

Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение (в данном случае – ООО “СКС”) в соответствии с положениями Правил N 525. Ответчик не оспаривал тот факт, что является абонентом ООО “СКС”, равно как и не оспаривал объемы водоснабжения и водоотведения за спорный период.

В соответствии с пунктом 20 Правил N 525 в обязанности ответчика, которые он обязан соблюдать при проведении отбора проб сточных вод, входит: а) обеспечение возможности проведения отбора проб сточных вод в любое время суток; …

Таким образом, обеспечение беспрепятственного доступа к месту отбора проб сточных вод является обязанностью ответчика, как абонента ООО “СКС”.

Доступ к контрольным канализационным колодцам пробоотборщиков истца был обеспечен представителем ответчика, что следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиком.

Указанное свидетельствует о том, что на момент отбора проб сточных вод (июль 2017 года), с учетом предыдущих периодов (2013 – 2017 г.г.) ответчик считал, что колодец КК-2 е является контрольным и признавал тот факт, что именно из него должен производиться отбор проб сточных вод на наличие загрязняющих веществ.

В этой связи суды признали обоснованным довод истца о том, что отношения по отбору проб в контрольном колодце КК-2 е являются сложившимися обычаями делового оборота истца и ответчика.

Напоследок рекомендация: с учётом всего вышеизложенного всё же целесообразно подробно описывать условия в договоре, если законом такие условия не урегулированы, либо урегулированы недостаточно подробно, не полагаясь на возможность признания в будущем тех или иных случаев обычаями, т.к. этого может и не произойти. При этом точное обозначение всех условий договора устраняет любую неопределённость и соответственно возможные риски для сторон договоров. Современный цивилизованный договор отличается от договорных отношений древних времён тем, что возможно урегулировать все существенные аспекты гражданских правоотношений до заключения договора и это не стоит игнорировать.

Если всё же упустили что-то в договоре, анализируйте, рассматривают ли суды ту или иную ситуацию как обычай делового оборота, либо возможно в каком-либо документе прямо указан тот или иной случай как обычай делового оборота (абз. 2 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”). Например, Международные правила толкования торговых терминов “Инкотермс 2000”, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов” (публикация Международной торговой палаты № 500).

Также возможно самостоятельно сформировать позицию о том, что тот или иной случай является обычаем делового оборота, в том числе сложившийся только в рамках конкретного договора исходя из неоднократно повторяющихся одних и тех же действий сторон договора и принимаемых другой стороной.

Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ, абз. 2 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).

Важно! Во избежание возникновения нежелательного обычая делового оборота, если не согласны с каким-либо процедурами, выполняемыми другой стороной договора, при этом не предусмотренными законом, иным правовым актом или договором, то об этом следует направить возражение другой стороне и сделать это своевременно. Тоже касается ситуаций, когда стороной избран хотя и предусмотренный каким-либо правовым актом порядок действий, но могут быть и иные порядки действий в рамках иных актов, в том числе когда допускается применять порядок действий не только предусмотренный каким-либо правовым актом, но также самостоятельно разработанный сторонами договора.

Подготовлено специалистами КонсультантПлюс

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: