Основания приобретения права собственности

Статья 219 ГК РФ. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Комментарии к ст. 219 ГК РФ

1. Данная статья является новой. Она устанавливает специальные правила для приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество. Понятие недвижимости определено в п. 1 ст. 130 ГК (см. коммент.), а обязанность государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, право собственности и других вещных прав на него установлены в ст. 131 ГК (см. коммент.).

2. Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает не в момент его изготовления или создания, а только после регистрации в установленном законом порядке. Правила регистрации установлены Законом о регистрации прав на недвижимость, который вступит в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. Впредь до введения в действие Закона права на недвижимое имущество, возникшие ранее, признаются юридически действительными, и государственная регистрация их проводится по желанию их обладателей. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие Закона.

Согласно Закону права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, который должен содержать информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество и может быть оспорена только в судебном порядке.

Подробно о государственной регистрации см. коммент. к ст. 131.

Необходимость государственной регистрации для приобретения права собственности на недвижимое имущество в отношении объектов строительства означает, что с момента физического завершения строительного объекта до признания его в качестве объекта права собственности неизбежен определенный срок, необходимый для сбора документов и государственной регистрации. Возникает вопрос: кто является собственником объекта в это время? Поскольку до оформления регистрации вновь созданное недвижимое имущество не считается объектом права собственности, оно рассматривается законом как незавершенное. В это время право собственности принадлежит создателю не на строение, а на комплекс имущества, включая использованные материалы со всеми вытекающими правовыми последствиями, в частности несением бремени содержания, риска случайной гибели, необходимости возмещения причиненного вреда и др.

3. В практике арбитражных судов часто возникают споры о правах участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) на незавершенные строительством объекты, созданные в период действия договора. Практика не всегда единообразна: например, Президиум ВАС РФ Постановлением от 16 марта 1996 г. N 334/96 отменил решение Волгоградского областного арбитражного суда, который признал право на долю в собственности на строящийся дом за одним из участников договора на том основании, что согласно ст. 301 ГК правом истребовать имущество обладает только собственник, а истец не является собственником, так как право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. В другом деле Арбитражный суд Воронежской области удовлетворил требования истца о присуждении ему не завершенных строительством коттеджей. В Постановлении Президиума ВАС РФ сказано, что в соответствии с условиями договора и на основании ст. 124 Основ ГЗ можно признать право собственности истца на недостроенные коттеджи. Это соответствует правилам общей собственности и ст. 1043 ГК, которая устанавливает, что произведенная в результате совместной деятельности продукция признается общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства. Следовательно, не завершенные строительством объекты составляют общую собственность участников независимо от того, рассматривается ли она как движимое или недвижимое имущество, и участник общей собственности вправе требовать выдела своей доли в соответствии с правилами ст. 252 ГК (см. коммент.).

4. Объекты незавершенного строительства могут быть отчуждены и право собственности на них может быть зарегистрировано, если доказана правомерность пользования земельным участком для создания объекта недвижимости и если имеется разрешение на производство строительных работ, а также описание объекта незавершенного строительства (Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 485 “О гарантиях собственников объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами” // СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2240).

Основания приобретения и прекращения права собственности

Основания приобретения права собственности

Основаниями возникновения (приобретения) права собственности являются различные правопорождающие юридические факты, назы­ваемые также титулами собственности .

Титульное владение – это вла­дение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом, законном основании, или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта, – например, право собственности, основанное на договоре купли-про­дажи вещи или на переходе права на нее в порядке наследования.

Титульное владение – это владение, опирающееся на законное основание, т.е. титул. Понятие “титул” определяется в литературе как основание какого-либо права.

Титул может иметь как вещный характер (право собственности, ограниченное вещное право), так и обязательственный (например, на основе договора). При этом титул может существовать только в отношении индивидуально-определенной вещи .

Читайте также:
Механизм преступления: что это такое, описание и особенности

Истец по вещно-правовому иску вправе опираться как на титул вещно-правового характера, так и на титул, порожденный в результате обязательственных правоотношений. Таким образом, истцом по вещному иску может быть только лицо, обладающее титулом на владение, т.е. законный владелец вещи. Кроме того, правовой титул, на основании которого истец обладал спорной вещью, является юридическим основанием вещных исков.

Титульным владельцем следует признавать субъекта, владеющего вещью на основании

  1. вещных прав (права собственности и иного ограниченного вещного права) или
  2. обязательственных прав.

Титульное владение противостоит беститульному. Различие между титульным и беститульным владельцем основывается на объективном признаке и не зависит от сознания самого владельца . Таким признаком является основание приобретения имущества.

Владение, которое получено при соблюдении требований правопорядка, называется законным: оно опирается на правовой титул. Незаконное владение – это фактическое обладание вещью, не основанное на праве.

Титулы собственности могут приобретаться различными спосо­бами, которые традиционно подразделяются на две группы:

  1. первона­чальные , т.е. не зависящие от прав предшествующего собственника на данную вещь (включая и случаи, когда такого собственника ранее во­обще не имелось);
  2. производные , при которых право собственности на вещь переходит к собственнику от его предшественника (по сделке или в поряд­ке правопреемства).
Первоначальные способы приобретения права собственности:
  1. на вещь, ранее не существовавшую:
    • создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть установлено ничьего права собственности (ст. 219-220 ГК РФ);
    • переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей ве­щей (ст. 221 ГК РФ);
    • при определенных условиях — самовольная постройка (ст. 222 ГК РФ);
  2. приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право:
    • бесхозяйные недвижимые вещи (ст. 225 ГК);
    • движимые вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК);
    • находка (ст. 227-229 ГК);
    • безнадзорные животные (ст. 230-232 ГК);
    • клад (ст. 233 ГК).
  3. приобретение права собственности добросовестным приобретателем недвижимой вещи:
    • в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ);
    • от ее неуправомоченного отчуждателя при отказе собственнику в удовлетворении иска о ее истребовании (при невозможности виндикации) (ст. 223 ГК РФ);
  4. специальные способы возникновения права собственности, допус­каемые законом лишь для определенных субъектов (кроме прива­тизации).
Производные способы приобретения права собственности:
  1. на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи;
  2. в порядке правопреемства:
    • при наследовании после смерти гражданина;
    • в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

Практическое значение такого разграничения состоит в том, что при производных способах приобретения права собственности на вещь необходимо учитывать возможность наличия на эту же вещь прав других лиц — несобственников (например, залогодержателя, аренда­тора, субъекта ограниченного вещного права). Данные права обычно не утрачиваются при смене собственника вещи, переходящей к но­вому владельцу, как бы обременяя его имущество. В этом отношении действует прямо не выраженное, но подразумеваемое законом старое правило римского частного права:

  • никто не может передать другому больше прав на вещь, чем имеет сам.

Понятно, что на первоначального приобретателя вещи никакие ограничения подобного рода распространяться не могут. Таким об­разом, различие первоначальных и производных способов приобре­тения права собственности, по сути, сводится к отсутствию или нали­чию правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей от одного ли­ца (праводателя, в данном случае — первоначального собственника вещи) к другому (правопреемнику, новому собственнику) в порядке производного правоприобретения. В свою очередь это обстоятельство делает возможным различие понятий «основания возникновения права собственности» (т.е. титулов собственности, или правопорождающих юридических фактов) и «способы приобретения права собствен­ности» (т.е. правоотношений, возникших на основе соответствующих юридических фактов).

Основания прекращения права собственности

Право собственности является не только наиболее широким по содержанию, но и наиболее устойчивым вещным правом, составляя основную юридическую предпосылку и результат нормального иму­щественного оборота. Поэтому закон специально регулирует не толь­ко основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения (правопрекращающие юридические факты). Эти по­следние подлежат особо тщательной регламентации, с тем чтобы со­хранить и поддержать «прочность» права собственности в соответст­вии с провозглашенным в п. 1 ст. 1 ГК РФ принципом неприкосновенно­сти собственности.

Ст. 235 ГК РФ устанавливает следующие о снования прекращения права собственности:

  1. отчуждение собственником своего имущества другим лицам;
  2. отказ собственника от права собственности;
  3. гибель или уничтожение имущества;
  4. утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом ( в т.ч. при принудительном изъятии ).

    обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

Анализ законодательства позволяет выделить следующие группы оснований прекращения права собственности:

1) универсального характера (касающиеся всех собственников):

  • по воле самого собствен­ника (в добровольном порядке – отчуждение и отказ);
  • в связи с гибелью или уничтоже­нием вещи;
  • при обращении кредито­рами взыскания на имущество собственника по его обязательствам.

2) принудительное изъятие имущества у частного собственника:

  • возмездное;
  • безвозмездное.

Прекращение права собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Читайте также:
Лимит бюджетных обязательств: что это значит

Статья 218 ГК РФ. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

4. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Комментарии к ст. 218 ГК РФ

1. Для возникновения права собственности необходимо наличие определенных правопорождающих юридических фактов, именуемых основаниями приобретения права собственности или титулами собственности. В теории основания приобретения права собственности в зависимости от наличия или отсутствия правопреемства подразделяют на первоначальные и производные. В первом случае право собственности возникает “заново”, в полном объеме, и не имеет каких-либо обременений, во втором – оно переходит от иного лица – правопредшественника и, соответственно, может быть обременено правами третьих лиц, например арендатора, залогодержателя и т.д.

2. В п. 1 комментируемой статьи указывается на такое основание, как создание вещи для себя. Данное основание относится к первоначальным основаниям приобретения права собственности. Необходимо учитывать, что правила приобретения права собственности на вновь созданную вещь зависят от того, кем, при каких условиях и из чьих материалов создана вещь. Так, отдельно регулируются законодательством переработка (ст. 220 Кодекса) и самовольная постройка (ст. 222 ГК). Право собственности на вновь созданную для себя из своих материалов вещь возникает в том случае, если при создании вещи не было допущено нарушений закона. Например, если строительство осуществлено без должного разрешения, строение будет иметь режим самовольной постройки (ст. 222 ГК). Кроме того, не может возникнуть право собственности на вещь, которая создана субъектом, если такая вещь не может принадлежать данному лицу, в частности, при изготовлении вещи, изъятой из оборота. Не признается право собственности за лицом, создающим вещи вопреки установленным законодательством запретам, в т.ч. если деятельность по изготовлению соответствующих вещей запрещена законом (например, изготовление оружия) или их изготовление разрешено только отдельным категориям субъектов либо допускается при наличии специального разрешения (лицензии). Так, ФЗ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” устанавливает государственную монополию на переработку наркотических средств, психотропных веществ.

3. В абз. 2 п. 1 содержится отсылочная норма о праве собственности на поступления от использования вещей: плоды, продукцию и доходы. Плоды – естественное приращение вещи, продукция – результат производительного использования вещи, доходы – экономическое приращение в виде денежных или иных поступлений от лиц, использующих вещь. Статья 136 ГК устанавливает, что все поступления от вещи, по общему правилу, принадлежат ее собственнику. Это правило диспозитивно: оно может быть изменено законом, иными правовыми актами или договором; иное может также вытекать из существа отношений собственника вещи с ее пользователем.

4. В п. 2 указаны наиболее распространенные производные основания приобретения права собственности. Имущество приобретается, как правило, на основании договоров купли-продажи, мены, дарения, ренты или иной сделки об отчуждении этого имущества. Таким образом, соответствующий договор выступает правопорождающим юридическим фактом. При этом момент возникновения права собственности, как правило, связан не с моментом заключения договора, а с моментом передачи вещи (ст. ст. 223, 224 ГК). Однако если речь идет о недвижимом имуществе, для возникновения права собственности у приобретателя требуется государственная регистрация данного права (ст. 219 ГК). Если договор, предусматривавший переход права собственности, расторгается, сторона договора, потребовавшая возврата переданного ею в собственность другой стороне имущества, приобретает право собственности на это имущество производным способом.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Однако автоматического перехода права собственности не происходит. Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК) одним из способов, установленных ст. 1153 ГК. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (ст. 1151 ГК). Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам. Процедура реорганизации регулируется статьями 57 – 60.2 ГК, а также законодательством об отдельных видах юридических лиц.

Читайте также:
Линейные условия: что это такое, описание и особенности

5. Согласно п. 3 комментируемой статьи, в случаях и порядке, предусмотренных ГК, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Из данного пункта следует, что основания и порядок приобретения права собственности на бесхозяйное имущество устанавливаются только ГК. Соответствующие положения содержатся в ст. ст. 225 – 234 ГК.

6. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает порядок возникновения права собственности при полной выплате пая членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, либо иным лицом, имеющим право на паенакопления. Данное основание возникновения права собственности является производным, так как до выплаты пая имущество находится в собственности потребительского кооператива. Особенность смены собственника в том, что хотя речь идет о праве собственности на объект недвижимости – квартиру, дачу, гараж, иное помещение, право собственности возникает с момента полной выплаты пая, а регистрация права собственности не имеет правоустанавливающего характера.

Статья 218 ГК РФ. Основания приобретения права собственности

Новая редакция Ст. 218 ГК РФ

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

4. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Комментарий к Ст. 218 ГК РФ

1. Основание приобретения права собственности – это правообразующие юридические факты, в числе которых могут быть как волевые действия лиц, так и события. Юридические основания приобретения права, в том числе и права собственности, именуются в науке титулами. Беститульного собственника не бывает, но большое значение имеет разграничение титульного и беститульного владения (ст. 302 ГК РФ) – собственник всегда является титульным владельцем.

2. В комментируемой статье (в связи с указанием на основания) в общих чертах описаны и способы приобретения права собственности, как первоначальные, так и производные (см. комментарий к гл. 14). Большинство конкретных способов приобретения раскрывается в последующих статьях данной главы.

3. Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 комментируемой статьи перечень оснований приобретения права собственности не является исчерпывающим.

Другой комментарий к Ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Одним из оснований гражданского оборота является предположение, что всякая вещь, которая может быть объектом права собственности, имеет своего собственника. Ситуация утраты собственника расценивается правом как исключение и как временное положение, которое должно завершиться установлением права собственности на вещь.

Если правилом является принадлежность каждой вещи ее собственнику, то приобретение права собственности на вещь не может быть изолированным актом, не учитывающим того, что на данную вещь имелись права иного лица. Таким образом, акт приобретения права собственности подразумевает те или иные отношения с прежним собственником вещи и требует детального урегулирования.

Норма ст. 218 занимает центральное место в гл. 14, регулирующей приобретение права собственности.

2. В физическом смысле вещь не может возникнуть из вакуума, поэтому всякая вещь представляет собой комбинацию тех материальных объектов, которые существовали ранее и образовали данную вещь. А если эти объекты одновременно являлись и объектами права – а так бывает довольно часто, то возникает, как уже говорилось, проблема соотношения тех прав собственности и иных вещных прав, которые были ранее того права, которое на данный момент возникло.

3. В доктрине традиционно выделяются первоначальные и производные способы приобретения права собственности. Практическое значение этого деления состоит в том, что первоначальное приобретение права собственности не зависит от тех прав, которые имелись на ту же вещь у иных лиц до момента приобретения права данным лицом.

Читайте также:
Общественный защитник: что это такое, описание и особенности

Если этой вещи вовсе не существовало, то принято говорить о возникновении права собственности впервые.

Иногда также говорят о самостоятельном возникновении права собственности. Понятие это достаточно условное, так как возникновение вещи требует привлечения определенного материала, и, следовательно, появление вещи, никак не связанной с другими объектами права собственности, фактически невозможно.

Решающую роль здесь играет само юридическое понятие индивидуально-определенной вещи как объекта права собственности. Утрата вещью своей тождественности равнозначна в юридическом плане гибели вещи – право собственности на нее утрачивается. Таким образом, с точки зрения права возникновение вещи впервые означает появление такой индивидуально-определенной вещи, которой не было до сих пор. А права иных лиц на те материалы и вещи, которые послужили для создания данной вещи, не могут быть правами на нее, а могут лишь быть иными правами, например права на получение денежной компенсации.

4. Самостоятельное приобретение вещи означает, что вещь уже существовала ранее и, следовательно, находилась в собственности иных лиц, но права этих лиц на нее прекратились, а право данного лица возникло без связи с этими прежними собственниками. Самостоятельное приобретение права собственности возможно и в тех случаях, когда вещь вообще не имеет собственника.

Производное приобретение права собственности от иного лица возможно от собственника и по его воле. Только в том случае, если право собственности прекратилось в связи со смертью собственника, ликвидацией юридического лица, производное приобретение права собственности определяется не волей собственника, а законом.

5. Основным первоначальным способом приобретения права собственности является изготовление вещи. При этом право собственности возникает, если вещь изготавливается с соблюдением закона и для себя.

Соблюдение закона и иных правовых актов означает, что не нарушены как публично-правовые нормы, так и защищенные законом частные права.

Например, нарушением закона является самовольное строительство, т.е. строительство с нарушением строительных и иных норм и правил, а также прав иных лиц на земельный участок.

Нарушением является и создание вещи без лицензии на право производства, если получение лицензии предусмотрено законодательством о лицензировании. Некоторые изделия (поддельные деньги и платежные документы) вообще запрещается создавать, а некоторые (оружие, боеприпасы, наркотики и др.) – только в порядке, установленном законом, и теми лицами, которые имеют соответствующие разрешения.

Нарушение установленных норм при создании вещи не создает для ее изготовителя права собственности.

6. Создание вещи для себя не означает, что вещь изготавливается исключительно с целью личного использования ее производителем. Если предполагается впоследствии продать вещь, то тем не менее будущий продавец изготавливает ее для себя и потому приобретает на нее право собственности. Поскольку продавец обязан передать вещь в собственность покупателю (ст. 454 ГК РФ), он должен быть в момент отчуждения собственником вещи.

В то же время вещь, которая изготавливается для другого, с самого начала не принадлежит изготовителю. Такая ситуация возникает, например, в рамках договора подряда. Подрядчик здесь является лишь законным владельцем изделия, в том числе незавершенного, но не его собственником. Точно так же вещь, которая создается в рамках трудового договора работником, не становится его собственностью, а принадлежит работодателю.

7. Одно из основных положений, на которых базируется экономика, – это то, что право собственности на плоды, продукцию и доходы от использования имущества принадлежат его собственнику. Однако из этого правила существуют многочисленные исключения. Согласно ст. 136 ГК плоды, продукция, доходы принадлежат лицу, эксплуатирующему имущество на законном основании. Часть 2 п. 1 комментируемой статьи отсылает именно к норме ст. 136, поскольку продукция, плоды, доходы от имущества являются первоначальными способами приобретения права собственности, имеющими ту же природу, что и создание (изготовление) вещи.

Естественно, возникает вопрос: что следует считать законным основанием эксплуатации вещи? Очевидно, что если вещь передана собственником в пользование иному лицу, то тем самым это лицо приобретает право не только на использование вещи, но и на полученные плоды, доходы, продукцию. Если же вещь передана по такому основанию, которое исключает ее использование (например, хранение), то у владельца не возникает права на доходы или продукцию.

Более сложной является ситуация, когда собственник лишен возможности вернуть владение вещью и потому не может ее эксплуатировать. Понятно, что в этом случае отсутствует договор с собственником о пользовании вещью. Нет и определенного указания закона на этот счет.

По-видимому, следует исходить из того, что, поскольку лицо, пользующееся вещью, делает это помимо воли собственника и не имея иного законного основания, оно не приобретает права на продукцию, плоды и доходы. В то же время истребование полученных плодов, продукции или доходов возможно посредством заявления собственником соответствующих требований, т.е. путем виндикационного или кондикционного иска (см. комментарий к ст. ст. 301, 303, 1102). При этом ответчик вправе сослаться на свою добросовестность, поскольку она имеет юридическое значение при рассмотрении соответствующего требования.

Читайте также:
Как получить долг с заемщика по расписке?

8. В п. 2 ст. 218 описываются производные способы приобретения права собственности, среди которых главное значение имеют договоры о передаче права собственности: купля-продажа, мена, дарение, иные сделки об отчуждении имущества. Следует отметить, что такой договор может быть заключен не только с собственником. Не случайно в тексте п. 2 ст. 218 говорится, что условием заключения договора об отчуждении вещи является наличие собственника, но не сказано, что только собственник вправе отчуждать вещь. Конечно, в большинстве случаев договор об отчуждении вещи совершается именно собственником.

В ряде случаев стороной договора об отчуждении имущества являются иные лица. Чаще всего они действуют в интересах собственника (комиссионер, доверительный управляющий, предприятие, владеющее имуществом на вещном праве, и т.д.). Однако иногда продавец, не являясь собственником, преследует интерес иных лиц (например, ломбард) либо выполняет публичные функции, не совпадающие с интересами собственника (например, судебный пристав, организующий в качестве продавца публичные торги по требованию кредитора, собственника или залогодержателя).

9. Пункт 2 ст. 218 указывает на договоры об отчуждении имущества как на основания приобретения права собственности. Из этого буквально следует, что именно договор лежит в основании права собственности приобретателя вещи. Однако фактически механизм возникновения права собственности является достаточно сложным и предусматривает наличие нескольких юридических фактов, т.е. формирование юридического состава как условия возникновения права собственности у приобретателя и утраты права собственности прежним собственником (иногда употребляется термин “отчуждатель”, хотя он может считаться только специальным термином, за неимением в русском литературном языке соответствующего синонима).

10. Юридический (фактический) состав, приводящий к возникновению права собственности, имеет целью увязать не только возникновение и прекращение права, но и владение вещью с правом на вещь.

Для уяснения понимания механизма возникновения права собственности можно указать на следующие строгие правила, которые всегда должны выполняться, когда речь идет о производном приобретении права собственности.

Первое из них: отчуждатель не может передать приобретателю больше прав, чем имеет сам. Иными словами, право переходит точно в том состоянии, в котором оно имелось у прежнего собственника, в частности, вместе с вещью следуют и все связанные с ней вещные права, являющиеся ограничениями права собственности.

Этот процесс называется правопреемством.

Второе правило – ни в какой момент времени это право не может одновременно принадлежать лицу, у которого оно возникает, и лицу, у которого оно прекращается. Если право возникло у одного лица, значит, оно прекратилось у другого, и наоборот, если право прекратилось у прежнего обладателя, значит, оно возникло у нового, поскольку мы имеем в виду производное приобретение. Именно в этом смысле оказывается удобной метафора перехода права.

Иногда высказываются суждения о том, что при утрате собственником правомочия владения, пользования, распоряжения право собственности исчезло, хотя и не перешло ни к кому другому. С такой позицией можно встретиться, например, применительно к случаям ареста и изъятия вещи, заклада, утраты собственником права на виндикацию (истребование) вещи, передачи недвижимости покупателю до ее регистрации и т.д. На самом деле, во всех этих случаях право собственности сохраняется за собственником. Ошибочность рассуждений, приводящих к выводу о том, что собственность может исчезнуть вместе со всеми правомочиями, состоит именно в том, что право собственности не сводится ни к какой сумме правомочий, а всегда шире их. Что касается триады правомочий, то она, как уже говорилось (см. комментарий к ст. 209), не отражает сути собственности.

Третьим правилом, как можно видеть, является то, что при производном приобретении права вещь постоянно имеет собственника: не может быть сколь угодно малого момента времени, в течение которого вещь уже выбыла из собственности одного лица, но еще не поступила в собственность другого.

Определенной спецификой отличается получение права собственности по наследству или в результате реорганизации юридического лица. Хотя при наследстве фактически существует период времени, в течение которого имущество не имеет собственника, вводится юридическая фикция, в силу которой право собственности возникает с момента открытия наследства, а не с момента его фактического принятия или регистрации права собственности (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Таким образом реализуется правило, в силу которого не может быть имущества без собственника.

При реорганизации юридических лиц моментом возникновения права собственности считается момент утверждения передаточного акта, разделительного баланса или ликвидационного баланса.

11. Поскольку основанием права собственности является определенный юридический состав, действие нормы ст. 218 состоит в том, что лицо, претендующее на признание себя собственником определенного имущества, должно доказать наличие тех юридических фактов, которые образуют основание его права собственности.

Например, факт длительного пользования зданием, учет его на балансе не признаны судом как достаточные факты для признания за пользователем права собственности на здание. Очевидно, что в данном случае следовало обосновать либо приобретение права на здание по договору (п. 2 ст. 218), либо возведение его для себя (п. 1 ст. 218).

Читайте также:
Трасологическая экспертиза: что это такое, описание и особенности

12. В п. 3 ст. 218 перечисляются способы приобретения права собственности на имущество, не имеющее собственника либо собственник которого неизвестен. Эти способы приобретения права собственности относятся к первоначальным. В гл. 14 ГК они конкретизируются.

13. В п. 4 ст. 218 выделяется такой способ приобретения права собственности, как выплата паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива. Взнос может быть внесен и другим лицом, имеющим право на паенакопление (имеются в виду прежде всего супруги членов кооператива).

Выделение правила п. 4 ст. 218 в отдельную норму может быть объяснено преемственностью с прежними нормативными актами, стремлением подчеркнуть, что ранее возникшие права собственности на базе членства в жилищных и иных потребительских кооперативах признаются ГК. Кроме того, данный способ возникновения права несколько отличается от указанных в п. 2 ст. 218. Здесь не требуется выражения воли кооператива как собственника помещений до полной выплаты паевого взноса и, стало быть, не заключается договор об отчуждении – ни в устной, ни в письменной форме. Не предусмотрена и передача вещи или ее регистрация как условие возникновения права собственности (ст. 223 ГК РФ). Речь идет, таким образом, о специальной норме, определяющей условия возникновения права собственности. Как и любая специальная норма, она не может применяться по аналогии.

Приобретательная давность: как оформить право собственности

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права и предусматривает возможность признания права на вещь в результате длительного открытого пользования ею. Вместе с экспертами разбираемся, как правильно оформить имущество на себя согласно российскому законодательству.

Эксперты в статье:

  • Алексей Гавришев, адвокат, основатель AVG Legal
  • Вадим Ткаченко, юрист, основатель и глава консалтинговой группы vvCube

Срок владения — 15 лет

Принцип приобретательного права есть в современном российском законодательстве. Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса России, гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности.

Но просто дождаться истечения срока приобретательной давности недостаточно. Это обусловлено несколькими факторами для осуществления защиты прав собственника. Например, тот, кому на самом деле принадлежит имущество, может просто не знать о его существовании или не иметь возможности управлять им самостоятельно.

Условия для приобретения права собственности:

  • открытое владение имуществом — под этим подразумевается осуществление владения без утайки. То есть гражданин не должен специально объявлять о владении таким имуществом, но у посторонних не должно возникать сомнений в его действиях;
  • непрерывное владение имуществом;
  • владение в течение установленного законом срока;
  • добросовестное владение имуществом.

Только через суд

При регистрации имущества на себя важно помнить, что право собственности в связи с приобретательной давностью оформляется только через суд.

В случае когда прежний собственник имущества неизвестен, то есть нет спора о праве, то для признания права собственности надо обращаться в суд в порядке особого производства.

Вадим Ткаченко, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube:

— Признание права собственности, например, на земельный участок на основании приобретательной давности происходит только в судебном порядке. Однако на практике это очень неоднозначный институт, который законодательно должным образом не урегулирован. Так, весной этого года Конституционный суд указывал, что приобретательная давность неприменима к самовольно занятой государственной земле. Суды зачастую встают на сторону администраций, не углубляясь в обстоятельства дела.

Как зарегистрировать на себя недвижимое имущество

Процедура регистрации на себя приобретательного права на имущество выглядит следующим образом:

  • подготовить заявление об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом;
  • подготовить пакет документов, которые будут приложены к заявлению, а также оплатить государственную пошлину — от 300 до 2 тыс. руб.;
  • подать заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения имущества, на которое оформляется право;
  • после получения судебного решения обратиться в Росреестр для регистрации права собственности;
  • получить выписку из ЕГРН, которой удостоверяется проведенная регистрация.

Подобные дела в упрощенном производстве рассматриваются в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Юристы отмечают, что судебная практика по вопросам приобретательной давности относительно новая и начала формироваться лишь в 2002 году. Это связано с тем, что в советском законодательстве такие положения отсутствовали.

«В подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований, направленных на установление права собственности в силу приобретательной давности, суды отказывают. Основной причиной отказа, как правило, является недоказанность одного из юридических фактов, необходимых для приобретения права собственности по ст. 234 Гражданского кодекса. К примеру, несоблюдение какого-либо из обязательных требований к факту владения», — говорит адвокат, основатель AVG Legal Алексей Гавришев.

Случай из практики Верховного суда

Собственница дома в Луховицком районе Московской области попросила отдать ей другую половину строения и землю. Причина — наследники соседней недвижимости не проявили к своей собственности никакого интереса. Местные суды отказали истице, а Судебная коллегия Верховного суда встала на ее сторону.

Читайте также:
Как ликвидировать ООО?

Гражданка получила много лет назад по договору дарения от бывшего собственника половину дома и фактически владела больше 15 лет всем домом и землей как собственными. Второй половиной владели два собственника, но имуществом не пользовались. Верховный суд пояснил, что человек может получить право собственности на имущество, у которого нет собственника, он неизвестен или у которого есть хозяин, но он либо отказался от него, либо утратил право собственности по иным основаниям.

В Верховном суде также пояснили, что наличие у имущества титульного собственника не исключает возможности приобретения права на него другим человеком. Даже если титульный владелец не заявлял об отказе, достаточно того, что он устранился от владения и не содержал его долгое время.

Общественный контроль за охраной

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Органы общественного контроля, наделенные полномочиями по защите трудовых прав и законных интересов работников:

ИНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ

Представляют интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Могут представлять интересы работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах – в случаях и в порядке, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 30 главы 4 Трудового кодекса Российской Федерации)

Организуют выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в каждом структурном подразделении и в организации в целом для осуществления общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

  • открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации
  • на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации

Иной представитель (представительный орган) работников может быть избран в случаях, когда:

  • работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;
  • ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников.

Такой представитель избирается:

• на общем собрании (конференции) работников

  • тайным голосованием
  • на срок не менее 2-х лет

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 главы 4 Трудового кодекса Российской Федерации)

Законодательство отводит профессиональным союзам особую роль при реализации ими функций защиты трудовых прав и законных интересов работников. Статья 370 ТК РФ и Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 г.ст. 19, предоставляют профсоюзам право на осуществление контроля соблюдения работодателями и иными представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений.

Для реализации своих прав работники (профсоюзы) могут избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, общественные инспекции, направлять своих представителей в комитеты (комиссии) по охране труда. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональные, территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда имеют те же, права, что и уполномоченные (доверенные) лица.

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ (ДОВЕРЕННЫЕ) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в коллективах являются уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль соблюдения работодателями законодательных нормативных правовых актов об охране труда, состояния охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей по охране труда. На предприятии уполномоченные должны действовать на основе Положения об уполномоченных, разработанного в соответствии с «Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза» с учетом специфики деятельности организации. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок избрания уполномоченных определяются коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Читайте также:
Налог на доходы физических лиц

ПРАВА ПРОФСОЮЗНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ТРУДА, УПОЛНОМОЧЕННЫХ (ДОВЕРЕННЫХ) ЛИЦ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

  • беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза;
  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • вносить работодателю, должностному лицу и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Основные задачи уполномоченных:

– содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
– осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
– представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
– консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Функции уполномоченных лиц:

– контроль состояния охраны труда, соблюдения работодателем нормативных актов по охране труда, соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда и правильности применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты;
– участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий, сооружений, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
– участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;
– участие в расследовании несчастных случаев на производстве (по поручению профкома или иного представительного органа трудового коллектива);
– осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о произошедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
– участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;
– информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.

Наблюдение (контроль) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-6.

КОМИТЕТЫ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Положение о Комитете (комиссии) по охране труда рекомендуется разрабатывать на основании Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденного приказом Минтруда РФ от 24.06.2014 г. № 412н.

1. разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

2. организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда;

3. содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Читайте также:
Являетя ли прохождение полиграфа уликой?

ПРАВА КОМИТЕТА (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:

1. получать от службы охраны труда работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;

2. заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других, работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;

3. заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4. участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;

5. вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;

6. содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.

ОБЯЗАННОСТИ КОМИТЕТА (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) не реже одного раза в три года

Информировать не реже одного раза в год выборные органы или собрание работников о проделанной работе не реже одного раза в год

ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

В соответствии с ч. 3 статьи 370 ТК для осуществления контроля не только за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и за выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями, разработанными в соответствии с «Типовым положением о правовой инспекции труда профсоюзов», утвержденным постановлением Исполкома ФНПР России от 22.11.2011 г. № 7-15.

Наряду с общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями правовые и технические инспекции труда профсоюзов могут создавать также межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, существующих на территории субъекта РФ. Действуют такие инспекции труда на основании положений, принимаемых межрегиональными и территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов, в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

На должность правового инспектора труда профсоюзов назначается, как правило, лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

Выборные и другие работники профсоюзных организаций, имеющие стаж профсоюзной работы не менее трех лет, прошедшие стажировку в правовой инспекции труда профсоюзов, могут утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда членской организации ФНПР.

Не реже одного раза в три года правовые инспекторы труда профсоюзов проходят переподготовку и/или повышение квалификации.

Правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право:

1. Осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.

2. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

3. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

4. Взаимодействовать со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию профсоюзов, укрепления авторитета профсоюзов и повышения мотивации профсоюзного членства.

5. Публиковать статьи в газетах и журналах, размещать на сайтах в Интернете, выступать по радио и телевидению с сообщениями о правозащитной деятельности профсоюзов.

6. Готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.

Правовые инспекторы труда профсоюзов обязаны:

1. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.

2. Всемерно содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций, укреплять авторитет профсоюзов.

3. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законодательством, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий.

4. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.

Читайте также:
Позитивизм в праве: что это значит

5. Проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.

6. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.

7. Принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы правовой инспекции труда, других правовых служб членской организации ФНПР, ответственных за состояние правовой работы в профсоюзных организациях, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе членской организации ФНПР для представления их в установленном порядке в ФНПР.

8. Участвовать в ведении учета нарушений прав профсоюзов для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные организации.

Общественный контроль за охраной труда

В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны груда является содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Общественный контроль осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов или трудовых коллективов.

Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов

Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов закреплены статьей 370 Трудового кодекса РФ и ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея­тельности».

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении вы­явленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, вы­полнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и при­ему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан­ных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с измене­ниями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных за­конов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового нрава;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нор­мативных правовых актов, устанавливающих государственные норма­тивные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
  • обращаться в соответствующие органы с требованиями о при­влечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ постановлением Исполкома ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 утверждено Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза. Типовое положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых работают члены профсоюза.

Комитеты и комиссии по охране труда

Для координации и организации совместных действий работодателей и работников по обеспечению и соблюдению требований охраны труда в организации создаются комитеты или комиссии по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации (СУОТ), а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: