Особые территориальные режимы: что это значит

Территория с особым международным режимом

Территория с особым международным режимом – демилитаризованные, нейтрализованные зоны, зоны мира, и безъядерная зона, как разновидность демилитаризованной зоны.

Демилитаризация – это особый, договорно-установленный правовой режим определенных районов, территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которыми там запрещены все виды и формы военной деятельности (размещение вооруженных сил, создание военных баз, испытания, размещения и хранение оружия массового уничтожения и его носителей, проведение военных маневров и учений и т.д.). Она может быть полной или частичной, ее объем оговаривается международным договором.

1. Аланские острова (соглашение между СССР и Финляндией в 1940 году);

2. Договор о Шпицбергене (Свальбард) 1920 год;

3. 1947 год – Мировой договор с Италией – демилитаризация Додеканезских островов, Пантеллерия, Пелагоза, Пианоза, Пелагоза (Югославия), частичная демилитаризация Сардинии, Сицилии и Апулийского полуострова, к востоку от меридиана 17 0 45 восточной долготы;

4. Частично демилитаризовано дно Мирового океана за пределами 12-ти мильной зоны и космическое пространство;

5. Полностью демилитаризована Антарктида (1959 год), Луна и другие небесные тела.

Нейтрализация – это особый договорно-установленый правовой режим определенных территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещается ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны: Шпицберген, Антарктика (территория ниже 60 0 южной широты), Луна, другие небесные тела, Суэцкий и Панамский каналы.

Безъядерная зона – разновидность частичной демилитаризации; это особый договорно-установленный правовой режим определенных территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которыми там запрещается производство, испытания, размещение, транспортировка и хранение ядерного оружия, сооружение и размещение оборудования и установок для его обслуживания, создание военных баз, для доставки и размещения на них ядерного оружия, и его носителей, запрет захоронения.

Существует 7 безъядерных зон:

1. Латинская Америка (Договор Тлателолко 1967 год);

2. Южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 год) запрет захоронения;

3. Антарктика 1959 год;

4. Договор по Космосу 1967 год, Соглашение о деятельности государств на Луне 1979

5. Договор о Морском дне 1971 год;

6. Юго-Восточно Азиатская зона 1995 год;

7. Африканская зона 1996 год.

Зона мира – это точно определенный (обозначенный) географический район, включающий сухопутную и водную территории прибрежных и материковых (не имеющих выхода к морю) государств и воздушное пространство над ними, а также морское и воздушное пространство за пределами территориального моря прибрежных государств с особым, договорно – установленным и гарантированным великими державами (постоянными членами Совета Безопасности ООН) правовым режимом, который может включать в себя согласованные в международном порядке:

· нормы политико – правового характера ( регламентирующие межгосударственные отношения в области обеспечения международного мира и безопасности, мирного сосуществования и политики неприсоединения),

· нормы военно – правового характера (касающиеся демилитаризации, нейтрализации, мер доверия, ограничения гонки вооружений, разоружения)

· а также нормы, касающиеся осуществления в морском, включая морское дно, и воздушном пространстве,

· зоны мира за пределами территориального моря прибрежных государств, свобода Открытого моря и другой законной деятельности, признанной международным правом.

Зона мира является материальным воплощением региональной безопасности и составной частью универсальной системы коллективной безопасности, затрагивающей разносторонние интересы многих государств мира (прибрежных; не имеющих выхода к морю; государств, широко использующих морские и воздушные пространства зоны мира) в том числе военно – политическая стабильность отдельных географических регионов, могущих быть объявленными зонами мира.

Исправительная колония особого режима: за что попадают и как сидят

Любое МЛС – далеко не курорт, но исправительная колония особого режима – это место, где осужденные особенно ценят свободу, так как лишены ее практически начисто. Да и выйти из такой ИК на свободу порой весьма затруднительно в принципе.

За что попадают на особый режим

На данный момент в России насчитывается более полусотни зон особого режима. Однако только в семи из них содержатся осужденные, приговоренные к пожизненному заключению и потенциальные «смертники». Согласно статистике, в них содержится порядка двух тысяч человек. В соответствии со статьей 157 УИК РФ, такие заключенные должны содержаться отдельно от прочих.

Согласно статье 58 УК РФ и в соответствии с современными реалиями, к содержанию на особом режиме могут быть приговорены:

  • Осужденные на пожизненное заключение.

«Пыжи», как называют себя такие заключенные, получают столь суровое наказание за особо тяжкие преступления: жестокие и серийные убийства, терроризм, организацию и участие в ОПГ, оборот наркотиков в крупных размерах, захват заложников, педофилию и так далее.

  • Потенциальные смертники.

Несмотря на то, что в РФ введен мораторий на смертную казнь, из УК и УИК соответствующие статьи не убрали.

  • Особо опасные рецидивисты.

Согласно статье 18 УК РФ, особо опасными рецидивистами считаются осужденные, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление после двух тяжких или одного особо тяжкого.

  • В рамках перевода в ЕПКТ на срок до 1 года.
Читайте также:
Имущественные права автора: что это значит

Практически все ЕПКТ РФ расположены на территории ИК особого режима. Для помещения туда не требуется повторный суд – достаточно решения администрации ИУ, где осужденный отбывал наказание по первому суду. ЕПКТ формально не является особой зоной, но условия содержания сопоставимы.

Условия содержания в рамках особого режима

В рамках любого режима выделяются три формы условий содержания: обычный, облегченный и строгий. Это не формальность, кажущаяся свободным людям мелочью: в тех условиях важен любой нюанс.

Обычные условия

Все осужденные на особый режим попадают сразу в обычные условия содержания. Исключение составляют лишь «пыжи», смертники и осужденные, совершившие умышленные преступления уже во время отбытия наказания.

Вопреки распространенному заблуждению, осужденные в обычных условиях строгого режима живут в общежитиях. Они могут трудиться в промзоне, учиться, посещать библиотеку, тренажерный зал. По вечерам, в порядке поощрения, можно смотреть телевизор в комнате отдыха. Правда, времени на отдых остается мало: все «съедают» режимные моменты.

На обычных условиях разрешены:

  • расходы на приобретение продуктов и предметов первой необходимости – до 7 200 р.;
  • получение посылок и бандеролей – по три ежегодно;
  • свидания – по два краткосрочных и два длительных в год.

Из обычных условий при отсутствии нарушений в течение года можно попасть на облегченные. Нарушителей (за конфликты с администрацией и другими заключенными, наличие и изготовление «запрещенки» и прочие проступки) переводят на строгий режим.

Облегченные условия

Осужденные проживают в тех же общежитиях, что и на обычном режиме, но пользуются несколько большей свободой перемещения по зоне. Обычно их досуг несколько более разнообразен и длителен, но все зависит от реалий конкретного ИУ.

Дополнительный глоток свободы выражается в увеличении бюджета на расходы (до 7 800 р.), свиданий (по три краткосрочных и длительных), посылок и бандеролей (по четыре).

Строгие условия

В строгие условия может попасть любой осужденный, отбывающий наказание на особом режиме, за всевозможные нарушения и конфликты с администрацией. Обратно в обычные условия можно вернуться только через год при условии отсутствия нарушений.

Пожизненники сразу попадают на строгий режим содержания, причем перейти на обычный они могут только через 10 лет отсидки. При этом содержатся они все равно в камерах не более чем по два человека: на зону к другим заключенным для них путь отрезан.

Иногда применяется одиночное заключение – по просьбе осужденных или решению администрации. Одиночное заключение губительно сказывается на психике: мало кто сохраняет здравость рассудка после нескольких лет полной социальной изоляции.

Заключенные в строгих условиях проживают в камерах, там же принимают пищу. Они перемещаются по территории колонии исключительно под охраной. Единственная возможность ежедневно покидать камеру – это прогулка в тюремном дворике продолжительностью в полтора часа (с перспективой получить дополнительные полтора часа при хорошем поведении), редкие медосмотры и свидания.

В строгих условиях особого режима разрешены:

  • расходы на приобретение продуктов и предметов первой необходимости – до 6 600 р.;
  • получение посылок и бандеролей – по одной ежегодно;
  • свидания – по два краткосрочных и одному длительному в год.

Право на УДО

Осужденные, отбывающие наказание на особом режиме, пользуются правом на УДО наравне с прочими заключенными. Право на УДО наступает при отбытии заключенным установленной статьей 79 УК РФ части наказания. Для контингента колоний особого режима это обычно ⅔ – ⅘ срока при условии отсутствия нарушений, конфликтов с администрацией и так далее.

На данный момент не известно ни одного случая удовлетворения подобного ходатайства. Однако были единичные случаи, когда пожизненные и смертные приговоры пересматривались в связи с изменениями в УК. Осужденные отбывали положенное наказание и освобождались в общем порядке.

Как живется заключенным в особых условиях

Что удивительно, условия содержания в особых зонах иногда лучше, чем в обычных и строгих ИК. В камерах сидят по 2-4 человека («пыжи» – только по двое или в одиночку), во многих камерах есть горячая вода и вполне современно обустроенный санузел. Объясняется это небольшим количеством заключенных-пожизненников и особым контролем государства над содержанием опасных преступников.

Кормят «особых» в соответствии с общими нормами: пайку не урезают. Имеется возможность получать посылки и свидания в соответствии с особенностями условий содержания.

Однако заключенные находятся под надзором практически круглосуточно: повсюду установлены современные средства слежения, имеются собаки, на каждого осужденного (особенно «пыжа») приходится не менее одного охранника.

Жизнь осужденных строго регламентирована. Они живут четко по расписанию, причем днем на кроватях запрещено не только лежать, но и сидеть. Постель на день изымают. Пищу принимают в столовой или в камере – в зависимости от условий содержания. Общение сведено к минимуму,поэтому каждый новый день похож на уже прожитый.

Читайте также:
Обязанности по воспитанию детей

Вы получили уведомление, что Ваш участок попал в зону с особыми условиями использования территорий. Что делать?

В последнее время к экспертам «Владей Легко» регулярно обращаются обеспокоенные собственники земельных участков, получившие из Росреестра уведомление о том, что их участок входит в границы зоны с особыми условиями использования территорий.

Что это такое и чем это грозит землевладельцам и землепользователям, читайте в нашей статье.

1. Что такое зона с особыми условиями использования территорий?

Для начала определимся с самим термином.

Понятие зоны с особыми условиями использования территорий дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) устанавливаются в следующих целях:

  • защиты жизни и здоровья граждан;
  • безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики;
  • обеспечения сохранности объектов культурного наследия;
  • охраны окружающей среды;
  • обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В настоящее время в законодательстве закреплен полный список ЗОУИТ, которые могут быть установлены на территории РФ. Он содержит 28 видов таких зон, в том числе:

  • зоны охраны объектов культурного наследия;
  • охранные зоны объектов электроэнергетики, трубопроводов, линий и сооружений связи, тепловых сетей;
  • охранная зона железных дорог;
  • придорожные полосы автомобильных дорог;
  • охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы);
  • водоохранная (рыбоохранная) зона и прибрежная защитная полоса;
  • санитарно-защитная зона;
  • зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

Особые условия использования территорий означают, что на земельных участках в границах установленной зоны ограничивается или запрещается строительство и использование объектов недвижимости, а также использование данных земельных участков для тех видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зоны.

При этом земельные участки, включенные в границы ЗОУИТ, у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются (если иное прямо не предусмотрено федеральным законом).

2. Как устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий?

Прежде всего, отметим, что есть ЗОУИТ, которые возникают в силу закона. Это:

  • водоохранные (рыбоохранные) зоны;
  • прибрежные защитные полосы;
  • защитные зоны объектов культурного наследия.

В отношении всех прочих видов зон с особыми условиями использования территорий Правительством РФ в соответствии с ЗК РФ должны быть утверждены отдельные Положения, в которых, как раз, и прописывается порядок их установления и изменения, а также предусмотренные для данной конкретной зоны ограничения.

Порядок установления ЗОУИТ:

    Принятие решения об установлении ЗОУИТ.

Руководствуясь соответствующими федеральными законами и Положениями, уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решение об установлении, изменении или прекращении существования ЗОУИТ.

Направление информации и документов в Рорсеестр.

В порядке межведомственного информационного взаимодействия принятые органом власти документы об установленных зонах (содержащиеся в них сведения) направляются в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Внесение сведений о ЗОУИТ в ЕГРН.

Именно со дня внесения сведений в ЕГРН зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, считаются установленными.

Уведомление правообладателя об установлении ЗОУИТ.

По закону, Росреестр в 5-дневный срок уведомляет правообладателей земельных участков, что они попали в границы ЗОУИТ.

Именно эти уведомления, как показывает практика, и заставляют беспокоиться землевладельцев и землепользователей.

И беспокойство их небеспочвенно. Объясняем, почему.

3. Чем грозит собственнику расположение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий?

К экспертам проекта «Владей Легко» нередко поступают вопросы, вызванные неосведомленностью правообладателей земельных участков об ограничениях, связанных с вхождением их участков в ЗОУИТ. Например: «Мне пришло письмо из Росреестра, о том, что через мой земельный участок проходит зона объектов электросетевого хозяйства. Что мне делать? Что я могу построить на своем земельном участке?».

Итак, со дня установления или изменения ЗОУИТ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Реконструкция зданий, сооружений может осуществляться только для их приведения в соответствие с установленными ограничениями.

Так, к примеру, в границах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, о которой шла речь в вопросе нашей подписчицы, без письменного согласования с сетевыми организациями запрещается:

  • строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
  • посадка и вырубка деревьев и кустарников;
  • земляные работы на глубине более 0,3 метра(Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160).

Аналогичные ограничения действуют и в охранных зонах газораспределительных сетей (Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 №878).

Читайте также:
Аренда участков лесного фонда

А о том, например, какие ограничения накладывает на землевладельцев и землепользователей водоохранная зона, мы подробно рассказывали здесь.

Любые, даже разумные ограничения, почти всегда воспринимаются тяжело. Но есть и хорошие новости: в случае, если установление ЗОУИТ приводит к невозможности использования объекта капитального строительства (ОКС) и земельного участка в соответствии с их разрешенным использованием (опять же, за исключением случаев, установленных законодательством РФ!), то их собственники могут потребовать от правообладателей недвижимого имущества, в связи с размещением которых установлена ЗОУИТ, или от органов государственной власти и местного самоуправления выкупить такие ОКС и земельный участок.

Это положение предусмотрено пунктом 6 статьи 107 ЗК РФ.А сам выкуп осуществляется в соответствии с правилами, изложенными в статье 57.1 ЗК РФ.

Кроме того, земельный участок, расположенный в ЗОУТ, с расположенными на нём постройками можно продавать, дарить, отчуждать по договору мены или по соглашению об отступном.

Однако следует отметить, что ограничения, связанные с установлением ЗОУИТ, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к новому собственнику.

Поэтому договоры купли-продажи, мены, аренды, ипотеки; соглашения о сервитуте, о замене стороны в обязательстве по договору аренды земельного участка и другие документы, выражающие содержание сделок с земельными участками в ЗОУТ, должны в обязательном порядке содержать сведения о таких ограничениях.

Если Вы для регистрации сделки с недвижимостью в ЗОУИТ подадите в Росреестр документы, в которых не будут указаны данные сведения, регистрационные действия будут приостановлены, а затем последует отказ в их осуществлении.

Поэтому настоятельно рекомендуем Вам до совершения сделки получить достоверную информацию о наличии или отсутствии ограничений в отношении отчуждаемых земельных участков.

О том, как это грамотно сделать, рассказываем дальше.

4. Как получить сведения о том, расположен ли земельный участок в зоне с особыми условиями использования территорий?

Сведения из ЕГРН о ЗОУИТ, установленной в отношении земельного участка, могут быть предоставлены в виде выписки о ЗОУИТ.

Заказав данную выписку можно получить информацию следующего содержания:

  • реестровый номер границы ЗОУИТ;
  • кем принято решение об установлении, о создании или изменении ЗОУИТ;
  • какие существуют ограничения использования объектов недвижимости в пределах ЗОУИТ (например, запрет на строительство, реконструкцию и т.д.);
  • план (чертеж, схема) границ ЗОУИТ.

Кроме того, сведения из ЕГРН о том, расположен ли земельный участок в ЗОУИТ, могут быть предоставлены в виде выписки об объекте недвижимости.

В выписке из ЕГРН об объекте недвижимости в отношении ограничения прав, возникшего в связи с расположением земельного участка в границах ЗОУИТ, указывается:

  • содержание данного ограничения;
  • реестровый номер;
  • индивидуальное обозначение зоны;
  • реквизиты акта органа, принявшего решение об установлении такой зоны.

О том, каким образом можно получить выписку из ЕГРН можете прочитать в нашей статье, а также на нашем ютуб-канале «Владей легко недвижимостью».

Также сведения о расположении земельного участка в границах ЗОУТ можно получить с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта Росреестра». Для этого надо знать кадастровый номер земельного участка.

Чтобы узнать в какую охранную зону попадает участок, предварительно выберите слой «Зоны с особыми условиями использования территории», после чего на карте отобразятся все границы, внесенные в ЕГРН.

Если границы Вашего земельного участка установлены, то его контуры появятся на карте.

Если у участка не установлены границы, то воспользуйтесь визуальным способом сопоставления его местоположения с охранными зонами.

Для большей достоверности закажите на нашем сайте Паспорт объекта, в котором эксперты проанализируют всю доступную актуальную информацию, включая возможное вхождение интересующего Вас участка в ту или иную ЗОУИТ.

Территории с особым международным режимом

Территории с особым международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира.

Демилитаризация – это особый, договорно установленный правовой режим определенных районов, территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются все виды и формы военной деятельности, такие, например, как размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных баз, сооружений и установок, испытание, размещение и хранение оружия массового уничтожения и его носителей, любого другого оружия, проведение военных маневров и учений, а также иная деятельность военного характера.

Демилитаризация может быть полной или частичной, объем демилитаризации непосредственно оговаривается в самих международных договорах о демилитаризации. В этих договорах обычно подробно указываются цели, конкретные виды и формы запрещенных действий, географический район, на который распространяется соответствующий договор (границы пространственной сферы, например: морское дно за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств; района, например: остров Пантеллерия; наименование объекта, например: Луна), и иногда механизм и процедура осуществления контроля за соблюдением договорных обязательств.

Так, в соответствии с Соглашением СССР и Финляндии об Аландских островах 1940 г. Финляндия обязалась демилитаризовать эти острова; не укреплять острова и не предоставлять их для вооруженных сил других государств; в зоне Аландских островов не могут сохраняться или создаваться Финляндией или другими государствами учреждения или операционные военные, морские и авиационные базы, иные устройства, могущие быть использованы в военных целях; существующие на островах фундаменты для установки артиллерии должны быть срыты. Специальная статья посвящена границам зоны Аландских островов. Проверка соблюдения обязательств по Соглашению входит в компетенцию консула СССР (ныне России) на Аландских островах.

Читайте также:
Ограничение совместной службы родственников

Согласно Договору о Шпицбергене 1920 г. Норвегия обязуется не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы на островах архипелага и не строить никаких укреплений, а сами острова никогда не должны быть использованы в военных целях.

По Мирному Договору с Италией 1947 г. были демилитаризованы многие важные в стратегическом отношении острова Средиземного моря, принадлежащие ныне Греции (Додеканезские острова), Италии (острова Пантеллерия, Пелагские, Пианоза) и Югославии (остров Пелагоза и прилегающие к нему островки). В этом Договоре в части Д Приложения XIII впервые в международном праве было дано юридическое определение понятия “демилитаризация” применительно к данному Договору. Для целей Договора термины “демилитаризация” и “демилитаризованный” означают запрещение в пределах данной территории и территориальных вод всех военно-морских, военных и военно-воздушных сооружений, укреплений и их вооружения, искусственных военных, военно-морских и военно-воздушных заграждений; нахождения или пребывания, как постоянного, так и временного, каких-либо частей сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил; военного обучения в какой-либо форме и производства военных материалов.

Согласно Договору предусматривалась также частичная демилитаризация островов Сардиния, Сицилия и Апулийского полуострова к востоку от меридиана 17°45′ восточной долготы. В Сардинии запрещались все долговременные артиллерийские площадки береговой обороны и их вооружение, а также все военно-морские сооружения, которые находятся в пределах 30 км от французских территориальных вод. В Сардинии и Сицилии запрещались: все долговременные сооружения и оборудование для ремонта и складирования торпед, морских мин и бомб и ухода за ними; строительство военно-морских, военных или военно-воздушных сооружений или укреплений, за исключением таких помещений для войск внутренней безопасности, какие могут потребоваться для задач внутреннего характера. На Апулийском полуострове запрещались строительство новых долговременных военных сооружений, а также расширение существующих. Создание на острове Маддалена на севере Сардинии военно-морской базы для американских подводных ракетоносцев и размещение вблизи Комизо (Сицилия) американских ракет средней дальности являлись грубым нарушением Мирного Договора с Италией 1947 г.

Частично демилитаризованными являются дно Мирового океана за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств и космическое пространство. Полностью демилитаризованными являются Антарктика, Луна и другие небесные тела.

Нередко демилитаризация дополняется нейтрализацией.

Нейтрализация – это особый, договорно установленный правовой режим определенных территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны. Нейтрализованными являются: архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие небесные тела, зоны Суэцкого и Панамского каналов.

В частности, острова архипелага Шпицберген “никогда не должны быть использованы в военных целях”; к Суэцкому каналу “никогда не будет применяемо право блокады”, “никакие действия, допускаемые войною, и никакие действия, враждебные или имеющие целью нарушение свободного плавания по каналу, не будут допускаемы в канале и в его входных портах, равно как и в районе трех морских миль от этих портов, даже в том случае, если бы Оттоманская империя была одною из воюющих сторон” (ныне это обязательство относится к Египту. – Г.М.); согласно Договору о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала 1977 г. “Канал как международный транзитный водный путь является постоянно нейтральным”, “Республика Панама объявляет о нейтралитете Канала. с тем, чтобы Канал и, таким образом, Панамский перешеек не являлись объектом репрессалий в любом военном конфликте между другими странами мира”.

Россия является участником Протокола к Договору о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала, согласно которому “Договаривающиеся Стороны соглашаются соблюдать и уважать режим постоянного нейтралитета Канала во время войны так же, как и в мирное время, и обеспечивать строгое выполнение применяемых правил судами их регистрации”.

Безъядерная зона – разновидность частичной демилитаризации. Это особый, договорно установленный правовой режим определенной территории, пространственной сферы и космического тела, в соответствии с которым там запрещаются производство, испытания, размещение, транспортировка и хранение ядерного оружия, сооружение и размещение оборудования и установок для его обслуживания, создание военных баз для доставки и размещения на них ядерного оружия и его носителей.

В настоящее время безъядерной зоной являются: Латинская Америка (по Договору Тлателолко 1967 г.), Южная часть Тихого океана (по Договору Раротонга 1985 г.). Предложения о создании безъядерных (безатомных) зон в 60-70-х годах были сделаны в отношении Центральной и Северной Европы, Балтийского моря, Балкан, Ближнего Востока, Азии, Африки, Юго-Восточной Азии, Индийского и Тихого океанов, однако эти предложения не получили договорного закрепления.

Читайте также:
Баланс финансовых ресурсов: что это значит

Юридическое содержание терминов “исключительно в мирных целях” и “в мирных целях” в международном праве не определено, хотя они очень часто используются в международных договорах (в Договоре по космосу 1967 г., в Договоре об Антарктике 1959 г., в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), на конференциях и симпозиумах, а также в многочисленных трудах ученых различных государств, в том числе России (например, “Антарктика используется только в мирных целях”; участники Договора о Шпицбергене решили, чтобы там “имелся надлежащий режим, способный обеспечить их развитие и мирное использование”; в Договоре по космосу государства-участники согласились, чтобы космическое пространство использовалось в мирных целях, а Луна и другие небесные тела использовались исключительно в мирных целях; в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. говорится: “открытое море резервируется для мирных целей”; Международный район морского дна “открыт для использования исключительно в мирных целях”, “морские научные исследования в Районе осуществляются исключительно в мирных целях”, “морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях”).

Анализ перечисленных выше международных договоров позволяет сделать вывод о том, что термину “исключительно в мирных целях” в наибольшей мере соответствует режим полной демилитаризации и нейтрализации, термину “в мирных целях” – режим частичной демилитаризации. Современная международная договорная и обычная практика государств не препятствует использованию военных кораблей, военных летательных аппаратов, космических средств, военного персонала и снаряжения для научных целей в труднодоступной и опасной для человека среде (в Антарктике, в морском, воздушном и космическом пространствах и под водой), даже если в отношении такой среды действует норма о ее использовании “исключительно в мирных целях”, поскольку такая деятельность никак не может рассматриваться в качестве одной из форм военной деятельности.

Конвенция ООН по морскому праву, не разъясняя юридического значения упомянутых двух терминов, недвусмысленно подтвердила свободу военного мореплавания в рамках свободы судоходства в открытом море. Термин “в мирных целях” не запрещает военную деятельность, в том числе военное мореплавание и военную воздушную навигацию, которые, однако, должны осуществляться в полном соответствии с Уставом ООН и другими действующими принципами и нормами международного права в целях содействия укреплению международного мира и безопасности.

В начале 70-х годов в рамках ООН и на переговорном процессе по Индийскому океану Индия и Шри-Ланка выдвинули идею об объявлении Индийского океана зоной мира. 16 декабря 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную Декларацию об объявлении Индийского океана зоной мира (резолюция 2832/XXVI), провозгласившую, в частности, Индийский океан в пределах, которые будут установлены вместе с его воздушным пространством и его дном зоной мира навечно. Многими государствами мира, в том числе СССР, были выдвинуты различные проекты и предложения, в которых будущая зона мира в Индийском океане увязывалась с политической и военной разрядкой, терминами “демилитаризация” и “нейтрализация”, военно-морским присутствием великих держав в Индийском океане, мерами ограничения гонки вооружений и разоружения. Однако и до сих пор юридическое содержание понятия “зона мира” в международном праве не определено, хотя оно неоднократно давалось (в различных вариантах и объемах) на протяжении всех 70-х годов.

Зона мира – это точно определенный (обозначенный) географический район, включающий сухопутную и водную территорию прибрежных и материковых (не имеющих выхода к морю) государств и воздушное пространство над ними, а также морское и воздушное пространство за пределами территориального моря прибрежных государств с особым, договорно установленным и гарантированным великими державами (постоянными членами Совета Безопасности ООН) правовым режимом, который может включать в себя согласованные в международном порядке нормы политико-правового характера (регламентирующих межгосударственные отношения в области обеспечения международного мира и безопасности, мирного сосуществования и политики неприсоединения), нормы военно-правового характера (касающиеся демилитаризации, нейтрализации, мер доверия, ограничения гонки вооружений и разоружения), а также нормы, касающиеся осуществления в морском, включая морское дно, и воздушном пространствах зоны мира, за пределами территориального моря прибрежных государств свобод открытого моря и иной законной деятельности, признанных международным правом.

По своему возможному юридическому содержанию зона мира является материальным воплощением региональной безопасности и составной частью универсальной системы коллективной безопасности, затрагивающей разносторонние интересы многих государств мира (прибрежных; не имеющих выхода к морю; государств, широко использующих морские и воздушные пространства зоны мира), в том числе военно-политическую стабильность отдельных географических регионов, могущих быть объявленными зонами мира.

Особые территориальные режимы: что это значит

К.ю.н., доцент,
профессор кафедры правовых дисциплин
Казанского филиала ОУП ВПО “АТ и СО”
Тихомирова Лариса Александровна

Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования

Читайте также:
Незаконная выдача рецептов

К сожалению, действующее российское законодательство достаточно разрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходит к вопросам установления и регулирования правового режима зон с особыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, что категория “зоны с особыми условиями использования территории” раскрывается в Градостроительном кодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов (перечень которых остается открытым), а отдельные вопросы использования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ни Градостроительный кодекс РФ, ни Земельный кодекс РФ не устанавливают единых правил и требований в раскрытии общей характеристики таких зон.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.

Многоотраслевой характер зоны с особым условием использования территорий предопределяет особенности ее правового режима, порядка установления, определения границ, совокупности устанавливаемых требований.

Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие требования, позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашли законодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствует единообразие в установлении правового режима указанных зон, из-за правовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуре установления таких зон возникают в правоприменительной практике. Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличии материальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальные нормы. В результате получается, что обязательные для исполнения требования существуют, а ответственность за их несоблюдение отсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие административную ответственность за нарушения правового режима санитарно-защитных зон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зон объектов по производству электрической энергии зон и др.

В настоящем пособии использован общий подход в раскрытии правового режима существующих зон с особыми условиями использования территории, с помощью которого можно выявить не только общее и особенное в регламентации указанных вопросов, но и существующие правовые пробелы и возможные коллизии.

I. Общая характеристика зон с особыми условиями использования территории

К сожалению, действующее российское законодательство достаточно разрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходит к вопросам установления и регулирования правового режима зон с особыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, что категория “зоны с особыми условиями использования территории” раскрывается в Градостроительном кодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов (перечень которых остается открытым), а отдельные вопросы использования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ни Градостроительный кодекс РФ, ни Земельный кодекс РФ не устанавливают единых правил и требований в раскрытии общей характеристики таких зон.

Так, в соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Как видим, правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий имеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, согласно которому порядок установления и создании защитных и охранных зон регулируется законодательством.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.

Многоотраслевой характер зоны с особым условием использования территорий предопределяет особенности ее правового режима, порядка установления, определения границ, совокупности устанавливаемых требований.

В силу требований ст.56 Земельного кодекса РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

При этом ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон.

Лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель, осуществляется возмещение убытков.

Читайте также:
Пакты о правах человека

В соответствии с ч.3 ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, определяется:

– Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

– органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

– органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие требования, позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашли законодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствует единообразие в установлении правового режима указанных зон, из-за правовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуре установления таких зон возникают в правоприменительной практике. Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличии материальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальные нормы. В результате получается, что обязательные для исполнения требования существуют, а ответственность за их несоблюдение отсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие административную ответственность за нарушения правового режима санитарно-защитных зон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зон объектов по производству электрической энергии зон и др.

В настоящем пособии использован общий подход в раскрытии правового режима существующих зон с особыми условиями использования территории, с помощью которого можно выявить не только общее и особенное в регламентации указанных вопросов, но и существующие правовые пробелы и возможные коллизии. При этом сам правовой режим зоны с особыми условиями использования территорий предполагает наличие следующих необходимых компонентов:

1) определенные цели ее установления;

2) особый объект охраны;

3) особый субъектный состав, их правовой статус;

4) ее размеры и границы;

5) процедуру и порядок ее установления;

6) размещение опознавательных (информационных, защитных) знаков;

7) совокупность требований, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности:

– особенности использования земельных участков;

– особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на ее территории;

– запреты и ограничения;

8) юридическую ответственность за нарушение установленных требований.

II. Охранные зоны

2.1. Охранные зоны объектов электроэнергетики

В соответствии с ч.2 ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Порядок установления охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ:

Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору. Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, органом федерального государственного энергетического надзора является Ростехнадзор.

2.1.1. Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства

Правовое регулирование:

Объектом охранной зоны являются объекты электросетевого хозяйства.

Объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об элетроэнергетике”).

Читайте также:
Изменение и расторжение договора

Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу указанного Постановления Правительства РФ.

Субъекты охранной зоны объектов электросетевого хозяйства:

– сетевая организация – организация, которая владеет объектом электросетевого хозяйства на праве собственности или на ином законном основании;

– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор;

– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости;

– заинтересованные лица (юридические и физические лица).

Размеры и границы охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению к Правилам.

Охранные зоны устанавливаются:

а) вдоль воздушных линий электропередачи – в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии:

Проектный номинальный класс напряжения, кВ

2 (для линий с самонесущими или изолированными проводами, проложенных по стенам зданий, конструкциям и т.д., охранная зона определяется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от таких линий)

10 (5 – для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов)

Экспериментальный правовой режим в России вступит в действие в 2022 году. Что это значит?

12 октября 2021 года на Международном конгрессе “Цифровая медицина и информационные технологии ” был объявлен запуск экспериментального правового режима в России в 2022 году.

Экспериментальный правовой режим в России вступит в действие в 2022 году.

Правительство России и Всемирный экономический форум (Давос) под руководством Клауса Шваба подписали меморандум о создании в России центра четвертой промышленной революции.

Что это значит?

Вот что говорит об этом “консультант-плюс”:

Экспериментальный правовой режим состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории, в том числе в полном или частичном отказе от применения определенной группой лиц или на определенной территории обязательных требований либо в отказе от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности.

Вы что-нибудь поняли?

Что это за ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ГРУППЫ ЛИЦ, кто их определяет и по какому принципу?

Само название Экспериментальный правовой режим” говорит за себя.

В России будет новый правовой режим – экспериментальный.

Интересно, а как же Конституция, которая гарантирует всем равные права?

Ведь появятся какие-то ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ГРУППЫ ЛИЦ, которым будут запрещать разрешительную деятельность или наоборот они смогут не выполнять обязательных требований.

Может я что-то не понимаю?

Может у кого-то есть более точная информация, поделитесь пожалуйста в комментариях.

Этот меморандум подписал вице-премьер Дмитрий Чернышенко по поручению премьер-министра Михаила Мишустина. Ну а Мишустину, видимо, поручил сам Путин.

И вот что говорит об этом Чернышенко:

“Сегодня Россия находится в активной фазе формирования цифровой экономики, которая затрагивает все отрасли промышленности, социальной сферы и госуправления.

Основная цель создания российского Центра четвертой промышленной революции – повышение узнаваемости России в мировом экспертном сообществе и возможность обмена с ВЭФ и его партнерами по всему миру накопленным опытом и экспертизой”

Ага, значит цель – повышение узнаваемости. А я то думала: благо людей.

А еще, Чернышенко заявил, что в 2022 году совместно с ВЭФ в России планируется развернуть проекты по ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ правовому режиму, искусственного интеллекта и интернету вещей.

Знаете, что такое интернет вещей?

Сети мобильной связи G5 называюся интернет вещей, а тестируемые G6 – интернет тела!

Так что – вперед к светлому будущему!

Но конечно, мы не будем думать ничего плохого, ведь в конечном итоге все делается для нашего же блага, естессственно!

Все же помнят Клауса Шваба с его перезагрузкой.

PS: Вот уже вырисовывается следующий этап ПЛАНА Закулисы, с полной передачей странами своих суверинитетов.

«Римский пакт» министров G20: национальная медицина переходит под управление ВОЗ

Экспериментальный правовой режим в России вступит в действие в 2022 году. Что это значит?

В Риме в рамках саммита стран «Большой двадцатки» (в 2021 г. G20 принимает Италия) состоялась встреча министров здравоохранения. В ней приняли участие не 20, а целых 43 чиновника – повестка действительно была глобальной.

Декларацию, подписанную министрами по итогам мероприятия, следует признать ключевой для текущих и грядущих событий.

Во-первых, ее тезисы наглядно показывают глубоко продуманный единый сценарий «пандемии коронавируса»,

во-вторых, правительства ведущих стран мира фактически расписались в передаче полномочий по национальной политике в сфере здравоохранения ВОЗ, ее спонсорам и сетевым структурам.

Это называется сдачей суверенитетов.

Читайте также:
Частный водный сервитут: что это значит

Российский министр Мурашко в этом спектакле сыграл роль поддакивающего паяца, уповающего на милость глобалистов: мол, я же исполняю все ваши директивы в России, а вы, пожалуйста, признайте наконец наши вакцины. Получилось очень жалко и трагикомично.

Главная тема слета министров G20 в Риме звучала как «влияние пандемии коронавируса на цели устойчивого развития повестки ООН 2030 года».

Венцом переговоров стала совместная декларация, которую явно составляли ребята, не имеющие отношения к национальному правительству какого-либо государства.

Она изобилует словечками вроде «инклюзивность», «гендерно ориентированный», «цифровая трансформация», «транспарентный», «устойчивое развитие», «всеобщее благо вакцинации» – так что уши неоконов торчат буквально из каждой ее страницы.

Перейдем непосредственно к ее содержанию – мы выделили ключевые тезисы, хотя это было непросто из-за витиеватого языка, изобилия синонимов и общих выражений.

«Мы встретились в Риме, чтобы обеспечить мощное многостороннее сотрудничество, вплоть до завершения пандемии COVID-19, и поддержки восстановления мира, и чтобы продолжать сотрудничество нашими общими усилиями ради лучшего предупреждения, определения и ответа на глобальные риски здоровью и экстренные ситуации.

Во Всемирной организации здравоохранения готовятся к специальной ноябрьской сессии ассамблеи, на которой для государств-членов будет разработана «конвенция или другой международный инструмент по пандемической готовности и реагированию».

После принятия такого межправительственного документа страны-члены (195 стран, включая Россию) потеряют остатки нацсуверенитета в здравоохранении, а их ведомства фактически станут филиалами ВОЗ.

Тяжкие и особо тяжкие преступления. Ст. 15 УК РФ. Категории преступлений

В уголовном законодательстве все преступные деяния подразделяются на определенные категории в зависимости от степени тяжести. Среди наименее опасных злодеяний выделяют преступления небольшой и средней тяжести. К более серьезным и жестоким деяниям относятся те, санкции за которые могут достигать десяти лет в изоляции от общества и даже быть выше указанного срока. Такие преступления считаются тяжкими и особо тяжкими. В определенных случаях человек за осуществление последних может получить самое суровое наказание – пожизненную изоляцию от общества. Подробнее обо всем этом будет рассказано в данной статье.

Немного о главном

Итак, все преступления, ответственность за которые перечислена в уголовном законодательстве, относятся к определенным категориям. Учитывая нормы, ст. 15 УК РФ выделяет: деяния небольшой и средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие. Каждое из них имеет свою характеристику и особенности.

В данном случае речь пойдет о тяжких и особо тяжких преступлениях, потому что именно от них чаще всего страдают невинные люди.

Итак, тяжким признается умышленное деяние, санкции за которое не превышают десяти лет в изоляции от общества. Таким образом, если наказание по соответствующей статье УК достигает даже семи лет лишения свободы, но злодеяние было совершено по неосторожности, то оно не может считаться тяжким. Об этом нужно знать.

Особо тяжким считается умышленное преступление, санкции за которое превышают десять лет в изоляции от общества. Кроме того, за него может быть назначено и более строгое, максимальное наказание в виде пожизненного нахождения в колонии, где установлен особый режим.

Характеристика

Тяжкие и особо тяжкие преступления представляют собой наиболее серьезную опасность для общества. Кроме того, они приводят к еще более серьезным последствиям, чем деяния небольшой или средней тяжести. В данном случае злоумышленник действует с умыслом. Он заранее знает, что может навредить человеку, его здоровью, лишить последнего жизни, но все равно идет на осуществление деяния.

Как же определяется тяжесть преступления? Как уже было сказано ранее, если санкции за деяние, совершенное с умыслом, не более 10 лет, то злодеяние считается тяжким. Например, если один человек умышленно лишил другого жизни, то какое ему наказание может быть назначено, исходя из норм УК? По первой части статьи 105 срок может быть от шести до 15 лет. Это значит, что если человеку суд назначит семь лет, то преступное деяние будет считаться тяжким, если с учетом всех обстоятельств последний получит срок больше 10 лет, то особенно тяжким. Об этом также необходимо знать.

Исправительное учреждение

Тяжкие и особо тяжкие преступления должны быть наказаны по всей строгости закона. Тем не менее иногда даже за них суд не может дать максимально возможное наказание. Например, женщины могут отбывать срок только в колониях, где установлен общий режим. Для представительниц слабого пола просто не предусмотрено наиболее суровое наказание, такое как пожизненное лишение свободы.

В то время как мужчины, совершившие тяжкие деяния в первый раз, направляются судом отбывать срок на общий режим. При рецидиве злодеяний – уже на строгий. При совершении нескольких особо тяжких деяний или одного очень серьезного и жесткого преступления (например, изнасилование и убийство малолетнего) лицу мужского пола назначается пожизненная изоляция от общества. Это наиболее справедливое наказание, прописанное в законе за содеянное.

Читайте также:
Частный водный сервитут: что это значит

На что нужно обратить внимание

Итак, все категории преступных деяний прописаны в ст. 15 УК РФ. Здесь следует отметить также и то, что преступлениями наименьшей тяжести признаются те, за которые санкции не составляют больше трех лет в изоляции от людей. К ним относятся неумышленные злодеяния и совершенные по неосторожности. Решение по таким делам принимает мировой суд. Для остальных категорий преступных деяний это нехарактерно. Потому их рассмотрение осуществляется только в суде общей юрисдикции (районном, городском).

Особенно необходимо отметить такую категорию преступлений по степени тяжести, санкции за совершение которых, при наличии умысла виновного, не могут быть больше пяти лет лишения свободы. Также к ним относятся злодеяния, осуществление которых произошло по случайности, неосторожности. В данном случае речь идет о категории деяний средней тяжести. На практике они совершаются достаточно часто.

Неверное представление

Как уже было указано ранее, категории преступлений по степени тяжести делятся на деяния небольшой и средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. За последние УК предусматривает наиболее суровое наказание. Например, убийство, растрата, вымогательство, разбой, мошенничество. В зависимости от сложности содеянного, преступление может быть как тяжким, так и особо тяжким деянием, если суд назначит виновному по соответствующей статье срок больше десяти лет в колонии. Чаще всего это бывает при рецидиве преступлений.

Еще хотелось бы сказать о том, что многие люди, не имеющие юридического образования и не разбирающиеся во всех тонкостях законодательства, очень часто предполагают, что, если по статье предусмотрено наказание больше пяти лет, пусть и по неосторожности, то это тяжкое деяние. На самом деле это не так. Ведь здесь все достаточно просто. Тяжким считается только то злодеяние, которое было совершено с умыслом и санкции за которое не превышают десяти лет лишения свободы. Неосторожное деяние совершается без умысла. Здесь присутствует только легкомыслие или небрежность. Таким образом, вывод о том, что неосторожное деяние является тяжким, считается абсолютно неверным. Это подтверждается нормой закона. Например, по статье 264 УК за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности водителя смерть нескольких лиц, санкции могут достигать семи лет и девяти, если человек за рулем был нетрезвым. Тем не менее это не говорит о том, что последний совершил тяжкое деяние. Потому что здесь присутствовала неосторожность.

Самое основное

За совершение тяжких и особо тяжких преступлений виновный должен понести соответствующее наказание. Ведь эти категории злодеяний считаются наиболее опасными и приводят к серьезным и даже трагическим последствиям. Ниже будет приведен неполный перечень особо тяжких преступлений. Статьи УК в данном случае будут следующие:

  • № 105 (за лишение жизни другого человека, да еще и с отягчающими обстоятельствами, виновному может грозить даже пожизненная изоляция от людей);
  • № 111, если преступник нанес здоровью лица непоправимый вред, что в итоге привело к смерти последнего;
  • части 2 и 3 статьи № 126 УК, когда речь идет о похищении человека, совершенного группой лиц, или содеянное привело к гибели заложника;
  • части статей № 131 и 132 УК, здесь речь идет об изнасиловании и действиях сексуального характера;
  • статьи №205 и 206 УК – за подготовку и осуществление террористического акта лицу может грозить пожизненная изоляция от людей.

Важно знать

Какой срок получит злоумышленник за любое совершенное деяние, будет решать только суд. Ведь именно этот орган власти исследует все материалы дела и доказательства, представленные сторонами в процессе разбирательства. Кроме того, только суд с учетом определенных обстоятельств может изменить одну категорию преступления на другую (менее строгую). Об этом нужно знать. Потому что иногда суд, видя раскаяние виновного, идет ему навстречу и назначает наказание меньше положенного.

Последствия

Итак, необходимо еще раз отметить, что к особо тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, санкции за которые составляют больше десяти лет в изоляции от людей. Чаще всего такие люди отбывают наказание на строгом или особом режиме.

Судимость за осуществление деяний такой тяжести погашается только через десять лет после освобождения из тюрьмы. Но, если лицу было назначено пожизненное заключение, то в данном случае это уже значения иметь не будет.

Судимость за тяжкие преступления будет считаться погашенной через восемь лет после освобождения из колонии. Тем не менее многие люди, вставшие на путь исправления, стараются избавиться от этого правового статуса намного раньше и подают заявление в судебный орган о снятии судимости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: