Открытое море: что это такое, описание и особенности

Понятие и режим открытого моря: краткая характеристика свобод открытого моря

За внешней границей территориального моря находятся про­странства морей и океанов, которые не входят в состав территориаль­ных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Откры­тое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства от­крытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:

свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом;

свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое госу­дарство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государст­ва, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Ис­ключения из этого правила устанавливаются международными дого­ворами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавлива­ет, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

что судно занимается пиратством или работорговлей;

что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:

ведет регистр судов;

принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;

обеспечивает контроль годности судов к плаванию;

обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.

Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряже­нию каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.

Существует право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибреж­ного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продол­жаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территори­альное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении воен­ных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государствен­ной службе (полицейских, таможенных).

Понятие и правовой режим открытого моря

История формирования принципа свободы открытого моря

Трудно представить, что бескрайние просторы морей и океанов могут быть разделены между отдельными государствами. И действительно, в настоящее время провозглашенная свобода открытого моря рассматривается как наиболее значимый и фундаментальный принцип морского права.

Между тем, этот принцип не всегда был признан со стороны государств. В разное время отдельные страны, например, такие, как Испания, Португалия, Англия, Голландия и др., стремились навязать свой суверенитет над некоторыми частями морей.

Только в начале XVII века была анонимно опубликована разработанная голландским юристом Гуго Гроцием доктрина свободы морейMare Liberum»), которая, как отмечается в литературе, вошла в мир как бомба.

Открытое море — это часть пространства Мирового океана, находящаяся вне юрисдикции какого-либо государства, под сферой правового регулирования норм международного права в целях его использования и защиты.

Считается, что впервые идею о том, что море является общей собственностью всех людей, высказали римские юристы. Так, в римском праве существовало положение, что моря и рыбы являются «communis omnium naturali jure», то есть открытыми и общими для всех людей в силу естественного закона.

Вследствие распада Римской империи между морскими государствами (Венеция, Генуя и др.) возник конфликт из-за контроля над торговыми путями и рыболовными районами. Именно в это время отчетливо проявились претензии различных государств на суверенитет над морями. В противовес концепции открытого моря возникла концепция закрытого моря — «Mare Clausum», которая была выдвинута государствами, имеющими выходы к морю. Эта концепция очень устраивала морские державы, поскольку полностью отвечала их политическим и коммерческим интересам.

Следует отметить, что в период XV-XVII вв. в мире доминировали две морские супердержавы — Испания и Португалия, которые фактически разделили между собой огромные пространства земных океанов. К тому же, они пользовались поддержкой Папы Римского. Однако их исключительный контроль над морями, окружающими новые земли в Африке, Тихом океане и Южной Америке, в том числе и отказ в доступе к торговым путям для других развивающихся морских держав, привел к серьезному конфликту. В частности, англичане и голландцы, стремящиеся получить свою долю от прибыли от торговли в Новом Свете, активно противостояли политике закрытых морей. Все чаще стали высказываться аргументы о том, что моря свободны и открыты для всех людей.

Читайте также:
Особая пошлина: что это такое, описание и особенности

В 1602 году произошел конфликт Голландской Ост-Индской компанией с португальцами в Ост-Индии, который закончился захватом португальского галеона в Малаккском проливе капитаном голландцев Ост-Индской компании. Гуго Гроцию – юристу Ост-Индской компании, было поручено написать защиту для обоснования правомерности захвата португальского судна. Так, появился знаменитый труд De Jure Praeda («Де-юре Праэда» — Закон о праве призов и трофеев). Глава XII данного научного труда Г. Гроция, «Mare Liberum» была опубликована значительно позже, в 1608 году. В ней Гуго Гроций, будучи юристом, блестяще обосновал принцип свободы морей, приводя аргументы в пользу того, что море не может никому принадлежать, поскольку оно безгранично и приспособлено для использования всеми.

Необходимо отметить, что «Mare Liberum» вызвала недовольство многих стран, стремящихся распространить суверенитет на море, в особенности, Англии. Оппонентом Г. Гроция стал английский юрист Селден, который создал свою концепцию закрытого моря — Mare Clausum, отстаивая в ней право на присвоение моря на практике.

Исторические страницы России свидетельствуют, что наша страна также внесла свой вклад в развитие принципа свободы открытого моря. Так, свои мнения от открытом море как свободной территории от чьего-либо влияния высказывали в разное время царь Федор Иоаннович, Борис Годунов, Петр I и др., которые высказывались о Море-океане как пути Божьем.

В дальнейшем принцип свободы открытого моря к началу XIX в. окончательно утверждается в качестве обычной нормы международного права.

Международно-правовой режим открытого моря

Общепризнанные обычаи, применявшиеся на море, т.е. морские обычаи, относятся к числу самых древних. Возможно поэтому принцип свободы открытого моря длительное время существовал в виде неписанного международного обычая морского права.

Впервые на международном уровне принцип свободы открытого моря обрел «юридическую оболочку» только в 1958 году, после принятия специальной Женевской Конвенции об открытом море, принятой в рамках I Конференции ООН по морскому праву (GCHS). В ст. 1 данной Конвенции осуществлена недостаточно удачная попытка дать дефиницию понятия «открытое море», в которой его сущность фактически раскрывается через перечисление тех видов водных пространств, которые не входят в открытое море, а именно — территориальные воды и внутренние воды какого-либо государства.

В дальнейшем была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS), так называемая «Конституция Мирового океана», в ст. 89 которой провозглашен принцип свободы морей.

Содержание принципа свободы открытого моря включает в себя следующие свободы:

  • судоходства;
  • пролета;
  • прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
  • строительства искусственных островов и других сооружений;
  • рыболовства;
  • научных исследований.

Между тем, следует отметить, что рассматривались и иные альтернативы принципу открытого моря:

1) оформление раздела мирового океана между всеми государствами;

2) подчинение Мирового океана юрисдикции какого-либо международного органа;

3) наделение государств дублирующей юрисдикцией в отношении деятельности в открытом море.

Однако международное сообщество провозгласило и юридически закрепило принцип свободы морей, который необходимо понимать в качестве соглашения о том, что все страны договорились не предпринимать попыток установления исключительного контроля над океанами.

Таким образом, принцип свободы открытого моря эволюционировал от высказываний древних юристов к обычаю морского права до юридически закрепленного принципа международного права, — открытое море свободно и не может быть разделено между государствами.

Между тем, содержательное наполнение принципа свободы открытого моря изменилось — если раньше оно рассматривалось как ничейное, то в современное время — это общее наследие человечества.

Вопросы правового режима открытого моря по законодательству Российской Федерации

Для Российской Федерации, имеющей обширнейшую и крайне неоднородную (в природном, хозяйственном и этнокультурном отношении) территорию, а также одно из самых больших по численности население, пространственные аспекты территориального развития являются неизменно актуальными и находятся в высоком приоритете.

Основополагающий документ, в котором определяются национальные интересы России в Мировом океане – это Морская доктрина Российской Федерации. В данном документе отмечено, что Российская Федерация в Мировом океане осуществляет реализацию и защиту свободы открытого моря, включающую свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы. В этой связи Морская доктрина Российской Федерации до 2030 г. подтверждает незыблемость государственного суверенитета, юрисдикции и суверенных прав Российской Федерации, в том числе в открытом море.

«Морские» вопросы содержатся в разработанной «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». В документе акцентированы, в частности, вопросы дальнейшей поступательной динамики морских портов страны, локализации производств по добыче углеводородного сырья в шельфовых зонах Дальневосточного и Арктического бассейнов, развития Северного морского пути как полноценного международного транспортного коридора. Фокусируется внимание и на геополитической значимости приморских (приграничных) территорий, целесообразности их опережающего социально-экономического развития.

В Указе Президента РФ от 20.07.2017 № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года отмечается, что современный этап развития человечества характеризуется расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана, вовлечением их ресурсного потенциала в промышленное производство (п. 29). В документе обозначена необходимость военно-морского присутствия Российской Федерации в стратегически важных и других районах Мирового океана.

Читайте также:
Принцип взаимности: что это такое, описание и особенности

До настоящего времени действуют Указ Президента РФ «О федеральной целевой программе «Мировой океан»» от 17 января 1997 г. и Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919 «О федеральной целевой программе «Мировой океан»». Однако, отметим, что поскольку данные нормативно-правовые акты приняты почти двадцать пять лет назад, содержащиеся в них положения не отражают реальное положение дел в сфере интересов России в Мировом океане.

Многие законодательные и подзаконные акты РФ регулируют экономические аспекты рыболовства в открытом море. В частности, в п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ отмечено, что промышленно рыболовство открытом море осуществляется на основе действия международных договоров. Рыбный промышленный промысел биоресурсы предоставляется на основании договоров, проведения аукционов.

В Постановлении Правительства РФ от 25 августа 2016 г. № 841 «О требованиях к рыболовству в открытом море в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство в открытом море с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации» регулируются вопросы обязанностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих промышленное рыболовства в открытом море.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Открытое море: что это такое, описание и особенности

Государства – Стороны настоящей Конвенции,

желая кодифицировать постановления международного права, касающиеся открытого моря,

признавая, что заседавшая в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 года Конференция Объединенных Наций по вопросам морского права приняла нижеследующие постановления как носящие общий характер декларации установленных принципов международного права,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Слова “открытое море” означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства.

Статья 2

Открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Свобода открытого моря осуществляется в условиях, определяемых настоящими статьями и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных, так и для неприбрежных государств:

1) свободу судоходства,

2) свободу рыболовства,

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы,

4) свободу летать над открытым морем.

Все государства осуществляют эти свободы, равно как и другие свободы, признанные в соответствии с общими принципами международного права, разумно учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

Статья 3

1. Государства, не имеющие морского берега, для того чтобы пользоваться свободой морей на равных правах с прибрежными государствами, должны иметь свободный доступ к морю. Для этой цели государства, расположенные между морем и государством, не имеющим морского берега, по общему соглашению с этим последним и в соответствии с существующими международными конвенциями предоставляют:

а) государству, не имеющему морского берега, на основе взаимности, свободный путь через свою территорию и

б) судам, плавающим под флагом этого государства, на условиях равенства со своими судами или судами других государств, доступ к морским портам и использованию этих портов.

2. Государства, расположенные между морем и государством, не имеющим морского берега, решают по общему соглашению с этим последним и с учетом прав прибрежного государства или государства, через территорию которого совершается транзит, а также особых условий, в которых находится государство, не имеющее морского берега, все вопросы, относящиеся к свободе транзита и равенства в пользовании портами, если такие государства не являются уже сторонами действующих международных конвенций.

Статья 4

Каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или нет, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Статья 5

1. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Между данным государством и данным судном должна существовать реальная связь; в частности, государство должно эффективно осуществлять в области технической, административной и социальной свою юрисдикцию и свой контроль над судами, плавающими под его флагом.

2. Каждое государство выдает судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом, соответствующие документы.

Статья 6

1. Суда должны плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в настоящих статьях, подчиняются его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода собственности или изменения регистрации.

2. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Статья 7

Постановления предыдущих статей не затрагивают вопроса о судах, состоящих на официальной службе какой-либо межправительственной организации и плавающих под флагом этой организации.

Статья 8

1. Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

2. В настоящих статьях слова “военный корабль” означают судно, принадлежащее к военно-морским силам какого-либо государства и имеющие внешние знаки, отличающие военные корабли его национальности, находящиеся под командой офицера, состоящего на государственной службе, имя которого занесено в список офицеров военно-морского флота, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.

Читайте также:
Охрана государственная: что это такое, описание и особенности

Статья 9

Суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой правительственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции государств, не являющихся государством флага.

Статья 10

1. Каждое государство обязано принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море судов, плавающих под его флагом, в частности, в том, что касается:

а) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения,

б) комплектования и условий труда экипажей судов, с учетом подлежащих применению международных актов, касающихся вопросов труда,

с) конструкции, оснащения судов и их мореходных качеств.

2. Предписывая эти меры, государство обязано соблюдать общепринятые международные нормы и предпринимать все необходимые меры для обеспечения их соблюдения.

Статья 11

1. В случае столкновения или какого-либо другого происшествия с судном при плавании в открытом море, вызывающего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица на службе судна, какое-либо уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является.

2. В области дисциплинарной ответственности государство, которое выдало диплом судоводителя или свидетельство о квалификации, является единственно компетентным для того, чтобы, после должной процедуры, отобрать эти документы даже в том случае, если их владелец не является гражданином государства, их выдавшего.

3. Ни арест, ни задержание этого судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Статья 12

1. Каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, поскольку капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:

а) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель,

б) следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать,

с) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, поскольку это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

2. Все прибрежные государства должны способствовать организации и содержанию соответствующей эффективной спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также заключать с этой целью в необходимых случаях региональные соглашения о взаимном сотрудничестве с соседними государствами.

Статья 13

Каждое государство обязано принимать эффективные меры против перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, и налагать наказания за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно ни плавало,ipso facto свободен.

Статья 14

Все государства обязаны содействовать в полной мере уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.

Статья 15

Любое из перечисленных ниже действий является пиратством:

1) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный

а) в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту,

б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства;

2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если тот, кто этот акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат являются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом,

3) любое действие, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в пунктах 1 или 2 настоящей статьи.

Статья 16

Пиратские действия, определяемые в статье 15, которые совершаются военным судном или государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил власть над этим судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном.

Статья 17

Судно или летательный аппарат считаются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом, если они предназначаются лицами, имеющими над ними власть, для совершения действий, предусматриваемых в статье 15. Это относится также к судну или летательному аппарату, которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор пока они остаются под властью лиц, виновных в этих действиях.

Статья 18

Судно или летательный аппарат может сохранять свою национальность, несмотря на то, что они стали пиратским судном или пиратским летательным аппаратом. Сохранение или утрата национальности определяется законом того государства, которым она была предоставлена.

Статья 19

В открытом море или в любом другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц.

Читайте также:
Присяжный фотограф: что это такое, описание и особенности

Статья 20

Если захват судна или летательного аппарата по подозрению в пиратстве совершен без достаточных оснований, государство, совершившее захват, отвечает перед государством, национальность которого имеет судно или летательный аппарат, за всякий вред и всякие убытки, причиненные захватом.

Статья 21

Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или другими судами или летательными аппаратами, состоящими на правительственной службе и на то уполномоченными.

Статья 22

1. За исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший иностранное торговое судно в открытом море, не вправе подвергать его осмотру, если нет достаточных оснований подозревать,

а) что это судно занимается пиратством, или

б) что это судно занимается работорговлей, или

с) что, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

2. В случаях, предусматриваемых в пунктах “а”, “б”, и “с”, военный корабль может произвести проверку судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейшее обследование на борту этого судна, со всей возможной осмотрительностью.

3. Если подозрения оказываются ошибочными, причем осмотренное судно не совершило никаких действий, которые давали бы для этих подозрений основание, ему должны быть возмещены причиненные вред и убытки.

Статья 23

1. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающее в территориальном море или прилежащей зоне, получает приказ остановиться, судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моря или прилежащей зоны. Если иностранное судно находится в прилежащей зоне, определенной в статье 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

2. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или в территориальное море какого-либо третьего государства.

3. Преследование считается начатым только при условии, если преследующее судно удостоверилось при помощи находящихся в его распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно или одна из его шлюпок или другие шлюпки, которые действуют совместно и используют преследуемое судно в качестве судна-базы, находятся в пределах территориального моря или, в соответствующих случаях, в прилежащей зоне. Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей соответствующему судну его увидеть или услышать.

4. Право преследования может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или же другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и специально на то уполномоченными.

5. В случае преследования летательным аппаратом

а) постановления пунктов с 1 по 3 настоящей статьи применяются mutatis mutandis и в отношении этого способа преследования;

б) летательный аппарат, отдающий приказ об остановке, должен сам активно преследовать судно, пока какое-либо судно или какой-либо летательный аппарат прибрежного государства, предупрежденный летательным аппаратом, не прибудет на место, чтобы продолжать преследование, если только летательный аппарат не может сам задержать судно. Чтобы обосновать задержание какого-либо судна в открытом море, недостаточно только того, чтобы оно было просто замечено летательным аппаратом, как совершившее нарушение или как подозреваемое в совершении нарушения, если только одновременно оно не получило требования остановиться и не было преследуемо самим летательным аппаратом или другими летательными аппаратами или судами, продолжающими непрерывное преследование.

Правовой режим открытого моря и Района

Под открытым морем понимаются все воды Мирового океана, которые находятся за внешней границей исключительных экономических зон. Открытое море не может быть подчинено чьему-либо суверенитету, оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

Правовой режим открытого моря регламентируется исключительно нормами международного права, прежде всего положениями Конвенции об открытом море 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Согласно Конвенции об открытом море 1958 года свобода открытого моря включает в себя:

1) свободу судоходства;

2) свободу рыболовства;

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

4) свободу летать над открытым морем.

Конвенция 1982 года расширила понятие свободы открытого моря, включив дополнительно:

5) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

Читайте также:
Неконвертируемая валюта: что это такое, описание и особенности

6) свободу научных исследований.

Все государства должны осуществлять эти свободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютный характер.

Свобода судоходства означает, что каждое государство независимо от того, имеет ли оно выход к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Основу правового режима судоходства в открытом море составляет принцип свободы открытого моря, являющийся одним из общепризнанных принципов современного международного права. Из него вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага, в соответствии с которым любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется законам и власти только того государства, под флагом которого оно плавает.

Вмешиваться в плавание иностранного торгового судна в открытом море имеют право только военные корабли или другие суда и летательные аппараты, находящиеся на правительственной службе и уполномоченные для этих целей.

Кроме того, такое вмешательство ограничено строго определенными случаями:

1) на основании международного договора;

2) если судно занимается пиратством;

3) если судно занимается работорговлей;

4) если судно занимается несанкционированным вещанием, а государство флага военного корабля имеет юрисдикцию;

5) если судно не имеет национальности;

6) если на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но в действительности судно имеет ту же национальность, что и данный корабль;

7) при осуществлении права преследования.

Во всех вышеуказанных случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью.

Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Что касается возможности вмешательства на основании международного договора, то оно может быть осуществлено только при условии, что военный корабль или судно, осуществляющее вмешательство, и судно, в отношении которого такое вмешательство осуществляется, являются участниками соответствующего международного договора.

Одной из самых ранних конвенций, предусматривавших вмешательство в открытом море, является Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 года. Ее положения предусматривают контроль за рыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактов нарушения Конвенции, а также привод судна-нарушителя в порт государства флага и передачу компетентным властям.

К числу других международных договоров, допускающих вмешательство в открытом море, относится Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 года. Согласно ее положениям военные и специально уполномоченные для этих целей суда имеют право остановить и осуществить проверку любого торгового судна независимо от флага, если оно подозревается в нарушении Конвенции. Командир военного корабля или специального судна в этих случаях может составить протокол. Однако любые вопросы, связанные с нарушениями Конвенции 1884 года, могут рассматриваться только судебными учреждениями государства флага судна.

Неоднократно имевшие место в открытом море случаи загрязнения, которые по своим масштабам представляли угрозу для прибрежного государства, озабоченность международного сообщества растущей угрозой экологического кризиса и другие сопутствующие факторы стали причиной заключения в 1969 году Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 году – Протокола о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть.

Согласно Конвенции 1969 года прибрежное государство в исключительных случаях имеет право принимать в открытом море по отношению к иностранному судну все необходимые меры для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии. Протокол 1973 года распространил действие Конвенции 1969 года на случаи загрязнения или их угрозы любыми другими опасными веществами.

Вмешательство может осуществляться и на основании актов международных организаций, которые созданы и действуют на основании международных договоров.

Правовой режим Района.

Современные технологии позволяют добывать полезные ископаемые не только на континентальном шельфе, но и за его пределами на больших глубинах. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года регламентирует правовой режим морского дна, находящегося за пределами действия национальной юрисдикции, который в соответствии со статьей 1 называется Районом.

Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются.

Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган. Эти ресурсы не подлежат отчуждению. Тем не менее полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены, но лишь в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и нормами, правилами и процедурами Органа.

Деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества независимо от географического положения государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления, признанных ООН.

Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе, на недискриминационной основе.

Читайте также:
Правовая норма: что это такое, описание и особенности

Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами – как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю.

Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества.

Все государства – участники Конвенции 1982 года являются ipso facto членами Органа. Место пребывания Органа – Ямайка. Орган может создавать такие региональные центры или отделения, какие он считает необходимыми для осуществления своих функций. В качестве главных органов Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.

Ассамблея состоит из всех членов Органа. Каждый член имеет в Ассамблее одного представителя. Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на специальные сессии, решение о созыве которых может быть принято Ассамблеей или которые могут быть созваны Генеральным секретарем по просьбе Совета или большинства членов Органа.

Большинство членов Ассамблеи составляют кворум. Каждый член Ассамблеи имеет один голос.

Совет состоит из 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей. Совет осуществляет свои функции в месте пребывания Органа и проводит заседания так часто, как этого могут потребовать дела Органа, но не реже трех в год. Большинство членов Совета составляют кворум. Каждый член Совета имеет один голос.

Совет является исполнительным органом Органа. Совет обладает полномочиями устанавливать, какую конкретно политику должен проводить Орган по любому вопросу или проблеме, относящимся к компетенции Органа.

Персонал Органа состоит из таких квалифицированных научных, технических и других сотрудников, которые могут потребоваться для выполнения административных функций Органа.

Персонал назначается Генеральным секретарем. Порядок и условия назначения, вознаграждения и увольнения персонала устанавливаются в соответствии с нормами, правилами и процедурами Органа.

Предприятие является органом Органа, который непосредственно осуществляет деятельность в Районе, а также транспортировку, переработку и сбыт полезных ископаемых, добытых в Районе.

5. Открытие наследства

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

Временем открытия наследства является момент смерти гражданина.

По ранее действовавшему законодательству временем открытия наследства являлся день смерти гражданина, который фиксировался в свидетельстве о его смерти. Исходя из этого, граждане, умершие в один и тот же день, считались умершими одновременно
и не наследовали друг после друга, а к наследованию призывались наследники каждого из них. С введением нового правила об определении времени открытия наследства граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга только в том случае, если момент смерти каждого из таких граждан установить невозможно.

Факт смерти и время смерти гражданина подтверждаются свидетельством о смерти, выданным органом, уполномоченным производить государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Свидетельство о смерти на территории Российской Федерации выдается органом записи актов гражданского состояния или органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого отсутствует орган записи актов гражданского состояния, а также центром предоставления государственных и муниципальных услуг. В случае смерти гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации — консульским учреждением Российской Федерации (п. 1, 2, 2.2, 3 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Правила о государственной регистрации смерти установлены в главе VIII Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Согласно ст. 1113 ГК РФ объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, — день и момент смерти, указанные в решении суда.

Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Место последнего постоянного или преимущественного жительства наследодателя может быть установлено судом.

В случаях, когда последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если это наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества — место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части (ст. 1115 ГК РФ).

Если определить место открытия наследства по указанным правилам невозможно, то оно устанавливается в судебном порядке.

В том случае, когда последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, находилось на территории иностранного государства, место открытия наследства определяется на основании международных договоров Российской Федерации, в том числе на основании двустороннего договора Российской Федерации и соответствующего иностранного государства (ст. 1186 ГК РФ).

При отсутствии международного договора место открытия наследства, может быть определено двумя способами. Во-первых, в соответствии с п.1 ст. 1224 ГК РФ — по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. При этом наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр
в Российской Федерации, — по российскому праву. Во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 1115 ГК РФ — по месту, где находится наследственное имущество.

Читайте также:
Полу анклав: что это такое, описание и особенности

принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Нематериальные блага, неимущественные права и обязанности, а также имущественные права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и др.) в состав наследства не входят. это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Место жительства гражданина может подтверждаться документами, удостоверяющими его соответствующую регистрацию в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ его местонахождение может определяться по месту его пребывания. последнее место жительства наследодателя. Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории РФ, неизвестно или находится за ее пределами, то местом открытия наследства признается место нахождения такого наследственного имущества. Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества – место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. умерший гражданин, имущество которого переходит другим лицам в порядке наследования.

Как вступить в наследство

1. Кто может претендовать на наследство?

Вы можете претендовать на наследство, если:

  • вы упомянуты в завещании как наследник;
  • вы наследник по наследственному договору;
  • завещания или наследственного договора не существует, но вы родственник умершего;
  • вы не упомянуты в завещании (или завещания не существует), не являетесь стороной наследственного договора, но имеете право на обязательную долю наследственного имущества;
  • вы упомянуты в уставе наследственного фонда.

В первом случае принятие наследства происходит по завещанию. Во втором — по наследственному договору, в остальных — по закону (в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации). Наследственный договор имеет приоритет перед завещанием, завещание — перед наследованием по закону. Во всех ситуациях срок для принятия наследства, в течение которого вы должны обратиться к нотариусу с заявлением, — полгода с момента открытия наследства .

Если вам неизвестно, оставил ли ваш умерший родственник завещание или наследственный договор, подавайте заявление нотариусу о принятии наследства по закону. После открытия наследственного дела нотариус проверит с помощью единой информационной системы нотариата, оставил ли умерший завещание или наследственный договор.

Перед визитом к нотариусу вы можете проверить, открыто ли наследственное дело и у кого оно находится. Воспользуйтесь сервисом на сайте Федеральной нотариальной палаты: введите в форму ФИО наследодателя и — если известны — дату рождения и смерти.

Если в реестре открытых наследственных дел есть эта информация, вы увидите ФИО нотариуса и адрес его нотариальной конторы.

Если наследников нет, или никто из них не вступил в наследство, или все отказались от него, то имущество, входящее в наследство, признается выморочным и переходит в государственную или городскую собственность.

2. Какие родственники могут претендовать на наследство по закону?

В случае наследования по закону (если умерший не оставил завещания или наследственного договора), имущество в равных долях распределяется между наследниками первой очереди. Если наследников первой очереди нет или они не заявили о своих правах на наследство (или написали отказ от него), наследует вторая очередь и так далее. Всего существует восемь очередей наследников:

  • наследники первой очереди — дети, супруг и родители наследодателя;
  • наследники второй очереди — полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери, дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя);
  • наследники третьей очереди — полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя;
  • наследники четвертой очереди — прадедушки и прабабушки наследодателя;
  • наследники пятой очереди — дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);
  • наследники шестой очереди — дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети);
  • наследники седьмой очереди — пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя;
  • наследники восьмой очереди — те, кто не входят в круг наследников предыдущих семи очередей, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. При отсутствии других наследников, а также в случаях, если никто из наследников предшествующих очередей не имеет права наследовать (либо никто из них не принял наследства или все отказались от него), такие нетрудоспособные иждивенцы наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди.
Читайте также:
Разбой морской: что это такое, описание и особенности

3. Кто может претендовать на обязательную долю в наследстве?

Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле. Это значит, что если вы имеете право на обязательную долю наследственного имущества, то вы наследуете свою долю независимо от содержания завещания или наследственного договора. На обязательную долю в наследстве имеют право:

  • несовершеннолетние или нетрудоспособные дети умершего;
  • нетрудоспособные супруг и родители умершего;
  • нетрудоспособные иждивенцы умершего.

Такие наследники имеют право на получение наследственного имущества в размере не менее половины доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону, даже в том случае, если они указаны в завещании, но им завещано меньше половины причитающейся по закону доли.

Обязательную долю выделяют из завещанного имущества только в том случае, если завещано все наследственное имущество или его незавещанной части не хватит для осуществления права на обязательную долю. При этом законодательством предусмотрена возможность уменьшения обязательной доли, но не увеличения. В Это возможно в ситуации, когда получение обязательной доли не даст возможности передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (например, орудия труда, творческая мастерская и так далее).

“>ряде случаев наследники вправе требовать в судебном порядке уменьшить обязательную долю или отказать в ее присуждении.

Если наследник претендует на имущество из наследственного фонда, обязательную долю он не получит. Наследник может отказаться от прав (пункт 5 статьи 1124 Гражданского Кодекса РФ) на имущество наследственного фонда в пользу обязательной доли.

4. Что такое «наследование по завещанию»?

С помощью завещания можно на случай смерти распорядиться имуществом следующим образом:

  • завещать имущество (в том числе то, которое планируется приобрести в будущем) любым лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону;
  • любым образом определить доли наследников в наследстве;
  • лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону без объяснения причин;
  • указать в завещании другого наследника (подназначить наследника) на случай, если первый назначенный им наследник или наследник по закону умрет или по каким-то причинам не примет наследство;
  • возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера;
  • возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанность совершить какое-либо действие имущественного или неимущественного характера, в том числе действие по погребению наследодателя в соответствии с его волей;
  • возложить на одного или нескольких наследников обязанность содержать принадлежащих завещателю домашних животных и осуществлять уход за ними;
  • назначить душеприказчика (исполнителя завещания) независимо от того, является ли такое лицо наследником; исполнителями могут быть выразившие согласие физические и юридические лица;
  • включить в завещание иные распоряжения.

Завещание может быть составлено единолично или же совместно с супругом . Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве. Завещание является тайной и разглашается только после открытия наследства. При этом завещатель в любой момент может отменить или изменить свою волю до наступления смерти и не обязан сообщать об этом кому-то.

Завещание должно быть составлено в письменной форме в личном присутствии дееспособного на тот момент завещателя и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в исключительных случаях . Кроме того, завещатель может сделать закрытое завещание , о содержании которого никому не будет известно до его смерти.

Если вы находитесь в чрезвычайных обстоятельствах , угрожающих вашей жизни, вы вправе составить и подписать завещание в простой письменной форме в присутствии двух свидетелей. После того, как чрезвычайные обстоятельства прошли и завещатель остался жив, такое завещание теряет силу через месяц после прекращения таких обстоятельств, если завещатель не привел его в установленную законом форму.

Наследственный договор имеет приоритет над завещанием.

Как вступить в наследство

Получение наследства сложно назвать частым событием в жизни человека. Стоит ли удивляться тому, что далеко не все имеют представление о том, какие действия необходимо предпринимать в подобной ситуации. Тем более с учетом характерной особенности российского законодательства, связанной с частым внесением изменений.

Поэтому имеет смысл рассмотреть ответ на вопрос, как вступить в наследство, более подробно, отдельно рассмотрев наиболее спорные или сложные с юридической точки зрения нюансы.

Кто может рассчитывать на наследство

Под наследованием понимается переход активов и имущественных прав человека к наследникам. Общий порядок процедуры регламентирован Разделом V третьей части ГК РФ. В соответствии с положениями данного законодательного акта, события после смерти наследодателя развиваются по одному из двух сценариев – в зависимости от того, оставил он завещание или нет.

Если нет завещания

В данной ситуации происходит наследование по закону, когда права на имущество умершего человека определяются с учетом степени родства. По этому критерию наследники делятся на семь или очередей. К первой относятся самые близкие родственники, включая:

  • детей;
  • родителей;
  • супругов.

Во вторую очередь включены братья и сестры, а также бабушки с дедушками. Принцип распределения активов и имущественных прав умершего предельно прост.

Право на наследство сначала получают наследники первой очереди. Только в случае их отсутствия дело доходит до следующей. Внутри одной очереди все наследники имеют равные права.

К сказанному необходимо добавить три юридически важных момента. Первый касается иждивенцев, которые имеют право на наследство и присоединяются к любой из очередей.

Читайте также:
Патентная экспертиза: что это такое, описание и особенности

Второй связан с так называемым наследование по праву представления. Это сложная с правовой точки зрения ситуация, когда в разделе имущества участвуют внуки и другие потомки наследников первой очереди в случае, когда последние умерли после смерти наследодателя.

Третий юридический нюанс касается общего имущества супругов. В этом случае жена или муж умершего человека получают право на половину нажитых в браке активов в дополнение к правам наследника первой очереди. Другими словами, в данной ситуации действует не только наследственное, но и семейное право, которое регламентируется положениями Семейного кодекса РФ.

Если завещание есть

Завещание представляет собой документ, в которой наследодатель сам устанавливает перечень наследников и порядок распределения имущества между ними. Обязательным требованием к документу становится нотариальное заверение. Важно отметить, что в число наследников могут быть включены не только родственники, но и любые другие люди, например, друзья или коллеги, и даже организации – как коммерческие, так и социальные или благотворительные.

Оформление завещания не означает потерю прав так называемых обязательных наследников. К ним относятся нетрудоспособные или несовершеннолетние близкие родственники (супруг, дети, родители), а также иждивенцы. Их прав защищаются законом дополнительно, что выражается в распределении имущества сначала между ними и только потом – в соответствии с текстом завещания.

Обязательным родственникам причитается половина того, что они получили бы при наследовании в порядке очереди.

Отдельного упоминания заслуживает еще одна ситуация – когда в завещании распределяется не все имущество. Остальные активы наследуются по закону, то есть в соответствии с очередностью наследников.

Наследственный договор

Завещание оформляется наследодателем самостоятельно. Информировать о нем наследников или нет – решат только он сам. Информация, которая содержится в завещании, считается тайной.

Но законодательство предусматривает и другой формат схожего по смыслу документа, который называется наследственным договором. Он заключается между наследодателем и любым из наследников (или несколькими из них) и содержит условия получения наследства.

Наследственный договор, как и завещание, заверяется у нотариуса и может быть отменен по желанию наследодателя в любой момент.

Жестких требований к его содержанию законодательство не предусматривает. Обычно в договор включаются следующие сведения:

  • правила определения наследников;
  • порядок перехода прав на имущество;
  • условия назначения душеприказчика;
  • обязанности наследников, выполнение которых необходимо для получения наследства (не вступающие в противоречие с законодательством);
  • другие обстоятельства и условия, влияющие на распределение активов наследодателя.

Важно отметить, что наследственный договор имеет большую юридическую силу, чем завещание. Другими словами, при наличии обоих документов, действует первый.

Кто не может получить наследство

В законодательстве, а конкретно – в статье 1117 ГК РФ, содержится термин «недостойные наследники». Он обозначает лиц, которые совершили неправомерные действия в отношении других наследников или самого наследодателя. Обязательное дополнительное требование – подтверждение факта правонарушения в виде судебного решения.

Недобросовестными наследниками признаются следующие лица:

  • родители, которые официально лишены родительских прав, а потому не могут наследовать имущество после смерти детей;
  • наследники, которые в силу закона обязаны были содержать наследодателя, но уклонились от этого;
  • наследники, пытавшиеся увеличить собственную долю наследства или создававшие препятствия перед другими наследниками.

Важное значение для присвоения наследнику статуса недобросовестного имеет очередность двух событий – принятия соответствующего решения и составления завещания. Каждая подобная ситуация рассматривается индивидуально, а правовую оценку ей способен дать только грамотный юрист, который специализируется на наследственном законодательстве.

Что может входить в наследство, а что нет

Наследство формируется из вещей и иного имущества умершего человека, а также принадлежащих ему имущественных прав и обязанностей. Другими словами, наследованию подлежат не только активы, но долги наследодателя, которые распределяются аналогичным образом между наследниками.

Исключение составляют те имущественные права и долги, которые напрямую связаны с личностью умершего человека. К ним относятся алименты, выплаты в качестве возмещения вреда или ущерба, причиненного здоровью и жизни наследодателя или третьих лиц. Не подлежат включению в наследство нематериальные блага, в том числе неимущественные права.

Как узнать о завещании

Обычно наследодатель не скрывает факт составления завещания, так как тайной считается только содержание документа. В праве составителя предоставить потенциальным наследникам копию оформленных у нотариуса распоряжений насчет собственного имущества.

Отсутствие у наследников информации об оформлении завещания и тем более его содержании не ведет к нарушению их прав. Дело в том, что нотариус, который открывает наследственное дело в соответствии с установленными правилами, в течение суток обязан проверить факт наличия завещания. Сделать это несложно, так как любые подобные документы заносятся в общефедеральную базу данных, ведением которой занимается нотариат.

Если завещание оформлено, нотариус внимательно изучает его содержание, после чего извещает всех упомянутых в нем людей. Если их контакты ему неизвестны, допускается информирование заинтересованных лиц посредством объявления в СМИ.

Это не означает, что потенциальный наследник должен ожидать вестей от нотариуса. Самый простой способ получить интересующую его информацию – обратиться в нотариальную контору, которая должна вести наследственное дело. Нотариус обязан предоставить запрашиваемые сведения в установленном законом порядке.

Читайте также:
Магистратское право: что это такое, описание и особенности

Как вступить в наследство

Наследственное дело открывает нотариус в соответствии с правилами территориальной принадлежности, которые устанавливают местные власти. В общем случае речь идет о последнем месте официальной или временной регистрации умершего. Главное, что необходимо сделать наследнику для вступления в наследство – обратиться к нотариусу, который открыл наследственное дело, до истечения полугода после смерти наследодателя.

Этап №1. Обращение к нотариусу

Установить, в какую нотариальную контору нужно обратиться, предельно просто. Для этого достаточно обратиться в региональную нотариальную палату, координаты которой можно найти на официальном сайте Федерального ведомства.

Все, что требуется от наследника для заведения дела – предъявить паспорт, удостоверяющий личность. По закону не нужно даже свидетельства о смерти, хотя некоторые нотариусы не желают самостоятельно запрашивать его, что входит в их обязанности. Результатом такой спорной с юридической точки зрения политики сотрудников нотариата становится отказ в открытии наследственного дела. Поэтому лучше, проще и правильнее предоставить вместе с паспортом свидетельство о смерти наследодателя.

Во время визита к нотариусу необходимо оформить два заявления – на открытие дела и на принятие наследства. Образцы обоих документов предоставляются на месте.

В обязанности нотариуса входит подробное информирование наследника о том, какие документы потребуются для вступления в наследство дополнительно. Если наследственное дело открыто другим родственником, а данных о сделавшем это нотариусе нет, получить подобные сведения можно на официальном онлайн-ресурсе, ведением которого также занимается Федеральная нотариальная палата. Для поиска достаточно указать ФИО умершего, а также две даты – день рождение и день смерти.

Отдельного упоминания заслуживает еще один интернет-ресурс, в котором отражаются данные по розыску наследников, объявленному нотариусами в рамках открытых наследственных дел. Он размещается на официальном сайте ФНП по следующему адресу. Поиск ведется по ФИО умершего человека, оставившего наследство.

Важно напомнить, что обратиться к нотариусу нужно до истечения полугода со смерти наследодателя. Следствием этого правила становится невозможность вступления в наследство до окончания этих шести месяцев.

Единственным исключением становится получения в пределах 100 тыс. руб. с банковского счета наследодателя с обязательным целевым их расходованием на организацию похорон. Разрешение на снятие денег дает нотариус, к которому наследник обращается с мотивированным заявлением.

Этап №2. Предоставление необходимых документов

Вступление в наследство предусматривает сбор и предоставление нотариусу комплекта документов. С некоторой долей условности они подразделяются на две категории. В первую входят обязательные в любой ситуации, во вторую – те, которые требуется подать в зависимости от вида наследуемого имущества.

Обязательная документация

Два основных документа – заявления на открытие наследственного дела и вступление в наследство – упомянуты выше. К ним требуется приложить:

  • свидетельство о смерти наследодателя;
  • документы, подтверждающие родство с умершим (одно из свидетельств – о рождении или о браке) – при вступлении в наследство по закону;
  • альтернативный вариант – завещание – при вступлении в наследство по этому документу;
  • документ о последнем месте регистрации умершего, например, выписку из домовой книги или лицевого счета.
Дополнительная документация

В зависимости от способа вступления в наследство и вида наследуемого имущества можно выделить несколько наиболее типичных ситуаций. При возникновении каждой из них на практике требуется предоставление нескольких дополнительных документов:

  1. Дом, квартира или другая недвижимость. В этом случае необходимо доказать, что недвижимость – жилая или нежилая – входит в состав наследства. Проще всего сделать это, предъявив правоустанавливающие документы, например, договор купли-продажи, обмена или дарения, ДДУ и т.д.

Альтернативный вариант – предоставление свидетельства о регистрации прав собственности или, что оформляется в последние годы – выписки из ЕГРН. Хотя обычно нотариус самостоятельно направляет запрос в региональное подразделение Росреестра для подтверждения прав собственности. В некоторых случаях – при регистрации права собственности до конца января 1998 года – необходимо дополнительно получить в БТИ и передать нотариусу справку, составленную по форме №2.

  1. Земельный участок. С юридической точки зрения, земля также относится к объектам недвижимости. Поэтому в данной ситуации снова потребуется предъявить правоустанавливающие документы. Запрос в Росреестр на получение сведений из ЕГРН нотариус осуществляет самостоятельно. Хотя ничто не мешает предоставить выписку самому заявителю.
  2. Транспортное средство. Для наследования автомобиля необходимо предоставить нотариусу ПТС, регистрационное свидетельство, правоустанавливающие документы и результаты независимой оценки стоимости авто.
  3. Наследование через суд. Такой способ вступления в наследство практикуется в двух случаях. Первый – если наследник не обратился к нотариусу в установленный полугодовой срок (дополнительное условие – уважительная причина, например, болезнь). Второй – наследование незарегистрированных прав собственности. В обоих случаях потребуется предоставить в суд:
    1. исковое заявление;
    2. документальное подтверждение оплаты государственной пошлины;
    3. подтверждающие позицию заявителя документы.

Этап №3. Оплата госпошлины

Нотариальные действия по оформлению наследства оплачиваются в виде государственной пошлины. Ее величина определяется в зависимости от двух факторов – статуса наследника и рыночной стоимости наследуемых активов. Последняя определяется на основании независимой экспертизы, которая проводится аккредитованной специализированной организацией.

Размер государственной пошлины

Супруг

Дети (включая усыновленных)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: