Открытый аукцион: что это такое, описание и особенности

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ)

Здравствуйте, дорогие коллеги! Как Вы уже знаете, аукционы могут быть 3-х видов: открытые, закрытые и открытые аукционы в электронной форме.

На самом деле разновидностей аукционов гораздо больше. Это прямой (английский) аукцион, аукцион первой цены, аукцион второй цены, обратный оптовый (голландский) аукцион, редукцион (обратный аукцион), аукцион «в котором платят все» и т.д., но к 94-ФЗ они не относятся, а, следовательно, останавливаться на их рассмотрении мы не будем. 🙂

Может позже, я напишу небольшую обзорную статью об этих аукционах для общего сведения, а сегодня я хочу поговорить с Вами непосредственно об открытом аукционе в электронной форме (ОАЭФ).

Давайте рассмотрим, что же такое электронный аукцион?

Электронный аукцион торги, проводимые в электронном виде на специализированных электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

Выделяют два типа электронных аукционов:

Аукцион на повышение — победителем признается участник, предложивший наивысшую цену (это основная форма проведения электронных аукционов на частных сайтах);

Аукцион на понижение — победителем признается участник, с меньшим ценовым предложением (это основная, разрешенная форма проведения электронных аукционов на сайтах по государственным заказам).

Цель применения электронных аукционов?

Повышение эффективности размещения государственного заказа, а также противодействие коррупции в сфере государственного финансирования Правительством Российской Федерации.

Чем регламентируется?

Перечень товаров, услуг и работ?

Где проводятся?

Согласно приказа Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 «Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» и приказа Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 «О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» к 1 января 2010 года был осуществлен отбор 5-и электронных торговых площадок. Окончательный список электронных площадок на основании протокола о результатах отбора, проводимого в соответствии с Техническим заданием на функционирование электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме от 20 ноября 2009 г., имеет следующий вид:

1. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» — www.sberbank-ast.ru

2. ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Москва) – www.roseltorg.ru

3. ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» — www.zakazrf.ru

4. ООО «Индексное агентство РТС» — www.rts-tender.ru

5. ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» — www.etp-micex.ru

Для Вашего удобства ссылки на данные электронные площадки имеются в правой колонке сайта в разделе «ЭТП» по ним Вы всегда можете перейти с моего сайта на любую интересующую площадку.

Помимо 5-и площадок для осуществления закупок для государственных нужд, существует ещё масса коммерческих торговых площадок. Более подробно о них я расскажу в следующей своей статье.

Давайте рассмотрим, что такое электронная площадка.

Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», документы, размещаемые на электронных торговых площадках (ЭТП), должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Важное примечание. Федеральный закон №1-ФЗ утратил силу с 01.07.2013 в связи с принятием Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Электронный документ документ, информация в котором предоставлена в электронно-цифровой форме, созданный и оформленный в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Преимущества для участников аукциона?

Преимущества для организатора аукциона:

— Экономия сил и времени на подготовку необходимой документации, проведения торгов и т.д. – можно объявить аукцион и до момента окончания торгов вообще не вспоминать о нем;

— Экономия денежных средств – не надо тратить деньги на организацию торгов, тиражирование документации, привлечение специализированной организации и т.д.;

— Честная конкуренция среди участников аукциона;

Читайте также:
Полезная модель: что это такое, описание и особенности

— Участие в торгах возможно из любой точки мира, имея лишь компьютер и доступ в интернет, не выходя из своего офиса.

Преимущества для участника аукциона:

— Быстрый поиск информации по интересующим торгам;

— Прозрачность и открытость процесса торгов;

— Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;

— Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;

— Участие в торгах возможно из любой точки мира, имея лишь компьютер и доступ в интернет, не выходя из своего офиса.

Какие документы необходимы для регистрации на ЭТП?

Для регистрации на электронных торговых площадках (ЭТП) Вам потребуются следующие документы:

1. Копия выписки из ЕГРЮЛ (для индивидуальных предпринимателей — ЕГРИП), полученной не ранее чем за шесть месяцев до текущего момента, или копии документов, удостоверяющих личность — паспорт (для физических лиц). Оригинал выписки должен быть с печатью налоговой инспекции, а копия выписки должна быть заверена нотариально.

2. Копия учредительных документов (для юридических лиц), копии документов, удостоверяющих личность — паспорт (для физических лиц).

Необходимо предоставить Устав/Учредительный договор организации (для юридических лиц). Устав/Учредительный договор должен быть заверен печатью организации, содержать все страницы и быть пронумерован.

3. Копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника размещения заказа — юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа — юридического лица без доверенности для получения аккредитации (далее руководитель).

В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, также должна представляться доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенная печатью такого участника размещения заказа и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом.

В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, должна представляться копия документа, подтверждающая полномочия этого лица.

В данном разделе требуется документ, подтверждающий право лица на аккредитацию на площадке.

Если аккредитацию на площадке проходит руководитель участника размещения заказа (владелец ЭЦП), то в данном разделе необходимо приложить решение о назначении или об избрании руководителя на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (приказ, решение).

В случае, если от имени участника размещения заказа аккредитацию на площадке проходит иное лицо (исполнитель — владелец ЭЦП), то также к документу о назначении руководителя должна предоставляться доверенность на исполнителя, с указанием его права проходить аккредитацию на электронной площадке, заверенная печатью организации и подписанная руководителем или уполномоченным лицом на исполнителя.

Если доверенность на исполнителя выдана не руководителем, а уполномоченным лицом, то к двум вышеуказанным документам пункта также должна предоставляться копия документа, подтверждающего полномочия этого уполномоченного лица, выдавшего доверенность (приказ, решение о назначении на должность).

4. Копия доверенности на осуществление действий (если ЭЦП подготовлена на директора, доверенность на директора).

5. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо (не руководитель), также представляются доверенности, выданные физическому лицу (лицам) на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме, (в том числе на регистрацию на открытых аукционах), заверенные печатью участника размещения заказа и подписанные руководителем или уполномоченным им лицом.

В данном разделе требуется документ, подтверждающий право лица на осуществление действий по участию в открытых аукционах (в том числе на регистрацию на открытых аукционах).

Если владельцем ЭЦП является руководитель участника размещения заказа и подавать заявки на регистрацию в аукционах и принимать участие в аукционах будет руководитель участника размещения заказа, то в данном разделе необходимо предоставить решение о назначении или об избрании руководителя на должность (необходимо предоставить приказ, либо решение).

В случае, если от имени участника размещения заказа будет действовать иное лицо (исполнитель — владелец ЭЦП), то также к документу о назначении руководителя должна предоставляться доверенность (доверенности) выданные физическому лицу или физическим лицам, с указанием права осуществлять действия по участию в открытых аукционах (в том числе на регистрацию на открытых аукционах), заверенные печатью организации и подписанные руководителем или уполномоченным им лицом.

Читайте также:
Принимающее государство: что это такое, описание и особенности

Если доверенность на исполнителя выдана не руководителем, а уполномоченным лицом, то к двум вышеуказанным документам также должен предоставляться документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, выдавшего доверенность (решение о назначении на должность).

Документы должны быть заверены печатью организации и подписаны руководителем.

6. Решение об одобрении или о совершении по результатам торгов сделок от имени поставщика — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени участника размещения заказа — юридического лица.

В случае, если законодательством или Уставом Вашей организации требуется предоставление решения об одобрении крупной сделки, с указанием максимальной суммы начальной цены контракта, на участие в аукционах на право заключения которых Ваша организация может подавать заявки. Данный документ подписывается лицами, имеющими соответствующие полномочия (совет директоров, собрание учредителей или руководитель организации). В противном случае предоставляется решение о максимальной сумме сделки, совершенной по результатам открытых аукционов в электронной форме с указанием такой суммы. Данный документ подписывается руководителем организации.

Если у Вас остались какие-либо вопросы, то обязательно пишите в комментариях ниже, с радостью на них постараюсь ответить.

Чем отличаются закрытые и открытые торги?

Для правильного описания различий между закрытыми и открытыми торгами, надо в первую очередь разобраться с определением понятия тендер. Его значение в переводе с английского языка разнообразно, однако нас интересует конкретно конкурсная форма отбора подготовленных предложений на поставку продукции, предоставление услуг либо выполнение работ. На закрытые и открытые тендеры делятся по составу участников. Сама процедура организации обоих типов торгов схожа. Основное отличие состоит в способе выбора потенциальных поставщиков.

Открытые тендеры

Заказчики преимущественно применяют открытые тендеры. Информация о запланированной закупке публикуется в ЕИС. Следует отметить, что эти данные находятся в свободном доступе. Плюс ко всему информацию о тендере можно найти прямо на портале (ЭТП), где осуществляются торги. Организация для участия подает заявку на ЭТП. Оформлена она должна быть в строгом соответствии с требованиями тендерной документации.

Для более четкого понимания сути вопроса внимательно рассмотрим процедуру проведения открытых торгов на примере конкурса, поскольку государственные организации на сегодняшний день в большинстве случаев выступают главными и стабильными заказчиками в целом ряде сфер.

Порядок открытых торгов регламентирован. Условно процесс проведения открытых конкурсов можно разделить на четыре основных этапа:

Этап первый. Формируется конкурсная комиссия, затем стартует подготовка документов для проведения конкурса.

Этап второй. В общедоступных источниках официально публикуется приглашение потенциальным исполнителям участвовать в торгах. Плюс ко всему размещается конкурсная документация, в которой содержатся условия проведения конкурса, требования, обязательные для кандидатов, и критерии отбора. Указанная информация распространяется бесплатно.

Участникам необходимо в зафиксированные в документации сроки оформить заявки на участие. К предложениям потенциальные исполнители прилагают дополнительные бумаги, которые описывают особенности и характеристики предлагаемого товара либо услуги, а также представляют дополнительную информацию о компании (свидетельства, лицензии и прочие достижения и преимущества). При желании организатора возможна предварительная классификация, на которой остаются лишь кандидаты с предложениями, соответствующими нормам, указанным в тендерной документации.

В случае подачи лишь одной заявки торг признается таким, который не состоялся. В итоге организатор имеет возможность скорректировать тендерную документацию, после чего объявить конкурс снова либо вообще отказаться от его проведения.

Если организатор принял решение отменить открытые торги либо изменить условия после публикации информации о начале конкурса, то согласно нормам действующего законодательства он имеет право отменить закупку не позднее 5 суток до завершения приема заявок или внести изменения не позднее 2 суток до завершения приема заявок. Срок приема заявок от кандидатов должен повышаться зависимо от размера НМЦК. Смена лота, повышение обеспечения и прочие подобные изменения строго запрещены. Этап третий. После истечения срока приёма заявок они вскрываются. Все кандидаты, которые принимают участие в открытых торгах, могут лично присутствовать во время этой процедуры. Протокол вскрытия заявок должен публиковаться на оф.сайте организации в день совершения данной процедуры.

Читайте также:
Приграничная торговля: что это такое, описание и особенности

Этап четвертый. Анализ предложений кандидатов, направленный на определение победителя. После его выполнения в открытых источниках размещается протокол итогов торгов. После десятого, но не позднее двадцатого дня с момента публикации результатов с победителем должен оформляться контракт.

Кроме конкурсов существуют открытые аукционы, которые проводятся по аналогичному принципу.

Закрытые тендеры

В торгах данного типа отбор кандидатов достаточно серьезно отличается от описанного выше способа. Для использования закрытой формы тендера у заказчиков могут быть различные мотивы:

– для выполнения заявленной работы либо поставки нужного товара исполнителю надо обязательно обладать соответствующим квалификационным уровнем или ресурсами. При этом такие возможности объективно имеет ограниченное число потенциальных исполнителей;

– обеспечение товаром имеет гриф секретности либо закупается для соблюдения требований безопасности.

Тендерная документация и прочие данные в закрытых торгах обладают конфиденциальностью. При этом объявление о закрытом тендере не находится в открытом доступе. Данное сообщение отправляется в индивидуальном порядке конкретным организациям, которые реально могут справиться с поставленной задачей и имеют шансы выиграть в тендере. Это и является основным отличием от открытых торгов. В других аспектах всё почти идентично.

При организации закрытых торгов заказчику принципиально важно обосновать выбор конкретно этого типа закупок. Организатор обязан предоставить органам госвласти доказательственную базу в необходимом объеме. Затем в течение десяти рабочих дней дается соглашение на организацию торгов либо оформляется отказ. Только после этого кандидатам рассылаются приглашения участвовать в закрытом тендере. Потенциальные исполнители обязательно должны соответствовать требованиям части первой статьи №31 44-ФЗ, а также обладать достаточными ресурсами для реализации полного объёма предлагаемых организатором работ, услуг либо поставок.

Документацию и заявки на закрытые торги надо передавать исключительно на бумажных носителях. Применять электронный формат для отправки документов нельзя. Кроме этого запрещается распространять и публиковать данные о закрытых торгах в каких-либо открытых источниках. Стоит добавить, что для сохранения полной конфиденциальности в процессе заседания конкурсной комиссии запрещена видео- и фотосъемка.

Безусловно, государственные органы поддерживают в первую очередь проведение открытых тендеров. Подобный способ закупки значительно уменьшает риск коррупции, а также возможного сговора участников и заказчиков. Вся информация об организуемом торге, стадиях выполнения и определении победителя открыто публикуются в ЕИС. Но даже открытые торги не выступают панацеей и нередко в них тоже имеют место мошеннические и другие противоправные действия.

Вы сами имеете возможность определить «достоинства» и «недостатки» закрытых и открытых торгов с учетом профиля Вашего бизнеса, его индивидуальных особенностей, принятой стратегии развития и множества прочих подобных факторов. В итоге на основе полученной информации определить подходящий для себя способ организации тендера не составит труда!

Что такое Аукцион?

Открытый электронный аукцион это один из методов проведения торгов на специализированных, аккредитованных Минэкономразвития РФ, электронных площадках, благодаря этому обеспечивается законность проводимых на них торгов. Регулирование открытых аукционов осуществляется на основании закона № 94-ФЗ.

Самое интересное в аукционах то, что никто из участников той или иной закупки не знает какие организации тоже подали заявки на эту закупку, благодаря этому обеспечивается здоровая конкуренция, минимизирование коррупционных факторов и вероятности сговора, что обеспечивает равноправие участников закупок и исключает вероятность давления со стороны конкурентов. Так же к плюсам проведения закупок способом открытого аукциона можно отнести и то, что подача заявок не требует ни затрат времени ни денежных средств, что позволяет участвовать в таких торгах небольшим организациям и малым предприятиям. Так же Электронная форма проведения аукционов позволяет участвовать в торгах предприятиям из различных регионов и даже стран, так как весь документооборот происходит в электронном виде, это позволяет подавать заявки, контролировать ход торгов, заключать контракты из любой точки мира, где имеется выход в интернет.

Объявления о предстоящем аукционе публикуются за 10 дней до начала торгов, что позволяет участникам заблаговременно ознакомиться с условиями проведения того или иного аукциона.

Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей, на первом этапе рассматриваются первые части заявок, к дальнейшему участию допускаются лишь те компании, первые части которых были допущены к участию в аукционе.

Читайте также:
Процентное вознаграждение: что это такое, описание и особенности

Части заявки на аукцион содержат:

Первая часть заявки:

  • – Содержит согласие участника поставить услугу, товар, или выполнить какие либо работы согласно требованиям аукционной документации.
  • – Если товар отличается от требуемого, но при этом является его аналогом, то прикрепляется соответствующая документация, подтверждающая это.
  • – Какие либо дополнительные документы (фото товара, чертеж и т.д.)

Вторая часть:

  • – Документы (копии), которые подтверждают соответствие товара, работы или услуги требованиям аукционной документации
  • – Решение об одобрении заключения крупной сделки
  • – Информация об УРЗ.
  • – Какие либо дополнительные документы, наличие которых является требованием заказчика, список таких документов должен быть указан в аукционной документации.

Данные части заявки направляются оператору ЭТП в виде 2 эл. Документов.

Есть еще один вид аукционов – Длинный Аукцион. Длинный аукцион проводиться по тем же принципам, что и обычный, но там есть дополнительная стадия – «Переторжка», которая проводиться уже после окончания аукциона. Суть «Переторжки» состоит в том, что участникам после окончания аукциона дается дополнительно 10 мин, в течении которых участники могут изменить цену, при этом изменение цены может отличаться от шага снижения цены аукциона и составляет от 0.5 до 1% от максимальной цены контракта.

При этом участник аукциона не имеет право:

  • – подавать ценовое предложение равное или большее, чем поданное ранее, а так же предложение равное 0.
  • – Подавать ценовое предложение ниже, чем существующее ценовое предложение, в случае если оно подано этим же участником.
  • – Подать ценовое предложение с суммой меньшей, чем существующее минимальное ценовое предложение, в случае если оно было снижено на шаг аукциона.

Есть и еще одна особенность проведения такого аукциона – торг путем повышения цены. Это возможно в случае, если в ходе торгов цена контракта была снижена до 0, причем в законе нет никаких ограничений по объекту торгов, следовательно все аукционы, цена контрактов которых снизилась до 0, должны проводиться «На увеличение цены» обязательно.

Заключение контракта по аукциону тоже отличается. В отличии от других видов торгов во время заключения контракта могут участвовать не только 1 и 2 победитель, а так же и 3, в случае отклонения от заключения контракта всеми тремя победителями, заказчик аукциона может заключить контракт и с участниками аукциона 4 и 5 места, а в случае отклонения от заключения контракта и ими, заказчик пересматривает вторые части аукционных заявок оставшихся участников. Данные меры обеспечивают заключение контракта с очень высокой вероятностью, что полностью соответствует интересам заказчика аукциона.

Особенности проведения публичных торгов

Выделяют две основные разновидности публичных торгов: открытые и закрытые. Основное отличие между ними заключается в том, кто принимает участие в аукционе. Так, например, в открытых могут подавать заявку абсолютно все лица, а в закрытых, в свою очередь, – исключительно те, кто был приглашен на конкурс. На законодательном уровне поддерживаются открытые торги. Еще одно отличие между открытыми и закрытыми торгами заключается в способе подачи предложения. Участники открытых торгов поочередно заполняют форму аукциона, предлагая свою стоимость, а участники закрытого – передают организатору запечатанный конверт с предложением в назначенный день.

Особенности публичных торгов

Правила проведения публичных торгов, в рамках которых реализуется недвижимое имущество должников, регламентированы ФЗ-102 (статья 59). О том, как проводятся такие мероприятия, а также о специфике участия в них мы поговорим далее в настоящей статье.

Местом организации публичных торгов является фактическое местоположение реализуемого объекта. Изменен срок, в течение которого в официальных источниках должна быть опубликована информация о сделке:

  • Дата проведения конкурса;
  • Место проведения конкурса;
  • Результаты (конечная стоимость объекта).

Если раньше дедлайн наступал через 30 календарных дней, то сейчас этот период сокращен ровно в 3 раза – организаторы должны вывесить указанную выше информацию не позднее 10 дней с даты окончания аукциона.

Информация о планируемых публичных торгах должна доводиться Федеральной Службой Судебных Приставов (ФССП) на официальном сайте ведомства посредством публикации извещения о проведении публичных торгов. Порядок проведения торгов посредством публичного предложения проводятся согласно положению (в том числе и на электронных площадках). Если физическое или юридическое лицо изъявляет решение об участии в предстоящих торгах, тогда оно должно внести задаток. Размер задатка зависит от конкретного конкурса, но в среднем его величина составляет около 5-10 процентов от цены лота. После объявления результатов конкурса участникам, которые не победили, задаток будет возвращен в 100% размере.

Читайте также:
Открытый счет: что это такое, описание и особенности

Задаток необходим для гарантии исполнения обязательств. Например, если лицо выигрывает конкурс, а затем, после объявления результатов, отказывается исполнять условия. В этом случае ведомство не вернет выигравшему лицу задаток. Таким образом, вносимой всеми участникам гарантией ФССП страхует себя от потерь и напрасных затрат на организацию торгов посредством публичного предложения.

Подтверждение торгов

Документом, который подтверждает победу лица в открытых торгах посредством публичного предложения, является договор. После завершения конкурса организатор обязан подготовить и подписать с победителем соглашение. В документе фиксируются все основные аспекты мероприятия:

  • Данные о победителе;
  • Местоположение объекта недвижимости;
  • Условия победы, цена и другие аспекты, связанные с конкурсом;
  • Дата и площадка проведения торгов.

Договор с организатором впоследствии станет документом, на основании которого можно будет зарегистрировать право собственности на недвижимость в Единой Государственной Регистрационной Палате (ЕГРП).

Кто может стать участником торгов посредством публичного предложения?

В качестве участника может выступать любое лицо, которое соответствует правилам конкурса и может внести задаток. На самих торгах имеют право присутствовать как сам залогодержатель, от которого отчуждается недвижимое имущество, так и его родственник, близкие и друзья. Важно, что все они (включая непосредственно залогодержателя) имеют право принимать участие в конкурсе на общих условиях. Если торги посредством публичного предложения проводятся на электронной торговой площадке, то участникам необходимо иметь электронную цифровую подпись. Получить ее вы можете в Центре ЭЦП. ЭЦП записываются на специальный носитель – рутокен. Носитель для электронной подписи должен быть сертифицирован ФСТЭК, в противном случае сертификат может быть признан недействительным.

Как оформить результаты публичных торгов?

Победителем конкурса считается лицо, которое предложит наиболее высокую стоимость объекта. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо. В результате мероприятия составляется протокол, в котором фиксируется информация о самой процедуре проведения конкурса, так и о ее результатах. Например, в протоколе обязательно должны быть отражены следующие сведения:

  • Количество и список участников;
  • Процедура торгов;
  • Победитель и условия победы.

После конкурса победитель должен изучить и подписать протокол в знак согласия с информацией, которая в нем содержится. На основании протокола в дальнейшем организатор создаст договор купли-продажи.

Оплата оставшейся части по договору должна быть внесена победителем в срок до 5 дней. Деньги необходимо отправить на банковский счет организатора.

Когда публичные торги признаются несостоявшимися?

При невыполнении определенных требований открытые торги посредством публичного предложения могут быть признаны несостоявшимися. К факторам, которые могут привести к таким последствиям, следует отнести:

  1. Количество участников конкурса – их должно быть не менее двух. Если участник один или их нет вообще, то торги аннулируются;
  2. Доплата победителя конкурса – если пятидневный срок не соблюден, то результаты аукциона тоже аннулируются.

Если публичные долги признаются несостоявшимися, то залогодержателем может быть заключено соглашение с залогодателем о переходе недвижимого имущества в собственность кредитора. Если это по каким-то причинам не получится сделать, тогда необходимо будет проводить повторные открытые торги посредством публичного предложения. Однако, по закону они могут быть проведены не менее, чем через месяц после признания текущего конкурса несостоявшимся. В этом есть и преимущества – на повторных торгах закон обязывает организатора снизить цену на недвижимость не менее, чем на 15 %.

При подготовке к участию в торгах не стоит также забывать еще об одном важном нюансе: до проведения мероприятия должник может погасить свою задолженность перед кредитором, и тогда аукцион будет отменен.

Продажа арестованного имущества через публичные торги

Для того, чтобы реализовать соответствующее судебное решение, зачастую ФССП производит арест недвижимого имущества. Арест – это процессуальный акт, который накладывает ограничения не только на сам объект, но и на все, что расположено на его территории. Следовательно, если в квартире стоит телевизор, который принадлежит не должнику, а третьему лицу, то ТВ все равно будет внесен в опись и арестован.

Читайте также:
Пограничный режим: что это такое, описание и особенности

Реализация арестованного имущества возможна не ранее, чем через 5 дней после соответствующего процессуального акта. Однако эти сроки могут быть изменены по решению судебного пристава. Например, все имущество или его часть может быть изъята сразу после описи. Особенно это касается объектов, которые являются скоропортящимися.

Операционно торги по продаже арестованного имущества выглядят также, как обычные публичные торги. А все вырученные от продаж деньги направляются на погашение долга.

Публичные торги по банкротству

Если лицо имеет непогашенную задолженность, но является неплатежеспособным, то в этом случае производится продажа его имущества через аукционы. Единственное условие при выборе имущества для последующей реализации – это возможность продолжения должником деятельности. Все, что не лишает должника возможности работать, может быть реализовано.

Операционной особенностью является предпочтение аукционам, потому что основная цель таких торгов – это восстановление платежеспособности и погашение задолженностей перед кредиторами. Следовательно, организаторам выгодно выбирать победителя только по одному параметру – по самой высокой цене.

Для того, чтобы оптимизировать процедуру участия в торгах, в том числе, публичных, рекомендуем вам воспользоваться сервисом СБИС Торги. Для работы в нем потребуется электронная подпись, которую можно купить в Центре ЭЦП на нашем сайте. Работа в программе СБИС позволит вам принимать участие в любых торгах на различных площадках, выбирать конкурсы и аукционы по конкретным параметрам, отслеживать новые предложения по всем площадкам в режиме реального времени. Протестируйте услугу бесплатно!

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Что такое открытое море?

Если посмотреть на старые карты, можно увидеть, что раньше моря и океаны были поделены между странами и кому-то принадлежали. Державы, которые первыми начали осваивать океан, присваивали себе его части: например, морские просторы долгое время делили между собой Испания и Португалия, и ходить кораблям других стран там было нельзя. Сейчас же это не так: существует понятие открытого моря. Рассказываем, что это такое и как его реализовывают в современном мире.

При подготовке материала использовалась лекция Европейского колледжа Liberal Arts в Беларуси «Обитаемые пространства: как люди будут делить землю, океан и космос» .

Что такое «открытое море» и какие принципы лежат в основе этого понятия?

Впервые определение встречается в названии трактата Mare Liberum нидерландского юриста и одного из основоположников международного права Гуго Гроция в 1906 году. Это выражение мы используем и сейчас. В трактате Гроций отстаивал свободу передвижения по морям: это было экономически выгодно Нидерландской империи. Он считал, что все государства имеют право естественным образом торговать друг с другом, используя морские пути. И поэтому воды морей и океанов не могут принадлежать никому.

Как используется понятие открытого моря сейчас?

Используемая на данный момент Конвенция ООН по морскому праву (принятая в 1982 году) во многом основывается на положениях и идеях Гуго Гроция. Вот основные пункты:

Свобода судоходства. В океане может плавать любое судно любого государства, но ходить оно должно под флагом этого государства.

Свобода полетов над мировым океаном. Сюда не входит воздушная зона над территориальными водами.

Свобода прокладывания подводных трубопроводов и кабелей, что особенно важно сейчас, когда большая часть систем связи и телевидения доступна всему миру благодаря трансатлантическим подводным кабелям.

Свобода возводить искусственные острова и другие сооружения, предусмотренные международным правом.

Свобода рыболовства и морского промысла.

Свобода научных исследований.

В отличие от «ничейных» земель, мировой океан принадлежит сразу всем, и присваивать его не может никто. Здесь можно провести аналогию с парковкой у торгового центра: если есть свободное место, ты можешь припарковаться, но если ты уедешь – на твое место встанет кто-то другой.

А странам, у которых нет выхода к морю, есть от этого какая-то польза?

Благами океана пользуются все, в том числе и внутриконтинентальные страны (например, Беларусь). Страна, не имеющая выхода к морю, может купить морские суда и перевозить на них грузы или вести другую деятельность. Здесь тоже есть свои правила: например, у любого судна на море есть флаг и этот флаг определяет применимое к судну право. Если какое-то преступление будет совершено на корабле, который ходит под флагом Беларуси, расследовать его и судить виновных будут по законам Беларуси.

Читайте также:
Персона грата: что это такое, описание и особенности

А где заканчиваются территориальные воды и начинается открытое море?

Итак, государство контролирует только то, что находится рядом с его береговой линией, и суда, которые ходят под его флагом. Остальное море и океан – это общие воды, ими могут пользоваться все, но с некоторыми ограничениями. Более наглядно систему вод можно описать так:

Есть исходная линия, от которой измеряется территориальное море. Это линия отлива вдоль побережья или ближайшая к берегу отметка отлива.

Внутренние воды – это реки, озера и воды архипелагов. Над ними государство имеет полный суверенитет: даже мирный проход невозможен без разрешения.

Территориальные воды простираются на 12 морских миль от исходной линии. Они считаются суверенной территорией государства, хотя иностранным судам разрешается мирный проход через эти воды или транзитный проезд в случае проливов. Этот суверенитет также распространяется на воздушное пространство и морское дно.

Прилежащая зона включает 24 морские мили от исходной линии. Ее государство контролирует, чтобы не было нарушений его таможенных, налоговых, иммиграционных или санитарных законов.

Исключительная экономическая зона – это целых 200 морских миль вплоть до открытого моря. Здесь государство контролирует все экономические ресурсы, включая рыболовство, добычу полезных ископаемых и разведку нефти.

Континентальный шельф тоже тянется 200 морских миль. Страна-владелец имеет право использовать природные ресурсы морского дна, однако другие государства могут прокладывать кабели и трубопроводы, спросив разрешения.

Суверенитет воздушного пространства распространяется над зоной территориальных вод, то есть на 12 морских миль, и вверх на 21 километр. Такую цифру взяли не просто так – это верхняя граница, в пределах которой способны летать самолеты.

С открытым морем связаны какие-то проблемы?

На практике такая удобная и простая система открытого моря создает проблему, которую называют «трагедией общих ресурсов». Выглядит проблема так: есть общий ресурс, который приносит выгоду. Он истощается от пользования, но восстановлением ресурса и контролем за его эксплуатацией не занимается никто. В итоге каждый участник старается использовать благо по максимуму – не думая об истощении и других участниках процесса. Как результат, ресурс обедняется настолько, что им не может воспользоваться уже никто.

Для решения этой проблемы нужен контролирующий орган, который регламентирует эксплуатацию общего ресурса и не дает никому злоупотреблять благом. Все государства имеют право рыбачить и все понимают, что, если перестараются, рыба может просто вымереть. Но каждый думает: а почему мы первые должны самоограничиваться и уменьшать объем выловленной рыбы? Пусть это сделает другое государство. Во многом пока что эта трагедия общего исчерпаемого ресурса смягчается тем, что государства понимают риски и умеют устанавливать правила, которые регулируют, в том числе, и объем вылова рыбы. Долгое время океан был фактически огромной свалкой, но государства это осознали и разработали целый ряд договоров, которые ограничивают или запрещают определенные виды деятельности и сбросы веществ.

Что такое «государства удобного флага»?

Как раз вопрос экологической защиты привел к тому, что сейчас мировое сообщество начало обращать пристальное внимание на так называемые «государства удобного флага». Судно под удобным флагом − это судно, которое несет флаг не той страны, которая является истинным владельцем судна. Таким образом, среди крупнейших мировых флотов оказались флоты таких государств как Панама, Либерия и Маршалловы острова – маленьких стран, которые пытаются заработать на торговле суверенитетом. Например, более 30% мирового торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.

В чем проблема с «государствами удобного флага»?

Статья 91 Конвенции ООН по морскому праву гласит, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия и права предоставления своего флага судам. Соответсвенно, маленькие небогатые страны создают выгодные для себя условия. Низкая плата за регистрацию, низкие налоги или их полное отсутствие, возможность использования дешевой рабочей силы − все эти факторы склоняют судовладельца к принятию решения зарегистрироваться в стране удобного флага. После регистрации судна под удобным флагом многие судовладельцы набирают самую дешевую рабочую силу, которую они могут найти, выплачивают минимальную заработную плату и сокращают издержки путем использования самых низких стандартов условий труда и жизни экипажа на борту.

Читайте также:
Прямой умысел: что это такое, описание и особенности

Все это сказывается на общей безопасности грузоперевозок и, конечно, на состоянии окружающей среды. Пример – экологическая катастрофа, которая произошла, когда затонула платформа и случился огромный разлив нефти. Эта платформа была зарегистрирована на Маршалловых островах, которые понятия не имели о случившемся и никак платформу не контролировали. Возник вопрос, кто будет отвечать за случившееся. После этого государства стали более внимательно следить за тем, под чьим флагом ходит судно, появились портовые инспекции. Все серьезные порты сегодня проверяют общие условия на судне, трудовые условия экипажа и другие важные нюансы.

Как еще государства используют мировой океан?

Поскольку технологии наконец позволяют нам реализовывать крупномасштабные строительные проекты, помимо стандартных способов использования мирового океана распространена практика наращивания государственной территории. Яркий пример – Нидерланды. Более половины территории страны нарастили в результате использования дамб, которые отодвигали море и обнажали дно, так что его можно было заселить. Теперь среди полей тюльпанов и долин с мельницами можно увидеть знак, что территория располагается, например, на 10 метров ниже уровня моря. Если вдруг дамбы прорвет или океан поднимется в результате глобального изменения климата, половину территории Нидерландов затопит.

Япония вместо достраивания суши выходит в открытое море, активно используя понтоны. В Японии есть даже целый аэропорт, который построен на большом острове. Территории, полученные таким способом, с юридической точки зрения рассматривается как корабли, а не как земля, принадлежащая государству. И в случае Японии там действует право этой страны только потому, что сооружение построено Японией.

А что насчет морского дна?

Район морского дна также принадлежит сразу всем и его можно эксплуатировать. А еще на морском дне есть очень ценные редкоземельные металлы. Конечно, даже сейчас их добыча – дело сложное, так как на большой глубине давление огромно, и защита нужна еще внушительней, чем на космической станции. И поэтому на дне Марианской впадины побывало значительно меньше людей, чем на Луне.

Но бизнес-проекты мало что способно остановить, поэтому начало коммерческой разработки морского дна анонсируют уже на 2025 год. Экологи высказывают опасения: все это очень малоизученные экосистемы, и то, как на них повлияет крупномасштабная добыча нефти, предсказать невозможно. В Конвенции по морскому праву должны были обозначить режим использования морского дна, но некоторые развитые страны, в частности, США, сильно воспротивились такому положению вещей, заявив, что не хотят ограничивать свои прибыльные перспективы. И, к сожалению, в итоге они добились своего. Здесь, конечно, выигрывают развитые и богатые страны, так как они могут позволить себе использование дорогих технологий. Тем не менее, развивающиеся страны тоже подключаются: Индия заявила о своих планах начать глубоководную разработку в 2022 году.

Кто-нибудь пытался оспаривать законы открытого моря?

Интересную попытку сломать систему суверенитета и присвоить себе территорию, находящуюся в море, предпринял в 1967 году отставной майор, британец Рой Бейтс. Он поселился на морской платформе Рафс-Тауэр, находящейся в Северном море в десяти километрах от побережья Великобритании, и объявил ее территорию Княжеством Силенд. Дело в том, что до 1987 года платформа фактически располагалась за пределами территориальных вод Великобритании и других государств. Поэтому Силенд и претендует на суверенитет над территорией морской платформы и на территориальные воды вокруг. Физически территория Силенда возникла в ходе Второй мировой войны. В 1942 году ВМС Великобритании соорудили на подступах к побережью серию платформ. Одной из них был Рафс-Тауэр (Roughs Tower). Во время войны на таких платформах размещались зенитные орудия и находился гарнизон из 200 человек. После окончания военных действий большинство башен было разрушено, но Рафс-Тауэр, будучи за пределами британских территориальных вод, осталась нетронутой и никому не нужной.

Майор Бейтс воспользовался юридической лазейкой и на вполне законных основаниях создал государство. К сожалению, Силенд никто не признал и по настоящее время. Но у него есть своя Конституция, министерства, марки, деньги и даже радиостанция.

Открытое море

Эта статья о морском праве, также см. Открытое море (фильм)

Читайте также:
Основы законодательства: что это такое, описание и особенности

Открытое море — морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод и исключительных экономических зон какого-либо государства и находящееся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права. Иногда именуется международными или нейтральными водами, но этот термин не утвердился в международном праве.

Содержание

Пользование водами открытого моря

Пользование водами открытого моря осуществляется на основе общепризнанных в международном праве принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря и воздушного пространства над ним или препятствовать другим государствам пользоваться свободами открытого моря. Этот принцип закреплен и конкретизирован Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 и Конвенцией ООН по морскому праву 1982.

Свободы открытого моря

Свободы открытого моря включают в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
  • свободу рыболовства и морского промысла;
  • свободу научных исследований и др.

Осуществление принципа

Принцип свободы открытого моря осуществляется на основе равноправия как прибрежными, так и неприбрежными государствами, в том числе государствами, не имеющими выхода к морю.

Военные корабли, а также суда, находящиеся на государственной некоммерческой службе, находясь в водах открытого моря, подчиняются власти только того государства, под флагом которого они ходят (так наз. юрисдикция флага). Исключением из этого правила является право иностранного военного корабля при наличии определённых оснований остановить и осмотреть судно в открытом море. Во время войны открытое море может являться театром военных действий.

См. также

  • Нейтральная зона
  • Открытое воздушное пространство

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Шевченко, Андрей Николаевич
  • Высшая школа экономики

Полезное

Смотреть что такое “Открытое море” в других словарях:

ОТКРЫТОЕ МОРЕ — (High sea, open sea) 1. Все морское пространство вне территориальных вод. 2. Выражение находиться (плыть) в открытом море означает: находиться вне видимости берегов. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь

открытое море — водные пространства морей и океанов, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды прибрежных государств. Основу правового режима Открытого моря составляет принцип свободы Открытого моря, т.е. право пользоваться в Открытом… … Морской биографический словарь

ОТКРЫТОЕ МОРЕ — водная часть Мирового океана, расположенная за пределами территориального моря и исключительной экономической зоны какого бы то ни было государства. Согласно ст. 2 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. О. м. открыто для всех наций в… … Юридический словарь

ОТКРЫТОЕ МОРЕ — области моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого либо государства, ни в архипелажные воды государства архипелага (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Тем не… … Юридическая энциклопедия

ОТКРЫТОЕ МОРЕ — ОТКРЫТОЕ МОРЕ, в международном праве часть морского пространства за пределами территориальных вод. Находится в общем свободном пользовании всех государств ( свобода открытого моря ) … Современная энциклопедия

ОТКРЫТОЕ МОРЕ — в международном праве часть моря за пределами территории вод какого либо государства; находится в общем пользовании всех государств … Большой Энциклопедический словарь

Открытое море — МОРЕ, я, мн. я, ей, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

открытое море — сущ., кол во синонимов: 2 • голомень (1) • голомя (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

открытое море — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN high sea … Справочник технического переводчика

открытое море — Часть морского пространства за пределами территориальных вод (или экономической зоны) какого либо государства и используемая всеми государствами. Syn.: открытый океан … Словарь по географии

Открытое море — (англ. high seas) в международном праве районы морей и океанов, расположенные за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод и не подпадающие под суверенитет какого либо государства. О.м. находится в общем свободном и равноправном … Энциклопедия права

ОТКРЫТОЕ МОРЕ

ОТКРЫТОЕ МОРЕ –

Читайте также:
Право государственное: что это такое, описание и особенности

1. Условное название водной поверхности моря вне пределов прибрежной зоны.

2. Часть Мирового океана, расположенная за пределами территориальных вод и экономических зон государств и находящаяся в общем пользовании всех стран.

3. Международно-правовой режим, который определяет порядок и условия использования Открытым морем. В его основе лежит принцип свободы открытого моря. Оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода Открытого моря включает свободу судоходства, рыболовства, а также полётов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, возведения искусственных островов и других установок и научных исследований. Государства, осуществляющие эти свободы, должны разумно учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

Понятие «Открытое море» возникло не сразу. Изначально действовала практика провозглашения исключительных или преимущественных прав прибрежного государства на эксплуатацию живых морских ресурсов и плавание в более или менее широких морских зонах, прилегающих к его берегам. Вплоть до XVII века не было недостатка в претензиях на исключительную собственность в отношении пространств моря и целых океанов. Объявив то или иное море под своей властью, государства преследовали и захватывали иностранные суда, плавающие в его пределах, требовали от них морских салютов в знак подчинения, облагали их пошлиной и подчиняли своей юрисдикции (такие притязания заявляли Венецианская республика – на Адриатическое море; Генуя – на Лигурийское море; Португалия – на Индийский океан и часть Атлантического океана к югу от Марокко; испанцы – на Мексиканский залив и Тихий океан; англичане – на моря, окружающие Соединённое королевство, и на Северное море; Дания и Швеция – на Балтийское море; Турция – на Чёрное море). Как отмечал Ф.Ф. Мартенс, «трудно было разрешить на основании какого-либо общего бесспорного начала те пререкания государств, которые возникали из этих притязаний, и нет ничего удивительного, что единственным их судьёй был признан папа, который и присуждал моря и части океанов кому и как находил нужным». Так, в 1493 году Александр VI в серии папских булл попытался поделить территорию и океаны между Португалией и Испанией (смотри Тордесильясский договор 1494 года). Позднее, в соответствии с потребностями экономики, техники промысла, мореплавания и международных связей, сформировался принцип свободы моря. Доктринальное обоснование легитимности этого принципа впервые было дано Г. Гроцием в его труде «Mare Liberum» (1609). Позднее швейцарский учёный Э. Ваттель в книге «Право народов» (1758) развил учение Гроция. Во 2-й половине XVIII века принцип Открытого моря уже не встречал возражений в доктрине международного права.

В современном праве понятие и статус Открытго моря (High seas) определены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Открытым морем считаются морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага (статья 86 Конвенции). Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какие-либо части Открытого моря своему суверенитету. Открытое море резервируется для мирных целей. Военные корабли пользуются в Открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

В Открытом море запрещаются перевозка рабов (статья 99 Конвенции), пиратство (статья 101 Конвенции) и другие противоправные действия. При наличии разумных оснований подозревать совершение таких действий у военных кораблей существует право на осмотр соответствующих судов (статья 110 Конвенции). Государственный суверенитет в Открытом море проявляется в форме исключительной юрисдикции государства в отношении судов, плавающих под его флагом. Суда, плавающие под флагом государства, имеют его «национальность» (статья 91 Конвенции). Между государством и судном должна существовать реальная связь (genuine link). Судно, плавающее под флагами двух или более государств, может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Все государства сотрудничают в принятии таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов Открытого моря (статья 117 Конвенции).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: