Отлагательное вето: что это такое, описание и особенности

Подписание законов. Право вето Президента (отлагательное вето, «карманное» вето). Опубликование актов Парламента и вступление их в силу.

Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики закон в десятидневный срок представляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

Право отлагательного вето Президента на закон или на его отдельные положения. Право вето означает право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в законную силу. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона, мотивы при этом могут быть самые разные, но они должны быть изложены в виде мотивированных возражений. Право вето является отлагательным. Отлагательное вето означает запрет, налагаемый на закон или его отдельные положения, принятый парламентом, но который может быть преодолен. При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента в срок не позднее тридцати дней в период проведения сессии Палаты представителей.

Если Президент Республики Беларусь возвращает текст закона со своими возражениями в Палату представителей в период между сессиями, тридцатидневный срок для рассмотрения закона исчисляется со дня открытия очередной сессии Палаты представителей. Вето можно преодолеть.

Возражения Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования, рассматриваются в Палате представителей. Если Палатой представителей принято решение о согласии с возражениями Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, они направляются на доработку в головную комиссию. Закон, возвращенный Президентом Республики Беларусь со своими возражениями и принятый Палатой считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики.

Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок

Официальным источником опубликования нормативно правовых актов является сайт: pravo.by

Официальное опубликование и обнародование (опубликование) нормативных правовых актов в официальных изданиях

1. Нормативные правовые акты, за исключением содержащих служебную информацию ограниченного распространения или государственные секреты, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и иными законодательными актами.

2. Официальным опубликованием нормативных правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов, является доведение этих актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Датой официального опубликования нормативного правового акта, включаемого в Национальный реестр правовых актов, считается дата его размещения на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Официальным опубликованием нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов первичного территориального уровня, решений, принятых городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским референдумом, является воспроизведение текстов этих актов в полном соответствии с подписанными подлинниками в официальных периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством этими Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, и (или) по их решению воспроизведение текстов нормативных правовых актов в полном соответствии с подписанными подлинниками (в виде копии оригинала) на интернет-сайтах этих государственных органов либо на соответствующих страницах интернет-сайтов вышестоящих государственных органов.

Датой официального опубликования нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов первичного территориального уровня, решений, принятых городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским референдумом, считается соответственно дата опубликования их в официальных периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством этими Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, либо дата размещения их на интернет-сайтах, которая указывается при официальном опубликовании нормативного правового акта на интернет-сайте. В случае разновременного размещения нормативного правового акта в официальном периодическом печатном издании и на интернет-сайте дата официального опубликования нормативного правового акта определяется по дате первоначального размещения.

3. Нормативные правовые акты, включенные в Национальный реестр правовых актов, могут быть обнародованы (опубликованы) в официальных периодических печатных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Обнародование (опубликование) нормативных правовых актов в этих изданиях является неофициальным.

4. Официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев: опубликования нормативных правовых актов, отдельные положения которых содержат служебную информацию ограниченного распространения (с использованием соответствующего подстрочного примечания «для служебного пользования» в соответствии с законодательством о служебной информации ограниченного распространения); принятия нормотворческим органом (должностным лицом) решения о том, что отдельные положения нормативного правового акта (за исключением положений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц) не подлежат рассылке (с использованием подстрочного примечания «Не рассылается»). При этом такой нормативный правовой акт в полном изложении подлежит включению в эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

Обнародование (опубликование) нормативных правовых актов в официальных периодических печатных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, допускается в неполном изложении с пометкой «(Извлечение)», за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 2 статьи 61 настоящего Закона.

5. Не подлежат официальному опубликованию и обнародованию (опубликованию) нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты.

Читайте также:
Морское агентирование: что это такое, описание и особенности

6. Решение о том, что нормативный правовой акт (его структурные элементы) не подлежит официальному опубликованию и обнародованию (опубликованию) в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи, принимается нормотворческим органом (должностным лицом) в порядке, установленном законодательством.

7. Официальное опубликование нормативных правовых актов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь осуществляется Национальным центром правовой информации.

Ст. 64 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» – Вступление в силу нормативных правовых актов

1. Решения, принятые республиканским референдумом, законы и декреты Президента Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок их вступления в силу.

2. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, а также иные нормативные правовые акты, подлежащие включению в Национальный реестр правовых актов, за исключением указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов, если в этих актах не установлен иной срок их вступления в силу.

3. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, вступают в силу только после их официального опубликования. Данные нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

4. В нормативных правовых актах, закрепляющих и (или) изменяющих условия осуществления предпринимательской деятельности, дата вступления в силу таких актов должна быть установлена исходя из сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими нормативными правовыми актами, но, как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования (за исключением случаев, когда такие нормативные правовые акты направлены на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности, обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных обязательств Республики Беларусь).

5. Не допускается указание в нормативном правовом акте срока вступления его в силу ранее даты его принятия (издания). При этом в нормативном правовом акте может предусматриваться порядок его применения к отношениям, возникшим до вступления его в силу, в соответствии со статьей 66 настоящего Закона.

6. Не являются вступившими в силу нормативные правовые акты, принятые (изданные) с нарушением установленного настоящим Законом порядка их принятия (издания), проведения обязательной юридической экспертизы, включения в Национальный реестр правовых актов и официального опубликования.

Место и роль органов исполнительной власти в механизме государственной власти. Понятие Правительства: порядок формирования, структура, состав, подотчётность и подконтрольность, основания и порядок отставки.

Из части 1 статьи 106 Конституции следует, что единственным органом, осуществляющим исполнительную власть в РБ, является Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Но в статье 107 закреплено положение, что Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, что, безусловно, должно отражаться на характере и определении органа исполнительной власти.

В соответствии с теорией разделения властей, исполнительная власть – эта одна из самостоятельных и независимых властей в государстве, которая обладает совокупностью полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия под законодательного регулирования (административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, но осуществляют указанные полномочия конкретные государственные органы, а точнее, система органов государства.

Принцип разделения властей един, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм имеет специфику и многочисленные особенности. Органы исполнительной власти могут принимать нормативные акты общего характера, вторгаясь в сферу законодательства (делегированное законодательство и регламентарная власть). Вместе с тем в отличие от представительных и судебных органов система органов исполнительной власти составляет единую вертикаль, т.е. нижестоящие органы и должностные лица подчинены вышестоящим и соответственно акты нижестоящих органов могут быть отменены вышестоящими.

Исполнительная власть в РБ представляет собой самостоятельную ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ветвями власти.

Орган исполнительной власти – это составная часть механизма (системы) исполнительной власти; он действует в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства, осуществляет деятельность исполнительно-распорядительного характера, обладает собственной компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности

Представляется, что основными признаками органа исполнительной власти являются следующие:

1) орган государства;

2) составная часть механизма (системы) исполнительной власти;

3) осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера;

4) применяет присущие ему формы и методы деятельности совершенно верно и обоснованно.

Согласно ч-3 ст. 106 Конституции Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Таковым следует считать Президента, который с приннесением присяги вступил в должность (ст. 83′ Конституции). В этот же день Премьер-министр от имени всего Правительства должен подать на имя Президента заявление об отставке Правительства. До сформирования нового состава Правительства Президент может поручить прежнему его составу продолжать исполнять свои обязанности. Таким образом, можно сделать вывод что по общему правилу срок полномочий Правительства аналогичен сроку полномочий Президента.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Прямо нигде не оговорено, что такое согласие должно быть предварительным, хотя, на наш взгляд, это предпочтительно. И лишь если решение данного вопроса не попадает на время проведения сессий, тогда желательно предварительно согласовывать такое назначение с Палатой представителей. Не оговорен и срок, в течение которого Президент должен внести на согласование кандидатуру Премьер-министра. Однако в Конституции (ст. 106)указано, что решение по данному вопросу Палате представителей необходимо принять не позднее двух недель со дня внесения предложения по кандидатуре. Предварительно предложение по кандидатуре Премьер-министра рассматривается постоянными комиссиями, которые дают свое заключение (в этом также проявляется контрольная функция Парламента).

Читайте также:
Оперативная обстановка: что это такое, описание и особенности

Заместители Премьер-министра (их пять, в том числе один первый), министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом самостоятельно, без согласования с каким-либо органом.

В состав 11равительства входят Премьер-министр, его заместители, министр» председатели государственных комитетов, а также должностные лица, которые возглавляют иные структуры.

1) Глава Администрации Президента;

2) Председатель Комитета государственного контроля,

3) Председатель Правления Национального банка,

4) Руководитель Аппарата Правительства,

5) Председатель Президиума Национальной академии наук (НАН Беларуси),

6) Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ (Председатель Белкоопсоюза),

7) иные должностные лица по решению Президента. Большинство этих лиц назначается на должности исключительно Президентом и лишь Руководитель Аппарата Правительства, который является по статусу министром, назначается и освобождается от должности Президентом по представлению Правительства.

Глава Администрации Президента, Председатель КГК, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума НАН Беларуси возглавляют органы, которые не подчинены Правительству. Однако исходя из триады ветвей власти, есть основания относить эти органы к исполнительной ветви власти. Отметим также, что не подчинены Правительству Управление делами Президента, Национальный статистический комитет, Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Подотчетность и подконтрольность Совета Министров

В своей деятельности Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.

Глава государства в любое время вправе потребовать отчета Правительства о результатах своей деятельности, при неудовлетворительных результатах отправить Правительство или отдельных его членов в отставку.

Ответственность Правительства перед Парламентом может выразиться в отказе в доверии, выражении вотума недоверия, внесении Президенту предложения о наказании члена Правительства в связи с ненадлежащим исполнением законов и т. п. Это является одним из проявлений конституционно-правовой ответственности.

Отлагательное вето: что это такое, описание и особенности

Относительным вето являются «сильное» и «слабое» вето.

Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.

Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.

Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.

Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.

Преодоление вето

Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.

Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.

Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который не подписан Президентом.

Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.

Право вето в Европе

В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.

Читайте также:
Радиационный фон: что это такое, описание и особенности

Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.

Во Франции Законы обнародуются декретом Президента. Глава государства может потребовать чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.

На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.

Карманное вето

Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.

Реализация “карманного вето” имеет большие отличия от США. Глава Беларуси в таких случаях и после истечения 14-дневного срока принимает окончательное решение: либо подписывает закон, либо возвращает его, внеся свои возражения в Палату представителей, после этого он рассматривается, беря начало не с первого чтения, а придерживаясь особой процедуры рассмотрения возражений Президента . Эта практика является весьма позитивной, потому что позволяет добиться процессуальной экономии законодательной деятельности. К тому же законодательство Беларусь, в отличие от российского, налагает на главу государства обязательство подписать закон, который принят парламентом после преодоления президентского вето. Все это может способствовать более тесному сотрудничеству властей в законодательном процессе и исключать их конфронтацию.

Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Право вето в России

Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.

Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.

Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.

Право вето президента

В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.

Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.

Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.

Читайте также:
Преднамеренное банкротство: что это такое, описание и особенности

Часто сама угроза применения вето может оказать на конгрессменов необходимое воздействие. Однако, по замечанию профессора А.А.Мишина, право вето – это прежде всего оборонительное, негативное оружие, при помощи которого глава государства может только сорвать законодательную инициативу Конгресса, однако не может реализовать свою. “Президенту, который имеет позитивную программу законодательных мер, право вето мало чем может помочь”. Поэтому “вето или даже угроза его применения это часть сложного процесса политических уступок, в котором Президент располагает существенными полномочиями”.

Отлагательное вето: что это такое, описание и особенности

Добавлено в закладки: 0

Что такое вето? Описание и определение термина.

Вето – это (лат., от veto– запрещаю) право, которым обладает лицо или группа лиц и дает им возможность на отмену в одностороннем порядке принятого уже решения. Выделяют абсолютное и относительное вето. Абсолютным вето называют право на полный и всеобъемлющий запрет принятия или исполнения какого-либо решения или действия. Что касается относительного вето, то оно бывает «слабым» и «сильным». Слабым вето называют право, которое дает возможность повторно пересматривать принятие решения, чтобы его утвердить будет достаточно согласия большинства. Чтобы преодолеть сильное вето нужно использовать квалифицированное большинство, при этом принятие решения должно проходить по усложненной процедуре.

Вето (от лат. veto — запрещаю) — это право, которое означает полномочие лица или группы лиц в блокировке в одностороннем порядке принятия того или иного решения.

Вето бывает абсолютным (например, Совет Безопасности ООН, постоянные члены которого имеют право заблокировать любое решение, которое принято Советом), или суспензивным (отлагательным) (как Законодательная система США, где Палата представителей США и Сенат США имеют право собрав две трети голосов преодолеть вето Президента.)

Сильное и слабое вето

Относительным вето являются «сильное» и «слабое» вето.

Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.

Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.

Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.

Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.

Право вето президента

В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.

Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.

Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.

Часто сама угроза применения вето может оказать на конгрессменов необходимое воздействие. Однако, по замечанию профессора А.А.Мишина, право вето – это прежде всего оборонительное, негативное оружие, при помощи которого глава государства может только сорвать законодательную инициативу Конгресса, однако не может реализовать свою. “Президенту, который имеет позитивную программу законодательных мер, право вето мало чем может помочь”. Поэтому “вето или даже угроза его применения это часть сложного процесса политических уступок, в котором Президент располагает существенными полномочиями”.

Право вето в Европе

В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.

Читайте также:
Переводный вексель: что это такое, описание и особенности

Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.

Во Франции Законы обнародуются декретом Президента. Глава государства может потребовать чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.

На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.

Право вето в России

Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.

Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.

Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.

Преодоление вето

Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.

Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.

Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который не подписан Президентом.

Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.

Карманное вето

Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.

Реализация “карманного вето” имеет большие отличия от США. Глава Беларуси в таких случаях и после истечения 14-дневного срока принимает окончательное решение: либо подписывает закон, либо возвращает его, внеся свои возражения в Палату представителей, после этого он рассматривается, беря начало не с первого чтения, а придерживаясь особой процедуры рассмотрения возражений Президента . Эта практика является весьма позитивной, потому что позволяет добиться процессуальной экономии законодательной деятельности. К тому же законодательство Беларусь, в отличие от российского, налагает на главу государства обязательство подписать закон, который принят парламентом после преодоления президентского вето. Все это может способствовать более тесному сотрудничеству властей в законодательном процессе и исключать их конфронтацию.

Читайте также:
Правовой стимул: что это такое, описание и особенности

Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 26.11.2022 2022-11-26

Статья просмотрена: 992 раза

Библиографическое описание:

Сидоров, Е. С. Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации / Е. С. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (338). — С. 337-338. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75672/ (дата обращения: 21.12.2021).

В статье рассматриваются вопросы реализации Президентом РФ права вето как формы участия в законодательном процессе. Затрагиваются проблемы использования Президентом РФ возможности отклонения федерального закона. Излагаются способы устранения правовой неопределенности в осуществлении Президентом РФ права отлагательного вето.

Президент РФ занимает важное место в системе органов государственной власти РФ, выступает как гарант Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Для реализации указанной цели Президент РФ может использовать конституционный механизм отклонения федерального закона.

В доктрине конституционного права ученые неоднократно затрагивали проблему реализации вето Президента РФ. Профессор Ю. А. Тихомиров определяет возможность реализации права вето Президентом РФ как систему правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного анализа правового материала и текста закона. [1, с. 1] Право вето Президента РФ является конституционным средством проверки закона, принятого Парламентом РФ, а также является одной из форм участия главы государства в законодательном процессе РФ. А. А. Котенков считает, что наделение Президента РФ возможностью возвращать принятые законы без рассмотрения, если он полагает, что при их принятии были нарушены процедурные правила, базируется на том, что Президент РФ, будучи гарантом Конституции РФ не должен мириться с тем, что парламентарии нарушают установленные правила принятия закона. [2, с. 1] Однако, в практической деятельности Президента РФ существуют определенные конституционные проблемы реализации данного права Президента РФ. Важно отметить, что право вето Президента возможно только в правовом демократическом государстве при наличии системы сдержек и противовесов. Юридическое оформление права отклонения Президентом РФ федеральных законов закреплено в ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Глава государства может воспользоваться правом отклонить закон в течение 14 дней, с момента поступления для подписания и обнародования Президентом РФ. [3, с. 2] Однако, в законодательстве РФ не предусмотрена форма правового документа, которым Президент РФ может отклонить федеральный закон. Правовая неопределенность использования Президентом РФ права отклонить закон может возникнуть при реализации такого конституционного полномочия, поскольку юридически не указаны мотивы и основания отклонения федерального закона главой государства. Следует отметить, что конституционные нормы не содержат перечня обстоятельств, при наличии которых Президент может применять право вето. [4, c. 2]

Следует отметить, конституционный срок использования права отлагательного вето Президента РФ составляет 14 дней с момента поступления федерального закона. Однако, в Конституции РФ не дается разъяснений относительно возможности продления срока отклонения федерального закона в случае отрешения Президента от должности, в порядке, установленном ст. 93 Конституции РФ. Нерешенным остается вопрос об использовании права отклонения федерального закона Председателем Правительства РФ, который будет временно исполнять обязанности Президента РФ, в случае невозможности главы государства, осуществлять полномочия, предусмотренные основным законом РФ. Как следует из юридического анализа ст. 107 Конституции РФ, указанные пробелы создают правовую неопределенность реализации в законодательном процессе РФ права вето Президента РФ. Также, одной из новелл Конституция РФ предусматривает возможность Президента РФ обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности федерального закона. Данный конституционный механизм носит превентивный характер, и используется в целях недопущения принятия федерального закона, противоречащего основному закону страны. На время рассмотрения запроса, поступившего от Президента РФ, срок для подписания федерального закона будет приостановлен.

По конституционному вопросу использования возможности отклонения федерального закона Президентом РФ, правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 26 апреля 1996 г, что отклонение федерального закона Президентом РФ означает принятое Президентом РФ решение об отказе в подписании закона с указанием мотивов отказа. [5, c. 3] Президент РФ может также вернуть федеральный закон в соответствующую Палату Федерального Собрания РФ, указав конкретные нарушения в законе. Таким образом, при изложении своей позиции в процессе реализации право отклонить федеральный закон, Президент РФ должен изложить не только мотивы своего отказа, но и указать выявленные нарушения.

Отклонение Президентом РФ федерального закона оформляется, как правило, в форме специального письма. В практической деятельности в таких письмах Президент РФ излагает предложения относительно совершенствования поступивших к нему законов. В науке остается открытым вопрос о содержании юридического документа, в котором Президент РФ реализует свое право отклонения федерального закона. По моему мнению, следует внести в законодательство РФ изменения, указав что Президент РФ при реализации права отклонить федеральный закон оформляет свое решение в форме заключения. В заключении должны быть раскрыты мотивы решения Президента РФ, а также указаны недостатки в законе, позиция Президента РФ по рассматриваемому закону.

Читайте также:
Общественная организация: что это такое, описание и особенности

Следует отметить, что в России Президент РФ имеет право отлагательного вето, то есть в случае отклонения главой государства федерального закона, если при повторном рассмотрении закон будет принят квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, Президент обязан в течении 7 дней подписать федеральный закон. Такое законодательное положение предусматривает наличие баланса разделения властей в системе государственной власти в РФ.

Хотелось бы отметить, в законодательство РФ необходимо внести изменения относительно возможности использования право отклонения федерального закона Председателем Правительства в случае неспособности Президента РФ исполнять свои конституционные полномочия. Следует законодательно урегулировать вопрос о конституционном сроке использования права вето Президентом РФ, а именно, возможности его продления на период выдвижения обвинения против Президента РФ в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции РФ.

Таким образом, использование права Президентом РФ отклонения федерального закона служит главным образом недопустимости принятия федерального закона, в котором содержатся определенные недостатки или нарушения, а также выступает конституционным способом системы сдержек и противовесов в правовом государстве.

Виды банковских счетов

Банковский счет — это инструмент количественного учета прав или требований клиента к кредитному учреждению по договору обслуживания. Для каждого вида вклада предусмотрены свои особенности.

Гражданский кодекс разъясняет, что такое банковский счет: под БСЧ понимаются счета бухгалтерского учета, которые открываются на балансе кредитных организаций для исполнения договора, заключенного с клиентом. Он создается банковским учреждением и используется непосредственно для осуществления безналичных переводов денежных средств либо для обеспечения сохранности денег ( параграф 1 ГК РФ ).

Распорядителем денег, которые поступают на БСЧ, является его владелец — лицо, по заявлению которого создан этот БСЧ в банковской организации.

Счета для простых граждан

Если инициатором создания БСЧ выступает гражданин, то речь идет о банковских реквизитах физлиц. Обратите внимание, что физическим лицом признаются не только российские граждане, но и представители иностранных государств. Также к категории физлиц следует относить самозанятых и индивидуальных предпринимателей.

Доступны такие виды счетов в банке для физических лиц:

  • текущий;
  • расчетный;
  • кредитный (ссудный);
  • депозитный.

Текущий

Действующий текущий счет в банке — это стандартный финансовый инструмент, используемый гражданином для получения заработной платы или иных доходов, в т.ч. и от осуществления предпринимательской деятельности ИП.

Банк зачисляет поступившие клиенту деньги не позднее дня, следующего за днем поступления в банк платежного документа ( ст. 849 ГК РФ ). Некоторые клиентские договоры по БСЧ предусматривают и более короткий срок зачисления средств. Зарплатная карта открывается на текущий СЧ для физлица, так как он позволяет совершать быстрые операции с денежными средствами.

В любом банке вам объяснят, что зарплатный счет — это вид счета текущего, зарплатную дебетовую карту оформляют в любом банке по запросу клиента или подключают его текущий счет к зарплатному проекту.

Расчетный

Это особый вид текущего счета, который использует ИП для осуществления расчетных операций. Например, через расчетный БСЧ предприниматель осуществляет оплату товаров, работ и услуг, приобретаемых для ведения бизнеса.

Открывать отдельный расчетный СЧ предприниматель не обязан. Он вправе использовать для бизнеса частную карточку. Но отдельный БСЧ для бизнеса гораздо удобнее. Позволяет разделять средства.

Кредитный

Популярное направление в сфере кредитования — оформление кредитной карты с ограниченным лимитом средств. Кредитные отношения между держателем карты и банком возникают только с момента использования кредитного лимита (например, оплата картой в магазине). Пока клиент не пользуется кредиткой, проценты не начисляются. Банковский сотрудник подтвердит, кредитная карта — это вид счета стандартного для кредита, точнее, электронное средство платежа (Положение ЦБ РФ №266-П от 24.12.2004). Понятие «кредитный БСЧ» законодательно не определено, банки открывают ссудные счета при выдаче потребительских или ипотечных кредитов.

Сберегательный или депозит

Депозитный счет по вкладу — это способ сбережения и приумножения накоплений. По сути, деньги физлица вносятся в банк под определенный процент. По истечении срока вклада клиент получает назад средства и начисленные проценты.

Ключевое отличие от текущего и расчетного БСЧ — операции по депозиту ограничены по времени. Например, деньги нельзя снять до истечения срока вклада либо клиент потеряет проценты. Некоторые депозиты не предусматривают даже поступлений. Например, внести дополнительно деньги на закрытый депозит нельзя до окончания срока договора.

Счета организаций и фирм

При создании нового юридического лица требуется открыть отдельный расчетный БСЧ. Без этого деятельность компании невозможна.

Для юридических лиц классификация банковских счетов такова:

  • расчетные;
  • валютный;
  • ссудный;
  • депозитный.

Расчетные

Для организации расчетный тип счета в банке — это основной финансовый инструмент. Причем одно юрлицо вправе открывать сразу несколько РСЧ, их количество не ограничивается на законодательном уровне.

Ключевые функции РСЧ:

  • поступление выручки и иных доходов от ведения предпринимательской деятельности;
  • оплата налогов, сборов, взносов и иных бюджетных платежей;
  • расчеты по заработной плате с персоналом, подоходному налогу и страховым взносам;
  • расчеты с контрагентами, заказчиками, поставщиками и покупателями;
  • поступление кредитов, займов и инвестиционных капиталов, в том числе и целевого финансирования;
  • перечисление оплаты по полученным кредитам и займам, в том числе уплата процентов;
  • платежи по решениям судов, судебных приставов и иных госорганов;
  • иные расчеты и денежные операции.

Отдельные РСЧ открывают для обособленных структурных подразделений и филиалов компаний. Например, для обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс. В таком случае учет операций по БСЧ ведется отдельно по каждому субъекту. Но иногда структурные подразделения не выделяют самостоятельный баланс. Для удобства и детализации учета в банке открывается субрасчетный СЧ. Операции отражаются в рамках одного счета, но позволяют детализировать информацию по структурным подразделениям.

Читайте также:
Неподтвержденный аккредитив: что это такое, описание и особенности

Спецсчета организации

Спецсчетами принято называть отдельную категорию БСЧ. Назначение их отличается от стандартного набора операций. Например, спецсчет открывают для участия в госзакупках. Компанию не допустят к участию в торгах без спецсчета, если в условиях закупки прописано такое требование.

Когда потребуются спецсчет:

  • при участии в госзакупках, если заказчик — получатель бюджетных средств;
  • для перечисления обеспечения контракта;
  • прочее.

Правила нумерации и расшифровка

По общим правилам, номер БСЧ представляет собой 20-значный код, который состоит из определенных групп символов. Каждая группа символов позволяет расшифровать категорию и назначение СЧ. Например, кодовая классификация по назначению и структуре определяется следующим образом:

ХХХ.ХХ.ХХХ.Х.ХХХХ.ХХХХХХХ, из них:

Первые 3 цифры номера БСЧ

Определяют категорию БСЧ.

Например, 423 обозначает, что сберегательный вклад открыт физическим лицом, код 408 — это зарплатная карта гражданина.

А вот код вида счета 407 — это расчетный СЧ организации

Четвертая и пятая цифры

Символы являются дополнением к первой части кода и трактуются в тесной увязке с ним.

Например, классификация счетов по экономическому содержанию такова:

Шестой, седьмой и восьмой символы

Обозначают валюту, в которой открывается БСЧ.

Например, российские рубли — код 810.

Для долларов — шифр 840, для евро — 978

Проверочная цифра, устанавливается банковской компанией. Используется как закрытый шифровальный ключ

С 10 по 13 символы

Номер отделения банка, в котором открыт БСЧ

Последние 7 цифр

Индивидуальный порядковый номер СЧ в учетном регистре банковской организации. Присваивается в индивидуальном порядке, но с учетом рекомендаций Центробанка России

Правила составления нумерации отражены в Положении Банка России №579-П от 27.02.2017 (ред. от 14.09.2020).

Банковский счет

Банковский счет — это индивидуальный счет физического или юридического лица, который позволяет совершать различные безналичные операции и выполнять хранение личных средств в банке. Клиент имеет полный доступ к счету, может выполнять с ним любые финансовые операции.

Практически каждый гражданин РФ и каждая компания имеют банковский счет. В последнее время все больше лиц предпочитают именно безналичное обслуживание, так как оно и удобнее, и безопаснее. Все банки с сервиса Бробанк.ру предлагают открытие расчетных счетов, параллельно оказывая клиентам и другие свои финансовые услуги.

Что такое банковский счет

На первый взгляд это простой набор цифр, причем это уникальный набор конкретного клиента. Точно такого же номера просто не существует. Фактически номер — один из атрибутов расчетных реквизитов, в котором зашифрована важная информация.

Пример банковского счета — 11122333455556666666. Мы специально разделили цифры номера на шесть групп. Каждая группа несет определенную информацию:

  • первая — вид банковского счета. По ним можно определить назначение реквизитов, кто и для чего их открыл;
  • вторая — по ним можно расшифровать, какую деятельность ведет лицо, открывшее счет;
  • третья — показывает, в какой валюте открыты реквизиты;
  • четвертая — просто контрольная цифра;
  • пятая — по этой группе можно понять, в каком отделении произошло открытие. То есть это номер банковского офиса;
  • шестая — непосредственный клиентский номер.

Банковский счёт физического лица начинается с цифры 408, юридического — с 407, счет вклада физлица-резидента РФ начинается с числа 423.

Если рассмотреть стандартный банковский счет физлица, то он начинается с цифр 40801810. Первые три цифры — код этого вида реквизитов, число 01 говорит о том, что счет открыт именно в банке. И число 810 свидетельствует о том, что расчеты ведутся в рублях.

Виды и назначение счетов

Если рассматривать, что такое банковский счёт, нельзя не сказать и о классификации реквизитов. Виды счёта в банке определены законодательно и отражены в инструкции Банка России №153-И гл 2. В итоге действует такое распределение счетов:

  • текущие, открываемые физическими лицами для стандартных приходных и расходных операций. Использовать их для предпринимательской деятельности нельзя;
  • расчетные. Открываются индивидуальными предпринимателями и компаниями с целью ведения бизнеса;
  • бюджетные. Соответствуют названию, открываются бюджетными организациями для проведения различных расчетов;
  • корреспондентские. Отдельные виды счетов, которыми пользуются сами банки и другие финансовые организации. Для них выделена отдельная группа;
  • доверительного управления. Для доверительного управляющего для операций, связанных с его работой;
  • специальные банковские для выполнения различных операций. Например, клиринговый, номинальный, залоговый, эскроу и пр.

Как видно, вариантов много. Дело в том, что сейчас все сферы деятельности неразрывно связаны с финансовыми операциями. И для каждого вида счета установлены свои условия пользования, применяются свои законодательные акты и предписания Центрального Банка.

Виды счетов физического лица

Теперь рассмотрим отдельно виды банковских счетов, которыми пользуются простые граждане. Это тоже большая классификация реквизитов с разными целями открытия%

  1. Текущий. Простой счет для совершения любых операций или хранения собственных средств, который можно открыть в любом российском банке при наличии паспорта. Услуга доступна гражданам с 18 лет, иногда встречаются исключения. Например, Сбербанк и Тинькофф открывают счета и карты для граждан от 14 лет.
  2. Депозитный. Иначе — просто вклад. Гражданин кладет деньги в банк под проценты, приумножая их и одновременно оберегая от влияния инфляции. Есть вклады с пополнением, которые можно использовать для накаливания средств.
  3. Зарплатные. Открываются в рамках зарплатного проекта с клиентской компанией. Работники организации получают счета и привязанные к ним карты с бесплатным выпуском и обслуживанием. На них и зачисляется зарплата.
  4. Пенсионные или социальные. На них люди получают пенсии, стипендии, различные государственные пособия.
  5. Сберегательный. Счет с начислением процентов на остаток клиентских средств, но в отличии от вклада клиент может свободно распоряжаться этими деньгами вплоть до полного обналичивания. Проценты стандартно меньше, чем по вкладам.
  6. Кредитные. На них зачисляются заемные средства, которыми может пользоваться клиент.
Читайте также:
Простая гипотеза: что это такое, описание и особенности

Вне зависимости от вида счета клиенту всегда предлагается бесплатный доступ в онлайн-банк. Человек всегда может зайти в систему, просмотреть состояние счетов, проведенные с ними операции. Там же можно делать различные платежи и переводы, оплачивать коммунальные услуги и пр.

Счета для юридических лиц

Это тоже — большое поле деятельности, компаниям и ИП счета нужны для разных целей, поэтому и видов их предостаточно. Основные типы и классификации:

  • стандартный расчетный, открываемый в рамках РКО. Организация использует его для приема платежей, для работы с контрагентами, бюджетных платежей и пр.;
  • депозитный. Юрлица также могут открывать вклады и держать свободный капитал под процентами;
  • кредитный. Для получения заемных банковских средств. Исключение — овердрафт, который привязывается к основному счету;
  • транзитный. Предназначен для учета валютных операций;
  • специальный для участия в закупках. Его можно открыть только в ряде уполномоченных банков.

Это основные виды, но есть и другие. В последнее время бизнес практически не может существовать и вести полноценную деятельность без банковского сопровождения. Да и банки стали предлагать все более лучшие условия для юрлиц.

Полные реквизиты счета

Номер — это только один составляющий реквизитов. Для совершения какой-либо операции нужны и другие данные адресата. Нужно название банка , его БИК (индивидуальный номер) и корреспондентский счет. В некоторых случаях дополнительно может требоваться ИНН и КПП. Также для выполнения перевода требуется полный номер счета получателя и его ФИО.

Полные реквизиты можно получить в онлайн-банке, банкомате или путем посещения офиса. В последнем случае данные предоставляются только при предъявлении паспорта.

Как завести в банке реквизиты

Услуга доступна гражданам РФ, достигшим совершеннолетия. Для открытия счета потребуется только один документ — паспорт. Операция выполняется за один визит в офис, можно сразу попросить распечатать реквизиты и дать доступ в онлайн-банк.

Стандартно банки предлагают сразу выпустить к счету дебетовую карту. Тут уже вам решать — нужна она или нет.

Если же речь о юридическом лице, тогда для заведения реквизитов нужно собрать требуемый пакет документов о компании. Важен и выбор банка. Услуги РКО платные, нужно сравнивать тарифы разных организаций, делая выбор.

Мы рассмотрели понятие и виды банковских счетов, что это такое. Как видно, типов реквизитов предостаточно. Самые популярные варианты — это простые расчетные/текущие, депозитные и кредитные.

Какие бывают счета в банке

  • Для чего нужны счета в банках
  • Разновидности счетов кредитных организаций
    • Счет для самозанятых
  • Какие банковские счета доступны для физлиц
    • Текущие счета
    • Счета по вкладам
    • Кредитный счет
  • Виды банковских счетов для юридических лиц
    • Расчетный счет
    • Бюджетный счет
    • Прочие виды счетов для юрлиц
    • Структура банковского счета
  • Итоги

Для чего нужны счета в банках

Предмет нашего обзора — понятие и виды банковских счетов.

Банковский счет — необходимый атрибут современной жизни не только для организации, но уже и для частного лица. Можно ли обойтись без любого вида счетов в банке?

Рассмотрим необходимость наличия счета в банке для организаций. Прямого запрета на отсутствие у организации счета в банке нет. Однако регулирование деятельности фирм указывает на то, что обойтись без расчетного счета невозможно. Здесь можно упомянуть, например, запрет на расчет наличными денежными средствами свыше 100 000 рублей по одному договору между юрлицами. Кроме того, торговым организациям просто не обойтись без эквайринга, который можно подключить только к банковскому счету. Аналогичная ситуация складывается и для индивидуальных предпринимателей.

Что касается физлиц, то получение кредитов, оплата товаров онлайн, использование эквайринга делают необходимым использование банковских карт.

Убедившись, что банковские счета прочно вошли в нашу жизнь, рассмотрим, какие бывают счета в банке.

Разновидности счетов кредитных организаций

Классификацию банковских счетов можно найти в нормативных актах.

Разновидности банковских счетов приведены в инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И.

Приведем виды счетов в банке, которые могут использовать как юридические, так и частные лица. Ниже рассмотрим, какой вид счета в банке применяют юридические лица, какой тип счета в банке подходит физлицу, а также разберем особенности наиболее популярных видов банковских счетов.

Основные виды банковских счетов приведены на схеме:

Для начала обратимся к видам счетов в банке для физических лиц.

Счет для самозанятых

Обращаем внимание на актуальный в 2022 году вопрос о типе банковского счета для самозанятых. Какой вид счета в банке может применять самозанятый для получения доходов от своей деятельности? Если самозанятый зарегистрирован как ИП, то у него может быть открыт расчетный счет, такой как открывают юрлицам и частным бизнесменам. Если же самозанятый не имеет статуса ИП, то он получает деньги на свой обычный текущий счет физлица, который, как правило, привязан к банковской карте.

Читайте также:
Пенсионный счет: что это такое, описание и особенности

Об открытии счета самозанятым мы подробно писали в статье.

Какие банковские счета доступны для физлиц

Какие бывают банковские счета для физических лиц, посмотрите на схеме:

Текущие счета

Текущий счет — это самый простой тип банковского счета. Его открывает физлицо для совершения операций, не имеющих отношения к предпринимательской деятельности.

Как открыть текущий счет в банке физлицу, читайте в материале «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и получите еще больше полезной информации.

Закон не обязывает ИП открывать для своей деятельности расчетный счет, он может для этих целей пользоваться текущим счетом. Но на текущий счет банковские расценки ниже, чем на расчетный; в договоре с банком, как правило, прописано, что получать доходы от бизнеса на текущий счет нельзя. Кроме того, расчетный счет значительно упрощает работу с контрагентами — юрлицами, позволяет подключить эквайринг и не путать доходы от предпринимательской деятельности и доходы, с ней не связанные.

К текущему счету можно подключить банковскую карту и использовать ее при расчетах за товары и услуги.

Как открыть расчетный счет ИП, мы писали в статье.

Всё большее распространение получают зарплатные проекты. Зарплатный проект — это услуга банка, при которой организация перечисляет заработную плату работникам на банковские счета. Применяется для этого именно текущий банковский счет. Процент за перечисление небольшой или отсутствует вовсе. В зависимости от условий конкретного банка перечисления могут производиться на счета этого же банка или стороннего.

На такие же текущие банковские счета граждане получают социальные пособия и пенсионные выплаты. С 01.01.2022 в определенных случаях можно использовать банковские карты (если они привязаны к банковским счетам) только платежной системы «МИР».

Счета по вкладам

Этот счет можно открывать как физическим, так и юридическим лицам. Используется он для учета денежных средств, размещенных в кредитной организации с целью получения процентов от этого вклада. Для депозитных счетов могут быть установлены ограничения на использование или внесение средств.

Кредитный счет

Кредитный счет открывается для обслуживания кредита. В зависимости от вида кредита (кредитная карта, ипотечный или потребительский кредиты) устанавливаются условия пользования банковским кредитным счетом.

О блокировке кредитного счета читайте в статье.

Виды банковских счетов для юридических лиц

Выделим виды банковских счетов для юридических лиц:

О таком типе счетов в банке, как счет по вкладу, мы писали в разделе для физлиц.

Расчетный счет

Как открыть расчетный счет в банке, описано в статье «КонсультантПлюс». Еще больше актуальной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Этот вид банковских счетов — аналог текущего счета физлиц для юрлиц. Юридические лица совершают свои операции с использованием расчетного счета. Это оплата и получение денежных средств от контрагентов, уплата налогов и сборов. В определенных случаях налоговая может заблокировать расчетный счет (несдача отчетности вовремя, неисполнение обязанности по уплате налогов).

Об аресте счета налоговой узнайте из статьи.

Бюджетный счет

Этот вид банковского счета используют юридические лица в определенных случаях, когда работают с денежными средствами, выделенных из бюджетной системы РФ.

Прочие виды счетов для юрлиц

Рассмотрим некоторые специальные виды счетов в банках для юридических лиц.

Структура банковского счета

Любой банковский счет имеет номер, состоящий из 20 знаков. Это не случайный набор цифр, а код, который можно прочитать, если знать, что означают числа, входящие в состав номера счета.

Банковский счет имеют следующий состав: 000 00 000 0 00000000000.

Не надо путать номер банковского счета и номер банковской карты, привязанной к счету. Это разные номера. К каждой банковской карте привязан счет. Узнать его реквизиты можно в мобильном банковском приложении, в интернет-банке или в отделении кредитной организации при предъявлении удостоверения личности. Зачастую юрлицо может сделать перевод физлицу со своего расчетного счета на текущий банковский счет физлица только по реквизитам счета, то есть по его номеру, а не по номеру банковской карты.

Расскажем, что означает каждая группа цифр:

  • 000 — зашифрована принадлежность счета (404 — внебюджетные фонды; 407 — юрлица и ИП; 408 — частные лица; 423 — депозит частного лица);
  • 00 — уточняется принадлежность счета (01 — финансовые организации; 02 — коммерческие организации; 03 — некоммерческие организации);
  • 000 — валюта счета (810 — российский рубль; 840 — доллар; 978 — евро);
  • 0 — контрольная цифра для работников банка
  • 0000 — номер подразделения, где изначально открыт счет;
  • 0000000 — код, который генерируется в каждом банке самостоятельно и является своеобразным идентификатором клиента.

Итоги

Банковский счет имеет почти каждое физическое лицо и обязано иметь каждое юридическое лицо РФ. С их помощью производятся операции по хранению, накоплению и перечислению денежных средств. Различают несколько разновидностей банковских счетов. Они подразделяются на те, которыми могут пользоваться только частные лица или только организации. Некоторые счета предназначены для проведения строго определенных операций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: