Отрасль законодательства: что это такое, описание и особенности

Отрасль законодательства: что это такое, описание и особенности

О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

Статья 2. Нормативный правовой акт и правотворчество

1. Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций не является нормативным правовым актом.

Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

2. Правотворчество – официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.

Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.

Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации

1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

4. Если конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 4. Субъекты правотворчества

1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:

граждане Российской Федерации;

органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии (издании) нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы) принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции.

Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

4. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Читайте также:
Продажа недвижимости: что это такое, описание и особенности

Глава 2. Система нормативных правовых актов

Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов – совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации.

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.

Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

Законы в Российской Федерации – федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации – принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.

Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.

Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.

Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.

В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.

3. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.

Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты – на определенную категорию лиц.

Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов.

В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.

В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений.

В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.

Совокупность федеральных законов составляет федеральное законодательство.

4. Основные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются в форме указов. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами.

Читайте также:
Причинная связь: что это такое, описание и особенности

5. Основные нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимаются в форме постановлений.

6. Основные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются в форме постановлений. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

7. Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

8. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной федеральными законами.

Законодательство об информационной безопасности: 5 ФЗ о том, как хранить и защищать информацию

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

149-ФЗ — главный закон об информации в России. Он определяет ключевые термины, например, говорит, что информация — это любые данные, сведения и сообщения, представляемые в любой форме. Также там описано, что такое сайт, электронное сообщение и поисковая система. Именно на этот закон и эти определения нужно ссылаться при составлении документов по информационной безопасности.

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

  1. Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
  2. Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
  3. Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
  4. Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
  5. Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
  6. У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
  7. Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

152-ФЗ «О персональных данных»

Этот закон регулирует работу с персональными данными — личными данными конкретных людей. Его обязаны соблюдать те, кто собирает и хранит эти данные. Например, компании, которые ведут базу клиентов или сотрудников. Мы подробно рассматривали этот закон в отдельной статье «Как выполнить 152-ФЗ о защите персональных данных и что с вами будет, если его не соблюдать»

Ключевые моменты закона:

  1. Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
  2. Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
  3. Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
  4. Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
  5. Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

  1. Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
  3. Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
  4. Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
  5. Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.
Читайте также:
Оперативная обстановка: что это такое, описание и особенности

63-ФЗ «Об электронной подписи»

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

  1. Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
  2. Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
  3. Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
  4. Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.

187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

  1. Для защиты критической инфраструктуры существует Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА).
  2. Объекты критически важной инфраструктуры обязаны подключиться к ГосСОПКА. Для этого нужно купить и установить специальное ПО, которое будет следить за безопасностью инфраструктуры компании.
  3. Одна из мер предупреждения — проверка и сертификация оборудования, ПО и всей инфраструктуры, которая используется на критически важных предприятиях.
  4. Субъекты критической информационной инфраструктуры обязаны сообщать об инцидентах в своих информационных системах и выполнять требования государственных служащих. Например, использовать только сертифицированное ПО.
  5. Все IT-системы критически важных предприятий должны быть защищены от неправомерного доступа и непрерывно взаимодействовать с ГосСОПКА.
  6. При разработке IT-инфраструктуры критически важные предприятия должны руководствоваться 239 приказом ФСТЭК. В нем прописаны основные требования к защите информации на таких предприятиях.
  7. Государство имеет право проверять объекты критически важной инфраструктуры, в том числе внепланово, например, после компьютерных инцидентов вроде взлома или потери информации.

Рынок

Рынок существует больше шести тысяч лет, он принимал самые примитивные формы, пока не дорос до современного вида. Важно следить за состоянием рынка, оценивать конкурентов и цены — ведь очень сложно построить успешный бизнес или даже создать маркетинговую стратегию , не понимая основ экономики. В статье расскажем, что такое рынок, его виды и функции.

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Цена , которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Читайте также:
Правоохранительная деятельность: что это такое, описание и особенности

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

рост цен, инфляция.

Законы рынка

Чтобы рынок функционировал, есть определенные правила, которые регулируют его работу. Благодаря этим правилам поддерживают гармонию и здоровую экономику. Существуют три базовых закона рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции .

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Понятие и особенности предпринимательского права

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

Читайте также:
Муниципальные лотереи: что это такое, описание и особенности

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

  1. Самостоятельность имущественного и организационного типов. Имущественная разновидность обособленности подразумевает наличие возможности распоряжаться собственным имуществом при реализации основной деятельности. Организационная самостоятельность возникает в момент принятия решений – это свобода выбора из нескольких путей развития того варианта, который предприниматель считает единственно верным (без учета мнения контролирующих и третьих лиц).
  2. Систематичность. Это означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться на постоянной основе без длительных простоев. Данный критерий проявляется в регулярном поступлении доходов и нацелен на постоянное получение прибыли.
  • Ответственность по рискам деятельности имуществом. Предприниматель отвечает за результаты своей работы имущественными активами. Для ИП норма распространяется на его личное имущество, для учредителей предприятий – на корпоративные объекты имущества.
  • Соблюдение формальных процедур. Реализация законного права ведения бизнеса на территории России возможна при условии проживания в стране осуществления хозяйственной деятельности и прохождения всех этапов легализации статуса коммерсанта. Прибыль от предпринимательства будет признаваться законной только в отношении зарегистрированных и поставленных на учет в ФНС ИП и юридических лиц.
  • Направленность на повышение уровня рентабельности проекта. Коммерческие деятели нацелены на извлечение максимальных материальных выгод. Прибыль – основная цель каждой проведенной операции.
  • СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

    Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

    • финансовыми;
    • организационного типа;
    • экономическими;
    • зависящими от субъекта хозяйствования или обособленными от его действий.

    Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

    К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

    Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

    • денежные вливания;
    • создание собственной сырьевой базы;
    • модернизация оборудования;
    • обновление технологических линий;
    • повышение квалификации работников;
    • наработка собственной системы взаимодействия с контрагентами для формирования широкой базы лояльных и постоянных клиентов.

    Источники предпринимательского права

    Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

    1. Конституции.
    2. Кодексов.
    3. Федеральных законов.
    4. Подзаконных актов и постановлений.

    Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

    Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

    Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

    1. Воздействующие на весь рынок или отдельные его сегменты с целью регулирования. В эту категорию входят законы, регламентирующие порядок действий в конкурентной среде, антимонопольное законодательство, устанавливающие порядок оборота ценных бумаг.
    2. Определяющие правовой статус участников предпринимательства в разрезе их типов (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. для АО, № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. для МУП, № 41-ФЗ от 8 сентября 1996 г. для кооперативов, № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. для ООО).
    3. Правовое регулирование в разбивке по направлениям деятельности. Инвесторы и получатели инвестиций используют нормы закона от 25 февраля 1999 года под № 39-ФЗ, рекламные фирмы применяют закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г., аудиторам необходимо руководствоваться законом № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г., оценщики соотносят свои действия с положениями закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.
    4. Для некоторых видов предпринимательства с узкой специализацией изданы собственные законы. Банковский сектор работает в соответствии с законом № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
    5. Документы, фиксирующие требования к предпринимателям и условиям ведения ими бизнеса. Для видов деятельности, подразумевающих наличие лицензии, издан закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. Регистрация и снятие с учета юридических и физических лиц проводится с учетом порядка, озвученного в законе № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. Этот документ содержит критерии признания статуса субъекта предпринимательства, оговаривает этапы и сроки регистрационных мероприятий, декларирует порядок взаимоотношений между контрагентами, между предпринимателем и контролирующими органами.
    Читайте также:
    Негаторный иск: что это такое, описание и особенности

    НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

    Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

    Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

    ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

    На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

    Понятие и виды хозяйственных правоотношений

    Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

    Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

    1. Правоотношения абсолютного типа касаются деятельности предпринимателя внутри своего бизнес-проекта. В эту категорию входит возможность самостоятельно распоряжаться своим корпоративным имуществом, вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять калькуляционные расчеты.
    2. Правоотношения относительного типа затрагивают интересы сразу нескольких участников рынка в момент их взаимодействия. Права одной стороны коррелируются с обязанностями другого лица. Это проявляется в соблюдении условий договоров, заключаемых между разными субъектами хозяйствования.

    Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

    • вещественные активы;
    • денежные ресурсы;
    • ценные бумаги;
    • осуществляемые действия участников рынка коммерции;
    • блага неимущественной разновидности, которые являются неотъемлемой частью конкретного бизнес-проекта (логотип, бренд, коммерческая тайна).

    Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

    • Отношения, затрагивающие право собственности. Это тип абсолютных правоотношений, которые наделяют предпринимателей правом пользоваться собственным имуществом без ограничений (в рамках действующих норм законов). Такой принцип позволяет сдавать в аренду имущественные активы, использовать их в качестве залога и передавать третьим лицам на возмездной или безвозмездной основе, эксплуатировать в производстве. Ограничение накладывается на использование активов для удовлетворения личных потребностей создателя бизнес-структуры.
    • Отношения абсолютно-относительного типа вещественного характера возникают в случаях передачи имущества в оперативное управление.
    • Абсолютные правоотношения неимущественного типа, затрагивающие сферу реализации хозяйственной деятельности. Норма предполагает предоставление предпринимателю возможности работать без негативного воздействия третьих лиц. При обнаружении влияния незаконных действий коммерческий субъект должен направить свои усилия на устранение этого факта.

    ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

    Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

    Читайте также:
    Обвинительное заключение: что это такое, описание и особенности

    Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

    • изучение причин, документальных и правовых оснований для возникновения обязательства;
    • идентификация участников сделки, повлекшей возникновение претензий;
    • содержание требований;
    • источники регулирования и разрешения возникшей ситуации с точки зрения правовой базы.

    Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

    • какие действия будут признаны правонарушением;
    • какие внешние факторы могут оказать существенное влияние на выполнение норм соглашения;
    • к каким последствиям приведет нарушение условий договора;
    • механизмы защиты бизнеса от негативного воздействия, основанные на правовых источниках правоотношений (разработка системы штрафов для контрагента за срыв договоренностей, применение инструментов страхового рынка).

    По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

    Что такое дееспособность и при чем здесь недвижимость

    • Что такое дееспособность
    • Правоспособность и дееспособность
    • Виды дееспособности
    • Дееспособность малолетних
    • Частичная/ограниченная дееспособность
    • Лишение дееспособности
    • Дееспособность в сделках с недвижимостью
    • Как получить справку о дееспособности

    Эксперт в этой статье

    • Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков

    Что такое дееспособность

    Дееспособность — это возможность распоряжаться своими правами и нести обязанности, совершать значимые действия с точки зрения закона (ст. 21 гл. 3 ГК РФ [1]). То есть осознавать свои поступки и их последствия.

    Полная дееспособность наступает с 18-летнего возраста. Ею не могут обладать несовершеннолетние дети (за исключением особых случаев, которые мы рассматриваем ниже), а также люди, ограниченные в правах по суду.

    Вряд ли вы будете покупать квартиру у ребенка, поэтому важно помнить, что взрослый человек также может оказаться недееспособным. Это происходит в том числе ввиду особенностей психического состояния. В одних случаях диагноз ставится в раннем возрасте и неоспорим, в других — может быть временным и появиться уже в зрелом возрасте.

    Кстати, дееспособность рассматривают в рамках Гражданского кодекса РФ, в то время как Уголовный кодекс оперирует понятием «вменяемость». Ограничить права и обязанности человека, достигшего совершеннолетия, можно только по суду.

    Правоспособность и дееспособность

    Два схожих, но при этом очень разных понятия, в которых важно разобраться. Правоспособность — это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Она возникает с момента рождения человека и принадлежит ему в течение всей жизни независимо от состояния здоровья. Это гарантия того, что гражданину доступны равные с другими людьми права. Но их наличие не подразумевает умения ими распоряжаться. То же касается и обязанностей: в законе есть понятие деликтоспособности — возможности нести ответственность за правонарушения [2].

    Например: 13-летний подросток правоспособен, но не дееспособен. Он имеет гражданские права, свободу вероисповедания, но при этом не может заключить сделку по покупке недвижимости.

    Виды дееспособности

    Дееспособность малолетних

    Официальной дееспособностью не могут обладать дети до 18 лет, но здесь тоже есть градация. Например, дети до шести лет абсолютно недееспособны, за них полностью отвечают родители.

    В возрасте 6–14 лет они считаются малолетними и уже наделяются некоторыми правами: могут заключать мелкие бытовые сделки (покупать продукты в магазине), распоряжаться деньгами по своему усмотрению и заключать договор на безвозмездной основе. При этом в случае нарушения закона отвечать будут родители и опекуны.

    В период 14–18 лет человек может официально зарабатывать, оформлять авторские права на произведения, делать банковские вклады, а с 16 лет — быть полноправным членом кооператива.

    Полноценная дееспособность наступает с 18 лет, но есть исключения. В том числе если человек вступил в брак или стал предпринимателем с 16 лет.

    Кроме того, существует понятие эмансипации гражданина. Это процедура, по которой закон закрепляет за несовершеннолетним полную дееспособность. Эмансипацию подтверждают органы опеки и попечительства. Ее можно получить либо с согласия родителей, либо по решению суда в случаях, когда подросток уже работает. Отменить эмансипацию нельзя, ГК РФ такой возможности не предусматривает. Итак, дееспособность малолетних делится по возрасту:

    • с 6 лет (малолетние — ст. 28 ГК РФ);
    • с 14 лет (ст. 26 ГК РФ);
    • с 18 лет — совершеннолетие (ст. 21 ГК РФ);
    • досрочное достижение гражданской зрелости (реализуется путем эмансипации — ст. 27 ГК РФ, вступления в брак — ст. 21 ГК РФ).
    Читайте также:
    Почетное гражданство: что это такое, описание и особенности

    Дееспособность малолетних ограничена до наступления совершеннолетия.

    Частичная и ограниченная дееспособность

    Дееспособность может быть полной, а может — частичной. Вторая относится к несовершеннолетним, у которых меньше прав и обязанностей в силу возраста. Ограниченная дееспособность по ГК РФ может быть назначена в случае, когда человек страдает от зависимостей: злоупотребляет алкоголем или пристрастен к азартным играм. Чтобы обезопасить родных и близких, закон лишает его возможности самостоятельно заключать сделки.

    Иногда участник договора не может контролировать свои действия и не понимает последствий без помощи третьих лиц из-за психических отклонений. В таком случае у него должен быть попечитель, без которого невозможно провести сделку. Ограниченная дееспособность может возникнуть, если человек признан банкротом. До окончания процедуры подтверждения этого статуса распоряжаться имуществом могут только финансовые управляющие: если будущий банкрот заключит сделку лично, она будет признана ничтожной.

    Лишение дееспособности

    Бывают ситуации, когда человек признан дееспособным по закону, но по факту не был таковым в момент заключения сделки. Например, находился под действием алкогольных или наркотических веществ либо в состоянии аффекта, то есть не мог отвечать за свои решения в полной мере. Суд обязан учесть эти факторы. Их недостаточно для признания человека недееспособным, но сделка из-за них может быть отменена.

    Суд может признать человека недееспособным на основании ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [3]. Для этого обязательна психиатрическая экспертиза, присутствие прокурора и специалиста из органов опеки, даже если речь идет о совершеннолетнем человеке. Причиной для процедуры могут стать запросы правоохранительных органов.

    Часто процедуру начинают по инициативе родственников, которые видят, что у члена семьи нарушено поведение и реакции. Например, престарелая бабушка страдает провалами в памяти, не отдает себе отчета в совершаемых поступках, но при этом решила продать или отписать дом под влиянием малознакомых людей.

    Дееспособность в сделках с недвижимостью

    Участник любого гражданского договора должен в полной мере осознавать, что он делает; в случае с недвижимостью дееспособный продавец может самостоятельно реализовать свои права. Если он недееспособен, то сделка будет признана недействительной даже постфактум. Этим критерием иногда пользуются мошенники: спустя какое-то время всплывают факты о психической несостоятельности продавца, а деньги уже получены и вернуть их назад будет довольно трудно.

    Риелторы советуют удостовериться в адекватности второй стороны, прежде чем ставить подпись в документах. Подойдут справки из диспансеров. При этом даже если человек стоит на учете, это не подтверждает его неспособность заключить сделку.

    Например, бывший алкоголик или страдающий психическими расстройствами много лет назад, мог пройти длительный курс реабилитации. Эти сведения отражены в выписке из Управления Росреестра «о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным» [4]. Каждый случай следует рассматривать индивидуально.

    Как получить справку о дееспособности

    Чтобы не возникло проблем с оспариванием сделки, юристы рекомендуют подстраховаться заранее. При наличии в пакете документов справки о здоровье из психоневрологического диспансера будет трудно доказать, что человек продавал квартиру, не осознавая последствий. Лучше, чтобы подтверждение было датировано как можно ближе к моменту заключения сделки. Помимо справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, продавцу стоит посетить участкового врача и взять выписку из медицинской карты.

    Все эти меры не являются обязательными для заключения сделки с недвижимостью, но станут отличным подспорьем в случае, если придется доказывать свою позицию в суде. Чтобы дополнительно подстраховаться, можно провести видеозапись заключения сделки, на которой очевидно, что человек отдает себе отчет в совершаемом поступке, не находится в состоянии аффекта, трезв, адекватен и обосновывает решения.

    Комментарий эксперта

    Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков:

    — Судебные дела о признании сделки недействительной под эгидой неспособности продавцом осознавать значение действий и руководить ими — не редкость. Любопытен случай, когда с таким иском обратилась прописанная в квартире мать продавца по истечении нескольких лет. Причем недвижимость к тому моменту была перепродана. Исковое заявление предъявлено к покупателю по первоначальной сделке и добросовестному приобретателю.

    Требование обосновано тем, что продавец страдал алкогольной зависимостью и проходит периодическое лечение в психоневрологическом диспансере с детства. Причем сделка совершена нотариально, справка ПНД и НД предоставлялась, но без освидетельствования.

    В суде допрошены свидетели, которые пояснили, что при оформлении продавец выглядела вменяемой, никаких признаков расстройства, запаха алкоголя, поведения, отклоняющегося от нормы, не прослеживалось. Нотариус против удовлетворения иска возражал.

    По ходатайству истца назначена судебная психиатрическая экспертиза. Согласно выводам специалистов, на момент подписи договора купли-продажи квартиры продавец все же не осознавал значения действий и не мог руководить ими. Однако в удовлетворении требований отказано, поскольку иск заявлен с пропуском срока давности и ненадлежащим лицом.

    Читайте также:
    Оплата труда: что это такое, описание и особенности

    В соответствии с п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на дом или квартиру к другому лицу — основание для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника.

    Советы потенциальным покупателям:

    • требовать справку из психоневрологического диспансера с освидетельствованием;
    • при малейших сомнениях оформлять сделку не в простой письменной форме, а нотариально;
    • с недавних пор при совершении действия нотариус вправе использовать средства видеофиксации в порядке, установленном Федеральной палатой. Такая фиксация может быть использована в качестве доказательства в суде;
    • проверять выписку из домовой книги, потребовав снятия с регистрационного учета как продавца, так и семьи.

    Правосубъектность юридического лица

    1. «Рождение» юридического лица означает, что оно обладает правоспособностью и дееспособностью (а если выделять сделкоспособность, деликтоспособность и трансдееспособность, то, значит, и этими свойствами). По-иному быть не может. Поэтому в законе говорится о правоспособности юридического лица, а в юридической литературе в соответствующих случаях чаще всего — о правосубъектности юридического лица.

    Наиболее общие положения о правосубъектности юридических лиц сформулированы в ст. 49 ГК. Уяснение содержания соответствующих правил требует также обращения к ряду иных нормативных актов.

    2. По общему правилу юридическое лицо обладает специальной правосубъектностью — оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности ( абз. 1 п. 1 ст. 49 ГК).

    3. Из общего правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение для коммерческих организаций ( абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Они обладают общей (универсальной) правосубъектностью. Коммерческие организации могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом (торжествует принцип «можно все, что не запрещено»). Здесь важно подчеркнуть, что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами ( п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому в учредительных документах коммерческих организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности, хотя такие указания допустимы.

    4. Некоторые юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают специальной правоспособностью (исключение из исключения), это, в частности:

    — государственные и муниципальные унитарные предприятия;

    — иные организации, если это предусмотрено законом. Эти юридические лица могут заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и соответствующих законах. К числу указанных «иных организаций» относятся, в частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.;

    — коммерческие организации, в учредительных документах которых предусматривается специальная правоспособность. Например, учредители акционерного общества предусмотрели, что оно будет заниматься определенной — указанной в уставе — деятельностью ( п. 4 ст. 52 ГК).

    5. Некоторыми видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

    Перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), содержится в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности. В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, разработка, испытание и ремонт авиационной техники и т.д.

    Положения указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с лицензированием таких видов деятельности, как использование атомной энергии, производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций; деятельность по проведению организованных торгов и т.д. Лицензирование этих (и некоторых других) видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (например, Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» , «О рынке ценных бумаг» и др.).

    Кроме того, особенности лицензирования устанавливаются федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности, как оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание, частная детективная (сыскная) и частная охранная деятельность, а также образовательная деятельность.

    Лицензирование осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Однако оно имеет гражданско-правовой эффект. С получением лицензии у юридического лица появляется возможность заниматься деятельностью, указанной в специальном разрешении (лицензии). До этого момента в содержание правоспособности юридического лица возможность заниматься соответствующей деятельностью не входит.

    6. Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании членства в саморегулируемой организации или выданного такой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (см. Закон о саморегулируемых организациях, Закон о банкротстве, Закон об оценочной деятельности, Закон об аудиторской деятельности, ГрК и т.д.).

    7. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

    8. При нарушении установленных законом требований о допустимости заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии, членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ наступает предусмотренная законом ответственность. Кроме того, юридическое лицо в таких случаях может быть ликвидировано по решению суда (см. подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК).

    Читайте также:
    Отзывный аккредитив: что это такое, описание и особенности

    Правоспособность и дееспособность

    Понятие правоспособности и дееспособности граждан

    Основными характеристиками гражданина, в том числе несовершеннолетнего, как участника гражданско-правовых отношений, являются его правоспособность и дееспособность.

    Гражданская правоспособность – это способность иметь права и обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью. Правоспособность признается за всеми гражданами независимо от того, могут они осознавать свои действия и руководить ими или нет. В некоторых случаях правоспособностью обладает еще не рожденный ребенок: при предоставлении семье жилого помещения учитывается право на жилье будущего ребенка беременной женщины. Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Например, водитель, нарушивший правила дорожного движения, может быть лишен права управления транспортными средствами на несколько лет.

    Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

    Дееспособность наступает в полном объеме по достижении лицом восемнадцати лет. В предусмотренных законом случаях, когда гражданин вступает в брак до достижения им восемнадцати лет, он приобретает полную дееспособность с момента вступления в брак.

    Виды дееспособности граждан

    • возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста
    • приобретается не достигшими совершеннолетия со времени вступления в брак

    • устанавливается судом в отношении совершеннолетних граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами

    • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
    • малолетних в возрасте от 6 до 14 лет

    • устанавливается судом в отношении совершеннолетних граждан, которые вследствие психического расстройства здоровья не могут понимать значения своих действий или руководить ими

    Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным гражданское законодательство связывает и с другими обстоятельствами. Так, несовершеннолетний, достигший шестнадцатилетнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, контракту или с согласия родителей (усыновителей, попечителя) занимается предпринимательской деятельностью.

    Кроме полной дееспособности граждан, закон различает частичную и ограниченную дееспособность.

    Различается дееспособность малолетних – в возрасте до четырнадцати лет. Они могут совершать мелкие бытовые сделки. Закон разрешает им распоряжаться средствами, предоставленными законным представителем или третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения. Другие сделки за малолетних совершают родители, усыновители или опекун. Они и несут ответственность по сделкам малолетнего в полном объеме, а также отвечают за вред, причиненный малолетними.

    Несовершеннолетние в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами, осуществлять права автора произведений литературы, науки, искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей деятельности, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (покупать товары повседневного спроса, продукты питания). Остальные сделки они должны совершать с согласия родителей, усыновителей, попечителя.

    По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние могут быть членами и учредителями кооперативных и общественных организаций (если это предусмотрено их уставами или законом).

    Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет несут ответственность за имущественный вред, причиненный их действиями. Однако если у них нет имущества или заработка, то ущерб возмещают родители или лица, их замещающие.

    При достаточных основаниях суд по ходатайству заинтересованных лиц может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Основанием для этого может послужить неразумное использование своих средств, пьянство и т. д.

    Дееспособность совершеннолетних граждан может быть ограничена лишь законом. Например, в судебном порядке ограничиваются в дееспособности лица, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими веществами, в связи с чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Над ними устанавливается попечительство.

    Гражданин, который вследствие психического расстройства здоровья не способен понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособные, сделки совершает опекун.

    Лучшие адвокаты нашего бюро “Сайфутдинов и партнеры” оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

    Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам правоспособности и дееспособности в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

    Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: