Отзывная грамота: что это такое, описание и особенности

17.Верительные, отзывные и отпускные грамоты.

Верительные грамоты – документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа.

Содержание и функции современных верительных грамот

Выражается желание назначением нового посла способствовать дальнейшему развитию и углублению отношений между двумя странами.

фиксируется, кто направляется в качестве представителя и в каком ранге, причем, как правило, констатируется состояние отношений между странами.

Просьба верить действиям и словам дипломатического представителя — основное в верительных грамотах..В большинстве стран вручение верительных грамот является результатом признания и означает взаимное признание де-юре двух правительств. В некоторых государствах вручение грамот не требует обязательного признания де-юре.Верительные грамоты удостоверяют представительный характер деятельности дипломата.

Форма верительных грамот

Форма верительных грамот является своеобразным отражением дипломатического права стран. Их редакция различная.

Порядок вручения верительных грамот

Прибывший дипломатический представительобязан для осуществления своих функций как можно быстрее вручить верительные грамотыглаве государствастраны пребывания. В случае неоправданной задержки вручения грамоты правительство страны пребывания вправе требовать его отзыва.

До вручения представителем своих верительных грамот все отношения с официальными органами государства пребывания осуществляются только через протокольный отдел министерства иностранных дел данной страны.

Как правило, еще до официальной церемонии вручения верительных грамот главе государства и сразу по прибытии в страну дипломатический представитель наносит незамедлительно визит руководителю протокольного отдела и узнает у него установленный в данном государстве порядок вручения верительных грамот.

Потом он наносит визит министру иностранных дел, с тем, чтобы представиться, передать ему копию верительных грамот и текст речи, которую он намерен произнести при его вручении, если это предусмотрено по обычаям данной страны. С момента вручения копии верительных грамот министру иностранных дел страны пребывания считается, что посол приступил к исполнению своих обязанностей де-факто.

Отзывные грамоты

Если посол едет на смену, а не первым дипломатическим представителем, то вместе с верительными грамотами ему дают и отзывные грамоты его предшественника.

Отзывные грамоты -официальное письмо главы государства, пославшего дипломатического представителя, главе государства, принявшего дипломатического представителя, об отзыве этого представителя с занимаемого им поста. Отзывные грамоты — документ, посредством которого правительство объявляет об отзыве своего дипломатического представителя.

Так же как и верительные грамоты, отзывные грамоты подписываются главой государства и скрепляются подписью министра иностранных дел. Подобно верительным, — отзывные грамоты адресуются главе государства. В них сообщается о факте отзыва дипломатического представителя и выражается надежда, что он содействовал поддержанию и развитию отношений между странами.

В современной практике редко встречается, чтобы убывающий дипломатический представитель сам вручал главе государства свои отзывные грамоты. Как правило, их передает вновь назначенный представитель одновременно со своими верительными грамотами.

Отпускные грамоты

Практически отмерла и практика направления так называемых отпускных грамот. По внешней форме они мало отличаются от отзывных. В отпускных грамотах содержится просьба «отпустить» дипломатического представителя. Отпускные грамоты пересылаются дипломатическим путем и не требуют ответа.

научная статья по теме ВЕРИТЕЛЬНАЯ И ОТЗЫВНАЯ ГРАМОТЫ Языкознание

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ВЕРИТЕЛЬНАЯ И ОТЗЫВНАЯ ГРАМОТЫ»

Верительная и отзывная грамоты

© М. Ф. ШАЦКАЯ, кандидат филологических наук

В международно-правовой практике издавна установился обычай, согласно которому дипломатический уполномоченный, отправляемый в другую страну, снабжался специальным документом, удостоверявшим его назначение – верющей грамотой. Этот термин с адъективированным причастием верющий представлял собой фразеологическую полукальку среднелатинского credulus gra’mmata и едва ли не впервые встречается в памятнике дипломатических сношений Московии с Крымской и Ногайской ордами и Турцией: “Да подати грамота верю-щая. Что от нас тобе говорити боярин мой Микита, и ты бы ему верил, то есть наши речи” – 1474 год [1].

Читайте также:
Промышленный шпионаж: что это такое, описание и особенности

Употреблялся он в русском дипломатическом языке на протяжении почти трех столетий: “Подали есте нам Густава короля грамоту верющую, и в той грамоте писано, чтобы нам вашим речам верити” – 1557 год [2]; “А для совершеннейшаго известия, к сей нашей цар. в-ва верющей грамоте мы, вел. г-рь, наше цар. в-во, печать нашу приложить повелели” -1702 год [3]; “При сей аудиенции посол вручает свою верющую грамоту ея имп. в-ва” – 1744 год [4].

С конца XVIII века в этом составном термине вместо отпричастного образования верющий употребляется прилагательное с суффиксом -телън- (производном от -телъ-+ -н-) – верительная грамота: “Семон-вилль. недавно получил верительныя грамоты, уполномочивающая его в качестве чрезвычайного посланника при Туринском, Пармском и Моденском дворах” – 1792 год [5]. Отмечены случаи употребления ве-рющая: “Послан. столник и воевода Семен Васильев. да дьяк. Зиновьев к шведскому королю Каролусу с полною мочью и с верющею” -1717 год [6].

С начала XVIII века в русском дипломатическом языке наряду с давним термином используется и заимствование из немецкого языка кредитив (Kreditiv – от новолатинского creditivus, последнее от латинского credere “верить”): “Верющая грамота. подана [должна] быть по отправлении речи самой королеве” – 1710 год [7. Т. 8. С. 265]; “А понеже учтивость требует, чтоб посол по прибытии своем видев канцлера и ви-

це-канцлера и сообща им копию с своего кредитива, послал о себе знать” – 1744 год [8].

Памятники права XVIII века фиксируют употребление составных обозначений кредитивная (реже креденциальная) грамота, кредитивное письмо: “Вскоре был отправлен в Рим к папешскому двору министром без всякого характеру [звания], только в грамоте креденциаль-ной написано комнатной господин и полуполковник от гвардии” – 1706 год [7. Т. 1. С. 276]; “Причем послана кредитивная о нем Бутлере грамота Курляндским чинам” – 1742 год [9. Т. 1. С. 157]; “Послано кредитивное о нем от канцлера к визирю письмо” – 1742 год [Там же. С. 211].

В русском дипломатическом языке эти иноязычные обозначения не закрепились. Объясняется это, видимо, тем, что слово кредитив употреблялось с XIX века также в значении “банковский билет, денежный документ”, то есть было многозначным. Термин же верющая грамота был моносемичным и имел давнюю традицию использования в русской дипломатической сфере, успешно обслуживая ее. Поэтому шло постепенное угасание дипломатической семантики в слове кредитив, иными словами, происходила семантическая разгрузка данной лексемы. Она представлена в “Новом словотолкователе” Н. Яновского: “Кредитив. Фр. Кредитивная или верющая грамота, есть письмо, которое государь, посылающий публичного министра, дает ему для вручения его тому государю, к которому он отправляется, и которое не только определяет чин негоциатора, но и уполномочивает его к отправлению всех должностей, с званием его сопряженных” [10]. В “Толковом словаре русского языка” Д.Н. Ушакова еще указывается: “Кредитив (от лат. credo доверяю), банк. и дипл. То же, что и аккредитив”; “Аккредитив. 1. Денежный документ. 2. Верительная грамота (дипл.)” [11].

Читайте также:
Ликвидационный баланс: что это такое, описание и особенности

Составное наименование креденциалъная грамота, встретившееся в дипломатических мемуарах князя Б.И. Куракина, отражающих его пребывание в Риме, и являющееся калькой итальянского credenziale let-tera, можно квалифицировать как окказионализм. Термин кредитивная грамота также не удержался в языке, так как он функционировал как дублет давнего русского наименования с прозрачной семантической структурой.

Составное наименование верющая грамота регистрируют словари конца XVIII века, они же дают прилагательное верительный (с тем же значением, что и верющий: верительные письма, но с пометой “редко употр.”) [12], хотя оно фиксируется уже в “Лексиконе” Федора Поликарпова: “Верительный, credulous” [13]. Без каких-либо помет включены верющий и верительный в “Словарь церковнославянского и русского языка” [14. Т.1]. Составные обозначения верительная грамота, верющее письмо (“свидетельствующий о поручении кому-либо”) находим в Словаре В.И. Даля [15. T.I]. Современный дипломатический язык знает лишь вариант верительная грамота – “правительственный доку-

мент, удостоверяющий назначение определенного лица дипломатическим представителем в каком-либо государстве”.

В памятниках международного права XVIII века отражаются термины-синонимы рекредитив, рекредитивная грамота, отзывная грамота – обозначения документа, в котором говорилось об отзыве главою государства своего дипломатического представителя из страны, где он аккредитован; так же называлось письмо, в котором глава принимающего государства свидетельствовал о деятельности дипломата в стране пребывания [10. Ч. 3].

Заимствование из немецкого языка рекредитив (ЛекгейШу по теме «Языкознание»

ОСТРОВЕНКО ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВИЧ — 2015 г.

МЕЛЫШЧУК Г.А. — 2009 г.

МЕЛЬНИЧУК ГЕННАДИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, СТЕПАНОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА — 2015 г.

Протокол и этикет дипломатического и делового общения (11 стр.)

В крайне редких случаях отзываемый дипломатический представитель перед своим отъездом из страны пребывания может сам вручить свои отзывные грамоты главе государства. Практически отмерла и практика направления так называемых отпускных грамот, которые по форме мало отличаются от отзывных, но направляются соответственно главой государства, в которой был аккредитован дипломатический представитель, главе государства, назначившего его. В отпускных грамотах может быть отмечена положительная роль дипломатического представителя в поддержании и развитии отношений между странами; иногда отпускные грамоты заклю-чаются фразой о том, что глава государства ”отпускает” дипломатическою представителя. Отпускные грамоты пересылаются дипломатическим путем и ответа не требуют.

Верительные, отзывные и отпускные грамоты печатаются на специальных бланках с государственным гербом. Печати на них не ставятся. Хотя эти грамоты называются во множественном числе, каждая из них представляет собой один отдельный документ.

Перед отъездом в страну пребывания вдипломатическое пред-ставитсльство направляется телеграмма о дате и часе приезда, виде транспорта и о всех других подробностях, облегчающих встречу его главы и проведения на должном уровне подобающих данному случаю протокольных мероприятий.

Приезд иностранного посла к месту своей дипломатической службы – всегда примечательное событие. В прошлом он обставлялся сложным ритуалом, вразличных странах имелись свои особенности. Однако смысл всех проводимых мероприятий состоял в том, чтобы проявить знаки внимания к послу, которые отвечали бы роли представляемого им главы государства на международной арене.

Естественно, оказывая те или иные почести посланцам из-за рубежа, русские цари пеклись и о своем престиже. На границе Российского государства, например, иностранного гостя встречей специальный пристав, в обязанности которого входили обеспечение безопасности посла, организация его ночлега, питания и т. п. Избирался маршрут поездки в столицу, дававший возможность составить наиболее благоприятное впечатление о стране, подчас для придания особой торжественности собирали “всех детей боярских”, живших в округе. При въезде в столицу посла встречал назначенный для этого боярин, для проезда по городу готовился специальный экипаж в богатом убранстве, на улицы выводились толпы нарядных горожан. Постепенно складывалась традиция приглашения для встречи вновь прибывающего посла других иностранных послов, аккредитованных в России.

Читайте также:
Муниципальные выборы: что это такое, описание и особенности

В настоящее время процедура значительно упрощена. В аэропорту (на вокзале) дипломатического представителя встречают представитель министерства иностранных дел (протокола), а также служебнаяколония своих граждан во главе с временным поверенным в делах. Количество встречающих может быть ограничено участием только старших дипломатических работников. Представитель МИД приветствует посла от имени министра иностранных дел или правительства. В некоторых странах сохранилась традиция, когда во встрече принимают участие также иностранные послы, аккредитованные в данном государстве.

В соответствии с местной практикой дипломатический представитель по приезде может сделать краткое заявление для печати или дать интервью. Соответствующий материал готовится заблаговременно, составляется в самых общих выражениях, поскольку принято считать, что до вручения верительных грамот посол не приступилк исполнению своих обязанностей в полном объеме и поэтому не должен выступать с какими бы то ни было политическими акциями. Недопустимо в первом заявлении касаться спорных вопросов. Отступление от этих норм может вызвать обвинения в нарушении протокола и создать без нужды затруднения с первых же минут пребывания на чужой земле. При настойчивых просьбах со стороны присутствующих иногда на встрече нового посла журналистов уместно впорядке любезности произнести несколько общих, вежливых фраз с выражением дружественных чувств и добрых пожеланий народу страны пребывания. В газетах, как правило, публикуется информационное сообщение о прибытии посла, а иногда – и краткие биографические данные о нем.

В зависимости от местной протокольной практики посол в день приезда или на следующий день направляет письмо министру иностранных дел, сообщая в нем о своем прибытии и о желании нанести ему визит. Посол наносит также визит шефу протокола (до визита министру), во время которого, в частности, выясняет порядок вручения верительных грамот и осуществления протокольных визитов официальным лицам после вручения верительных грамот.

Во время визита министру иностранных дел посол вручает ему копии своих верительных грамот и копии отзывных грамот своего предшественника, а также текст своей речи при вручении грамот (если произнесение речей предусмотрено местным протоколом). Одновременно посол официально запрашивает о визите к главе государства для вручения верительных грамот. Первый визит министру иностранных дел считается протокольным и обычно бывает кратким.

В тех странах, вкоторых дипломатическое представительство только открывается, возможен и полезен визит, также до вручения верительных грамот, дуайену дипкорпуса, для того, чтобы получить дополнительную информацию о местной протокольной практике. Да и в целом во многих странах ныне сложилась практика, частично “развязывающая руки” послу после вручения Министерством иностранных дел копии верительных грамот – он может начинать знакомство с некоторыми официальными лицами страны пребывания (избегая при этом, правда, постановки политических или спорных деловых вопросов), со своими коллегами по дипкорпусу.

§ 15. Вручение верительных грамот. Визиты вежливости

Вручая верительные грамоты, иностранный посол вступает в первый официальный контакт с главой государства, и эта встреча имеет, естественно, большое политическое значение. Важны они и в чисто человеческом плане, так как именно во время нее закладывается в немалой степени климат личного доверия, взаимной симпатии (или наоборот), что во многом может предопределять на будущее успех или неуспех миссии посла, возможность поддержания на регулярной основе контактов с руководством страны пребывания.

Читайте также:
Профессиональный хранитель: что это такое, описание и особенности

Во всех странах церемониал вручения верительных грамот разрабатывается особенно тщательно и подробно. Любое, на первый взгляд незначительное, отступление от дипломатического протоко-ла может быть расценено как неуважение к послу и главе государства которого он представляет. В отличие от других норм порядок вручения верительных грамот, в большинстве стран, пожалуй, наиболее консервативен и остается без изменений на протяжении многих лет.

Вручение верительных и отзывных грамот происходит в каждой стране в соответствии со своим церемониалом. Но можно выделить ряд ключевых элементов, присущих в целом мировой практике: грамоты принимает глава государства в своей официальной резиденции; на церемонии присутствуют высокопоставленные представители государства и министерства иностранных дел; посла сопровождают несколько старших сотрудников из состава дипломатического персонала посольства; при вручениипроисходит обмен речами (не везде); после вручения глава государства дает послу аудиенцию (беседует с ним); для следования на церемонию послу выделяется автомашина из гаража главы государства; форма одежды на церемонии – парадная с орденами. В некоторых странах послу оказываются дополнительные почести – автомашина, в которой следует посол, сопровождается военным (полицейским) эскортом; у резиденции главы государства выстраивается в честь посла почетный караул; исполняются государственные гимны. О вручении верительных грамот принято, хотя бы вкратце, сообщать в прессе.

В нашей стране вновь прибывший глава дипломатического представительства наносит визит в Протокольный департамент МИД РФ, где его знакомят с порядком вручения верительных грамот. В конце беседы послы просят, как правило, оказать содействие в организации встречи с министром иностранных дел. О дне и часе соответствующего визита посольство информируется по телефону. Во время беседы с министром (одним из его заместителей) посол передает копии верительных и отзывных грамот. Верительные грамоты вручаются Президенту РФ в Кремле в торжественной обстановке. Посла сопровождают его персонал, а также российские официальные лица – директора соответствующего территориального подразделения и Протокольного департамента МИД РФ. Церемония завершается фотографированием.

После вручения верительных грамот принято устраивать в посольстве прием типа “бокал шампанского”, на котором присутствуют представители министерства иностранных дел страны пребывания – участники церемонии вручения, а также дипломатический состав посольства. В этот же день посол направляет главам других иностранных посольств личные ноты, извещающие о том, что он вручил верительные грамоты и приступил к исполнению своих обязанностей.

Церемония вручения верительных грамот во многих странах обязывает его участников надевать специальную одежду. Послы Англии Швеции, ряда других монархических стран, а также сопровождающие руководителей на церемонию дипломаты надевают фраки. Представители стран Африки облачаются по этому поводу в красочные национальные одеяния.

В чем отличия грамоты от благодарности, какой документ лучше и важнее

При составлении поощрительных документов важно знать, чем отличается почетная или похвальная грамота от благодарности. Подобного рода нематериальные поощрения в письменной форме фиксируют факт признания особых заслуг. Грамота является официальным документом, составленным в деловом стиле, выдача которого регламентируется соответствующим постановлением или приказом. Благодарность может иметь неформальный характер.

  1. Краткое определение терминов
  2. Грамота
  3. Благодарность
  4. Разница между грамотой и благодарностью
  5. В каких случаях награждают
  6. Как выглядят
  7. Особенности награждения
  8. Плюсы и минусы
  9. Что лучше и выше по статусу — благодарственное письмо или почетная грамота
  10. Сходства поощрительных документов
  11. Сравнительная таблица
  12. Заключение
Читайте также:
Общие нормы: что это такое, описание и особенности

Краткое определение терминов

Грамота, как и благодарность, выдается в качестве нематериального поощрения. Главное их предназначение — в письменной форме засвидетельствовать факт признания особых заслуг.

Грамота

Это документ, относящийся к типу наград, служащий в качестве поощрения, в документальной форме удостоверяющий факт особых заслуг. Грамотой награждают человека или группу людей, а также коллективы, организации, компании. Выдается эта награда непосредственно награждаемому лицу (физическому или юридическому).

Грамота относится к поощрению не материального, а морального характера. Ее вправе выдавать как государственные структуры, так и частные фирмы, и общественные организации. Регламент награждения фиксируется в специальном постановлении или приказе.

Сама грамота представляет собой письменно оформленный документ, изложенный на специальном бланке (листке бумаги). Награда выдается бесплатно. Для грамоты разработан шаблон оформления и стандартная структура составления. Она составляется в деловом стиле.

  • название награждающей организации;
  • наименование награждаемого лица;
  • описание заслуги;
  • подпись или печать.

Выдача поощрения, как правило, приурочена к важной дате (день победы или участия в соревновании или конкурсе, государственный праздник, юбилей). Решение о награждении принимается организаторами торжества, конкурса, соревнования или руководителями компании.

Благодарность

Это документ, с помощью которого выражается благодарность физическому или юридическому лицу. Благодарственные слова излагаются на простом листке бумаге или специальном (фирменном) бланке. Благодарность используется не только для поощрения, но и для ответа на предложение (приглашение, поздравление).

Документ благодарственного характера выдается за успехи, проявленные качества, научный вклад. С его помощью выражают признательность или уважение. Благодарность выдается не только отличившемуся человеку, но и третьим лицам, например, родителям, воспитавшим ребенка-отличника.

Подобного рода документ разрешается оформлять как в деловом, так и в произвольном стиле. Если благодарность выдается в качестве поощрения, то церемония награждения проводится в торжественной обстановке. Регламент награждения фиксируют в постановлении или приказе. Трудовым законодательством разрешено благодарить (в письменной форме) наемного работника за трудовые успехи и фиксировать такого рода поощрение в трудовой книжке.

  • название организации;
  • наименование награждаемого лица;
  • слова благодарности;
  • подпись и печать.

Благодарность может носить неофициальный характер, не регламентироваться приказами. Каждый предприниматель вправе написать деловому партнеру благодарственные слова, например, поблагодарить за длительное сотрудничество. Благодарность разрешено отправить по почте простым или заказным письмом.

Разница между грамотой и благодарностью

Документы поощрительного характера документально подтверждают факт особой заслуги. Регламент выдачи различного рода поощрений имеет ряд отличий. Грамота отличается от благодарности структурой, стилем написания и составления.

В каких случаях награждают

Регламент награждения (таблица):

Заслуги Кто выдает Грамота / получает Благодарность / получает
Успехи в учебе Учебное заведение Учащийся Родители учащегося
Достижения в спорте Спортивная организация Спортсмен Тренер спортсмена
Успехи в труде Работодатель Наемный работник Наемный работник
Достижения в науке Министерства, научные организации Ученый Ученый
Призовые места Организаторы конкурсов и соревнований Победитель
Вклад в развитие отрасли Профильное министерство Отличившийся специалист, ученый или научный коллектив Отличившийся специалист, ученый или научный коллектив
За высокие морально-боевые качества при прохождении службы в армии Командование части Солдат Родители солдата
Вклад в развитие партнерских отношений Руководитель организации Партнер

Как выглядят

Грамота, как правило, представляет собой готовую заготовку, в которую вписывают данные награждаемого лица (физического или юридического). Она имеет простую структуру, состоит из «шапки», основной части и реквизитов награждающего субъекта. Грамота оформляется в официально-деловом стиле, содержит только текст, касающийся темы награждения.

Благодарность может иметь произвольный характер. Правда, это тоже документ, а значит, при его составлении запрещено фамильярничать. Благодарность состоит из «шапки», основной части и подписи. Написать такой документ можно на фирменном бланке или листке бумаги.

Читайте также:
Разбой морской: что это такое, описание и особенности

Особенности награждения

Грамоту принято вручать в торжественной обстановке непосредственно награждаемому лицу. Существует общепринятая церемония награждения подобными поощрительными документами. Грамоту вручают на общем собрании коллектива или участников мероприятия.

Благодарность разрешается выслать по почте. Присутствие награждаемого лица в момент награждения не обязательно. Вручение благодарности разрешено приурочить к юбилею или государственному празднику.

Плюсы и минусы

Положительные стороны награждения:

  • признание особых заслуг является мощным стимулом;
  • поощрение носит нематериальный характер, но считается эффектным способом вознаграждения.
  • невысокая мотивационная основа (премии предпочтительнее);
  • в ряде случаев неуместны (требует соблюдения ряда критериев).

Что лучше и выше по статусу — благодарственное письмо или почетная грамота

Намного весомее, конечно, почетная или похвальная грамота. Награждение подобным документом требует постановления или распоряжения руководства. Грамота круче и намного ценнее. Выдается за успехи в учебе и работе, выдающиеся заслуги и достижения.

Благодарность ниже по статусу, иногда выглядит как обычное письмо. Для выдачи такого документа не обязательно готовить приказ по форме. Благодарственный текст нередко является неофициальным выражением признательности.

Сходства поощрительных документов

Благодарность, как и грамота, относится к нематериальному типу документально оформленного поощрения. С помощью таких документов фиксируют факт особых заслуг. Обе награды выдаются как физическим, так и юридическим лицам. Подобного рода поощрения разрешено применять по отношению к нанятым сотрудникам, а факт награждения следует зафиксировать в личном деле и трудовой книжке.

Сравнительная таблица

Сравнение документов (таблица):

Критерии Грамота Благодарность
Условия выдачи За успехи и достижения В качестве признательности
Структура Типовая форма Произвольная форма
Стиль составления Деловой (шаблонный) документ Документ или письмо неофициального характера
Стиль изложения Официально-деловой Произвольный, эмоциональный (минимальный набор слов)
Регламентируется Постановлением или приказом Может выдаваться без предварительного приказа
Статус Официальный поощрительный документ Документированное поощрение
Кому выдается Награждаемому лицу Награждаемому лицу и третьим лицам

Заключение

Для нематериального поощрения используют такие награды, как грамоты и благодарности. Для подобного рода поощрительных листков разработан шаблон, при их заполнении применяется официально-деловой стиль. Правда, благодарность в ряде случаев разрешается составлять произвольно.

Отзыв депутата: что это такое, описание и особенности

Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Читайте также:
Национальное достоинство: что это такое, описание и особенности

2.1. В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 38-ФЗ)

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12 и частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.04.2017 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

6. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

7. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Ст. 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального

3. Процедура отзыва

1. Возбуждение инициативы и определение оснований отзыва. Как правило, инициатива отзыва исходит от избирателей (в некоторых субъектах РФ инициатива отзыва на уровне местного самоуправления может исходить от представительного органа местного самоуправле­ния, от органов власти субъекта РФ, однако вправе ли участвовать та­кие органы в инициировании отзыва — вопрос дискуссионный). Оп­ределенное число избирателей (устанавливаемое законодательством субъекта РФ, уставом муниципального образования) обращается в соответствующую избирательную комиссию и просит зарегистриро­вать их в качестве инициативной группы. Такой комиссией является избирательная комиссия соответственно субъекта РФ или муници­пального образования, а не избирательного округа, если речь идет об отзыве депутата.

Инициаторы должны сформулировать основания отзыва. Феде­ральные законы, допускающие отзыв, исходят в регулировании осно­ваний из упоминавшегося постановления Конституционного Суда от 7 июня 2000 г. Например, в Федеральном законе «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить его конкретные противо­правные решения или действия (бездействие) в случае их подтверж­дения в судебном порядке.

2. Сбор подписей в поддержку назначения голосования по отзыву. По законодательству сбором подписей занимается инициативная группа, причем делает это за свой счет (при этом может быть определено, что надо создать фонд денежных средств, аналогичный избирательному фонду кандидатов на выборах).

Читайте также:
Морской вексель: что это такое, описание и особенности

3. Назначение голосования по отзыву. Как правило, решение по данному вопросу принимает соответственно избирательная комиссия субъекта РФ или муниципального образования, которая на период отзыва становится комиссией по отзыву. Она обязана проверить дос­товерность представленных подписей, а также их достаточность для назначения голосования по отзыву, и при соответствующих условиях может отказать в назначении голосования. Кроме того, комиссия вправе отказать и в случае, если инициаторы изменили основания возбуждения голосования по отзыву по сравнению с теми, по кото­рым велся сбор подписей избирателей.

4. Агитация за отзыв и против отзыва. Эта стадия процедуры отзы­ва обязательно предполагает информирование отзываемого лица инициаторами отзыва, а также соответствующей избирательной ко­миссией. Информирование может иметь место уже на стадии ини­циативы отзыва. А соответствующее лицо вправе представлять ини­циаторам, избирателям, а также избирательной комиссии свои объяс­нения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований отзыва. Естественно, что граждане вправе участвовать в агитации и высказываться за или против отзыва депутата, выборного должност­ного лица.

5. Голосование по отзыву. Это голосование проводится по тем же правилам, как и голосование на выборах, включая составление бюл­летеней, списков участников голосования, создание участковых ко­миссий по проведению голосования по отзыву и т. д.

6. Определение результатов голосования. В развитие требований, изложенных в постановлении Конституционного Суда от 7 июня 2000 г., законодательство устанавливает весьма высокие планки для признания отзыва состоявшимся. За отзыв должно проголосовать больше половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования. Сколько же тогда граждан должно явиться на участки голосования? В федеральном законодательстве нет данных на этот счет, а в модельных законах об отзыве, подготовленных в свое время ЦИК РФ, речь шла о 75%. Напомним, что выборы депутата, выборного должностного лица до последнего времени могли считать­ся состоявшимися при явке только 20% избирателей, включенных в списки, а победителем становился претендент, набравший больше го­лосов, чем его соперники (так называемое относительное большинст­во).

Для иллюстрации приведем краткий обзор основных правил отзы­ва высшего должностного лица субъекта РФ, включенных в 2012 г. в Закон об общих принципах организации органов власти субъек­тов РФ[23]. Возможные основания отзыва таковы: а) нарушение лицом законодательства Российской Федерации и (или) законодательства субъекта РФ, факт совершения которого установлен соответствую­щим судом; б) неоднократное грубое без уважительных причин неис­полнение указанным лицом своих обязанностей, установленное соот­ветствующим судом.

Согласно ч. 73 ст. 19 Закона обратиться в суд общей юрисдикции уровня субъекта РФ вправе политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа граж­дан РФ в количестве не менее 100 человек, проживающих на террито­рии соответствующего субъекта РФ и обладающих активным избира­тельным правом на выборах высшего должностного лица субъек­та РФ. Инициатива проведения голосования по отзыву может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность избранного лица.

Далее самые интересные позиции (ч. 74 ст. 19): в поддержку ини­циативы проведения голосования по отзыву собираются подписи из­бирателей, количество которых определяется законом субъекта РФ и должно составлять не менее одной четверти от числа избирателей, за­регистрированных на территории субъекта РФ (для примера: в Москве эта цифра составляет порядка 1,7 млн).

Читайте также:
Отчетный год: что это такое, описание и особенности

Отзываемое лицо положено информировать обо всех процедурах; оно должно иметь возможность дать объяснения по поводу обстоя­тельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва. На всех этапах осуществления отзыва этим лицом может быть использовано право на защиту чести и достоинства, гражданских прав и свобод в суде.

Голосование по отзыву назначается законодательным органом субъекта РФ и проводится не позднее 60 дней со дня принятия такого решения.

Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для го­лосования по отзыву. Снова напомним, что при голосовании по из­бранию такого лица порога явки законодатель не устанавливает.

Отзыв депутата и должностного лица

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления – это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании представительного органа, представить его депутатам письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. О заседании представительного органа муниципального образования указанное лицо извещается не позднее чем за три дня до его проведения.

Читайте также:
Обратное вручение: что это такое, описание и особенности

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Значимые правовые позиции по вопросу отзыва выборных лиц местного самоуправления были высказаны Конституционным Судом Российской Федерации. Так, очень важным является сформулированное Конституционным Судом положение о недопустимости введения облегченной процедуры отзыва. Конституционным Судом затрагиваются и весьма важные вопросы, связанные с основаниями отзыва. В силу особенностей местного самоуправления как публичной власти, наиболее тесно связанной с населением, которыми предопределяется роль отзыва в механизме местного самоуправления, то или иное решение либо действие (бездействие) выборного должностного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения и является согласно уставу муниципального образования основанием для отзыва, может стать известным избирателям без его предварительного юрисдикционного подтверждения. Тем большее значение при отзыве приобретает судебная защита, предполагающая, в частности, возможность установления судом по инициативе отзываемого лица или другого надлежащего заявителя, что то или иное действие (бездействие) отзываемого лица не имело места или что от его воли не зависело наступление тех последствий, которые оцениваются как основание для утраты к нему доверия, и потому дальнейшее осуществление процедуры отзыва исключается.

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: