Пандектная система: что это такое, описание и особенности

Антон Михайлов → Пандектисты: господствующее понимание и дискуссионные вопросы

1. Господствующее понимание.

Пандектистику как явление правовой культуры традиционно относят к германскому «правовому кругу» (семейству). Пандектистика – явление, неразрывно связанное с процессом рецепции римского права в Германии в конце XV – XIX вв. Соответственно, пандектистами называют немецких юристов гражданско-правовой специализации, а также юристов других стран, входящих в германский правовой круг, на правовую доктрину и юридическую технику которых оказало влияние Гражданское Уложение Германии (далее – ГГУ) и которые предметом своих исследований имели пандектное право.

Пандектистами называют немецких юристов-романистов, последователей систематического метода исследования Пандект, которые благодаря его использованию сумели сформировать комплекс общих понятий и институтов гражданского права, который впоследствии, благодаря «Учебнику пандектного права» Б. Виндшайда и его авторитету среди академических юристов и немецких судей в 60-90-х гг. XIX в., был положен в основу Общей части ГГУ.

Систематический метод исследования Пандект, уходящий корнями в Summae и брокарды глоссаторов XII – XIII вв., философское учения Раймунда Луллия (1235 – 1315), исходил из идеи, что источники римского права в своем правовом содержании составляют единое целое, систему. Поэтому многие поколения юристов догматической континентальной традиции пытались разработать систему абстрактных доктринальных конструкций, через которую бы примирялись противоречия в сентенциях римских юристов, восполнялись пробелы, формировалась основа для полного постижения ratio legis источников римского права. Отсюда – стремление диалектически вывести из текстов византийско-римских источников правовые максимы (принципы, юридические универсалии), общие конструкции, которые бы интегрировали хаотичное содержание источников.

Предшественник школы пандектистов – историческая школа юристов 10-40-х гг. XIX века во главе с Ф.К. фон Савиньи свято верила в романтическую идею о том, что право является выражением национального духа, а в силу исторических особенностей рецепции римского права в Германии именно немецкая нация реципировала «дух римского права», является преемницей римского юридического наследия. Право как явление духа нации всегда обладает органическим единством (здесь влиение философского учения Ф. Шеллинга), и именно правовая доктрина призвана выразить это единое правосознание нации на математически точном языке конструкций, принципов, понятий. На Ф.К. Савиньи серьезно повлияли идеи немецких рационалистов XVIII столетия, для которых идеалом науки являлась математика, и именно от них Ф.К. Савиньи унаследовал идею о том, что юрист должен в идеале осуществлять счет понятий.

Идеалистическое, романтическое представление о незримой эволюции «духа римского права», представление о праве как явлении единой национальной культуры, соединенное с рационалистическим представлением о том, что правовая доктрина должна стремиться к максимальной точности правовых положений, о неразрывной связи частных положений с правовыми принципами (эту связь Савиньи считал ведущим достоинством техники римских юристов) заложили методологические установки немецкой пандектистики 40 – 80-х гг. XIX столетия.

Ведущим представителем немецкой пандектистики в середине XIX в. становится ученик Савиньи Г.Ф. Пухта, который, в отличие от Савиньи, выдвигает идею продуктивной системы права. Если Ф.К. Савиньи на первом этапе своей академической деятельности ставил основную задачу – очистить при помощи исторического метода современное ему пандектное право (современное использование Пандект – usus modernus pandectarum) от примеси идей канонического и национального права и возвратить его к пониманию источников чистого римского права в их подлинном виде, то его ученик не считает историко-критическую задачу первостепенной и начинает верить в то, что историко-органическое понимание права может быть совмещено с пониманием положительного права как «пирамиды понятий».

Г. Пухта связал полноценное научное познание права с группировкой права как целого на несколько классов, которые, по его представлению, и определяют природу и свойства отдельных, относящихся к ним прав. По мнению ученого, посредством логического единства, системы права, к которой ученой юриспруденцией сведено громадное разнообразие прав, достигается уровень «высших юридических понятий», на основании которых охватывается, познается и управляется единое юридическое целое – право. В основании пирамиды правовых понятий у Г.Ф. Пухты находится объективно существующая идея права и универсальные понятия; из них дедуцируются менее общие понятия, из них, в свою очередь, – еще менее общие понятия, а само развитие права осуществляется с помощью обратной дедукции норм из понятий.

Систематическое познание, по мысли Пухты, призвано вскрыть внутреннюю связь, соединяющую части положительного права. В согласии с идеями философского идеализма, систематическое исследование права «рассматривает отдельное в смысле члена целого, а целое – как тело, распадающееся на отдельные органы». Только систематическое познание с внешней стороны способно охватить все части права, а с внутренней – способно осмыслить право как единую систему. Для этой цели, согласно Г. Пухте, требуется исследовать и усвоить всю связь юридических положений, определить их родство между собой, «проследить происхождение каждого понятия, проходя все промежуточные члены, принимающие участие в его образовании». Систематический метод позволяет не только понять природу и значение отдельных элементов – единичных прав, но и понять их объединение «в одно юридическое отношение, определить то влияние, которое различные права производят друг на друга и о модификации, происходящей от такого взаимодействия».

В отличие от предшественника исторической школы Г. Гуго и главы школы Ф.К. Савиньи, немецкие пандектисты, движимые идеями Г.Ф. Пухты, начинают верить в производительную силу общих юридических понятий, в способность обратного дедуктивного вывода новых правовых положений из уже сформулированных понятий (производительная сила понятий; схожие идеи высказывал Р. Луллий за шесть веков до пандектистов), и именно с этой техникой связывают научность правоведения. Основные средства работы академических юристов – это материал пандектного права и инструменты формальной логики. Именно со школой немецких пандектистов связывают окончательное формирование формально-юридического (специально-юридического, догматического) метода исследования, который отличает правоведение как науку от всех других наук.

Читайте также:
Рабочий день: что это такое, описание и особенности

Отсюда становится понятной ориентация немецких пандектистов на индуктивное выведение общих понятий из материала пандектного права, уже «очищенного» Ф.К. Савиньи и другими представителями исторической школы права. Помимо этого, становится ясна и новая, пандектная, система изложения правового материала в кодексе, где начинает выделяться Общая часть (общие юридические понятия и институты) и конкретные правовые институты, составляющие Особенную часть.

Считается, что двумя основными трудами, с которых начинается немецкая пандектистика, являются «Учебник Пандектов» (1838) Г.Ф. Пухты и «Система современного римского права» (1840) Ф.К. Савиньи.

Утверждается, что именно немецкая пандектистика:

сформировала систему предельно точных, логически выверенных и доктринально обоснованных понятий и институтов, которые составили Общую часть ГГУ;

выведя «за скобки» общие понятия гражданского права, сформировала общую теорию гражданского права и условия для догматического понимания теории права как системы общих юридических понятий, общей части, основания всех общих частей отраслей права;

сформировала основу для разработки метода юридического конструирования Р. Йеринга.

Основные идеи немецкой пандектистики (согласно господствующему взгляду): германское право – целостное явление исторически развивающейся культуры; германское право является духовным преемником римского права; основной материал исследования юристов – очищенные историческим методом Пандекты; основная цель правоведения – при помощи систематического метода сформировать полную, логически последовательную и иерархически организованную систему общих понятий, конструкций, институтов; система общих понятий – показатель научности правоведения; критерии качества закона: точность понятий, полнота, логическая непротиворечивость системы; доктринальное обоснование логических связей между понятиями; метод научного правоведения — продуктивное развитие понятий и логическое согласование понятий в системе; правовая наука ответственна за историко-правовое развитие духа народа в сфере права; право является автономной дисциплиной с собственным методом.

Немецкая пандектистика традиционно критикуется с социологических позиций:

за предельный отрыв правовой доктрины от социальной действительности современности, когда правоведение превращается в социально бессодержательную «гимнастику ума», схоластику, не учитывающую действительные интересы и потребности общества настоящего, чувство справедливости общественного правосознания,

за гипертрофированное значение логических приемов и операций в доктринальной деятельности юристов, которое в разы утяжеляет язык и структуру кодекса, ставит высокий барьер между «кодексом ученых» и правоведением, с одной стороны, и простыми обывателями, — с другой,

за скрытие посредством логических операций оснований суждений, создание у ученого сообщества юристов представления, что они лишь логически оперируют с нейтральным в ценностном отношении материалом, что эффективно скрывает транслируемую и реализуемую через применение права идеологию.

Михайлов, пандектистика, общий обзор.

Пандектистику как явление правовой культуры традиционно относят к германскому «правовому кругу» (семейству). Пандектистика – явление, неразрывно связанное с процессом рецепции римского права в Германии в конце XV – XIX вв. Соответственно, пандектистами называют немецких юристов гражданско-правовой специализации, а также юристов других стран, входящих в германский правовой круг, на правовую доктрину и юридическую технику которых оказало влияние Гражданское Уложение Германии (далее

– ГГУ) и которые предметом своих исследований имели пандектное право.

Пандектистами называют немецких юристов-романистов, последователей систематического метода исследования Пандект, которые благодаря его использованию сумели сформировать комплекс общих понятий и институтов гражданского права, который впоследствии, благодаря «Учебнику пандектного права» Б. Виндшайда и его авторитету среди академических юристов и немецких судей в 60-90-х гг. XIX в., был положен в основу Общей части ГГУ.

Систематический метод исследования Пандект, уходящий корнями в Summae и брокарды глоссаторов XII – XIII вв., философское учения Раймунда Луллия (1235 – 1315), исходил из идеи, что источники римского права в своем правовом содержании составляют единое целое, систему. Поэтому многие поколения юристов догматической континентальной традиции пытались разработать систему абстрактных доктринальных конструкций, через которую бы примирялись противоречия в сентенциях римских юристов, восполнялись пробелы, формировалась основа для полного постижения ratio legis источников римского права. Отсюда – стремление диалектически вывести из текстов византийско-римских источников правовые максимы (принципы, юридические универсалии), общие конструкции, которые бы интегрировали хаотичное содержание источников.

Предшественник школы пандектистов – историческая школа юристов 10-40-х гг. XIX века во главе с Ф.К. фон Савиньи свято верила в романтическую идею о том, что право является выражением национального духа, а в силу исторических особенностей рецепции римского права в Германии именно немецкая нация реципировала «дух римского права», является преемницей римского юридического наследия. Право как явление духа нации всегда обладает органическим единством (здесь влиение философского учения Ф. Шеллинга), и именно правовая доктрина призвана выразить это единое правосознание нации на математически точном языке конструкций, принципов, понятий. На Ф.К. Савиньи серьезно повлияли идеи немецких рационалистов XVIII столетия, для которых идеалом науки являлась математика, и именно от них Ф.К. Савиньи унаследовал идею о том, что юрист должен в идеале осуществлять счет понятий.

Читайте также:
Процессуальные сроки: что это такое, описание и особенности

Идеалистическое, романтическое представление о незримой эволюции «духа римского права», представление о праве как явлении единой национальной культуры, соединенное с рационалистическим представлением о том, что правовая доктрина должна стремиться к максимальной точности правовых положений, о неразрывной связи частных положений с правовыми принципами (эту связь Савиньи считал ведущим достоинством техники римских юристов) заложили методологические установки немецкой пандектистики 40 – 80-х гг. XIX столетия.

Ведущим представителем немецкой пандектистики в середине XIX в. становится ученик Савиньи Г.Ф. Пухта, который, в отличие от Савиньи, выдвигает идею продуктивной системы права. Если Ф.К. Савиньи на первом этапе своей академической деятельности ставил основную задачу – очистить при помощи исторического метода современное ему пандектное право (современное использование Пандект – usus modernus pandectarum) от примеси идей канонического и национального права и возвратить его к пониманию источников чистого римского права в их подлинном виде, то его ученик не считает историко-критическую задачу первостепенной и начинает верить в то, что историко-

органическое понимание права может быть совмещено с пониманием положительного права как «пирамиды понятий».

Г. Пухта связал полноценное научное познание права с группировкой права как целого на несколько классов, которые, по его представлению, и определяют природу и свойства отдельных, относящихся к ним прав. По мнению ученого, посредством логического единства, системы права, к которой ученой юриспруденцией сведено громадное разнообразие прав, достигается уровень «высших юридических понятий», на основании которых охватывается, познается и управляется единое юридическое целое – право. В основании пирамиды правовых понятий у Г.Ф. Пухты находится объективно существующая идея права и универсальные понятия; из них дедуцируются менее общие понятия, из них, в свою очередь, – еще менее общие понятия, а само развитие права осуществляется с помощью обратной дедукции норм из понятий.

Систематическое познание, по мысли Пухты, призвано вскрыть внутреннюю связь, соединяющую части положительного права. В согласии с идеями философского идеализма, систематическое исследование права «рассматривает отдельное в смысле члена целого, а целое – как тело, распадающееся на отдельные органы». Только систематическое познание с внешней стороны способно охватить все части права, а с внутренней – способно осмыслить право как единую систему. Для этой цели, согласно Г. Пухте, требуется исследовать и усвоить всю связь юридических положений, определить их родство между собой, «проследить происхождение каждого понятия, проходя все промежуточные члены, принимающие участие в его образовании». Систематический метод позволяет не только понять природу и значение отдельных элементов – единичных прав, но и понять их объединение «в одно юридическое отношение, определить то влияние, которое различные права производят друг на друга и о модификации, происходящей от такого взаимодействия».

В отличие от предшественника исторической школы Г. Гуго и главы школы Ф.К. Савиньи, немецкие пандектисты, движимые идеями Г.Ф. Пухты, начинают верить в производительную силу общих юридических понятий, в способность обратного дедуктивного вывода новых правовых положений из уже сформулированных понятий (производительная сила понятий; схожие идеи высказывал Р. Луллий за шесть веков до пандектистов), и именно с этой техникой связывают научность правоведения. Основные средства работы академических юристов – это материал пандектного права и инструменты формальной логики. Именно со школой немецких пандектистов связывают окончательное формирование формально-юридического (специально-юридического, догматического) метода исследования, который отличает правоведение как науку от всех других наук.

Отсюда становится понятной ориентация немецких пандектистов на индуктивное выведение общих понятий из материала пандектного права, уже «очищенного» Ф.К. Савиньи и другими представителями исторической школы права. Помимо этого, становится ясна и новая, пандектная, система изложения правового материала в кодексе, где начинает выделяться Общая часть (общие юридические понятия и институты) и конкретные правовые институты, составляющие Особенную часть.

Считается, что двумя основными трудами, с которых начинается немецкая пандектистика, являются «Учебник Пандектов» (1838) Г.Ф. Пухты и «Система современного римского права» (1840) Ф.К. Савиньи.

Утверждается, что именно немецкая пандектистика:

сформировала систему предельно точных, логически выверенных и доктринально обоснованных понятий и институтов, которые составили Общую часть ГГУ;

выведя «за скобки» общие понятия гражданского права, сформировала общую теорию гражданского права и условия для догматического понимания теории права как системы общих юридических понятий, общей части, основания всех общих частей отраслей права;

сформировала основу для разработки метода юридического конструирования Р. Йеринга.

Основные идеи немецкой пандектистики (согласно господствующему взгляду): германское право – целостное явление исторически развивающейся культуры; германское право является духовным преемником римского права; основной материал исследования юристов – очищенные историческим методом Пандекты; основная цель правоведения – при помощи систематического метода сформировать полную, логически последовательную и иерархически организованную систему общих понятий, конструкций, институтов; система общих понятий – показатель научности правоведения; критерии качества закона: точность понятий, полнота, логическая непротиворечивость системы; доктринальное обоснование логических связей между понятиями; метод научного правоведения — продуктивное развитие понятий и логическое согласование понятий в системе; правовая наука ответственна за историко-правовое развитие духа народа в сфере права; право является автономной дисциплиной с собственным методом.

Читайте также:
Обратная покупка: что это такое, описание и особенности

Пономарев Д.Е.:Деятельность юристов пандектистов свелась кформированиюпонятийной оболочки, сквозь которую римское право должно было пониматься и применяться.Понятия,разрабатываемые пандектистами,изначально строилисьисключительно целевым образом, в расчете на использование их при применении осмысливаемого права на практике. «Под влиянием общего подъема научной мысли язык догмы выиграл в точности и определенности, изложение – в ясности и краткости; обобщения стали шире, группировка материала – стройнее и совершеннее». Новая догматическая система была намного более абстрактна и четче организованна. Будучи, как видим, намного более последовательными, чем все прежние, догматиками, пандектисты и юристы исторической школы нормой своей деятельности сделали именно превращение норм римского права в систему абстракций, из которых закономерно и логично выводились соответствующие юридические предписания.

Особое значение этапа пандектистики состоит еще и в том, что помимо собственно переработки норм римского права в понятия,то есть юридического.конструирования,

в рамках этой школы были созданы предпосылки для рефлексивного рассмотрения тех методов и практических приемов, которыми правоведение фактически пользовалось на протяжении всей своей истории.Пандектисты вплотную подошли,по сути,кметодологическому вопросу, в рамках которого объектом осмысления становится не только позитивное право, но и сама мыслительная деятельность по его осмыслению,

те приемы и методы, которые при этом использовались.Другими словами,пандектисты создали основания для проблематизации юридической техники – системы интеллектуальных средств и правил, составляющих логико-операциональную основу правоведения как особой интеллектуальной деятельности.

Пандектная система: принцип построения

Пандектная система – способ изложения норм законодательства. Идея, положенная в основу системы, возникла еще в древнем Риме, затем она развивалась и в той или иной форме применялась в других государствах. В частности, в Германии и России.

Развитие права

Римское право пережило государство, которым оно было рождено, на многие столетия. Причина тому – высокий уровень его проработанности и возможности применять в разных условиях. Многие воззрения юристов тех времен до сих пор используются, хотя бы и в измененной форме.

Пандектная система родилась из сборника трудов, созданного при императоре Юстиниане, который лег в основу частного права Византийской империи.

Средние века характеризовались рецепцией римского права. Государства, в той или иной степени, старались использовать достижения римлян, пытаясь их осовременить и переработать. Результатом этого процесса стало появление пандектной системы права.

Пути рецепции римского права

На практике юристы европейских стран пришли к двум формам изложения норм гражданского права, регулирующего частные отношения.

Первая – это институциональная система, вторая – пандектная. Чем же они отличаются между собой?

Различия

Пандектная и институционная системы имеют больше общего, чем отличий. Они относятся к системе континентального или романо-германского права. Они всем понятны, но вот что касается отличий, не так все просто.

Общая и особенная части

Основная отличительная черта – разделение кодифицированных актов на общую и особенную части. Это свойственно для Германии, России, стран Восточной Европы. Италия, Франция и другие государства пошли по несколько иному пути.

Их кодексы, в частности Гражданский кодекс Франции, принятый еще при Наполеоне, не имеют в себе общей части или отдельного раздела норм, который бы относился ко всем иным разделам. Каждый раздел имеет свой собственный набор общих правил, которые не распространяются на иные.

Так, первый раздел ГК Франции посвящен положению лиц, второй – имуществу, способам его приобретения и защиты.

В Германии, наоборот, ГК начинается с общих положений, которые в той или иной степени затрагивают все его разделы.

Границы отраслей

В пандектной системе права более строгое разделение на материальное и процессуальное право. Любой ГК несет в себе минимум процессуальных норм.

В институциональной системе это правило выполняется менее строго. Например, кодекс Франции о труде содержит в том числе и нормы уголовного права, при одновременном действии в стране полноценного УК. Схожее смешение свойственно всей французской системе права и стран, испытывающих влияние ее правовой системы.

Юридическая техника

Исследователи отмечают, что уровень юридической техники в пандектной системе выше.

Во-первых, изложение норм идет от общего к частному. Во-вторых, принимаются дополнительные законы, которые регулируют специфические сферы общественной жизни.

Например, положения об актах гражданского состояния во Франции полностью помещены в ГК, в России же принят отдельный закон, развивающий соответствующие нормы Кодекса.

Подобный подход помогает систематизировать законодательство, делая его более понятным и удобным в применении.

Разница в структуре

ГК Франции имеет следующую структуру:

  • правовое положение лиц;
  • вещное право (права на имущество, прежде всего собственность и вытекающие из нее права владения, пользования и распоряжения);
  • приобретение права собственности (включены нормы обязательственного и наследственного права).

Пандектная система построения германского гражданского уложения выглядит следующим образом:

  • общая часть;
  • обязательственное право;
  • вещное право;
  • семейное право;
  • наследственное право.

Торговое право

Пандектная система, как и институциональная, подразумевает выделение нормативных актов, регулирующих деятельность коммерческих организаций и предпринимателей, в отдельную отрасль. Она именуется хозяйственным или торговым правом.

Читайте также:
Нотариальные действия: что это такое, описание и особенности

Некоторые страны бывшего СССР восприняли данную практику. Подобный кодекс был принят в Украине. Такой подход связан с желанием разграничить нормы, касающиеся коммерческой деятельности, и не загружать Гражданский кодекс.

Практика показывает, что торговые кодексы дублируют нормы ГК, и все равно приходится принимать отдельные законы, например об акционерных обществах. Не всегда понятно, где надо применять нормы ГК, а где – торгового или хозяйственного кодекса, который схожие отношения регулирует по-иному. Таким образом, путаницы становится больше.

Семейное право

Западные страны склонны включать нормы семейного права в Гражданский кодекс. Юристы стран бывшего СССР склонны считать это не совсем правильным. Причина в том, как оценивать брак – сделку в чистом виде или что-то иное. Значительную роль здесь играют традиции общества.

Особенности германского кодекса

Пандектной системе германского гражданского уложения свойственна более четкая структура. Оно разработано на основе богатого материала: гражданских кодексов, ранее действовавших на немецких землях, трудах древних римлян и результатах научных изысканий собственных юристов.

Закону свойственна точность и полнота изложения норм. Удачно решена задача сочетания общего и частного. Кодексу свойственен абстрактный язык, и одновременно с этим его авторы не избегали необходимости описывать нюансы и частности, свойственные для той или иной ситуации. Благодаря этому стиль документа принято оценивать как «резиновый». Впрочем, это не уменьшает его достоинств.

Закон состоит более чем из 2300 статей. Его особенность в отсутствии четких правовых понятий. Такие действия вызваны страхом нанесения вреда и ограничения свободы участников гражданского оборота без веских на то оснований.

В Кодексе активно применяются понятия, свойственные морали, а не нормативным актам, например «добрые нравы», «добрая совесть» и т. д.

Закон впервые ввел правило, дающее право суду решить спор, исходя из норм морали, если регулирования законом или договором недостаточно.

Со временем многие активно использовали наработки немецких юристов. Российские коллеги воспользовались их опытом, разрабатывая проект гражданского уложения Царской России. На сегодняшний день российское законодательство переняло пандектную систему германского уложения. Это видно, если сравнивать нормы Гражданских кодексов.

В заключение

Пандектная система представляет собой наследие римской юридической науки. Ею затем воспользовались европейские страны, в частности Германия. Ее гражданское право длительное время непосредственно так и называли.

Подходу, положенному в его основу, свойственно четкое выделение подотраслей (вещное, обязательственное, наследственное право и т. д.). Присутствует разделение на процессуальное и материальное право. Система изложения норм построена по принципу “от общего к частному”.

Система гражданского права построена по пандектному принципу, в которой принято выделять:

Выделение общей части является традиционным приемом юридической техники континентального права, позволяющим избежать большого числа взаимных отсылок или ненужного дублирования правовых норм в различных структурных подразделениях права.

Подотрасли гражданского права. По своим специфическим особенностям в предмете гражданского права выделяются следующие виды общественных отношений:

– отношения собственности и аналогичные им;

– отношения, связанные с участием в корпоративных организациях и (или) управление ими;

– личные неимущественные отношения;

– отношения по поводу результатов творческой деятельности и средств индивидуализации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В соответствии с этим внутри гражданского права выделяются 5 подотраслей, имеющих свой предмет и метод (далее – П и М) правового регулирования:

1) Вещное право: П – отношения, опосредующие процесс присвоения материальных благ; М – предоставление правообладателю полной имущественнораспорядительной самостоятельности и общеправовой запрет посягательства третьих лип на сферу его имущественных интересов.

2) Обязательственное право: П – отношения, опосредующие процесс перемещения материальных благ; М – предоставление правообладателю права требования от должника определенных активных действий в его пользу.

3) Личные неимущественные права: П – отношения, возникающие по поводу неотделимых от личности нематериальных (духовных) благ; М – всеобщий запрет посягательства третьих лиц на сферу его духовных интересов (имя, честь, достоинство, деловая репутация и т. п.).

4) Исключительные права: П – отношения по поводу результатов творческой деятельности; М – методы, применяемые в п. 2 и п. 3.

5) Наследственное право: П – отношения по переходу прав к наследникам; М – универсальное правопреемство.

Институты и другие структурные подразделения

Особенности отдельных видов общественных отношении, входящих в предмет какой-либо подотрасли гражданского права, обусловливают существование внутри этой подотрасли соответствующих, правовых институтов (напр., в обязательственном праве – договорные и внедоговорные обязательства), каждый из которых, в свою очередь, делится на субинституты:

– обязательства по реализации имущества;

– обязательства по пользованию имуществом;

– обязательства по выполнению работ;

– обязательства по оказанию услуг;

– обязательства по расчетам и кредитованию;

– обязательства по страхованию;

– обязательства по совместной деятельности;

– ооязательства из неосновательного обогащения;

Гражданский кодекс состоит из четырёх частей, которые вводились в действие в разное время:

первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»)[3]. В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

Читайте также:
Переводный вексель: что это такое, описание и особенности

вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г.

третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право»[5]. По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Г ражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»[6]. Её структура включает в себя общие положения – нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

Следует обратить внимание, что в период 2012-2014 гг., текст Гражданского кодекса РФ претерпел значительные изменения и дополнения, которые не только существенно повлияли на философию главного гражданского и экономического закона[7]. Но и в известной степени скорректировали его основные цели и задачи. Наибольшее количество изменений были внесены в часть первую ГК РФ8, количественный и качественный анализ которых позволяет сделать вывод о наличии новой редакции части первой ГК РФ.

Сочинение на тему Памятный день 5 класс по русскому языку

У меня в жизни есть один очень памятный день. Мне очень запомнилось, как я с бабушкой и своими друзьями отдыхали на берегу речки. На улице был прекрасный солнечный день. Дорога к речке проходила через лес. В лесу красиво пели птицы. Солнышко согревало всю землю. На лужайках росли красивые цветы. Они очень сильно пахли. По дороге мы собирали чистотел и цветы цикория. Мы загадывали друг другу загадки и бегали наперегонки. Нам посчастливилось увидеть зайца, который очень быстро пробежал мимо нас. У нас сложилось ощущение, что он нас сильно боялся. Мы все весло посмеялись и отправились дальше.

Когда мы вышли к берегу, то перед нами открылся великолепной вид. Природа была очень красивой. Лучи солнца отражались на воде. Деревья создавали прохладу. Песок был очень горячим. Много людей было на пляже в этот день. Все резвились и веселились. Мы тоже не стали терять время и сразу отправились купаться. Вода была теплой. Долго не хотелось выходить. После купания мы играли с мячом и загорали на пляже.

На пляже мы познакомились с ребятами с соседней улицы. Мы вместе стали играть и купаться. Ребята тоже приехали к бабушке на лето. И им тоже очень понравилась речка. Всем доставляло удовольствие купание в этот день. В городе не получишь такого удовольствия. Ни один компьютер не заменит общения и летних водных процедур.

Бабушка кормила нас своими вкусными пирожками. Мне так понравилось проводить время на речке, что этот день я очень часто вспоминаю. Этот день самый памятный день в моей жизни.

Я с нетерпением жду лета, потому что у меня теперь много новых друзей. Когда я приеду к бабушке мы снова пойдем на речку. Там мы будем веселиться, и отдыхать целый день.

Бабушка тоже очень рада, что я приезжаю к ней в гости. Она мне говорит, что наш отдых на речке она тоже считает памятным днем.

Сочинение на тему памятный день 5 класс по русскому языку Ладыженская.

Другие сочинения: ← Веселое происшествие 5 класс↑ по русскому языкуКак ко мне относятся вещи →

Сочинения на тему «Памятный день» − 5 класс

Вариант 1

Одним из самых памятных в моей жизни стал день, когда я впервые пошел в школу. Мне очень хотелось туда попасть, потому что некоторые из моих друзей уже успели стать школьниками, и я тянулся за ними. Я долго фантазировал, как буду сидеть за партой, слушать учителя, научусь читать и писать.

Но когда этот день, наконец, настал, я испугался. Мама разбудила меня утром и сказала, что пора идти в школу, меня ждет новая форма и букет цветов для учительницы. Я ответил ей, что не хочу идти и лучше останусь дома. Мама очень удивилась, ведь она знала, как я хотел пойти в первый класс. Ей пришлось меня уговаривать и объяснять, что в этом нет ничего страшного, и я заведу в школе много новых друзей.

Читайте также:
Общая собственность: что это такое, описание и особенности

Когда я подошел к школе, там уже было много людей, они все суетились и шумели. Потом нас построили в школьном дворе на линейке. Меня поставили в пару с девочкой Таней (мы с ней дружим до сих пор). Линейка была очень торжественной, директор поздравил всех с началом нового учебного года, старшие ребята исполняли песни, посвященные школьной поре. В конце по двору прошел одиннадцатиклассник, на плече которого сидела девочка и звонила в колокольчик. Это был мой первый звонок.

После окончания торжественной части нас отвели в класс. Оказалось, что он находится на втором этаже. Наша классная комната была большой и светлой, на подоконнике в горшках стояли цветы, а на стенах висели разные таблицы и карта мира. Учительница, Мария Анатолиевна, рассадила нас за парты и стала проводить первый урок. Она рассказывала о нашей школе, о том, что мы будем изучать на протяжении первого учебного года. А затем предложила каждому представиться и рассказать о себе в двух-трех предложениях. После урока нам выдали книги и отпустили домой.

Сейчас я учусь уже в четвертом классе. Многое с тех пор изменилось, но свой первый день в школе я не забуду никогда.

Вариант 2

У меня в жизни есть один очень памятный день. Мне очень запомнилось, как я с бабушкой и своими друзьями отдыхали на берегу речки. На улице был прекрасный солнечный день. Дорога к речке проходила через лес. В лесу красиво пели птицы. Солнышко согревало всю землю. На лужайках росли красивые цветы. Они очень сильно пахли. По дороге мы собирали чистотел и цветы цикория. Мы загадывали друг другу загадки и бегали наперегонки. Нам посчастливилось увидеть зайца, который очень быстро пробежал мимо нас. У нас сложилось ощущение, что он нас сильно боялся. Мы все весло посмеялись и отправились дальше.

Когда мы вышли к берегу, то перед нами открылся великолепной вид. Природа была очень красивой. Лучи солнца отражались на воде. Деревья создавали прохладу. Песок был очень горячим. Много людей было на пляже в этот день. Все резвились и веселились. Мы тоже не стали терять время и сразу отправились купаться. Вода была теплой. Долго не хотелось выходить. После купания мы играли с мячом и загорали на пляже.

На пляже мы познакомились с ребятами с соседней улицы. Мы вместе стали играть и купаться. Ребята тоже приехали к бабушке на лето. И им тоже очень понравилась речка. Всем доставляло удовольствие купание в этот день. В городе не получишь такого удовольствия. Ни один компьютер не заменит общения и летних водных процедур.

Бабушка кормила нас своими вкусными пирожками. Мне так понравилось проводить время на речке, что этот день я очень часто вспоминаю. Этот день самый памятный день в моей жизни.

Я с нетерпением жду лета, потому что у меня теперь много новых друзей. Когда я приеду к бабушке мы снова пойдем на речку. Там мы будем веселиться, и отдыхать целый день.

Бабушка тоже очень рада, что я приезжаю к ней в гости. Она мне говорит, что наш отдых на речке она тоже считает памятным днем.

Вариант 3

Есть в нашей жизни дни, которые навсегда запоминаются. Думаю, это потому, что они были интересными и счастливыми.

Осенью мы всей семьей ездили в лес за брусникой. Доехали на машине до мха. Тут дорога закончилась. Мы пошли до брусничника пешком по лесной тропинке. Нам то и дело попадались крепкие боровики, рыженькие лисички и желтовато-серые моховики. На брусничную поляну пришли с целым ведерком грибов и очень этому радовались!

Мы расположились у толстого дерева, перекусили. Потом на ветки деревьев повесили белые пакеты, чтобы место привала было видно издали. Договорились далеко не расходиться.

Я никогда не видела так много крупной брусники! Брать было легко, мы хватали ее горстями и кидали в широкие ведерки! Все шутили, смеялись и радовались солнечному деньку!

В стороне от всех я нашла несколько кустов голубики и тайно собрала в маленький пакетик, чтобы дома сделать сюрприз.

За два часа мы наполнили ягодами все ведерки, даже устать не успели.

Вечером на ужин мама напекла блинчиков и велела мне начинить их вареньем, а сама пошла смотреть телевизор. Я достала свой секретный мешочек с голубикой и перебрала ягоды. Потом растолкла их, добавила немного сахарного песка, начинила блинчики и красиво выложила их на блюдо. Затем заварила чай, накрыла на кухне стол и пригласила родителей к столу.

И ужин у нас получился с сюрпризом! Мама еще в лесу всем объявила, что вечером будут всеми любимые блинчики с вареньем. А вместо варенья вдруг появилась начинка из свежих ягод голубики! Откуда? Кто принес? Меня выдала счастливая улыбка. Папа с мамой тоже радовались, что у них такая заботливая дочь.

Читайте также:
Независимые профсоюзы: что это такое, описание и особенности

Этот день был наполнен новыми впечатлениями, добрыми делами и радостным настроением. Он запомнился мне навсегда, словно это был веселый цветной кинофильм про счастливых людей!

Вариант 4

Мои родители меня очень любят, но иногда они не разрешают мне самостоятельно принимать важные решения. Я просил купить котика, но они ни за что не согласились. Было так обидно, что я чуть не заплакал.

За две недели до дня рождения мамы я узнал, что в соседнем подъезде живет бездомный котенок. Люди его кормят, но к себе почему-то никто не берет. А котенок очень красивый и пушистый! Я стал каждый день приходить и кормить котика. Мне хотелось, чтобы он ко мне привык, но он боялся.

Я спросил маму, какие подарки она любит. Мама ответила, что любой подарок от меня принесет ей радость. А подарок, приготовленный своими руками, еще ценнее.

В день рождения у родителей был рабочий день, а у меня каникулы. Я принес котенка домой в коробке из-под обуви, иначе было не удержать, и выпустил в ванной. Надо было его помыть. Я приготовил полотенце, шампунь, натянул кожаные перчатки на руки, чтоб защитить руки от царапин. Когда я стал мыть котика, он громко визжал, изворачивался и царапался. Вытирать полотенцем я не стал, потому что котенок не мог успокоиться. После мытья опять посадил его в коробку и сделал в ней дырку.

Потом включил мамин фен, вставил его в дырку и стал сушить котенка. Так было безопаснее, хоть он и в коробке мяукал и фыркал. После сушки котик успокоился и притих. Я осмотрел свои раны, смазал зеленкой царапины на щеке и на руках. Когда я закрывал пузырек, то разлил зеленку на белоснежной скатерти, которую мама очень любила. Это меня сильно расстроило, ведь мама наверняка огорчится, а ей сегодня день рождения!

Коробку с подарком я завязал оранжевой лентой и положил на стол. Когда мама пришла, я сразу ее поздравил. Она поняла, почему все в зеленке, и за скатерть не ругала.

Котенок родителям понравился. Папа сказал, что это подарок настоящего мужчины! И почему-то улыбался. Я тоже был рад, ведь у меня появился мой любимый пушистый котик Мазай.

Летние каникулы — череда самых запоминающихся событий, связанных с отдыхом, поездками и приключениями. Мы собрали примеры описания сочинений на тему «Один день каникул», который запомнился отдыхом на природе около леса или возле речки. Описание настроения самого прекрасного времени − каникул.

Сочинение 5 класс− «Памятный день летних каникул»

Вариант 1

Мне нравится лето. Это счастливое время, когда нет обязательных уроков, когда можно заниматься тем, чем хочешь, когда новый день не похож на предыдущий и неповторимо-ярок. Но бывают часы, которые помнишь всю жизнь.

Однажды… мы собрались в лес. На машине быстро добрались до опушки и, взяв большие корзины, пошли. Раздвигая траву, удивлялись боровикам и лисичкам. Выйдя на полянку замечали поспевшую клубнику, которая просилась в рот. Иногда попадались колючие кустики шиповника, но мы ягодки не трогали, ибо созреть они должны были осенью. Вечером возвратились домой. Уставшие, но очень довольные, полные впечатлений от увиденного.

Это был самый памятный летний день. И провели мы его наедине с природой.

Вариант 2

Летним днём в зоопарке

Мне запомнился день, который я провёл в зоопарке.

Мы долго собирались всей семьёй съездить в зоопарк, но мешала жара, да и папа был занят на работе — даже дома сидел над какими-то бумагами. Но вот выдались свободные деньки, и мы отправились смотреть чудесных животных, птиц и рыб.

Сколько же было радости, когда мы увидели смешных обезьянок, уверенных львиц (лев сидел в пещере и только рычал от жары), беспокойных попугаев с длинными разноцветными хвостами, неповоротливых бегемотов, которые не вылезали из воды. А ещё мы любовались необычными рыбами, боязливо разглядывали страшных змей и крокодилов, ждали, когда же проснётся ленивец.

Когда мы с сестрой Катей устали и проголодались, родители купили нам чипсов и кока-колы. А потом мы полакомились сладкой ватой, розовой, воздушной и фантастически вкусной.

В зоопарке папа часто нас фотографировал, и теперь, разглядывая эти весёлые снимки, я думаю, что этот день был самым интересным на летних каникулах.

Вариант 3

Как мы все ждем наступления лета, и какое оно потом оказывается до обидного короткое! Только-только вошли во вкус, тут — раз, уже и сентябрь на носу! И остается только сожалеть: то не успели, туда не съездили… Теперь, увы, до будущих каникул планы придется отложить. И только памяти у нас никто не отнимет!

Жаль, конечно, что осенью природа начинает готовиться к долгому зимнему сну: и листва опадает, и трава жухнет, и солнечных дней всё меньше, а непогода, наоборот, всё чаще и чаще… Что мне запомнилось из прошлого лета? Конечно, июльская поездка вместе с мамой в Сочи. Райское место — море, солнце, чайки, нескончаемый шум волн и многое другое. Была одна поездка, которая особенно запомнилась. Есть в окрестностях Сочи такое известное место — Мацеста. Там стоит огромное здание и, кажется, что ты попадаешь в Древнюю Грецию — в таком стиле оно выполнено. Много колонн и скульптур, выполненных из мрамора. Особенно поражают своей красотой колонны, находящиеся в главном помещении. А потолок — тоже особенный, резной! Здесь можно отдохнуть и, если потребуется, то отведать минеральной воды для утоления жажды. Если верить легенде, то Мацестой звали. Ради здоровья родителей она пожертвовала личным счастьем: отдалась горному духу. Так что легенда очень красивая, трагическая и поучительная одновременно. Здесь лечат всевозможные болезни, а также рубцы и ожоги. Экскурсия сюда не могла не понравиться! Замечательно, что есть такое место и люди, обустроившие его.

Читайте также:
Патентная грамота: что это такое, описание и особенности

Вариант 4

Помню, как-то я ходил в поход со своими одноклассниками по неизвестному мне маршруту. Готовился к нему очень тщательно. Собрал провизии и воды на несколько суток вперед. Обязательно прихватил удочку, спички, компас, веревку и теплую вязаную одежду. Хоть было и лето, ночи все же оставались холодными. С ребятами договорились идти на пару суток, не более.

В пути увидел много интересного. Высокие холмы, покрытые зеленой травой и растущими на них деревьями. Несколько широких рек. Так и хотелось закинуть туда удочку. Да жаль, что времени не было. Мы двигались дальше. Впереди расстилалась ягодная поляна. Я попросил ребят остановиться и нарвать немного ягод в дорогу. Дальше за поляной виднелся высокий хвойный лес. Он был каким-то необыкновенным. Не знаю почему, но когда мы его проходили, мне так хотелось остановиться и вдыхать глубоко-глубоко ароматы лесной природы. Здесь били своими клювами дятлы по деревьям, пели соловьи свои чудесные песни. Мне даже показалось, что я видел белку.

Скоро мы пришли на место и разбили в считанные минуты лагерь. Развели костер. Девушки занялись готовкой, парни пошли: кто за дровами, кто с удочками на рыбалку.

Вечер прошел неожиданно быстро. Наступала ночь. Мой друг достал гитару и стал на ней играть «Вальс в ритме дождя». Так не спеша, медленно и чисто. Без каких-либо посторонних шумов и звуков. Да… Это что-то. В первый раз мы ходили без взрослых. Но ничего плохого не произошло. Четко распределенные обязанности выполнялись каждым.

Утром все вскочили как по сирене. Все сразу за работу, за дела. Прямо маленькие гномики.

Честно… Я бы хотел вернуть именно то время лета, когда ходил в поход. Это чудесное время!

Это интересно: Рассказ «Каникулы» Брэдбери был написан в 1949 году. В антиутопическом произведении описана возможность жизни на нашей планете без людей. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Каникулы» Брэдбери. Это история одной маленькой семьи, оставшейся на земле в полном одиночестве.

Про лес, короткое

Однажды, теплым летним днем, мы с отцом пошли в лес по грибы. Лес был полон звуков и голосов птиц. С грибами нам в этот раз очень повезло — довольно быстро набрали полную корзину с верхом. Пора было отправляться домой. Вдоль лесной тропы росли маленькие елочки, и я случайно задел одну из них ногой. Неожиданно оттуда вспорхнула какая-то птичка. Конечно, я решил полюбопытствовать, что там, под елочкой. Наклонился, раздвинул ветки и увидел несколько яичек голубоватого цвета, лежащих в гнезде. А птичка, оказывается, не улетела далеко. Она села на дерево неподалеку и стала жалобно чирикать. Пришлось звать на помощь отца — я не знал, что делать дальше. Отце посоветовал не трогать гнезда — иначе птичка не вернется туда. Само место мы запомнили и благополучно вернулись домой. А потом, когда прошло некоторое время, решили вернуться, чтобы посмотреть, не появились ли птенцы. И в самом деле, появились! Маленькие, еще слепые и беспомощные. Мы вернулись еще раз, через неделю. На этот раз птенчиков уже не было. Наверно, мать увела их с собой, хотела защитить и уберечь.

Дни памяти России

Словосочетание «день памяти» имеет вполне определённый смысл и означает скорбный, траурный день, в который вспоминают умерших, погибших. Как правило, день (или дни) памяти связаны с событиями, значимыми для народа, страны, человечества. Дни памяти часто становятся государственными, национальными праздниками, например 9 мая — День победы.

Законодательство России о Днях памяти

В 1995 году был принят Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», в который регулярно вносятся какие-либо поправки или изменения и дополнения, диктуемые временем. Таких поправок в закон внесено более 20. Некоторые носят чисто технический характер (уточнение, добавления), другие говорят об установлении новых дней памяти. В марте 2020 года в ст.1 ФЗ появился новый 9 абзац, в котором говорится о введении общероссийской минуты молчания и скорби. Она будет проводиться ежегодно 22 июня в день начала Великой Отечественной войны. Всего в списке Дней славы и памяти значится более 30 памятных дат, которые отмечаются в РФ.

Читайте также:
Профессиональные праздники: что это такое, описание и особенности

Наиболее значимые памятные дни в России

Названный выше закон можно считать ориентиром при определении российских памятных дат, которые приобретают традиционный характер и достаточно широко отмечаются.

День Победы — 9 мая

День Победы 9 Мая — это государственный национальный праздник, который ежегодно отмечается с 1965 года. Он знаменует великую победу народа в кровопролитной многолетней войне и является данью памяти и скорби по миллионам погибших в ней. Этот день символизирует сплоченность многонационального народа тогда ещё Советского Союза, его мужество, самоотверженность в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Для нашей страны, понесшей небывалые потери, 9 мая стало святым днём памяти обо всех, кто защищал свою страну, свои семьи, днём благодарности тем, кто выжил и тем, кто не вернулся. В этот праздничный нерабочий день в Москве проводится парад войск, да и весь народ отмечает его как любимый национальный праздник. В 2020 году парад Победы был перенесён на 24 июня в связи с пандемией COVID-19.

День памяти и скорби — 22 июня

Эта дата всегда жила в памяти и в сердцах народа, но в качестве официальной появилась благодаря президентскому Указу № 857 от 8 июня 1996 года. И если 9 мая является для россиян праздником, хоть и «со слезами на глазах», то 22 июня — это по-настоящему скорбная дата, потому как страна в этот день в далёком 1941 году погрузилась в четырёхлетний период отчаяния, горя и великих потерь. В этот день в стране не проводятся развлекательные мероприятия, приспускаются государственные флаги, возлагаются цветы и траурные венки к Могиле Неизвестного Солдата в Москве и к Вечному огню в городах России, к военным мемориалам и памятникам. Так страна вспоминает своих защитников, погибших на войне, умерших от ран, благодарит тех, кто выжил.

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества – 15 февраля

Ещё одна печальная дата возвращает нас на 30 лет назад: 15 февраля 1989 года из Афганистана были выведены последние части советской армии, участвовавшей в военных событиях в этой стране. Война закончилась, все погибшие были похоронены, но память о них осталась. В 2010 году Государственная Дума приняла закон об установлении новой траурной даты — 15 февраля — в память о всех погибших в вооружённых конфликтах, в которых когда-либо принимали участие СССР или РФ. Этой горькой дате посвящаются специальные воинские мероприятия, встречи с ветеранами. Возлагаются венки и цветы на могилы погибших, устраиваются тематические выставки и т.п.

День солидарности в борьбе с терроризмом – 3 сентября

Современные реалии принесли в нашу жизнь такие памятные дни, о которых в недавнем прошлом и помыслить было невозможно. Так, начиная с 2005 года в календарь дней памяти занесено 3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом. Терроризм — очень болезненная для нашей страны тема. Террористическим атакам подвергались самолёты и стадионы, станции метро и остановки общественного транспорта, школы и больницы, театры и жилые дома. Число жертв терактов в России измеряется многими сотнями погибших, получивших тяжёлые увечья и ставших инвалидами. Самый кровопролитный и безжалостный теракт произошёл в школе города Беслана (Северная Осетия). Он унёс жизни 186 детей от 7 до 17 лет, 111 их родственников, 17 учителей и 19 бойцов «Альфы» и «Вымпела». Сотни человек получили ранения, 72 ребёнка и 69 взрослых стали инвалидами. Этот теракт завершился 3 сентября 2004 года штурмом школы, потому именно в этот день отмечают новую памятную дату.

Почти всех погибших похоронили на кладбище в Беслане, которое стало мемориальным и получило название «Город ангелов». На кладбище высится памятник — бронзовое «Древо скорби». Ствол памятника-древа образован фигурами четырёх женщин-матерей, а крона дерева — это их руки, поддерживающие детей-ангелов, устремившихся в небо. На мемориальном кладбище установлен также памятник погибшим спасателям.

День памяти жертв политических репрессий – 30 октября

В печальном списке дней памяти значится 30 октября — День памяти тех, кто стал жертвой политических репрессий, начавшихся в 20-е годы прошлого века. Борьба с так называемыми «врагами народа» продолжалась десятилетиями. В списки врагов народа попадали «кулаки» – зажиточные крестьяне, представители дворянства, интеллигенция, бывшие офицеры царской армии, священнослужители и даже партийные деятели — соратники большевиков. Их арестовывали, отправляли в лагеря на Соловки, в Магадан, Норильск и другие места заключения. Многих выселяли из больших городов, лишали возможности учиться и работать. Число погибших по зловещей 58-ой политической статье исчисляется миллионами. 30 октября 1974 года политзаключённые лагерей Мордовии и Пермской области объявили голодовку, протестуя против арестов по политическим мотивам. Эта дата в течение многих лет негласно отмечалась как день памяти жертв политических репрессий. В 1991 году постановлением Верховного Совета РСФСР 30 октября пополнил официальный список дней памяти России.

Читайте также:
Описание вещей: что это такое, описание и особенности

Вообще в списке дней памяти, которые официально отмечаются в нашей стране, числится много таких, что связаны со значимыми событиями, сыгравшими значительную роль в истории России. Некоторые дни памяти отмечаются широко, другие в узких профессиональных кругах. Однозначно, нам есть чем гордиться и о чём горевать и печалиться.

Возможно вам будет интересно:

День воинской славы и памятная дата. В чем отличие?

Согласно преамбуле Федерального закона от 13.03.1995 №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»:

— под днями воинской славы понимаются дни в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России.

— под памятными датами понимаются дни, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни российского государства и российского общества.

Следовательно, отличие все-таки есть памятной даты от дня воинской славы.

Кроме того, статьей 1 данного Закона установлен закрытый перечень дней воинской славы России:

— 18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

— 21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

— 7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);

— 7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);

— 10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

— 9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

— 24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 год);

— 11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год). Получается у нас в России даже есть свой день — одиннадцатое сентября;

— 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год);

— 1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

— 23 февраля — День защитника Отечества;

— 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

— 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

— 23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

— 27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);

— 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год);

— 4 ноября — День народного единства.

А статьей 1.1 данного Закона установлен закрытый перечень памятных дат России:

— 25 января — День российского студенчества;

— 15 февраля — День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;

— 12 апреля — День космонавтики;

— 26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф;

— 27 апреля — День российского парламентаризма;

— 22 июня — День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны (1941 год);

— 29 июня — День партизан и подпольщиков;

— 28 июля — День Крещения Руси;

— 1 августа — День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов;

— 2 сентября — День окончания Второй мировой войны (1945 год);

— 3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом;

— 7 ноября — День Октябрьской революции 1917 года;

— 3 декабря — День Неизвестного Солдата;

— 9 декабря — День Героев Отечества;

— 12 декабря — День Конституции Российской Федерации.

Вот, например, день окончания Второй мировой войны является памятной датой России, и ко дню воинской славы России день окончания Второй мировой войны не относится.

День воинской славы не является памятной датой, а памятная дата не является днем воинской славы. Это следует из Федерального закона от 13.03.1995 №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», о котором также говорилось выше. Просто нужно запомнить.

Уважаемые читатели! В данном блоге (теме) ваши пожелания и комментарии могут быть добавлены исключительно самим блогером (мною). Для этого вам необходимо все ваши комментарии по данной теме оставить мне в личном сообщении, и они будут добавлены после описания этой темы с указанием вашего ника (аккаунта)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: