Парламентарная монархия: что это такое, описание и особенности

Что такое монархия — конституционная, абсолютная, сословная, парламентская и другие виды (примеры всех стран-монархий)

«Даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду».

Мишель де Монтень, французский философ эпохи Возрождения.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Россия – в прошлом монархическая держава, и идеи монархизма о том, что нашей стране необходим «царь-батюшка», что это заложено в менталитете, довольно уверенно высказываются по сей день.

Монархия – это древняя форма государственного устройства, сохраняющаяся сегодня в различных интерпретациях в 44 странах мира.

ХХ век серьезно подорвал положение монархического режима (самая популярная форма правления сейчас — это демократия), но все же эта форма власти так и не была стерта с политической карты мира.

Раскрывая понятие монархии, мы постараемся ответить на следующие вопросы:

  1. Откуда взялись первые монархи?
  2. Что такое монархия и какие ее виды известны?
  3. Каким образом монархия уживается с демократическими принципами?
  4. Как монархизм продолжает свое существование в российском сознании?

Монархия — это древнейшая форма правления

Сам термин происходит от латинского слова monarchia, которое, в свою очередь, произошло от древнегреческого μοναρχία, что в переводе означает «единовластие» (слово μόνος — это «одиночный, единый», а слово ἀρχή — это «власть, господство»). Собственно, после этого можно даже не давать определение этому режиму правления, хотя лишним не будет.

Монархия — это государство, главой которого является монарх. Власть монарх может быть неограниченной (абсолютная монархия) либо ограниченной (конституционная).

Определений может быть много и, чтобы было понятнее, приведу еще одно:

Человек с древнейших времен выстраивал иерархию в своей группе. Отец в семье, вождь в племени – еще в родовых объединениях зарождаются прообразы будущих монархов.

Изначально такие главы родовых племен несли функции хранителя ритуальных и сакральных обрядов, они общались с потусторонним миром, и их власть сводилась к выполнению различных ограничений и запретов.

Например, японский император обязан был несколько утренних часов просиживать в неподвижной позе, чтобы привлечь в страну гармонию и мир, любое его движение могло спровоцировать войны, землетрясения, пожары и прочие катаклизмы.

Подобные сакральные требования к монархам частично сохранились, но, конечно, уже не в той мере, как это было в древности. От былого остался, пожалуй, жесткий протокол, которому подчинено общение простых смертных с коронованными особами.

По принципу наследования престола различают три вида монархий:

  1. Родовая. Самая древняя. Монархом становится только член авторитетного рода.
  2. Династическая. Самая распространенная. Престол переходит от отца к сыну, иногда от брата к брату. Интересно, что в Японии династия Микадо не прервалась ни разу за более чем тысячелетнюю историю существования.
  3. Выборная. Самая редкая. Связана с отсутствием добровольных претендентов на престол или династическими кризисами. В России в 1613 году в условиях такого кризиса Земским собором был избран новый царь из династии Романовых – Михаил Федорович.

Монархические режимы существовали на разных континентах, в очень разных странах, поэтому титулы монархов многочисленны: император (сегодня остался только японский император – его величество Акихито), король, царь, князь, герцог, султан, хан, эмир, шах, фараон и др.

Примерами стран, где до сих пор сохранились монархи могут служить: Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Иордания, Марокко, Саудовская Аравия.

Виды монархий

Слово «монархия» пришло из древнегреческого языка (μοναρχία – единовластие). Так называют форму правления, при которой верховная власть полностью или с ограничениями принадлежит одному человеку – монарху.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в труде «Политика» относит монархию к одной из трех «правильных» политических форм правления. Извращением этого политического режима он называет тиранию.

Монархия по Аристотелю – это власть одного в интересах граждан, тирания – власть одного в собственных интересах.

Характерными признаками монархической формы правления можно условно назвать три составляющих:

  1. Единоличный пожизненный глава государства.
  2. Наследственный переход власти.
  3. Отсутствие у монарха юридической ответственности (что это?).

Но каждый из этих принципов может быть нарушен, в истории множество таких примеров.

Монархический режим, будучи древнейшей формой правления, имеет массу разновидностей, большинство из которых в настоящее время не существует.

Также имеется несколько способов их классификации. Например, по объёму ограничений накладываемых на монарха различают:

  1. Абсолютную монархию
  2. Конституционную (она делится еще на парламентскую и дуалистическую).
  3. Теократическую

Давайте все основные виды монархического правления рассмотрим отдельно.

Абсолютная монархия

На западе абсолютизм приходит на смену сословно-представительной монархии как форма усиления института государства, на востоке же этот вид государственного управления складывался в обход демократических проявлений, например, халиф в странах Аравийского полуострова единолично правил страной при помощи своих советников – шейхов.

Абсолютная монархия – это такой политический режим, при котором вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, единолично и без ограничений управляющего государством. Такой вид монархии бывает только наследственным.

Чем же отличается абсолютная монархия от сословной (о последней читайте ниже)?

Сословно-представительная монархия Абсолютная монархия
Монарх делит власть со специальным органом, состоящим из представителей определенных сословий (что это?). Единоличная власть монарха с опорой на армию и бюрократический аппарат (чиновников, назначенных по принципу преданности монарху).
Монарх не вправе принимать государственные решения без согласия представительного органа. На принимаемые монархом решения никто и ничто не влияет, хотя он может учитывать интересы определенных сословий.
Соблюдаются права граждан внутри своих сословий, монарх не может наказывать неугодных по своему усмотрению. Монарх может отправить в опалу любого неугодного без суда и следствия.

Конституционная (ограниченная) монархия

Абсолютная монархия склонна к перерождению в произвол и тиранию. Со временем пришло понимание, что абсолютную власть необходимо ограничивать, таким образом, в результате буржуазно-демократических революций на смену абсолютизму приходит конституционная монархия.

При таком государственном устройстве ограничения верховной власти монарха прописаны в конституции. Различают два вида ограниченной монархии:

Читайте также:
Уголовно-исполнительная инспекция: что это такое, описание и особенности

    Дуалистическая. Несмотря на конституционные ограничения, монарх сохраняет обширные полномочия. Он не может принимать законы, но имеет право вето и право роспуска законодательного органа. Органы исполнительной власти формирует монарх.

Современные страны с дуалистической монархией – Монако, Люксембург, Кувейт, Лихтенштейн, Иордания, Марокко.

Парламентская. Монарх фактически выполняет представительские функции, власть сосредоточена у правительства и парламента. Такой вид монархии схож с парламентской республикой. Законодательная власть в таких государствах принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Власть монарха ограничена во всех сферах. По сути, монарх является символом единства нации.

Примеры современных парламентарных монархий – Великобритания, Япония, Дания, Бельгия, Испания и проч.

Наиболее яркий и классический пример конституционного монархического правления – Англия. Почему же Англия стала называться конституционной парламентской монархией?

После революции и Гражданской войны в Англии в 1649 году был казнен король Карл I. Эти события повлекли за собой установление республики, которая продержалась до 1660 года.

Из-за смуты, начавшейся в 1658 году после смерти Кромвеля, лидера Английской революции, аристократия и дворянство приняли решение восстановить монархию Стюартов, и на престол взошел сын убитого Карла I — Карл II.

Но восстановленная монархия претерпела значительные изменения. Стюарты стремились восстановить абсолютизм власти, это привело к «Славной революции» 1688 года, когда династия Стюартов сменилась Виндзорами.

В 1689 году был принят знаменитый Биль о правах, утверждающий верховенство парламента в законодательной власти. После принятия Закона о престолонаследии в 1701 году, уточняющего особенности наследования короны и ограничения власти короля, в Англии окончательно сформировалась конституционная парламентская монархия.

Сословная и сословно-представительная монархия

Этот вид монархического устройства власти развился в сословных обществах, причем в зависимости от географии монарх мог принадлежать к разным сословиям.

На востоке цари относились ко второй касте воинов. В западных странах монарх, наоборот, стоял над сословиями. Это имело положительное действие, так как глава государства мог разруливать межсословные споры, находясь над конфликтующими сторонами.

Сословно-представительная монархия возникла с ростом государств. Так же, как прямая демократия становится невозможной в многонаселенном государстве, сословная монархия с увеличением населения и территорий вынуждена становиться представительной.

Власть короля сочеталась с участием представителей сословий в управлении государством, составлении законов.

Становление сословно-представительной монархии связывают с упадком феодального строя, по сути – это сословная монархия в сочетании с демократией и аристократией (по классификации Аристотеля).

Расцвет этой формы правления в Западной Европе приходится на XIII-XVI века. Первые представительные сословные органы – парламент Великобритании, созванный впервые в 1265 году, Генеральные штаты во Франции (первый созыв в 1302 году), Земский собор на Руси и др.

Теократическая и другие виды монархий

Патриархальная (традиционная) монархия

Монарх в традиционном обществе воспринимается как отец своих подданных. Эта древнейшая разновидность монархии берет истоки в патриархальной семье, которая состояла из нескольких поколений родственников по отцовской линии.

Сакральная монархия

Монарх играет роль жреца. Эта разновидность тесно связана с патриархальной монархией, так как зачастую глава патриархальной семьи одновременно был и жрецом, выполняющим сакральные функции.

Теократическая монархия

Отличается от сакральной тем, что жреческие функции заменяются духовными, религиозными. Монарх воспринимается как проводник Бога и законы, принимаемые им, соответствуют религиозным догмам (что это такое?). Гражданские законы являются частью религии, церковь поглощает государство, сливается с ним.

В эпоху Средневековья большинство европейских монархий были полностью или частично теократическими, так как подчинялись папе римскому.

Сегодня подобная разновидность государственного правления сохранилась в Ватикане (абсолютная теократическая выборная монархия) и Саудовской Аравии.

Деспотическая монархия

Деспот (от древнегреческого δεσπότης) – господин, повелитель. При деспотии монарх воспринимается как господин своих подданных. Такой вид монархии был распространен в государствах Древнего Востока и Африки. Складывался он в милитаризованных странах, где подданные считались войском своего монарха-военачальника.

В эпоху Просвещения в XVII-XVIII веках понятие деспотия приобрело негативный оттенок, так как использовался французскими просветителями (Монтескье, Дидро и др.) для критики абсолютной монархии.

Царизм в истории России и Третьеиюньская монархия

Монархия в России на протяжении практически всей своей истории была абсолютной, хотя в XVI-XVII веках еще присутствовали некоторые элементы сословно-представительных органов. Но они не имели реальных возможностей и юридических прав ограничивать самодержавие, хотя в кризисных ситуациях выходили на первый план.

Российскую монархию принято называть самодержавием – это название идет из Византии, так перевели византийский термин «автократия».

Первым самодержцем объявил себя Иван III, имея в виду свою автономию и независимость. Династия Рюриковичей сменилась династией Романовых, а при Петре I, провозгласившем создание Российской империи, русский царь стал называться императором.

Переход от абсолютной к ограниченной монархии произошел в России после революции 1905 года, когда власть императора была ограничена в Манифесте (что это такое?) от 17 октября.

В 1906 году была создана Государственная Дума, без одобрения которой не мог быть принят ни один закон. Такой курс на конституционную монархию продержался в России недолго. 3 июня 1907 года произошел переворот, Дума была распущена, члены ее социал-демократической фракции арестованы, избирательный закон 1905 года заменен на «бесстыжий», бесцеремонно продвигающий монархические интересы.

Так Николай II и П.А. Столыпин создали «третьеиюньскую монархию», которая пыталась восстановить абсолютизм самодержавной власти. Фактически Государственная дума продолжила свою работу, но практически она являлась «карманной», полностью отражавшей интересы правительства и монарха.

«Третьеиюньская монархия» стала предвестником краха самодержавия в России. Через 10 лет в результате революции монархический строй в стране сменился на советскую республику.

Любопытно, что Россия до сих пор не смогла до конца преодолеть своей исторической тяги к абсолютной монархии. Голоса сторонников монархизма звучат все сильнее, поговорка «Царь хороший, бояре плохие» не исчезла из сознания русского человека. Формально Россия — президентская республика, но российская политика имеет явные черты абсолютной монархии.

Читайте также:
Инновационный банк: что это такое, описание и особенности

И не скажу, что это плохо. В эпоху перемен демократические режимы работают слишком медленно и не поспевают за быстро меняющейся обстановкой. А сейчас идет слом пятисотлетнего доминирования запада и темпы такие, что самым оптимальным является единоначалие. Демократия же хороша в спокойные времена, которые уж закончились и не понятно, когда еще наступят.

Страны-монархии

Как уже говорилось выше, в мире осталось 44 страны, где правят монархи. Визуально их можно увидеть на приведенной ниже карте.

Более детально посмотреть все страны с таким строем можно на приведенном ниже рисунке:

Обратите внимание, что страны разбиты по видам монархического режима, который в них установлен. По сути, у нас остались только представители конституционной (парламентской и дуалистической), абсолютной и теократических монархий. Последний вид, по сути, представлен лишь одним квазигосударством.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Монархия — это изжившая себя форма правления. Хотя, некоторые ее черты можно проследить даже при демократичном режиме.

Как бы это ни прозвучало, но порой кажется, что и наша страна живёт под знаком монархии, хотя официально это, конечно, никто не признает. Ну а что? Сколько лет царёк наш правит?) Вот и думайте)

Ксения: что за страна у вас? Ближнее зарубежье? Восточные соседи? Тогда все понятно. Невозможно шагнуть из феодализма в демократию. Там как были баи, так и остались. Причем только такой вариант и будет эффективным (работать).

Вы поймите, умная моя. Почему Запад так агрессивно везде насаждает демократию? Чтобы было легче вмешиваться в управление государства и грабить. И плевать ему, что устои этого не приемлют.

А попробуйте манипулировать монархом. Вспомните Каддафи. Ливия была в шоколаде (почти коммунизм). Не смог Запад насадить там свою дерьмократию и пришлось уничтожить монарха и вместе с ним и все страну.

Хотите жить хорошо — никого не слушайте и ни на кого не смотрите. Из вне вам никто добра не желает. Желает только ограбить и пойти дальше.

Парламентарная (парламентская) монархия

Парламентарная (парламентская) монархия — это такая разновидность ограниченной монархии, в рамках которой конституционно-правовой статус, правомочия и реальная власть монарха серьезно ограничены конституцией, принятой на демократической основе, избираемым парламентом, сосредоточивающим в себе законодательную власть, и ответственным только перед парламентом правительством, осуществляющим управление страной. Формально и в таких монархиях король сохраняет статус главы государства и обычно назначает правительство, но фактически он чаще всего, как говорится, «царствует, но не правит», ибо реально страной управляет правительство, формируемое парламентом и ответственное лишь перед ним в своей деятельности. В таких монархиях при выражении парламентом вотума недоверия правительству последнее уходит в отставку или отправляется в отставку монархом.

Другое дело, что в условиях достаточно последовательного проведения принципа разделения властей правительство обычно обладает в данном случае правом предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы. Король в таких монархиях может иметь право роспуска парламента, но в конституциях обычно определяются достаточно узкие рамки возможных вариантов, при которых это может иметь место. Так, ст. 46 Конституции Бельгии гласит, что «Король вправе распустить палату представителей, только когда последняя абсолютным большинством своих членов: 1) либо отклоняет вотум доверия Федеральному правительству и не предложит Королю в трехмесячный срок со дня отклонения вотума кандидатуры преемника Премьер-министра; 2) либо принимает вотум недоверия Федеральному правительству и одновременно не предложит Королю кандидатуру преемника Премьер-министра». Кроме того, Король может в случае отставки Федерального правительства распустить Палату представителей с ее согласия, выраженного абсолютным числом ее членов.

В парламентарных монархиях центральная и решающая роль в системе отношений высших органов государственной власти монарх — парламент — правительство принадлежит парламенту. Монарх как юридический глава государства участия в реальном управлении страной не принимает, оставаясь чаще всего лишь символом единства нации как согражданства. В ряде случаев монарх формально не назначает правительство. Он обычно (например, в Швеции, Норвегии, Японии и др.) не имеет права отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов, а если и обладает формально таким правом, то практически не использует его (например, в Великобритании, Бельгии и др.), либо использует, но на основании решения правительства. Конституция Японии прямо запрещает участие монарха в управлении страной, а конституции и конституционная практика Швеции, Норвегии, Великобритании, Японии и др. не наделяют монарха никакими такими полномочиями. Конституции ряда парламентарных монархий (Бельгии, Дании и др.) формально возлагают исполнительную власть в пределах, определенных конституцией, на короля, но фактически она осуществляется правительством, а роль короля в этом сводится к подписанию актов правительства. При этом конституционно устанавливается, например, в Конституции Бельгии (ст. 106), что «никакой акт Короля не может иметь силы, если он не контрассигнован министром, который тем самым несет за него ответственность». Аналогичные положения содержатся и в Конституции Дании (п. 12, 14 и др.).

Обычно в парламентарных монархиях король не действует самостоятельно, его акты подготавливаются правительством и скрепляются, контрассигнуются (от латинского contra — против и signare — подписывать) главой правительства или тем или иным министром, не имея в противном случае юридической силы. Судебную власть осуществляют независимые суды, но приговоры и постановления приводятся в исполнение именем короля. Сказанное, однако, не должно вести к одностороннему мнению, будто институт монарха в парламентарных монархиях всегда носит чисто архаический и номинальный характер. Отстраненность монарха от управления страной и политических перипетий вовсе не означает, что его роль здесь и в иных отношениях (например, как символа единства нации, морально-политического авторитета, арбитра между ветвями и органами государственной власти и др.) близка к нулевой. Достаточно сослаться на опыт Испании, где в феврале 1981 г. именно король Хуан Карлос как Верховный главнокомандующий остановил попытку военного переворота в стране, а также на опыт Великобритании с ее традицией, согласно которой «король не может быть неправ» и др. Кроме того, в ряде таких монархий (Малайзия, Таиланд и др.) главы государств имеют и существенно более широкие права и полномочия.

Читайте также:
Приобретение жилых помещений: что это значит

Вместе с тем, как это вытекает из сказанного, реальная государственная власть в парламентарных монархиях принадлежит не монарху, а парламенту и подчиненному ему правительству. Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением, что в таких монархиях два субъекта — монарх и народ — одновременно обладают суверенитетом, что «парламентская монархия представляет собой юридическую форму, которая, обеспечивая правление двух суверенов — народа и монарха, закрепляет основные политические полномочия за народно-представительным органом (парламентом), а формально-юридические — за монархом».* Во-первых, это заключение противоречит общеизвестному положению, приводимому и самим автором, что в парламентарных монархиях король не правит, а лишь царствует. Во-вторых, проблема суверенитета — это проблема реального, а не номинального состояния власти. И в-третьих, в самих конституциях парламентарных монархий нередко прямо закрепляется, что суверенитет в них принадлежит народу, а король и парламент лишь реализуют его, в связи с чем неправомерно на один уровень ставить здесь народ и монарха.

2. Общие понятия. Парламентаризм, по сути, является процессом становления и последующего развития в стране органа законодательной власти в качестве самостоятельного политического института. Если давать определение парламентаризму, то это система политической организации страны, при которой максимально чётко разграничены все функции исполнительных и законодательных властей при достаточно привилегированном положении высшего законодательного органа (парламента).

Начало, возникновение, становление и развитие парламентаризма характеризуется созданием в стране системы разделения власти, при которой 3 основные ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная – могут спокойно сосуществовать согласно небезызвестному принципу «сдержек и противовесов». Данный принцип при зарождении парламентаризма позволяет им контролировать и дополнять друг друга, чтобы не допустить у 1 из ветвей власти чрезмерной концентрации полномочий.

В целом, английский и русский парламентаризм – это особенный тип гос. устройства верховной власти, при котором в структуре управляющих органов учреждается избираемое населением и постоянно действующие учреждение (центр парламентаризма), призванное принимать решения в форме специальных законов. В этом отношении главной особенностью парламентаризма считается наличие общенационального органа, работающего профессионально и на постоянной основе. Современный парламентаризм как система правления отличается специфическими формами парламента. Речь идёт о сессиях, пленарных заседаниях, парламентских слушаниях и пр. В наше время институт парламентаризма возможен в парламентских монархиях и парламентарных республиках. Основное политическое условие для установления данной системы правления – наличие стабильной 2-партийной политсистемы.

Основной институт, выполняющий законодательные функции в современных демократиях при парламентаризме – это парламент. Его члены должны определяться выборным путем и представлять интересы самого политически активного сегмента населения. В каждом отдельном государстве, где действует понятие парламентаризма (Англии и России, Украине и Беларуси и пр.), парламент обладает собственным названием: в России – Государственная Дума, в Украине – Верховная Рада, в Германии – бундестаг, в США – конгресс.

Парламент обычно состоит из 2 палат. Одной из самых развитых форм института парламентаризма считается парламентская республика: парламент здесь наделен законным правом формировать правительство. Глава правительства, которое является высшим органом именно исполнительной власти, – это, как правило, представитель или лидер партии, одержавшей победу на всенародных парламентских выборах. Правительство ответственно перед парламентом и образуется им из числа непосредственных членов партии, имеющей в парламенте большинство. После отставки правительства необходимо проводить новые парламентские выборы, победитель которых и формирует новый состав кабинета министров.

Развитие российского парламентаризма

Первое подобие парламента в России – это такие законосовещательные органы, «круг молодых друзей императора» (имевший место при Александре I), совет сподвижников Петра I, Боярская Дума (существовавшая в XVI-XVII вв.). Перед нами – первый опыт российского парламентаризма.

По результатам земской реформы государя Александра II в стране появились губернские земства-парламенты, которые обладали законосовещательным правом. Однако император был против создания всероссийского земства в качестве продолжение развития российского парламентаризма, потому что видел в этом ограничение незыблемых принципов самодержавия.

Говоря о дальнейшем формировании российского парламентаризма, нельзя не упомянуть «красную дату» 06.08.1905 года, когда императором Николаем II был подписан «Закона об учреждении Государственной Думы». Отсюда ведёт свой отсчёт российский парламентаризм XX в. В целом, Государственная дума – это первый опыт реального парламентаризма в нашей стране. Вскоре Госдума из законосовещательного органа стала полноценным законодательным институтом. В СССР, в качестве 2-палатного парламента, существовал Верховный Совет СССР (1938-1991 гг.). Если говорить о парламентаризме в современной России, то высшим законодательным и представительным органом страны является Федеральное собрание, состоящее из 2 палат: Совета Федерации и Государственной думы (думский парламентаризм).

Парламентарная монархия. Отличительные признаки.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления.
Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.
Форма правления представляет собой тот элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государ¬ственной власти,
правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании
этих органов.
Различают две основные формы правления зарубежных госу¬дарств — монархию и республику, притом каждая из этих форм имеет
разновидности.

Читайте также:
Может ли клиент подать в суд, если работаем через интернет?
Оглавление

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ
Понятие формы правления и общая характеристика парламентарной монархии ………………………………………
Отличительные признаки парламентарной монархии

ГЛАВА 2. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

2.1. Становление парламентарной монархии в Великобритании ……………………………………………………………….

2.2. Особенности принципа разделения властей в Великобритании . . . . . . . ………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
….3

Файлы: 1 файл

Парламентарная монархия. Отличительные признаки.docx

При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом законопроектов 6 .

Примерами такой монархии можно считать – Великобританию, Бельгию, Данию и др.

    1. Отличительные признаки парламентарной монархии

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

• правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

• лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

• в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

• законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

• правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом 7 .

При парламентской монархии верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей 8 .

Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»).

Главный отличительный признак парламен тарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено 9 .

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма 10 .

Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Нидерланды, Швеция и др. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями 11 .

ГЛАВА 2. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

2.1. Становление парламентарной монархии в Великобритании

В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны – представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как установившимся к 13-14вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины 13в.

Немалое значение в этом длительном процессе сыграли и традиции привлечение короной высшей знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии. Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины 12в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда – суда пэров (равных). Во второй половине 12в. в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы («старшие и меньшие бароны») 12 .

Читайте также:
Как оформить второй построенный дом на участке

В Великой хартии 1215г. была специально оговорена обязанность короны, созывать в необходимых случаях и в специальном порядке «архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов…. и, кроме того… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определенному дню и в определенное место» (ст. 14) . В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели политическую борьбу за влияния этого собрания на распределение королевских должностей.

Во второй четверти 13 в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236-1267) влияние советов магнатов усилилось.

По Вестминстерским провизиям 1258г. собрание установило даже своеобразную сословную опеку над королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти. Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором организации более широкого представительства для формирования новой политической структуры 13 .

После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт – «Форму управления», составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. (Эпизодически рыцарей на государственные собрания призывали и ранее, на протяжении первой половины 13в.) В новый созванный де Монфором парламент – в январе 1256г. – были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии 14 .

К середине 14в. сложилось разделение парламента на две палаты – верхнюю и нижнюю, палату лордов и палату общин. Эти названия вошли в широкое употребление позднее, в 16в. Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к 15в. редкостью. Сложившаяся в Англии система прецендентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты. Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на сессию, а такого в 14-15вв. почти никогда не случалось, редко собиралось более ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины 14в. Название нижней палаты происходит от слова commons (общины). В 14в. оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и горожан. Таким образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем такие права политическими) 15 .

К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для специфики нижней палаты, которая была, прежде всего, собранием, т.е. коллективной организацией. Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов.

Перечень таких городов не оставался неизменным; соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине 14в. двести человек (к началу 18в. представителей общин было уже более пятисот). Члены нижней палаты – в отличие от лордов – получали денежное довольствие: рыцари графств – по четыре шиллинга, горожане – по два шиллинга за каждый день сессии. К началу 15в. эти выплаты стали традиционными. Духовенство, кроме архиепископов, епископов и аббатов крупнейших монастырей, приглашавшихся в палату лордов, участвовало в работе парламента лишь на первых порах. Оно имело свой представительный орган, где обсуждались и внутри сословные вопросы, и финансовые отношения с короной. Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства.

Обе палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия парламентской сессии. Король произносил речь перед собравшимися; члены нижней палаты слушали ее стоя за барьером. С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще – до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель 16 .

Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминтское аббатство. Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке. В 14-15вв. в обществе складывается представление и о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Последняя, вошедшая в практику к началу 15в., подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста (и то и другое – только на время сессии). О высоком престиже парламента свидетельствует запись в протоколе сессии 1453г. Два депутата палаты общин (в том числе спикер) были обвинены в грабеже и арестованы по приказу всесильного тогда герцога Йорского. Нижняя палата выступила с протестом. Отстоять неприкосновенность парламентариев не удалось. Однако герцогу пришлось доказывать правомерность своих действий; в частности, он сообщил, что арест состоялся, когда в сессии был перерыв, т.е. не в «парламентское время». Интересно и высказывание юристов, призванных для консультации. «Мы не смеем дать ответ», – заявили они, так как не было до сих пор случая, чтобы юристы определяли привилегии парламента.

Читайте также:
Денежная система: что это такое, описание и особенности

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

Смотреть что такое ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ в других словарях:

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

парламентская) — монархия, система отношений высших органов государства в которой в значительной степени сходна с парламентарной республикой. Главные признаки П.м.: формирование правительства из состава депутатов той партии или партий, которые имеют большинство в парламенте (при монархии это относится только к нижней палате); ответственность правительства и министров не перед главой государства (монархом), а перед парламентом (его нижней палатой); фактическое и, как правило, юридическое неучастие монарха в управлении государством, хотя у него традиционно может быть королевская прерогатива (полномочия). Говорят, что монарх в П.м. царствует, но не правит. По конституциям некоторых стран монарх прежде всего символ государственности, единства народа. Правительство во многих П.м. юридически назначается монархом, но выбор его отнюдь не свободен. Монарх назначает премьер-министром лидера победившей на парламентских выборах партии (партий) и по указанию последнего назначает министров. Иногда премьер- министр выбирается парламентом (например в Японии), это обычно лидер большинства. Лишь в исключительных условиях, когда ни одна партия не имеет большинства, а коалицию создать не удается, монарх может назначить премьер-министра самостоятельно (так было трижды в 20 в. в Великобритании). Монарх имеет право издавать свои указы, но только по совету и с согласия правительства, они требуют обычно контрассигнатуры. Иногда указы монарха издаются как акты особого органа, находящегося под контролем правительства (приказ в Совете в Великобритании). Выражение парламентом недоверия правительству или отдельному министру влечет его отставку, хотя есть и другая возможность: по совету правительства монарх может распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить дату новых выборов. В редких случаях вотум недоверия инициирует само правительство, которое полагает, что досрочные (в результате роспуска) парламентские выборы принесут ему увеличение голосов избирателей и тем укрепят численность представителей его партии и положение правительства в парламенте. Иногда правительство и без вотума недоверия требует распустить парламент, исходя из своих интересов. Подавляющее большинство монархий в мире — П.м. (Япония, Великобритания, Австрия, Канада, Испания и др.), парламентарными являются почти все (кроме Монако)монархии в Европе, все монархические члены Содружества (брит.). По тексту конституций большинство существующих в Азии и Африке монархий тоже являются конституционными, хотя на деле многие из них сохраняют черты дуалистической монархии. В.К Чиркин . смотреть

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

– один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). П.м. характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при П.м. формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство над другими органами государства. П.м. характеризуется следующими основными признаками: соблюдение принципа: монарх “царствует, но не правит”; правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент. Монарх лишь формально утверждает его состав; лидер партии, получившей наибольшее число депутатских мест, формирует правительство и становится во главе государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.
. смотреть

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). П.м. характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при П.м. формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство над другими органами государства. П.м. характеризуется следующими основными признаками: соблюдение принципа: монарх *царствует, но не правит*; правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент. Монарх лишь формально утверждает его состав; лидер партии, получившей наибольшее число депутатских мест, формирует правительство и становится во главе государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны. смотреть

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинальн. смотреть

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

один из двух видов конституционной монархии (тряцу с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции номинально. Прав. смотреть

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ — один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при П.м. формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит верховенство среди других органов государства.

Читайте также:
Сложение наказаний: что это такое, описание и особенности

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ – один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при П.м. формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит верховенство среди других органов государства.
. смотреть

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

Один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). Характеризуются тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Правительство формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. . смотреть

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

parliamentary monarchy) – тип государственного устройства, при котором в стране наряду с монархом (с его формальными функциями главы государства) существует и действует парламент. смотреть

Монархия: абсолютная, парламентская и сословно-представительная монархия

Что такое монархия. Монархическая форма правления

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит пожизненному правителю и передается по наследству. Правитель может называться по-разному: царь, император, король, великий князь, султан, фараон и т.п.

Древнегреческое слово «монархия» (μοναρχία) означает «единовластие».

Противоположность монархии – республика , при которой высшие органы власти в стране избираются на определенный срок.

В современном мире монархии делятся на абсолютные (власть монарха ничем не ограничена) и на ограниченные (они бывают парламентские и дуалистические). При парламентской монархии правителю принадлежит лишь символическая власть, при дуалистической он делит власть с парламентом.

Монархия не означает, что в стране отсутствуют права и свободы, а власть авторитарна. В современных парламентских монархия – таких как Великобритания или Нидерланды – установлен демократический режим.

Сословно-представительная монархия

В Средние Века в Европе существовала так называемая феодальная монархия – правитель опирался на подчиненных ему землевладельцев-вассалов (феодалов). С упадком феодального строя в ряде стран произошел переход к сословно-представительной монархий.

Сословно-представительная монархия – это форма правления, при которой власть государя была ограничена представителями различных сословий общества (знати, духовенства, горожан и даже крестьянства). Представители сословий участвовали в управлении государством, составлении законов, принятии важнейших внутри- и внешнеполитических решений. В Испании органами сословно-представительной монархии были кортесы, во Франции – генеральные штаты, в Англии – парламент.

В России сословно-представительную монархию связывают с деятельностью Земских соборов. Первый Земский собор был созван при Иване IV Грозном в 1549 году. В работе соборов участвовали бояре, дворяне, священнослужители, купечество, посадкие (городская верхушка), казаки. Земские соборы утверждали своды законов и новые налоги, объявление войны и заключение мира, несколько раз избирали царя при отсутствии очевидного наследника престола.

«Земский собор». Картина Сергея Иванова. 1908 год https://lh5.googleusercontent.com/8S8qKsBzggBMgvyQMuVRbDs1OvOUp5BkUsAUXk3Y6bwYhfO70ii1_hEvmqjViC7sj4glLKVqchjt9cKqtXhZhfIZqca5iGrRtVNjw2vwy8IwYbsY6A2d7-EnPK7ewIpRbajKOFvQ

Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму в России начался во второй половине XVII века – в правление царя Алексея Михайловича перестали созываться Земские соборы. Царь стал опираться не на представителей сословий, а на разветленную бюрократию и регулярную армию. Окончательно абсолютная монархия в форме самодержавия установилась в правление Петра I , при нем Россия была провозглашена империей.

Абсолютная монархия. Признаки и примеры

Абсолютная монархия – это государство, где вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти принадлежит монарху. Его полномочия не ограничены ни конституцией, ни парламентом.

Разделения властей нет. Монарху полностью подотчетны и подконтрольны правительство и другие органы исполнительной власти. Парламента не существует. Указы монарха обязательны для исполнения и имеют силу закона.

Примеры абсолютных монархий в современном мире – Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар, Объединенный Арабские Эмираты.

Король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд встречает президента РФ Владимира Путина в Эр-Рияде. Фото: Reuters https://lh4.googleusercontent.com/IyRdSP1vERZQFNpErwIO0sfu09WW9kLZVt2YAnBDo4MPKFw9RzAsipwBnSIrm3kFIasgmiidlpDluXTMDmsWO3aVVw3iNGJTVJ4LBXjBeytuatc3NAH_XrVhz6fjDiRISnrt267Z

В России абсолютная монархия существовала до начала XX века. В 1905 году, в ходе Первой русской революции, царь Николай II согласился на создание парламента – Государственной Думы, и страна фактически превратилась в ограниченную, дуалистическую монархию. В результате Февральской революции 1917 года монархия в России была упразднена, император отрекся от престола.

Парламентская монархия. Признаки и примеры

Парламентская монархия означает, что законодательная и исполнительная власть не подчиняются правителю. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, судебная – судам.

Правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем. Власть монарха определена конституцией и другими законами. Фактическим руководителем государства обычно является премьер-министр.

Примеры парламентских монархий – современная Великобритании, Бельгия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Нидерланды. В этих странах монархи играют символическую роль, не имеют реальных политических полномочий.

Английская королева Елизавета II выходит после службы в Вестминстерском аббатстве. Фото: Reuters https://lh5.googleusercontent.com/hveRcSAg4CIzWABAf9y2NhwEiIPyyaC-_znPeZv5BTe1FfaDMFhEJ-E4t0ig-hLehQ-WM4zsqMnQ8PxK-aWoystvdj2ootK1VAd9rXdhMqOiKhkPOIR7ZMjMmJPmVhF_hyndM7Ol

Дуалистическая монархия. Признаки и примеры

Дуалистическая монархия – это государство, где монарх делит полномочия с парламентом. Исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная – парламенту. Это разделение закреплено юридически.

Монарший двор формирует правительство. Король может распустить парламент и наложить вето на любой принимаемый закон. В то же время веления монарха не имеют силы без подтверждения правительством.

Примеры дуалистических монархий – Марокко, Кувейт, Иордания, княжество Лихтенштейн, княжество Монако.

Ответственность солидарная: что это такое, описание и особенности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Солидарная ответственность (обязанность) – это … Понятие, примеры, отличия

Содержание публикации:

  1. Понятие солидарного обязательства и солидарной ответственности
  2. В каких случаях возникает солидарная ответственность (обязанность)?
  3. ВС РФ о солидарной ответственности при неделимости обязательства и совместном причинении вреда
  4. Солидарное обязательство с пассивной и активной множественностью
  5. Когда содолжники солидарно несут субсидиарную ответственность
  6. Отличия солидарной от субсидиарной ответственности
  7. Можно ли изменить правило закона о солидарной ответственности?
  8. Пример солидарного обязательства (при поручительстве). Порядок взыскания
  9. “Сначала к заемщику, потом к поручителю”?
  10. Солидарная обязанность по уплате ЖКУ. Публикации
  11. Исковые заявления о солидарном взыскании по договору и возмещении внедоговорного вреда
  12. Солидарные обязательства супругов
  13. Судебные расходы в солидарном порядке
  14. Вложение: Примеры солидарной ответственности, установленной законом
Читайте также:
Может ли налог на недвижимость быть уменьшен?

Как договорная, так и внедоговорная гражданско-правовая ответственность в зависимости от числа обязанных лиц и в зависимости от характера распределения их ответственности может быть долевой, солидарной или субсидиарной.

Долевая, солидарная и субсидиарная ответственность

  1. Долевая ответственность имеет место тогда, когда каждый из должников несет ответственность перед кредитором только в той доле, которая падает на него в соответствии с законом (ст. 321 ГК РФ);
  2. Солидарная ответственность применяется, если она предусмотрена законом или договором, при этом кредитор вправе привлечь к ответственности любого из ответчиков как в полном объеме, так и в любой ее части (ст. ст. 322, 323 ГК РФ);
  3. Субсидиарная ответственность (дополнительная по отношению к ответственности основного должника (ст. 399 ГК РФ).

1. Понятие солидарного обязательства
и солидарной ответственности

В словарях даются следующие определения понятия “солидарная ответственность”:

  • Солидарная ответственность – разновидность гражданской ответственности по обязательству, в котором должников несколько. Возникает, например, при неделимости предмета обязательства, при совместном причинении вреда. Предусмотрена также для случаев, когда в договоре не установлено иное (так, по договору поручительства должник и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники, если не оговорено иное). (Большой юридический словарь. – М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)
  • Солидарная ответственность – разновидность ответственности гражданской при множественности должников в обязательстве, т.е. когда в нем участвуют несколько должников. В отличие от ответственности долевой, ответственность солидарная возникает, если это предусмотрено договором или установлено законом. В некоторых случаях ответственность солидарная предусмотрена, когда в договоре не установлено иное. Так, по договору поручительства должник и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники, если иное не предусмотрено договором поручительства. Стороны этого договора могут установить иную ответственность. (Словарь финансовых терминов.)

Как видно из статьи 322 ГК РФ, закон отождествляет два понятия – солидарные обязательства и солидарную ответственность.

Солидарные обязательства – это возникшая “одна на всех” обязанность нескольких лиц.

Солидарные обязательства возникают, когда на стороне должника выступают сразу несколько лиц, которые перед кредитором отвечают совместно. Кредитор вправе предъявить требования к солидарным должникам в любой последовательности, к любому из них или сразу ко всем (ст. 323 ГК РФ). При этом обосновывать свой выбор кредитор не обязан.

Солидарное обязательство – обязанность (ответственность) должников по принципу круговой поруки: на каждом из солидарных должников лежит обязанность погашения долга в целом, как будто бы каждый должник является должником единственным.

Суть солидарного обязательства состоит в том, что до тех пор, пока обязательство полностью не исполнено, любой из солидарных должников считается обязанным его исполнить. При этом, удовлетворение всех требований кредитора, совершенное одним, освобождает всех солидарных должников, однако должник, исполнивший солидарное обязательство, приобретает право требования к остальным должникам в порядке регресса за вычетом своей доли (ст. 325 ГК РФ).

2. В каких случаях возникает
солидарная ответственность (обязанность)?

Из норм статьи 322 ГК РФ следует, что солидарная обязанность (ответственность) возникает в случаях:

1) если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором (например, по требованиям получателя ренты солидарно отвечает лицо, передавшее обремененное рентой недвижимое имущество в собственность другого лица только если солидарная ответственность установлена договором. При отсутствии такого условия договора наступает субсидиарная ответственность (п. 2 ст. 586 ГК РФ);

2) если солидарность обязанности или требования установлена законом, в частности при неделимости (133 ГК РФ) предмета обязательства, при совместном причинении вреда и т.д.;

Солидарная ответственность обычно предусмотрена императивной нормой закона. Например:

  • ответственность участников договора простого товарищества по общим обязательствам, возникшим не в связи с одноименным договором (см. п. 1 ст. 1047 ГК РФ);
  • ответственность лиц, совместно причинивших вред (см. ст. 1080 ГК РФ);
  • ответственность владельцев источников повышенной опасности за вред, причиненный в результате взаимодействия источников (см. п. 3 ст. 1079 ГК РФ);
  • ответственность совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ст. 69 ЖК РФ);
  • ответственность наследников по долгам наследодателя (п. 1 ст. 1175 ГК РФ) и др.

Иногда солидарный характер обязательства устанавливается диспозитивной нормой. Например:

  • ответственность страховщиков, совместно застраховавших один объект, является солидарной, если договором не определены права и обязанности каждого из страховщиков (ст. 953 ГК РФ);
  • ответственность поручителя и должника при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательства последним является солидарной, если договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность (п. 1 ст. 363 ГК РФ).

3) наличия обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью (при условии, что законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное);

3. ВС РФ о солидарной ответственности
при неделимости обязательства
и совместном причинении вреда

Солидарная ответственность может применяться только в случаях, прямо установленных договором или законом, в частности,

  • при неделимости предмета неисполненного обязательства
  • или при совместном причинении внедоговорного вреда в соответствии с абзацем 1 статьи 1080 ГК РФ, когда отсутствует возможность установить, кто из причинителей вреда за какую часть вреда отвечает (Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2016 N 305-ЭС16-7662 по делу N А40-108601/2014)

4. Солидарное обязательство
с пассивной и активной множественностью

Солидарное обязательство с пассивной множественностью – солидарная обязанность или ответственность солидарных должников (ст. ст. 322 – 325 ГК). Режим солидарной пассивной множественности гарантирует интересы кредитора, поскольку предоставляет ему возможность заявить требование одновременно всем должникам либо любому из них, притом как в полной сумме, так и в ином размере по выбору и желанию самого кредитора.

Читайте также:
Как получить долг по зарплате с предприятия-должника?

Солидарное обязательство с активной множественностью – солидарное требование солидарных кредиторов (ст. ст. 322, 326 ГК). См. подробнее “Солидарное требование кредиторов”

5. Когда содолжники солидарно
несут субсидиарную ответственность

В ряде случаев ГК РФ предусматривает “солидарно субсидиарную ответственность”.

Например, согласно п. 2 статьи 123.3 ГК РФ, члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. В этом случае сначала определяется размер субсидиарной ответственности, которую содолжники будут нести солидарно.

6. Отличия солидарной от субсидиарной ответственности

Солидарная и субсидиарная ответственность отличаются, прежде всего, порядком привлечения к ответственности.

Если при субсидиарной ответственности кредитор вправе привлечь к ответственности другое лицо только дополнительно, после должника (после неисполнения должником требований кредитора об исполнении), то при солидарной ответственности кредитор вправе привлечь к ответственности как любого из солидарных должников, так и всех вместе и потребовать с них исполнения обязательств должника в любом объеме в пределах общего размера убытков или вреда.

Следует напомнить, что при субсидиарной ответственности кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника (п. 2 статьи 399 ГК РФ).

7. Можно ли изменить правило
закона о солидарной ответственности?

Если закон содержит указание о солидарной обязанности (ответственности) сторон, то отменить данное правило соглашением сторон невозможно, за исключением отношений в сфере предпринимательства.

8. Пример солидарного обязательства
(при поручительстве). Порядок взыскания

Классическим примером является солидарное обязательство (ответственность) поручителя или нескольких поручителей отвечать за исполнение обязательства заемщика перед банком.

В обеспечение исполнения обязательств заемщика по возврату кредита между банком и другим обществом заключается договор поручительства, по условиям которого поручитель солидарно отвечает перед банком за выполнение заемщиком условий кредитного договора.

В случае неисполнения (или ненадлежащего исполнения) обязательств заемщиком, банк предъявляет заемщику требование о досрочном возврате кредита.

Однако заемщик требование банка не удовлетворил, в связи с чем, банк обращается в суд с иском о взыскании суммы долга, процентов, неустойки и проч…

В приведенном примере банк вправе взыскивать сумму долга как с заемщика, так и с поручителей, или со всех указанных лиц сразу по выбору банка.

Если обязательство заемщика-должника исполнено по требованию банка поручителем, последний вправе требовать взыскания уплаченных средств с других должников, но за вычетом своей доли.

Рекомендуем также по теме:

  • Должник и поручитель как субъекты солидарной ответственности привлекаются в дело как соответчики (п. 1.2. обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств” (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013 года);
  • Смерть поручителя по кредитному договору не прекращает поручительство (п. 9 обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств).

9. Сначала к заемщику, потом к поручителю?

Кредитор вправе предъявить требование как ко всем солидарным должникам совместно, так и к любому из них, причем как в полном объеме обязательства, так и в любой его части. Не получив полного удовлетворения от одного из солидарных должников, он вправе по тем же правилам требовать недополученное с остальных, которые остаются перед ним ответственными до полного удовлетворения его требований.

Данные положения не являются дискуссионными в судебной практике.

Вместе с тем, в ряде случаев, между сторонами возникает спор о применении положений норм статей 322, 323 ГК РФ, в частности, об очередности предъявления требований о взыскании задолженности по кредиту: например, одна из сторон полагает, что такие требования сначала должны предъявляться к заемщику, и только потом – к поручителям.

О несостоятельности такой позиции приведем пример доводов суда, рассмотревшего гражданско-правовой спор:

“..Солидарные обязательства возникают, когда на стороне должника выступают сразу несколько лиц, совместно отвечающих перед кредитором. Кредитор вправе предъявить требования к солидарным должникам в любой последовательности, к любому из них или сразу ко всем (ст. 323 ГК РФ). При этом обосновывать свой выбор кредитор не обязан. Мотивы обращения с требованием к любому из солидарных должников или ко всем сразу могут быть различны – более удобная подсудность, наиболее адекватное имущественное положение выбранного должника или какие-либо личные отношения между кредитором и выбранным должником. Распределить требования кредитор вправе и в ином порядке. В силу солидарной ответственности каждый из нескольких должников должен удовлетворить требование кредитора в полном объеме, но данное удовлетворение, совершенное одним, освобождает всех.

Такая правовая конструкция наиболее отвечает интересам кредитора, т.к. он вправе заявить требования к должнику, имеющему более реальные возможности для исполнения обязательства (несения ответственности), чем остальные солидарные должники.

С учетом изложенного, доводы апеллянта об очередности предъявления требований о взыскании задолженности по кредиту: сначала к заемщику, и только потом – к поручителям, являются неправильными. Поручители в силу положений ст. ст. 361, 363 ГК РФ должны отвечать перед кредитором солидарно с должником ООО “Сувар”, что предполагает право кредитор обратиться за исполнением как к любому из солидарных должников, так и ко всем должникам одновременно” (извлечение из апелляционного определения Верховного суда Чувашской Республики от 20.09.2017 по делу N 33-4338/2017).

10. Солидарная обязанность по уплате ЖКУ. Публикации

Рекомендуем по теме ранее опубликованные на сайте материалы:

  • Совместная собственность и солидарная обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг
  • Солидарная ответственность членов семьи собственника по оплате жилищно-коммунальных услуг
  • Солидарное взыскание долга по оплате жилья и коммунальных услуг с нанимателей по договору социального найма
  • Исковое заявление о взыскании задолженности за коммунальные услуги солидарно с супругов – собственников
Читайте также:
Безнадзорные животные: что это такое, описание и особенности

11. Исковые заявления о солидарном взыскании
по договору и возмещении внедоговорного вреда

  • Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного заливом квартиры (при солидарном причинении вреда)
  • Исковое заявление о взыскании солидарно с должника и поручителя задолженности по договору аренды, штрафа и пени
  • Исковое заявление о взыскании солидарно с должника и поручителя задолженности и договорной неустойки по договору купли-продажи
  • Исковое заявление о взыскании с солидарного ответчика – поручителя задолженности за выполненные работы по договору подряда

12. Солидарные обязательства супругов

Солидарная обязанность супругов может возникнуть только при обращении взыскания на имущество, то есть в ходе исполнения решения суда; Семейный кодекс РФ не предусматривает возможности взыскания долга с обоих супругов по обязательствам одного из них. См. подробнее “Возражения на иск о взыскании долга с должника и его супруга”

Солидарная ответственность: понятие, виды и особенности

Многие сталкивались с термином «солидарная ответственность» при заключении кредитных или коммерческих договоров. Что он означает? В чем отличие солидарной ответственности от субсидиарной? Давайте разбираться.

Что такое солидарная ответственность

Солидарная ответственность — один из видов гражданско-правовой ответственности. Она возникает в результате договорных отношений, когда ответственность за выполнения условий договора лежит на нескольких физических лицах.

Предприятию требуется кредит на приобретение специализированного оборудования. Учредителями этого предприятия являются два физических лица. Они принимают решение об оформлении кредита на покупку оборудования. Поскольку кредит оформляют на предприятие, учредителями которого являются два физических лица, в кредитном договоре указывают, что стороны отвечают за выполнение своих обязательств солидарно. То есть, одинаково. При невыполнении условий договора одним из учредителем, обязанности ложатся на плечи второго.

В чем отличие солидарной ответственности от субсидиарной

При солидарной ответственности кредитор может потребовать выполнения обязательств с любой из заявленных сторон. Субсидиарная ответственность представляет собой право требовать выполнения договорных обязательство с другого человека, который выступает поручителем. То есть, с субсидиарного заемщика.

Солидарная ответственность наступает при неделимости объекта договора, совместной порче и других обстоятельствах, в которых ответственность лежит на всех участниках сделки.

Законодательство о солидарной ответственности

Любые коммерческие и предпринимательские отношения регулируются Законами и нормативной базой РФ. Солидарная ответственность предусмотрена диспозитивной и императивной нормами закона.

Императивная норма закона — норма права, которое выражено в четко определенной форме и не подлежит изменению по инициативе ее адресатов.

Диспозитивная норма закона — норма права, которая указывает на определенный вариант поведения адресатов с возможностью регулирования отношений по своему усмотрению и изменения условий договора.

Установление солидарных обязательств по диспозитивной норме закона (примеры):

  • Согласно ст. 953 ГК РФ ответственность страховщиков, которые совместно застраховали объект, будет являться солидарной, если договором не определены обязанности и права каждого из страховщиков.
  • Согласно ст. 363 ГК РФ ответственность должника и поручителя будет являться солидарной, если договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность.

Солидарная ответственность при императивной норме закона (примеры):

  • Согласно ст. 1080 ГК РФ солидарная ответственность наступает для лиц, которые совместно нанесли вред объекту или имуществу.
  • Согласно ст. 1047 ГК РФ солидарная ответственность предусмотрена у участников товарищества, которые одинаково отвечают по общим обязательствам.
  • Согласно ст. 69 ЖК РФ солидарная ответственность предусмотрена для всех совершеннолетних членов семьи при аренде жилого помещения по договору социального найма.

Солидарная ответственность может наступать не только по условиям договора, но и на основании Законодательных актов в случае невыполнения обязательств одной из сторон.

Виды солидарной ответственности

Солидарные обязательства (ответственность) может быть нескольких видов:

  • с активной множественностью;
  • с пассивной множественностью;
  • со смешанной множественностью.

Первый вид — солидарная ответственность с активной множественностью. Она подразумевает наличие нескольких займодавцев (кредиторов) и одного заемщика. Ответственность за выполнение договорных обязательство лежит на каждом из кредиторов в равной степени.

Солидарная ответственность с пассивной множественностью — ответственность нескольких заемщиков перед одним кредитором. Ответственность за выполнение обязательств лежит на каждом из должников.

Солидарная ответственность со смешанной множественностью подразумевает наличие нескольких ответственных лиц с каждой стороны. То есть, несколько кредиторов и несколько заемщиков. Их условия ответственности указывают в договоре.

Последний вид солидарной ответственности сочетают в себе особенности «активной» и «пассивной» солидарной ответственности. На практике его применяют нечасто.

Права кредитора (займодавца) при солидарной ответственности

Он вправе требовать исполнения договорных обязательств как со всех должников, так и с любого из них отдельно. При этом требование может быть частичным (если в договоре указана доля ответственности заемщика) или полным (если в договоре предусмотрена равная ответственность сторон — должников).

Если кредитор получил частичное выполнение обязательств, он вправе потребовать выполнения оставшихся от других заемщиков. Солидарные заемщика остаются обязанными до тех пор, пока все обязательства перед кредитором не будут выполнены.

Права должника при солидарной ответственности

Он вправе выдвигать возражения против требований кредитора, которые основаны на других договорных отношениях кредитора с другими должниками. Приведем пример. Было куплено производственное помещение в кредит. Участниками сделки стали три учредителя предприятия. С двумя из них банк заключил дополнительные соглашения об оказании банковских услуг другого характера. Если эти два заемщика не выполняют свои обязательства по дополнительным договорам, кредитор не вправе требовать выполнения обязательство по ним с первого заемщика.

Если должник исполнил обязательство перед кредитором, он имеет право регрессного требования в отношении других должников. Что это такое? Это требование к возмещению уплаченной суммы, которое предъявляется одним лицом к другому обязанному лицу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: