Парламентская республика: что это такое, описание и особенности

Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «республика» хорошо знакомо людям во всем мире, это самый распространенный политический режим на Земле.

Парадоксально, но подобная форма государственного устройства существовала задолго до рождения слова, ее называющего.

В этой статье мы узнаем:

  1. Кто же на самом деле придумал термин республика?
  2. Что такое республика?
  3. Какие виды республик представлены в современном обществе?

Определение термина — что такое республика

Республика – это форма государственного устройства, при которой высшие органы государственной власти формируются на выборной основе и избираются на определенный срок. В этом заключается ее центральное отличие от монархии.

Конечно же, это более прогрессивная форма правления, но все же не лишенная своих недостатков, в основном вызванных работой исполнителей воли народа (чиновников). В этом плане мне кажется показательной цитата одного из величайших мыслителей:

«В пользу высоких качеств республики можно было бы привести то самое доказательство, которое Боккаччо приводит в пользу религии: она держится вопреки своим чиновникам».

Республика противостоит монархии, и противостояние это стремительно движется в сторону подтверждения слов свергнутого в 1952 году египетского короля Фарука: «Скоро на свете останутся пять королей: английский и четыре карточных».

Если в начале ХХ века в Европе было всего три республики: Франция, Швейцария и Сан-Марино, то сегодня монархия сохранилась только в 12 государствах, включая Ватикан.

Внутри республиканского устройства государств существует несколько видов:

  1. президентская,
  2. парламентская,
  3. смешанная (полупрезидентская),
  4. советская,
  5. теократическая.

История возникновения термина

Слово это имеет латинские корни, res – дело, publicus – общественный. Термин ввел Цицерон, который переводил труд Аристотеля о классификации государственных форм и дал наименование «республика» аристотелевскому термину «полития».

Политией (от слова полис) Аристотель называет один из трех «хороших» политических режимов (оставшиеся два — это монархия и аристократия). Было еще три «плохих» — это демократия, олигархия и тирания. Любопытно, что Цицерон перевел на латынь только политию, остальные пять он оставил в греческом варианте.

Вероятно, дело в том, что во времена Цицерона процветала Римская республика, но так тогда называли просто государство, философ решил таким замысловатым способом намекнуть, что Римская республика и есть та самая полития Аристотеля.

Самое интересное, что после Цицерона все переводили термин Аристотеля только так. Вот такая подмена понятий, которая вросла в разные языки мира.

Сейчас все эти трудности перевода стерлись, и слово имеет значение именно формы политического правления государства.

Президентская республика

При такой форме правления основная роль в системе государственных органов принадлежит президенту, который наделен широким кругом полномочий.

  1. Президент является и главой государства, и главой исполнительной власти.
  2. Президент избирается независимо от парламента (что это?):
    1. прямым народным голосованием,
    2. коллегией выборщиков.
  3. Президент самостоятельно формирует правительство. Это его кабинет министров, который не подчиняется парламенту.
  4. Законодательная и исполнительная власть (что это?) жестко разделены, при этом парламент и правительство во главе с президентом взаимозависимы и имеют рычаги влияния друг на друга. По этой причине президентскую республику еще называют дуалистической.

Эта форма политического строя родилась в США в 1789 году и до сих пор не потеряла своей актуальности. В основном она характерна для стран Латинской Америки.

Нужно отметить, что в некоторых случаях президентские республики перерождаются в суперпрезидентские.

Это происходит, когда власть президента становится авторитарной (это как?), принцип разделения законодательной и исполнительной власти носит условный характер, а по факту вся власть в государстве сосредоточена в руках президента и подконтрольных ему ведомств. По своей сути это аналог абсолютной монархии.

Основным маркером такого злокачественного перерождения республики в монархию является либо отсутствие президентских выборов вообще, либо иллюзорные безальтернативные выборы. При этом стирается правило ограничения президентства одного человека по срокам, возникает так называемый феномен «пожизненного президента».

По этому пути идут многие латиноамериканские и африканские страны, на нашем континенте яркие образчики – Туркмения и Беларусь. Ряд политологов вносит в этот список Казахстан.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

Смешанная (полупрезидентская) республика

Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.

Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.

Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.

Примеры смешанных республик — Финляндия, Австрия, Франция и др. Российская Федерация официально также принадлежит к этому типу.

Читайте также:
Место происшествия: что это такое, описание и особенности

Советская республика

Те, кто вырос в СССР, как Отче наш знают все «15 республик – 15 сестер» своей Родины. Этому детей учили начиная с Букваря.

РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия – эти 15 сестер знал наизусть каждый советский ребенок.

Советская республика – это форма государственного правления, характерная для стран социалистического лагеря. Основной орган власти – советы, в разных странах они могут именоваться по-разному (ассамблеи, собрания и проч.).

Один из характерных признаков – это отсутствие разделения власти на исполнительную и законодательную. Такая форма государства громко провозглашает демократические принципы, но фактически это тоталитаризм с формальными выборами народных депутатов и жестким подавлением всякого инакомыслия. Одной из разновидностей можно назвать народно-демократическую республику.

Лучше Маяковского про такие республики и не скажешь:

«Чего кипятитесь?
Обещали и делим поровну:
Одному – бублик, другому дырка от бублика.
Это и есть демократическая республика».

В.В. Маяковский, пьеса «Мистерия-буфф», 1918 г.

Теократическая республика (исламская)

Основной признак такого устройства государства – это придание духовенству статуса полноправной государственной власти.

Теократия сегодня встречается только в исламских странах, поэтому ее также называют исламской республикой. Эта форма правления соединяет традиционный исламский Халифат и признаки современной республики. Пример такого государства – Иран.

Краткое резюме

Несмотря на имеющиеся недостатки, республиканский способ организации государства сегодня явно в приоритете. Из 195 признанных государств 164 являются республиками разных типов.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Республика — самая прогрессивная форма правления и государственного устройства. Только когда органы власти формируются на выборной основе демократия может существовать полноценно.

Много веков потребовалось для того, чтоб достичь такой либеральности в сфере выборного права, ведь еще сто лет назад женщины не могли ни голосовать, ни баллотироваться.

Самая лучшая форма государственного устройства, но только если республика парламентская. А если президентская, то будет прогрессивна только в случае жесткой лимитации президентской власти. Чтобы у президента не было никаких лазеек для самопревращения в диктаторы.

Написано, что Российская Федерация официально смешанная республика, а неофициально она какая по вашему мнению?

Максим: лучшая страна во всем мире. Но это неофициально.

Почитал статью и что-то мне КНДР вспомнилась, это государство является не только республикой, но ещё и демократическим оазисом, если верить аббревиатуре, но, увы, что-то не верится.

Теократическая республика самая жесть. Родился в исламской стране, но захотел стать христианином? — всё, голова с плеч или тюрьма, как минимум.

В стране есть законодательная, исполнительная и судебная ветви, это называется — управа. В Русском языке чётко подметили и назвали два разных случая действия управы: если управа подчинена главе страны, то такое обстоятельство называется — опричнина (опричники); а если управа прежде всего следует законодательству, то такое обстоятельство называется — опричина (опричинцы). Есть страна с опричниной и есть страна с опричиной.

Как капиталистические страны могут быть разными из-за опричины и опричнины, так и социалистические страны могут быть с опричниной и опричиной.

Парламентская республика — характерные черты, признаки и список государств

Парламентская республика — это один из видов республиканской формы правления, характеризующийся тем, что парламент является единственным полновластным органом. Только он может формировать политически ответственное перед ним правительство и обычно выбирает президента, который практически ничего не значит в системе государственного управления и занимает довольно скромное место.

Определение парламентарной республики

Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.

Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.

К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).

Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.

По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.

Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.

В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.

Читайте также:
Сложная вещь: что это такое, описание и особенности

Особенности правления

Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.

Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).

Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.

Также парламент может выражать вотум недоверия лишь с условием, что проект резолюции, который был внесен, содержит несколько пунктов: рассмотрение недоверия действующего главы правительства и предложение о новом кандидате на эту должность. Вердикт выносится одновременно, то есть государство не остается сразу без правительства и премьера.

Список государств

Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

  • В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
  • В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
  • В Океании — Вануату.
  • В США — Доминика.
  • На Африканском континенте — Эфиопия.

    Парламентских государств больше всего в европейской части.

    Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

    Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП. То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.

    Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

  • Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
  • Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
  • Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
  • Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
  • За действия правительства ответственность несет его руководитель.

    Преимущества и недостатки

    Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.

    К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:

  • Этот тип государственной системы дает возможность максимально соблюсти принцип народного представительства в парламенте.
  • Любые инициативы правительства чаще всего полностью поддерживаются парламентом, это позволяет обеспечить стабильную работу власти.
  • Эта система правления объединяет исполнительную и законодательную власть в единую ветвь.

    Но при этой форме государственного правления существуют и определенные недостатки, они отчасти появляются из преимуществ этого устройства системы.

    Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

    Другой значительный недостаток парламентского способа правления — возможность узурпации власти в стране правительством, когда парламент, по большому счету, становится обычной «штамповочной машиной» для создания разных законопроектов.

    К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.

    Германия и Австрия

    Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

    Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.

    Парламент в Австрии называется «ландтаг», а депутаты в правительство также выбираются на срок 4 года. Центральный австрийский орган государства (Федеральные Сборы) в себя включает две палаты: Бундесрат, куда входит 63 депутата, и Национальрат, где находится 184 человека. Помимо того, свой ландтаг есть во всех девяти федеральных регионах страны. Непосредственно в государстве зарегистрировано приблизительно 720 партий, но на сегодняшний день в парламенте Австрии находятся лишь 5 из них.

    Индия и Польша

    Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

    Читайте также:
    Могут ли хозяева расторгнуть договор аренды квартиры?

    В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.

    Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

    Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

    Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.

    Парламентская республика – характерные черты, признаки и список государств

    Определение парламентарной республики

    Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.

    Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.

    К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).

    Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.

    По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.

    Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.

    В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.

    Особенности правления

    Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.

    Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).

    Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.

    Также парламент может выражать вотум недоверия лишь с условием, что проект резолюции, который был внесен, содержит несколько пунктов: рассмотрение недоверия действующего главы правительства и предложение о новом кандидате на эту должность. Вердикт выносится одновременно, то есть государство не остается сразу без правительства и премьера.

    Список государств

    Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

    На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

    1. В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
    2. В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
    3. В Океании — Вануату.
    4. В США — Доминика.
    5. На Африканском континенте — Эфиопия.

    Парламентских государств больше всего в европейской части.

    Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

    Читайте также:
    Казуистическая гипотеза: что это такое, описание и особенности

    Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП. То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.

    Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

    1. Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
    2. Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
    3. Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
    4. Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
    5. За действия правительства ответственность несет его руководитель.

    Преимущества и недостатки

    Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.

    К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:

    1. Этот тип государственной системы дает возможность максимально соблюсти принцип народного представительства в парламенте.
    2. Любые инициативы правительства чаще всего полностью поддерживаются парламентом, это позволяет обеспечить стабильную работу власти.
    3. Эта система правления объединяет исполнительную и законодательную власть в единую ветвь.

    Но при этой форме государственного правления существуют и определенные недостатки, они отчасти появляются из преимуществ этого устройства системы.

    Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

    Другой значительный недостаток парламентского способа правления — возможность узурпации власти в стране правительством, когда парламент, по большому счету, становится обычной «штамповочной машиной» для создания разных законопроектов.

    К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.

    Германия и Австрия

    Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

    Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.

    Парламент в Австрии называется «ландтаг», а депутаты в правительство также выбираются на срок 4 года. Центральный австрийский орган государства (Федеральные Сборы) в себя включает две палаты: Бундесрат, куда входит 63 депутата, и Национальрат, где находится 184 человека. Помимо того, свой ландтаг есть во всех девяти федеральных регионах страны. Непосредственно в государстве зарегистрировано приблизительно 720 партий, но на сегодняшний день в парламенте Австрии находятся лишь 5 из них.

    Индия и Польша

    Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

    В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.

    Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

    Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

    Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.

    Особенности парламентской республики как формы правления

    Парламентская республика как разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Признаки, особенности, достоинства и недостатки парламентской республики.

    Рубрика Политология
    Вид реферат
    Язык русский
    Дата добавления 13.03.2013
    Размер файла 22,8 K
    • посмотреть текст работы
    • скачать работу можно здесь
    • полная информация о работе
    • весь список подобных работ

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Понятие и виды форм правления

    2.Признаки парламентской формы правления

    3. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики

    Список использованной литературы

    Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория науки, это те основы, с помощью которых возможно разобраться в системе органов государственной власти, учрежденной конституцией

    Читайте также:
    Исполнительная дирекция: что это значит

    Республиканская форма правления отличается от монархической тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются три основные разновидности республиканской формы правления: президентская, парламентарная, полупрезидентская, или смешанная республика.

    Как известно, республики существовали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако действительно распространенной республиканская форма правления стала в результате буржуазных революций ХVI-ХVII веков в Европе

    Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

    1. Понятие и виды форм правления

    парламентский республика государственный правление

    Форма государственного правления – это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

    Республика – это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

    Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

    Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

    Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства – президента и правительство – исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

    2. Признаки парламентской формы правления

    Парламентская республика характеризуется рядом признаков, главным из которых является формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства избирается парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной деятельностью и утверждением бюджета наделяется правом контроля за деятельностью правительства, которое практически осуществляет управление страной и выступает главным органом в структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве. В парламентских республиках большие полномочия сосредоточены в руках парламента. Можно назвать четыре главных принципов парламентского правления:

    – парламент избирается гражданами страны и является единственным выборным органом в государстве;

    – парламент формирует правительство. Он подбирает министров для ведения дел в государстве. При этом большинство или все члены кабинета являются и членами парламента, соединяя исполнительную ответственность с законодательной работой;

    – правительство сохраняет свою исполнительную власть до тех пор, пока пользуется доверием парламента, т. е. опирается на большинство голосов в парламенте. Голосованием в парламенте можно отправить в отставку один кабинет и поставить другой. Такая ситуация квалифицируется как падение кабинета. В случаях, когда отсутствие доверия парламента становится очевидным, кабинет сам подает в отставку;

    – управление страной осуществляет правительство. Глава правительства становится фактически правительством государства. При определенных обстоятельствах он может распустить парламент и назначить новые выборы.

    В парламентской республике президент является лишь конституционным главой государства. Правительство и его деятельность выведены из сферы руководства президента. Главой исполнительной власти в парламентской республике является Премьер-министр (в ФРГ и Австрии – канцлер), который и осуществляет правительственную политику. Премьер и его правительство подотчетны парламенту. Конституция Италии (ст.87) гласит: “Президент Республики является Главой государства и представляет национальное единство. “. А в соответствии со ст.95, Председатель Совета Министров руководит “общей политикой и несет за нее ответственность”. Конституционное право Италии как парламентской республики наделяет исполнительной властью главу правительства, а не главу государства – президента. Примерно также решается проблема разграничения полномочий президента и главы правительства в Конституции ФРГ. Статус президента определен в ст.59. Конституции ФРГ: “Федеральный президент осуществляет международно-правовое представительство Федерации”. А согласно ст.62 той же Конституции, “Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров” (ст.62). По этой правовой норме фактически президент не является главой исполнительной власти.

    Аналогичным образом определен статус президента в подавляющем большинстве парламентских республик.

    Несколько нехарактерная для парламентской республики правовая конструкция содержится в Конституции Австрии, статья 19.1 которой гласит: “Высшими органами исполнительной власти являются федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель”. Однако достаточно подробное перечисление Конституцией полномочий президента однозначно показывает, что он является лишь формальной главой исполнительной власти. Такую же нехарактерную ситуацию мы встречаем в ст.26 Конституции Греции, согласно которой “законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом Республики” и “исполнительная власть осуществляется Президентом Республики и правительством”. Однако ст.30 той же Конституции все поставила на свои места, отметив, что “Президент является арбитром институтов республики и избирается Палатой депутатов на пять лет”.

    В целом вся логика организации власти парламентской республики строится на принципе, что президент должен быть арбитром, уравновешивающим ветви государственной власти, как бы стоять над ними. Это положение диктует место президента в системе государственных органов, объем его полномочий, систему выборов, специфику взаимоотношений с другими государственными органами.

    Читайте также:
    Валютный курс: что это такое, описание и особенности

    В парламентской республике полномочия президента очень похожи на полномочия конституционного монарха, то есть в большинстве своем эти полномочия носят символический характер. Однако, в моменты острых политических кризисов (отставка правительства, обострение противоборства между различными политическими группировками и т.д.) роль главы государства резко возрастает, ибо именно он выступает в качестве института, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию ее стабильности.

    Наиболее типичными парламентскими республиками во главе с президентами являются ФРГ, Швейцария, Италия, Ирландия, Венгрия и ряд других стран, а из бывших республик СССР только Латвия избрала парламентскую форму республиканского правления.

    3. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики

    Подобные парламентские системы существуют во многих странах: Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария и т. д. Их многолетний опыт демонстрирует и преимущества, и недостатки парламентского правления. К числу преимуществ относится, во-первых, то, что основной объем власти сконцентрирован в руках одного органа. Для принятия решения в данном случае требуется большинство голосов в парламенте. Здесь нет какого-либо органа или должностного лица, которое могло бы воспрепятствовать решению парламента, наложив на него “вето”. Во-вторых, в парламентской системе хорошо видны пределы ответственности за проводимую политику. Избиратели точно знают, кого им следует винить за неудачи и провалы – всех депутатов, депутатов, составляющих большинство, депутатов от правящей партии и т. д. Это обязывает депутатов выполнять свои предвыборные обещания. В тех системах, где власть “распылена”, дело обстоит иначе. Так, в США, при существовании нескольких независимых органов власти ни один из них не несет окончательной ответственности за проводимую политику: президент может сослаться на конгресс, конгресс – указать на Верховный суд и т. д. В-третьих, парламентское правление поднимает роль выборов в политической жизни общества. Парламент получает свои полномочия непосредственно из рук избирателей, а это значит, что выборы становятся своеобразным “судным днем”, где проверку на доверие народа проходят все кандидаты. Опуская в урну свой избирательный бюллетень, гражданин понимает, что он и только он отдает предпочтение той или иной политической линии. Наконец, в-четвертых, верховенство парламента защищает страну от возможного сосредоточения власти в руках одного человека. Это заставляет обратиться к поискам такой формы правления, которая бы не допустила появления новых диктаторов. Парламентаризм не гарантирует того, что подобное положение не повторится, но все же дает возможность избежать его. При всех преимуществах парламентское правление далеко от совершенства и не является идеалом. В политике такое вообще вряд ли возможно. Вот почему уместно вспомнить о недостатках парламентского правления. Так, в парламентской системе в ущемленном положении находится меньшинство. В президентских республиках меньшинство еще может надеяться, что, проиграв на парламентских выборах, оно возьмет реванш на выборах президента. В парламентской системе оно лишено подобной возможности. И все же наличие недостатков не означает, что от парламентаризма следует отказаться.

    Достоинством парламентарной республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

    Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

    Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами.

    Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.

    Достоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной. Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией.

    Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу – председателю правительства, лидеру партий в парламенте, набравшей наибольше всех голосов.

    Читайте также:
    Как мне развестись и разделить квартиру?

    Следствие такой практики – утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т. е. парламент передает свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет.

    Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.

    Список использованной литературы

    1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. Пособ. – М.: Юрайт-М. 2001.

    2. Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – Мн.: Книжный Дом. 2006.

    3. Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа. 2004.

    4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшун. – 2-е изд. – М.: НОРМА. 2006.

    5.Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Понятие и виды форм правления. Общая характеристика и отличительные признаки парламентской формы управления государством, оценка преимуществ и недостатков республики. Условия и возможности ее практического применения на современном этапе, особенности.

    контрольная работа [29,1 K], добавлен 16.05.2014

    Понятие устройства и организации государственной власти. Истоки и виды монархий. Характерные особенности парламентской и президентской республики. Смешанные формы правления. Признаки и отличия унитарного государства и федерации. Имитация федерализма.

    курсовая работа [226,8 K], добавлен 14.09.2015

    Сущность и содержание республики как формы государственного правления, история ее зарождения и развития в обществе, значение и распространенность на современном этапе. Отличительные особенности республиканского правления, его разновидности и формы.

    презентация [4,6 M], добавлен 05.03.2013

    Формы государственного правления: монархия и республика, критерии деления, основные отличия. Специфика конституционной и абсолютной монархии. Виды республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная (парламентско-президентская).

    реферат [19,6 K], добавлен 16.09.2010

    Общие функции и особенности государства как социально-политического института. Характеристика парламентской, президентской, республиканской и монархической форм правления. Формы государственного устройства. Политические режимы и государственные религии.

    реферат [48,5 K], добавлен 23.11.2015

    Формы государственного управления. Круговое развитие государств по Аристотелю. Абсолютная и конституционная (парламентская) монархия. Отличительные признаки республиканской формы правления. Виды республик. Способ избрания президента и его функции.

    презентация [757,3 K], добавлен 29.11.2013

    Республика как форма правления. Развитие понятия республики в политических учениях Древнего мира и Нового времени. Концепция разделения властей Монтескье и идея народного суверенитета Руссо. Президентские, полупрезидентские и парламентские республики.

    дипломная работа [52,4 K], добавлен 18.02.2011

    Республиканская форма правления

    Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

    Определение понятия республиканская форма правления

    Республиканская форма правления — форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. При такой форме правления главой государства является президент, который избирается народом из числа граждан страны различными способами.

    Признаки республиканской формы правления

    • выборность власти,
    • ограниченность срока действия властных полномочий,
    • зависимость от избирателей.

    Нужна помощь в написании работы?

    Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

    Виды республиканской формы правления

    В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:

    • президентская республика,
    • парламентская республика,
    • смешанная (полупрезидентская) республика.

    Президентская республика

    Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

    Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

    Признаки президентской республики:

    • президент является главой государства;
    • президент избирается путем всенародного голосования;
    • внепарламентский способ избрания правительства. Правительство формирует президент;
    • отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом;
    • отсутствие у президента права роспуска парламента. Однако президент может наложить вето на законы принятые парламентом;
    • наличие у парламента права инициирования процесса отстранения президента от власти (импичмент);
    • жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.

    Парламентская республика

    Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

    Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.

    Признаки парламентской республики:

    • верховенство парламента;
    • глава государства выполняет представительскую роль;
    • парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
    • ответственность правительства перед парламентом;
    • правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
    • наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.

    Смешанная форма или полупрезидентская форма республики

    Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.

    Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

    Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:

    • президент избирается путем народного голосования;
    • президент не является главой исполнительной власти;
    • правительство возглавляет исполнительную власть;
    • правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
    • основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
    • должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
    • решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.
    Читайте также:
    Как получить налоговый вычет при покупке квартиры?

    Нетрадиционные виды республик

    Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.

    В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.

    Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.

    Как составить правильное питание

    Многие люди стремятся к похудению, используя для этого разнообразные способы. Важно придерживаться определенной диеты, чтобы процесс был наиболее эффективным. Правильное питание позволяет быстро сбросить лишние килограммы, но только в том случае, если придерживаться его принципов. Необходимо составить правильное меню, в котором соблюдается баланс белков, жиров и углеводов.

    Какое питание можно назвать правильным

    Правильное питание (иногда его называют здоровым) подразумевает употребление натуральных продуктов, которые приносят организму только пользу. В рацион человека, который собрался питаться по такому принципу, должны входить блюда, в которых насчитывается нужное количество питательных веществ. Речь идет о следующих составляющих:

    • белки;
    • жиры;
    • углеводы;
    • витамины;
    • микроэлементы.

    Необходимо вести их подсчет, чтобы обеспечить суточную норму. Также важно соблюдать и другие правила, которые делают питание правильным. Так, в рацион нельзя включать фастфуд, полуфабрикаты, газированные напитки и прочие вредности. Также рекомендуется ограничить количество соли, исключить жареную пищу, готовить блюда на пару либо варить, тушить, запекать. Принимать пищу следует в одно и то же время.

    Как составить меню на неделю

    Особенность правильного питания заключается в том, что оно не подразумевает соблюдения строгого меню. Его необходимо составлять с учетом особенностей человека, его предпочтений в еде. Главное – соблюдать основные принципы сочетания продуктов. Речь идет о следующих правилах:

    • завтрак должен быть богат углеводами;
    • ужин должен содержать большое количество углеводов;
    • в каждый прием пищи необходимо включать продукты, содержащие клетчатку (овощи, фрукты, отруби);
    • если хочется съесть сладость, то это следует делать только в первой половине дня;
    • важно правильно распределить калории.

    Обычно люди, которые придерживаются правильного питания, составляют меню на неделю вперед, после чего просто готовят блюда в соответствии с ним. Ниже приведен пример такого рациона, в котором уже подобраны необходимые продукты. Конечно, можно вносить изменения, если, к примеру, человек не употребляет какой-либо вид пищи.

    Понедельник

    Подразумевается, что меню правильного питания на день включает пять приемов пищи. Речь идет о завтраке, втором завтраке, обеде, полднике и ужине. В первый день недели можно питаться следующим образом:

    • На завтрак приготовить овсяную кашу. Ее можно дополнить каким-либо фруктом. В качестве напитка рекомендуется использовать чай либо кофе.
    • Второй завтрак может включать сухофрукты и творог. Не стоит гнаться за обезжиренным кисломолочным продуктом, считая, что он наиболее способствует похудению. Это мнение ошибочно. Специалисты рекомендуют есть жирный творог, так как он лучше усваивается.
    • Обед в понедельник может состоять из щей на мясном бульоне и отварной курицы. Обязательно добавить овощи, богатые клетчаткой. В качестве напитка – компот.
    • В полдник можно полакомиться фруктовым салатом и несладкими крекерами.
    • На ужин предлагается приготовить омлет, овощной салат и чай. При правильном питании можно забыть о правиле, которое гласит, что после 18.00 есть нельзя. Но последний прием должен быть не позднее, чем за 2-3 часа до сна.

    Вторник

    Меню второго дня составляется по таким же принципам, что и в понедельник. Завтрак должен быть богат углеводами, но кашу следует приготовить уже другую. Рацион вторника может выглядеть примерно следующим образом:

    • На завтрак предлагается сварить гречневую кашу. Ее можно дополнить овощами и чаем.
    • На второй завтрак можно съесть йогурт и яблоко.
    • Обед всегда состоит из первого и второго блюда. Во вторник можно приготовить в качестве первого гречневый суп, а в качестве второго – рыбные котлеты и картофельное пюре. В качестве напитка – компот, сваренный из сухофруктов.
    • Полдник включает творог, тост и какао.
    • На ужин можно съесть отварное куриное филе с овощами и запить еду чаем.

    Среда

    На завтрак можно есть не только каши. К примеру, хорошим вариантом станет омлет. Именно его и предлагается съесть на третий день. В целом, меню на среду можно составить следующим образом:

    • На завтрак худеющий человек съедает омлет, тосты, салат из овощей. В качестве напитка выбирает чай.
    • Второй завтрак подразумевает употребление йогурта и тостов.
    • На обед можно приготовить рыбный суп и отварную телятину с гарниром из овощей. Про напиток также не стоит забывать, в его роли может выступить натуральный сок.
    • На полдник можно смело есть йогурт и творог.
    • На ужин рекомендуется приготовить мясо и дополнить его гарниром из риса. Также к этому блюду стоит подать овощной салат. В качестве напитка может использоваться чай.

    Четверг

    Один из принципов правильного питания – это разнообразие. Не стоит каждый день употреблять одни и те же блюда. Меню как раз и составляется таким образом, чтобы варианты не повторялись. Это позволяет питаться не только полезно, но и вкусно. Однообразная пища надоедает и не приносит пользы. Поэтому важно позаботиться о разнообразии и заранее приобрести блюда для приготовления блюд из меню. Итак, в четверг рекомендуется питаться по следующей схеме:

    Читайте также:
    Как выйти из общества или сменить участников ООО?

    • На завтрак можно сварить рисовую кашу и приправить ее сухофруктами. В качестве напитка выпить кофе.
    • Второй завтрак может включать банан и кефир.
    • На обед можно приготовить суп с крупой. В качестве второго блюда стоит выбрать запеченную рыбу, дополненную рисовым гарниром. Не лишним будет салат, к примеру, винегрет. Напиток – компот.
    • На полдник специалисты советуют съесть творог со сметаной и сухофруктами.
    • Отличный вариант для ужина – запеченное мясо с овощами. Дополнить его можно питьевым йогуртом.

    Пятница

    Рацион пятницы особо не отличается от всех предыдущих дней, ведь он составляется по таким же принципам. Меню может выглядеть следующим образом:

    • На завтрак человек есть овсяную кашу и фрукты, пьет кофе.
    • На второй завтрак можно употребить галеты, запивая их соком.
    • В качестве первого блюда на обед можно приготовить овощной суп. В роли второго блюда может выступать гуляш с гарниром из запеченного либо отварного картофеля. Также в обед обязательно должен входить овощной салат. Напиток – сок.
    • На полдник рекомендуется съесть фрукты в виде салата и йогурт.
    • Ужин – овощное рагу, ветчина, чай.

    Выходные дни

    Некоторые люди считают, что в выходные дни можно позволить себе отступить от диеты и поесть вредные продукты, которые в другие дни не присутствовали в рационе. Это мнение является ошибочным, так как подобным поступком можно свести на нет всю пользу предыдущего меню. Конечно, можно позволить себе иногда нечто не слишком полезное, но в небольшом количестве. Тяжелую пищу можно употребить в праздники, но никак не каждые выходные.

    Меню на субботу в режиме правильного питания может выглядеть следующим образом:

    • Завтрак включает овсяную кашу и запеченное яблоко. В качестве напитка стоит использовать чай. Важно понимать, что в чай не стоит класть сахар. Если хочется подсластить напиток, то рекомендуется использовать мед.
    • Второй завтрак – йогурт и банан.
    • К обеду можно приготовить куриный суп с овощами. В качестве второго блюда специалисты рекомендуют выбрать рыбу. Салат – винегрет. Напиток – компот.
    • На полдник можно съесть йогурт и дополнить его орехами. Вместо них можно выбрать сухофрукты.
    • На ужин отличным вариантом станет ветчина и овощное рагу. Напиток – чай.

    В воскресенье на завтрак можно побаловать себя творожной запеканкой. Ее следует заправить медом. Также можно съесть тост, запив его чаем. На второй завтрак можно выбрать йогурт и крекеры. Обед состоит из борща, куриной котлеты с гречкой, компота. Прекрасным вариантом для полдника, как обычно, станет творог с добавлением сухофруктов. На ужин рекомендуется съесть отварную телятину и овощной салат.

    Диета при остеохондрозе позвоночника: особенности и показания

    Состояние здоровья любого человека во многом зависит от того, как и чем он питается. Недаром медиками разработан целый ряд диетических столов, назначаемых при определенных типах заболеваний. Остеохондроз позвоночника требует к себе особого внимания.

    Общие сведения об остеохондрозе

    Диета при остеохондрозе позвоночника играет значимую роль

    Остеохондроз начинается с дистрофических изменений межпозвонковых дисков. Затем патологические процессы воспаления и разрушения затрагивают весь позвоночник и часть нейронных сетей, окружающих его.

    Симптомы заболевания многочисленны и разнообразны. Они зависят от степени развития патологии и пораженного отдела:

    1. болевой синдром (боль может отдавать в голову, ребра);
    2. онемение и зябкость конечностей;
    3. головокружения;
    4. покалывание в спине;
    5. сухость кожи;
    6. нарушение потоотделения и др.

    Главной причиной, вызывающей нарушения в строении позвоночника, является неправильно распределенная нагрузка на него. Этому способствуют следующие факторы:

    • неразвитый мышечный корсет;
    • сутулость;
    • малоподвижность;
    • подъем тяжестей;
    • генетическая предрасположенность;
    • нарушение обмена веществ;
    • инфекции;
    • частые стрессы;
    • травмы позвонков и др.

    Остеохондроз позвоночника развивается поэтапно. Всего существует четыре стадии, характеризующиеся определенными признаками. Последняя четвертая стадия – самая тяжелая. На этом этапе люди часто становятся инвалидами.

    Лечение остеохондроза на первой и второй стадиях развития в большинстве случаев заканчивается успешно. Последние стадии заболевания требуют хирургического вмешательства и лишь снизят неприятные ощущения. Хотя выполняя рекомендации специалистов, больной может продлить период ремиссии.

    Профилактика остеохондроза включает физические упражнения, контроль осанки, правильное питание, использование ортопедических матрасов и подушек.

    Влияние диеты на протекание заболевания

    Здоровый позвоночник — здоровые внутренние органы

    До сих пор медики не сошлись в едином мнении, помогает ли специальная диета при остеохондрозе или употребляемые продукты не влияют на протекание заболевания.

    Однако свои особенности в меню людей с больным позвоночником все же есть. Во-первых, рацион должен быть сбалансированным, насыщенным витаминами и полезными минералами.

    Во-вторых, потребление соли должно быть снижено. Данная добавка отрицательно влияет на подвижность хрящевых отделов организма. В-третьих, больному нужно большое количество продуктов, содержащих хондропротекторы (мукополисахариды).

    Так называются вещества, отвечающие за восстановление хрящевых тканей. Высоким содержанием хондропротекторов обладает желатин, поэтом заливное, холодец, различные желе на его основе будут полезны при остеохондрозе. На состоянии хрящевой ткани и костей пагубно сказывается недостаток воды в организме. Для его восполнения необходимо соблюдать питьевой режим.

    Распространено мнение, что в день нужно выпивать 8 стаканов (2 литра) воды. Такой режим возможен для здоровых людей, не имеющих проблем с почками и выводящей системой. Пить нужно достаточно, но объем потребляемой в день жидкости зависит от особенностей организма человека, состояния его здоровья, образа жизни. Пить лучше чистую воду. Соки, чай, кофе, лимонады в этот объем не входят.

    Читайте также:
    Как взыскать с магазина причиненный ущерб?

    Как и при любой другой диете, рацион больного остеохондрозом дробится на 5-6 приемов пищи, которые лучше проводить через равные промежутки времени. Также желательно соблюдать режим приема пищи, принимая ее в одно и то же время.

    Правильное питание — залог здоровья

    Людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата необходимо следить за своим весом. Избыточная масса тела создает дополнительную нагрузку на позвоночник, уже имеющий повреждения.

    Поэтому диета должна быть составлена таким образом, чтобы поддерживать вес больного в норме для его возраста и конституции, а при необходимости способствовать его снижению.

    Во время еды не рекомендуется отвлекаться – разговаривать, читать, смотреть телевизор. Пищу надо тщательно пережевывать. При необходимости можно запивать ее водой. Еда не должна быть очень горячей или холодной.

    Продукты таких температур, поступающие в желудок, плохо усваиваются, что ведет к затруднению пищеварения, запорам. Это, в свою очередь, дает дополнительную нагрузку на позвоночник. Существуют специальные строгие диеты, рациона которых можно придерживаться всего несколько дней, так как они бедны витаминами и минералами.

    Польза этих столов в том, что они помогают вывести излишки солей из организма, обеспечивая сустава большую подвижность. Одной из самых полезных является рисовая диета при остеохондрозе позвоночника.

    Существует много ее вариаций. Польза риса заключается в том, что при его употреблении можно вывести из организма:

    1. лишние соли;
    2. излишки жидкости;
    3. шлаки (за счет чего происходит снижение веса);
    4. токсины, способствующие отравлению организма.

    Рис выступает абсорбентом, впитывая в себя вредные вещества и выводя их наружу с переваренной пищей. Наиболее распространена следующая диета. В шесть стеклянных баночек объемом 0,5 л засыпается по 2 столовые ложки рисовой крупы, которая заливается водой. Баночки накрываются сверху кусками марли, чтобы внутрь не попали пылинки и другой мусор.

    На следующий день с утра из одной банки вода сливается, рис высыпается в кастрюльку и варится в 0,5 л кипящей воды в течение 5 минут. После съеденного на завтрак риса не пьют и не едят в течение 4 часов. В остальных баночках нужно поменять воду на новую.

    В баночку, рис из которой был использован, крупа засыпается снова и заливается водой. При этой диете рекомендуется употреблять настой брусничного листа, чтобы избежать проблем с почками и выделительной системой. Рис в таком порядке употребляется в течение 6 недель.

    Рисовая диета имеет и противопоказания. Ее нельзя применять при наличии хронических почечных заболеваний, во время и после перенесения инфекций различного рода и при запорах.

    Следующий не менее распространенный вид диеты – бессолевая. Сторонники этой диеты считают, что в организм человека с пищей и так поступают достаточно соли. Поэтому нет необходимости добавлять соль в чистом виде. Так как соль является необходимым минералом, рацион бессолевой диеты нужно составить таким образом, чтобы продукты были ею насыщены в достаточном количестве.

    В первое время для получения более насыщенного вкуса блюд можно добавлять чуть больше пряностей, но только не острых. Со временем организм привыкает к несоленому вкусу пищи.

    Однако не всем людям полезна бессолевая диета. Низкое содержание соли в рационе может стать причиной нарушения обмена веществ в организме. Об этом подскажут такие симптомы, как тошнота, головокружения, отсутствие аппетита, слабость в мышцах, снижение артериального давления.

    Не рекомендуется применять бессолевую диету в жаркое время года, так как с потом в этот период и так выходит большое количество солей.

    Запрещенные и разрешенные продукты

    Диета при остеохондрозе позвоночника

    В число обязательных продуктов для больных остеохондрозом входят те, которые содержат много белка:

    • нежирное мясо и рыба;
    • орехи;
    • бобовые культуры;
    • баклажаны.

    Молочные продукты, миндаль, листовой салат содержат много кальция. Минерал усваивается в достаточном объеме только при поступлении в организм витамина D, содержащегося в яйцах, сливочном масле, морской рыбе.

    Сохранить кальций в организме помогает другой минерал – магний. Для его восполнения необходимо употреблять авокадо, орехи, огурцы. Необходимый для костей фосфор содержится в белокочанной капусте, отрубях, горохе. Марганец в больших количествах находится в составе бананов, желтков яиц, мясе кур, орехах.

    Организму необходимы витамины. Для получения витамина А нужно употреблять печень, тыкву, морковь, витамина В – грибы, крупы, морепродукты, С – фрукты.

    Существует ряд продуктов и блюд, от которых следует отказаться:

    1. маринованные, копченые и соленые продукты;
    2. острые приправы;
    3. жареные, жирные блюда;
    4. газированные напитки;
    5. алкоголь;
    6. кондитерские сладости;
    7. сдобная выпечка;
    8. фаст-фуд;
    9. полуфабрикаты.

    Продукты следует подвергать щадящей термической обработке – тушить, отваривать, готовить на пару.

    Диета при остеохондрозе позвоночника позволяет вывести шлаки, соли и избыток жидкости из организма, снизив нагрузку на поврежденные суставы. Рацион больного должен быть насыщен витаминами, микроэлементами, белками. Питаться нужно часто, но понемногу, и пить достаточное количество воды.

    Каким должно быть питание при остеохондрозе, подскажет видео:

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: