Парламентские каникулы: что это такое, описание и особенности

Структура и порядок организации Парламента Франции

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 04.11.2015 2015-11-04

Статья просмотрена: 4424 раза

Библиографическое описание:

Каплунов, А. С. Структура и порядок организации Парламента Франции / А. С. Каплунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22988/ (дата обращения: 21.12.2021).

Конституция Пятой республики провозглашает, что национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Органами, представляющими народ, являются Президент Республики и Парламент, а относительно избрания представителей народа Конституция провозгласила, что голосование может быть прямым и косвенным, в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным (ст. 3).

По своей структуре Парламент состоит из двух палат: Национальное собрание и Сенат. Статья 24 Конституции устанавливает, что депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием, а Сенат — путём косвенного голосования. Также Сенат обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате. Депутаты и сенаторы обладают депутатским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону. Индемнитет также предполагает, что государство должно обеспечивать депутатам их материальные потребности для выполнения ими своих полномочий.

Обособленность верхней и нижней палаты подчёркивается тем, что они заседают в разных зданиях. Так Национальное собрание собирается в Бурбонском дворце. В свою очередь Сенат проводит свои заседания в Люксембургском дворце. Статья 28 Конституции 1958 г. устанавливает режим работы Парламента. Его сессия начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня. Число дней заседаний, которые каждая палата может проводить в течение сессии, не может превышать 120. Дни и часы заседаний определяются каждой палатой. Сенат избирается косвенным голосованием на девять лет, а Национальное собрание — всеобщими выборами на пять лет.

Конституционно-правовой статус парламента Франции и его место в системе государственного строя Республики регулируется положениями отдельных глав Конституции 1958. Так раздел IV «Парламент», охватывающий статьи с 24 по 33, регулирует повседневную работу Парламента, повседневную организацию, вопросы внеочередной сессии, основные гарантии члену Парламент, запрещает императивный мандат. Глава V Конституции 1958 г., содержащая статьи с 34 по 51, закрепляет основы взаимодействия Парламента и Правительства.

Основная задачи и функция Парламента — участие в законотворческом процесс. Статья 34 Конституции 1958 г. констатирует, что законы принимаются Парламентом. Закон может устанавливать нормы в самых разных правоотношениях. Однако высший представительный орган государственной власти Пятой Республики несколько утратил эту роль по сравнению с законодательными органами, предшествующими ему. Ещё Конституция 1946 г. ограничила законодательные полномочия Совета Республики Франция, но сохранила полноту законодательной власти за Национальным собранием. Согласно статье 13 Конституции 1946 г. только Национальное собрание имеет исключительное право принимать законы, которое не может передавать. Создатели Конституции 1958 г. радикально изменили ситуацию и под предлогом оптимизации работы Парламента резко сузил саму область закона и поставили законодательную процедуру в узкие рамки. Теперь Парламент — лишь один из законодателей, делящий эту функцию с иными высшими органами государственной власти.

Сам законодательный процесс проходит в несколько этапов. Первый этап — законодательная инициатива. Она принадлежит Президенту и членам Парламента (статья 39). Однако для инициативы парламентариев созданы многочисленные препятствия юридического и политического характера: их законопроекты не могут вести к увеличению расходов (статья 40), они должны обязательно входить в законодательную область и не противоречить делегированным Правительству полномочиям. Финансовая неприемлемость делает возможным отклонение любого законопроекта парламентария.

На втором этапе происходит обсуждение законодательных текстов. Оно идёт в несколько стадий. Первая стадия начинается в комиссии палаты, куда он был внесён. Однако эта комиссия не может заменить правительственное законопредложение своим текстом, а она может только принять или отклонить его. Но если законопроект написан парламентариями, то комиссия вправе и заменить его собственным, но в таком случае на заседание палаты вносится уже текст, составленный комиссией. Если текст внесён в повестку дня палаты, то его обсуждение начинается с общей дискуссии о характере и цели реформы. Противники принятия законопроекта могут использовать различные способы и методы, чтобы снять текст с обсуждения, либо затянуть его на очень долгий срок. В арсенал юридических средств для таких действий входят заявления о бесполезности закона, неконституционности и неприемлемости текста, предложение об отсылке на новое на новое обсуждение. По требованию Правительства палата большим большинством может отвергнуть все предложение, и таким образом законопроект снимается с повестки дня.

Если текст прошёл эту стадию, то он выносится на техническую дискуссию (вторую стадию), которая ведётся уже по заключению комиссии, отдельно по статьям и разделам текста и прилагаемым к ним поправкам. Палаты обязаны принять текст закона в идентичной редакции. На третьей стадии текст принятого закона может быть направлен в Конституционный совет для проверки на предмет соответствия Конституции Пятой Республики.

На третьем этапе происходит промульгирование закона. Он передаётся Правительству, которое направляет его на подпись главе государства. Согласно статье 10 Конституции 1958 г. Президент промульгиреут закон в течение 15 дней, которые следуют за его принятием. До истечения этого срока Президент может потребовать у Парламента нового обсуждения, в чём ему не может быть отказано. Датой закона считается дата декрета Президента Республики о промульгации.

Теоретически согласно принцип разделения властей парламентские палаты по прежнему автономны, источниками, регулирующими их организацию и порядок деятельности, являются Конституция, органические законы, регламенты палат. Так Конституция 1958 г. устанавливает в своих статьях длительность полномочий председателя Национального собрания (ст. 32), обязанность персонального голосования (ст. 27), допуск членов Правительства на голосования (ст. 31), ход дебатов (ст. 42, ст. 44) и т. д.

Читайте также:
Международная воздушная перевозка: что это значит

Парламент Франции обладает такими полномочиями, как непосредственно законотворчество, контрольная функция, осуществление внешней политики и т. п.

В регламенте Парламента содержатся статьи, определяющие внутреннюю структуру палат, порядок образования и работ парламентских фракций и комиссий, детально определена процедура проведения заседания, прений голосований и т. п. Регламент имеет не только юридическое, но и политическое значение. Посредством парламентских положений урезание полномочий законодательного органа, что в свою очередь может излишне занизить роль Парламента в системе органов государственной власти Французской Республики.

Разделы первые регламентов палат Парламента, воспроизводящие и детализирующие положения Конституции и органических законов, посвящены организации и функционированию Национального собрания и Сената. Вновь избранные и сформированные палаты начинают деятельность с создания своих внутренних органов.

Одним из ключевых и первостепенных органов является бюро палаты. Оно представляет собой коллегиальный руководящий орган. В стать 8 главы III Регламента Национального собрания определяется состав бюро: это председатель, шесть вице-председателей, три квестора и двенадцать секретарей. Часть вторая статьи 9.1 главы III Регламента провозглашает, что председатель Национального собрания избирается на первом заседании палаты тайным голосованием. В статье 10 Регламента определён порядок назначения иных членов бюро. Они избираются в начале каждой легислатуры на заседании, следующем за выборами Председателя. Выборы вице-председателей, квесторов и секретарей проводятся таким образом, чтобы бюро отражало политический состав собрания. Функции бюро определены в главе IV Регламента. Среди них полномочиями, необходимыми для руководства дебатами в собрании, организации и управления всеми службами. Деятельность финансовых и административных служб возложена на квесторов, действующих под высоким руководством бюро. Ни один новый расход не может быть произведен без их предварительного заключения.

Немаловажным является и такой единоличный орган Парламента, как председатель палаты. Согласно Регламенту Национального собрания и Сената председатель избирается на первом заседании, которое до их избрания проходит под руководством старейшего по возрасту члена палаты. Председатель осуществляет общее руководство деятельностью палаты. Однако некоторые особенности имеет должность председатель Сената, так согласно законодательству Франции он подлежит частичному обновлению раз в три года. В статье 32 Конституции 1958 г. сказано, что председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты. Кроме этого на председателя Сената возложены обязанности по временному замещению поста Президента.

В свою очередь согласно статье 16 Регламента Национального собрания его председатель обязан заботиться о внутренней и внешней безопасности Собрания. Он определяет, какие вооруженные силы необходимы для этой цели; эти силы подчиняются его приказам. Также председатели обеих палат вправе назначить трёх членов в Конституционный совет, имеет право обращаться туда с запросом о конституционности какого-либо нормативно-правового акта.

Важнейшую роль как организации работы палат, так и законотворческом процессе играют политические группы (фракции). Депутаты могут образовывать фракции по своим политическим приверженностям; фракция не может состоять менее чем из 30 депутатов (ст. 19.1 Регламента Национального собрания), а Сенате — 15, не считая присоединившихся депутатов. Они проводят свою внутреннюю работу с помощью административного секретариата, порядок комплектования и оплаты которого устанавливают фракции. Парламентарий может входить лишь в одну политическую группу. Политические фракции Сената создаются по результатам каждых выборов в Сенат, то есть раз в 3 года. Главные политические фракции Сената: фракция «Союз за народное движение» (Председатель — Жерар Лонге), Социалистическая фракция (Председатель — Жан-Пьер Бель), фракция коммунистов, республиканцев и гражданского движения (Председатель — Николь Буря Коэн-Сит).

Сама группа создаётся путём подачи в руководство палаты политической декларации, подписанной членами группы с указанием председателя. Цель образования группы — отстаивание и лоббирование интересов той или иной политической партии в Парламенте, участие в формирование комиссий.

Также среди парламентских органов Франции выделяют парламентские комиссии. Задача комиссий — подготовка решений, которые палата принимает на своём пленарном заседании. Именно в комиссии происходит детальное обсуждение законопроекта, рассматривается узкий круг таких вопросов. Зачастую в обсуждении участвуют специалисты с многолетнем опытом работы в сфере, которую и будет регулировать обсуждаемый нормативно-правовой акт. Все парламентские комиссии относят к одной из трёх больших категорий: постоянные, специальные, по расследованию и контролю.

Статья 43 Конституции 1958 г. устанавливает фиксированное количество постоянных комиссий: оно равно шести. Руководство комиссией осуществляет её председатель. Регламент Национального собрания в главе IX, детализируя положения Конституции 1958 г., называет эти комиссии. Среди них комиссия по делам культуры, семьи и социальным проблемам, комиссия по иностранным делам, комиссия по делам национальной обороны и вооруженных сил, комиссия финансов, общих проблем экономики и плана и т. д. Постоянные комитеты Сената создаются на основе пропорционального представительства в их составе представителей всех политических фракций.

Статья 43 Конституции 1958 г. говорит, что законопроекты и законодательные предложения по требованию Правительства или палаты, в которую они внесены, могут передаваться на рассмотрение специально создаваемых по этому поводу комиссий. В части 2 статьи 30.1 главы VIII Регламента Национального собрания сказано, что специальная комиссия, образуемая по требованию Правительства, становится таковой по праву. Национальное собрание может принять решение об образовании специальной комиссии по предложению либо председателя постоянной комиссии, либо председателя фракции. Специальные комиссии состоят из 31 члена, назначаемых на основе пропорционального представительства фракций.

Специальные комиссии — временные органы. Они правомочны работать шесть месяцев. Комиссии по расследованию создаются для сбора информации об определённых фактах и подготовки заключения создавшей их палате, а контрольные комиссии создаются для рассмотрения административного, финансового управления публичных служб или национализированных предприятий и информирования соответствующей палаты.

Читайте также:
Что делать, если ИП неожиданно попал в долги?

Таким образом, именно Парламент Французской Республики и вся его система проделали огромный эволюционный путь. Вопрос о взаимоотношениях Президента, Правительства и Парламента — один из острейших в современной политической остановке этого европейского государства. Тем не менее ни один институт государственной власти Франции не способен подменить собой Парламент, ибо он по сей день остаётся законодательным органом, с мнением которого вынуждены считаться все органы Пятой Республики.

  1. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 665–682.
  2. Афанасьева О.В, Колесников Е. В., Комкова Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 415с. — Гл. 14
  3. Демишель А. Институты и власть во Франции. — Пер. с фр. под редакцией и с послесловием д-ра юр. наук М. А. Крутоголова. — М.: Прогресс, 1985. — 278 с.
  4. Доморацкая Э. И. Маклаков В. В. Государство и экономика во Франции: организационно-правовые аспекты. — М.: Наука, 1990. — 224 с.
  5. Крутоголов М. А. Конституционный совет Франции: организация и правовые аспекты деятельности.. — М.: Наука, 1988. — 290 с.

Парламентская республика – характерные черты, признаки и список государств

Определение парламентарной республики

Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.

Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.

К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).

Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.

По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.

Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.

В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.

Особенности правления

Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.

Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).

Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.

Также парламент может выражать вотум недоверия лишь с условием, что проект резолюции, который был внесен, содержит несколько пунктов: рассмотрение недоверия действующего главы правительства и предложение о новом кандидате на эту должность. Вердикт выносится одновременно, то есть государство не остается сразу без правительства и премьера.

Список государств

Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

  1. В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
  2. В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
  3. В Океании — Вануату.
  4. В США — Доминика.
  5. На Африканском континенте — Эфиопия.

Парламентских государств больше всего в европейской части.

Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП. То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.

Читайте также:
Исполнительная надпись: что это такое, описание и особенности

Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

  1. Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
  2. Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
  3. Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
  4. Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
  5. За действия правительства ответственность несет его руководитель.

Преимущества и недостатки

Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.

К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:

  1. Этот тип государственной системы дает возможность максимально соблюсти принцип народного представительства в парламенте.
  2. Любые инициативы правительства чаще всего полностью поддерживаются парламентом, это позволяет обеспечить стабильную работу власти.
  3. Эта система правления объединяет исполнительную и законодательную власть в единую ветвь.

Но при этой форме государственного правления существуют и определенные недостатки, они отчасти появляются из преимуществ этого устройства системы.

Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

Другой значительный недостаток парламентского способа правления — возможность узурпации власти в стране правительством, когда парламент, по большому счету, становится обычной «штамповочной машиной» для создания разных законопроектов.

К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.

Германия и Австрия

Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.

Парламент в Австрии называется «ландтаг», а депутаты в правительство также выбираются на срок 4 года. Центральный австрийский орган государства (Федеральные Сборы) в себя включает две палаты: Бундесрат, куда входит 63 депутата, и Национальрат, где находится 184 человека. Помимо того, свой ландтаг есть во всех девяти федеральных регионах страны. Непосредственно в государстве зарегистрировано приблизительно 720 партий, но на сегодняшний день в парламенте Австрии находятся лишь 5 из них.

Индия и Польша

Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.

Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.

Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «республика» хорошо знакомо людям во всем мире, это самый распространенный политический режим на Земле.

Парадоксально, но подобная форма государственного устройства существовала задолго до рождения слова, ее называющего.

В этой статье мы узнаем:

  1. Кто же на самом деле придумал термин республика?
  2. Что такое республика?
  3. Какие виды республик представлены в современном обществе?

Определение термина — что такое республика

Республика – это форма государственного устройства, при которой высшие органы государственной власти формируются на выборной основе и избираются на определенный срок. В этом заключается ее центральное отличие от монархии.

Конечно же, это более прогрессивная форма правления, но все же не лишенная своих недостатков, в основном вызванных работой исполнителей воли народа (чиновников). В этом плане мне кажется показательной цитата одного из величайших мыслителей:

«В пользу высоких качеств республики можно было бы привести то самое доказательство, которое Боккаччо приводит в пользу религии: она держится вопреки своим чиновникам».

Республика противостоит монархии, и противостояние это стремительно движется в сторону подтверждения слов свергнутого в 1952 году египетского короля Фарука: «Скоро на свете останутся пять королей: английский и четыре карточных».

Если в начале ХХ века в Европе было всего три республики: Франция, Швейцария и Сан-Марино, то сегодня монархия сохранилась только в 12 государствах, включая Ватикан.

Читайте также:
Информационные ресурсы: что это такое, описание и особенности

Внутри республиканского устройства государств существует несколько видов:

  1. президентская,
  2. парламентская,
  3. смешанная (полупрезидентская),
  4. советская,
  5. теократическая.

История возникновения термина

Слово это имеет латинские корни, res – дело, publicus – общественный. Термин ввел Цицерон, который переводил труд Аристотеля о классификации государственных форм и дал наименование «республика» аристотелевскому термину «полития».

Политией (от слова полис) Аристотель называет один из трех «хороших» политических режимов (оставшиеся два — это монархия и аристократия). Было еще три «плохих» — это демократия, олигархия и тирания. Любопытно, что Цицерон перевел на латынь только политию, остальные пять он оставил в греческом варианте.

Вероятно, дело в том, что во времена Цицерона процветала Римская республика, но так тогда называли просто государство, философ решил таким замысловатым способом намекнуть, что Римская республика и есть та самая полития Аристотеля.

Самое интересное, что после Цицерона все переводили термин Аристотеля только так. Вот такая подмена понятий, которая вросла в разные языки мира.

Сейчас все эти трудности перевода стерлись, и слово имеет значение именно формы политического правления государства.

Президентская республика

При такой форме правления основная роль в системе государственных органов принадлежит президенту, который наделен широким кругом полномочий.

  1. Президент является и главой государства, и главой исполнительной власти.
  2. Президент избирается независимо от парламента (что это?):
    1. прямым народным голосованием,
    2. коллегией выборщиков.
  3. Президент самостоятельно формирует правительство. Это его кабинет министров, который не подчиняется парламенту.
  4. Законодательная и исполнительная власть (что это?) жестко разделены, при этом парламент и правительство во главе с президентом взаимозависимы и имеют рычаги влияния друг на друга. По этой причине президентскую республику еще называют дуалистической.

Эта форма политического строя родилась в США в 1789 году и до сих пор не потеряла своей актуальности. В основном она характерна для стран Латинской Америки.

Нужно отметить, что в некоторых случаях президентские республики перерождаются в суперпрезидентские.

Это происходит, когда власть президента становится авторитарной (это как?), принцип разделения законодательной и исполнительной власти носит условный характер, а по факту вся власть в государстве сосредоточена в руках президента и подконтрольных ему ведомств. По своей сути это аналог абсолютной монархии.

Основным маркером такого злокачественного перерождения республики в монархию является либо отсутствие президентских выборов вообще, либо иллюзорные безальтернативные выборы. При этом стирается правило ограничения президентства одного человека по срокам, возникает так называемый феномен «пожизненного президента».

По этому пути идут многие латиноамериканские и африканские страны, на нашем континенте яркие образчики – Туркмения и Беларусь. Ряд политологов вносит в этот список Казахстан.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

Смешанная (полупрезидентская) республика

Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.

Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.

Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.

Примеры смешанных республик — Финляндия, Австрия, Франция и др. Российская Федерация официально также принадлежит к этому типу.

Советская республика

Те, кто вырос в СССР, как Отче наш знают все «15 республик – 15 сестер» своей Родины. Этому детей учили начиная с Букваря.

РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия – эти 15 сестер знал наизусть каждый советский ребенок.

Советская республика – это форма государственного правления, характерная для стран социалистического лагеря. Основной орган власти – советы, в разных странах они могут именоваться по-разному (ассамблеи, собрания и проч.).

Один из характерных признаков – это отсутствие разделения власти на исполнительную и законодательную. Такая форма государства громко провозглашает демократические принципы, но фактически это тоталитаризм с формальными выборами народных депутатов и жестким подавлением всякого инакомыслия. Одной из разновидностей можно назвать народно-демократическую республику.

Лучше Маяковского про такие республики и не скажешь:

«Чего кипятитесь?
Обещали и делим поровну:
Одному – бублик, другому дырка от бублика.
Это и есть демократическая республика».

В.В. Маяковский, пьеса «Мистерия-буфф», 1918 г.

Теократическая республика (исламская)

Основной признак такого устройства государства – это придание духовенству статуса полноправной государственной власти.

Теократия сегодня встречается только в исламских странах, поэтому ее также называют исламской республикой. Эта форма правления соединяет традиционный исламский Халифат и признаки современной республики. Пример такого государства – Иран.

Краткое резюме

Несмотря на имеющиеся недостатки, республиканский способ организации государства сегодня явно в приоритете. Из 195 признанных государств 164 являются республиками разных типов.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Читайте также:
Денежная система: что это такое, описание и особенности

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Республика — самая прогрессивная форма правления и государственного устройства. Только когда органы власти формируются на выборной основе демократия может существовать полноценно.

Много веков потребовалось для того, чтоб достичь такой либеральности в сфере выборного права, ведь еще сто лет назад женщины не могли ни голосовать, ни баллотироваться.

Самая лучшая форма государственного устройства, но только если республика парламентская. А если президентская, то будет прогрессивна только в случае жесткой лимитации президентской власти. Чтобы у президента не было никаких лазеек для самопревращения в диктаторы.

Написано, что Российская Федерация официально смешанная республика, а неофициально она какая по вашему мнению?

Максим: лучшая страна во всем мире. Но это неофициально.

Почитал статью и что-то мне КНДР вспомнилась, это государство является не только республикой, но ещё и демократическим оазисом, если верить аббревиатуре, но, увы, что-то не верится.

Теократическая республика самая жесть. Родился в исламской стране, но захотел стать христианином? — всё, голова с плеч или тюрьма, как минимум.

В стране есть законодательная, исполнительная и судебная ветви, это называется — управа. В Русском языке чётко подметили и назвали два разных случая действия управы: если управа подчинена главе страны, то такое обстоятельство называется — опричнина (опричники); а если управа прежде всего следует законодательству, то такое обстоятельство называется — опричина (опричинцы). Есть страна с опричниной и есть страна с опричиной.

Как капиталистические страны могут быть разными из-за опричины и опричнины, так и социалистические страны могут быть с опричниной и опричиной.

Структура, состав и внутренняя организация парламента и его палат

Термин “парламент” имеет обобщающее значение. Представительные органы в различных государствах нередко имеют другие названия: “народное собрание” — Албания, Болгария; “государственное собрание” — Эстония, Венгрия; “федеральное собрание” — Россия, Швейцария. Встречаются названия “национальное собрание”, “законодательное собрание”, “законодательная ассамблея”, “палата представителей”, “палата депутатов”. В некоторых государствах парламент имеет сугубо индивидуальное название: “фолькетинг” в Дании, “альтинг” в Исландии, “стортинг” в Норвегии, “рикстаг” в Швеции, “сейм” в Латвии и Литве, “кнессет” в Израиле и Хорватии.
Конституции Австрии, Польши, ФРГ не обозначают обе палаты как единый законодательный орган — парламент.
Одним из определяющих моментов в характеристике парламентов как общего явления и определения особенностей представительных органов отдельных государств является их структура.
Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (закон, как правило, может быть принят при согласии этих трех составных частей). В континентально праве (Германия, Франция) под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. В некоторых странах (Финляндия) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента. Иногда парламентом считается только однопалатный законодательный орган.
Виды парламентов: однопалатные и двухпалатные.
Однопалатные парламенты существуют почти в 70 странах мира (Болгария, Греция, Дания, Израиль, Египет, Новая Зеландия, Португалия, Турция, Венгрия). Они характерны как для небольших государств или государств с авторитарным и тоталитарным политическими режимами, так и для унитарных.
Преимущественно страны мира имеют двухпалатные парламенты (двухпалатность – бикамерализм). Двухпалатность присуща как для федеративных государств, так и для унитарных.
До 2-й мировой войны двухпалатность (бикамерализм) рассматривалась как признак парламентаризма. В послевоенные годы достаточно широкое распространение получили однопалатные парламенты (Греция, Дания, Португалия, Швеция, государства Азии и Африки, Центральной и Восточной Европы). В настоящее время однопалатные парламенты существуют примерно в половине стран Европы. Однако характерно, что в последние годы Польша, Румыния, Словения, Чехия и Хорватия возвратились к двухпалатным парламентам.

В том случае, если отказ верхней палаты согласится с решением нижней палаты может быть преодолен последней, верхняя палата считается слабой (Великобритания, Польша и др.); если без согласия верхней палаты закон не может быть принят, то она является сильной (США, Италия).
Существенное значение для характеристики структуры парламентов играет порядок формирования их палат. Однопалатные парламенты и нижние палаты парламентов формируются в подавляющем большинстве случаев путем всеобщих прямых выборов. В качестве исключения из этого правила можно привести Всекитайское собрание народных представителей, которое избирается собраниями народных представителей автономных областей, провинций, городов центрального подчинения, собраниями военнослужащих. Кроме того, в отдельных государствах часть членов парламента может избираться на косвенных выборах. В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а также для женщин. Существуют и другие исключения.
Срок их полномочий нижних палат и однопалатных парламентов обычно 4 — 5 лет. Палата представителей Конгресса США избирается на 2 года.
В формировании верхних палат наблюдается значительное разнообразие. Наиболее распространенными способами являются следующие:
1. Формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. Наиболее типичные примеры дают Индия, Норвегия и Франция.
Совет штатов Индии формируется следующим образом: 12 членов назначаются президентом, 238 парламентариев избираются выборными членами законодательных собраний штатов по пропорциональной системе, посредством единого непередаваемого голоса, то есть путем двухстепенных выборов.

Стортинг Норвегии избирается по пропорциональной системе без подразделения депутатов парламента по палатам. Затем депутаты избирают из своего состава 1/4 часть своих членов, которые образуют верхнюю палату — лагтинг, остальные 3/4 составляют нижнюю палату — одельстинг.
Сенат Франции формируется посредством дву- и трехстепенных выборов. В выборах участвуют генеральные советники, затем депутаты Национального собрания и региональные советники, и, наконец, делегаты или их заместители, избранные муниципальными советами.
2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат. Типичными примерами является формирование верхних палат парламентов США, Италии и Японии.
Сенат США избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора по мажоритарной системе относительного большинства.
Сенат Итальянской Республики избирается посредством прямых выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, количество мест определяется исходя из численности населения области.
В палату советников в Японии по 46 префектурным округам избирается 150 депутатов, а остальные 100 — от общенационального избирательного округа.
3. Сочетание прямых и косвенных выборов. Например, в Испании часть сенаторов избирается непосредственно гражданами, а часть — представительными органами автономий.
4. Формирование верхних палат посредством назначения. Одним из наиболее показательных в этом отношении является Бундесрат ФРГ, который состоит из членов правительств германских земель, делегируемых этими правительствами. Смена правительства автоматически влечет смену представительства от данной земли.
5. Смешанный порядок формирования, в котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности применяется при формировании сенатов Бельгии и Ирландии.
6. В Великобритании длительное время сохранялся феодальный способ формирования верхней палаты, который в последние годы претерпевает определенные изменения, Закон 1958 года распространил пожизненное пэрство на женщин, а законом 1963 года право занятия мест в палате лордов предоставлено всем шотландским пэрам, которые до этого избирали лордов из своей среды. С 1999 г. началось реформирование Палаты лордов, которое предусматривает существенные изменения порядка ее формирования и сокращение численного состава.
Имеется закономерность между способом формирования верхних палат и объемом их компетенции и правовым статусом. Чем дальше отстоит процесс формирования от электората, тем меньше объем их компетенции.
Организация парламентов в значительной мере зависит от их состава. Численность парламентов часто устанавливается в конституциях. Численность нижних палат практически всегда больше, чем верхних.
Характеризуя общую организацию работы большинства парламентов следует отметить, что они работают сессионно.
Сессия– определенный период времени, когда парламент и его палаты проводят пленарные заседания, рассматривают законопроекты и принимают соответствующие решения.
Виды сессий:
— первая (учредительная) – проводится после формирования состава парламента; решаются организационные вопросы. На первой сессии формируются комитеты и постоянные комиссии, избирается или назначается председатель или руководящий орган, формируется коалиция и определяются приоритетные направления работы в дальнейшем.
— очередная – созывается главой государства (Япония), по решению правительства или главой парламента или руководящим коллегиальным органом на протяжении года проходит две сессии (Бразилия), а также возможно их проведение один раз в год (Великобритания, Египет).
Количество сессий в год и время их проведения решается непосредственно парламентом (Германия) или четко определяются конституцией или регламентом (Италия, США).
В некоторых странах этот вопрос решает глава государства (Япония).
— внеочередная и чрезвычайная сессии – созывается по требования председателя палаты (Италия), а также главы государства (Филиппины), по требованию правительства (Испания, Франция, Япония).
Во время такой сессии решаются вопросы, в связи с которыми она была созвана.
Чрезвычайная сессия обычно созывается в случае введения на территории государства или его части военного или чрезвычайного положения.
Перерывы между заседаниями называют парламентскими каникулами.
Продолжительность сессий в различных странах существенно отличается. Во Франции сессии длятся 80 и 90 дней, в Великобритании — 175 дней, в Португалии — 8 месяцев. Лето для парламентариев — период отпусков.
Сессионные заседания обычно открытые. Закрытые заседания проводятся по решению парламентариев. Квоты для принятия такого решения при этом устанавливаются самые различные.
В двухпалатных парламентах допускается возможность проведения совместных заседаний. Они созываются по самым различным поводам, но, как правило, — это важные вопросы внутренней или международной политики. Кроме того, совместные заседания проводятся с целью ликвидации разногласий между палатами.
Прекращение полномочий парламента происходит по различным основаниям. В обычных условиях парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава парламента, как только он приступит к работе. Досрочный роспуск парламента чаще всего происходит по следующим основаниям: если парламент неоднократно отклонял кандидатуру главы правительства, предложенную президентом (Например, трижды в России); при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок; если он не выразил доверия правительству, которое он же сформировал; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент в течении определенного срока не может начать пленарные заседания и др.
Роспуск однопалатного парламента или нижней палаты может быть ограничен рядом условий: в условиях военного или чрезвычайного положения, в течение определенного времени до окончания срока полномочий парламента или окончания срока полномочий президента и др.
Важнейшими элементами структуры палат парламента являются парламентские фракции, руководящие органы и комиссии. Они своей деятельностью обеспечивают функционирование представительного органа, реализацию его заданий.
Парламентские фракции (группы, клубы) создаются по принципу принадлежности депутатов к той или иной политической партии, блоку партий, имеющих представительство в парламенте. Объединение по иным принципам обычно не допускается, хотя существуют государства, где в парламенте функционируют объединения депутатов на основе региональных, профессиональных и других интересов.
Фракция имеет определенные преимущества: свое помещение в парламенте, право внеочередного выступления и др. Для создания фракции необходимо определенное количество депутатов, различное в разных странах. У фракции имеется свое руководство — председатель. В англосаксонских странах назначаются “кнуты”, в обязанность которых входит обеспечение явки членов фракции на заседания, особенно в дни голосования. Фракции принимают решения о содержании выступлений и о том, как следует голосовать.
Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие фракции.
Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой “теневой кабинет”: Выделенные фракцией лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.
Руководящие органы парламентовбываютиндивидуальные и коллегиальные. В англоговорящих странах, Японии и некоторых других государствах руководство палатами осуществляется их председателями. В однопалатных парламентах и нижних палатах председателя избирают сами депутаты, иногда только на время сессии. Однако реально они остаются на протяжении всего периода работы парламента данного созыва.
В англоговорящих странах председателя парламента называют “спикером”. Полномочия его в разных странах различны. Обычно спикер следит за соблюдением регламента, руководит дебатами, организует исполнение парламентских решений и т.п.
Количественный состав коллегиальных руководящих органов существенно отличается. Как правило, он составляет 3 — 5 человек. В Швейцарии бюро нижней палаты — 10 человек, верхней -5; во Франции соответственно 22 и 25 человек; в Италии — по 16 человек; в президиум Бундестага ФРГ входит 19 человек.
В состав коллегиальных органов кроме председателей и их заместителей могут входить секретари и квесторы. Последние поддерживают порядок в зале заседаний, кулуарах, буфете, обеспечивают подсчет голосов при открытом голосовании.
Роль коллегиального органа в руководстве парламентом достаточно ограничена. Главную ответственность за ведение парламентских дел несет председатель этого органа. Коллегиальные руководящие органы палат парламентов обычно рассматриваются как рабочие органы палат. В большинстве стран эти органы не выполняют политические функции общего характера и ограничиваются внутри парламентскими делами.
Кроме руководящих органов, в парламентах нередко создаются другие коллегиальные структуры, которые также решают сугубо организационные вопросы и, в частности, занимаются парламентской процедурой. Это конференции председателей и т.п. В их состав, кроме руководителей палат, входят председатели постоянных парламентских комиссий (Франция) или руководители фракций (Австрия, Бельгия, Португалия).
Главным элементом внутренней структуры палат парламентов являются комиссииили комитеты. Теоретически их роль сводится, прежде всего, к подготовке вопросов, которые затем рассматриваются на сессионных заседаниях. Однако, зачастую, эти вопросы фактически решаются в комиссиях, а парламенты их затем формально утверждают. Кроме того, важнейшей их функцией является детальное рассмотрение законопроектов.
Комитеты (комиссии) парламентов могут быть постоянными либо временными.
В ряде случаев могут создаваться подкомиссии (подкомитеты).
В подавляющем большинстве случаев комитеты (комиссии) имеют предметно-определенную компетенцию. Их система в известной мере соответствует системе министерств, деятельность которых подконтрольна этим комитетам.
В некоторых случаях палата парламента может принимать решение о преобразовании в комитет всей палаты. При такой ситуации комитет только обсуждает вопросы, но не принимает решения.
Во Франции при проведении закрытых заседаний палата преобразовывается в секретный комитет.
В двухпалатных парламентах комиссии создаются в каждой палате. Наряду с этим существует практика создания объединенных комиссий (комитетов) на паритетных началах.
В случае возникновения разногласий между палатами парламента могут создаваться временные согласительные комитеты.
Еще одной разновидностью парламентских структур являются следственные комиссиииликомитеты по расследованиям. Они расследуют дела, имеющие общественный резонанс.
В большинстве стран депутаты имеют право быть членами двух или нескольких парламентских комиссий. В Норвегии, Франции. Швеции — одной.
Основной принцип формирования комитетов (комиссий) – пропорциональное представительство депутатов от фракций парламента.
Парламент может создавать и другие органы, не входящие во внутреннюю структуру палат. Наиболее распространенными из них являются:
— счетные (контрольные) палаты, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, финансовой и хозяйственной деятельностью;
— омбудсманы (парламентские комиссары) — уполномоченные по правам человека, национальных меньшинств, по охране окружающей среды, по делам вооруженных сил и др.
Аппарат парламента включает три вида органов и лиц:
— вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий — секретариат, библиотека, типография, хозяйственная часть и т.п.;
— консультанты парламента, выполняющие работы по подготовке разовых экспертных заключений;
— личные помощники парламентариев, их референты и секретари.

Читайте также:
Как оставить ребенка со мной при разводе?

Арендные каникулы – что это такое?

В данной статье мы постараемся ответить на вопрос, что это такое – арендные каникулы. Будут подробно рассмотрены такие понятия, как определение термина, содержание, значение и функции брокеров, форма заполнения договора. Также будут упомянуты некоторые советы юристов.

Общие сведения

Многие люди при заключении сделок на рынке недвижимости и в коммерческой сфере деятельности часто сталкиваются с необходимостью оформить арендные каникулы. Что это такое, понимают далеко не все, хотя в современном мире бизнеса это довольно частое явление.

В любом договоре на аренду чего-либо присутствуют как минимум два лица – собственник и тот, кто нанимает. О том, что это такое – арендные каникулы, порой не могут точно ответить оба участника договора. Важно осознавать значимость данного коммерческого термина в договоре, так как он может стать причиной столкновения личных интересов между участвующими лицами.

Определение понятия

Прежде чем приступать к более конкретному рассмотрению понятия арендных каникул, стоит разобраться с их сутью. Если использовать коммерческое определение, то они представляют собой период времени, в течение которого за арендатором сохраняется право занимать помещение, не выплачивая за это денег собственнику. В другом варианте заключения договора величина выплат может снижаться и соответствовать лишь части некоторой базовой величины стоимости.

В большинстве случаев подобную договоренность предлагают при сдаче помещений, пребывающих в состоянии чистовой отделки. На первый взгляд может показаться, что здесь все предельно просто и ясно. Однако появляется множество вопросов, когда договор начинают заключать. Многих интересует, с какой целью субъект хочет получить арендные каникулы, как верно их оформить при создании договора, как это повлияет на прибыль собственника. Именно поэтому важно знать ответ на вопрос о том, что это такое – арендные каникулы.

Трудности при составлении договора

Чаще всего при составлении договора сложности возникают по нескольким причинам. Одной из них является рассмотрение собственником понятия «арендных каникул» как скидки (уступки), предоставляемой нанимателю. Длительность скидки соответствует сроку каникул, указанному в договоре (при условии, что они предусматриваются изначально). Арендаторы видят в данном понятии возможность для владельца реализовать потенциал своего помещения в качестве площади, которая будет сдана в пользование за определенную плату. Однако, говоря объективно, это должно больше интересовать арендатора, чем собственника.

Читайте также:
Место происшествия: что это такое, описание и особенности

Советы юриста

При рассмотрении вопроса о том, что это такое – арендные каникулы, следует помнить о некоторых полезных советах, которые дают юристы на консультациях.

Рекомендации, на которые стоит обратить внимание арендаторам, следующие:

  • Приходя на переговоры, нужно заранее четко прописать на бумаге план, в котором указать тип работ, который будет производиться в помещении. Также следует упомянуть и о сроках их выполнения. Подобные действия позволят усилить обоснованность в необходимости использования каникул.
  • Если интересующее вас помещение – это уже не первый шаг в развитии личного бизнеса (данное здание уже сдавалось другим арендаторам), то желательно поговорить о ремонте внутренней части здания, если таковой необходим. Важно упомянуть о планируемых улучшениях, например, дизайна, что будет выгодно и самому владельцу. Инновации нужно также распланировать и продумать заранее.
  • Если законодательство РФ требует получение лицензии, необходимой для осуществления вашей идеи, то лучше будет дать конкретные ссылки на закон, в котором описывается процесс и сроки ее получения.

Это перечень основных рекомендаций. Если арендатор обладает четкой картиной видения собственного дела, осознает все тонкости процесса и возможные сроки осуществления намеченного плана, а собственник заинтересован в быстрой реализации недвижимости, то договаривающиеся стороны всегда смогут прийти к консенсусу. Немало зависит также и от брокера, услугами которого пользуются наниматель и собственник.

Что говорит закон

Договор об арендных каникулах и аренде не являются критериями законодательства РФ. Другими словами, здесь есть пространство для креативного мышления. Однако самим законодательством не запрещено составлять договор с использованием данных коммерческих понятий.

В юридической форме существует два варианта оформления соглашения. Первый тип сделки базируется на фиксировании условий каникул в договоре аренды. Их нужно прописывать максимально подробно. Второй вариант предусматривает составление дополнительного соглашения об арендных каникулах (помимо основного договора). Не следует забывать и про то, что данное понятие относиться лишь к оплате самой аренды, но не к коммунальным услугам.

О функциях брокеров

На практике в вопросе, что это такое – арендные каникулы, хорошо разбираются квалифицированные брокеры.

Читайте также:
Принудительная реорганизация юридических лиц

Если вы не уверены в собственных силах, можно обратиться за помощью к таким специалистам. Брокер поможет вам сэкономить собственное время на том, что вам не придется детально вникать в каждую тонкость, связанную с решением данного вопроса. Профессиональные брокеры будут иметь сотни решений для возможных проблем и позволят вам получить максимальную выгоду от сделки. Если арендатор решает все сделать самостоятельно, рекомендуется ознакомиться с тонкостями данного процесса в специализированных агентствах.

Причины снижения платежей

Соглашение арендных каникул может предусматривать снижение стоимости выплат. Нередко случается так, что арендатор по ряду некоторых причин не может выплатить денежные средства сразу и в полном объеме, либо он отдает выплату лишь частично. Обратить внимание на недостатки помещения следует до подписания договора. В таком случае их можно использовать как средство для достижения снижения стоимости аренды на законных основаниях. Никогда точно неизвестно, как будет развиваться бизнес. Потому следует готовиться к возможным трудностям заранее и попытаться снизить стоимость платежа аренды. Причинами такого действия могут служить следующие факторы:

  • Потребность в достройке или перепланировке помещения.
  • Проведение ряда отделочных и/или ремонтных работ.
  • Необходимость в проведении оснащения особой техникой, необходимой арендатору.
  • Длительный переезд снимающего помещение лица.

Арендодателю стоит обратить внимание на результативные механизмы привлечения потенциальных клиентов. Одним из таких ходов является поиск арендаторов на этапе, когда фактически помещение еще не готово к сдаче. Другим механизмом является удержание снимающего лица от попытки расторгнуть договор в период ограниченной эксплуатации используемого объекта (например, только его небольшой части, потому что все остальное еще достраивается).

Наличие и параметры

Часто можно встретиться с некомпетентностью в вопросе о том, как прописать арендные каникулы в договоре. Прежде чем приступить к изучению решения данной проблемы, стоит обратить внимание на некоторые детали.

Важно помнить, что наличием каникул и определением их параметров стоит заниматься в процессе обсуждения условий основного договора об аренде. Вопрос о снижении платы за использование помещения может обсуждаться и в процессе его непосредственной эксплуатации, но для этого потребуются основательные причины.

Каникулы представляют собой неотъемлемую часть договора между арендатором и владельцем. Их взаимоотношения основываются на данных, включенных в документ договора. Наличие права о снижении стоимости выплат за съем помещения предусматривается статьей 614 (п. 3) ГК РФ. Обязательным является наличие согласия с обеих сторон.

Различные виды платежей

Статья 606 ГК РФ определяет предоставление аренды как услугу, предполагающую наличие ее возмездности (имеется в виду, что положенная сумма обязательно будет выплачена). И арендующему, и сдающему лицу важно помнить об этом при рассмотрении вопроса о том, как прописать арендные каникулы.

Отсутствие платы может переводить данный процесс под юрисдикцию главы 36 в ГК РФ (о безвозмездном предоставлении площадей). Правильное оформление договора позволит арендатору правомерно обосновать необходимость уменьшения оплаты. Основные варианты снижения стоимости такие:

  • Непосредственное уменьшение суммы оплаты (имеется в виду ежемесячной), которое будет действительным в течении какого-либо длительного срока, например, полугода.
  • Отсрочка оплаты, предполагающая, что по мере истекания срока каникул денежные средства арендатор не будет перечислять владельцу. Однако платежи, «набежавшие» за этот промежуток времени, будут разделены на равные доли и добавлены к основной сумме арендной платы, которая будет перечисляться по окончании каникул.
Читайте также:
Инновационный банк: что это такое, описание и особенности

Положения договора

Рассмотрим, как прописать арендные каникулы в договоре. Образец заявлений можно найти в различных источниках интернета по соответствующему запросу. Давайте разберем самые важные компоненты такого документа.

Образцы соглашений арендных каникул должны включать:

  • Причины, в связи с которыми необходимо их использование.
  • Четко указанные сроки длительности каникул.
  • Конкретные размеры действующей платы за аренду в данный период.
  • Порядок, согласно которому будет осуществляться оплата.

Если арендные каникулы были согласованы и внесены в договор, то вышеупомянутые моменты можно описывать в специальном разделе данного документа. Также вся информация может быть внесена в отдельные пункты, способствующие прояснению различных вопросов по теме.

Образец договора арендных каникул (в случае использования такого соглашения) может включать:

  • Разделы, способствующие конкретизации желаний арендатора и/или собственника.
  • Дополнительные пункты, четко разграничивающие разделы, упомянутые выше.
  • Дополнительный ряд условий, позволяющих раскрыть детали каждого конкретного пункта в договоре.

Налоговый фактор

Снижение общего размера суммы платы за аренду предоставляет возможность съемщику уменьшить налог на прибыль, который зависит от ряда особенностей самого режима налогообложений. На данный вопрос всегда важно обращать внимание, так как его решение позволяет арендующему лицу обосновать потребность в снижении платежа. При отсутствии грамотного и логически обоснованного заключения договора участников сделки могут заподозрить в сговоре, целью которого является уменьшение суммы налога. Арендатор, снижая величину платы за сдачу помещения, также получает возможность уменьшить затраты на налог на прибыль.

Парламентская республика

  • Имитационная демократия
  • Либеральная демократия
  • Представительная демократия
  • Прямая демократия
  • Буржуазная демократия
  • Деспотизм
  • Джамахирия
  • Диархия
  • Военная диктатура
  • Фашистская диктатура
  • Диктатура пролетариата
  • Нацистская диктатура
  • Идеократия
  • Изократия
  • Клептократия
  • Коммуна
  • Коммунизм
  • Корпоратократия
  • Критархия
  • Критократия
  • Марионеточное государство
  • Матриархат
  • Меритократия
  • Милитократия
  • Абсолютная монархия
  • Самодержавие
  • Всемирная монархия
  • Выборная монархия
  • Конституционная монархия
    • Дуалистическая монархия
    • Парламентарная монархия
  • Сословно-представительная монархия
  • Феодальная монархия
  • Вотчинная монархия
  • Раннефеодальная монархия
  • Ханство (каганат)
  • Царизм
  • Ноократия
  • Однопартийная система
  • Олигархия
  • Охлократия
  • Народная республика
  • Парламентская республика
  • Президентская республика
  • Смешанная республика
  • Советская республика

Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Полномочия парламента

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Глава государства

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрасигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. [источник не указан 1303 дня] Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Парламентская Республика Происхождение, характеристики

Парламентская республика это тип правительства, в котором законодательная власть ложится на парламент. В этой системе есть президент, который занимает должность главы государства. Эта цифра избирается демократическим путем либо народом, либо самим парламентом..

В отличие от президентской республики, глава государства парламентских систем не имеет или не имеет реальных полномочий, помимо полномочий по представительству или посредничеству. Во главе правительства стоит премьер-министр, хотя деноминация может варьироваться.

Читайте также:
Принудительная реорганизация юридических лиц

Большинство парламентских республик происходят из государств, в которых ранее была монархия. Это перешло от абсолютного к парламентскому и оттуда стало республикой из-за различных исторических обстоятельств.

Основное различие в отношении парламентской монархии, в которой законодательная власть принадлежит парламенту, а премьер-министру является фигура главы государства..

В то время как в монархиях это король, который вступает в должность по наследству, в республиках он является избранным президентом.

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Парламентаризм
    • 1.2 Франция
    • 1.3 Пропавшие монархии
    • 1.4 Новые штаты
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Правительство
    • 2.2 Президент
    • 2.3 Премьер-министр
  • 3 Различия с парламентской монархией
  • 4 Ссылки

источник

парламентаризм

Парламентаризм как система правления восходит к Древней Греции, хотя он не похож на то, что сейчас считается таковым..

Например, в Афинах все свободные граждане (только мужчины, которые не были рабами) были членами парламента и могли голосовать по предложениям о политических действиях.

Римляне также практиковали этот тип правительства. В республиканскую эпоху система формально напоминала парламентскую республику, хотя, учитывая то, как были избраны сенаторы, ее можно считать лишь отдаленным предшественником..

В остальной части Европы кортесы королевства Леон считаются первым случаем парламентского правления, в данном случае в монархии.

Это была форма, принятая многими правительствами в средние века, хотя у короля были почти все политические атрибуты, а парламенты были ниже его полномочий.

В Англии после войны 1640 года между королем Карлом I и его парламентом была внедрена система, в которой последний фактически взял на себя большую часть законодательных и административных прерогатив..

Франция

Большинство парламентских республик происходит от эволюции монархии того же типа в республику. Его появление не было однородным процессом, но зависело от обстоятельств каждой страны.

Франция была одной из первых, в которой появился этот режим правления. Когда Наполеон III потерял власть в 1870 году после франко-прусской войны, страна стала республикой. Она называлась Третьей Республикой и имела некоторые изменения по сравнению с предыдущими.

Основным отличием была потеря функций президентского деятеля, одна из характеристик парламентских республик. Таким образом, именно Палата осуществляла королевскую власть, которая оставалась до Второй мировой войны и последующего вторжения нацистов..

Когда война закончилась, Франция пережила очень нестабильные периоды. Наконец, систему, существующую сегодня в стране, можно назвать Президентской Республикой, как и в Соединенных Штатах, поскольку президентская фигура обладает широкими полномочиями..

Пропавшие монархии

Одним из наиболее частых источников парламентских республик является исчезновение старой монархии и ее замена этой системой..

Это было обычно после двух мировых войн. В некоторых европейских странах, таких как Италия, Турция или Греция, поддержка монархов потерянным державам привела к другой форме правления.

Когда этим монархам пришлось покинуть трон, произошла смена политической системы, когда в стране управляли избранные президенты и парламенты..

Новые штаты

Часть стран, которые достигли независимости на протяжении всего двадцатого века, особенно те, которые принадлежат Содружеству, напрямую перешли к самоуправлению с системой парламентской республики.

То же самое произошло, когда коммунистический блок исчез в Восточной Европе. Хотя до Второй мировой войны большинство из них были монархиями, когда они получили демократию, почти все выбрали республику.

черты

правительство

Основной характеристикой этого типа правительства является то, что президент республики не является главой правительства.

Это, однако, глава государства, но их функции обычно являются репрезентативными или, как в Италии или Германии, отвечают за посредничество в некоторых деликатных вопросах.

В данном случае именно премьер-министр возглавляет действия правительства, а парламент, который его назначает, осуществляет контроль над правительством и законодательной властью..

Именно в этом парламенте происходит максимальная политическая активность. У него есть последнее слово во время выборов президента, которое обычно по предложению премьер-министра.

президент

Как указывалось выше, функции президента как главы государства довольно скудны.

Несмотря на то, что в некоторых законодательных актах его подписание необходимо для вступления в силу парламентских соглашений или предложений правительства, на практике это всего лишь простой формализм.

В некоторых странах он отвечает за роспуск парламента и проведение новых выборов, хотя, опять же, они обычно являются полностью автоматическими актами по требованию премьер-министра..

Премьер-министр

Это ключевая фигура в структуре системы Парламентской Республики. Он является главой исполнительной власти и, как правило, избирается самим парламентом..

Одной из функций премьер-министра является выдвижение кандидата в президенты, что должно быть одобрено парламентской палатой..

Различия с парламентской монархией

Основное различие между Республикой и Монархией, когда они являются парламентскими, состоит в том, кто держит главу государства.

В первом случае это демократически избранный президент, прямо или косвенно. Напротив, в монархиях этот штаб занят королем, в наследственном положении.

Что касается прерогатив, обычно между этими двумя системами нет различий. Монархи парламентских систем выполняют только репрезентативную работу, хотя они должны подписывать законы, исходящие от правительств..

Лишь изредка, очень редко могут происходить столкновения между королем и парламентом..

Например, в Бельгии несколько лет назад монарх отрекся от престола на несколько часов, чтобы не подписывать подготовленный правительством проект закона об абортах..

После одобрения он возобновил работу. Эти расхождения обычно не приводятся в республиках, так как президент может быть смещен.

Некоторые из монархий этого типа – британские, испанские или северные страны в северной Европе..

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: