Парламентские слушания: что это такое, описание и особенности

Глава 6. Парламентские слушания

В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания.

На парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 132-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 757; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 1041–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1544).

1. Информация о теме парламентских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за десять дней до начала парламентских слушаний.

2. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями Государственной Думы, которыми организуются эти слушания.

1. Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

1 1 . Обращение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан направляется для предварительного рассмотрения в Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 1041–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1544; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2017 года № 2344–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 42, ст. 6107).

2. Вопрос о проведении парламентских слушаний вносится для рассмотрения на заседание Совета Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

3. Парламентские слушания проводятся в городе Москве в зданиях Государственной Думы или других федеральных органов государственной власти по согласованию с ними (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 132-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 757).

4. Организация и проведение парламентских слушаний возлагается Советом Государственной Думы на соответствующие комитет, комиссию, а также на соответствующие подразделения Аппарата Государственной Думы. Комитеты и комиссии Государственной Думы могут совместно организовывать парламентские слушания.

5. Финансирование парламентских слушаний, проведение которых требует дополнительных расходов, осуществляется на основании решения Совета Государственной Думы и распоряжения Председателя Государственной Думы.

1. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 октября 1998 года № 3149-II ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 44, ст. 5441).

2. Совет Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы, организующих проведение парламентских слушаний, может принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний. При проведении закрытых парламентских слушаний действуют правила, установленные частями шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой статьи 37 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 4 декабря 1998 года № 3324-II ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 52, ст. 6348).

3. Президент Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых парламентских слушаниях (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

1. Парламентские слушания ведет Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы либо по их поручению председатель или заместитель председателя соответствующих комитета, комиссии Государственной Думы.

2. Председательствующий на парламентских слушаниях предоставляет слово для выступления депутатам Государственной Думы и приглашенным лицам, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.

1. Дату и порядок проведения парламентских слушаний устанавливает Совет Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы исходя из характера обсуждаемых вопросов (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 132-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 757; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

Читайте также:
Международные межправительственные организации: что это значит

2. (Часть вторая утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 132-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 757.)

3. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение.

4. Проведение парламентских слушаний в периоды между сессиями Государственной Думы и периоды работы депутатов Государственной Думы с избирателями не допускается (часть четвертая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 132-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 757).

1. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии Государственной Думы продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица.

2. Все приглашенные лица выступают на парламентских слушаниях только с разрешения председательствующего.

1. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов Государственной Думы и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.

2. Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход парламентских слушаний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий на парламентских слушаниях может удалить нарушителей из зала заседаний.

Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации парламентских слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в парламентских слушаниях депутатов Государственной Думы.

1. Парламентские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол парламентских слушаний подписывается председательствующим на парламентских слушаниях. Копии отредактированных стенограмм, рекомендаций и другие материалы парламентских слушаний в десятидневный срок со дня проведения данных слушаний передаются комитетом, комиссией, организовавшими проведение парламентских слушаний, в Парламентскую библиотеку. Библиотека обеспечивает читателям гарантированный доступ к материалам парламентских слушаний в читальном зале (абзац введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2002 года № 3389-III ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 51, ст. 5043).

2. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут быть опубликованы, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы. Рекомендации парламентских слушаний по проектам государственных программ Российской Федерации, в том числе федеральных целевых программ, проекту основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации и проекту бюджетного прогноза (проекту изменений бюджетного прогноза) Российской Федерации на долгосрочный период в случае проведения таких парламентских слушаний направляются в Правительство Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

3. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также государственных органов, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях.

Парламентские слушания. Парламентские расследования

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ — организационно-правовая форма обсуждения в парламенте с привлечением представителей общественности особо значимых вопросов — концепции законов, международных договоров, подлежащих ратификации, и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят П.с. Порядок проведения П.с. определяется Регламентом палаты. Так, П.с. в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палат в пределах их полномочий, комиссий, создаваемых в соответствии с Регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации, а также по инициативе не менее чем десяти членов Совета Федерации. В Государственной Думе П.с. проводятся по инициативе Совета палаты, комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе. Организация и проведение П.с. возлагаются на соответствующие комитеты, комиссии палаты. Комитеты и комиссии палаты могут организовывать совместные П.с. Согласно Регламенту Государственной Думы на П.с. могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; направленные в Государственную Думу рекомендательные, законодательные и иные правовые акты Межпарламентской ассамблеи и др. межпарламентских организаций СНГ, включающих в себя делегацию Федерального Собрания; другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Парламентская практика дополнила этот перечень обсуждением в комитетах действия соответствующего федерального закона. Согласно Регламенту палаты по результатам парламентских слушаний, проводимых в палате, могут быть приняты мотивированные заключения по обсуждаемому вопросу и рекомендации, которые принимаются путем одобрения большинством членов (депутатов) палаты, принявших участие в слушаниях. П.с. протоколируются и стенографируются. Протокол П.с. подписывается председательствующим. Рекомендации открытых П.с. могут публиковаться в печати. Рекомендации закрытых П.с. предназначаются только для депутатов палаты и представителей государственных органов, принимающих участие в П.с.

Читайте также:
Как вернуть переплату по кредиту?

Состав лиц, приглашенных на П.с, определяется комитетами, комиссиями палаты, которыми организуются эти слушания. П.с, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Однако последние не допускаются на закрытые П.с, где обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ — высшая форма (средство) парламентского контроля, главным образом за исполнительной властью, представляющая собой реализацию права парламента создавать специальные комиссии для расследования преступлений, имеющих особую общественную значимость. П.р. можно рассматривать как специфическую разновидность конституционных юридических производств. Однако П.р. принципиально отлично от расследования по уголовному делу, осуществляемого специализированными правоохранительными структурами, в присущих ему формах и с использованием специфических средств (задержание, обыск, опознание и т.п.). Проводя П.р., парламент не принимает решений, имеющих уголовно-правовое или иное юридическое значение. Он лишь констатирует имевшие место нарушения закона, а при необходимости и по собственному усмотрению вправе передать материалы расследования органам прокуратуры или в иные компетентные органы государства. Последние обязаны исследовать такие материалы и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и провести по нему расследование.

Как один из способов осуществления парламентского контроля П.р. регламентами палат Федерального Собрания РФ прямо не предусмотрено. Российское парламентское право по этому поводу не содержит каких-либо указаний. В то же время возможность палат создавать временные комиссии для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах в некоторой степени восполняет этот пробел.

Обоснованным представляется предложение о том, чтобы наделить Совет Федерации и Государственную Думу правом создавать специальные комиссии для проведения П.р. При этом явка в такие комиссии и представление документов должны быть обязательными, равно как и решения комиссии.

Парламентские слушания: понятие и порядок проведения. Парламентские расследования: понятие и порядок проведения. Парламентский контроль: субъекты и формы.

Парламентские слушания — организационная форма обсуждения парламентом особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства с привлечением должностных лиц, экспертов и общественности.

В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.

Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, его заместителя, комитетов палаты в пределах их полномочий или группы членов палаты численностью не менее 10 человек.

Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.

Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты, комиссии палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания.

Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями палаты, которыми организуются эти слушания.

Так, в парламентских слушаниях по проблемам реформы местного самоуправления в Российской Федерации, состоявшихся в Государственной Думе 14–16 марта 1991 г. по инициативе Комитета по вопросам местного самоуправления, приняли участие представители органов и союзов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, Администрации Президента Российской Федерации, судебных органов, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, научных и учебных учреждений.

Предметом рассмотрения стал практически весь круг проблем реформы местного самоуправления, которые требуется решить на основе действующей Конституции Российской Федерации.

Конструктивный разговор, состоявшийся на парламентских слушаниях, определил место и значение местного самоуправления в демократическом обществе, обнаружив глубину и спорность нерешенных проблем. Слушания еще раз показали отстраненность от проблем реформы местного самоуправления многих федеральных и региональных органов государственной власти, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Комитет по вопросам местного самоуправления принял к сведению оценки, рекомендации и предложения участников слушаний и выразил намерение учесть эти оценки, рекомендации и предложения при разработке законов о местном самоуправлении.

Информация по итогам слушаний была направлена в комитеты палат Федерального Собрания, Администрацию Президента, Правительство России, федеральные министерства и ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы и союзы местного самоуправления.*

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Совет Государственной Думы по предложению комитета, комиссии палаты, организующих проведение парламентских слушаний, может принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний. В Совете Федерации этот вопрос решают сами комитеты и комиссии, организующие проведение парламентских слушаний. На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

Читайте также:
Как выселить жильца из неприватизированной квартиры?

Согласно Регламенту Совета Федерации, его члены, а также полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых парламентских слушаниях. Регламент Государственной Думы предоставляет такое право Президенту Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе, Председателю Совета Федерации, членам Совета Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, полномочному представителю Правительства в Государственной Думе, членам Правительства, членам Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателю Счетной палаты, его заместителям и аудиторам Счетной палаты, Уполномоченному по правам человека, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Представители средств массовой информации и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются.

Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем слово предоставляется представителю комитета, комиссии для заявления по обсуждаемому вопросу, после чего слово для выступления предоставляется приглашенным лицам и участвующим в слушаниях депутатам.

Продолжительность парламентских слушаний определяет комитет, комиссия палаты, исходя из характера обсуждаемых вопросов.

После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов (членов) палаты и других присутствующих и ответы на них.

По результатам парламентских слушаний, проводимых в Совете Федерации, могут быть приняты мотивированное заключение по обсуждаемому вопросу, рекомендации и иные документы путем одобрения большинством членов Совета Федерации, принявших в них участие.

В Регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу путем одобрения их большинством принявших участие в слушаниях депутатов Государственной Думы.

Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться в печати. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов (членов) соответствующих палат и представителей государственных органов, которые принимаю участие в этих парламентских слушаниях.

Парламентское расследование — форма и способ парламентского контроля, предусмотренная законодательством ряда стран. Право парламента на проведение такого расследования осуществляется через создание палатами специализированных комиссий парламента по расследованию преступлений особой общественной значимости.

Формально и содержательно парламентское расследование значительно отличается от расследования, проводимого уполномоченными на то органами государства. Парламент в ходе расследования не может принимать решений, имеющих уголовно-правовые последствия, а может лишь констатировать нарушения закона и передать материалы компетентным структурам, которые обязаны их рассмотреть и в случае необходимости провести уже полноценное расследование

В России институт парламентского расследования введён федеральным законом N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 декабря 2005. Предмет парламентского расследования, согласно этому закону, ограничен грубым или массовым нарушением конституционных прав и свобод и обстоятельствами, связанными с природными и техногенными катастрофами. При этом прямо оговаривается, что парламентскому расследованию не может подвергаться деятельность президента России[2].

Первое парламентское расследование планировалось провести по делу о конфликте в Сагре. Тогда Совет Федерации поручил сенаторам от Свердловской области Росселю и Чернецкому начать сбор необходимых материалов, однако вскоре большая часть подозреваемых была задержана, и парламентское расследование не потребовалось.

О возможном инициировании парламентского расследования в связи с фальсификациями на думских выборах 2011 заявляют лидеры оппозиционных партий Справедливая Россия, КПРФ и ЛДПР Сергей Миронов, Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский.

К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:

1) палаты Федерального Собрания Российской Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума);

2) комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации;

3) парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

4) члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.

2. Счетная палата Российской Федерации, являющаяся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации, участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”.

Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:

1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

2) проведение палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

3) заслушивание Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе ответов на вопросы, поставленные Государственной Думой;

4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;

5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”;

Читайте также:
Может ли бывший муж разделить мой дом?

7) направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов;

8) направление членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы запросов членов Совета Федерации, запросов депутатов Государственной Думы (далее – депутатский запрос);

9) заслушивание на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации информации членов Правительства Российской Федерации, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответов указанных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы в рамках “правительственного часа”, а также заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;

11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

12) осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”;

13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

15) направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;

16) приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

17) проведение парламентских слушаний;

18) проведение парламентских расследований.

76. КПС членов СФ и ГД. Парламентский иммунитет: содержание и пределы.

Конституционно-правовой статус члена СФ и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ (ст. 97 и 98) и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. (в редакции от 5 июля 1999 г.) «О статусе члена СФ и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Членом СФ является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом.

Неприкосновенность (пар-тский иммунитет). Важнейшей гарантией осуществления членом СФ, депутатом Государственной Думы своих полномочий является их неприкосновенность в течение всего срока полномочий. Неприкосновенность означает, что член СФ, депутат Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления); подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые членом СФ, депутатом Государственной Думы жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 20 февраля 1996 г. * указал, что пар-тский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации депутатских полномочий, выполнении депутатских обязанностей). Неприкосновенность пар-тария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности.

В отношении действий по осуществлению депутатской деятельности (деятельности в качестве члена СФ), совершенных депутатом Государственной Думы, членом СФ, они не могут без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), допросу, личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей).

В отношении действий, не связанных с осуществлением полномочий депутата Государственной Думы, члена СФ, указанные лица могут быть без согласия соответствующей палаты привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также подвергнуты допросу. Иные действия, перечисленные в ст. 98 Конституции РФ (задержание, арест, обыск, личный досмотр), не могут быть произведены без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ и соответствующей палате Федерального Собрания. Если дело возбуждено или производство начато в отношении действий члена СФ, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий. Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена СФ, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Вопрос о лишении члена СФ, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания в соответствии со своим регламентом. Палата принимает по данному представлению мотивированное решение, о котором в течение трех дней извещает Генерального прокурора РФ. Отказ палаты дать согласие на лишение члена СФ, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу и влекущим прекращение такого дела. Решение о прекращении дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

Читайте также:
Статутное право: что это такое, описание и особенности

В случае возбуждения дела или начала производства в отношении действий члена СФ, депутата Государственной Думы, не связанных с осуществлением ими своих полномочий. Генеральный прокурор РФ в любое время до передачи дела в суд направляет в соответствующую палату представление о даче согласия на передачу дела в суд.

Частью пар-тского иммунитета является также «свидетельский иммунитет» – право отказа члена СФ, депутата Государственной Думы от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Закон о статусе члена СФ и депутата Государственной Думы также устанавливает широкий круг социальных, финансовых и организационных гарантий деятельности членов СФ и депутатов Государственной Думы.

77. Понятие и стадии законотворческого процесса. Внесение проектов в ГД (законодательная инициатива) и их прдеварительное рассмотрение. Анализ решения КС по делу о регламенте Правительства.

Законы принимаются палатами ФС в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе – совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность ФС.

ЗП включает в себя:

Обязательные стадии ЗП:

· Рассмотрение законопроектов и принятие законов ГД

· Рассмотрение СФ законов, принятых ГД.

· Подписание и опубликование законов Президентом.

· Рассмотрение законов в согласительной комиссии

Парламентские слушания – форма обсуждения в палатах значимых вопросов с привлечением общественности.

Вопросы, выносимые на парламентские слушания, могут быть различными, но в пределах компетенции палат.

По результатам парламентских слушаний могут быть приняты мотивированные заключения по обсуждаемому вопросу, рекомендации или иные документы.

В ходе парламентских слушаний контроль реализуется, как правило, в таких сферах, как исполнение бюджета, ход приватизации, внешняя политика, применение ранее принятых законов и т.п.

О предстоящих парл. слушаниях заинтересованные лица, общественность и сми должны быть оповещены не позднее, чем за 10 дней до даты проведения слушаний.

По общему правилу, парл.слушания являются открытыми для СМИ. Однако, по решению ответственного за проведение слушаний комитета или комиссии, парламентские слушания могут быть объявлены закрытыми в целях обеспечения государственной безопасности, сохранения государственной тайны и т.д. На закрытые парламентские слушания представители общественности и средств массовой информации не допускаются.

На парл.слушаниях председательствует либо председатель комитета (или комиссии), который организует парл. слушания, либо его заместитель (на слушаниях в Совете Федерации председательствовать может также Председатель этой палаты, либо его заместитель). Председ-й ведет парламентские слушания, предоставляет слово, следит за регламентом выступлений и порядком в зале, где проводятся слушания.

Парл. слушания открываются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует присутствующих о существе обсуждаемого вопроса, порядке проведения слушаний, составе приглашенных лиц. Затем, слово предоставляется основному докладчику (его выступление длится 20-30 минут), после чего, всем присутствующим предлагается задать докладчику вопросы и кратко высказаться по теме парл. слушаний. Во время парл. слушаний ведутся протокол и стенограмма, которые подписываются председательствующим на слушаниях.

Слабой стороной парламентских слушаний является то, что по сложившейся практике весьма небольшое число депутатов ГД и членов СФ посещают слушания. По итогам парламентских слушаний, депутаты, принявшие участие в них, вправе принять рекомендации, хотя могут и воздержатся от этого. В любом случае, такой документ имеет только моральную силу и юридически никак не связывает палату парламента.

Парламентское расследование — форма и способ парламентского контроля, предусмотренная законодательством ряда стран. Право парламента на проведение такого расследования осуществляется через создание палатами специализированных комиссий парламента по расследованию преступлений особой общественной значимости.

В России институт парламентского расследования введён федеральным законом N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 декабря 2005. Предмет парламентского расследования, согласно этому закону, ограничен грубым или массовым нарушением конституционных прав и свобод и обстоятельствами, связанными с природными и техногенными катастрофами. При этом прямо оговаривается, что парламентскому расследованию не может подвергаться деятельность президента России.

«Правительственный час» – форма работы палат парламента, посредством которой осуществляется их взаимодействие с другими государственными органами.

Парламентарии заслушивают членов Правительства РФ и иных должностных лиц, задают вопросы и по итогам принимают соответствующие решения. Текущей формой работы представительных органов является деятельность комитетов и комиссий, а в Государственной Думе – работа депутатских объединений.

Проводится в первый день очередного заседания СФ, причем на заседание палаты могут быть приглашены не более двух членов Правительства.

Инициатору предварительно заданного вопроса предоставляется возможность выступить в течение не более пяти минут по существу дела после ответа члена Правительства. В случае невозможности присутствия на заседании палаты член Правительства информирует об этом Председателя СФ не менее чем за сутки до начала заседания, предназначенного для проведения «правительственного часа». В этом случае, член правительства обязан дать письм.ответы или предложить должностное лицо, которое может прибыть на заседание палаты для дачи ответа вместо него. Если члены СФ не удовлетворены письменными ответами или ответами должностного лица, замещающего члена Правительства, решением палаты тот же член Правительства может быть повторно приглашен на заседание СФ для разъяснений по существу заданных вопросов.

Читайте также:
Основания исполнения наказаний: что это значит

По итогам ответов, член Правительства на вопросы членов СФ палата может принять решение:

– об обращении к Президенту РФ или к Правительству РФ;

– о рекомендации Правительству РФ;

– о поручении Счетной палате РФ;

– о поручении комитету (комиссии) Совета Федерации;

– о принятии сообщения члена Правительства РФ к сведению.

По инициативе комитетов, комиссий, депутатских объединений в помещениях ГД, не закрепленных за комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями, а также в парламентском центре могут проводиться совещания, “круглые столы”, семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью палаты. Аналогичные мероприятия проводятся и в СФ. На заседаниях предусматриваются доклад, содоклад, заключительное слово, выступления в прениях, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания и, кроме того, предложение, справка, информация, заявление, обращение.

На заседаниях палат ведутся протоколы и стенограммы, которые после подписей председательствующего на заседании палаты подлежат официальному опубликованию (кроме стенограмм закрытых заседаний). В ГД заседания проходят в среду и пятницу. Заседания СФ проводятся в соответствии с определенным графиком.

Специфическими формами контроля парламента являются:

К вопросу о понятии и признаках парламентских слушаний Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свистунова Людмила Юрьевна

Основную исследовательскую стратегию статьи можно представить как раскрытие сущности парламентских слушаний, как организационно-правовую форму деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации. В центре внимания находятся признаки парламентских слушаний, на основе анализа которых предложено понятие парламентских слушаний.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Свистунова Людмила Юрьевна

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и признаках парламентских слушаний»

Свистунова Людмила Юрьевна

старший преподаватель кафедры государственного и международного права Кубанского государственного аграрного университета (тел.: 89181384662)

К вопросу о понятии и признаках парламентских слушаний

Основную исследовательскую стратегию статьи можно представить как раскрытие сущности парламентских слушаний, как организационно-правовую форму деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации. В центре внимания находятся признаки парламентских слушаний, на основе анализа которых предложено понятие парламентских слушаний.

The main exploratory strategy of the article possible to present as opening to essence of the parliamentary listening, as organizing-legal form to activity legislative (representative) organ state authorities to the Russian Federation. Are they In the highlight found signs of the parliamentary listening, on base of the analysis which is offered notion of the parliamentary listening.

Ключевые слова: парламент, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, формы деятельности парламента.

Key words: рагМатеп^ legislative (representative) organs subject to the RF, the forms to activity of the parliament.

овершенствование и развитие го-

Ссударственных органов законодательной власти на современном этапе происходит под влиянием различных факторов, в числе которых называются: активизация законотворческого процесса с целью создания достойной правовой системы государства, совершенствование принципов взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней и другие. Приоритетность направлений, по которым развивается деятельность законодательных органов в государстве предопределена тем, что результатом этой деятельности становятся законы. Следовательно, она должна быть не только четко регламентирована на всех этапах ее осуществления, но и эффективно организована, т.е. необходимо нормативно урегулировать все возможные формы данной деятельности в целях достижения конечного результата – принятия качественных нормативных актов и создания четкой, непротиворечивой системы законодательства в нашем государстве. Формой деятельности государственного органа рассматривают “внешние постоянно и типизировано фиксируемые выражения практической деятельности государственных органов” [1, с. 229].

Организационные формы деятельности законодательных (представительных) органов госу-

дарственной власти занимают важное место в характеристике работы этих органов. Они подчинены осуществлению законодательными органами их задач, функций и полномочий. При определении понятия организационной формы следует исходить из того, что в законодательном органе выполняются различные виды работы как депутатами индивидуально или совместно, так и с привлечением других субъектов. Каждая организационная форма отличается относительной самостоятельностью и обособленностью, одновременно являясь фрагментом общей организации деятельности законодательного органа. Устойчивость и стабильность организационных форм деятельности достигается путем их закрепления в нормах права, тем самым они приобретают статус организационно-правовых форм деятельности законодательного (представительного) органа.

Все организационные формы подразделяются в зависимости от их роли и значения в реализации компетенции законодательного (представительного) органа. В большинстве парламентов одни из них связаны с решением вопросов общей компетенции (это в первую очередь сессии как основная организационно-правовая форма), другие применяются в рамках осуществления отдельных функций или направлений деятельности (постоянные комитеты, фракции законодательного органа).

Читайте также:
Неформальная экономика: что это такое, описание и особенности

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2012 № 1 (SB)

Система организационно-правовых форм призвана обеспечить правильное распределение ресурсов, имеющихся в распоряжении представительного органа, широкое использование опыта и знаний депутатов, работников аппарата и привлекаемых специалистов – ученых и практических работников. Кроме того, она направлена на то, чтобы в каждый конкретный период деятельности сосредоточить внимание законодательного (представительного) органа на главном, не упуская из вида всего объема работы, обеспечить разумное сочетание коллегиальности в решении вопросов, относящихся к полномочиям органа в целом, с индивидуальной деятельностью каждого его звена, каждого элемента, включенного в данный процесс. В силу вышесказанного система организационно-правовых форм должна охватывать весь спектр необходимых действий, направленных на реализацию задач и функций органа.

Организационно-правовые формы деятельности представительного органа производны от его функций, и во многом определяются содержанием его многогранной работы. Они носят конкретно-исторический характер, поскольку приспособлены к выполнению задач и функций, стоящих перед представительным органом государственной власти на каждом этапе его развития. Именно поэтому при коренной перестройке государственного аппарата, основанной на принципе разделения властей, были восприняты все наиболее эффективные и целесообразные формы деятельности как отечественных Советов так и представительных органов государственной власти зарубежных стран. Необходимо заметить, что изменение задач и функций представительных (законодательных) органов неизбежно сказывается на используемых ими организационно-правовых формах работы,обусловливая необходимость соответствующей модификации и совершенствования последних.

Одной из законодательно закрепленных организационно-правовых форм деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти являются парламентские слушания. Их значение и статусные характеристики обусловлены принципами деятельности парламента, такими как: коллегиальность, самостоятельность, профессионализм депутатов, разграничение предметов ведения и полномочий. И таковыми они закрепляются в нормативно-правовых актах различной юридической силы.

Анализируя понятие и признаки парламентских слушаний невозможно не показать их соотношение и взаимосвязь с деятельностью законодательного (представительного) органа в це-

лом. Представляется, что изучение парламентских слушаний как организационно – правовой формы деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти необходимо производить с учетом качественных характеристик парламента. В их числе назовем, прежде всего, конституционно-правовое закрепление статуса органа как выражение сущности парламентаризма: его представительный характер, т.е. его формирование населением государства в соответствии с нормами избирательного права; функционирование на постоянной основе в режиме принципов разделения властей, бикамерализма (при двухпалатной структуре), механизма “сдержек и противовесов”; коллегиальность и профессионализм деятельности депутатов. Перечисленные сущностные признаки парламентаризма предопределяют юридическую природу парламентских слушаний, технологии их проведения, позволяют показать их значение и результативность, обеспечивают качество правового регулирования анализируемой организационно-правовой формы.

В научной юридической литературе практически не встречается комплексная, завершенная дефиниция парламентских слушаний как организационно-правовой формы деятельности парламента. Определения, представленные учеными, затрагивают лишь некоторые сущностные элементы в правовой природе слушаний. В частности, С.А. Авакьян в монографии “Федеральное Собрание РФ – парламент России” называет парламентские слушания “формой работы российского парламента, в ходе которой обсуждаются вопросы с привлечением специалистов и других заинтересованных лиц” [2].

Т.Я. Хабриева под парламентскими слушаниями понимает форму обсуждения в палатах актуальных и значимых вопросов с привлечением общественности [3, с. 154].

Применительно к субъектам Российской Федерации Т.Я. Хабриева называет парламентские слушания формой взаимодействия их законодательных (представительских) органов с общественностью; на которые выносятся законопроекты, требующие публичного обсуждения [4, с. 191].

В представленных дефинициях авторами предложены такие признаки слушаний, как их публичный характер и значимость вопросов, становившихся предметом обсуждения. Но этого оказывается недостаточно, поэтому И.В. Гранкин, определяя слушания как “широко распространенную форму депутатской деятельности” по вопросам своего ведения, возможность проведения которых предусмотрено ст. 101, ч.3 Консти-

туции Российской Федерации [5], выделяет еще один необходимый признак: ограничение предмета слушаний вопросами ведения и полномочий законодательного (представительного) органа. Он вытекает из принципа разделения властей, при котором орган не может выходить в своих действиях и решениях за пределы предоставленной компетенции. Однако в ее границах орган самостоятельно устанавливает формы реализации тех или иных вопросов, поэтому парламентские слушания могут быть задействованы избирательно, затрагивая любые аспекты общественной и государственной жизни в рамках закрепленных Конституцией Российской Федерации (ст. 102-103) вопросов ведения Федерального Собрания Российской Федерации.

РН. Мирсаев определяет парламентские слушания как составную часть парламентского права, чем подчеркивает важное место слушаний как правового института конституционного права. По его мнению, они “представляют собой эффективную форму обсуждения в парламенте актуальных и наиболее значимых вопросов с привлечением специалистов и широкой общественности. Они могут быть посвящены концепции законопроекта, международному договору, подлежащему ратификации, контролю исполнения законодательного акта, но каких-либо обязывающих решений парламентские слушания давать не в праве” [6, с. 33-36]. Определение, предлагаемое РН. Мирсаевым, заслуживает внимания, поскольку в нем впервые выделены контрольные функции и рекомендательный характер итогов слушаний как обязательные признаки.

Анализ приведенных формулировок свидетельствует о том, что одни авторы определяют парламентские слушания как форму обсуждения различных вопросов работы парламента с участием общественности (Т.Я. Хабриева, В.А. Купин, РН. Мирсаев). Другая группа ученых называет парламентские слушания формой работы парламента, депутатов, формой деятельности. И уж тем более все представленные определения слушаний не формируют комплексного образа парламентских слушаний как организационно-правовой формы деятельности законодательного (представительного) органа в Российской Федерации. Они лишь позволяют определить некоторые признаки данной самостоятельной формы работы парламента: самостоятельность слушаний как организационно-правовой формы деятельности законодательного органа; публичный характер проведения слушаний; общественная или государственная значимость и важность вопросов, являющихся предметом обсуждения; ог-

Читайте также:
Международный валютный фонд: что это

раничение предмета слушаний вопросами ведения законодательного (представительного) органа; обязательность принятия итоговых документов (рекомендаций) и их рекомендательный характер.

Анализ теоретических позиций о парламентских слушаниях позволяет выделить следующие аспекты в их теоретической характеристике как организационно-правовой формы деятельности законодательного (представительного) органа: деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти в условиях построения правового государства предполагает нормативное закрепление и реальное существование на практике системы организационно-правовых форм, позволяющих реализовывать вопросы, входящие в предметы ведения и полномочия органа.

парламентские слушания должны быть закреплены как одна из основных организационно-правовых форм деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти федерального и регионального уровней; также представляется, что в нормативном закреплении нуждаются признаки и основные функции парламентских слушаний;

они могут проводиться исключительно по вопросам ведения законодательного органа, закрепленным в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации;

следует также четко регламентировать основную цель организации и проведения парламентских слушаний – публичное обсуждение, всестороннее и полное изучение узких, специальных вопросов, требующих нормативного закрепления.

в нормах права должна быть закреплена процедура назначения и проведения парламентских слушаний, как нормами законов, так и регламентами представительных органов государственной власти.

Существование парламентских слушаний предопределено необходимостью реализовывать функции законодательных (представительных) органов государственной власти, обусловленные их сущностью, и осуществлять полномочия, предоставленные им Конституциями, уставами. В свою очередь, самостоятельность парламентских слушаний как организационно-правовой формы работы парламента конкретно проявляется в их функциях и принципах, на которых осуществляется их организация и проведение.

Таким образом, мы предлагаем определить парламентские слушания как самостоятельную

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2012 № 1 (38)

организационно-правовую форму деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Российской Федерации, заключающуюся в коллективном, основанном на объективных позициях ученых, должностных лиц и практических работников, обсуждении значимых вопросов государственной и общественной жизни государства в целом и отдельных регионов в целях повышения эффективности деятельности законодательного органа и реализации вопросов его компетенции.

1. Советское государственное строительство и право: курс лекций. М.: Мысль, 1982. С. 229.

2. Авакьян С.А. Федеральное Собрание РФ парламент России. М.: “Российский Юридический Издательский Дом”, 1999 г.

3. Парламентское право России: Учебное пособие / под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: “ЮРИСТЪ”, 2003. С. 154.

4. Парламентское право России. Учебное пособие под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: “ЮРИСТЪ” 2003. С. 191.

5. Гранкин И.В. Парламент России/И.В. Гранкин. М.: Изд-во гуманитар. лит., 1999. С.

6. Мирсаев Р.Н. Роль парламентских слуша-

ний в развитии парламентаризма / Р.Н. Мир-саев // Становление парламентаризма в Республике Башкортостан: Проблемы и решения: V респ. Обществ.-полит. чтения, посвящ. 9-й годовщине принятия Декларации о гос. суверенитете Респ. Башкортостан. Уфа, 1999. C. 33-36: ВЭГУ.

1. Soviet state construction and right: course of lectures. M.: Thought, 1982. P. 229.

2. Avakyan S.A. Federal Meeting of the Russian Federation parliament of Russia. M.: “Russian Legal Publishing House”, 1999.

3. Parliamentary right of Russia. The manual under the editorship of T.Ya. Habriyeva. M.: “LAWYER”2003. P. 154.

4. Parliamentary right of Russia. The manual under the editorship of T.Ya.Habriyeva.M.: “LAWYER” 2003-s. 191.

5. Grankin I.V. Russia /I.Vparliament. Grankin. M.: Publishing house guman/lit., 1999. P. 202.

6. Mirsayev R. N. A role of parliamentary hearings in parliamentarism/rouble development N. Mirsayev/ /parliamentarism Formation in the Republic of Bashkortostan: Problems and decisions: V rep. Societies. – it is watered. readings, nocea^. to the 9th anniversary of adoption of the Declaration on the state. sovereignty Resp. Bashkortostan. Ufa, 1999. p. 33-36: VEGU.

Где проведут отпуск парламентарии?

От российской глубинки до Северного полюса — депутаты и сенаторы выбирают активный отдых на Родине

В этом году весенняя сессия для российских парламентариев стала одной из самых продолжительных и напряжённых. Тем желаннее для них предстоящий отдых. «Парламентская газета» выяснила, как проведут каникулы депутаты и сенаторы: кому из них предстоит насладиться свободным временем по максимуму, а кого в скором времени ждёт работа.

На байке из Москвы в Ижевск

Как и в прошлом году, члены Совета Федерации собираются провести отпуск, путешествуя по стране. Чаще всего конечной точкой маршрута сенаторы называли Крым. На полуострове, кстати, планирует отдохнуть и спикер палаты регионов Валентина Матвиенко.

Сенатор Елена Мизулина рассказала «Парламентской газете», что в отпуске будет наслаждаться русской природой и красотой российских городов.

«Заряжаться энергией для грядущих рабочих будней этим летом мы будем в Тихвине, Новгороде, посетим Санкт-Петербург, — пояснила она. — Давно с мужем мечтаем посетить Дивеево — одно из красивейших сел в Нижегородской области с удивительной и богатой историей».

Полуэкстремальными назвал свои будущие парламентские каникулы председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Сенатор планирует в одиночку проехать на мотоцикле от Москвы до Удмуртии за три дня.

Читайте также:
Кабальная грамота: что это такое, описание и особенности

«Там, под городом Воткинском, который является родиной великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и крылатых ракет СС-20, находятся могилы моих дедушки и бабушки, — сказал он «Парламентской газете» — У меня есть потребность в таких паломничествах, которые предпочитаю совершать именно в одиночестве и именно на байке, которым увлекаюсь очень давно. В прошлом году таким же образом ездил на могилы предков в Костромскую область».

А в середине августа Константин Косачев с другими коллегами-сенаторами отправится на самую северную точку планеты.

«Мы получили приглашение от Росатома, и с 13 по 23 августа на самом крупном в мире ледоколе «50 лет Победы» пойдём на Северный полюс», — пояснил он.

Рабочие выходные

«Кто-то, наверное, какое-то время выделит для того, чтобы отдохнуть, — сказал 21 июля на закрытии весенней сессии председатель Госдумы Вячеслав Володин. – Насколько я знаю, большинство едут в Крым, в Сочи, в Краснодарский край, едут к себе домой. Необязательно нужно ехать за границу».

По словам спикера, у политиков отпуска, по сути, и не бывает: депутатам нужно использовать его для общения с избирателями. Такого же мнения придерживается и руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский.

«Отдохнуть летом депутатам никогда не удаётся, по крайней мере, депутатам ЛДПР, — подчеркнул он. — Выборы в сентябре каждый год, всё лето — это подготовка к ним. Депутаты разъезжаются в свои регионы, встречаются с избирателями уже с первых дней парламентских каникул. Что касается меня, то для отдыха времени совсем нет: у нас множество приглашений на разные городские праздники и мероприятия, встречи с гражданами, эфиры, управление избирательной кампанией — огромный вал работы».

Не собирается отдыхать и многолетний оппонент и соперник Жириновского по парламентским и президентским выборам Геннадий Зюганов.

Отвечая на вопрос, как он будет отдыхать летом, глава КПРФ сообщил, что отпуска у него не предполагается, равно как и у всех членов партии, которые будут готовиться к сентябрьским выборам.

«Энтузиазма и светлых идей у нас много, а потому и работы много. Будем работать с населением, оно повернулось лицом к нам. Вся команда будет трудиться по регионам и решать эти задачи», — сказал депутат.

Руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев в конце региональной недели по приглашению министра обороны примет участие в церемонии открытия международной военно-спортивной игры «Танковый биатлон».

«В дальнейшем буду совмещать отдых с работой, а вторую половину августа планирую провести в санатории в Минеральных водах», — рассказал он «Парламентской газете».

А вот руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов в своём рабочем расписании нашёл место для короткого отдыха. Хотя отдыхом это назвать сложно.

«Проведу недельный отпуск на Чукотке в экстремальной экспедиции по местам стоянок исследователей Севера XVII-XVIII веков, — поделился политик своими планами на лето. — Европа для меня закрыта, Штаты закрыты. Но вот она — шестая часть суши, везде уникальные места, свои красоты. Причём я не люблю хоженые маршруты, люблю бывать там, где нога человека не ступала очень давно. И геологическое прошлое даёт о себе знать — мне нужны трудности, палатка, вечерний костёр».

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко сообщил «Парламентской газете», что в отпуске он продолжит работать — у него уже запланировано несколько встреч с избирателями.

«От добра добра не ищут. Мой округ — Северо-Западный — самый экологически чистый в Москве, и отпуск я буду проводить там», — отметил он.

Как рассказал «Парламентской газете» депутат Николай Валуев, в его рабочем графике на ближайшее время значится участие в мероприятиях в Брянске, Смоленской, Владимирской областях и ещё четырёх субъектах Федерации.

«На отдых, хорошо, если останется хотя бы полторы недели августа, — полагает он. — Это время я побуду дома в Санкт-Петербурге. Если с погодой повезёт, и в конце августа мы дождёмся, наконец, в Питере лета, то обязательно выберемся на природу. Постараемся съездить на рыбалку, сходить за грибами, покататься на катере, пароходе, посетить Валаам».

Депутат Виталий Милонов тоже планирует провести свой короткий отпуск вместе с семьёй.

«Также я обязательно постараюсь съездить в Горловку в Донецкой области и в Бейрут. В Горловку езжу давным давно, у меня там масса друзей», — рассказал он.

«Я этим летом буду отдыхать в Судаке, — поделилась она планами с «Парламентской газетой». — Я уже много лет себе не изменяю в этом смысле. Езжу туда более 10 лет, так как очень люблю крымское побережье. Я бы назвала себя приверженцем одних и тех же мест.

А вот трёхкратная Олимпийская чемпионка, зампред Комитета Госдумы по международным делам Ирина Роднина к планированию отпуска ещё даже не приступала.

«В нашей стране очень много мест, где можно хорошо отдохнуть. Но пока я отпуск не планировала. Часть августа посвящу работе, потому что идёт предвыборная кампания. К тому же я курирую проект «Детский спорт», мероприятия запланированы и на август, и на начало сентября», — посетовала на плотный график именитая фигуристка.

Читайте также:
Неформальные группы: что это такое, описание и особенности

Согласно распорядку работы Госдумы, депутаты вернутся к своей профессиональной деятельности уже 29 августа — на эту дату запланировано начало осенней сессии. Период с 29 августа по 10 сентября они посвятят работе с избирателями, а с 11 сентября начнутся пленарные заседания палаты и работа комитетов.

В свою очередь, Совет Федерации возобновит свою деятельность позже. Для сенаторов каникулы продлятся до конца сентября, когда состоится первое заседание осенней сессии.

Юридический словарь

– промежутки между парламентскими сессиями; используются депутатами для отдыха и работы с избирателями в своих округах.

Смотреть значение Парламентские Каникулы в других словарях

Каникулы — каникул, ед. нет (латин. canicula). Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или праздничное время. Летние каникулы. Студенты разъезжаются на каникулы не раньше середины июня.
Толковый словарь Ушакова

Каникулы Мн. — 1. Перерыв в занятиях, предоставляемый для отдыха (обычно в учебных заведениях).
Толковый словарь Ефремовой

Каникулы — -кул; мн. [от лат. Canicula – Сириус, звезда, утренний восход которой приходится на жаркое время года] Перерыв занятий в учебных заведениях, предоставляемый учащимся для отдыха.
Толковый словарь Кузнецова

Прения Парламентские — – одна из форм деятельности парламента, представляющая собой обсуждение депутатами законопроектов или проектов резолюций на пленарном заседании парламента или его отдельной палаты.
Политический словарь

Банковские Каникулы 1933 Г. — BANK HOLIDAY OF 1933Президент Франклин Д. Рузвельт (Franklin D. Roosevelt) обнародовал Президентские послания № 2039, от 6 марта 1933 г., и № 2040, от 9 марта 1933 г. (Presidential Proclamations) о временной приостановке.
Экономический словарь

Каникулы Налоговые — установленный законом
срок, в течение которого определенная
группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного
налога.
Экономический словарь

Каникулы, Налоговые — – установленный законом
срок, в течение которого та или иная
группа предприятий или фирм освобождаются от уплаты того или иного
налога.
Экономический словарь

Налоговые Каникулы — – определенный
период времени, в течение которого
плательщику предоставляется
льгота в виде освобождения от уплаты
налога.
Экономический словарь

Парламентские Вопросы — – одна из форм контроля парламента над деятельностью правительства в парламентарных государствах. П.в. могут быть заданы депутатами письменно и устно. Регламент парламента.
Экономический словарь

Парламентские Каникулы — – промежутки между парламентскими сессиями; используются депутатами для отдыха и работы с избирателями в своих округах.
Экономический словарь

Парламентские Комиссии — – вспомогательные органы, создаваемые парламентами (в каждой из палат или совместно обеими палатами – объединенные П.к.). Важнейшую роль играют законодательные П.к., на.
Экономический словарь

Парламентские Прения (дебаты) — – одна из форм деятельности парламента, представляющая собой обсуждение депутатами законопроектов или проектов Проводятся в порядке, устанавливаемом регламентом парламента.
Экономический словарь

Парламентские Слушания — – одна из форм деятельности парламента, представляющая собой заслушивание мнений членов парламента, государственных и общественных деятелей, а т.ж. экспертов по конкретному.
Экономический словарь

Парламентские Чтения (чтения Законопроекта) — – последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или его палате. В разных парламентах число чтений колеблется от одного до четырех. Наиболее.
Экономический словарь

Tax Holiday (“налоговые Каникулы”) — В некоторых странах период, в течение которого компания освобождается от уплаты корпорационного налога или налога на прибыль (либо платит налоги лишь с части прибыли).
Экономический словарь

Каникулы — У всех, кто учится, особое отношение к этому слову, которое восходит к латинскому canicula – “собачка” и к выражению dies caniculares, буквальное значение которого “собачьи дни”.
Этимологический словарь Крылова

Каникулы — (польск. kanikula – от лат. caniculares – период наиболее жаркихдней в году), 1) перерывы в занятиях в учебных заведениях в течениеучебного года. 2) В некоторых странах – перерыв в работе парламента.
Большой энциклопедический словарь

Комиссии Парламентские — органы, создаваемые парламентом или его палатамидля выработки законов, принятия решений и т. д.
Большой энциклопедический словарь

Каникулы — — период наиболее жарких дней в году — перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года. Перерыв в работе парламента.
Исторический словарь

Комиссии Парламентские — – органы, создаваемые парламентом или его палатами для выработки законов, проектов решений и др. Могут быть постоянными и временными.
Исторический словарь

Парламентские Огораживания — см. в ст. Огораживания.
Советская историческая энциклопедия

КАНИКУЛЫ — КАНИКУЛЫ, -ул. Перерыв в занятиях (в учебных заведениях; в нек-рых странах – также в работе парламента) на праздничное или летнее время. Учащиеся распущены на к. Парламентские.
Толковый словарь Ожегова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: