Парламентский запрос: что это такое, описание и особенности

ЗАПРОС ПАРЛАМЕНТСКИЙ

ЗАПРОС ПАРЛАМЕНТСКИЙ – фор­ма пар­ла­мент­ско­го кон­тро­ля за дея­тель­но­стью ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, пред­став­ляю­щая со­бой об­ра­ще­ние пар­ла­мен­та­рия (груп­пы пар­ла­мен­та­ри­ев) к пра­ви­тель­ст­ву, его гла­ве или чле­ну, ино­гда к ино­му пуб­лич­но-вла­ст­но­му ор­га­ну или его ру­ко­во­ди­те­лю с тре­бо­ва­ни­ем дать ин­фор­ма­цию по ост­ро­му по­ли­тическому во­про­су или объ­яс­нить при­чи­ны сво­их дей­ст­вий (без­дей­ст­вия) в свя­зи с какими-либо со­бы­тия­ми в жиз­ни стра­ны.

Парламентский запрос сле­ду­ет от­ли­чать от во­про­са пар­ла­мен­та­рия, ко­то­рый пре­сле­ду­ет цель по­лу­чить ин­фор­ма­цию по какому-либо де­лу, ин­те­ре­сую­ще­му дан­но­го пар­ла­мен­та­рия или его из­би­ра­те­лей, и от­вет на ко­то­рый мо­жет быть пре­дель­но крат­ким: «да» или «нет».

Парламентский запрос, бу­ду­чи под­дер­жан па­ла­той пар­ла­мен­та, вклю­ча­ет­ся в её по­ве­ст­ку дня с ус­та­нов­ле­ни­ем сро­ка для от­ве­та. За от­ве­том мо­жет по­сле­до­вать об­су­ж­де­ние пред­ме­та парламентского запроса в па­ла­те, ко­то­рое в го­су­дар­ст­вах с пар­ла­мен­тар­ной или сме­шан­ной фор­мой прав­ле­ния мо­жет за­вер­шить­ся го­ло­со­ва­ни­ем до­ве­рия пра­ви­тель­ст­ву, его гла­ве или чле­ну. В не­ко­то­рых стра­нах парламентские запросы име­ну­ют­ся ин­тер­пел­ля­ция­ми. Они мо­гут быть письменными и уст­ны­ми. В Гер­ма­нии парламентский запрос име­ну­ет­ся боль­шим за­про­сом в от­ли­чие от ма­ло­го за­про­са, имею­ще­го це­лью по­лу­че­ние от Фе­де­раль­но­го пра­ви­тель­ст­ва какой-либо справ­ки фак­тического ха­рак­те­ра; боль­шой за­прос вклю­ча­ет­ся в по­ве­ст­ку дня бун­дес­та­га по тре­бо­ва­нию какой-либо фрак­ции или не ме­нее 5% от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов, ес­ли Фе­де­раль­ное пра­ви­тель­ст­во от­ка­зы­ва­ет­ся дать от­вет во­об­ще или в бли­жай­шие 3 недели.

В Фе­де­раль­ном со­б­ра­нии Рос­сии раз­ли­ча­ют­ся парламентский запрос, ко­то­рый мо­жет быть на­прав­лен толь­ко па­ла­той, и де­пу­тат­ский за­прос, ини­циа­то­ром ко­то­ро­го мо­жет быть лю­бой член Со­ве­та Фе­де­ра­ции или де­пу­тат Государственной ду­мы.

В со­от­вет­ст­вии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О ста­ту­се чле­на Со­ве­та Фе­де­ра­ции и ста­ту­се де­пу­та­та Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы Фе­де­раль­но­го Со­б­ра­ния Российской Федерации» (1994) парламентский запрос мо­жет на­прав­лять­ся в ад­рес Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва Российской Федерации, чле­на Пра­ви­тель­ст­ва, Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра Российской Федерации, Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го бан­ка Российской Федерации, Пред­се­да­те­ля Цен­траль­ной из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии Российской Федерации и пред­се­да­те­лей других из­би­ра­тель­ных ко­мис­сий (пред­се­да­те­лей ко­мис­сий ре­фе­рен­ду­ма), Пред­се­да­те­ля Счёт­ной па­ла­ты Российской Федерации, ру­ко­во­ди­те­лей иных фе­де­раль­ных ор­га­нов государственной вла­сти, ор­га­нов государственной вла­сти субъ­ек­тов Российской Федерации и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, а так­же Пен­си­он­но­го фон­да Российской Федерации, Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния Российской Федерации, Фе­де­раль­но­го фон­да обя­зательного медицинского стра­хо­ва­ния по во­про­сам, вхо­дя­щим в их ком­пе­тен­цию. Парламентский запрос при­ни­ма­ет­ся боль­шин­ст­вом го­ло­сов от об­ще­го чис­ла чле­нов со­от­вет­ствую­щей па­ла­ты. Долж­но­ст­ное ли­цо, ко­то­ро­му на­прав­лен парламентский запрос, долж­но дать от­вет на не­го в уст­ной (на за­се­да­нии со­от­вет­ст­вую­щей па­ла­ты) или в письменной фор­ме не позд­нее чем че­рез 15 дней со дня по­лу­че­ния за­про­са или в иной, ус­та­нов­лен­ный па­ла­той срок. От­вет дол­жен быть под­пи­сан тем долж­но­ст­ным ли­цом, ко­то­ро­му на­прав­лен парламентский запрос, ли­бо ли­цом, вре­мен­но ис­пол­няю­щим его обя­зан­но­сти. Письменный от­вет на парламентский запрос ог­ла­ша­ет­ся пред­се­да­тель­ст­вую­щим на за­се­да­нии со­от­вет­ст­вую­щей па­ла­ты. Ко­пии письменного от­ве­та на­прав­ля­ют­ся всем чле­нам па­ла­ты, от име­ни ко­то­рой был на­прав­лен пар­ла­мент­ский за­прос.

За­прос де­пу­тат­ский на­прав­ля­ет­ся пар­ла­мен­та­рия­ми са­мо­стоя­тель­но тем же долж­но­ст­ным ли­цам по во­про­сам их ком­пе­тен­ции и не тре­бу­ет ог­ла­ше­ния на за­се­да­нии со­от­вет­ст­вую­щей па­ла­ты. Долж­но­ст­ное ли­цо, ко­то­ро­му на­прав­лен за­прос, долж­но дать от­вет на не­го в письменной фор­ме не позд­нее чем че­рез 30 дней со дня его по­лу­че­ния или в иной, со­гла­со­ван­ный с ини­циа­то­ром за­про­са срок. Ини­циа­тор за­про­са име­ет пра­во при­ни­мать не­по­сред­ст­вен­ное уча­стие в рас­смот­ре­нии по­став­лен­ных им в за­про­се во­про­сов, в том числе на за­кры­тых за­се­да­ни­ях со­от­вет­ст­вую­щих ор­га­нов.

Вме­ша­тель­ст­во пар­ла­мен­та­ри­ев в опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ную, уго­лов­но-про­цес­су­аль­ную дея­тель­ность ор­га­нов доз­на­ния, сле­до­ва­те­лей и су­деб­ную дея­тель­ность не до­пус­ка­ет­ся.

Порядок подготовки и принятия парламентского запроса Совета Федерации (статьи 81–83)

Статья 81. Предложение о парламентском запросе Совета Федерации

1. Совет Федерации вправе направить парламентский запрос Совета Федерации Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований о недопустимости вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ).

2. Предложение о парламентском запросе Совета Федерации может вноситься на рассмотрение палаты Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителем Председателя Совета Федерации, комитетом Совета Федерации по вопросам его ведения, двумя сенаторами Российской Федерации, представляющими один субъект Российской Федерации, или группой сенаторов Российской Федерации численностью не менее пяти человек (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

Читайте также:
Валютные ограничения: что это такое, описание и особенности

Статья 82. Порядок подготовки и принятия постановления Совета Федерации о парламентском запросе

1. Проект постановления Совета Федерации о парламентском запросе Совета Федерации направляется инициаторами запроса Председателю Совета Федерации для включения вопроса в повестку дня очередного заседания Совета Федерации.

2. К проекту постановления палаты прилагаются проект парламентского запроса Совета Федерации, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными настоящим Регламентом, а также иные документы и материалы. В проекте парламентского запроса Совета Федерации могут содержаться предложения о предпочтительной форме ответа на запрос: устной или письменной.

3. Совет Федерации принимает постановление о парламентском запросе Совета Федерации большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

Статья 83. Ответ на парламентский запрос Совета Федерации

1. Устный ответ на парламентский запрос Совета Федерации должностное лицо дает на ближайшем заседании Совета Федерации или в установленный палатой срок.

2. Письменный ответ на парламентский запрос Совета Федерации должностное лицо направляет в Совет Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса Совета Федерации, если иной срок не установлен Советом Федерации.

3. Письменный ответ на парламентский запрос Совета Федерации оглашается председательствующим на заседании Совета Федерации. Копии письменного ответа направляются всем сенаторам Российской Федерации в течение пяти дней после его получения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

3 1 . В случае направления парламентского запроса нескольким должностным лицам Председатель Совета Федерации направляет их письменные ответы инициатору парламентского запроса для подготовки обобщенной информации, которая доводится до сведения сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

(Часть 3 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 556-СФ.)

4. Совет Федерации может принять решение о повторном направлении парламентского запроса, в случае если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным.

(Часть 4 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 октября 2006 года № 308-СФ.)

Конституционное право зарубежных стран

Контрольные процедуры: запросы и вопросы парламентариев

Это обращения палат, отдельных парламентариев или их групп к правительству, его отдельным членам, а иногда и к иным государственным органам с требованием информации либо даже отчетов по какой-то конкретной проблеме, относящейся к их компетенции.

Различие между парламентским запросом и вопросом заключается в следующем.

Запрос – это обращение, как правило, палаты или группы парламентариев по крупной политической проблеме, которое включается в повестку дня заседания палаты. По запросу могут развернуться прения с возможным голосованием по оценке ответа. В странах с парламентарными и смешанными формами правления это может быть голосование по вопросу о доверии правительству или его члену. Возможно также создание следственной комиссии. Такой запрос часто именуется интерпелляцией (от лат. interpellatio – прерывание речи). Текст ее заблаговременно рассылается парламентариям и правительству, которое назначает день ответа.

Вопрос, который может быть устным или письменным, – это просьба парламентария об информации по какому-либо факту, обращенная к правительству или его члену. Вопросы должны быть краткими и не могут содержать какие-либо обвинения. Они представляются за один-два дня до заседания, регистрируются в специальном реестре, а в некоторых парламентах список вопросов печатается и доводится до сведения всех членов палаты и министров, которым предстоит отвечать.

Регламенты, а иногда даже конституции предусматривают специальное время для ответов на вопросы. Так, часть вторая ст. 48 Конституции Франции гласит: «Хотя бы одно заседание в неделю резервируется в приоритетном порядке для вопросов членов Парламента и ответов Правительства». На устные вопросы министр отвечает кратко, обычно не более 5 мин, иногда просто: «Да» или «Нет», после чего парламентарий, задавший вопрос, может получить слово для 5-минутной реплики или для дополнительного вопроса.

На письменные вопросы могут быть даны как устные, так и письменные ответы в течение установленного срока (в Японии этот срок – неделя, в Италии – 10 дней, во Франции – месяц); ответы публикуются в официальных отчетах о заседаниях палат.

Следует, однако, оговориться, что указанные термины употребляются не всегда одинаково. Мы дали обобщенное их значение, но надо иметь в виду, что в отдельных странах традиции словоупотребления и соответственно терминосистемы и в данном вопросе могут оказаться иными.

Читайте также:
Как отменить дарение квартиры?

Испания дает нам пример типичного конституционно-правового регулирования данной формы парламентского контроля.

Согласно ст. 111 Испанской конституции Правительство и каждый из его членов обязаны отвечать на интерпелляции и вопросы, обращаемые к ним в палатах Генеральных кортесов, а регламенты должны предусмотреть для этого минимально необходимое еженедельное время. Интерпелляция может сопровождаться проектом резолюции, в которой палата выражает свою позицию. В качестве примера регламентарного развития этих конституционных положений приведем нормы Регламента Сената.

В соответствии с этими нормами сенаторы могут через президиум палаты направлять Правительству вопросы в письменном виде. При отсутствии соответствующих пожеланий сенатора считается, что ответ должен быть письменным, а если сенатор просит устного ответа, но не указывает, в каком заседании он должен быть дан, ответ может иметь место в соответствующей комиссии.

Если ответ требуется в устной форме на заседании палаты, вопрос должен быть единственным, формулироваться просто и точно. Не допускаются вопросы, представляющие исключительно личный интерес или требующие консультации чисто юридического характера. О допустимости вопроса решает бюро палаты. Вопросы включаются в повестку дня не ранее чем через две недели после представления. В срочных случаях это может быть сделано не ранее чем через 24 часа, но срочность должна быть признана Правительством.

Очередность вопросов зависит от времени подачи, но преимущество отдается сенаторам, которые еще не задавали вопросов на пленарных заседаниях палаты на текущей сессии. Кроме того, председатель палаты по согласованию с бюро и по заслушании хунты представителей парламентских групп составляет очередность с таким расчетом, чтобы обеспечить ответы представителям каждой группы. Правительство в обоснованных случаях может отложить ответ, но не более чем на месяц.

Ответы на вопросы дают министры. На каждом пленарном заседании ответам на вопросы отводится не более одного часа, после чего оставшиеся вопросы переносятся на следующее заседание. Председатель может объединять дебаты по ответам на близкие по содержанию вопросы, а бюро по заслушании хунты представителей групп может не допустить рассмотрения вопросов, которые повторяют другие вопросы, интерпелляции или проекты резолюций, рассматриваемые на данной сессии.

Устные вопросы задаются с места. После ответа Правительства возможны реплика спросившего сенатора и ответ на нее. Сенатор и министр имеют на каждое из двух выступлений до 3 мин.

Вопросы, на которые ожидается устный ответ в комиссии, включаются в повестку дня по прошествии 7 дней после их публикации. Отвечать на них может государственный секретарь (должностное лицо рангом ниже министра), а время для выступлений составляет 10 и 5 мин.

Письменный ответ на вопрос сенатора Правительство должно дать в течение 20 дней после публикации. Вопрос и ответ публикуются в официальных изданиях палаты. Если Правительство не ответило в срок, сенатор может потребовать немедленной публикации своего вопроса и просить председателя Сената включить его в повестку дня ближайшего заседания компетентной комиссии.

Интерпелляция должна посвящаться политике исполнительной власти по вопросам, представляющим общий интерес. Внести ее может любой сенатор в письменном виде председателю Сената, после чего бюро проверяет ее соответствие требованиям. Об отсутствии соответствия сообщается сенатору, который может заменить интерпелляцию вопросом с устным или письменным ответом.

Интерпелляция включается в повестку дня заседания Сената по истечении двух недель после внесения, если загруженность палаты работой этому не мешает, но не позднее чем по истечении месяца. В срочных случаях бюро по заслушании хунты представителей парламентских групп может этот срок сократить. Правительство же может обратиться с мотивированной просьбой об отсрочке ответа на интерпелляцию, однако не более чем на месяц.

При определении очередности включения интерпелляций в повестку дня преимущество имеют сенаторы, меньше пользовавшиеся данным правом во время сессии. При одинаковом числе внесенных интерпелляций предпочтение отдается сенаторам, принадлежащим к более крупным парламентским группам, а при равенстве в этом отношении – более ранней дате внесения. Все эти вопросы решают совместно бюро и хунта представителей парламентских групп.

В назначенный день после того как сенатор представит свою интерпелляцию, ему отвечает член Правительства. Каждому предоставляется до 15 мин. Затем могут получить слово представители парламентских групп по 5 мин. Если интерпеллянт не удовлетворен объяснениями Правительства, он может объявить, что вносит проект резолюции. В Конгрессе депутатов это может быть проект резолюции порицания, влекущей отставку Правительства.

Запросы и запросы

В парламентской процедуре , запросы и запросы являются движением , используемые членами совещательной сборки , чтобы получить информацию или сделать или что – то сделано , что требует разрешений сборки. За исключением просьбы об освобождении от исполнения служебных обязанностей, эти запросы и запросы не подлежат обсуждению и изменению.

На собрании участники могут захотеть получить информацию или попросить сделать что-то, для чего требуется разрешение от собрания. Эти просьбы и запросы остаются в силе, когда слово имеет другой, если они требуют немедленного внимания. Запросы и запросы включают парламентское расследование, запрос информации, запрос разрешения отозвать или изменить ходатайство, просьбу прочитать документы и запрос о любых других привилегиях. [1] Кроме того, член может потребовать освобождения от исполнения служебных обязанностей. [2]

Читайте также:
Дилерская деятельность: что это такое, описание и особенности
Парламентское расследование (RONR)
Класс Случайное движение
Для того, когда слово будет у другого ? да
Требуется второй ? Нет
Спорный ? Нет
Может быть пересмотрен ? Нет
Исправлено ? Нет
Требуется голосование Голосование не проводится, но председатель отвечает

Когда член не уверен , о правилах и процедурах , применяемых к определенной ситуации на заседании, член может попросить Председатель на парламентское расследование . Основная цель – дать членам возможность получить указания председателя, чтобы они могли предпринять соответствующие действия. [3]

Парламентское расследование иногда используется как тактичная альтернатива призыву к распоряжению дня или выступлению по порядку ведения заседания . [4]

В «Руководстве по законодательной процедуре » Мейсона говорится: «Однако в обязанности председательствующего не входит отвечать на общие вопросы, касающиеся парламентского законодательства». [5] Председатель также не обязан отвечать на гипотетические вопросы. [6] Это предложение сделано следующим образом: «Господин председатель, я подхожу к парламентскому расследованию». [6] [7]

Запрос информации (RONR)
Класс Случайное движение
Для того, когда слово будет у другого ? да
Требуется второй ? Нет
Спорный ? Нет
Может быть пересмотрен ? Нет
Исправлено ? Нет
Требуется голосование Не проголосовали за

В парламентской процедуре , запрос информации является запрос направляется к стулу, или через стул к другому лицу, для получения информации , имеющей отношение к бизнесу под руку. До 11-го издания « Недавно пересмотренных правил порядка Роберта» это устройство было известно как «точка информации». Изменение было внесено, чтобы избежать распространенного заблуждения, что это движение было направлено на предоставление информации, а не на корректный запрос. [8]

Информация, запрашиваемая в запросе, обычно относится к обсуждаемому существу вопроса, и поэтому запрос отличается от парламентского запроса , который запрашивает информацию, относящуюся к парламентской процедуре. Если другой участник отвечает на вопрос, то любое время, которое он тратит на это, вычитается из отведенного ему времени. Соответственно, если информационный запрос используется для прерывания чьей-либо речи с целью задать ему вопрос, председатель спрашивает члена, желает ли он, чтобы его прервали. Информационный запрос может использоваться, чтобы напомнить участнику о том, что должно быть сказано в аргументе, или с намерением опровергнуть его позицию, но он всегда должен быть сформулирован в форме вопроса. [9]

В Руководстве Мейсона по законодательной процедуре говорится: «Если члены желают задать вопрос другим членам, они могут сделать это через председательствующего, но задавать вопросы непосредственно члену – невежливо и строго нарушать парламентские правила . Если первый ответ не дает полного ответа на вопрос, обычно разрешается задавать ограниченное количество дополнительных вопросов “. Дополнительные ограничения заключаются в том, что вопросы, адресованные членам, могут быть связаны только с вопросом, стоящим перед органом; что вопрос, отражающий характер или поведение любого члена, исполнительного или другого должностного лица, или вопрос о том, какой курс предлагает следовать член, не разрешен; и эта цель вопроса должна заключаться в получении информации, а не в передаче ее телу. Соответственно, вопрос может не содержать утверждений о фактах, за исключением случаев, когда они необходимы для того, чтобы вопрос был понятным и не мог быть подтвержден. Также вопрос не может содержать аргументов. Таким образом, вопрос отличается от дебатов. Член имеет право запрашивать информацию о значении, цели или эффекте неоспоримого ходатайства. [10]

Запрос на разрешение отозвать или изменить ходатайство (RONR)
Класс Случайное движение
Для того, когда слово будет у другого ? Если не предоставлено единогласным согласием, он может быть перемещен лицом, запрашивающим разрешение, или другим лицом, пока у первого есть слово.
Требуется второй ? Да, если ходатайство сделано лицом, запрашивающим разрешение; нет, если сделал другой участник
Спорный ? Нет
Может быть пересмотрен ? Что касается отзыва, то только голос «против»; что касается модификации, да
Исправлено ? Нет
Требуется голосование Большинство

На совещательном собрании ходатайство о разрешении отозвать или изменить ходатайство делается, если создатель движения желает отозвать или изменить его после того, как это было заявлено председателем.

Использование правил Роберта Приказа новой редакции (RONR), до того, как движение было заявлено председателем, разрешение не требуется для сборки движения , чтобы снять его или изменить его. [11] После того, как движение размещено перед сборкой, требуется разрешение от сборки, чтобы отозвать его или изменить. [11]

Иногда ” дружественная поправка ” запрашивается по незавершенному ходатайству. Если движение предшествует сборке, только сборка (а не создатель движения) может изменить его. [12] Однако это может быть решено единогласно . [3]

Читайте также:
Международно-правовая ответственность: что это такое, описание и особенности

Если основное движение снято, все присоединенные движения (например, поправки) больше не рассматриваются телом. [13]

Просьба прочитать статьи (RONR)
Класс Случайное движение
Для того, когда слово будет у другого ? Если не предоставлено единогласным согласием, он может быть перемещен лицом, запрашивающим разрешение, или другим лицом, пока слово имеет первое.
Требуется второй ? Да, если ходатайство сделано лицом, запрашивающим разрешение; нет, если сделал другой участник
Спорный ? Нет
Может быть пересмотрен ? да
Исправлено ? Нет
Требуется голосование Большинство

Движение с просьбой прочесть доклады используется для того, чтобы член совещательного собрания мог читать из бумаги, книги, рукописи, газеты или другого документа в рамках своей речи.

Обычно это предложение рассматривается как вопрос единодушного согласия. [14] Причина, по которой требуется сделать это ходатайство, состоит в том, чтобы предотвратить проведение таких чтений в качестве тактики затягивания .

Согласно Руководству Деметры по парламентскому законодательству и процедурам , член может читать такие документы, но должен остановиться, если возражение сделано, поддержано и принято большинством голосов. Обращение к своим заметкам не является чтением, и чтение письменных или печатных отчетов должностных лиц или комитетов на бумаге, ежегоднике и т. Д. Не подлежит такому возражению. [15]

В Руководстве Мейсона по законодательной процедуре говорится: [16]

Участник не имеет права читать или предлагать секретарю читать какие-либо документы или книги, а также использовать любую электронную запись как часть выступления без разрешения органа. Однако это правило никогда не соблюдается строго, за исключением случаев умышленного или грубого злоупотребления временем и терпением тела. Однако принято позволять членам зачитывать печатные отрывки в ходе своих выступлений, если они не злоупотребляют этой привилегией. Члены не имеют права читать свои собственные письменные речи без разрешения органа. Это также сделано для предотвращения злоупотребления временем, и поэтому не следует отказываться, за исключением случаев злоупотребления привилегией. Члены имеют право говорить по нотам.

Запрос любой другой привилегии (RONR)
Класс Случайное движение
Для того, когда слово будет у другого ? да
Спорный ? Нет
Может быть пересмотрен ? да
Исправлено ? Нет
Требуется голосование Голосование большинством, хотя обычно проводится единогласно.

В совещательном собрании запрос на любую другую привилегию используется, когда кто-то хочет, например, сделать презентацию, когда нет ожидающих движений.

Как правило, эти запросы обрабатываются с единодушного согласия. [17] В противном случае запрос будет удовлетворен большинством голосов.

В Руководстве Деметры по парламентскому законодательству и процедурам говорится, что запросы с любой недопустимой целью требуют единодушного согласия, а единственное возражение отменяет согласие, если иное не допускается законами организации или обычной практикой собрания. Примером может быть запрос на то, чтобы не член обратился к телу. Кроме того, Деметра заявляет: [18]

Чтобы предотвратить задержки, которые могут возникнуть из-за таких просьб, но при этом прислушаться к заслуживающим внимания просьбам, проницательные и бдительные члены могут встать и сказать: «Господин председатель, оставляя за собой право возражать , с какой целью он хочет получить слово»? или “Что будет обсуждать мистер Икс?” Таким образом, он имеет право возражать, если цель не заслуживает внимания.

Просьба об освобождении от исполнения служебных обязанностей (RONR)
Класс Случайное движение
Для того, когда слово будет у другого ? да
Требуется второй ? Да, если член подает ходатайство об извинении, нет, если подано другим членом
Спорный ? да
Может быть пересмотрен ? Только отрицательный голос
Исправлено ? да
Требуется голосование Большинство

Запрос об освобождении от обязанности используются , когда член совещательной сборки желает быть освобожден от посещения определенного количества встреч, подготовки переговоров или документов, работающего в комитетах, или любых других обязанностях , которые могут быть наложены на члене. Это также можно было назвать отставкой и могло быть с должности офицера или даже с самой организации.

Необязательная обязанность может быть отклонена в то время, когда член назначается ему (или впервые узнает об этом), но если член хранит молчание, этот член считается принявшим его. В этот момент, если член не может или не желает выполнять свои обязанности, это лицо обычно подает заявление об отставке в письменной форме секретарю или уполномоченному лицу, и председатель принимает ходатайство о принятии отставки. В отличие от других запросов и запросов, это предложение спорно и может быть изменено. [19] Член не должен отказываться от своих обязанностей до тех пор, пока отставка не будет принята или пока не появится разумная возможность для ее принятия.

Иногда участник хочет отозвать заявление об отставке. Это может быть сделано в любое время до того, как заявление об отставке будет передано принимающему органу. После того, как он будет помещен перед сборкой, он может быть отозван только с согласия этого органа. [20]

Читайте также:
Как регламентируется назначение придомовой территории?

Для принятия запроса требуется большинство голосов, хотя обычно он принимается единогласно. [19]

WikiphilE

Агрегатор советов и знаний в сети

Что такое парламент в России и для чего он нужен?

  • Парламент простыми словами
  • Общие сведения о российском парламенте
  • Что такое парламент в Госдуме?
  • Особенности российского парламентаризма
  • Что такое коалиция в парламенте?
  • Видео: о парламенте простым языком

Для простых людей большая часть политических терминов понятна на интуитивном уровне. К примеру, у многих парламент ассоциируется с депутатами, которые голосуют за принятие законов. В целом это мнение верное, хотя и не совсем точное.

Парламент простыми словами

Жизнь граждан в государстве во многом зависит от тех законов, которые в нем действуют. Они необходимы для защиты интересов уязвимых социальных групп, повышения обороноспособности страны и т. д.

Парламент — государственный орган, который в основном занимается законотворческой деятельностью. Именно от него зависит, по каким правилам будет функционировать армия, институты социальной поддержки граждан и многое другое.

Работающие в парламенте люди не только принимают законы, но и вносят поправки в уже действующие акты и принимают бюджет.

Есть у данного госоргана и более конкретные функции. Например, в случае необходимости представители парламента определяют особенности военной доктрины и рассматривают возможность объявления войны или подписания перемирия.

Общие сведения о российском парламенте

Ошибочно считается, что в России дума и является парламентом, который занимается принятием законов. На самом деле российская система парламентаризма представлена Федеральным собранием.

В его структуру входит:

  1. Совет Федерации. Его еще принято называть верхней палатой. Она состоит из 170 человек. Особенности верхней палаты в том, что ее представители не входят в партийные объединения, а ее членами могут становиться те, кого назначил лично президент. Но в последнем случае число назначаемых не должно превышать 10% от общего числа госслужащих данной структуры. На заседаниях может решаться широкий спектр вопросов, начиная от определения даты выборов и заканчивая решением об импичменте президента, который был инициирован депутатами думы;
  2. Госдума. Наделена большим набором полномочий. Поэтому она формируется на основе выборов, проходящих раз в 5 лет. Любой совершеннолетний россиянин может прийти на выборы и решить, представителей какой партии он хочет видеть в думе. Ведь чем больше голосов получит та или иная фракция, тем больше у нее возможностей повлиять на принятие определенных законов. Фактически, в этом и проявляются основные принципы демократии в РФ, когда граждане выбирают партию, представляющую их интересы в думе.

Что такое парламент в Госдуме?

Как уже было сказано, Госдума является частью российского парламентаризма. В нее избираются депутаты от разных партий. Поэтому правильнее сказать, что парламент является более общим определением. С ним не должна отождествляться лишь одна Госдума. То есть парламента как такового в ней нет.

С точки зрения политологов депутаты Госдумы в наибольшей степени влияют на судьбу страны. Дело в том, что Совфед часто играет лишь вспомогательную роль. Основные задачи решает именно Госдума. Хотя в некоторых случаях Совфед имеет полномочия по отклонению законов, принятых депутатами думы.

Поэтому на практике получается, что ведущей парламентской «силой» является именно Госдума. В связи с этим многие россияне ставят знак равенства между ней и парламентом, не особо интересуясь работой Совфеда.

Особенности российского парламентаризма

У российского парламента есть ряд интересных особенностей:

  • Общее направление работы президента и доминирующей партии. Путин неоднократно высказывался одобрительно о партии «Единая Россия». Опираясь на мнение президента, большинство граждан отдавали свои голоса именно за данную партию. С одной стороны, такой подход имеет ряд плюсов. Например, позволяет лидеру страны оперативно получать одобрение в думе его важных законодательных инициатив. В некоторых странах решения президента иногда блокируются оппозиционными силами в парламенте, что ведет к затягиванию решения некоторых вопросов. Но все же такой подход несколько ущемляет интересы оппозиции, которая представлена в думе меньшинством;
  • Стабильная поддержка левых сил. Несмотря на развал СССР, немалое число граждан все еще симпатизируют коммунистической партии. Она регулярно получает около 50 мест в парламенте;
  • Несколько попытокзадействования процедуры импичмента в отношении одного лидера страны. Ельцина депутаты трижды пытались отстранить от управления страной. В последний раз в 1999-м году представители парламента обвиняли его в ухудшении обороноспособности государства, в развязывании позорной чеченской войны и резком ухудшении жизни граждан. В итоге комиссия по импичменту была вынуждена отстранить Ельцина на должности, так как ни один пункт из обвинений не набрал положенных 300 голосов депутатов.
Читайте также:
Маршалковско-комиссарскии суд: что это такое, описание и особенности

Что такое коалиция в парламенте?

Коалицией называется союз разных сил, которые объединяются для достижения общих целей. Если говорить относительно парламента, то коалиции в нем чаще всего возникают при доминировании определенной партии.

К примеру, одна партия занимает около половины мест в думе. У нее появляются все возможности для продвижения интересов своих избирателей. Более мелкие партии, имея разногласия, оказываются в проигрыше. В парламенте будут приниматься те законы, за которые голосует доминирующая фракция.

У маленьких партий остается лишь одна возможность противостоять политическому тяжеловесу – объединение в коалицию. То есть лидеры партий ищут точки соприкосновения и договариваются о совместных решениях. Объединив усилия, коалиция из нескольких партий слаженно голосует так, чтобы допустить принятие нужных им законов.

Создание коалиционной силы в парламенте связано с двумя сложностями:

  1. Невозможность объединения диаметрально противоположенных идеологий. К примеру, коммунисты вряд ли найдут общий язык с либералами;
  2. Необходимость иногда жертвовать своими интересами. Часть депутатов не всегда настроена голосовать так, как хочет большинство в коалиции.

Парламент играет ключевую роль в выборе вектора развития страны. Принятые им законы влияют на судьбы миллионов граждан. При этом депутаты могут ставить вопрос об импичменте, снятии с должности председателя Центробанка и т. д.

Видео: о парламенте простым языком

В этом ролике будущий депутат Илья Морозов расскажет, что такое парламент, что входит в его функции:

Парламентские слушания и иные формы работы в Совете Федерации (статьи 84–95 1 )

Статья 84. Организация проведения парламентских слушаний

1. В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания.

2. Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета Совета Федерации по вопросам его ведения или группы сенаторов Российской Федерации численностью не менее 15 человек (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

3. Решение о проведении парламентских слушаний с указанием темы, времени и места проведения парламентских слушаний, а также комитета Совета Федерации, ответственного за их подготовку и проведение, принимает Совет палаты. Информация о проведении парламентских слушаний доводится до сведения средств массовой информации.

4. Парламентские слушания могут проводиться совместно с комитетами, комиссиями Государственной Думы, парламентами (палатами парламентов) иностранных государств.

5. Совет Федерации может проводить открытые и закрытые парламентские слушания.

6. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетом Совета Федерации, ответственным за их подготовку и проведение. Председатель Совета Федерации вправе дополнить его.

(Статья 84 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 85. Подготовка проведения парламентских слушаний

(Статья 85 утратила силу в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Статья 86. Открытые и закрытые парламентские слушания

1. На открытых парламентских слушаниях вправе присутствовать представители средств массовой информации и общественности. Информация о теме, времени и месте проведения парламентских слушаний передается средствам массовой информации не позднее чем за 10 дней до начала слушаний.

2. На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной или иной охраняемой законом тайной.

3. В открытых и закрытых парламентских слушаниях вправе принимать участие Президент Российской Федерации, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства Российской Федерации, сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства Российской Федерации, статс-секретари — заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 556-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

4. Список лиц, имеющих право присутствовать на закрытых парламентских слушаниях, составляется комитетом Совета Федерации, ответственным за подготовку и проведение парламентских слушаний, и согласовывается с Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателя Совета Федерации или заместителем Председателя Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

Читайте также:
План счетов бухгалтерского учета

5. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются.

6. Порядок обеспечения проведения закрытых парламентских слушаний утверждается Председателем Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ).

Статья 87. Председательствующий на парламентских слушаниях

1. Председательствующим на парламентских слушаниях может быть Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель, первый заместитель председателя, заместитель председателя комитета Совета Федерации или по поручению комитета палаты член комитета, ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

2. Председательствующий ведет парламентские слушания и следит за порядком обсуждения вопросов повестки дня парламентских слушаний.

Статья 88. Подготовка материалов парламентских слушаний

1. Информационные материалы к парламентским слушаниям, проекты рекомендаций и иных документов, которые предполагается принять по результатам парламентских слушаний, включая законопроекты и проекты постановлений Совета Федерации, готовятся комитетом палаты, ответственным за подготовку и проведение парламентских слушаний (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

2. Для подготовки проектов указанных документов распоряжением Председателя Совета Федерации или по его поручению первого заместителя Председателя Совета Федерации либо заместителя Председателя Совета Федерации могут быть образованы рабочие группы с привлечением к их работе работников Аппарата Совета Федерации, а также независимых экспертов (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ).

Статья 89. Порядок проведения парламентских слушаний

1. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, приглашенных лицах. Затем слово предоставляется представителю комитета палаты, ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний, или приглашенному лицу для доклада по обсуждаемому вопросу (до 30 минут), после чего слово для выступления предоставляется сенаторам Российской Федерации, приглашенным лицам, участвующим в парламентских слушаниях (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

(Часть 1 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

2. Продолжительность парламентских слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов. Комитет палаты, ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний, может принять решение о перерыве в парламентских слушаниях и о продолжении их работы в другое время (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

3. Все желающие выступить на парламентских слушаниях берут слово только с разрешения председательствующего.

4. После выступлений по обсуждаемому вопросу лиц, приглашенных на парламентские слушания, следуют вопросы сенаторов Российской Федерации и других участников слушаний, которые могут быть заданы как в устной, так и в письменной формах (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

5. Лица, приглашенные на открытые парламентские слушания, могут не отвечать на вопросы сенаторов Российской Федерации, если они касаются сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

Статья 90. Итоговые документы и материалы парламентских слушаний

1. По итогам парламентских слушаний могут быть приняты рекомендации и иные документы. Указанные документы утверждаются комитетом палаты, ответственным за подготовку проведения парламентских слушаний, либо Советом палаты, либо Советом Федерации. Контроль за исполнением итоговых документов, утвержденных Советом палаты либо Советом Федерации, осуществляет Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

(Часть 1 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ, от 22 января 2022 года № 12-СФ).

2. На парламентских слушаниях ведутся протокол и стенограмма, которые подписываются председательствующим.

3. Материалы открытых парламентских слушаний освещаются в средствах массовой информации. Материалы и стенограммы парламентских слушаний в течение десяти дней передаются в Парламентскую библиотеку.

4. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для сенаторов Российской Федерации и представителей государственных органов, которые принимали в них участие (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

Статья 91. Форумы, «круглые столы», конференции, семинары и иные мероприятия

Читайте также:
Как оформить изменения в Уставе?

По решению Совета Федерации, Совета палаты в Совете Федерации могут проводиться форумы, «круглые столы», конференции, семинары и иные мероприятия по вопросам ведения палаты. Инициаторами проведения этих мероприятий могут быть Совет палаты, Председатель Совета Федерации, комитеты Совета Федерации. Контроль за исполнением решений, принятых на указанных мероприятиях, осуществляется комитетами Совета Федерации, ответственными за их подготовку (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ, от 22 января 2022 года № 12-СФ).

Статья 92. Пресс-конференции

В Совете Федерации могут проводиться пресс-конференции Председателя Совета Федерации, первых заместителей Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации, председателей, первых заместителей председателей и заместителей председателей комитетов Совета Федерации, сенаторов Российской Федерации. Порядок проведения пресс-конференций в Совете Федерации устанавливается Председателем Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ, от 7 октября 2022 года № 432-СФ).

Статья 93. Рабочие группы, экспертные советы и объединенные комиссии

(наименование статьи 93 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ)

1. Председатель Совета Федерации, Совет палаты, комитет Совета Федерации для подготовки конкретных вопросов, подготовки и проведения парламентских слушаний может создавать рабочие группы с привлечением сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты Российской Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 15 июля 2022 № 310-СФ).

2. Совет Федерации, Председатель Совета Федерации, Совет палаты, комитет Совета Федерации вправе создавать экспертные советы на общественных началах, привлекать к работе специалистов в качестве экспертов, а также назначать независимую экспертизу законопроектов (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

2 1 . Совет Федерации для подготовки предложений по формированию и реализации отдельных направлений государственной политики, их законодательному обеспечению вправе создавать объединенные комиссии.

(Часть 2 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

3. Председатель Совета Федерации вправе создавать консультативные советы из числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ.)

Статья 93 1 . Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совет законодателей)

(Статья 93 1 исключена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 194-СФ.)

Статья 94. Взаимодействие Совета Федерации с ассоциациями субъектов Российской Федерации, ассоциациями и союзами муниципальных образований

С целью взаимодействия с региональными (межрегиональными) ассоциациями субъектов Российской Федерации, парламентскими ассоциациями субъектов Российской Федерации, ассоциациями и союзами муниципальных образований Председатель Совета Федерации, Совет палаты может создавать координирующие и совещательные советы с участием представителей указанных ассоциаций и союзов.

Статья 95. Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации

По решению Совета палаты в субъектах Российской Федерации могут проводиться Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ). Порядок их проведения устанавливается Председателем Совета Федерации по согласованию с Советом палаты и законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 95 1 . Дни субъекта Российской Федерации в Совете Федерации

1. В Совете Федерации могут проводиться Дни субъекта Российской Федерации, целью которых является представление субъекта Российской Федерации в Совете Федерации.

2. Дни субъекта Российской Федерации проводятся по предложению сенатора Российской Федерации, представляющего в Совете Федерации этот субъект Российской Федерации, согласованному с органами государственной власти субъекта Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 310-СФ).

3. Совет палаты в начале весенней (осенней) сессии по представлению Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера утверждает график проведения Дней субъектов Российской Федерации.

4. Программа проведения Дней субъекта Российской Федерации утверждается Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера по согласованию с комитетами Совета Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Читайте также:
Позитивные следы: что это такое, описание и особенности

5. На заседании Совета Федерации проводится «час субъекта Российской Федерации», на котором могут выступить руководители законодательного (представительного) и (или) исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. По итогам проведения Дня субъекта Российской Федерации в Совете Федерации может быть принято постановление Совета Федерации.

7. Расходы, связанные с подготовкой и проведением Дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляются субъектом Российской Федерации, за исключением расходов на мероприятия, проводимые Советом Федерации, которые осуществляются за счет ассигнований, выделяемых на эти цели по бюджетной смете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

(Часть 7 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 июля 2017 года № 271-СФ.)

8. Обеспечение подготовки Дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации осуществляется Аппаратом Совета Федерации.

(Статья 95 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

Парламентские слушания в Государственной думе

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, являющейся основным законом в стране, проводятся парламентские слушания в Государственной думе. Это четко закреплено в пункте 3 статьи 101. Проводятся они исключительно по вопросам, которые находятся в ведении данного органа, не имеют права затрагивать те, что не входят в их компетенцию.

Понятие

В Российской Федерации, как и практически во всех иных странах, ученые придерживаются единого понятия термина парламентские слушания. Под ним понимается обсуждение законодательным органом (парламентом) особо значимых вопросов, касающихся внутренней и внешней политики государства в организованной форме с привлечением экспертов, а также общественности.

Подобные заседания могут быть как открытыми, так и закрытыми. На первый тип парламентских слушаний в России разрешено приглашать журналистов, а вот вторые могут посещать исключительно депутаты и должностные лица, отвечающие в стране непосредственно за обсуждаемый вопрос. На закрытых слушаниях обсуждаются вопросы, касающиеся государственной или иной тайны, а также те, что в силу обстоятельств должны иметь конфиденциальный характер.

Ответственные лица

Парламентские слушания в Госдуме не могут организовываться без ответственных лиц. Они всегда начинаются с чей-либо инициативы. В стране такими органами могут быть Совет Государственной думы, различные комитеты и комиссии, существующие в ней, а также ряд фракций.

Регламент по созданию парламентского слушания в Думе

Как только компетентный орган вносит вопрос о проведении новых слушаний на заседании Совета, при принятии положительного решения сразу же определяется дата их проведения. После эта информация обязательно должна быть передана СМИ, как и данные о теме парламентских слушаний, месте и дате их проведения. Все это публикуется не позднее чем за 10 дней до начала обсуждения, чтобы оповестить население.

После этого комитеты и комиссии Государственной думы, которые отвечают за проведение парламентских слушаний, определяют состав лиц, которым надлежит явиться на обсуждения. Ответственные комитеты непосредственно назначаются Советом Государственной думы, так же как и иные подразделения аппарата, которые должны принять участие во всестороннем обсуждении.

Стандартно парламентские слушания в РФ проводятся в здании Государственной думы, расположенном в Москве, однако в ряде случаев разрешено их проводить и в зданиях, принадлежащих федеральным органам государственной власти по предварительному согласованию. Всем финансированием, которое требуется комитетам для проведения обсуждения, занимается непосредственно Совет, но при этом по данному вопросу также обязательно должно выйти распоряжение председателя Госдумы.

Участники парламентских слушаний

Как правило, Государственная дума проводит открытые слушания, которые доступны для представителей СМИ, различных общественных объединений, да и вообще всей общественности в целом. Исключениями из этого правила являются закрытые обсуждения, решение о проведении которых принимается непосредственно Советом Государственной думы. Подобные закрытые парламентские слушания действуют на основе регламента, а потому имеют свой ряд особенностей.

Помимо СМИ, также существует ряд лиц, чье присутствие на обсуждениях является хоть и не обязательным, однако приветствуется всегда. При этом совершенно не имеет значения, проводятся ли закрытые или открытые слушания. К ним относятся президент РФ, а также его полномочный представитель в Госдуме. Разрешено присутствие председателя и иных членов Совета Федерации, правительства. Судебная власть также имеет возможность принять участие в диалоге – разрешен вход членам Конституционного и Верховного судов страны. Председатель Счетной палаты, его заместители и аудиторы, генеральный прокурор, уполномоченный по правам человека, председатель Центризбиркома – все перечисленные выше лица имеют открытое приглашение на совершенно любое парламентское слушание.

Порядок назначения

Непосредственно проводить само слушание должен председатель Государственной думы. Однако в случае необходимости законодательно утвержден перечень лиц, которые могут замещать его. К ним относятся заместитель председателя, а также председатели или заместители ответственного комитета или комиссии, но только по предварительному поручению.

Читайте также:
Что должно содержаться в трудовом договоре?

В обязанности человека, который ответственен за председательство, помимо присмотра за порядком обсуждения депутатов и иных делегатов, относится обязательное предоставление слова для выступления. Также он выступает со всеми имеющимися на повестке дня сообщениями.

Сами сроки и порядок проведения парламентских слушаний решаются предварительно Советом Государственной думы исходя из перечня и характера обсуждаемых вопросов. Именно поэтому без особого на то решения дума не проводит подобные обсуждения непосредственно во время своих обычных заседаний. Помимо этого, их также недопустимо проводить в период времени между сессиями, а также во время работы с избирателями, чтобы не допустить их влияния на электорат для повышения популярности.

Проведение слушания

В самом начале парламентского слушания председательствующее лицо обязательно должно произнести краткую вступительную речь. Именно в ней он обрисовывает повестку дня, ее значимость для страны на современном этапе. Также оглашается список приглашенных лиц и сам порядок проведения.

Далее слово дается председателю ответственного за вопрос комитета. Всего его речь не должна занимать больше 20 минут, однако при этом он обязан предоставить полный доклад по обсуждаемому на заседании вопросу. После этого в обсуждении могут принять участия иные депутаты Государственной думы и приглашенные лица. Однако при этом следует принять во внимание, что они не имеют возможности высказаться, если председательствующий не дал им разрешения.

После выступления начинается черед вопросов – их могут задавать любые присутствующие лица или депутаты в письменной или устной форме, причем ответ на них обязателен.

Порядок проведения парламентских слушаний строго регламентирован. Любые нарушители могут быть удалены из зала по решению председательствующего лица даже из-за выкриков или аплодисментов, которые считаются вмешательством в порядок слушания.

Окончание слушания

В конечном итоге подобные слушания в Государственной думе заканчиваются принятием определенного решения по обсуждаемому на собрании вопросу. Все прозвучавшие во время обсуждения рекомендации и советы принимаются исключительно голосованием, причем одобрение должно прозвучать от большинства депутатов, которые принимали участие в собрании.

Протоколирование

Открытые парламентские слушания должны быть доступны для ознакомления любому человеку, поэтому в обязательном порядке ведется особый протокол и стенография заседания. После окончания слушаний протокол подписывается председательствующим лицом, что подтверждает его действительность.

После этого копии стенограмм, материалы и рекомендации, прозвучавшие во время слушаний в течение 10 дней отправляются по различным комитетам и комиссиям, которые отвечали за проведение самих слушаний.

Также экземпляр отправляется и в Парламентскую библиотеку, которая гарантирует возможность ознакомления с материалами любому читателю, интересующемуся данным вопросом, по мере необходимости. Также некоторые рекомендации могут быть опубликованы или размещены в интернете для общего ознакомления на официальном сайте Государственной думы РФ.

При этом следует учитывать, что любые сведения и протоколы закрытых слушаний разрешены к ознакомлению только депутатам Госдумы, президенту и правительству, а также представителям государственных органов, которые непосредственно принимали участие во время заседания.

“О миграционной политике”

В апреле 2018 года Государственная дума провела парламентские слушания по вопросам, касающимся миграционной политики на территории стран, входящих в СНГ. На повестке дня стояла не только борьба с обильной нелегальной миграцией, но и вопрос о репатриации соотечественников. После распада СССР, когда все пространство считалось одной страной, в страну въехало несколько десятков миллионов граждан иных стран, что представляет собой сильный миграционный поток. Были рассмотрены инициативы МВД в данной сфере, вроде обязательности заключения трудового договора на осуществление работы, а также инициатива “резиновых офисов”.

“Совершенствование государственной политики охраны атмосферного воздуха”

Данное парламентское слушание проводилось 20 марта 2018 года и затрагивало проблемы экологии, которые столь актуальны в современное время. Неформально было объявлено, что данный год становится годом охраны воздуха, который непосредственно идет от закончившегося года экологии. На обсуждении принимались решения об использовании на предприятиях наилучшего технического оборудования, которое будет препятствовать масштабным выбросам.

Помимо модернизации предприятий, был рассмотрен вопрос и о развитии экологически чистого личного транспорта. По настоящее время автомобильные выбросы – это серьезный источник загрязнения атмосферы, особенно в городах. На дискуссиях была рассмотрена возможность снижения данного воздействия, а также постоянный и новый контроль за распределением автопарка в стране. Также рекомендуется оптимизировать всю транспортную систему, которая имеется в России. Данная повестка дня напрямую пришла от президента Владимира Путина, который в своем послании признал качественный воздух одним из доминантных направлений своей политики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: