О чем говорит закон о биометрических паспортах в России

С 30 июня запущена единая электронная система биометрических персональных данных россиян

Syda_Productions / Depositphotos.com

30 июня 2018 года вступили в силу изменения, внесенные в отдельные законодательные акты, позволяющие госорганам, банкам и иным организациям в предусмотренных законом случаях проводить удаленную идентификацию физлиц, основанную на использовании их биометрических персональных данных (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 482-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

С помощью механизма удаленной идентификации физлица, например, могут получать дистанционно банковские услуги, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных (голоса и изображения лица) (приказ Минкомсвязи России от 25 июня 2018 г. № 321).

Однако для того, чтобы получить возможность в дальнейшем пользоваться этим механизмом физлицу все же понадобится лично посетить отделение банка для первичной идентификации, но только один раз.

При первичном посещении банк зарегистрирует клиента в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), если ранее пользователь не был в ней зарегистрирован, и Единой биометрической системе. Для регистрации в Единой биометрической системе в банке у клиента возьмут биометрические данные – изображение лица и голос.

Сбор таких сведений осуществляется только с согласия гражданина и на безвозмездной основе ст. 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, далее – Закон № 149-ФЗ).

Форма согласия на обработку персональных данных и биометрических персональных данных утверждена Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2018 г. № 1322-р).

Перечень банков, обладающих правом проводить регистрацию физических лиц в ЕСИА и Единой биометрической системе, ежемесячно размещается на сайте Банка России.

После прохождения указанной процедуры гражданин сможет дистанционно получить услуги (открыть счет или вклад, взять кредит, перевести денежные средства) любого банка, работающего с данной системой, без посещения его офиса.

Однако следует иметь в виду, что Банком России могут быть введены ограничения по (п. 5.10 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”):

  • общему количеству открытых клиенту с использованием процедуры удаленной идентификации счетов или вкладов (совокупно во всех банках),
  • общей сумме выданных клиенту с использованием процедуры удаленной идентификации кредитов (одним банком)
  • общей сумме переводов денежных средств, осуществленных с использованием процедуры удаленной идентификации в течение месяца (одним банком).

О процессе удаленного получения услуг Банк России рассказал на своем сайте (http://www.cbr.ru/fintech/remote_authentication/).

В частности, ЦБ РФ пояснил, что после того, как клиент на сайте или в мобильном приложении банка выберет нужную услугу, ему будет предложено пройти авторизацию в ЕСИА – ввести свой логин и пароль. Затем клиент должен произнести на камеру определенную последовательность цифр или букв, которая одновременно запишет изображение его лица и передаст соответствующие биометрические параметры в Единую биометрическую систему для сравнения с уже содержащимися в ней образцами. При успешной идентификации ЕСИА направит необходимые данные в банк для оказания услуги.

Отметим, что п. 19 ст. 14.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрены специальные меры защиты предоставляемых клиентом биометрических данных: безопасность передаваемых данных обеспечивается посредством использования шифровальных (криптографических) средств.

Если физическое лицо для предоставления своих биометрических персональных данных в целях проведения удаленной идентификации использует мобильный телефон, смартфон или планшетный компьютер и отказывается от использования указанных средств, банк обязан отказать ему в проведении удаленной идентификации (п. 20 ст. 14.1 Закона № 149-ФЗ).

Если же гражданин использует иные устройства, в том числе персональный компьютер, и отказывается от применения указанных шифровальных (криптографических) средств, банк уведомит его о рисках, связанных с отказом. Если после этого гражданин подтвердит свое решение, банк может провести идентификацию без использования указанных средств (п. 21 ст. 14.1 Закона № 149-ФЗ).

Также отметим, что проведение удаленной идентификации и, соответственно, дистанционное оказание банковских услуг невозможно, если:

  • физлицо включено в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в отношении него межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  • у банка имеются подозрения в том, что клиент или совершаемая им операция связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Как работает биометрическое законодательство в России

Технологии помогают людям следить друг за другом. За вами следит государство, частные компании и госорганы используют данные, пока вы и ваши друзья их открываете. Российские законодатели уже не раз принимались за регулирование обращения с персональными данными, но про биометрические данные упоминали вскользь, а вот теперь добрались до них подробнее. Рассказываем, что говорят российские законы о биометрических персональных данных, что изменят новые приказы Минкомсвязи и как вам защитить свои данные.

Что случилось?

В Минкомсвязи готовят два проекта нормативных документов по регулированию биометрических персональных данных:

приказ «Об утверждении методики проверки соответствия предоставленных биометрических персональных данных физического лица…»;

приказ «Об утверждении порядка обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации…».

Ведомство завершает разработку проектов нормативных актов, окончен этап проведения общественных обсуждений и независимой антикоррупционной экспертизы.

Были ли в России законы о том, что такое биометрические данные и как с ними обращаться?

Мы писали о том, как работают биометрические законы в других странах. В России персональные данные, в том числе биометрические, упоминаются в нескольких правовых актах.

Федеральный закон «О персональных данных» определяет, что персональные данные — это любая информация, которая прямо или косвенно относится к физическому лицу — субъекту персональных данных.

В пункте 5 постановления Правительства РФ № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» персональные данные делятся на:

— общедоступные данные (присутствуют в открытых источниках — адресных книгах и т. д.);

— специальные категории персональных данных (те, которые по общему правилу нельзя обрабатывать — о расе, религии и т .д.);

У Роскомнадзора есть разъяснения «О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки» и Методические рекомендации по тому, как уведомлять уполномоченный орган о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения.

К биометрическим персональным данным, по разъяснениям Роскомнадзора, относятся сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, уникальны, не изменяются и позволяют устанавливать личность

— радужная оболочка глаз,

— особенности строения тела, отдельных органов и тканей,

— радужная оболочка глаз,

— состояние психического здоровья,

— фотография и видеозапись.

Фотография в системе охраны, которая позволяет идентифицировать человека при проходе на территорию организации, относится к биометрическим персональным данным. К ним же относится и фотография в паспорте.

Деление персональных данных на биометрические и остальные условно. Из тех же разъяснений Роскомнадзора мы узнаём, что рентгеновские или флюорографические снимки пациента не являются биометрическими персональными данными до тех пор, пока органы следствия и дознания не начинают использовать их для установления личности конкретного лица.

Если сотрудник банка при вашем обращении сканирует паспорт на подлинность через специальное устройство, это тоже не обработка биометрических данных, так как при этом не устанавливают личность. Обработка сведений в таких случаях, когда оператор сканирует паспорт, но личность не устанавливает, проводится по общим требованиям федерального закона «О персональных данных».

Какие нормы защищают мои биометрические персональные данные?

Конвенция Совета Европы № 108 «О защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных», которую ратифицировала Россия. Предусматривает охрану персональных данных при их автоматизированной обработке, говорит о праве субъекта на персональные данные.

Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Эта норма определяет границы, которые оператор персональных данных не вправе переступать при получении и при обработке информации о человеке.

Статьи 137 и 272 УК РФ говорят об уголовной ответственности за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. По этим же статьям вас могут и осудить, как историка Михаила Супруна, если кому-то покажется, что вы разглашаете личную информацию. Об этом мы рассказывали в докладе о доступе к информации в России.

Закон «О персональных данных» устанавливает перечень данных, обработка которых запрещена, кроме особых случаев: о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья и интимной жизни. Исключительные случаи, при которых такие данные могут обрабатывать: если реализуется международный договор Российской Федерации, осуществляется правосудие, исполняются судебные акты, и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ об обороне, безопасности и противодействии терроризму.

Биометрические данные по тому же закону, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме от субъекта персональных данных. Согласие должно быть осознанным и без принуждения, быть конкретным и определенным: какие данные и кому передаются. Например, участники гражданского и уголовного процессов могут возражать против приобщения видеозаписи к гражданскому или уголовному делу, если запись велась с нарушением закона. Работодатель должен получить письменное согласие работника на обработку персональных данных, чтобы разместить фото на пропуске. Об этом говорит определение ВС от 05.03.2018 № 307-КГ18-101.

Организации при обработке информации о физических лицах обязаны принимать организационные и технические меры для её защиты от неправомерного или случайного доступа. Закон о персональных данных обязывает все компании–операторы персональных данных назначить лицо, ответственное за организацию их обработки.

По общему правилу, оператор не может передавать персональные данные третьим лицам без согласия субъекта персональных данных. Без согласия позволяется передавать информацию правоохранительными органам.

Из разъяснений Роскомнадзора следует, что согласие на обработку персональных данных нельзя получить по телефону или через смс-сообщения.

Персональные данные россиян, по 242-ФЗ, можно обрабатывать только с использованием размещенных в России баз данных. Сведения о месте нахождения таких баз оператор персональных данных должен направлять в Роскомнадзор. За нарушение порядка обработки информации по решению суда доступ к сайту блокируют.

Кодекс административных правонарушений (КоАП) предусматривает штраф за нарушение порядка обработки персональных данных (ст. 13.11). Юридические лица могут заплатить от 30 тысяч до 50 тысяч рублей за обработку персональных данных в непредусмотренных законом случаях и от 15 до 75 тысяч рублей за обработку персональных данных без письменного согласия.

С 25 мая все операторы данных, которые работают с персональной информацией о гражданах ЕС, должны выполнять новые правила GDPR (General Data Protection Regulation), мы уже писали о них. Они затронут многие российские компании, обрабатывающие персональные данные граждан ЕС — тех, кто не ведёт бизнес в ЕС, не затронут. Новые правила объединяют и ужесточают все ранее существовавшие в европейских странах нормы защиты персональных данных. Компании, управляющие персональными данными, получат огромные штрафы, если не смогут обеспечить безопасность данных. Санкции нарушителям нового европейского регламента строже, чем в КоАП: до 20 млн евро или 4 % от мирового годового оборота за финансовый год.

Что изменят новые приказы Минкомсвязи?

Вводятся нормы, которых раньше не было

Приказ об утверждении порядка обработки параметров биометрических персональных данных для идентификации описывает технические моменты, которые раньше не были прописаны в нормативных документах.

Приказ Минкомсвязи определяет:

— Как будут обрабатывать параметры биометрических персональных данных для идентификации. В проекте приказа прописаны требования к качеству изображений, чтобы по ним можно было идентифицировать человека: ракурс, выражение лица, размеры, яркость, размер файла — и такие же требования к записи голоса: частота дискретизации, код сжатия, длительность, эмоционально-психологическое состояние.

— Как будут размещать и обновлять биометрические персональные данные в новой единой биометрической системе.Биометрические персональные данные будут хранить в новой системе три года, затем образцы придется обновлять.

— Какими должны быть технологии и технические средства, чтобы обрабатывать биометрические персональные данные для идентификации Например, они должны защищать от подбора.

Проект приказа «Об утверждении методики проверки соответствия предоставленных биометрических персональных данных физического лица» описывает возможность идентификации человека через сравнение его биометрических данных с теми, которые содержатся в единой системе (ЕБС). Человек предоставляет свою биометрию в госорган, банк или другую организацию, а организация через оператора ЕБС проверяет, можно ли по этим данным его идентифицировать. Методика описывает алгоритм определения степени соответствия данных, которые предоставил человек при обращении, тем, которые уже содержатся в ЕБС. Степень взаимного соответствия данных для применения удаленной идентификации должна составлять 0,99996.

Читайте также:  Что нужно знать о замене паспорта в 20 лет

За ошибки при установлении личности по биометрическим данным будет предусмотрена ответственность

Её понесёт уполномоченное лицо органа или организации, которое допустит ошибку.

Новые нормы по биометрии пилотно реализуют в оказании банковских услуг

Хотя они носят абстрактный характер и применимы и в других сферах. ЦБ уже заявил, что банки будут регистрировать клиентов, передавших свои изображение лица и голос в единой биометрической системе (ЕБС) и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Клиент сможет пользоваться удалённой идентификацией и получать банковские услуги, не заходя в банк. Удалённая идентификация должна заработать уже с 30 июня 2018 года по всей России, когда вступят в силу положения нового федерального закона.

После банков подобные базы могут создать и в других сферах

Идентифицировать личность по биометрическим особенностям возможно, только если есть система учёта данных с достоверными результатами первичной идентификации. Именно такую систему и собираются создать. Есть мнение, что создание таких систем настолько глубоко затрагивает права граждан, включая право на семейную тайну, тайну усыновления, медицинскую тайну, неприкосновенность личности, что лучше такие базы вообще не создавать и запретить.

Правоохранители получат доступ к новым базам

У них и так есть доступ не только в государственные, но и коммерческие базы данных.

Что я сам могу сделать для защиты своих биометрических персональных данных?

Очевидно, вы не сможете остановить создание баз данных, которое запланировало государство, и не сможете помешать правоохранителям знать про вас практически всё. Но если вы хотите защитить свои биометрические данные, насколько это вообще возможно, вам помогут те же советы, что и с другими видами персональных данных.

Не рассказывайте о себе слишком много

Помните, что вы сами решаете, что и кому о себе рассказывать. Будьте внимательны, когда называете своё имя, фамилию, отчество, паспортные данные, телефон, адрес, возраст, дату рождения, отдаёте фотографию, образец голоса, логинитесь с помощью отпечатка пальца или Face ID. Такие данные позволяют установить местонахождение человека, его маршруты, распорядок дня, любимые места.

Будьте внимательны к тому, какую информацию о вас собирают соцсети

Недавно Конгресс США поделился письмом от Facebook, в котором соцсеть признаётся, какие данные собирает от пользователей. Недавний скандал с Facebook из-за утечки персональных данных 50 млн американцев заставляет задуматься, какие данные вы отдаёте соцсетям и где они могут оказаться потом (да где угодно).

Пользуйтесь надёжными паролями и защищайте свои устройства

Пароль — базовый способ защиты ваших данных. К его выбору стоит подходить аккуратно. Примитивные наборы цифр, слова, в том числе изменённые, какие-либо из ваших личных данных, заключённые в вашем пароле, заинтересованными во взломе лицами подбираются достаточно быстро с помощью специального софта. Более подробно о выборе пароля и защите устройств можно прочитать в нашем спецпроекте об информационной безопасности.

Интересуйтесь, кто и какую информацию собирает о вас

Российское законодательство даёт возможность субъекту персональных данных получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных: оператор персональных данных обязан предоставить эту информацию по запросу.

Каждый имеет право знать, какие государственные органы или частные лица контролируют информацию о нём. Если хранится неправильная информация либо её сбор и обработка противоречат закону, человек может потребовать изъятия такой информации.

Используйте право на забвение

Это право даёт любому, про кого собирали, хранили или обрабатывали данные или который сам опубликовал личную информацию, право требовать прекращения выдачи этих данных. В некоторых случаях можно подать в Google, Mail.ru, Яндекс, запрос на удаление определенных URL, указав причины: распространение информации с нарушением законодательства РФ, недостоверность либо неактуальность представленных данных.

13 мая 2014 суд Европейского союза постановил, что граждане Евросоюза имеют право обратиться к поисковым системам с запросом об удалении ссылок на информацию, которая, по их мнению, более не является актуальной либо недостоверна. Таким было решение по делу «Марио Костеха Гонсалеса против Google». Марио обратился с просьбой удалить ссылки на статью о продаже его дома с торгов в счет уплаты долгов и добился своего.

Текст: Артём Кутловский, Ольга Дмитриевская

Обязательная биометрическая регистрация граждан РФ

1.Закон уже принят

В декабре 2017 года в России подписан закон о свободно-принудительной регистрации в Единой Системе Идентификации и Аутентификации (ЕСИА) с подтверждением биометрических данных в Единой Биометрической Системе (ЕБС) под предлогом введения биометрии в коммерческих банках.

При фотографировании на новый биометрический паспорт, в момент снятия “биометрии” (биометрия придумана для простачков) невидимым лазерным лучом в ультрафиолетовом диапазоне будет поставлено на лоб начертание уникального номера в машиносчитываемом штриховом формате 12-разрядного цифрового уникального номера – сквозного идентификатора, представляющего из себя технологическую связку уникальных идентификаторов (СНИЛС, ИНН, номер паспорта, пенсионного и страхового удостоверений и т. д.)

Благодаря этому уникальному для каждого человека сквозному цифровому идентификатору происходит доступ к файлу-досье в электронном реестре граждан РФ. Каждый такой доступ в реестр осуществляется посредством единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) с подтверждением биометрических данных граждан в единой биометрической системе (ЕБС) согласно закону № 157752-7 от 29.12.2017 г.

Уникальный сквозной идентификатор, даваемый каждому человеку компьютерной системой при его добровольной БИОМЕТРИЧЕСКОЙ регистрации в системе ЕСИА и ЕБС присваивается ему пожизненно и посмертно являясь, таким образом, ПОЛНЫМ аналогом человеческого имени, поскольку систему не интересует ни фамилия, ни имя, ни отчество человека, а только его цифровой номер-идентификатор.

В сквозном идентификаторе в машиносчитываемом графическом штриховом формате (EAN-13) заключено число «666» в виде трёх последовательных тонких вытянутых линий, соответствующих в графическом виде цифре «6» : в начале, в середине и в конце штрихового кода, без наличия которых невозможно считать номер, т.е. они выполняют роль некоего ключа доступа для входа в компьютерную систему.

Кстати, главный суперкомпьютер, куда стекается вся информация о всех жителях Земли находится в Брюсселе и называется «BEAST» – ЗВЕРЬ.Так называет его сами сотрудники по первым начальным буквам полного названия из 5 слов.

По признанию одного из налоговиков из Самары, это начертание будет представлять из себя чип радиочастотной идентификации. По некоторым признаниям учёных, этот сам чип создаёт модулированным лазерным лучам специального диапазона их человеческих клеток, а сама информация (номер) будет прописываться волновым способом непосредственно на ДНК клетки и с течении времени (8-10 месяцев) распространится по всему организму человека.

Как это происходит говорит профессор Гаряев, основатель нового направления в науке – телегонии.

Таким образом, душа человека, получившего это начертание цифрового обезличивающего уникального идентификатора, являющегося для компьютерной системы пожизненным и посмертным и как ПОЛНОГО аналога своего имени, заключается в оболочку из цифрового имени, имеющего в себе имя зверя или число имени его.

2.В России создают банк персональных биометрических данных

Правила сбора биометрических данных россиян будут утверждены уже к маю.

Этим будет заниматься Министерство связи и коммуникаций РФ. Но только в случае, если получит полномочия правительства и станет федеральным органом исполнительной власти, регулирующим вопросы идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных. Проект постановления правительства по этому поводу выложен для общественного обсуждения на портале проектов нормативно-правовых актов.

Минкомсвязи (по согласованию с Банком России) планируется поручить до 30 апреля 2018 года утвердить порядок обработки, сбора и хранения, параметров биометрических персональных данных в единой биометрической системе (банке персональных биометрических данных). Запросы в эту систему о степени соответствия данных россиян смогут отправлять банки и другие игроки финансового рынка, чтобы проводить идентификацию клиентов. Методику проверки соответствия данных планируется разработать до 20 мая.

Единая биометрическая система

Закон, предусматривающий возможность открывать банковские счета клиентам – физическим лицам удаленно, был подписан Путиным 29 декабря 2017 года. Новый закон устанавливает правовые основы для удаленной идентификации клиента банка – физлица с использованием его биометрических данных, а также сведений о нем, содержащихся в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Такой механизм позволяет банкам открывать счета физлицу без его личного присутствия – через интернет.

Сама единая биометрическая система является совместной разработкой Банка России, ассоциации “Финтех” (создана по инициативе ЦБ) и “Ростелекома”. Клиентам подключившихся к ней банков достаточно будет всего один раз лично явиться в банк и сдать там свои биометрические данные.

Единая система удаленной идентификации клиентов российских банков с использованием их биометрических данных заработает в середине 2018 года. По данным “Ростелекома”, на конец января 2018 года о своем намерении внедрить биометрию заявили 32 кредитные организации, из них 12 крупных банков принимают участие в тестировании системы. источник

3.Биометрия уже внедряется банками

Как выяснил “Ъ”, российские банки начали массово использовать системы биометрического распознавания лиц при рассмотрении кредитных заявок. В банках отмечают, что такая система идентификации позволяет предотвратить мошенничество. Эксперты по информационной безопасности указывают, что в случае хищения из банка самих биометрических данных ущерб для клиента может быть гораздо серьезнее.

Об успешном применении системы биометрического распознавания лиц клиентов при принятии решения о выдаче кредита “Ъ” рассказали в нескольких банках. Технология применяется как дополнительный способ обеспечения безопасности наряду с традиционными путями. Когда клиент обращается в банк за какой-либо услугой, его изображение и паспортные данные заносятся в базу данных.

При повторном обращении платформа идентификации лиц обеспечивает сравнение биометрических параметров с имеющимися в базе, а также сличает их с информацией о мошенниках. Система с высокой точностью сравнивает фото вне зависимости от поворота головы, макияжа, уровня освещения или разрешения камеры.

По словам директора по управлению рисками Почта-банка Святослава Емельянова, благодаря системе биометрического распознавания лиц клиентов в 2017 году банк смог предотвратить порядка 10 тыс. мошеннических сделок объемом более 1,5 млрд руб. Количество заявок, которые система распознала как мошеннические, за 2017 год выросло на 10%, но суммы потенциальных мошеннических сделок уменьшились, отмечают в банке.

«Подобная система позволяет отклонять большую часть мошеннических заявок, оформленных по поддельным паспортам,— подтверждает начальник управления расследования мошенничества банка “Ренессанс Кредит” Сергей Афанасьев.— Общая экономия для банка составляет 8–10 млн руб. в год, это около 150 заявок».

В пресс-службе Тинькофф-банка отметили, что благодаря технологии распознавания лиц экономят «десятки миллионов рублей каждый месяц».

По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), по итогам девяти месяцев 2017 года число кредитов с признаками мошеннических (по которым не было сделано ни одного платежа в течение четырех месяцев с момента выдачи) равнялось 116,8 тыс. Доля от общего объема выданных кредитов в 2017 году составила 0,21% — 7,96 млрд руб. (в 2016 году доля была 0,26%, или 7,55 млрд руб.), подсчитали в ОКБ.

Снижением риска мошенничеств за счет применения биометрических технологий интересуются во многих крупных банках. «В ВТБ идет подготовка к реализации проекта по сбору и использованию биометрических данных»,— отметил старший вице-президент банка Иван Пятков. В Альфа-банке тестируют решения с биометрическим распознаванием лиц для повышения уровня сервиса. Рассматривают вопрос внедрения такого сервиса и в ОТП-банке. В Сбербанке и Райффайзенбанке отказались от комментариев.

Однако хранение биометрических данных клиентов в базах данных банка сопряжено с огромным риском — хищение такой информации несоизмеримо опаснее кражи паролей или кодов, указывают эксперты. «Глаза и отпечатки пальцев — одни на всю жизнь, их невозможно заменить, как скомпрометированный паспорт или банковскую карту,— говорит руководитель рабочей группы “Защита информации и безопасность инфраструктуры в платежных системах” НП НПС Александр Виноградов.— Так что внедрять биометрию могут лишь банки с высочайшим уровнем информационной безопасности и защиты».

«До сих пор биометрическая идентификация всерьез использовалась только в контролируемых зонах организаций с высоким уровнем безопасности и т. п.,— отмечает директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов.— Банковское сообщество предлагает использовать для получения биометрических данных смартфоны и обычные компьютеры, передавать эти данные по каналам связи общего пользования, где они легко перехватываются хакерами, и обрабатывать в корпоративных информационных системах, уровень защищенности которых сегодня весьма далек от идеала». Уязвимости в применении биометрической идентификации выявляются регулярно, так что использование ее банками нельзя однозначно назвать благом для клиента, считает господин Кузнецов. источник

О чем говорит закон о биометрических паспортах в России

Путина просят остановить принятие закона о биометрической регистрации населения

Общественники направили президенту РФ Владимиру Путину обращение, в котором попросили остановить принятие антиконституционного закона. Приводим текст полностью.

“Уважаемый Владимир Владимирович!

20 декабря Государственной думой был принят, а 26 декабря Советом Федерации был одобрен законопроект ФЗ №157752-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации).

Читайте также:  Процедура замены российского паспорта при порче

Принятие закона кардинальным образом повлияет на жизнь граждан, суверенитет личности и безопасность государства.

Под предлогом “поддержания стабильности банковской системы”, безо всякого обсуждения с обществом, в стране будет создана единая база биометрических данных населения России, владеть которой и определять порядок получения, раскрытия и продажи данных будет Банк России (Центробанк). Он же будет ранжировать прочие банки и ежемесячно определять для них право доступа к биометрической базе.

Закон создает монопольное право и передает властные государственные полномочия банковской структуре, а также предписывает органам государственной власти в дальнейшем согласовывать с нею свои действия.

Наполнять базы данных, предоставлять сведения из них силовым структурам, а также продавать биометрические данные граждан государству и коммерческим структурам будет оператор единой биометрической системы – очевидно, Ростелеком, который неоднократно анонсировал создание Национальной биометрической платформы и весьма узнаваем в конкретных требованиях, прописанных в законопроекте.

При этом гражданин должен будет сам обеспечить безопасность своих биометрических данных, передаваемых в единую базу, обратившись для этого на указанный банком ресурс в Интернете. Его данные будут заверяться простой электронной подписью в отличие от усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного представителя оператора.

Чтобы снять правовые препятствия, гражданину предписывается заполнить бланк добровольного согласия на обработку биометрических данных. Возможности отказа или механизмов отзыва согласия законом для него не предусмотрено.

В законе также прописан сбор информации о гражданине в единую базу биометрических данных из государственных, в том числе, силовых структур. Это лишит гражданина возможности выбора и поставит его перед фактом обязательности повсеместного предоставления своих уникальных данных под угрозой лишения доступа к госуслугам, образованию, здравоохранению, социальной помощи.

Биометрические данные являются уникальной информацией о человеке, открывающей доступ к нему и к его жизни. Законом не предусмотрена конкретная ответственность банков и оператора за нанесение ему ущерба, в том числе, т.н. “кражи личности”, в результате использования персональных и биометрических данных.

При этом закон прямо указывает, что биометрическая информация представителей банковского капитала, крупного бизнеса и высшего руководства вноситься в базы данных не будет, что можно расценивать, как ярко выраженную дискриминацию по социальному признаку.

Сбор у законопослушных граждан в принудительном порядке данных, которые собирают у преступников (отпечатки пальцев, слепок голоса, цифровой профиль клиента и др.), предусмотренная законом передача информации о человеке в силовые структуры, лишает гражданина приватности, унижает его, ущемляет права личности и нарушает Конституцию РФ.

На наших глазах создается механизм нового, неконституционного института власти – власти частных структур – Банка России (Центробанка) и аффилированных с ним банков, которые получат доступ к уникальной информации о человеке и право капитализировать ее.

В результате будет легитимно создан новый товар – цифровая копия человека, о чем уже открыто говорят люди, продвигающие новый цифровой проект, появится новый рынок – торговли цифровыми копиями. Капитализация данных о человеке приводит к капитализации самого человека, и специалисты уже называют это явление “цифровым феодализмом”.

Предусмотренная законом легальная продажа биометрических данных различным структурам создаст ситуацию беспрецедентного риска не только для гражданина, но и для государства в целом.

Закон, наделяющий одну структуру неограниченной властью и монопольным правом на новый рынок, а другую вписывающий в рамки создаваемого субъекта коммерческих отношений, несет в себе признаки коррупциогенности.

Решение о введении биометрической регистрации населения всей страны с обществом не обсуждалось, а безальтернативность вводимого механизма игнорирует интересы граждан, несет угрозу их личной безопасности, игнорирует Конституцию РФ (ст. 6, 10, 17, 21, 23, 24, 55).

Развитие современных информационных технологий позволяет успешно фальсифицировать любые личные данные, в том числе, биометрическую информацию, что остро ставит вопрос, к примеру, об уязвимости работников, имеющих доступ к закрытым объектам стратегического значения, и актуализирует вопрос безопасности самих объектов и страны в целом.

Также по-прежнему не решен вопрос с заменой иностранного программного обеспечения отечественным, а имеющиеся разработки российских специалистов наталкиваются на ожесточенное сопротивление и не находят применения в своей стране. Это наносит удар по обороноспособности страны и позволяет говорить об угрозе национальной безопасности.

Создание единой базы данных нарушает п.3 ст.5 закона №152-ФЗ “О персональных данных”. По причине прямой угрозы суверенитету и безопасности страны создание единых баз данных ни в одной стране мира не осуществляется, а в Германии и вовсе запрещено отдельным законом.

Мировая практика применяет принудительный сбор биометрических данных только в отношении лиц, совершивших преступления или подозреваемых в них. С принятием законопроекта ФЗ № 157752-7, в России под предлогом “борьбы с терроризмом и коррупцией” начнется беспрецедентное нарушение прав человека.

Уважаемый Владимир Владимирович! Просим Вас воспользоваться правом “вето” и остановить принятие антиконституционного и коррупциогенного закона о всеобщей биометрической регистрации России, который нарушает права личности, создает угрозу социальной нестабильности, подрыва государственной безопасности и утраты национального суверенитета”.

Обращение подписали (в алфавитном порядке):

  1. Добрынин Андрей Владимирович, председатель правления общественной организации “Тюменский областной родительский комитет”;
  2. Жарина Сергей Анатольевич, руководитель Омского отделения общественного движения “Семья, любовь, Отечество”;
  3. Еганова Снежанна Станиславовна, корреспондент газеты “Национальный Курс”, координатор по общественным связям группы НОД “Вежливые люди. Русь единая. Возрождение”;
  4. Крузин Игорь Викторович, координатор С-Пб отделения общественного движения “Семья, любовь, Отечество”;
  5. Лебедев Валентин Владимирович, председатель Союза православных граждан;
  6. Кассин Олег Юрьевич, сопредседатель общественного движения “Народный собор”;
  7. Махотин Александр Анатольевич, гл. ред. сайта “Вера правая”;
  8. Николаев Виктор Николаевич, лауреат Патриаршей премии по литературе;
  9. Обрежа Вячеслав Васильевич, Московский общественный совет гражданского общества;
  10. Осипов Владимир Николаевич, Союз “Христианское возрождение”;
  11. Острецов Игорь Николаевич, д.т.н., профессор;
  12. Редкий Леонид Юрьевич, клуб “Центр”;
  13. Рябиченко Людмила Аркадьевна, председатель общественного движения “Семья, любовь, Отечество”;
  14. Семенов Валентин Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России;
  15. Сергеев Владимир Сергеевич, общественная организация “Народная защита”;
  16. Сивков Константин Валентинович, военный специалист, д.военн.н.;
  17. Сидоров Вячеслав Алексеевич, председатель Народного клуба любителей русских басов;
  18. Соколов Константин Николаевич, эксперт по геополитике, член-корр. РАЕН;
  19. Степанов Анатолий Дмитриевич, главный редактор ИА “Русская народная линия”, председатель международной общественной организации “Русское Собрание”;
  20. Филимонов Валерий Павлович, русский писатель-агиограф, публицист, специалист в области кибернетики и систем управления, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств.

С 30 июня запущена единая электронная система биометрических персональных данных россиян

Syda_Productions / Depositphotos.com

30 июня 2018 года вступили в силу изменения, внесенные в отдельные законодательные акты, позволяющие госорганам, банкам и иным организациям в предусмотренных законом случаях проводить удаленную идентификацию физлиц, основанную на использовании их биометрических персональных данных (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 482-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

С помощью механизма удаленной идентификации физлица, например, могут получать дистанционно банковские услуги, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных (голоса и изображения лица) (приказ Минкомсвязи России от 25 июня 2018 г. № 321).

Однако для того, чтобы получить возможность в дальнейшем пользоваться этим механизмом физлицу все же понадобится лично посетить отделение банка для первичной идентификации, но только один раз.

При первичном посещении банк зарегистрирует клиента в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), если ранее пользователь не был в ней зарегистрирован, и Единой биометрической системе. Для регистрации в Единой биометрической системе в банке у клиента возьмут биометрические данные – изображение лица и голос.

Сбор таких сведений осуществляется только с согласия гражданина и на безвозмездной основе ст. 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, далее – Закон № 149-ФЗ).

Форма согласия на обработку персональных данных и биометрических персональных данных утверждена Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2018 г. № 1322-р).

Перечень банков, обладающих правом проводить регистрацию физических лиц в ЕСИА и Единой биометрической системе, ежемесячно размещается на сайте Банка России.

После прохождения указанной процедуры гражданин сможет дистанционно получить услуги (открыть счет или вклад, взять кредит, перевести денежные средства) любого банка, работающего с данной системой, без посещения его офиса.

Однако следует иметь в виду, что Банком России могут быть введены ограничения по (п. 5.10 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”):

  • общему количеству открытых клиенту с использованием процедуры удаленной идентификации счетов или вкладов (совокупно во всех банках),
  • общей сумме выданных клиенту с использованием процедуры удаленной идентификации кредитов (одним банком)
  • общей сумме переводов денежных средств, осуществленных с использованием процедуры удаленной идентификации в течение месяца (одним банком).

О процессе удаленного получения услуг Банк России рассказал на своем сайте (http://www.cbr.ru/fintech/remote_authentication/).

В частности, ЦБ РФ пояснил, что после того, как клиент на сайте или в мобильном приложении банка выберет нужную услугу, ему будет предложено пройти авторизацию в ЕСИА – ввести свой логин и пароль. Затем клиент должен произнести на камеру определенную последовательность цифр или букв, которая одновременно запишет изображение его лица и передаст соответствующие биометрические параметры в Единую биометрическую систему для сравнения с уже содержащимися в ней образцами. При успешной идентификации ЕСИА направит необходимые данные в банк для оказания услуги.

Отметим, что п. 19 ст. 14.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрены специальные меры защиты предоставляемых клиентом биометрических данных: безопасность передаваемых данных обеспечивается посредством использования шифровальных (криптографических) средств.

Если физическое лицо для предоставления своих биометрических персональных данных в целях проведения удаленной идентификации использует мобильный телефон, смартфон или планшетный компьютер и отказывается от использования указанных средств, банк обязан отказать ему в проведении удаленной идентификации (п. 20 ст. 14.1 Закона № 149-ФЗ).

Если же гражданин использует иные устройства, в том числе персональный компьютер, и отказывается от применения указанных шифровальных (криптографических) средств, банк уведомит его о рисках, связанных с отказом. Если после этого гражданин подтвердит свое решение, банк может провести идентификацию без использования указанных средств (п. 21 ст. 14.1 Закона № 149-ФЗ).

Также отметим, что проведение удаленной идентификации и, соответственно, дистанционное оказание банковских услуг невозможно, если:

  • физлицо включено в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в отношении него межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  • у банка имеются подозрения в том, что клиент или совершаемая им операция связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.

1. Введение. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, выражают обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Так, тысячи людей сообщают о принуждении к использованию электронных способов учета и электронных документов.

Эта обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви от 19-20 февраля 2001 года. По мере развития новых технологий и включения их в различные сферы общественной жизни, потребовалось существенное уточнение церковной позиции, что нашло свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина не должна противоречить этим документам.

В рамках национальных проектов по созданию «электронного правительства» в разных странах модифицируетсяется законодательство, внедряются новые термины и понятия, а в результате радикально меняется жизнь. Зачастую это делает более удобным процесс взаимодействия человека и различных структур. Одним из главных аргументов государства при введении «электронного правительства» является борьба с коррупцией. Перевод в цифровой формат различных документов и формирование баз данных позволяет сделать прозрачным и контролируемым прохождение документов в разных сферах, будь то экономическая жизнь, судебная система или работа с обращениями граждан.

Читайте также:  Что нужно знать о штрафе за замену паспорта в 45 лет

Несмотря на эти положительные моменты, проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимы новые подходы к гражданской, духовно-нравственной и богословской оценке этих проблем.

2. Идентификационные коды и базы данных как элемент построения всемирной электронной управляющей системы. Международные документы (в частности, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая «Большой восьмеркой» в 2000 году), открыли путь к созданию «электронного государственного управления» с помощью «электронного правительства», построенного по единым международным стандартам на единой организационной, технической и программной платформе. Органы государственного управления интегрируются в единую всемирную систему. При этом законы работы кибернетических систем подчас переносятся на человеческое общество, а сама система порождает опасность тотального контроля и управления гражданином и обществом.

Любой элемент компьютерной сети (узел, устройство, файл) всегда обозначен (идентифицирован) своим адресом — уникальным цифровым кодом. Поэтому главным технологическим принципом построения глобального информационного общества является присвоение каждому человеку уникального идентификатора личности (кода) и постоянное использование его человеком во всех случаях взаимодействия с общественными инфраструктурами — правовыми, административными, финансовыми, транспортными, торговыми, медицинскими, образовательными и прочими. Данный идентификатор — это обозначение управляемого объекта кибернетической информационно-управляющей системы и одновременно ключ доступа к его электронному файлу-досье в базе данных с тем же номером. Принятие данного идентификатора означает фактическое согласие человека (добровольное или вынужденное, осознанное или неосознанное) с правилами работы системы. При этом возникает техническая возможность того, что каждый его шаг может проверяться, служить тестом на лояльность к системе, на согласие с распространенными в ней мировоззренческими и идеологическими установками, которые могут оказаться несовместимыми с христианством. Подобное развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов, вплоть до дискриминации по мировоззренческим признакам.

В последнее время в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование цифрового идентификатора может быть навязано людям в качестве условия их физического существования. Человек может быть понужден повсюду предъявлять этот код вместо имени во взаимодействии с государственными и коммерческими структурами для осуществления своих гражданских прав, получения материальных благ и услуг. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение медицинских процедур, получение социальной помощи, другие граждански значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в государственных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса.

Вся собранная информация может не только храниться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

Серьезную критику среди многих верующих вызывает опасность обязательного присвоения идентификационного кода, превращения его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, принуждение к использованию его как основного идентификатора человека в его взаимоотношениях с государством, социальными и коммерческими учреждениями.

3. Мобильная связь. Ставшая привычной для многих мобильная связь является одним из самых простых и удобных средств идентификации человека, определения его местоположения, прослушивания его разговоров. Растущая вычислительная мощность телефонов и превращение их в полноценные компьютеры позволяет хранить в них значительные объемы персональных данных. Угроза несанкционированного доступа к этим данным возрастает по мере развития сетей и роста скорости передачи данных.

4. Проблема универсальной электронной карты. Техническим средством, постоянно сопровождающим человека в его повседневной жизни, в самое ближайшее время может стать универсальная электронная карта (УЭК). Речь идет о микропроцессорном устройстве единого всемирного стандарта, идентифицирующем личность. Такая карта, как и цифровой идентификатор, не только существенно облегчает создание системы тотального отслеживания всех граждански значимых действий человека и его личной жизни, но позволяет осуществлять управление каждым гражданином и обществом в целом.

Многие верующие выражали озабоченность планами обязательного присвоения карт и настаивали на добровольности этой процедуры, чего в большинстве случаев на данный момент удалось добиться.

5. Угрозы безопасности граждан и общества. Управление глобальными информационными сетями сегодня наиболее доступно тем международным кругам, которые создали их архитектуру, элементную базу и основное программное обеспечение, куда могут быть негласно заложены любые механизмы, позволяющие в любой момент осуществить перехват реальной власти. Такое развитие событий с использованием информационных технологий и средств компьютерной техники глобального распространения чревато недопустимо высокой зависимостью от внешних поставщиков оборудования и программного обеспечения, а в перспективе и возможностью утраты государственного суверенитета.

Развитие информационных технологий вызвало появление нового вида преступлений, когда злоумышленники используют для своих целей компьютерные сети и технологии. Сегодня можно ограбить банк, не взламывая дверей и сейфов, находясь на другом конце света. Достаточно легко похитить деньги и у отдельного человека, определив идентификационный номер его кредитной карты. Причем у рядовых граждан нет реальной возможности защитить себя от компьютерного бандитизма.

«Цифровые подписи» и законы о защите персональной информации не могут остановить рост киберпреступности. Специалисты в области информационных технологий свидетельствуют, что даже самая совершенная компьютерная система не может гарантировать защищенности информации от случайных ошибок, сбоев, вирусов, несанкционированного доступа, злонамеренного использования, искажения или удаления. Из практики также известно, что несанкционированное распространение данных о личной жизни человека делает его беззащитным перед недоброжелателями и преступниками.

Одновременно нельзя не признать полезности добровольного учета и использования данных о состоянии здоровья людей, страдающих некоторыми хроническими заболеваниями. Без этого часто становится невозможным сохранение их жизни и здоровья в опасных ситуациях.

6. Биометрия. В новых технологиях идентификации все чаще используются биометрические параметры — данные об индивидуальных физических, физиологических, психологических и поведенческих особенностях человека, заключенных в уникальных характеристиках его тела. Такими характеристиками могут стать отпечатки пальцев, рисунок кровеносных сосудов сетчатки глаза, структура радужной оболочки глаза, формы лица, кисти руки, ладони, пальца, уха, тепловой портрет лица, рисунок вен на руке, голос, походка, динамика подписи, движения губ, генетический код (ДНК) и другие.

Сравнение биометрических данных человека с теми данными, которые были предварительно отсканированы, оцифрованы, занесены в базу данных и записаны в персональный носитель, называется аутентификацией или верификацией. При этом человеческое общение уже не потребуется, поскольку человека будет опознавать машина.

Подобные методы весьма эффективны при раскрытии преступлений, предотвращении несанкционированного доступа в те или иные помещения и в ряде других случаев. Однако всеобщий, а тем более принудительный сбор биометрических параметров человека для помещения их в электронные устройства и базы данных для последующей идентификации и аутентификации ущемляет достоинство личности. При этом попираются и элементарные нормы человеческой морали, которая всегда включала в себя представления о том, что можно знать о человеке и что не должно. По признанию специалистов, любой биокод всегда несет в себе гораздо большую информацию, чем это нужно для обычной проверки личности. Возможные злоупотребления здесь очевидны — от дискриминации при приеме на работу до прямого шантажа.

7. Имплантируемые электронные идентификационные устройства. Очередным этапом развития идентификационных технологий может стать широкое внедрение миниатюрных устройств, позволяющих отслеживать все граждански значимые действия человека и определять его местоположение. Уже существуют технические разработки подобных устройств, вводимых под кожу человека, или специальных меток, наносимых на его тело. Существуют и конкретные планы по внедрению таких технологий. Записанный в микрочип идентификационный номер будет служить как «электронным кошельком», так и средством для определения местоположения человека в реальном масштабе времени с помощью спутниковых систем глобального позиционирования. Это сделает возможным отслеживание контактов и круга общения каждого человека, а в перспективе — практически полный контроль за жизнью общества.

Вызывает тревогу, что уже принимаются законодательные акты, предусматривающие широкое распространение встроенных наноэлектронных устройств для беспроводного контакта мозга человека с окружающими предметами, транспортными средствами и другими людьми.

8. Случаи дискриминации и нарушения прав человека. Сотни тысяч граждан, включая православных верующих, которые не желают по тем или иным причинам входить в новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием персональной информации, идентификационными номерами) и сомнительной символикой, сообщают о нарушении их конституционных прав, которое происходит подчас из-за отсутствия соответствующих законодательных гарантий. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. Лишь незначительная часть дискриминируемых граждан обращается в суд. По большей части люди смиряются и предпочитают терпеть. В итоге формируется слой людей, выброшенных из всех сфер социальной, общественной и государственной жизни. Большинство граждан, подвергающихся дискриминации, — это пожилые, больные люди, нуждающиеся в лечении и социальной защите.

9. Церковь на защите богоданной свободы. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. С давних времен власть проводила переписи подданных, выдавала удостоверяющие личность документы. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций. Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.

Русская Православная Церковь убеждена, что люди вправе не принимать любые новые технологии и символы, которые, в свою очередь, не должны быть безальтернативными и принудительными. Необходимо сохранить возможность пользоваться традиционной, уже закрепленной в существующих правовых актах, системой учета (по фамилии, имени и отчеству, дате и месту рождения, месту жительства), а также традиционными документами, удостоверяющими личность. Настоятельной необходимостью является введение законодательного запрета на принуждение граждан к использованию автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации, в том числе запрета на принуждение к принятию и использованию любых средств автоматической идентификации человека. Необходимо соблюдать конституционные права граждан, отказывающихся от использования электронных способов учета и идентификации личности. Это возможно лишь при ясном и однозначном законодательном закреплении бесспорного права граждан на использование традиционных документов и способов учета. Реализацию таких законодательных норм необходимо обеспечить финансово, технически и организационно, иначе гарантии могут остаться простой формальностью.

Церковь призывает государство со вниманием отнестись к предложению законодательно запретить нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека, создание биологических микрочипов и биокомпьютеров из клеток человека.

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), создается реальная возможность вмешательства не только в повседневную жизнь человека, но и в его духовный мир. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение конституционных прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.

Согласие граждан на использование средств электронного учета должно быть осведомленным, с обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать осведомленность о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.

Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих.

Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данном непростом вопросе христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и хранит единство Его Церкви (см. Ин. 15:6-12).

Ссылка на основную публикацию