Пассивное избирательное право: что это значит

Активное и пассивное избирательное право. Избирательные права граждан и принципы их осуществления

В данной статье представлено определение и характеристика таких понятий, как активное и пассивное избирательное право. Будет дана оценка их принципам, сущности и гарантиям. Также будет охарактеризовано понятие избирательных прав в объективном и субъективном смысле.

Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Все принципы демократии, которые относятся к проведению и организации выборов, закреплены в таком нормативном акте, как Конституция. Избирательное право представлено законодательной системой, закрепляющей организационную систему государственной власти, которая направлена на стабилизацию политико-правовых и социально-экономических процессов. Также этот вид права представлен в форме юридической базы для проведения всех типов демократических реформ.

Приоритетным направлением осуществления реформы государственно-правового значения считается оптимизация избирательной системы и права в целом. Избирательная система является гарантом прав граждан, также она направлена на обеспечение соответствующего уровня выборных процессов.

Гарантиями свободных выборов считаются средства и условия, которые предоставляют избирателям осознанную и реальную свободу волеизъявления, защиту их интересов и избирательных прав, охрану избирательных блоков и объединений.

Понятие

Избирательные права граждан занимают значительное место в жизни государства. Свободные выборы — один из правовых способов легитимации власти государства. Для успешного решения поставленных избирательных задач особое значение представляет качество соответствующего законодательства и практики проведения выборов в целом.

Избирательные права граждан РФ — это закреплённая Конституцией возможность избирать, а также быть избранными для работы в органах государственной власти, участвовать в предвыборной агитации, выдвижении кандидатов, в наблюдении за избирательным процессом и работой избирательной комиссии. Также это право предоставляет возможность устанавливать итоги голосования и определять результаты выборов.

Избирательные права в субъективном смысле

В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.

Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.

В объективном смысле

Объективное избирательное право – одна из подотраслей конституционного законодательства, представленная в виде совокупности юридически значимых норм, направленных на регулирование отношений и действий, возникающих в процессе выборов.

Источниками избирательных прав являются:

  1. Федеральные законы.
  2. Конституция РФ.
  3. Законодательство субъектов РФ: уставы краёв, конституции республик, городов с федеральным значением.

Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.

Активное право

Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами. Активное право – это неотъемлемое право народа участвовать в выборах и избирать кандидатов в органы власти. Активными избирательными правами наделены граждане, которые территориально закреплены в пределах одного из избирательных округов.

Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа.

Пассивное право

Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.

Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное.

Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет. Избирательные права осуществляются на базе принципов, которые были установлены на основании всемирно разработанных норм.

Принципы

Активное и пассивное избирательное право реализуются на базе определённых принципов, которые установлены и закреплены законом.

Конституция закрепляет четы­ре основополагающих принципа для избирательного права:

  1. Равенство.
  2. Всеобщность.
  3. Тайное голосование.
  4. Прямые выборы.

Принципы избирательного права, выраженные в равенстве, подразумевают такие черты:

  • все избиратели выражают право голоса на равных основаниях, при этом составляют единый избирательный корпус;
  • избиратели имеют равное количество голосов;
  • каждый депутат может быть избран от одинакового количества избира­телей, это означает, что каждый из голосов имеет равнозначный вес.

Одномандатные округа имеют равное количество избирателей. Многомандатные формируются с раз­ным количеством кандидатов – оно соответствует по пропорциям числу избирателей. Принципы избирательного права, которые выражены во всеобщности, означают, что участие в выборах предоставлено гражданам РФ, достигшим установленного законом возраста, для осуществления своих активных и пассивных прав избирателя.

Читайте также:
Пожизненное лишение свободы: что это значит

Тайное голосование – принцип, закрепляющий право граждан оставить свою избирательную волю втайне. В России все уровни выборов происходят путём выдачи бюллетеней. Прямые выборы означают осуществление избирательных прав путём прямого голосования. Примером могут служить выборы в Государственную думу.

Сущность выборов

В современном обществе выборы считаются процедурой, благодаря которой обеспечивается участие народа в формировании законодательных, представительных, исполнительных и судебных органов. С выборами тесно связана реализация всех существующих политических прав народа. Выборы — это один из способов существования демократии, передачи власти посредством волеизъявления народа.

Существуют выборы президента, парламентские, общенациональные президентские, в Законодательные собрания, в органы местного самоуправления. Люди избирают в первую очередь представителей, которые пользуются их доверием. Таким образом, власть, избранная народом, является признанной и легитимной.

Выборы рассматриваются в виде формы контроля массы населения за правящей элитой. Если власть не оправдывает интересы избирателей, они предоставляют возможность заменить её и допустить к власти оппозицию (она, как правило, является критиком существующего правительства). С другой стороны, правительство тоже вправе изменить сложившуюся политическую ситуацию под непосредственным давлением избирателей.

Гарантии избирательного права

Избирательные права народа защищены законодательно от любых проявлений дискриминации. Предполагается, что гражданин РФ вправе не только избирать, но и быть избранным вне зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения.

Выборы являются обязательными, поэтому проводятся в установленные законом сроки. Российское законодательство касательно выборов не предусматривает языкового, образовательного, имущественного ценза. Ценз, выраженный в предыдущем избрании, означает, что в государственные органы не может выбираться лицо, которое исполняло свои властные полномочия два созыва подряд. Таким образом, Конституции устанавливает порядок избрания президента, при котором он не может занимать должность больше чем два срока подряд.

Ценз неизбираемости означает, что некоторые должностные лица не вправе выдвигаться кандидатами на выборы, пока не ушли в отставку с занимаемых должностей, которые могут противоречить исполнению государственных полномочий (прокуроры, судьи, губернаторы).

Несовместимость означает запрет на занятия выборной и государственной должности одновременно. Она не может исключить возможности избрать лицо, которое занимает государственную должность, в одно из представительных учреждений.

Заключение

Избирательное право – важная отрасль конституционного права, содержащая нормы, которые регулируют порядок реализации избирательного процесса. При нем граждане могут избирать, а также быть избранными. Избирательные права находятся в очень тесной взаимосвязи с правом на участие в управленческих делах государства.

Реализация прав избирателя взаимосвязана с другими конституционными свободами и правами:

  • со свободой слова и мысли;
  • свободой получать, искать, передавать, распространять и производить информацию всеми законными способами;
  • свободой мирных собраний, митингов, демонстраций.

Ограничения в пассивном избирательном праве устанавливает Конституция и федеральные законы.

Избирательное право граждан. пассивное и активное избирательное право

В статье 32 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это конституционное право граждан представляет собой гарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя, то есть лица, голосующего на выборах, а также баллотироваться в качестве кандидата в депутаты или кандидата на выборную должность. Закрепленные в Конституции избирательные права являются основными, базовыми и обеспечиваются целым рядом конкретных прав граждан, сфокусированных на отдельных стадиях избирательного процесса (образования избирательных округов, формирования избирательных комиссий, составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и т.д.). Использование гражданами указанных правомочий позволяет им свободно осуществлять конституционное право избирать и быть избранными. Вся совокупность конкретных избирательных прав граждан раскрывается в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации. Наиболее важные из этих прав и их гарантии установлены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Конституционное избирательное право граждан слагается из двух прав: активного избирательного права и пассивного избирательного права.

Активное избирательное право граждан означает право избирать в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно возникает при достижении гражданином 18 лет и отсутствии обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участие граждан в выборах (недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда). Иных ограничений в осуществлении гражданином активного избирательного права федеральные законы не предусматривают.

Активное избирательное право реализуется путем голосования гражданина на выборах в Российской Федерации. Важнейшей предпосылкой реализации активного избирательного права является включение гражданина в списки избирателей.

Читайте также:
Процесс коллегии присяжных: что это значит

Пассивное избирательное право обозначает право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Базовые условия осуществления пассивного избирательного права такие же, как и активного: не могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

История развития избирательного права такова, что признание за гражданином как пассивного, так и активного избирательного права ставилось в зависимость от значительного количества различного рода цензов. Это были имущественные, половые, образовательные, сословные цензы.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают повышенные возрастные требования для кандидатов и некоторые другие условия для осуществления гражданами пассивного избирательного права. Так, согласно статье 81 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

Одним из индикаторов того, насколько население способно к самоорганизации и взаимодействию, является различие в активности избирателей на федеральных и местных выборах, когда избираются органы власти, наиболее близкие непосредственно к конкретному жителю. Именно отношение населения к местным выборам может служить лучшей иллюстрацией состояния взаимоотношений власти и общества, отражать реальную степень развитости социальных сетей на той или иной территории. Оно характеризует реальное состояние массового сознания, особенности политической культуры, реальную легитимность институтов управления. Именно по этому показателю особенно ярко видны глубокие социокультурные различия между регионами страны. А уже они ведут к применению в разных регионах разных предвыборных технологий.

Может быть именно в изменении за 1990-е информационной среды и надо искать одну из ключевых причин такого резкого изменения поведения обывателя от повышенной политической активности к явной апатии.

В российской избирательной культуре очень сильны патерналистские начала, как следствие – высокая зависимость населения от региональной элиты, ведущая в свою очередь к формирование авторитарных политических режимов. Публичная политика и выборы являются зачастую ритуальным мероприятием, лишь легитимизирующим негласные договоренности. Сверхвысокая явка как на местных, так и на федеральных выборах (часто в районе 90%), причем смена отношений в элите резко меняет и результаты голосований. «Независимых» же элементов в системе практически нет и голоса за «третьих» кандидатов всегда на уровне погрешности – будь выборы президента РФ или Государственной думы РФ. На всех местных выборах решающее значение имеет личный образ кандидата, а не его партийность и отмечается высокая степень корреляции между этнической принадлежностью кандидата и числом полученных им голосов.

В России фактически возникла система многоуровневых ограничений прав граждан на участие в выборах – сначала законодательство о политических партиях ограничивает право граждан на объединение в партии путем ограничений по их численному составу, предоставляемой для регистрации информации, запретом региональных партий (хотя Россия является Федерацией) и т.д., а затем оно ограничивает партии возможностью выдвижения кандидатов через чрезмерно жесткие требования к сбору подписей, внесению огромных залогов, проведению плановых и внеплановых проверок, ежегодной перерегистрации численности, оформлению соответствующей документации и т.д. В этих условиях чтобы исполнить требования закона о выборах, надо вначале исполнить требования закона о политических партиях, что весьма сложно и трудоемко.

Однако никто не станет спорить, что количество участвующих в выборах кандидатов, если ему искусственно не мешает закон, отражает настроение в обществе и его потребности. Если большинство интересов граждан учитывается ведущими партиями, то и общее число партий невелико, если же плюрализм интересов широк и общество разбито на множество групп по своим отраслевым, этническим, конфессиональным, идеологическим и иным признакам, то число списков естественно увеличивается. Да, кому-то может не нравиться, что кандидатом стал тот или иной человек, но наличие равных политических прав это – условие демократии.

Единственный механизм, стимулирующий власть работать эффективно, то есть работать в интересах населения – это конкуренция. Убеждена, что в нынешних российских условиях необходимо восстановить смешанную избирательную систему, сочетающую территориальные и партийные интересы. Выборы только по спискам в современной России превращаются в референдум среди отобранных кандидатов.

Нет абстрактного государства, а есть лишь интересы конкретных граждан, которые имеют право использовать (и используют) любые ограничительные нормы закона как элемент удовлетворения своих интересов и потребностей. Излишнее ужесточение законодательства, включение в него заведомо невыполнимых норм вынуждают кандидатов, партии, прессу искать пути обхода закона, поощряют развитие коррупции, затягивают в стране формирование должного для цивилизованных стран уровня политической культуры.

Читайте также:
Основания недействительности сделок: что это значит

Необходимо называть вещи своими именами и приучать общество жить открыто, не прибегая постоянно к искусственному обхождению закона.

На самом деле многие российские регионы либо находятся на грани качественного изменения отношения населения к выборам, либо уже перешли ее, не смотря на популистские обещания и фиктивные программы, а на личности тех, кто избирается и практический личный опыт их деятельности на территории. А это говорит о том, что несмотря на все де-факто возникает и начинает все сильнее осознавать себя то, что называется гражданским обществом. Жизнь не станет проще от того, что кому-то так хочется. Все годы проведения в России того, что принято называть «демократическими выборами» (а именно свободные конкурентные многопартийными выборы стали главным политическим отличием системы власти новой демократической России от однопартийного режима советской власти в СССР) в России идет перманентная, не прекращающаяся избирательная реформа. Причем процесс реформирования избирательного законодательства как правило инициируется представителями исполнительной власти и имеет очевидной целью упрочить ее положение и сохранить власть в руках господствующей группировки.

Вероятно, что комиссии удобнее работать с меньшим числом кандидатов и партий, только заинтересовано ли в этом общество? Сужает или расширяет уменьшение числа «допущенных» общее число представленных на выборах групп населения? Ответ очевиден – политическая представительность при такой системе не может не снижаться, как и представленность прав меньшинств.

Это иллюзия, что населению можно просто не давать реального выбора, в итоге превратив выборы в референдум может привести к недовольству населения, которое никуда не денется, а утрата доверия населения приведет к утрате властью точек опоры в обществе, которое будет вынуждено искать иные способы борьбы за свои права и интересы, что чревато самыми негативными последствиями. Если институты не выполняют свои функции, у них есть риск просто сойти с политической сцены, уступив место другим институтам.

Очевидно, что от многих «нововведений» последних лет нужно отказаться, пока они не нанесли слишком большого ущерба – нужно либерализировать закон о политических партиях, в частности, разрешив создание региональных партий, расширить права средств массовой информации по освещению выборов, например, вернуться к 5% барьеру. При сохранении ограничений размеров избирательных фондов «чёрный нал» и незаконное финансирование выборов останутся неизбежными, так как имеющиеся ограничения во многих случаях вообще не дают возможности ведения честной избирательной компании (во всяком случае, для неофициальных кандидатов). Более активной должна быть и позиция институтов гражданского общества, которые пока, к сожалению, довольно вяло реагируют на очевидное наступление на избирательные права граждан. Без нее добиться нормализации ситуации будет затруднительно.

Что такое пассивное избирательное право граждан и активное – что означает

Политика – это важная часть жизни каждого человека, ведь экономическая и общественная ситуация в государстве оказывает свое влияние на человека. Сегодня многие страны придерживаются демократического строя, поэтому влияние человека в жизни страны носит обязательный характер. Для достижения такого права внедрены конкретные юридические акты. Их задача – это устранение беспорядков и установление предельного равноправия.

Что обозначает пассивное избирательное и активное право граждан

Избирательное пассивное право – это способ выдвижения гражданина своей кандидатуры на выборах. Тут имеются свои ограничения. Для каждого государства они свои. Если рассматривать выборы в США, то для выдвижения кандидатуры на должность президента гражданину должно уже быть 35 лет.

Если придерживаться признаков и норм права законодательства некоторых государств, то конкретные должностные лица могут быть избраны в представительный орган даже на протяжении конкретного времени после того, как ими были оставлены данные должности. Сюда стоит отнести судей, комиссаров политики, префектов. Также граждане, которых было избрано в представительные структуры, не обладают правом занимать другую должность в государственном аппарате. Это предполагает принцип разделения властей. О правах законодательной инициативы расскажет эта ссылка.

На видео-пассивное избирательное право:

Регламентируется такой процесс выдвижения кандидатов на должности на выборах. Для этого могут быть внедрены некоторые способы:

  1. Выдвижение кандидатов – это обязанность, которая возложена на партии, общественные организации. В данном случае кандидата выбирают методом тайного голосования на съездах указанных общественных объединений. В Республике Беларусь выдвижение кандидатов происходит политическими партиями, трудовыми учреждениями.
  2. Кандидат должен подать заявление, которое после подписывают избиратели. Если говорить про Англию, то заявление должно включать 10 подписей. В Республике Беларусь гражданин самостоятельно выдвигать себя не способен.
  3. Кандидаты выдвигаются в порядке, аналогичном избранию депутатов. Подобная манипуляция носит название праймериз или первичные выборы. Благодаря первичным выборам удается определить самых востребованных кандидатов, которые после могут пойти на общие выборы. Первичные выборы получили широкую востребованность в США.

Что такое понятие избирательного права и избирательной системы, подробно указано в данной статье.

Что собой представляют виды избирательного права, можно подробно узнать из данной статьи.

Читайте также:
Государственный оборонный заказ: что это значит

С которого возраста могут выдвигаться в РФ

Придерживаясь Федерального закона 1997 г, для подачи заявления на участие в выборах в органах самоуправления кандидату должно быть уже 21 год. Если происходит выбор депутатов законодательного орана власти субъекта РФ, то возраст составит 21 год. Для подачи заявления на участие в выборах на главу органа исполнительной власти минимальный возраст составит 30 лет. Про классификацию прав и свобод человека и гражданина можно узнать тут.

Если кандидат претендует на должность депутата в Государственную думу, то Конституция России предусмотрела возраст 21 год.

Если речь идет про избрание депутатов в Государственную думу, то для этого не обязательно, чтобы кандидат проживал на территории избирательного участка, а также того субъекта, в который он включен.
Для тех, кто претендует на должность президента РФ, стоит постоянно проживать на территории России. Кроме этого, обязательным является проживание в России последние 10 лет.

Не обладают правом избирать и быть избранными граждане РФ, которые являются недееспособными. Также в эту категорию входят люди, которые отбывают тюремное наказание согласно вступившему в законную силу приговору суда.

Изучая данную тему, важно знать, что относится к активному избирательному праву, а что к такому праву не относится.

Отличительные особенности

Как уже стало понятно, избирательное право классифицируют на два вида: активное и пассивное. Активное – это возможность избирать, отдавать свой голос за определенную кандидатуру, а также выступать против всех предложенных кандидатов. Если говорить про пассивное избирательное право, то это возможность быть избранным на определенную должность. Кандидат может обладать избирательным правом, но не иметь пассивным. Про конституционные обязанности человека и гражданина в РФ узнайте здесь.

Пассивное избирательное право – это реальная возможность выдвинуть свою кандидатуру на определенную должность. Но для этого существуют определенные ограничения, главное из которых заключается в возрасте. Для каждой должности существует свой критерий возраста, при несоблюдении которого лицо не имеет возможности обладать пассивным избирательным правом. Про основные гарантии избирательных прав расскажет этот материал.

Пассивное избирательное право

Активное избирательное право

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово-национальные и другие ограничения – цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк. Однако некоторые цензы сохраняются до сих пор. Так, в некоторых мусульманских странах права голоса все еще лишены женщины, а в ряде стран женщины получили избирательные права не так давно. Например, в Италии и Японии это случилось в 1945 году, в Греции – в 1956, в Швейцарии – в 1971 году.

Территориальный ценз ограничивает участие в выборах жителей определенных территорий. Ценз оседлости ограничивает электоральную активность мигрантов. Так, чтобы принять участие в выборах в США, человек должен прожить в данной местности 30 дней, в Канаде или Финляндии – один год, в Норвегии – 5 лет. В некоторых странах (Аргентина, Бразилия) избирательных прав лишены военнослужащие, что объясняется необходимостью поставить армию вне политики. В СССР до 1936 года избирательного права были лишены “представители эксплуататорских классов”.

Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств. Во Франции часть сената формируется путем трехступенчатых выборов.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Читайте также:
Продление процессуальных сроков: что это значит

По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Кроме того, граждане, избранные в представительные органы, не имеют права занимать никакой другой должности в государственном аппарате. Этого требует принцип разделения властей.

В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат Парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Избирательные права граждан: активное и пассивное избирательное право

Избирательное право – это система юридических норм, закрепляющих права и возможности граждан избирать и быть избранными в государственные органы власти. Кроме того, под избирательным правом понимается возможность отзыва избирателями своих избранных лиц (например, депутатов парламента), которые не оправдали доверия своего электората. Существует два основных вида избирательного права:

  • активное (право избирать);
  • пассивное (право быть избранным).

Активное избирательное право

Сейчас почти во всех странах мира утвердилась традиция, согласно которой право голосовать на выборах имеют все граждане государства, достигшие 18 лет, с некоторыми немногочисленными исключениями. Например, к этим исключениям (т. е. тем, кто лишается права голоса), относят граждан, признанных судом недееспособными вследствие психических расстройств. Иногда лишение избирательных прав может быть обусловлено совершением преступления. Закон лишает права голоса заключённых граждан.

В прошлом право избирать существенно ограничивалось многими факторами. Традиционно политика считалась сугубо мужским делом. Женщины долгое время не имели избирательных прав. В обществах, где было узаконено рабство или крепостничество, но проводились выборы, рабы или крепостные обычно не имели права голоса.

Были и другие ограничения, которые прямо или косвенно устанавливали доминирование высших слоёв населения, способствовали их влиянию на результаты выборов. Все эти факты подвергались критике со стороны демократически настроенных общественных деятелей и рано или поздно отменялись. В результате, к середине XX в. факты ограничения избирательного права для определённых слоёв общества перестали быть характерными.

Однако и сейчас в разных странах от отдельных представителей интеллигенции можно услышать мнение о целесообразности установления ценза грамотности для допуска к голосованию. Сторонники такого мнения жалуются на недостаточно сознательный выбор большинства граждан, которых политики легко вводят в заблуждение. Главным аргументом против такого мнения о сложности выработки действительно надёжной и свободной от коррупции процедуры является оценка уровня образованности.

В прошлом возраст, которого надо было достичь для получения активного избирательного права, часто был больше 18 лет. Например, нередко это был возраст от 21 года.

Пассивное избирательное право

Для пассивного избирательного права чаще всего сохраняются ограничения, присущие активному избирательному праву, но накладываются ещё и дополнительные ограничения. При этом объём и характер ограничений может очень существенно зависеть от того, в какой именно орган власти (или на какую именно должность) избирается гражданин.

Так, например, минимальный возраст для пассивного избирательного права часто бывает больше 18 лет. Он остаётся на уровне 18 лет в основном для местных органов власти (в некоторых государствах – и для парламента). Зато от кандидатов на должность президента часто требуется гораздо больший минимальный возраст, например – 35 лет.

Для кандидатов в депутаты национального парламента минимальный возраст обычно располагают в пределах между 18-ю и 30-ю годами. В двухпалатном парламенте часто для верхней палаты устанавливается выше минимальный возраст, чем для нижней. Изредка бывает так, что для какой-то должности устанавливается не только минимальный, но и максимальный возраст (например, кандидат должен быть не старше 70 лет).

Нередко от кандидатов требуется отсутствие судимости за преступления или за какую-то категорию преступлений (например, умышленные преступления). Часто применяется ценз оседлости: требование проживать в данном государстве в течение определённого количества лет и тому подобное. Достаточно характерным является также требование владеть государственным языком.

В государствах, где население избирает судей или прокуроров, закон может содержать профессиональные требования к кандидатам на эти должности, как, например, высшее юридическое образование, определённый стаж работы по специальности и тому подобное.

Читайте также:
Специализированное учреждение для несовершеннолетних

В прошлом на пассивное избирательное право накладывались примерно такие же дискриминационные ограничения, как и на активное.

Особый интерес представляет следующая особенность природы пассивного избирательного права:

  • для его реализации недостаточно желания субъекта;
  • если кто имел право быть избранным на какую-то должность, а его не выбрали, то это ещё не значит, что нарушено его пассивное избирательное право.

Для реализации пассивного избирательного права нужно иметь определённый уровень поддержки избирателей. Этот уровень поддержки может проявляться не только во время голосования, но и на этапе выдвижения кандидатур. Поэтому тот факт, что вышеупомянутому лицу не удалось даже стать кандидатом на эту должность, тоже не свидетельствует о нарушении его пассивного избирательного права.

Непростые процедуры для выдвижения кандидатуры могут устанавливаться законом во избежание чрезмерного количества имён в избирательном бюллетене. Для выдвижения кандидатуры может потребоваться определённое количество подписей потенциальных избирателей. Часто (а при пропорциональной избирательной системе обязательно) накладывается условие, чтобы кандидат был выдвинут государственным органом или какой-то политической партией.

Многие считают, что несправедливо вместо выяснения воли избирателей выяснять волю партий. Но дело в том, что существующие партии должны отражать имеющиеся в обществе идеологии. Если нет партии, которая выдвигает определённое лицо кандидатом, то этому лицу можно предложить создать новую партию, а если ей этого не удаётся, то значит общественная поддержка лица всё-таки недостаточна.

Ещё одно распространённое требование для регистрации кандидата – уплата залога, который возвращается после подведения итогов выборов, если за кандидата проголосовала определённая законом часть избирателей. При достаточной поддержке избирателей, всегда найдутся такие избиратели, которые смогут собрать нужную сумму для залога своего кандидата.

Однако возникает элемент неравноправия: достаточно богатый человек имеет возможность оплатить залог, независимо от уровня поддержки избирателей. Многие считают это серьёзным аргументом против такой нормы. Другие же обращают внимание на то, что сам факт регистрации кандидатом важен. Важен результат выборов, и если кто-то хочет профинансировать эксперимент по выдвижению своего кандидата, то можно предоставить ему такую возможность.

Роль материального положения кандидата проявляется также и в том, что успешная агитационная кампания часто невозможна без серьёзного финансирования. Кое-кто видит в этом несправедливость любой избирательной системы.

Часто избирательное законодательство предусматривает нормы, которые несколько смягчают этот эффект: ограничение средств, затрачиваемых на агитацию, введение определённых квот бесплатной агитации и т. п. Но полностью уравнять агитационные возможности бедных и богатых кандидатов практически невозможно (разве что полностью запретить им тратить на агитацию собственные средства, но это было бы очень трудно проконтролировать).

Впрочем, существует мнение, что эта особенность выборов является естественной и полезной, поскольку человек, который сам сумел разбогатеть, имеет хорошие организаторские способности. Именно такие люди подходят на руководящие должности.

Право отказа от голосования

В большинстве государств те, кто имеет право голоса, имеют также полное право и не воспользоваться этим голосом – то есть не проголосовать на выборах. Но вместо этого некоторые государства (например, Австралия и отдельные государства континентальной Европы) рассматривают участие в голосовании не только как право, но и как обязанность для избирателя. За неучастие в выборах на граждан этих государств накладывают штрафы или другие санкции.

Тайна и секретность голосования

Сейчас в мировой практике является общепризнанным, что голосование на выборах должно быть тайным. Это делает невозможным давление на избирателей со стороны различных лиц, от которых избиратель чувствует себя зависимым. Секретность, как правило, обеспечивается требованием заполнять избирательные бюллетени в специальных кабинках, в которых может находиться более одного человека одновременно (кроме случаев, когда избиратель не может заполнить бюллетень самостоятельно в связи с состоянием здоровья).

Следует отметить, что тайна голосования должна означать не только право, но и обязанность для избирателя не показывать другим лицам, как он проголосовал (иначе лицо, имеющее возможность давления на избирателя, могло бы попросить его показать бюллетень после заполнения). Это означало бы тот же недостаток, что и при отсутствии тайны.

Требование секретности голосования достаточно тяжёлое для полной буквальной его реализации:

  • довольно трудно проконтролировать, чтобы никто не раскрыл свой бюллетень перед тем, как опустить его в избирательную урну;
  • в случае существенных очередей на избирательном участке трудно также проконтролировать, чтобы избиратели заполняли бюллетени только в кабинках.

Нарушение тайны голосования приводит к существенному искажению воли избирателей только тогда, когда некоторые влиятельные должностные лица имеют целью нарушить тайну для получения определённого результата выборов.

Фальсификации на выборах и случаи умышленного искажения воли избирателей

Очень часто ход избирательной кампании сопровождается преднамеренными попытками некоторых политических сил сфальсифицировать результаты выборов. Эти попытки являются незаконными методами добиться других (более выгодных для себя) итогов выборов, чем они должны выйти исходя из настоящего волеизъявления избирателей (электората).

Читайте также:
Обследование кредитной организации: что это значит

Методы фальсификации бывают самыми разнообразными:

  • незаметные подбрасывания или сокрытие бюллетеней;
  • незаметное исправление заполненных бюллетеней;
  • различные приёмы, позволяющие избирателю проголосовать несколько раз (например, на разных избирательных участках – так называемые «карусели»);
  • содействие или отказ зарегистрировать избирательной комиссией некоторых кандидатов по надуманным причинам;
  • нарушение тайны голосования;
  • агитация незаконными методами или в период, когда агитация запрещена (как правило, закон не позволяет агитировать в день голосования, а часто также и накануне);
  • распространение ложной негативной информации о соперниках («чёрный пиар») и т. п.

Закон, как правило, предполагает много механизмов для предотвращения фальсификаций:

  • присутствие на выборах наблюдателей от разных политических сил;
  • установка прозрачных урн для голосования, чтобы фиксировать «вбросы» стопок одинаковых бюллетеней;
  • внедрение веб-камер на избирательных участках для онлайн-наблюдения за разными участками любым пользователем Интернет;
  • независимые опросы и экзитполы для альтернативного подсчёта голосов и др.

Но всё равно часто не удаётся избежать существенных нарушений в процессе голосования. Умышленные существенные нарушения во время выборов особенно характерны для государств с недостаточно устойчивыми демократическими традициями, то есть таких, которые стали на демократический путь развития сравнительно недавно.

Следует отметить, что в таких государствах взаимные обвинения политических сил в фальсификациях является распространённым приёмом политической игры. В ответ на это такие обвинения звучат ещё чаще, чем происходит реальных фальсификаций на выборах.

Часто фальсификациями занимаются представители государственной власти, используя свои властные полномочия (так называемый административный ресурс). Часто дела о фальсификациях рассматриваются в судах. При этом в государствах с недостаточно устойчивыми демократическими традициями возможно серьёзное давление на судей, особенно со стороны государственных или бизнес-структур. В результате решения суда не всегда бывают справедливыми. Кроме того, доказанная и организованная фальсификация может остаться недоказанной даже в добросовестном суде.

Среди случаев умышленного искажения воли избирателей бывают и такие, которые не нарушают действующего законодательства, особенно если это законодательство несовершенно или намеренно рассчитано на пользу определённых сил. В качестве примеров можно привести некоторые нормы, которые действовали при выборах народных депутатов СССР во время перестройки: окружные предвыборные собрания и избрания депутатов непосредственно от общественных организаций.

Особенно выделяется в этом плане манера проведения выборов, которая была присуща многим авторитарным (особенно коммунистическим) режимам в прошлом и, видимо, кое-где практикуется до сих пор. Это то, что иногда называют имитацией выборов.

При такой системе существующее законодательство способствует ситуации, когда правящие круги имеют фактически полный контроль над процессом выдвижения кандидатов, так что оппозиционных кандидатов существовать не может. Населению остаётся только подтвердить голосованием то, что устраивает власть.

Часто при этом даже действовала такая традиция, что кандидатов было только по одному в каждом округе. То есть выбора не было. При этом проголосовать против единого кандидата у подавляющего большинства избирателей тоже почти никогда не возникало необходимости. При такой системе нередко происходили фальсификации, направленные не на достижение победы определённого кандидата (он и так побеждал), а на увеличение показателей по части избирателей, принявших участие в голосовании (для пропагандистского эффекта).

Государства с такой практикой проведения выборов, как правило, оправдывают такой странный ход выборов, утверждая, что в них народ действительно массово поддерживает власть и альтернативных кандидатур вследствие тщательного подбора кандидатов, а также большого согласия в обществе.

Содержание пассивного избирательного права в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева Ю.Н.

Пассивное избирательное право это право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления , но оно имеет ряд законодательных ограничений, которые и были подвергнуты рассмотрению в данной статье. В совокупности для реализации пассивного избирательного права вводятся пять ограничительных цензов. Eligibility is the right to be elected to public and municipal authorities , but it has a number of legislative restrictions. These restrictions were reviewed in this article. Five restrictive qualifications are introduced for the implementation of eligibility .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лебедева Ю.Н.

Текст научной работы на тему «Содержание пассивного избирательного права в Российской Федерации»

УДК 342.8 Ю.Н. Лебедева, канд. юрид. наук, доцент,

доцент кафедры конституционного, административного и финансового права

юридического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права

СОДЕРЖАНИЕ ПАССИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читайте также:
Оплата труда осужденных: что это значит

Пассивное избирательное право – это право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, но оно имеет ряд законодательных ограничений, которые и были подвергнуты рассмотрению в данной статье. В совокупности для реализации пассивного избирательного права вводятся пять ограничительных цензов.

Ключевые слова: пассивное избирательное право, органы государственной власти и местного самоуправления, общественная необходимость, свобода личности.

Eligibility is the right to be elected to public and municipal authorities, but it has a number of legislative restrictions. These restrictions were reviewed in this article. Five restrictive qualifications are introduced for the implementation of eligibility.

Keywords: eligibility, public and municipal authorities, public necessity, personal liberty.

Правовые ограничения прав граждан являются естественным и логичным элементом их правового статуса. Это также сигнализирует о степени цивилизованности конкретного общества, выступает показателем его правовых возможностей и уровня правового развития [4, с. 102].

В этой связи в научной литературе справедливо указывается, что целью ограничения прав и свобод граждан и своего рода профилактикой возможных противоречий является нахождение разумного компромисса между общественной необходимостью и интересами обладателя прав [3, с. 26]. Следовательно, правовое регулирование оснований и условий возможных ограничений прав и свобод неизбежно, что необходимо для обеспечения совместимости индивидуальной свободы с благом общества, а блага общества – со

свободой личности [6, с. 309]. Подтверждением объективности такого подхода являются сформулированные Конституционным Судом РФ правовые позиции, согласно которым при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать необходимые и строго обусловленные этими целями меры обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов (Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана,

К.А. Катаняна и К.С. Рожкова»). Рассматривая ограничения пассивного избирательного права граждан Российской Федерации, хотелось бы более подробно рассмотреть всеобщее избирательное право. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Как видим, относительно субъектов избирательных правоотношений установлен разный возрастной ценз, что является отличительным признаком сущности содержания правосубъектности избирательного права.

Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Нельзя не согласиться с И.В. Стародубцевой в том, что указанные ограничения могут носить постоянный или временный характер. Недееспособные лица редко признаются дееспособными и восстанавливаются в правах. Ограничение для них может быть постоянным. Наказание за совершение преступления как основание ограничения пассивного избирательного права

имеет временный характер [5, с. 25]. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

В учебной литературе эти цензы называют как «основные» [2, с. 150]. Однако выделяют и дополнительные, которые в результате внесенных изменений и дополнений в федеральное законодательство от 21 февраля 2014 г. имеют достаточно обширное место.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;

Читайте также:
Частично конвертируемая валюта: что это значит

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» п. 7 и подпунктом «ж» п. 8 ст. 76 указанного Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа

местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы. Законодательством в качестве ограничения пассивного избирательного права предусмотрен также ценз неизбираемости, то есть невозможности для лица баллотироваться кандидатом. Неизбираемость связана со специальными ограничениями для определенных лиц, категорий лиц. Запрет на пребывание в должности Президента РФ одного и того же лица более двух сроков подряд установлен в ч. 3 ст. 81 Конституции РФ. Соответственно в п. 5 ст. 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 24 ноября 2014 г., с изм. от 1 декабря 2014 г.) «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд. Ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более утвержденного количества сроков подряд, могут предусматриваться уставом муниципального образования.

В федеральном законодательстве содержится еще одно ограничение: при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зареги-

стрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. Таким образом, для реализации пассивного избирательного права вводятся ограничительные цензы (пять основных цензов): ценз гражданства, возрастной ценз, ценз дееспособности, ценз судимости и ценз оседлости. Кроме этого, российскому законодательству свойственны и дополнительные условия: запреты, расширяющие ценз судимости, привлечения к административной ответственности, нарушения избирательного законодательства. Справедливо ли установление таких дополнительных условий-запретов? Представляется, что не совсем. Информация о судимости гражданина и ранее была открыта избирателям, и если граждане отдают такому кандидату свои голоса, то следует ли применять запретительные меры? Это, в сущности, лишение права выбирать по собственному усмотрению избирателя.

Хотелось бы, чтобы слова К.В. Ара-новского имели фактическое применение и реальное воздействие на избирательное правотворчество: «Принцип всеобщего избирательного права вдохновляет ожидания справедливости, от которой ни одно общество не посмеет открыто отречься, а справедливость часто связывают именно с равенством прав. идея всеобщего избирательного права показала себя как локомотив не бесспорного, но все же прогресса. Всеобщее избирательное право стало почти универсальной ценностью, и отказ от него не только недопустим, но и объективно невозможен»[1, с. 25].

Список использованных источников

1. Арановский К. В. Всеобщее избирательное право в его ценностных основаниях и издержках / К. В. Арановский // Рос. юрид. журнал. 2010. № 4.

2. Безруков А. В. Конституционное право России : учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / А. В. Безруков. М. : Юс-тицинформ, 2015.

3. Морозова Л. А. Принципы, пределы и основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву («круглый стол» журнала «Государство и право») / Л. А. Морозова // Государство и право. 1998. № 7.

4. Приходько И. М. Ограничения в российском праве (проблемы теории и практики) : дис. . канд. юрид. наук / И. М. Приходько. Саратов, 2001.

5. Стародубцева И. А. Конституционные ограничения пассивного избирательного права в России и зарубежных странах / И. А. Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 25.

6. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б. С. Эбзеев. М. : Юрид. лит., 2005. С. 230-231; Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации : учебник для вузов / под ред. О. И. Тиунова. М. : Норма, 2005.

Читайте также:
Специализированное учреждение для несовершеннолетних

Паспорт гражданина РФ: что это значит

I. Общие положения

1. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется – паспорт).

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются – граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

2. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 N 220, от 07.07.2016 N 644)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.01.2001 N 7)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 N 220, от 07.07.2016 N 644)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

До 31 декабря 2004 г. по желанию гражданина Российской Федерации, следующего железнодорожным транспортом с территории Российской Федерации в Калининградскую область Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики и обратно, в его паспорт вклеиваются фотографии детей – граждан Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.07.2003 N 392)

5. В паспорте производятся отметки:

о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета – соответствующими органами регистрационного учета либо уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, – соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:

о регистрации и расторжении брака – соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;

о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) – территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;

о ранее выданных паспортах – территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;

о выданных действительных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, – территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации или другими уполномоченными органами;

о группе крови и резус-факторе – соответствующими учреждениями здравоохранения;

об идентификационном номере налогоплательщика – соответствующими налоговыми органами.

Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 N 1205)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.

Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.

7. Срок действия паспорта гражданина:

от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет – бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. При этом такой паспорт является действительным до дня оформления нового паспорта, но не более чем 90 дней после дня достижения гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 N 1205)

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 15.07.2021 N 1205.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Нарушение требований настоящего Положения влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: