Переподготовка безработных: что это такое, описание и особенности

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка безработных

Кому предоставляется услуга

Согласно закону «О занятости населения в РФ», правом на бесплатное дополнительное специальное образование и профобучение могут воспользоваться все, кто соответствует хотя бы одному из следующих условий:

  • не имеет профессии;
  • не может найти работу по ней;
  • обладает недостаточной квалификацией;
  • утратил возможность трудиться по специальности.

Если гражданин действительно имеет основания требовать подобную услугу, то законной возможности для отказа у государства нет. Центр занятости обязательно рассмотрит обращение и предложит учебный курс с учетом образования, опыта, возраста, физических возможностей заявителя и востребованности тех или иных профессий на трудовом рынке. Поскольку желающих повысить квалификацию или получить новую профессию много, в законе перечислены категории граждан, которые при рассмотрении заявок пользуются преимуществом. Всего их 10:

  • люди с инвалидностью;
  • находящиеся без работы более 6 месяцев подряд;
  • уволенные военнослужащие;
  • выпускники общеобразовательных школ;
  • бывшие солдаты-срочники, закончившие службу в течение 3-х последних лет;
  • родители и опекуны детей с инвалидностью;
  • супруги военных и уволенных со службы;
  • люди, не имеющие профессионального образования и нигде ранее не работавшие;
  • получатели помощи со стороны государства по социальному контракту, если в нем оговаривается возможность профобучения или дополнительного образования;
  • супруги госслужащих, сменивших место жительства в пределах России из-за перехода на новую должность.

Стоит добавить, что по закону право на обучение имеют в том числе пенсионеры и женщины, находящиеся в декретном отпуске. Приоритетом они, однако, не пользуются, а порядок и особые условия направления таких граждан в центры дополнительного образования определяются на региональном уровне.

Виды и продолжительность обучения

В зависимости от образования заявителя, его квалификации и опыта работы центр занятости направит его на одну из следующих программ:

  • Профобучения. Курсы, на которых гражданин (как правило, не имеющий специального образования) получает квалификацию рабочего или служащего.
  • Профпереподготовки. Как ясно из самого названия, предназначены такие программы для тех, кто уже окончил вуз или ссуз либо получил рабочую профессию на курсах. Обычно новая квалификация, которую человек получает, хотя бы отдаленно связана с его образованием, хотя есть и исключения.
  • Повышения квалификации. Подобно предыдущим, подобные курсы направлены на расширение профессиональных познаний в рамках уже имеющейся у слушателя специальности. Участник не получает новую квалификацию, а лишь изучает актуальные темы, чтобы увеличить собственную востребованность на рынке труда.
  • Стажировки. Эта форма дополнительного образования похожа на предыдущую с той лишь разницей, что здесь акцент делается не на теории, а на практике, то есть выработке профессиональных навыков.

На коммерческой основе центры дополнительного образования проводят курсы разной продолжительности. Например, профпереподготовка подчас длится 1,5, 2 года и даже больше, однако при обучении граждан за счет бюджета выбираются, как правило, интенсивные программы сроком не более 12 месяцев.

Стипендия

Согласно статье 29 ФЗ «О занятости населения в РФ», граждане, проходящие обучение по направлению от ЦЗ, получают ежемесячную стипендию, размер которой для разных категорий слушателей неодинаков. Основные сведения по этому вопросу собраны в таблице.

Категория граждан Размер стипендии
Потерявшие работу не более, чем за 1 год до начала занятий и в течение этого времени состоявшие в трудовых отношениях как минимум 26 недель 75% от средней зарплаты гражданина за последние 3 месяца работы в конкретной организации, но не более максимального и не менее минимального пособия по безработице (с учетом районного коэффициента)
Отслужившие полный срок по призыву и официально отработавшие как минимум 26 недель непосредственно перед отправкой в войска 75% от средней зарплаты за последние 3 месяца работы в конкретной организации, но не более максимального и не менее минимального пособия по безработице (с учетом районного коэффициента)
Уволенные в течение 1 года до направления на курсы и отработавшие в этот период меньше 26 недель Сумма, равная пособию для безработных, которое причитается слушателю (районный коэффициент также учитывается)
Прежде не работавшие, желающие трудоустроиться после перерыва сроком больше 1 года, уволенные вследствие нарушения дисциплины, лишенные права на пособие из-за истечения периода выплаты Минимальное пособие для безработных. Районный коэффициент учитывается в регионах Крайнего Севера и прочих районах, где используются местные коэффициенты при выдаче зарплат
Неспособные выполнять служебные обязанности на прежней работе из-за несчастного случая или профпатологии За счет работодателя: средний оклад за последние 90 дней работы, но не более максимально возможного пособия (с учетом местного коэффициента)

Граждане, которые пострадали в результате радиационных аварий, имеют право на льготу в виде повышенной стипендии. Наконец, стоит учитывать, что контролирующие органы вправе уменьшить размер выплаты на ¼ или вовсе приостановить е е на 1 месяц, если слушатель учится плохо или периодически пропускает курсы без уважительной причины.

Дополнительное образование безработных в условиях пандемии

В конце мая 2022-го Минпросвещения РФ предложило систему мер, направленных на профпереподготовку и повышение квалификации сотрудников, лишившихся работы из-за эпидемии коронавируса. Программа запущена 15 июня и продлится до конца года. Речь идет преимущественно о дистанционных курсах на базе учреждений среднего профессионального образования. На 1-м этапе программы планируется обучить 110 000 граждан, а впоследствии охват вырастет до полумиллиона. Выбрать одну из программ и записаться на нее можно на интернет-сайте «Работа в России».

В целом схема переподготовки и повышения квалификации безработных в России давно отработана и строго регламентирована. Если по закону вы имеете право на этот вид государственной поддержки, вам стоит подать заявку на обучение непосредственно в местном центре занятости или через Единый портал госуслуг.

Подготовка и переподготовка безработных

Профессиональная переподготовка безработных относится к системе дополнительного профессионального образования. Это поднятие более широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии профессиональную переориентацию человека, потерявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте после переобучения.

Специалисты службы занятости оказывают профессионально ориентационные услуги безработному на этапе поиска нового профессионального старта, на этапе выбора нового профессионального пути и направления переподготовки.

Безработный нуждается в такой помощи, поскольку не готов самостоятельно сделать выбор. Служба занятости направляет безработного на профессиональное переобучение, оплачивая его прерывание в техническом образовательном учреждении, с которым заключены договорные отношения. Образовательное учреждение зачастую не только обеспечивает профессиональное переобучение человека, но и содействует его последующей адаптации на рабочем месте.

На организацию и содержание профессиональной переподготовки безработных влияют многие факторы, наибольшее значение среди которых имеют социально-демографические и личностные особенности безработных как потенциальных обучающихся и как соискателей рабочего места; особенности потребностей рынка труда, который, как правило, имеет не только динамический, но и региональный характер.

Это происходит в силу рассогласования между личными профессиональными интересами и потребностями соискателей рабочих мест, их профессиональной квалификацией и объективной потребностью рынка труда в специалистах.

Возникает необходимость решения проблемы не только профессиональной реабилитации не востребованных на рынке труда людей, но и их социальной реабилитации, а также приведения профессионально-образовательных интересов и потребностей личности, ее профессиональной квалификации в соответствие объективным потребностям рынка труда.

Одним словом, возникает необходимость соотнесения человеком трех оценочных категорий: «хочу», «могу» и «надо». Образование рассматривается как один из механизмов решения этой проблемы, как недостающее звено в процессе этого согласования. Причем сущность профессиональной переподготовки безработных, определение ее целей и функций не могут быть сведены ни к обновлению или дополнению, ни даже к формированию только профессиональных знаний и умений.

Безработные как субъекты обучения — это особая категория. Люди, потерявшие работу в результате экономических преобразований, спешат взять новый старт в трудовой деятельности, а поэтому вынуждены включиться в образовательный процесс.

И самому человеку, и обществу важно, чтобы этот новый старт был успешным. Хотя каждый потерявший работу испытывает свои, индивидуальные затруднения, безработные как специфическая социальная группа имеют общие психологические характеристики.

У этой группы населения более, чем у других категорий, нарушено взаимодействие с нестабильной производственной, экономической, социокультурной средой. Результаты исследований свидетельствуют о том, что каждый четвертый безработный не может оценить свой профессиональный статус, его соответствие конъюнктуре рынка труда.

Это объясняется недостаточным знанием требований, предъявляемых к работнику, его несформировавшейся или амбициозной самооценкой. В то же время самооценка профессиональных качеств в значительной степени определяет характер поведения на рынке труда, успех или неудачу при трудоустройстве, а значит, и скорость протекания процесса социально-профессиональной реабилитации.

Задача и результат профессиональной переподготовки безработных заключаются не столько в приобретении ими новых знаний и умений, сколько в формировании у них мотивации овладения новой профессией, выявлении способности определить и успешно пройти собственный путь нового профессионального становления, соответствующий индивидуальным потенциальным возможностям и потребностям, определении уровдя квалификации, развития профессионально значимых качеств.

Поэтому важной функцией профессиональной переподготовки безработных является создание оптимальных социально-педагогических условий для развития способности личности к социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новых социально-экономических условиях. Эту функцию можно обозначить как сопровождение социализации безработного.

Выделяют две группы целей переподготовки безработных.

Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения, носит андрагогический характер и предусматривает:

  • формирование минимума профессиональных знаний и умений, необходимых для того, чтобы работник приступил к выполнению своих профессиональных, производственных функций;
  • формирование готовности к овладению и овладение обобщенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений;
  • обеспечение адекватности подготовки специалиста его новому рабочему месту.

Вторая группа целей связана с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях, умения мобилизовать потенциальные возможности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости.

Суть обозначенных целей заключается в том, чтобы улучшить мотивацию безработных и их реальные возможности применить свои знания и умения на рынке труда длительное время, что предполагает:

  • формирование уверенности в себе, способности пересмотреть свои потенциальные возможности, умения принимать решения и определять пути и способы их реализации, развитие познавательных способностей, развитие мотивации;
  • обеспечение соискателю рабочего места, высокой степени вероятности трудоустроиться;
  • развитие способности к активной адаптации на рабочем месте;
  • формирование предпосылок к проявлению социальной и профессиональной мобильности.

Реализация этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан

“Финансовая газета. Региональный выпуск”, N 26, 2000

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (далее – профессиональное обучение) безработных граждан являются формой реализации их конституционных прав на труд, защиты от безработицы и активной политики занятости населения.

Право безработных граждан на бесплатное профессиональное обучение по направлению органов службы занятости закреплено в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 (в ред. от 20.04.1996 N 36-ФЗ) “О занятости населения в Российской Федерации” (ст.ст.9, 12).

В настоящее время действует и постоянно развивается система профессионального обучения безработных граждан. Она включает:

формирование сети образовательных учреждений и организаций, имеющих учебно – производственную базу для профессионального обучения безработных граждан;

формирование и систематическое обновление территориальных банков данных по профессиям, специальностям, роду занятий, по которым осуществляются либо могут осуществляться профессиональная подготовка, профессиональный отбор безработных граждан с учетом их права на выбор рода деятельности и профессии;

методическое обеспечение профессионального обучения безработных граждан;

формирование учебных групп из числа безработных граждан, а также направление на обучение в индивидуальном порядке;

материальная поддержка безработных граждан в течение периода обучения;

гарантии трудоустройства по окончании обучения.

Совместным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2000 N 3/1 было утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (далее – Положение).

Следует отметить, что профессиональное обучение по направлению органов службы занятости могут пройти далеко не все безработные граждане, а только те из них, которые отвечают одному из условий, приведенных в ст.23 Закона “О занятости населения в Российской Федерации”.

В соответствии с указанной статьей профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Вместе с тем некоторые категории граждан имеют приоритетное право на профессиональное обучение. В первую очередь на обучение направляются:

безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;

граждане, уволенные с военной службы;

жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

выпускники общеобразовательных учреждений;

граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Итак, каким образом гражданин может реализовать свое право на профессиональное обучение по направлению органов службы занятости?

Прежде всего следует обратиться в орган службы занятости по месту своего жительства. После регистрации гражданина в качестве безработного в установленном законом порядке он вправе получить полную информацию о возможностях профессионального обучения, профессиональное консультирование с целью выбора профессии (специальности), по которой будет осуществляться обучение, а также материальную поддержку в виде стипендии на период обучения.

Профессиональное обучение проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. Вместе с тем не исключается возможность профессионального обучения по профессии (специальности), не пользующейся спросом на рынке труда, но под конкретное рабочее место, предоставляемое работодателем по окончании обучения в соответствии с заключаемым с ним органом службы занятости договором. Органы службы занятости могут предлагать безработным с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности.

Профессиональное обучение безработных граждан по направлению органов службы занятости носит, как правило, краткосрочный характер и не может превышать 12 месяцев. При этом образовательным учреждениям и организациям, проводящим обучение, предоставляется право, по согласованию с органами службы занятости, изменять продолжительность обучения, предусмотренную учебными программами.

Положением предусмотрены различные виды профессионального обучения:

профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий;

обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям;

повышение квалификации рабочих;

профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков;

повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний;

Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов службы занятости не допускается.

Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться по очной и очно – заочной (вечерней) формам обучения и может включать теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и при необходимости стажировку. Заочная форма обучения не предусмотрена.

Направлению безработных граждан на профессиональное обучение предшествует профориентационная работа, включающая профессиональное консультирование и профессиональный отбор, психологическую поддержку, осуществляемые соответствующими подразделениями (работниками) органов службы занятости, службами профориентации образовательных учреждений.

Учебные группы комплектуются, как правило, из лиц, направляемых на обучение по одноименным или родственным профессиям, специальностям, близким по уровню получаемой квалификации, с учетом их образовательной подготовки, практического опыта.

При курсовой (групповой) форме обучения безработных граждан учебные группы комплектуются, как правило, численностью не менее 10 человек, при индивидуальной – за одним преподавателем (консультантом), инструктором производственного обучения закрепляется одновременно не более 2 человек.

Органы службы занятости на конкурсной основе определяют образовательные учреждения, а также организации, осуществляющие профессиональное обучение безработных граждан, и заключают с ними в установленном порядке договоры.

После проведенного отбора органы службы занятости заключают с безработными гражданами договоры, на основании которых им выдаются направления на обучение по установленной форме. Направление безработных граждан на профессиональное обучение осуществляется круглогодично.

Безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, государством гарантируются бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование, бесплатное обучение, выплата стипендии, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного гражданина, устанавливаемая в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.30 Закона “О занятости населения в Российской Федерации” безработным гражданам в период обучения выплачивается стипендия, размер которой дифференцирован для различных категорий.

Гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, размер стипендии определяется в зависимости от размера их среднего заработка по последнему месту работы. В этом случае стипендия будет выплачиваться в размере 75% среднего заработка по последнему месту работы на протяжении всего обучения. При этом размер стипендии не может превышать уровень средней заработной платы, сложившийся в субъекте Российской Федерации.

Граждане, которые к началу обучения имеют период оплачиваемой работы менее 26 календарных недель, а также граждане, перерыв в трудовой деятельности которых превышает один год, ищущие работу впервые (ранее не работавшие), могут рассчитывать на стипендию в размере, установленном государством для учебных заведений соответствующего профиля, либо в размере установленной законом минимальной оплаты труда.

После того как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке определят величину прожиточного минимума в данной республике, крае, области, размер стипендии будет не выше этого прожиточного минимума и не ниже 20% величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, на период обучения устанавливается стипендия в размере 100% среднего заработка по последнему месту работы, причем за счет средств этих организаций. При наличии лиц, находящихся на содержании безработного гражданина, размер стипендии повышается.

В случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий размер стипендии может быть уменьшен либо ее выплата может быть приостановлена на срок до одного месяца.

При необходимости органы службы занятости могут оказывать гражданам, направленным на профессиональное обучение, материальную помощь.

Действующим Положением предусмотрен случай, когда специалисты не могут найти для себя подходящую работу и желают освоить рабочую профессию. Такая возможность им предоставляется.

Составной частью системы профессионального обучения является обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности. Указанное направление обучения осуществляется в соответствии с Положением об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утвержденным Приказом Федеральной службы занятости России от 18.04.1996 N 93.

Направлению на обучение основам предпринимательской деятельности предшествует профессиональный отбор. В процессе обучения безработные граждане осваивают такие направления и дисциплины, как организация собственного дела, составление бизнес – плана, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, налогообложение, законодательство, управление ресурсами, управление персоналом и др.

Образовательные учреждения, организации, осуществляющие профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, издают соответствующие приказы (распоряжения) о начале и окончании обучения.

Безработные граждане, направленные органами службы занятости на профессиональное обучение, могут получать по месту прохождения производственного обучения (производственной практики) соответствующую зарплату за самостоятельно изготовленную ими готовую продукцию (работу), которая на размер получаемой ими стипендии не влияет.

Одной из форм профессионального обучения является вечерняя, поэтому обучение безработных граждан при необходимости и с учетом их желания может совмещаться с выполнением ими оплачиваемых общественных работ на основании заключаемых с ними срочных трудовых договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Успешное завершение профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, подтверждается соответствующими документами государственного образца (свидетельство, удостоверение, диплом).

Органы службы занятости принимают участие в осуществлении контроля за качеством обучения. Образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию и осуществляющему профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, государственной аттестационной службой по представлению органов службы занятости может быть в соответствии с законодательством Российской Федерации направлена в установленном порядке рекламация на качество обучения и несоответствие обучения предъявляемым требованиям.

Отчисление лиц, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение, до окончания обучения осуществляется образовательными учреждениями, организациями в соответствии с установленным ими порядком с обязательным уведомлением органов службы занятости.

Граждане, закончившие профессиональное обучение по направлению органов службы занятости и не нашедшие работы (доходного занятия), признаются безработными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Финансирование профессионального обучения безработных граждан осуществляется за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, предназначенных на эти цели, и других источников. Органы службы занятости оплачивают следующие затраты, связанные с профессиональным обучением безработных граждан:

оплата труда педагогических работников и лиц, осуществляющих теоретическое и производственное обучение (производственную практику), стажировку;

оплата труда членов комиссий по аттестации лиц, закончивших обучение;

оплата за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно – методических материалов, средств обучения;

оплата за приобретение, аренду и содержание необходимых для обучения учебно – производственных площадей, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов;

выплата безработным гражданам стипендий за весь период обучения;

оплата при необходимости стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение в другую местность;

оплата при необходимости спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также спецпитания в период профессионального обучения граждан;

затраты на содержание и оснащение учебных центров службы занятости в соответствии с договорами на эти цели;

иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением профессионального обучения.

Глава 7. Подготовка и переподготовка безработных

Профессиональная переподготовка безработных относится к системе дополнительного профессионального образования. Это поднятие более широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии профессиональную переориентацию человека, поте-рявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте после переобучения.

Организатором профессиональной переподготовки безработных становится служба занятости населения, основной функцией которой является содействие безработным ;:ражданам в трудоустройстве. Специалисты

службы занятости оказывают профессионально ориентационные услуги безработному на этапе поиска нового профессионального старта, на этапе выбора нового профессионального пути и направления переподготовки. Безработный нуждается в такой помощи, поскольку не готов самостоятельно сделать выбор. Служба занятости направляет безработного на профессиональное переобучение, оплачивая его прерывание в техническом образовательном учреждении, с которым заключены договорные отношения. Образовательное учреждение зачастую не только обеспечивает профессиональное переобучение человека, но и содействует его последующей адаптации на рабочем месте.

На организацию и содержание профессиональной переподготовки безработных влияют многие факторы, наибольшее значение среди которых имеют социально-демографические и личностные особенности безработных как потенциальных обучающихся и как соискателей рабочего места; особенности потребностей рынка труда, который, как правило, имеет не только динамический, но и региональный характер.

Важной характеристикой современного рынка труда является и наличие в нем потока вторичных безработных. Вторично безработным считается соискатель рабочего места, который получил Профессиональное переобучение, но не трудоустроился или трудоустроился, но не закрепился, не адаптировался на новом рабочем месте. Это происходит в силу рассогласования между личными профессиональными интересами и потребностями соискателей рабочих мест, их профессиональной квалификацией и объективной потребностью рынка труда в специалистах.

Возникает необходимость решения проблемы не только профессиональной реабилитации не востребованных на рынке труда людей, но и их социальной реабилитации, а также приведения профессионально-образовательных интересов и потребностей личности, ее профессиональной квалификации в соответствие объективным потребностям рынка труда. Одним словом, возникает необходимость соотнесения человеком трех оценочных категорий: «хочу», «могу» и «надо». Образование рассматривается как один из механизмов решения этой проблемы, как недостающее звено в процессе этого согласования. Причем сущность профессиональной переподготовки безработных, определение ее целей и функций не могут быть сведены ни к обновлению или дополнению, ни даже к формированию только профессиональных знаний и умений.

Безработные как субъекты обучения — это особая категория. Люди, потерявшие работу в результате экономических преобразований, спешат взять новый старт в трудовой деятельности, а поэтому вынуждены включиться в образовательный процесс. И самому человеку, и обществу важно, чтобы этот новый старт был успешным. Хотя каждый потерявший работу испытывает свои, индивидуальные затруднения, безработные как специфическая социальная группа имеют общие психологические характеристики.

У этой группы населения более, чем у других категорий, нарушено взаимодействие с нестабильной производственной, экономической, социокультурной средой. Результаты исследований свидетельствуют о том, что каждый четвертый безработный не может оценить свой профессиональный статус, его соответствие конъюнктуре рынка труда. Это объясняется недостаточным знанием требований, предъявляемых к работнику, его несформировавшейся или амбициозной самооценкой. В то же время самооценка профессиональных качеств в значительной степени определяет характер поведения на рынке труда, успех или неудачу при трудоустройстве, а значит, и скорость протекания процесса социально-профессиональной реабилитации.

Задача и результат профессиональной переподготовки безработных заключаются не столько в приобретении ими новых знаний и умений, сколько в формировании у них мотивации овладения новой профессией, выявлении способности определить и успешно пройти собственный путь нового профессионального становления, соответствующий индивидуальным потенциальным возможностям и потребностям, определении уровдя квалификации, развития профессионально значимых качеств. Поэтому важной функцией профессиональной переподготовки безработных является создание оптимальных социально-педагогических условий для развития способности личности к социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новых социально-экономических условиях. Эту функцию можно обозначить как сопровождение социализации безработного.

Выделяют две группы целей переподготовки безработных.

Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения, носит андрагогический характер и предусматривает:

— формирование минимума профессиональных знаний и умений, необходимых для того, чтобы работник приступил к выполнению своих профессиональных, производственных функций;

— формирование готовности к овладению и овладение обобщенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений;

— обеспечение адекватности подготовки специалиста его новому рабочему месту.

Вторая группа целей связана с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях, умения мобилизовать потенциальные возможности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализация этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер. Суть обозначенных целей заключается в том, чтобы улучшить мотивацию безработных и их реальные возможности применить свои знания и умения на рынке труда длительное время, что предполагает:

— формирование уверенности в себе, способности пересмотреть свои потенциальные возможности, умения принимать решения и определять пути и способы их реализации, развитие познавательных способностей, развитие мотивации;

— обеспечение соискателю рабочего места, высокой степени вероятности трудоустроиться;

— развитие способности к активной адаптации на рабочем месте;

— формирование предпосылок к проявлению социальной и профессиональной мобильности.

Адаптация — это приспособление индивида к условиям жизнедеятельности. Способность адаптироваться к изменяющейся социальной среде определяется уровнем развития личности, в том числе содержанием его знаний, умением действовать сообразно ситуации; В андрагогическом контексте активная адаптация не простое приспособление, а успешное выполнение уже иных профессиональных и должностных функций на основе вновь приобретенных знаний, умение интерпретировать имеющийся трудовой опыт у способность самостоятельно добывать недостающую информацию, с тем чтобы воспользоваться ею на практике.

Социальная и профессиональная мобильность — способность работника, специалиста правильно трактовать и реагировать на беспрецедентный опыт, с которым он может сталкиваться в окружающей среде, подверженной быстрым и глубоким изменениям.

Мобильность проявляется в эффективном использовании имеющихся в распоряжении знаний и умений, в стремлении приобрести новые знания и умения, чтобы заполнить любой пробел в системе реагирования на изменения. Она может характеризоваться умением учиться, определять уровень своей профессиональной компетентности, умением повышать его с учетом возникающих ситуаций.

Анализ достижения целей профессиональной подготовки безработных позволяет выделить критерии ее эффективности: факт трудоустройства; адаптация работника на новом рабочем месте; мобильность специалиста. Именно эти критерии характеризуют социально значимый результат профессиональной подготовки безработных, включая и ее андрагогический аспект.

Повышение эффективности обучения безработных невозможно без обращения к андрагогике, в центре внимания которой находится взрослый учащийся с его жизненным опытом, проблемами, потенциальными возможностями и интересами. Поэтому важно, чтобы преподаватели, работающие с безработными, имели специальную подготовку в области андрагогики. Их деятельность должна предусматривать: отзывчивость к требованиям и ожиданиям взрослых, потерявших работу, понимание их проблем; способность реально оценивать потенциал обучающихся и прогнозировать ожидающие их трудности; свободное владение современными технологиями обучения; умение проводить как групповую, так и индивидуальную работу.

Ключевой вопрос в организации обучения безработных — разработка его содержания. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, смысловой основой переобучения трудоспособного человека любого возраста, потерявшего работу, является формирование внутренних предпосылок к изменению своего положения на рынке труда. В этих целях используют несколько базовых моделей обучения, выбор которых зависит от исходных целевых и психологических установок личности. Среди установок личности могут преобладать ориентации на разные виды деятельности:

— любую работу, обеспечивающую достойный заработок;

смену рода деятельности при сохранении (или повышении) статуса, личностного престижа, который обеспечивался предыдущим местом работы;

— открытие собственного дела (индивидуального, семейного, корпоративного);

— работу в зарубежных фирмах (на совместных предприятиях);

— получение работы, требующей повышения имеющегося образовательного уровня;

— «виртуальное место работы» в домашних условиях.

С учетом этих ориентации продуктивно использование образовательных программ блочно-модульного типа. Анализ причин затруднений в трудоустройстве и, в частности, при поиске места работы позволяет предложить в качестве инварианта следующие содержательные блоки. Диагностический блок. Определение основных причин, проблем, стреотипов индивидуальной позиции на рынке труда. Осознан-: выбор модели обучения. Самодиагностика. Социально-психологический блок. Помощь в преодолении негативных установок в структуре профессиональной Я-концепции, «жирование механизмов деперсонализации (распада личности), изменение отношений с окружающим миром, социумом, людьми. Тренинговое обучение работе в разных режимах (индивидуальная, групповая, корпоративная деятельность), овладение эмоционально-волевой сферой. Технологический блок. Обновление и наращивание прикладных умений и навыков в соответствии с требовании времени: владение компьютером, оргтехникой, работа в 1нтернете, вождение автомобиля, бухгалтерский учет, аналитические умения, менеджмент, психолого-педагогические навыки работы с персоналом.

Коммуникативно-языковой блок. Развитие речи, обучение технике самопрезентации, формирования имиджа, культурной коммуникации, деловой переписки.

Лингвистический блок. Целевое приобретение навыков делового общения на иностранном (или русском как иностранном) языке (методом погружения), усовершенствование в области иностранного языка, подготовка к тестированию (для знающих язык).

Информационно-поисковый блок. Формирование культуры информационного запроса. Обучение работе с базами данных, источниками информации, ориентирующей в структуре рынка труда. Овладение вариативными формами предъявления себя потенциальным работодателям. Знакомство с современной системой поддержка интеллектоемких областей деятельности (гранты, фонды, конкурсы).

Финансово-правовой блок. Знакомство с перечнем нормативно-правовых документов, регламентирующих трудовые отношения приустройстве на работу, основными моделями финансирования в сфере малого бизнеса, с рисками в сфере коммерческих отношений.

Креативный блок. Развитие креативных способностей, поисковой активности, обучение приемам ТРИЗа, различным видам рефлексии.

Валеологический блок. Освоение приемов поддержания и восстановления здоровья в условиях интенсивного труда, стрессовых ситуаций, смены рабочей обстановки.

Последовательность освоения содержательных блоков и их объем могут быть различными.

Следует отметить, что экономически невыгодно переучивание за бюджетные средства специалиста, получившего в государственном учебном заведении высшее или среднее специальное профессиональное образование, с тем чтобы он полностью сменил сферу деятельности или подготовил себя к выполнению менее статусной, но высокооплачиваемой работы. Целесообразнее использовать уже имеющийся уровень и опыт деятельности в качестве предпосылочных (стартовых) для дальнейшего профессионального продвижения на основе изменения отношения к нему, коррекции, наращивания, углубления знаний.

В качественном отношении важна ориентация на требования международной практики. Например, в настоящее время разрабатывается Европейский стандарт компьютерного образования взрослого населения1. Есть четко фиксированные международные требования к уровням освоения английского языка, правилам вождения транспорта в условиях той или иной страны, оформлению конкурсных заявок, составлению резюме и др.

Важно подчеркнуть, что выбор содержания образования должен быть личностно ориентирован. Ведь безработный, как и всякий взрослый человек, приступающий к обучению, располагает неким запасом знаний и сложившимся набором личностных характеристик, которые неизбежно повлияют на успешность обучения и потребуют выбора в нем индивидуального пути.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие особенности безработных как социальной группы необходимо учитывать в организации их профессиональной переподготовки?

2. В чем сущность факторов, определяющих развитие системы профессиональной переподготовки безработных?

3. Чем отличается профессиональная переподготовка безработных от профессиональной переподготовки работающего специалиста?

4. В чем заключается специфика функций, целей и содержания профессиональной переподготовки безработных?

Кязимов К. Г. Формирование системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных в России. — Саратов, 1998.

Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. — 1996. – № 2.

Образование взрослых на рубеже веков: Вопросы методологии, теории и практики / Под ред. Н. А.Тоскиной. — СПб., 2000. — Т. IV. — Кн. 3.

Цыганов И. И. Становление рынка профессионально-квалификационных услуг в условиях переходной экономики // Новые знания. — 1998. — № 3.

Чернейко Д. С. Формирование рынка труда: Опыт, проблемы. — СПб., 1999.

Что такое
перепись

Перепись населения — учет всех людей на определенной территории: в государстве, регионе или населенном пункте. Для проведения этого учета обученные переписчики обходят все жилые помещения в стране. Кроме того, можно будет переписаться самостоятельно через сайт Госуслуг или на переписных участках.

Кто проводит перепись?

Всероссийскую перепись населения организует и координирует Федеральная служба государственной статистики — Росстат.

Но непосредственно в подготовку и проведение переписи вовлечены многие ведомства, институты и службы.

Научная и методологическая работа

Над программой переписи помимо специалистов Росстата работал коллектив 10 научно-исследовательских институтов и организаций, таких как НИИ статистики Росстата, Высшая школа экономики, МГУ, РЭУ им. Плеханова, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и других.

Государственные органы и службы

Перепись проводится при участии министерств, федеральных служб, государственных ведомств, а также при поддержке органов федеральной и местной исполнительной власти Российской Федерации.

Переписные работники

Перепись будут проводить 360 тысяч переписных работников по всей стране: переписчиков, полевых и районных контролеров, проводников и переводчиков. Самый многочисленный состав – переписчики. Они проходят обучение, опрашивают жителей и передают собранную информацию в центры обработки данных.

Первая цифровая перепись

Данные переписи будут собираться в электронном виде, на защищенных планшетах, либо через интернет на сайте госуслуг

Данные переписи будут собираться и обрабатываться в электронном виде на защищенных серверах в центрах обработки данных

Результаты переписи будут опубликованы и доступны всем заинтересованным в электронном виде, с визуализацией данных

Какие данные собирает перепись?

Жители России и те, кто проживает в стране более года, ответят на 33 вопроса переписного листа. Они разбиты на два больших блока: 23 вопроса о самом участнике переписи и о его домохозяйстве, и 10 вопросов о жилищных условиях.

Переписной лист Л

Среди вопросов: пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость.

Переписной лист П

Тип жилого помещения, в котором вы живете, время постройки дома, общую площадь квартиры или дома, количество комнат и виды благоустройства.

Проживающие в стране временно менее года ответят на 7 вопросов сокращенной формы переписного листа.

Переписной лист В

Бланк формы В — для временно находящихся в России иностранцев. В нем семь вопросов, в том числе о цели приезда в Россию и продолжительности проживания на территории страны.

Кто использует результаты переписи?

Органы исполнительной власти используют результаты переписи для принятия стратегических решений, составления демографических, экономических и социальных программ развития регионов, планирования и развития объектов инфраструктуры, дорог, газопроводов, строительстве линий электропередач, развитии общественного транспорта, строительства школ, институтов, детских садов и тд;

Органы законодательной власти руководствуются данными, собранными в ходе переписи при утверждении бюджетов и подготовке регулирующих норм и законов;

Исследователи, ученые, студенты используют полученную статистику для демографических, социологических, этнографических, этнологических, экономических, лингвистических, политологических, правоведческих и общественно-политических исследований;

Частный бизнес и государственные корпорации используют полученные сведения в своем стратегическом планировании: строительстве заводов, цехов, хранилищ, центров переработки продукции, жилой и коммерческой недвижимости. Данные переписи играют ключевую роль при открытии сетевых объектов: отделений банков, торговых и сервисных точек, представительств компаний, а также в массовом рекрутинге персонала;

Политические партии и силы учитывают перепись при принятии политических программ и заявлений;

Частные лица и граждане используют результаты переписи для знакомства со страной.

Основные принципы
Всероссийской переписи населения

В законе «О Всероссийской переписи населения» дается определение: «сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации».

Также в законе указывается, что перепись «проводится на всей территории Российской Федерации в соответствии с официальной статистической методологией» для «формирования официальной статистической информации о демографических, об экономических и о социальных процессах».

Перепись населения: особенности проведения и организации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Перепись населения – это процесс сбора данных демографического, экономического и социального характера, призванных охарактеризовать на определенный момент времени население страны или территории в разрезе каждого жителя.

Цели и принципы проведения переписи населения

Статистическая комиссия ООН рассматривает перепись населения в качестве единственного процесса, который может обеспечить сбор, обобщение, оценку, анализ, публикацию и распространение данных демографического, социального, экономического характера населения земного шара, отдельных стран и так далее.

Цель переписи населения состоит в проведении его сплошного учета, а также в сборе различных сведений, характеризующих состав и структуру населения.

Перепись населения характеризуется следующими основными чертами:

  • всеобщностью. Современная перепись предполагает охват населения определенной территории в полном объеме;
  • одномоментностью. Получение необходимых сведений о численности населения возможно только в том случае, если проведение переписи осуществляется на определенный момент времени. При проведении переписи не учитываются умершие, родившиеся или выбывшие с конкретных территорий;
  • наличием и единством программы переписи. Сбор сведений о населении осуществляется в соответствии с одними и теми же правилами;
  • поименностью. Сбор сведений осуществляется по каждому человеку, что позволяет детально комбинировать данные в соответствии с различными признаками;
  • непосредственностью получения данных у населения в ходе опроса и принципом самоопределения. Фиксация сведений в ходе переписи осуществляется только в соответствии с тем, что о себе сообщает опрашиваемый человек;
  • применением экспедиционного способа наблюдения. Осуществление сбора сведений у населения выполняется в форме анкет специального типа;
  • централизованностью управления переписью населения. Такой тип управления обеспечивает полное и последовательное соблюдение принципа единства программы переписи и методов выполнения работ по ее осуществлению в установленный срок.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы переписи населения

При проведении переписи населения применяются следующие методы:

  • во-первых, опрос, суть которого состоит в проведении переписи с помощью переписного листа, заполняемого переписчиком или регистратором в ходе личной беседы с опрашиваемым. Такой метод переписи населения применялся еще в Советском Союзе, характерен он и для современной России;
  • во-вторых, самосчисление, суть которого состоит в том, что заполнение переписного листа осуществляется самим переписываемым, а на переписчика возлагается обязанность проверки правильности заполнения переписного листа, уточнения пропущенных и неясных сведений. Такой метод переписи применяется в ряде европейских стран;
  • в-третьих, анкетный или смешанный метод, суть которого подразумевает рассылку анкет переписываемым лицам, их последующее самостоятельное заполнение и возврат в статистическую службу или бюро переписи. Такой метод применяется Соединенными Штатами Америки и в других развитых странах. На службу статистики или бюро переписи возлагается сбор заполненных анкет, их сверка, направление переписчиков к тем лицам, которые не вернули анкеты, для проведения опроса. Этот метод считается более дешевым методом проведения переписи населения, однако он характеризуется небольшой долей возвращения анкет (примерно на уровне 15-20%).

Особенности организации и проведения переписи населения в Российской Федерации

Для проведения переписи Правительством России определяются федеральные органы исполнительного характера, которые назначаются ответственными за проведение и подготовку переписи населения, обработку сведений по итогам переписи, подведение этих итогов, а также организационно и методически обеспечивают проведение переписи, проводят перепись определенных категорий граждан, обеспечивают безопасность лиц, осуществляющих сбор сведений. Также Правительством России определяется порядок организации и проведения переписи в рамках отдельных территорий страны.

Данные органы исполнительной власти осуществляют взаимодействие с другими органами власти при реализации своих полномочий в отношении переписи населения. Обязанность координации возлагается на специальную комиссию, которая создается для проведения переписи российским Правительством.

Обязанность содействовать проведению переписи населения возлагается на исполнительные органы государственного управления регионального уровня и органы муниципального управления. Региональные власти информируют федеральные органы власти о составе муниципальных образований на своей территории.

Исполнительная власть регионального уровня также осуществляет следующие полномочия в отношении переписи населения:

  • во-первых, обеспечивает необходимыми помещениями, с наличием охраны, мебели, средств связи, а также условиями, подходящими для обучения и работы лиц, занятых переписью населения;
  • во-вторых, обеспечивает помещениями с охраной, используемыми для хранения переписных листов и прочей документации по переписи населения;
  • в-третьих, предоставляет необходимые средства связи и транспортные средства.

Некоторые из этих полномочий или все могут быть переданы региональными властями органы муниципального управления.

Обязанности создания методических и инструктивных материалов по вопросу осуществления переписи возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, формирующий официальную статистическую информацию о различных общественных процессах на территории страны.

На федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение переписи, возлагается исполнение следующих обязанностей:

  • во-первых, осуществление контроля за качеством и эффективностью реализации органами государственного и муниципального управления обязанности по проведению переписи населения;
  • во-вторых, утверждение формы и содержания отчетности об исполнении полномочий в отношении переписи населения;
  • в-третьих, подготовка предложений об изменении полномочий органов государственного и муниципального управления по итогам рассмотрения отчетов об исполнении полномочий в отношении переписи населения.

Всероссийская перепись населения: как будет проходить и зачем в ней участвовать

15 октября 2022 года в России стартует перепись населения. Разбираемся, как она будет проходить, зачем в ней участвовать и как отличить переписчика от мошенника.

Краткое содержание статьи

  • Перепись на большей части территории России пройдёт с 15 октября по 14 ноября 2022 года.
  • Есть три варианта участия в переписи: дождаться дома переписчика, прийти на переписной участок или ответить на вопросы на «Госуслугах». За прохождение переписи онлайн «Сбер» обещает бонусы.
  • Участие в переписи добровольное, и никаких санкций за отказ от неё не предусмотрено.
  • Спрашивать документы и задавать вопросы о доходе никто не будет.
  • Сообщать ложные сведения нет смысла: данные обезличены, а некорректная информация приведёт к неверным решениям властей и, как результат, к негативным последствиям для населения.
  • Вся официальная информация есть на сайте переписи, вопросы также можно задать, позвонив на горячую линию по номеру 8 (800) 707-20-20.

Что такое перепись населения и зачем в ней участвовать

Всероссийская перепись населения — это масштабный соцопрос жителей России. Его проводит государство, чтобы выяснить, сколько людей проживает в стране, какое у них образование, есть ли дети, в каких домах и квартирах они живут. При этом людей не спрашивают о размере дохода, не просят паспортные данные и сведения о собственниках жилья.

Данные переписи нужны для «корректировки госпрограмм, а также для развития и планирования бизнеса», поясняют власти. Например, перепись поможет сориентироваться, сколько и где больниц необходимо построить, где нужны новые дороги, а где не хватает банков и магазинов. А сведения о том, сколько детей и какого возраста живут в России, помогут понять, сколько школ нужно ещё открыть и в каких городах.

Чем больше людей примут участие в переписи, тем более полную информацию получат бизнес и правительство. Если не участвовать в переписи или отвечать нечестно, государство получит недостоверные данные и, например, не построит детский сад, которого так не хватает родителям в одном из районов.

Традиционно перепись населения проводится раз в десять лет. Очередная должна была состояться в 2022 году, но из-за пандемии её перенесли на 2022 год. В этой переписи впервые в истории России участие можно принять онлайн.

Порядок проведения переписи населения регулирует закон «О Всероссийской переписи населения». В нём, например, закреплено, что перепись проводится с соблюдением прав человека на неприкосновенность частной жизни и что полученные сведения не могут быть использованы во вред.

Когда будет проводиться перепись

Перепись на большей части территории России пройдёт с 15 октября по 14 ноября 2022 года. В отдалённых и труднодоступных районах страны — это 24 региона Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока — она продлится до 20 декабря 2022 года.

Кто может участвовать в переписи

В переписи могут участвовать все, кто постоянно проживает в России. При этом не имеет значения гражданство и то, в какой стране находится человек во время переписи. То есть в опросе участвуют:

  • граждане РФ, которые во время переписи находятся в стране;
  • граждане РФ, которые временно выехали в другую страну, например в гости, на лечение, учёбу или по работе;
  • иностранцы, которые живут или планируют жить в России более года.

Как принять участие в переписи

Есть три варианта участия в переписи: дождаться дома переписчика, прийти на переписной участок или ответить на вопросы на «Госуслугах».

Вопросы во всех случаях одинаковые. Гражданам России нужно будет ответить на 23 вопроса о себе, своей семье, профессии и на 10 вопросов о своих жилищных условиях, например о годе постройки дома, материале стен, площади, числе комнат. Иностранцам зададут всего семь вопросов, в том числе о цели приезда и продолжительности проживания.

Посещение переписного участка. На переписной участок можно прийти уже 15 октября. Выбрать ближайший удобно на карте, опубликованной на официальном портале переписи. Там есть часы работы участка, а также его телефон.

Визит переписчика. Если идти на участок не хочется, можно подождать переписчика дома. Удобное время для визита можно сообщить в переписной участок по телефону, указанному на карте. Также уточнить информацию можно по телефону горячей линии 8 (800) 707-20-20. Переписчик, когда придёт, внесёт данные в планшет со слов анкетируемого. При этом пускать в квартиру переписчика необязательно и он не будет спрашивать никакие документы.

Перепись на Госуслугах. Все, у кого есть аккаунт на портале, могут заполнить электронный переписной лист на сайте или в приложении. Для этого нужно выбрать услугу «Пройти перепись населения» и ответить на вопросы. Переписать можно не только себя, но и всех членов семьи, например супруга и детей. Ответить на вопросы нужно до 8 ноября. После этого на телефон придёт QR-код — один на семью — и цифровой код на каждого члена семьи. Их нужно предъявить переписчику, который будет обходить дома и квартиры, тогда он будет знать, что человек уже принял участие в переписи, и не станет задавать вопросы во второй раз.

Бонусы за участие в переписи

Участникам онлайн-переписи «Сбер» обещает подарки: подписку «СберПрайм» на три месяца за 1 ₽ и скидки в своих сервисах. Для получения бонусов быть клиентом банка необязательно, говорится в сообщении компании.

Найти выгодный для себя банк удобно на Сравни.ру

Как будут храниться полученные данные

Ответы на вопросы будут храниться в обезличенном виде, то есть установить, кто именно дал тот или иной ответ, будет невозможно. Что касается данных с Госуслуг, то они будут передаваться в зашифрованном виде и впоследствии храниться в Госархиве.

Если отказаться от участия в переписи

Никаких санкций за неучастие в переписи не предусмотрено.

Как отличить переписчика от мошенника

Переписчик должен предъявить удостоверение с указанием фамилии и паспорт. Также у него будут шарф, жилет, сумка с символикой переписи и планшет со специальной программой переписи. Переписчик будет в маске и перчатках.

Переписчики не должны:

  • требовать какие-либо документы;
  • спрашивать паспортные данные и другую конфиденциальную информацию.

Если поведение переписчика вызывает вопросы, лучше прекратить общение и сообщить об этом на горячую линию. Участнику переписи пришлют другого переписчика или предложат прийти на участок.

На звонки с предложением заполнить бланки переписи по телефону отвечать не стоит. Это, скорее всего, звонки от злоумышленников, поскольку по телефону нельзя принять участие в переписи.

Когда опубликуют результаты опроса

Предварительные результаты переписи будут опубликованы в апреле 2022 года на сайте Росстата. Окончательные итоги подведут до конца 2022 года.

Читайте также:
Ограниченная оборотоспособность: что это такое, описание и особенности
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: