Пересмотр конституции: что это такое, описание и особенности

Конституция – основа правовой системы России

О Конституции Российской Федерации

Конституция является основой всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это самый главный политический и правовой документ государства. Она закрепляет политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы каждого гражданина.

Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержатся нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия, в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой, которой должно подчиняться все законодательство нашей страны.

Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, основа для повышения качества жизни.

История Конституции РФ

История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Она состояла из 6 разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции РСФСР», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР».

После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году. Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем – Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.

В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой – А. А. Собчаком и С. С. Алексеевым, а в 1993 году – общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало большинство – 58,43 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» – 25 декабря 1993 года.

День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря – памятная дата России.

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

Структура Конституции РФ

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Читайте также:
Место исполнения обязательства: что это значит

Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

Основы конституционного строя;

Права и свободы человека и гражданина;

Президент Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Подробную информацию Вы можете узнать по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересует другая информация по данной теме, задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Глава 16. Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации

Статья 136
1. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

2. В соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Статья 137
1. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, внесенные в Государственную Думу, должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции Российской Федерации или их отдельных статей, частей, пунктов, а также обоснование данных предложений.

2. Предложения направляются Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству для подготовки заключения, после чего включаются Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июня 2000 года № 496-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 28, ст. 2925; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2881-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1268; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

Cтатья 138
1. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации и заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает постановление об одобрении или отклонении указанных предложений. (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июня 2000 года № 496-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 28, ст. 2925; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2881-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1268; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

2. Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы с законопроектом направляются в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения.

Cтатья 139
1. Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном настоящим разделом.

2. Поступивший подготовленный субъектом, указанным в статье 134 Конституции Российской Федерации, проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации передается Советом Государственной Думы для подготовки заключения в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июня 2000 года № 496-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 28, ст. 2925; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2881-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1268; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

3. Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству проводит предварительное рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации с участием инициатора законопроекта, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, а также представителей других комитетов палаты и иных лиц, предусмотренных настоящим Регламентом (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июня 2000 года № 496-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 28, ст. 2925; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2881-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1268; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

4. Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, заключение Общественной палаты (если таковое имеется) и подготовленный к рассмотрению проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации направляются Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству в Совет Государственной Думы для включения законопроекта в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2881-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1268; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

Читайте также:
Поименное голосование: что это такое, описание и особенности

Статья 140
1. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации осуществляется Государственной Думой в трех чтениях.

2. В ходе рассмотрения законопроекта Государственная Дума заслушивает доклад инициатора каждой конституционной поправки, содоклад представителя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе или уполномоченных Президентом Российской Федерации лиц, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представителей фракций, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении. При рассмотрении законопроекта, являвшегося объектом экспертизы Общественной палаты, вправе выступить также член Общественной палаты, уполномоченный советом Общественной палаты. Члену Общественной палаты для выступления предоставляется до пяти минут (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2009 года № 2019–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 18, ст. 2192; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

Статья 141
Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации обсуждаются и голосование проводится по каждой поправке в отдельности в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. Поправка считается одобренной, если за ее одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 142
После постатейного обсуждения и голосования поправок к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации в целом. Закон считается принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

Статья 143
1. Если Совет Федерации отклоняет проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации, то для преодоления возникших разногласий может применяться процедура, предусмотренная главой 14 настоящего Регламента для повторного рассмотрения федеральных законов (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

2. Указанный проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

Основы конституционного строя Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

  1. Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16).
  2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).
  3. Федеративное устройство (статьи 65-79).
  4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
  5. Федеральное собрание (статьи 94-109).
  6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
  7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127).
  8. Местное самоуправление (статьи 130-133).
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Читайте также:
Как мужу отсудить долю в квартире его семьи?

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
  • Право на самозащиту регулирует право личности защищать свои права и свободы всеми допустимыми законом способами: собственными действиями либо обращением в суд.
  • Судебная защита прав и свобод гарантирует возможность каждого человека восстановить его нарушенные права и свободы.
  • Право на международную защиту обеспечивает возможность (в случае, если уже использованы все доступные внутригосударственные средства правовой защиты) каждому гражданину РФ обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
  • Право на квалифицированную юридическую помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.
  • Возмещение государством вреда, который нанесли своими незаконными действиями органы государственной власти или должностные лица.

Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

  • соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;
  • обязанность каждого гражданина получить основное общее образование, а также обязанность родителей или опекунов предоставить детям образование данного уровня;
  • сохранение исторического и культурного наследия государства;
  • защита Отечества;
  • уплата законно установленных налогов, сборов и штрафов;
  • сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.

Конституция мудрее нас

15 января в Послании Президента РФ Федеральному Собранию прозвучали предложения о внесении изменений в Конституцию РФ, и уже спустя 5 дней соответствующий, весьма масштабный для конституционных поправок законопроект № 885214-7 был внесен в Госдуму, а 23 января – единогласно принят в первом чтении.

Предлагаемые поправки имеют широкий диапазон и предполагают изменение 22 статей Основного закона. Однако поспешность продвижения предложений не позволяет, на мой взгляд, полно и всесторонне оценить их: нужен достаточный срок, чтобы уяснить явную и потенциальную сущность поправок, соизмерить мнения профессионалов и спокойно все обдумать. Этого времени нет. Поэтому, «догоняя» быстро продвигающуюся инициативу, можно оценить лишь некоторые ее моменты.

Стабильность Конституции

Если для изменения закона или нижестоящих правовых актов достаточно наличия целесообразности, то для Конституции этого явно мало. Изменение Основного закона возможно лишь при явной необходимости, когда без него нельзя обойтись.

Принцип максимально возможной неизменяемости Конституции призван обеспечить ее стабильность как иммунитет от необоснованных влияний, временных веяний и чрезмерной гибкости. Именно стабильность Основного закона предопределяет особое доверие к нему со стороны общества. Указанное качество Конституции можно сравнить с непоколебимостью священно-религиозных писаний, носящих сакральный характер из-за веры в их метафизическое происхождение. Изменение этих писаний ущербно для восприятия. Конституционные тексты, хотя и в меньшей степени, но представляют собой что-то подобное, ибо Основной закон отражает священную мудрость предков, и чем «старше» его текст, тем он приобретает большую одухотворенность и заслуженное временем уважение.

Конституция как юридически оформленное фундаментальное общественное явление предполагает отсутствие безусловных дефектов – они могут быть обнаружены лишь условно: недостатки конституционного текста имеют не столько объективные, сколько субъективные предпосылки, когда познающий его субъект не видит решения сложившейся проблемы, констатируя тем самым предел своих познавательных возможностей. Сама же Конституция таких пределов не знает, она имеет колоссальный потенциал, вопрос сводится лишь к поиску путей его раскрытия. Образно говоря, выявленный в конституционном тексте дефект (пробел, противоречие, дисбаланс и др.) – это не пропасть и не тупик, а «потайная дверь», которая при правильно подобранных «ключах» открывает все новые и новые пространства конституционного устройства общества, государства и права. В этом смысле Конституция гораздо мудрее нас, и нужно уметь пользоваться этой мудростью.

Именно вследствие колоссального потенциала Конституции стабильность ее текста не предполагает чрезмерной консервации общественной жизни. Постоянство Основного закона не отрицает его «живой» характер, требующий адаптации конституционного текста к изменяющейся социальной реальности. Как правило, такая адаптация происходит путем «осовременивания» текста Конституции методом эволюционного конституционно-правового истолкования, призванного открывать глубинный потенциал конституционных идей.

Возможен, конечно, и режим конституционных поправок, но для его использования должны быть высокие гарантии соблюдения пределов материальной и процессуальной допустимости 1 , явная необходимость и исключительно глубокая профессиональная проработка – в частности, с точки зрения исторических предпосылок предполагаемых изменений и их последствий. Обоснование необходимости принятия поправок к Конституции прямо предусмотрено ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Исходя из смысла этих требований, инициирование изменения текста Конституции предполагает детальное, а не абстрактное обоснование причин, обусловливающих внесение изменений.

Предложенные в настоящее время поправки не получили должного и исчерпывающего обоснования в пояснительной записке к законопроекту, текст которой носит, на мой взгляд, декларативный характер. Кроме того, поправки не связаны друг с другом единой концептуальной идеей.

Одни из них, на первый взгляд, достаточно привлекательны (повышенные требования «патриотизма» для высших должностных лиц и принцип единства системы публичной власти), другие менее однозначны и требуют дополнительной и убедительной аргументации (например, предложение о закреплении в Конституции статуса Государственного Совета, о перераспределении полномочий между органами государственной власти, об уменьшении числа судей Конституционного Суда РФ).

Представляется, что предусмотренные в законопроекте поправки не носят характер очевидно необходимых. Нельзя сказать, что общество к ним шло и требовало их – все они в той или иной степени основаны на политической целесообразности.

Вместе с тем для примера можно привести ряд предложений, запрос на которые со стороны общества действительно существует. Так, в силу крайней актуальности идеи ответственности перед будущими поколениями важными могли бы стать положения об экологических принципах и экологической ответственности государства. Или, исходя из идеи социальной солидарности, – предложения о кратной зависимости зарплат должностных лиц от размера прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда. Считаю, что такие поправки действительно были бы понятными и приемлемыми для конституционного развития страны и ознаменовали бы новый уровень ответственности государства в соответствующих сферах.

Оценка допустимости отдельных поправок

В законопроекте предлагается дополнить Конституцию положением о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в России.

Само по себе это предложение преследует конституционную цель обеспечения государственного суверенитета. Однако и в действующем тексте Конституции этот принцип фактически присутствует: закреплен суверенитет государства (преамбула, ст. 4), а также прямо указано на верховенство и прямое действие Основного закона, при том что приоритет норм международного права касается уровня правового регулирования не выше закона (ч. 1 и 4 ст. 15).

Вместе с тем КС РФ неоднократно отмечал недопустимость и невозможность исполнения на территории России противоречащих Конституции решений межгосударственных органов (постановления от 6 декабря 2013 г. № 27-П; от 14 июля 2015 г. № 21-П; от 19 апреля 2016 г. № 12-П; от 19 января 2017 г. № 1-П). Таким образом, текст и смысл Конституции и в настоящее время не допускают действия противоречащих ей международных правовых актов.

Также предлагается дополнить Основной закон нормами о гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума и индексации социальных пособий и иных социальных выплат, а также пенсий. По содержанию данные поправки повышают конституционные гарантии прав граждан, но вполне достаточно нынешнего присутствия соответствующих норм в действующих законодательных актах. При этом положение об индексации социальных выплат и пенсий, на мой взгляд, вызывает сомнения, так как тем самым «планируется» режим устойчивой и, по-видимому, высокой инфляции, в то время как обществу и государству важна, в первую очередь, борьба с инфляцией как таковой.

Между тем больше всего заставляет задуматься вопрос о допустимости указанных изменений.

Как следует из ст. 135 и 136 Конституции, положения ее гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены, а в случае необходимости их изменений в специальной процедуре принимается новая Конституция. Вносить поправки можно только в гл. с 3 по 8.

Согласно законопроекту изменения предполагается внести в ст. 75 и 79, входящие в гл. 3, регулирующую федеративное устройство.

Вместе с тем положение о приоритете Конституции над решениями межгосударственных органов непосредственно связано с основами конституционного строя и затрагивает содержание гл. 1 Конституции (ст. 15). А положения о МРОТ и индексации социальных выплат и пенсий, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, включены в гл. 2 (ст. 37 и 39). Однако данные конституционные нормы не допускают ни явных, ни имплицитных изменений.

Таким образом, возникает проблема допустимости вносимых поправок: не являются ли они фактическим пересмотром не подлежащих изменению глав Конституции? Тут возможны два варианта толкования, противоположные по результатам.

Первый вариант, не допускающий изменений, заключается в том, что анализируемые поправки входят в круг регулирования, предусмотренный гл. 1 и 2 Конституции, и по содержанию фактически предполагают изменение (дополнение) ст. 15, 37 и 39. Положения гл. 3 Конституции, регулирующей вопросы федеративного устройства, – в частности, ст. 75 и 79, – для предлагаемых изменений не подходят.

Следовательно, указанные поправки не согласуются со структурой конституционного текста, а именно с нормативно-содержательной сущностью его глав. Однако его особенность состоит в том, что в нем не только юридические конструкции, но и отдельные слова, а также названия глав имеют важное нормативное значение. Исходя из этого нарушение содержательной структуры конституционного текста может повлечь нарушение его внутренних связей.

Таким образом, внесение в гл. 3–8 поправок, непосредственно касающихся (изменяющих, дополняющих или иным образом редактирующих) содержание гл. 1, 2 и 9, будет противоречить порядку изменения Конституции как гарантии ее основных свойств. Соответствующие изменения фактически предполагают обход режима недопустимости изменений отдельных глав Основного закона путем расположения соответствующих изменений в главе, на которую указанный режим не распространяется.

Теперь рассмотрим второй вариант толкования, допускающий изменения.

Нужно признать, что сам текст Конституции предопределил возможность анализируемых изменений, поскольку содержание гл. 3 «Федеративное устройство» включает не вполне свойственные ей положения – ст. 75, регулирующую общие принципы денежных и налоговых отношений, а также ст. 79, устанавливающую возможность участия России в межгосударственных объединениях. Эти отношения ближе к основам конституционного строя, чем к федеративному устройству.

Для примера в этот ряд можно поставить также находящуюся в гл. 3 Конституции ст. 69, гарантирующую права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. По своему содержанию эта норма должна входить в гл. 2, закрепляющую основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Вместе с тем, как указывалось, предполагается, что Конституция не имеет безусловных внутренних недостатков и противоречий, ее положения имеют глубокий, открывающийся со временем смысл. Исходя из этой концепции, можно полагать, что включение указанных статей в структуру гл. 3 имеет принципиальное стратегическое значение – обеспечить гибкость Конституции в обозначенных вопросах.

Таким образом, с точки зрения данного подхода предлагаемые изменения, хотя и вызывают сомнения, но допустимы.

Итак, возникает проблема выбора между двумя приведенными вариантами оценки допустимости анализируемых изменений Основного закона. Формально-юридически можно обосновать оба варианта. Поэтому выбор между ними должен быть сделан на основе методологии не рационально-логического толкования текста Конституции, а практического взвешивания положительного эффекта от применения названных подходов.

Так, первый, обосновывающий недопустимость изменений, возвеличивает ценность стабильности Конституции. Второй, аргументирующий возможность изменений, возвышает целесообразность последних как формы конституционного развития (обоснованность самой целесообразности здесь не оценивается).

Думается, что в рамках сравнения стабильность Конституции имеет больший вес и несет больший положительный эффект, нежели целесообразность изменений, обойтись без которых возможно. Стабильность текста – объективное качество, предопределяющее доверие общества к Основному закону, а необходимость изменений, вероятно, не лишена оснований, но носит относительный и субъективный характер и зависит от многих факторов, меняющихся с течением времени.

1 См.: Кряжков В.А. Поправки к Конституции Российской Федерации: правовые основы, пределы и их обеспечение // Государство и право. 2016. № 1. С. 5–12

Конституционная реформа в России в 2020 г.

Конституция России была принята всенародным голосованием 12.12.1993. За 17 лет своего действия ее положения неоднократно изменялись.

Справочно
После принятия Конституция России подвергалась неоднократному изменению в 1996, 2001, 20032008, 2014, 2019 и 2020 гг. Если не принимать во внимание ее изменения в 2020 г., предыдущие конституционные правки были связаны с образованием или ликвидацией субъектов федерации, их переименованием, а также принятием новых субъектов в состав России (изменения ст. 65 Конституции России в 1996, 2001, 20032008, 2014 и 2019 гг.).
В 2008 г. поправки Конституции России также касались увеличения срока полномочий Президента и Государственной Думы (полномочия Президента увеличены с 4 до 6 лет, а Государственной Думы – с 4 до 5 лет). Также Правительство было обязано выступать перед Государственной Думой с ежегодным отчетом о результатах своей деятельности.
В 2014 г. в Конституцию России кроме включения в состав субъектов федерации Крыма и Севастополя были внесены изменения, касающиеся упразднения Высшего арбитражного суда и передачи его полномочий Верховному Суду, уточнения полномочий Конституционного Суда в части осуществления конституционного контроля, изменения порядка назначения судей, расширения полномочий Президента в части кадровых назначений в органах прокуратуры и др. Также изменения коснулись состава Совета Федерации, в соответствии с которыми Президенту были предоставлены полномочия по назначению своих представителей в Совет Федерации, но не более 10 % общего числа членов Совета Федерации, представляющих региональные органы государственной власти.

В отличие от конституционных правок 2020 г. вышеуказанные изменения, как правило, носили точечный характер.

Изменения, одобренные в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, носят более масштабный характер.

В частности, соответствующие поправки к Конституции России были предложены Президентом 15.01.2020. Одновременно была создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России, при которой была сформирована сводная подгруппа для обобщения поступающих предложений. Поправки в Конституцию России неоднократно обсуждались в рамках Государственной Думы и Совета Федерации, а также представителями различных политических партий и общественных организаций.

В итоге поправки были приняты в форме Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – Закон о поправке к Конституции).

Согласно ст. 2 Закона о поправке к Конституции поправки были вынесены на общероссийское голосование. По его итогам Президент подписал Указ от 03.07.2020 № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками».

Закон о поправке к Конституции России был направлен исключительно на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. Вместе с тем в процессе внесения поправок были затронуты нормы, касающиеся в том числе смежных с организацией и функционированием публичной власти сфер.

В итоге по результатам общероссийского голосования в Конституцию России были внесены поправки, изменившие ее нормы, которые можно условно разделить на несколько групп, а именно изменения, касающиеся:

1) системы органов публичной власти:

— введено понятие единой публичной власти ;

2) должности Президента:

— закреплены обязанности по поддержанию мира и согласия ;

— установлено, что присяга приносится Президентом, в том числе в присутствии сенаторов ;

— ужесточены требования к кандидату в Президенты ;

— ограничена возможность занимать должность Президента в принципе более 2 сроков , за исключением действующего Президента ;

— добавлены и расширены полномочия Президента, в частности:

  • по осуществлению общего руководства Правительством;
  • освобождению от должности Председателя Правительства без отставки последнего; утверждению структуры федеральных органов исполнительной власти; внесению изменения в указанную структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • определению в структуре федеральных органов исполнительной власти органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство;
  • принятию отставки Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей федеральных органов, подчиненных Президенту;
  • назначению на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождению от должности руководителей определенных федеральных органов исполнительной власти;
  • назначению на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождению от должности Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов федерации;
  • назначению на должность и освобождению от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;
  • внесению в Совет Федерации представления о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • представлению Совету Федерации и Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты;
  • формированию Государственного Совета в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений ее социально-экономического развития;
  • формированию Совета Безопасности в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз (ст. 83);
  • обращению в Конституционный Суд для проверки конституционности федерального закона (ч. 2 ст. 108) и федерального конституционного закона ;
  • закреплена неприкосновенность Президента после отставки ;
  • изменен механизм отрешения Президента от должности ;

3) Федерального Собрания:

— разрешено быть пожизненными сенаторами бывшим президентам и лицам, которые имеют выдающиеся заслуги перед страной ;

— ужесточены требования к сенаторам ;

— установлен срок для работы сенатором ;

— ужесточены требования к депутатам Государственной Думы ;

— установлен запрет на одновременное участие в обеих палатах Федерального Собрания ;

— введена неприкосновенность для сенаторов ;

— разрешено совместно собираться Государственной Думе и Федеральному Собранию только для того, чтобы прослушать послание Президента ;

— расширены полномочия сенаторов (например, предоставлено право лишать бывшего Президента неприкосновенности) ;

— расширены полномочия депутатов Государственной Думы (например, депутаты наделены правом выдвинуть обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности) ;

— Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, а также направлять парламентские запросы руководителям любых госорганов ;

4) Правительства:

— ужесточены требования к Председателю Правительства, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов ;

— изменены правила о вступлении в должность Председателя Правительства ;

— установлена возможность не распускать Государственную Думу, если она трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства ;

— закреплено полномочие по утверждению заместителей Председателя Правительства и федеральных министров ;

— введена персональная ответственность Председателя Правительства перед Президентом ;

— дополнен перечень обязанностей Правительства ;

— закреплено право для членов Правительства продолжить работу после отставки по решению Президента ;

5) судебной системы:

— закреплен перечень судов, которые составляют судебную систему ;

— ужесточены требования к судьям ;

— уменьшен количественный состав судей Конституционного Суда ;

— закреплена дополнительная компетенция Конституционного Суда ;

6) органов прокуратуры:

— закреплены определение термина «прокуратура» и требования к кандидатам на занятие должности прокурора ;

— изменен порядок назначения Генерального прокурора, региональных и других прокуроров ;

7) специфики местного самоуправления:

— закреплено распространение действия федеральных законов на деятельность органов местного самоуправления ;

— закреплены дополнительные полномочия органов местного самоуправления ;

8) статуса федеральных чиновников:

— ужесточены требования к руководителям федеральных госорганов и регионов ;

9) иного:

9.1) границ между субъектами федерации и границ России в целом:

— закреплена возможность создания федеральных территорий с организацией на них публичной власти ;

— введены запреты на отчуждение части территории России и на соответствующие призывы ;

9.2) традиций, языка и культуры:

— включены положения, согласно которым:

  • Россия является правопреемником Советского Союза ;
  • Россия сохраняет память предков, чтит память защитников Отечества ;
  • Россия признает детей важнейшим приоритетом государственной политики ;
  • русский язык рассматривается языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов России ;
  • культура России признана уникальным наследием многонационального народа России ;
  • государство защищает культурную самобытность народов ;
  • Россия оказывает поддержку в осуществлении прав и обеспечении защиты законных интересов соотечественников за границей ;

9.3) столицы России:

— закреплено, что местом пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть выбран другой город, кроме столицы ;

9.4) социальных гарантий и экономического роста:

— закреплена гарантия минимальной оплаты труда размером не менее прожиточного минимума ;

— определено, что пенсии индексируются не реже 1 раза в год ;

— гарантировано обязательное социальное страхование и индексация социальных выплат ;

— установлена обязанность по созданию экономического роста и повышению доверия между государством и гражданами ;

9.5) международного права и международных отношений:

— закреплен приоритет Конституции России по отношению к решениям межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России ;

— установлена обязанность России принимать меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства .

На заметку!
В статье представлены только те изменения, которые отсутствовали в Конституции России ранее и одновременно являются существенными по содержанию.

Таким образом, по результатам анализа вышеуказанных правок, внесенных в Конституцию России, можно выделить ряд особенностей конституционной реформы в России в 2020 г.:

— усилена роль Президента путем существенного расширения его полномочий и закрепления возможности оказания влияния на все ветви власти. Также закреплен ряд гарантий для бывших президентов, а именно неприкосновенность после отставки и возможность быть пожизненными сенаторами;

— укреплены позиции органов публичной власти, в частности Федерального Совета, Государственной Думы, в том числе за счет наделения дополнительной компетенцией. Сенаторам гарантирована неприкосновенность. Дополнительно им предоставлено право лишать бывшего Президента неприкосновенности, а депутатам Государственной Думы – выдвигать обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности. Закреплена возможность осуществления парламентского контроля;

— расширены полномочия Правительства, а также внесены изменения в порядок осуществления им деятельности;

— перераспределены отдельные полномочия органов публичной власти, направленные в том числе на совершенствование системы сдержек и противовесов;

— усовершенствована система контроля, в том числе за деятельностью органов публичной власти со стороны органов судебной власти и прокуратуры, расширена компетенция Конституционного Суда;

— изменена компетенция органов местного самоуправления, в том числе закреплена возможность создания федеральных территорий с организацией на них публичной власти, что должно способствовать лучшему решению проблем на уровне отдельных субъектов федерации;

— скорректировано соотношение законодательства и международных договоров, что направлено на повышение роли Конституции России и обеспечение ее приоритета (недопущение исполнения международно-правовых актов, противоречащих Конституции России, конституционный контроль федеральных законов и федеральных конституционных законов Конституционным Судом), а также на усиление влияния федерального законодательства на деятельность органов местного самоуправления.

Стоит ли перерегистрировать ООО каждые три года

Читатель Сергей К. спрашивает:

Компании два с половиной года, работаем без проверок, но опасаемся, что скоро начнется. Думаю, может, перерегистрироваться и еще три года спокойно работать? В этом есть смысл?

Сергей! В законе нет понятия «перерегистрация ООО», его придумали предприниматели. Чаще всего так называют процесс, когда компанию закрывают, а потом снова открывают с небольшими изменениями в реквизитах. Но перерегистрацией считается и внесение правок в реестр юрлиц, например смена адреса.

Если говорить кратко, нет никакого смысла перерегистрировать компанию, чтобы избежать проверок. Объясним, почему.

Перерегистрация не спасает от проверок

Среди предпринимателей есть мнение, что компании первые три года не проверяют, поэтому можно спокойно работать, а потом закрыть фирму, открыть новую и снова спокойной работать. Но это миф.

Проверки контролирующих органов делятся на:

  • налоговые — проверяет непосредственно налоговая служба;
  • неналоговые — это Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование, пожарный и санэпидемиологический контроль, и другие.

Плановые неналоговые проверки проводятся не чаще, чем раз в три года, поэтому первые три года работы компании их не будет. Но при этом могут прийти внеплановые проверки — для этого достаточно несколько жалоб от клиентов или наводки от конкурентов.

И главное: правило о проверках раз в три года не действует для налоговой. Она может проверять, когда и кого захочет. Причин для этого может быть много, точного списка нет. Даже разных цифр в отчетностях компании и ее контрагента достаточно для проверки.

Но есть приказ налоговой, в котором описаны двенадцать критериев риска — по ним компания может самостоятельно понять, заинтересуется ею налоговая или нет. Чем больше критериев относятся к компании, тем выше вероятность. Вот некоторые из них:

  • слишком мало налогов — меньше, чем платят другие компании в отрасли;
  • маленькие зарплаты, все сотрудники работают на 0,25 ставки;
  • постоянные убытки уже несколько лет.

Единственное ограничение у налоговиков: можно проверять документы только за последние три года, не старше. Этот момент, возможно, и есть причина мифа о том, что три года компании не трогают.

Налоговая тщательно следит за компаниями на ликвидации

Предположим, предприниматель всё же решил перерегистрироваться, чтобы избежать проверок. Мы не берем тот факт, что закрыть компанию займет где-то четыре месяца, и это сложно само по себе.

Важно другое: при ликвидации компании проверяют еще тщательнее, чем в обычное время. Особенно если компания работала на общей системе налогообложения и у нее были обороты, а не нулевая отчетность. Такую ликвидацию могут приостановить и приехать с выездной проверкой.

Переезд в другой город, смена учредителей, новый директор — это тоже перерегистрация. В таких ситуациях налоговая прищуривает взгляд и смотрит на компанию с подозрением.

Еще больше прищура и подозрений к компаниям, в которых постоянно что-то меняют: то адрес, то директоров, то еще что. Если у одного человека десять ликвидированных компаний и одна свежая, его тщательно проверят. У налоговиков есть негласное правило: чем дольше компания работает, тем меньше к ней вопросов.

Чем дольше компания работает, тем меньше к ней вопросов

Есть гораздо более эффективный способ не беспокоиться о проверках: регулярно проверять себя по двенадцати критериям налоговой. Но ликвидировать компанию, менять адреса — это не выход, такие действия только привлекут внимание налоговой, а с каждым последующим разом будет всё хуже и хуже.

Самопроверка для клиентов Модульбанка

В Модульбанке можно оценивать риски своей компании и проверять партнеров автоматически. Эта услуга называется Белый бизнес, ее могут подключить клиенты банка. Белый бизнес — это сервис, который анализирует налоговую нагрузку, контрагентов, движение денег и много что еще и дает рекомендации, что и как исправить.

Смена юридического адреса ООО: пошаговая инструкция — 2021

Юридический адрес компании в пределах ее места нахождения должен быть зафиксирован в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено п. 3 ст. 54 ГК РФ. Местонахождение компании определяется наименованием населенного пункта, где она расположена (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Иначе говоря – это город, в котором ООО ведет свою деятельность. Место нахождения указывается как в ЕГРЮЛ, так и в учредительном документе организации (уставе). Однако в типовых уставах сведения о населенных пунктах (муниципальных образованиях) отсутствуют. Если ООО приняло типовой устав, то его место нахождения будет зафиксировано только в реестре (п. 5 ст. 54 НК РФ).

Таким образом, в отношении юрлица в ЕГРЮЛ должны быть сведения и о населенном пункте, и о юрадресе. В уставе общества населенный пункт будет записан только в том случае, если этот устав нетиповой. При этом указание точного юрадреса в нетиповом уставе законом не предусмотрено.

Если у общества изменяется адрес в границах населенного пункта, то корректировки вносятся только в реестр, при условии, что в уставе юрадрес не прописан. Когда в уставе зафиксирован полный адрес компании, менять устав придется в любом случае. Например, при переезде организации на соседнюю улицу в том же районе Москвы ей нужно будет изменить устав. Если же компания переехала в другой город, то изменения вносятся и в реестр, и в нетиповой устав, поскольку меняется не только адрес, но и населенный пункт.

Порядок смены юрадреса разный и зависит от того, куда переехала компания. Если она осталась в городе, но просто поменяла адрес, то речь идет о процедуре смены адреса. Если в уставе он не записан, то и трогать учредительный документ не придется. Мы будет рассматривать именно этот случай, поскольку сейчас записывать полный адрес в уставе не требуется. Вторая процедура смены юрадреса предусмотрена для кардинального переезда, например, из Москвы в другой регион. Здесь происходит смена места нахождения и, вероятнее всего, придется менять устав, если он нетиповой. Типовой устав корректировать не нужно.

Шаг 1. Принять решение о смене юридического адреса ООО

Смена юрадреса ООО без корректировки устава

Согласно подпункту 4 п. 4 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (закон об ООО) единоличный исполнительный орган ООО осуществляет полномочия, не отнесенные законом или уставом к компетенции общего собрания, совета директоров и коллегиального исполнительного органа (ИО).

Поэтому решение о смене адреса директор может принять самостоятельно, оформив это решением единственного участника или приказом. Четких требований на этот счет законом не установлено.

Если принятие подобных решений устав относит к компетенции общего собрания, совета директоров или коллегиального ИО (ст. 32, 33, 41 закона об ООО), то оформляется соответствующее решение, например, протокол общего собрания.

Сделаем уточнение для тех ситуаций, когда в учредительном документе компании до сих пор присутствует полный адрес. До 1 сентября 2014 года общества детально раскрывали свой адрес в уставе. После этой даты в ГК РФ были внесены изменения, позволившие такую информацию не указывать. При наличии адреса переезд в соседний офис потребует и корректировки устава. Нужно будет созвать собрание и принять решение об изменении устава. Также придется заплатить госпошлину. Для подобных ситуаций рекомендуем вообще исключить сведения об адресе. Это позволит упростить последующие переезды в границах населенного пункта, которые могут возникнуть в процессе функционирования фирмы.

Смена места нахождения фирмы

На основании пункта 4 ст. 12 закона об ООО изменения в устав вносятся по решению общего собрания и подлежат госрегистрации. Это значит, что решение о смене места нахождения и внесении соответствующих корректировок в устав принимается на общем собрании участников. Если участник один, то решение он принимает единолично и оформляет его письменно (ст. 39 закона об ООО).

Решение относительно корректировки устава принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если большее число не предусмотрено уставом (п. 8 ст. 37 закона об ООО). По итогам собрания оформляется протокол, подписанный председательствующим на собрании и секретарем (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).

Если в компании был принят типовой устав, то на общем собрании принимается только решение о смене места нахождения ООО (пп. 2 п. 2 ст. 33 закона об ООО). Вопрос о правке устава не рассматривается, так как в типовом уставе нет информации о местонахождении.

Шаг 2. Получить официальную выписку из ЕГРЮЛ

Для госрегистрации инспекцией нового адреса нужно будет сходить к нотариусу. Это связано с тем, что подпись заявителя на заявлении должна быть заверена нотариально. Но перед тем как удостоверить документы, нотариус проверит правоспособность юрлица. Для этого он запросит выписку из госреестра, а также учредительные документы.

Отметим, что получать сведения из реестра юрлиц нотариусы могут и самостоятельно, но на практике они не всегда реализуют это право. Поэтому целесообразнее подготовить выписку заранее. Ее можно получить как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Какой формат документа потребуется, зависит от запросов конкретного нотариуса.

Электронная выписка оформляется бесплатно через портал госуслуг или сайт ФНС. Она представляет собой pdf-файл, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Запрос на получение бумажной выписки подается в любую ИФНС, которая выдает сведения из ЕГРЮЛ, в том числе через МФЦ или по почте.

Оформление бумажной выписки необходимо оплатить. Размер платы зависит от срочности: срочная – 400 рублей, обычная – 200 рублей (п/ 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 № 462).

Срок предоставления срочной выписки – не позже следующего рабочего дня. Обычную выписку оформят в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса (пп. 1 пю 18 регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.01.2015 № 5н).

Шаг 3. Заполнить заявление по форме № Р13014

Смена юрадреса ООО без корректировки устава

Согласно пункту 5 ст. 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ за три рабочих дня с момента изменения адреса ООО обязано сообщить об этом в инспекцию по месту своего нахождения.

Для этого в орган регистрации подается заявление. Раньше было две формы заявлений: № Р13001 – если при изменении сведений о юрлице меняется и устав, и № Р14001 — если меняются только сведения в ЕГРЮЛ.

Начал применяться с 25 ноября этого года единый унифицированный бланк заявления о госрегистрации изменений, внесенных в учредительный документ юрлица, и (или) о внесении изменений в сведения о юрлице в ЕГРЮЛ. Новая форма № Р13014 утверждена Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

При смене юрадреса в пределах населенного пункта в заявлении заполняется титульный лист, листы Б (место нахождения и адрес юрлица) и Н (сведения о заявителе). При этом в пункте 2 титульного листа (причина предоставления заявления) проставляется цифра 2, соответствующая причине «Изменение сведений о юрлице, в ЕГРЮЛ». В листе Б записываются сведения о новом адресе ООО.

Смена местонахождения ООО

Эта процедура происходит в два этапа. Сначала в старую ИФНС подается заявление о намерении поменять место нахождения, а потом подается заявление о регистрации нового адреса в новую инспекцию.

Для внесения в реестр данных о том, что юрлицо собирается сменить место нахождения, не позже 3 рабочих дней со дня принятия этого решения в орган регистрации по старому месту подаются (п. 6 ст. 17 закона № 129-ФЗ):

  • заявление по форме № Р13014 – в нем нужно заполнить титульный лист, лист Б «Место нахождения и адрес юридического лица» и лист Н «Сведения о заявителе»;
  • протокол общего собрания участников о внесении изменений в устав и об изменении места нахождения.

Если ООО действует на основании типового устава, то с заявлением подается только протокол об изменении места нахождения общества.

В следующем году срок внесения изменений в ЕГРЮЛ будет увеличен. Нововведения предусмотрены Федеральным законом от 27.10.2020 № 350-ФЗ и вступят в силу с 26 апреля 2021 года. По новым правилам заявить в инспекцию об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в том числе и об изменении адреса, нужно будет в течение 7 рабочих дней, а не трех, как сейчас.

Рекомендуем помнить, что предварительное уведомление ИФНС является обязательным этапом. За невыполнение этого требования, а также подачу недостоверных сведений ч. 3 и 5 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Директору могут вынести предупреждение или штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей.

Однако оповещать регистрирующий орган о принятии решения о смене местонахождения следует не всегда. Согласно пункту 6 ст. 17 закона о госрегистрации юрлиц и ИП сразу зарегистрироваться в инспекции по новому месту нахождения можно, если новым адресом ООО станет местожительство:
— участника общества, владеющего не меньше чем 50 процентами голосов;
— лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ООО.

В этих случаях подать заявление в инспекцию по новому месту нахождения нужно не позже 3 рабочих дней со дня принятия решения.

Отметим, что Пленум ВАС РФ в пункте 4 Постановления от 30.07.2013 № 61 разъяснял, что регистрация компании по адресу жилого объекта возможна, только если собственник дал согласие. Под согласием подразумевается, что адрес является адресом места жительства учредителя или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО.

Шаг 4. Подготовить документы для смены юридического адреса

Смена юрадреса ООО без корректировки устава

Вместе с заявлением по форме № Р13014 в регистрирующий орган также следует представить документы, подтверждающие права на здание или помещение в нем, по адресу которого теперь будет располагаться ООО. Таким документом может быть договор аренды, свидетельство о праве собственности или другой правоустанавливающий документ.

Смена места нахождения ООО

После уведомления старой инспекции о принятии решения о смене места нахождения ООО нужно подать заявление по форме № Р13014 и документы на госрегистрацию в инспекцию по новому месту расположения (п. 1 ст. 18 закона № 129-ФЗ). Заявиться в новую ИФНС необходимо только через 20 дней после внесения в реестр отметки о предстоящем изменении места дислокации (п. 6 ст. 17 закона № 129-ФЗ).

Какие документы нужны для смены адреса ООО, действующего на основании нетипового устава, определено пп. 1 и 6 ст. 17 закона № 129-ФЗ, а также п. 18 регламента, утвержденного Приказом ФНС РФ от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@. В новую ИФНС надо подать:

  • форму № Р13014;
  • решение о смене места дислокации и корректировке устава по этой причине;
  • корректировки устава или его обновленная редакция;
  • документ о правах общества, его директора, участника с половиной голосов на помещение по новому адресу ООО;
  • платежку за пошлину.

В соответствии с подпунктами 1 и 3 ст. 333.33 НК РФ за внесение изменений в устав государственная пошлина уплачивается в размере 800 рублей. При этом на уплате госпошлины можно сэкономить, если направить документы в электронном виде через сайт ФНС, портал госуслуг, а также МФЦ или нотариуса. В этих случаях платить вообще не придется.

В письме от 18.07.2019 № ГД-4-19/14001 налоговики разъясняли, что госпошлина за регистрационные действия не взимается, если документы направлены через многофункциональный центр (МФЦ) или нотариусом. В обоих случаях перенаправление бумаг регистрирующему органу осуществляется в электронной форме.

Если устав ООО типовой и вносить в него корректировки не требуется, то для регистрации в ЕГРЮЛ изменения адреса в связи со сменой места нахождения в инспекцию подается только заявление по форме № Р13014 и документ о наличии у ООО, его директора или участника, владеющего не менее 50 процентами от общего числа голосов, прав на помещение по новому адресу (п. 2 и 6 ст. 17 закона № 129-ФЗ).

Шаг 5. Заверить документы на смену юридического адреса через нотариуса

Для регистрации в ЕГРЮЛ изменения адреса ООО в инспекцию нужно подать заявление по форме № Р13014. Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, которым эта форма утверждена, определено, что подпись заявителя на заявлении удостоверяется нотариусом. Поэтому чтобы заверить заявление и документы, необходимо обращаться к нотариусу.

Пунктом 5 регламента совершения нотариальных действий, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.08.2017 № 156, установлена обязанность нотариуса проверять правоспособность обратившего к нему юрлица на основании информации, содержащейся в ЕГРЮЛ.

Поэтому перед тем, как заверить подпись на заявлении, нотариус попросит предоставить выписку из ЕГРЮЛ и учредительные документы.

Идти к нотариусу требуется не всегда. На оплате его услуг можно сэкономить, если отправить документацию в электронном виде. Электронные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Нотариальное заверение электронной подписи представителя общества не производится.

Шаг 6. Подать документы для смены юрадреса в налоговую

Смена адреса ООО без корректировки устава

Регистрацию в ЕГРЮЛ нового адреса производит ИФНС по месту нахождения фирмы. Это значит, что заявление подается в инспекцию, занимающуюся вопросами госрегистрации в регионе расположения ООО (п. 1 ст. 18 закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Например, в Москве действует единый центр регистрации — межрайонная ИФНС России № 46.

Смена места нахождения ООО

При смене населенного пункта заявление о принятии соответствующего решения подается в регистрирующую инспекцию по старому адресу (п. 6 ст. 17 закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Через 20 дней после внесения в ЕГРЮЛ отметки о смене дислокации подается заявление на госрегистрацию в регистрирующую инспекцию по новому месту нахождения (п. 1 ст. 18 закона № 129-ФЗ).

Представлять документы в регистрирующий орган можно следующими способами (ст. 9 закона № 129-ФЗ):

  • лично в инспекцию;
  • через МФЦ (в этом случае многофункциональный центр перенаправит документы в электронном виде);
  • по почте с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;
  • в электронном виде, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядком, утвержденным Приказом ФНС РФ от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@, определены способы электронной подачи документов — с помощью сервиса на сайте ФНС, мобильного приложения или портала госуслуг.
  • при посредстве нотариуса — с использованием сервиса ФНС или системы межведомственного электронного взаимодействия.

Шаг 7. Получить документы о смене юридического адреса ООО

Смена адреса ООО без корректировки устава

Срок регистрации смены юридического адреса в налоговой составляет 5 рабочих дней со дня получения заявления ООО (п. 1 ст. 8 закона № 129-ФЗ). Это время отводится регистрирующему органу на внесение в ЕГРЮЛ нового адреса общества. Если старый и новый адреса ООО подконтрольны разным налоговым инспекциям, то при смене адреса компанию переведут в новую ИФНС.

В результате ООО получит следующий пакет документов от налоговой (п. 3 ст. 11 закона № 129-ФЗ, пп. 2 п. 7 порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@):

  • документ о внесении записи в ЕГРЮЛ о новом адресе;
  • свидетельство о постановке на учет в новой инспекции с указанием нового КПП. При этом ИНН останется прежний;
  • уведомление о снятии с учета в старой ИФНС.

Смена местонахождения ООО

Госрегистрация смены адреса в связи с изменением места нахождения осуществляется в течение 5 рабочих дней (п. 1 ст. 8 закона № 129-ФЗ). Однако при наличии у ИФНС подозрений в недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ и устав, она может провести проверку и приостановить госрегистрацию. Этот срок не может превышать один месяц (п. 4.4 ст. 9 закона № 129-ФЗ).

Если в достоверности сведений налоговая не усомнилась, то не позже одного рабочего дня после истечения срока, отведенного на госрегистрацию, ООО выдадут (п. 3 ст. 11 закона № 129-ФЗ):

  • документ о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • изменения в уставе или экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
  • свидетельство о постановке на учет в ИФНС с указанием нового КПП.

Организации, осуществляющей свою деятельность на основании типового устава, регистрирующий орган выдаст только документ, свидетельствующий о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Вне зависимости от того, каким способом ООО подавало заявление в налоговую, всю документацию ему выдадут в электронном виде. Именно такой порядок предусмотрен п. 3 ст. 11 закона № 129-ФЗ. Документы, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью, обществу направят на e-mail, зафиксированный в ЕГРЮЛ, а также на e-mail, указанный в заявлении.

При подаче заявления на госрегистрацию через нотариуса после внесения изменений в ЕГРЮЛ инспекция также направит электронные документы и ему. По просьбе заявителя нотариус выдаст полученную от ИФНС электронную документацию в форме бумажного документа на основании удостоверения равнозначности бумажного документа электронному в соответствии с законодательством о нотариате.

Если ООО необходимы бумажные экземпляры документов о госрегистрации, то получить оригиналы в таком формате не получится. При подаче заявления лично в инспекцию, по почте или через МФЦ регистрирующий орган или многофункциональный центр по запросу общества сможет оформить ему документы лишь на бумажном носителе, подтверждающие содержание электронных документов.

После получения от регистрирующего органа листа записи в ЕГРЮЛ и свидетельства о постановке на учет с новым КПП рекомендуем оповестить банк и контрагентов о новом юридическом адресе и КПП.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: