Перевалка грузов: что это такое, описание и особенности

Правила перевалки грузов в морских портах России

Перевалка грузов в морских портах Российской Федерации осуществляется в соответствии с документом, который называется «Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту». Данные правила утверждены приказом № 182, Министерства транспорта РФ от 9 июля 2014 г.

«Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» разработаны в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 17, Федерального закона № 261-ФЗ от 8 ноября 2007 г, «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данные Правила регулируют технологические процессы перевалки грузов, с учетом их специфических особенностей.

В них содержатся правила приема и сдачи грузов, осуществляемых оператором морского терминала и перевозчиком, порядок оформления приема и сдачи грузов, а также определение места приема и сдачи грузов и некоторые другие правила.

Рассмотрим несколько подробно основные положения данных правил.

1. Технологические процессы перевалки грузов в морском порту:

Технологические процессы перевалки грузов включают в себя совокупность технологических операций.

К технологическим операциям относятся:

  1. Погрузка и выгрузка грузов с одного вида транспортного средства на другое.
  2. Погрузка и выгрузка грузов с транспортного средства на причал.
  3. Накопление и хранение грузов.
  4. Крепление грузов на транспортном средстве.

Для каждого технологического процесса перевалки грузов разрабатываются рабочая технологическая документация, к которой относятся:

  1. рабочие технологические карты;
  2. временные технологические инструкции перевалки;
  3. местные инструкции по типовым способам и приемам работ;
  4. инструкции по обработке опасных грузов.

Оператор морского терминала обеспечивает погрузку / выгрузку грузов и их крепление на судне, а перевозчик следит за правильностью погрузки / выгрузки и крепления груза на судне.

Правильность погрузки / выгрузки подразумевает:

— использование специальных грузоподъёмных приспособлений, которые не приводят к повреждению груза или судна;

— обращение с грузом, которое не приводит к повреждению упаковки, крепления, маркировки отдельных грузовых мест и повреждению содержимого грузовых мест;

— обращение с грузом, которое не приводит к повреждению груза в результате соприкосновения или соседства с другими грузами при перевалке, хранении и транспортировки на территории порта;

— использование надлежащих сепарационных материалов и средств;

— укладка грузов на судне в соответствии с грузовым планом составленным и одобренным капитаном судна.

2. Правила передачи грузов портом — судну:

Погрузка экспортного груза на судно осуществляется на основании поручения на отгрузку экспортного груза .

Поручение на отгрузку экспортного груза должно содержать отметку таможенного органа, разрешающего его погрузку на судно.

Сдача оператором морского терминала экспортного груза перевозчику оформляется тальманскими расписками.

Перевозчик осуществляет прием груза от оператора морского терминала в соответствии с режимом работы оператора морского терминала.

Все замечания относительно состояния и количества погруженного экспортного груза должны предъявляться в течение рабочей смены лиц, в которую груз перегружался, и фиксироваться в тальманских расписках.

В случае расхождения в счете груза между оператором морского терминала и перевозчиком, грузовые операции могут быть приостановлены по требованию одной из сторон для пересчета груза и составления соответствующего акта за подписью сторон.

В случае невозможности пересчета груза оператор морского терминала с участием перевозчика, оформляет акт общей формы и документы на погрузку груза, если иное не предусмотрено договором перевалки груза.

Если перевозчик не осуществлял контроль за перевалкой груза на судно, в целях оформления документов на груз используются данные оператора морского терминала, зафиксированные в тальманских расписках либо тальманских расписках (отвесах).

После окончания погрузки экспортного груза на судно оператор морского терминала передает перевозчику два экземпляра поручения на отгрузку экспортного груза, один из которых остается у перевозчика, а другой, с распиской перевозчика о приеме груза (штурманская расписка), возвращается оператору морского терминала.

Порядок передачи различных видов грузов портом судну:

1. Тарные и штучные грузы передаются по количеству мест без проверки массы груза.

2. Генеральные грузы передаются по количеству мест и (или) массе (объему), с проверкой внешнего вида, видимого состояния и маркировки груза.

3. При передаче части грузовой партии, данная часть отгружается счетом мест с указанием в перевозочном документе количества мест и их суммарной массы, определенной по маркировке, нанесенной на грузовое место или исходя из массы одного грузового места, определенной путем деления общей массы грузовой партии на количество мест в ней.

4. Грузы, сформированные в транспортные пакеты, передаются по счету пакетов без проверки количества мест в пакетах и их массы.

5. Грузы в контейнерах передаются по наружному осмотру контейнера, с проверкой его номера, целостности запорнопломбировочных устройств, четкости контрольных знаков на запорнопломбировочных устройствах и соответствия их данным перевозочных документов, по которым контейнер поступил в морской порт, исправности технического и коммерческого состояния контейнера.

6. Навалочные и наливные грузы передаются по массе, заявленной в перевозочных документах или с проверкой массы этих грузов в соответствии со способом, установленным правилами, действующими на соответствующих видах транспорта, или согласованном в договоре перевалки груза (Например, электронные весы или определение массы груза по осадкам).

При наличии дополнительной заявки заказчика (перевозчика) проверка массы указанных грузов производится совместно оператором морского терминала и перевозчиком, а в необходимых случаях в присутствии заказчика.

Читайте также:
Предполетный досмотр: что это такое, описание и особенности

В случае расхождения массы груза, заявленной в перевозочных документах, по которым груз поступил в морской порт, и массы груза, определенной в результате проверки, оператор морского терминала с участием заказчика (перевозчика) оформляет акт общей формы, подтверждающий несоответствие фактической массы груза данным, указанным в перевозочных документах.

7. Оборудование, машины, механизмы передаются по наружному осмотру без технического освидетельствования и проверки комплектации, если иное не согласовано сзаказчиком.

Статья 112 КВВТ РФ. Порядок перевалки грузов

1. При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении работы по их перевалке в портах перевалки грузов выполняются организациями, осуществляющими перевалку грузов в таких портах.

Перевалка грузов на причалах и рейдах морских портов выполняется операторами морских терминалов, на причалах и рейдах речных портов – организациями, осуществляющими перевалку грузов в речных портах.

Перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

2. Порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется соответствующими узловыми соглашениями, заключенными сроком на пять лет.

В случае изменения технического оснащения или технологии работы порта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.

3. Порядок разработки и заключения узловых соглашений устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

4. Споры, возникающие при выполнении узловых соглашений, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках отдельно как в отношении грузов, передаваемых с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида, так и в отношении грузов, передаваемых с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт.

6. Формы учетных карточек и порядок их составления устанавливаются правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Комментарии к ст. 112 КВВТ РФ

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении работы по их перевалке в портах перевалки грузов выполняются организациями, осуществляющими перевалку грузов в таких портах.

Перевалка грузов на причалах и рейдах морских портов выполняется операторами морских терминалов, на причалах и рейдах речных портов – организациями, осуществляющими перевалку грузов в речных портах.

Перевалка груза – это совокупность всех операций по передаче грузов с одного смежного транспорта на другой в пунктах перевалки грузов.

Как замечено Ф.М. Полянским, “порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие условия работы в таком случае определяются договорами между транспортными организациями (узловыми соглашениями и др.). Услуги по перевалке грузов зачастую оказываются компаниями, осуществляющими эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры” .

Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. М., 2012. С. 532.

Перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов, должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В настоящее время данный перечень установлен в приложении N 13 к Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденным МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г.

Данный перечень, конечно, существенно устарел. Поэтому нужно учитывать, что Советом по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ утверждено Тарифное руководство N 4, в котором публикуется информация об открытии железнодорожных станций, а также список речных и морских портов и пунктов, включенных в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение, а также пунктов перевалки грузов с железных дорог на водные пути и обратно.

Тарифное руководство N 4 состоит из трех книг и предназначено для определения тарифных расстояний перевозки в границах железнодорожных администраций, входящих в Совет по железнодорожному транспорту государств – участников содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, пассажиров, грузов и грузобагажа. Оно содержит алфавитные списки железнодорожных раздельных и пассажирских остановочных пунктов с указанием производимых на них коммерческих (грузовых и пассажирских) операций.

Утверждение перечня портов, в которых осуществляется перевалка грузов, входит в компетенцию Минтранса (п. 5.2.31 Положения о Министерстве транспорта РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395).

Считаем, что министерству следует реализовать данную компетенцию и принять необходимый подзаконный нормативный акт в целях придания правовой определенности правовому регулированию по перевалке грузов в речных портах.

2. В соответствии с п. 2 настоящей статьи порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется соответствующими узловыми соглашениями, заключаемыми сроком на 5 лет.

Согласно теории транспортного права узловое соглашение – это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевалочные пункты (железнодорожные станции, порты, пристани) обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта на другой на основании обязательных технологических правил с целью продолжения процесса доставки груза .

См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 8-е изд., доп. и перераб. М.: Юстицинформ, 2015.

Отсылка к узловым соглашениям содержится и в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Пункт 2 ст. 27 данного Закона постановляет, что порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков различных видов транспорта при организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту определяются заключаемыми ими в соответствии с законодательством РФ договорами.

Читайте также:
Патентная экспертиза: что это такое, описание и особенности

Согласно п. 3 комментируемой статьи порядок разработки и заключения узловых соглашений устанавливается Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Согласно п. 39 продолжающих применяться Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении порядок перевалки грузов устанавливается узловым соглашением по каждому перевалочному пункту. Узловые соглашения заключаются между железной дорогой и пароходствами (портами или пристанями), а в соответствующих случаях – между морскими и речными пароходствами (портами или пристанями).

Заключение указанных договоров (соглашений) является обязательным для перевозчиков, владельцев путей необщего пользования, портов перевалок.

В узловых соглашениях применительно к местным условиям предусматриваются:

– порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;

– места передачи грузов;

– сроки загрузки и разгрузки отдельных вагонов, групп вагонов и маршрутов;

– порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;

– фронты загрузки и разгрузки вагонов;

– в необходимых случаях – расписание подачи железной дорогой в порты (пристани) вагонов под загрузку и под разгрузку;

– порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов и судов, о подаче вагонов, их готовности к уборе и т.п.;

– порядок подачи и уборки вагонов с хозяйственными грузами, прибывающими в адрес порта (пристани);

– место оформления документов;

– другие вопросы, вытекающие из местных условий работы портов (пристаней) и станций.

Следует указать, что законодательство не содержит обязательного требования о необходимости заключения узловых соглашений. Их заключение в настоящее время стало обычной практикой транспортного права.

По мнению В.В. Витрянского, узловые соглашения между транспортными организациями различных видов транспорта следует отнести к тем гражданско-правовым договорам, заключение которых для участников соответствующих правоотношений является обязательным . При этом профессор делает следующие выводы: “Во-первых, при отсутствии в транспортном законодательстве специальных правил, определяющих порядок заключения узловых соглашений, должны применяться содержащиеся в ГК (ст. 445) нормы о заключении договора в обязательном порядке. Поэтому, если один из контрагентов уклоняется от заключения узлового соглашения, другая заинтересованная сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить указанный договор. Во-вторых, отнесение узловых соглашений к числу договоров, заключаемых в обязательном порядке, означает, что разногласия по отдельным условиям узловых соглашений, возникающие между сторонами при их заключении, могут быть переданы заинтересованной стороной на разрешение арбитражного суда, в том числе и при отсутствии соглашения сторон о таком порядке урегулирования указанных разногласий. В этом случае условия узлового соглашения, вызвавшие разногласия, определяются в соответствии с решением арбитражного суда (ст. 446 ГК)” .

См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003.

Согласимся с О.В. Карпеевым в том, что в современных условиях узловое соглашение является очень удобной правовой конструкцией, направленной именно на регулирование грузопотоков, поскольку при наличии массового, стабильно прогнозируемого грузопотока наличие нормы перевалки необходимо и направлено на создание ритмичной работы транспортных предприятий в пункте перевалки .

См.: Карпеев О.В. Исполнение узлового соглашения при перевозке грузов прямого смешанного сообщения // Гражданское право. 2014. N 1. С. 34 – 37.

3. Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что в случае изменения технического оснащения или технологии работы порта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия. Однако такое изменение возможно только по согласованию между участниками.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи споры, возникающие при выполнении узловых соглашений, рассматриваются в порядке, установленном законодательством. Участники узлового соглашения могут при заключении соглашения предусмотреть порядок досудебного урегулирования споров, рассмотрение споров в судебном порядке, а также рассмотрение споров в рамках третейского судопроизводства.

5. Согласно п. п. 5 и 6 комментируемой статьи учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках отдельно:

– как в отношении грузов, передаваемых с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида;

– так и в отношении грузов, передаваемых с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт.

При этом формы учетных карточек и порядок их составления устанавливаются правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Действующими Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении установлены формы ГУ-1а/N 1-ПГ и формы ГУ-1б/N 2-ПГ учетных карточек.

Специалистами неоднократно обращалось внимание на необходимость разработки новых Правил перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Однако такие правила до сих пор не приняты. Использование указанных форм учетных карточек в современных условиях возможно, но лишь в том случае, если сторонами в узловом соглашении установлена определенная среднесуточная норма подачи вагонов, взаимоувязанная с месячным планом, а непременное исполнение этого месячного плана интересует стороны узлового соглашения. Очевидно, что при этом ведение учетных карточек должно осуществляться уполномоченными представителями сторон узлового соглашения .

Читайте также:
Объект правоотношений: что это такое, описание и особенности

См.: Карпеев О.В. Исполнение узлового соглашения при перевозке грузов прямого смешанного сообщения // Гражданское право. 2014. N 1. С. 34 – 37.

Перевалка грузов: что это такое, описание и особенности

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Статья 20. Договор перевалки груза

Комментарий к статье 20

1. Законодателем установлены особенности оказания услуг по перевалке грузов в морском порту. Так, в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что оказание таких услуг осуществляется на основании договора перевалки груза.
Гражданское право признает договором соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). По общему правилу стороны свободны в заключении договора и могут по своему усмотрению определять его условия, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В этих случаях договор должен соответствовать требованиям, установленным законом или иными правовыми актами.
Соответствие договора закону зависит от вида правовых норм, устанавливающих требования к условиям договора:
– во-первых, если требования установлены диспозитивной нормой (нормой, которая может применяться сторонами по их усмотрению), то стороны при заключении договора могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от диспозитивной нормы. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (п. 4 ст. 421 ГК РФ);
– во-вторых, если требования установлены императивной нормой (нормой, обязательной для сторон), то стороны при заключении договора обязаны учесть ее требования (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Комментируемая статья содержит как диспозитивные, так и императивные нормы, устанавливающие требования к условиям договора перевалки груза.
Таким образом, договор перевалки груза относится к категории договоров, содержание условий которых предписано законом или иными правовыми актами.
К иным правовым актам возможно отнести Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утв. Приказом Минтранса России от 9 июля 2014 г. N 182, также содержащие требования к условиям договора перевалки груза.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет предмет договора перевалки груза и его участников.
Договор перевалки груза – это соглашение между оператором морского терминала и заказчиком по перевалке грузов и выполнению иных сопутствующих услуг, работ.
Оператором морского терминала является транспортная организация, которая осуществляет эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку.
В каждом морском порту установлен перечень операторов морских терминалов и перечень оказываемых ими услуг. Информация об операторах морских терминалов содержится в Реестре морских портов РФ. Такой реестр ведется Федеральным агентством морского и речного транспорта в Порядке, установленном Приказом Минтранса России от 1 апреля 2009 г. N 51 “Об утверждении Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации”.
Заказчиком по договору могут выступать:
грузоотправитель (отправитель) – лицо, указанное в перевозочном документе (транспортной накладной) как сдавшее груз к перевозке;
грузополучатель (получатель) – лицо, управомоченное на получение груза;
перевозчик – лицо, принявшее на себя обязательство перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз лицу, управомоченному на их получение;
экспедитор – лицо, осуществляющее в соответствии с заключенным договором получение, сдачу и оформление груза при его перевозке;
– иное физическое или юридическое лицо. Например, заказчиком могут быть собственник груза, представитель собственника по доверенности и иные лица.
Независимо от того, кто является заказчиком, полномочия относительно его права на распоряжение грузом должны быть подтверждены перевозочным документом или доверенностью.
Под перевалкой грузов комментируемый Закон (ч. ч. 9, 10 ст. 4) понимает:
– комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении;
– перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление (формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств);
– перегрузку грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид.
По сути договор перевалки грузов предусматривает выполнение операции по передаче груза с одного вида транспорта на другой при осуществлении перевозки грузов с использованием разных видов транспорта.
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает существенные условия договора перевалки грузов.
В гражданском праве под существенными условиями договора понимаются условия, имеющие особое значение для заключаемого договора; без достижения согласия между сторонами по таким условиям договор не считается заключенным.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются:
– условия о предмете договора;
– условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
– условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К существенным условиям договора перевалки грузов относятся:
1) предмет договора.
Предметом договора перевалки груза являются перечень и состав работ, услуг или иных выполняемых действий, определяющих его суть. Так, оператор морского терминала обязуется осуществить за определенное договором вознаграждение перевалку груза, а также выполнить другие услуги и работы, а заказчик обязан обеспечить своевременное предъявление груза для его перевалки в соответствующем объеме и (или) своевременное получение груза и его вывоз. Под “другими услугами и работами” понимаются действия, непосредственно связанные с осуществлением перевалки груза, например оформление документов на груз, взвешивание, хранение груза.
Комплексность оказываемых услуг при перевалке грузов позволяет отнести договор перевалки грузов к категории сложных, смешанных договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Таким образом, к отношениям сторон по смешанному договору перевалки грузов могут применяться правила о договорах, элементы которых присутствуют в условиях заключенного соглашения;
2) объем груза, определяемый отдельно по каждому виду груза.
Виды грузов, подлежащих перевалке, (тарные, штучные, контейнерные, навалочные, насыпные и др.) рассмотрены выше (см. п. 6 комментария к ч. 2 ст. 17).
От вида и объема груза зависит состав и объем оказываемых услуг. Кроме того, определение объема груза позволит распределить его на отдельные партии в целях соблюдения установленных требований по перевозке отдельных видов грузов.
Обязательства по поддержанию определенного объема отгрузки могут быть обеспечены задатком.
Пример: арбитражными судами были рассмотрены исковые требования о взыскании долга по договору перевалки груза “металлолом (лом черных металлов)” навалом.
Между сторонами был заключен договор, согласно которому оператор морского терминала обязался выполнять работы по перевалке груза и оказывать транспортно-экспедиционные услуги в отношении указанного груза при международной перевозке морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом и при перевозке груза до пункта назначения, расположенного на территории РФ (включая погрузо-разгрузочные работы, складские услуги, услуги по приведению груза в транспортабельное состояние и т.д.), в интересах заказчика, а заказчик обязался оплачивать выполненные и оказанные оператором работы и услуги в порядке, предусмотренном договором, и в соответствии с согласованными тарифами.
Сторонами был согласован объем груза, подлежащий перевалке.
В счет обеспечения выполнения объемных показателей заказчик принял обязательство производить перечисление денежных средств в виде задатка. При этом невыполнение заказчиком объемных показателей являлось основанием для удержания оператором неизрасходованной суммы задатка.
Суды посчитали, что в силу ст. 329 ГК РФ участники гражданского оборота свободны не только в выборе поименованных в законе способов обеспечения обязательств, но и в согласовании иных, прямо не указанных в законодательстве, видов обеспечения. Следовательно, согласование сторонами обеспечения обязательства по поддержанию определенного объема отгрузки предоставлением денежной суммы соответствует ст. 329 ГК РФ и основывается на принципе автономии воли (п. п. 1, 2 ст. 1 ГК РФ) (см. Определение ВАС РФ от 7 декабря 2012 г. N ВАС-16022/12 по делу N А56-60388/2011);
3) сроки перевалки груза. Определение сроков является важным условием надлежащего исполнения договора. Например, прибытие груза с нарушением согласованных сроков завоза является основанием для отказа оператора морского терминала в перевалке грузов, прибывших в морской порт;
4) другие условия оказания услуг и выполнения работ оператором морского терминала. Например, сторонам необходимо определить технические условия погрузки (выгрузки) и крепления груза на транспортном средстве, особенно это касается опасных грузов;
5) условия предъявления заказчиком груза для перевалки. Так, в соответствии с п. 20 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утв. Приказом Минтранса России от 9 июля 2014 г. N 182, заявка на завоз груза представляется заказчиком в срок не позднее чем за 15 суток до начала перевалки, если иное не предусмотрено договором перевалки груза. В заявке указываются вид транспорта, на котором завозится и вывозится груз, даты прибытия транспортных средств, принадлежность подвижного состава, особенности груза, порядок и условия его перевалки, условия обработки транспортных средств;
6) условия, признаваемые сторонами существенными условиями для организации и осуществления процесса перевалки груза. К таким условиям могут быть отнесены: цена договора, информация о грузе, условия перевалки при поступлении груза в поврежденной таре (упаковке) и др.
Установление существенного условия о цене позволит исключить необоснованную ценовую нагрузку на заказчика.
Пример 1: решением ФАС России от 31 марта 2017 г. по делу N 1-10-141/00-03-16 было установлено, что цена на услуги по погрузке и выгрузке контейнеров в морском порту Санкт-Петербург превышает сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли. Оператор морского терминала признан нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” путем установления и поддержания монопольно высоких цен на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) контейнеров в морском порту.
Пример 2: применение не установленных уполномоченным органом тарифов на услуги погрузки, выгрузки, хранения грузов в морском порту также является нарушением антимонопольного законодательства. Должностное лицо и юридическое лицо – оператор морского терминала могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ “Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке” в виде наложения административного штрафа .
——————————–
См.: Белоконь И.В. Субъект естественной монополии как организатор выгодных работ // Конкурентное право. 2014. N 4. С. 46 – 48.

Читайте также:
Производственный кооператив: что это такое, описание и особенности

4. Правовая норма, содержащаяся в ч. 4 комментируемой статьи, носит диспозитивный характер. В ней перечисляются виды операций, которые может осуществлять оператор морского терминала в рамках заключенного договора:
– погрузка;
– выгрузка;
– перемещение в границах территории морского порта;
– технологическое накопление груза;
– оформление документов на грузы, подлежащие перевалке;
– иные дополнительные услуги и работы.
Ряд авторов рассматривают “оформление документов на грузы, подлежащие перевалке” в качестве дополнительной услуги по передаче груза .
——————————–
См.: Карпеев О.В. Предмет узлового соглашения как гражданско-правового договора // Юридический мир. 2012. N 8. С. 38 – 40.

Однако следует отметить, что в п. 14 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утв. Приказом Минтранса России от 9 июля 2014 г. N 182, содержится императивная норма, согласно которой оператор морского терминала в рамках договора перевалки груза оказывает (в отличие от “может осуществлять”) следующие услуги:
– маркировку, сортировку, упаковку груза;
– приведение груза в транспортабельное состояние (при отсутствии повреждений);
– крепление и сепарацию грузов.
Таким образом, из перечисленных правовых норм можно сделать вывод о том, что в цену договора заложена стоимость выполнения как операций, перечисленных в ч. 4 комментируемой статьи, так и операций, перечисленных в п. 14 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утв. Приказом Минтранса России от 9 июля 2014 г. N 182. Дополнительная плата за выполнение операций, перечисленных в п. 14 Правил, не взимается.
За отдельную плату оператор морского терминала по дополнительным заявкам заказчика может осуществить:
– взвешивание, растарку, затарку, перетарку, перевеску, переупаковку, рассортировку, увязку;
– подгруппировку грузов для формирования судовой партии, комплектацию грузов;
– вскрытие грузовых мест для определения качества, сорта и проверки содержимого по требованию заказчика, пограничных, таможенных и иных органов, участвующих в контроле в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, и последующее их приведение в транспортабельное состояние;
– разборку специальных приспособлений при выгрузке с железнодорожных платформ оборудования и средств транспортирования;
– обмер грузов;
– укрупнение грузовых мест путем пакетирования;
– специальное крепление и изготовление приспособлений, предусмотренных чертежами погрузки и расчетами крепления груза на транспортном средстве;
– другие услуги в отношении груза.
5. Часть 4 комментируемой статьи регламентирует открытость оказания услуг операторами морских терминалов. Такая регламентация обеспечивает публичность договора перевалки грузов, равную доступность услуг для заказчиков, а также применение одинаковой цены для потребителей соответствующей категории.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (например, перевозка транспортом общего пользования).
Под перевозкой транспортом общего пользования понимается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, в силу закона принявшей обязательство осуществлять перевозки грузов, по обращению любых лиц. В соответствии с п. 1 ст. 789 ГК РФ перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
В результате применения закона по аналогии можно говорить о публичности договора перевалки грузов, поскольку перечень операторов морских терминалов опубликован в Реестре морских портов РФ, а тарифы и сборы подлежат государственному регулированию и устанавливаются на экономически обоснованном одинаковом уровне для потребителей конкретных категорий.
Открытость оказания услуг операторами морских терминалов обеспечивается путем размещения на официальных сайтах операторов в сети Интернет сведений:
– о предлагаемых оператором морского терминала условиях договора перевалки груза, в том числе осуществления дополнительных работ и услуг;
– о тарифах и правилах их применения.
Указанные сведения предоставляются бесплатно.
Практика показывает, что помимо этих сведений операторы для удобства заказчиков размещают на своих сайтах типовые формы (образцы) договоров перевалки грузов, формы заявок на перевалку грузов. Так, например, в заявках на перевалку генеральных грузов должны отражаться:
– общее описание груза (форма, масса, габаритные размеры, упаковка, транспортные характеристики груза и др.);
– код опасности груза;
– регулярность завоза/вывоза груза (разовая партия, постоянный грузопоток с указанием предполагаемого графика завоза/вывоза);
– вид транспорта завоза/вывоза (железнодорожный, авто, водный);
– варианты работ с грузом (по прямому варианту, с перетаркой груза, через склад, иное);
– основные требования по размещению и креплению груза на железнодорожном подвижном составе / автотранспортном средстве;
– характеристики флота, планируемого под завоз/вывоз груза (с обязательным указанием длины, ширины и осадки);
– требования к укладке и креплению груза на судне.

Читайте также:
Очная ставка: что это такое, описание и особенности

§ 21.3. Перевалка груза с одного вида транспорта на другой. Пункты перевалки

В крупных промышленных центрах, расположенных на стыке железнодорожных и водных путей, сооружены высокомеханизированные речные порты, связанные с железнодорожной сетью подъездными путями. Это перевалочные порты с предпортовыми станциями в Тобольске, Томске, Сургуте, Лесосибирске, Сызрани, Петрозаводске, Сыктывкаре, Поярково, Братске и Медвежьегорске, а так же значительно расширенные перевалочные мощности портов в Осетрове, Омске, Красноярске, Перми, Н. Новгороде, Волгограде, Котласе, Архангельске, Астрахани, Салехарде и др.

Как правило, порт перевалки обслуживает одна припортовая железнодорожная станция, но некоторые крупные перевалочные порты, имеющие в своем составе несколько значительно удаленных один от другого грузовых участков, работают с двумя или тремя железнодорожными станциями (Волгоградский, Н. Новгородский, Омский, Красноярский порты).

Специализация портов определяется структурой грузооборота. Большая часть действующих портов приспособлена для переработки различных грузов: имеет в своем составе специализированные причалы или районы для перегрузки отдельных видов массовых навалочных грузов (угля, соли, леса, руды и др.), а также причалы для тяжеловесных, тарно-штучных и прочих грузов. Вместе с тем имеются порты, целиком специализированные на пере­работке отдельных массовых грузов (например, Поярково – уголь, Медвежьегорск – апатиты, Камбарка – уголь и руда).

Перевалка груза с одного вида транспорта на другой сложный производственный процесс из-за многообразия факторов, влияющих на него (структура грузооборота, несоответствие грузоподъемности вагонов и судов, различие в системах управления транспортным процессом на каждом виде транспорта, разная степень технического оснащения перевалочных узлов и др.).

Условия работы и порядок перевалки грузов в каждом перевалочном пункте устанавливаются узловым соглашением, которое заключают между железной дорогой и судоходной компанией сроком на 5 лет. В узловом соглашении предусматриваются:

порядок совместного суточного планирования работы перевалочного пункта;

место передачи груза и оформления документов;

сроки загрузки и разгрузки вагонов;

порядок подачи, расстановки и уборки вагонов;

фронты загрузки и разгрузки вагонов;

расписание подачи вагонов (если в данном перевалочном пункте предусмотрена работа по расписанию);

порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, взаимной информации о подходе грузов, судов и вагонов;

Читайте также:
Общие нормы: что это такое, описание и особенности

другие вопросы, способствующие согласованной работе станции и порта перевалки или обусловленные местными особенностями.

Основой для составления узлового соглашения служит единый технологический процесс работы порта и примыкающей к нему железнодорожной станции: комплекс операций, выполняемых судами, вагонами и грузами прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения от момента по­ступления их в пункт перевалки до отправления судна или поезда в рейс. Единый технологический процесс в пункте перевалки устанавливает рацио­нальную систему эксплуатационной работы порта и станции, технологичес­кую последовательность выполнения операций по перевалке грузов и обра­ботке судов и вагонов, обеспечивая ритмичную работу, улучшение исполь­зования транспортных средств, сокращение времени прохождения грузов в узле. Практика внедрения единых технологических процессов, разрабо­танных с учетом использования передовых методов труда, показала их высо­кую экономическую целесообразность.

Большое значение для обеспечения заданных объемов перевалки имеет сменно-суточное планирование. Комплексный сменно-суточный план работы перевалочного узла разрабатывает диспетчерский аппарат порта и станции; утверждает его совместно руководство порта и станции или начальник порта по согласованию со станцией. Взаимно согласованный и утвержден­ный план доводят до сведения всех работников, связанных с организацией перевалки, до начала каждой смены. Во многих портах и станциях установ­лено единое оперативное руководство работой по перевалке грузов и обра­ботке судов и вагонов путем организации диспетчерских смен, когда диспет­черский аппарат, помощники начальников станций и порта (грузового райо­на), бригады портовых рабочих, локомотивные бригады и другие, участвую­щие в перевалке, постоянно работают вместе в одну смену.

Совместное сменно-суточное планирование и сквозные диспетчерские смены позволяют коллективам порта и станции добиваться максимальной слаженности в работе и обеспечивать выполнение установленных заданий.

Места передачи груза от одного вида транспорта другому, как правило, совпадают с местами загрузки-разгрузки вагонов. Здесь должны быть все необходимые для этих целей обустройства рампы, склады, разгрузочные механизмы.

Вагоны с грузами прямого смешанного железнодорожно-водного сооб­щения подают в порты непосредственно к местам перегрузки в пределах среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы перевалки и отво­дят после обработки без взыскания с порта каких-либо сборов. Станциям железных дорог и портам перевалки предоставлено право по взаимному со­глашению «сгущать» в отдельные дни подачу вагонов или предъявление груза.

В крупный перевалочный порт, который обрабатывает в среднем за сут­ки не менее 50 вагонов, их подают по расписанию. Также по расписанию могут подаваться вагоны в порт, обрабатывающий и меньшее их число, если такой порядок будет признан целесообразным. Число вагонов и время их подачи по расписанию уста­навливают в узловом соглашении.

В остальных перевалочных портах вагоны под погрузку или выгрузку подают в течение суток по согласованным суточным заявкам портов и с уче­том нормы одновременной перегрузки. Такая норма устанавливается по каж­дому подъездному пути с учетом специализации причалов и складов по родам грузов и размера фронта перегрузки. Последний характеризуется числом вагонов, которые могут одновременно загружаться или разгру­жаться, и определяется: при открытых немеханизированных складах про­тяженностью путей в пределах складской площади, при закрытых складах числом рабочих дверей, на механизированных открытых участках – в зави­симости от длины путей, числа и производительности перегрузочных меха­низмов.

Обработка вагонов считается законченной с момента готовности всей поданной на фронт перегрузочных работ группы вагонов с одинаковым сроком загрузки. При загрузке вагонов порт обязан выполнять правила погрузки и крепления грузов под контролем железной дороги.

Оборудование вагонов и судов для перевозки тяжеловесных, длинно­мерных и громоздких грузов и крепление их в судах и вагонах входят в обя­занность порта. Стоимость этих работ, включенную в накладную, оплачива­ет получатель. Материалы, необходимые для крепления грузов и оборудова­ния вагонов и судов, предоставляет владелец груза.

Читайте также:
Правовая аксиома: что это такое, описание и особенности

При передаче груза с железной дороги порту или обратно по требова­нию принимающей стороны груз взвешивают: на вагонных весах – средства­ми железной дороги, на товарных – средствами порта. Если принимающая сторона не требует взвешивания, груз передается по массе, указанной в накладной.

В пункте перевалки груз передают по передаточной ведомости, которую составляет сдающая сторона. Вручение передаточной ведомости свидетель­ствует о наличии подготовленного для передачи груза.

Если предъявленный груз не был погружен из-за отсутствия вагонов, на передаточной ведомости сдающая и принимающая стороны ставят ка­лендарные штемпеля днем предъявлении груза. Ответственность за сроки доставки непринятого груза с нуля часов следующих календарных суток возлагается в таких случаях на принимающую сторону. Фактические прием и передача грузов, не принятых одновременно с предъявлением переда­точной ведомости, удостоверяются подписями представителей станции или порта на ранее переданных передаточных ведомостях с наложением второго календарного штемпеля.

Если при передаче груза обнаружена недостача грузовых мест или мас­сы, превышающая норму естественной убыли, порча и повреждение, не­верное наименование груза, сдающая сторона с участием принимающей составляет коммерческий акт. Неисправные и вскрытые грузовые места сдающая сторона обязана на своих складах привести в должный порядок и затем предъявить груз к передаче. Эта работа с согласия порта может выполняться на его складах и территории. Сдающей стороне предоставлено право передать в пункте перевалки груз, наружная упаковка которого или сам он имеет повреждения и внешние недостатки, если доставка груза в пункт назначения возможна без дополнительных повреждений, порчи и утраты. Однако ответственность за недостачу или порчу груза вследствие неисправности упаковки или повреждения самого груза несет сдающая сторона.

Скоропортящийся груз в пунктах перевалки передают вместе с серти­фикатом Государственной инспекции по качеству или с качественным удосто­верением отправителя. Если такие документы отсутствуют или в оставшийся по сертификату срок груз не может быть доставлен по назначению, сдающая сторона обязана вызвать представителя госинспекции или эксперта, офор­мить вновь сертификат или качественное удостоверение и с этими докумен­тами передать груз. Если по состоянию груза нет возможности обеспечить его сохранность при доставке по назначению, сдающая сторона обязана передать груз соответствующим организациям, уведомить пункты отправ­ления и назначения и произвести расчеты с отправителем и получателем.

Железная дорога пломбирует вагоны, загруженные в пункте перевалки грузами прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, а также снимает пломбы с груженых вагонов, поданных в порт. Ответственность за целость и сохранность груза до фактической его передачи лежит на сда­ющей стороне, а после сдачи — на принимающей.

Порядок оформления передачи массовых насыпных и навалочных гру­зов, прибывших в порт перевалки по судовой накладной, имеет свои осо­бенности. Такие грузы передаются по перечню, составляемому портом в че­тырех экземплярах, из которых три передают станции перевалки до начала отгрузки; два из этих трех отправляют с первым вагоном на станцию на­значения вместе с грузовыми документами. По мере отгрузки порт и стан­ция вносят в оставшиеся у них экземпляры перечня данные о фактической передаче груза, а по ее окончании подводят итог и совместно подписывают перечень. В передаточную ведомость, судовую накладную и дорожную ведо­мость данные записывают при отправке последнего вагона.

Порт перевалки при отгрузке обезличенных партий однородных мас­совых грузов может передавать железной дороге последние повагонные отправки за вычетом такого количества груза, которое соответствует нор­ме естественной убыли. Если после отгрузки всей партии груза, поступивше­го на перевалку, по судовой накладной в порту будет обнаружен остаток груза, его надо дослать получателю или по его указанию выдать на месте. Вагоны для отгрузки таких остатков предоставляем железная дорога сверх плановой нормы.

Порт должен строго следить за тем, чтобы при отгрузке груза, прибытие-го на одном суше для нескольких получателей, излишки или недостатки его были распределены по всем получателям пропорционально количеству адресованного им груза и не относились на последнего по очередности отгрузки получателя.

Пенсионный счет: что это такое, описание и особенности

Статья 36.19. Особенности порядка ведения пенсионных счетов накопительной пенсии в фонде

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ (ред. 21.07.2014))

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Фонд открывает каждому застрахованному лицу пенсионный счет накопительной пенсии с постоянным страховым номером, который был присвоен застрахованному лицу Пенсионным фондом Российской Федерации при регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”.

Пенсионный счет накопительной пенсии состоит из общей и специальной частей.

2. В общей части пенсионного счета накопительной пенсии застрахованного лица указываются:

1) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;

2) дата рождения;

3) место рождения;

5) адрес постоянного места жительства;

6) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи, наименование выдавшего их органа;

8) дата заключения договора об обязательном пенсионном страховании;

9) даты открытия и закрытия пенсионного счета;

10) иные необходимые сведения.

3. В специальной части пенсионного счета накопительной пенсии застрахованного лица указываются:

1) сведения о средствах пенсионных накоплений, поступивших в фонд при вступлении в силу договора об обязательном пенсионном страховании с фондом;

Читайте также:
Обеспечение доказательств: что это такое, описание и особенности

2) суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившие на накопительную пенсию;

3) суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммы взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, поступивших в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”;

4) суммы поступивших взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”;

5) сведения, отражающие результат инвестирования средств и сумм взносов, указанных в подпунктах 1 – 4 настоящего пункта, по каждому виду взносов отдельно;

6) сведения о передаче средств пенсионных накоплений другому страховщику в связи с реализацией застрахованным лицом права на выбор страховщика;

7) сведения об установлении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты, о корректировке размера накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты и суммах произведенных выплат за счет средств пенсионных накоплений;

8) сведения о правопреемниках умершего застрахованного лица и произведенных им выплатах средств пенсионных накоплений;

9) сведения о сумме средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии и поступивших в фонд, а также о доходе от их инвестирования;

10) сведения о возврате средств (части средств) материнского (семейного) капитала в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, а также об объеме указанных средств;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) сведения о передаче средств пенсионных накоплений в состав средств выплатного резерва фонда, резерва фонда застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, резерва по обязательному пенсионному страхованию;

12) сведения о размере средств пенсионных накоплений, определенном в соответствии со статьей 36.2-1 настоящего Федерального закона;

13) сведения о суммах гарантийного восполнения, отраженного в соответствии с Федеральным законом “О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений”;

14) сведения о суммах гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом “О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений”;

15) иные сведения, определенные нормативным актом Банка России.

4. Одному застрахованному лицу в фонде может быть открыт только один пенсионный счет накопительной пенсии.

5. Для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений фонд открывает отдельные банковские счета в кредитной организации, удовлетворяющей требованиям Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации”.

6. Порядок ведения пенсионных счетов накопительной пенсии, включая форматы электронных сообщений, устанавливается Банком России.

7. Фонд вправе осуществлять самостоятельно ведение пенсионных счетов накопительной пенсии либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с другими организациями. Оплата указанных услуг осуществляется за счет собственных средств фонда.

Что нужно знать о пенсионных накоплениях

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной “управляющей компании”.
Читайте также:
Профицит бюджета: что это такое, описание и особенности

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Важно! В 2014-2022 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:

  • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) – ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Важно!

Если гражданин будет осуществлять смену страховщика чаще одного раза в пять лет, он может потерять инвестиционный доход, полученный предыдущим страховщиком. При этом если страховщиком гражданина является ПФР, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2021 года – 264 месяца. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 264 месяца.

Что такое индивидуальный лицевой счет, зачем он нужен и как его проверить

Знание — сила, и особенно важно обладать знаниями о своей будущей пенсии. Где же взять полную информацию о ней? Посмотреть в индивидуальном лицевом счете в ПФР. Бывает, что люди находят там ошибки, которые могут негативно отразиться на будущей пенсии, если вовремя их не устранить. Вот почему важно периодически проверять состояние своего ИЛС. О подробностях расскажем в статье.

Что такое ИЛС

Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) — это электронный документ, который содержит информацию о вашей трудовой деятельности и пенсионных правах. При помощи этого документа вам удобно отслеживать изменения на счете, а ПФР по нему будет определять, какой размер пенсии вам положен после завершения трудовой деятельности. У каждого индивидуального счета есть уникальный страховой номер — СНИЛС. Все, что нужно знать о СНИЛС мы рассказали в отдельной статье.

Читайте также:
Особая примета: что это такое, описание и особенности

Как открыть ИЛС

Если вы трудоустроены официально, и работодатель платит за вас страховые взносы, будьте уверены — индивидуальный лицевой счет у вас уже есть. В ином случае ПФР откроет его по вашему личному заявлению или при поступлении информации от других государственных учреждений, если на момент обращения в которые у вас не было открытого ИЛС.

Индивидуальный лицевой счет должен быть у всех граждан, в том числе и иностранных, которые находятся в России на постоянной или временной основе.

Какие сведения содержит извещение ИЛС и как его читать

Извещение о состоянии индивидуального лицевого счета состоит из нескольких частей, которые могут меняться в зависимости от того, в ПФР или НПФ формируется ваша пенсия, находитесь ли вы на этапе накопления пенсии или вам уже назначили пенсионные выплаты или, например, вы успели принять участие в программе государственного софинансирования пенсий. Расскажем подробнее о каждой из частей.

Общая часть содержит индивидуальные данные о вас:

  1. Фамилию, имя и отчество;
  2. Дату рождения;
  3. Страховой номер — СНИЛС;
  4. Вариант пенсионного обеспечения (направление страховых взносов на формирование страховой и накопительной пенсии или направление страховых взносов на формирование страховой пенсии);
  5. Величину индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК);
  6. Трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии.

Первый блок отражает информацию о трудовой деятельности с 2015 года: список работодателей, продолжительность периодов работы, суммы страховых взносов, которые трансформировались в баллы.

Второй блок содержит идентичную первому информацию, но за периоды до 2015 года.

Третий блок будет присутствовать в выписке, если вы формируете пенсионные накопления в ПФР. Он включает информацию о выбранной управляющей компании и инвестиционном портфеле. В этом же блоке приведена итоговая сумма накоплений с учетом инвестирования.

Четвертый блок содержит информацию, если вы формируете пенсионные накопления в НПФ. Здесь будет указана дата заключения договора, название негосударственного пенсионного фонда и сумма пенсионных накоплений с учетом их инвестирования и возможная сумма потерь при досрочном переходе к новому страховщику.

Пятый блок появится у вас, когда придет время получать пенсию. В этом блоке будет отражаться дата назначения страховой пенсии, сумма страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, размер накопительной пенсии и сумму срочной или единовременной выплаты — если применимо.

Как получить извещение о состоянии ИЛС и сколько стоит такая услуга

Чтобы ознакомиться с состоянием ИЛС, нужно запросить выписку. Услуга бесплатна, а сделать запрос на ее получение можно несколькими способами:

  • Через портал Госуслуги вы получите выписку в течение двух-пяти минут, для этого нужна подтвержденная учетная запись на портале. В списке услуг необходимо выбрать пункт «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР» и нажать на кнопку «Получить услугу».
  • Через личный кабинет ПФР, как и в предыдущем варианте, процесс формирования выписки займет несколько минут — никуда идти и заполнять заявление при этом не нужно.
  • Для личного обращения в отделение ПФР или МФЦ необходимо заполнить бланк заявления. Сведения о состоянии ИЛС вы получите в день обращения.
  • Почтой России потребуется выслать в ПФР заявление и копию паспорта заказным письмом. Пенсионный фонд отправит ответ в течение десяти дней после получения вашего заявления.

Какие документы нужны, чтобы получить выписку

Набор необходимых документов будет меняться в зависимости от способа подачи запроса.

При онлайн-запросе через личный кабинет ПФР или портал Госуслуг предоставление документов не требуется.

При личном обращении в отделение ПФР или МФЦ то от вас потребуется заполненное заявление, паспорт и СНИЛС. Если от вашего имени будет действовать представитель, тогда к запросу помимо обозначенных документов понадобится нотариальная доверенность.

Если вы хотите обратиться в ПФР по почте, то в конверт необходимо вложить заполненное заявление и копию паспорта. В этом случае документы необходимо заверить у нотариуса.

Кто может запросить сведения о состоянии ИЛС

Индивидуальный лицевой счет содержит конфиденциальную информацию, поэтому ее вправе запросить владелец, либо его уполномоченный или законный представитель.

Уполномоченный представитель действует на основании доверенности. В интересах недееспособного человека будет действовать его законный представитель — попечитель или опекун.

Как внести изменения в выписку, если данные неверны

Если в полученном извещении вы обнаружили ошибку, то необходимо обратиться в ПФР с заявлением о корректировке сведений и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет. Подать заявление можно как лично в ближайшем отделении, так и на сайте ПФР или по почте. В течение десяти рабочих дней после получения заявления ПФР должен провести проверку и уведомить вас о ее результатах.

Дополнительные документы, которые подтвердят недостоверность сведений в ИЛС, потребуются в случаях, если ошибки касаются недостающего стажа и заработной платы или необходимо подтвердить периоды жизни, которые засчитываются в страховой стаж, или организация, передавшая недостоверные сведения о вас, ликвидирована.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: