Персона грата: что это такое, описание и особенности

Персона нон грата или просто Важная особа?

Кого называют персоной нон-грата и за что.

Персона нон грата, как выражение, буквально переводится с латинского как “нежелательное лицо” и используется, в основном, как дипломатический термин. И государство может объявить такой персоной дипломата или любого сотрудника дипломатического персонала, подозреваемого в чем-то предосудительном: например, в шпионаже.

Тогда такого человека можно будет выдворить из страны – ведь после объявления персоной нон грата он уже будет лишен дипломатического иммунитета. А на это место поставят человека, не вызывающего сомнений в личностном и профессиональном плане.

Описание

Часто подобной персоной нон-грата называют людей, не находящихся на данный момент в стране, но, по мнению руководства данной страны, занимающихся опасной для неё деятельностью: подрывной, экстремистской или пропагандистской. К этому относится не только распространение опасных идей, но и просто неосторожные высказывания на этот счет.

Значение выражения «нежелательная персона» часто – очень категоричное: если человек – в стране, его депортируют. Если за его пределами – не пустят. А как долго будут действовать эти ограничения – покажет время и лояльность данной страны.

Но этот термин может употребляться не только в дипломатии, а быть применим и в других сферах: на работе или дома – везде, где есть общество. Проще говоря, человек становится «нерукопожатным», как принято сейчас говорить: не хочется ни ему протягивать для рукопожатия руку при встрече, ни пожимать его уже протянутую руку в ответ. Извините, но, после того, как вы сорвали деловую встречу, вы для нашей фирмы – персона нон грата. Или – прости, брат, но ты не отдал мне вовремя долг, поэтому теперь для меня ты – персона нон грата.

Зарубежные персоны нон грата

Отечественные персоны нон грата

Сейчас многие являются такими персонами. Как правило, это – медийные люди: те, чье имя – на слуху. И, естественно, многие находятся в курсе их жизни и озвученных мыслей, которые зачастую не нравятся руководству той или иной страны. Особенно интенсивно не рада видеть их наша недавно еще «така ридна Украина». В ее «черном списке» кого только нет: и писатели, и певцы, и журналисты.

Вот и Стас Костюшкин попал сюда еще в 2017 году. «Не глянулся» Стас украинским властям: то ли одет не так, то ли поет не то. И любимый всеми Лепс тоже не понравился потому, что пересек не ту границу во время своих гастролей в нашем Крыму. И настоящая фамилия у него оставляет желать лучшего – Лепсверидзе: Лепс – его творческий псевдоним.

Попал в этот реестр и автор известного «Ночного дозора» С. Лукьяненко: у него тоже произошла какое-то недоразумение с пересечением границ, как у Лепса. И такой список регулярно пополняется: С. Шнуров и Ю.Антонов, Шуфутинский и Стас Пьеха. Даже всем известный Стивен Сигал ухитрился в него угодить: все они пересекали границы и ездили в Крым на гастроли.

А существует этот список на сайте «Миротворец»: кстати, там выложена и вся личная информация обо всех, кому запрещен въезд в Украину.

Уже и украинское правительство восставало против этого: зачем лишать народ любимых исполнителей. Да и конфиденциальная информация – в открытом доступе: а это – неправомерно. Но список с каждым днем все увеличивается.

Но и другие страны не отстают от Украины: властями Литвы был внесен в список таких персон Олег Газманов. Попытки выяснить, почему это произошло, ни к чему не привели: в аэропорту просто выполняли инструкции, а далее певец обращаться не стал. Но все же, по слухам, Литва считает, что в РФ ведется агрессивная пропаганда. Какое отношение к этому имеет Газманов – не совсем понятно. По крайне мере, правительству Литвы показалось, что имеет.

Даже те, кто родился и вырос на Украине, не могут туда проникнуть: Лолиту Милявскую, ехавшую к дочери, вообще сняли с поезда в Конотопе. Какой вред может нанести Украине Лолита, не уточняется: сняли и – все. И наплевать, что там живет со старыми родителями ее девочка, которую она давно не видела. А ведь общительная Лолита не только бы навестила дочь, а еще бы обязательно спела. В результате всего этого пострадали простые люди, которым часто наплевать на всякие санкции и списки.

Наш ответ иностранным проискам

Такие списки есть и у России. Там, в отличие от Украины, нет людей, несущих культуру в массы. Да и пополняется этот список часто в ответ на какие-то санкции, вводимые в отношении россиян: например, «Список Магнитского» – лица, которым запрещен въезд в США. Да, а счета их будут с этого момента заморожены.

В ответ на это Россия опубликовала перечень нежелательных для нее американских лиц: это – бывший министр и замминистра юстиции США, бывший замминистра обороны и главный юристконсульт США, тоже бывший. Все это не способствует улучшению отношений между странами, но не Россия начала первой.

Кроме того, есть и другие списки нежелательных персон. В них – около тридцати членов Европарламента: бывших и действующих ныне. Военные лидеры, руководители спецслужб и заместитель главы румынского «Трансгаза»: всего в перечне – 17 стран Евросоюза.

Лукашенко – персона нон-грата


Избежать участи персоны нон грата не удалось и батьке Лукашенко: его назвали такой персоной партии Европарламента. И все произошло из-за президентских выборов в Беларуси. В совместном заявлении партий так и говорится: не признаем, дескать, Лукашенко переизбранным президентом со всеми вытекающими отсюда последствиями. И – не только это: в заявлении выдвинут ряд требований – предоставить свободу всем политическим заключенным, расследовать имеющиеся случаи насилия над мирными демонстрантами. И, главное – провести новые, правильные выборы президента Беларусь.

Читайте также:
Пропорциональное налогообложение: что это такое, описание и особенности

По их мнению, выборы 9 августа не были ни честными, ни свободными, ни справедливыми: все указывает на победу Тихановской. А Лукашенко – не при чем. Да, а белорусскому народу – аплодисменты за решимость и мужество отстаивать свои взгляды. И, конечно же, поддержка стремления к положительным переменам и свободе. Все это и прописано в совместном заявлении.

ЕС признал, что уже существует «вмешательство» РФ в дела Белоруссии: это происходит путем направления консультантов в правоохранительные органы и военную структуру страны. А также – проникновением медиаэкспертов в государственные СМИ.

Поэтому представители Европарламента обратились к России с призывом не осуществлять любые вмешательства в дела Белоруссии – явные или скрытые. А если это будет иметь место, то страны-участницы ЕС должны активно препятствовать действиям России в этом нежелательном направлении. И попросили сделать их именно это.

А те, кто отвечает за фальсификацию этих выборов и насаждает насилие, будут удостоены введения дополнительных и персональных санкций – так решили главы МИД стран ЕС. И это поддержали авторы заявления. И даже попросили составить «санкционный список» – сделать это нужно как можно скорее.

Кроме того, предлагается ввести санкции против россиян и тех жителей Беларуси, которые поддерживают Лукашенко. А это – ограничение въезда в страны Евросоюза для российских чиновников и госслужащих, принимавших действие в нарушении свободы и прав человека в Белоруссии. А также – заморозка активов.

Также ЕС призвал оказать финансовую помощь «гражданскому сообществу» Беларуси: журналистам, правозащитникам и, так называемым, независимым неправительственным организациям. А для белорусских студентов предлагается создать дополнительные условия для обучения в странах ЕС. Те же студенты, которые были исключены из институтов за поддержку «продемократической позиции», будут удостоены специальной программы обучения.

Но представление средств официальному Минску должно быть прекращено как по линии Европейского инвестиционного банка, так и Европейского банка реконструкции и развития.

Президент Беларуси Александр Лукашенко, в ответ на все высказывания по этому поводу, заявил, что страна не собирается проводить новые выборы: их не будет, пока Лукашенко кто-нибудь не убьет. Заявление – довольно смелое: так высказываться может только человек, стопроцентно уверенный в своей правоте.

Тем более, что все вынесенные резолюции не представляют из себя юридически обязывающий документ, а носят исключительно рекомендательный характер. И, хотя ЕП официально поддержал Тихановскую, но не стал признавать ее президентом, лишь подчеркнув, что она является победителем президентских выборов в Белоруссии. И это оставляет некоторое поле для маневров Лукашенко – персоны нон грата.

А вы как думаете?

Количество слов: 1103 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 2 380 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 1 раз!

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Алёнка , 17 дек, 2022 88 106 просм. • 1 отв. • 82 комм.

Алиса , 09 дек, 2022 641 094 просм. • 1 отв. • 124 комм.

Василиса , 05 дек, 2022 249 255 просм. • 1 отв. • 289 комм.

Алексеич , 24 ноя, 2022 35 990 просм. • 1 отв. • 28 комм.

Владислава , 07 окт, 2022 103 830 просм. • 1 отв. • 85 комм.

Персона нон грата

  1. Что такое персона нон грата простыми словами
  2. Возникновение термина
  3. Кто может стать персоной нон грата
  4. Нежелательная персона в политике
  5. Нежелательная персона в повседневной жизни
  6. Нежелательная персона в России
  7. Мировая практика
  8. Как объявляют дипломатов персонами нон грата

На телевидении и в Интернете часто можно услышать фразеологизм «персона нон грата». Но не все правильно понимают его значение. В этой статье дается исчерпывающее объяснение данному дипломатическому термину.

Что такое персона нон грата простыми словами

Каждое государство имеет возможность отказать во въезде в свою страну нежелательным, по их мнению, гражданам других стран. Что интересно, свое решение принимающая сторона может никак не аргументировать.

В переводе с латинского persona non grata – «нежелательное лицо». Поэтому этот термин в дипломатии обозначает иностранное лицо, которому правительство объявило запрет на въезд в страну.

Не следует путать выражение с персоной грата. Это антоним вышесказанного термина. Его трактовка – личность, которая пользуется авторитетом и признанием в высших правящих кругах государства.

Выражение «персона нон грата» встречается не только в дипломатических отношениях, но и используется в повседневной жизни. Особой популярностью оно пользуется в журналистике и в личных взаимоотношениях. Термин обозначает человека, присутствие которого неприятно окружающим. Это может относится как к личной жизни, так и к общественной (рестораны, кафе, театр и так далее).

Возникновение термина

Фраза «persona non grata» в первый раз прозвучала на Венской конференции в 1961 году. Там была подписана международная конвенция, которая обязала иностранных дипломатов с уважением относится к традициям и законам другой страны. Если иностранный госсотрудник нарушал правила, подрывал авторитет власти, был замечен в шпионаже, то данная фигура теперь провозглашалась персоной нон грата и была обязана покинуть страну.

В законе говорится, что дипломата, которого объявили персоной нон грата, должны выдворить из страны в определенный срок: минимум за 2 дня. Поэтому данный способ наименовали «высылкой».

Если по истечению положенного срока иностранный гость не отзывается, то принимающее государство может не признать его участником дипломатической миссии. Поэтому сотрудник теряет положенный ему государственный иммунитет на территории принимающей стороны. Государство, объявившее лицо нежелательным, может дать ему меру пресечения на свое усмотрение. И никто не в праве объяснять, почему тот или иной дипломат оказался нежелательной персоной.

Читайте также:
Общий режим: что это такое, описание и особенности

Кто может стать персоной нон грата

Если рассматривать данное словосочетание в политическом контексте, то поводом для объявления дипломата нежелательной персоной могут быть:

  • критика власти;
  • вмешательство во внутреннюю политику государства;
  • неуважение традиций и законов принимающей стороны;
  • злоупотребление полномочиями;
  • нарушение правил поведения;
  • шпионаж.

На государственном уровне такому человеку вводят запрет на въезд в страну. Это помогает избежать подрыва целостности политического устройства и других вмешательств во власть. На общественном уровне все намного проще. При объявлении некоторых лиц персонами нон грата в социуме, пресекаются, например, воровство, сплетни, фальсификация, обман.

В повседневной жизни нежелательной персоной может оказаться человек, который вызывает какие-то подозрения у общества. Такая личность не несет наказание по закону. Обычно с этим человеком перестают общаться и устраивают полный социальный игнор. Например, на работе его объявляют персоной нон грата за то, что он занимался доносами на сотрудников, сплетнями и прочим. По факту уволить его за это не могут, но имеют право начать его игнорировать.

В высшем свете изгоем, к примеру, может стать вторая половина того, кто обанкротился. Из-за того, что спутник жизни полностью разорился, она или он уже не имеют в элите тот высокий статус, который был ранее. Также примером может служить ссора двух знакомых, после которой они не принимаются в обществе враждующей стороны.

Персоной нон грата в другой стране может стать не только дипломат, но и известный человек. Так, например, такой статус Китай присвоил актеру Бреду Питту за съемки в фильме «Семь лет в Тибете». Запрет был снят лишь в 2014 году.

Нежелательная персона в политике

Прежде всего, персона нон грата – это политический термин. Он применим к иностранным дипломатам, которые нарушают международные и национальные законы страны пребывания. По международному договору такой служащий имеет дипломатическую неприкосновенность, поэтому ему обеспечена полная безопасность во всех сферах принимающей страны. Однако при объявлении его персоной нон грата все вышеперечисленное теряет значение. Лицо, пользующееся дипломатическим иммунитетом, отправляют в его страну с полным запретом на посещение территории, где он выполнял дипломатическую миссию.

Запрет на посещение страны нежелательному лицу действует до конца жизни

Не всегда персоной нон грата объявляют человека, который находится в этой стране. Часто он прибывает в другом государстве, но по мнению верхушки власти его действия вредят суверенитету данной страны. Например, государство может не впустить на свою территорию людей, которые пропагандируют идеи, идущие в разрез с текущим государственным строем.

Ограничения для нежелательных персон, как правило, носят постоянный характер. Но бывают исключения из правил, например, при смене режима новая власть может отменить запрет на действующие ограничения.

Нежелательная персона в повседневной жизни

В обычной жизни объявление человека персоной нон грата носит формальный характер. Этот фразеологизм употребляют тогда, когда хотят мягко сообщить человеку о том, что его появление в определенном месте является нежелательным.

Примеры из жизни:

  • Лена, после того случая на той неделе, для нас ты – персона нон грата;
  • Мы приносим свои извинения, но в нашем кафе вы с сегодняшнего дня персона нон грата;
  • В нашей компании, вы теперь персона нон грата.

В обществе этот термин является синонимом таких слов как предатель, перебежчик, обманщик. Например, человек, который постоянно доносит на своих коллег, автоматически становится нежелательной персоной в коллективе. Еще одним примером могут служить компании, которые вводят запрет на посещение своих производств для сотрудников конкурирующих предприятий.

Нежелательная персона в России

В последние годы в России все чаще можно услышать о попадании в стоп-лист иностранных граждан. Так, в 2018 году под запрет в России попало сразу 60 дипломатов из США. А в апреле 2022 года в ответ на высылку Российских дипломатов из Чехии, Министерство иностранных дел России выслало 20 чешских должностных лиц.

С обострением внешнеполитической ситуации в стране, число персон нон грата из стран Евросоюза и США растет очень быстро. Часть российского списка persona non grata засекречена, но к 2015 году нашей страной был опубликован перечень, включающий 89 лиц из 17 стран Евросоюза, которым запрещен въезд в страну. К 2022 году стоп-лист значительно расширился из-за усугубления международных отношений с Россией.

Мировая практика

Важен и тот момент, что государство, которое принимает дипломатов, может поступать по своему личному усмотрению, выдворяя из своей страны иностранных госсотрудников. И это решение иногда принимается в собственных целях и без повода, так как страна не обязана обосновывать свой поступок.

Основными причинами выдворения сотрудников дипломатических учреждений из страны являются:

  1. Подозрение в шпионаже. После принятия Венской конвенции шпионаж был основной причиной, по которой объявляли дипломатов персоной нон грата. Так, например, в 1971 году более 100 советских сотрудников дипмиссии были объявлены Великобританией персонами нон грата. Это произошло из-за офицера советской разведки Олега Лялина, который оказался перебежчиком и выдал данные о деятельности КГБ.
  2. Вмешательство во внутреннюю политику. Согласно Венской конвенции, дипломатические представители должны отказаться от вмешательства в государственные дела принимающей страны. Несмотря на это, не всегда получается выдерживать это правило. От этого уберегают взаимные интересы обоих сторон и дружественные отношения государств. Если же отношения между странами напряженные, а интересы государств не сходятся, то тем вероятнее, что диппредставители становятся персонами нон грата. В 2008 году именно по этому поводу был выслан из Боливии посол США Филипп Голдберг. По мнению боливийского президента Эво Моралеса посол готовил заговор против демократического строя страны.
  3. Нарушение законодательства. Если агент совершил тяжкое правонарушение, то безоговорочно он становится нежелательной персоной в принимающей стране. К примеру, в 2012 году в Филиппинах был объявлен персоной нон грата представитель посольства Панамы, которого объявили в изнасиловании.
  4. Политические подоплеки. В последнее время данная причина является основной при объявлении дипломатических представителей нежелательными персонами. Эти мотивы не зависят от поступков иностранных представителей и являются неким рычагом, помогающим оказать давление на государство, которое представляет дипломат. Например, в 2017 году власти Италии, Испании, Кувейта, Мексики и Перу поддержали США, которое негативно отозвалось на действия Серверной Кореи по испытанию межконтинентальных баллистических ракет и создании водородной бомбы. За это пятерка стран выслала послов Северной Кореи из своей страны.
Читайте также:
Национальное право: что это такое, описание и особенности

Как объявляют дипломатов персонами нон грата

Объявить диппредставителя персоной нон грата принимающая страна может независимо от того въехал он на территорию государства или нет. В любой момент ему могут отказать в праве въезда. Обычно это происходит не официально, с обращением об отзыве к самому дипломату или направляющему государству.

Дипломату дается от 2 дней на то, чтобы покинуть чужую территорию

Государство не может выдворить агента после его оповещения о том, что он персона нон грата. Это оповещение лишь обязывает страну дипломата отозвать его. Если направляющее государство никак не реагирует на объявление, то принимающая сторона вправе самостоятельно выслать из страны иностранного гражданина. В этом случае он лишается всех привилегий, которые у него были.

Дипломату дается определенное время, чтобы покинуть страну, в которое он не лишается своих привилегий и иммунитетов.

Диппредставители, которые были объявлены нежелательными персонами не увольняются со службы их государства. Направляющая страна сама решает, как поступить с будущей карьерой их сотрудников.

Таким образом, можно понять, что этот термин применяют не только серьезные деловые люди. Он также прижился и в обычной жизни. Поэтому каждый человек смело может пользоваться им и называть так всех неприятных людей, которых не хочется видеть в своей компании. Главное самим не попасть под такой статус.

Персона нон грата

Персона нон грата (лат. persona non grata) — термин дипломатического права, указывающий, что въезд или пребывание дипломатического представителя, нежелательно для правительства принимающего государства. Объявление дипломата персоной нон грата обычно является результатом недружественного отношения к государству пребывания, нарушения национального законодательства или международного права, неподобающего поведения или неосмотрительных поступков, хотя принимающее государство может и не объяснять мотивы данного решения.

Фундаментальный принцип, согласно которому ни одно суверенное государство не должно испытывать неудобства в сфере дипломатических отношений из-за лиц, чье поведение или взгляды для него неприемлемы, существовал с самого раннего периода истории дипломатической практики. Учитывая длительную, постоянную и последовательную реализацию данного принципа, нет сомнений, что он представляет собой норму международного обычного права. Этот принцип, остающийся безусловным и в настоящее время, закреплен в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года (статья 9) и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года (статья 23), которые обе были основаны на положениях Гарвардского проекта конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.

Присвоение статуса персона нон грата позволяет принимающему государству защищать себя от многочисленных форм неприемлемой деятельности со стороны членов дипломатических миссий и является важным противовесом дипломатическим привилегиям и иммунитетам, закрепленным в других положениях конвенций.

История принципа.

Право принимающего государства требовать отзыва дипломатов за оскорбительные высказывания и неприемлемое поведение признавалось еще такими основоположниками международного права, как Альберико Джентили, Гуго Гроций и Эмер де Ваттель. Со временем становилось все яснее, что данное право является не только концептуальным построением ученых, но и подтверждается международно-правовой практикой. Направляющее дипломата государство, как правило, всегда удовлетворяло просьбу принимающего государства об отзыве своего представителя.

Уместным примером является требование немедленно покинуть Англию, врученное испанскому послу дону Бернардино де Мендосу после того, как было установлено его участие в заговоре, имевшем целью низложить королеву Елизавету I. Но, чтобы испанцы не думали, что в данном случае речь шла не о наказании преступлений Мендосы, а о нарушении привилегий их посла, в Испанию был послан секретарь Совета Уильям Ваад. Ваад, который должен был напрямую сообщить испанскому двору о неприемлемом поведении Мендосы и, для сохранения старинной дружбы между двумя королевствами, предложить Испании направить нового посла.

Хотя право государства объявлять лицо персоной нон грата никогда не вызывало сомнений, требования о необходимости указывать мотивы своего решения при объявлении дипломата нежелательной персоной не было столь бесспорным. Эта проблема был главной темой обсуждения в Комиссии международного права , во время ее работы по кодификации дипломатического и консульского права. Тем не менее Комиссия оставила этот вопрос открытым на усмотрение государств. Венская конференция, приняв во внимание мнение французской делегации, решила, что, поскольку государства не обязаны сообщать причины отказа в агремане, они также должны обладать правом объявления диппреставителя персоной нон грата, без необходимости оглашения своих мотивов.

Второй спорный вопрос как в Комиссии международного права, так и в впоследствии на Венской конференции касался обязанности направляющего государства исполнять запрос об отзыве. После долгих дискуссий было достигнуто соглашение о том, что отправляющее государство обязано отозвать соответствующее лицо или прекратить его функции в представительстве. В противном случае принимающее государство может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства.

Читайте также:
Патентная экспертиза: что это такое, описание и особенности

Международная практика.

Учитывая, что принимающее государство не обязано тем или иным образом обосновывать причины, послужившие основанием объявления дипломатического или консульского представителя персоной нон грата, такое объявление является в определенной степени дискреционным. Принимающее государство может воспользоваться данным правом в собственных целях по совершенно любому поводу или вовсе без такового.

Обвинение в шпионаже.

В первые годы после вступления в силу Венской конвенции подозрение в шпионаже было наиболее распространенной причиной объявления дипломатического агента персоной нон грата или, выражаясь дипломатическим языком, «просьбы об его отзыве».

Самая масштабная акция произошла в сентябре 1971 года: британское правительство объявило персонами нон грата 105 советских сотрудников дипломатических и торговых учреждений СССР в Лондоне. Поводом для нее стало предательство офицера резидентуры советской разведки Олега Лялина, работавшего под прикрытием торговой миссии СССР в Лондоне, выдавшего английской разведке имена советских агентов. В ответ из России были высланы 18 граждан Великобритании.

Другие западные государства также неоднократно выдворяли советских дипломатов «за действия, несовместимые с их статусом»: Бельгия выдворила девять в 1971 году, Боливия – сто девятнадцать в 1972 году, Канада – тринадцать в 1978 году, Франция – сорок семь в 1983 году, и Великобритания еще тридцать одного в 1985 году.

22 августа 1986 года был арестован по обвинению в шпионаже советский сотрудник Организации Объединенных Наций Геннадий Захаров. Москва отреагировала, арестовав Николаса Данилоффа, корреспондента американского новостного журнала. Судьбой Данилоффа занялся сам президент Рональд Рейган, объявивший в ноябре 1986 года более семидесяти советских дипломатов персонами нон грата, назвав их выявленными офицерами КГБ и ГРУ. В ответ американскому посольству в Москве запретили нанимать советских граждан на работу в посольство и в резиденцию посла.

Вмешательство во внутренние дела.

Дипломатические и консульские представители должны весьма тщательно воздерживаться от вмешательства во внутренние дела государства, в котором они аккредитованы (статья 38 Конвенции о дипломатических сношениях1961 года и статья 23 Конвенции о консульских сношениях 1963 года). Тем не менее реальность такова, что дипломаты традиционно вмешивались и будут продолжать вмешиваться во внутренние политические дела принимающей страны. Только общность взглядов и целей между принимающим и направляющим государствами определяют вероятность применения санкций и быстроту реакции на них. Чем отношения дружественней и крепче, и прежде всего, исходя из наличия взаимных интересов, тем с меньшей охотой государства прибегают к таким серьезным мерам, как выдворение диппредставителей. И наоборот, чем отношения сложнее и напряженнее, а интересы противоречивей, тем чаще дипломаты и консулы объявляются персонами нон грата и высылаются на родину. Международная практика полностью подтверждает данный принцип.

В марте 1976 года посол США в Камеруне Герберт Спиро, также аккредитованный в Экваториальной Гвинее, был объявлен нежелательной персоной в Экваториальной Гвинеей. В конце одного из регулярных визитов в страну заместитель директора протокола Сантьяго Нчама вручил Спиро письмо, в котором обвинил правительство США в том, что оно занимался подрывной деятельностью, а несколько дней спустя МИД Экваториальной Гвинеи отправил телеграмму в Госдеп с сообщением том, что Спиро и сопровождавшему его консулу Уильяму Митхоферу-младшему, запрещен въезд в страну.

В 2008 году президент Боливии Эво Моралес объявил посла США Филиппа Голдберга персоной нон грата, заявив: «Посол США готовит заговор против демократии и хочет расколоть Боливию на части».

В 2010 году президент Венесуэлы Уго Чавес объявил вновь назначенного посла США в Венесуэле Ларри Палмера персоной нон грата и запретил ему выезд в страну. «Он дисквалифицировал себя, грубо нарушив все правила дипломатии. Он оскорбил всех нас, даже наши вооруженные силы. Он не может приехать сюда в качестве посла» – сказал Чавес, ссылаясь на письменные и публичные заявления, сделанные Палмером.

Нарушение законов принимающей страны.

Если лицо, пользующееся дипломатическим иммунитетом, обвиняется в серьезном преступлении, объявление его персоной нон грата обычно является единственным средством правовой защиты принимающей страны. Например, Филиппины в 2012 году выслали официального представителя посольства Панамы, обвиняемого в изнасиловании. То же преступление было совершено в 1980 году против двух американских женщин Мануэлем Айри, сыном третьего атташе делегации Ганы, но полиция освободила Мануэля из-за его дипломатического иммунитета, и единственным средством правовой защиты было объявить его нежелательной персоной и выдворить с территории США.

Следует отметить одно важное различие между Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года. Дипломатические агенты пользуются очень высоким уровнем неприкосновенности, однако, консульские должностные лица могут быть арестованы или задержаны «в случае совершения тяжкого преступления». Какие преступления следует считать «тяжкими» государства могут определять в соответствии с собственным законодательством.

Например, в Законе об иностранных миссиях и международных организациях Канады 1991 года говорится, что «… для целей пункта 1 статьи 41 Венской конвенции о консульских сношениях под тяжким преступление понимается любое правонарушение, за которое преступник может быть приговорен к тюремному заключению на пять лет или более».

Показательным примером является инцидент 2013 года, когда вице-консул Генерального консульства Индии в Нью-Йорке Девияни Хобрагаде по доносу своей гувернантки была обвинена в мошенничестве с визой и заработной платой своей служанки. Хобрагаде была демонстративно арестована федеральными правоохранительными органами США, подвергнута полному личному досмотру и помещена в камеру с «обычными преступниками и наркоманами». Через несколько часов после задержания ее выпустили под залог и подписку о невыезде. Между Индией и США разразился крупный дипломатический скандал. Однако власти США заявили, что у Хобрагаде не «дипломатический», а все лишь «консульский иммунитет» и в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года защита от юрисдикции принимающей страны предоставляется только в отношении действий, совершенных при выполнении консульских функций. Через несколько дней индийское правительство перевело Хобрагаде в свое постоянное представительство при ООН, что давало ей полную дипломатическую неприкосновенность и освобождало от судебного преследования. Власти США обратились к Индии с просьбой о снятии дипломатического иммунитета, но получили отказ, после чего потребовали, чтобы дипломат покинула страну.

Читайте также:
Негативные обстоятельства: что это такое, описание и особенности
Политические мотивы.

Дипломаты также могут быть объявлены персонами нон грата по политическим мотивам независимо от поведения самого агента. Хотя подобная практика в последние десятилетия получает все более широкое распространение, она не полностью соответствует духу положений Венских конвенций относительно статуса персона нон грата. Обычно, высылая дипломатов на родину, принимающее государство пытается оказать давление или «наказать» государство, которое они представляют. Так было в 2007 году, когда британское правительство выдворило четырех российских дипломатов в ответ на отказ Москвы экстрадировать Андрея Лугового, подозреваемого Лондоном в отравление бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.

В декабре 2016 года президент США Барак Обама объявил 35 сотрудников российского посольства в Вашингтоне и консульства в Сан-Франциско персонами нон грата, предоставив им 72 часа на то, чтобы покинуть страну. Официальной причиной назывались санкции против России, введенные в качестве «всеобъемлющего ответа на российскую операцию по хакерским атакам» с целью «вмешательства в политический процесс и оказания влияния на результат американских выборов». Тогда Москва не стала принимать зеркальные меры. Однако 28 июля 2017 года, после ужесточение санкций, Москва предложил Вашингтону до 1 сентября привести к паритету численность персонала посольств и консульств в двух странах. Таким образом, персонал, занятый в американских диппредставительствах в России, был сокращен до 455 человек (на 755 человек).

В 2017 году, после успешно проведенной Северной Кореей серии испытаний межконтинентальных баллистических ракет, создания водородной бомбы и получения возможности доставки ядерных боеголовок до территории США, отношения между двумя странами резко обострились. Президент США Дональд Трамп пообещал ответить КНДР «огнем и яростью», если действия Пхеньяна будут угрожать Америке. Постпред США при ООН Никки Хейли пригрозила, что «если КНДР продолжит вести себя безрассудно», она «будет уничтожена». Желая выразить поддержку позиции США, пять стран – Италия, Испания, Кувейт, Мексика и Перу объявили северокорейских послов персонами нон грата на своей территории, объясняя свои действия одной и той же причиной: власти Северной Кореи многократно нарушали режим нераспространения ядерного оружия.

Процедура и последствия объявления персоной нон грата.

Дипломатический или консульский представитель может быть объявлен персоной нон грата в любой момент, в том числе до своего въезда на территорию принимающего государства (статья 9 Конвенции 1961 года о дипломатических сношениях и статья 23 Конвенции о консульских сношениях 1963 года). В подобном случае ему может быть отказано в праве въезда, и он не будет наделен привилегиями или иммунитетами, связанными с его деятельностью.

На практике принимающее государство редко прибегает к такой мере как официальное объявление дипломатического или консульского агента персоной нон грата. Обычно оно обращается с просьбой об отзыве и, как правило, дипломат или консул переводится или отзывается до получения официального уведомления.

Принимающее государство не имеет права высылать агента после его объявления персоной нон грата. Объявление нежелательным лицом только обязывает направляющее государство отозвать соответствующего агента. Только в том случае, если направляющее государство не принимает надлежащих мер, принимающее государство может рассматривать указанного дипломата в качестве обычного иностранного гражданина, не пользующегося какими-либо иммунитетами или привилегиями. Это означает, что, в том случае, если данное лицо не покинет территорию государства добровольно, его могут выслать из страны с соблюдение международных норм, касающихся обращения с иностранцами. Таким образом, выдворение не является автоматическим следствием присвоения статуса персона нон грата. В любом случае заинтересованному диппредставителю должно быть предоставлено разумное время покинуть страну, в течении которого он по-прежнему имеет право на привилегии и иммунитеты, связанные с его функциями.

Дипломатические и консульские агенты, объявленные персонами нон грата, автоматически не увольняются из дипломатической или консульской службы представляемого государства. Этому государству предстоит самостоятельно принять решение о последующей карьере соответствующего агента. Вполне возможно, что он будет направлен на дипломатическую работу в другую страну. Однако на практике некоторые государства пытаются обеспечить, чтобы союзные государства отказывали во въезде всем лицам, включая дипломатический и консульский персонал, которым было предложено покинуть их национальную территорию по подозрению в причастности к международному терроризму.

Персона нон грата

Персона нон грата – это термин, использующийся в дипломатии для обозначения человека, чье пребывание в стране запрещено или нежелательно. Налагается подобное отношение обычно к иностранцам, при этом власти страны оставляют за собой право не сообщать о причинах нежелательности пересечения границы. В данный момент термин персона нон грата используется по отношению к иностранным дипломатам и имеет столь высокий юридический вес, что может применяться даже к тем лицам, которые защищены дипломатической неприкосновенностью.

Существует и противоположное значение, обозначающее желательность данного гостя, лицо вызывающее доверие – персона грата. Использование этого термина сокращено до минимума, поскольку не требует дополнительных действий и ограничений, а может лишь являться дополнительным актом признания человека.

Читайте также:
Предшествующая ипотека: что это такое, описание и особенности

Что это значит

Термин персона нон грата значение имеет как в политической, так и обыденной жизни. Дословный перевод обозначает человека, которого не желают видеть в своей квартире, личной жизни или стране. Еще недавно понятие использовалось исключительно в узкодипломатичных кругах, сейчас все больше употребляется и для обозначения личного пространства каждого человека. В бытовом понимании персоной нон грата могут называть человека не вызывающего достаточного уровня доверия.

Если в контексте дипломатии персоне нон грата запрещен въезд в страну или участие в определенных политических процессах и обществах, то в социальном плане все немного проще и не регулируется юридически. Так это может молчаливый бойкот или игнорирование человека на рабочем месте за его предыдущие доносы. Примерами подобного отношения служит социальное исключение человека из его ближайшей группы – замолкание при появлении его в аудитории, отсутствие приглашения на общие мероприятия и прочие варианты игнорирования. Такие действия обычно возникают как следствие на несоответствие человека негласным правилам сложившегося коллектива или же за прямое нарушение установленных запретов.

На уровне государства объявление кого-то персоной нон грата позволяет защищать свою целостность, а также противостоять неподобающей деятельности (шпионаж, диверсии и прочее). В контексте личных отношений на социальном уровне объявление человека нежелательным гостем помогает избежать нарушений собственных физических и психологических границ (воровство, ложь, сплетни, грубое обращение и прочее).

Чтобы наложить на человека подобный запрет со стороны страны и правительства существует только ряд показаний или подозрений в возможности совершения преступления против страны. Свое решение и обоснованность таких мер, государство может не объяснять человеку, а также снимать подозрения и статус нежелательности по своему собственному решению. Нарушения данного решения карается соответствующими законами и может привести к ухудшению взаимоотношений между странами.

В личных отношениях запрет или нежелательность присутствия оговаривается на личном уровне. Человек может быть оповещен в прямой форме или же подвергаться игнору. При этом нарушение установленных правил не имеет регулировки со стороны властей до момента совершения противоправных действий.

Возникновение термина

Право на защиту от оскорблений противоправного поведения или недопустимых действий относительно государства признавалось на протяжении всей истории человечества. Со временем все больше возникала необходимость юридического закрепления данного решения и вынесения на общемировой уровень распоряжения о введении недопустимости определенных лиц на территории определенных стран. Несколько первых попыток установить регулирование нахождение человека на территории страны потерпели поражение в основном потому, что некоторым странам было невыгодно лишаться свободного доступа к секретной информации или другим способам воздействия.

Термин персоны нон грата был введен на Венской конвенции (девятая статья) в шестидесятых годах прошлого столетия. Данное положение подразумевает права любой страны объявить любого сотрудника дипломатического направления нежелательным гостем как до его появления в стране, так и во время. Объяснение мотивации и причин страна может не предоставлять, при этом человек обязан выехать из страны в установленный законодательством срок. Если человек, которому присвоено звание персоны нон грата нарушает правила страны и не покидает ее, то он может быть лишен всех дипломатических привилегий, защит и должностей.

Прямое понимание взято из латинского языка, расшифровывающееся как неприятная персона или нежелательный человек. Используется при подозрении личности в шпионаже или как акт выражения недовольства поведением человека на территории принимающей страны. Важным моментом является то, что структура конвенции ставит на первое место безопасность государства, поэтому действие любых неприкосновенностей является вторичным относительно данного распоряжения.

Со временем понятие персоны нон грата распространилось за пределы дипломатической сферы, стало все чаще звучать в новостях, обсуждаться не за закрытыми дверями, а на общественных собраниях. Так узкоспециализированное понятие стало отражать нежелательность наличия человека не только на государственном, но и на бытовом уровне. Изначально это слово использовалось тем, кто подолгу службы был связан с политикой, а после все больше распространялось среди людей различных профессий.

Персона нон грата – примеры

Понимание персоны нон грата больше доступно на различных примерах, чем на определения[, особенно касающихся юридической и политической стороны. Сюда можно отнести случай вручения требования покинуть страну Бернадино де Мендосу, после того как стала известна его причастность к заговору против действующего правительства. Точно так же человек может получить приказ покинуть страну, даже не совершив ничего противоправного, но каким-либо образом скомпрометировав себя. Подобные запреты выдаются не только внутри страны, не желающей принимать иностранца с последующим скорым выездом, но также и людям за ее пределами, если были выяснены любые подробности об их деятельности, противоречащей безопасности государства.

В народном варианте, где нарушение запретов не преследуется по закону, обозначение человека персоной нон грата может быть синонимично предателю, доносчику или промышленному шпиону. Так человек, постоянно подставляющий коллег и разглашающий их тайны или недочеты по работе, объявляется нежелательным в коллективе. Его не могут исключить физически, как это происходит на государственном уровне, однако такая личность попадает в полнейшую социальную блокаду. Если доносы и предательства касаются рабочей сферы, то человеку могут перестать помогать, как только станет известно о его склонности к нарушению негласных правил поруки друг за друга.

В конкурирующих компания могут быть введены правила запрета посещения производства для сотрудников других, сходных компаний. Более лояльный вариант выглядит как пропускная система исключительно для предъявителей пропуска. Тут скорее действует принцип персоны грата, т.е. человека желанного в данном заведении, что обозначается специальными действиями, предоставляющими ему прерогативы перед всеми остальными.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Читайте также:
Просрочка должника: что это такое, описание и особенности

Переподготовка безработных: что это такое, описание и особенности

Статья 23. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

гражданин не имеет квалификации;

(абзац введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 8-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. В указанный период оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы безработным гражданам приостанавливается.

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

С 01.01.2022 п. 1.1 ст. 23 излагается в новой редакции (ФЗ от 28.06.2022 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.

1.1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения женщин указанной категории в органы службы занятости по месту жительства или по месту пребывания и предъявления ими паспорта или документа, его заменяющего, копии документа, связанного с работой и подтверждающего нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и свидетельства о рождении ребенка.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2022 N 414-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессиях см. Приказы Минтруда от 02.11.2015 N 832, от 26.10.2022 N 744.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 31.07.2022 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок и условия направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

2. Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При направлении органами службы занятости безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

оплату найма жилого помещения на время обучения.

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

Порядок предоставления финансовой поддержки безработным гражданам и женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность, а также размеры указанной финансовой поддержки устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Читайте также:
Нормативное издание: что это такое, описание и особенности

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;

граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;

граждане, уволенные с военной службы;

жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

выпускники общеобразовательных организаций;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

граждане, получающие государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

жены (мужья) государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должности государственной гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 11.12.2018 N 461-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, по запросу органов службы занятости представляют им в пределах своей компетенции информацию о структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработного лица по направлению органов службы занятости

Профессиональное обучение – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

В отличие от профессионального обучения, имеющего своей целью прежде всего приобретение профессиональной компетенции, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

  • Важно! До 31.12.2022 действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2022 № 460 (далее – Временные правила).

На основании пункта 18 Временных правил центры занятости населения согласно статье 23 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” осуществляют направление безработных граждан на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в дистанционной форме или по индивидуальному учебному плану.

В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. В указанный период оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы безработным гражданам приостанавливается.

Пособие по безработице, выплачиваемое гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Профессиональное обучение – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

В отличие от профессионального обучения, имеющего своей целью прежде всего приобретение профессиональной компетенции, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

  • Важно! Содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании оказывается при условии признания гражданина безработным.

Оказание указанной государственной услуги осуществляют органы государственной службы занятости.

  • Содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан осуществляется бесплатно.

Органы службы занятости оказывают содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан, если:

  1. гражданин не имеет квалификации;
  2. невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
  3. необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
  4. гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

Основанием для рассмотрения вопроса о содействии в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан является:

  • обращение безработного гражданина в орган службы занятости с соответствующим заявлением
  • согласие безработного гражданина с предложением, выданным органом службы занятости.

В предложении органа службы занятости указываются:

  • наименование органа службы занятости;
  • фамилия, имя, отчество гражданина;
  • фамилия, имя, отчество работника органа службы занятости, выдавшего предложение;
  • согласие/несогласие гражданина с предложением о предоставлении государственной услуги;
  • дата выдачи предложения.

В заявлении безработного гражданина должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) безработного гражданина;
  • дата обращения.
  • Внимание! Заявление может быть подано безработным гражданином:
  • при личном обращении в орган службы занятости или в МФЦ;
  • почтовой связью;
  • с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме, с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

    Вместе с заявлением о содействии в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработным гражданином должны быть представлены следующие документы:

    1. паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства;
    2. индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

    Важно! Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, должны иметь лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности.

    Порядок содействия в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании включает следующие процедуры:

    1. информирование безработного гражданина о порядке предоставления государственной услуги, порядке и условиях выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
    2. определение по согласованию с безработным гражданином профессии (специальности), по которой будет осуществляться прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, исходя из:
    3. сведений об образовании, профессиональной квалификации безработного гражданина, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
    4. требований к квалификации работника, содержащихся в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
    5. сведений о заявленной работодателями потребности в работниках в количественном и профессионально-квалификационном разрезе, о востребованных на рынке труда профессиях (специальностях);
    6. перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;

    сведений о программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, профессиях (специальностях), содержащихся в перечне образовательных организаций осуществляющих образовательную деятельность;

    1. в случае затруднения безработного гражданина в выборе профессии (специальности) выдача ему предложения о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации;
    2. приостановление оказания государственной услуги на время предоставления государственной услуги по профессиональной ориентации при согласии безработного гражданина с предложением о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации;
    3. направление безработного гражданина на медицинское освидетельствование при выборе безработным гражданином профессии (специальности), требующей обязательного медицинского освидетельствования;
    4. приостановление оказания государственной услуги до получения результатов медицинского освидетельствования безработного гражданина;
    5. определение по согласованию с безработным гражданином иной профессии (специальности), по которой будет осуществляться прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования безработного гражданина в случае представления медицинского заключения о наличии противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности по выбранной ранее профессии (специальности);
    6. подбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, исходя из перечня образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с выбранной безработным гражданином профессией (специальностью);
    7. организация заключения договора о профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании безработных граждан при отсутствии в перечне образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сведений об образовательных программах по необходимой гражданину профессии (специальности);
    8. информирование безработного гражданина о содержании и сроках обучения по выбранной образовательной программе, об ожидаемых результатах освоения образовательной программы, о месторасположении организации, осуществляющей образовательную деятельность, схеме проезда, номерах контактных телефонов;

    оформление заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего рекомендации о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования по выбранной образовательной программе с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо о продолжении поиска подходящей работы при посредничестве органов службы занятости по имеющейся профессии, специальности, квалификации;

    1. выдача заключения о предоставлении государственной услуги безработному гражданину, приобщение к личному делу получателя государственных услуг второго экземпляра заключения о предоставлении государственной услуги;
    2. оформление и выдача безработному гражданину направления в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в случае наличия в заключении о предоставлении государственной услуги соответствующих рекомендаций;
    3. оказание безработному гражданину при направлении его для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность финансовой поддержки.

    Важно! Под другой местностью понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

    Финансовая поддержка безработным гражданам в случае их направления для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность включает:

    • оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
    • суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;
    • оплату найма жилого помещения на время обучения.
    • Важно! Порядок предоставленияфинансовой поддержки, а также ее размеры устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.
    • Важно! Некоторым категориям граждан закон предоставляет право пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование в приоритетном порядке.

    К лицам, имеющим право на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования, в приоритетном порядке относятся:

    Что такое переподготовка?

    Для чего нужна профессиональная переподготовка? Допустим, вы выбрали не ту профессию. Возможно, в силу жизненных обстоятельств вы трудоустроены не по специальности и хотите стать профессионалом в новой сфере деятельности. А бывает, что профессия нравится, но в век современных технологий она устарела и больше не востребована на рынке труда.

    Профпереподготовка нужна как раз для решения таких проблем. Это отличная возможность за небольшой срок изменить свою жизнь к лучшему, устроиться на новую работу, которая будет приносить доход и позволит заниматься любимым делом.

    Из этой статьи Вы узнаете:

    Описание и значение понятия

    Что значит «профессиональная переподготовка»?

    Это дополнительное профессиональное образование, направленное на получение компетенций (знаний и навыков), необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

    В настоящее время переподготовку считают достойной альтернативой второму высшему образованию.

    возможность получить новую профессию за небольшой срок;

    доступная стоимость обучения (на порядок ниже стоимости второго высшего образования);

    практикоориентированность (программы содержат только профильные дисциплины и стажировку, что позволяет приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности).

    подготовка работника в соответствии с требованиями действующих профстандартов;

    диплом о профессиональной переподготовке может стать весомым преимуществом в вашем резюме. Ведь он подтверждает не только профессионализм, но и ваше желание учиться новому, стремление развиваться и расширять свои возможности.

    Работодатели лояльны к соискателям с дипломом о профессиональной переподготовке. Как правило, с трудоустройством проблем не возникает.

    Как пройти профпереподготовку

    В первую очередь, Вы должны правильно выбрать новую профессию. Собрать как можно больше информации: какие трудовые функции вы будете исполнять на работе, в каких организациях будете работать, насколько эта профессия востребована на рынке труда, особенно в вашем регионе.

    Следующий шаг – посмотреть, в каких учебных заведениях есть программа профпереподготовки по данной профессии (вузы, организации ДПО). С учётом ваших предпочтений и финансов, выбрать организацию и подать заявку. Обучение начинается после оформления документов и оплаты. Зачисление происходит без вступительных испытаний.

    Что такое диплом о профессиональной переподготовке

    После освоения образовательной программы и успешной сдачи итогового экзамена вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца – документ, который даёт право вести профессиональную деятельность по изученной специальности.

    Некоторые специалисты обязаны проходить профессиональную переподготовку, чтобы соответствовать требованиям действующих профессиональных стандартов. Например, воспитатель. Чтобы устроиться на работу воспитателем, надо иметь высшее или среднее педагогическое образование или любое высшее или среднее профессиональное образование и диплом о профессиональной переподготовке в сфере педагогики дошкольного образования.

    Действующие воспитатели, которые проходили обучение очень давно, должны регулярно проходить повышение квалификации, чтобы соответствовать современным федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

    Кто может пройти переподготовку (требования)

    Вы можете пройти обучение по программам профессиональной переподготовки, если:

    имеете высшее или среднее профессиональное образование;

    находитесь в процессе получения высшего или среднего профессионального образования.

    Обратите внимание: некоторые программы профпереподготовки требуют определенной квалификации! Например, обучение медицинских сестер по программе «Диетология» возможно только при наличии среднего профессионального образования по специальностям «Акушерское дело», «Лечебное дело», «Сестринское дело».

    Чтобы не запутаться в этих нюансах, советуем обращаться к помощи специалистов учреждения ДПО, где собираетесь пройти обучение. Они смогут подобрать программу, подходящую вашему уровню образования и предпочтениям.

    Чем отличается переподготовка от повышения квалификации

    Если вы хотите актуализировать знания по уже имеющейся профессии, усовершенствовать навыки, не повышая при этом образовательного уровня, для вас существуют программы повышения квалификации.

    дает возможность внедрять и использовать в трудовой деятельности новые методы и современные технологии, что повышает качество работы и в целом производительность труда;

    позволяет быть в курсе последних изменений в законодательстве, регламентирующих вашу сферу деятельности;

    повышает вашу конкурентоспособность на рынке труда;

    позволяет соответствовать требованиям действующих профстандартов (некоторые специалисты обязаны проходить регулярное обучение по программе повышения квалификации).

    Чем отличается второе высшее от переподготовки

    Второе высшее образование – это сокращенная форма высшего образования. Именно поэтому некоторые её ошибочно отождествляют с дополнительным профессиональным образованием.

    Чтобы избежать путаницы, выделим основные отличия второго ВО от переподготовки:

    Задачи обучения

    Задача второго высшего образования – подготовка специалистов высокой квалификации. Задача профпереподготовки – обучить новым навыкам и компетенциям, необходимым для выполнения новой трудовой деятельности. Поэтому получить второе высшее можно исключительно на основе высшего образования. А профессиональная переподготовка доступна тем, кто имеет высшее среднее профессиональное образование.

    Структура учебной программы

    Программы второго высшего образования делятся на общую и специальную части. Изучение общей части программы по закону обязательно для всех, кто получает среднее профессиональное или высшее образование. Вам необходимо будет изучить следующие предметы: культура речи, философия и история, безопасность жизнедеятельности, логика, математика, экономика и т.д. Специальная часть включает учебные предметы, непосредственно связанные с профессией.

    Программа переподготовки предполагает изучение только специальной части, что значительно экономит время обучающемуся и позволяет намного быстрее освоить новую профессию и в конечном итоге – трудоустроиться.

    Стоимость обучения

    Цены на программы переподготовки значительно ниже, чем на программы второго ВО (второе высшее – в среднем от 25 000 р, профпереподготовка – в среднем от 6000).

    Форма обучения

    Вузы предлагают в основном очную форму обучения и заочную – с обязательным посещением учебного заведения для сдачи экзаменов. В то же время в учреждении дополнительного профессионального образования вы можете пройти переподготовку дистанционно. Дистанционная форма позволяет слушателям учиться без отрыва от работы, из любого города и в любое удобное время. Без посещения учебного заведения. Сдача тестов и итогового экзамена происходит в системе дистанционного обучения.

    Где можно пройти профессиональную переподготовку

    Обучиться по программе переподготовки можно в учреждении дополнительного профессионального образования, которое имеет лицензию на ведение образовательной деятельности.

    Как выбрать среди огромного количества учебных заведений ДПО? Советуем определить, какие параметры для вас наиболее важны. Большинство людей считают важными: качество образовательной программы, стоимость обучения, репутацию образовательной организации и возможность обучаться дистанционно.

    АБиУС полностью соответствует перечисленным параметрам.

    Преимущества обучения в АБиУС

    20-летний опыт в сфере образования;

    Дипломы и удостоверения установленного образца, с обязательным внесением данных о них в государственную систему ФИС ФРДО;

    Преподаватели и разработчики программ – действующие профессионалы отрасли;

    Востребованные и актуальные программы, подготовленные в соответствии с профстандартами;

    Удобная и понятная система дистанционного обучения – доступ с ПК, смартфона, планшета;

    Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим;

    Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.;

    Доступные цены (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: