Платность природопользования: что это такое, описание и особенности

Платность природопользования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность платы за природопользование

Природные ресурсы предоставляются в пользование на платной основе, что является следствием преобразования природоресурсных отношений после отмены государственной собственности на земельные и другие природные ресурсы.

Задачи, которые ставились в природоресурсных отношениях, заключались в том, чтобы:

  • значительно повысить эффективность использования ресурсов и заинтересовать в этом производителя;
  • заинтересовать производителя в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов;
  • получить дополнительные средства на восстановление и воспроизводство ресурсов.

Платежи имеют рентную природу, которая в классическом понимании является видом незаработанного дохода. Рента может быть абсолютной и дифференциальной.

Природные ресурсы, ценные своими качествами при их использовании приносят доход, который получил название абсолютной ренты. Доход, например, от земельного отдельного участка, когда другие производители отсутствуют.

Природные ресурсы по своему составу и качеству различны – земля отличается разным плодородием, полезные ископаемые залегают в разных условиях, содержат разный ассортимент компонентов, исходя из этого идет формирование уже дифференциальной ренты.

Под дифференциальной рентой понимается доход природопользователей, эксплуатирующих лучшие природные ресурсы. У дифференциальной ренты есть её разновидность – дифференциальная рента II.

Если капитал и труд будут эффективно вложены в разработку природных ресурсов, то можно получить дополнительный доход.

Природные ресурсы – это источник природной ренты, она бывает земельная, водная, лесная, горная, промысловая, экологическая, поэтому использование ресурсов является платным.

Рисунок 1. Плата за пользование природными ресурсами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Предусмотрена обязательная плата за пользование природными ресурсами:

  • налог на землю;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • платежи за пользование недрами;
  • водный налог;
  • за пользование лесным фондом;
  • за пользование объектами животного мира;
  • за пользование водными биологическими ресурсами;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Ряд из этих платежей имеет неналоговый характер. В составе ресурсных налогов находятся федеральный и местный налоги.

Федеральный налог касается добычи полезных ископаемых и пользование водными объектами.

Что касается местного налога, то это налог на землю.

К федеральным сборам относится пользование объектами как животного мира, так и объектами водных биологических ресурсов.

В разряд налоговых с 2005 г не входят платежи за пользование лесным фондом и рассматриваются как региональный сбор.

Налоговые и неналоговые платежи означает наличие возможности или отсутствие применения мер принудительного взыскания платежей, применения налоговых санкций, начисления пени.

Однако если порядок уплаты неналоговых платежей нарушается, то могут быть применены административные санкции, например, отзыв разрешения, лицензии или наложен административный штраф.

Государственный контроль по ресурсным платежам осуществляют не только налоговые органы, но и соответствующие министерства и ведомства.

Порядок взимания платы за природопользование

Добыча полезных ископаемых облагается налогом (НДПИ), который является разновидностью платы за природопользование. Введен он был 1 января 2002 г вместо платежей за пользование недрами в период добычи ресурсов, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть и газовый конденсат.

Замена акцизов на природный газ произошла 1 января 2004 г. Исчисление и уплату НДПИ регулирует 26 глава НК РФ.

Что касается налогообложения добычи нефти, то дополнительно необходимо руководствоваться ещё ст. 5 ФЗ от 8 августа 2001 г.

Если лицензия на добычу полезных ископаемых отсутствует, т.е. является самовольной, то в этом случае за причиненный ущерб применяется особый порядок взыскания.

Ущерб не взыскивается, если идет пробная эксплуатация нефтяных скважин, а основанием является лицензия на право геологического изучения земных недр.

Самовольное использование недр в этом случае отсутствует, поэтому недропользователь должен платить НДПИ.

После истечения лицензионного установленного срока налогоплательщик утрачивает право пользования недрами и его обязанности прекращаются.

Обязанности прекращаются и в том случае, если владелец лицензии отказывается от прав на пользование недрами.

Статья 336 НК РФ выделяет три типа полезных ископаемых по происхождению – полезные ископаемые, добытые на территории России и ресурсы, добытые за пределами России, включая континентальный шельф, экономические зоны России, арендованные у иностранных государств или на основании международных договоров. К ним также относятся полезные ископаемые, извлеченные из отходов горнодобывающего производства по отдельной лицензии.

Календарный налоговый период по НДПИ составляет один месяц. За это время определяется налоговая база, а также рассчитывается сумма налога.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно. Основанием для этого являются первичные документы по учету добычи полезных ископаемых, формы геологической отчетности, регистры по учету доходов от реализации добытых ресурсов и затраты на их добычу.

При добыче нескольких видов ресурсов налоговая база рассчитывается отдельно для каждого ресурса. Например, при разработке месторождения рудного сырья может идти добыча строительного песка для технологических целей. В этом случае налоговая база определяется и для руды, и для песка.

В отношении полезных ископаемых, которые добыты из недр земли в соответствующем налоговом периоде и доставленные до склада готовой продукции, а также содержащиеся в минеральном сырье, добытом из недр и реализованных в налоговом периоде, налог исчисляется, и оплата его производится по месту нахождения каждого участка недр.

При пользовании недрами есть регулярные и иные платежи, земельный налог, плата за пользование водными объектами, водный налог.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в пределах допустимых нормативов, когда субъектам хозяйственной деятельности предоставляется право на выбросы, сбросы веществ и размещение отходов.

Если установленные нормативы превышены, то субъект хозяйственной деятельности в зависимости от нанесенного природе ущерба, несет имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Такие платежи носят компенсационный характер и, в принципе, должны устанавливаться на основе эквивалентности, исходить при этом надо из вида и объема негативного воздействия на природную среду.

Плата взимается только с тех субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Признаки платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  • это обязательный индивидуально-возмездный платеж;
  • с точки зрения права – это фискальный сбор;
  • реализация происходит в форме исполнения публичных финансово-правовых обязанностей;
  • плата взимается только с субъектов, деятельность которых связана с негативным воздействием;
  • это необходимое условие получения права на осуществление хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие;
  • имеет компенсационный характер;
  • в основе лежит принцип эквивалентности;
  • плата взимается для того, чтобы обеспечить государственные мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды;
  • плата не освобождает от выполнения мероприятий по охране природы.
Читайте также:
Обязательная сертификация: что это такое, описание и особенности

Негативным воздействием на природу являются выбросы загрязняющих веществ в воздух, в поверхностные и подземные водные объекты, загрязнение почвы и земных недр, размещение вредных отходов производства, загрязнение шумом, теплом, электромагнитными излучениями и другими видами негативного воздействия на окружающую среду.

Платность природопользования: что это такое, описание и особенности

Ключевые слова: ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ; ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА; ПЛАТА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ; NATURE MANAGEMENT; ENVIRONMENT; PAYMENT FOR THE USE OF NATURAL RESOURCES.

Пользование природными ресурсами состоит в их рациональном использовании, защите от разрушающих воздействий, в возмещении убытков, причиненных при использовании природопользования и т.д. Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплачивать пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с осуществлением естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является безвозмездным. Установление платы необходимо как для решения общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.

Плата за пользование природными ресурсами разрешает экологические задачи, нацеленные на эффективное использование ресурсов природы. Это гарантирует материальную заинтересованность природопользователей. Они больше заботятся о сохранении природных ресурсов и их воспроизводстве. Получение платежей позволяет получить дополнительные средства для охраны окружающей среды и поддержанию ее естественного состояния[1].

Размеры платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и прочие виды негативного воздействия находятся в ведении органов государственной власти Российской Федерации и предусмотрены ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды»[2].

Плата за пользование природными ресурсами установлена ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Взыскания включают в себя плату за негативное воздействие на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[3].

Следует обратить внимание на то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей, которые подлежат зачислению в бюджет государства. В таблице 1 представлены данные по использованию капитала, нацеленного на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов[4].

Таблица 1

Основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в РФ.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Всего 81914 89094 95662 116543 123807 158636 151788 139677 154042 157651 175029
из них на охрану:
атмосферного воздуха 23242 26127 27882 34626 41196 55587 40120 40340 60199 65475 70250
водных ресурсов 39219 46025 46610 52420 59505 76315 78962 67469 66496 62750 71805
земель 11045 9340 13785 19888 13802 14540 15703 12228 10216 10011 12158

Принцип, предусматривающий возмещение оплаты за природопользование, содержится в основополагающих принципах экологического права. Все платежи в этой области основаны на разделении природопользования на позитивное и негативное. Исходя из этого, отличается понятие платы за пользование природными ресурсами и возмещение отрицательного воздействия на природу. Платежи за природные ресурсы состоят из платы за право пользования природными ресурсами и за их воспроизводство и охрану. Плата за право пользования природными ресурсами направлена на осуществление прав собственника (государства или частного лица, организации). Она представляет собой способ изъятия ренты.

Другим способом оплаты за пользование природой является введение штрафов и прочих санкций за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Санкциями облагается несанкционированное складирование отходов, разрушительная для почвы обработка земель, загрязнение почвы, воздушной и водной среды токсичными материалами свыше допустимых норм[5].

В мае 2020 г. на предприятии «Норильского Никеля» один из резервуаров с дизтопливом на норильской ТЭЦ-3 был поврежден вследствие резкой просадки опор фундамента, что стало причиной утечки примерно 21 тысячи тонн горючего. Нефтепродукты попали в водоемы, что привело к введению режима ЧС. Был нанесен существенный вред окружающей среде. Этот случай наглядно иллюстрирует возмещение вреда за загрязнение окружающей среды. Представители предприятия полагают, что эксплуатация оборудования в условиях вечной мерзлоты послужила главной причиной аварии[6].

Росприроднадзор оценил ущерб окружающей среде почти в 148 миллиардов рублей. «Норникель» усомнился в методике расчета и провел собственную экспертизу, которая показала значение в несколько раз меньшее — 21,4 миллиарда рублей[7]. Ведомство потребовало от «Норникеля» добровольного возмещения ущерба. Возбуждено несколько уголовных дел, ведется следствие.

Однако опрошенные ТАСС эксперты сомневаются в том, что реальная компенсация достигнет такой суммы. «Вполне возможно, что сумма ущерба, которую компания в итоге возместит, будет значительно меньше. Сумма, озвученная Росприроднадзором, беспрецедентно высокая для российского природоохранного законодательства и является существенной для «Норникеля»», — отметил вице-президент, старший кредитный эксперт агентства Moody’s Денис Перевезенцев.

По словам старшего директора Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Максима Худалова, речь пока идет не о штрафе, а лишь о сумме ущерба. «Есть версия, что часть компенсации будет зачтена за счет средств «серного проекта» (экологическая программа «Норникеля», предусматривающая сокращение суммарных выбросов диоксида серы на предприятиях Заполярного филиала компании), который сопоставим по стоимости. Помимо этого, расчет ущерба с большой вероятностью будет оспорена в судебном порядке, поскольку сумма значительно превышает экспертные оценки», — замечает Худалов[8].

Размеры платежей за пользование природными ресурсами вводятся для хозяйствующих субъектов государством. Формы платы могут быть установлены органами местного самоуправления при прямом участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, устанавливающие таксы за природопользование, могут повышать коэффициенты по экологии[9].

Читайте также:
Правовая семья: что это такое, описание и особенности

Определение размера вреда окружающей среде, наступившего вследствие нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды, производится исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, учитывая понесенные убытки, в том числе упущенную выгоду, а также согласно проектам рекультивационных и других восстановительных работ, при их отсутствии согласно таксам и методикам исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденным органами исполнительной власти, ответственными за государственное управление в сфере охраны окружающей среды[10]. Платежи за пользование недрами регламентируются ст. 39 Федерального закона «О недрах»[11]. При этом отличается плата за разовое и регулярное пользование, за получение геологических сведений, добычу полезных ископаемых и т.д. Формы платы за водные ресурсы определены гл. 25.2 Налогового кодекса РФ[12]. В гл. 13 Лесного кодекса РФ предусмотрены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда[13]. Платежи за использование животного мира регламентируются ст. 52 Федерального закона «О животном мире»[14]. При этом принимается во внимание не только пользование фауной, но и нерациональность, а также превышение лимита пользования.

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды регламентируется ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды»[15]. На основании судебного решения или решения арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды, может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств согласно проекту восстановительных работ[16].

Таким образом, принцип платности и возмещения вреда основывается на экономико-правовом механизме, регулирующем природопользование и охрану окружающей среды. Любое пользование природными ресурсами и окружающей средой является платным. Под пользованием природными ресурсами следует понимать их изъятие из окружающей среды, а также выбросы и сбросы в окружающую среду и размещение отходов. Возмещение вреда окружающей среде производится в полном объеме. Порядок компенсации вреда регламентируется положениями гражданского и экологического законодательства[17].

Платность природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:05, реферат

Описание работы

Платность природопользования – включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, реакционные и другие природные ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использования природных ресурсов; за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Содержание

1..Введение……………………………………………………………………3
2.Платность природопользования…………………………………………..4
3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду……………. 4
4.Нормативноые акты………………………………………………………..8
5.Действия учреждения по определению платы…………………………..12
6.Обязанность учреждения по ведению учета отходов…………………. 13
7.Заключение…………………………………………………………………15
8.Список литературы……………………………………..………………….16

Работа содержит 1 файл

экология.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

По дисциплине «Экология»

Выполнил: студент 4270группы Десяткова О.С.

Проверил: Брач Б.Я.

2.Платность природопользования……………………………… …………..4

3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду……………. 4

5.Действия учреждения по определению платы…………………………..12

6.Обязанность учреждения по ведению учета отходов…………………. 13

Что такое экологический налог и для чего он нужен, должен знать каждый человек. Это и есть один из показателей уровня экологической культуры. К тому же, плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели. Любой человек, который хочет открыть своё дело, так или иначе, столкнется с проблемой платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Несмотря на то, что плата за негативное воздействие взимается фактически с начала 90-х годов 20 века. Долгий период отсутствовала определённость конкретной правовой формы экологического платежа и того места, которое он должен занимать в системе законодательства Российской Федерации, либо в отдельной главе Налогового кодекса, либо быть принятым в качестве обособленного законодательного акта.

Экологический налог действительно стимулирует рациональное использование природных ресурсов. Поскольку получаемые при этом средства могут направляться на стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов, расчистку свалок и многое другое.

  1. Платность природопользования.

Платность природопользования – включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. 1 Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, реакционные и другие природные ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использования природных ресурсов; за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за: выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Основными нормативно-правовыми актами в сфере взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

1) Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ);

2) постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”;

3) постановление Правительства РФ от 12 июля 2003 г. № 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления”.

Отдельные виды платы регулируются также следующими актами:

1) Федеральным законом от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”;

2) Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”;

Читайте также:
Потребительское общество: что это такое, описание и особенности

3) постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов” и др. 2

Плата за негативное воздействие на окружающую среду объединяет собой несколько платежей, взимаемых за различные виды вредного воздействия. Закон предусматривает следующие виды:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

– загрязнение недр, почв;

– размещение отходов производства и потребления;

– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года). Данное постановление содержит достаточное количество нормативных предписаний для вычленения объекта платежа, базы и порядка исчисления, а также для определения круга плательщиков.

Плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи).

Объект платежа – виды вредного воздействия на окружающую природную среду, а именно:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

– загрязнение недр, почв;

– размещение отходов производства и потребления;

– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Указание постановления Правительства РФ на другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) как объект платежа всего лишь дублирует соответствующие положения законодательства; порядок исчисления и ставки для иных видов воздействия не установлены.

База исчисления определяется отдельно для трех видов платы:

– за размещение отходов в пределах допустимых нормативов;

– за размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

– за сверхлимитное размещение отходов.

Соответственно, порядок исчисления платы также дифференцирован в зависимости от вида платежа, а именно:

– плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые объемы размещения отходов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения;

– плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами размещения отходов;

– плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов размещения отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. 3

Следует обратить особое внимание, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в данном случае исчисляется в порядке, аналогичном исчислению платы за сверхлимитное загрязнение.

Ставки обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления”.

Нормативы платы

Из положений Порядка N 632 следует, что при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду используются базовые нормативы платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы установлены по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для окружающей природной среды и здоровья населения (приложение 1 к Постановлению N 344).

Например, нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками для различных видов топлива таковы:

Норматив платы (в руб. за единицу измерения)

К базовым нормативам платы для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты, учитывающие экологические факторы – природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Их значения приведены в приложении 2 к Постановлению N 344. Например, для нижеприведенных экономических районов значения коэффициентов для атмосферного воздуха и почвы следующие.

Экономические районы РФ

Для атмосферного воздуха

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

В отношении платы за загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух на территории городов, применяется дополнительный коэффициент 1,2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентом экологической ситуации, учитывающим загрязнение почв. Например, в Центральном экономическом районе он равен 1,6, в Поволжском – 1,9.

Подпунктом “б” п. 4 Постановления N 632 установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ при согласовании своих действий с территориальными органами Минприроды и Госкомсанэпидемнадзора могут понижать размеры платы или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также бюджетные организации. Однако следует отметить, что положения данного подпункта признаны не соответствующими Конституции РФ и с 01.01.2010 утратили силу (Постановление КС РФ N 8-П*(1)). Такое решение было принято на основании анализа положений Закона N 7-ФЗ, согласно которым установление порядка определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду относится к полномочиям органов государственной власти. При этом формы платы за негативное воздействие на окружающую среду должны определяться Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами, а порядок ее исчисления и взимания должен устанавливаться Правительством РФ. С учетом этих положений в Постановлении КС РФ N 8-П указано, что, предоставляя органам исполнительной власти субъектов РФ право освобождать отдельные категории плательщиков от внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, не установленное Законом N 7-ФЗ, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законодательством РФ в области охраны окружающей среды.

Читайте также:
Права ребенка: что это такое, описание и особенности

Напомним, что согласно ст. 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды распространяются:

– на обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

– на принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

– на организацию деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально- сырьевой базы РФ;

Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами

Понятие «платность природопользования» означает взимание установленных в законодательном порядке платежей за пользование природными ресурсами, включая изъятие природных ресурсов (добыча полезных ископаемых, рыболовство) и пользование природными ресурсами без их изъятия из окружающей среды (использование сельскохозяйственных угодий, лечебно-оздоровительных территорий), а также взимание платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в ОПС, размещение твердых отходов и другие виды негативного воздействия, если указанные действия не квалифицируются как правонарушения.

Одной из составляющих платности природопользования – плата за природные ресурсы. Ее правовой базой служат законы «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах» и др.

Взимание платы за природные ресурсы, загрязнение окружающей среды, включая платежи за сверхлимитное загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов, не освобождает от выполнения мероприятий по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, и выполнению мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Большая часть средств, взимаемых в рамках системы платного природопользования, – платежи за загрязнение окружающей среды и часть платы за природные ресурсы – в соответствии с действующим законодательством направляется в государственные экологические фонды и фонды по сохранению и воспроизводству конкретных видов

Правовое регулирование системы платежей за пользование природными ресурсами устанавливает не только методы определения размеров платы, но и механизмы взимания и использования.

В законе об ООПС плата за природные ресурсы подразделяется на 2 основных виды – плату за право пользования и плату за воспроизводство и охрану природных ресурсов. В первом виде реализуется право собственника на получение определенной части прибыли за предоставление в пользование субъектами хозяйственной деятельности природных ресурсов, включая отдельные природные объекты и целые природные комплексы. Размеры платы не должны зависеть от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Средства, полученные в виде платы за право пользования природными ресурсами, поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Второй составляющей платы за природные ресурсы является плата не их охрану и воспроизводство. Этот вид платы должен компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Нормативы платы на охрану и воспроизводство водных и биологических ресурсов, восстановление нарушенных земель до настоящего времени не выделены из общих нормативов платежей за пользование природными ресурсами. Это связано с тем, что министерства и ведомства, которые представлены полномочия по управлению этими видами, не разрабатывают подзаконных актов. Платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов должны отчисляться во внебюджетные фонды, которые в соответствии с действующим законодательством создаются по решению Правительства РФ.

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

–за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

–за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

–выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

–выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90 процентов – на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 процентов – в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальньк органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Закон РФ от II октября 1991 г. М 1738-1 “О плате за землю”

(с изменениями 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа 1995 г.)

Статья 1. Использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Статья 2. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Читайте также:
Объект правоотношений: что это такое, описание и особенности

Статья 3. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов

Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.

Виды платежей: плата за пользование природными ресурсами в России взимается с природопользо-вателей независимо от того, являются ли они активными природопользователями или пассивными, так как плата за землю взимается в виде налога с организаций, юридических и физических лиц, также с хозяйствующих субъектов.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Статья 20 Водного кодекса. Плата за пользование водным объектом

1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Комментарии к ст. 20 ВК РФ

Платность водопользования – один из основных принципов водного законодательства. В Водном кодексе РФ 2006 г. предусмотрены две совершенно разные формы платности: водный налог и плата в рамках договора водопользования.

В комментируемой статье речь идет о плате как существенном условии договора водопользования. В договорах водопользования в обязательном порядке указываются размер платы за пользование водным объектом либо его частью, сроки и условия ее внесения. Несвоевременное внесение платежа по договору влечет за собой уплату пеней, а превышение “договорных” объемов забора или изъятия воды – штраф.

Однако функционирует и водный налог. В специальной главе 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса РФ приведены все элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Водный налог взимается с предприятий и организаций, забирающих воду из водных объектов для производственных нужд, а также использующих водные объекты без забора воды (гидроэнергетика, лесосплав и т.д.). Водный налог может иметь большое значение для охраны природы, если он будет выполнять ресурсосберегающую функцию. Поскольку плата за воду увеличится в полтора-два раза, у потребителя возникнет стимул экономить воду.

Толкуя Водный кодекс РФ, можно поставить вопрос о соотношении водного налога или предусмотренного договором водопользования платежа за водопользование. На этот случай согласно Закону “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации” внесены изменения в главу 25.2 НК РФ. В частности, не признаются плательщиками водного налога юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основе договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие нового Кодекса. Названные хозяйствующие субъекты платят за свое водопользование. Таким образом, законодатель стремится избежать “двойного обложения” водопользования: налогом и платежом.

В ходе подготовки проекта нового Водного кодекса РФ проблема платежей в сфере водного хозяйства тщательно рассматривалась, предлагались следующие решения:

– неналоговый водный платеж целевого характера;

– водный налог при своеобразной “специальной строке” бюджета.

Основанием для последнего из предложений служит уже упомянутая функциональная классификация расходов бюджета, указанная в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации” (в ред. от 29 июня 2004 г.) .

СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.

Звучали и другие предложения. Например, сотрудники Всероссийского института экономики минерального сырья (ВИЭМС) предлагали конкретизировать финансовые аспекты проекта ВК РФ. В частности, предлагалось в большей степени выразить целевой характер водных неналоговых платежей. По их мнению, расходы по финансированию мероприятий на восстановление и охрану водных объектов должны предусматриваться в бюджете в объемах не менее суммы доходов федерального бюджета, полученных от платы за водопользование. Кроме того, предлагалось предусмотреть положения о том, на что именно будут тратиться “водные деньги” (установление водоохранных зон, ведение реестра водных объектов, обеспечение безопасности ГТС и т.д.). При этом отмечалось, что средства, полученные за водопользование, могут тратиться и на защиту от вредного воздействия вод.

Эти предложения не были поддержаны, однако Водный кодекс РФ 2006 г. создал условия для восстановления платежей за водопользование, правовая природа которых позволяет государству вкладывать данные средства в водоохранные мероприятия. Подобная практика уже имела место во время существования целевых бюджетных фондов восстановления и охраны водных объектов, что дало благоприятные последствия для охраны окружающей среды.

Законодателем предусматривается стимулирование экономного водопользования и охраны вод. В частности, при определении платы за пользование тем или иным водным объектом учитываются расходы данного физического или юридического лица на меры по охране водных объектов. Таким способом стремятся повысить заинтересованность природопользователя в экологическом направлении его хозяйственной деятельности.

Читайте также:
Организованная группа: что это такое, описание и особенности

В комментируемой статье предусматривается также дифференциация ставок платы за водопользование в зависимости от речного бассейна, т.е. исходя из объемов и уровней воды, наличия или отсутствия водного дефицита, возможностей водоемов или водотоков к самоочищению. Очевидно, нужно будет учесть общий уровень антропогенной нагрузки на бассейн или под бассейн. Названные положения являются формой выражения некоторых основных принципов водного законодательства: бассейновый подход, регулирование в зависимости от особенностей режима водных объектов (ст. 3 ВК РФ).

В комментируемой статье указывается, что ставки, порядок расчета и взимания платы определяются исходя из права собственности на водный объект, находящийся в пользовании. Относительно федеральных водных объектов это доверено только Правительству РФ, относительно водоемов, находящихся в собственности субъекта Федерации, – региональным органам государственной власти, относительно водоемов муниципальной собственности – органам местного самоуправления. В соответствии со статьей 26 ВК РФ 2006 г. названные полномочия Правительства РФ делегированию на региональный уровень не подлежат. В настоящее время МПР России предлагает увеличить ставки платы за пользование водными объектами в среднем на 15 – 20%. За забор воды для водоснабжения населения нужно будет платить не 70, а 90 руб. Соответственно, увеличится и оплата этой жилищно-коммунальной услуги .

Шкель Т. Контролер для каждой речки // Российская газета. 2006. N 246. С. 3.

По мнению руководства Росводресурсов, средства, полученные от водопользования, должны вкладываться в водное хозяйство. В 2006 г. на каждый вложенный в водное хозяйство рубль была получена отдача в виде предотвращения ущерба на 4 руб. Но вкладывать нужно гораздо больше, благо область для инвестиций обширнейшая. Например, на российских реках около 120 крупных шлюзов требуют ремонта. Наводить порядок нужно даже с плотинками противопожарных прудов, которые “не держат” воду. Таким образом, для стабилизации положения в отрасли требуется не менее 50 млрд. руб. ежегодно .

Глазов С. Водные процедуры // Российская газета. 2006. N 251. С. 4.

Между тем в водном законодательстве платность водопользования может обрести иное выражение, принципиально отличающееся от водного налога или водного “договорного” платежа. Например, в сельском и лесном хозяйстве действует юридически обеспеченный механизм возмещения потерь сельского и лесного хозяйства.

Согласно статье 58 ЗК РФ 2001 г. при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, а также изъятии сельскохозяйственных угодий для использования в целях, не связанных с сельским хозяйством, заинтересованные собственники и пользователи возмещают потери аграрной отрасли экономики. Выплаченные средства согласно статье 58 ЗК РФ вкладываются в охрану земли (включая повышение плодородия почв) и освоение новых земель. Аналогичные механизмы предусматриваются в российском законодательстве относительно возмещения потерь лесного хозяйства. В случае перевода лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и использованием лесного фонда, при изъятии земель лесного фонда заинтересованные природопользователи возмещают потери (ст. 58 ЗК РФ). Полученные средства расходуются на охрану и восстановление российских лесов.

Названный инструмент возмещения потерь может быть заимствован и водным хозяйством и отображен в водном законодательстве. Акватории и подстилающие их земли могут использоваться для целей, не связанных с водным хозяйством. Кроме того, земли водного фонда, обслуживающие водное хозяйство, могут быть переведены в другие категории земель (например, в земли населенных пунктов, сельхозназначения и т.д.). Во всех этих случаях в целях обеспечения более экономного отношения к водным объектам и подстилающим их землям целесообразно законодательно установить возмещение потерь водного хозяйства.

Названное возмещение следует платить лицам, в интересах которых происходит чуждое водному хозяйству и потенциально вредное для водного фонда использование (например, юридически допустимая, но нежелательная застройка берегов). При этом ведомство, отвечающее за водное хозяйство (очевидно, МПР России или входящее в его систему Федеральное агентство водных ресурсов), в случае согласования рассматриваемых мероприятий получает возмещение потерь и вкладывает данные средства на охрану и восстановление водных объектов. Как представляется, предложенный механизм возмещения потерь водного хозяйства заслуживает самого пристального внимания при правовом регулировании водных отношений. Этот вопрос может быть решен в федеральных и региональных нормативно-правовых актах, принимаемых в реализацию Водного кодекса РФ 2006 г.

Предложения по компенсационности платежей за водопользование, а также возмещению потерь водного хозяйства во многом созвучны с соображениями экономистов. Современное теоретическое осмысление мировой экономики требует исходить из тезиса, что реальный экономический рост возможен лишь при отказе от “проедания” природного потенциала. В составе общественного продукта помимо фондов потребления и накопления необходимо иметь и фонд восполнения природных ресурсов.

Некоторые эксперты в области водного хозяйства выступают за введение водной ренты, представляющей собой альтернативу водного налога или неналогового водного платежа. Как известно из экономической теории, рента представляет собой любой регулярный доход (в частности, от недвижимости), не требующий от его получателя (собственника) предпринимательской деятельности. Рента за использование природных ресурсов (земля, леса, недра) получается собственником этих ресурсов. Применительно к водному хозяйству плательщиком ренты являются хозяйствующие субъекты – физические или юридические лица (в том числе предприниматели), а получателем рентного дохода – государство – собственник водного фонда .

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: БЕК, 1996. С. 312; Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. М.: ТК Велби, 2006. С. 97, 98; Шевчук А.В., Петрунина В.В., Селиверстова М.В. Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации // Библиотечка Российской газеты. 2006.

В свою очередь, по мнению этих экспертов, нынешняя шкала ставок платы не учитывает затраты на очистку загрязненной воды.

ТЕМА 6.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ

Цель данной темы – изучение содержания, назначения и порядка исчисления и уплаты водного налога.

В Российской Федерации основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. В систему платежей, предусмотренных за пользование водными объектами ст. 123 Водного кодекса РФ, включены:

  • плата за пользование водными объектами (с 1.01.2005 г. – водный налог);
  • плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;
  • сбор за выдачу лицензий за водопользование.
Читайте также:
Право предпочтения: что это такое, описание и особенности

Водным кодексом РФ определено понятие «водного объекта» – это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водный режим – это изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.

Плата за пользование водными объектами была установлена в целях рационального использования природных ресурсов. Плательщиками данного платежа выступали юридические лица, которые непосредственно осуществляли пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию. Взимание платы за водопользование было предусмотрено в следующих случаях: при заборе воды из поверхностных водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод; при сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты; при пользовании водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод. Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты платы за пользование водными объектами осуществлялось на основе Закона РФ «О плате за пользование водными объектами».

С 1 января 2005 г. налогообложение водопользования в Российской Федерации регулируется гл. 25.2 НК РФ, регламентирующий порядок исчисления и уплаты водного налога.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

Оглавление

6.2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения

Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Специальное (особое) использование воды физическими лицами для их предпринимательской деятельности осуществляется на основе лицензии. Данный порядок установлен ст. 27 Водного кодекса РФ. Разъяснение понятий «специального и (или) особого водопользования» даны Правительством РФ и Минприроды России 1 . Так, например, к специальному водопользованию отнесен забор воды из рек, озер и т. п. для водоснабжения населения, а также для собственных нужд налогоплательщика, при помощи специальных сооружений, технических средств и устройств. К особому водопользованию отнесено, в частности, использование водоемов для нужд обороны, для сохранения или производства рыбы.

Объектами налогообложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (например, проведение буровых или строительных работ и т. п.);
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды:
    • содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
    • для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;
    • для санитарных, экологических и судоходных попусков;
    • морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
    • для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
    • для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  2. использование акватории водных объектов для:
    • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
    • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
    • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
    • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
    • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
    • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
    • рыболовства и охоты;
  3. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

6.2.2. Налоговая база и ставки водного налога

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и виду водопользования (см. табл. 6.2).

Особенности определения налоговой базы по видам водопользования

Объем воды, забранной из водного объекта, за налоговый период (тыс. м 3 ), определяемый:

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

Произведение объема древесины (тыс. м 3 ) и расстояния сплава (км), деленного на 100

Использование акватории водных объектов в других целях

Площадь предоставленного водного пространства, определяемая:

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Количество электроэнергии, произведенной за налоговый период

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговые ставки дифференцированы по различным признакам (см. табл. 6.3):

  • видам водопользования;
  • бассейнам рек, озер, морей;
  • экономическим районам (при заборе воды);
  • вида водного объекта: поверхностный или подземный (при заборе воды).

Дифференциация ставок водного налога

Единица
измерения ставки

Примеры дифференциации
налоговых ставок

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

По экономическим районам (реки и озера):

Северо-западный экономический район:

Нева – 258 при заборе из поверхностных вод, 342 – при заборе из подземных вод.

По бассейнам морей:

Балтийское – 8,28; Белое – 8,40; Баренцево – 6,36; Азовское –14,88; Черное – 4,88; Каспийское – 11,52 Карское – 4,80; Лаптевых – 4,68; Восточно-Сибирское – 4,44; Чукотское – 4,32; Берингово – 5,28; Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) – 5,64; Охотское – 7,68; Японское – 8,04

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

В рублях за 1 тыс. м 3 древесины, сплавляемой в плотах и кошелях на 100 км сплава

Читайте также:
Неприкосновенность личности: что это такое, описание и особенности

По бассейнам рек, озер и морей:

Нева – 1 656,0; реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень – 1 705,2; прочие реки бассейна Балтийского моря – 1 522,8; Северная Двина – 1 650,0; прочие реки бассейна Белого моря – 1 454,4; Печора – 1 554,0; Амур – 1 476,0; Волга – 1 636,8; Енисей – 1 585,2; Лена – 1 646,4; Обь – 1 576,8; прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях, – 1 183,2

Использование акватории водных объектов в других целях

В тыс. руб. в год за 1 м 2 используемой акватории

По экономическим районам (реки, озера):

Северный – 32,16; Северо-Западный – 33,96; Центральный – 30,84; Волго-Вятский – 29,04; Центрально-Черноземный – 30,12; Поволжский – 30,48; Северо-Кавказский – 34,44; Уральский – 32,04; Западно-Сибирский – 30,24; Восточно-Сибирский – 28,20; Дальневосточный – 31,32; Калининградская область – 30,84.

По бассейнам морей:

Балтийское – 33,84; Белое – 27,72; Баренцево – 30,72; Азовское – 44,88; Черное – 49,80; Каспийское – 42,24; Карское –15,72; Лаптевых –15,12; Восточно-Сибирское – 15,00; Чукотское – 14,04; Берингово – 26,16; Тихий океан (в пределах территориального моря РФ) – 29,28; Охотское – 35,28; Японское – 38,52.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

В рублях за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии

Нева, Неман, Северная Двина, реки бассейна Баренцева моря – 8,76; Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень; прочие реки бассейна Белого моря – 9,00; Кубань, прочие реки бассейна Балтийского моря –8,88; Амур – 9,24; Волга – 9,84;Дон – 9,72;

Енисей –13,70; Лена – 13,50;

Обь – 12,30; Сулак – 7,20; Терек – 8,40; Урал – 8,52; Бассейн озера Байкал и река Ангара –13,20; Реки бассейна Восточно-Сибирского моря – 8,52;Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей – 10,44; прочие реки и озера – 4,80.

Забор воды водоснабжения населения

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения увеличиваются в пять раз.

6.2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога

Налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Налоговым периодом является квартал.

Водный налог определяется отдельно по каждому виду водопользования. При расчете общей суммы водного налога производится сложение сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Для налогоплательщиков – иностранных лиц предусмотрено представление копии налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. Она подается в срок, установленный для уплаты налога.

Платность водопользования: что это такое, описание и особенности

ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 2 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 9 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2011) (вступил в силу с 1 января 2012 года);

Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012);

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 87-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);

Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2013);

Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2014);

Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2014, N 0001201410150002) (о порядке вступления в силу см. статью 36 Федерального закона от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ);

Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.10.2014, N 0001201410230005) (о порядке вступления в силу см. статью 18 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ);

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2014, N 0001201412290022) (о порядке вступления в силу см. статью 24 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ);

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2014, N 0001201412290014) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310124) (вступил в силу с 1 апреля 2015 года);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 221-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130080) (о порядке вступления в силу см. статью 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 221-ФЗ);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2015, N 0001201507140006) (о порядке вступления в силу см. статью 48 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130077);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130061);

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280035);

Федеральным законом от 31 октября 2016 года N 384-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.10.2016, N 0001201610310017);

Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 208-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260040);

Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300007) (о порядке вступления в силу см. статью 55 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ);

Читайте также:
Правовая семья: что это такое, описание и особенности

Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 261-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300020);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040001) (о порядке вступления в силу см. статью 27 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ);

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 475-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2018, N 0001201812250088) (о порядке вступления в силу см. статью 19 Федерального закона от 25 декабря 2018 года N 475-ФЗ);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 515-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2018, N 0001201812270073);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 538-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280035) (вступил в силу с 1 июля 2019 года);

Федеральным законом от 6 июня 2019 года N 139-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2019, N 0001201906070023);

Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 294-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2019, N 0001201908020071);

Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 431-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2019, N 0001201912160082);

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 488-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280076) (вступил в силу с 1 января 2021 года);

Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 147-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2020, N 0001202004240048);

Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 416-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080088);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 163-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110012);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 207-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110054);

Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 302-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020005) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 302-ФЗ).

Принят
Государственной Думой
12 апреля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
26 мая 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

1) акватория – водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;

2) водное хозяйство – деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;

3) водные ресурсы – поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

4) водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

5) водный режим – изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;

6) водный фонд – совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;

8) водопользователь – физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;

9) водопотребление – потребление воды из систем водоснабжения;

11) водохозяйственная система – комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;

12) водохозяйственный участок – часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования);

12_1) донный грунт – грунт дна водных объектов, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ, строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, искусственных островов, установок, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и в иных случаях, установленных федеральными законами;

(Пункт дополнительно включен с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 87-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 июня 2020 года Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 431-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

13) дренажные воды – воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты;

14) использование водных объектов (водопользование) – использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;

15) истощение вод – постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;

16) негативное воздействие вод – затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;

17) охрана водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;

18) речной бассейн – территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;

19) сточные воды – дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Водное законодательство

1. Водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

Читайте также:
Пятна лярше: что это такое, описание и особенности

5. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

7. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

Статья 3. Основные принципы водного законодательства

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

3) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

4) целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;

5) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;

6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;

7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;

8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;

9) регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);

10) регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;

11) регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;

12) гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;

13) комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;

14) платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

15) экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;

16) использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.

Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством

1. Водное законодательство регулирует водные отношения.

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.

Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота (низинные, переходные, верховые);

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 207-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.

4_1. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(Часть дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: