Платность водопользования: что это такое, описание и особенности

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ленинградской области

Прокурор разъясняет

  • 26 сентября 2017, 16:20

Пунктом 14 ч. 1 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) под использованием акватории водного объекта понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.

В соответствии с пунктами 14, 15 статьи 3 ВК РФ правовые отношения в сфере водопользования основываются на принципе платности использования водных объектов, согласно которому пользование водными объектами осуществляется за плату, при определении которой учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.

В силу ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договора на водопользование или решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 11 ВК РФ предусмотрено, что использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, может осуществляться только на основании договора водопользования.

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

3) рыболовства, охоты;

4) научных, учебных целей;

5) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

6) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 ВК РФ и других целей.

За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа:

– на граждан в размере от 500 до 1000 рублей;

– на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;

– на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Тихвинская городская прокуратура

1 Изображения

Прокуратура
Ленинградской области

Прокуратура Ленинградской области

26 сентября 2017, 16:20

Оформление права пользования водными объектами

Пунктом 14 ч. 1 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) под использованием акватории водного объекта понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.

В соответствии с пунктами 14, 15 статьи 3 ВК РФ правовые отношения в сфере водопользования основываются на принципе платности использования водных объектов, согласно которому пользование водными объектами осуществляется за плату, при определении которой учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.

В силу ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договора на водопользование или решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 11 ВК РФ предусмотрено, что использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, может осуществляться только на основании договора водопользования.

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

3) рыболовства, охоты;

4) научных, учебных целей;

5) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

6) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 ВК РФ и других целей.

За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа:

– на граждан в размере от 500 до 1000 рублей;

– на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;

– на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Платность водопользования: что это такое, описание и особенности

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Требования законодательства в области водных отношений. Разрешительная документация по водопользованию

О требованиях законодательства в области водных отношений с водопользователями, осуществляющими забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов

Читайте также:
Процессуальные гарантии: что это такое, описание и особенности

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление прав пользования водными объектами, являются:

  • Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 об утверждении Правил подготовки и заключения договора водопользования
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 об утверждении Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 764 об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876 о ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 об утверждении Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе
  • Приказ МПР РФ от 14.09.2011 № 763 об утверждении Административного регламента по предоставлении государственной услуги субъектом Российской Федерации по предоставлению водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование
  • Приказ МПР РФ от 12.03.2012 № 57 об утверждении Административного регламента по предоставлении государственной услуги субъектом Российской Федерации по предоставлению водного объекта в пользование на основании договора водопользования
  • Приказ МПР РФ от 08.07.2009 № 205 об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основания, предусмотренным Водным кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования водные объекты предоставляются для:

  1. забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  2. использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 статьи 11 Водного кодекса РФ;
  3. производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование водные объекты предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок, морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такое строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 Водного кодекса РФ;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии с частью 4 статьи 11 Водного кодекса РФ водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях (не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование):

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 Водного кодекса РФ;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ;

3) в других случаях, предусмотренных Водным кодексом и иными федеральными законами.

Предоставление прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование является государственной услугой. Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Правила подготовки и заключения договора водопользования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2008 № 165. В правилах приведен перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением для заключения договора водопользования. Это такие документы, как план водоохранных мероприятий, программа ведения регулярных наблюдений, утвержденная заявителем и согласованная Ленским БВУ, расчет объемов водопотребления, сведения о технических параметрах водозабора, сведения об учете объема забора, графические материалы. Предельный срок договора водопользования составляет двадцать лет.

В соответствии с Административным регламентом по предоставлению прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования заявление с обосновывающими водопользование документами рассматривается в течение 60 календарных дней, в том числе в зависимости от целей водопользования согласовывается с заинтересованными органами государственной власти: Ленским территориальным управлением Росрыболовства, ФБУ «Администрация Ленского бассейна», Управлением Роспотребнадзора по РС (Я).

Договор водопользования подлежит государственной регистрации в Государственном водном реестре территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов – Ленским бассейновым водным управлением.

Читайте также:
Производственный кооператив: что это такое, описание и особенности

Договор водопользования содержит:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание места водопользования;

2) цель, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора водных ресурсов);

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Основные права и обязанности сторон по договору водопользования:

Уполномоченный орган имеет право на беспрепятственный доступ к водному объекту в месте водопользования и в границах предоставленной в пользование части водного объекта, к производственным и иным объектам, сооружениям и оборудованию, посредством которых осуществляется водопользование, с целью проверки выполнения водопользователем условий договора водопользования.

Договором водопользования предусмотрена плата за пользование водными объектами. Расчет размера платы и сроки внесения платы по договору водопользования указываются в приложении № 2 к договору водопользования.

Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, вносится в федеральный бюджет.

За забор водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водными объектами.

За несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами начисляется пеня в размере 1/150 ставки рефинансирования. Штраф и пени вносятся в республиканский бюджет.

Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование не может составлять более чем двадцать лет.

В правила также приведен перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование. Это такие документы, план водоохранных мероприятий, программа ведения регулярных наблюдений, расчет объема сброса сточных вод, сведения о качестве сбрасываемых вод, сведения о технических параметрах ГТС, графические материалы с пояснительной запиской.

В соответствии с Административным регламентом по предоставлению прав пользования водными объектами на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование заявление с обосновывающими документами рассматривается в течение 30 календарных дней, в том числе согласовываются условия водопользования с заинтересованными органами государственной власти: Ленским территориальным управлением Росрыболовства, ФБУ «Администрация Ленского бассейна». Также решение о предоставлении водного объекта в пользование подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре Ленским бассейновым водным управлением.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование содержит сведения о водопользователе, цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов), сведения о водном объекте, в том числе описание места водопользования и срок водопользования.

Требования разрешительных документов по водопользованию.

Задачи экологов предприятий:

  1. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации проверить наличие разрешительных документов по водопользованию, проверить соответствие разрешительных документов по водопользованию деятельности организации.
  2. Если водопользователь осуществляет забор водных ресурсов, сброс сточных вод, то обязательно проверяем наличие учета объема забора водных ресурсов, сброса сточных вод и соответствие метода учета с условиями договора водопользования, решения о предоставлении водного объекта в пользование. Существует Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2009 № 205.

В соответствии с данным Порядком водопользователь обязан утвердить Схему систем водопотребления и водоотведения и согласовать ее с Ленским БВУ. Схема выполняется в графической форме с пояснительной запиской и должна содержать место забора, сброса, метод учета объема забора, сброса, баланс водопотребления и т.д.M

Порядок также утверждает форму журнала водопотребления, водоотведения и порядок его заполнения. Также в соответствии с данным Порядком предусмотрена ежеквартальная отчетность «Сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества» (формы 3.1 – 3.3 приложения к Порядку). Сведения представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов – Ленское бассейновое водное управление ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  • Проверить достоверность, своевременность и полноту внесения платы за пользование водными объектами. Плата вносится до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, т.е. до 20.01, до 20.04, до 20.07, до. 20.10 . При этом, если 20-е число попадает на выходной или праздничный день, то крайний срок оплаты переносится на ближайший рабочий день. Т.е. 20 января попадает на субботу, то крайний срок оплаты – 22 января понедельник.
  • Проверить достоверность, своевременность и полноту предоставляемых отчетов по разрешительным документам по водопользованию:
    • 2 ТП (водхоз), в срок до 22 января , годовая, Ленское БВУ;
    • Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах (2-ОС), в срок до 25 января , годовая, Ленское БВУ;
    • отчет о фактических параметрах водопользования (приложение № 3 к договору водопользования), до 10 числа месяца следующего за отчетным периодом, ежеквартальная, Минприроды РС (Я);
    • Отчет о выполнении плана водохозяйственных мероприятий с указанием финансовых затрат, в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным периодом, ежеквартальная, Минприроды РС (Я);
    • Формы 3.1, 3.2, 3.3 согласно приказу МПР РФ от 08.07.2009 № 205, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодов, ежеквартальная, Ленское БВУ;
    • Формы 6.1, 6.2, 6.3 согласно Программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, до 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, годовая, Ленское БВУ.
  • Читайте также:
    Право убежища: что это такое, описание и особенности

    Департамент по водным отношениям

    Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я)

    § 5. Платность водопользования

    Общая характеристика платности водопользования. Статья 121 ВК РФ закрепляет систему экономического регулирования, применение которой призвано обеспечить рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов.

    Элементами системы экономического стимулирования в данной сфере являются платежи, связанные с пользованием водными объектами, финансирование восстановления и охраны водных объектов и экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

    По общему правилу, предусмотренному в ст. 122 ВК, пользование водными объектами платное. Исключение составляют случаи, предусмотренные ВК РФ. Так, плата за пользование водными объектами не взимается со специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда — Министерства природных ресурсов РФ и подведомственных ему организаций (управлений эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем, дирекций строящихся водохранилищ и водохозяйственных систем, организаций, ведущих государственный мониторинг водных объектов).

    ВК РФ (ст. 123) предусматривает два вида платежей, связанных с пользованием водными объектами: плата за пользование водными объектами, которая называется водным налогом, и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

    Плательщиками указанных видов платежей являются граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование. Платежи выплачиваются в виде регулярных взносов. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются законодательством Российской Федерации.

    Льготы по платежам, связанным с пользованием водньми объектами, устанавливаются федеральным законом. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов Федерации.

    Особым видом платежей ст. 126 В К РФ признает сбор за выдачу лицензий на водопользование. Сбор взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

    Например, 11 ноября 1997 г. было принято постановление Правительства г. Москвы № 796 «О порядке предоставления в пользование поверхностных водных объектов, выдачи лицензии и заключения договоров водопользования на территории города Москвы» (с изм. от 8 февраля 2000 г.)*. Постановлением установлено, что лицензии на водопользование выдаются на платной основе. Сбор за выдачу лицензии на пользование поверхностными водными объектами г. Москвы взимается в размере, компенсирующем реальные затраты на подготовку, рассмотрение, оформление лицензий, но не более 100 минимальных размеров оплаты труда. Исчисление размера сборов за выдачу лицензий на водопользование возложено на орган лицензирования — Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управление. В случае отказа в выдаче лицензии, лицензионный сбор возврату не подлежит. За продление и перерегистрацию лицензии плата взимается как за выдачу лицензий. Лицензионный сбор перечисляется на спецсчет Московско-Окского бассейнового водохозяйственного управления.

    * Вестник мэрии Москвы. 2000. № 5.

    Водный налог. Порядок взимания платы за пользование водными объектами (водный налог) регулируется ВК РФ и Федеральным законом от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изм. и доп. от 30 марта 1999 г.)*.

    * СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067; 1999. № 14. Ст. 1652.

    Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, пользующиеся водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, что подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плата за пользование водными объектами в целях забора (добычи) воды из подземных источников взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

    Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

    осуществления забора воды из водных объектов;

    удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

    использования акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения строительных и иных работ; сброса сточных вод в водные объекты.

    Читайте также:
    Обязательные работы: что это такое, описание и особенности

    Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:

    забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

    забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Указанная норма действует до 1 января 2003 г.;

    забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

    размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования;

    проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

    рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства, а также в некоторых иных случаях.

    Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как объем воды, забранной из водного объекта;

    объем продукции (работ, услуг), произведенной при использовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

    Статья 4 Закона от 6 мая 1998 г. устанавливает минимальные и максимальные ставки платы, размер которых зависит от вида водопользования. Ставки устанавливаются, например, в зависимости от объема забираемой воды; объема выработанной электроэнергии (в киловатт-часах); объема сплавляемой древесины (в кубических метрах) и т.д. Минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 22 июля 1998 г. № 818 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам» утверждены соответствующие минимальные и максимальные ставки водного налога*.

    * СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3784.

    Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации. Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам. Размер ставки платы за такое пользование водными объектами не должен превышать 30 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Это положение действует до 1 января 2003 г.

    До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов РФ ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством РФ.

    При заборе или сбросе воды сверх лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз.

    Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ.

    Закон устанавливает порядок определения суммы платы, ее выплаты и сроки уплаты. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

    Статья 8 упомянутого Закона регулирует порядок зачисления платы. Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: 40% в поступает в федеральный бюджет, 60% — в бюджеты субъектов Федерации.

    При пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух и более субъектов РФ, указанные суммы платы вносятся в бюджет субъекта Федерации по месту регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов РФ на территориях которых находятся такие водные объекты. Доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами РФ. Суммы платы направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не менее 50%. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджеты.

    Инструкции о порядке взимания и внесения платы издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время действует Инструкция Госналогслужбы РФ от 12 августа 1998 г. № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» (с изм. от 13 апреля 1999 г.)*.

    * БНА. 1998. № 24; 1999. № 20.

    Плата на восстановление и охрану водных объектов поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, на территориях которых используются водные объекты.

    Плата вносится за:

    изъятие воды из водных объектов в пределах лимита;

    сверхлимитное изъятие воды;

    использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;

    сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах лимитов.

    Эта плата поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: в федеральный бюджет — 40% и в бюджет субъекта Федерации — 60%. За сверхлимитное изъятие воды взимается повышенная плата. Указанная плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, поступающая в бюджеты субъектов РФ, используется для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов.

    Читайте также:
    Объект налогообложения: что это такое, описание и особенности

    Средства федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов, а также средства, поступающие в бюджеты субъектов РФ, используются для реализации федеральных и территориальных государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов; финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов; защиты от вредного воздействия вод; научно-исследовательских и проектных работ, а также для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

    Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносимая за сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает нормативы; сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в установленном упомянутым Законом соотношении.

    За сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает нормативы, и сточных вод нормативного качества сверх лимитов предусматривается повышенная плата. Эта плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда. Денежные средства, поступающие в федеральный целевой бюджетный экологический фонд, бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты, используются не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Порядок расходования средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и федерального целевого бюджетного экологического фонда определяется Правительством РФ.

    Льготы по платежам. Система экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов включает в себя согласно ст. 127 ВК РФ:

    установление налоговых и иных льгот, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, выполняющим работы по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;

    предоставление льготных кредитов на выполнение работ по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;

    установление налоговых, кредитных и иных льгот, предоставленных водопользователям.

    Порядок предоставления налоговых, кредитных и иных льгот за рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов определяется законодательством РФ.

    Важнейшим элементом системы экономического стимулирования является предоставление льгот по платежам, связанным с пользованием водными объектами (ст. 128 ВК). Так, государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для сельского хозяйства, устанавливаются льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, в соответствии с законодательством РФ. Льготы этой категории водопользователей, а также льготы другим категориям водопользователей по платежам, связанным с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов РФ, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

    Принцип платности пользования водными ресурсами.

    Общая характеристика платности водопользования. Ст 121 ВК РФ закрепляет платность водопользования — основа, на которой базируется экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов.

    Элементами системы экономического стимулирования в данной сфере являются платежи, связанные с пользованием водными объектами, финансирование восстановления и охраны водных объектов и экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

    ВК РФ (ст. 123) два вида платежей, связанных с пользованием водными объектами: плата за пользование водными объектами, которая называется водным налогом, и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

    Плательщиками указанных видов платежей являются граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование. Платежи выплачиваются в виде регулярных взносов. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются законодательством РФ.

    Льготы по платежам, связанным с пользованием водньми объектами, устанавливаются федеральным законом. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов Федерации.

    Особым видом платежей ст. 126 В К РФ признает сбор за выдачу лицензий на водопользование. Сбор взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

    Водный налог. Порядок взимания платы за пользование водными объектами (водный налог) регулируется ВК РФ и Федеральным законом от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изм. и доп. от 30 марта 1999 г.)*.

    Плата на восстановление и охрану водных объектов поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, на территориях которых используются водные объекты.

    Плата вносится за:

    -изъятие воды из водных объектов в пределах лимита;

    -сверхлимитное изъятие воды;

    -использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;

    -сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах лимитов.

    Читайте также:
    Политика неприсоединения: что это такое, описание и особенности

    Льготы по платежам. Система экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов включает в себя согласно ст. 127 ВК РФ:

    установление налоговых и иных льгот, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, выполняющим работы по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;

    предоставление льготных кредитов на выполнение работ по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;

    установление налоговых, кредитных и иных льгот, предоставленных водопользователям.

    Порядок предоставления налоговых, кредитных и иных льгот за рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов определяется законодательством РФ.

    Содержание правовой охраны вод.

    Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения.

    Законодательством закреплены обязанности водопользователей.

    Юридические лица и граждане, чья деятельность имеет прямое воздействие на состояние водных объектов, должны проводить обеспечивающие охрану водных объектов мероприятия.

    При проектировании, строительстве и эксплуатации вновь создаваемых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении технологических процессов, влияющих на состояние вод, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения. Не допускается проектирование и строительство прямоточных систем производственного водоснабжения.

    Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному использованию вод влечет за собой ограничения, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, имеющих прямое воздействие на состояние водных объектов. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов.

    Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов воздействия на водные объекты. Эти нормативы устанавливаются исходя из предела антропогенного воздействия, которое не приведет к изменению экосистем водных объектов и предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить на водозаборную площадь.

    Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами осуществляется системой специального мониторинга в рамках государственного мониторинга водных объектов уполномоченными государственными органами. Водоохранные зоны водных объектов, являющиеся источниками водоснабжения и местами нереста особо ценных рыб, относятся к категории охраняемых и особо охраняемых территорий.

    Порядок, условия установления размеров и границ водоохранных зон устанавливаются Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации по представлению соответствующих органов.

    В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраныв соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

    Законодательством предусмотрено также создание зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах, а также зон особо охраняемых водных объектов (государственных заповедников)– природных водных экосистем, имеющих особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее значение. Статус этих зон, порядок деятельности в них определяется законодательством РФ.

    По особо охраняемым водным объектам федерального значения издаются специальные законы. Водные объекты объявляются международными заповедниками, международными парками международного значения, участками всемирного культурного и природного наследия в соответствии с международными договорами, а их правовой режим использования и охраны определяется международными договорами и законодательством РФ.

    Содержание правовой охраны атмосферного воздуха

    Осн правовые ср-ва охраны атмосферного воздуха:

    1) программы по охране атмосферного воздуха;

    2) нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отд источников;

    3) регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу;

    4) экологич экспертиза проектов п/п-ий и иных объектов, эксплуатация кот-ых сопровождается загрязнением атмосферы;

    5) разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха;

    6) гос регистрация вредных (загрязняющих) и потенциально опасных веществ;

    7) гос учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников;

    8) инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, вредных физич воздействий на атмосферный воздух и их источников;

    9) мониторинг атмосферн воздуха;

    10) гос, обществ к-ль за охраной атмосф воздуха;

    11) экономич механизм охраны атмосф воздуха;

    12) отв-сть за нарушение зак-ва РФ в области охраны атмосф воздуха.

    ФЗ «Об охране атмосф воздуха» установил ряд специфич мер по охране этого природного ресурса. Специфически регулир-ся нормирование кач-ва атмосф воздуха и вредных физич воздействий на атм воздух (ст 11). Устан-ся гигиенич и экологич нормативы кач-ва атмосферн воздуха и предельно допустимые уровни физич воздействий на него.

    Содержание и задачи лесного права

    Лесное зак-во состоит из Лесного кодекса РФ, др федер законов и иных НПА РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

    Лес – это сов-ть всех растит организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и др растений (мхов, лишайников и пр.).

    По целевому назначению леса: защитные, эксплуатационные и резервные (СТ 10 ЛК РФ). Выдел-ся: особо защитные участки лесов (берегозащитные, почвозащитные участки лесов вдоль водных объектов; опушки лесов; заповедные лесные участки; с наличием реликтовых растений; места обитания редких животных).

    Гос органы управления лесным хоз-вом вправе издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и пределах, установл зак-вом РФ.

    Читайте также:
    Предостережение прокурора: что это такое, описание и особенности

    Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 17 ; Нарушение авторских прав

    Плательщик сборов: что это такое, описание и особенности

    Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты

    Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов

    Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

    В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

    (часть вторая в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    Статья 20. Взаимозависимые лица

    1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

    (пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

    3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

    2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

    1. Налогоплательщики имеют право:

    1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

    (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

    (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

    4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

    8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

    (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

    12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

    13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

    (пп. 13 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

    (пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    (пп. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    Читайте также:
    Национальный режим: что это такое, описание и особенности

    2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

    3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

    Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

    1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

    Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

    (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    1. Налогоплательщики обязаны:

    1) уплачивать законно установленные налоги;

    2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

    3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

    6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

    8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

    9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

    2. Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

    1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) – в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

    2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

    3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, – в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

    4) о реорганизации или ликвидации организации – в течение трех дней со дня принятия такого решения.

    3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)

    4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

    7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    (п. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ)

    Статья 24. Налоговые агенты

    1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

    Читайте также:
    Операционный день: что это такое, описание и особенности

    (абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    3. Налоговые агенты обязаны:

    1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

    (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

    (пп. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

    (пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

    5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

    (пп. 5 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

    (п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    Статья 25. Утратила силу с 1 января 2007 года. – Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

    Понятие налога и сбора

    Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

    1. Регламентирующие правовые акты
    2. Внесем ясность в определения
    3. Виды и примеры налогов и сборов
    4. Налог и сбор: между ними много общего

    Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

    В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

    Регламентирующие правовые акты

    Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

    В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

    Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

    • федеральный налог или сбор;
    • региональный;
    • местный.

    ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

    Внесем ясность в определения

    Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

    • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
    • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
    • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
    • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
    • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

    Элементами налога являются:

    • законодательно определенная основа – база;
    • процентная ставка;
    • объект налогообложения;
    • период;
    • порядок и сроки взимания.

    Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

    • определенное право;
    • лицензию на ту или иную деятельность;
    • действие в правовом поле (например, регистрацию).

    Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

    Виды и примеры налогов и сборов

    1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
      • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
        региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
      • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
    2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
      • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
      • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
    3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
      • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
      • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
    4. По субъекту платы:
      • запланирован для оплаты только физическими лицами;
      • платят исключительно организации (юридические лица);
      • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
    Читайте также:
    Паспорт домовладения: что это такое, описание и особенности

    Налог и сбор: между ними много общего

    1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
    2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
    3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

    10 главных отличий налогов и сборов

    Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

    Статья 411 НК РФ. Плательщики сбора (действующая редакция)

    1. Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

    2. От уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 411 НК РФ

    Комментируемая статья определяет круг лиц, на которых возлагается обязанность по уплате торгового сбора.

    К ним относятся граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридические лица, которые с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории соответствующего муниципального образования осуществляют виды предпринимательской деятельности, в отношении которых на данной территории введен торговый сбор.

    При этом индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в отношении которых введен торговый сбор, с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества, плательщиками сбора не признаются и уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговый орган не представляют.

    Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.07.2015 N 03-11-09/41264, направленном письмом ФНС России от 03.08.2015 N ГД-4-3/13514@ для сведения налогоплательщиков и использования в работе нижестоящими налоговым органами.

    Иных освобождений от уплаты торгового сбора НК РФ не предусмотрено.

    Исходя из этого организации, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в том числе являющиеся крупными налогоплательщиками, применяющими общую систему налогообложения, обязаны исчислять и уплачивать торговый сбор в общеустановленном порядке.

    Такая позиция подтверждена в письме Минфина России от 30.12.2014 N 03-11-11/68510.

    В письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 разъяснено, что налогоплательщик, который ведет торговую деятельность в магазине, но при этом само помещение ему не принадлежит (помещение арендовано), должен уплачивать торговый сбор. Объектом обложения торговым сбором является использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговли (вне зависимости от оснований использования таких объектов). Таким образом, торговый сбор должен уплачиваться теми, кто непосредственно торгует, т.е. плательщиками могут быть и собственники объектов недвижимости, и арендаторы.

    Кроме того, в данном письме отмечено, что, даже если торговая деятельность ведется на объекте не постоянно (например, аренда торговой точки для торговли только на несколько дней в месяц), торговый сбор все равно уплачивается, поскольку торговая деятельность велась на объекте хотя бы один раз в течение квартала.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: