Подрядные работы для государственных нужд

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд: договор, стороны, правовое регулирование

На выполнение работ для нужд муниципалитета или государства заключается государственный или муниципальный контракт, где подрядчик берет на себя обязательства по выполнению подрядных работ, связанных со строительством и ремонтом объектов различного назначения. Подрядчик обязуется передать выполненную работу государственному или муниципальному заказчику, а заказчик обязуется принять работу и обеспечить ее оплату при условии выполнения работ с надлежащим качеством. Это положение определено ГК РФ в статье 763.

Такой подряд имеет большой спектр правовых норм, которые регламентируют возникшие отношения. Кроме норм ГК РФ к подряду применяются нормы БК РФ. Бюджетные нормы регулируют часть контракта, касающуюся оплаты, сроков действия, изменения условий при уменьшении бюджетных средств. В основном Бюджетный кодекс отсылает к правовым нормам, касающимся размещения заказов, указывая на то, что эти нормы являются специальными и приоритетны перед другими федеральными законами.

ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также важен для заключения контракта на подрядные работы для государственных и муниципальных нужд.

Предмет и стороны контракта

Строительство, ремонт, проектная деятельность, изыскания являются предметом договора на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Именно целевая направленность контракта выделила его среди всех контрактов и сделала самостоятельной разновидностью подряда.

Сторонами договора выступают заказчик и подрядчик. Стороны должны отвечать требованиям, которые определены в законодательстве.

Заказчиком могут быть государственные и местные органы, органы управления внебюджетными фондами, казенные учреждения, то есть получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Подрядчиками являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, отвечающие специальным требованиям.

Среди требований можно назвать отсутствие у подрядчика стадии ликвидации или банкротства, приостановки деятельности, задолженности бюджетного характера на любом уровне.

Дополнительные требования к подрядчику определены в других НПА. Например, постановление Правительства РФ «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства» устанавливает, что у подрядчика должны быть достаточные производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы для выполнения работ.

Порядок заключения контракта

Нормы ГК РФ регламентируют порядок заключения, содержание, изменения контракта (ст. 527, 528, 765-767). Заказ размещается государственным или муниципальным заказчиком, и на его основе заключается контракт. Если контракт заключается по результатам торгов, то это должно произойти не позднее 20 дней со дня проведения торгов. Подрядчику направляется проект контракта, он в течение месяца изучает и подписывает его, возвращает один экземпляр заказчику. Заказчик при размещении заказа должен заключить контракт в обязательном порядке, если другие условия не предусмотрены законодательно.

Объем, стоимость, сроки выполнения работ по контракту

В контракте к существенным условиям относятся объем и стоимость работы, которую требуется выполнить, сроки начала и окончания работы, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

Договорные отношения в этой сфере регламентированы подробно, но тем не менее в судах часто слушаются дела, касающиеся несвоевременного финансирования или его фактического отсутствия.

Между учреждением «А» (заказчик), являющимся федеральным государственным, и ИП «Б» (подрядчик) был заключен договор подряда на выполнение ремонтных работ. Договор предусматривал оплату за фактически выполненный объем работ на основании акта приемки и счета-фактуры. Подрядчик предоставил необходимые документы, но заказчик не оплатил счета. Стороны составили акт сверки о задолженности. ИП «Б» направил претензию в адрес федерального государственного учреждения «А». Заказчик, отвечая на претензию, сообщил подрядчику о том, что финансирование отсутствует, и задолженность погашена быть не может. Суд определил, указывая на ст. 309 ГК РФ, что обязательства должны быть исполнены надлежащим образом, этого требуют условия договора и закон. Отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке не допустим. Суд удовлетворил требования подрядчика. Факт имеющейся у заказчика задолженности был доказан, работы подрядчик выполнил. Суд отказал во взыскании процентов, потому что заказчик получает финансирование из федерального бюджета, факт пользования денежными средствами не установлен, незаконного удержания денежных средств не было.

Соотношение ГК РФ и Закона № 94-ФЗ установление в документации о торгах требований о запрете привлечения субподрядных организаций

Опубликовано в журнале «Госзакупки.ру» №10, 2012

Соотношение ГК РФ и Закона № 94-ФЗ
установление в документации о торгах требований о запрете
привлечения субподрядных организаций

ведущий консультант
Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России

Одной из наиболее острых и актуальных проблем при применении Закона № 94-ФЗ является соотношение его положений с нормами ГК РФ, приводящее к различному толкованию Закона № 94-ФЗ заказчиками, поставщиками (исполнителями, подрядчиками), контролирующими органами и арбитражными судами. Это в свою очередь приводит к ошибкам при размещении заказов, судебным разбирательствам, и в целом негативно сказывается на процессе размещения государственных и муниципальных заказов.

В рамках данного обзора будут рассмотрены следующие проблемы:
• установление в документации о торгах требований к участникам размещения заказа о запрете привлечения субподрядных организаций;
• возможность отказа от исполнения государственного контракта на выполнение подрядных работ.

Читайте также:
Тематическая инкорпорация: что это такое, описание и особенности

Привлечение субподрядчиков: допустимо или запрещено?
Для того, чтобы более предметно рассмотреть данный вопрос, в качестве примера приведем положения проекта государственного контракта (п. 6.1.2, 6.1.15, 6.1.22) на выполнение работ по замене стационарного ограждения по периметру территории Городской клинической больницы № 67 Департамента здравоохранения города Москвы, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме. Приведенными пунктами проекта госконтракта установлено, что подрядчик обязан выполнить все работы по контракту собственными силами.

Требования к условиям исполнения контракта
В соответствии с ч. 4 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ аукционная документация должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, а также об условиях исполнения контракта.
При этом Законом № 94-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень условий исполнения контракта, которые заказчик вправе установить в документации об открытом аукционе в электронной форме.
В ч. 5 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе наряду с предусмотренными ч. 3 и 4 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 Закона № 94-ФЗ.
При этом ч. 4 ст. 11 Закона № 94-ФЗ предусматривает, что кроме требований, указанных в ч. 1-3 Закона № 94-ФЗ и установленных в соответствии со ст. 55.3 Закона № 94-ФЗ, Правительство РФ, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Нормами ч. 1, 2, 3 ст. 11 Закона № 94-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов. Требование же о том, что подрядчик обязан выполнить все работы по контракту собственными силами данными нормами не установлено.

Позиция ФАС России:
При проведении внеплановой проверки действий заказчика при размещении данного заказа Комиссией ФАС России было выявлено нарушение ч. 4 ст. 11 Закона № 94-ФЗ в части установления требования о запрете привлечения субподрядных организаций.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ.
Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.
Таким образом, вопрос привлечения третьих лиц-субподрядных организаций решается самостоятельно генеральным подрядчиком-поставщиком на стадии исполнения государственного контракта.
Не согласившись с указанным нарушением, заказчик обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием признать решение Комиссии ФАС России незаконным.

Рассмотрение дела в судах
Проект государственного контракта содержал в себе, в частности, следующие условия: «выполнить все работы по настоящему контракту собственными силами в соответствии с условиями настоящего контракта, сметной документацией, строительными нормами, правилами, стандартами, правилами техники безопасности, правилами пожарной безопасности, правилами по охране зеленых насаждений, а также иными нормативно-правовыми документами, действующими на территории РФ. Любые отклонения от условий настоящего контракта, сметной документации, требований государственного заказчика, в том числе не влияющие на технологию и качество работ, подрядчик обязан согласовать с государственным заказчиком»; «обеспечить собственными силами и за свой счет ежедневную уборку строительного мусора на каждом объекте, на котором производятся работы, и прилегающей непосредственно к нему территории на протяжении всего периода выполнения работ, а также в случаях, установленных законодательством, производить платежи за загрязнение окружающей среды от выбросов, сбросов, размещения отходов, образующихся в результате производственной деятельности, заключать договоры на утилизацию отходов строительного производства»; «выполнить весь комплекс работ и услуг, являющихся предметом настоящего контракта, собственными силами» «подрядчик не вправе привлекать к выполнению работ и услуг, являющихся предметом настоящего контракта, субподрядчиков, субисполнителей, соисполнителей».
Оценив данные условия контракта, суды разных инстанций пришли к выводу, что в данном случае пункты 6.1.2, 6.1.15, 6.1.22 проекта государственного контракта о выполнении работ исключительно собственными силами и запрет привлечения субподряда, ограничивают количество участников размещения заказа. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что на участие в аукционе поступила лишь одна заявка.
Довод заказчика о том, что обязательства между подрядчиком и заказчиком, возникшие в ходе исполнения контракта, не накладывают каких-либо требований на всех участников конкурса, был предметом оценки судов двух инстанций.
Суды, с учетом конкретных обстоятельств дела, на основании оценки условий проекта контракта, технической документации, протокола проведения итогов открытого аукциона пришли к выводу, что условия пунктов 6.1.2, 6.1.15, 6.1.22 проекта включены в документацию об аукционе специально для того, чтобы обеспечить участие и победу в аукционе лишь одному конкретному хозяйствующему субъекту; условия отраженные в вышеуказанных пунктах государственного контракта относятся и к требованиям, предъявленным заказчиком к участникам аукциона.
Следовательно, суды пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом в действиях заказчика нарушений ч. 4 ст. 11 Закона № 94-ФЗ.

Читайте также:
Хаммурапи законы: что это такое, описание и особенности

Отказ от исполнения контракта
Возвращаясь к проблематике соотношения норм ГК РФ и Закона № 94-ФЗ, необходимо отметить, что и заказчиками, и судами неверно трактуется ст. 768 ГК РФ, в соответствии с которой «к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд».
Руководствуясь данным положением ГК РФ, заказчики формируют проект государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в соответствии с ч. 3 ст. 450 ГК РФ. Согласно этой стетье, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично (когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон), договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Однако ст. 768 ГК РФ содержит указание на закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд, которым является Закон № 94-ФЗ, поскольку данная поправка внесена в ГК РФ после вступления в силу Закона № 94-ФЗ, а именно 02.02.2006 г.
В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Указанное положение Закона № 94-ФЗ ограничивает право заказчика в выборе способов расторжения государственного контракта, предоставляя ему право расторжения контракта только путем соглашения сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Односторонний отказ от исполнения контракта заказчиком согласно ст. 450 ГК РФ, в случае, если это допускается законом или соглашением сторон, приводит к расторжению такого контракта.
Закон № 94-ФЗ является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, в том числе на выполнение подрядных работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ установлен императивный порядок расторжения государственного или муниципального контракта: по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта без решения суда приводит к злоупотреблениям со стороны заказчика, нарушению законных прав и интересов поставщиков, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, коррупции и другим злоупотреблениям в сфере размещения заказов.
Соответственно, установление заказчиками в проекте государственных контрактов положений, допускающих одностороннее расторжение контракта, противоречит положениям Закона № 94-ФЗ.

Статья 763 ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Новая редакция Ст. 763 ГК РФ

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Комментарий к Ст. 763 ГК РФ

1. Особенностями договора (контракта) на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются:

– субъектный состав заказчика (п. п. 2, 3 ст. 764 ГК РФ);

– предмет договора: не всякие работы, но только подрядные строительные работы и связанные со строительством проектные и иные работы (п. 2 комментируемой статьи);

– предназначение работ: удовлетворение государственных и муниципальных нужд (п. п. 1 и 2 комментируемой статьи).

Государственные или муниципальные нужды – это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, для реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

Читайте также:
Какие нужны документы для регистрации ООО?

2. Сходство с поставкой товаров для государственных и муниципальных нужд проявляется в предназначенности подрядных и проектных работ для тех же нужд и в унификации оснований и порядка заключения контрактов (в ст. 765 ГК имеется прямая отсылка к соответствующим нормам ст. ст. 527 – 528 ГК РФ). Соответственно существует единая нормативная база по размещению заказов как на поставки, так и на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

3. Система договорных связей при выполнении работ для государственных и муниципальных нужд отличается большей простотой, чем система связей при поставке товаров для тех же нужд. Контракт на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд не предусматривает заключение каких-либо дополнительных договоров с иными лицами, указанными заказчиком. Таким образом, предметом контракта является непосредственно выполнение работ для заказчика и передача непосредственно заказчику результата работ (п. 2 комментируемой статьи).

Другой комментарий к Ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемый параграф существенно обновлен Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636). Новые правила расширяют сферу применения его положений, устанавливая единые нормы для государственных (федеральных и субъектов Федерации) и муниципальных заказчиков, определяя единый порядок размещения заказов на выполнение подрядных работ как для государственных, так и для муниципальных нужд.

Вместе с тем из оглавления комментируемой статьи (“государственный или муниципальный контракт”) и из содержания всего § 5 следует, что Кодекс объединяет два контракта: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. Общим для этих контрактов, прежде всего, является предмет договора, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд.

2. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) – отдельный вид договора подряда (п. 2 ст. 702 ГК РФ). В то же время, исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Подобный вывод основан на формулировке пункта первого комментируемой статьи, содержащего отсылку к ст. 740 ГК и ст. 758 ГК.

ГК – основной правовой акт, регулирующий отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Кодекс, однако, содержит статьи общего характера, не отражающие в полной мере специфику рассматриваемых отношений. Основная причина невысокого уровня разработанности в ГК отношений о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд в том, что особенности этих отношений должны определяться специальным федеральным законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (см. ст. 768 ГК РФ). В данный момент такой закон не принят. Впредь до его принятия действуют иные федеральные законы, а также изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные правовые акты, не являющиеся законами. Так, отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о размещении заказов). (СЗ РФ. 2005. N 30 (часть 1). Ст. 3105.) В соответствии со статьей 2 названного Закона нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Закону. Следовательно, размещение заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд регулируется на федеральном уровне и субъектам Российской Федерации право на регулирование этих вопросов не предоставлено (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 26.07.2006 N 55-Г06-9).

Специфика таких контрактов отражена в ряде других специальных правовых актов: Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3882); Бюджетном кодексе РФ и др. При производстве работ для оборонного заказа действует Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6). (Далее – Закон об оборонном заказе.) Некоторые особенности заключения и исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ определяются Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ N 812 от 14 августа 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3189)). (Далее – Основные положения.) Применяя их, необходимо учитывать, что изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые согласно части второй ГК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов (ч. 2 ст. 4 Вводного закона к ч. 2 ГК РФ). Специальный акт о порядке заключения и исполнения государственных контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ отсутствует.

Читайте также:
Субагентский договор: что это такое, описание и особенности

Недостаток правового регулирования отчасти восполняется и тем, что согласно ст. 765 ГК основания и порядок заключения рассматриваемых контрактов определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК об основаниях и порядке заключения контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. При этом, если заключается контракт на выполнение работ для федеральных нужд, применяется Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”, что прямо допускается преамбулой Закона (СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540). (Далее – Закон о поставках продукции.)

Важно заметить, что нормы о государственном или муниципальном контракте на выполнение строительных, проектных и изыскательских работ применяются к государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд (абз. 2 ст. 778 ГК РФ). Указанное правило представляет собой законодательный прием отсылочного регулирования. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 778 ГК.

3. Из формулировки пункта первого следует, что особенности государственного или муниципального контракта связаны с назначением строительных, проектных и изыскательских работ. Их предназначение – удовлетворение государственных или муниципальных нужд в соответствующих работах.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (далее – федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее – нужды субъектов Российской Федерации), – п. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов. Так, федеральные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период. В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам, инициатором которых является Президент Российской Федерации, может присваиваться статус президентских программ. Потребности Российской Федерации в строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, определяются в оборонном заказе.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципальных образований в работах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, – п. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов.

Порядок формирования, исполнения муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными правовыми актами (ст. 54 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, ст. 71 – 73 БК).

Важно, однако, заметить, что не все подрядные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта, несмотря на умолчание в Кодексе об этом. Если соответствующие работы выполняются на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то заказ на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд не размещается (п. 2 ст. 1 Закона о размещении заказов). В настоящее время в соответствии с указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У такой размер составляет 60000 рублей. Вывод о неприменении в рассматриваемом случае правил ГК объясняется тем, что в силу ст. 765 и п. 1 ст. 527 ГК нормы Закона о размещении заказов о порядке размещения заказа на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд являются специальными по отношению к нормам Кодекса об основаниях заключения контракта. В силу этого выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую 60000 рублей, осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Кодексом.

Читайте также:
Обращение взыскания на заложенное имущество

4. Указание в ст. 3 Закона о размещении заказов на особые бюджетные и внебюджетные источники финансирования государственных или муниципальных нужд означает, что в правовом регулировании финансирования работ значительное место занимают акты публично-правового характера. Так, объемы финансирования работ, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период в порядке, установленном БК. Сказанное означает также, что государственный заказ на подрядные работы размещается лишь тогда, когда на его выполнение выделены в соответствующем бюджете необходимые государственные финансовые ресурсы. Подобные ресурсы обычно выделяются на реализацию федеральных и региональных инвестиционных программ, а также на выполнение работ по оборонному заказу, по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий и т.п.

В целях экономического стимулирования подрядчиков, выполняющих работы для государственных или муниципальных нужд, им могут предоставляться льготы по налогообложению, целевые дотации, субсидии, субвенции, кредиты на льготных условиях и другие льготы (ст. 4 Закона о поставках продукции, ст. 9 Закона об оборонном заказе и др.). Подобные обстоятельства делают привлекательным участие исполнителей в подрядных работах и позволяют избежать административного воздействия на них в целях привлечения к выполнению контракта. Тем самым подрядные работы для государственных или муниципальных нужд служат методом государственного регулирования инвестиционной деятельности, способствующим использованию государственных капитальных вложений на важнейших направлениях экономики страны, обеспечивающих ее структурную перестройку, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала, решение аграрных, природоохранных, социальных и иных проблем.

5. Как ранее отмечалось, нормы рассматриваемой главы применимы к контрактам, заключаемым на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд и обеспечиваемым за счет средств бюджета либо внебюджетных источников финансирования. Вместе с тем бюджетному учреждению средства из бюджета или из внебюджетных источников могут быть выделены по смете на выполнение подрядных работ для обеспечения собственных нужд учреждения. При реализации указанных полномочий бюджетное учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах. Поэтому от договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые им в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Порядок расходования выделенных по смете денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности бюджетных учреждений регламентирован положениями статей 70 и 71 БК. При этом, согласно ст. 71 БК, все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (200000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Бюджетное учреждение, заключая государственный или муниципальный контракт, действует в интересах и от имени публичного образования. Поэтому оно должно быть уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на выполнение функций государственного или муниципального заказчика. Если бюджетным учреждением получены полномочия такого заказчика, то, следовательно, ему необходимо руководствоваться Законом о размещении заказов. А значит, заключать государственные и муниципальные контракты не только на сумму свыше 200000 руб., но и на сумму свыше 60000 руб. и использовать при этом все правила названного Закона о размещении государственного или муниципального заказа. Если у бюджетного учреждения нет полномочий государственного или муниципального заказчика, то приобретение им для собственных нужд работ осуществляется на основе договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Кодексом. Цена договора не должна превышать 200000 руб. Этот взгляд отражает позицию Высшего Арбитражного Суда, изложенную в Постановлении Пленума ВАС от 22.06.2006 N 24 “О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации” (Вестник ВАС РФ. 2006. N 8).

Полагаем, что отсутствие у бюджетного учреждения полномочий заказчика приводит тем самым к запрету на заключение им договоров от своего имени на сумму, превышающую 200000 руб.

6. В п. 2 комментируемой статьи сформулировано определение как государственного, так и муниципального контракта. Эти контракты являются консенсуальными, двусторонне обязывающими, возмездными.

Из легального определения следует, во-первых, что предмет государственного или муниципального контракта – выполнение для государственных или муниципальных нужд строительных, проектных и других работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и их результат. (Подробнее об этом см. комментарий к ст. 740 ГК о предмете договора строительного подряда и комментарий к ст. 758 ГК о предмете договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.) Формирование перечней строек и иных объектов для федеральных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 (СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097)). (Далее – Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд.) См., например, Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2006 N 140-р (СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1026)).

Читайте также:
Положен ли статус малоимущей матери с ребенком?

Во-вторых, одним из участников государственного или муниципального контракта выступает специальный субъект – государственный или муниципальный заказчик (см. комментарий к ст. 764 ГК РФ). В-третьих, в определении содержится указание на особенности оплаты работ, заключающиеся в том, что в ряде случаев на заказчика (учитывая особые источники финансирования и особый статус заказчика) возлагается обязанность не оплаты, а обеспечения оплаты работ. (Подробнее об этом см. комментарий к п. 1 ст. 766 ГК.)

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лякутина Юлия Павловна

Текст научной работы на тему «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд»

ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Лякутина Юлия Павловна

Канд. ист. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, магистр юриспруденции, г. Иркутск

В условиях рыночной экономики строительные проектные, изыскательские и иные связанные со строительством работы выполняются на основе договоров, которые заключаются по свободному усмотрению сторон. Между тем в результатах таких работ нуждается и государство, реализующее, в частности, свои целевые программы по строительству жилья для малообеспеченных слоев населения и некоторых других категорий граждан, созданию объектов жизнеобеспечения, социального обслуживания. В этой связи наряду с правилами, регламентирующими выполнение строительных и иных работ при обычных условиях гражданского оборота, имеется специальное законодательство о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд.

Важно подчеркнуть, что в рассматриваемой сфере в настоящее время действуют совершенно иные принципы построения взаимоотношений подрядчиков и заказчиков по сравнению с теми, которые применялись в советский период. Отправная идея, пронизывающая все законодательство о подрядных работах для государственных нужд, состоит в том, что выполнение подрядных работ осуществляется на добровольной основе. Принуждение подрядчиков к вступлению в договорные отношения, связанные с выполнением таких работ, допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом (например, когда дело касается предприятий-монополистов), и при условии, что им будут возмещены все возможные в связи с этим затраты.

Взамен принуждения законодательство устанавливает систему мер по стимулированию участия подрядчиков на льготных условиях, выделение им целевых дотаций и субсидий, предоставление льгот по налогам и т.д. Кроме того, в законодательстве закреплены специальные гарантии, обеспечивающие возмещение подрядчикам их потерь, связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменением условий государственных контрактов и т.п.

Государственный заказ на подрядные работы даётся лишь тогда, когда на его выполнение соответствующим бюджетом выделены необходимые финансовые ресурсы. Обычно ресурсы выделяются под целевые программы, предусматривающие среди прочих мероприятий выполнение строительных, проектных и иных работ. В качестве гаранта осуществления финансирования выступает Правительство РФ или соответствующий орган управления субъекта РФ.

Эти и другие обстоятельства делают участие в подрядных работах для государственных нужд достаточно привлекательным. Сама необходимость административного давления на будущих участников договорных отношений автоматически отпадает. Напротив, государство получает возможность отбора среди многих претендентов наиболее достойных путём организации и проведения подрядных торгов. Правовой формой, опосредующей выполнение подрядных торгов. Правовой формой, опосредующей выполнение подрядных работ, предназначенных для удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ и

финансируемых за счёт средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, является государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее – государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделённая правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объёме, установленном соответствующими бюджетами.

Подрядчиком по государственному контракту может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путём подрядных торгов [1, С.29].

Читайте также:
Свобода совести и свобода вероисповедания

Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нём конкретно определяются объём и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.

Цена выступает в качестве существенного условия контракта, поскольку в соответствии с п.1 ст. 766 ГК в нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе конкурса (подрядных торгов) в пределах условий.

В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных финансовых средств на увеличение стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.

Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ.

Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчётов за выполнение работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта.

Окончательный расчёт производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

Важное значение в государственном контракте придается сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон – и другие сроки (сроки приёмки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сроки передачи материалов). При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости – и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причинённых изменением сроков выполнения работ (п.1 ст.767 ГК).

К числу существенных условий государственного контракта относится также условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п.1 ст. 766 ГК). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счёт каких средств финансируются соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка, возможно и сочетание этих средств.

Государственный контракт заключается в письменной форме в виде отдельного документа, подписываемого сторонами. Контракт заключается после обязательного предварительного проведения подрядных торгов.

Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнение приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления.

Во-вторых, в случае нарушения сроков строительства на подрядчика может быть возложена обязанность по уплате штрафа за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.

Список литературы 1. Гришаев, С.П. Государство как участник гражданско-правовых отношений. М.: Система ГАРАНТ, 2011. С. 29.

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ТАЙНЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Маклаков Игорь Владимирович

аспирант Тверского государственного университета, г. Тверь

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает несколько десятков видов тайн, имеющих определенную специфику правового регулирования. Одной из тайн, выделенных законодательством РФ в качестве самостоятельной, является семейная тайна. Значимость указанной тайны настолько существенна как в плоскости жизнедеятельности конкретных граждан, так и в сфере организации и функционирования общества в целом, что право на нее предусмотрено непосредственно Конституцией Российской Федерации. Так, согласно части 1 статьи 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Следует отметить, что многие международные правовые акты, регулируя отношения в сфере реализации права на семейную тайну, оперируют более общим понятием – правом на уважение семейной жизни (статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, статья 12 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948), которое включает в себя, в том числе, и семейную тайну [6].

Конституция РФ, закрепив право человека и гражданина на семейную тайну, оставило открытым вопрос о ее содержании. Данный подход, по нашему мнению, объясняется тем, что Конституция РФ, являясь базовым, основополагающим регулятором общественных отношений, устанавливает лишь определенные «ориентиры» правового регулирования, которые должны получить свою конкретизацию и детализацию на уровне отраслевого законодательства.

Читайте также:
Судебный пристав: что это такое, описание и особенности

Вместе с тем, несмотря на активное использование соответствующей юридической категории законодателем при регулировании всевозможных общественных отношений (в плоскости гражданского права, уголовного права и т.д.), ее определение так и не получило свое нормативно-правовое (легальное) оформление. Более того, действующее законодательство РФ не только не формулирует определение понятия “семейная тайна”, но и не выделяет существенных признаков (критериев), отграничивающих его от иных смежных, подобных юридических категорий (к примеру, от личной тайны).

Понятие и особенности государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. Источники правового регулирования

Муниципальных нужд (1 час)

Тема 24. Подрядные работы для государственных или

Тема 23. Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ (самостоятельное изучение)

В соответствии со ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд.

Определение государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд содержится в п. 2 ст. 763 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. №94-ФЗ (далее – закон о размещении заказов).

В соответствии со ст. 763 ГК РФ под государственным (муниципальным) контрактом на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд понимается соглашение, в силу которого подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному (муниципальному) заказчику, а государственный (муниципальный) заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В п. 1 ст. 9 закона о размещении заказов закреплено несколько иное определение контракта как договора, заключенного заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Приведенные законодательные положения позволяют выделить специфические признаки государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ:

1) на стороне заказчика в государственном контракте всегда выступает само публично-правовое образование, т.е. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Именно поэтому в силу прямого указания ст.9 закона о размещении заказов контракт должен быть заключен от имени государственного или муниципального образования;

2) публичное образование является особым субъектом права, порядок участия которого в гражданских отношениях регулируется ст. 125 ГК РФ, поэтому действовать от имени государства или муниципального образования могут либо органы государственной власти или местного самоуправления в пределах их компетенции (п. 1-2 ст. 125 ГК РФ) либо иные государственные органы, физические и юридические лица, наделенные таким правом по специальному поручению публичного образования, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством (п. 3 ст. 125 ГК РФ).

Именно по этой причине содержащееся в ст. 764 ГК РФ и ст. 4 закона о размещении заказов указание на перечень субъектов, которые могут выступать государственными заказчиками по государственному или муниципальному контракту не должно вводить в заблуждение, т.к. речь в них идет о субъектах, которые в силу ст. 125 ГК РФ уполномочены представлять государство или муниципальное образование в гражданских отношениях.

В силу ст. 764 ГК РФ и ст. 4 закона о размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками могут выступать: а) органы государственной власти РФ, субъектов РФ или органы местного самоуправления; б) органы управления государственными внебюджетными фондами; в) уполномоченные вышеназванными органами бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3) государственный (муниципальный) контракт заключается для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

Определение государственных нужд содержится в ст.3 закона о размещении заказов, в соответствии с которой для признания потребностей государства (РФ и субъектов РФ) государственными нуждами, необходимо, чтобы они отвечали нескольким условиям: а) представлять собой потребности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в товарах, работах и услугах; б) товары, работы и услуги необходимы для осуществления функций Российской Федерацией, субъектов РФ или муниципальных образований (в том числе для реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ), для исполнения международных обязательства РФ (в том числе для реализации международных целевых программ); в) вышеназванные потребности обеспечиваются в соответствии с расходными обязательствами РФ, расходными обязательствами субъектов РФ или расходными обязательствами муниципальных образований за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников финансирования.

Читайте также:
Смешанное товарищество: что это такое, описание и особенности

4) предметом государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд являются строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы (п.2 ст.763 ГК РФ).

5)специальный порядок и основания заключения государственного контракта, которые в силу прямого указания ст. 765 ГК РФ определяются положениями ст. 527-528 ГК РФ. В силу ст. 527 ГК РФ государственный контракт заключается на основе заказа государственного (муниципального) заказчика на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, принятого поставщиком (исполнителем).

6)особое содержание государственного (муниципального) контракта (в отличие от иных видов договора подряда, существенными условиям государственного или муниципального контракта являются условия об: 1) объеме и стоимости подлежащей выполнению работе; 2) сроках ее начала и окончания; 3) о размере и порядке финансирования и оплаты работ; 4) способах обеспечения исполнения обязательств сторон (ст. 766 ГК РФ).

7) особые источники правового регулирования (в соответствии со ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным (муниципальным) контрактам на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных нужд.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Данные работы финансируются из бюджета или внебюджетных источников.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, подрядчик обязан выполнить строительные или иные работы, согласно контракту на выполнение подрядных работ, связанные со строительством или ремонтом объектов, и передать их результаты государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др. – п. 2 ст. 763 ГК).

Особенности государственного или муниципального контракта:

– по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;

– по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение и подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК);

– заказчиком по контракту выступает государственный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть лицо, являющееся предпринимателем и имеющее необходимую лицензию (ст. 764 ГК);

– основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяется по правилам ст. 527 и 528 ГК (основания заключения государственного или муниципального контракта);

– содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ, определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного его победителем (п. 2 ст. 766 ГК);

– отношения по государственному или муниципальному контракту регулируются не только ГК, но и Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Государственный или муниципальный заказчик обязан принять работы, оплатить или обеспечить их оплату.

В качестве заказчика:

– по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;

– по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК).

В качестве подрядчика выступают как юридические, так и физические лица.

Государственный или муниципальный контракт на подрядные работы содержит существенные условия:

1) характеристику объекта;

2) объем и стоимость работ;

3) начальные и конечные сроки;

4) размер и порядок финансирования;

5) способ осуществления исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

Изменение условий государственного контракта по срокам или иные условия допускаются при уменьшении средств соответствующего бюджета, выданного для финансирования работ (ст. 767 ГК).

Читайте также:
Нам перекрыли доступ к участкам, проведя теплотрассу.

Подряд для государственных или муниципальных нужд

Подряд для государственных или муниципальных нужд

Законодатель РФ устанавливает специальные правила, посвященные выполнению работ для государственных или муниципальных нужд (§ 5 гл. 37 ГК РФ). Согласно ст. 768 ГК РФ в части, не урегулированной Кодексом, должен применяться закон о подрядах для государственных нужд. В настоящее время такой закон не принят, но действует Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Правила § 5 гл. 37 ГК РФ распространяются на выполнение строительных, проектных и изыскательских работ, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Под государственными нуждами в соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Закона понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее — федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее — нужды субъектов РФ).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков (ч. 2 ст. 3 указанного Закона).

Стороны договора подряда для государственных или муниципальных нужд

Сторонами государственного или муниципального контракта являются:

  • подрядчик;
  • государственный (муниципальный) заказчик.

Подрядчиком может быть физическое или юридическое лицо, обладающее лицензией на осуществление строительно-монтажных, проектных или изыскательских работ.

В качестве государственного заказчика могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Порядок и основания заключения государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со ст. 765

ГК РФ устанавливаются теми же нормами, что и для государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд — ст. 527 и 528 ГК РФ, а также вышеназванным Законом.

Размещение заказов на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд возможно в соответствии со ст. 10 указанного Закона:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Существенные условия государственного (муниципального) контракта определены в п. 1 ст. 766 ГК РФ. К таковым относятся объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

Поскольку в соответствии с законом о подрядах для государственных нужд государственные (муниципальные) контракты, как правило, заключаются на торгах или путем запроса котировок, условия государственного (муниципального) контракта будут определяться в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении котировок цен на работы (п. 2 ст. 766).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: