Подтверждение происхождения товара: что это значит

Как подтвердить страну происхождения товара

эксперт в сфере закупок, преподаватель в области госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим подробно, когда и какими документами можно подтвердить страну происхождения и где их взять

С появлением национального режима, ограничений и запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, у поставщиков возникла необходимость указывать страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

В соответствии с изменениями, внесенными в положения Закона № 44-ФЗ Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 449-ФЗ и вступившими в силу с 01.01.2020 г., указание страны происхождения товара предусматривается во всех случаях осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, независимо от того, применяются в отношении товара требования национального режима, предусмотренного ст. 14 Закона № 44-ФЗ, или нет.

  • Страной происхождения товара считается страна, в которой он был полностью получен, произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров (решение Совета Евразийской комиссии от 13.07.2018 г. № 49). Страна происхождения товара заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров.

В соответствии с критериями, товары признаются происходящими из декларируемой страны в случае, если такие товары:

  1. Полностью получены или произведены в стране, к которым относятся, в том числе:
  • полезные ископаемые;
  • продукция растительного происхождения выращенная и (или) собранная в стране;
  • живые животные, родившиеся и выращенные (выросшие) в стране;
  • продукция морского рыболовного промысла и др.
  1. Подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении или сертификатом о происхождении в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Последние изменения, связанные с применением нацрежима, и актуальные вопросы слушателей Контур.Школы о том, как проводить закупки, подпадающие под действие национального режима, осветила руководитель направления обучения «Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ» Светлана Сафина на вебинаре «Национальный режим. Топ-вопросов из сервиса «Вопрос эксперту». Присоединяйтесь!

Декларация о происхождении товара

  • Декларация о происхождении товара — коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

В декларации на товары подлежат указанию сведения:

  • о заявляемой таможенной процедуре;
  • о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
  • о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза;
  • о товарах: происхождение, наименование страны отправления и страны назначения, производитель товаров, товарный знак, наименование места происхождения товара и т.д.

Сертификат о происхождении товара

  • Сертификат о происхождении товара (СТ-1) — документ, свидетельствующий о стране, в которой был произведен товар. Выдается уполномоченными органами, организациями страны вывоза на основе сведений, полученных из страны происхождения товара.

Если в сертификате сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств — членов таможенного союза, страна происхождения определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

При вывозе товаров с территории таможенного союза СТ-1 выдается:

  • если этот документ необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров;
  • если его наличие предусмотрено правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы не менее трех лет со дня его выдачи. СТ-1 не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если он оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления или заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам, которые выдали сертификат, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров. В РФ сертификат о происхождении товара выдается Торгово-промышленной палатой.

Декларация (информирование) о нахождении товара в реестре

Представляет из себя информацию в свободной форме о номере реестровой записи и применяется при закупках промышленных товаров, радиоэлектронной продукции, программного обеспечения.

Основные реестры, в которых указана информация о продукции:

Когда необходимо предоставить документы о стране происхождения товаров?

В зависимости от вида закупаемого товара в соответствии с общероссийским классификатором продукции заказчики устанавливают требования к необходимым документам в составе заявки на участие в закупке.

Рассмотрим подробнее, когда и какие документы необходимо предоставить в составе заявки:

  1. При закупке товаров, входящих в перечень Приказа Минфина России № 126н от 04.06.2018 г. (продукты питания, лекарства, компьютеры, бумага, мебель и др.), участники в заявке должны предоставить декларацию в свободной форме о стране происхождения.
  2. При закупке товаров, входящих в перечень в соответствии с ПП РФ № 617 от 30.04.2020 г. (канцелярские товары, СИЗ и др.), подтверждением соответствия условиям допуска является предоставление в составе заявки информации (декларация в свободной форме) о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и информации о совокупном количестве баллов за выполнение, если это предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719.
Читайте также:
Банкротство градообразующей орга низации

Важно: при исполнении контракта участник обязан предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции (если предложен к поставке российский товар, информация о котором включена в данный реестр) либо копию сертификата о происхождении товара (форма СТ-1 для участников, предложивших к поставке товар из ЕАЭС, кроме РФ). При этом информация о реестровой записи отдельного вида промышленного товара включается в контракт.

  1. При закупке товаров, входящих в перечень в соответствии с ПП РФ № 616 от 30.04.2020 г. (мебель, станки, одежда, обувь и др.), подтверждением соответствия является предоставление в составе заявки выписки из:
  • реестра российской промышленной продукции;
  • реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
  1. При закупке программного обеспечения в соответствии с ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 г. специальные документы не требуются, достаточно декларации в свободной форме. Подтверждением происхождения ПО является наличие в реестре российского программного обеспечения или реестре программного обеспечения ЕАЭС сведений о таком ПО. Правила формирования и ведения реестра, а также перечень документов, необходимых для внесения в него, устанавливаются ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 г.
  2. При закупке радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП РФ № 878 от 10.07.2019 г. необходимо предоставить декларацию о нахождении продукции в реестре радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. При этом для отдельных видов радиоэлектронной продукции (с кодами 27.31 и 27.32) в случае, если она произведена на территории ЕАЭС, необходим акт экспертизы по определению страны происхождения товара, выданный уполномоченным органом ЕАЭС, с указанием информации о наличии сведений об оптическом волокне, используемом при производстве такой радиоэлектронной продукции, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ. Включение в реестр осуществляется по запросу в Минпромторг для подтверждения отечественного производства.
  3. При закупке медицинских изделий в соответствии с ПП РФ № 102 от 05.02.2015 г. По перечню отдельных видов медицинских изделий участники подтверждают страну происхождения сертификатом СТ-1 (разовый, выданный участнику закупки, или годовой, выданный производителю). По перечню медицинских изделий одноразового применения участники подтверждают страну происхождения сертификатом СТ-1 (условия выдачи в соответствии с Приказом ТПП от 10.04.2015 № 29), или актом экспертизы ТПП, содержащим необходимую информацию о доле стоимости иностранных товаров (сырья), или аналогичным документом, выданным уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕАЭС в соответствии с показателями локализации собственного производства медицинских изделий, утвержденных ПП РФ № 102.

Обратите внимание! Информация, подаваемая участниками в заявке о стране происхождения, должна соответствовать действительности при поставке товара. При этом на этапе исполнения контракта замена страны происхождения не всегда возможна.

Сертификат происхождения по форме СТ-1

  • Что такое сертификат происхождения
  • Формы сертификатов происхождения
  • Оформление сертификата СТ-1
  • Особенности сертификата СТ-1
  • Сертификат происхождения формы А
  • Перечень документов для оформления сертификата формы «А»
  • Особенности сертификата формы «А»
  • На какие товары можно получить сертификат происхождения
  • Основание для отказа выдачи сертификатов происхождения товаров
  • Получить сертификат происхождения СТ-1

Что такое сертификат происхождения

Сертификат происхождении товаров – свидетельствует о стране происхождения товара, и как правило требуется таможенными органами импортирующей страны с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию соответствующей страны и вывоза товара с этой территории (например, для начисления соответствующей ставки импортной пошлины, в том числе и льготной в случае предоставления товарам режима преференций).

С 12 января 2018 года вступили в действия новые правила определения страны происхождения товаров, действующие при ввозе товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подробнее о том, как определить страну происхождения товара, читайте в новостях компании –>>>

Сертификаты происхождения товаров общей формы выдаются на российские товары, экспортируемые во все страны за исключением стран СНГ, если не требуется оформление сертификатов происхождения форм «СТ-1», «СТ-2», «А» или других видов сертификатов.

Формы сертификатов происхождения

На сегодняшний день различают пять форм сертификатов происхождения товаров:

СТ-1, СТ-2, форма А, форма EAV и сертификат происхождения общей формы:

  • Сертификат происхождения формы СТ-1 на товары, экспортируемые в государства-члены СНГ;
  • Сертификат происхождения формы СТ-2 на товары, экспортируемые в Сербию;
  • Сертификат происхождения формы А на товары, экспортируемые в страны, предоставляющие преференции в рамках Генеральной системы преференций (Черногория);
  • Сертификат происхождения формы EAV на товары, экспортируемые во Вьетнам;
  • Сертификат происхождения Общей формы на товары, экспортируемые в остальные страны мира.

Оформление сертификата СТ-1

Сертификат формы СТ-1 – документ, подтверждающий страну происхождения товара. Данный документ предоставляется при экспорте продукции в страны СНГ, и освобождает иностранную компанию от уплаты импортных пошлин. Так как между Россией, Казахстаном и Беларусью действует упрощенная система таможенного оформления, то сертификат СТ-1 в данные страны не требуется.

Читайте также:
Иммунитет морских торговых судов

Для получения сертификата нужно документально подтвердить российское происхождение товара и его соответствие всем параметрам происхождения

В зависимости от номенклатуры товара могут потребоваться различные документы. Однако существует общий список, который включает:

  • заявление;
  • внешнеторговый контракт;
  • регистрационные документы;
  • сведенья, подтверждающие российское производство товара (паспорт изделия, сертификат качества, инструкция по эксплуатации);
  • состав продукции с обозначением каждого компонента и страны его происхождения;
  • счет-фактура (входящая и исходящая), товарно-транспортная накладная.

Документация предоставляется в виде копий с печатью поставщика.

Особенности сертификата СТ-1

При оформлении сертификата СТ-1 следует помнить про такие важные аспекты, как:

  • заполнение сертификата производится на русском языке;
  • предназначен только для одной партии товаров;
  • срок действия 12 месяцев со дня выдачи;
  • бланки изготовлены на специальной бумаге и имеют несколько степеней защиты.

Образец заполнения сертификата СТ-1

Сертификат происхождения формы А

Сертификат формы «А» – документ, удостоверяющий, что товар был произведен на территории России. Применение данного сертификат было введено в рамках генеральной системы преференций при экспорте товаров в страны ЕС, США, Канаду, Турцию и Японию. От страны происхождения товара зависит ввозная таможенная пошлина. Однако с 2014 года Россия была признана развитой страной и исключена из преференциальных стран Евросоюза. В большинстве случаев иностранная компания сама просит предоставить ту или иную сертификацию.

Перечень документов для оформления сертификата формы «А»

Для получения сертификата необходимо представить заявление вместе со следующими документами и сведеньями:

  • Регистрационные документы компании-экспортера
  • Внешнеторговый контракт
  • Инвойс (счет-фактура)
  • Документы, подтверждающие российское производство товара (технологические схемы, происхождение материалов, входящих в состав товаров)
  • Техническая документация (паспорт изделия, сертификат качества, инструкции по эксплуатации)

Особенности сертификата формы «А»

Документ заполняется на английском языке

Исправления не допускаются, ни в каком виде

Выдается на одну партию товаров

Срок действия – 1 год

Бланки изготовлены на специальной бумаге с использованием нескольких степеней защиты

На какие товары можно получить сертификат происхождения

Сертификаты происхождения товаров формы «СТ-1» выдаются на российские товары, вывозимые из Российской Федерации в государства – участники Содружества Независимых Государств (страны СНГ), такие как:

Республика Армения, Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Грузию.

Со 2 января 2016 года на товары, экспортируемые в Украину, оформляются сертификаты общей формы.

Срок применения сертификата формы «СТ-1» в целях предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.

С 1 сентября 2014 года на товары, экспортируемые в Республику Южная Осетия и Республику Абхазия, оформляются сертификаты формы СТ-1 в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров от 20 ноября 2009 года.

Основание для отказа выдачи сертификатов происхождения товаров

  • Несоответствие представленного комплекта документов требованиям Положения о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности утвержденное, постановлением Правления ТПП России от 16 июня 2005 года (с изменениями от 21 декабря 2011 года)
  • Не произведена оплата услуги по удостоверению сертификата о происхождении товаров формы СТ-1

Получить сертификат происхождения СТ-1

Для того чтобы получить сертификат СТ-1, свяжитесь с нашими сотрудниками по телефону, или по электронной почте info@novotest.ru. Для заказа сертификата вы можете также заполнить заявку на нашем сайте. Наша компания оказывает помощь в получении сертификатов СТ-1 для широкого круга товаров.

Сертификаты происхождения товаров формы «СТ-1» оформляются на русском языке. В случае утраты или повреждения сертификата формы СТ-1 выдается его дубликат. Дубликат сертификата вступает в силу с даты выдачи оригинала. Срок применения дубликата сертификата в целях предоставления режима свободной торговли не может превышать 12 месяцев с даты выдачи оригинала сертификата.

Здесь можно задать любой интересующий вас вопрос на тему сертификации.

Подтверждение происхождения товара: что это значит

    • Главная страница
    • Таможенный кодекс ЕАЭС

Глава 4. Происхождение товаров

статьи 28-36

1. Определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе (далее – правила определения происхождения ввозимых товаров).

2. Определение происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, осуществляется по правилам, установленным Комиссией, если иные правила не установлены международными договорами в рамках Союза, международными договорами Союза с третьей стороной или международными договорами государств-членов с третьей стороной (далее – правила определения происхождения вывозимых товаров).

1. Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Подтверждение происхождения товаров не требуется в следующих случаях:

1) ввозимые на таможенную территорию Союза товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита;

2) товары перемещаются через таможенную границу Союза в соответствии с главой 37 настоящего Кодекса;

3) иные случаи, предусмотренные правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

3. Вне зависимости от положений пункта 2 настоящей статьи происхождение товаров подтверждается, если таможенным органом обнаружены признаки того, что товары происходят из такой страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны), товары, происходящие из которой запрещены:

Читайте также:
Ответственность за причинение вреда

1) к ввозу на таможенную территорию Союза или на территорию государства-члена согласно установленным в соответствии с Договором о Союзе запретам и ограничениям;

2) к вывозу с таможенной территории Союза или с территории государства-члена согласно установленным в соответствии с Договором о Союзе запретам и ограничениям;

3) к ввозу на территорию государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;

4) к транзиту по территории государства-члена в соответствии с международными договорами этого государства-члена с третьей стороной.

4. Если указанные в подпунктах 1 – 3 пункта 3 настоящей статьи товары, запрещенные в соответствии с законодательством государства-члена к ввозу на территорию этого государства-члена, помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза в государство-член, на территорию которого ввоз таких товаров не запрещен, подтверждение происхождения товаров не требуется.

5. В целях проверки соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства-члена, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза в другое государство-член.

6. Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

1. Декларация о происхождении товара – коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

2. В случае если устанавливается, что в декларации о происхождении товара заявленные сведения о происхождении товара основаны на иных критериях, чем критерии, применение которых установлено правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, такая декларация о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара.

1. Сертификат о происхождении товара – документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, – страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

2. В случае если в сертификате о происхождении товара сведения о происхождении товара основаны на иных критериях, чем критерии, применение которых установлено правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, такой сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара.

3. При вывозе товаров с таможенной территории Союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными государственными органами или уполномоченными организациями государств-членов, если сертификат о происхождении товара необходим по условиям контракта, по правилам страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) ввоза товаров или если наличие сертификата о происхождении товара предусмотрено правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Уполномоченные государственные органы или уполномоченные организации государств-членов, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых определено происхождение товара, не менее 3 лет со дня выдачи сертификата о происхождении товара.

4. Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

1. В целях сокращения времени совершения таможенных операций при таможенном декларировании по заявлению лиц таможенные органы принимают предварительные решения о происхождении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (далее в настоящей главе – предварительные решения о происхождении товаров), до таможенного декларирования таких товаров.

2. Предварительные решения о происхождении товаров применяются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения о происхождении товаров, в течение срока действия таких предварительных решений о происхождении товаров. При таможенном декларировании товаров, в отношении которых приняты предварительные решения о происхождении товаров, сведения об их происхождении указываются в декларациях на товары в соответствии с принятыми предварительными решениями о происхождении товаров.

1. Порядок принятия предварительного решения о происхождении товара определяется настоящей статьей и статьями 34 – 36 настоящего Кодекса, а в части, не урегулированной указанными статьями, – в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

2. Предварительное решение о происхождении товара принимается таможенными органами, определенными законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Читайте также:
Неприкосновенность имущества гра ждан

3. Предварительное решение о происхождении товара принимается таможенным органом того государства-члена, в котором будет производиться выпуск товара при его помещении под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

4. Предварительное решение о происхождении товара принимается по каждому наименованию товара, ввозимого на таможенную территорию Союза из конкретной страны.

5. Форма предварительного решения о происхождении товара, порядок ее заполнения и внесения в такое предварительное решение о происхождении товара изменений (дополнений) определяются Комиссией.

6. В случае утраты предварительного решения о происхождении товара лицом, его получившим, этому лицу выдается дубликат такого предварительного решения о происхождении товара.

1. Предварительное решение о происхождении товара принимается таможенным органом на основании заявления лица (далее в настоящей главе – заявитель), поданного в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.

2. Заявление о принятии предварительного решения о происхождении товара должно содержать сведения о:

1) заявителе (наименование и адрес);

2) товаре (полное коммерческое наименование, фирменное наименование (товарный знак), основные технические и коммерческие характеристики (функциональное назначение, сорт, марка, модель, артикул, описание индивидуальной и транспортной упаковки), код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, стоимость);

3) материалах, из которых изготовлен товар, их происхождении, кодах в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, стоимости;

4) производственных и технологических операциях, совершенных для изготовления товара.

3. К заявлению о принятии предварительного решения о происхождении товара прилагаются акты экспертизы торгово-промышленных палат и (или) других экспертных организаций страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) производителя товара и сертификат о происхождении товара, в отношении которого принимается предварительное решение о происхождении товара.

К заявлению о принятии предварительного решения о происхождении товара могут прилагаться иные документы, подтверждающие указанные в нем сведения: протоколы испытаний, заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара, документы, подтверждающие совершение сделки, предусматривающей перемещение товара через таможенную границу Союза, калькуляция стоимости производимого товара, коммерческие счета, бухгалтерские документы, подробное описание технологического процесса изготовления товара и другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью получен, произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) на территории страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара, фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие документы, необходимые для принятия предварительного решения о происхождении товара. К заявлению о принятии предварительного решения о происхождении товара также могут прилагаться пробы и (или) образцы товара.

Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в прилагаемых к заявлению о принятии предварительного решения о происхождении товара документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства-члена, таможенному органу которого подано заявление.

4. В случае если представленных заявителем сведений недостаточно для принятия предварительного решения о происхождении товара, таможенный орган не позднее 30 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения о происхождении товара направляет заявителю запрос о необходимости представления дополнительной информации. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлен менее продолжительный срок для направления такого запроса.

Дополнительная информация должна быть представлена не позднее 60 календарных дней со дня регистрации таможенным органом направленного заявителю запроса о необходимости представления дополнительной информации.

Если дополнительная информация не представлена в установленный срок либо представленная дополнительная информация не содержит сведения, позволяющие принять предварительное решение о происхождении товара, таможенный орган отказывает в принятии такого предварительного решения о происхождении товара и уведомляет об этом заявителя с указанием причин отказа.

5. В случае если при принятии предварительного решения о происхождении товара обнаружены признаки того, что представленный сертификат о происхождении товара является неподлинным и (или) содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе направить такой сертификат о происхождении товара в государственный орган (уполномоченную организацию), выдавший и (или) уполномоченный проверять сертификат о происхождении товара, для проведения проверки такого сертификата о происхождении товара.

Если государственный орган (уполномоченная организация), выдавший и (или) уполномоченный проверять сертификат о происхождении товара, подтверждает, что сертификат о происхождении товара не является подлинным и (или) содержит недостоверные сведения, таможенный орган отказывает в принятии предварительного решения о происхождении товара и уведомляет об этом заявителя с указанием причин отказа.

1. Предварительное решение о происхождении товара принимается не позднее 90 календарных дней со дня регистрации таможенным органом заявления о принятии предварительного решения о происхождении товара.

Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлен менее продолжительный срок принятия предварительного решения о происхождении товара.

В случае необходимости представления дополнительной информации в соответствии с пунктом 4 статьи 34 настоящего Кодекса либо в случае направления сертификата о происхождении товара для проведения проверки в соответствии с пунктом 5 статьи 34 настоящего Кодекса течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта или установленного в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, приостанавливается со дня регистрации таможенным органом направленного заявителю запроса о необходимости представления дополнительной информации либо со дня направления сертификата о происхождении товара для проведения проверки и возобновляется со дня получения таможенным органом дополнительной информации либо ответа государственного органа (уполномоченной организации), выдавшего и (или) уполномоченного проверять сертификат о происхождении товара.

Читайте также:
Обмен жилых помещений: что это значит

При направлении таможенным органом сертификата о происхождении товара для проведения проверки в соответствии с пунктом 5 статьи 34 настоящего Кодекса таможенный орган уведомляет заявителя о приостановлении срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта или установленного в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

2. Предварительное решение о происхождении товара действует в течение срока действия сертификата о происхождении товара, на основании которого такое предварительное решение было принято.

1. Таможенный орган принимает решение о внесении изменений в принятое им предварительное решение о происхождении товара, а также решение о прекращении действия или решение об отзыве предварительного решения о происхождении товара, принятого им либо нижестоящим таможенным органом.

2. Решение о внесении изменений в предварительное решение о происхождении товара принимается в случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, которые допущены при принятии этого предварительного решения о происхождении товара и которые не влияют на сведения о происхождении товара.

Решение о внесении изменений в предварительное решение о происхождении товара вступает в силу со дня принятия этого предварительного решения о происхождении товара.

3. Решение о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара принимается в следующих случаях:

1) таможенным органом установлено, что заявитель для принятия этого предварительного решения о происхождении товара представил документы, содержащие недостоверные и (или) неполные сведения, подложные документы либо недостоверные и (или) неполные сведения;

2) таможенным органом выявлены ошибки, которые допущены при принятии этого предварительного решения о происхождении товара и которые влияют на сведения о происхождении товаров.

4. Решение о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара в случае, указанном в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи, вступает в силу со дня принятия этого предварительного решения о происхождении товара.

Решение о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара в случае, указанном в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, вступает в силу со дня принятия этого решения о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара.

5. При принятии решения о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара в случае, указанном в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, таможенный орган, выдавший предварительное решение о происхождении товара, не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара принимает новое предварительное решение о происхождении товара на основании сведений, представленных заявителем при подаче заявления о принятии предварительного решения о происхождении товара, действие которого прекращено. Такое новое предварительное решение о происхождении товара вступает в силу с даты его принятия.

6. Решение об отзыве предварительного решения о происхождении товара принимается в случае, если в правила определения происхождения ввозимых товаров внесены изменения в части критериев определения происхождения товаров, влияющих на определение происхождения товаров, в отношении которых принято предварительное решение о происхождении товара.

Решение об отзыве предварительного решения о происхождении товара вступает в силу со дня вступления в силу указанных изменений в правила определения происхождения ввозимых товаров.

7. Решение о внесении изменений в предварительное решение о происхождении товара, решение о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара, решение об отзыве предварительного решения о происхождении товара направляются заявителю с указанием причин принятия таких решений, а также доводятся до сведения таможенных органов не позднее дня, следующего за днем принятия таких решений.

Страна происхождения товара: какие документы ее подтверждают

    On 26.08.2017 0 Comments 44-ФЗ, Импортозамещение, Статьи

При участии в закупках по 44-ФЗ необходимо указывать, в какой стране произведен товар. О том, какие для этого существуют документы и кто их выдает, читайте в нашей статье.

Что такое страна происхождения

Страна происхождения товара — это государство, где этот товар был произведен «от и до». Также страной происхождения будет считаться государство, на территории которого товар был подвергнут достаточной обработке или переработке в соответствии с определенными критериями.

Необходимость указывать страну происхождения возникает у лица, которое ввозит товар — декларанта — в процессе его таможенного декларирования. Однако таможенным органом могут быть затребованы документы, которые подтверждают информацию о происхождении товара, указанную в таможенной декларации. Таких документов два — это декларация и сертификат о происхождении товара.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Сертификат

Получить сертификат о происхождении товара можно в уполномоченном органе или организации той страны, откуда он ввозится. Эти организации, в свою очередь, выдают сертификат на основе сведений, которые получают из страны, где товар был произведен.

На территории Таможенного союза действуют определенные критерии, в соответствии с которыми указывается страна происхождения товара. Они закреплены в договорах между странами — членами ЕАЭС. Но товары ввозятся на территорию ТС и из прочих государств. При этом страна происхождения может быть указана на основании каких-то иных критериев, которые установлены в этих государствах. В таком случае внутри ЕАЭС страна происхождения должна определяться в соответствии с критериями, принятыми в Таможенном союзе.

Читайте также:
Ограничение родительских прав: что это значит

Если товар вывозится с территории ЕАЭС, то сертификат о происхождении к нему прикладывается в случаях:

  • если он необходим в соответствии с условиями контракта или правилами той страны, куда товар будет ввезен;
  • если того требуют международные договоры.

Сертификат о происхождении товара прикладывается к таможенной декларации и прочими документами, когда товары помещаются под таможенную процедуру. Если таможня определит, что сертификат оформлен неправильно, то в предоставлении тарифных преференций декларанту может быть отказано. Также таможенный орган может запросить у организаций, которые выдавали такой сертификат, дополнительные документы и сведения.

Органы или организации, выдавшие сертификат, должны хранить информацию о его выдаче, в том числе его копию и прочие документы, не менее 3 лет.

Декларация

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление, сделанное производителем товара, его продавцом или лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В декларацию включаются сведения, на основании которых можно определить, в какой стране произведен этот товар. Декларацией о происхождении товара могут считаться, например, коммерческие или иные документы, имеющие отношение к этому товару.

На территории Таможенного союза в отношении деклараций действует то же правило, что и для сертификата. То есть если страна происхождения, указанная в декларации, определена по каким-либо критериям, отличным от принятых в ЕАЭС, то следует использовать местные критерии.

Представление документов

Сертификат или декларация предоставляется для получения тарифных преференций. Конечно, в том случае, если государству, где была произведена продукция, Таможенный союз дает эти самые преференции. В этом случае документы следует подать вместе с таможенной декларацией.

Кроме того, документ, подтверждающий страну происхождения товара, может быть запрошен таможенниками при обнаружении недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации. При том что эти сведения влияют на размер таможенной пошлины или прочих налогов.

В следующих случаях подтверждать происхождение товара и предъявлять сертификат либо декларацию не понадобится:

  • при перемещении через границу товар физическими лицами;
  • при транзите товара через таможенную территорию с освобождением от уплаты пошлин и налогов (кроме случаев, когда таможенники обнаружили, что товар ввезен с территории страны, ввоз из которой запрещен);
  • если стоимость ввозимых товаров менее определенной суммы, установленной комиссией Таможенного союза;
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством Таможенного союза.

Как определить страну происхождения товара

Страна происхождения товара — это государство, в котором продукция получена, произведена или подвергнута достаточной переработке по определенным правилам. В закупках по 44-ФЗ это влияет на допуск заявки, получение преференций и изменение контракта.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Скачать постановление правительства № 180 от 19.02.2020 из КонсультантПлюс
Скачать памятку о правилах определения, где сделана продукция, при импорте в ЕАЭС
Скачать решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 из КонсультантПлюс
Скачать правила определения страны происхождения отдельных видов товаров
Скачать перечень условий для отдельных видов товаров
Скачать форму акта экспертизы
Скачать образец заполнения наименования страны происхождения товара по 44-ФЗ

Последние изменения

С 12.01.2021 действуют новые правила определения страны-изготовителя отдельных видов изделий для госзакупок, которые утвердил Совет Евразийской экономической комиссии в решении № 105 от 23.11.2020.

Цель правил — урегулировать вопросы определения страны происхождения товаров для госзакупок в рамках нацрежима. В документе указано, что страну происхождения для госзакупок определяют по правилам, которые являются неотъемлемой частью решения. Документ работает на территории государств — членов ЕАЭС.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разобраться с правилами применения импортозамещения в госзаказе.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Государство-изготовителя продукции из перечня, который прилагается к решению, придется определять по условиям, производственным и технологическим операциям, которые закреплены в этом документе. Эти условия прописали по направлениям:

  • железнодорожное машиностроение;
  • холодильное и компрессорное оборудование;
  • легкая промышленность;
  • мебельная и деревообрабатывающая промышленность;
  • спецмашиностроение;
  • станкостроение;
  • судостроение;
  • химическая и нефтегазовая промышленность.

Если производители промтоваров государства-члена не обеспечивают исполнение условий и операций, которые определены в перечне, такое государство-член вправе установить переходные периоды и их сроки действия. В переходный период поставщики государства-члена, который установил такой период, не участвуют в госзакупках других государств-членов по промтоварам из перечня.

Как определить, где произведено изделие

В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, какой товар считается произведенным в России для целей госзакупок. Продукция признается происходящей из конкретного государства при соблюдении условий:

  1. Продукция полностью получена или произведена в таком государстве.
  2. Или подвергнута достаточной переработке, если при производстве изделия использовались иностранные материалы.

Вот инструкция, как определить страну происхождения товара.

Если при производстве использовали иностранные материалы, такую продукцию считают происходящей из такого государства, если выполняется одно из таких условий:

1. В результате операций по переработке или производству классификационный код изделия по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, которые использовали в производстве такой продукции, по ГС.

Читайте также:
Превышение мер, необходимых для

В государстве А при производстве «мебели» (код 9401) использовали иностранный материал «деревянные доски» (из государства Б) (код 4407).

В результате производства классификационный код иностранной продукции (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, государство, откуда происходит продукция, — А.

2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50% в стоимости произведенной продукции.

В стране происхождения Россия или Российская Федерация при производстве использовали иностранный материал (из Китая). Стоимость товара составляет 100 долларов. А подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готовой продукции составляет 45 долларов. Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и место производства — Россия или Российская Федерация.

Для продукции, которая аналогична той, в отношении которой применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить, где продукция сделана, в подавляющем большинстве случаев:

1. Если при производстве использовались материалы, происходящие только из одного государства, отличного от того, в котором делали товар, то полученная продукция признается происходящей из государства, из которого происходят все используемые материалы.

В государстве А при производстве изделия (стоимость 100 долларов) используется иностранный материал (стоимость 80 долларов) (из государства Б). Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, произведенный продукт происходит из государства Б.

2. Если при производстве использовались материалы, происходящие более чем из одного государства, то полученный продукт признается происходящим из государства, из которого происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного продукта.

В государстве А при производстве товара (стоимость 100 долларов) используются иностранные материалы (стоимость 60 долларов) из государства Б и материал (стоимость 30 долларов) из государства В, а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов. Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенной продукции определяют по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т. е. государство Б. В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считают неизвестным.

Чем происхождение отличается от аналогичных терминов

Не путайте понятие страны происхождения с такими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Вот чем отличается производитель и страна происхождения: место регистрации компании не всегда совпадает с местом регистрации торговой марки или местонахождением производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, иногда отличается от места изготовления продукции. Разъясняем, что такое страна регистрации производителя товара: это не место производства, а страна, в которой зарегистрирована торговая марка. Так, например, продукцию делают в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Как указать в заявке

Вот инструкция для правильного указания страны происхождения товара 44-ФЗ в первой части заявки:

  1. Определите, где сделана продукция по непреференциальным правилам.
  2. Укажите государство-изготовителя для каждой позиции или пропишите, что все изделия произведены в одном государстве. Укажите код из классификатора стран происхождения товара по 44-ФЗ (ОКСМ).

Как указать страну на электронной площадке

В постановлении правительства № 180 от 19.02.2020 указано, что при заполнении типовых форм заявок на участие в аукционе, конкурсе, запросе предложений участники закупки выбирают, где сделан товар, на электронной площадке из классификатора наименований страны происхождения товара по 44-ФЗ (ОКСМ). В этом же классификаторе прописан и цифровой код страны происхождения товара (СПТ). Например, у России — 643.

Как подтвердить СПТ

Если заказчик установил запреты, ограничения и условия допуска иностранных ТРУ в рамках национального режима (ст. 14 44-ФЗ), участники обязаны подтвердить происхождение специальными документами. Эти документы прописаны в постановлениях правительства и приказе о нацрежиме. К ним относят:

  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат по форме СТ-1;
  • выписка из реестра изделий, которые изготовлены в ЕАЭС;
  • выписка из реестра Минпромторга.

А в приказе Минфина № 126н от 04.06.2018 от участников требуется задекларировать государство-изготовителя. Это значит, что достаточно указать его в заявке. Дополнительных подтверждающих документов не требуется.

Как прописывают СПТ в контракте

Указывайте государство-изготовителя в условиях контракта при его заключении и при внесении сведений об исполнении контракта в реестр контрактов.

Инструкция, как в контракте прописать страну происхождения товара, сводится к копированию информации о стране из заявки участника в проект контракта.

Сертификат происхождения товара СТ 1

Группа компаний Гостест помогает оформить — документ, который подтверждает страну происхождения товара, выданный уполномоченным органом — экспортера.

Сертификат происхождения необходим для таможенных органов импортирующей страны для тарифного регулирования ввозимых товаров, получения льготных тарифов, беспошлинного ввоза, освобождения от дополнительного налогообложения.

Читайте также:
Возвращение искового заявления: что это значит

Существует три основных вида сертификатов происхождения:

  • Сертификат происхождения СТ 1;
  • Сертификат происхождения общей формы;
  • Сертификат происхождения по форме А;

Сертификаты происхождения по форме «А» — выдаются в страны Европейского Союза, США, Канаду, Чехию, Словакию, Черногорию и Турцию на товары, попадающие под действие тарифных преференций. Эта форма предусмотрена международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, и вводит количественные ограничения (квоты) на экспорт определенных видов товаров.

Сертификаты происхождения по общей форме выдаются на товары, экспортируемые во все страны, в том случае, если не требуются другие сертификаты происхождения.

Сертификаты происхождения выдает Торгово-промышленная палата РФ, как на русском, так и на английском языках. Сертификат происхождения товара оформляется на каждую конкретную поставку, срок действия сертификата 12 месяцев с момента выдачи.

Срок оформления сертификата происхождения от 1 дня.

Помощь в оформлении, стоимость рассчитывается индивидуально, срок оформления 1-2 рабочих дня.

Сертификат происхождения оформляется на каждую поставку по инвойсу.

Каждый дополнительный лист приложения к сертификату за дополнительную стоимость.

Необходимые документы для оформления сертификата происхождения СТ 1

Перечень документов при экспорте продукции производителем:
  • Реквизиты фирмы;
  • Регистрационные документы (Свидетельство о регистрации, Свидетельство о постановке в налоговой, Коды статистики);
  • Контракт, инвойс/счет-фактура, упаковочный лист на экспорт;
  • Краткий технологический процесс;
  • Документы на покупку сырья- договор, счет-фактура;
  • Письмо на бланке производителя об использовании/ или отсутствии импортного сырья.
Перечень документов когда экспортер не является производителем (перекупает продукцию):
  • Реквизиты фирмы;
  • Регистрационные документы (Свидетельство о регистрации, Свидетельство о постановке в налоговой, Коды статистики);
  • Контракт, инвойс/счет-фактура, упаковочный лист на экспорт;
  • Документы подтверждающие покупку этой продукции вашей фирмой – договор, счет-фактура;
  • Письмо на бланке производителя об использовании/ или отсутствии импортного сырья.

Все документы достаточно выслать в электронном виде.

Когда оформление сертификата происхождения не требуется

  • если товар, ввозимый на территорию РФ, заявляется к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов;
  • если товары перемещаются физическими лицами для своих собственных нужд.

Полезная информация

Сертификат происхождения СТ 1 — документ, который подтверждает, что продукция, вывозимая за пределы Российской Федерации, была изготовлена на территории РФ из отечественного сырья, либо была подвергнута достаточной обработке, чтобы считать её происхождение на территории РФ. Сертификат происхождения ст 1 выдается на товары, вывозимые из РФ в страны — участники СНГ.

Сертификат СТ 1 оформляется на специальном, защищенном бланке формата А4 (210 x 297 мм), изготовленном типографским способом.

Заполнение сертификата формы СТ 1 производится в трех экземплярах, в отпечатанном виде на русском языке. Первый является оригиналом, второй и третий – копиями, выполненными на незащищенных бланках. Наличие подчисток в сертификате недопустимо.

Исправления в сертификат происхождения СТ 1 вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания скорректированных сведений, заверяемых затем подписью и печатью уполномоченного органа государства.

Оригинал сертификата происхождения товара представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления.

Требования к заполнению сертификата о происхождении товара формы СТ-1

  • графа 1 – Отправитель / экспортер: прописывается наименование и почтовый адрес. В случае, если отправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, указывается, что отправитель (наименование и почтовый адрес) действует “по поручению” экспортера (наименование и почтовый адрес);
  • графа 2 – Получатель / импортер: прописывается наименование и почтовый адрес. В случае, если отправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, указывается, что отправитель (наименование и почтовый адрес) действует “по поручению” экспортера (наименование и почтовый адрес);
  • графа 3 – Средства транспорта и маршрут следования;
  • графа 4 – Указывается номер сертификата (регистрационный и номер бланка), его форма, страна, выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен;
  • графа 5 – В сертификате ст 1 для служебных отметок: вносятся служебные отметки государственных контролирующих органов стран экспорта, транзита или получения товара, а также при необходимости следующие записи: “Дубликат”, “Выдан взамен сертификата”, “Выдан впоследствии”, “Кумуляция СНГ”;
  • графа 6 – Номер: в сертификате происхождения ст 1 указывается порядковый номер товара;
  • графа 7 – Количество мест и вид упаковки;
  • графа 8 – Описание товара: указывается наименование товара. В случае недостаточности места на лицевой стороне сертификата происхождения ст 1 для заполнения графы допускается применение дополнительного листа (приложения) о происхождении товара, заверенного подписью, печатью и имеющего тот же порядковый номер, что и бланк сертификата ст 1. Заполнение сертификата на оборотной стороне не допускается;
  • графа 9 – Вес брутто / нетто (кг): Указываются весовые либо количественные характеристики товара; расхождение между фактическим количеством товара и указанным в сертификате происхождения не должно превышать 5%;
  • графа 10 – Номер и дата счета – фактуры: указываются сведения о счете – фактуре или счете – проформе, или ином документе, отражающем финансово – количественные параметры товара (при осуществлении долгосрочных контрактов, когда груз идет железнодорожным транспортом от одного и того же грузоотправителя одному и тому же грузополучателю, заполнение графы не обязательно);
  • графа 11 – Удостоверение: заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату удостоверения сведений, указанных в сертификате, а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверить сертификат происхождения ст 1;
  • графа 12 – Декларация заявителя: указывается страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя и подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя.
Читайте также:
Федеральная служба налоговой полиции

В том случае, когда товар вывозится (ввозится) физическим лицом – резидентом одного из государств – участников Соглашения, сертификат формы СТ-1 заполняется с учетом следующих особенностей:

  • графа 1 – Ф.И.О., адрес грузоотправителя;
  • графа 2 – при наличии данных – Ф.И.О., адрес грузополучателя, а также отметка “Для свободного обращения”;
  • графа 5 и графа 10 сертификата ст 1 при отсутствии данных могут оставаться незаполненными;
  • графа 12 сертификата происхождения ст 1 заверяется подписью грузоотправителя с указанием даты и Ф.И.О. грузоотправителя.

Что такое подписка о невыезде?

Подписка о невыезде считается самой мягкой мерой пресечения.

В каких случаях ее выдают? Какие обязательства накладывает этот документ? Можно ли отказаться от его подписания?

Сегодня мы приведем ответы на самые распространенные вопросы.

Определение

Что такое подписка о невыезде? Согласно ст. 102 УПК РФ это уголовно-процессуальная мера пресечения, применяемая на стадии судебного разбирательства или следствия и избираемая в отношении конкретного лица (обвиняемого или подозреваемого).

Суть подписки о невыезде заключается в письменном наложении определенных обязательств, ограничивающих свободу передвижения. Среди них можно отметить:

  • Не покидать место жительства (постоянное или временное) без разрешения судебного органа или должностного лица, занимающегося расследованием данного дела. При этом адрес, фиксируемый в документах, указывается самим обвиняемым. В связи с этим лицо, в отношении которого избрана данная мера пресечения, обязано уведомлять следователя даже о тех переездах, которые совершены в пределах одного населенного пункта, не говоря уже о поездках в другой город или область;
  • Являться по повестке или приглашению следователя, судебного органа или дознавателя в строго назначенный срок;
  • Не препятствовать разбирательству по делу;
  • Не совершать действий, оказывающих давление на участников процесса. Это значит, что подозреваемому или обвиняемому лучше исключить любые контакты с людьми, которые принимают участие в уголовном процессе и могут повлиять на ход следствия (потерпевшими, экспертами, свидетелями, их родственниками и близкими).

Подписка о невыезде позволяет гражданину вести полноценную жизнь – ходить на работу, передвигаться по городу, встречаться с друзьями и т. д.

Основания для подписки о невыезде

В каких случаях применяется подписка о невыезде? Меру пресечения такого вида избирают:

  • Если гражданин препятствует проведению расследования;
  • Если есть риск уничтожения прямых или косвенных улик;
  • Если есть риск того, что обвиняемый или подозреваемый может нести угрозу здоровью и жизни участников дела;
  • Если есть риск того, что обвиняемый или подозреваемы будет продолжать совершать преступления;
  • Если есть опасения, что обвиняемый или подозреваемый скроется от следствия и правоохранительных органов.

Мера пресечения в виде подписки о невыезде избирается только при совершении преступления средней или небольшой тяжести, то есть лишь в том случае, когда правонарушение не представляет опасности для общества, а мера наказания не связана с лишением свободы.

Кому не дают подписку о невыезде?

Что касается лиц, в отношении которых подписка о невыезде не может применяться, к ним относятся:

  • Граждане, которые обвиняются или подозреваются в совершении тяжких и особо тяжких деяний;
  • Люди, чья профессиональная деятельность связана с частыми разъездами и командировками (проводники, дальнобойщики и пр.);
  • Военные, пребывающие на срочной службе – не вправе покидать часть без разрешения командира, а потому не смогут явиться по вызову судебного исполнителя;
  • Лица, не имеющие постоянной или временной регистрации и находящиеся в данном населенном пункте в командировке, в гостях, на отдыхе или санаторно-курортном лечении;
  • Дипломатические курьеры;
  • Свидетели. Могут ли дать свидетелю данную меру пресечения? По закону сделать этого нельзя, однако ему может быть вынесено обязательство о явке (ст. 102 УПК РФ), вынуждающее сообщать следствию о месте своего пребывания и являться по первому требованию дознавателя.

Во время принятия решения об использовании данной меры пресечения дознаватель либо судья оценивает все объективные и субъективные факторы.

При малейшем сомнении в том, что гражданин будет строго исполнять данные ему обязательства, выбираются другие методы ограничения свободы (домашний арест или заключение под стражу).

Кто уполномочен избрать подписку о невыезде?

Подписка о невыезде и надлежащем поведении как мера пресечения может избираться кругом лиц, закрепленном в УПК. К ним относятся сотрудники, совершающие дознание, следствие и суд.

Если подозреваемому или подследственному нужно покинуть место пребывания или жительства, он должен подать письменное прошение руководителю расследования.

Должностное лицо, осуществляющее дознание, может либо разрешить данные действия, либо же запретить их. Ответ на прошение составляется в 2 экземплярах, один из которых передается обвиняемому или подозреваемому.

На заметку! Отказ в прошении можно обжаловать в органах прокуратуры.

Порядок выдачи

Согласно законодательству, действующему на территории России в 2021 году, порядок выдачи данной меры пресечения состоит из нескольких этапов (ст. 101 УПК РФ):

  1. Принятие постановления (следователем) или определения (судом) в отношении избрания подписки о невыезде в качестве меры пресечения.
  2. Составление текста документа, в котором указан вид преступного деяния и основания для выдачи подписки о невыезде тому или иному лицу.
  3. Объявление этого решения подозреваемому или обвиняемому.
  4. Разъяснение гражданину условий и оснований, прописанных в документе. Если этот этап был пропущен, подозреваемый или обвиняемый может оформить отказ от подписки.
  5. Разъяснение данному лицу порядка обжалования решения о применении указанной меры пресечения.
  6. Подписание документа гражданином, на которого распространяется его действие. Данная процедура проходит в присутствии уполномоченных органов и родителей, опекунов или органов опеки, если подписывающий является несовершеннолетним.
Читайте также:
Аренда транспортных средств: что это значит

Можно ли не подписывать подписку о невыезде? Делать это нежелательно, иначе будет применена другая мера ограничения свободы.

Если же вы категорически не согласны с данным решением, обратитесь в суд с соответствующей жалобой.

Ответственность за нарушение подписки

Что будет, если нарушить меру пресечения? В ст. 110 УПК РФ сказано, что нарушение обязательств подписки о невыезде является основанием для замены этой меры пресечения на взятие под стражу или домашний арест.

Срок их действия аналогичен сроку действия подписки о невыезде, то есть до окончания расследования или судебного процесса. Для изменения меры пресечения выносится соответствующее постановление.

Ситуация может ухудшиться при появлении у дознавателя, следователя или судьи подозрений в том, что подозреваемый или подследственный желает скрыться от правоохранительных органов или же намерен препятствовать проведению расследования.

Если же ему все-таки удастся это сделать, но впоследствии он будет обнаружен следственными органами, могут быть применены более жесткие меры. Так, человека, нарушившего условия подписки о невыезде, объявляют в уголовный розыск.

В дальнейшем его поимка может привести к серьезным последствиям – вплоть до тюремного заключения. Кроме того подобное поведение может плохо повлиять на ход следствия и суд.

Если гражданин нарушил условия документа ненамеренно, по приезду домой он должен в срочном порядке явиться к судье, следователю или дознавателю и раскаяться в своем поступке.

Срок ограничения свободы передвижения

Срок действия подписки о невыезде устанавливается дознавателем, судьей или следователем. В самом бланке эти сведения не указываются, однако все уполномоченные лица обязаны знать, какой именно период времени действует данная мера пресечения:

  • До окончания предварительного следствия;
  • На период предварительного расследования;
  • На время суда.

Но есть и более четкие сроки. Так, подписка о невыезде, выданная подозреваемому, действует лишь 10 суток. По окончанию этого периода с него должны либо снять подозрение (в связи с отсутствием доказательств), либо предъявить обвинение.

Если последнего не произошло, мера пресечения снимается автоматически. При этом необходимо получить постановление об отмене запрета на выезд у должностного лица, выдававшего подписку. Такой же срок действия имеет документ, выданный свидетелю.

На сколько дается данная мера пресечения обвиняемому? В этом случае она будет действовать до момента вынесения приговора.

Правомерное нарушение условий

Можно ли выехать в другой город человеку, находящемуся под подпиской о невыезде?

Если у гражданина, получившего данную меру пресечения, появилась острая необходимость нарушить условия документа, он обязан обратиться к представителям власти (следователю, дознавателю или судье).

В этом случае составляется письменное прошение, в котором указываются следующие данные:

  • Точные даты отсутствия;
  • Причины отъезда;
  • Доказательства, подтверждающие необходимость поездки в другой населенный пункт (например, справка о состоянии здоровья кого-то из родственников).

А далее все зависит от решения властей. Если оно положительное, обвиняемый или подозреваемый получает разрешение на выезд за пределы места проживания или пребывания.

Приехав на другую территорию, необходимо получить отметку о прибытии у местных правоохранительных органов. В противном случае подобные действия будут приняты за попытку к бегству, а за нарушением подписки о невыезде последует наказание.

К законным альтернативам подписки о невыезде можно отнести и ходатайство о выборе другой меры пресечения. Например, гражданин может взять на себя обязательство о личной явке, предполагающее посещение суда или кабинета следователя по первому требованию.

Можно ли выехать за границу в этом случае? Обязательство о личной явке разрешает обвиняемому или подозреваемому свободно передвигаться не только по территории страны, но и за ее пределами.

Досрочная отмена ограничения

При наличии мотивированных и обоснованных причин подписка о невыезде может быть отменена или изменена на другую меру пресечения. Данное решение принимается на основании заявления гражданина судебным органом или прокуратурой.

Ходатайство удовлетворяется в нескольких случаях:

  • Если в ходе следствия установлена невиновность обвиняемого или подозреваемого;
  • Отсутствует необходимость в постоянном контроле.

Соответствующее постановление пишется в 2 экземплярах. Один из них выдается гражданину, второй остается у прокурора, ведущего данное дело.

Как показывает практика, оперативные службы не всегда получают соответствующую информацию вовремя. Во избежание разных проблем постановление о снятии меры пресечения лучше иметь при себе еще некоторое время (особенно тем, кто собирается заграницу).

Теперь вы знаете, что значит подписка о невыезде и какие обязательства она накладывает. Если вы не уверены в правильности вынесенного решения, обратитесь за квалифицированной юридической помощью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: