Подзаконный правовой акт: что это значит

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • – законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • – федеральных конституционных законов;
  • – федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • – ненормативные акты общего характера;
  • – акты официального разъяснения;
  • – правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты – это индивидуально – правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации” нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только “в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается”.

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 “О положении Банка России “О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России” (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации” нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в “Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 – 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально – правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально – правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально – правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • – договоры (сделки);
  • – жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • – носят индивидуально – правовой характер;
  • – направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • – материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • – материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • – материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • – образцы деловых бумаг;
  • – комментарии законодательства;
  • – научные, научно – популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Нормативный правовой акт

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения

Нормативный правовой акт может быть в форме закона, постановления, приказа.

Разобрались, как устроена система нормативных правовых актов и как искать нужный документ.

Что такое нормативный правовой акт

Нормативные правовые акты, или НПА, регулируют жизнь в стране: как платить налоги, какие есть льготы для бизнеса, когда отдыхать на Новый год или что будет за работу без лицензии. Дадим определение нормативно правового акта.

НПА — это документы с правилами поведения для общества, которые принимают государство, региональные и муниципальные власти, уполномоченные организации, например Роскосмос, и должностные лица.

Такие документы могут принимать Госдума, правительство, президент, министерства, службы. Но не все акты госорганов и должностных лиц нормативные. Правительство может принять постановление о ставках платы за пользование лесными участками на всей территории России — и это будет НПА, а может выпустить внутреннюю инструкцию по закупке канцелярии — это не НПА.

Еще НПА нужно отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это тоже официальные документы, которые принимают госорганы и должностные лица, только они рассчитаны на однократное применение и на конкретного человека или организацию.

Назначение на должность министра Носова, назначение административного штрафа нарушителю Маркову, приказ о награждении чемпионки Савиной почетным знаком за развитие спорта — это индивидуальные правовые акты.

Отличить НПА можно по следующим признакам.

НПА носит официальный характер. Это значит, что НПА принимают только государственные и региональные власти, уполномоченные организации или должностные лица. Также НПА принимают в определенном порядке: присваивают дату и номер, печатают на бумаге, ставят печать, публикуют на портале pravo.gov.ru.

Федеральный закон рассматривает госдума в трех чтениях, затем его одобряет Совет Федерации, подписывает президент и публикуют. Только после этого новый закон нужно обязательно исполнять.

НПА действует не для одного человека или организации, а для всех: группы людей, либо компаний, либо и тех и других. Например, нельзя принять закон только для ИП Петрова, но можно принять закон для предпринимателей.

НПА можно применять много раз. Например, суд принимает решение по делу — это решение в моменте определяет права сторон и его нельзя применять повторно.

Посмотрим примеры НПА и документов, которые к ним не относятся.

НПА Не НПА
Конституция РФ Приказ об увольнении инженера Карпова из коммунальной службы госдумы
Постановление правительства о сроках службы фискальных накопителей ККТ Письмо правительства и любого другого ведомства, например Минфина
Указ президента о выплатах семьям с детьми Указ президента о присвоении звания Героя Труда гражданину Романову
Приказ МЧС о правилах противопожарной безопасности Предписание МЧС для ООО «Ромашка» об устранении нарушений противопожарных норм
Устав Ростовской области Договор аренды с комитетом по имуществу Ростовской области
Федеральный закон о банкротстве Решение суда по делу о признании ИП Каменской банкротом
Постановление мэрии Объявление итогов проведения торгов на земельный участок администрацией города

Форм нормативных правовых актов много: законы, постановления, инструкции, приказы, указы. И эти названия нельзя путать. Назвать приказ Минфина письмом, а указ президента постановлением — ошибка.

Чтобы не запутаться в названиях, правильно определять силу документа, быстрее искать нужный, все НПА можно делить на разные группы. Посмотрим две основные классификации: по силе действия и по территории.

По силе действия

У НПА есть сила действия — это помогает выбрать более важный документ. В идеале НПА не должны противоречить друг другу, но в реальности такое все же случается. И вот сила действия определяет, каким документом руководствоваться.

Конституция. Самый главный НПА в России — Конституция, ее еще называют основным законом страны. Все остальные НПА должны ей соответствовать.

Если в Конституции написано, что в России действует единое экономическое пространство, значит, нельзя принять закон о пошлинах за перемещение товаров из региона в регион. Такая норма противоречила бы статье 8 Конституции.

Федеральные законы — это документы, которые принимает Госдума — законодательный орган России. Законы определяют самые важные вопросы в стране: размер пенсии, процедуру банкротства, штрафы за нарушения и прочие. Процедура создания и принятия закона сложная и многоступенчатая, потому что он влияет на всю страну.

Примеры законов: ФЗ «О рекламе», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей». Также законы — это Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс. Их называют кодексами, потому что они содержат много правил в одной сфере.

Подзаконные акты. В одном законе невозможно прописать все детали. В них стараются закрепить общие правила, а вот о частностях рассказывают в подзаконных актах. На юридическом языке говорят: «Подзаконные акты принимают во исполнение законов», то есть подзаконные акты объясняют, как правильно действовать в конкретных случаях и ситуациях. Узнать подзаконные акты можно по названиям: указ, постановление, письмо, приказ, инструкция.

Есть закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а его дополнят постановления правительства «О лицензировании образовательной деятельности» и «О медицинской деятельности». Закон установил общие правила, а постановления определили порядок его исполнения в конкретных сферах.

Еще важно проверить, где нужно применять НПА: по всей стране, только в одном регионе или в одном городе.

По территории

Есть правила, которые действуют для всех жителей России, а есть — только для жителей конкретного региона и даже города. Например, если в соседнем регионе предприниматель платит 3% налога с доходов на УСН «Доходы», это еще не значит, что вы будете платить столько же. Так бывает, потому что в регионах принимают свои уставы, законы, инструкции.

Все НПА делят на федеральные, региональные, муниципальные, а еще есть международные. Поговорим о каждой группе.

Федеральные, региональные и муниципальные НПА. Россия — это федерация. Это значит, что страна состоит из самостоятельных субъектов. Такие субъекты могут сами управлять своей территорией в пределах полномочий, данных Конституцией и федеральными законами, иметь отдельный от центра бюджет.

Получается, в России официальные документы могут принимать на общегосударственном уровне и уровне регионов. Федеральные законы действуют на всей территории страны, а региональные — только в одном субъекте. Например, если власти Самарской области приняли региональный закон, то исполнять его в Рязани не обязаны.

Еще собственные НПА принимают в городах федерального значения, такие города тоже относят к регионам. В России три города-региона: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Получается, жители Московской области не должны соблюдать законы Москвы, и наоборот.

Для региональных актов есть два правила:

  1. Такие нормы не могут ухудшать положение людей или бизнеса в сравнении с общегосударственными. Так, если в Налоговом кодексе установлена максимальная налоговая ставка для УСН «Доходы минус расходы» в 15%, регион может ее снизить, но не повысить.
  2. Компетенцию регионов определяют на федеральном уровне. То есть Конституция и федеральные законы устанавливают, в каких сферах регионы могут принимать НПА самостоятельно. Например, регионы России могут издавать свои Кодексы административных правонарушений, но только со штрафами за нарушения, которых нет в федеральном КоАП.

Система региональных НПА копирует федеральную, поэтому регионы принимают свои конституции, законы, подзаконные акты.

Есть еще один уровень ниже актов регионов — акты городов, деревень, поселков. Такие акты называют муниципальными НПА. Они регулируют вопросы местного значения, например льготы по земельному налогу или правила посещения парка.

Например, постановление мэрии Ярославля «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах» или постановление администрации Екатеринбурга «Об автоматизации закупок малого объема».

Международные акты. Государства могут договариваться о правилах и фиксировать их в договорах, резолюциях, конвенциях. Эти правила не действуют на все страны автоматически: каждое государство само решает, участвовать в договоре или нет. В договор можно как вступить, так и выйти из него.

Россия участвует в Конвенции о защите прав человека 1953 года, в Бернской конвенции о защите литературных и художественных произведений 1887 года.

Если страна соглашается исполнять правила по международному договору, она должна принять новые внутренние законы или скорректировать старые внутренние законы под эти правила. Например, когда Россия в 1997 вступила в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, она приняла мораторий на смертную казнь — таково было правило для стран-участниц.

Международные договоры, в которых участвует наша страна, в основном учли во внутренних законах, поэтому напрямую обращаться к международным НПА вам вряд ли придется. Исключение — соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, например с Кипром или США.

Иерархия нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты имеют иерархию из восьми уровней. Чем уровень выше, тем главнее акт. На практике это значит, что акты нижних уровней должны соответствовать верхним. То есть законы не должны противоречить Конституции, указы президента и прочие акты — законам, а постановления правительства — всему вышеперечисленному.

Случается, что два акта противоречат друг другу, — такую ситуацию называют правовой коллизией. Выбрать правильный акт помогает иерархия — будут применять правила из документа более высокого уровня.

Артем собирается подавать заявление в налоговую инспекцию. В федеральном законе он прочитал, что нужно успеть подать его за 20 дней, а в приказе ФНС, что за 10 дней. Так как закон выше ведомственного акта, то правильный срок — 20 дней.

Иерархия нормативных правовых актов

Уровень 1 Конституция РФ
Уровень 2 Международные договоры
Уровень 3 Федеральные законы
Уровень 4 Указы президента
Уровень 5 Постановления правительства
Уровень 6 Приказы федеральных министерств, постановления главного санитарного врача РФ, указания и положения Банка России
Уровень 7 Приказы служб
Уровень 8 Региональное законодательство и муниципальные акты

Начинайте искать ответ на вопрос со второго уровня. На первом уровне в Конституции нет конкретных правил — только принципы работы государства и жизни общества.

Предприниматель может узнать из Конституции, что Россия поддерживает конкуренцию и свободную экономическую деятельность, но не узнает, как открыть бизнес и какие платить налоги. Конкретные правила будут в законах и подзаконных актах. Например, как зарегистрировать бизнес, можно узнать в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а про все налоги России — в Налоговом кодексе.

Как искать нормативный правовой акт в системе

Виды и иерархия актов помогают быстрее найти нужный документ.

Предприниматель Ярослав открывает кафе в Москве. Все уже готово, и осталось сделать вывеску на фасад. Он слышал, что соседний магазин оштрафовали за неправильную вывеску. Ярославу нужно разобраться, какие требования есть к вывескам, чтобы его тоже не оштрафовали.

Посмотрим, как можно найти документ о требованиях к вывескам.

Где искать. Искать законы, постановления, письма можно в интернете, главное — на официальных порталах. Например, на государственном портале pravo.gov.ru или в коммерческих Консультанте и Гаранте.

Если пользоваться неизвестным сайтом, нельзя быть уверенным в актуальности: документы оттуда могут быть устаревшими или вовсе утратившими силу.

Как искать. Искать нужный акт можно по дате опубликования, названию документа или словам из текста. В разных системах могут быть и другие фильтры.

Пример расширенного поиска в системе Гарант

В работе с правовыми системами есть нюанс: можно найти документ, а он окажется закрытым — смотреть можно только в платной версии. В этом случае можно скопировать название документа и поискать в других сервисах, например Docs.cntd.ru. Еще можно посмотреть на сайте государственного органа, который принял акт.

Уведомление, что документ можно прочитать только в платной версии системы Гарант

Проверить, действует ли НПА. Пользоваться можно только действующими НПА. Срок действия документа может истечь сам или его могут отменить.

Еще закон может действовать, но только в новой редакции. Это значит, что сам НПА не отменили, но изменили текст или даже одно слово. Предыдущей версией пользоваться нельзя.

Госдума повысила МРОТ на 2022 год с 12 792 до 13 890 ₽. Для этого она не приняла новый закон «О минимальном размере труда», а внесла изменения в прежнюю версию. Теперь работодатели не смогут платить сотрудникам за полный рабочий день меньше 13 890 ₽ — прежний МРОТ больше не актуален.

Проверять статус НПА важно, чтобы не получить штраф или другое наказание за ошибку по невнимательности. На правовых порталах статус документа можно посмотреть на первой странице документа.

Например, в Гаранте на экране появляется текст на желтом, что документ утратил силу

На самом деле не всегда просто найти нужный документ. Например, может не получаться подобрать правильную фразу для поиска или не выходит вспомнить реквизиты акта. Тогда лучше задать вопрос юристу.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

на временные акты;

акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Подзаконный правовой акт

Подзаконный нормативно-правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. [1] . Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Содержание

Классификация

По сфере действия:

  • общие (действуют на территории всего государства)
  • местные (действуют в отдельной местности)
  • ведомственные (действуют внутри ведомств)
  • локальные (внутриорганизационные)
  • индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).

По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов России):

  • указы Президента России;
  • Постановления Правительства России, государственных комитетов, администраций;
  • приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
  • решения представительных органов местного самоуправления.

Коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (договоры и соглашения), как общенормативные так и индивидуально-нормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.

Подзаконный нормативно-правовой акт не должен противоречить закону, потому что по иерархии нормативно правовых актов (НПА), он стоит ниже закона и является подзаконным актом, что следует понимать буквально.

См. также

Примечания

  1. В. Поляков Е. В. Тимошина. Общая теория права: Учебник. СПб. 2005. с.308

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Поджореале
  • Подземелье драконов: Источник могущества (фильм)

Полезное

Смотреть что такое “Подзаконный правовой акт” в других словарях:

Подзаконный правовой акт — (англ. by law) правовой акт, изданный гос ным органом исполнительной власти в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. П.п.а. производны от законов, призваны обеспечивать их … Энциклопедия права

Подзаконный правовой акт — (англ. by law) правовой акт, изданный гос ным органом исполнительной власти в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. П.п.а. производны от законов, призваны обеспечивать их реализацию, но могут также… … Большой юридический словарь

ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ — принятый компетентным органом и устанавливающий нормы права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему. В нормативном регулировании современных цивилизованных государств основное и определяющее место занимает закон, а П.н.а.… … Энциклопедия юриста

Правовой акт — Правовой акт: Нормативный правовой акт Подзаконный правовой акт Индивидуальный правовой акт … Википедия

Нормативный правовой акт — (НПА) официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ,… … Википедия

акт подзаконный — Правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции, в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции, в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — ПОДЗАКОННЫЙ АКТ, правовой акт (см. АКТ (в праве)) органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов. В Российской Федерации на федеральном уровне к… … Энциклопедический словарь

ПОДЗАКОННЫЙ — ПОДЗАКОННЫЙ, ая, ое: подзаконный акт (спец.) правовой акт, изданный государственным органом в соответствии с законом и во исполнение закона. | сущ. подзаконность, и, жен. (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П.а. относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения… … Юридический словарь

Подзаконные нормативные акты и их виды

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и признаки подзаконного акта

Подзаконный акт – это правовой нормативный документ, который издается компетентным органом в соответствии с законодательством, направлен на развитие и исполнение законодательных положений и регулирует конкретные аспекты отношений в обществе.

В отличие от законов подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу.

Признаки подзаконного акта:

  • отображение и закрепление в законе, конституции или другом нормативно-правовом акте По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Пределы действия нормативных правовых актов. подробнее полномочий издавать нормативные акты определенными органами;
  • зависимость подзаконных нормативно-правовых актов от законов;
  • в нормативных актах происходит опосредование норм законов через их дополнение, воспроизведение, конкретизацию, детализацию, развитие и др.;
  • упрощенный, по сравнению с законом, порядок принятия, введения в действие и опубликования;
  • эффективно приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, более оперативно и быстро реагируют на перемены в жизненной обстановке;
  • нормы подзаконных актов чаще всего выступают нормами видового значения относительно норм законов;
  • высокая степень неоднородности, представляющая единое целое;
  • все нормативные подзаконные акты По данной теме мы уже выполнили реферат Ведомственные нормативные правовые акты подробнее обладают разной юридической силой, имеют различную форму издания и наименования.

Виды подзаконных актов

В зависимости от издавшего подзаконный акт органа выделяют следующие его виды:

  • общие акты, которые действуют на всей территории России в отношении всех ее граждан и лиц, находящихся на территории страны – указы и распоряжения Президента РФ; постановления палат Федерального Собрания – Совета Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее и Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее ; распоряжения и постановления Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ; распоряжения, директивы, приказы федеральных ведомств и министерств;
  • региональные акты – постановления законодательного органа государственной власти субъекта РФ, постановления губернатора, приказы министерств и других органов исполнительной власти субъекта Федерации, то есть акты органов государственной власти;
  • местные акты – постановления и другие решения представительных органов муниципальных образований и глав администраций, которые действуют только на территории данного муниципального образования;
  • локальные акты – приказы руководителей предприятий и организаций, решения участников ООО, общего собрания акционеров акционерных обществ, решения совета директоров и др., данные акты распространяются только на работников конкретных организаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика отдельных подзаконных нормативных актов

Распоряжения и указы Президента РФ. В РФ Президент имеет право издавать распоряжения и указы (ст. 90 Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее ). Указ является актом более значимого и широкого, действия, а распоряжение представляет собой документ более конкретного, частного назначения. Распоряжения, как правило, принимаются по вопросам государственного управления (выделение средств из резервного фонда регионам, создание рабочих комиссий и т. д.).

Нормативные указы Президента обладают отличительными признаками, а именно, они:

  • не должны противоречить федеральным законам;
  • по отношению к другим подзаконным актам имеют приоритетное значение;
  • содержат нормы права;
  • регулируют различные сферы общественной жизни;
  • обладают общеобязательной природой.

Указ Президента нормативного характера По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовой статус Президента подробнее представляет собой подзаконный акт, который содержит нормы права, регулирует различные сферы жизни общества и имеет приоритетное значение относительно других подзаконных актов. Акты Правительства имеют подзаконный характер. Исполнение правительственных постановлений происходит в пределах предметов полномочий и ведения. Распоряжения являются правоприменительными документами и адресованы для узкого круга исполнителей.

Акты федеральных ведомств и министерств подчинены правительственным актам и имеют отраслевое назначение, то есть распространяются только на лиц, которые работают в данной отрасли. Если ведомство и министерство обладает разнонаправленностью, то такие акты адресуются нескольким министерствам и могут регулировать разные межотраслевые отношения. Акты федеральных ведомств и министерств могут издаваться в виде инструкций или приказов.

Выделяют приказы нормативные и ненормативные. Нормативные приказы предназначены для использования в работе федеральных органов власти: их задачам, структуре, функциям. Ненормативные приказы выполняют роль правоприменительных актов. Инструкции регулируют основные формы служебной деятельности, а также функциональные обязанности какой-либо категории сотрудников. Инструкции имеют нормативное содержание.

К актам исполнительной власти субъектов Федерации относятся указы и распоряжения, изданные президентами республик, распоряжения и постановления, приказы и инструкции. Главы администраций краев, областей (в том числе, автономных), округов и городов федерального значения, правительство регионов, осуществляя свои полномочия издают распоряжения и постановления.

Соответствующие региональные департаменты, ведомства и министерства, другие органы исполнительной власти субъектов Федерации наделяются правом издавать приказы и инструкции. Такие акты издаются исходя из полномочий соответствующего органа, согласно конституциям, уставам и законам субъектов РФ. Они распространяются только на территорию данных субъектов и имеют локальную сферу действия. Данные акты могут носить нормативный или правоприменительный характер.

Органы местного самоуправления, согласно Конституции, могут самостоятельно управлять муниципальной собственностью, создавать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные сборы и налоги, осуществлять охрану местного порядка, решать различные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления в пределах собственных полномочий имеют право издавать правовые акты:

  • распоряжения и постановления глав органов муниципального управления;
  • акты сельских и поселковых собраний;
  • акты представительных органов.

Подзаконные акты: понятие, признаки, виды. Подзаконные акты – это.

Подзаконные нормативно-правовые акты призваны конкретизировать положения, принятые на более высоком уровне. В результате облегчается понимание и применение последних. Законы и подзаконные акты, таким образом, находятся в тесной связи друг с другом. Конкретизирующие положения принимаются на базе основных предписаний с учетом специфики разных слоев общества, индивидуальных интересов, территориальных особенностей. Рассмотрим далее признаки, которыми обладают подзаконные нормативно-правовые акты.

Специфика

Существует два признака, характеризующих рассматриваемую категорию документов. В первую очередь законы и подзаконные акты содержат одни положения. Новые предписания, документы, принимаемые на более низком уровне, вводиться не могут. Подзаконные нормативные акты имеют меньшую юридическую силу, чем ФЗ. Если положения первых противоречат предписаниям вторых, то применяются последние.

Классификация

Подзаконные акты – это:

  1. Распоряжения и Указы Президента.
  2. Постановления Правительства.
  3. Акты исполнительных региональных органов власти.
  4. Постановления ведомств и министерств.
  5. Решения местных органов.
  6. Локальные документы.

Распоряжения и Указы

Данные подзаконные акты – это документы, которые влияли на развитие отечественной юридической системы на протяжении многих столетий. В дореволюционный период, например, в форме Указа утверждалось Высочайшее веление монарха. Фактически в то время подзаконные акты обладали силой закона. При Советской власти Указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторая их часть передавалась на утверждение сессии представительных (законодательных) органов.

В настоящее время, согласно действующей Конституции, Указы и Распоряжения может издавать Президент. Следует выделить особенность, которая отличает данные подзаконные акты – это разница в значимости. Так, Указ считается документом, обладающим более широким действием. При этом Распоряжение представляет собой предписание более узкой, конкретной направленности. Последние, как правило, не выступают как подзаконные акты. Это документы, которые чаще всего принимаются по оперативным вопросам госуправления. Тем не менее ряд Распоряжений Президента конкретизируют предписания ФЗ. Указы также не всегда являются нормативными актами. Часто они касаются определенных вопросов управления (назначений на должность, присвоений званий и так далее).

Основные признаки Указов-предписаний

Выступая как подзаконные нормативные акты, эти документы:

  1. Не могут противоречить ФЗ.
  2. Имеют приоритет перед прочими подзаконными актами.
  3. Регулируют различные области жизни общества.
  4. Включают в себя правовые нормы.
  5. Обладают общеобязательным характером.

Указы, выступая как подзаконные акты РФ, могут классифицироваться в соответствии с полномочиями Президента. Так, документы могут приниматься в пределах собственной или делегированной парламентом компетенции. Также издаются Указы, которые подлежат утверждению СФ. К ним, например, относят положения о введении чрезвычайного или военного положения, представления о назначении Генпрокурора, судей ВАС, ВС, КС.

Постановления Правительства

Они принимаются на основании и во исполнение положений Конституции, ФЗ и Указов Президента. Таким образом, данные акты имеют не только подзаконный, но и “подуказный” характер. Постановления, которые утверждаются Правительством, содержат предписания, реализация которых осуществляется в пределах полномочий и сфер ведения Российской Федерации и ее субъектов. Как правило, эти подзаконные акты ориентированы на узкий круг исполнителей и считаются правоприменительными.

Решения ведомств и министерств

Они подчиняются правительственным постановлениям и обычно обладают отраслевым значением, распространяясь на лиц, занятых в конкретной сфере. В ряде случаев, вследствие функциональной, межотраслевой направленности ведомств и министерств, акты могут направляться нескольким структурам и регулировать соответствующие отношения. Документы издаются в виде Инструкций и Приказов. Последние, в свою очередь, могут являться нормативными или не быть таковыми. Первые касаются наиболее важных вопросов функционирования федеральных исполнительных органов: структуры, деятельности, задач. Ненормативные Приказы выступают в качестве правоприменительных актов. Инструкциями регулируются основные формы служебной деятельности, а также должностные (функциональные) обязанности конкретных категорий работников. Они обладают нормативным содержанием.

Постановления, принимаемые на уровне субъектов

Президентами республик, которые входят в состав РФ, издаются распоряжения и указы. Юридическими полномочиями на принятие положений обладают главы администраций АО, областей, краев, городов фед. значения, округов, правительство регионов (при наличии), губернаторы. Ими утверждаются распоряжения и постановления. Региональные ведомства и министерства, департаменты и прочие структуры издают инструкции и приказы. Каждый такой подзаконный правовой акт принимается в соответствии с полномочиями органов, на основании Уставов, Конституций (в том числе и Общероссийской) и имеет локальную сферу распространения. Они действуют только в пределах территории соответствующего региона. Все указанные акты могут быть как правоприменительными, так и нормативными.

Полномочия местной власти

Согласно Конституции, муниципальные органы самостоятельно осуществляют управление территориальной собственностью, утверждают и реализуют статьи местного бюджета, определяют сборы и налоги, охраняют общественный порядок и решают иные вопросы в пределах своей административно-территориальной единицы. В рамках своих полномочий власть МО издает:

  1. Распоряжения и постановления глав местных органов управления.
  2. Акты представительных органов.
  3. Положения сельских и поселковых собраний (сходов).

Указанные акты могут быть правоприменительными либо нормативными.

Локальные положения

Эти подзаконные акты призваны регулировать научные, коммерческие, производственные, управленческие, учебные и прочие связи, касающиеся назначения учреждения либо предприятия. В каждой такой организации должен быть Устав, Положение либо другой документ учредительного характера, требования по обеспечению внутренней дисциплины (правила распорядка) и так далее. Действие таких актов обладает правовым значением. В этой связи все принимаемые локальные положения должны пройти регистрацию либо утверждение в уполномоченных госорганах. В данной категории документов выделяются сравнительно самостоятельные группы. К локальным предписаниям можно, в частности, отнести:

  • Распоряжения, приказы индивидуального либо нормативного характера, которые принимаются руководством предприятий, организаций и учреждений. Посредством этих документов осуществляется регулирование вопросов материального поощрения, внутреннего распорядка и так далее.
  • Решения, принятые коллегиальным (выборным) органом управления. К таким структурам, например, относят совет директоров, общее собрание участников (учредителей, акционеров) и прочее.

Профессиональное обучение безработных граждан

Профессиональное обучение безработных граждан

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (далее – профессиональное обучение) безработных граждан является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлены на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Информация по курсам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования будет опубликована в январе 2022 года.

ул. Рождественская д. 24а, окна №3 и №4

Контактная информация – тел. 437-39-85; 412-48-19

Почта: prof@trud-nnov.ru

Условия предоставления услуги:

Безработные граждане могут пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости, если:

– гражданин не имеет квалификации;

– невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;

– необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;

– гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

Получателями государственной услуги являются граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Документы, необходимые для получения государственной услуги:

1. Предложение или заявление о предоставлении государственной услуги, согласованное с безработным гражданином.

2. Паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, – для граждан Российской Федерации;

3. Трудовая книжка или документ, ее заменяющий, – кроме безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших).

4. Документ об образовании – для безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации.

5. Индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке, – для граждан, относящихся к категории инвалидов.

6. Приказ центра занятости населения о признании гражданина в установленном порядке безработным.

Предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры:

  1. Принятие решения о предоставлении государственной услуги или об отказе в её предоставлении. Основанием для осуществления административного действия является личное обращение гражданина в Центр занятости
  2. Определение возможности направления гражданина на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования
  3. Определение по согласованию с безработным гражданином профессии (специальности) по которой будет осуществляться прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования исходя из: сведений об образовании, профессиональной квалификации безработного гражданина, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения; требований к квалификации работника, содержащихся в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах и т.д.
  4. При выборе получателем государственной услуги профессии (специальности), требующей обязательного медицинского освидетельствования, предоставление государственной услуги приостанавливается до получения результатов медицинского освидетельствования. В случае предоставления медицинского заключения о наличии противопоказаний к осуществлению гражданином трудовой деятельности по выбранной профессии (специальности) работник Центра занятости предлагает гражданину определить иную профессию (специальность), по которой будет осуществляться профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования.

Результат предоставления государственной услуги.

Выдача гражданину направления на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в соответствии с заключенным органом службы занятости государственным контрактом либо заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего рекомендацию о продолжении поиска подходящей работы по имеющейся профессии, специальности, квалификации.

Подробно порядок предоставления услуги описан в Административном регламенте Государственных казенных учреждений Нижегородской области «Центр занятости населения» по предоставлению государственной услуги «Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан».

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Профессиональная подготовка – это обучение для лиц, не имеющих профессионального образования, в целях получения необходимых знаний, умений и навыков, для выполнения определенной работы по профессии.

Профессиональная переподготовка с неродственной профессии – это обучение для лиц, имеющих профессию (невостребованную на рынке труда), в целях получения новой конкурентной профессии.

-Повышение квалификации – это обучение для лиц, имеющих профессию, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков.

-Дополнительное профессиональное образование – это обучение для лиц, имеющих профессиональное образование, в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда и расширения возможностей трудоустройства.

1. Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными:

– родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;

– граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;

– граждане, уволенные с военной службы;

– жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

– выпускники общеобразовательных учреждений;

– граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;

– граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы.

2. Безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, государством гарантируются бесплатное медицинское освидетельствование, бесплатное обучение, выплата пособия, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, устанавливаемая в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования осуществляется в привлекаемых Центром занятости в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обладающих лицензией на право предоставления образовательных услуг.

4. Обратившийся гражданин вправе отказаться от государственной услуги. Отказ гражданина от предоставления государственной услуги не влечёт правовых последствий.

По вопросам получения государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан обращаться к специалистам ГКУ ЦЗН города Нижнего Новгорода по адресу:

Читайте также:
Архивный фонд РФ: что это значит
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: