Погашение судимости: что это такое, описание и особенности

Порядок погашения и снятия судимости

Можно ли избавиться от ее последствий и восстановить свое доброе имя.

Судимость – это последствие обвинительного приговора после признания судом вины того или иного лица в совершении преступления и применения к нему уголовно-правовых мер в качестве наказания. Судимость регламентируется ст. 86 Уголовного кодекса РФ и ст. 400 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Погашение судимости – это прекращение всех правовых последствий, связанных с совершенным преступлением и отбытием наказания за него. Погашение судимости происходит автоматически по истечении срока, установленного законодательством.

Снятие судимости – это досрочное погашение судимости и прекращение всех правовых последствий, связанных с совершенным преступлением и отбытием наказания за него. В отличие от погашения процесс снятия никогда не происходит автоматически.

Порядок погашения судимости

Для того чтобы погасить судимость, после отбывания наказания должен пройти определенный срок, установленный законодательством исходя из тяжести преступления. Стоит отметить, что данное правило работает только в случаях, если к осужденному не применялось наказание в виде условного срока.

Если имел место условный срок, то сроком погашения судимости является окончание испытательного срока. В остальных случаях для погашения судимости после срока отбытия или исполнения наказания (в том числе дополнительного) должно пройти:

1 год – при более мягком наказании, чем лишение свободы (6 месяцев – для несовершеннолетних);

3 года – при совершении преступлений легкой или средней тяжести (1 год – для несовершеннолетних);

8 лет – при совершении тяжких преступлений (3 года – для несовершеннолетних);

10 лет – при совершении особо тяжких преступлений.

При условно-досрочном освобождении (УДО) срок погашения судимости отсчитывается с учетом реально отбытого срока с момента, когда лицо выходит на свободу условно-досрочно.

Порядок снятия судимости

Под снятием судимости понимается ее досрочное аннулирование – до наступления срока погашения – вследствие специально вынесенного судебного постановления.

Для подачи ходатайства о снятии судимости должны быть соблюдены определенные условия:

Безупречное поведение осужденного после отбытия им наказания.

Возмещение вреда, причиненного совершенным преступлением, в полном объеме.

Поданное ходатайство о снятии судимости.

По поводу сроков в законодательстве нет четких указаний, но на практике ходатайство о снятии судимости подают обычно после того, как истечет минимум половина срока, требуемого для погашения судимости. Можно подать ходатайство и раньше, но такие прошения суды удовлетворяют очень редко.

Ходатайство подает сам осужденный – лично или с помощью представителя. В ходатайстве, помимо личных данных, нужно указать реквизиты исправительного учреждения, где происходило отбытие наказания, просьбу о снятии судимости и описание обстоятельств, которые должны убедить суд принять решение в пользу осужденного.

К ходатайству нужно приложить пакет документов:

приговор суда (и постановление суда высшей инстанции – если есть);

справку об отбытии назначенного наказания (выдается при освобождении);

характеристику с места работы или из учебного заведения (при наличии такового);

справку от участкового по месту проживания осужденного об отсутствии на него жалоб;

справку об отсутствии факта нового привлечения к уголовной или административной ответственности;

письменные доводы родственников, коллег об исправлении осужденного (при наличии родственников или коллег).

Ходатайство подается в суд по месту жительства осужденного. При этом заявитель обязан лично явиться на судебное заседание, где будет рассматриваться его ходатайство, поскольку суд в обязательном порядке опрашивает осужденного о его мотивах и поведении после отбытия наказания.

Иногда в заседании может участвовать прокурор, однако, это его право, а не обязанность.

По итогам заседания суд выносит решение. Если суд принял решение отказать в снятии судимости, то обратиться с повторным ходатайством можно не ранее, чем через год.

Можно эмигрировать, если в России у меня была судимость?

Я хочу эмигрировать, но у меня судимость. Суд приговорил меня к трем годам и шести месяцам лишения свободы по статье 228 УК РФ «Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков». Два года я отсидел в СИЗО в Москве. Оставшиеся полтора заменили на исправительные работы. Их я тоже уже отбыл.

Не буду углубляться в то, насколько несовершенны наши правоохранительная и судебная системы. Скажу только, что в деле не было ни одной улики против меня.

После освобождения я несколько лет исследовал тему эмиграции и выяснил, что самый реальный способ переехать — это учеба. Как я понял, проще всего поехать учиться в страны Европы. Например, Франция и Италия не требуют справку об отсутствии судимости для оформления долгосрочной студенческой визы. Но если я попробую там закрепиться и подать документы на рабочую визу или вид на жительство, меня наверняка попросят доказать, что я не был судим. Проблема в том, что в России в документах указывают даже давно погашенные судимости.

Возможно, я смогу найти работу в Европе и буду достойным и уважаемым членом общества в условной Франции. Но меня пугает, что все это не будет играть никакой роли на фоне справки о моей прошлой судимости.

Подскажите, как мне быть. Какие страны будут готовы принять меня и что для этого нужно сделать?

Если судимость за нетяжкое преступление погашена или снята, в теории она не должна стать препятствием для эмиграции. На практике бывает по-разному . Расскажу обо всем подробно.

Чтобы получить разрешение на длительное пребывание в другой стране, действительно могут потребоваться документы о бывших судимостях. В англоязычной терминологии это называется criminal record. Некоторые страны, например Канада и США, относятся к мигрантам с уголовным прошлым строго и их обращения могут просто не рассматривать. Другие государства, особенно в Европе, настроены более либерально. Об этом — дальше.

Сначала разберемся, что считается судимостью, какие ограничения она накладывает, когда ее могут снять и что вообще пишут в справке о судимости — там все не так очевидно.

Что такое судимость и можно ли с ней выехать из страны

Судимость у человека появляется, если его признают виновным в совершении преступления. После отбытия наказания судимость автоматически не снимают. Даже на свободе человек продолжает ощущать на себе правовые последствия проступка, который он совершил. Например, ему могут запретить занимать должности на государственной службе, работать адвокатом или с детьми. Еще человеку с судимостью могут отказать в оформлении охотничьего билета и не дадут лицензию на огнестрельное оружие.

п. 3 ст. 86 УК РФ — о погашении судимости

Читайте также:
Некоммерческое товарищество: что это такое, описание и особенности

Когда человек выходит на свободу, непогашенная судимость не помешает его выезду за границу. Закон не позволяет выезжать за рубеж только осужденным до отбытия ими наказания, подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу.

Но из-за судимости суд может наложить другие ограничения. Например, ввести административный надзор за человеком, который освободился из тюрьмы. Это мера дополнительного контроля, которая позволяет государству понять, исправился осужденный во время заключения или продолжает быть угрозой для общества. Такого человека могут обязать еженедельно или ежемесячно отмечаться в ближайшем отделении полиции или не покидать место постоянного проживания. Обычно административный надзор устанавливают за людьми, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Кроме того, суд может обязать человека возместить ущерб, который он нанес другим людям. Пока осужденный не компенсирует его полностью, он не сможет выезжать за границу.

Что пишут в справке о судимости

В справке о судимости указывают, когда в отношении человека возбуждали уголовное дело и привлекали ли его к уголовной ответственности. Полностью документ называется «Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

Даже если судимость уже давно снята или погашена, в справке все равно укажут пункт, часть и статью УК, по которой человеку вынесли приговор. То есть любой получатель справки увидит, за что именно человек был осужден или какие уголовные дела возбуждались в отношении него.

Убрать сведения из базы МВД и справки можно, только если человек будет официально реабилитирован. Для этого придется обжаловать обвинительное заключение и добиться оправдательного приговора. Успех в таком деле маловероятен.

Получить справку можно на портале госуслуг, в ближайшем МФЦ или территориальном органе МВД в регионе проживания. Это стандартная государственная услуга. Справку выдают бесплатно, а на ее подготовку чиновникам дают 30 дней. За границей такой документ можно запросить в российском консульстве.

Как относятся к судимости в России и за границей

В России. Если у иностранца есть неснятая или непогашенная судимость за совершение умышленного преступления, въезд в Россию ему запрещен. Такая законодательная норма есть практически везде: ни одна страна в мире не заинтересована впускать иностранцев с криминальным прошлым. Если на любом этапе оформления документов на визу или вид на жительство выяснится наличие у заявителя судимости, это может стать причиной для отказа во въезде или депортации.

В российском законодательстве есть важная оговорка: действия, за которые человека осудили, должны признаваться преступлением по российским законам. Похожая норма есть и за границей, но там могут быть свои взгляды на то, что считать преступлением. Например, в России за пьяное вождение наложат штраф и лишат прав. В Канаде за это можно сесть.

В Европе нет единого отношения к иностранцам с судимостью. Например, Финляндия, Нидерланды, Италия, Швеция и Норвегия не запрашивают справку о судимости, когда оформляют длительные визы или вид на жительство. Но они проверяют человека по базам, например Интерпола. Франция, Германия и Люксембург просят справку и внимательно изучают прошлое заявителя.

Какие страны ЕС запрашивают справку о судимости — на английскомPDF, 274 КБ

В Европе с пониманием относятся к небольшим преступлениям в досье иностранца, тем более когда судимость давно погашена. Но если в справке написано, что человека осудили по делу, связанному с наркотиками, по которому срок лишения свободы два года и больше, либо за насильственные действия, например вооруженное ограбление, то к нему будут относиться с повышенным вниманием. Например, в Германии власти оставляют за собой право немедленно депортировать человека с такой судимостью со своей территории.

В Канаде иностранец с любым уголовным прошлым признается criminally inadmissible — «уголовно неприемлемым». В США примерно такая же ситуация. Это значит, что человеку с судимостью не разрешат въехать и проживать на территории этих стран на общих основаниях.

Как преодолеть отказ в визе из-за судимости — на сайте правительства Канады, на английском

В то же время есть официальная процедура, которая позволяет обойти эти строгие ограничения. В Канаде процесс называется реабилитацией. Нужно убедить чиновников, что с момента совершения преступления прошло уже много времени и человек исправился, вновь стал ответственным и законопослушным гражданином. Заявление стоит подкрепить справками с работы, выписками с банковских счетов, характеристиками и отчетами о волонтерской или благотворительной деятельности. При принятии решения канадские власти в первую очередь будут смотреть на вид совершенного преступления, срок, прошедший после отбытия наказания, и факты повторных нарушений закона.

В США похожая система называется «вейвер» — от английского waiver, что можно перевести как «снятие запрета». Если у человека есть какая-то редкая или полезная для государства квалификация, это может стать одним из доказательств исправления и добросовестности ранее судимого человека.

Куда идти за помощью

Шанс закрепиться за рубежом даже с уголовным прошлым есть всегда, но насколько он велик, зависит от страны и ситуации конкретного заявителя. Я советую обратиться к местным юристам, которые специализируются на уголовном и миграционном законодательстве конкретной страны.

Поиск таких юристов можно начать с сайта консульства России в нужной стране. Обычно там публикуют контакты местных адвокатов, готовых работать с российскими гражданами.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Спасибо, что всё-таки написали статью! Увы, ничего нового я не узнал, с теорией всё понятно – хотелось бы услышать о реальных успешных случаях из чьей-нибудь практики. Но всё равно спасибо, что не оставили без внимания! И про США не было важного уточнения – если судимость была связана с наркотиками, шансов на waiver нет.
P.S. Всем будущим комментаторам, которые будут желать “торчкам вроде меня” никогда никуда не уехать и ничего не добиться – искренне желаю вам столкнуться с правоохранительной и судебной системами нашей замечательной страны. Во введении к статье эта часть была опущена, но в оригинальном письме я подробно описал, чем сейчас занимаюсь и чего добился со времени освобождения. Уж поверьте, побольше вашего, недоброжелатели. И в качестве туриста в Европу езжу не менее 3 раз в год. А вы продолжайте желать “уголовникам вроде меня” всяческих неудач.

Читайте также:
Пожизненная рента: что это такое, описание и особенности

Ultimate, добрый день! Я не поделюсь реальным опытом, но поделюсь планами. Отец моего ребёнка в данный момент отбывает наказание по статье 228.1 ч.4 через 30ст, эта статья считается более тяжелой, чем ваша, срок 6.5 лет. Сама я проживаю в Испании, но в статусе нелегала, у моих родителей ВНЖ Испании, мой ребёнок также проживает нелегально. В Испании существует закон о выдаче ВНЖ по оседлости, это значит, что в стране нужно прожить 3 года нелегально, после чего можно подать документы на ВНЖ. Насколько я знаю, при этом требуется справка об отсутствии судимости. Но, к чему я клоню. А вы уверены, что вам нужно ВНЖ другой страны? Ведь есть ряд стран, где можно проживать хоть всю жизнь нелегально, да с этим связаны некоторые неудобства, но как оказалось они легко решаются. Другой момент – не рассматривали ли вы вариант заключения брака с гражданкой ЕС?

Я в 2017 году выиграл гринкарту. Именно условная судимость в 1994 году стала причиной отказа в выдаче визы в консульстве. Преступление по статье грабеж без причинения вреда здоровью потерпевшему. Такие доказательства как работа в известных компаниях, справки из банков, наличие недвижимости, отсутствие проблем с законом, не помогли. Более того, консульский офицер не рекомендовал подачу формы I-601, выше упомянутой как вэйвер.
Я и на этом не остановился, через знакомых в США сам подал документы на вэйвер. И в один апрельский день, в заклеенном скотче конверте мне пришел ответ. Там было написано:
К сожалению, после тщательного рассмотрения USCIS должна сообщить вам, что мы отклоняем вашу заявку, как описано ниже.
Наши записи показывают, что вы были осуждены за грабеж 9 февраля 1994 года в Российской Федерации и приговорены к трем годам лишения свободы с лишением свободы на два года.
Преступление является преступлением, связанным с моральной непристойностью и не является чисто политическим преступлением. Поэтому вы недопустимы в США. См. INA § 212 (a) (2) (A) (i) (I).
Корректировка процесса определения статуса для победителей разнообразных виз должна быть завершена к 30 сентября финансового года, к которому относится лотерея. Визы не могут быть перенесены на следующий финансовый год. Ваша разнообразная виза была на 2018 финансовый год.
Таким образом, USCIS отклоняет вашу заявку с 30 сентября 2018 года, после того как вы прошли, вы не имеете права подавать заявление или получать визу в рамках этой программы, поскольку теперь она является более поздней, чем дата закрытия заявки на разностороннюю визу 2018 года.

Информация о судимости и как убрать сведения о судимости из базы МВД в 2022 году

Наличие судимости всегда влечет за собой моральные и правовые последствия. Если моральные последствия выражаются в негативном отношении окружающих к осужденному, то правовые всегда накладывают на виновное лицо ряд определенных ограничений.

  • Какие ограничения накладывает судимость
  • Аннулирование судимости
  • Процедура внесения информации в базу данных
  • Как узнать о судимости по фамилии
  • Получение справки через сайт МВД
  • Проверка через сайт суда
  • Проверка через федеральную службу судебных приставов
  • Законность требования справки о судимости
  • Можно ли убрать информацию базы данных
  • Комментарии

Не все ошибки прошлого можно удалить из памяти. Преступление, за которое виновное лицо понесло уголовное наказание, в большинстве случаев негативно сказывается на его карьере и репутации. Вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента совершения преступного деяния, информация о судимости навсегда будет неотъемлемой частью жизни человека.

Какие ограничения накладывает судимость

Понятие судимости закреплено в ст. 86 УК РФ. Лицо, которое было осуждено за совершение преступления, приобретает статус судимого сразу после вступления в законную силу приговора суда.

Наличие судимости всегда влечет за собой моральные и правовые последствия. Если моральные последствия выражаются в негативном отношении окружающих к осужденному, то правовые всегда накладывают на виновное лицо ряд определенных ограничений.

Лицам, у которых имеется непогашенная судимость, запрещается:

Баллотироваться (принимать участие в выборах) в государственные органы и органы местного самоуправления (пп. 2 п. 1 ст. 16 ФЗ № 79).

Занимать должности в правоохранительных и судебных органах, заниматься адвокатской деятельностью, работать в суде, прокуратуре и органах ФСБ РФ.

Получать лицензию на оружие. Заниматься детективной и охранной деятельностью.

Занимать должность главного бухгалтера в акционерных обществах (пп.3 п. 4 ст. 7 ФЗ №402).

Проходить военную службу по контракту. Лица имеющие судимость также не могут быть призваны в армию (ст. 23, ст. 34 ФЗ №53).

Выполнять работу, которая связана с транспортной безопасностью (пп.1 п. 1 ст. 10 ФЗ №16).

Если гражданин привлекался к уголовной ответственности по статьям, связанным с преступлениями против чести и достоинства, жизни, здоровья и половой неприкосновенности, он не сможет трудиться в сфере образования (абз. 3,4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, ст. 351.1 ТК РФ).

Следует учесть, что если лицо было осуждено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, использовать огнестрельное оружие оно не вправе даже после снятия судимости. Кроме этого лицу запрещено свободно перемещаться по стране и выезжать за пределы государства по визе.

Судимость бывает четырех видов:

текущая (преступник еще отбывает наказание или срок давности судимости еще не истек);

условная (действует в отношении условно осужденных граждан);

погашенная (после отбытия наказания виновное лицо не совершало преступления);

снятая (при амнистии или помиловании).

Между судимым лицом и государством создаются особые взаимоотношения. Даже после того, как лицо отбыло наказание за совершенное преступление, оно в течение определенного времени считается опасным и находится под пристальным контролем со стороны органов правопорядка. Именно поэтому за вновь совершенное уголовное действие осужденному ранее гражданину будет вменено более строгое наказание.

Аннулирование судимости

Судимость и связанные с ней правовые последствия носят временный характер. Это означает, что ограничения, которые действовали в отношении осужденного лица, снимаются с него сразу после аннулирования судимости.

В статье 86 УК РФ перечислены способы прекращения судимости. В соответствии с нормами данной статьи, судимость прекращается путем погашения и снятия.

Погашение происходит автоматически, без привлечения судебных органов. При этом срок ее аннулирования зависит от степени тяжести преступления:

По истечению испытательного срока – для условно осужденных лиц.

Читайте также:
Оперативно-розыскная деятельность: что это такое, описание и особенности

Через 3 года с момента отбытия наказания – при совершении преступлений небольшой и средней тяжести.

Через 8 лет с момента отбытия наказания – при совершении тяжких преступлений.

Через 10 лет – при совершении особо тяжких преступлений.

Снятие судимости – это прекращение правовых последствий до истечения установленных законом сроков погашения судимости. В данном случае судимость снимается только после того, как суд вынесет специальное решение. Закон не содержит конкретной информации о том, в течение какого минимального срока в отношении виновного лица может быть снята судимость.

Процедура внесения информации в базу данных

Процедура внесения данных о судимости в базу МВД регулируется Типовым положением «О едином учете преступлений». Согласно данному положению, заносить информацию в базу данных имеют право только прокурор, дознаватель и следователь.

Алгоритм внесения информации в базу данных выглядит следующим образом:

Должностное лицо возбуждает уголовное дело.

Следователь в течение суток передает информацию в регистрационно-учетный отдел.

Регистрационно-учетный центр перенаправляет данные о преступлении в информационный центр.

Информационный центр передает суточную статистику правонарушений в Главный информационно-аналитический центр РФ (ГИАЦ).

Информационные центры по обработке данных делятся на группы в зависимости от видов уголовных преступлений.

Важно: учету подлежат все лица, вина которых была доказана.

Как узнать о судимости по фамилии

Работодатель, который принимает на ответственную должность незнакомого соискателя, всегда рискует. Именно поэтому многие хотят предварительно проверить биографию будущего сотрудника или партнера по деловым отношениям.

Получить информацию о судимости онлайн без привлечения квалифицированного специалиста невозможно. Дело в том, что данные, размещенные в ГИАЦ РФ, предназначены только для внутреннего пользования и не подлежит публичному распространению. В связи с этим доступ к базе данных имеют только сотрудники правоохранительных органов.

Запросить информацию с базы данных могут работники отдела кадров государственных и муниципальных учреждений, организации, выдающие лицензию на пользование оружием и оформляющие визы.

Руководители организаций, которые не входят вышеуказанный перечень, не вправе обращаться в органы Министерства Внутренних Дел с просьбой предоставить информацию о наличии или отсутствии судимости в отношении будущего сотрудника. В круг получателей такой информации входят также физические лица, в отношении которых было вынесено решение суда.

Если работодателю нужна информация о судимости, лучше всего напрямую спросить это у перспективного работника. К сожалению, не все люди привыкли говорить правду о своем прошлом. Поэтому, если есть сомнения, необходимо потребовать справку об отсутствии судимости.

Если вы хотите узнать о судимости человека по фамилии через интернет, необходимо помнить, что запрашивать такую информацию можно только через официальные сайты государственных структур. Не стоит доверять интернет-ресурсам, которые предлагают провести проверку за денежное вознаграждение.

Теоретически скрыть информацию о судимости можно. Для этого человеку необходимо обратиться в ЗАГС с заявлением о смене персональных данных. В этом случае стандартные федеральные базы, которыми вправе пользоваться любой гражданин, не покажут наличие судимости. Однако, если в МВД с заявлением обратятся работники отдела кадров государственных или муниципальных организаций, информация о смене ФИО будет для них доступна.

В связи с этим рядовым работодателям, которые не имеют возможности обратиться за помощью к правовым структурам, при приеме на работу рекомендуется включать в список необходимой информации вопрос про смену персональных данных.

Получение справки через сайт МВД

Запросить сведения о судимости может только сам гражданин. Для этого ему необходимо лично обратиться в информационный центр МВД либо заполнить заявку на получение на сайте Госуслуг или через официальный сайт МВД РФ.

Мнение о том, информацию о судимости может получить любой работодатель или сотрудник банка, является ошибочным. Однако если у работодателя есть подозрения о том, что его сотрудник совершил какие-либо преступные деяния, он вправе подать письменное заявление в отделение МВД о предоставлении данных.

На сайте МВД доступна не только информация об отсутствии судимости. Также на данном портале можно найти граждан, которые находятся в розыске. Для этого необходимо знать ФИО человека и его полную дату рождения.

Проверка через сайт суда

Если у вас на руках имеются паспортные данные перспективного сотрудника или партнера по бизнесу, и вы знаете по какому адресу данное лицо зарегистрировано, вы можете проверить информацию о судимости в базе данных судебных органов.

Для этого необходимо перейти на сайт суда общей юрисдикции, который находится по месту прописки проверяемого лица и перейти в раздел “Судебное делопроизводство”.

Проверка через федеральную службу судебных приставов

Сайт поможет проверить законопослушность гражданина по косвенным признакам. Это значит, что в реестре федеральной службы содержится не только информация о совершении уголовных преступлений. Поэтому если имя проверяемого лица будет обнаружено в списках сервиса, не стоит сразу предполагать худший вариант. Возможно данное лицо просто является задолжником по алиментам.

С помощью сервиса можно получить сведения о:

Наличии долгов у физического лица.

О наличии открытых исполнительных производств в отношении конкретного гражданина.

О лицах, которых на сегодняшний день объявлены в розыск.

В базу данных попадает информация о лицах, которые имеют проблемы с уголовным, гражданским и административным законодательством.

Законность требования справки о судимости

Если лицо устраивается на работу в организацию, которая не входит в перечень запрещенных при наличии судимости, оно не обязано предоставлять работодателю справку. То есть работодатель вправе попросить сотрудника предоставить такую информацию, однако отказать в приеме на работу он не может.

Важно: наличие судимости или факта привлечения к уголовной ответственности не может являться законным основанием для отказа в трудоустройстве.

Ст. 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Требование работодателя предоставить справку о судимости в подобных случаях являются незаконными и могут расцениваться как дискриминация.

Лицо, которому было отказано в трудоустройстве по причине наличия судимости, вправе требовать фиксации отказа в письменной форме.

Можно ли убрать информацию базы данных

Многих интересует можно ли убрать судимость из базы данных. Удалить информацию из базы данных невозможно. Здесь ответ только один – нет.

Сведения о правонарушении будет храниться вечно, вне зависимости от того, была ли погашена судимость или нет. Такая мера необходима для выявления и фиксации рецидивов.

Важно: база данных ГИАЦ общая. Это означает, что сотрудники МВД любого российского региона могут запросить сведения о судимости вне зависимости от места жительства правонарушителя.

Убрать информацию из базы данных можно только в случае, если сведения о лице и правонарушении были внесены по ошибке или в отношении лица был вынесен оправдательный приговор.

Читайте также:
Обмен нотами: что это такое, описание и особенности

Многие путают процесс снятия судимости с процессом удаления судимости из базы данных ГИАЦ. Снятие судимости подразумевает под собой лишь прекращение правовых последствий. Это означает, что даже после того, как судимость по решению суда будет снята, информация об уголовном деянии и последующем наказании все равно будет доступна для определенного круга лиц.

Таким образом, убрать информацию о судимости без веских причин невозможно. Если в отношении конкретного лица не был вынесен оправдательный приговор или факт ошибочного внесения информации в базу данных не был доказан, не стоит платить деньги лже специалистам, которые за определенную плату готовы удалить данные о судимости из базы.

Теперь поговорим о том, как убрать судимость из базы МВД. Информация о человеке, который смог доказать свою непричастность к правонарушению и в отношении которого был вынесен оправдательный приговор, автоматически удаляется из базы данных МВД.

Ходатайство о снятии вины

Снятие судимости и исключение информации о лице из базы данных возможно только по решению суда. Других вариантов нет.

Для того чтобы отбелить свою репутацию и честное имя, необходимо обратиться в суд с ходатайством об удалении судимости. Для осуществления задуманного, истцу придется предоставить доказательства ошибочного внесения его личных данных в базу ГИАЦ.

Важно: если из-за допущенной ошибки пострадала деловая или личная репутация заявителя, он вправе взыскать моральный ущерб с лица, которое вносило информацию в базу данных. Для этого в судебном порядке ему необходимо доказать факт наличия страданий и финансовых потерь. Для того чтобы требования истца были удовлетворены в полном объеме, необходимо заручиться поддержкой опытного адвоката.

Получить юридическую помощь по вопросам налога на автомобиль можно на нашем сайте.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ставропольского края

Прокурор разъясняет

  • Противодействие коррупции
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Противодействие незаконному обороту наркотических средств
  • Защита предпринимателей
  • Обращения граждан
  • Трудовые правоотношения
  • Жилищные правоотношения
  • Служба судебных приставов
  • Охрана природы
  • Права несовершеннолетних
  • Защита прав потребителей
  • Здравоохранение
  • Иное
  • 14 апреля 2021, 08:59

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Судимость в соответствии с Уголовным кодексом РФ учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Судимость в виде правового последствия продолжается в течение определенного срока, по истечении которого прекращается. Существуют два вида прекращения судимости:

  1. погашение;
  2. снятие.

Погашение судимости есть автоматическое прекращение этого правового последствия после истечения установленного законом срока. С погашением судимости снимаются все ее правовые последствия и лицо считается несудимым. Погашенная судимость не может расцениваться в виде отягчающего наказание обстоятельства или в виде квалифицирующего признака состава преступления. Лицо, освобожденное от наказания, например, в силу акта амнистии, считается несудимым.

Продолжительность сроков, погашающих судимость, находится в прямой зависимости от вида наказания и категории совершенного преступления. Законом (ч. 3 ст. 86 УК) предусмотрено пять сроков погашения судимости в отношении лиц:

  1. условно осужденных, – по истечении испытательного срока;
  2. осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, – по истечении одного года после отбытия наказания;
  3. осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, – по истечении 3 лет после отбытия наказания;
  4. осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении 8 лет после отбытия наказания;
  5. осужденных за особо тяжкие преступления, – по истечении 10 лет после отбытия наказания.

Сроки погашения судимости определяются характером и степенью общественной опасности совершенного преступления.

Если осужденный в установленное законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть заменена более мягкие видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется, исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (ч. 4 ст. 86 УК).

Таким образом, если назначенное судом наказание было заменено впоследствии более мягким видом, и когда осужденный досрочно освобожден от отбывания наказания, то срок погашения судимости определяется, исходя не из назначенного первоначально, а из фактически отбытого срока основного и дополнительного наказаний.

Снятие судимости представляет аннулирование правовых последствий судимости до истечения установленных сроков ее погашения.

Судимость может быть снята судебными и государственными органами.

Досрочное снятие судимости судом предусмотрено ч. 5 ст. 86 УК. В ней говорится, что если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Снятие судимости осуществляется по ходатайству лица, отбывшего наказание.

Вопрос о снятии судимости разрешается в пределах установленной по уголовному делу подсудности судом или мировым судьей по месту жительства осужденного.

Участие осужденного в рассмотрении ходатайства является обязательным.

В случае отказа в снятии судимости повторное ходатайство об этом может быть заявлено перед судом не ранее чем через год со дня принятия судом решения об отказе.

Судимость может быть снята досрочно в порядке амнистии, объявленной Государственной Думой РФ, если в конкретном акте об амнистии указывается об этом.

Судимость может быть также снята и в связи с актом помилования. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (ч. 6 ст. 86 УК). Лицо, у которого погашена или снята судимость, считается несудимым.

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

14 апреля 2021, 08:59

Можно ли снять судимость досрочно?

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Судимость в соответствии с Уголовным кодексом РФ учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Судимость в виде правового последствия продолжается в течение определенного срока, по истечении которого прекращается. Существуют два вида прекращения судимости:

  1. погашение;
  2. снятие.

Погашение судимости есть автоматическое прекращение этого правового последствия после истечения установленного законом срока. С погашением судимости снимаются все ее правовые последствия и лицо считается несудимым. Погашенная судимость не может расцениваться в виде отягчающего наказание обстоятельства или в виде квалифицирующего признака состава преступления. Лицо, освобожденное от наказания, например, в силу акта амнистии, считается несудимым.

Читайте также:
Пожарная охрана: что это такое, описание и особенности

Продолжительность сроков, погашающих судимость, находится в прямой зависимости от вида наказания и категории совершенного преступления. Законом (ч. 3 ст. 86 УК) предусмотрено пять сроков погашения судимости в отношении лиц:

  1. условно осужденных, – по истечении испытательного срока;
  2. осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, – по истечении одного года после отбытия наказания;
  3. осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, – по истечении 3 лет после отбытия наказания;
  4. осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении 8 лет после отбытия наказания;
  5. осужденных за особо тяжкие преступления, – по истечении 10 лет после отбытия наказания.

Сроки погашения судимости определяются характером и степенью общественной опасности совершенного преступления.

Если осужденный в установленное законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть заменена более мягкие видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется, исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (ч. 4 ст. 86 УК).

Таким образом, если назначенное судом наказание было заменено впоследствии более мягким видом, и когда осужденный досрочно освобожден от отбывания наказания, то срок погашения судимости определяется, исходя не из назначенного первоначально, а из фактически отбытого срока основного и дополнительного наказаний.

Снятие судимости представляет аннулирование правовых последствий судимости до истечения установленных сроков ее погашения.

Судимость может быть снята судебными и государственными органами.

Досрочное снятие судимости судом предусмотрено ч. 5 ст. 86 УК. В ней говорится, что если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Снятие судимости осуществляется по ходатайству лица, отбывшего наказание.

Вопрос о снятии судимости разрешается в пределах установленной по уголовному делу подсудности судом или мировым судьей по месту жительства осужденного.

Участие осужденного в рассмотрении ходатайства является обязательным.

В случае отказа в снятии судимости повторное ходатайство об этом может быть заявлено перед судом не ранее чем через год со дня принятия судом решения об отказе.

Судимость может быть снята досрочно в порядке амнистии, объявленной Государственной Думой РФ, если в конкретном акте об амнистии указывается об этом.

Судимость может быть также снята и в связи с актом помилования. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (ч. 6 ст. 86 УК). Лицо, у которого погашена или снята судимость, считается несудимым.

Повторные выборы: что это такое, описание и особенности

Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, из списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с законом.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 11.12.2004 N 159-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

На выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2012 N 40-ФЗ)

Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.

2. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом. При проведении выборов в органы местного самоуправления по итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом, при условии, что число голосов избирателей, полученных кандидатом, набравшим большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 71 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

3. Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня (первого дня) голосования, его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Если выбыли все следующие кандидаты или если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам в течение дней голосования, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу. – Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, – полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 настоящего Федерального закона, орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы.

Читайте также:
Обзорная фотосъемка: что это такое, описание и особенности

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом. Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 03.11.2015 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий, указанных в пункте 1.1 статьи 27 настоящего Федерального закона, не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий этих избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.04.2013 N 40-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 03.11.2015 N 302-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

11. Утратил силу. – Федеральный закон от 05.12.2006 N 225-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

(п. 12 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым в случае отмены решения о регистрации депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, выборного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий указанного депутата и выборного должностного лица избирательная комиссия принимает решение о регистрации депутатом, выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов.

14. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется организующей выборы избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом.

(п. 14 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Если на основании закона список кандидатов разделен на региональные группы кандидатов, кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту региональную группу кандидатов (в часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе кандидатов), в которую был включен депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (в части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов).

Читайте также:
Общее имущество: что это такое, описание и особенности

(п. 15 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (соответствующей палатой этого органа), представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

(п. 16 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)

17. Законом может быть предусмотрено, что зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз.

(п. 17 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)

18. Зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, или в список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключается из указанного списка в случае:

а) подачи зарегистрированным кандидатом письменного заявления об исключении его из списка кандидатов;

б) утраты зарегистрированным кандидатом пассивного избирательного права;

в) вступления зарегистрированного кандидата в члены иной политической партии, чем политическая партия, в список кандидатов которой он включен;

г) невыполнения зарегистрированным кандидатом требования, предусмотренного пунктом 6 статьи 70 настоящего Федерального закона (если законом не предусматривается, что зарегистрированный кандидат вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз);

д) реализации зарегистрированным кандидатом права на участие в замещении (получении) депутатского мандата, в том числе дважды в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи (если законом предусматривается, что зарегистрированный кандидат вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз);

е) признания зарегистрированного кандидата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) смерти зарегистрированного кандидата;

з) принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации зарегистрированного кандидата депутатом, в том числе по одномандатному или многомандатному избирательному округу;

(пп. “з” введен Федеральным законом от 05.10.2015 N 287-ФЗ)

и) выявления факта несоблюдения кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона.

(пп. “и” введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

(п. 18 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)

Повторные выборы: что это такое, описание и особенности

Тема 1 7 : Особенности повторных и дополнительных выборов

На вопросы отвечает к.ю.н. А.Е. Любарев
(с участием к.ю.н. А.Ю. Бузина и к.ю.н. Е.Е. Скосаренко)

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нет прямых определений понятий «повторные выборы» и «дополнительные выборы». Но по смыслу закона повторные выборы – это выборы, проводимые в случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися или их результаты были признаны недействительными, либо избранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица, либо после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными.

Дополнительные выборы – это выборы, на которых избираются депутаты на мандаты, ставшие вакантными в результате выбытия депутатов, замещавших эти мандаты.

Иногда в избирательных документах используется понятие «повторные дополнительные выборы». В законе такого понятия нет, но нетрудно догадаться, что речь идет о выборах, проводимых в случае, если дополнительные выборы были признаны несостоявшимися или их результаты были признаны недействительными и т.п.

Впрочем, с отменой голосования «против всех» и порога явки признание выборов несостоявшимися стало чрезвычайно редким явлением. Практически невозможными стали и ситуации с незамещением части мандатов в многомандатных округах. Редки и случаи признания результатов выборов недействительными. Поэтому повторные выборы практически исчезли.

Повторные выборы иногда в журналистских материалах путают с повторным голосованием. Но это совершенно разные процедуры. Повторное голосование – это второе голосование на тех же самых выборах (в просторечье его называют вторым туром), когда первое голосование не выявляет победителя. Повторные выборы – это по сути новые выборы, с полным (или почти полным) повторением всех стадий избирательного процесса – новое выдвижение и регистрация кандидатов и т.д.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не определяет, кто уполномочен назначать повторные и дополнительные выборы. Этот вопрос регулируется законами о конкретных выборах.

Так, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что повторные выборы Президента РФ, как и основные выборы, назначает Совет Федерации. Напротив, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» возлагает обязанность назначить повторные выборы Государственной Думы на Центральную избирательную комиссию РФ. Когда на выборах в Государственную Думы действовали одномандатные избирательные округа, дополнительные выборы депутатов Государственной Думы также назначала ЦИК РФ.

Законы субъектов РФ обычно также возлагают обязанность по назначению повторных и дополнительных выборов на избирательную комиссию, организующую выборы, то есть для выборов депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ – на избирательную комиссию субъекта РФ, а на муниципальных выборах – на избирательную комиссию муниципального образования.

Голосование на повторных выборах Президента РФ должно проводиться не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первоначальных выборах либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Повторные выборы депутатов Государственной Думы также должны проводиться не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

В отношении региональных и муниципальных выборов действуют следующие правила. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов.

Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Читайте также:
Разделительный баланс: что это такое, описание и особенности

В остальных случаях повторные и дополнительные выборы проводятся в «единый избирательный день»: как правило, во второе воскресенье марта и как исключение – во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – в день голосования на этих выборах. При этом оговаривается, что они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня появления основания для их проведения. Таким образом, повторные выборы могут быть назначены на второе воскресенье октября (или на день голосования на выборах в Государственную Думу), если основные выборы проводились во второе воскресенье марта, а дополнительные – если депутат выбыл в период примерно с конца декабря до начала марта. В остальных случаях они должны назначаться на второе воскресенье марта.

Пункт 10 статьи 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» гласит, что повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. При этом в пункте 12 говорится, что если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 данной статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы.

В пункте 9 этой же статьи отдельно оговорены условия проведения дополнительных выборов в многомандатных округах: в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Иными словами, в трех-, четырех- и пятимандатных округах выбытие одного депутата не влечет проведения дополнительных выборов; они должны назначаться только при выбытии двух или более депутатов. Правда, здесь же оговорено, что законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» содержит положения, позволяющие сокращать на одну треть сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные или дополнительные выборы, при назначении любых повторных выборов, а также дополнительных выборов в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе.

При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных и участковых избирательных комиссий еще не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий этих избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» также специально оговаривает, что при проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

Еще одна особенность предусмотрена Федеральным Законом «О политических партиях». Если на основных выборах выдвижение кандидатов должно осуществляться на съезде политической партии, на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии, то решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах может приниматься соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, если это предусмотрено уставом партии.

Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, из списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ наименование статьи 71 настоящего Федерального закона изложено в новой редакции

Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, из списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 71 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ в пункт 1 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2012 г.

1. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с законом.

Информация об изменениях:

На выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ пункт 2 статьи 71 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, а также в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до дня вступления в силу названного Федерального закона

2. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом. При проведении выборов в органы местного самоуправления по итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом, при условии, что число голосов избирателей, полученных кандидатом, набравшим большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Читайте также:
Посессионное право: что это такое, описание и особенности
Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 31 июля 2020 г. – Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 267-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.

3. Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня (первого дня) голосования, его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Если выбыли все следующие кандидаты или если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам в течение дней голосования, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

Информация об изменениях:

5. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, – полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 настоящего Федерального закона, орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 302-ФЗ в пункт 6 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

6. Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом. Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ в пункт 7 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

7. При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий, указанных в пункте 1.1 статьи 27 настоящего Федерального закона, не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий этих избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 8 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Информация об изменениях:

Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ

12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Читайте также:
Рабочее время: что это такое, описание и особенности

13. Законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым в случае отмены решения о регистрации депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, выборного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий указанного депутата и выборного должностного лица избирательная комиссия принимает решение о регистрации депутатом, выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 287-ФЗ в пункт 14 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения

14. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется организующей выборы избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 287-ФЗ в пункт 15 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения

15. Законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Если на основании закона список кандидатов разделен на региональные группы кандидатов, кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту региональную группу кандидатов (в часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе кандидатов), в которую был включен депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (в части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ статья 71 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16

ГАРАНТ:

Положения пункта 16 статьи 71 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, представительных органах муниципальных образований, депутаты которых избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 6 названного Федерального закона

16. Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (соответствующей палатой этого органа), представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ статья 71 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17

ГАРАНТ:

Положения пункта 17 статьи 71 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, представительных органах муниципальных образований, депутаты которых избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 6 названного Федерального закона

17. Законом может быть предусмотрено, что зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ статья 71 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18

18. Зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, или в список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключается из указанного списка в случае:

а) подачи зарегистрированным кандидатом письменного заявления об исключении его из списка кандидатов;

б) утраты зарегистрированным кандидатом пассивного избирательного права;

в) вступления зарегистрированного кандидата в члены иной политической партии, чем политическая партия, в список кандидатов которой он включен;

г) невыполнения зарегистрированным кандидатом требования, предусмотренного пунктом 6 статьи 70 настоящего Федерального закона (если законом не предусматривается, что зарегистрированный кандидат вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз);

д) реализации зарегистрированным кандидатом права на участие в замещении (получении) депутатского мандата, в том числе дважды в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи (если законом предусматривается, что зарегистрированный кандидат вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз);

е) признания зарегистрированного кандидата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) смерти зарегистрированного кандидата;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 287-ФЗ пункт 18 статьи 71 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом “з”

з) принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации зарегистрированного кандидата депутатом, в том числе по одномандатному или многомандатному избирательному округу;

Информация об изменениях:

Пункт 18 дополнен подпунктом “и” с 29 мая 2019 г. – Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 104-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 29 мая 2019 г.

и) выявления факта несоблюдения кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: