Пограничный режим
Раздел IV. ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
Статья 16. Содержание и установление пограничного режима
Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:
1) в пограничной зоне:
въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;
хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и на островах на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;
2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:
учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;
промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.
Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.
Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.
Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации.
В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.
Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по согласованию со старшими должностными лицами пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию.
Статья 17. Въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной зоне
Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
Статья 18. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне
Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части – с уведомлением пограничных органов.
Разрешение на проведение работы, мероприятия или уведомление о проведении работы, мероприятия, кроме вопросов, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, включает определение места, времени проведения, количества участников, лица, ответственного за их проведение. Для регулярных работ, мероприятий могут устанавливаться постоянные места их проведения.
Статья 19. Содержание и выпас скота у Государственной границы
В целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу может быть запрещено или ограничено содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше.
Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации или по его поручению органами ветеринарного надзора субъектов Российской Федерации. При этом содержание и выпас скота в пограничной зоне осуществляются также в порядке, предусмотренном статьями 17 и 18 настоящего Закона.
Статья 20. Учет, содержание и использование российских маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду
Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов, ограничиваться время выхода, пребывания на воде (на льду), удаления от пунктов базирования и берегов.
Статья 21. Ведение промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации
1. Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В целях охраны Государственной границы указанная в пункте 1 настоящей статьи деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации – с уведомлением пограничных органов. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах.
3. Лица, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 настоящей статьи, без уведомления (разрешения) пограничных органов, а также с уведомлением их (с их разрешения), но с нарушением условий такого уведомления (разрешения), несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Режим границ. Пограничный режим.
Режим границ –совокупность правил, регулирующих порядок перехода, переезда и перелета государственной границы, а также порядок пользования пограничными водами на речных и озерных участках границы.
Режим государственной границы включает следующие вопросы.
1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.
2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных.
3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных.
4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.).
5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ – режим пограничной зоны, территориальных вод, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы
Пограничный режим включает правила:
1. въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне.
2. хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы и мероприятия в пограничной зоне проводятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы;
3. учета, содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. Российские маломерные самоходные и несамоходные суда и средства передвижения по льду подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования;
4. ведения промысловой, исследовательской, изыскательской деятельности в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Эта деятельность осуществляется с уведомлением органов и войск Федеральной пограничной службы, а во внутренних и пограничных водах — с их разрешения.
Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
Внутренние морские воды – это водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
К внутренним морским водам относятся:
1. Воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.
2. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству.
3. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа.
4. Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.
Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами.
1. Иностранные суда как гражданские и военные заходят во внутренние воды и порты государства только по разрешению. Исключением является чрезвычайные обстоятельства — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, доставка спасенных людей и т. д.
2. Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру. Исключение – военные суда.
3. В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Режим границы. Пограничный режим
Режим государственной границы. Он определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм.
Международные договоры, касающиеся режима государственной границы Российской Федерации, разнообразны: о прохождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильного положения на ней.
Режим государственной границы включает следующие вопросы.
1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.
Государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и видимым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответствовали требованиям демаркационных документов. Обязанности по уходу за пограничными знаками распределяются на основе соглашения между сопредельными государствами. Устанавливаются сроки совместных осмотров пограничных знаков и пограничных просек. В случае повреждения или утраты пограничных знаков немедленно принимаются меры по их восстановлению.
2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных.
Переход (переезд, перелет) государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами может осуществляться только в пунктах перехода (пересечения) границы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными государствами (например Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о погранпереходах от 22 мая 1992 г. предусматривается открытие погран-переходов: Мамоново — Бранево, Багратионовск — Бартошице, Мамоново — Гроново и др.).
При пересечении государственной границы должен соблюдаться порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении. Не допускаются высадка людей, выгрузка товаров, грузов, животных или прием их на транспортные средства.
Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в территориальное море (т. е. пересекают государственную границу на море) с целью осуществления права мирного прохода.
Для пересечения государственной границы воздушными судами выделяются специальные коридоры полета. Пересечение государственной границы вне выделенных коридоров допускается только с разрешения компетентных органов соответствующего государства.
Не является нарушением правил вынужденное пересечение государственной границы в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, либо в целях буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также по другим вынужденным причинам.
Перемещение через государственную границу товаров, грузов и животных осуществляется в определенном порядке и месте, которые также устанавливаются международными договорами и внутригосударственными правилами.
3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных.
Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости — таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.
Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу и заключается в признании законности пересечения государственной границы. Основанием для пропуска является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Въезд на территорию РФ и выезд регламентируется федеральным законом — “О порядке выезда из Российской федерации и въезда в Российскую Федерацию” от 15 августа 1996 г., а также международными договорами РФ. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранных граждан паспорт и виза (возможны дополнительные требования). Иностранному гражданину, которому разрешен въезд в РФ для постоянного проживания, выдается иммиграционная виза; в случаях въезда для временного пребывания — неиммиграционная виза. Государства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.
Граждане государств Содружества Независимых Государств имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по территории его участников без виз при наличии документов, удостоверяющих их личность или подтверждающих их гражданство (ст. 1 Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников от 9 октября 1992 г.). Передвижение лиц, не являющихся гражданами государств СНГ, с территории одного государства-участника на территорию другого осуществляется с согласия компетентных органов последнего (ст. 5 Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г.).
Безвизовый порядок въезда, выезда и пребывания на территории одного государства может предусматриваться для граждан другого государства, обладающих дипломатическими или служебными паспортами, а также паспортом моряка.
4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.).
Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, создавать помехи обеспечению сохранности государственной границы. Примером специального двустороннего договора может служить межправительственное соглашение Российской Федерации и Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (1997 г.).
По обе стороны государственной границы могут оставаться полосы определенной ширины (как правило, до 20 м), в которых хозяйственная деятельность запрещается или допускается в исключительных случаях. Государства могут договориться о запрещении на отдельных участках государственной границы определенных видов работ и промысла.
5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную границу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.
В зависимости от ситуации и характера правонарушения нарушители границы могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности либо переданы властям государства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.
Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы, и разрешения пограничных инцидентов государства назначают пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных) и их заместителей. Места их официального пребывания, полномочия и порядок деятельности определяются соглашениями. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Положение о пограничных представителях Российской Федерации.
Пограничные представители принимают необходимые меры для предотвращения случаев нарушения режима государственной границы. Они обязаны провести расследование и принять надлежащие меры в случае обстрела через границу или совершения насильственных действий в отношении лиц, находящихся на территории другого государства, убийства, ранения или иного нанесения вреда здоровью граждан в результате действия через границу, незаконного перехода (пересечения) границы и других нарушений режима границы.
Решения, совместно принятые пограничными представителями по поводу того или иного случая нарушения режима границы, вступают в силу с момента подписания протокола.
Любой вопрос, имеющий важное значение, может быть передан на разрешение по дипломатическим каналам.
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы. Государствами — участниками СНГ заключен ряд соглашений, посвященных охране их государственных границ, формированию и статусу пограничных войск, обеспечению их деятельности.
В порядке правопреемства Российская Федерация восприняла применительно к соответствующим регионам двусторонние договоры о режиме государственной границы, о сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам, о порядке урегулирования пограничных конфликтов, заключенные Союзом ССР с Финляндией, Польшей, Монголией и некоторыми другими государствами. Можно назвать и договоры, касающиеся специальных аспектов хозяйственного сотрудничества: с Монголией — о рациональном использовании и охране бассейна реки Селенги (1974 г.), с Норвегией — о взаимном возвращении переходящих государственную границу оленей (1977 г.), с
КНР — о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури (1994 г.). Начато заключение договоров с новыми сопредельными государствами: в 1994 г. подписаны Соглашение между Правительствами РФ и Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам, Соглашение между Правительствами РФ и Латвийской Республики о деятельности пограничных представителей.
Пограничный режим представляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории государства. Он определяется законами и иными правовыми актами государства.
Законом “О Государственной границе Российской Федерации” пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, в территориальном море, а также на определенных участках внутренних вод РФ, если они имеют выход к Государственной границе.
Пограничной зоной Российской Федерации является полоса местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.
Пограничный режим включает правила:
а) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые осуществляются по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы России. Устанавливаются место и время въезда и выезда из пограничной зоны, маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания транспортных средств. Право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пограничной зоне может быть ограничено (ст. 8 Закона “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”);
б) хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы и мероприятия в пограничной зоне проводятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы;
в) учета, содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. Российские маломерные самоходные и несамоходные суда и средства передвижения по льду подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования;
г) ведения промысловой, исследовательской, изыскательской деятельности в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Эта деятельность осуществляется с уведомлением органов и войск Федеральной пограничной службы, а во внутренних и пограничных водах — с их разрешения.
Защита и охрана государственной границы осуществляются в соответствии с национальным законодательством государства и международными договорами.
Защита Государственной границы Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по осуществлению политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, оперативно-розыскных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке могут участвовать организации и граждане.
Охрана Государственной границы РФ является составной частью защиты Государственной границы. Она осуществляется: органами и войсками Федеральной пограничной службы в пределах приграничной территории; Вооруженными Силами РФ — в воздушном пространстве и в подводной среде. В определенных случаях такими полномочиями могут наделяться и другие органы.
Головным (координирующим) федеральным органом исполнительной власти в сфере защиты Государственной границы РФ является Федеральная пограничная служба РФ.
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы. Государствами — участниками Содружества Независимых Государств заключены соглашения об охране государственных границ и морских экономических зон от 20 марта 1992 г., о сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г., Договор о сотрудничестве в охране границ государств — участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество, от 26 мая 1995 г.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
система мероприятий, правил и норм режимно-ограничит. и контрольного характера, служащих исключительно интересам создания необх. условий охраны гос. границы. Устанавливается в пограничной зоне, на погран. реках, озёрах и иных водоёмах, во внутр. мор. водах (см. Внутренние воды) и территориальном море. Включает правила въезда (прохода), врем. пребывания, передвижения лиц и трансп. средств, плавания маломерных судов, использования средств передвижения по льду, ведения хозяйственной, промысловой, исследоват., изыскательской и др. деятельности.
Смотреть что такое ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ в других словарях:
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
режим пограничной зоны, территориальных вод, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. П.р. служит исключительно интересам со. смотреть
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
система мероприятий, правил и норм режимно-ограничительного и контрольного характера, установленных российским законодательством в пограничной зоне, в. смотреть
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
устанавливаемый в пограничной зоне, а также в территориальных водах РФ и внутренних водах, имеющих выход к Государственной границе, режим, служащий исключительно интересам создания необходимых условий для ее (Государственной границы) охраны. П.р. включает в себя определение пограничной зоны. В нее входит полоса местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья, российских берегов, пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на них. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. П.р. включает в себя также правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной полосе; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной полосе; учета и содержания российских шагомерных, самоходных и несамоходных средств и средств передвижения по льду, контроля за их плаванием и передвижением по льду в территориальных и внутренних водах РФ; ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Закон запрещает установление иных правил П.р. (И.К.). смотреть
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
– режим пограничной зоны. территориальных вод, а т.ж. внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе. В РФ П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы. П.р. включает правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов; ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Установление иных правил П.р. не допускается.
. смотреть
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
режим пограничной зоны. территориальных вод, а т.ж. внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе. В РФ П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы. П.р. включает правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов; ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Установление иных правил П.р. не допускается. смотреть
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ — режим пограничной зоны, территориальных вод, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы и включает правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; учТта и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду, а также ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Установление иных правил П.р. не допускается.
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ – режим пограничной зоны, территориальных вод, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы и включает правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; учTта и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду, а также ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Установление иных правил П.р. не допускается.
. смотреть
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
порядок въезда в пограничную зону и пограничную полосу, порядок проживания, передвижения и производства там работ, регламентируемый определенными пра. смотреть
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
это имеющий предупредительную направленность и характеризующийся постоянным действием административно-правовой режим, который служит интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы РФ и включает правила: а) в пограничной зоне: – въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; – хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий; б) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации: – учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду; – промысловой, исследовательской, изыскательной и иной деятельности. . смотреть
ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ
режим пограничной полосы, территориальных вод Российской Федерации, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе. – служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы. Закон Российской Федерации от 01.04.93 N 4730-I, ст.16 . смотреть
Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462 “О пограничных представителях Российской Федерации”
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о пограничных представителях Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о пограничных представителях Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462)
1. Пограничные представители Российской Федерации и их заместители (далее именуются – пограничные представители) назначаются на определенные участки государственной границы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы Российской Федерации, и урегулирования пограничных инцидентов.
Участки государственной границы Российской Федерации, на которые назначаются пограничные представители, устанавливаются соответствующими договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.
Пограничные представители назначаются Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной пограничной службы Российской Федерации из числа должностных лиц этой Службы.
2. Пограничные представители в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Руководство деятельностью пограничных представителей осуществляет Федеральная пограничная служба Российской Федерации.
3. В целях выполнения возложенных на них задач пограничные представители обязаны:
осуществлять контроль за соблюдением режима государственной границы Российской Федерации и принимать меры для недопущения нарушений порядка содержания государственной границы Российской Федерации, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения через государственную границу Российской Федерации грузов, товаров и животных, пропуска через нее лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
принимать необходимые меры для обеспечения выполнения международных договоров о государственной границе Российской Федерации и ее режиме;
разрабатывать и осуществлять меры по предупреждению и урегулированию пограничных инцидентов;
проводить в одностороннем порядке или совместно с пограничными представителями сопредельных с Российской Федерацией государств расследования пограничных инцидентов;
соблюдать порядок разрешения пограничных инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы Российской Федерации, установленный международными договорами Российской Федерации;
взаимодействовать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и правоохранительными органами по вопросам поддержания правопорядка на государственной границе Российской Федерации.
4. Пограничные представители имеют право:
пересекать государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном соответствующими международными договорами Российской Федерации;
проводить на территории Российской Федерации или на территориях сопредельных государств встречи с пограничными представителями этих государств по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес, подписывать по результатам этих встреч протоколы, акты и другие документы;
привлекать в случае необходимости к расследованию пограничных инцидентов специалистов;
осуществлять в пределах своей компетенции переписку с пограничными представителями сопредельных с Российской Федерацией государств;
требовать от должностных лиц и граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства соблюдения законодательства Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации и договоров Российской Федерации с сопредельными странами о государственной границе и ее режиме.
5. Пограничный представитель имеет соответствующие печати и штампы, образцы которых утверждаются Федеральной пограничной службой Российской Федерации.
6. В отсутствие пограничного представителя его обязанности исполняет заместитель пограничного представителя.
7. Для обеспечения деятельности пограничных представителей могут назначаться помощники пограничных представителей, переводчики, эксперты и другие сотрудники в порядке, определяемом Федеральной пограничной службой Российской Федерации. Этим лицам выдаются документы, удостоверяющие их полномочия. Организация работы указанных лиц возлагается на пограничных представителей.
8. Финансовое обеспечение деятельности пограничных представителей и лиц, указанных в пункте 7 настоящего Положения, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Федеральной пограничной службе Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462 “О пограничных представителях Российской Федерации”
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 23 мая 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1971
Режим государственной границы. Пограничные представители и урегулирование пограничных инцидентов на государственной границе.
Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»
Режим государственной границы– совокупность международно-правовых и внутригосударственных норм, регулирующих порядок пересечения государственной границы, плавания и пребывания гражданских судов, военных кораблей в территориальных и пограничных водах, захода и пребывания гражданских кораблей во внутренних водах, содержания границы, ведения на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности и разрешения пограничных инцидентов.
В интересах надлежащего содержания государственной границы Пограничным войскам отводится земельная полоса, проходящая вдоль государственной границы:
– регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров;
– оборудуются пограничные просеки;
– проводятся совместные с сопредельным государством проверки прохождения государственной границы.
Для осуществления контроля в пунктах пропуска создаются специальные органы: контрольно-пропускные пункты пограничных войск, таможенные учреждения и органы санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Пункты пропуска, устанавливаются международными договорами России или решением Правительства РФ.
Пропуск лиц через государственную границу осуществляется Пограничными войсками по действительным документам на право въезда и выезда.
Порядок пропуска грузов, транспортных средств регулируется национальным законодательством и международными соглашениями. Этими соглашениями может быть установлен упрощенный порядок пропуска лиц, транспортных средств и грузов через границу.
Соглашениями государств определяется порядок ведения работ и хозяйственной деятельности в пограничной местности, совместных осмотров местности.
В пограничную зону включается полоса местности шириной до 5 км вдоль государственной границы.
В соответствии с соглашениями о режиме государственной границы из офицеров Пограничных войск по представлению ФПС ФСБ РФ Правительством назначаются пограничные представители РФ.
Функции пограничных представителей:
– превентивного характера (обеспечение строгого выполнения международных договоров о режиме границы, принятие мер по предупреждению пограничных инцидентов, поддержание постоянных контактов с пограничными представителями сопредельного государства);
– мирного разрешения пограничных инцидентов (расследование инцидентов, ведение переговоров об их урегулировании, рассмотрение и разрешение претензий о возмещении причиненного ущерба);
– контрольного характера (контроль за выполнением решений, принятых по инциденту, за возмещением нанесенного ущерба и т. п.).
Они вправе пересекать границу для встреч с пограничными представителями сопредельного государства.
Под пограничными инцидентами понимаются происшествия на границе, возникшие в результате незаконных действий жителей приграничных районов, военнослужащих, властей той или иной стороны, выражающиеся в различных нарушениях режима границы или соглашений по пограничным вопросам.
Пограничные представители не ограничиваются расследованием пограничных инцидентов, а принимают меры к их урегулированию.
Если пограничные представители не пришли к соглашению по данному инциденту, то он решается дипломатическим путем.
31. Принцип целостности и неприкосновенности государственных границ. Изменение границ и территориальные споры. Способы разрешения территориальных споров.
Способы территориальных приобретений бывают
правомерные и противоправные
Оккупация противоправна. Она законна лишь в том случае, если на момент оккупации территория была ничейной землей.
Приращение – территория увеличивается за счет действия сил природы.(появление в море островов вулканического происхождения)
Территориальные изменения возможны лишь мирным путем и по договоренности.
В соответствии с правом на самоопределение народ может решить вопрос об образовании самостоятельного государства.
Способы изменения
1. Цессия – добровольная уступка, передача небольших участков территории от одного государства к другому по договору между ними. (продажа, обмен, дарение) (Пр. Аляска).
2. Санкция за агрессию – мера, направленная против повторения агрессии с отторгаемых территорий. (Пр. Восточная Пруссия от гитлеровской Германии)
3. Восстановление исторических правгосударства
Всегда кроме случая санкции за агрессию должна учитываться воля народов и наций.
Давно не применяются или применяются чрезвычайно редко такие способы территориальных приобретений как отказ от территории, оставление территории, приобретение территории в силу судебного решения, папское пожалование и др.
В случаях территориальных изменений и при разрешении территориальных споров важное значение имеет принцип владей, чем владеешь. (границы бывших провинций становятся границами вновь образовавшихся независимых государств)
Территориальные споры
Многие носят латентный характер. Такие споры носят гражданско-правовой, а не международно-правовой характер
Споры по территориальным вопросам бывают:
– пограничные инциденты,
– территориальные разногласия,
– территориальные споры.
Субъектытерриториальных споров – только государства.
При разрешении территориальных споров суды, арбитражи и сами спорящие применяют определенные правила и приемы:
1. Ссылаются на приобретательскую давность (от 50 до 200 лет и более) Т.к. корни споров иногда уходят вглубь веков.
2. Используют доктрину интертемпорального права (разрешают споры нормами права, существовавшего на момент возникновения правоотношения)
3. Учитывают эффективность владения (оккупации) – непрерывное и ненасильственное осуществление территориального верховенства и юрисдикции хотя бы де факто.
Важны любые свидетельства о деятельности государства в пределах спорной территории, любые доказательства проявления суверенитета (например, наличие актов управления)
Пограничные и международные реки, озера и иные водоемы.
Основным универсальным международным правовым актом, регулирующим вопросы морского права, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. В ноябре 1994 года она вступила в силу после ратификации 60 государствами.
Особый международный режим имеют также
– международные реки, пересекающие территории двух или нескольких государств (международными являются и пограничные реки, разделяющие территории сопредельных государств),
– международные каналы (Суэцкий, Панамский, Кольский),
– проливы (Черноморский, Гибралтар, Магелланов, Малаккский и др.)
– архипелажные воды (воды, заключенные между островами, составляющими государство-архипелаг).
Соглашениями или обычными нормами международного права разрешается либо свободный проход по таким водным путям невоенных и военных судов, либо по меньшей мере транзитный проход, а также транзитный полет гражданских и военных самолетов в воздушном пространстве над ними.
Правовой режим Арктики.
Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов Северного Ледовитого океана. Они обусловлены как спецификой климатических условий, так и интересами прибрежных государств.
В 20-х годах был решен вопрос о принадлежности островов и архипелагов в арктических водах.
Когда в 1921 году Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадского побережья подпадают под суверенитет Канады, постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 года было принято аналогичное решение в отношении земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане между побережьем СССР, Северным полюсом и меридианами 32° 04′ 35″ восточной и 168° 49′ 30″ западной долготы (кроме Шпицбергена).
В настоящее время не все государства признают эти «сектора тяготения», однако Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает право прибрежных государств принимать законы по защите морской среды от загрязнения. 28 ноября 1984 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР», активно осваивается Северный морской путь, работает администрация Северного морского пути,
Суверенитет прибрежных государств <США, Канады, Норвегии, Дании и России) распространяется лишь на земли и острова в соответствующем полярном секторе. Что же касается водного пространства Северного Ледовитого океана, покрывающих его льдов и воздушного пространства над ним — они находятся в общем пользовании всех государств как для плавания подводного, так и с помощью ледоколов, для полетов гражданских и военных самолетов, организации экспедиций и т. п. Границы полярных секторов не являются государственной границей, и их вправе пересекать граждане и транспортные средства любых государств.
34. Правовой режим Антарктики.
Особый международно-правовой режим имеет Антарктика (район земного шара к югу от 60° южной широты, включающий морские воды, материк и прилегающие шельфовые ледники и острова).
Открытая в 1820 году российскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым Антарктика богата полезными ископаемыми и морскими живыми ресурсами. Великобритания, Франция, Норвегия, Чили, Аргентина попытались присвоить себе ее террито рию, заявив претензии на ряд районов Антарктики.
Справедливое решение вопроса было достигнуто подписанием в Вашингтоне 1 декабря 1959 года Договора об Антарктике СССР, США, Англией, Францией, Бельгией, Норвегией, Аргентиной, Чили, Японией, Австралией, Новой Зеландией и Южно-Африканским союзом (12 государств). В настоящее время его участниками являются около 40 государств.
В соответствии с Договором ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства. Она используется только в мирных целях, открыта для научных исследований, является полностью демилитаризованной и нейтрализованной.
В Антарктике запрещены проведение ядерных взрывов и захоронение ядерных отходов.
В то же время Договор не отменил территориальных претензий, а только «заморозил» их.Ответственность за поддержание установленного Договором режима возложена на участников Консультативного совещания по Антарктике.
Пограничные представители Российской Федерации
Для разрешения вопросов соблюдения режима Государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области иностранных дел, в соответствии с международными договорами Российской Федерации назначаются пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).
Пограничный режимслужит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:
1) в пограничной зоне:
въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;
хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;
2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:
учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;
промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне
Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части – с уведомлением пограничных органов.
Содержание и выпас скота у Государственной границы
В целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу может быть запрещено или ограничено содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше.
Содержание и установление режима в пунктах пропуска через Государственную границу
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации.
Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безопасности, осуществляет государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организацию пограничной службы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы, входят в состав федеральной службы безопасности.
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области иностранных дел:
на основе решений органов государственной власти Российской Федерации ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы, установлению режима Государственной границы, готовит необходимые документы и материалы;
осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение защиты Государственной границы;
оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства;
разрешает вопросы соблюдения режима Государственной границы, инциденты на Государственной границе, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны.
1.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безопасности:
совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны Государственной границы;
участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы;
обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности;
совместно с органами государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на Государственной границе в пределах приграничной территории;
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны Государственной границы.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны:
обеспечивает защиту Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде;
обеспечивает участие Вооруженных Сил Российской Федерации в защите Государственной границы на суше, море, пограничных реках, озерах и иных водных объектах в случаях и порядке, определенных настоящим Законом, другими федеральными законами;
разрешает в пределах своей компетенции инциденты, связанные с нарушением режима Государственной границы;
4. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на Государственной границе таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля:
организуют и проводят мероприятия по защите на Государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства;
издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации;
контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;
5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел:
оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по защите Государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;
информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы и пограничных органов;
обеспечивает участие внутренних войск федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, в защите Государственной границы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом;
обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности, осуществляет разведывательную деятельность в интересах защиты Государственной границы.
Лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.