Похоронное дело: что это такое, описание и особенности

Как проходит процесс похорон: основные традиции и особенности организации

Похороны – это обряд, действо, которым, согласно православным канонам завершается земная жизнь человека. Организуют их родственники или государство, если у покойного родных не было (умерла одинокая бабушка) или он был бездомным. Если умерший был православным христианином, над его телом в первые дни после кончины проводят определенные процедуры. Поговорим о том, как проходят похороны, что такое организация похорон, с чего начать, и что делать, если покойный был не крещен, жил не в России, а например, в Америке, был баптистом, более подробно.

Что такое смерть в православии

Человек – есть совокупность его телесного и духовного. Человеческая душа бессмертна, умирает лишь физическая оболочка. По православным верованиям с покойным прощаются на протяжении 40 дней. Душа его, в зависимости от совершенных земных деяний, отправляется в Рай или Ад. Происходит это не сразу:

  • первые 3 дня душа бродит по земле, наблюдая за своими близкими, но невидимая для них (ее сопровождают ангелы, которые позволяют умершему проститься с земной жизнью, облегчают его переход);
  • с 3 по 9 день душа находится в Раю, ей показывают все прелести этого места;
  • с 9 по 40 день умерший пребывает в Аду.

По истечению указанного срока местоположение души окончательно определяется. Чтобы родственник не попал в Ад за него положено молиться. Крайне важно начинать читать молитвы сразу же после смерти и на протяжении первых 3 дней. Чтобы облегчить душе расставание с земной оболочкой и помочь ей пройти через райские врата, священнослужитель должен отпеть тело. Не зная, как хоронят людей, лучше всего подойти с этим вопросом к священнику или в похоронное бюро.

Что происходит с душой без отпевания

К моменту окончательного расставания с земной жизнью, на 3 день после смерти, душа начинает испытывать жуткие страдания. Облегчить их могут специальные молитвы, которые читает священник во время отпевания. Церковь словно вступается за человека перед Господом.

Если душа не отпета, у нее все же есть шанс попасть в Рай, но сделать это будет непросто, во время отпевания происходит своего рода очищение от грехов, в которых покойный покаялся перед смертью. Отсутствие отпевания не даст душе в полной мере очиститься.

Основные правила проведения похорон в православии

Для бессмертной души не имеет значения, что станется с ее смертной физической оболочкой. Похороны предназначены для примирения оставшихся в живых родственников покойного с его смертью. Отсутствие могилы, в случае, если человек пропал в горах или утонул в море, на посмертную его участь в Царствии Небесном не влияет.

Каких-либо правил, позволяющих организовать похороны так, как положено, не существует. В Библии содержатся сведения, позволяющие правильно заботиться о душе скончавшегося человека, но не о его теле. Многие ритуалы, соблюдающиеся во время похорон, в том числе и верующими, являются языческими и Церковью не одобряются (съемка видео, например видео с похорон Аллы Вербер).

Необходимые документы для похорон

Похороны касаются не только близких родственников. Прежде чем похоронить человека необходимо соблюсти определенные государством процедуры:

  • вызвать врача для подтверждения факта смерти (если человек умер дома, вызывают скорую помощь);
  • уведомить полицию.

Организовать похороны (заказать место на кладбище, договориться с погребальными службами) можно лишь, имея на руках следующие документы:

  • справка об осмотре трупа (выдается в полиции);
  • медицинское свидетельство о смерти (получают в морге или поликлинике по предъявлению паспорта покойного, медицинской книжки и его полиса, копии протокола об осмотре трупа и паспорта заявителя);
  • гербовое свидетельство о смерти (выдается в ЗАГСе на основании паспорта покойного, паспорта заявителя и медицинского свидетельства);
  • справку о смерти (выдается сотрудником ЗАГСа для получения родственником пособия на погребение).

Перечисленные документы передают на проверку сотруднику похоронного бюро, с которым заключается договор о проведении похорон.

Как организовать похороны самостоятельно: пошаговая инструкция

Готовиться к похоронам начинают сразу же после кончины человека и получения всех необходимых бумаг.

Подготовка к погребению тела

Если намечаются похороны, порядок действий, их последовательность, такова:

  • тело омывают теплой водой с мылом, используют губку или подходящее полотенце;
  • омытого покойника одевают в новую, но выстиранную одежду (незамужних девушек хоронят в свадебном платье, подчеркивая этой деталью ее невинность);
  • гроб и тело окропляют святой водой;
  • в изголовье кладут подушку, набитую соломой;
  • ноги и руки связывают, правую руку кладут поверх левой, обе руки складывают крестообразно на груди (в руки женщин кладут икону Матери Божьей, а мужчин Иисуса Христа);
  • глаза покойного закрывают (у индийцев, казахов, татар, цыган, мусульман, исповедующих иные религии другие представления на этот счет, в Корее, Японии и Китае также действуют по-другому).

Кладут в гроб лицом вверх. Омытое тело, до помещения его в гроб, покрывают белой простыней или саваном, в знак обета чистоты, данного Иисусом при Крещении. Мыть покойника, будь то молодой мужчина или девушка, поручают женщинам, соблюдающим ту же религию, что и умерший (не допускаются к омовению евреи или мусульмане).

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом

Обычай ставить на могилу усопшего рюмку водки с хлебом не является христианским. Пить на поминках или на похоронах церковью также не рекомендуется. Такое поведение является данью языческим верованиям, ничего общего с православием не имеющее.

Какие и сколько цветов кладут на могилу

Православная церковь с неодобрением относится к изобилию искусственных венков и цветов на могилах. 2-3 венков будет вполне достаточно, от них вообще лучше отказаться, высадив на могиле или рядом с нею настоящие живые цветы или растения – барвинок, березку, ель или сосну.

Нельзя, чтобы покойник лежал в гробу с открытыми глазами

В гробу покойник обязательно должен лежать с закрытыми глазами. Православная религия учит, что человек в момент смерти просто засыпает телом, в то время, как его душа жива и бодрствует. Закрытые глаза свидетельствуют о том, что человек наконец-то достиг покоя, он умиротворен и готов к следующему этапу в своей уже совсем другой жизни, к встрече с Господом Богом.

Язычники, кроме того, верили, что открытые глаза покойника позволяют ему видеть, что происходит вокруг. В случае, если мертвец был не слишком благородным или чересчур сильно привязан к земной жизни, он может забрать с собой душу живого человека, встретившегося с ним взглядом.

Специалисты советуют закрывать глаза покойного в первую очередь из-за помутнения роговицы. Спустя некоторое время зрачки становятся темными и даже устрашающими.

Читайте также:
Неналоговые доходы: что это такое, описание и особенности

Нельзя заказать отпевание для некрещеных

Некрещенных в православной религии людей не отпевают. Над ними совершают обряды, положенные в соответствии с их верованиями.

Важно! Не отпевают также и младенцев, умерших при рождении или до того, как над ними был совершен обряд крещения.

Во время отпевания батюшка просит Господа принять душу покойного в Райскую обитель. Некрещенный Бога познать не успел, поэтому отпевать его смысла не имеет. Батюшку на похороны в этом случае не зовут, в храм покойника не привозят, родственники прощаются с ним в морге или на кладбище.

Через сколько дней организовывают похороны после смерти

Если человек верующим не был, то обряд похорон проводят сразу же, как только улажены все формальности. Православных христиан несут на кладбище после совершения всех положенных обрядов, в том числе и отпевания. Согласно православным обычаям завершить все положенные действия необходимо в течение 3 дней. На третий день покойника хоронят. При этом день смерти физической оболочки засчитывается за отдельную дату. Так, если родственник скончался 10 октября, то хоронят его не 13, а 12 числа. Захоронить усопшего можно и позже, главное не сделать этого ранее, чем положено, это может повредить душе, усилить ее мучения, связанные с прощанием с телом. Вечный путь не должен начинаться с мучений.

В какие дни не хоронят православных

Похороны православного человека на могут проходить в день Рождества Христова и на Пасху. В остальные дни людей хоронят и отпевают, как это принято по закону Божьему. Традиционно не хоронят также и в день наступления Нового года – 1 января, но к православию отношения это не имеет. Люди просто верят в то, что начинать год с похорон, значит, обречь себя на несчастья.

Можно ли хоронить в церковные праздники

Пасха, Седмица, Рождество – это три великих праздника, во время празднования которых православные похорон не проводят. Но бывают и исключения. Так, в пасхальные дни иногда хоронят по особому пасхальному обряду. Умерший в это время человек отмечен божьей благодатью и наверняка попадет в Рай.

Поминки, припадающие на Седмицу, проводят на Радунице. Рождество считается не просто Днем Рождения Христа, а днем победы жизни над смертью, поэтому в этот день православная церковь не рекомендует проводить похоронный обряд.

Прощальная речь на похоронах

Прощаются с покойным чаще всего на кладбище, но бывают случаи, когда гроб заколачивают уже в церкви после отпевания. Прощальных речей часто не говорят, но иногда все же это допустимо. В этом случае говорящему следует представиться собравшимся, а затем рассказать о покойном, вспомнив лучшие моменты из его жизни. После этого к близким обращаются со словами поддержки, заканчивая речь словами: «Пусть земля ему будет пухом», «Упокой Господь его душу».

Покойный в храме

В храм покойника приносят непосредственно перед похоронами на отпевание. Для удобства родных и близких иногда храмы возводят вблизи кладбища. На отпевание уходит от 30 до 40 минут.

Участники похорон

В похоронах обычно участвуют родственники и знакомые. В прошлом на кладбище провожали всем миром, сейчас церемония прощания с покойным стала более личной, чужих заметить на ней сложно

Отпевание, поминовение усопших

Представители других религий, едва ли интересуются тем, как проходят похороны у православного человека, но христиане должны знать о важности соблюдения всех обрядов. Отпевание – это последняя процедура, которую проводят перед захоронением человека. Ей предшествуют:

  • соборование (проводится священником еще при жизни больного, в случае, когда он болен и знает, что скоро умрет);
  • исповедь (многие умирающие перед смертью стараются исповедаться в своих грехах);
  • причащение (один из обрядов, совершаемых над человеком перед его смертью);
  • чтение молитв;
  • омовение и переодевание покойного;
  • заупокойная лития (ее начинают за 1 час до выноса гроба с покойным из дома).

Важно! Для православного человека важно, чтобы все положенные процедуры были соблюдены. Это поможет ему на пути к Райским вратам. Организуя похороны, и не зная, с чего начать, следует поинтересоваться тем, к какой религии принадлежал покойный, чтобы точно понимать, как правильно похоронить человека по христианскому обычаю или традициям другой религии.

Как договориться об отпевании

Договариваются о том, когда будут захоранивать и проведении отпевания сразу же в день смерти человека. С этим стоит поторопиться, велик риск, что в выбранном храме в назначенный день похорон будут проводиться другие мероприятия и священник будет занят. В церкви расскажут, что нужно для православных похорон, как организовать самостоятельно, если пошаговой инструкции заранее ни у кого нет, ведь, в большинстве случаев, люди оказываются к смерти не готовыми.

Нужно ли организовывать поминки

Организовывать большое застолье не обязательно. Но в первый год после смерти человека родственники должны помянуть его не менее четырех раз. Первый раз поминают на 3 день после кончины, второй – на 9, третий – на 40 и затем спустя 1 год после смерти человека. В день поминок собирают за общим столом родных и знакомых, хорошо знавших покойного.

Но если денег на поминальный ужин нет, то можно просто пойти в указанные дни в церковь, поставить свечку и прочесть положенные молитвы. Заявить о том, что это неправильно, никто не вправе.

Сколько стоят похороны

Стоимость похорон определяется:

  • стоимостью гроба (5-15 тыс. рублей и более);
  • ценой, которую придется уплатить за перевозку покойного (зависит от дальности);
  • многое зависит от наличия места на кладбище, иногда за него приходится платить (от 25 тыс. рублей).

Родственникам придется оплатить расходы похоронного бюро, в том числа рытье могилы, предоставление инструментов и материалов, необходимых для проведения захоронения. Церковные расходы также придется оплатить. Так, цена отпевания – 600-1000 рублей РФ в провинции и до 3 тыс. рублей в Москве. Прейскурант священнослужители не устанавливают, пожертвование добровольное, но обычно его делают все.

Морг хранит тело бесплатно в течение 7 дней. В это время, также бесплатно, сотрудники морга обязаны провести омовение покойного, переодевание его и выноску в траурный зал. Если тело изуродовано, то за макияж и реконструкцию придется отдать до 20 тыс. рублей. За копку могилы берут до 10 тыс. рублей.

В среднем за похороны придется отдать от 30 до 60 тыс. рублей. Можно организовать и социальные похороны, если бюджет ограничен. Для этого обращаются в городскую специализированную службу (такая есть в Москве), сотрудники которой предоставляют похоронный комплект эконом-класса (гроб, могила, венки).

Читайте также:
Призывной пункт: что это такое, описание и особенности

Что нельзя делать после похорон

После похорон многие люди, на следующий за ними день, несут на кладбище еду. Делать этого ни в коем случае не стоит, церковь не одобряет этот обычай, душе покойного нужны молитвы и спокойствие, в земной пище он не нуждается, заметить такое проявление любви со стороны родственников не может.

Если в доме лежал покойник:

  • нельзя организовывать в нем свадебное торжество в ближайшие несколько месяцев;
  • родственники не должны проводить уборку, мыть пол или приводить в порядок двор, это делают знакомые, не связанные родственными узами с почившим (уборку проводят сразу после выноса гроба с телом из дома или на второй день);
  • первые 7 дней после похорон из помещения не выносят вещи.

В первый год после смерти человека, его родные не окрашивают на Пасху яйца в красный цвет.

Что делать, если невозможно правильно организовать похороны

Если по причинам, не зависящим от человека, правильно организовать похороны не получается, не расстраиваются. Главное, чтобы физическая оболочка человека нашла упокоение в земле, а душу приняли в Царствие Небесное. Это обязательно произойдет, если усиленно молиться за усопшего.

Главное – это позаботиться о душе покойного

Где можно получить свидетельство о смерти

Свидетельство о смерти выдают в ЗАГСе по месту прописки покойного. Иногда этот документ выдается по месту расположения организации, зафиксировавшей смерть (больница, поликлиника, если труп неопознанный – морг, полиция). Свидетельство – является документальным подтверждением смерти человека. Оно необходимо для предъявления в различные инстанции.

Свидетельство о смерти

Похороны – это не то, чем люди занимаются ежедневно, поэтому в случае смерти родственника, у многих возникает масса вопросов, связанных с их правильным проведением. Если покойный был христианином, важно соблюсти не только принятые в обществе на государственном уровне процедуры, но и православные традиции при похоронах. Упокоиться должно не только тело, но и душа, для этого читают специальные молитвы.

Похоронное дело

Похоронное дело – отрасль хозяйства Российской Федерации или ее субъекта, включающая в себя деятельность по оказанию ритуальных, юридических, производственных, обрядовых и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также организацией и проведением похорон.

Похоронное дело – отрасль хозяйства Российской Федерации или ее субъекта, включающая в себя деятельность по оказанию ритуальных, юридических, производственных, обрядовых и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также организацией и проведением похорон.

2.1.1 похоронное дело : Самостоятельный вид деятельности, направленный на оказание похоронных и мемориальных услуг населению с учетом социальных, экономических, этико-моральных, историко-культурных, религиозных, экологических, технологических факторов, связанный с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

  • похоронного дела
  • похоронном деле

Полезное

Смотреть что такое “Похоронное дело” в других словарях:

Похоронное дело — отрасль хозяйства Российской Федерации или ее субъекта, включающая в себя деятельность по оказанию ритуальных, юридических, производственных, обрядовых и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного… … Официальная терминология

похоронное дело — Самостоятельный вид деятельности, направленный на оказание похоронных и мемориальных услуг населению с учетом социальных, экономических, этико моральных, историко культурных, религиозных, экологических, технологических факторов, связанный с… … Справочник технического переводчика

Похоронное дело — (англ. funeral work) в РФ самостоятельный вид деятельности по погребению умершего и оказанию услуг по погребению. Специализированные службы по вопросам П.д. создаются органами исполнительной власти субъектов РФ или … Энциклопедия права

Похоронное дело — (англ. funeral work) в РФ самостоятельный вид деятельности по погребению умершего и оказанию услуг по погребению. Специализированные службы по вопросам П.д. создаются органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного… … Большой юридический словарь

Похоронное бюро — Похоронное бюро организация, предприятие, фирма, разновидность бюро для оказания похоронных услуг (хранение тела, оказание ритуальных услуг, продажа гроба и аксессуаров, организации и проведению похорон), транспортировка,… … Википедия

МДК 11-01.2002: Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации — Терминология МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации: Автокатафалк транспортное средство, предназначенное для перевозки гроба с телом, родственников и близких умершего на кладбище, к зданию… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

МДС 13-2.2000: Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации — Терминология МДС 13 2.2000: Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации: Автокатафалк транспортное средство, предназначенное для перевозки гроба с телом, родственников и близких умершего на кладбище, к зданию траурных … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

История вермахта — Основная статья: Вермахт Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Вермахт — Wehrmacht Опознавательный знак военной техники Германии Годы существования … Википедия

ГОСТ Р 53107-2008: Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53107 2008: Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения оригинал документа: [ погибший ] : Умерший [погибший], погребение которого по каким либо причинам не взяли на себя родственники или ответственные лица.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Смерть на продажу: как похоронное дело превратилось в многомиллиардную индустрию

Сегодня похоронная индустрия — многомиллиардный бизнес: только в США ее оборот составляет 20 млрд долларов в год. Как зарождалась и развивалась эта индустрия в России и западных странах? Что такое «Божьи дома» и почему в петровскую эпоху покойников начали хоронить на третий день? Как боролись за «клиентов» гробовщики и кто мог себе позволить «похоронного генерала»? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в книге «Рождение и смерть похоронной индустрии. От средневековых погостов до цифрового бессмертия» социального антрополога Сергея Мохова. Мы прочли этот замечательный труд и рассказываем самое интересное.

Средние века: смерть в руках церкви и конкуренция монастырей

В Средние века погребение усопших полностью находилось в ведении церковных приходов. Кладбища для них были солидным источником дохода: семьи вносили значительные пожертвования на деятельность храма, при котором похоронены их родственники. Поэтому в приходах разворачивалась серьезная борьба за «клиентов». Например, чтобы привлечь богатые семьи, храмы и монастыри изо всех сил стремились завладеть мощами святых — это повышало их престиж и, как следствие, доходы.

Читайте также:
Научное управление: что это такое, описание и особенности

Иногда конкуренция принимала особенно драматичные формы. Так, в 1392 году монахи Абингтонского монастыря в Англии разогнали похоронный кортеж, направлявшийся на кладбище местной церкви, чтобы заставить родственников отвезти тело в свой монастырь. Позже они пошли еще дальше: выкопали несколько десятков тел представителей наиболее знатных фамилий и перезахоронили их на своей территории.

А в 1152 году, когда в одной из деревушек умер знаменитый отшельник, его тело попытались выкрасть монахи окрестного монастыря — правда, безуспешно, потому что тело «отбил» священник местной церкви с нанятой им бандой головорезов.

При этом вопросами благоустройства кладбищ тогда не слишком занимались. Важен был не внешний вид захоронений, а «правильная» локация (поближе к святыням): родственники богатых покойников готовы были платить за погребение их останков поближе к алтарю, рядом с мощами почитаемого святого или в «престижном» приходе. С менее обеспеченными усопшими обходились без церемоний: их захоронения были неглубокими, тела клали в несколько слоев, а зачастую для новой могилы разрывали совсем «свежие» захоронения, обнажая останки недавно умерших. Ни о каких гробах речи не шло: они занимали слишком много места и к тому же долго разлагались. Не ставили и памятных знаков — это было просто невозможно при огромной скорости перезахоронений и подзахоронений (так, на старинном кладбище Невинноубиенных младенцев вифлеемских в Париже слой захоронений к XV веку уходил на 10 метров в глубину, а в одной могиле могли находиться останки до полутора тысяч покойников). Бедняков, неопознанные тела и жертв эпидемий вообще хоронили в братских могилах. Периодически, когда кладбища переполнялись, старые останки извлекали из могил и переносили в реликварии или костницы — специальные места для хранения костей.

Формально похороны в Средние века еще не были бизнесом, но за них всё же приходилось платить: за место погребения, копку могилы, услуги пономаря и певчих.

Все эти услуги предоставляла церковь или монашеский орден. Плата за погребение теоретически считалась добровольным пожертвованием, но на практике даже бедняки старались скопить хоть какую-то сумму на похороны, чтобы не быть бесплатно погребенными голышом в общей яме.

Смерть как бизнес: «достойные похороны» для каждого

Полноценная коммерциализация похорон начинается в середине XVII века, тогда же возникают и специальные «похоронные» профессии. В Лондоне, Париже и других крупных городах появляется всё больше гробовщиков, которые, судя по дошедшим до нас визитным карточкам, предлагали не только гробы, но и «готовые плащи, и все прочие удобства, связанные с похоронами». Гробовщики также предоставляли услуги по подготовке тела к захоронению: омывание, одевание, украшение гроба цветами.

Гробы начинают вытеснять средневековые саваны, хотя еще в XVIII веке в ходу были и те и другие (так, в 1678 году некая мисс Портер разместила рекламу: «У нас вы можете заказать модную шерстяную одежду для ваших покойных» — согласно декрету 1666-го, саваны для захоронения должны были изготавливаться из шерсти). Намеренно усложняется форма гробов и их оформление, ведь это позволяет гробовщикам больше зарабатывать. Например, фирма Tuesby & Cooper в 1783 году выпускает целый каталог, в котором представлены различные варианты обивки для гроба, вензеля и фурнитура.

В сознание клиентов внедряется выгодная для представителей «похоронных» профессий идея о том, что каждый умерший нуждается в роскошных проводах: только так можно выразить ему свое почтение. Активно транслируется образ «достойных похорон», для которых требуется всё больше новых товаров — от гробов и украшений до катафалков и траурной одежды. Как следствие, резко растет маржинальность похоронного дела.

На протяжении XIX века «индустрия смерти» постоянно расширяется, захватывая уже не только всё, что непосредственно связано с похоронами, но и другие области, например фотодело.

В викторианской Англии большую популярность приобретают посмертные фотографии родственников умершего рядом с его телом. При этом умерший не лежит в гробу, а располагается рядом с живыми людьми в максимально естественной позе: например, сидит в кресле или даже стоит.

Для придания еще большей витальности фотограф мог прямо на закрытых веках изобразить открытые глаза или нанести глянцевую пудру на синеющие щеки. Стоимость каждого такого снимка достигала 200 фунтов в пересчете на современный курс. Ювелиры тоже не желали оставаться в стороне от прибыльного бизнеса: поэтому в моду входят особые ювелирные украшения, которые служат для публичной демонстрации траура. Среди них, например, броши с волосами и ногтями усопшего, семейные поминальные кольца, которые дарили близким в день похорон, кулоны-миниатюры с изображением самого покойного или его могилы и даже «ловцы слез» — пузырьки, в которые собирали слезы оплакивающие мужей вдовы (заполнился пузырек — закончилось и время плача по усопшему). Ну и, конечно, в выигрыше были производители одежды: они предлагали огромный ассортимент траурных нарядов для близких, ношение которых регламентировалось особым этикетом.

Отдельная статья доходов — бальзамирование. Если в начале XIX века им занимались в основном в медицинских и научных целях, то во второй половине века оно становится одной из основ похоронного рынка — сначала в США, а позже (и в меньших масштабах) в Европе. В 1850-х в моду входит практика выставления тел дома в открытом гробу, и похоронные бюро предлагают самые разные способы, замедляющие разложение (например, стол с емкостями для льда, но в основном именно услуги бальзамирования).

Распространению бальзамирования способствовали войны: гробовщики стали «гастролировать» по местам сражений Гражданской войны в США, стараясь заключить контракты с бальзамировщиками и горюющими родственниками.

Некоторые подходили к солдатам еще до начала сражения, чтобы составить нечто вроде договора о будущем бальзамировании: так солдат мог быть уверен, что в случае его гибели его тело доставят родным в целости и сохранности. Правда, подобную практику вскоре запретило армейское руководство: она, мягко говоря, не поднимала боевой дух солдат.

Но и в мирное время бальзамировщики использовали агрессивный маркетинг: они утверждали, что бальзамирование не только помогает сохранить тело, но и способно предотвратить попадание в почву и воду опасных трупных ядов. Так что уже к концу XIX века типичные американские похороны обязательно включали в себя открытый гроб с кукольным полупластмассовым телом.

Такая эстетизация смерти никак не вязалась со старыми переполненными и запущенными погостами, поэтому и кладбища кардинально меняются. Во-первых, их всё чаще переносят за городскую черту, в том числе и по санитарным соображениям (в то время доминировало учение о миазмах — пахучих веществах, которые переносятся по воздуху и становятся источниками заражения). Во-вторых, они благоустраиваются и украшаются. Новые кладбища походят на парки: четкая планировка, аллеи, декоративные зеленые насаждения и скульптуры.

Читайте также:
Лизинговая сделка: что это такое, описание и особенности

Монополия церкви на захоронения в XIX веке заканчивается. Теперь некрополи находятся в государственных и даже частных руках — открываются первые частные кладбища.

Некоторые новаторы идут еще дальше: так, англичанин Томас Уилсон в 1829 году представил проект лондонского «Дома для мертвых», гигантской пирамиды, которая могла стать местом упокоения 5 млн англичан.

У этой усыпальницы должно было быть 94 этажа, а в основании она заняла бы 10 гектаров; в проекте предусматривались помещения для обслуживающего персонала, висячие сады, фонтаны и часовня. Уилсон уже начал собирать на всё это деньги (в том числе продавать места в еще не возведенном здании), но после того как «Дом для мертвых» был осмеян на Всемирной архитектурной выставке, проект был забыт.

Настоящий расцвет западная индустрия ритуальных услуг переживает в XX веке. Похороны всё больше эстетизируются, что повышает капитализацию рынка. Бизнесмены в погребальной сфере стремятся разрушить стереотипы и добиваются того, чтобы их деятельность больше не ассоциировалась со страхом. Даже «язык смерти» меняется: из реклам убираются любые слова с негативной коннотацией. Например, слово «гроб» (coffin) заменяется красивым словом «шкатулка» (casket), слово «тело» (body) — словом «ушедший» (deceased), а сами похоронные агентства теперь называются «похоронными домами» (funeral home) — это звучит гораздо уютнее. Рекламные кампании строятся вокруг понятий престижа и роскоши; «достойные похороны», согласно им, — это и есть проявление любви к покойному. Родственникам навязывают шикарные гробы, катафалки, букеты, аксессуары, памятники: чем дороже похороны, тем больше уважения к усопшему. В каком-то смысле похоронная индустрия приобретает черты индустрии развлечений.

Похоронное дело в Российской империи: «похоронные генералы» и битвы за клиентов

Вплоть до XVIII века погребением в России занимались церковные приходы. Церковные служащие сами копали могилы и хоронили прихожан на небольших погостах. Большинство усопших хоронили в течение суток после смерти, кроме тех, кто умер в холодное время года: так как в промерзшей земле тяжело было копать могилы, их погребение обычно откладывалось до весны.

«Тела отсылаются в большое подземелье со сводами, которое называется Божьим домом, — писал врач Сэмюэл Коллинз, служивший при дворе царя Алексея Михайловича, — там складывают от ста до двухсот трупов и оставляют до весны, а весною приходят попы, погребают их и засыпают землей».

«Божьи дома», как правило, были просто сараями с глыбами льда внутри; иногда тела хранили и в церковных колокольнях.

Исправить ситуацию попытался Петр I: он ввел правило захоронения на третий день (некоторые исследователи связывают это решение с распространенным в те времена страхом быть погребенными заживо, в состоянии летаргического сна). Впрочем, на практике правило выполнялось редко: традиция хоронить в первые сутки продержалась до середины XX века.

В целом в XVIII веке погосты находились в крайне запущенном состоянии. При Елизавете Петровне даже пришлось засыпать Калининское и Вознесенское кладбища в Санкт-Петербурге, чтобы от них «не исходил смрад мертвых тел»: оба кладбища были переполнены, во многих ямах лежали сотни и даже тысячи трупов. Порядок начала наводить Екатерина II. Из-за нехватки земли и угрозы заражения она предписала открывать новые кладбища только за городской чертой. Однако и эти новые кладбища не были так хорошо благоустроены, как появившиеся в это же время в западных странах огромные некрополи-парки. Даже в XIX веке российские кладбища оставались крайне запущенными, а могилы располагались хаотично, без какого-либо планирования. Полноценное законодательство, регламентирующее устройство кладбищ, было принято в России только в 1889 году. Этот документ устанавливал минимальное расстояние от кладбища до жилья и нормативную глубину могил, а также запрещал использовать старые погребения под пашни.

Тогда как в Европе уже в первой трети XIX века начинают появляться первые частные кладбища, в России вплоть до Октябрьской революции погосты находятся в ведении церкви или местных религиозных общин. Но возможности вести похоронный бизнес всё же существовали, хотя и в этом мы сильно отставали от Европы. В XIX веке во всех более-менее крупных городах открываются бюро похоронных процессий: только в Петербурге в 1895 году их работало более 80. В моде были помпезность и элементы театральности.

«Предусматривались всевозможные роскошества похоронной индустрии, — пишет театральный художник Михаил Григорьев. — Угодно вам пригласить архиерея — будет архиерей. Желательно, чтобы за гробом шли генералы, сенаторы и графы — будут и таковые. Можно было заказать ораторов для произнесения речей, артистов императорских театров, солирующих во время отпевания, заметки в газету или целый некролог с портретом».

Похоронные бюро организовывали похороны, что называется, «под ключ», обеспечивая и гроб, и катафалк, и аксессуары, и рабочую силу. Наем работников (например, факельщиков) происходил на «бирже» недалеко от кладбища: там собирались люди, желающие устроиться на похоронную работу. Были официально установлены несколько «разрядов» погребения, по которым умершим воздавались почести согласно их финансовому и социальному положению. Цены на похороны по разным разрядам различались весьма значительно. Так, в 1890-х погребение по первому разряду стоило 950 руб., а по последнему, пятому — 40 (для сравнения: квалифицированный рабочий зарабатывал 30–40 руб. в месяц).

«Одни и те же похороны они устраивают в 45 рублей, в 400 рублей, смотря по тому, с кого сколько можно сорвать и запросить, — утверждал журналист Животов, который специально устроился факельщиком, чтобы изнутри изучить все нюансы похоронного дела и написать об этом. — Что касается первого разряда, то там тоже многие торгуются, в „бюро“ охотно берут вместо 1200 рублей 700, 600 и даже 500 рублей. Но кто не торгуется — платят полностью, и дают 700% чистой пользы. Какие же ростовщики могут похвастаться подобными процентами, взимаемыми за 2–3 дня „операции“. »

Такая высокая маржинальность в сочетании с огромным количеством похоронных бюро приводила к жесткой конкуренции между ними. «Умер зажиточный купец, — писал Животов. — Гробовщик, получив согласие вдовы, поспешил немедленно принести гроб, свечи и катафалк.

Покойника уложили, гробовщик ушел. Через час является другой гробовщик, присланный прислугой. Вдова почти без чувств. Гробовщик, не задумываясь, перекладывает покойника в свой гроб, ставит свои атрибуты и выносит все вещи конкурента.

Часа через два является первый гробовщик и проделывает то же самое, но он не успел закончить операцию, как явился противник. Произошла драка с кровоизлиянием. И всё это над неостывшим еще трупом, в присутствии полубесчувственной от горя вдовы!»

Читайте также:
Недостатки товаров: что это такое, описание и особенности

Кремация: церковь vs прогресс

Церковь никогда не одобряла трупосожжение (католическая церковь официально разрешила кремацию только в 1960-х годах), поэтому первые сторонники «огненного погребения» стали появляться уже в Новое время. Современная история кремации начинается в 1815 году, когда власти Бельгии сожгли 4000 тел солдат, павших при Ватерлоо.

В 1873-м профессор Людовико Брунетти представил на выставке в Вене первую модель крематория — огромную угольную печь. Доклад Брунетти так впечатлил личного врача королевы Виктории Генри Томпсона, что он основал в Англии кружок любителей кремации. Это дало толчок к практическому применению кремации в Туманном Альбионе: в 1879 году в городе Уокинг был построен первый в стране крематорий (к тому времени крематории уже появились в Италии и Германии). Правда, общество еще не было готово к такой похоронной практике: большинство кремацию осуждало, отваживались на это единицы (тем более, что тогда кремация стоила гораздо дороже обычного захоронения в землю). Но Томпсон и его товарищи вели активную пропаганду, и уже к концу 1904-го в Англии открылись еще восемь крематориев. Кремацию начали рекламировать как коммерческую услугу, а при кладбищах стали появляться колумбарии для хранения праха.

В США первый крематорий был построен в 1876 году, но новая практика захоронения тоже встретила огромное общественное сопротивление.

Причем, помимо того, что кремация была вне христианской традиции, критиков возмущало, что в крематориях печи не разделены по расовому признаку, и в результате пепел белого господина может — о ужас! — запросто смешаться с пеплом чернокожего человека.

Коммерческие крематории старались имитировать традиционное погребение в землю: комнаты прощания располагались наверху, а комнаты кремации — в подвале, так что скорбящие не видели ни печи, ни огня. Гроб опускался вниз со специального постамента, засыпанного землей и украшенного травой, как обычный могильный холм.

В России внедрение кремации тоже обсуждалось (и даже создавались «общества любителей», аналогичные английскому), но это ни к чему не привело. До 1917 года в стране не было ни одного крематория, если не считать небольшого военного крематория во Владивостоке для подданных Японии, погибших во время Русско-японской войны. А после революции вопрос о кремации был поднят уже в первых декретах: «огненное погребение» позиционировалось как абсолютно новый, прогрессивный, коммунистически правильный способ утилизации тела. В 1920-м начинается строительство крематория в Москве (что примечательно, в недостроенном здании церкви). Но, несмотря на активную пропаганду, кремация в СССР так и не стала популярной: к моменту распада Советского Союза на его территории работало всего пять крематориев.

Похоронная индустрия постоянно меняется, подстраиваясь под перемены в обществе. Отличительные черты этой сферы в наше время — персонализация похоронных услуг и сегментирование рынка: сегодня крупные похоронные корпорации продвигают отдельные бренды для разных целевых аудиторий (например, бренд для испаноязычного населения США или «женские похоронные бюро» в Австралии). Ритуальный бизнес активно осваивает интернет: и речь не только о диджитал-агентствах, продвигающих исключительно похоронные бюро, но и, например, о видеостриминге с похорон и многочисленных сайтах, предлагающих возможности мемориализации.

Но как бы ни менялась похоронная индустрия, она остается многомиллиардным бизнесом. По оценкам экспертов, только в США ее оборот составляет 20 млрд долларов в год, в Великобритании — 2 млрд фунтов, в Германии и Франции — около 6–7 млрд евро (в каждой стране). И в ближайшие годы эти показатели будут только расти.

Традиции похорон – что можно и чего нельзя делать на похоронах?

Далеко не каждый человек знает все похоронные ритуалы, которые принято соблюдать при проведении погребения. Между тем многие традиции и приметы уже давно укрепились в народной культуре. При захоронении им стараются следовать даже не суеверные люди, ведь похороны – эта та церемония, где желательно , придерживаться правил, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

История похоронного ритуала

Похороны относятся к числу древнейших ритуалов, проводимых от момента появления человечества. Каждая культура придерживается своих обычаев погребения, которые сложились на протяжении многих столетий. Одни предают тело земле, другие сжигают в огне, а третьи – опускают усопшего в воду. Что касается русских людей, то они предпочитают земное погребение, которое в большинстве случаев проводится с учетом православных традиций.

За время истории человека правила погребения претерпели серьезную эволюцию. Согласно исследованиям, неандертальцы хоронили людей в неглубоких могилах, помещая в них кости животных и каменные орудия. От эпохи мезолита люди создавали могильники или некрополи, которые выполнялись в виде обычных ям, курганов, склепов или больших погребальных построек. Иногда при археологических раскопках ученым встречались останки насильственно умерщвленных, то есть когда усопшего хоронили вместе с живыми люди (женами, рабами и др.).

В православии похороны считаются важным обрядом. Церковь видит жизнь на земле подготовкой к вечному существованию, поэтому смерть рассматривается как засыпание и переход в другой мир (отсюда – «покойники», то есть люди в покое). В связи с церковным догматом о воскресении после второго пришествия православные тщательно подходят к подготовке тела к положению в гроб и стремятся устроить достойное захоронение.

Правила погребения в православии

Несмотря на то, что в последнее время процедура погребения максимально упрощена, существует много правил и поминальных обычаев, которые стараются соблюдать в православии. После того, как человек умер, родственники выполняют подготовку его останков к таинству, уделяя повышенное внимание омовению, облачению, совершению отпевания и поминок.

Омовение

Омовение выполняется не просто в гигиенических целях, но и в качестве очистительного обряда. Считается, что после смерти человек должен предстать пред Господом в чистоте, которая была им получена при таинстве крещения. Ранее было принято, чтобы усопших омывали люди их пола, то есть мужчина мужчину, а женщина женщину. Однако на сегодняшний день от этого правила часто уходят.

Процедура проводится следующим образом:

  • Усопшего раздевают и укладывают на ровную поверхность, которая предварительно покрывается белой тканью.
  • Тело омывают теплой водой с применением мыла.
  • Омовение начинают от лица и постепенно движутся к ногам, при этом омывающий должен зачитывать «Господи, помилуй» и Трисвятое.
  • В завершение тело насухо обтирают и облачают в одежду.
Читайте также:
Общее имущество: что это такое, описание и особенности

Старую одежду необходимо сжечь, а пепел закопать. Нельзя носить вещи усопшего, которые были надеты на нем во время смерти. Этот запрет имеет не только религиозное, но и практическое значение. Если тело не было сразу доставлено в морг, оно начинает разлагаться, поэтому ношение смертной одежды может представлять опасность для здоровья.

Облачение в одежды

Для одевания покойного используют новую и чистую одежду. Многие пожилые люди самостоятельно готовят вещи, в которых хотят быть похороненными. Последнюю волю усопшего следует соблюдать, поэтому умершего облачают именно в те одежды, которые он подготовил. Важно, чтобы они подходили по размеру. Мужчин погребают с непокрытой головой. На женщину следует надеть платок, который полностью прячет волосы. Его концы не перевязывают, а складывают крест-накрест. Обязательным атрибутом является нательный крест. Если при смерти его не было, крестик нужно надеть при облачении в одежду.

Положение в гроб

Укладывание усопшего в гроб осуществляется таким образом, чтобы голова смотрела в красный угол – в сторону икон. При положении нужно придерживаться таких правил:

  • Сверху тело следует укрыть саваном до пояса. Белое покрывало с Распятием указывает на то, что покойный находится под покровительством Христа.
  • На лоб надо уложить венчик – полоску из ткани или бумаги с текстом Трисвятой песни, изображениями Иисуса, Девы Марии, Иоанна Предтечи.
  • Нельзя, чтобы у умершего были открыты глаза или рот. При необходимости челюсть подвязывают, а глаза покрывают монетами.
  • Руки покойного должны быть размещены на груди в крестообразном положении (левая под правой). В левой руке размещают крест, на грудь укладывают икону.
  • Нельзя класть в домовину вещи, принадлежащие живым. Считается, что в этом случае собственник этих предметов вскоре умрет.

Отпевание

Обряд отпевания обычно проводится в храме, но иногда его совершают дома, в морге или на кладбище. В последние годы в православии стала распространенной услуга заочного отпевания, которую обычно заказывают при отсутствии останков – например, если тело сгорело во время пожара или не было найдено после утопления. Раньше церковь относилась к подобному неоднозначно, но сейчас отпевать заочно допускается.

Отпевание можно заказывать только для крещенных людей. Согласно церковному уставу, недопустимо отпевать некрещеных, отрекшихся от веры или самоубийц. В последнем случае могут быть некоторые исключения. Например, если самоубийца страдал психическим заболеванием.

Религиозные запреты

Смерть занимает особенное место в любой религии, православие – не исключение. В церкви существуют некоторые запреты, которые принято соблюдать во время церемонии погребения:

  • Икону, которую помещают на грудь покойному, можно хоронить в гробу. Но если планируется процедура кремации, ее следует вынуть. Сжигание иконы считается кощунством.
  • Выражение «Пусть земля будет пухом» относится к языческим фразам, поэтому его не рекомендуется произносить во время траурной церемонии.
  • При опускании гроба в могилу можно бросать туда же комки земли. Это говорит о покорности высшему провидению.
  • Нельзя много плакать при погребении – считается, что слезы удерживают душу на земле.
  • Во время похоронного ритуала нежелательно ходить на могилы других родственников. Это лучше делать после прощания.

Народные приметы

За многие столетия в русской культуре появилось много примет и поверий, которые могут быть не связаны с верой, но всегда соблюдаются при проведении траурной церемонии. В частности:

  • Нельзя забивать крышку гроба в доме, иначе умрет кто-то из родственников.
  • Для вынесения гроба из дома следует привлекать мужчин, которые не являются родственниками усопшего. По поверьям, кровь тянется за кровью, то есть покойник может увести родных за собой.
  • При вынесении домовины нельзя ударять гробом о дверной косяк. Человек, сделавший это, сам может отправиться в мир иной.
  • Недопустимо выносить покойного головой вперед. Нести нужно только вперед ногами, поскольку в противном случае душа не сможет вернуться обратно.
  • Нельзя выполнять уборку в доме, когда в нем находится тело умершего.
  • Детям до 3 лет и беременным женщинам нежелательно присутствовать при погребении. Захоронение может негативно повлиять на детскую психику.
  • Во время похоронной процессии нельзя идти впереди гроба или навстречу похоронам. Также недопустимо переходить дорогу перед процессией.
  • При захоронении не допускается целовать умершего в губы. Поцелуи можно оставлять только в венчик на лбу. Эта примета имеет практическое значение – при прямом контакте с телом можно заразиться инфекцией.
  • Не допускается брать что-либо с кладбища. Уносить можно только личные вещи, все остальное, включая полотенца и платки, следует оставлять на погосте.

Услуги погребения от компании «Честный Агент»

Компания «Честный Агент» предлагает профессиональные услуги организации захоронения с соблюдением правил религиозных обрядов. Наши сотрудники хорошо знают традиции похорон, что можно и чего нельзя делать на похоронах, поэтому погребение вашего близкого человека будет проведено в точном соответствии с принятыми обычаями.

При обращении к нашей компании вы можете быть уверены в проведении достойных похорон умершего. Мы предоставляем заказчикам комплексное обслуживание с оказанием широкого спектра услуг:

  • помощь в оформлении документов;
  • тщательный подбор ритуальных принадлежностей;
  • организация православного отпевания или других обрядов согласно вероисповеданию покойного;
  • полный контроль над всеми этапами похоронной церемонии;
  • выполнение кремации, бальзамирования (при необходимости);
  • отправка «груза-200»;
  • продажа и установка памятников, надгробий, оград.

Чтобы заказать похоронную церемонию, которая будет отвечать религиозным традициям, свяжитесь с менеджерами «Честный Агент» по телефону или онлайн. Мы возьмем на себя все хлопоты по захоронению и проводим вашего родственника в последний путь на высоком качественном уровне.

Вопрос 36. Уголовно-правовая характеристика похищения человека. Отличие от незаконного лишения свободы

Общие положения об ответственности за похищение человека содержатся в ч. 1 ст. 126 УК. Это преступление включает два элемента: непосредственно похищение и насильственное удержание, связанное с лишением свободы.

Непосредственный объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие физическую свободу конкретного потерпевшего (потерпевших). Дополнительным объектом могут выступать безопасность жизни, здоровья потерпевшего, его родственников, отношения собственности и др.

Объектомпреступления является свобода личности, в трактовке этой нормы понимаемая как возможность самостоятельно определять свои поступки и место пребывания. Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие свободу, честь и достоинство личности.

Объективная сторонавключает похищение – незаконное умышленное завладение человеком против его воли. Похищение человека может быть совершено тайно или открыто, путем обмана или захвата. Другими элементами объективной стороны являются перемещение потерпевшего с места его временного или постоянного пребывания и удержание против его воли и желания. Продолжительность удержания для квалификации значения не имеет; практике известны случаи, когда удержание занимало от нескольких часов до нескольких месяцев.

Читайте также:
Помощник депутата: что это такое, описание и особенности

Состав преступления формальный, оно считается оконченным с момента фактического похищения человека, т.е. изъятия потерпевшего из места его нахождения. На какое время человек будет лишен свободы (час, день, месяц и т.д.), значения для состава преступления не имеет.

Преступление считается оконченным с момента захвата потерпевшего и перемещения его в другое место. Если действия виновного были пресечены на стадии захвата, то их надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 126.

Случаи похищения родителем, усыновителем (в том числе и лишенным родительских прав) собственного ребенка у другого родителя или иных лиц, которым ребенок передан в установленном законом порядке на воспитание, а также похищение ребенка близкими родственниками (родными и усыновленными братом, сестрой, дедом, бабкой), если эти действия совершаются в интересах ребенка, в том числе и ложно понятых, не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК.

Согласие потерпевшего на его перемещение в другое место, о чем не знают лица, заинтересованные в его освобождении, не образуют состава данного преступления.

От похищения следует отличать незаконное лишение свободы (ст. 127), которое предполагает удержание лица в месте, где оно оказалось по собственному желанию.

От похищения человека отличается и такой состав, как захват заложника (ст. 206). Основное отличие заключается в том, что при захвате заложника виновным выдвигаются условия его освобождения, а при похищении человека – нет.

Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления оказывают влияние на квалификацию только в том случае, когда они связаны с корыстью (п. «з» ч. 2 ст. 126).

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Часть 2 ст. 126 предусматривает ответственность за квалифицированные виды похищения человека.

Пункт «а» ч. 2 ст. 126 в качестве квалифицирующего признака называет похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Для определения предварительного сговора необходимо, чтобы соучастники заранее договорились о совершении преступления и выступали как соисполнители. Если же роли были распределены таким образом, что среди соучастников также были организаторы, пособники или подстрекатели, то их действия должны квалифицироваться по ст. 33 и ст. 126.

Пункт «в» ч. 2 ст. 126 устанавливает ответственность за похищение человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Подразумевается, что при похищении или в ходе удержания потерпевшего его здоровью причинялся тяжкий, средней тяжести или легкий вред или же примененное насилие создавало реальную опасность для его жизни или здоровья. Насилие может быть физическим или психическим.

Похищение человека с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г» ч. 2 ст. 126), подразумевает использование в ходе совершения преступления холодного, огнестрельного или газового оружия, а также предметов бытового назначения или же самостоятельно изготовленных виновным для этих целей. Предметы, используемые в качестве оружия, могут быть заранее приисканы виновным или подобраны на месте преступления. Угроза жизни или здоровью потерпевшего должна быть реальной.

Пункт «д» ч. 2 ст. 126 признает квалифицирующим признаком похищение заведомо несовершеннолетнего. Заведомость выражается в явной осведомленности виновного о возрасте потерпевшего.

Пункт «е» ч. 2 ст. 126 называет в числе квалифицированных видов похищения человека совершение этого преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Заведомость знания виновного может основываться как на характерных признаках внешности потерпевшей, так и на информации о ее беременности, известной виновному.

Похищение двух или более лиц (п. «ж» ч. 2 ст. 126) предполагает одновременный, охваченный единым умыслом виновного, захват нескольких человек. Другим случаем может быть заранее обдуманное, но имеющее некоторый разрыв во времени деяние.

Похищение человека, совершенное из корыстных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 126), совершается с целью извлечения материальной выгоды для виновного или лиц, в интересах которых он действует. Статья 126 не предполагает похищения людей, совершенного по найму, но следует отметить, что возможны ситуации, когда похищение совершается виновным за вознаграждение, а материальная выгода адресуется иным лицам.

В ч. 3 ст. 126 устанавливается два особо квалифицированных состава похищения человека.

Похищение человека, совершенное организованной группой (п. «а» ч. 3 ст. 126), предусматривает наличие устойчивой группы лиц, заранее объединившихся для совершения преступлений. Объединение может состояться как для совершения именно конкретного похищения человека, так и задолго до этого для совершения других преступлений.

Пункт «в» ч. 3 ст. 126 уточняет формулировку «наступление тяжких последствий». К ним, в частности, относится смерть потерпевшего; других примеров законодатель не называет. Данный состав характеризуется двумя формами вины: умыслом по отношению к похищению и неосторожностью по отношению к тяжким последствиям.

Под причинением смерти по неосторожности понимаются случаи, когда виновный избрал такой способ похищения, при котором по его легкомыслию или небрежности наступила смерть потерпевшего, например, поместил в подвал, где была плохая вентиляция и потерпевший задохнулся, при сопровождении потерпевшего толкнул его, в результате чего тот упал, ударился головой о бордюр тротуара и умер, и т.д.

Если смерть человека наступила при умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, то содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных по ч. 3 ст. 126 и ч. 4 ст. 111 УК, поскольку такие последствия не охватываются составом похищения человека. Аналогично убийство похищенного человека также квалифицируется по совокупности ч. 3 ст. 126 и п. “в” ч. 2 ст. 105 УК.

По данному пункту квалифицируются те случаи, когда похищенный, пытаясь спастись, погибает или получает травмы, не совместимые с жизнью (например, при попытке побега).

К иным тяжким последствиям можно отнести самоубийство потерпевшего, развитие у него психического заболевания, получение им инвалидности, крупный материальный ущерб и пр. Умышленное убийство похищенного также можно отнести к тяжким последствиям, но с обязательной квалификацией по соответствующей части ст. 105.

В примечании к ст. 126 указано, что лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Добровольность обозначает освобождение в тот момент, когда у лица была возможность удерживать потерпевшего, но по каким-то мотивам оно предоставило ему свободу. Мотивы могут быть любыми: боязнь уголовной ответственности, жалость, раскаяние и пр. Не является добровольным освобождение похищенного в тот момент, когда сотрудниками правоохранительных органов уже предпринимаются меры по пресечению преступных действий и задержанию. Другое условие для освобождения от уголовной ответственности по ст. 126 – отсутствие в действиях виновного иного состава преступления. Если другой состав имеется, то лицо, освободившее потерпевшего, будет нести ответственность за это преступление (например, за незаконное приобретение оружия, причинение вреда здоровью и пр.). Необходимо, чтобы другой состав преступления сопутствовал основному действию – похищению человека.

Читайте также:
Негаторный иск: что это такое, описание и особенности

Похищение человека (ст. 126)

Похищение человека (ст. 126 УК РФ).

Объект преступления:

  • родовой – общественные отношения в сфере защиты личности;
  • видовой – общественные отношения в сфере защиты свободы, чести и достоинства личности;
  • непосредственный – общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации человеком естественного права на свободу местопребывания и перемещения и обеспечивающие безопасность свободы как важнейшего социального блага;
  • непосредственный дополнительный – общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потерпевшего (в квалифицированных составах преступления – ч. ч. 2, 3 ст. 126 УК РФ).

Потерпевший – любое живое физическое лицо.

Объективная сторона преступления состоит в активных действиях по похищению человека.

Под похищением человека следует понимать противоправные умышленные действия, сопряженные с тайным или открытым завладением (захватом) живого человека, перемещением с места его постоянного или временного проживания с последующим удержанием против его воли в другом месте.

Состав преступления – формальный; преступление окончено с момента выполнения всех действий, направленных на похищение.

Исключают уголовную ответственность:

  • согласие потерпевшего на его “похищение” (похищение по просьбе потерпевшего);
  • соблюдение условий крайней необходимости (например, когда родственники “похищают” ребенка у родителей, поведение которых создает угрозу для его жизни, здоровья, правильного формирования личности).

Похищение предполагает наличие трех последовательных операций:

  • захват (завладение);
  • перемещение;
  • удержание человека.

Захват означает тайные или открытые, активные действия, связанные с установлением физического господства над человеком (завладения им), в результате которых потерпевший реально лишается свободы передвижения в пространстве; перемещение есть транспортировка (как с использованием, так и без использования транспортных средств) потерпевшего на новое место пребывания, не типичное для его обычного жизненного распорядка, помимо или против его воли; удержание представляет собой воспрепятствование потерпевшему (например, путем запирания, связывания, применения насилия, установления физических препятствий и т.д.) свободно оставить это новое место.

В силу особенностей объективной стороны, если будет установлено, что виновный, лишая потерпевшего свободы, не намеревался перемещать его в пространстве и удерживать, содеянное не может быть квалифицировано по ст. 126 УК РФ, но при наличии к тому оснований может быть квалифицировано как незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ). В то же время по ст. 126 УК РФ квалифицируются действия не только в случае, когда человека похищают и перемещают в другое место, но и когда его незаконно удерживают, в связи с чем само по себе удержание не требует дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ как незаконное лишение свободы. Если же действия лица были направлены не на удержание потерпевшего в другом месте, а являлись элементом объективной стороны другого, более опасного преступления (например, убийства), состав похищения отсутствует. Только в том случае, если умысел на совершение иного преступления в отношении похищенного возник после окончания собственно похищения, содеянное может образовывать совокупность преступлений.

Похищение человека, квалифицируемое по ч. 1 ст. 126 УК РФ, может сопровождаться применением к потерпевшему или иным лицам насилия, не опасного для жизни или здоровья (под которым следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли), либо угрозой применения такого насилия. Насилие в данном случае не требует дополнительной квалификации по совокупности преступлений.

Состав преступления – формальный, преступление считается оконченным с момента перемещения лица в иное место для дальнейшего удержания. Захват потерпев­шего без его перемещения образует покушение на данное преступ­ление.

Субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14-ти лет.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

В ч. 2 ст. 126 УК РФ предусмотрены квалифицирующие призна­ки похищения человека:

  1. группой лиц по предварительному сговору;
  2. с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
  3. с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
  4. в отношении заведомо несовершеннолетнего;
  5. в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
  6. в отношении двух или более лиц;
  7. из корыстных побуждений.

Особо квалифицирующими признаками являются (ч. З ст. 126 УК РФ):

  • совершены организованной группой (ст. 35 УК РФ);
  • повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.

В силу прямого указания закона по отношению к смерти вина характеризуется неосторожностью.

К иным тяжким последствиям можно отнести самоубийство потерпевшего, психическое расстройство, в том числе и его род­ных, крупный материальный ущерб, возникновение межнацио­нальных столкновений, массовых беспорядков и т. д.

В примечании к ст. 126 УК РФ закреплен специальный вид освобождения от уголовной ответственности. Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответ­ственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Добровольным признается освобождение, которое не было связано с невозможностью удерживать похищенного ли­бо выполнением или обещанием выполнить условия, явившиеся целью похищения.

Похищение человека: что это такое, описание и особенности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 126 УК РФ. Похищение человека

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 126 УК РФ. Похищение человека

1. Похищение человека –

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

ж) в отношении двух или более лиц;

з) из корыстных побуждений, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

Читайте также:
Правовой акт: что это такое, описание и особенности

а) совершены организованной группой;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечание. Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 126 УК РФ

Под похищением человека следует понимать его незаконные захват, перемещение и последующее удержание в целях совершения другого преступления либо по иным мотивам, которые для квалификации содеянного значения не имеют (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 58 “О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми”).

Объект преступления. Непосредственный объект преступления – физическая свобода конкретного потерпевшего (потерпевших).

Дополнительным объектом могут выступать безопасность жизни, здоровья потерпевшего, его родственников, отношения собственности и др.

Объективная сторона преступления выражается в совершении тайного или открытого похищения живого человека, т.е. в изъятии помимо его воли с места нахождения (жительства, работы, учебы, отдыха и т.д.), перемещении в другое место, определенное похитителем, например, в другой дом, подвал, гараж, и в удержании там в неволе. Если при этом к потерпевшему применяется насилие, то согласно ч. 1 ст. 126 УК РФ оно должно быть не опасным для жизни или здоровья, например, нанесение несильных ударов, причинение побоев, связывание, и соответственно угроза применения насилия должна быть в рамках этого.

При похищении человека и незаконном лишении свободы насилие или угроза его применения могут осуществляться как в отношении похищаемого лица или лица, незаконно лишаемого свободы, так и в отношении иных лиц, в том числе близких родственников, с целью устранения препятствий захвату, перемещению или удержанию потерпевшего (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 58).

Похищение также может осуществляться путем обмана, когда потерпевший сам добровольно идет с похитителем в то место, где будет насильственно удерживаться в последующем, не подозревая этого. Основным моментом объективной стороны данного преступления является захват потерпевшего с места его нахождения и перемещение с целью последующего удержания в другом месте.

Состав преступления формальный, считается оконченным с момента захвата человека и начала его перемещения. В случаях, когда перемещение было осуществлено самим потерпевшим вследствие его обмана или злоупотребления доверием, преступление признается оконченным с момента захвата данного лица и начала принудительного перемещения либо начала его удержания, если лицо более не перемещалось. Время удержания (в течение часа, дня, недели, месяца и т.д.) значения не имеет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При отсутствии такого умысла действия не могут быть квалифицированы как похищение человека.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Действия, не образующие состав похищения человека

Незаконное лишение свободы. Действия лица, захватившего потерпевшего без намерения его удержания в другом месте, следует квалифицировать не по ст. 126, а по ст. 127 УК РФ.

В отличие от похищения человека при незаконном лишении свободы, предусмотренном статьей 127 УК РФ, потерпевший остается в месте его нахождения, но ограничивается в передвижении без законных на то оснований (например, виновное лицо закрывает потерпевшего в доме, квартире или ином помещении, где он находится, связывает его или иным образом лишает возможности покинуть какое-либо место) (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 58).

Также, действия лица, которое удерживает потерпевшего, ранее похищенного другими лицами, образуют не похищение человека, а незаконное лишение свободы.

Похищение ребенка. Случаи похищения родителем, усыновителем (в том числе и лишенным родительских прав) собственного ребенка у другого родителя или иных лиц, которым ребенок передан в установленном законом порядке на воспитание, а также похищение ребенка близкими родственниками (родными и усыновленными братом, сестрой, дедом, бабкой), если эти действия совершаются в интересах ребенка, в том числе и ложно понятых, не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ.

Перемещение человека в целях совершения иного преступления, например убийства или изнасилования, не требует самостоятельной квалификации по ст. 126 УК РФ.

Согласие потерпевшего на его перемещение в другое место, о чем не знают лица, заинтересованные в его освобождении, инсценировка похищения не образуют состава данного преступления.

Пункт “а” ч. 2 ст. 126 УК РФ
– похищение человека группой лиц
по предварительному сговору

Похищение человека признается совершенным группой лиц по предварительному сговору тогда, когда будет установлено, что в нем участвовали не менее двух лиц, заранее договорившихся о совершении такого преступления, и каждый из них выполнял объективную сторону преступления или ее часть.

“В случаях, когда согласно предварительной договоренности между соучастниками о похищении человека виновный совершает отдельное действие, входящее в объективную сторону данного преступления, он несет уголовную ответственность как соисполнитель преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору” (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 58).

Пункт “в” ч. 2 ст. 126 УК РФ
– похищение человека с применением насилия,
опасного для жизни или здоровья, либо
с угрозой применения такого насилия

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, предполагает такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью потерпевшего.

Угроза применения насилия предполагает выраженное вовне намерение лица причинить потерпевшему смерть или вред здоровью любой степени тяжести. Потерпевшим может быть как сам похищенный, так и третьи лица, пресекающие совершение преступления. Время применения физического или психического насилия значения не имеет (оно может быть применено как во время похищения, так и во время удержания).

Если насилие, опасное для жизни или здоровья потерпевшего, применено виновным не в момент похищения, а после и с другой целью, оно не может считаться квалифицирующим признаком похищения.

Пункт “г” ч. 2 ст. 126 УК РФ
– похищение человека с применением оружия
или предметов, используемых в качестве оружия

Применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, предполагает использование любого вида исправного оружия, отнесенного к таковому в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии”, а также различных предметов, независимо от того, были ли они специально принесены с собой или подобраны на месте.

Читайте также:
Открытый город: что это такое, описание и особенности

Пункт “д” ч. 2 ст. 126 УК РФ
– похищение заведомо несовершеннолетнего

Похищение заведомо несовершеннолетнего предполагает достоверное знание виновным того, что похищаемый не достиг возраста 18 лет.

Удержание заблудившегося малолетнего ребенка вопреки его воле необходимо рассматривать как незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ), а при подмене – по ст. 153 УК РФ.

Пункт “е” ч. 2 ст. 126 УК РФ
– похищение женщины, заведомо для виновного
находящейся в состоянии беременности

Похищение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, предполагает, что виновный достоверно знает о состоянии потерпевшей (например, в силу того, что является родственником, знакомым, соседом и т.д.) или когда внешний облик женщины явно свидетельствует о ее беременности. При этом срок беременности и источник осведомленности о ней на квалификацию не влияют.

В случаях, когда виновный совершает похищение, ошибочно полагая, что потерпевшая беременна, квалифицировать содеянное следует как покушение на похищение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (ч. 3 ст. 30, п. “е” ч. 2 ст. 126 УК РФ).

Пункт “ж” ч. 2 ст. 126 УК РФ
– похищение двух или более лиц

Похищение двух или более лиц предполагает похищение минимум двух лиц как одновременно, так и при промежутке во времени.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 УК РФ похищение двух или более лиц, совершенное одновременно или в разное время, не образует совокупности преступлений и подлежит квалификации только по п. “ж” ч. 2 ст. 126 УК РФ.

Пункт “з” ч. 2 ст. 126 УК РФ
– похищение человека из корыстных побуждений

Похищение человека из корыстных побуждений предполагает стремление извлечь материальную выгоду для себя лично или других лиц.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 58 содержатся следующие разъяснения:

Похищение человека квалифицируется по пункту “з” части 2 статьи 126 УК РФ (из корыстных побуждений), если оно совершено в целях получения материальной выгоды для виновного или других лиц (денег, имущества или прав на его получение и т.п.) или избавления от материальных затрат (возврата имущества, долга, оплаты услуг, выполнения имущественных обязательств, уплаты алиментов и др.), а равно по найму, обусловленному получением исполнителем преступления материального вознаграждения или освобождением от материальных затрат.

Лица, организовавшие похищение человека, совершенное исполнителем за материальное вознаграждение, подстрекавшие к его совершению или оказавшие пособничество в совершении такого преступления, подлежат ответственности по соответствующей части статьи 33 и пункту “з” части 2 статьи 126 УК РФ.

Когда похищение сопряжено с одновременными требованиями о передаче денег, других ценностей, то действия виновного квалифицируются по совокупности п. “з” ч. 2 ст. 126 и ст. 163 УК РФ.

Похищение из корыстных побуждений следует отличать от захвата заложника по тем же мотивам (п. “з” ч. 2 ст. 206 УК РФ). При захвате виновный заинтересован в широкой огласке своих требований, дестабилизации действий органов власти, оказании на них воздействия, создании неспокойной обстановки в обществе, страха, а при похищении – нет, требование о выкупе предъявляется узкому кругу лиц, в тайне держится место содержания похищенного.

Пункт “а” ч. 3 ст. 126 УК РФ
– похищение человека, совершенное
организованной группой

Понятие совершения преступления организованной группой дано в ст. 35 УК РФ. При признании похищения совершенным организованной группой действия всех участников независимо от их роли в преступлении следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Пункт “в” ч. 3 ст. 126 УК РФ
– похищение человека, повлекшее
по неосторожности смерть потерпевшего
или иные тяжкие последствия

Под причинением смерти по неосторожности понимаются случаи, когда виновный избрал такой способ похищения, при котором по его легкомыслию или небрежности наступила смерть потерпевшего, например, поместил в подвал, где была плохая вентиляция и потерпевший задохнулся.

При убийстве потерпевшего квалификация по ч. 3 ст. 126 УК РФ исключается если изначально имелся умысел на убийство, о чем указано в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 58:

В случаях, когда захват и перемещение человека были направлены не на удержание потерпевшего в другом месте, а на его убийство, содеянное квалифицируется по соответствующей части статьи 105 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 126 УК РФ не требует.

Если умысел на совершение убийства в отношении похищенного лица возникает у виновного в ходе перемещения или удержания потерпевшего, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 126 и 105 УК РФ.

Под иными тяжкими последствиями понимаются, в частности, самоубийство похищенного, тяжкое заболевание, психическое расстройство, причинение тяжкого вреда потерпевшему, крупного имущественного ущерба и т.д. по неосторожности.

Примечание к статье 126 УК РФ

Примечанием к ст. 126 УК РФ установлена поощрительная норма, согласно которой лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Данное предписание является императивным. Правоприменитель обязан освободить виновного от уголовной ответственности за похищение человека, если со стороны виновного имело место добровольное освобождение потерпевшего.

Под добровольным освобождением похищенного человека по смыслу закона понимается такое освобождение, которое не обусловлено невозможностью удерживать похищенного либо выполнением или обещанием выполнить условия, явившиеся целью похищения; освобождение, которое последовало в ситуации, когда виновный мог продолжить незаконно удерживать похищенного, но предоставил ему свободу.

Действия нельзя расценивать как добровольные, если фактическое освобождение потерпевшего состоялось уже после выполнения условий, выдвинутых похитителями, когда их цель была достигнута и оказался утраченным смысл дальнейшего удержания потерпевшего. Даже если потерпевшего освободили до получения выкупа, но виновные были осведомлены, что их ищет полиция, добровольность освобождения отсутствует.

Инициатор освобождения (сам виновный, потерпевший, правоохранительные органы и т.д.), равно как и мотивы добровольного освобождения похищенного (жалость и сострадание к потерпевшему, страх перед разоблачением и т.д.) могут быть любыми и не влияют на решение вопроса об освобождении от ответственности.

Если, имея реальную возможность незаконно удерживать потерпевшего, виновный его отпускает (добровольно освобождает), но в его действиях содержится состав иного преступления (например, побоев, истязания и др.), то он должен нести ответственность за преступления, сопряженные с похищением, а не за похищение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: