Политическая партия: что это такое, описание и особенности

Политическая партия

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть определенных политических целей. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании политической системы государства;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • политическое воспитание;
  • подготовка политических кадров;
  • защита интересов различных социальных групп.

Отличительные признаки политических партий:

  • нацеленность на завоевание и осуществление власти;
  • наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
  • наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
  • наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
  • наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Классификация политических партий

Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.

По типу идеологии:

  • Либеральные партии нацелены на минимальное вмешательство государства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни.
  • Демократические партии выступают за утверждение и развитие народовластия.
  • Социал-демократические партии ориентированы на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод.
  • Коммунистические партии выступают за полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью.
  • Националистические партии строят свою деятельность на основе идей о преимуществе определенной нации в жизни страны.
  • Клерикальные партии направлены на усиление влияния церкви и религиозных идей.
  • «Зеленые» партии направлены на защиту окружающей среды.
  • Фашистские партии основаны на идее подавления личности, ликвидации свободы.
  • Монархические поддерживают существование монархий и единоличную власть.

По отношению к социальной действительности:

  • Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
  • Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств достижения власти.
  • Консервативные партии нацелены на сохранение действующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По характеру членства:

  • Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессиональных политиков и активную деятельность в период выборов.
  • Массовые (идеологические) партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.
  • Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.

Виды политических партий по отношению к власти:

  • Правящие находятся у власти в определенный момент.
  • Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.

По месту в политическом спектре:

  • Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
  • Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
  • Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.

По источнику возникновения:

  • Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
  • Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
  • Созданные на основе объединения социальных групп.

По положению в управляющей структуре:

  • Парламентские реализуют свою политику через правительство. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
  • Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.

Виды политических партий по организационной структуре:

  • Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
  • Движенческие — характерно формальное членство.
  • Политические клубы — характерно свободное членство.
Читайте также:
Обратный вексель: что это такое, описание и особенности

Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Система политических партий в законодательстве РФ

Точное юридическое определение политической партии закреплено в законодательстве каждой конкретной страны. Эти определения могут различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

В Федеральном законе РФ «О политических партиях» говорится, что политическая партия — это общественное объединение, которое создано в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия в РФ должна отвечать следующим требованиям:

  • Иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной партии.
  • Состоять из не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов партии.
  • Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
  • Под региональным отделением политической партии понимается ее структурное подразделение, которое создано по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
  • В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит один или несколько автономных округов, может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Политические партии

Что такое политическая партия

Политическая партия — это организованная группа людей с примерно одинаковыми политическими целями и взглядами, т. е. группа, которая стремится влиять на государственную политику, добиваясь избрания своих кандидатов на государственные должности.

Читайте также:
Обязательственное право: что это такое, описание и особенности

Партии, как правило, глубоко и прочно укоренились в определенных структурах общества в условиях устойчивой и хорошо функционирующей демократии. Они могут связать государственные институты с элементами гражданского общества в свободном и справедливом обществе и считаются необходимыми для функционирования любой современной демократической политической системы.

Политические партии часто описываются как институционализированные посредники между гражданским обществом и теми, кто принимает и осуществляет решения. Таким образом, они позволяют удовлетворить требования своих членов и сторонников в парламенте и правительстве. Несмотря на то, что партии выполняют многие жизненно важные роли и выполняют несколько функций в демократическом обществе, выдвижение и представление кандидатов в ходе избирательной кампании является наиболее заметной функцией для избирателей.

История возникновения политических партий

Политические партии в своей современной форме возникли в Европе и США в XIX веке, примерно в одно время с избирательной системой. Ее развитие отражает эволюцию партий. С тех пор термин «партия» стал применяться ко всем организованным группам, стремящимся к политической власти, будь то демократические выборы или революция.

В более ранних дореволюционных, аристократических и монархических режимах политический процесс разворачивался в ограниченных кругах, в которых кружки и фракции, группировавшиеся вокруг дворян или других влиятельных личностей, противостояли друг другу. Установление парламентских режимов и появление партий поначалу почти изменили эту ситуацию. К кружкам, сформированным вокруг герцогов, принцев, графов или маркизов, добавились блоки, сформированные вокруг банкиров, торговцев, промышленников и бизнесменов. Режимы, поддерживаемые знатью, сменились режимами, опирающимися на другие элиты. Эти узкоспециализированные партии позже трансформировались, поскольку в XIX веке в Европе и Америке появились партии, зависящие от массовой поддержки.

В XX веке политические партии распространились по всему миру. В менее развитых странах крупные современные политические партии иногда основывались на традиционных отношениях, таких как этническая, племенная или религиозная принадлежность. Более того, многие политические партии в менее развитых странах являются частично политическими, частично военными, например, некоторые социалистические и коммунистические партии в Европе.

Развиваясь первоначально в рамках либеральной демократии в XIX веке, политические партии с XX века использовались диктатурами в совершенно недемократических целях.

Отличительные признаки

Из определения политических партий в качестве их основных признаков можно выделить следующие:

  • политическая партия верит в общие принципы и общие цели;
  • ее цели вращаются вокруг стремления к политической власти посредством коллективных усилий;
  • она использует конституционные и мирные методы в стремлении установить контроль над правительством посредством выборов;
  • находясь у власти, она воплощает свои заявленные цели в государственную политику.

Политические партии очень конкурентоспособны по своей природе. Их единственная цель — участвовать в выборах, чтобы получить власть. Часто дух соперничества настолько высок, что эти стороны вовлекаются в коррупционные практики, такие как взяточничество, использование физической силы для победы и т. д.

Конкуренция ведет к повышению эффективности: политические партии убеждают людей верить в них и их политику. Общественность имеет свободу судить о политике и сравнивать, если она лучше других.
Политические партии имеют тенденцию согласовывать свои стратегии и программы. Это делается для того, чтобы обеспечить постоянную поддержку людей и способствовать коллективному благу. Это важно для демократических государств, поскольку оно показывает свою связь с народом, и поэтому следует учитывать потребности и чаяния людей.

Если политическая партия борется за то, чтобы получить большинство, она предпринимает попытку заключить союз с другими партиями. Эта форма правления известна как коалиционное правительство. В таких случаях обеспечивается заинтересованность каждой партии, которая присоединяется к коалиции. Таким образом, уменьшается количество внутренних конфликтов.

Коалиция (в данном контексте) — это группа, созданная, когда две или более фракции, политические партии, военные или другие партии соглашаются работать вместе, часто временно, в партнерстве для достижения общей цели.

Основные цели политической партии

Политическая партия объединяет людей с одинаковыми политическими идеями. Главной целью политической партии является влияние на государственную политику своей страны. Участвуя в выборах, партии надеются привлечь как можно больше своих членов в представительный орган, такой как парламент или муниципальный совет. В то же время они стараются занимать как можно больше должностей в правительстве или в муниципальной или провинциальной исполнительной власти.

Читайте также:
Происхождение ребенка: что это такое, описание и особенности

Другими целями политической партии могут являться:

  1. Сохранение независимой от правительства и свободной от политического влияния позицию.
  2. Осуществление профессиональной и беспристрастной государственной службы.
  3. Добросовестная и качественная служба обществу.
  4. Финансовая ответственность и нахождение лучших методов управления.

Задачи политических партий в демократическом обществе:

  1. Формулирование приоритетов государственной политики и гражданских потребностей и проблем, определенных членами и сторонниками.
  2. Социализация и просвещение избирателей и граждан в вопросах функционирования политической и избирательной системы и формирования общих политических ценностей.
  3. Поиск компромиссов, консолидация различных слоев населения.
  4. Активизация и мобилизация граждан на участие в принятии политических решений и преобразование их мнений в жизнеспособные варианты политики.
  5. Набор и обучение кандидатов на государственные должности.

Какие функции выполняет политическая партия

Для выполнения вышеупомянутых задач и целей политическим партиям и гражданам необходимы определенные права и обязанности, гарантированные или регулируемые конституцией или законом.

Необходимые права и обязанности

  1. Свобода организации.
  2. Свобода выставлять свою кандидатуру на выборах.
  3. Свобода слова и собраний.
  4. Обеспечение справедливой и мирной конкуренции между партиями и кандидатами.
  5. Механизмы обеспечения политического плюрализма.
  6. Свобода от дискриминации.
  7. Гарантии доступа к средствам массовой информации и честной отчетности.
  8. Прозрачные и подотчетные политические финансы.

Определение 3

Плюрализм (в политологии) — это концепция, когда власть распределена (или должна быть) между различными политическим партиями, власть не принадлежит (или не должна принадлежать) одной элите или группе элит.

Плюрализм предполагает, что политическое разнообразие полезно для общества и что автономией должны пользоваться различные функциональные или культурные группы внутри общества, включая религиозные группы, профсоюзы, профессиональные организации и этнические меньшинства.

Функции политических партий

  1. Политические партии, в первую очередь, должны структурировать избирательный процесс, выдвигая конкурирующих кандидатов на должности, привлекая лиц для активного участия в предвыборных кампаниях.
  2. Политические партии должны предоставлять большинству граждан стабильный и отличительный набор идей и целей.
  3. Политические партии, как только они примут участие в избирательном процессе, должны быть способны сформировать правительство и обеспечить внутреннюю структуру законодательного процесса — независимо от того, делают ли они это самостоятельно или в союзе с другими партиями. Для этого руководство партии должно быть способно поддерживать неизменно высокий уровень внутренней дисциплины.
  4. Политические партии должны быть способны объединять интересы значительной части граждан, направляя ожидания этих людей, семей, фирм, ассоциаций и движений. Они разрабатывают программы о государственной политике таким образом, чтобы удовлетворить общие потребности участников полического процесса.

Классификация политических партий и характеристики

Политологи проводят различие между различными типами политических партий, которые развивались на протяжении всей истории.

Кадровые партии

Кадровые партии были политическими элитами, которые были заинтересованы в оспаривании выборов и ограничивали влияние посторонних, от которых требовалась только помощь в избирательных кампаниях. Массовые партии пытались набрать новых членов, которые были источником партийного дохода и часто должны были распространять партийную идеологию.

Кадровая партия — это тип политической партии, которая доминировала в XIX веке до введения всеобщего избирательного права. Кадровые партии характеризуются минимальной и свободной организацией и финансируются за счет меньшего количества крупных денежных взносов, обычно поступающих извне партии.

Кадровые партии уделяют мало внимания расширению членской базы партии, и ее лидеры являются ее единственными членами. Самые ранние политические партии, такие как демократические республиканцы и федералисты, классифицируются как кадровые партии.

Массовые партии

Такие партии могут возникать из-за существующих расколов в обществе.

Массовая партия — это тип политической партии, которая возникла вокруг расколов в обществе и мобилизовала обычных граждан или «массы» в политическом процессе.

В Европе введение всеобщего избирательного права привело к созданию рабочих партий, которые впоследствии превратились в массовые партии. Эти партии представляли большие группы граждан, которые ранее не были представлены в политических процессах, формулируя интересы различных групп общества. В отличие от кадровых партий, массовые партии финансируются своими членами и опираются на большую базу членов и поддерживают ее. Кроме того, массовые партии уделяют приоритетное внимание мобилизации избирателей и являются более централизованными, чем кадровые партии.

Читайте также:
Оптовая ярмарка: что это такое, описание и особенности

Финансирование политических партий

Финансирование политических партий — это метод, используемый политической партией для сбора средств на предвыборные кампании и повседневную деятельность. Финансирование политических партий является одним из аспектов финансирования предвыборной кампании.

Политические партии финансируются за счет взносов из различных источников. Один из крупнейших источников финансирования поступает от членов партии и отдельных сторонников за счет членских взносов, подписки и небольших пожертвований. Этот вид финансирования часто называют финансированием или поддержкой на низовом уровне. Привлечение более крупных пожертвований от богатых людей, часто называемых плутократическим финансированием, также является распространенным методом получения средств.

Партии также могут финансироваться организациями, разделяющими их политические взгляды, такими как профсоюзы, комитеты или организации, которые стремятся извлечь выгоду из политики партии.

В некоторых регионах федеральное правительство может предоставить партии деньги налогоплательщиков. Эти средства партии получают за счет грантов государственной помощи, или государственного финансирования. Кроме того, сбор средств на политические цели может осуществляться незаконными способами, такими как торговля влиянием, взяточничество, вымогательство, откаты и хищения.

Последствия финансирования

Финансирование политических партий может исказить избирательный процесс и является основным мотивом коррупции как в развитых, так и в развивающихся странах. Опора на коррупционное финансирование в развивающихся странах связано с отсутствием законных источников финансирования и различными антидемократическими действиями партий, такими как покупка голосов. Коррупция может иметь место как в многопартийных, так и в однопартийных избирательных системах. При обеих системах у избирателей может развиться ожидание, что их голос будет куплен.

Правящие партии также могут злоупотреблять своим доступом к государственным ресурсам, ставя оппозиционные партии в невыгодное положение.

Существуют две основные связи между коррупцией и политическими финансами, которые связаны с конкурентными выборами.

  1. Первое звено — это требование электората об оплате своих голосов в виде частных и общественных благ (улучшение уровня жизни граждан).
  2. Второй — коррупция при финансировании кампаний, при которой государственные субъекты направляют государственные ресурсы на свои собственные кампании или когда кандидаты продают политическое влияние.

Политические партии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

В политической системе функционируют специальные институты, которые занимаются формированием и реализацией политической власти.

Помимо государства в их число входят политические партии и движения, играющие важнейшую роль в осуществлении политического процесса.

Большинство граждан хорошо наслышаны о существовании партий, но далеко не все понимают, чем они занимаются.

Давайте вместе разберемся, что такое политическая партия, каковы ее функции, назначение, а также рассмотрим типологию этих организаций.

Политическая партия — это .

Политическая партия — это объединение людей с близкими политическими воззрениями, которое образовано с целью их включения в политический процесс.

Ее основная цель — получение и удержание политической власти либо присутствие в ней посредством делегирования своих членов в органы госвласти и местного самоуправления. Для этого она принимает участие в избирательных кампаниях и референдумах, организует мероприятия и проводит агитационную работу.

Политические партии России и других стран относятся к категории иерархических образований, которые имеют четкую организацию и массовое членство. При этом они подлежат госрегистрации, что позволяет выполнять деятельность в полном объеме.

Их эволюция

Первые политические партии по форме организации и характеру деятельности напоминали закрытые группы, клики и собрания, которые не ориентировались на массы, а вели кулуарную борьбу друг с другом.

Например, в средневековой Италии это были «гвельфы» (поддерживали папу Римского) и «гибеллины» (сторонники монарха), а в Англии времен буржуазной революции «круглоголовые» (сторонники буржуазных порядков) и «кавалеры» (роялисты).

Классификация политических партий современного типа стала актуальной во второй половине XVII-XVIII веке, когда в Англии, США и Франции прошли буржуазные революции, предоставившие политические компетенции части общества. Ускорило создание партий появление избирательного права и как следствие выборных кампаний, в которых эти организации стали играть главные роли.

Читайте также:
Областная дума: что это такое, описание и особенности

Свою логику эволюции политических партий, состоящую из трех этапов, предложил М.Вебер:

  1. Аристократические группировки. Существовали при монархических домах, включали представителей политической элиты (знать, чиновники, советники) и пытались влиять на короля, желая получить власть и привилегии.
  2. Политические клубы. Появились на этапе перехода от феодализма к буржуазному обществу. Типичный пример — якобинцы во Франции.
  3. Массовые партии. Организации с факультативным членством, ориентированные на открытую политическую борьбу с целью завоевания власти и способные оказывать влияние на массы.

Подробнее об эволюции современных партий можно узнать здесь:

Требования к партиям в РФ

В России действует №95-ФЗ «О политических партиях», который был принят в 2001 году. В ч.2 ст.3 этого закона прописаны требования к подобным организациям:

  1. Наличие региональных отделений, как минимум в ½ субъектов РФ. На территории одного региона допускается существование не более одного отделения.
  2. Нахождение руководящих органов и подразделений исключительно на российской территории.
  3. Минимальное количество членов — 500. Законодательство допускает для россиян возможность членства только в одной партии.

Признаки политических партий

Признаки политической партии позволяют отличить эту организацию от других субъектов политической системы.

К числу главных из них относится:

  1. организационная структура — руководящие органы, партаппарат и сеть местных подразделений;
  2. нацеленность на завоевание и удержание власти;
  3. наличие программы, в которой указываются цели и методы их достижения, а также устава;
  4. ориентация на массы посредством агитационно-пропагандистской деятельности;
  5. добровольность членства;
  6. длительность существования.

Также любая партия выступает носителем некой идеологии, посредством которой она выражает интересы своих сторонников.

Функции политических партий

Многим людям, далеким от политики, не совсем понятно зачем создаются политические партии.

Их нахождение в сфере политики имеет большое положительное значение благодаря реализации специфических функций:

  1. участие в процессе борьбы за власть и влияние на деятельность государства;
  2. политическая социализация;
  3. рекрутирование и подготовка профессиональных политиков;
  4. выдвижение кандидатов на должность главы государства, в депутаты, губернаторы, мэры;
  5. участие в избирательных кампаниях разного уровня от муниципальных до федеральных (эта функция обязательна для партии — если в течение семи лет она не выставит кандидатов на выборах ее статус изменится на общественно-политическое движение);
  6. влияние на общественное мнение по социально значимым вопросам;
  7. мобилизация граждан для решения ключевых проблем общества;
  8. пополнение кадрами политической элиты.

Независимо от видов политических партий у каждой существуют особенные внутренние функции.

В их числе порядок определения членства, привлечение источников финансирования, обеспечение конструктивного взаимодействия центрального аппарата с местными отделениями, поддержание норм внутрипартийной этики и другие.

Типология и виды партий

В политологии существует множество типологий (видов политических партий, отличающихся критериями выделения важнейших признаков:

  1. Приверженность идеологии — консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, клерикальные, фашистские и иные.
  2. Наличие политической власти — правящие и оппозиционные.
  3. Отношение к закону — легальные и запрещенные (нелегальные).
  4. Расположение в политическом секторе — правые (консервативные, националистические), центристские (в основном либеральные) и левые (социал-демократические и коммунистические).
  5. Отношение к общественным преобразованиям — умеренные, реформистские, революционные, радикальные, реакционные и другие.
  6. Присутствие в законодательном органе (допущены к распределению мандатов) — парламентские и непарламентские.

Кадровые и массовые партии

По признаку организационного построения виды политических партий делятся на две категории — кадровые и массовые.

Деятельность кадровых партий связана с участием профессиональных политиков, представителей политической элиты, имиджмейкеров, политологов и других представителей истеблишмента.

Такие организации характеризуются закрытостью, малочисленным членством и обычно финансируются за счет частных средств. Они становятся активны накануне выборов, так как ставят целью продвинуть нужного кандидата во власть. В межвыборный период о подобных типах политических партий практически ничего не слышно.

Все ведущие партии России и большинства других государств относятся к массовым, которые отличаются следующими признаками:

  1. большое количество сторонников;
  2. тесное взаимодействие между участниками;
  3. финансирование посредством членских взносов;
  4. фиксированное членство;
  5. действуют внутренние правила, присутствует жесткая партийная дисциплина;
  6. активная деятельность первичных партийных организаций;
  7. постоянная работа как в выборный, так и в межвыборный период.
Читайте также:
Монопольная цена: что это такое, описание и особенности

Сколько партий в современной России

Количество политических партий в России постоянно меняется, точные цифры на конкретный момент можно узнать на сайте Минюста РФ. Например, по состоянию на 1 июля 2022 года перечень зарегистрированных ведомством партий насчитывал 47 организаций. Несколько лет назад их количество превышало 60.

Ограничения деятельности партий в РФ

В России запрещена деятельность партий, носящая экстремистский характер. Закон ограничивает создание подобных организаций на основании признаков расовой, конфессиональной, профессиональной и национальной принадлежности.

Их структурные отделения могут работать исключительно по территориальному основанию. Партии не имеют право вести деятельность в органах госвласти и местного самоуправления.

На территории РФ не могут работать политические партии, представляющие зарубежные государства. Не допускается прием в члены партии несовершеннолетних граждан, а также апатридов и лиц с иностранным гражданством.

Что такое политические партии — вопрос актуальный, так как эти организации обладают статусом одного из ведущих политических институтов современного общества. Они выступают связующим звеном между гражданами и государством, выдвигая программы преобразования и направляя во власть своих представителей, которые способны решать актуальные для социума задачи.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

У нас, к сожалению, в последние лет десять выражение «политическая партия» у людей вызывает двоякие ощущения и даже смешок. Учитывая некоторые сомнительные решения, выдвигаемые и пропагандируемые их членами — это неудивительно. Может быть если бы в них по несколько десятков лет не сидели люди, еще не отошедшие от уклада жизни в советском пространстве — может все было бы и получше

По закону может и должна состоять я только в одной партии, только кто это сможет проверить на бескрайних просторах нашей родины. Да и кто станет проверять. Думаю, эта статья не работает изначально, и не понимаю, отчего её ещё не отменили депутаты государственной Думы. Они сами, то в одной партии состоят, то в другой. Попробуй разберись, кто где. Неправильно это, как вы думаете?

Политические партии. Понятие, функции и виды политических партий.

Понятие политической партии.

Понятие политической партии означает особый вид общественной организации, задача которой принять участие в управлении государством или органами местного самоуправления (городом, например). Партия может также ставить целью полный захват государственной власти.

Первые политические партии в современном понимании появились в XIX веке в некоторых западных странах после введения всеобщего избирательного права: Прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.д.

Интересен тот факт, что более трети россиян, согласно опросам, не понимают, для чего нужны политические партии. Для этого рассмотрим цели и функции политических партий.

Функции политических партий.

  1. Формирование общественного мнения.
  2. Политическое воспитание граждан государства.
  3. Выражение позиций граждан по социальным вопросам.
  4. Доведение этой позиции до общественности и органов власти.
  5. Выдвижение своих кандидатов на выборах разного уровня.

Виды политических партий.

По социально-классовому критерию:

  1. Буржуазные партии (состоящие из представителей бизнеса, предпринимателей).
  2. Трудящиеся (представители рабочих, крестьян)
  3. Примиряющие (из различных представителей всех классов).

По организации партии:

  1. Кадровые партии – состоящие из профессиональных политиков или парламентариев и имеющие группу лидеров. Наиболее активны во время выборов. Целевая аудитория – представители элиты. Финансируются из частных источников.
  2. Массовые партии – централизованные организации с уставным членством. Финансируются за счет членских взносов. Многочисленны и имеют целевой аудиторией народные массы.

По степени вовлеченности в государственную власть:

  1. Правящие – имеющие большинство в парламенте.
  2. Оппозиционные – противники правящих партий, составляющие меньшинство в парламенте.
  3. Не участвующие – те, которые не набрали на выборах достаточное количество голосов.
  1. Левые (коммунистические и социалистические, либо имеющие соответствующий уклон).
  2. Правые (националистические, либо имеющие националистический уклон, а также консервативные и либеральные).
  3. Центристы (демократы).
  4. Смешанные.
Читайте также:
Обязательный договор: что это такое, описание и особенности

По структуре организации:

  1. Классического типа – с четкой организацией и постоянным членством.
  2. Движенческого типа – в них членство является формальным.
  3. Политические клубы – свободное членство.
  4. Авторитарно-собственнического типа – партии одного человека, автора идеологии партии и ее основного представителя (например, Блок Юлии Тимошенко или Радикальная партия Олега Ляшко).

По типу идеологии:

  1. Либеральные партии. Нацелены на минимальное вмешательство государства в общественную и личную жизнь.
  2. Демократические партии. Выступают за народовластие.
  3. Социал-демократические партии. Выступают за государственное регулирование общественной жизни.
  4. Коммунистические партии. За полное равенство, общественную собственность, контроль власти над социальной и экономической жизнью.
  5. Националистические партии. Идеология господства нации в жизни страны.
  6. Клерикальные партии. Церковь и религиозные идеи и нормы.
  7. Зеленые партии. Экологическая составляющая политической идеологии.
  8. Фашистские партии. Ликвидация свобод, подавление личности человека.

Часто какой-либо определенный вид политической партии ассоциируется с определенными цветами и иногда эмблемами. Например, общепринято, что все партии коммунистического (левого) толка ассоциируются с красным цветом. Консервативные партии, как правило, синие или сине-черные, социал-демократы – розовые, а либералы – желтые. Цвет зеленых партий очевиден, а цвет монархистов – белый (иногда – пурпурный). Коричневый, черный, красно-черный – цвета фашистов и неонацистов. Еще один популярный вид цветов – цвета национального флага. Наибольшую популярность такие цвета получили на Украине.

Ключевая особенность такого явления как политические партии заключается в том, что они становятся посредниками между обществом и государством. Политические партии являются высшей формой организации политической деятельности (по сравнению с другими групповыми субъектами политической деятельности – массовыми движениями, общественными организациями, группами давления и т.д.). Кроме того, политические партии также являются наиболее организованной формой социальной активности.

ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ

ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ – международная организация, которая объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках.

На­ча­ло раз­ви­тию ДН как но­во­го те­че­ния в сис­те­ме ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний по­ло­жи­ла Бан­дунг­ская кон­фе­рен­ция 1955 года. На Ка­ир­ской встре­че пред­ста­ви­те­лей 20 стран Азии, Аф­ри­ки, Ев­ро­пы и Латинской Аме­ри­ки (июнь 1961 года) был со­гла­со­ван ряд прин­ци­пов по­ли­ти­ки не­при­сое­ди­не­ния: не­за­ви­си­мая внеш­няя по­ли­ти­ка, под­держ­ка национально-ос­во­бо­дительных дви­же­ний, не­уча­стие в мно­го­сто­рон­них во­енных сою­зах, за­клю­чён­ных в ус­ло­ви­ях про­ти­во­стоя­ния ве­ли­ких дер­жав. Сре­ди ос­но­ва­те­лей ДН бы­ли та­кие вы­даю­щие­ся по­ли­ти­ки, как Дж. Не­ру, Г.А. На­сер, И. Ти­то, Су­кар­но, К. Нкру­ма. Как ор­га­ни­за­ция ДН бы­ло уч­ре­ж­де­но на Бел­град­ской кон­фе­рен­ции (Юго­сла­вия, сентябрь 1961 года; 25 го­су­дарств). В при­ня­той на кон­фе­рен­ции дек­ла­ра­ции из­ла­га­лись ба­зо­вые прин­ци­пы ДН: не­при­ятие дик­та­та, ге­ге­мо­низ­ма и экс­пан­сии в ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях, не­об­хо­ди­мость рав­но­прав­но­го и взаи­мо­вы­год­но­го со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми; борь­ба за фор­ми­ро­ва­ние но­во­го эко­но­мического по­ряд­ка на ос­но­ве спра­вед­ли­во­сти и рав­но­пра­вия. Ка­ир­ская кон­фе­рен­ция (Еги­пет, октябрь 1964 года; 47 го­су­дарств) осу­ди­ла лю­бые фор­мы вме­ша­тель­ст­ва во внутренние де­ла го­су­дарств, вы­ска­за­лась за за­пре­ще­ние ядер­ных ис­пы­та­ний во всех сре­дах.

С Лу­сак­ской кон­фе­рен­ции (Зам­бия, сентябрь 1970 года; 54 го­су­дар­ст­ва) на­чал­ся этап ста­нов­ле­ния ДН как од­но­го из ин­сти­ту­тов в сис­те­ме ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний. Кон­фе­рен­ция впер­вые упот­ре­би­ла в сво­их до­ку­мен­тах тер­ми­ны «Дви­же­ние не­при­сое­ди­не­ния» и «го­су­дар­ст­ва – чле­ны Дви­же­ния не­при­сое­ди­не­ния», при­ня­ла прин­ци­пи­аль­но важ­ное ре­ше­ние «уп­ро­чить и рас­ши­рить об­ласть вза­им­но­го со­труд­ни­че­ст­ва в ме­ж­ду­на­род­ных, ре­гио­наль­ных, дву­сто­рон­них рам­ках; обес­пе­чить не­пре­рыв­ность дея­тель­но­сти про­ве­де­ни­ем пе­рио­ди­че­ских кон­суль­та­ций пред­ста­ви­те­лей не­при­сое­ди­нив­ших­ся стран на раз­лич­ных уров­нях». Ли­ния Лу­сак­ской кон­фе­рен­ции, на­прав­лен­ная на то, что­бы при­дать ста­биль­ные ор­га­ни­зационные фор­мы со­ли­дар­но­сти не­при­сое­ди­нив­ших­ся стран, бы­ла про­дол­же­на на выс­ших фо­ру­мах ДН в Ал­жи­ре (Ал­жир, сентябрь 1973 года; 76 го­су­дарств), Ко­лом­бо (Шри-Лан­ка, август 1976 года; 84 го­су­дар­ст­ва и од­но национально-ос­во­бо­дительное дви­же­ние), Га­ва­не (Ку­ба, сентябрь 1979 года; 92 го­су­дар­ст­ва и 3 национально-ос­во­бо­дительных дви­же­ния), Де­ли (Ин­дия, март 1983 года; 97 го­су­дарств и 2 национально-ос­во­бо­дительных дви­же­ния), Ха­ра­ре (Зим­баб­ве, сентябрь 1986 года; 100 го­су­дарств и национально-ос­во­бо­дительных дви­же­ний), Бел­гра­де (СФРЮ, сентябрь 1989 года; 98 чле­нов ДН). Для вы­пол­не­ния при­ня­тых ре­зо­лю­ций бы­ло об­ра­зо­ва­но свыше 50 ор­га­нов. В ус­ло­ви­ях «хо­лод­ной вой­ны», ис­поль­зуя про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду За­па­дом и Вос­то­ком, ДН до­би­лось ус­ту­пок от обо­их во­енно-по­ли­тических бло­ков, сна­ча­ла на суб­ре­гио­наль­ном и ре­гио­наль­ном уров­нях, а за­тем в гло­баль­ном мас­шта­бе. В 1950-1980-е годы в до­ку­мен­тах ДН мно­го мес­та от­во­ди­лось ан­ти­им­пе­риа­ли­стическим ло­зун­гам, осу­ж­де­нию ко­ло­ниа­лиз­ма, нео­ко­ло­ниа­лиз­ма, апар­теи­да, ра­сиз­ма, что объ­ек­тив­но сбли­жа­ло ДН с СССР и стра­на­ми со­циа­ли­стического ла­ге­ря. Это да­ва­ло ос­но­ва­ние советскому ру­ко­во­дству рас­смат­ри­вать ДН как сво­его со­юз­ни­ка. Од­на­ко боль­шин­ст­во стран ДН осу­ди­ли ввод войск Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра в Че­хо­сло­ва­кию (1968) и советских войск в Аф­га­ни­стан (1979).

Читайте также:
Процентное вознаграждение: что это такое, описание и особенности

На ру­бе­же 1990-х годов, в ус­ло­ви­ях стрем­ле­ния США к соз­да­нию мо­но­по­ляр­но­го ми­ро­по­ряд­ка, ДН столк­ну­лось с прин­ци­пи­аль­ной про­бле­мой оп­ре­де­ле­ния сво­его мес­та и ро­ли в ми­ро­вой по­ли­ти­ке. Си­туа­ция усу­губ­ля­лась на­рас­та­ни­ем кри­зис­ных тен­ден­ций внут­ри са­мо­го ДН. Рас­па­лась СФРЮ, пред­се­да­тель­ст­во­вав­шая в нём с 1989 года. В 1991 году из ДН вы­шла Ар­ген­ти­на. Ут­ра­ти­ли ин­те­рес к ДН его ев­ропейские уча­ст­ни­ки – Кипр и Маль­та, по­дав­шие за­яв­ки на всту­п­ле­ние в Ев­ро­пей­ский со­юз (ЕС). Та­кие влия­тель­ные чле­ны ДН, как Ин­дия, Ку­ба, Ал­жир, по раз­ным при­чи­нам ос­ла­би­ли вни­ма­ние к про­бле­ма­ти­ке не­при­сое­ди­не­ния. Дис­кус­сия по по­во­ду пер­спек­тив ДН дос­тиг­ла апо­гея к мо­мен­ту со­зы­ва кон­фе­рен­ции не­при­сое­ди­нив­ших­ся стран в Джа­кар­те (Ин­до­не­зия, сентябрь 1992 года; 108 го­су­дарств). На кон­фе­рен­ци­ях не­при­сое­ди­нив­ших­ся стран в Кар­та­хе­не (Ко­лум­бия, октябрь 1995 года; 104 го­су­дар­ст­ва), в Дур­ба­не (ЮАР, сентябрь 1998 года; 103 го­су­дар­ст­ва), Куа­ла-Лум­пу­ре (Ма­лай­зия, февраль 2003 года; 106 го­су­дарств) и Га­ва­не (Ку­ба, сентябрь 2006 года; 115 го­су­дарств) сфор­ми­ро­вал­ся современный об­лик ДН как ме­ха­низ­ма для кон­со­ли­да­ции Юга и от­стаи­ва­ния его ин­те­ре­сов в диа­ло­ге с Се­ве­ром. Дур­бан­ская дек­ла­ра­ция оп­ре­де­ли­ла ме­сто и роль ДН в ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях как «пе­ре­до­вой си­лы но­во­го ты­ся­че­ле­тия, зна­ме­ную­ще­го со­бой эру воз­ро­ж­даю­щих­ся на­ций, эру Юга, эру оп­рав­дав­шей­ся на­де­ж­ды». При­ори­тет­ные за­да­чи ДН – ис­ко­ре­не­ние бед­но­сти и обес­пе­че­ние ус­той­чи­во­го раз­ви­тия стран «третье­го ми­ра», при­да­ние гло­ба­ли­за­ции силь­ной со­ци­аль­ной со­став­ляю­щей. Чле­ны ДН про­дол­жа­ют про­яв­лять ра­ди­ка­лизм в во­про­сах ра­зо­ру­же­ния, осо­бен­но ядер­но­го, тра­ди­ци­он­но воз­ла­гая от­вет­ст­вен­ность за от­сут­ст­вие про­грес­са в этом во­про­се на «офи­ци­аль­ные» ядер­ные дер­жа­вы – США, Рос­сию, Фран­цию, Ве­ли­ко­бри­та­нию и Ки­тай. При этом ДН не от­реа­ги­ро­ва­ло на всту­п­ле­ние в ядер­ный клуб двух сво­их чле­нов – Ин­дии и Па­ки­ста­на. Уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции в Га­ва­не (2006) под­дер­жа­ли пра­во Ира­на на соз­да­ние собственных ядер­ных тех­но­ло­гий в мир­ных це­лях. В ор­га­ни­за­ции тра­ди­ци­он­но силь­ны по­зи­ции ис­лам­ских го­су­дарств, под влия­ни­ем ко­то­рых она не за­ня­ла чёт­кой по­зи­ции в от­но­ше­нии дей­ст­вий НАТО про­тив Юго­сла­вии, сто­яв­шей у ис­то­ков ДН. Важ­ным на­прав­ле­ни­ем дея­тель­но­сти ДН яв­ля­ет­ся ре­фор­ма ООН. ДН вы­сту­па­ет за пе­ре­рас­пре­де­ле­ние пол­но­мо­чий ме­ж­ду Со­ве­том Безо­пас­но­сти (СБ) и Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей в поль­зу по­след­ней, за пре­вра­ще­ние СБ в под­от­чёт­ный ей ор­ган, по­вы­ше­ние ро­ли спе­циа­ли­зированных ор­га­нов и ор­га­ни­за­ций ООН.

ДН – объ­е­ди­не­ние го­су­дарств, ме­ж­ду ко­то­ры­ми су­ще­ст­ву­ют глу­бо­кие по­ли­тические и идео­ло­гические про­ти­во­ре­чия, вслед­ст­вие это­го оно не име­ет чёт­кой струк­ту­ры и ор­га­ни­за­ции. У ДН нет ус­та­ва и бюд­же­та. Ре­ше­ния, при­ни­мае­мые кон­сен­су­сом на сам­ми­тах или кон­фе­рен­ци­ях ми­ни­ст­ров, но­сят ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер. ДН не име­ет по­сто­ян­но­го сек­ре­та­риа­та или другой струк­ту­ры. Основная роль в под­го­тов­ке фо­ру­мов и ве­де­нии те­ку­щих дел иг­ра­ет пред­се­да­тель­ст­вую­щее го­су­дар­ст­во. Важ­ным ко­ор­ди­национным ме­ха­низ­мом яв­ля­ет­ся «трой­ка», ку­да вхо­дят пре­ды­ду­щий, ны­неш­ний и бу­ду­щий пред­се­да­те­ли. Чле­на­ми ДН в 2006 году со­стоя­ли 116 го­су­дарств Азии, Аф­ри­ки, Ев­ро­пы, Латинской Аме­ри­ки и Океа­нии, в ко­то­рых про­жи­ва­ет 51% населения пла­не­ты, на­хо­дят­ся 46% об­ра­ба­ты­вае­мых зе­мель и 86% ми­ро­вых за­па­сов неф­ти. Из стран, вхо­дя­щих в СНГ, Бе­ло­рус­сия, Турк­ме­ния и Уз­бе­ки­стан яв­ля­ют­ся чле­на­ми ДН, а Ар­ме­ния, Азер­бай­джан, Ка­зах­стан, Кир­ги­зия и Ук­раи­на по­лу­чи­ли пра­ва на­блю­да­те­лей. С 1995 года Рос­сия уча­ст­ву­ет в фо­ру­мах ДН в ка­че­ст­ве гос­тя.

Сочинения:

Дви­же­ние не­при­сое­ди­не­ния в до­ку­мен­тах и ма­те­риа­лах. 2-е изд. М., 1979.

Движение неприсоединения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Возникновение и состав Движения неприсоединения

Движение неприсоединения – это международная организация в состав которой входит 120 государств, объединенных принципом неучастия в разного рода военных блоках (НАТО, Организация Варшавского договора, АНЗЮС, Организация Договора Юго-Восточной Азии, Организация Центрального договора и др).

Читайте также:
Пропорциональные выборы: что это такое, описание и особенности

Официально Движение неприсоединения было создано в сентябре 1961 года на Белградской конференции. Неформальными лидерами конференции стали Югославия и Индия. Этому событию предшествовали:

  • 1955 год – Бандунгская конференция;
  • 1956 год – 3-х сторонние консультации Джавахарлала Неру, Гамаля Абдель Насера и Иосипа Броза Тито;
  • 1961 год – поездка президента Югославии Тито по странам Африки и Азии.

В 1961 году наибольшую активность в Движении неприсоединения проявили Индонезия, Египет, Гана, Бирма, Афганистан и некоторые другие страны. Постепенно движение распространялось по всему миру, присоединяя все большее количество стран. Уже к середине 80-х гг. XX века в Движении участвовало более ста стран.

Первоначально Движение носило «неевропейский» характер, его единственным европейским участником была Югославия. Югославия много внимание уделяла тому, чтобы отстоять равноудаленность Движения неприсоединения от крупных стран, как можно мягче нейтрализовать желание Советского Союза объявить Югославию союзником социалистического строя. Югославия стала первой социалистической страной-участницей Движения. Чуть позже в движение вошли другие социалистические страны, такие как: Куба, Румыния, Вьетнам, Лаос, КНДР. К неприсоединению примкнула Организация освобождения Палестины.

На сегодняшний день в состав Движения неприсоединения входит одно европейское, 3 океанических, 26 американских, 37 азиатских, 53 африканских государства. Некоторые неприсоединившиеся страны (их 17) имеют статус наблюдателей. К таким странам относятся: Армения, Аргентина, Бразилия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Украина, Киргизия, Казахстан, Коста-Рика, Китай, Мексика, Сальвадор, Парагвай, Таджикистан, Сербия, Уругвай. Статус наблюдателей имеют международные и национально-освободительные организации: Организация Объединенных Наций, Африканский Союз, Организация исламского сотрудничества, Лига арабских государств, Новая Каледония, ОСНАА, Новое движение за независимость Пуэрто-Рико.

Готовые работы на аналогичную тему

Политика Движения неприсоединения

Политика Движения неприсоединения была направленна на желание отстраниться от конфронтации, возникающей между странами западного и восточного блоков. Государства-участники Движения старались извлечь определенную выгоду из сотрудничества с каждой по отдельности из противостоящих великих держав, разыгрывая, присутствующие между ними противоречия.

Задачи, которые стояли перед странами Движения неприсоединения можно охарактеризовать следующим образом:

  • проводить ни от кого независимую политику;
  • не допускать создания на территории своей страны военных баз;
  • не входить в военные альянсы;
  • поддерживать движения за национальное освобождение;
  • поддерживать политику мирного сосуществования.

Движение неприсоединения позволило странам «третьего мира» выступать с позиций единства по ряду международных вопросов, оказывать давление на крупные страны, противоборствующие блоки. Это стало определенным видом сотрудничества линии «юг-юг».

Перед участниками Движения неприсоединения регулярно встают вопросы о необходимости принятия единой позиции по каким-либо, возникающим в мире конфликтам. Однако такой общей позиции не наблюдается. В мировой геополитике последних лет произошли значительные изменения, что предопределило появление различных подходов выработке разного отношения со стороны государств-участников

В отношении различных политических процессов, происходящих на Ближнем Востоке, революционных движений мнения участников Движения разнятся – существуют как их сторонники, так и ярые противники. Это отображается на работе саммитов Движения.

Конференции Движения неприсоединения

Регулярно с 1961 года проводятся конференции (саммиты) на которых обсуждаются самые насущные проблемы Движения неприсоединения. Председателем движения (на последующие три года) становится глава государства или правительства, на территории которого проходит саммит. За годы работы Движения неприсоединения конференции проходили в таких государствах, как: Югославия (Белград, 1961); ОАР (Каир, 1964); Замбия (Лусака, 1970); Алжир (Алжир, 1973); Шри-Ланка (Коломбо, 1976); Куба (Гавана, 1979); Индия (Нью-Дели, 1983); Зимбабве (Хараре, 1986); Югославия (Белград, 1989); Индонезия (Джакарта, 1992); Колумбия (Картахена, 1995); ЮАР (Дурбан, 1998); Малайзия (Куала-Лумпур, 2003); Куба (Гавана, 2006); Египет (Шарм-эш-Шейх, 2009); Иран (Тегеран, 2012); Венесуэла (Порламар, 2016); Азербайджан (Баку, 2019).

Движение Неприсоединения сегодня

В столице Сербии состоялся двухдневный саммит крупнейшей в мире межгосударственной организации, насчитывающей 120 участников – и еще 17 стран и 10 международных организаций, имеющих статус наблюдателей. Движение официально было создано 25 государствами на Белградской конференции в сентябре 1961 года. Его созданию предшествовали Бандунгская конференция 1955 года и трехсторонние консультации Иосипа Броз Тито, Гамаля Абдель Насера и Джавахарлала Неру в 1956 году. Основной принцип – неучастие в военных блоках (под которыми на момент основания организации подразумевались, прежде всего, НАТО и Варшавский договор, а также Багдадский пакт, СЕАТО, АНЗЮС и т. п.), борьба против империализма и колониализма, борьба за права угнетенных народов. В последние годы председателем Движения являлся Азербайджан. В мае 2022 года из-за эпидемии коронавируса специальный саммит проходил в формате видеоконференции и был посвящен борьбе с COVID-19. В Белграде мероприятие открывали президенты Сербии и Азербайджана – Александр Вучич и Ильхам Алиев.

Читайте также:
Профессиональное заболевание: что это такое, описание и особенности

Россия и Движение неприсоединения

Парадоксально, но Россия с этого года является частью Движения неприсоединения на правах наблюдателя. Структура, которая создавалась, в том числе, из-за амбиций Тито в отношении действий Советского Союза, теперь признана правонаследницей СССР как действенная и эффективная организация.

Глава МИД России Сергей Лавров прямо отметил, что «Россия, как и члены Движения неприсоединения, считает деструктивными и опасными продолжающиеся нападки на Устав ООН. Равно как и попытки подменить ООНоцентричную архитектуру неинклюзивными концепциями, наподобие так называемого “порядка, основанного на правилах”, которые, по сути, базируются на двойных стандартах и рискуют вернуть нас в эпоху неоколониальной блоковой политики и разделительных линий».

11 октября Министр иностранных дел Российской Федерации принял участие в юбилейном заседании высокого уровня Движения неприсоединения. В ходе встречи Министр озвучил приветственное послание Президента России В. В. Путина, в котором отмечается накопленный Движением колоссальный опыт равноправного межгосударственного сотрудничества, имеющий особое значение на фоне нынешней турбулентной обстановки в мире. Акцентирована убежденность в том, что объединение продолжит вносить весомый вклад в укрепление стабильности и взаимного доверия, а также основ созидательного партнерства в глобальных процессах.

Кроме того, С. В. Лавров подтвердил готовность нашей страны к дальнейшему эффективному взаимодействию с государствами-членами Движения неприсоединения на «площадке» ООН, в том числе с учетом получения Россией статуса наблюдателя при данном объединении.

А в послании Путина было отмечено, что «наша страна недавно получила статус наблюдателя при Движении неприсоединения. И это, несомненно, открывает новые возможности для взаимодействия в решении актуальных вопросов региональной и глобальной повестки дня, в обеспечении безопасности и устойчивого развития во всем мире».

Курс на многополярность

Если в эпоху «холодной войны» Движение неприсоединения лавировало между капиталистическим блоком НАТО и советскими странами, то с наступлением однополярного момента страны организации пытались защитить свой суверенитет от давления Вашингтона и глобализации. Как показало время, выбранный курс был правильным. С началом многополярного момента роль и статус Движения неприсоединения возросли.

А поскольку глобалистский интернационал не оставлял попытки вмешательства в дела других стран под разными предлогами, участники Движения адаптировали свои подходы. Не обходилось и без скандалов, например, на саммите в Тегеране в 2012 году руководство Египта обвинило правительство Сирии в авторитаризме, что со стороны смотрелось несколько странно. Расследование провокаций Запада против Сирии через некоторое время помогло остановить поток дезинформации в отношении Дамаска. Также действия России в борьбе против терроризма в Сирии сыграли значительную роль в стабилизации ситуации.

Очевидно, что полное согласие между всеми участниками Движения неприсоединения невозможно. Например, в организации состоят такие непримиримые антагонисты, как Пакистан и Индия. Конфликт интересов между Марокко и Алжиром также существовал десятилетиями, а в нынешнем году началась его эскалация. Но именно разнообразие и самобытность политических систем делает Движение неприсоединения привлекательным. По этой причине оно соответствует философии многополярности как таковой. Но если бы был более четко обозначен курс на борьбу с американским/британским империализмом и неоколониализмом, это сделало бы работу организации более продуктивной и артикулированной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: