Политическая ссылка: что это такое, описание и особенности

Значение словосочетания «политическая ссылка»

Значение слова «политический&raquo

ПОЛИТИ́ЧЕСКИЙ , –ая, –ое. 1. Основывающийся на политике (в 1 и 2 знач.), обращенный к политике. Политическая активность масс. Политическая тема. Политический обозреватель. Политический кругозор. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «ссылка&raquo

ССЫ́ЛКА 1 , -и, род. мн.лок, дат.лкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. сослать—ссылать.

ССЫ́ЛКА 2 , -и, род. мн.лок, дат.лкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. сослаться—ссылаться 2 . (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова объективизация (существительное):

Ассоциации к слову «политический&raquo

Ассоциации к слову «ссылка&raquo

Синонимы к словосочетанию «политическая ссылка&raquo

Предложения со словосочетанием «политическая ссылка&raquo

  • Тем не менее мой уважаемый коллега сказал, что это классическая психология политической ссылки.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «политическая ссылка»

  • Работая в «Русских ведомостях», мне приходилось встречаться с иностранцами, посещавшими редакцию. Так, после возвращения из Сибири Джорджа Кеннана, автора знаменитой книги «Сибирь и каторга», в которой он познакомил весь мир с ужасами политической ссылки , редакция поручила мне показать ему московские трущобы.

Сочетаемость слова «политический&raquo

  • политические партии
    политическая власть
    политические деятели
  • с политической точки зрения
    политическая система общества
    политическая карта мира
  • просить политического убежища
    становиться политической
    получить политическое убежище
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «ссылка&raquo

  • перекрёстные ссылки
    сибирская ссылка
    почётная ссылка
  • в ссылку на остров
  • место ссылки
    срок ссылки
    годы ссылки
  • отправить в ссылку
    находиться в ссылке
    отправиться в ссылку
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия, связанные со словосочетанием «политическая ссылка»

Афоризмы русских писателей со словом «политический&raquo

  • Создание мира без насилия является целью гуманной, реалистичной и неизбежной. Россия, переживающая сейчас тяжелый политический, экономический и психологический кризис, могла бы найти и для себя большую и достойную роль в движении к этой цели. Стремление к этой цели может объединить всех людей и все местные и международные организации, уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «политический»
  • Как правильно пишется слово «ссылка»
  • Разбор по составу слова «политический» (морфемный разбор)
  • Перевод словосочетания «политическая ссылка» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «политический&raquo

ПОЛИТИ́ЧЕСКИЙ , –ая, –ое. 1. Основывающийся на политике (в 1 и 2 знач.), обращенный к политике. Политическая активность масс. Политическая тема. Политический обозреватель. Политический кругозор.

Значение слова «ссылка&raquo

ССЫ́ЛКА 1 , -и, род. мн.лок, дат.лкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. сослать—ссылать.

ССЫ́ЛКА 2 , -и, род. мн.лок, дат.лкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. сослаться—ссылаться 2 .

Предложения со словосочетанием «политическая ссылка&raquo

Тем не менее мой уважаемый коллега сказал, что это классическая психология политической ссылки.

Первая тема, получившая освещение на страницах работ отечественных историков в 1960-е-1980-е годы – это история политической ссылки.

Секретная перлюстрация ещё более была законспирирована и существовала «под большим покровом секретности», а экспедиция являлась специальным местным подразделением центральных органов управления политической ссылкой для контроля за перепиской ссыльных революционеров.

Основные направления деятельности политических ссыльных

2.1 Основные направления деятельности политических ссыльных

В своих воспоминаниях каторжане преимущественно писали об организации быта и внутреннего распорядка каторги и ссылки, отношениях с уголовными заключенными и администрациями тюрем, каких-то внутренних брожениях внутри ссыльного общества и так далее. Связям с волей, с действующими революционными организациями, практически не уделяется внимания.

В первую очередь каторжане интересуются не ситуацией в центре России, а положением в ближайшей тюрьме. Так, например, каторжанки Нерчинской женской каторги вели активную нелегальную переписку с заключенными из тюрьмы в Горном Зерентуе, тогда как письма в Европейскую часть России или региональные партийные организации обычно проходили через цензурный контроль тюремных администраций.

Существовали правила, при которых следовало содержать поляков обособленно и не смешивая с остальными политссыльными – «отдельно от других арестантов и с ними не смешиваться»[36].

Более того, в соответствии с Высочайшим повелением от 16 ноября 1863 г. предполагалось «всех поступающих в арестантские роты польских мятежников подчинить непосредственно попечителям роты»[37].

Попечители должны были разделить политзаключенных на две группы по физическим данным и по состоянию здоровья. К первой группе относили тех преступников, которые не отличались хорошим здоровьем, но обладали каким-либо образованием. Ко второй категории относились преступники крепкого телосложения, но безграмотных. Собственно по этим критериям и велось распределение работ[38].

Общественные работы в условиях ссылки считались своего рода одним из условий исправления политзаключенных. Начальник роты был лично ответственен за обучение арестантов новым видам деятельности[39].

Обязательным считалось наличие в роте таких рабочих специальностей, как столяры, маляры, стекольщики, кузнецы, слесари, кровельщики, каменщики, мостовщики улиц булыжным камнем, штукатуры, печники, плотники, и др.

Считалось важным, чтобы каждый осужденный по возможности освоил как можно больше. Ротный командир должен был также следить, чтобы[40].

Строительный комитет выполнял распределительную функцию ссыльных на различные виды работ, данное решение так же зависело от начальника роты.

Работа проводилась шесть дней в неделю, субботний день работали до обеда, потому как суббота считалась банным днем, и всех арестантов отправляли в баню[41].

Количество заработной платы рассчитывалось каждый год Строительным комитетом или комиссией с утверждением начальником губернии из расчета уменьшения ее на 30% по сравнению с установленной в данной местности оплатой рабочего дня.

Две трети арестантского заработка должны были идти на «пополнение земского сбора», за счет которого содержались арестантские роты; одна треть оставалась в роте для улучшения условий содержания арестантов, показывавших лучшие результаты в исправлении, а также на пособия освобождавшимся. К доходам арестантских рот добавлялось и подаяние, собираемое в кружках, выставленных у дверей занимаемого ротой здания и в одной из местных церквей, причем эти средства можно было использовать только для устройства больницы и для пособий освобождавшимся. На руки арестантам деньги выдавать было строго запрещено[42].

Большую часть работы политзаключенных представляли работы по внутреннему содержанию роты. Организовывались работы по уборке снега, работа в прачечной, приготовление пищи и т.п.

Бывали моменты, когда у основной массы совсем не было работы. Бывшие повстанцы, владевшие каким-либо ремеслом, могли заниматься им в специально созданных при арестантской роте мастерских. При этом, несмотря на запреты, некоторым из них удавалось выполнять частные заказы и оставлять деньги себе[43].

Политзаключенные нуждались в работе. Так как это во многом определяло их дальнейшее существование, потому как не у всех была возможность получать помощь от своих родных и близких. Выдаваемое пособие было крайне скудно, и прожить на него не представлялось возможным. В любом случае работа отвлекала, давала толчок к жизни. Учитывая категорию ссыльных, необходимо заметить, что полит заклюючонные не сколько искали самой работы, сколько дела «по душе». Именно там, в жестких условиях ссылки подчас рождались гениальные произведения.

Читайте также:
Описание вещей: что это такое, описание и особенности

Разнообразная деятельность ссыльных оказывала влияние не только на хозяйственную, общественную и культурную жизнь края. Влияние ссыльных на общественно-политическую жизнь Сибири наиболее ярко проявилось в их борьбе против самодержавия. Содержание и формы этого влияния изменялись в зависимости от численности и состава политической ссылки, степени развития революционного движения и других факторов. В конечном счете они определялись этапами освободительного движения в России, их характером.

На втором этапе освободительного движения (первый этап – декабристы), когда политическая ссылка по количеству стала более массовой[44], а по составу и характеру – преимущественно народнической, расширились связи ссыльных с местным населением, более разнообразными стали формы их влияния на жизнь в Сибири.

Наряду с просветительской деятельностью ссыльные вели активную борьбу против самодержавия – создавали подпольные кружки и организации, вовлекая в них представителей местной интеллигенции, устраивая с их помощью побеги из ссылки, развернули политическую пропаганду, распространяя нелегальную литературу и рукописные прокламации, используя периодическую печать, заявляли письменные и устные протесты, готовили вооруженные выступления против самодержавия.

Вплоть до конца 19 века женщин по политическим причинам отправляли только в ссылку, однако, в последние два десятилетия в связи с ухудшением политической ситуации в стране их начинают отправлять в ссылку на каторжные работы наравне с мужчинами.

Термин “каторга” происходит от греческого слова “катергон” – “галера”[45]. В конце средних веков преступников часто приговаривали к “галерам”. Там они работали гребцами, прикованными цепями к тяжелым веслам. В России подобный вид уголовного наказания впервые применили по указу Петра I от 1699 г. к нескольким жителям города Венева: их отправили в Азов в качестве гребцов на каторгах (в российском флоте так назывались некоторые гребные суда)[46].

Постепенно словом “каторга” стали обозначать все виды подневольного труда, к которым приговаривались осужденные. Заключенных собирали в большие группы (партии) и “гнали по этапу”. Этапами назывались пункты, где партии осужденных и их конвой отдыхали во время длительных пеших переходов по грунтовым дорогам. Обычно расстояние между этапами составляло от 15 до 25 км. Часто на этапе строилось или нанималось специальное здание с помещениями для арестантов и конвоя.

Е.П. Клевакин так описывал это путешествие: “Переход партии в 25-30 верст занимал целый день. Через два перехода – дневка. Ночевали и дневали в этапных помещениях, попросту в крестьянских домах, нанятых на этот случай и приспособленных для содержания арестантов. Помещения неудобные, тесные, с миллиардами насекомых.

Таким вот образом убивало бесправное положение пересылаемых по этапу людей. Грубые окрики конвоя при каждом удобном и необходимом случае. Все это действовало угнетающе.

Чтобы легче было, надо было попросту смириться и исполнять все, что приказывает конвой – идти по середине дороги, не заглядываться по сторонам, не разговаривать со встречными и даже между сотоварищами по этапу” [47].

Каторжан гнали в облегченных кандалах из множества соединенных друг с другом колец. Арестанты называли такие кандалы “мелкозвоном”. Когда осужденные прибывали на место, в тюрьме их перековывали в кандалы из четырех толстых железных прутьев, соединенных тремя кольцами. К среднему кольцу привязывали ремень, крепившийся к поясу каторжанина.

Несомненно, все ссыльные находились под полицейским надзором.

Тем не менее, в рапорте начальника от 21 сентября 1864 г. отмечалась сложность осуществления надзора и указывалось, что “людей подобного разряда до нынешнего года никогда не присылали и, хотя они состоят под надзором полиции, но состав полиции так ничтожен, что не представляется никакой возможности подробно следить за образом жизни сих людей”.[48]

Часть ссыльных проживала на квартирах; другие – в казармах. Суточное пособие получали далеко не все. Лицам низшего сословия пособие не выдавалось, за исключением признанных нетрудоспособными. Им назначались кормовые арестантские деньги. Ссыльным из дворян, высланным без лишения и ограничения прав и не имеющим собственных средств к жизни, разрешалось выдавать по 15 коп. в сутки.

Лицам из привилегированных сословий, сосланным в Сибирь с лишением прав состояния впредь до прочного устройства их на местах, выдавались арестантские кормовые деньги по 7 коп. в сутки. Следует отметить, что долгое время ссыльные вообще не получали определенного от казны пособия, затем оно стало выдаваться частями. Это, конечно, вызывало у них большие затруднения.

Все политические ссыльные жили в “крайне бедных избушках, которые они нанимали у казахов, вся обстановка указывала на лишения и ограниченные средства к жизни, но видно было, что ссыльные с редкой выносливостью умели подчиняться гнету обстоятельств”. [49]

У всех ссыльных, несмотря на нищенскую обстановку, были собственные письменные принадлежности, книги и периодические издания, например, “Русский Вестник” и другие.

Следует отметить, что 12 марта 1882 г. было принято “Положение о полицейском надзоре”, сделавшее ссыльных в Сибири совершенно бесправными. Как только ссыльные прибывали на место назначения, у них отбирали паспорта, а взамен выдавались документы с отметкой, где им разрешалось жить.

Они должны были являться в полицейское управление по первому требованию. Полицейский имел право в любое время суток входить в дом или комнату ссыльных, производить обыск и конфискацию того, что считал нужным.

Ссыльным не разрешалось состоять на государственной или общественной службе до окончания срока наказания. Они могли быть допущены к “письменным занятиям” в учреждениях по найму только с разрешения МВД. Пособия ссыльным назначались “судя по состоянию и потреблением нуждающихся”[50].

Лицам дворянского происхождения назначалось 15 коп. в сутки. Лицам “низшего сословия” определялось арестантское содержание “и то лишь, когда по старости или по болезни они не были способны ни к каким работам”.

Таким образом, материальное и правовое положение политических ссыльных было довольно тяжелым.

Важными источниками, позволяющими судить об условиях жизни арестантов, являются результаты различных проверок, донесения в губернское правление и т.д.

Серьезные нарушения обнаруживались при сопровождении политических преступников на работы. Так, в соответствии с правилами содержания в арестантской роте по дороге к месту работ арестанты должны были идти по два человека в ряд под строгим надзором сопровождавших их конвойных.

Пребывание политзаключенных было жестко регламентировано. Их запирали в помещения, велся постоянный контроль. Вскрывалась и прочитывалась вся входящая и исходящая корреспонденция.

Читайте также:
Половые извращения: что это такое, описание и особенности

Уведомление об отправляемой корреспонденции было обязательным условием для всех ссыльных. Пренебрежение этим правилом расценивалось как нарушение закона и влекло за собой привлечение виновного к ответственности[51].

Более того, политзаключенные не могли иметь никаких вещей о которых бы не знало командование роты, поэтому при получении таковых необходимо было согласовать данный вопрос с начальством.

К примеру, вся литература, принадлежавшая бывшим мятежникам, в том числе и на польском языке, подлежала обязательному досмотру цензорами. Книги возвращались ссыльным только в случае положительного заключения.

Так же существовали списки вещей, запрещенных для заключенных: огнестрельное и холодное оружие, спиртные напитки и т.д.

Обыски так же имели место быть. Как правило, они устраивались в случаях появления у командования информации об имевшихся в роте нарушениях или подготовке к противоправным действиям.

В результате проведения такой формы контроля как обыск обнаруживались самые разные вещи. Очень частой находкой представлялись тетради с рукописным текстом, обычно на польском языке. Содержание записей было различным: от молитв, духовных песен и гимнов до подробнейших дневников о жизни ссыльных и текстов «возмутительного содержания».

Кроме рукописей у арестантов находили запрещенные ножи, бритвы, порох, водку, медальоны с гербом Польши, сделанные из хлеба, а однажды даже запрятанный в печь топор[52]. За нарушение правил содержания в арестантской роте наказаниям подвергались не только политические преступники, но и командование роты.

В компетенцию начальника роты входило нравственное воспитание и исправление ссыльных. Для этого при арестантских ротах приставляли священника в качестве наставника и духовного отца роты.

Ссыльные поляки, находившиеся в Олонецкой губернии, не особо отличались примерным поведением. Бывали случаи самых разных противоправных действий: ослушание ротного начальства, оскорбление часового, написание текстов и писем «преступного содержания», буйство при работах и др.

Все политические преступники, высланные из Царства Польского и Западного края и содержавшиеся в арестантских ротах, по окончанию сроков содержания в ротах должны были отправляться на водворение для постоянного жительства на казенных землях в Сибирь[53].

Помимо арестантов в губернии проживали участники восстания, отданные под надзор полиции. Это были люди принадлежавшие к дворянскому сословию. Их положение оценивалось значительно лучше по сравнению с остальными. Потому как, все без исключения арестанты доставлялись в место ссылки этапным порядком, то бывшим повстанцам, приговоренным к высылке на жительство под надзор полиции, предоставлялось право выбора. Они могли ехать за свой счет или же, в случае отсутствия средств, следовать по этапу.

Ссыльные, добиравшиеся до места ссылки за собственный счет прибывали на подводах, запряженных лошадьми.

Согласно распоряжению Министерства государственных имуществ от 13 июля 1864 г., всем волостным и сельским управлениям, лежащим на пути следования политических преступников Царства Польского, приказывалось поставлять подводы для ссыльных по первому требованию. Предоставление подвод являлось повинностью, распространяемой преимущественно на крестьян, проживавших в селениях недалеко от дороги.

В ситуации, когда крестьянин не мог исполнить названную повинность, то она распространялась и на жителей отдаленных селений той же волости.

В этом случае составлялась уравнительная очередь. Для контроля над соблюдением очередности велась именная ведомость, в которой указывались сведения о том, когда и на каком пункте, какими крестьянами и сколько было предоставлено подвод. Если крестьянам было затруднительно поставлять подводы натурой, то они могли нанимать подрядчиков за счет средств из особого мирского сбора.[54]

Так же следует упомянуть, что среди политических ссыльных были не только мужчины, но и женщины.

Первыми женщинами, последовавшими в ссылку в Сибирь, были жены декабристов. Их поступок до сих пор вызывает восхищение потомков. Нашел он отклик и среди женщин того времени.

В период революционной ситуации 1879-1881 гг. в Западной Сибири значительно увеличивается количество политических ссыльных. Во второй половине XIX века происходит феминизация общественного движения.

Параграф 24 “Положения о полицейском надзоре” запрещал ссыльным “всякую педагогическую деятельность, чтение публичных лекций, участие в публичных сценических представлениях, вообще всякого рода публичную деятельность, создание библиотек для чтения и службу при них” [55].

Однако нехватка образованных кадров приводила к тому, что начальство часто сквозь пальцы смотрело на то, что ссыльные работали врачами, учителями, вели исследовательскую деятельность и даже издавали свои сборники.

При активном участии политических ссыльных в этот период начинается создание культурно-просветительных и научных обществ. Многие из них считали интеллектуальный труд средством самосовершенствования, смирились со своей судьбой и, в конечном счете, были удовлетворены своим положением. Правительству не удалось изолировать политических ссыльных от местного населения и превратить их в отверженных и презираемых.

Да и сами ссыльные старались не оставлять друг друга в беде – в рассказе “Чудная” В.Г. Короленко, побывавшего в сибирской ссылке, читатель видит, что ссыльные поддерживали друг друга: “Как уезжать нам, – гляжу, в полицию народу набирается: барышни молодые да господа студенты, видно, из ссыльных. И все, точно знакомые, с ней (ссыльной Морозовой) говорят, за руку здороваются, расспрашивают. Денег ей сколько-то принесли, платок пуховый на дорогу, хороший… Проводили…” [56].

Как писали “Сибирские вопросы” в 1910 г., “в Сибири политические ссыльные всегда были нарасхват. Кто готовил детей в гимназии, лечил, писал прошения, делился газетой, книгой, всеми своими знаниями, устраивал музеи, исследовал страну, кто как не политические? Еще 10 – 15 лет назад сами жандармские полковники нетерпеливо ждали, не пошлет ли в их округ судьба “политика”, владеющего иностранными языками, и нельзя ли ему поручить обучать дочерей? И, конечно, такие полковники были не только снисходительны, но и либеральны”[57].

И именно в Сибири – на окраине империи, под неустанным надзором полиции, начинается то самое, называемое опасным и неуместным для женщин и для общества явление – эмансипация.

Женщины, которым опираться было не на кого, начали заниматься делами, абсолютно “не женскими” – статистикой, этнографией, медициной, образованием.

Большое влияние ссыльные женщины оказывали и на развитие искусства. Как писал один из ссыльных В. Серошевский, они “смягчили многие обычаи, дали начало сибирской живописи и музыке” (Дегальцева Е.А. Роль политссыльных…С. 53.). В 1876 г. при их участии в Томске был организован любительский музыкальный кружок, который через три года реорганизовался в отделение Русского музыкального общества, просуществовавшего 39 лет.

Некоторые ссыльные женщины находили себя в науке. Е. Н. Клеменц – жена политссыльного Д. А. Клеменца собрала и описала более 600 экземпляров растений, более 26 из них вошли в издание “Гербарий русской флоры”. Ее сборы и по сей день хранятся в Гербарии Ботанического Университета Академии Наук России, один их видов растений назван ее именем (ЦХАФ АК Ф. 77. Оп.1. Д. 10).

Читайте также:
Отмена завещания: что это такое, описание и особенности

Многим известно имя М. В. Швецовой (Лавровой) – статистика и этнографа, признанного всеми учеными того времени. Как же не правы те, кто упоминает о ней только в связи с ее мужем С. П. Швецовым: “верной подругой и соратницей его была его жена”.

Далеко не всегда она была лишь помощницей. Не меньших результатов она добивалась, отправляясь без мужа в экспедиции по заданию Русского географического общества. Еще в 1875-77 гг., учась на женских курсах Медико-хирургической академии в Петербурге, она занималась народнической пропагандой.

В первой же ссылке – в городе Тюкалинске, она вместе с мужем активно собирала материал по социально-экономическому положению сельского населения округа и губернии в целом.

Немало имен женщин – политссыльных несправедливо забыты, и материалы об их жизни и деятельности хранятся только в архивах.

Ссылки в курсовой работе — как оформить, примеры по ГОСТу

В курсовой студенту необходимо проанализировать существующие труды по теме и сделать собственные выводы. Ссылки в тексте работы помогают быстро обратиться к первоисточнику для уточнения интересующего вопроса. Они позволяют оценить глубину проведенного анализа и разграничить собственные мысли автора.

Библиографическая ссылка – это ссылка на источник, который автор использовал. Она содержит информацию о названии, авторе, месте и годе публикации источника. Ссылка ведет на источник в списке литературы.

Сноска — это примечание, которое размещается в конце предложение в тексте, или внизу страницы под горизонтальной чертой. В сноске может содержаться ссылка на источник.

Ссылка по своему содержанию отличается от сноски. Ссылка — это только информация об источнике, а ссылка может содержать комментарии автора.

Примеры ссылки (1) и сноски (2)

Небольшое количество ссылок говорит о том, что автор недостаточно глубоко изучил тему. Но если ссылок слишком много, это значит, что основное содержание курсовой взято из других источников.

Оптимальное количество ссылок на одной странице – 2-5 шт. Исключение составляют работы по истории и юриспруденции, где необходимо каждое утверждение подтверждать ссылкой на первоисточник.

Виды ссылок в курсовой работе

Внутритекстовая ссылка оформляется в круглые скобки и размещается в конце предложения.

Затекстовая ссылка применяется при множественном упоминании одних и тех же источников, а также при большом количестве ссылок.

Внутристрочная ссылка оформляется в квадратные скобки. В скобках указывается порядковый номер работы в списке литературы и номер страниц.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Затекстовые ссылки по типу источников

Оформляются ссылки в соответствии с ГОСТ 7.82-2001. Однако вузы вводят свои требования. Поэтому перед оформлением работы, изучите методички.

Например, многие отказались от использования внутритекстовых ссылок из-за загромождения текста. Приоритет отдается затекстовым ссылкам, так как они более заметны, в сравнении с теми же внутритекстовыми.

Ссылка на научную статью

Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Заглавие книги: сведения, сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы книги); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Место издания: Издательство, год издания. – Местоположение статьи (страницы).

Бойко В.С. Власть и оппозиция в Афганистане: особенности политической борьбы в 1919–1953 гг. Монография. – Институт востоковедения РАН, Алтайская государственная педагогическая академия. Москва–Барнаул: 2010.– 392 с.

Ссылка на авторефераты и диссертации

Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле): шифр номенклатуры специальностей научных работников: дата защиты: дата утверждения / сведения об ответственности (автор); последующие сведения об ответственности (коллектив). – Место написания, Дата написания. – Объем.

Искандаров К. Общественно-политические движения в Афганистане:1945–2001 гг. автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.03. – Душанбе, 2004.

Ссылка на рецензии

Автор рецензии. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название журнала. – Год выпуска. – Номер выпуска. – Местоположение статьи (страницы). – Рец. на кн.: Описание книги.

Бедов А. В. От великого до смешного … / А. В. Бедов // Кентавр. – 1994. – № 2. – С. 158-160. – Рец. на кн. : Политические деятели России. 1917 : биогр. слов. / под ред. П. В. Волобуева. – М., 1993. – 432 с .

Ссылка на электронные источники

Автор. Заглавие [Электронный ресурс]: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Обозначение вида ресурса («электрон. текст. дан.»). – Место издания: Издательство, Дата издания. – Режим доступа: URL. – Примечание («Электрон. версия печ. публикации»).

Гражданская война в Афганистане 1978–2005 гг. Часть 1. Электронный ресурс. URL: http://www.agesmystery.ru/node/115. (Дата обращения 26.10.2009).

Ссылка на юридические документы

Заглавие официального документа (закон, постановление, указ и др.): сведения, относящиеся к заглавию, дата принятия документа // Название издания. – Год издания. – Номер (для журнала), Дата и месяц для газеты. – Первая и последняя страницы.

Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая – 9 июня 1989 г. Стенографический отчет. Т. II. М., 1989. С. 343–350.

Ссылка на учебники, энциклопедии, многотомные и однотомные издания

Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Сведения об издании (информация о переиздании, номер издания). – Место издания: Издательство, Год издания. – Объем. – (Серия).

Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель Науч.–ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз – Банка. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 766 с: ил.: карт.

Ссылка на источники на иностранных языках

Оформляются также, как и источники на русском языке.

Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Сведения об издании (информация о переиздании, номер издания). – Место издания: Издательство, Год издания. – Объем. – (Серия).

Collins J.J. The Soviet Invasion of Afghanistan. A Study in the Use of Force in Soviet Foreign Policy. – Massachusetts// Toronto: Lexington Books, 1986.

Как оформить ссылку в сноске

В затекстовой сноске может указываться ссылка на источник, например, когда в тексте приводится прямая цитата ил цитата с авторской интерпретацией. В этом случае в сноске указывается: там же, цит., см. об этом, текст изложен своими словами, а далее ссылка на источник.

Пример оформления ссылки в сноске

Как оформить повторную ссылку

Повторные ссылки на одной странице оформляются короче, чтобы не загромождать текст. Внутристрочная повторная ссылка выглядят вот так – [Там же. с 17].

Читайте также:
Распорядительная лицензия: что это такое, описание и особенности

Пример оформления повторных затекстовых ссылок

Как сделать ссылки в Word

Шаг 1. Открыть меню “Ссылка” и найти пункт “Вставить сноску”. Выделить нужное предложение в тексте и кликнуть по пункту “Вставить сноску”.

Шаг 2. Внизу страницы появится горизонтальная линия, под которой вставляем текст.

Как сделать ссылки в Word

Советы по оформлению ссылок

Совет 1. Не оставляйте работу по расстановке ссылок на потом. Лучше использовать подстрочные ссылки, чтобы сразу видеть, какая литература использовалась.

Совет 2. Проверяйте каждую ссылку на соответствие ее места в списке литературы.

Совет 3. Избегайте неподтвержденных источников.

Совет 4. При использовании прямых цитат, проверяйте достоверность.

Видео, как оформить ссылки в курсовой работе

Вывод

Ссылка – это указание на источник, используемый при написании работы. Источники, на которые автор ссылается в тексте, должны быть указаны в списке литературы.

Сноска – может содержать ссылку вместе с комментариями автора.

Ссылки разделяют мысли автора от данных из других источников. Они показывают степень проработанности темы и серьезность подхода к работе.

Правильное оформление ссылок может добавить к итоговой оценки пару баллов.

Политическая система общества

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое политическая система

Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.

Разберемся, как именно политическая система взаимодействует со средой — обществом. В модели, которую предложил политолог Дэвид Истон, есть два типа связи между ними — вход и выход. Вход — это общественные требования, поддержка и реакции граждан на политическую систему. Выход — конкретные решения этой системы, которые влияют на жизнь общества.

Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону

Общество влияет на политическую систему, вход

Политическая система влияет на общество, выход

Импульсы, на которые реагирует политическая система

Действия и решения системы, которые управляют обществом

Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии

На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты

По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.

Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.

Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.

Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.

Для чего нужна политическая система

Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:

определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;

следить, чтобы общество выполняло эти задачи;

распределять моральные и духовные ценности;

следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;

воспитывать политическое сознание народа;

следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;

контролировать соблюдение законов и политических норм.

Из чего состоит политическая система РФ

В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Политические подсистемы РФ

Представляет различные политические интересы;

Следит за социальным управлением;

Создает социальные нормы;

Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.

В нее входят: государство, политические партии, общественно-политические организации.

Регулирует политический процесс;

Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали

Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества

Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.

Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:

Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.

Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.

Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.

Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.

Место государства в политической системе

Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:

выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;

может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;

определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;

контролирует деятельность других политических организаций;

обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;

объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.

Проверь себя

Задание 1

Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.

Отношения между политическими системами двух стран.

Задание 2

Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.

Задание 3

Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.

Политические партии входят в функциональную подсистему.

Политическая система связана с другими общественными системами.

Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.

Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.

Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.

Вопросы про определение политической системы и ее признаки встречаются на экзаменах, поэтому каждый, кто планирует сдавать обществознание, должен разобраться в этой теме. Если она ясна не до конца, предлагаем исправить это на курсе подготовки к ОГЭ по обществознанию. Преподаватели Skysmart помогут укрепить знания и потренироваться на пробных заданиях экзамена. С вас — желание учиться, с нас — бесплатный вводный урок.

Значение «смерть политическая»

Что означает «смерть политическая»

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Смерть политическая

— наказание, состоящее в полном лишении прав; из него образовалось с течением времени лишение всех прав состояния (см.). Политическая С. впервые была введена в России Петром I, взамен смертной казни при преступлениях политических; так, сообщникам бунтовщика Федора Шакловитого вместо смертной казни было учинено следующее наказание: головы их были положены на плаху, а затем им было объявлено, что они от смертной казни освобождены: их били жестоко кнутом и по отрезании языка они были сосланы на вечное житье в сибирские города. “Сказывание смерти”, положив голову на плаху, с последующим наказанием кнутом и ссылкой, назначается в других указах Петра не только за политические преступления, но и за ложный донос, за взятки, за научение лжесвидетельству, за насильное растление малолетней девки и т. д. Политической С. также наказывались: приказчики, умышленно и без ведома помещиков утаившие души в ревизию (указ 1723 г.); лица, дерзнувшие в судебном месте на кого-либо рукой (указ 1724 г.); умышленные нарушители государственных прав и своей должности (1724). Весьма близко к политической С. стояло введенное воинским уставом 1716 г. “шельмование” (ср. Вне закона). Более точное определение получила политическая смерть при императрице Елизавете Петровне, когда была отменена натуральная смертная казнь: в указе 1753 г. объяснено, что политической С. должно именовать то, ежели положен кто будет на плаху, возведен на виселицу, а потом наказан будет с вырыванием ноздрей или хотя и без всякого наказания подвергнется токмо вечной ссылке. Еще ранее, указами 1744 и 1746 гг., повелено было судебным местам обо всех осужденных к политической С. представлять выписки сенату и ожидать для исполнения приговоров его утверждения. Указами 1751 г. предписывалось ссылать присужденных к политической С. преступников в Рогервик и употреблять их в тягчайшие работы на казенных заводах; лица женского пола ссылались в Сибирь. Наказание за воровство и разбой кнутом с вырезанием ноздрей и ссылкой не почиталось за политическую смерть и приводилось в исполнение без разрешения сената. Указом 1806 г. прекращена была присылка в сенат из губерний экстрактов о преступниках не из дворян, присужденных к политической смерти. Политическая С. была удержана в Своде Законов уголовных изд. 1832 и 1842 гг., в виде замены смертной казни для преступлений государственных, и сохранилась доныне в Уложении о наказаниях: по ст. 71, “смертная казнь, по особому Высочайшему соизволению, в некоторых случаях заменяется возведением осужденного преступника на эшафот, причем, если он принадлежал к дворянскому состоянию, над ним переламывается шпага; сия казнь знаменует политическую С., и за оною всегда следует ссылка в каторжные работы без срока или на определенное время”. Ср. Гражданская смерть.

Читайте также:
Обвинительное заключение: что это такое, описание и особенности

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «смерть политическая»

Фонетический разбор «смерть политическая»

Значение «смерть политическая»

Карточка «смерть политическая»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Читайте также:
Негласное товарищество: что это такое, описание и особенности

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Политическая смерть во имя жизни

Безусловно, основная интрига российской политики сегодня – это предстоящие парламентские, а затем и президентские выборы. А точнее – преемственность власти и нынешнего политического курса. В лексику политэкспертов даже введен специальный термин – проблема-2008 (именно проблема, никак не меньше!). Обсуждаются кандидатуры возможных преемников, их шансы, реальные сценарии. Удастся ли кремлевским политтехнологам действительно «технично» решить эту проблему, не столкнувшись с досадными непредвиденными обстоятельствами, как во время реализации 122-го закона? И, кстати, не станет ли эта ситуация благодатной почвой для российской «оранжевой революции»?

Разумеется, в центре внимания – фигура нынешнего президента. Где после 2008 года окажется сам Владимир Путин? Возглавит правительство или партию власти? Может, крупную энергетическую корпорацию? Займет кресло спикера Государственной Думы? Причем всем очевидно, что это – далеко не частный вопрос его личного трудоустройства. Никто всерьез не представляет, что бывший российский президент может тихо отойти от дел, открыть устричную ферму на Балтике или же школу дзюдо, дабы тихо наслаждаться прелестью непубличной жизни.

Хотя – почему бы и нет?! Как можно регулярно наблюдать, на так называемом «демократическом Западе» уход очередного президента, канцлера, премьера не вызывает ни паники, ни тягостных раздумий о судьбах родины. Да что Запад! Когда, например, уходил Борис Ельцин, никто не переживал о его дальнейшей политической судьбе, не называл смену хозяина Кремля проблемой-2000.

Так откуда же сегодня в России исходит это неспокойное ожидание 2008 года?

Культура власти в России

Смена верховного правителя, хозяина Кремля в России всегда была окружена ореолом сакральности и интриги. И это – прямое следствие политической культуры, которая складывались в России веками, культуры централизованной верховной власти.

Необходимость президента, генсека, царя – для российского самосознания очевидна. А вот разделение власти (не формальное, а истинное) между двумя или тремя равноправными центрами, вручение ее обезличенному аппарату – кажется нелепой, неустойчивой конструкцией. Бардак ведь будет, никакой личной ответственности и постоянное выяснение отношений! Иногда – в самой трагичной форме. Вспомним хотя бы октябрьский конфликт 1993 года между президентом и Верховным Советом. Для того чтобы восстановить традиционный уклад российской политики, Борису Ельцину пришлось расстрелять из танков здание парламента, а затем изменить Конституцию, которая наделила президентскую сторону куда большими полномочиями.

Так уж случилось, что на верховном правителе в России сходятся три слагаемых власти: могущество и влияние, любовь народа и легитимность (как внутренняя, так внешняя). Не только помазанный царь, но даже избранный президент вынужден выстраивать вокруг себя эти структуры, иначе его попросту никто не поймет. Ни народ, ни его политические коллеги и соперники, которые сочтут такое поведение слабостью и непоследовательностью. И, в конце концов, найдут способ лишить его влияния вовсе.

Читайте также:
Незаконная охота: что это такое, описание и особенности

Все шесть лет своего правления Владимир Путин не только исправно восстанавливал формальную «вертикаль власти», но и концентрировал свое влияние: перехватывал управление мощными и доходными компаниями и бизнесами, расставлял кадры, осуществлял перераспределение собственности в пользу «своей» правящей группы. Публично расправлялся с теми, кто ему мешал.

Параллельно шло наращивание авторитета, личной харизмы. В большинстве своем народ с самого начала относился к молодому, энергичному Путину с доверием, которое возросло, когда он навел порядок в налоговой и социальной сферах, занялся Северным Кавказом. Но очень скоро в мудрость и силу Путина поверили многие аналитики, управленцы, политические деятели и начали транслировать это в СМИ. На ВВП сосредоточился еще и авторитет понимающего, всеведущего и справедливого лидера.

Только когда к формальной легитимности его власти (после мартовских выборов 2000 года) добавилось вновь приобретенное могущество, влияние и авторитет, Путин стал подлинным, реальным, а не техническим президентом. Верховным Правителем.

И дело не в личности Путина. На его месте так действовал бы каждый. Вспомним возвышение любого сильного русского царя, Сталина, Хрущева, Горбачева, Ельцина. В первый период своего правления все они стремились сосредоточить все три фокуса власти в России на себе.

По этим же причинам (история это только подтверждает) власть в России нельзя «создать» снизу, кроме как революцией, последствия которой сейчас были бы крайне нежелательны. Сами политические или партийные деятели, сколь бы влиятельными они ни были, даже скооперировавшись, высшую власть породить не в состоянии. Власть в России – одна. Отсюда и разговоры о преемниках и преемственности.

Но преемник тоже оказывается в капкане! Он вынужден действовать так же, причем не особенно разбираясь в средствах. Он уже не может отказаться от своего президентства и должен оправдывать все те ожидания, которые на него возложены: восстанавливать и могущество, и влияние, и контроль над доходными отраслями. А значит, предшественнику (если он жив, здоров и полон сил), который совсем недавно кирпич за кирпичом строил свое президентство, придется уступать реальную власть преемнику.

Как на Западе?

Западная политика – устроена иначе. Могущественные корпорации, например, не претендуют на легальное место во власти (им достаточно влияния через свой бизнес и лоббизм). Духовные авторитеты (философы, обозреватели, политологи, религиозные деятели) тоже далеки от политического могущества, не участвуют напрямую в органах власти. Президент же может быть обделен и экономическим могуществом, и авторитетом, зато быть легитимным и эффективным политиком. Причем каким угодно человеком: многие американцы, например, невысоко оценивают Дж. Буша-младшего лично. Считают ограниченным, высмеивают его манеры и высказывания. Однако президентская команда и существующая конструкция власти в целом продолжают эффективно работать. Аналогичная ситуация – в Европе.

Словом, в условиях, когда три фокуса разведены (могущество и влияние, авторитет и легитимность), смена власти – не проблема. Все знают, что на верховном правителе свет не сошелся клином. Об этом знает и он сам, и его команда. Выборы – это, безусловно, острая политическая борьба. Однако, по сути, процедура напоминает смену топ-менеджемента в крупной бизнес-структуре. Кабинеты занимают новые люди, но акционеры продолжают владеть своими прежними паями и получать доход.

Справедливости ради отметим: таким положение вещей на Западе тоже было не всегда. Конец переворотам и революциям положило не только разделение властей, но и формирование цивилизованного института так называемой «политической смерти». Института, который позволял достойно уходить верховному властителю. Историки утверждают, что случилось это в 1783 году. 51-летний Джордж Вашингтон, главнокомандующий вооруженными силами США в Войне за независимость (1775—1783 годы), первый и единственный в истории страны единогласно избранный президент обладал громадным авторитетом. Отслужив два срока, Вашингтон отказался от третьего, несмотря на многочисленные уговоры и даже предложения королевского сана! Продолжая влиять на общественно-политическую жизнь страны, Вашингтон поселился в своем поместье, где потом построили столицу США. И хоть историки говорят о начале «традиции двухсрокового предела президентства», важно было и создание прецедента – сильный и влиятельный политик уходит с высшего государственного поста, и это не приводит ни к его личной трагедии, ни к кризису в управлении государством.

Подтверждение существования этого института на Западе мы постоянно находим и сегодня. Сентябрь-2005, противостояние г-на Шредера и г-жи Меркель в Германии. Шредер публично заявляет, что отказывается от поста канцлера и обещает никогда за него не бороться (после того, как христианские демократы обещали отдать социал-демократам восемь министерских постов). Ни у кого не возникает сомнений, что этим обещаниям можно доверять. Таким образом, в Германии такой институт есть, он действует и поддерживается всеми политиками. Ведь именно тогда, в конце сентября 2005 года, состоялась публичная политическая смерть Генриха Шредера.

Аналогичный случай – в США. На выборах-2004 Джордж Буш-мл. с сомнительным перевесом побеждает Джима Керри. Сотни адвокатов готовы к тяжбам по поводу нарушений, но Керри признал свое поражение и поздравил конкурента с победой. И здесь свою роль так же сыграл действующий институт политической смерти.

Кстати, пренебрежение процедурой приносило только проблемы – вспомните, как закончили Линкольн и Кеннеди.

От Филарета до Ельцина

В России, разумеется, тоже был своеобразный институт политической смерти. Только формы он имел (и до сих пор имеет), мягко говоря, малопривлекательные. Уйти живым с высшего государственного поста у нас можно было только в монастырь. И в этом смысле это был реально действующий механизм политической смерти, которым воспользовался Филарет – отец первого Романова. Но монастырь – не устричная ферма. Из монастыря не возвращались не только в политику, но и в мирскую жизнь вообще. Потому из царских покоев все больше выносили вперед ногами. Суть этой особенности российской власти прекрасно понимали большевики, когда решились на расстрел семьи Николая II. Даже отрекшийся от короны, живой царь или его родственники все еще были легитимны для большой части народа России, а также для мировых правительств, которые попросту не признавали молодую власть Советов.

Чуть позже российская политика стала «гуманней». Вокруг отстраненных от власти Никиты Хрущева и Михаила Горбачева было создано такое общественное мнение, что возращение их в политику стало невозможным. Их просто перестали принимать всерьез. Кстати, это тоже была политическая смерть при жизни физической, точка невозврата в политическую реальность. Однако назвать ее достойной все еще нельзя.

Борис Ельцин избежал смерти на троне, ушел достойно, хоть и покаянно. Но! Его физическая немощь и неспособность участвовать в политических играх, что называется, «по состоянию здоровья», были очевидны. Ельцин гармонично вжился в состояние статусного пенсионера, теннисного болельщика, героя мемуаров.

Читайте также:
Легитимационная система: что это такое, описание и особенности

Естественно предположить, что подобные традиционно-исторические перспективы в команде Путина нравятся далеко не всем. И прежняя команда, будучи еще в силе, просто так позиций не сдаст. Варианты с изменением Конституции, третьим сроком, переходом на другой пост (с приданием ему статуса «верховного») обсуждаются давно. Впрочем, об обсуждаемых сценариях – чуть ниже.

Российские варианты

Сценарий 1. Путину не нужна власть. Он был техническим президентом – им и остался. Выполнит задачу и спокойно уйдет. Возглавит партию, энергетическую корпорацию или уедет за границу.

Один из самых нереальных прогнозов. Российская политика – не казино. Вход в игру стоит рубль, выход – десять. Путин – заложник не только своего положения, но еще и команды. Слишком уж много на него завязано смыслов и ресурсов. Как уже говорилось, старая команда не захочет просто так отдавать свои позиции. Смогут ли эти люди сконвертировать свое сегодняшнее могущество и влияние просто в капитал? Нет. В России капитал без близости к власти является неработоспособным и неспособным к сохранению и приумножению, и эта ситуация нисколько не изменилась за все время правления Путина. Поэтому после такой конвертации остается единственная возможность – уехать за границу. Но это маловероятно. Фигура публичная, а капитал завязан на российские ресурсы.

Утверждение, что Владимиру Путину не нужна власть, – вообще очень спорно. Человек, безразличный к своей политической судьбе, ведет себя совершенно иначе. Более того, он настолько выжег вокруг себя политическое пространство, что уничтожил практически всех, кто мог реально претендовать на президентский пост. И в этом смысле Путин действовал вполне в духе российской политической традиции.

Сценарий 2. Путин попытается изменить Конституцию, пойдет на третий срок или попытается восстановить монархию.

Привет вам от Александра Григорьевича Лукашенко! Разумеется, чисто умозрительно эти варианты возможны. Однако и третий срок, и монархия означают нарушение Конституции, букве которой нынешний президент так привержен. А значит, прощай Евросоюз, прощай G8, международная легитимность и остальные атрибуты глобализованного и цивилизованного мира сильнейших. Но, судя по всему, этот мир Владимиру Путину очень нравится.

Если пренебречь международным мнением, вырисовываются два откровенных тупика. Первый – брежневский застой. Постепенно соратники Путина достигнут того влияния, что и он, и никакого решения по сколь-нибудь значительному поводу принять будет невозможно. Властная структура придет к своему равновесию, закуклится, перестанет обладать даже минимумом харизмы, станет жить на проедании и разворовывании ресурсов. Страна при этом только проиграет. Второй вариант – сталинская мобилизация. Либо на мощный внутренний проект, либо на борьбу против внешнего врага. Но эта стратегия – не застой. Она требует постоянного «обновления крови», постоянных кадровых чисток и прочих малоприятных вещей.

Сценарий 3. Технический преемник из своей команды на четыре года, затем восстановление Путина еще на 2 срока.

Во-первых, этого технического президента нужно еще выбрать. Понятно, что после политической реанимации Бориса Ельцина в 1998 году, а затем и передачи власти самому Путину кремлевские политтехнологи считают себя всемогущими. Однако даже украинские события показывают, что ситуация не стоит на месте и может обернуться неожиданным сюрпризом.

Кроме того, каким бы новый президент ни был «техническим», «своим», формально он будет иметь все властные полномочия. Более того, исходя из логики российской власти, он неминуемо станет укреплять себя. Для «технического президента» Путин, например, оказался очень резвым. Иногда он принимал решения, которые его предшественник публично осуждал. Например, ситуацию вокруг НТВ и посадку Гусинского лично. Сюда же зачтем подавление режима Масхадова в Чечне. Из «семьи» Путин, действительно, никого не тронул. Однако «семейных» поприжал многих… Да и могло ли быть иначе – у власти свои законы, независимо от того, каким способом она достается.

Далее. За Путиным стоит команда, ресурсы, контроль над потоками. Сейчас эта команда в относительном равновесии. Но разговоры о том, что у Кремля, дескать, несколько башен, имеют под собой не только архитектурные основания. Кто бы ни пришел на место президента, равновесие системы будет нарушено. Сначала кадровое, затем ресурсное. Тихие разногласия бывших соратников и желание изменить статус-кво неминуемо выйдут наружу. А это уже совсем не по сценарию.

Ситуация двоевластия для России практически нестерпима. Неизбежно начнется борьба за восстановление этого единственного фокуса. При этом сами президенты, прошлый и нынешний, совсем не обязательно будут стремиться к этому – самое главное, кто их будет подталкивать к этому, будет правящая и бизнес-верхушка, истеблишмент. Так называемые элиты окажутся перед выбором – кому служить и кого слушаться. Произойдет раскол, ибо «слушаться» в России можно только одного.

Выхода нет?

Из замкнутого круга пытаются выйти, обсуждая не самого преемника, а преемственность власти или курса. Кремлевские проект-менеджеры прилагают максимум усилий и ресурсов, чтобы создать общественные институты и партии (в первую очередь – «Единую Россию»), снабдить ее приемлемой идеологией, работать с молодежью и ее организациями. Привить населению такие ценности, как собственность, демократия, экономический рост, политическая стабильность. По идее, все это должно «утрясти» страну в нужную форму и обеспечить продолжение заданного шесть лет назад движения. Есть только одна ремарка – на все это осталось слишком мало времени. Вопросы российской политической культуры и ментальности, которые складывались веками, за два года, увы, не решить.

Проблема-2008 кроется вовсе не в кандидатуре преемника и не в процедуре преемственности. Это вопросы технические и, в принципе, решаемые. И даже не в «оранжевой революции». По настоящему в ее повторение сейчас верят лишь политромантики, которые еще покупают на барахолках майки с изображением Че Гевары. Проблема – в политически живом и бодром экс-президенте.

Поэтому России сегодня просто необходим цивилизованный институт политической смерти. Только он делает прежнего президента безопасным после прихода следующего. Ведь политическая смерть означает, что человек уходит туда, откуда нет возврата в политику, точно так же, как обычная смерть означает, что человек уходит безвозвратно. Без этого института смена власти в России всегда будет кризисом, конфликтом интересов, противостоянием «команд» и «группировок».

Сегодня Россия приближается к фактически уникальной ситуации. В ее истории еще не было случая, когда верховный правитель оставлял власть в такой прекрасной физической и политической форме. И мысль его реанимации будет главной политической интригой. Последствиям же возможного властного передела уже посвящена большая часть политической и экономической аналитики. Политический кризис, как следствие – нестабильность инвестиционного климата, потеря международного авторитета и проч. Это произойдет непременно, если не сформировать институт цивилизованной, безусловной политической смерти.

Читайте также:
Лесной кодекс: что это такое, описание и особенности

В этом смысле построение института политической смерти и должно «завершить» всю конструкцию обновленной политической системы. Причем именно сторонники ВВП должны приложить все усилия, чтобы эта политическая смерть состоялась. Они должны дать возможность Путину достойно уйти. Например, всерьез воспринять его публичное заявление о передаче власти и не делать попыток втянуть его снова в высшую власть.

В этом смысле у Владимира Путина есть шанс выполнить реальную историческую миссию, сравнимую по масштабам с петровскими реформами, так почитаемыми им самим. Не просто выстроить вертикаль, добиться стабильности, удвоить ВВП, попредседательствовать в G8 и вступить в ВТО. А изменить архаичный, неэффективный сегодня уклад российской власти. Личным примером создать приемлемый для многих поколений преемников институт политической смерти. Хотя бы для того, чтобы спокойно наслаждаться физической жизнью.

Политическая смерть: что это такое, описание и особенности

СМЕРТЬ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

СМЕРТЬ – прекращение жизни, естественный конец единичного живого существа или насильственное умерщвление не только индивидов, но и целых видов животных и растений в силу экологических катастроф и хищнического отношения человека к природе. Поскольку человек, в отличие от других живых существ, сознает свою смертность, смерть выступает для него как конститутивный момент его жизни и мировоззрения. В этом плане – с точки зрения осознания факта и смысла смерти как завершающего момента человеческой жизни – смерть гл.о. и рассматривалась философией.

Отношение к смерти во многом определяет формы религиозных культов. Напр., для древних египтян земное существование человека выступает как подготовка к загробному бытию. Отсюда – культ мертвых, построение и украшение гробниц, жилищ мертвых, искусство бальзамирования и т.д. На Востоке «обживание» факта смерти выражается в культе предков: древние японцы верили в то, что человек после смерти продолжает существовать в своих потомках и только при отсутствии их умирает окончательно. По мере ослабления родственных и общинных связей смерть все больше переживается как неотвратимая собственная смерть, и культ предков держится не столько на непосредственном чувстве, сколько на традиции. Тем не менее даже в наше время возникают попытки преодолеть трагизм смерти с помощью возрожденного культа предков (напр., идея воскрешения мертвых отцов средствами современной науки у Η.Φ.Федорова).

В большинстве древних культур отношение к смерти имеет эпический характер (важное исключение составляет аккадский эпос о Гильгамеше, ранняя версия которого относится к 2-му тысячелетию до н.э., а наиболее полная – к 7–6 вв. до н.э.). Иное, трагическое отношение к смерти возникает в т.н. «осевую эпоху» (Ясперс) и характерно для новых религий – буддизма в Индии, зороастризма в Иране, иудаизма (особенно эпохи пророков), даосизма в Китае, религиозно-философского движения в Греции 7–4 вв. до н.э. (в частности у орфиков и пифагорейцев).

Эти духовные явления свидетельствовали об обострившемся чувстве личного бытия. В античности одной из попыток преодолеть страх смерти было учение Сократа, который, согласно Платону, считал, что «те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью» («Федон», 64 А). Платон воспринял орфико-пифагорейское представление о том, что смерть есть отделение души от тела, освобождение ее из «темницы», где она пребывает в своей земной жизни. Душа и тело изначально принадлежат двум разным мирам – душа происходит из вечного и неизменного мира идей, куда она и возвращается после смерти тела, последнее же превращается в прах и тлен, которому оно с самого начала принадлежало. Учение Сократа, Платона, неоплатоников о бессмертии души впоследствии, хотя и в преобразованном виде, воспринимается христианством и на многие века становится определяющей традицией в европейской жизни.

Другое отношение к смерти складывается в стоицизме и особенно в эпикурействе. Стремясь, как и Сократ, освободить человека от страха смерти, стоики указывают на ее всеобщность и естественность: все вещи в мире имеют конец, и это так естественно, что неразумно бояться смерти. Эпикур приводит такой довод: смерти не следует страшиться, ибо человек с ней «не встречается»: когда человек есть, смерти нет, а когда приходит смерть, человека уже нет, поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших. Несмотря на то, что по своему содержанию платонизм и эпикурейство противоположны, их объединяет специфически греческий рационализм в самом подходе к факту смерти, связанный с пониманием бытия как вечно равного себе космоса. Последний или пребывает в неподвижности, как у элеатов или Платона, или совершает циклические изменения в вечно повторяющемся ритме (Гераклит, стоики). Поэтому опору для человека перед лицом смерти греческая философия ищет или в вечности самого круговорота бытия (учение о переселении душ, см. Метемпсихоз), или в сознании роковой неизбежности этого круговорота, в смиренном и разумном приятии его естественности и неотменимости. «Нельзя быть счастливым, когда желаешь того, что невозможно. . Кто желает невозможного, тот раб и глупец, восстающий против своего хозяина –Бога. Хозяин наш желает, чтобы мы были счастливы; но для этого мы должны помнить, что все родившееся должно умереть. » (Эпиктет. В чем наше благо? – Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995, с. 217).

По-иному осмысляется факт смерти в иудаизме и христианстве. В Ветхом Завете, правда, присутствует характерное для древних культур отношение к смерти как завершению пути конечного существа: так воспринимается смерть патриарха Авраама: «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему» (Быт. 25.8). Но поскольку человек понимается здесь не как природное, а как сверхприродное существо, ведущее диалог с Богом, то появляется и новое отношение к смерти как каре, постигшей человека вследствие грехопадения: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1.13), «Бог создал человека для нетления. но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2. 23–24). Смерть, т.о., указывает на присутствие греха в тварном мире: по отношению к грешникам смерть есть не просто их естественная участь, но наказание за грехи. Стремление преодолеть бессмысленность вечного природного круговорота приводит – особенно в позднейших книгах Ветхого Завета, у пророков – к возникновению веры в грядущее эсхатологическое царство, когда «поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа своего по всей земле» (Ис. 25.8). Человек, т.о., не может спасти себя от смерти, это под силу только Богу. Христианство заимствует от иудаизма отношение к смерти как наказанию за человеческую греховность. В Новом Завете обостряется драматическое переживание смерти как конца личного бытия, и в центре оказывается тема спасения человека – преодоление смерти Богочеловеком Христом, своей крестной смертью искупившим грехи человечества и чудом своего воскресения положившим конец господству смерти. Поскольку люди «причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2.14–15). Христос стал «первенцем из мертвых» (Откр. 1.5), и в этом залог бессмертия и воскресения во плоти для всех верующих христиан. Чудо воскресения Христа, неприемлемое для иудаизма, соединило в себе ветхозаветный супранатурализм с напряженным переживанием конечности человеческого существования на рубеже старой и новой эры.

Читайте также:
Похоронное дело: что это такое, описание и особенности

Вместе с процессом секуляризации, начавшемся в эпоху Возрождения и углубившемся в эпоху Просвещения, складывается пантеистическое мировосприятие, опирающееся отчасти на античную философию, особенно неоплатонизм и стоицизм, а отчасти на оккультно-магическую и гностико-герметическую традицию (Г.К.Агриппа, Парацельс, Дж.Бруно). Пантеизм, реализовавшийся в учениях Спинозы, Фихте, Гегеля, Гете и др., ведет к отрицанию трансцендентности Бога и христианского понимания смерти как перехода из имманентного в трансцендентный мир. Смыкаясь с Просвещением, пантеизм перемещает центр тяжести с веры на разум. По словам Спинозы, «человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни» (Избр. произв., т. 1. М., 1957, с. 576).

В 18–19 вв. развитый пантеистической философией принцип имманентизма с его перенесением смыслового центра на посюсторонний мир трансформировался Просвещением в идею прогресса, развитую в двух вариантах – позитивистском (Конт, Спенсер) и идеалистическом (Фихте, Гегель). Идея прогресса соединила в себе иудаистски-христианское понимание мира как истории, движения к будущему, через которое получает смысл настоящее, с пониманием мира как природы, а человека – как принадлежащего этому миру чувственного существа, наделенного разумом. Кризис этой идеи привел к распадению слившихся в ней тенденций: с одной стороны, в лице Шопенгауэра, Ницше, Эд.Гартмана и др. восторжествовал натурализм, с другой – устремление к раннехристианской традиции (Кант, Кьеркегор, К.Барт). Первое направление, опиравшееся на позитивизм и философию жизни, тяготело к «дионисийству» с его культом эроса и смерти, выступавшей в конечном счете как завершающий момент вакхического восторга и окончательного слияния с темной праосновой бытия. Шопенгауэр, правда, признав бытие темной стихией иррациональной воли, отверг его и увидел единственный для человека выход из бесконечного бега по кругу вожделений и страданий неутоленной воли в отказе от участия в круговороте жизни и погружении в нирвану небытия. Напротив, Ницше полностью принял жизненную стихию во всей ее ничем не сдерживаемой мощи, отбросив как губительную иллюзию не только веру в потусторонний мир, но и моральные ценности, сковывающие энергию сильной личности – «сверхчеловека». Ницшеанское мироощущение воспроизводится в 20 в. – в разных вариантах – Шпенглером, Ортегой-и-Гассетом, Сартром, Камю и др. Другая ветвь натуралистического направления развивается фрейдизмом (в большей степени акцентировавшим, однако, позитивистский мотив), в основе которого лежит интуиция внутренней связи эроса и смерти.

Противоположным этому направлением, выделившимся с ослаблением веры в прогресс, оказалась христианская традиция, по большей части протестантской ее ветви. Эта традиция представлена диалектической теологией (К.Барт, Р.Бультман, П.Тиллих), немецким и русским вариантами экзистенциализма (ранний М.Хайдеггер, К.Ясперс, Л.Шестов, Н.А.Бердяев), а также М.Бубером, Г.Марселем и др. Опираясь на Кьеркегора, представители этого направления пытаются вернуться к раннему христианству (а Шестов и Бубер – к Ветхому Завету), позволявшему человеку переживать свою смерть как религиозное таинство соединения трансцендентного (божественного) и имманентного (человеческого). Хотя смерть и выступает как нечто абсурдное для человека, руководящегося разумом «мира сего», но это не абсурд Камю и Сартра: он возникает не от бессмысленности бытия, а от трансцендентности и скрытости его смысла от человека. Познать его нельзя, в него можно только верить. Между двумя мирами нет моста, и от одного к другому можно только прыгнуть, не зная наперед, не провалишься ли при этом в «пропасть».

Среди философов 20 в., рассматривавших смерть как важнейший конститутивный момент человеческого сознания и человеческой жизни вообще, необходимо особенно выделить М.Шелера и Хайдеггера. Шелер попытался применить метод феноменологии, чтобы показать, как в имманентном мире сознания переживается «трансценденция», т.е. как смертность человека, его конечность определяет всю структуру его теоретического мышления, его созерцания и деятельности. В качестве момента, конституирующего сознание человека, Шелер берет не сам эмпирический факт смерти, а переживание его на протяжении всей человеческой жизни (см. M. Scheler. Schriften aus dem Nachlaß, Bd. 10. В., 1957, S. 12). Тезис Шелера о том, что только вернувшись к существованию перед лицом смерти, человек обретает и смысл жизни, освободившись от ложных целей и деятельности, которой наполняет его жизнь индустриальная цивилизация, выступает у Хайдеггера в учении о «подлинном» существовании человека – перед лицом смерти, и «неподлинном», при котором человек погружается в мир безличного «man», где умирают другие, но никогда – он сам, получая иллюзию бессмертия и «забывая» о смерти как последней возможности человеческого существования (М. Heidegger. Sein und Zeit. Tüb., 1960, S. 237). Указывая на то, что человек как конечное существо есть «бытие-к-концу», «бытие-к-смерти», Хайдеггер, однако, дистанцируется от Шелера, укореняющего человеческую личность в надмирном Боге: «заброшенный» в мир, человек перед лицом смерти у Хайдеггера предельно одинок. И не случайно ранние работы Хайдеггера были истолкованы в атеистическом духе французскими экзистенциалистами – Сартром и Камю.

Тема смерти занимает важное место в русской литературе, поэзии и религиозной философии 19–20 вв. – в творчестве Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, С.Н.Трубецкого, С.Н.Булгакова, Л.Шестова и др. Нельзя не отметить, что творчество Толстого (особенно его «Смерть Ивана Ильича») оказало сильное влияние на немецкую и французскую мысль 20 в. и, в частности, на осмысление смерти как конститутивного момента человеческого сознания.

1. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985;

2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997;

3. Benz Ε. Das Todesproblem in der stoischen Philosophie. Stuttg., 1929;

4. Morin E. L’homme et la mort dans l’histoire. P., 1952;

5. Rahner К. Zur Theologie des Todes, 2 Aufl. Freiburg, 1958, Choron, Der Tod im abendländischen Denken. Stuttg., 1967;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: