Политическое убежище: что это такое, описание и особенности

Право политического убежища в РФ

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746, Административным регламентом ФМС России по исполнению федеральной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 05 декабря 2007 года № 451.

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальными органами ФМС России.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
  • лицо представило заведомо ложные сведения;
  • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
  • лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.

Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам вид на жительство.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ — предоставленное лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение, право на въезд и пребывание на территории другого государства.

Предоставление П.у. означает:

– разрешение на въезд в данное государство;

– право данного лица на законном основании пребывать на территории государства;

– гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства.

Порядок предоставления Россией П.у. предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. № 746, которым утверждено соответствующее Положение.Положение устанавливает, что РФ предоставляет П.у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

В соответствии с Положением П.у. не может быть предоставлено лицу:

а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением;

б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу;

в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование;

г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ;

Читайте также:
Пневматическое оружие: что это такое, описание и особенности

е) представившему заведомо ложные сведения;

ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания.

Решение о предоставлении П.у. принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство.

Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. по следующим основаниям:

а) по соображениям государственной безопасности;

б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН;

в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Политическое убежище

Политическое убежище — особый правовой статус, предоставляемый лицу, которое по определённым причинам преследуется у себя на родине.

Обычно, за политические, религиозные и иные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение; право на въезд и пребывание на территории данного государства.

Содержание

Политическое убежище в ХХ — XXI в

Политическое убежище в США

Подать документы на статус “политического беженца” можно только находясь на территории США.

Оказавшись в США, необходимо обратиться в иммиграционную службу с соответствующим заявлением. Политическое убежище предоставляется, если человек находится в США (по туристической или другой визе, и даже нелегально) и боится возвращаться на родину в связи с прошлыми преследованиями (past prosecution) или опасается возможных преследований (future prosecution).

Страх преследований может быть основан на [источник не указан 908 дней] :

  • принадлежности человека к определённой расе,
  • принадлежности человека к определённой национальности,
  • религиозных взглядах,
  • политических взглядах,
  • принадлежности человека к определённой социальной группе.

Заявление о предоставлении политического убежища должно быть подано в течение года после приезда в США. Если кандидат пропустил этот срок, то ему нужно будет доказать, что он не мог подать заявление вовремя ввиду исключительных обстоятельств или что политическая ситуация на его родине существенно изменилась в худшую сторону.

Лицо, подавшее заявление о предоставлении политического убежища, называется «asylum applicant», а лицо, уже получившие убежище называется «asylee», не путать с беженцем («refugee») — это другая правовая процедура.

Заявление будет максимально эффективным, если оно подкреплено документами, подтверждающими, что кандидат действительно подвергался в своей стране преследованиям и репрессиям.

  • Медицинские справки (о том, что кандидат подвергался побоям, и ему оказывалась медицинская помощь; что у него был сердечный приступ или обострение хронического заболевания; что он содержались в психиатрической больнице; что аналогичные проблемы со здоровьем были у его близких родственников).
  • Документы из правоохранительных органов — прокуратуры, органов внутренних дел и государственной безопасности [источник не указан 1013 дней] (повестки с требованием явиться в полицию или прокуратуру; постановления о возбуждении уголовного дела в отношении него; постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по его заявлению; протоколы обысков и изъятий; другие документы, подтверждающие проведение правоохранительными органами процессуальных действий относительно него; аналогичные документы, касающиеся его близких родственников).
  • Письменные свидетельства родственников, друзей, знакомых или коллег, что кандидата преследовали в его стране (свидетельства желательно заверить нотариально).
  • Членские билеты правозащитных организаций, оппозиционных политических партий, религиозных организаций.

Политическое убежище предоставляется на неопределенное время; через год после предоставления убежища и при условии постоянного проживания в США, можно подать документы на получение статуса постоянного жителя (permanent resident status), в просторечии это называют «грин-картой». Отметим, что после того, как кандидат подает заявление и до получения самого статуса, он может легально находиться на территории США, сколько бы долго ни пришлось ждать решения. Кандидат сможет легально работать через 180 дней после подачи заявления.

Лицо, получившее статус политического убежища, кроме прав постоянного жителя, получает ещё существенный набор социальных льгот [источник не указан 908 дней] . Кроме этого, оно может вызвать в США свою супругу (супруга) и своих детей до 21 года на постоянное жительство [источник не указан 908 дней] . Лица, получившие убежище, могут выезжать из США за границу, предварительно оформив travel document, в просторечии «травел-паспорт». Лица, получившие политическое убежище, не должны возвращаться в страну, где они подвергались преследованиям. В противном случае они могут потерять свой статус.

Получив политическое убежище, можно ходатайствовать о предоставлении американского гражданства через пять лет со дня получения статуса постоянного жителя, указанного в грин-карте. Ссылки:

  • Часто задаваемые вопросы о политическом убежище в США [1]
  • Application for asylum by individuals in the United States

Политическое убежище в России

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают ТО ФМС России. [1]

Читайте также:
Обязательное страхование: что это такое, описание и особенности

В списке самых привлекательных для беженцев стран Россия стоит на 19-м месте. В России за статусом беженца в 2008 году обратились 3 тысячи 970 иностранцев – на 18% больше, чем в прошлом году [2] .

Политическое убежище в Ирландии

Политическое убежище в Австрии

Политическое убежище в Канаде

Политическое убежище в Израиле

Политическое убежище в Китае

Политическое убежище в Норвегии

Политическое убежище в странах ЕС

В 2009 году политического убежища на Западе искало почти 318 тысяч человек. [источник не указан 167 дней] Однако статус “политических беженцев” получила только четверть соискателей. По данным Eurostat, это на три тысячи человек больше, чем в предыдущем году. [источник не указан 167 дней] В 2009 году самой большой группой признанных беженцев стали выходцы из Сомали – 13 425 человек, за ними следуют граждане Ирака – 13 тысяч, и Афганистана – чуть более семи тысяч. Больше всех беженцев в минувшем году приняла Великобритания – двенадцать с половиной тысяч человек, за ней следует Германия, принявшая чуть более двенадцати тысяч беженцев, на третьем месте Франция – 10 000 человек. [источник не указан 167 дней]

Россияне оседают в Польше, Австрии, Франции и Бельгии [источник не указан 167 дней]

Россиян в общем потоке беженцев, приехавших в Европу в 2009 году, эксперты насчитали более 5,7 тысячи человек. При этом более полутора тысяч из них сумели получить убежище в Австрии [источник не указан 167 дней] , более одной тысячи – во Франции [источник не указан 167 дней] , 335 выходцев из России осели в Бельгии [источник не указан 167 дней] . Несколько десятков эмигрантов из РФ остались в республиках Балтии. Но больше всего российских беженцев получили политическое убежище в Польше: в 2009 году их было более двух с половиной тысяч человек. [источник не указан 167 дней]

Эксперты полагают, что срабатывало узаконенное положение, когда беженец должен попросить убежище не в стране, в которую он стремился в конечном итоге, а в “первой безопасной” за пределами его Родины. [источник не указан 167 дней] На пути в Западную Европу такой страной для многих беженцев из России была Польша. [источник не указан 167 дней]

По словам председателя Германо-Кавказского общества Эккехарда Маса (Ekkehard Maaß), в Германии участились случаи отправки в Россию чеченских беженцев, которым грозит опасность на Родине. [источник не указан 167 дней] “Причем, среди тех, кого отправляют назад,- подчеркивает Мас,- немало людей, проживших в Германии уже десять и более лет. Их дети ходят в немецкие школы, интегрированы в немецкое общество, неплохо говорят по-немецки”.

Претендентам на статус политических беженцев нередко предоставляют временное право на проживание, пока соответствующие ведомства не примут решения о признании или непризнании за ними такого статуса. В течение всего времени ожидания, которое может растянуться на многие годы, у претендентов на политическое убежище нет права на работу, на курсы по немецкому языку, они живут в изоляции от немецкого общества, отмечает Эккехард Мас.

Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Чеченские беженцы опасаются мести Рамзана КадыроваПричины отказа в предоставлении убежище, по его убеждению, во многих случаях кроятся в том, что чеченцы, прибывающие в Германию, боязливы и не доверяют чиновникам. “Некоторые чеченцы бояться рассказывать о конкретных случаях их преследования, потому что не уверены в том, что эта информация не будет передана через германские органы российским спецслужбам. А родственникам, оставшимся в Чечне, по их мнению, будет грозить опасность”,- говорит Мас.

Более того, по словам Маса, чеченским мужчинам часто гордость не позволяет рассказывать в подробностях о том, как их преследовали, унижали и подвергали пыткам на родине. Иногда они, пытаясь скрыть какую-то личную информацию, дают довольно противоречивые объяснения причин своего бегства из Чечни. В ответ на это немецкие чиновники отказывают им в предоставлении статуса политических беженцев.

“Я лично знаком с чеченским беженцем, которому в Чечне во время пыток отбили почку, сломали ногу, – рассказал Эккехард Мас корреспонденту Deutsche Welle. – Однако во время собеседования с сотрудником Федерального ведомства по делам миграции и беженцев, чеченец не стал об этом рассказывать, потому что ему не позволяла кавказская гордость”. Когда претендентам на статус беженцев приходит отказ, они по рекомендации друзей или консультантов опротестовывают это решение, и в ход запускаются бюрократические механизмы, которые могут затянуть рассмотрение дела на долгие годы.

В Германии, по данным председателя Германо-Кавказского общества, на сегодняшний день проживает около 15 тысяч выходцев из Чечни, но далеко не всем из них удалось получить статус беженцев, а многим грозит депортация на родину.

Эккехард Мас утверждает, что тем, кого ждет высылка из Германии, грозит опасность в Чечне. В России они чаще всего вынуждены жить нелегально, на них не распространяются социальные льготы, медицинские страховки, у них нет жилья, нет официальной работы, они практически предоставлены самим себе.

“На родине, в Чечне, есть опасность, что депортированных из Германии или других стран ЕС беженцев заподозрят в том, что они не поддерживают диктатора Кадырова. Одного этого уже достаточно, чтобы попасть в тюрьму и даже лишиться жизни”,- уверен Эккехард Мас,выступающий в защиту чеченских террористов.

Читайте также:
Преступная мотивация: что это такое, описание и особенности

Политическое убежище в Южной Корее

Южная Корея в 2008 году принял около 9 тысяч беженцев из Сомали, Ирака, Афганистана и России. Чтобы подать заявление о предоставление убежище, заявитель должен находится на территории Южной Кореи.

Политэмигранты из России

Согласно докладу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Россия занимает третье место в мире (после Ирака и Сомали) по числу поданых её гражданами просьб о предоставлении политического убежища за рубежом: в 2008 году около 20 тысяч 477 россиян обратились с просьбами о предоставлении политического убежища — это на 9 % больше показателя 2007 года. Чаще всего россияне искали убежища в Польше (6647 человек), Франции (3579), Австрии (3436), Бельгии (1615), Норвегии (1078), Швеции (933). В этом списке для россиян стали куда менее привлекательными бывшие ранее безусловными лидерами Германия (768) и США (691). [3]

Часто институт политического убежища пытаются использовать для ухода от правосудия. Так, попытки криминального авторитета Сергея Буторина получить в Испании политическое убежище провалились. Он был экстрадирован в Москву из Испании. Испанский суд отказал ему в этом праве и выдал его российскому правосудию [4] .

Что такое политическое убежище и зачем оно нужно

Политическое убежище — это самый «народный» способ переезда в США на ПМЖ. Вы сможете навсегда остаться в стране, если попросите защиту у властей, находясь в Америке или на границе с Мексикой. Программа очень «полюбилась» россиянам и жителям стран СНГ — с 2017 года количество прошений растет на 300% в год. Тысячи человек каждый месяц подают заявки на убежище, причем подавляющее большинство из них — далеко не видные оппозиционеры.

Почему так? Объясняю.

Потому что у многих есть основания. Потому что через год беженцы получают официальное разрешение на работу, через два года, в случае одобрения — Грин-карту, а через пять лет гражданство США. И ещё потому что для большинства русскоговорящих, убежище — это единственный, повторяю — единственный способ переехать в США.

О нюансах политического убежища и о том, почему программа пользуется таким спросом, я снял ролик. Обязательно посмотрите:

У программы не так много ограничений. Власти Америки не предъявляют к просителям убежища каких-то специальных требований: возраст, пол, семейное положение, образование, профессия, доход, знание английского языка беженца не имеют никакого значения. И защита предоставляется сразу всей семье: основному заявителю, супруге (-у) и детям до 21 года.

Для получения убежища нужно соответствовать пяти критериям:

  • Быть гражданином авторитарной (по мнению Госдепа США) страны, например, России или республики бывшего СССР;
  • Доказать, что вы боитесь возвращаться домой из-за преследования по одному из защитных оснований;
  • Получить любую визу в США (исключение — подача документов через Мексику);
  • Подготовить юридически грамотный кейс на убежище;
  • На родине не иметь судимости по тяжким статьям.

В этой статье я не буду останавливаться на основаниях, доказательствах, преследовании, визах и кейсе — о них вы прочтете в других статьях. Давайте поговорим о том, насколько сложно получить убежище в США.

Когда меня спрашивают «а какие у меня шансы на получение убежища?», я отвечаю так: «при наличии оснований и хорошей подготовке, вопрос не в том, получите или нет, а в том, когда получите — после интервью, на суде или в апелляции». Сроки зависят от качества подготовки: если допустите ошибки, то одобрение «светит» только через 5–7 лет. А если вам помогает юрист, дело сильное, вы ответственно готовились — то быстрее: можно уложиться в 1–3 года.

Программа подходит миллионам людей из бывшего СССР. По мнению Госдепа США, в России и странах СНГ систематически и с дозволения властей нарушаются права человека. Все, что нужно для одобрения — доказать, что права нарушались и в вашем отношении.

А сейчас — ложка дегтя. У убежища есть несколько серьезных минусов. Те, кто зарабатывает на иммиграции, о них почти не говорят. В итоге, люди, не вникнув, подписываются на процедуру, а потом узнают противопоказания и побочные эффекты. Порой — серьезные.

Первый минус — до получения гражданства вы не можете без риска летать в родную страну. Если поймают, могут забрать и статус, и Грин-карту. Это делается не в автоматическом режиме, а через суд — но все равно, нарушать законы не советую. С родственниками лучше встречаться на территории США, поэтому еще до подачи кейса позаботьтесь о визах для всех родных и близких.

Второй минус — до получения статуса (как минимум, 8 месяцев) вам настоятельно не рекомендуется покидать территорию США. Только по экстренным поводам, но для этого нужно оформлять специальное разрешение — advance parole. Подробнее о сложностях выезда и въезда на территорию США во время ожидания убежища я рассказал в отдельной статье.

О других плюсах и минусах убежища вы можете прочитать в нашей книге «Как получить убежище в США: пошаговый план».

Чтобы оценить вероятность получения убежища в вашем случае, пишите в WhatsApp.

Пора валить: как получить политическое убежище в другой стране

  • Дешевые авиабилеты
  • Блог
  • Визы
  • Куда и как свалить, если на родине вас притесняют

Хотелось бы, чтоб где родился, там и пригодился, но реальность обычно прозаичнее. Часто на родине тебя могут не понимать, не принимать и даже преследовать за твои мысли, высказывания, мировоззрение и даже за то, что вот не нравишься ты нам и всё тут. Поэтому у вас всегда есть возможность не подставлять вторую щёку, а уехать в другую страну , где вам будут больше рады (и если повезёт — дадут гражданство ).

Читайте также:
Неприкосновенность государственной: что это такое, описание и особенности

С чего всё началось

Так называемое «право убежища» — не новомодное веяние, им пользовались ещё в Древней Греции и во времена Римской Империи. Тогда невинно гонимые жертвы, беглые рабы (и настоящие преступники, что таить) искали спасение в храмах и у статуй императоров (из-за их обожествления) — уважение к религии не позволяло арестовать беглеца на священной территории (хотя были исключения).

В средневековье «неприкосновенной территорией» стали также дома епископов, монастыри, кладбища, богадельни и даже некоторые города (скажем, в Ройтлингене скрывались те, кто совершил убийство в состоянии аффекта). Преступников оттуда если и выдавали, то только с условием, что они не будут подвергнуты увечьям и смертной казни (иначе исполнители могли быть преданы анафеме).

В разных странах «право убежища» работало по-разному. Скажем, в России оно официально не действовало, но преступник мог укрыться на территории монастыря — если «отказался от мирского», покаялся и сам стал монахом. В современном обществе, благодаря ряду конвенций, было принято право на политическое убежище : территориальное (на территории другой страны) и дипломатическое (грубо говоря — в стенах посольства родной страны, находящегося в другом государстве).

Кто может рассчитывать на политическое убежище

  • Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
  • Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединённых Наций.

Коротко — вы можете получить убежище в другой стране, если на родине вам угрожают, вы подвергаетесь гонению или репрессиям на основе:

  • Политической деятельности или взглядов
  • Религиозного инакомыслия
  • Национальной нетерпимости

Политического убежища также часто просят беженцы из стран, где проходят военные действия . А ещё — представители ЛГБТ-сообщества , которых в принципе пока, к сожалению, мало где адекватно принимают (особенно в Средней Азии).

А что нужно для его получения?

Подать запрос на получение убежища в большинстве стран (в том числе США) можно только в том случае, если вы уже находитесь на их территории . То есть — вам заранее нужно продумать, как вы туда попадёте (и в случае необходимости оформить визу, хотя бы туристическую). Также разумно будет ехать туда, где лояльно относятся не только к иммигрантам, но и конкретно к гражданам вашей родины.

Что ещё нужно знать:

  • Вы должны лететь прямым рейсом из государства, гражданином которого являетесь, в страну, где планируете просить убежище;
  • В случае с Европой решение будет принимать та страна, которая выдала вам визу, а не та, куда вы направляетесь;
  • Подать запрос нужно как можно скорее — желательно в первый день пребывания и, если есть возможность, сразу на пограничном контроле.

В каждой стране есть учреждение, которое занимается вопросами беженцев, но называются они по-разному. В Америке это Иммиграционная служба, в Англии Национальная служба поддержки беженцев, в Испании — Управление по убежищу и защите. Вам нужно заранее понять, куда обращаться.

Сама процедура может разниться, но чаще всего состоит из подачи заявления, интервью и ожидания решения . Вместе с заявлением вам нужно предоставить доказательства того, что вас действительно притесняли или ваша жизнь была в опасности. Никаких собственных домыслов, только конкретика:

  • Судебные решения и повестки
  • Медицинские справки
  • Письменные показания свидетелей
  • Фото- и видеоматериалы
  • Статьи из СМИ

Хорошим бонусом будет рекомендация медийной персоны, например, известного правозащитника.

У меня всё это есть, что дальше?

Вы прилетели, нашли необходимый вам госорган, подали заявку с доказательствами притеснения и даже прошли интервью — замечательно! Далее всё зависит от страны — например, в Испании вам придётся ждать решения от месяца до полугода, в это время вас обеспечат жильём, бытовым обслуживанием, а ещё выделят 50 евро на расходы. В Канаде решение принимается в течение 60 дней, но на этот период государство должно обеспечить вам компенсацию: 490 канадских долларов на жильё, 220 — на питание и 130 — на транспорт (если вы ходите на языковые курсы).

Если решение будет вынесено в вашу пользу, то дальше вас ожидают более солидные льготы (пока не встанете на ноги): бесплатное обучение в некоторых ВУЗах, медицинская и правовая помощь, кредиты по сниженной ставке, помощь в трудоустройстве, возможность перевезти своих родственников, социальные пособия и так далее. В большинстве стран у вас будет возможность со временем получить ВНЖ и даже гражданство — если, конечно, не выкинете чего-нибудь эдакого.

Популярные страны, в которых можно найти политическое убежище:

  • США
  • Канада
  • Финляндия
  • Германия
  • Великобритания
  • Франция
  • Израиль
  • Швейцария
  • Дания

А можно запросить политическое убежище в Казахстане?

Как ни странно, да. Если вы являетесь гражданином другой страны или лицом без гражданства и хотите стать политическим беженцем в Казахстане, то вам нужно проделать всё то же самое — здесь есть подробный гайд .

Ссылка политическая

ССЫЛКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – в России – принудительное удаление лиц, обвинявшихся в политических преступлениях, по суду или в административном порядке в отдаленную местность на определенный срок или бессрочно на поселение или на каторгу. Первое законодательное упоминание ссылки политической относится к 1582 году, но ссылка политическая практиковалась и ранее – при Иване III и Иване IV. Во 2-й половине 16 – 1-й половине 17 веков сложилось несколько видов ссылки политической (“в тюрьму”, “в посад”, “в службу” и “на пашню”); существовала и ссылка в отдаленные монастыри с пострижением в монахи. Ссылка политическая применялась в отношении как простого народа (угличских жителей, подозреваемых в убийстве царевича Дмитрия Ивановича, в 1592 году – в Пелым, И. И. Болотникова в 1607 году – в Каргополь и т. д.), так и попавших в опалу бояр. В Уложении 1649 года ссылка упоминается в 10 статьях. Указы 1653 и 1691 годов разрешали применять ссылку политическую как замену смертной казни, в качестве добавления к телесным наказаниям. Местами ссылки политической в 16-17 века были окраины Европейской России – Пинега, Пустоозерск, Устюг, Каргополь, Архангельск, Севск, Курск и др.; реже – Сибирь. Известны случаи массовой ссылки политической участников восстания в Пскове 1650 года, Крестьянской войны под руководством С. Т. Разина и другие. Размещением и содержанием ссыльных заведовали в 16-17 века приказы Разбойный и Сибирский, а также местные воеводы.

Читайте также:
Промышленный шпионаж: что это такое, описание и особенности

При Петре I широко применялась ссылка политическая на каторжные работы (в Таганрог, Петербург, Рогервик, Ригу, Ревель), на заводы и рудники участников массовых народных восстаний (булавинского), а также ссылка на службу стрельцов (в Азов, пограничные гарнизоны). В период дворцовых переворотов 1725-1762 годов в ссылку политическую направлялись опальные государственные деятели (П. А. Толстой – в Соловки, А. Д. Меншиков – в Березов, Э. И. Бирон – в Пелым, А. И. Остерман – в Березов и т. д.). Более массовый характер ссылка политическая приобрела после указов 1753-1754 годов, отменявших смертную казнь и вводивших взамен ее вечную каторгу. В 1760 году помещики получили право без суда ссылать крепостных в Сибирь на житье, а в 1765 году – на каторгу. До 1772 года число крепостных, сосланных помещиками только в Тобольскую губернию и Енисейский уезд, достигло 20 515 человек. Широко применялась ссылка политическая в отношении участников Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева 1773-1775 годов. В 1790 году Екатерина II заменила смертную казнь для А. Н. Радищева ссылкой на 10 лет в Илимский острог. Заведование ссылкой (в т. ч. и политической) в 18 веке осуществлялось Сибирским и Сыскным приказами, Берг- и Адмиралтейств-коллегиями и местной сибирской администрацией.

В связи с реформами управления Сибирью в 1822 году (см. Сперанский М. М.) были приняты два устава, которые касались и ссылки политической. В каждой губернии (области) Сибири заведование ссыльными находилось в ведении экспедиции о ссыльных губернских или областных правлений. Делами ссылки политической занимались министерства (внутренних дел, финансов, государственных имуществ), Комитет министров, Государственный совет, Сибирские комитеты (особенно 1-й, который провел ряд мер по ограничению прав ссыльных). Общий надзор за всей ссылкой политической осуществляло Третье отделение. Со 2-й четверти 19 века применение ссылки политической расширилось. В 1826 году был отправлен на каторгу и поселение в Сибирь 121 декабрист. Каторжане-декабристы (С. Г. Волконский, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, В. Л. Давыдов, А. И. Якубович, Н. М. Муравьев, бр. А. И. и П. И. Борисовы и др.) отбывали срок на Нерчинской каторге – в Благодатском и Зерентуйском рудниках, Читинском остроге и Петровском заводе. Декабристы-поселенцы были размещены в большинстве в Восточной Сибири (Киренск, Туруханск, Верхневилюйск, Олекминск, Верхнеколымск и Среднеколымск и др.) и лишь некоторые в Западной Сибири (Березов, Нарым, Сургут, Пелым); несколько декабристов отправили рядовыми на Кавказ, где находилось и большинство солдат – участников восстания декабристов. В 1831 году в Сибирь на каторгу и ссылку были отправлены тысячи участников Польского восстания. Сосланные декабристы и участники Польского восстания оказали большое экономическое и культурное влияние на развитие Сибири, на изучение ее природных богатств, этнографии, распространение грамотности, культуры и ремесел среди местного населения.

Закон 1833 года установил суровое наказание (смертная казнь) ссыльным за преступления политического характера (заговор, бунт, открытое неповиновение начальству и прочее). “Уложение о наказаниях” 1845 года устанавливало ссылку как одну из важнейших мер наказания за преступления, как уголовные, так и политические. Все наказания ссылкой разделялись на так называемые “уголовные” и “исправительные”. К первым относились: 1) лишение гражданских прав (“прав состояния”) и ссылка на каторжные работы (без срока и на срок от 4 до 20 лет); 2) лишение гражданских прав и ссылка на поселение в Сибирь. Ко 2-й категории относились: лишение “особенных прав и преимуществ” (дворянского титула, чинов, знаков отличия, прав поступления на государственную и общественную службу, вступления в гильдию и пр.) и ссылка на житье в Сибирь с временным заключением (от 1 до 4 лет) в тюрьму и без него или же лишение “особенных прав и преимуществ” со ссылкой в отдаленные северные губернии Европ. России (Архангельская, Олонецкая, Пермская и др.) на срок от 2 месяцев до 2 лет.

Хотя законодательство России до середины 19 века не знало административной ссылки, практически она широко применялась как ссылка “по высочайшему повелению” (А. С. Пушкина, А. И. Герцена, Н. П. Огарева и др.). В 50-х годах 19 века право административной ссылки получили отдельные местные администраторы (наместник Кавказа, виленский генерал-губернатор и другие). В 1849 году на каторгу в Сибирь были сосланы петрашевцы: 5 на каторжные работы в рудники (в их числе М. В. Петрашевский, Н. А. Спешнев, Н. А. Момбелли), 2 на завод и 2 в Омскую каторжную тюрьму (в т. ч. Ф. М. Достоевский), а остальные 12 в арестантские роты и полки Европейской России.

Читайте также:
Незаконное врачевание: что это такое, описание и особенности

Новая волна политических ссыльных была связана с массовым движением 60-70-х годов. В ссылку политическую направлялись участники крестьянских волнений, Польского восстания 1863-1864 годов (18 623 чел.); в Восточную Сибирь – А. П. Щапов, М. Л. Михайлов, В. А. Обручев; Н. Г. Чернышевский отбывал ссылку политическую в 1864-1889 годы на Нерчинской каторге, в Вилюйском остроге и в Астрахани. В 1867 году в Восточную Сибирь попали участники каракозовского процесса (см. Д. В. Каракозов), в 70-80-х годы многочисленные участники народнических и народовольческих организаций, члены первых рабочих организаций. Основными местами ссылки политической становятся Нерчинская каторга (Кара), Якутская область. Ссылка политическая все чаще применялась в административном порядке. В 1870 году губернаторы получили право (и широко применяли его) в случае стачек высылать главных зачинщиков без согласования с Министерством внутренних дел в одну из 8 губерний Европейской России (Архангельская, Астраханская, Вологодская, Вятская, Костромская, Новгородская, Олонецкая, Самарская). Положение 1878 года разрешало массовую административную ссылку революционеров под надзор полиции в Восточную Сибирь. Законом 1879 года временно генерал-губернаторы (Петербургский, Харьковский, Одесский, Московский, Киевский и Варшавский) также получили право административной ссылки. За апрель 1879 – июль 1880 года они выслали 575 лиц (из них 130 – в Сибирь). “Положение о мерах охранения государственного порядка и общественного спокойствия” 1881 года узаконило административные ссылки. “Положение о полицейском надзоре” 1882 года устанавливало порядок надзора за лицами по месту их жительства (в т. ч. и в месте их ссылки). Поднадзорным запрещались отлучки, полиция получила право беспрепятственного входа в место жительства поднадзорного в любое время, право обыска, ознакомления с его корреспонденцией. Поднадзорный не мог находиться на государственной и общественной службе, заниматься адвокатурой и педагогической деятельностью и т. п. Врачебная деятельность поднадзорного разрешалась лишь министром внутренних дел. Прочие занятия поднадзорного (главным образом ремесла) зависели от местного губернатора. Для ссыльных (даже женщин – до 1893 года) сохранялись телесные наказания. Находящийся под надзором ссыльный получал иногда мизерное пособие на пропитание. Местная администрация размещала ссыльных часто в глухих отдаленных селениях Сибири, где они были лишены средств к существованию. Кроме департамента полиции, надзиравшего за всеми ссылками политическими, в 1879 году было создано главное тюремное управление.

С середины 90-х годов состав политических ссыльных изменился. Если в 1863-1890 годы из 313 находившихся в якутской ссылке политических ссыльных 298 были народниками, то в 1896-1900 годы насчитывалось только 38 народников и уже 48 социал-демократов. В 1897-1900 годы в с. Шушенском Минусинского у. Енисейской губернии административную ссылку отбывал В. И. Ленин; в Сибири же отбывали ссылку политическую и другие руководители Петербургского “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”.

Переполнение Сибири ссыльными (к 1900 году – 298 577 человек, из них половина административно ссыльных) беспокоило правительство, а улучшение путей сообщения (начало постройки Сибирской железной дороги, пароходное сообщение) создавало больше возможностей для побегов. Закон 1900 года отменил ссылку на житье и ограничил ссылку на поселение для уголовных ссыльных и совершенно не коснулся политической ссылки. К началу 20 века были только несколько ограничены местности сибирской ссылки (Уложение о наказаниях 1885 года именовало ее “ссылкой в места отдаленные”, в отличие от ссылки “в места не столь отдаленные” европейских губерний России). Ссылка политическая в Восточной Сибири существовала в Якутской обл., Иркутской губ., отдельных округах Забайкальской губ. (Нерчинский, Читинский, Верхнеудинский, Селенгинский и Баргузинский), в уездах Енисейской губ. (Ачинский, Минусинский, Енисейский, Канский и Красноярский); в Западной Сибири – в Тобольском, Ишимском, Тюкалинском и Тарском у. Тобольской губ., Томском у. Томской губ. Используемый для уголовной ссылки с 1869 года о-в Сахалин очень редко был местом ссылки политической. Ухудшение положения политических ссыльных вызвало массовый протест ссыльных в Якутске (см. Якутский протест 1904). После амнистии 1905 года места ссылки значительно опустели, но с 1906 года стали наполняться вновь за счет активных участников революции 1905-1907 годов. В годы политической реакции и нового революционного подъема в сибирской ссылке находились Я. М. Свердлов (Енисейская губ.), М. В. Фрунзе и В. В. Куйбышев (Иркутская губ.), позднее В. П. Ногин, Е. М. Ярославский, С. Орджоникидзе (Якутская обл.). В феврале 1915 года в Енисейскую губ. были сосланы члены большевистской фракции 4-й Государственной думы. К началу 1-й мировой войны особенно сильная социал-демократическая организация сложилась в Якутии (более 500 ссыльных), что оказало влияние на события в Якутии после Февральской революции 1917 года. 6(19) марта 1917 года Временное правительство объявило о политической амнистии. 26 апр. (9 мая) 1917 года ссылка политическая была официально упразднена.

Н. П. Ерошкин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. 1971.

Фойницкий И. Я., Управление ссылки, в кн.: Сб. гос. знаний, т. 8, СПБ, 1880; Фельдштейн Г. С., Ссылка, М., 1893; Максимов С. В., Сибирь и каторга, 3 изд., СПБ, 1900; Саломон А. П., Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и совр. положения, СПБ, 1900; Анучин Е. Н., Исследование о проценте сосланных в Сибирь в период 1827-1846, СПБ, 1873; Лучинский Н. P., Краткий очерк деятельности Гл. тюремного управления аа первые 35 лет его существования (1879-1914 гг.), СПБ, 1914; Сб. циркуляров, изданных по Гл. тюремному управлению в 1879-1910 гг., ч. 1-2, СПБ, 1911; Гернет M. Н., История царской тюрьмы, т. 1-4, М., 1960-62.

Читайте также:
Радиационный фон: что это такое, описание и особенности

ССЫЛКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ССЫЛКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ в России, принудительное удаление лиц, обвинявшихся в политич. преступлениях, по суду или в административном порядке в отдалённую местность на определённый срок или бессрочно на поселение или на каторгу. Первое законодат. упоминание о С. п. относится к 1582, но она практиковалась и ранее как в отношении простого народа, так и опальных бояр. Местами С. п. в 16-17 вв. были окраины Европ. России, реже –

Сибирь. В 18 в. на крепостные работы, заводы и рудники ссылали участников массовых нар. выступлений. В период дворцовых переворотов в ссылку отправляли опальных гос. деятелей (П. А. Толстого – в Соловки, А. Д. Meчшикова – в Берёзов н т. д.). Массовый характер С. п. приобрела после указов 1753-54, отменивших смертную казнь и вводивших взамен неё вечную каторгу. В 1822 при участии M. M. Сперанского были выработаны и приняты “Устав о ссыльных” и “Устав об этапах в сибирских губерниях”, к-рые касались и С. п. В каждой губернии или области Сибири были созданы экспедиции о ссыльных при губ. или обл. правлениях. С 1826 общий надзор за С. п. осуществляло ” Третье отделение”. Во 2-й четв. 19 в. на каторгу в Сибирь и в ссылку на Кавказ отправлены декабристы и петрашевцы. В 1831 в Сибирь на каторгу и в ссылку были отправлены тысячи участников Польского восстания 1830-31.

Политич. ссыльные оказали большое влияние на развитие Сибири, способствовали распространению культуры, просвещения, изучению природных богатств и т. д.

“Уложение о наказаниях” 1845 устанавливало ссылку как одну из важнейших мер наказания за преступления, как уголовные, так н политические. Кроме того, существовала и нередко применялась на практике адм. ссылка как ссылка “по высочайшему повелению” (А. С. Пушкин, А. И. Герцен, H. П. Огарёв и др.). В 1850-х гг. право ссылать в адм. порядке по политич. мотивам получили нек-рые местные администраторы – наместник Кавказа, виленский ген.-губернатор и др.

В 1860-х гг. в С. п. направлялись участники крест, волнений, деятели революц. движения 60-х гг. 19 в., участники Польского восстания 1863-64 (18623 чел.). В 1867 в Вост. Сибирь были сосланы члены Ишутинского кружка, в 1870-80-х гг.- многочисл. участники народнич. и народовольческих орг-ций, первые рабочие-революционеры, а начиная с кон. 19 в.- члены марксистских кружков и организаций. Осн. местами С. п. становятся Забайкалье (см. Карийская каторга, Нерчинская катэрга), Якутская обл. (см. Якутская ссылка), Енисейская губ. (см. Енисейская ссылка), Иркутская губ. (см. Верхоленская ссылка), Томская губ. (см. Нары.чская ссылка). В период Революционной ситуации кон. 70 – нач. 80-х гг. 19 в. пр-во и местная администрация широко применяли адм. ссылку в отношении деятелей революционного и оппозиц. движения. За апрель 1879 – июль 1880 было сослано в адм. порядке 575 лиц, из них 130 – в Сибирь. “Положение о полицейском надзоре” 1882 лишало ссыльных права передвижения, позволяло полиции производить обыски и контролировать их переписку. Ссыльные не могли находиться на гос. или обществ, службе, заниматься адвокатурой и педагогич. деятельностью. Произвол администрации вызывал протесты и выступления политич. ссыльных (см. Якутская трагедия 1889, Якутский протест 1904). К нач. 20 в. в Сибири находилось 298 577 ссыльных, из них около половины административных. Царское правительство, ограничив ссылку по уголовным делам, продолжало ссылать “политических” в “места отдалённые” (Сибирь) и в “места не столь отдалённые” (европ. губернии России). С 1886 местом С. п. стал о. Сахалин (см. Сахалинская каторга и ссылка). После амнистии 1905 места ссылки значительно опустели, но с 1906 начали наполняться вновь за счёт участников Революции 1905-07. 6(19) марта 1917 Врем, пр-во объявило политич. амнистию. 26 апр. (9 мая) 1917 С. п. была официально упразднена. После Окт. революции 1917 было создано Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, члены к-рого внесли значит, вклад в изучение истории С. п.

Лит.: Гернет M. H., История царской тюрьмы, т. 1 – 5, M., 1960 – 63; Д в о р ян о в В. H., В сибирской дальней стороне. Минск, 1971; Ссылка и каторга в Сибири (XVIII – нач. XX в.), Новосиб., 1975: Справочники по истории дореволюционной России. Библиография, M., 1971; Народничество в работах советских исследователей за 1953-1970 гг., M., 1971. H. П. Ерошкин.

Политическая ссылка: что это такое, описание и особенности

История политической ссылки в Российской империи многие десятилетия привлекает внимание отечественных и зарубежных ученых. Актуальность исследования связана с наличием широкого комплекса источников, с ролью и влиянием института ссылки на общественно-политическое, экономическое и культурное развитие России в целом и отдельных ее регионов. Кроме того, по мнению Е.В. Переваловой, «Русский вестник» являлся одним из наиболее влиятельных периодических изданий второй половины XIX века [11, с. 3].

Читайте также:
Нормативный договор: что это такое, описание и особенности

Цель исследования – определить представление политической ссылки в Российской империи на страницах журнала «Русский вестник» в 1856–1860-е годы. В ходе исследования применялись методы источниковедческого анализа, проблемно-хронологический, историко-сравнительный и т.п. Основным методом исследования является дискурсный анализ, апробированный историками в ходе изучения образов реальности в русской журнальной прессе [18]. Особое внимание нами уделено изучению предмета сообщения, что в большей степени позволяет составить представление о ссылке на страницах журнала.

В ходе исследования были фронтально просмотрены годовые комплекты ежемесячника «Русский вестник» за 1856–1860-е гг., хранящиеся в фондах центральных библиотек РФ и электронных библиотек [30]. Выявлено более тридцати публикаций, где есть упоминания о ссылке. В данной статье остановимся на более информативных и значимых публикациях. Характер публикаций по теме носит эпизодический характер, политическая ссылка, как правило, рассматривалась в контексте изучаемой авторами эпохи или проблемы по истории России, или как отдельный сюжет в воспоминаниях, записках.

Основные жанры публикаций, в которых есть упоминания о ссылке: научно-популярные статьи по истории России и исторические очерки (13), публицистические статьи (6) и художественные произведения (10) о реалиях современной российской жизни, воспоминания и записки о пребывании в различных губерниях Российской империи (10), официальная правительственная документация (1). Преобладание научно-популярных статей свидетельствует об основном интересе к теме ссылки у профессиональных исследователей, историков и публицистов.

По тематике публикаций, где есть упоминания о политической ссылке, наибольшее их число посвящено истории России XIX в. (23 публикации), истории России XVIII в. посвящено 13 публикаций, истории России XVII в. – 4. Это говорит о том, что в первую очередь авторов интересовали современные проблемы в Российской империи, которые не просто вскрывались в публикациях, но и предлагались пути их решения. Кроме того, период второй половины 1850-х гг. – время бурного обсуждения либеральных реформ в России, в контексте которых и затрагивались проблемы политической ссылки; также это время массовой политической ссылки в Сибирь и другие регионы России.

В ходе анализа публикаций нами была предпринята попытка выделить периодизацию изучения и формирования представлений о политической ссылке на страницах журнала «Русский вестник» в 1856–1860-е гг.:

1) 1856–1860 гг. – период, когда история политической ссылки в империи осмысливается в рамках либеральных представлений. В этот период интерес к теме с каждым годом усиливался, наблюдалось увеличение публикаций, где фигурировало понятие «ссылка»: 1856 г. – 5 публикаций, 1857 г. – 6, 1859 г. – 8, 1860 г. – 7 публикаций;

2) 1860-е годы – период, когда начинается постепенный отход от либеральных позиций в сторону консерватизма, наблюдалось постепенное угасание интереса к данной теме, происходило сокращение количества публикаций, где упоминалось о ссылке: 1861 г. – 1 публикация, 1863 г. – 3, 1864 г. – 1, 1865 г. – 3, 1867 г. – 3, 1868 г. – 3 публикации. Остановимся более подробно на характеристике каждого периода.

В 1856–1860 гг. первые публикации в журнале «Русский вестник», где есть упоминание о ссылке в Сибирь, появились в художественных произведениях о современной российской жизни. Как правило, обращения эти носили эпизодический характер, но даже по ним можно уловить главную направленность высказываний. Авторы, говоря о ссылке, пытались обличить отдельные ее изъяны как института власти. Так, в произведении А.Н. Островского отмечается, что было возможно «такое прошение написать, чтобы в Сибирь сослать по этому прошению [10, с. 220]. Отдельные сюжеты произведений свидетельствуют о том, что с помощью ссылки можно было воздействовать на настроения и поведение людей. В произведении Н. Щедрина один из купцов запугивал другого сибирским изгнанием: «и пойдешь ты в Сибирь гусей пасти!» [27, с. 322]. Материалы произведений позволяют выявить возможные причины ссылки на поселение в Сибирь: за «взятку» [12, с. 275], за «безобразные толки»[29, с. 498] и т.п.

В целом упоминания о ссылке в Сибирь в художественных произведениях на страницах журнала «Русский вестник» свидетельствуют о том, что среди простого народа знали о существовании сибирской ссылки, о способах и причинах возможного попадания туда. В отдельных произведениях прослеживается мысль о том, что ссылка выступала «угрожающим» инструментом для простого народа, который боялся ссылки в сибирский край как место отдаленное и глухое. Также описываются сюжеты, когда ссылка воспринималась и как способ решения отдельных личных проблем (например, жениться) [28, с. 161].

Научно-популярные статьи по истории России разных периодов и публицистические статьи о проблемах современной российской действительности содержат более глубокие и основательные характеристики политической ссылки в Российской империи.

Отдельные публикации ассоциируют высылку в Сибирь с беззаконностью, злоупотреблениями власти. В статье Б.Н. Чичерина отмечается о беззаконном отправлении «в 1690 г. из Сольвычегодска тридцати человек пашенных людей» на жительство в Сибирь [25, с. 224]. Некоторые публикации журнала показывают явную социальную направленность политической ссылки, ее зависимость от власти, широкое применение как главного инструмента воздействия и наказания. В своей статье П.К. Щебальский, говоря о волнениях стрельцов и различных боярских группировках в начале XVII в., отмечал, что «ссылка и опалы были тогда очень обыкновенным делом» [26, c. 34]. Рассматривая период царствования Павла I, Л.Н. Энгельгардт описывал сюжет о ссылке А.В. Суворова в Новгородскую губернию [5, c. 581]. Материалы статьи говорят о строгом надзоре за военными и гражданскими, сосланными в Сибирь.

Читайте также:
Общая трудоспособность: что это такое, описание и особенности

На страницах журнала Павел Якушкин опубликовал статью Г. Якушкина в «Русской беседе» по поводу его «троекратного ареста, произведенного псковской полицией по одному лишь подозрению, оказавшемуся неосновательным» [31, с. 92]. Данная публикация интересна с разных точек зрения. Во-первых, относительно характеристики журнала «Русский вестник», его идейного направления. В статье упоминается, что данное издание относится к тем, «которые имеют читателей между полицейскими чиновниками» [31, с. 92]. Кроме того, автор отмечал о значении статьи Г. Якушкина в отношении «гласности к действиям следственной полиции» [31, c. 93]. Во-вторых, материалы статьи дают обличительную характеристику системы наказаний в России XIX века, показывают ее противоречия и «необходимость кардинального реформирования» [31, с. 94].

Сюжеты самовластия и беззакония в деле наказания и ссылки в России XVIII в. освещаются несколькими статьями. Из материалов статьи Г.В. Есипова, посвященных судьбе царицы Евдокии Федоровны – супругу Петра I, следует, что «в результате стрелецкого бунта царица была выслана по решению Петра I в Суздальский Покровский монастырь, затем в Ладожский Успенский монастырь» [3, с. 183]. В статье М.И. Семевского «Наталья Федоровна Лопухина» говорится о «царской опале, каравшей весь род Лопухиных» в результате дворцовых переворотов [21, с. 5]. Автор приводит список высланных в Сибирь [21, с. 31].

По некоторым публикациям «Русского вестника» можно охарактеризовать причины политической ссылки в Сибирь: в XVII в. – за участие в «заговоре против гетмана» в Малороссии бунтовщики были сосланы в Сибирь на «вечное житье» [17, с. 150]; в XVIII в. – в эпоху дворцовых переворотов «в результате неудачи в ходе заговоров «отчаянных удальцов» ждала Сибирь или эшафот» [9, с. 717]; в XIX в. – как «наказание сельскими сходами своих сочленов ссылкой в Сибирь на жительство» [19, с. 18], содействие «участникам шаек разбойников в Киевской губернии» [23, с. 35].

Материалы статьи М. Семевского «Прогулка в Нижний Новгород» позволяют охарактеризовать не только условия содержания, но и настроения, атмосферу заключения, поскольку «через Нижний пролегала дорога в Сибирь, через Нижний ведут транспорты ссыльных изо всех почти северных и западных областей России» [21, с. 135]. Автор, как правило, использует положительные характеристики. Рассматривая основные проблемы заключения и ссылки в России XIX в. автор, прежде всего, говорит об отсутствии деятельности арестантов («работы – никакой»), чрезмерной волоките с документацией, что задерживало весь процесс отправления (иногда до трех лет) [21, с. 135]. В другой статье затрагивалась еще одна проблема ссылки – «переполненность армии преступниками», так как некоторых арестантов перед поселением в Сибирь отправляли на службу. Все это свидетельствовало о необходимости преобразований всей системы наказаний [16, с. 72].

Одна из статей К.П. Победоносцева посвящена убийству в 1754 г. в Москве родственников коллежского советника Александра Жукова. Интерес данная статья представляет с точки зрения анализа процесса судопроизводства в России XVIII в. и определения наказаний: «в эту пору отправление суда в России не было еще приведено в правильный порядок» [13, с. 462]. При описании условий содержания арестантов автор использует отрицательные характеристики, что еще более вскрывает все проблемы организации заключения и ссылки: «дело доходило даже до того, что колодники в местах заключения напрасно помирали безгодною смертью» (например, в московском сыскном приказе 1733 г.) [13, с. 499].

Таким образом, публикации журнала «Русский вестник» за 1856–1860 гг., которые содержат информацию о ссылке в Российской империи, охватывают период XVII–XIX вв. В основном публикации посвящены отдельным сюжетам и проблемам истории России XIX в. и XVIII в. Жанровое своеобразие по теме ссылки определяется преобладанием научно-популярных публикаций и художественных произведений о проблемах российской жизни. Основные сюжеты, которые составляют представление о политической ссылке в Российской империи: причины ссылки, характер и особенности наказания и пребывания на разных этапах транспортировки в ссылку, места ссылки (говорится о Сибири, Суздале, Ладоге, Новгородской губернии), проблемы ссылки как института власти и системы наказаний, проявления произвола и беззакония со стороны власти. В большей степени эти характеристики определяют политическую составляющую ссылки. Также можно выделить и сюжеты, которые характеризуют социальную составляющую ссылки: социальный и возрастной состав ссыльных, психологическое состояние в годы ареста и ссылки (наказания).

В 1860-е годы на страницах журнала «Русский вестник» заметно ослабевает интерес к теме политической ссылки. В 1861 г. в одном из номеров журнала есть только упоминание о сосланном в 1782 г. в Сибирь купце Тараканове за убийство поручика Ребинина [22, с. 50].

В 1863 г. в журнале была опубликована статья А. Забелина «По вопросу «Об улучшении тюрем», посвященная проблемам мест заключения в Российской империи. В статье упоминается о распространенных видах наказания в России второй половины XIX века: денежные пени, ссылка на поселение в Сибирь, на Кавказ, на Амур и т.д. Автор пытался показать, что само правительство понимало необходимость реформирования тюрем, поскольку «в приемах к исправлению преступников не соблюдается никакой системы» [4, с. 353]. Говоря о местах заключения, автор использовал термин «карательная система», тем самым пытаясь выявить все ее недостатки и проблемы. Один из вариантов улучшения содержания заключенных, предложенных автором, заключался в перераспределении средств на их содержание: питание упростить и улучшить условия содержания. Также автор предлагал в России устроить келейные тюрьмы (по примеру тюрем Парижа и Берлина) [4, с. 364–367], где необходимым является устройство мастерских. По мнению автора, «для улучшения всех тюрем вообще, необходимо изменить состав и самих тюремных комитетов» [4, с. 394].

Читайте также:
Престарная грамота: что это такое, описание и особенности

Также призыв к реформированию прослеживается и в статье М. Погодина «Петр Первый и национальное, органическое развитие», которая отражала проблемы судопроизводства России в XVII вв. Автор отмечал, что в XVII в. «козням бояр открылось широкое поприще», «в руках воевод находилась судьба граждан». В качестве примера говорилось о ссылке Матвеева при царе Федоре Алексеевиче [15, с. 382].

В статье В. Лешкова упоминается еще об одном способе попадания в ссылку в Сибирь на поселение – «за неуплату векселя». Это было связано с тем, что «некоторые крестьяне, желая укрыться от своих помещиков, решались на такую сделку с купцами и по истечении срока были за неплатежи ссылаемы в Сибирь на поселение [7, с. 190].

В статье М.Н. Погодина рассматриваются материалы биографии Алексея Петровича Ермолова, относящиеся к периоду управления Грузией. С одной стороны, в статье прослеживается либеральная линия в отношении ссылки и ссыльных: «Ермолов, исходатайствовал у государя прощение 40 грузинским князьям, сосланных в Сибирь» [14, с. 358]. Но с другой стороны, в статье говорится о необходимость применения ссылки как карательного инструмента «для предотвращения различных смут на Кавказе» [с. 359].

Также об объективности применения ссылки в решении правительственных задач свидетельствует статья Н. Феоктистова. Автор отмечал, что «для прекращения в Мингрелии Имеретии пленнопродавства» применялась ссылка в Сибирь [24, с. 381].

Отдельные статьи свидетельствуют о разнообразном национальном составе ссыльных в Сибирь. В воспоминаниях Ф.Ф. Вигеля упоминается о ссылке пленников под Полтавой при Петре I [2, с. 221]. В воспоминаниях генерала М. Богдановича есть упоминания о ссылке в Сибирь пленных французов в 1813–1814 гг. [1, с. 319].

В статье Д. Иловайского рассматриваются биографические материалы графа Якова Сиверста, который во второй половине XVIII века находился на губернаторской службе в Новгородской губернии. Автор статьи приводит мнение Я. Сиверста о злоупотреблениях и жестокостях, которые случались в годы его службы: «сколько сослано в Сибирь по простому прошению владельца» [6, с. 162]. В историческом очерке П. Мельникова «Тайные секты» имеются сведения о надзоре и ссылке участников «тайной секты» хлыстовщина, которые в 1730-е годы были высланы в Екатеринбург и Сибирь на поселение (Введенский девичий Долматов монастырь, Ильинский девичий монастырь) [9, с. 65–66].

Таким образом, в 1860-е годы, несмотря на сокращение публикаций в журнале «Русский вестник», содержащих упоминания о ссылке, также выходят интересные статьи. Жанровое их своеобразие определяется преобладанием воспоминаний и записок о пребывании в разных регионах Российской империи по роду службы или политической деятельности, научно-популярных статей по отдельным периодам истории России (прежде всего, XIX в.). Появляются первые публикации официальной правительственной документации по теме. Основные сюжеты, которые составляют представление о политической ссылке в данный период: виды наказаний, причины ссылки (расширяется их спектр), условия содержания арестантов, места ссылки (говорится о Сибири, Кавказе, Амуре), проблемы ссылки как составной части системы наказаний, нарушения со стороны власти. Авторами предлагаются варианты их реформирования. В публикациях происходит постепенное очертание характеристик политической ссылки как наказания за политическую неблагонадежность, политические преступления. Данные характеристики определяют политическую составляющую ссылки. К социальной составляющей ссылки относятся: социальный и национальный состав, возрастной состав ссыльных, психологическое восприятие атмосферы ссылки (наказания). Прослеживается расширение национального состава ссыльных, что связано с активной внешнеполитической деятельностью Российской империи и освоением новых территорий в XIX в.

В целом следует отметить, что в 1856–1860-е годы на страницах «Русского вестника» авторы публикаций, прежде всего, говорили о политической ссылке в Сибирь, что накладывало отпечаток на представления о ней. Ссылка в большей степени ассоциировалась с Сибирью, другие регионы ссылки упоминались на страницах журнала реже. Основные сюжеты ссылки рассматриваются в контексте истории России XIX в., предлагаемые варианты и пути реформирования системы наказаний вписываются в общую направленность либеральных преобразований второй половины XIX века.

Относительно структуры представлений о политической ссылке можно выделить две составляющие:

1) политическая – рассматривалась с точки зрения государства, «ссылка» – как инструмент наказания, карательный орган власти; определяется характеристикой особенностей и проблем организации ссылки, в большей степени показывались все проблемы и минусы;

2) социальная – с точки зрения характеристики наказуемого, «ссыльный» – как объект наказания; определяется характером преступления и видом наказания, социальной и возрастной принадлежностью, психологическим восприятием ссылки; показывались, с одной стороны, страдания заключенных, а с другой стороны – их бездействие. Данные элементы представлений о ссылке, как правило, рассматривались вместе.

В статье представлены первичные результаты исследования, которые, возможно, в последующей работе будут уточнены и дополнены.

Рецензенты:

Глушкова Т.Н., д.и.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Сургутского государственного педагогического университета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, г. Сургут;

Прищепа А.И., д.и.н., профессор кафедры истории России Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, г. Сургут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: