Политика демонополизации: что это такое, описание и особенности

Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Конкуренция в экономике

Конкуренция – это соперничество между субъектами экономики, направленное на достижение экономической выгоды или получение доступа к ресурсам.

Большинство современных национальных хозяйств перешло на рыночную модель экономики. Рыночная экономика строится на следующих принципах:

  1. Свобода предпринимательской деятельности и потребительского выбора.
  2. Ограниченное вмешательство государства в процессы регулирования.
  3. Ценообразование на основе баланса спроса и предложения.

Субъекты экономики в рыночных отношениях действуют по собственной воле в собственных интересах. Когда их интересы начинают пересекаться, возникает конкурентная борьба. Обычно она разворачивается за доступ к ресурсам и к рынкам сбыта. Конкурентные преимущества в наши дни выражаются в эффективном соотношении расходов и доходов, а соперничество по цене перестало приносить необходимые результаты.

Конкуренция устанавливает единые правила для всех участников. Она проявляется как степень состязательности субъектов на рынке. Считается, что рыночный механизм, устанавливающий равновесие между предложением и спросом, способен регулировать рыночные процессы, а так же оказывать влияние на установление справедливой цены для всех сторон. Так же конкуренция определяет тип отраслевого рынка.

Выделяют два вида конкурентной борьбы – совершенную и несовершенную. Первая описывает состояние идеальной системы, где ни один субъект не может оказать существенного влияния на рыночные процессы. Но на практике встречается несовершенная конкуренция, характеризующаяся асимметричностью информации, стремлением экономических агентов монополизировать рынок или его часть с целью обретения рыночной власти. Рыночная власть дает возможность самостоятельно устанавливать объем выпуска или уровень цен.

Развитие конкуренции в российской экономике

Российская экономика пережила глубокое потрясение перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной. Переходный период в стране сопровождается разрушением старых институтов и формированием новых. Для него характерен конфликт между старыми и новыми структурами. Противоречивость складывающейся структуры сказывается на работе рыночного механизма.

Готовые работы на аналогичную тему

Основой перехода к рыночному хозяйству стало разгосударствление собственности. Целью процедуры стала передача имущества в частные руки посредством приватизации и либерализации экономики. К сожалению, метод «шоковой терапии» не дал ожидаемых результатов. В России появились крупные акционерные общества, сохранившие за собой монопольную власть на рынке. Они имеют возможность диктовать свои условия всем остальным участникам отношений. Многие отрасли экономики практически перестали существовать.

Сегодня экономика страны представлена крупным и малым бизнесом. Средний бизнес развит достаточно слабо. Большая часть производства занята естественными монополиями или олигополиями. Монополистическая конкуренция характерна для малого и микробизнеса. Регулирование монополий осуществляется антимонопольным законодательством, которое в России носит больше рекомендательный характер.

Для того, чтобы экономика интенсивно развивалась на внутреннем рынке необходимо создать здоровую конкурентную среду. Это направление входит в интересы государственной власти. Однако, российское производство не способно конкурировать с иностранными производителями, поэтому власть выбрала политику протекционизма. Санкции со стороны развитых стран нанесли серьезный урон экономике страны, но с другой стороны, стали толчком к становлению малых производств в России. Таким образом, задача государства заключается в поиске баланса между политикой протекционизма и свободной торговлей для того, чтобы обеспечить интересы внутренних производителей и сохранить доход от экспорта, который позволяет решать множество экономических и стратегических задач.

Демонополизация

Демонополизация представляет собой комплекс мер, который позволяет ограничить деятельность и рыночную власть монополий. Она так же способствует созданию конкурентной среды на внутреннем рынке. Демонополизация действует в следующих направлениях:

  1. Либерализация рынков.
  2. Поддержание деятельности конкурентоспособных субъектов.
  3. Защита развития малого и среднего бизнеса.
  4. Разработка и внедрение мер антимонопольного и антитрестовского регулирования.

Демонополизация реализуется на уровне законодательной власти. Стоит отметить, что регулирование направлено не на ограничение работы крупных корпораций, а не обеспечение доступа к их продукции для широких масс населения. То есть, антимонопольная политика удерживает компании от злоупотребления рыночной властью. Если монополисты начнут диктовать условия рынку, то это может подорвать стабильность национального хозяйства и оказывать негативное влияние на продолжении долгого времени.

Антимонопольная политика является совокупностью мер по совершенствованию законодательства, затрагивающего систему налогообложения, разгосударствление собственности, проведение мероприятий по приватизации, поощрение создания и развития малого бизнеса.

Она опирается на разные методы воздействия. Среди них выделяют административные методы – лицензирование, квотирование, контроль над ценами и качеством. Изменения в законах выражаются в установлении нормативных правил, выработке инструкций и стандартов. Косвенными методами воздействия являются субсидии, дотации, пособия, льготное кредитование, налоговые льготы. Прямыми методами являются кредитно-денежные, налогово-бюджетные и тарифные методы регулирования.

Читайте также:
Неприкосновенность государственной: что это такое, описание и особенности

Антимонопольная политика может воздействовать на экономику через прямое регулирование цен, фискальную политику и сдерживание естественных монополий. Налогообложение включает в себя изменение ставки налога на товар, паушальные налоги, изменение налоговой ставки налога на прибыль.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Демонополизация

Демонополизация – комплекс мер, проводимых в рамках антимонопольной политики, стержнем которой является антимонопольное законодательство. Целью демонополизации выступает обеспечение условий для функционирования конкурентного рынка, обеспечивающего прогрессивное развитие национальной экономики. [1]

Демонополизация проводится после установления факта монополизации. [2]

Демонополизация , поэтому, является комплексной народнохозяйственной проблемой и должна включать согласованные мероприятия в области приватизации, ликвидации неплатежей и сокращения дотаций. Однако необхбдимо резко активизировать и самостоятельную антимонопольную политику, состоящую в умелом применении конкретных административных запретов и ограничений. [3]

Демонополизация рынков ускоряет процесс снижения издержек. Доля монополизированных рынков постоянно уменьшается; монополизированные рынки испытывают на себе возрастающее влияние демонополизированных рынков. Поэтому процесс снижения издержек все быстрее распространяется и на монополизированные рынки. [4]

Демонополизация особенно важна в переходный период, когда конкуренция среди отечественных предприятий еще незначительна в силу монополистического характера экономики, а иностранные фирмы осторожны в выборе путей проникновения на российский рынок из-за неконвертируемости рубля. В этой обстановке даже и без введения ограничений на иностранную торговлю российские монополии будут очень сильны. [5]

Демонополизация строительства : в ноябре 1990 г. ликвидируются все общестроительные министерства и разукрупняются территориальные объединения и тресты, контролирующие ныне до 60 – 70 процентов подрядного рынка и ресурсов строительных материалов. Строительным организациям предоставляется экстерриториальность и независимость от местной власти. Демонополизируется и банковская система предоставления инвестиционного кредита; ликвидируются директивные права головных проектных институтов. [6]

Демонополизация страхования – это процесс разгосударствления страхового дела, обратный установлению государственной страховой монополии. [7]

Демонополизация государственного влияния на экономику оказывает большое значение на изменение места и роли системы страхования в гарантированном социальном обеспечении населения. При этом гарантиями социального обеспечения являются не субъективные плановые или бюджетные возможности государства, а реальные финансовые накопления по страховым и иным фондам, которые возникают или будут создаваться за счет средств предпринимателей и населения. Такой ход развития социального обеспечения в целом обеспечен государственной политикой в области предпринимательства, основной тезис которого гласит: государство не отвечает по обязательствам предприятия, а предприятия – по обязательствам государства. [8]

Демонополизация мирового рынка нефти , происшедшая в 1980 – е годы, обусловлена глубокими экономическими причинами. События 1980 – х гг. свидетельствуют, что на мировом рынке нефти произошло насыщение спроса. [9]

Необходимы демонополизация и децентрализация процесса сбора и обработки статистической информации. Особое внимание в рамках подготовки к реализации Программы следует обратить на формирование специальной системы социальных индикаторов. [10]

После демонополизации страхового дела в России в 1992 г. сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна. [11]

Итак, демонополизация может произойти в результате увеличения рыночного спроса. Если же возникновение естественной монополии вызвано технологическими особенностями, демонополизация произойдет в результате изменения технологии ( рис. 10.2 а и 10.26) при неизменном уровне спроса. [13]

Не случайно демонополизация как условие становления свободного рынка стала одним из важнейших направлений институциональных изменений во всех постсоциалистических странах. [14]

Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации ( основные направления и первоочередные меры) была принята Постановлением Правительства № 191 от 9 марта 1994 г. Ее реализация возложена на Государственный комитет РФ по антимонопольной политике ( ГКАП), а координация всех связанных с этим действий органов исполнительной власти – на специально созданную Межведомственную комиссию по конкурентной политике под председательством первого вице-премьера правительства России. [15]

Антимонопольное регулирование и политика демонополизации

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности. Сочетание между этими началами должно быть оптимальным — максимум конкуренции при минимуме монополии.

Читайте также:
Недостатки товаров: что это такое, описание и особенности

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; это состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами за покупательский спрос.

Экономическая конкуренция — это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям, с целью достижения приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Из данного определения можно сделать вывод о том, что борьба за потребителя должна быть непременным условием существования любого предприятия в условиях рынка. Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды товаров, услуг, которые могли бы пользоваться спросом, выпускать продукцию высокого качества по разумным ценам для удержания покупателя.

Таким образом, рынок, конкуренция поворачивают экономику лицом к человеку, делают всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении потребностей, выражаемых через спрос.

Конкурентный рынок существует в условиях множества продавцов и покупателей, не имеющих возможности оказывать непосредственное воздействие на цены, объем производства и другие экономические параметры. Развитие крупного производства, особенно на рубеже XIX—XX вв., способствовало возникновению монополий, монополизированных рынков, что нарушает механизм рыночного равновесия, основанного на эффективной конкуренции, и в свою очередь приводит к необходимости вмешательства государства в ход конкурентной борьбы.

В странах с развитой рыночной экономикой на протяжении длительного периода времени существует законодательное ограничение монополизма. Более того, во многих из них еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Результатом стала разработка специальных законов, направленных на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Применение антимонопольного законодательства осуществляется через институциональный механизм, включающий специальный административный орган: в США — Управление по антитрестовской деятельности Министерства юстиции, в Англии — Генеральный директорат по справедливой торговле, в Германии — Федеральное ведомство по картелям, во Франции — Совет по конкуренции, в Японии — Компания по справедливым сделкам.

Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нормальному функционированию.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение равных условий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Целями антимонопольной политики являются: оптимизация структуры рынка; воздействие на экономическое поведение субъектов; корректировка экономических результатов.

Принципы реализации антимонопольной политики заключается в следующем: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; разумный подход к нормам антимонопольного законодательства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции; законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Ее проведение способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективной защиты прав собственников и обеспечению равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющего организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском и Уголовном кодексах Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Читайте также:
Пятна лярше: что это такое, описание и особенности

Демонополизация, т.е. политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предполагает: предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке; запрещение соглашений о разделе рынков; запрещение переплетающихся директоратов; приобретение акций конкурирующей фирмой.

Основными направлениями демонополизации является: формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции; государственное регулирование деятельности монополий; контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

Для координации и проведения работ по демонополизации в 1993 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, преобразованный в 1995 г. в Министерство по антимонопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций. В области антимонопольного регулирования перед ним ставились задачи противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, а также регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности. Министерство было ликвидировано в сентябре 2001 г., а функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь. Как уполномоченный орган государственного управления Минэкономики формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, представляет собой перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики и преобладающих на республиканском и местных товарных рынках по определенному товару. По состоянию на 01.01.2011 г., Реестр включает 532 хозяйствующих субъекта, в том числе 156 из них занимают доминирующее положение на республиканском и 376 — на местных товарных рынках.

Число организаций — монополистов республиканского и местного уровней в Беларуси на 1 января 2011 г. составляло 738. Большинство из них сосредоточено в машиностроении и металлообработке. По удельному весу в выпускаемой продукции предприятия-монополисты лидируют в химической и нефтехимической, стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности, черной металлургии.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и являются неотъемлемой частью рыночных отношений. Рассмотрим основные их типы.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии влиять на цену товара. Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают естественные монополии (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Их регулирование направлено в первую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек предприятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.

Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной в условиях монополистической конкуренции каждая фирма продает особый вид товара, отличающийся от других качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Данный тип конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сеть ресторанов, станций технического обслуживания, банковские учреждения), а также ряда производящих отраслей (выпуск компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и др.).

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетвори- ется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), осуществляющих половину и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при монополистической конкуренции).

По методам осуществления конкуренцию можно классифицировать на: ценовую, предполагающую продажу товаров или предложение услуг по ценам ниже, чем у конкурентов; неценовую, основанную на предложении товара лучшего качества, с большими надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.

Читайте также:
Отклоняющееся поведение: что это такое, описание и особенности

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в Беларуси сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем отдельные рынки по своей природе остаются монополизированными, что ведет к необходимости определения статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также применения соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается их наличие, а также стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на эти рынки новых производителей. В тех сферах, где по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения в области ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются: Обеспечение контроля за экономической концентрацией. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут позитивно воздействовать на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал в целях обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке и определенных конкурентных преимуществ товаров отечественного производства на внешнем рынке. Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, предусматривающей формирование цивилизованной конкурентной среды. Цель государственной политики в этом направлении — выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг. Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-мо- нополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля. Создание условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную и экологическую безопасность. Развитие методологической базы по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий. Составление и открытое ведение реестра монополистов. Внесенным в него предприятиям государство должно уделять повышенное внимание, контролируя их деятельность в области ценообразования, инвестиций, финансов, в том числе путем регулярного проведения аудиторских проверок.

Достижение поставленных задач предполагает совершенствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции и Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).

Для того, чтобы не допустить возникновения и усиления доминирующего положения субъектов хозяйствования на товарных рынках и для ограничения конкуренции, будет организован системный контроль над монополистической деятельностью. Необходимо также обеспечить взаимодействие антимонопольных и правоохранительных органов для выявления картельных соглашений, усилить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Предусматривается активное сотрудничество с антимонопольными органами сопредельных государств при проведении расследований таких нарушений на трансграничных рынках. Значимость данного направления деятельности возрастает в связи с созданием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также формированием ЕЭП.

Реализация намеченных мер позволит сократить масштабы монополизации и сформировать в республике добросовестную конкурентную среду, повысить конкурентоспособность продукции субъектов хозяйствования на товарных рынках.

2. Антимонопольная политикагосударства и особенности демонополизации российской экономики.

Различные виды монополий постоянно возникают в условиях экономики любого типа. Это означает, что противомонопольная профилактика должна входить в круг важней­ших обязанностей государства. Поскольку появление монопо­лий в экономике является объективным процессом, то и антимонопольная деятельность должна представлять собой не программу, рассчитанную на определенный срок, а долговре­менную и многоцелевую политику. Смысл этой политики состоит в непрерывной работе соответствующих органов государственного управления как по демонополизации эконо­мики, так и по регулированию монополий.

Политика демонополизации экономики направлена, прежде всего, на разработку системы мер, ограничивающих слияния фирм и иные межфирменные соглашения. С этой целью в различных странах разрабатываются и принимаются антитрестовские законы. Важнейшими составляющими политики демонополизации являются: деконцентрация сложившихся монополий, а также развитие конкуренции в монополизиро­ванных отраслях. Как показала зарубежная и отечественная практика, немалый антимонопольный эффект дает такая фор­ма разгосударствления и демонополизации, как либерализа­ция товарных рынков. Антимонопольной профилактике спо­собствуют стимулирование малого и среднего бизнеса, а так­же любых форм предпринимательской деятельности, частич­ное превращение национальной экономики в открытую для иностранного капитала и т. д.

Читайте также:
Панча шила: что это такое, описание и особенности

Политика демонополизации экономики едва ли может быть эффективной, если не будет постоянно подкрепляться комп­лексом государственных мер по регулированию деятельнос­ти монополий. Среди конкретных мер органов государствен­ного управления следует выделить запрет дискриминации хозяйственных партнеров, определение нормативов измене­ния цен и предельных показателей рентабельности. Админис­тративный контроль со стороны государства в условиях несо­вершенной конкуренции может также осуществляться путем установления монополиям заданий по производству той или иной продукции, внедрению в хозяйственную практику но­вых технологий и достижений научно-технического прогрес­са. В арсенале государства также должны быть различные санкции, штрафы, предупреждения о расформировании фирм-монополистов и т. д.

Установление фиксированных или предельных цен яв­ляется, несомненно, одним из самых действенных способов ограничения рыночной власти монополий. Если на конкурент­ном рынке государственное вмешательство в механизм це­нообразования практически всегда приводит к чистым убыт­кам, то на рынке несовершенной конкуренции регулирова­ние цен может частично или даже полностью устранить эту Пытки. Эффект государственного регулирования цены в условиях монополии показан на рис. 16.4, где объем производства и цена на нерегулируемом рынке представлены как Qo и Ро.

Предположим, что госу­дарство установило макси­мальную цену на монопольном рынке на уровне Р1 причем для любого объема производ­ства, меньшего Q1. В этом слу­чае линия спроса на продук­цию фирмы (она же — линия среднего дохода) до объема производства, равного Q1 со­впадает с линией цены Р1. При ценах ниже уровня, фиксиру­емого государством, и, соот­ветственно, при объеме произ­водства, превышающем Q1, кривая спроса фирмы совпадает со старой кривой спроса D. Кривая предельного дохода фирмы до объема производства, равного Q1, также совпадает с линией цены Р1. Эта новая кривая предельного дохода совпадает с прежней линией MR при объемах производства свыше Q1.

Нетрудно обнаружить, что при цене Р1 и объеме производства. Q1 полные чистые убытки от монопольной власти сокращаются на величину площади заштрихованной фигуры В. Оставшиеся чистые убытки в объеме площади треугольника А могут быть устранены в том случае, если государство снизит цену до уровня Р2. Объем производства при этом возрастет до уровня Q2 соответствующего условиям совершенной конкуренции. Дальнейшее снижение цены приведет к сокраще­нию производства и появлению товарного дефицита (на рис. 16.4 не показано).

Таким образом, грамотная деятельность по либерализа­ции рынков, а также взвешенная политика по административному контролю над действиями существующих монополий являются основными звеньями антимонопольной политики государства. К ним же следует отнести создание необходи­мой юридической базы и определенной институциональной структуры. Без действенного законодательства и соответствующих государственных структур эффективная против монопольная профилактика не осуществима. При этом следует помнить, что основной целью антимонопольной политики го­сударства является обеспечение наилучших условий для работы рыночного механизма, повышение общего конкурентного тонуса экономики.

Демонополизация отечественной экономики обусловлена специфической природой российских монополий и особеннос­тями их рыночной власти. Прежде всего, отечественные мо­нополии имеют командно-административную природу, т. е. они возникли не путем вытеснения конкурентов с рынка вслед­ствие снижения производственных затрат, а в результате административной ликвидации самих основ конкуренции. Наши монополии не относятся к разряду предпринимательских монополий, поскольку конкурентные начала им объективно не присущи. Следовательно, и рыночная власть российских монополий реализуется не только через механизм монопольно высоких цен, но и путем искусственного завышения из­держек, снижения качества продукции и др.

Монополизация отечественной экономики в значительной степени обусловлена главенствующим положением, особенно в прошлом, военно-промышленного комплекса (ВПК). В ко­нечном счете, именно это обстоятельство вызвало монопольное положение добывающей промышленности по отношении к обрабатывающей, отраслей тяжелой индустрии — по отношению к легкой, промышленности — по отношению к сельс­кому хозяйству.

Всеобщий характер монополизации экономики России и сочетании с низкой товарностью потребительского сектора заключал в себе мощный инфляционный потенциал, реали­зованный в ходе либерализации цен и монетаристских ре форм в целом. “Шоковый” эффект монопольного роста ценпредложения периода реформ во многом объясняется имен­но узостью потребительского рынка. Дефицит потребительс­ких благ делал спрос на них неэластичным по цене, однако чем менее эластичным являлся спрос, тем больше было ры­ночной власти у монополий и тем выше был уровень моно­польных цен.

Читайте также:
Прогноз преступности: что это такое, описание и особенности

Специфика отечественных монополий обусловливает и особенности демонополизации российской экономики.

Задачи по обузданию рыночной власти действующих монополий в отечественной экономике следует решать с ши­роким применением методов прямого государственного ад­министративного контроля, включая ценовое регулирование. И то же время, несмотря на сложное положение отечествен­ной экономики, методы антимонопольной политики не могут быть универсальными и требуют глубокой дифференциации.

Формы и методы против монопольной профилактики должны быть адекватны меняющейся экономической обста­новке. При ухудшении хозяйственной ситуации необходимо усиление прямого государственного контроля над деятель­ностью монопольных и олигопольных структур. При достиже­нии макроэкономической стабилизации и нормализации хозяйственных процессов центр целесообразно применять кос­венные способы экономического регулирования.

Необходима взвешенная государственная политика, препятствующая разрушению крупных хозяйственных струк­тур, включая предприятия оборонной промышленности. В данном случае целесообразнее поставить их деятельность под ценовой, финансовый, организационно-правовой и дру­гой контроль, способствовать созданию сети производствен­но-коммерческих (партнерских, акционерных, смешанных и др.) предприятий по всем видам обслуживания промыш­ленных гигантов.

При целевой поддержке государства необходимо организовать альтернативные монопольным структурам производ­ства по выпуску однородной продукции. Для этого целесооб­разно использовать мощности действующих и конверсионных предприятий ВПК, а также малый и средний бизнес. Здесь вполне применим богатый арсенал форм и методов прямого и косвенного хозяйственного регулирования. Итогом станет не только против монопольный, но и антиинфляционный эффект, поскольку возрастет товарность всей экономики.

Ядром отечественной экономики является ВПК. Оборонная промышленность представляет собой сферу естествен­ной монополии государства, и уже из-за этого она едва ли может быть объектом демонополизации. Во всяком случаи, противомонопольная политика государства применительно к данному хозяйственному сектору страны должна быть научно обоснованной и предельно корректной. Разрабатываемые и реализуемые в связи с этим планы конверсии и диверсификации военного производства следует заранее социально-экономической, научно-технической и оборонной эффективности.

Требование к описанию полезной модели

Главная :: Документы :: Требование к описанию полезной модели

Полезная модель, как и изобретение – это результат умственных усилий человека. Главной целью, является возможность применения с пользой для населения и экономики страны.

Как и другие достижения человеческого интеллекта, полезная модель нуждается в защите прав того, кто всё это придумал, разработал, создал. Много ещё в мире людей желающих “погреть руки у чужого костра”.

Патентование полезной модели здесь начинается с подачи заявки. Но заявка – это целый ряд документов, необходимых для успешного завершения дела. Обязательным является заявление специальной формы. В состав заявления входит описание полезной модели, которое составляется как можно подробнее и по существу.

Описание полезной модели

Описание полезной модели составляется согласно требованиям регламента Патентного ведомства РФ, которые в себя включает: название полезной модели, информацию об известных устройствах в этой области, информацию о сущности полезной модели, описание чертежей и варианты действия.

В любом случае, главная задача описания – это раскрытие сущности нового устройства. Поэтому надо грамотно донести информацию до эксперта, чтобы это было максимально понятно, но стараясь, минимум отходить от требований регламента.

Иногда, к нам приходят клиенты, которые просят ответить на запросы экспертизы по поданным заявкам. Конечно, в этом им помогаем, однако встречаются случаи, что из-за неграмотного составления описания, мы советуем изобретателю отозвать заявку, пока не вынесен отказ и, подавать заново, делая значительные корректировки.

Перед составлением описания, необходимо провести патентный поиск с целью определения новизны и ближайшего аналога или аналогов, относительно которых и будет составляться описание.

Многие авторы, подавая заявки самостоятельно, не хотят проводить поиск для установления новизны и выявления ближайшего аналога изобретения (будучи уверенны в своей оригинальности или из экономии средств и сил) – это ошибка.
Конечно, каждый изобретатель уверен, что его детище самое новое и оригинальное, но в истории мы можем увидеть много случаев – что это не так. Однако – это отдельная тема для разговора.

Читайте также:
Пенсионный взнос: что это такое, описание и особенности

Аналог полезной модели

И так ближайший аналог. Его всегда лучше указывать в описании, во первых для того, чтобы показать отличия нового устройства от предыдущего. Написать какие есть преимущества нового изделия и недостатки старого. Указав такие отличия от ближайшего аналога, шансы положительной регистрации увеличиваются в разы, так как эксперты более благосклонно относятся к таким заявкам. А во вторых, при проведении экспертизы в Патентном ведомстве, эксперты, могут всё таки провести поиск по базе патентов и прислать запрос с целью, написать обоснованное отличие от ими найденного аналога.

Экспертам разрешено проводить поиск по полезным моделям, только по общедоступным источникам. Однако, было не мало случаев, когда приходит запрос с аналогом, в виде патента, с просьбой указать отличия от него, якобы на основании общеизвестности.

При указании нескольких аналогов, описание ведётся относительно каждого, начиная с далёкого и заканчивая близким. Тем самым можно донести и сведения о разработках, которые велись в данной области.

Сущность полезной модели

Проведя сравнительные характеристики с указанием уровня техники, можно приступать к раскрытию сущности полезной модели. Тут необходимо описать устройство заявленной полезной модели, так чтобы оно полностью раскрывало сущность с указанием технического результата, который достигается в результате его работы.

Чертёж полезной модели

В случае представления чертежей, делается их описание, с пояснениями. Чертежи представляются на отдельных листах и являются приложением к описанию.

Раскрытие полезной модели

В заключительном пункте описания разъясняется действие данного изобретения, с помощью которого достигается технический результат. Описывается устройство в статическом положении и работающем состоянии. Всё это описание делается со сносками

Когда ставится задача – зарегистрировать полезную модель, необходимо составить описание так, чтобы не возникало у экспертов лишних вопросов. Ведь от грамотного описания будет зависеть судьба нового продукта. Мы не стали описывать, как составлять название, где указывать и т.д. и т.п., все это можно посмотреть в п.2 ст. 1376; п.9.7.1. Регламента.

Главное, чтобы заявленная полезную модель соответствовала условиям, оригинальности и новизны, и обладала способностью к промышленному применению.

Регистрация полезной модели проходит по упрощённой программе и в более короткие сроки, если сравнивать с регистрацией изобретения. Но и срок действия патента 10 лет, с возможностью продления на 5 лет. Получить патент после решения о выдачи, можно в среднем через 1 месяц. Территория действия патента на полезную модель ограничивается территорией страны, где и подавались документы на регистрацию. А если необходимо защитить Ваши права и на территории иных государств, то всю процедуру нужно пройти с начала и до конца в каждой из стран, но это уже будет стоить дороже.

Получив патент – пользуйтесь правовой защитой государства, но не забывайте оплачивать необходимые сборы ежегодно, в строго установленный срок.

Процесс патентования предусматривает целый ряд трудоёмких работ и мелочей, способных сбить автора с толку. Чтобы сэкономить время и деньги – обратитесь за помощью к людям квалифицированным, знающим законы и правила, для которых помощь в делах такого рода является работой. Патентное бюро GPG и наши специалисты с готовностью предоставит свою помощь в грамотном составлении описание полезной модели.

Внимание! Мы даём ГАРАНТИЮ на получение патента.

Что такое полезная модель и нужна ли она при патентовании нового продукта

  • Различия полезной модели и изобретения
  • Отличия полезной модели от промышленного образца
  • Формула полезной модели
  • Пример правильного составления формулы полезной модели

Полезная модель (ПМ) – это юридическое понятие, включающее в себя неизвестное до настоящего момента устройство или решение по использованию уже известного продукта.

Кто хоть раз сталкивался с понятием патента, слышал это словосочетание.

Ей полагается правовая защита, а её понятие указано и урегулировано в российском законодательстве и находится под охраной, как относящееся к устройствам в соответствии со статьей 1351 ГК РФ.

Полезная модель сходна с изобретением, но установленные для неё условия рассмотрения не так строги, благодаря чему заявки принимаются в сравнительно короткие сроки. Патент на неё предусмотрен на десятилетний срок.

Как один из примеров полезной модели, разработанной и запатентованной в Корее, можно привести зажигалку, которую впервые соединили с открывалкой для пробок пивных бутылок. Эта разработка явно имеет крайне низкий изобретательский уровень, но в ней присутствует некая новизна и промышленная применимость, а также она может приносить заработок обладателю патента.

В России в качестве патентного объекта полезная модель появилась в 1992 году, целью её возникновения стало дополнительное поощрение инновационной активности и дальнейшее развитие рынка. Её введение действительно спровоцировало рост появления инноваций благодаря более простой подаче заявки, но была и негативная сторона в её появлении – качество разработок резко снизилось.

Читайте также:
Разрытие могил: что это такое, описание и особенности

Различия полезной модели и изобретения

Это два довольно схожих понятия, подразумевающих под собой объекты интеллектуальной собственности, которые характеризуют технические решения. Однако между ними выделяют ряд существенных отличий.

К полезной модели можно отнести исключительно технические решения, относящиеся к понятию устройства. Понятие изобретения шире, под него подходят решения технических задач, которые касаются продуктов, выходящих из-под определения «устройство» и технические решения, относящиеся к способам. Также к различиям можно отнести и сроки действия патентов. Для полезной модели – это 10 лет, для изобретений – 20. Требования к изобретениям по условию «новизна» более жесткие, к тому же действует дополнительное требование – изобретательский уровень.

Получить патент на полезную модель разработчик может значительно быстрее — в среднем за 6-9 месяцев, что в несколько раз более оперативно, чем его получение на изобретение, на которое требуется от 18 месяцев.

Отличия полезной модели от промышленного образца

Иногда случается путаница между полезной моделью и промышленным образцом, хотя, по сути, общий для этих понятий лишь тот факт, что их защита регулируется патентным законом РФ. Однако промышленный образец следует отличать от других объектов интеллектуальной собственности. К нему возможно отнести лишь решения, связанные с художественно-конструкторскими характеристиками изделия, которые определяют его внешний вид (то есть дизайн).

Образцу также предоставляется правовая защита, при признании его новым и оригинальным. Однако, здесь критерий промышленной применимости не введён.
Срок действия патента на образец короче – его дают на 5 лет, он может быть неоднократно продлен на пять лет, но в целом его длительность не может превышать 25 лет.

Продлевать патент на полезную модель, начиная с 2014 года, нельзя.

Сравнительная характеристика изобретения, полезной модели и промышленного образца представлена далее.

Промышленный образец

Решения, касающиеся внешнего вида изделий

Новизна и оригинальность

Так, среди явных достоинств изобретения следует выделить более широкий спектр охраняемых объектов, а также больший срок действия патента.

Преимущества полезной модели — менее жёсткие критерии к патентоспособности и главный плюс – это экономия времени. На её регистрацию отводится самый меньший срок.

Промышленный образец находится на обособленной позиции среди видов патентной защиты, так как затрагивает не саму конструкцию изделия, а лишь его внешний вид.

Формула полезной модели

Формула – основной документ полезной модели, она определяет объём её правовой защиты и является главной частью подаваемой заявки. Поэтому к её написанию нужно отнестись очень скрупулезно.

Описывается она с помощью признаков — характеристик патентуемого объекта, для её толкования могут быть использованы чертежи и графики. При работе над ней хорошо бы иметь при себе примеры и образцы других патентов. Это даст общее представление о правилах составления и компоновки заявки.

Для правильного написания формулы есть полное руководство, где подробно описаны все требования по корректному составлению заявки на полезную модель — Административный регламент Роспатента. Формула обычно состоит из независимых и зависимых пунктов. При описании одного объекта первый пункт независимый, в нём указаны обязательные отличительные признаки разработки; остальные – зависимые от него с описанием возможных вариантов устройства.

Написание правильной формулы – нелёгкая задача, поэтому перед её разработкой следует освоить все необходимые документы или доверить её составление профессиональным патентным поверенным, которые имеют достаточный опыт в защите изобретений и полезных моделей.

Читайте также:
Обещание дарения: что это такое, описание и особенности

К типичным ошибкам относят:

  • Употребление неточных терминов.
  • Употребление синонимов вместо единого названия того или иного элемента.
  • Описание несущественных частей конструкции в первом независимом пункте.

Пример правильного составления формулы полезной модели

Устройство противоскольжения для колеса транспортного средства, содержащее кронштейн, стойку, грунтозацеп, отличающееся тем, что кронштейн на одном конце имеет резиновую прокладку, а на другом закреплена стойка, причем кронштейн монтируется к диску обода колеса одним болтовым соединением, выполнен в виде Г-образной формы, содержащий ребро жесткости.

Неграмотная же формула может привести к довольно негативному результату – к отказу в выдаче патента или слишком узкому объему правовой защиты, в этом случае она не в состоянии обеспечить должную охрану разработки от копирования.

Полезная модель

Основная информация о полезной модели

Начнем с того, что дадим определение полезной модели, что она собой представляет. Итак, полезная модель – это техническое решение, которое по своей сути сходно с изобретением, но относится только к устройству. Полезная модель является нематериальным объектом, используемым в любой части человеческой деятельности. Определение устройства можно прочитать на этой странице нашего сайта.

Полезная модель не может быть способом, это всегда только устройство.

Правовая охрана полезной модели

В каких случаях возможна правовая охрана полезной модели? Патентование полезной модели возможно в том случае, если учитываются следующие факторы:

  • она должна быть новой;
  • возможно ее промышленное применение.

Полезная модель может быть признана новой только в том случае, если ее признаки (их совокупность) доселе не были известны, исходя из уровня техники. Определение уровня техники полезной модели полностью схоже с тем определением, которое дается по поводу изобретения (ссылка на страницу расположена выше по тексту статьи). Информация о том как провести патентный поиск на новизну полезной модели доступна на нашем сайте.

Что входит в такое понятие, как дата приоритета полезной модели? Датой приоритета полезной модели называется та дата, когда была подана заявка на правовую охрану (патентование) полезной модели, в любой из стран мира. Такая заявка подается в специализированное патентное ведомство государства.

Что следует понимать под термином, промышленно применимая полезная модель?

Промышленно применимая полезная модель – это такая модель, которая может быть применена в производственном процессе в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, других направлениях жизненной деятельности общества. Как мы помним, только такая модель может получить правовую охрану.

Наша компания предлагает услуги регистрации промышленно применимых полезных моделей в России. Мы поможем правильно составить заявку, подготовить все необходимые документы. Так же, наши патентные поверенные и юристы всегда помогут защитить исключительные авторские права на полезную модель, как во внесудебной, так и судебной практике. Гарантируем доступную стоимость услуги, профессионализм наших сотрудников.

В чем разница между патентом полезной модели и изобретения?

Самое главное отличие полезной модели от изобретения заключается в том, что для ПМ не обязательно наличие изобретательского уровня. Процедура получения правовой охраны, если говорить о модели, менее строгая. Кроме этого, патент на полезную модель имеет более ограниченный срок действия, нежели патент изобретения – всего 10 лет. В чем заключается меньшая строгость процедуры получения патента:

  • экспертиза в ФИПС более простая и не настолько строгая, чем на изобретение;
  • срок рассмотрения заявки меньше, чем на изобретение (можно задать вопрос о сроках нашим юристам) .

Именно поэтому, когда патентный поверенный не уверен в том, что заявка на изобретение пройдет экспертизу, он также подает одновременно заявку на ПМ, видоизмененную под правила для полезной модели. В этом случае сохраняется единая дата приоритета и повышается в разы гарантия получения патента.
Но, в любом случае, помощь профессионалов в патентовании полезной модели будет кстати.

Полезной моделью не может быть:

  • топология интегральной микросхемы;
  • различные сорта растений и новые породы животных, кроме тех случаев, когда они являются продуктом применения микробиологических способов, либо же, самим способами;
  • полезная модель не может быть способом;
  • компьютерные программы, имеющие вид чистого кода.

Что дает патент на полезную модель?

Патент на полезную модель даёт право:

  • применение и использование в промышленных целях;
  • продажи;
  • лизинг;
  • и т.д.
Читайте также:
Недостатки товаров: что это такое, описание и особенности

В патенте нельзя раскрывать ту информацию, которая поможет избежать доказательства незаконного использования полезной модели. Те ее особенности, которые должны оставаться в тайне (например – рецептура применения “кока-колы”). Для того, чтобы избежать такое разглашение, лица, владеющие тайной, подписывают договор о неразглашении.

Основная информация о полезной модели

Начнем с того, что дадим определение полезной модели, что она собой представляет. Итак, полезная модель – это техническое решение, которое по своей сути сходно с изобретением, но относится только к устройству. Полезная модель является нематериальным объектом, используемым в любой области человеческой деятельности. Определение устройства можно прочитать на этой странице нашего сайта.

Полезная модель не может быть способом, это всегда только устройство.

Правовая охрана полезной модели

В каких случаях возможна правовая охрана полезной модели? Патентование полезной модели возможно в том случае, если учитываются следующие факторы:

  • она должна быть новой;
  • возможно ее промышленное применение.

Полезная модель может быть признана новой только в том случае, если ее признаки (их совокупность) доселе не были известны, исходя из уровня техники. Определение уровня техники полезной модели полностью схоже с тем определением, которое дается по поводу изобретения (ссылка на страницу расположена выше по тексту статьи).

Что входит в такое понятие, как дата приоритета полезной модели? Датой приоритета полезной модели называется та дата, когда была подана заявка на правовую охрану (патентование) полезной модели, в любой из стран мира. Такая заявка подается в специализированное патентное ведомство государства.

Что следует понимать под термином, промышленно применимая полезная модель?

Промышленно применимая полезная модель – это такая модель, которая может быть применена в производственном процессе в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, других направлениях жизненной деятельности общества. Как мы помним, только такая модель может получить правовую охрану.

Наша компания предлагает услуги регистрации промышленно применимых полезных моделей в России. Мы поможем правильно составить заявку, подготовить все необходимые документы. Так же, наши патентные поверенные и юристы всегда помогут защитить исключительные авторские права на полезную модель, как во внесудебной, так и судебной практике. Гарантируем доступную стоимость услуги, профессионализм наших сотрудников.

В чем разница между патентом полезной модели и изобретения?

Самое главное отличие полезной модели от изобретения заключается в том, что для ПМ не обязательно наличие изобретательского уровня. Процедура получения правовой охраны, если говорить о модели, менее строгая. Кроме этого, патент на полезную модель имеет более ограниченный срок действия, нежели патент изобретения – всего 10 лет. В чем заключается меньшая строгость процедуры получения патента:

  • экспертиза в ФИПС более простая и не настолько строгая, чем на изобретение;
  • срок рассмотрения заявки меньше, чем на изобретение (можно задать вопрос о сроках нашим юристам) .

Именно поэтому, когда патентный поверенный не уверен в том, что заявка на изобретение пройдет экспертизу, он также подает одновременно заявку на ПМ, видоизмененную под правила для полезной модели. В этом случае сохраняется единая дата приоритета и повышается в разы гарантия получения патента.
Но, в любом случае, помощь профессионалов в патентовании полезной модели будет кстати.

Полезной моделью не может быть:

  • топология интегральной микросхемы;
  • различные сорта растений и новые породы животных, кроме тех случаев, когда они являются продуктом применения микробиологических способов, либо же, самим способами;
  • полезная модель не может быть способом;
  • компьютерные программы, имеющие вид чистого кода.

Что дает патент на полезную модель?

Патент на полезную модель даёт право:

  • применение и использование в промышленных целях;
  • продажи;
  • лизинг;
  • и т.д.

В патенте нельзя раскрывать ту информацию, которая поможет избежать доказательства незаконного использования полезной модели. Те ее особенности, которые должны оставаться в тайне (например – рецептура применения “кока-колы”). Для того, чтобы избежать такое разглашение, лица, владеющие тайной, подписывают договор о неразглашении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: