Политика неприсоединения: что это такое, описание и особенности

Движение неприсоединения

Движение неприсоединения — международная организация, в которую вошли государства, не участвующие в военно-политических блоках.

Формирование

Началу движению неприсоединения положила Бандунгская конференция 1955 года. Во время встречи в Каире два десятка государств Азии, Африки, Европы и Латинской Америки поставили во главу внешней политики принцип неприсоединения:

  • независимость внешнеполитического курса от внешних влияний;
  • поддержка национально-освободительных течений;
  • неприсоединение к милитаристским блокам.

Основателями движения стали Дж. Неру, Г. А. Насер, И. Тито, Сукарно, К. Нкрума и другие.

Как организация движение неприсоединения оформилось на международной конференции в Белграде. Там же были изложены ее главные принципы:

  • критика диктатуры, гегемонии и экспансионизма;
  • взаимовыгодное сотрудничество на равноправных началах;
  • создание нового экономического порядка, основанного на равноправии и справедливости.

На конференции в Каире в октябре 1964 года 47 стран осудили любые методы вмешательства в дела государств и высказались за запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах.

Деятельность

В сентябре 1970 года прошла конференция в Лусаке. На ней присутствовало 54 государства. Именно здесь впервые был официально употреблен термин «движение неприсоединения». Делегаты взяли курс на придание организации стабильности и солидарности. Эта линия нашла продолжение на встречах в:

  • Алжире (сентябрь 1973 года);
  • Шри-Ланке (август 1976 года);
  • Кубе (сентябрь 1979 года);
  • Индии (март 1983 года);
  • Зимбабве (сентябрь 1986 год);
  • СФРЮ (сентябрь 1989 года).

Для воплощения резолюций было создано около полусотни органов. Во время холодной войны, балансируя за счет противоречий СССР и США, движение неприсоединения получило уступки от обоих блоков сначала на местном, а затем и на глобальном уровне.

В 50-80-е годы XX века движение использовало антиимпериалистические лозунги, осуждало политику колониализма и неоколониализма и критиковало апартеид с расизмом. Это, в свою очередь, сближало организацию куда больше с Советами, нежели со Штатами. Однако движение осудило ввод войск ОВД в Чехословакию и Афганистан в 1968 и 1979 годах.

В 90-е годы советский блок распался, а Штаты взяли курс на систему монополярного мира, что заставило движение неприсоединения обозначить рамки новой политики. Ее положение усложнялось за счет внутренних противоречий:

  • распалась СФРЮ (председатель движения с 1989 года);
  • в 1991 году в одностороннем порядке вышла Аргентина;
  • Кипр и Мальта взяли курс на сближение с ЕС;
  • Индии, Кубе и Алжиру стала невыгодна политика неприсоединения.

В сентябре 1992 года противоречия достигли пика на конференции в Джакарте. Они вылились в разделение движения. Последующие конференции подчеркнули, что отныне страны неприсоединения отстаивают интересы юга в диалоге с севером:

  • октябрь 1995 года — Картахена, Колумбия;
  • сентябрь 1998 года — Дурбан, ЮАР;
  • февраль 2003 года — Куала-Лумпур, Малайзия;
  • сентябрь 2006 года — Гавана, Куба.

Дурбанская декларация провозгласила, что движение неприсоединения — это сила, возрождающая нации, это эра Юга, отстаивающая:

  • уничтожение бедности в странах третьего мира;
  • глобализацию при социальной составляющей;
  • разоружение, особенно ядерное, обвиняя ядерные державы в отсутствии мирового прогресса (первоочередно США, РФ, Францию, Британию, КНР);
  • перераспределение полномочий между Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей ООН в пользу последней, чтобы СБ стал ей подотчетен.

Критика движения неприсоединения

Провозглашая такие лозунги, движение никак не прокомментировало, что ее члены (Индия и Пакистан) сами стали обладательницами ядерного оружия. А в 2006 году было поддержано желание Ирана создать собственные ядерные технологии, но (официально) в мирных целях.

Читайте также:
Принудительное воспитание: что это такое, описание и особенности

В организации сильны исламистские страны, за счет которых нет четкой позиции касательно вторжения НАТО в Югославию, хотя это государство стояло у истоков движения неприсоединения.

Движение неприсоединения XXI столетия — это противоречивое и неорганизованное формирование без устава, бюджета и механизмов контроля за соблюдением принятых решений. Последние, в свою очередь, имеют характер рекомендации, а все заботы по организации конференций на себя берет страна-председатель. Неким механизмом координации выступают «тройки» — бывшие, современные и будущие страны-председатели.

На момент 2006 года в движение неприсоединения входят 116 государств из Азии, Африки, Европы, Океании и Латинской Америки. Это более половины населения Земли. Из стран бывшего Советского Союза в организации состоят Беларусь, Туркмения и Узбекистан, а Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Украина являются наблюдателями. Российская Федерация участвует в конференциях на правах почетной гостьи.

Движение неприсоединения

  • Государства-члены
  • Государства-наблюдатели
  • Страны, не являющиеся членами

Движение неприсоединения (или, реже, движение неприсоединившихся стран ) – это международная организация, объединившая в 2012 году 120 государств , которые не считают себя ни сторонниками, ни противниками какой-либо крупной мировой державы (17 государств и 9 международных организаций, включая также имеют статус наблюдателя). Действительно, это движение, зародившееся во время холодной войны, было направлено на перегруппировку государств, которые не считали себя связанными ни с Восточным блоком, ни с Западным блоком .

Целью организации, определенной в « Гаванской декларации » 1979 года, является обеспечение «национальной независимости, суверенитета, территориальной целостности и безопасности неприсоединившихся стран в их борьбе против империализма , колониализма , неоколониализма , сегрегации , расизма и других форма иностранной агрессии, оккупации, господства, вмешательства или гегемонии со стороны великих держав или политических блоков »и способствовать солидарности между народами третьего мира . Организация со штаб-квартирой в Лусаке , Замбия , объединяет почти две трети членов Организации Объединенных Наций и 55% населения мира .

Движение неприсоединения включает в себя несколько довольно крупных участников по всему миру, таких как Индонезия , Индия , Южная Африка , Иран , а также бывшая Югославия . Бразильский никогда не был официальным членом движения, но разделяет многие из его взглядов и регулярно направляет наблюдателей на высоту. Китайская Народная Республика также входит в число стран – наблюдателей.

Резюме

  • 1 Происхождение
  • 2 Эволюция
  • 3 государства-члена
  • 4 наблюдателя
  • 5 конференций вверху
  • 6 Генеральный секретариат
  • 7 Примечания и ссылки
  • 8 См. Также
    • 8.1 Связанные статьи
    • 8.2 Внешние ссылки

Происхождение

Заявление Бриони о 19 июля 1956 г. , предложенная Гамалем Абдель Насером , Иосипом Броз Тито , Сукарно и Джавахарлалом Неру , знаменует собой начало движения, которое затем ставит своей целью в контексте холодной войны защитить себя от влияния Соединенных Штатов и СССР, которые стремились сплотить мир на их стороне (идея биполяризации: два великих правителя мира).

Термин «неприсоединение» был введен премьер-министром Индии Неру во время выступления в 1954 году в Коломбо . В этой речи Неру описал пять столпов, которые будут использоваться в китайско-индийских отношениях, которые впервые были предложены китайским премьер-министром Чжоу Эньлаем . Эти принципы, получившие название « Панчшил» («Пять принципов»), позже послужат основой для движения неприсоединения.

Можно считать , что конференция Бандунга , состоявшаяся в 1955 году в индонезийском городе в Бандунге на западе острова Явы , в котором приняло участие около тридцати стран из Африки и Азии , является важным шагом на пути к конституции движения неприсоединения .

Читайте также:
Отраслевая правоспособность: что это такое, описание и особенности

Эволюция

Хотя изначально предполагалось, что организация будет такой же сильной и сплоченной, как Организация Североатлантического договора (НАТО) или Варшавский договор , на самом деле у нее мало сплоченности, и многие ее члены в то или иное время были тесно связаны с великой державой. Например, Куба была очень близка к СССР во время холодной войны . Индия также на несколько лет приблизилась к СССР, чтобы воевать с Китаем. Движение также столкнулось с внутренними раздорами, когда СССР вторгся в Афганистан в 1979 году. С одной стороны, государства-клиенты СССР одобрили вторжение, а с другой стороны, некоторые участники (особенно государства, преимущественно мусульманские) осудили его.

Во время Алжирской конференции (5- 9 сентября 1973 г. ) движение инициировало программу под названием « Новый мировой экономический порядок » (NOEI), которая была принята консенсусом на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 1 мая 1974 года . Эта программа предлагает меры, касающиеся сырья, финансирования развития, индустриализации, передачи технологий и контроля над транснациональными компаниями. Эта инициатива будет сорвана из-за разразившегося тогда кризиса и фактического противодействия развитых стран. В духе NOEI с 1973 года развивалось арабо-африканское сотрудничество между двумя международными организациями ( ОАЕ и Лига арабских государств ), которые обе придерживались принципов неприсоединения.

Созданное в контексте холодной войны движение должно было обрести новую жизнь после распада Советского Союза. Кроме того, государства, образовавшиеся в результате распада Югославии (один из членов-основателей), не проявляли особого интереса к организации после распада страны. Наконец, в 2004 году Мальта и Кипр вышли, когда они присоединились к Европейскому Союзу . Тем не менее организация продолжает играть важную роль. Например, он отказался следовать авторитетам Вашингтонского консенсуса , объединяющего Международный валютный фонд (МВФ), Всемирную торговую организацию (ВТО) и Всемирный банк , считая, что это нанесет вред интересам его членов.

Наследие эпохи холодной войны не исчезает, а продолжается. Новые тенденции вдохновлены достижениями борьбы за деколонизацию. Так, политолог Азиз Салмоне Фолл вслед за Беном Баркой со своей исследовательской и инициативной группой по освобождению Африки (GRILA) выступает за возрождение Трехконтинентальной конференции , эгоцентричного развития на экосистемных основах, и призывает к полицентричный глобализм.

Движение неприсоединения и международная безопасность

Движение неприсоединения – это внешнеполитический курс, для которого характерно отказ от присоединения к каким-либо военным блокам или группировкам. Объединение государств в движение неприсоединения началось в 50-х годах прошлого столетия. Надо подчеркнуть, что это движение стало объективным продолжением национально-освободительной борьбы на этапе укрепления политической независимости и достижения экономической самостоятельности некоторых государств.

Идея неприсоединения была провозглашена Дж. Неру, который возглавил в 1947 году первое правительство независимой Индии и стремился воплотить идеи неприсоединения во внешнеполитический курс страны. Суть концепции Дж. Неру заключалась в следующем: для укрепления независимости молодого государства необходимо не участвовать в противостоянии и противоборстве великих держав и добиваться свободы народов, разоружения, предотвращения мировой войны, обеспечения молодых государств в условиях ядерной катастрофы. Современное политика обеспечения международной безопасности исходит из этой рожденной в Индии концепции.

Движение неприсоединения способствует пониманию и утверждению общечеловеческих ценностей в практике межгосударственных отношений. Эта концепция, объективно отвечающая потребностям исторического развития, была принята многими государствами. Основными задачами движения неприсоединения в международных отношениях являются:

Читайте также:
Лесной кодекс: что это такое, описание и особенности

¨ достижение разоружения и урегулирование международных споров мирными средствами;

¨ совместное решение проблем международного экономического сотрудничества;

¨ соблюдение принципа международного права – право народов на самоопределение;

¨ вопросы охраны окружающей среды;

¨ осуществление основных прав и свобод человека;

¨ укрепление роли и повышение эффективности деятельности ООН.

Движение неприсоединения не является международной организацией, так как его деятельность не посвящена рассмотрению какого-либо одного вопроса. Система органов движения неприсоединения обсуждает большой объем вопросов и ее деятельность не ограничена во времени. У него нет учредительного акта, так как становление самого объединения, выработка его правовых основ происходят путем повторяющейся практики. В движении неприсоединении отсутствует бюджет, нет членства в обычном понимании. Это – новый вид межгосударственного объединения. В соответствии с критериями участия в движении неприсоединения и его целями политико-правовой основой является концепция и принципы мирного сосуществования государств различных систем. Юридическая природа движения неприсоединения заключается в следующем:

1. Как было отмечено выше движение неприсоединения не имеет учредительного документа. Тем не менее оно успешно существует и развивается на базе общепризнанных принципов современного международного права и вырабатываемых практикой обычно-правовых норм и принципов.

2. Движение неприсоединения – это добровольное объединение, созданное суверенными государствами на базе строгого уважения принципа суверенного равенства государств. Оно базируется на обязательном исполнении целей и принципов Организации Объединенных Наций. Принципы мирного сосуществования составляют общую правовую базу.

3. Субъектами движения неприсоединения могут быть не только государства, но и освободительные движения.

4. Для участия в движении неприсоединении, кроме технических условий (заявление, процедура рассмотрения и т.д.), необходимо соответствие следующим критериям: право на уважение своего статуса, право на полноправное участие, право на уважение со стороны международного сообщества правового статуса и внешнеполитического курса движения неприсоединения; право на несогласие участвовать в военных блоках; право требовать ликвидации военных баз и право не допускать создания новых баз на своей территории.

5. Движение неприсоединения не допускает возможности участия в нем и в работе его органов великих держав – постоянных членов Совета Безопасности ООН.

6. При принятии решений существует единый принцип принятия решения – консенсус.

7. Решения органов движения неприсоединения имеют различную силу, иногда и обязательную.

8. Движение неприсоединения обладает своеобразной международной правосубъектностью.

Движение неприсоединения имеет общедемократическое содержание, неучастие в военно-политических союзах не означает провозглашения нейтралитета. По своей правовой природе движение неприсоединения осуществляет активные действия по укреплению международной безопасности.

Формирование движения неприсоединения.

Молодым государствам, появлявшимся на международной политической арене, приходилось определять свою политическую линию в условиях противоборства между странами капиталистического и социалистического «лагерей», создавших свои военно-политические блоки. В 1955 году на конференции афро-азиатских стран в Бандунге (Индонезия) была сформулирована идея Движения неприсоединения. Это движение замышлялось как «неевропейское» и предусматривало отказ от вступления в существующие военно-политические блоки.

Движение неприсоединения стало приобретать всемирный характер после встречи президента Югославии И.Броз Тито с премьер-министром Индии Дж.Неру и президентом ОАР Г.А.Насером на острове Бриони (Югославия) в 1956 году. Сначала Югославия была единственным европейским участником движения. Ее меньше, чем афро-азиатские страны, волновали вопросы борьбы против неоколониализма. Зато Югославия уделяла много внимание тому, чтобы отстоять равноудаленность движения неприсоединения от великих держав и мягко нейтрализовать попытки Советского Союза объявить его «естественным союзником» социалистического лагеря.

Читайте также:
Неоднократность преступлений: что это такое, описание и особенности

В сентябре 1961 года в Белграде состоялась первая конференция Движения неприсоединения. Его неформальными лидерами стали Индия и Югославия. В этом движении активно участвовали Египет, Индонезия, Гана, Афганистан, Бирма (Мьянма) и многие другие страны.

Югославия была не только первой европейской, но и единственной социалистической страной, которая официально заявила о себе как неприсоединившейся стране. В дальнейшем в ряды Движения неприсоединения влились другие социалистические страны – Куба, а позднее Румыния, Лаос, Вьетнам, КНДР. В состав движения вступила и Организация освобождения Палестины (ООП).

Смыслом политики неприсоединения было стремление отстраниться не от отношений сотрудничества со странами восточного и западного блоков, а от конфронтации между ними. Страны-участницы движения стремились извлекать выгоду из сотрудничества с каждой из противостоящих друг другу больших держав, играя на противоречиях между ними. Неприсоединившиеся страны должны были проводить независимую политику, не входить в военные союзы, в которых участвовала та или иная великая держава, не допускать создания на своей территории военных баз, выступать за политику мирного сосуществования и поддерживать движение за национальное освобождение. Движение неприсоединения стало одним из видов сотрудничества по линии «юг-юг», позволявшего странам «третьего мира» эффективно обеспечивать свои интересы и выступать с единых позиций по ряду международных вопросов, оказывая давление на великие державы и противоборствующие блоки.

К середине сентября 2006 года Движение неприсоединения насчитывало 118 государств. В том числе 1 европейское (Беларусь), 38 азиатских (в том числе Государство Палестина, Туркменистан, Узбекистан), 53 африканских, 26 латиноамериканских и карибских.

Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав.

В июле 1952 года тайная организация «Свободные офицеры» под руководством подполковника Гамаля Абдель Насера свергла короля Египта Фарука. Это была антиимпериалистическая, демократическая революция. Аграрная реформа предусматривала конфискацию королевских земель, установление максимального размера земельных владений и передачу части земли малоземельным крестьянам за выкуп в течение 30 лет. Политические партии ликвидировались. Их имущество конфисковали. Насер был избран президентом.

В 1956 году был национализирован Суэцкий канал, принадлежавший англичанам и французам. Осенью 1956 года началась англо-франко-израильская агрессия против Египта, которую осудила чрезвычайная сессия ООН. США отказались поддержать Египет. Правительство СССР заявило, что разрешит советским добровольцам защищать Египет и будет поставлять ему нефть и оружие. Агрессоры очистили берега Суэцкого канала и весь Синайский полуостров.

Насер стал одним из популярных деятелей арабского мира. В 1957 году началась «египтизация» всех иностранных банков, страховых обществ и компаний. В руки частного египетского капитала перешли 800 французских, 400 английских предприятий и фирм. Было объявлено о некапиталистическом пути развития. С 1962 года началась реализация программы реформ (Хартия национальных действий), основанной на усилении регулирующей роли государства. Возникла массовая политическая организация – Арабский социалистический союз, единственная партия в стране. В 1964 году началась национализация тяжёлой и средней промышленности, банков, страховых и строительных компаний, транспорта. Государственный сектор в экономике достиг 90%. Размеры земельных владений были ограничены, создавались госхозы. Конституция 1964 года объявляла Египет «демократическим, социалистическим государством.

Появились бесплатное медицинское лечение, бесплатное обучение в школах и высших учебных заведениях. Законами устанавливались цены, твердый минимум зарплаты, нормированное снабжение по низким ценам хлебом и другие дотации из государственного бюджета.

Строительство социализма в Египте шло при помощи СССР. Были построены сотни промышленных предприятий (металлургический завод в Хелуане, алюминиевый завод и др.). Асуанский гидроэнергетический комплекс в два раза увеличил производство электроэнергии и прибавил 0,5 млн. га орошаемых земель.

Читайте также:
Полу анклав: что это такое, описание и особенности

В 1967 году Израиль в ходе «шестидневной» войны разгромил армии Египта, Сирии, Иордании, которые понесли территориальные потери. СССР снова помог.

Теория (книга «Философия революции») и практическая деятельность Насера были весьма противоречивы. Египет сделал большой шаг вперед, стал влиятельным государством, но многие проблемы сохранились. «Кооперативное социалистическое государство» построить не удалось. Насер умер в 1970 году на 53 году жизни.

Пример Египта вдохновил многие страны.

В 1956 году добились независимости Тунис, Марокко и Судан. Образовались первые независимые государства в Тропической Африке: Гана – 1957 год, Гвинея – 1958 год. В 1960 году, который вошел в историю как Год Африки, политическую самостоятельность обрели 17 африканских государств.

В течение нескольких десятилетий большую поддержку антиколониальному движению оказывал Советский Союз. Для СССР национально-освободительное движение представлялось естественным союзником, ослабляющим мир капитализма. Советское руководство использовало для этого все возможности. Так, 14 октября 1960 года по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, что стало крупной внешнеполитической акцией, направленной на политическую и международно-правовую поддержку освободительных движений.

Большого энтузиазма в некоторых странах метрополиях перспектива потери колоний – ценных источников различного сырья и рынков сбыта для своей промышленной продукции – не вызвала.

В некоторых странах (Кении, Мадагаскаре, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и др.) национальное освобождение стало результатом длительной вооруженной борьбы.

Особой остротой и упорством отличалась борьба в Алжире.

На завершающей стадии деколонизации Африканского континента в 1980 году Южная Родезия стала суверенной Республикой Зимбабве. В 1990 году была провозглашена независимость Намибии.

В ходе борьбы за независимость появилось немало ярких лидеров, ярких и талантливых организаторов, теоретиков национально-освободительного движения. Многие из них возглавляли суверенные государства Азии и Африки, торжественно принимались в СССР в качестве гостей и потенциальных друзей. Многие из этих деятелей пользуются огромным авторитетом в своих странах. Для значительной части современной российской молодежи эти имена мало о чем говорят, давно стали достоянием истории. Среди этих имен – Гамаль Абдель Насер (Египет), Хуари Бумедьен (Алжир), Кваме Нкрума (Гана), Сукарно (Индонезия), Джавохорлар Неру (Индия), Хо Ши Мин (Вьетнам), Патрис Лумумба (Конго), Джулиус Ньерере (Танзания), Агостиньо Нето (Ангола) и другие.

Крушение колониальной системы, ликвидация колониальной зависимости во многих странах не только не решила имеющиеся проблемы, но породила новые. Развитие афро-азиатских народов после получения независимости вступало в качественно новую фазу. Происходило размежевание классовых и политических сил, еще недавно выступавших единым фронтом во имя, как казалось, единых национальных интересов. Главной задачей стала борьба за выбор пути дальнейшего развития. И пути эти оказались разными.

В СССР все антиколониальное движение рассматривалось как потенци­ально анти­им­пе­риалистическое и просоциалистическое. Признание африканских или азиатских деятелей своими, нужными людьми происходило обычно так. Очередной лидер удач­ного во­енного переворота заявлял о своих симпатиях к марксизму и СССР. Нужны были оружие и деньги. Неко­торые такие лидеры учи­лись в СССР и были же­наты на русских женщинах. После правильных заявлений лидера его страна попа­дала в разряд не просто стран «третьего мира» или «развивающихся стран», но в при­вилегиро­ванную по от­ношениям с СССР группу стран «социалистической ориента­ции». Странам «социалистической ориентации» оказывалась щедрая эконо­мическая и военная помощь, часто в кредит. СССР предоставлял кредиты на весьма льготных условиях: обычно из 2-2,5% годовых с погашением в течение 10-12 лет. Погашение кредита чаще всего предусматривалось в форме поставок традиционных экспортных товаров или продукции тех предприятий, которые строились с помощью СССР. Странами «социалистической ориентации» в разное время считались Алжир, Ангола, Афганистан, Бирма, Еги­пет, Ирак, Ливия, Никарагуа, Сирия и другие.

Читайте также:
Окружной суд: что это такое, описание и особенности

За 1957-1964 годы высокие руководители СССР побывали с государственными визитами или приняли в Москве лидеров более чем 30 развивающихся стран. Было подписано свыше 20 соглаше­ний о сотрудничестве. В СССР была широко развернута подготовка кадров, специалистов высшей и средней квалификации. К началу 80-х годов советские высшие учебные заведения окончили 40 тыс. граждан развивающихся стран и проходили обучение около 30 тыс. студентов из 100 различных государств по 200 специальностям. Подготовка кадров также велась непосредственно на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах, в совхозах, в государственных учреждениях СССР и т. д. К началу 80-х годов для развивающихся стран был подготовлено 900 тыс. инженеров, техников и квалифицированных рабочих. При содействии СССР в развивающихся странах были созданы многочисленные учебные заведения.

С 50-х годов XX в. СССР стал оказывать развивающимся странам значительную военную помощь. К 1968 году советский экспорт военных самолетов, вертолетов, танков, подводных лодок и другой военной техники составил уже около 30% мирового экспорта. Это увеличение военного экспорта во многом приходилось на развивающиеся страны, нуждавшиеся в вооружениях как гарантии политической независимости. СССР быстро модернизировал свой военный потенциал и устаревшее, но достаточно грозное оружие продавалось за границу. По западным данным, с 1966 по 1975 год СССР предоставил развивающимся странам оружия, боеприпасов и военного снаряжения в общей сложности на 9,2 млрд. долл. (за 1955-1968 гг. – 4,5 млрд. долл.). А с 1978 по 1982 год поставки составили 34,5 млрд. долл. Число стран, которые получали советскую военную технику, к 1984 году выросло до 36. В конце 80-х годов на Советский Союз приходилось 35% всех военных поставок в страны «третьего мира». На протяжении 80-х годов СССР поставил молодым государствам 7925 танков и САУ (самоходных артиллерийских установок), 20470 стволов артиллерии, 17 подводных лодок, 2620 сверхзвуковых самолетов, 1705 вертолетов, 32210 ракет класса «земля-воздух». Самыми крупными покупателями советского оружия были Индия, Ирак, Сирия, Ливия. 123

Между тем, представления о социа­лизме у народов «стран социалисти­ческой ори­ентации» были еще более расплыв­чатыми, чем у тех, кто шел на штурм Зим­него дворца в октябре 1917 года.

Антимонопольная регулирование и политика демонополизации (8.2.2.1)

Решающими условиями перехода к рын отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хоз деятельности.

Экон конкуренция — это рын соперничество экон обособл товаропроизводителей, столкновение их интересов, связ с реализацией продукции одним и тем же покупателям, с целью достижения приверженности к своей продукции и получения наиб прибыли.

Антимоноп регулирование – комплекс экон, администрат и законодат мер, осущ гос-вом и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рын конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его норм функционированию.

Читайте также:
Обратное вручение: что это такое, описание и особенности

Антимоноп политика — комплекс мер, направл на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение моноп действий и недобросовестной конкуренции, устранение администрат барьеров и обеспечение равных условий для всех участков рынка, формир-е обществ сознания в пользу развития рын сил.

Цели антимоноп политики: оптимизация структуры рынка; воз/д на экон поведение субъектов; корректировка экон результатов.

Принципы: содействие формированию рын отношений на основе развития конкуренции, контроля за процессами концентрации капитала; ограничение монополистич деят-ти и недобросовестной конкуренции; разумный подход к нормам антимоноп законодат-ва, направл на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции; законность, гласность и публичность в действиях антимоноп органов.

1992 г. Закон «О противодействии монополистич деят-ти и развитии конкуренции», Конституция, Кодекс об администрат правонарушениях, Гражданский и Уголовный кодекс РБ, антимоноп законод-во, законод-во в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банк деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, ВЭД.

Демонополизация, т.е. политика государства, направл на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предполаг: предотвращение слияний и поглощений; запрещение соглашений о разделе рынков; приобретение акций конкурирующей фирмой.

Осн направления демонополизации: формирование новых экон структур, особенно малых и средних предприятий; разукрупнение концернов, произв и др объединений; гос регулирование деят-ти монополий; контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хоз субъектов, приобретением акций.

Антимоноп комитет РБ, преобразованный в 1995 г. в Мин-во по антимоноп политике. Мин-во было ликвидировано в сентябре 2001 г., а функции по противодействию моноп деят-ти и развитию конкуренции были возложены на Министерство экономики РБ.

Типы конкуренции: совершенная конкуренция, чистая монополия (+естеств монополия), монополистич конкуренция, олигополия. Методы: ценовая, неценовая.

Осн направления: обеспечение контроля за экон концентрацией; предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции; составление и открытое ведение реестра монополистов; развитие методологич базы по определению порядка ценового регулирования в сферах естественной монополии; создание условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хоз субъектами, освобожд от ценового регулирования.

Достижение поставленных задач предполагает совершенствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции и Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий в рамках ЕЭП.

Необходимо также обеспечить вз/д антимоноп и правоохранит органов для выявления картельных соглашений, усилить ответственность за нарушение антимоноп законодательства. Предусматривается активное сотрудничество с антимонопольными органами сопредельных гос-в при проведении расследований таких нарушений на трансграничных рынках.

Демонополизация как единственный способ борьбы с монополистами

В современной экономической структуре присутствует множество монополий, влияние которых на экономику достаточно спорно. Монополии, не имеющие конкурентов, являются парадоксом капитализма, для которого конкуренция – один из важнейших показателей эффективности. Большинство экономистов и политиков уверены, что монополии вредны для всей структуры хозяйства, т.к. монопольные цены, будучи выше рыночных, дестабилизируют экономику, подрывают капиталистический принцип о том, что конкуренция является гарантией того, что бизнесмены не будут сильно завышать цену на товар. Разумеется, правительства практически всех держав стремятся ослабить влияние монополий, используя политику демонополизации.

Демонополизация – это экономическая политика государства, которая направлена на ликвидацию или ослабление влияния монополии в определенном регионе. В данное понятие входят все меры, применяемые державой, для борьбы с монопольными объединениями. Впрочем, несмотря на убеждения большинства экономистов о вреде монополий, влияние этих организаций на экономику – это вопрос, который остается открытым. Существует мнение, что организованная структура монополии, в отличие от неграмотного управления мелкими предприятиями, перекрывает вред от завышенных цен. Примером, подтверждающим данную точку зрения, является предприятие Генри Форда. Оно принесло немалую пользу всему человечеству, ведь именно Форд создал первый конвейер, благодаря чему сейчас США – один из мировых лидеров по производству автомобилей. Однако многие забывают о том, что данная организация была монополией, соответственно и цены у неё были монопольные, но благодаря гениальности её руководителя, высокого уровня организации и использованию конвейера, стоимость автомобилей Форда была значительно ниже, чем цена автотранспорта у мелких конкурентов. Но все же, ведущие мировые лидеры предпочитают считать, что монополии – это дестабилизатор экономики, который необходимо ликвидировать. Итак, если взять политику демонополизации и изучить её меры, то можно выделить два основных, да, пожалуй, и единственных, направления: это экономическая и законодательная борьба против монополистов.

Читайте также:
Приватизационный чек: что это такое, описание и особенности

Начнем, пожалуй, с законодательной борьбы. В нее входит все антимонопольное законодательство, ограничивающее или вовсе запрещающее деятельность монополий. На первый взгляд, что может быть проще запретить монополии, это решило бы все проблемы, однако все далеко не так. Дело в том, что демократические принципы, такие как свобода предпринимательства, не позволяют ликвидировать монополии, ведь многие из них, тресты и концерны, представляют собой одно крупное предприятие. Нельзя просто взять, и закрыть его в связи с монопольной деятельностью, ведь по закону все предприниматели имеют право устанавливать такие цены, которые они считают необходимыми. Противоречие одной из основных норм демократии может вызвать панику среди населения, в частности среди предпринимателей. Конечно, все зависит от общественного мнения, ведь, скажем, закон Шермана, т.е. первый пример демонополизации на законодательном уровне, имел большую популярность по причине слишком широкого распространения монопольных цен. По сути, люди были готовы принять диктатора, если бы он ликвидировал монопольные объединения. Однако современные монополии не сильно злоупотребляют своим положением, поэтому подобные жесткие меры со стороны государства только обеспечит сочувствие населения к монополистам. Максимум, что может сделать законодательство, это ограничить деятельность монопольных союзов, синдикатов и картелей. Что же касается трестов и концернов, то антимонопольные законы не наносят им серьезного ущерба.

Вторым способом демонополизации является экономическая борьба. Она предполагает финансирование мелких предприятий в районе, находящемся под монопольным влиянием. Благодаря этой мере, у монополиста появляется конкурент, что заставляет его снизить цены. Данный метод эффективен против любого вида монополий, однако он имеет и существенные недостатки. Первое, это дороговизна проекта, т.к. финансирование, а иногда и создание новых, предприятий требует больших вложений. Второе, это распространенность некоторых монополий на большой территории, что делает их обеспечение конкурентами практически невозможным. Третье, это существование монополий, которые имеют доступ к уникальным ресурсам или обладающие патентом на определенную технологию производства, что не позволяет никому другому заниматься этим видом хозяйственной деятельности (например, синдикат добытчиков алмазов в Африке и Азии).

Не следует также забывать о существовании государственных монополий (Газпром), с которыми правительство, разумеется, не борется, ведь доход от них поступает в казну.

Таким образом, можно заметить, что эффективного способа демонополизации не существует, ведь каждый из них имеет существенные недостатки. Возможно, это и к лучшему, ведь монополии могут быть полезны экономике, а может быть, без них было бы лучше. Этот вопрос остается открытым и по сей день, и, пожалуй, он таким и останется, пока будет существовать демократия и капитализм.

Читайте также:
Принцип взаимности: что это такое, описание и особенности

Другие статьи на нашем сайте

  • Сейфы: виды, особенности, рекомендации по выбору
  • Какие документы нужны для получения кредита
  • Обменник Makoli.com: заслуживает ли он доверия? Какие валюты здесь можно обменять? Познакомьтесь с отзывами реальных клиентов
  • Как открыть собственный ларек без проблем
  • Перекредитование ипотеки в Сбербанке в 2018 году
  • Депозитные вклады в НС банке на 2017 и 2018 год для физических лиц, лучшие условия и процентные ставки

Добавить комментарий отменить

Нет уж, в данном случаи или, или не подходит. Есть общеизвестные, опробированные и общеизвестные законы экономики. При трёх крупнейших энергетических компаний или корпораций в стране, точнее по одной ведущей корпорации отдельно в каждой отрасли энергетики и по одной в других сферах деятельности, это не капитализм и не социализм. Здесь другого не дано. Однозначно понятно и очевидно, что один из основных принципов капитализма, это конкуренция.. Какое может быть развитие экономике в один. Это попытка накопления капитала и сверх прибылей в корпорацию до определённого момента и кабала с жалким существованием для всех остальных..
А затем проблемы и у тех и у других.. Тогда уж скорее другой вариант, национализация основных средств и капиталов и под полный контроль государства, полное государственное регулирование экономики в новом формате с учётом современных условий и тенденций..

Политика демонополизации.

Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение) роста степени монопо­лизации рынка. Ее эффективное проведение в рамках переход­ной экономики предполагает:

· Разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ог­раничению конкуренции. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении моно­полистической деятельности на товарных рынках запрещает соглаше­ния между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. Согласно российскому антимо­нопольному законодательству положение фирм может быть признано до­минирующим, только если их доля на рынке соответствующих товаров превышает 35 % . По мнению многих экспертов, этот критерий для опре­деления доминирующего положения на рынке чрезмерно высок, что сни­жает действенность политики демонополизации. Фактически закон пре­доставляет возможность явно монополистическим структурам, концент­рирующим в своих руках до трети рынка соответствующего товара, бес­препятственно совершать действия (слияния, соглашения и т. п.), на­правленные на ограничение конкуренции. Отметим, для сравнения, анти­монопольное законодательство США запрещает слияния и соглашения об установлении цен фирмам, совокупная рыночная доля которых пре­вышает 15 %. Вертикальные слияния фирм не допускаются, если доля хотя бы одной из них на соответствующем рынке превышает 10%.

· Проведение разукрупне­ния сложившихся предпринимательских монополий. Анти­монопольному комитету Российской Федерации предоставлено право принимать решения о принудительном разделении предприятий, входя­щих в состав предпринимательских монополий.

· Содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проявление заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизиро­ванных видов продукции, в облегчении иностранным фирмам доступа на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются нало­говые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки.

Читайте также:
Принимающее государство: что это такое, описание и особенности

В переход ной экономике применяется также ценовое регу­лирование продукции монополистов. Оно осуществляется раз­личными методами:

· посредством установления твердых фиксированных цен, или так называемых предель­ных цен, когда предприятию установлен максимальный уро­вень, до которого оно может повышать цену;

· централизованное установление нормативов изменения цен, когда разрешается повысить сло­жившуюся цену на определенную величину, или нормативы рентабельности в цене товара.

На первых этапах реформы для предприятий, занимающих монопольное положение на рынке какого-либо товара, как правило, устанавливались предель­ные нормативы рентабельности в цене этого товара. В кратко­срочном периоде такой подход способен препятствовать моно­полистическим тенденциям к повышению цен и сокращению предложения товаров. Однако в долговременном периоде появ­ляются отрицательные черты рассматриваемого метода цено­вого регулирования. В связи с тем, что предельный норматив рентабельности устанавливает прямую пропорциональную за­висимость между прибылью и себестоимостью товара, монопо­лист заинтересован не в снижении, а, наоборот, в росте издер­жек на свою продукцию с целью увеличения прибыли. Это отрицательно сказывается на эффективности производства и мо­жет привести к столь значительному росту себестоимости, а со­ответственно и товарных цен, что они превысят тот уровень цен, который сложился бы без ценового регулирования.

Учитывая негативное влияние метода предельных нормати­вов рентабельности на динамику предложения, издержек и цен, целесообразно использовать иные методы ценового регу­лирования. Отметим, однако, что какие бы методы мы не ис­пользовали, централизованное регулирование цен блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствуя нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсаль­ное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограни­ченном секторе экономики, а именно там, где наблюдается на­иболее высокая степень монополизации рынка и не удается эф­фективно уменьшить ущерб для общества от злоупотребления монопольной властью другими средствами антимонопольной политики.

Таким образом, антимонопольная программа должна способствовать развитию конкуренции и рыночных отно­шений. Ее основные направления:

1) полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроиз­водству монополистических отношений;

2) изменение производственной структуры на базе раз­укрупнения и диверсификации существующих производств;

3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления проявлений монополизма в эконо­мике.

Успех мероприятий по ограничению монополизма во мно­гом зависит от формирования рыночной инфраструктуры, тес­но связан с такими процессами, как оздоровление денежно­ – финансовой системы, формирование новой системы ценообра­зования и либерализации цен, создание финансового рынка. Вместе с тем уже с первых шагов программы реформ важна ре­ализация комплекса монопольных мер.

Демонополизация относится к разряду постоянных функций государства в рыночной экономике, сравнимых с перерас­пределением доходов или антиинфляционным регулировани­ем. Задача государства вырисовывается довольно четко: сде­лать так, чтобы в народном хозяйстве остались только естественные монополии. Монополизм плох не сам по себе, а лишь тогда, когда становится избыточным, превращается в сверхмонополизм.

Антимонопольная политика не должна, следовательно, направляться против монополизма вообще, формироваться как орудие его тотального разрушения. Она будет по-настоящему эффективной, если предварительно провести основательную инвентаризацию рынков, разграничить их на конкурентные и в принципе неконкурентные, определиться с зоной «естественного» монополизма и отладить механизмы его регулирования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: