Полицейское государство: что это такое, описание и особенности

«Полицейское государство»: подпадает ли Россия под это определение?

Содержание статьи

  • «Полицейское государство»: подпадает ли Россия под это определение?
  • Признаки государства как политического института
  • Какое государство считается правовым

Для того чтобы объективно разобраться в вопросе о степени принадлежности понятия «полицейское государство» к России, следует произвести некий последовательный анализ, который бы смог точно и по фактам доказать или опровергнуть данное суждение. Здесь важно определить основные черты и формы правления, подпадающие под эту категорию, а также понять каким образом достигается стабильность и долгосрочность данного режима на фоне мировых демократических процессов.

Формулировка «полицейское государство» появилась в 18-19 веках, и к ней стали относиться страны, где все управление консолидировалось в руках элитной группы людей, использующей для утверждения и контроля своей власти силовые структуры. Исторические примеры возникновения данной формы государственного правления свидетельствуют о том, что природа ее появления основана исключительно на всеобщем хаосе и анархии. Ведь максимальное расслоение общества в данном случае способствует возникновению желания у большинства людей создать сильную власть, способную установить порядок. Именно в это время и начинают пробиваться к вершине государственной иерархии недавние лидеры бандитских группировок под лозунгами «Стабильность и порядок».

Каким образом появляются государства с приставкой «полицейские»?

Как правило, страны, попадающие под понятие «полицейское государство», ярко декларируют уважение к правам человека и защите демократических свобод. Однако в риторике представителей власти регулярно звучат фразы о «жесткой вертикали управления», «дисциплине» и «наведении должного порядка». Естественно, в условиях дестабилизации общественного устройства большинство людей, уставшее от массовых бесчинств и анархии, соглашается на такие меры. Соответственно и роль силовых структур, включая в первую очередь полицию, становится главенствующей в этом процессе.

Поэтому представители полицейского ведомства, в служебные обязанности которых непосредственно входит защита правовых норм, регламентирующих общественный порядок, становятся важнейшим инструментом власти. Характерным явлением в данном случае становится тот факт, что со временем такого рода серьезный контроль начинает распространяться на все сферы жизнедеятельности общества. Причем задекларированная властью стабильность никак не может наступить.

А на злободневные тематические вопросы общественности, адресованные к власти, официальные представители элиты заявляют о наличии серьезной внешней и внутренней угрозы. Полицейское государство апеллирует к гражданам об установлении необходимых мер безопасности, которые связаны с бдительностью и сотрудничеством с силовыми структурами.

В этой связи очень показательны заявления лидеров нашей страны в различные исторические эпохи. Николай I: «Революция – на пороге России, но я не пущу ее внутрь». А Владимир Путин по поводу Оранжевой революции в Украине допускал очень схожие выражения.

Исторические примеры

Мировая история знает достаточное количество классических примеров полицейских государств. Ведь любая смена режима власти подразумевает объективное ужесточение мер ее удержания. А в минувшем столетии таких событий на планете было немало.

К наиболее показательным случаям установления режима полицейского государства можно отнести Испанию при правлении Франко, Чили под гнетом Пиночета и Турцию при «кемализме». Мировая общественность тогда пребывала в шоке от тех деспотичных действий, которые происходили в этих странах. И самое печальное, что данные проявления тирании и попрания всех политических и социальных свобод были направлены не на установление порядка и дисциплины, а на воспитание в обществе страха и беспрекословного подчинения воле правителя.

Всем понятно, что современное гражданское общество должно всеми силами противодействовать таким формам государственного устройства. В данном контексте важно понимать, что страна не может фактически преобразиться на основании лишь провозглашенных лозунгов. Ведь политические и социальные свободы и приверженность к демократии зависят не от их декларирования, а исключительно от реализации, основанной на фактическом исполнении.

Получается, что за свою стабильность общество зачастую позволяет государственной власти жестко контролировать общественную и политическую сферы жизнедеятельности в стране. Причем правовые нормы, стоящие на защите граждан, начинают трактоваться настолько вольно, что создается упрощенная практика руководства судебной властью, выхолащиваются неугодные СМИ и подавляется оппозиция.

Понятие «полицейское государство» и Россия

Конечно же, для граждан России очень важно понять, что представляет собой современное государственное устройство в нашей стране. Ведь известные формы авторитаризма, олигархии и полицейского государства не могут считаться обоснованными и удовлетворительными в аспекте динамичного развития и установления демократических свобод.

Наиболее характерные примеры полицейских государств из международной жизни очень показательны. Обычно данные режимы направляют весь ресурс силовых ведомств на защиту интересов правящей элиты, куда, как правило, входят крупные монополисты и предприниматели (реже представители среднего класса). Таким образом, только эти слои населения могут ощущать себя защищенными и жить в комфортных условиях. Именно поэтому они всеми силами поддерживают данный полицейский режим.

Однако в нашей стране имеются показательные примеры, однозначно трактующие данную норму государственной власти, когда классовая принадлежность не является гарантией неприкосновенности. Судьба Ходорковского и Лебедева стала красноречивым свидетельством того, что экономическая элита российского общества не обладает статусом «небожителей». А с другой стороны граждане страны стали свидетелями ситуации, когда на уровне российской олигархии неугодные конкуренты устраняются руками силовых ведомств. В таком случае тематический опыт может свидетельствовать о том, что государственное управление начинает вмешиваться в фундаментальные основы экономики, которые не пошатнулись лишь по причине текущей лояльности общества.

Статистика и тематические выводы

Несмотря на многочисленные примеры попрания демократических свобод в России, нельзя однозначно применять понятие «полицейское государство» к нашей стране вне официально признанных фактов, которыми являются статистические данные. А согласно им в МВД РФ в настоящее время числится 914 500 человек. Такое количество полицейских делает Россию третьей в мире страной по абсолютному показателю. Только КНР (1,6 млн. чел.) и Индия (1,5 млн. чел.) опережают нашу страну по численности полицейского ведомства.

Однако данный статистический показатель не отражает полностью уровень жесткости государственного управления, ведь численность населения в приведенных странах значительно превосходят российские аналоги. Поэтому логично обратиться именно к числу полицейских, приходящемуся на 100 тысяч жителей страны. И здесь Россия оказывается в числе мировых лидеров, так как в Китае этот показатель равняется 120 чел., в Индии – 128 чел., в США – 256 чел., странах ЕС – 300-360 чел. Нашу страну опережают только некоторые карликовые государства, экзотические островные республики, Сербия, Белоруссия и Южный Судан. Даже во времена авторитарного режима в Советском Союзе данный показатель был почти в три раза меньше.

Читайте также:
Организация общественная: что это такое, описание и особенности

Учитывая, что МВД РФ является не единственной силовой структурой, которая защищает власть в стране (в Национальной гвардии насчитывается около 400 тыс. чел.), можно с уверенностью констатировать, что уровень «полицейскости» в нашей стране имеет очень существенные показатели. В этой связи следует понимать, что до настоящей демократии, основанной в первую очередь на менталитете граждан, России еще очень далеко. Так что, по всей видимости, нынешнее положение может измениться только благодаря эволюционированию всего общества, которое заставит и государство переоценить свои базовые ценности в пользу подавляющего большинства граждан нашей страны.

Что такое государство, о правовом и полицейском государстве

Что такое государство? (дореволюционные воззрения)

Государство – это оседлый народ, живущий под единою верховной властью. Значит, нет государства там, где нет народа, или где есть народ, но он не оседлый, то есть не занимает определенной местности; например, кочующий народ не составляет государства. Наконец, оседлый народ можно назвать государством только в том случае, если он живет под единой верховной властью, то есть, если у этого оседлого народа есть какая-нибудь высшая власть, которой все подчиняются. Другими словам государства имеется всюду, где есть на лицо эти три признака его: 1. Народ; 2. Оседлость; и 3. Верховная власть. Где нет одного из этих трех признаков, там нет и государства.

Государственная власть состоит из трех особых властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Право издавать законы называется законодательной властью.

Право приводить их в исполнение называется исполнительной или правительственной властью.

Право судить, творить правосудие, называется судебной властью.

Верховная власть в государстве может принадлежать одному лицу – королю, князю, государю; тогда мы сможем говорить о монархии, или говоря, по-русски, самодержавие или единодержавие.

Верховная государственная власть может принадлежать всему народу или выборным представителям его. Такое государственной устройство называется республикой.

Наконец, верховная государственная власть может принадлежать частично народу, частично государю. Такой государственный строй называется конституционной или ограниченной монархией. В таком государстве самодержавная власть государя ограничена правами и вольностями народа, на который его власть не распространяется. Эти права, вольности и свободы перечисляются в основном законе страны. Этот закон говорит об основах государственного устройства и поэтому называется основным. Этот основной закон принято называть конституцией, то есть установлением, так как он устанавливает права и обязанности граждан, права и обязанности государя; устанавливает, какая из трех ветвей власти, упомянутых выше, принадлежит народу, какая государю. Обычно народу отдается в руки законодательная власть и судебная власть, а государю остается только исполнительная или правительственная. Но в Англии все три ветви власти принадлежат народу, находясь в руках его представителей. Поэтому про английскую корону говорят, что она только царствует, но не управляет государством.

Что такое правовое государство, и что такое полицейского государство?

То государственное устройство, которое мы наблюдаем у всех образованные европейских народов, американцев и австралийцев называется правовым. Государство у этих народов называется правовым потому, что основные законы этих народов признаются верховенство народа, т.е. его права на ту или иную власть в государстве и господство закона во всей государственной жизни. Это государство называется правовым еще и потому, что за каждым гражданином признается основным законом и другие права, например, свобода совести, веры, убеждения, слова, печати, собраний, союзов, шествий, неприкосновенность личности, жилища и т.д. Обо всех этих правах мы скажем после, а сейчас заметим только, что у всех европейских народов государство было полицейским, прежде чем оно стало правовым, – так было в Германии, Франции, Италии и других государствах. Что же такое полицейского государство, каковы его особенности и почему оно получило название полицейского?

Верховная государственная власть в полицейском государстве принадлежала королю. Он сам утверждал законы, устанавливал налоги и подати, назначал министров и судей. В руках короля были все три власти: законодательная, исполнительная и судебная. Воля короля – высший закон. Все жители страны подчинены ему. Главная забота короля в полицейском государстве – поддержание и охранение своей власти. Жители государства не имели никаких прав: они верноподданные, обязанные беспрекословно повиноваться воле короля. Каждый шаг обывателя сопровождался разрешением начальства. Все, что не дозволено королевскими законами, то запрещено. Короли стремились всегда вмешиваться во все стороны народной жизни. Но так как одному человеку сил не хватало доглядеть за всеми, добраться до всего, в этом случае короли увеличивали число чиновников и полицейских, явных и тайных. Короли вмешивались и в хозяйственную жизнь народа, и в личную семейную жизнь обывателей. Короли старались руководить и промышленной, и торговой, и сельскохозяйственной жизнью народа.

Для всего этого нужен был большой штат чиновников. Вся народная жизнь в полицейском государства была как бы скованна королевскими законами, как цепями.

Целая сеть всяких запрещений опутывала движение обывателей. Везде было какое-либо начальство, которое одобряло, дозволяло, запрещало, наблюдало, и содержание этой громадной армии чиновников и полицейских дорого обходилось обывателям. Хуже всего было то, что перед королевскими законами не все были равны.

Чем богаче, выше по должности или из более высоких социальных слоев был человек, тем смелее он нарушал законы, не боясь никакой ответственности. Богатый нарушал закон потому, что рассчитывал с помощью взятки продажному чиновнику уйти от всякой ответственности. И расчет редко обманывал его, так как чиновники еще меньше боялись ответственности за злоупотребления. Происходило это потому, что королевское правительство исходило из ложного взгляда, что охранение достоинства власти и поддержание уважения к ней со стороны обывателей возможно только при сокрытии злоупотреблений чиновников. Эта безнаказанность проступков и преступления лиц, состоявших на государственной службе, во всех странах приводила к ужасному развитию чиновничьего и полицейского произвола. И найти на этот произвол управы нельзя было нигде. Да и самые высшие чиновники только на бумаге считались ответственными перед королем, так он ведь, сам и назначал их. И раз министр оказывался плохим, то в этом, прежде всего, был виноват сам король, ибо он давал ему должность. Короля в полицейском государстве окружали всегда богаты и родовитые люди, которые старались получше устроиться при нем. Простых смертных к королю не допускали, так что у него не было никакого выбора. Каждый из приближенных короля старался захватить в свои руки побольше власти, и скоро все королевство наполнялось сотнями и тысячами самодержцев, больших и маленьких. Начиналось «радение родному человеку», каждый временщик тянул за уши своих родных и приятелей, и все государственное управление переходило в руки небольшой, хорошо спевшийся придворной клики. Достойному человеку трудно было занять в полицейском государстве место по его уму и способностям. Всюду сидели люди бездарные, но с хорошими связями, люди родовитые, люди богатые.

Читайте также:
Правовой акт: что это такое, описание и особенности

В полицейском государстве король делился выгодами от своей власти с дворянами, землевладельцами. Король называл себя «первым дворянином» и тем ясно показывал, кто он чье благо для него всего дороже. Все чиновники полицейского государства большей частью были тоже дворяне или получали дворянское достоинство с определенным чином. Как же правил король в полицейском государстве? Он утверждал законы, сочиненные чиновникам, которые часто и в глаза не видели тех, для кого они составляли законы.

Всякое проявление неудовольствия со стороны подданных правительство полицейского государства подавляло полицейской и военной силой. Чтобы король не делал, все подданные должны были оставаться довольными. Какое бы бедствие ни постигло народ, например неурожай или заразная болезнь, король сам распоряжался, какие следует принять меры. Всюду начальство, чиновники, полицейские; против всего полицейские меры: это дозволить, то запретить, – вот особенности государства, описываемого нами, которому давно уже дано меткое наименование полицейского государства. Бесправие граждан, необразованность народа, вечная правительственная опека убивали в людях дух предприимчивости, отчего страдала торговля, промышленность и сельское хозяйство. Кроме этого, в полицейском государстве налоги и подати были устроены таким образом, чем беднее человек, тем больше сравнительно со своим состоянием, он платил в казну, а чем богаче, тем меньше приходилось ему платить. Это и не удивительно, если припомнить, с кем король делился выгодами своего положения, на кого он опирался в управлении государством. Мы знаем, что его именем правили богатые землевладельцы-дворяне, отчасти купцы, а народ в полицейском государстве всегда страдал под тяжестью налогов и податей, народ изнемогал от невежества, бесправия и произвола властей, и это привело во всех странах к гибели полицейского государства.

Теперь повторим вкратце особенности полицейского государства:

1. Глава государства обладал неограниченной властью.

2. Перед законом и судом были равны не все.

3. В государственном управлении царил произвол, было много разного начальства.

4. Суд нескорый, неправый и немилостивый. Судят те же чиновники по назначению от правительства.

5. Подданные не имеют никаких прав, их удел только обязанности.

6. Чем беднее человек, тем больше налогов и податей платит он, сравнительно со своим состоянием.

7. Народ не образован.

8. Народу не известно, на что тратятся собираемые с него в казну деньги.

9. Расходы на вооруженные силы, флот и содержание чиновников и полиции очень велики, на удовлетворение насущных нужд народа остаются жалкие крохи.

10. Развитие народно-хозяйственной жизни очень стеснено полицейскими мерами.

11. Так как никаких законных способов для изъявления населением неудовольствия правительством нет, то в полицейском государстве постоянно происходят беспорядки, волнения, насилие, восстания, которые правительство подавляет военной и полицейской силой.

Полицейское государство существовало у образованных народов Европы несколько столетий. В течение последних ста лет оно пало, вследствие народных возмущений и восстаний. Долгое время народы боролись с королевской властью за права и вольности граждан, за равенство всех перед законом, прежде чем им удалось добиться полного уничтожения или ограничения королевской власти. Все прошлое столетие отличается этой борьбой за право и закон. Можно сказать, что образованные народы обрели свое право в борьбе. Они уничтожили этой борьбой полицейское государство и на его развалинах положили основание новому государственному устройству, – правовому, так как в нем господствует прав и закон, и признаны за гражданами неотъемлемые, неприкосновенные, неотчуждаемые права, которые не может отнять у народа никакое правительство. В дальнейшем у нас и пойдет речь об особенностях правового государства.

Из дореволюционной книги «Что такое правовое государство?» Г. Новоторжский.

2 Основные черты полицейского государства.

Полицейским государством считается такое общественное устройство, при котором власть всеми возможными методами (в основном, с помощью грубой полицейской силы) стремится контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан, инакомыслие, диссидентство и оппозицию.

С помощью органов правопорядка (чаще всего — тайной полиции) осуществляются преследования и репрессии, выходящие за рамки законных полномочий данных органов.

Отличительными чертами полицейского государства являются следующие

– отсутствует разделение властей (законы пишутся органами исполнительной власти, эти органы сами трактуют законодательство, сами занимаются поиском нарушителей, сами или на месте выносят приговор или выносят его через послушные суды, и сами следят за исполнением наказания);

– отсутствует структурированность закона сверху вниз (главным законом является не Конституция, а, чаще всего, устные, распоряжения и указания представителя власти на месте);

Читайте также:
Лесной фонд: что это такое, описание и особенности

– при возникновении конфликта между гражданином и представителем полиции, на практике превалирующей оказывается точка зрения полиции, (я начальник – ты дурак);

– полиция имеет гораздо больше прав, по отношению к гражданину, чем обязанностей;

– полицейский имеет возможность безнаказанно, иногда просто так, ударить гражданина чем-то опасным и тяжелым, даже если тот невиновен, а гражданин практически не имеет возможности применить силу против полицейского, даже если тот виновен и откровенно преступает закон;

– психологически полицейский считает себя выше граждан, которые для него являются не столько людьми, сколько мелкими зверьками, хорьками;

– полицейские на всех уровнях назначаются сверху, и отвечают только перед тем, кто их назначил, и тем, кто предоставляет максимум материальных благ;

– любые действия и требования полицейского считаются законными, за исключением тех, преступность которых, во-первых, очевидна, во-вторых, привлекла внимание общественности, в-третьих, возмущение общественности которыми может привести к политическим последствиям.

Наоборот, отличительными чертами не полицейского (демократического государства), являются:

– четкое разделение властей (полиция не имеет права разрабатывать законы, издавать подзаконные акты, трактовать закон),

– законы четко структурированы,

– права полицейских не составляют основного объема закона о полиции, у полицейских есть четкие (закрытый список) функции и задачи, прописанные в законе, и за их пределы полиция не имеет права выходить; соответственно, полицейский не имеет возможности безнаказанно ударить гражданина,

– полицейский является слугой общества и граждан (налогоплательщиков),

– только те действия и требования, полицейского считаются законными, которые попадают под закрытый список законных действий полиции.

3 Возникновение и развитие теории полицейского государства.

Теоретический багаж полицейского государства гораздо беднее, чем у его антипода – правового государства. В этой связи можно сослаться на работы Платона, Жана Кальвина, немецких авторов И.Г. Юсти, И. Зонненфельса, X. Вольфа, И.Г. Фихте, француза Деламара. Но как особый политико-юридический институт полицейское государство занимало продолжительный исторический период в развитии многих европейских народов.

Сторонниками полицейского государства правительственная деятельность обосновывалась соображениями «пользы и целесообразности». Причем мнения и взгляды, а тем более возможные возражения со стороны граждан власть просто не должны интересовать. Целесообразным признается все то, что соответствует «видам правительства». Последние не поддаются никакой конкретизации.

При осуществлении таким образом обозначенных задач полицейское государство вынуждено было создать и действительно создало огромный чиновничий аппарат – бюрократию, который был призван проводить в жизнь волю «отца нации», вождя. Конечно, ни одно государство не может существовать без особого класса управленцев, и современный опыт государственного строительства только подтверждает этот тезис. Однако история полицейского государства показывает, как легко бюрократия превращается в самодовлеющую, обособленную касту, живущую вне общественных интересов. Поэтому перед лицом всемогущей вне и надзаконной администрации индивид бесправен. Он является объектом власти, но не субъектом прав. Особенности бюрократии полицейского государства состоят в том, что она практически не испытывает чувства уважения к закону.

Одним из признаков государства, в том числе и полицейского, является власть. Однако природа власти полицейского государства имеет свои отличительные свойства. Провозглашая целью правительства народное благо, порядок, теоретики полицейского государства игнорируют народ как источник власти. Конечно, в полицейском государстве можно наблюдать элементы либерального декорума. Но это не меняет сути, народ по-прежнему рассматривается только как объект административных манипуляций. Власть в полицейском государстве неизбежно приобретает сакральный характер, становится прерогативой узкого круга чиновников. Социально-политическое отчуждение отдельного человека от власти становится таким же атрибутом полицейского государства, как и отсутствие всякий свободы вообще.

Исследователи политических идей нередко подчеркивали господский характер политической власти, особенно на ранних этапах по лицейской государственности. В России, к примеру, в верноподданнических присягах от Екатерины I до Павла I обыватель обязывался присягой государю «верным, добрым и послушным рабом быть». В последующем квалификация «раба» принимает характер самообязывания индивида постоянно демонстрировать свою лояльность режиму, точнее, харизматическому вождю, которому при жизни никогда не бывает альтернативы, а по еле смерти он всегда превращается в тирана. В полицейском государстве скорее в теории, чем на практике, взаимоотношения личности и государства могут быть признаны публично-правовыми. Либеральные правовые новеллы, время от времени имеющие место в полицейском государстве, не отменяют главного: личность рассматривается как принадлежность государства, точнее, его аппарата. Массы являются строительным материалом для осуществления несбыточных идей. Это почти всегда приводит к великим жертвам и потрясениям. Таким образом, отношения между гражданином, I одной стороны, и государством, с другой, правильнее квалифицировать как властеотношения, а не как правоотношения.

Разделение властей в полицейском государстве скорее лозунг, чем реалия. Вся государственная власть «замыкается», как правило, на одном или немногих. Именно они в конечном счете осуществляют высшую законодательную, исполнительную и правительственную власть. Государство подобного типа при осуществлении своих многочисленных функций не осо­бенно обременяет себя вопросом: законно то или иное действие или нет? Главное, чтобы это было «полезным и необходимым».

Справедливости и объективности ради хотелось бы подвергнуть сомнению один поразительно живучий стереотип: говоря о законности, понимаемой как соответствие действий граждан и государственных органон существующему законодательству, следует отметить, что в теории полицейского государства не меньше, чем в правовом, заботились о соблюдении законности. Один из теоретиков полицейского государства И. Зоненфельс писал, что законы должны быть написаны ясным, четким и доступным языком с тем, чтобы все, как чиновники, так и простые обыватели одинаково следовали юридическим предписаниям. Мировая история, в том числе и современная, как раз свидетельствует о том, что несвободные, тоталитарные государства отличаются усиленной охраной своих юридических установлений. Другое дело, что эти установления не имеют никаких связей ни с теорией естественного права, ни с категорией свободы и индивидуальности человеческой личности, ни с другими постулатами, имеющими непреходящее гуманистическое значение. Именно поэтому в полицейском государстве стала возможной диффузия тоталитарных идей в положительное право, да и в доктрину тоже.

Читайте также:
Президент РФ: что это такое, описание и особенности

Хотя это может выглядеть несколько курьезно, однако почти все теоретики-полицеисты без исключения, несмотря на некоторые различия в подходах по тому или иному вопросу, сходились в том, что только то государство может рассчитывать на успех, в котором нравственность, добродетель и честный производительный труд, а не спекулятивные операции готовыми продуктами являются высшими ценностями. Это одна из немногих теоретических посылок полицейского государства, против которой трудно что-либо возразить. Правда, эти мировоззренческие ориентиры являлись не только советами властей. И здесь действовал единственно возможный способ управления – принуждение. Представители так называемого ликвидного бизнеса (торговли) в течение длительного периода времени считались лишь «необходимым злом», не более того. Полицейское государство боится независимого частного собственника, предпринимателя, оно ему не доверяет, поскольку собственность приносит независимость и самостоятельность. Эти факторы объективно вызывают десакрализацию власти и утрату политической монополии. Именно поэтому полицейское государство сверху донизу заражено эгалитаристскими умонастроениями. Теория и практика полицейского государства свидетельствуют, что собственности либо вовсе отказывают в праве на существование, либо ее призывают служить интересам нации и государства. Силовое перераспределение собственности, жесткий контроль за ней, запрограммированные теоретиками полицейского государства, по идее сориентированы на достижение благородной цели – формирование общества с неким усредненным стандартом жизни, не знающим нищеты и сверхбогатства. Вместе с тем подобные идеи почти всегда приводят только к одному – обществу коллективной бедности. На этот счет имеется множество примеров. Полицейское государство, даже если в нем присутствуют элементы рыночной экономики, в основе своей отрицает главное условие экономического прогресса. А оно заключается в том, «чтобы всякий мог свободно преследовать свой экономический интерес» (А. Смит). Здесь можно было бы добавить еще – в рамках закона.

Теория полицейского государства характеризуется принудительным единомыслием. Одно из важнейших прав человека – свобода слов и убеждений – приносится в жертву «политической стабильности». Полицейское государство не терпит либерализма не только экономического, но и политического, идеологического, культурного и т. п. Государство должно быть организовано в монолитный союз, проникнутый психологией единства, где каждый его член сознает свои обязанности по отношению к государству и готов подчинить свои интересы общему делу. Поэтому в действительности человек в полицейском государстве вынужден маскировать свои убеждения, чтобы не стать жертвой репрессий. Донос приобретает форму гражданской добродетели. Страх и подозрительность становятся повседневном реальностью. Громадный репрессивный и цензурный аппарат унифицирует систему ценностей и интересов. Вместе с тем полицейское государе чин живет как бы в двух измерениях, в двух плоскостях. Верхушка стремится навязать низам вполне приемлемые жизненные ориентиры, такие, как честный труд, порядочность, мир, согласие и т. п. Сама же политическая эли та предпочитает жить по другим правилам и канонам.

С современных позиций о теории полицейского государства и судят и по тому, что оно делает и какую программу выполняет, а по тому, какими способами и средствами оно добивается поставленных целей. Иными словами, ключевым моментом для характеристики того или иного политиче­ского союза является уже не содержание, а форма осуществления функций, или еще шире – политико-правовой режим.

Воплощение идей полицейского государства сыграло в истории определенную положительную роль. Преодолевая феодальную раздробленность, собирая земли в одно целое, утверждая преимущества единой государственной власти и законности в противовес капризу отдельного властителя, полицейское государство подготовило почву для следующей ступени государства правового. При всех обстоятельствах оно сделало кровавую, трудную и важную работу. На территории современной Франции, например, когда-то существовали десятки княжеств, герцогств, графств и т. п. Отношения между ними и внутри них напоминали известную формулу Гоббса «война всех против всех», полицейское же государство покончило с этим положением.

2 Основные черты полицейского государства.

Полицейским государством считается такое общественное устройство, при котором власть всеми возможными методами (в основном, с помощью грубой полицейской силы) стремится контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан, инакомыслие, диссидентство и оппозицию.

С помощью органов правопорядка (чаще всего — тайной полиции) осуществляются преследования и репрессии, выходящие за рамки законных полномочий данных органов.

Отличительными чертами полицейского государства являются следующие

– отсутствует разделение властей (законы пишутся органами исполнительной власти, эти органы сами трактуют законодательство, сами занимаются поиском нарушителей, сами или на месте выносят приговор или выносят его через послушные суды, и сами следят за исполнением наказания);

– отсутствует структурированность закона сверху вниз (главным законом является не Конституция, а, чаще всего, устные, распоряжения и указания представителя власти на месте);

– при возникновении конфликта между гражданином и представителем полиции, на практике превалирующей оказывается точка зрения полиции, (я начальник – ты дурак);

– полиция имеет гораздо больше прав, по отношению к гражданину, чем обязанностей;

– полицейский имеет возможность безнаказанно, иногда просто так, ударить гражданина чем-то опасным и тяжелым, даже если тот невиновен, а гражданин практически не имеет возможности применить силу против полицейского, даже если тот виновен и откровенно преступает закон;

– психологически полицейский считает себя выше граждан, которые для него являются не столько людьми, сколько мелкими зверьками, хорьками;

– полицейские на всех уровнях назначаются сверху, и отвечают только перед тем, кто их назначил, и тем, кто предоставляет максимум материальных благ;

– любые действия и требования полицейского считаются законными, за исключением тех, преступность которых, во-первых, очевидна, во-вторых, привлекла внимание общественности, в-третьих, возмущение общественности которыми может привести к политическим последствиям.

Наоборот, отличительными чертами не полицейского (демократического государства), являются:

– четкое разделение властей (полиция не имеет права разрабатывать законы, издавать подзаконные акты, трактовать закон),

– законы четко структурированы,

– права полицейских не составляют основного объема закона о полиции, у полицейских есть четкие (закрытый список) функции и задачи, прописанные в законе, и за их пределы полиция не имеет права выходить; соответственно, полицейский не имеет возможности безнаказанно ударить гражданина,

Читайте также:
Помощник депутата: что это такое, описание и особенности

– полицейский является слугой общества и граждан (налогоплательщиков),

– только те действия и требования, полицейского считаются законными, которые попадают под закрытый список законных действий полиции.

3 Возникновение и развитие теории полицейского государства.

Теоретический багаж полицейского государства гораздо беднее, чем у его антипода – правового государства. В этой связи можно сослаться на работы Платона, Жана Кальвина, немецких авторов И.Г. Юсти, И. Зонненфельса, X. Вольфа, И.Г. Фихте, француза Деламара. Но как особый политико-юридический институт полицейское государство занимало продолжительный исторический период в развитии многих европейских народов.

Сторонниками полицейского государства правительственная деятельность обосновывалась соображениями «пользы и целесообразности». Причем мнения и взгляды, а тем более возможные возражения со стороны граждан власть просто не должны интересовать. Целесообразным признается все то, что соответствует «видам правительства». Последние не поддаются никакой конкретизации.

При осуществлении таким образом обозначенных задач полицейское государство вынуждено было создать и действительно создало огромный чиновничий аппарат – бюрократию, который был призван проводить в жизнь волю «отца нации», вождя. Конечно, ни одно государство не может существовать без особого класса управленцев, и современный опыт государственного строительства только подтверждает этот тезис. Однако история полицейского государства показывает, как легко бюрократия превращается в самодовлеющую, обособленную касту, живущую вне общественных интересов. Поэтому перед лицом всемогущей вне и надзаконной администрации индивид бесправен. Он является объектом власти, но не субъектом прав. Особенности бюрократии полицейского государства состоят в том, что она практически не испытывает чувства уважения к закону.

Одним из признаков государства, в том числе и полицейского, является власть. Однако природа власти полицейского государства имеет свои отличительные свойства. Провозглашая целью правительства народное благо, порядок, теоретики полицейского государства игнорируют народ как источник власти. Конечно, в полицейском государстве можно наблюдать элементы либерального декорума. Но это не меняет сути, народ по-прежнему рассматривается только как объект административных манипуляций. Власть в полицейском государстве неизбежно приобретает сакральный характер, становится прерогативой узкого круга чиновников. Социально-политическое отчуждение отдельного человека от власти становится таким же атрибутом полицейского государства, как и отсутствие всякий свободы вообще.

Исследователи политических идей нередко подчеркивали господский характер политической власти, особенно на ранних этапах по лицейской государственности. В России, к примеру, в верноподданнических присягах от Екатерины I до Павла I обыватель обязывался присягой государю «верным, добрым и послушным рабом быть». В последующем квалификация «раба» принимает характер самообязывания индивида постоянно демонстрировать свою лояльность режиму, точнее, харизматическому вождю, которому при жизни никогда не бывает альтернативы, а по еле смерти он всегда превращается в тирана. В полицейском государстве скорее в теории, чем на практике, взаимоотношения личности и государства могут быть признаны публично-правовыми. Либеральные правовые новеллы, время от времени имеющие место в полицейском государстве, не отменяют главного: личность рассматривается как принадлежность государства, точнее, его аппарата. Массы являются строительным материалом для осуществления несбыточных идей. Это почти всегда приводит к великим жертвам и потрясениям. Таким образом, отношения между гражданином, I одной стороны, и государством, с другой, правильнее квалифицировать как властеотношения, а не как правоотношения.

Разделение властей в полицейском государстве скорее лозунг, чем реалия. Вся государственная власть «замыкается», как правило, на одном или немногих. Именно они в конечном счете осуществляют высшую законодательную, исполнительную и правительственную власть. Государство подобного типа при осуществлении своих многочисленных функций не осо­бенно обременяет себя вопросом: законно то или иное действие или нет? Главное, чтобы это было «полезным и необходимым».

Справедливости и объективности ради хотелось бы подвергнуть сомнению один поразительно живучий стереотип: говоря о законности, понимаемой как соответствие действий граждан и государственных органон существующему законодательству, следует отметить, что в теории полицейского государства не меньше, чем в правовом, заботились о соблюдении законности. Один из теоретиков полицейского государства И. Зоненфельс писал, что законы должны быть написаны ясным, четким и доступным языком с тем, чтобы все, как чиновники, так и простые обыватели одинаково следовали юридическим предписаниям. Мировая история, в том числе и современная, как раз свидетельствует о том, что несвободные, тоталитарные государства отличаются усиленной охраной своих юридических установлений. Другое дело, что эти установления не имеют никаких связей ни с теорией естественного права, ни с категорией свободы и индивидуальности человеческой личности, ни с другими постулатами, имеющими непреходящее гуманистическое значение. Именно поэтому в полицейском государстве стала возможной диффузия тоталитарных идей в положительное право, да и в доктрину тоже.

Хотя это может выглядеть несколько курьезно, однако почти все теоретики-полицеисты без исключения, несмотря на некоторые различия в подходах по тому или иному вопросу, сходились в том, что только то государство может рассчитывать на успех, в котором нравственность, добродетель и честный производительный труд, а не спекулятивные операции готовыми продуктами являются высшими ценностями. Это одна из немногих теоретических посылок полицейского государства, против которой трудно что-либо возразить. Правда, эти мировоззренческие ориентиры являлись не только советами властей. И здесь действовал единственно возможный способ управления – принуждение. Представители так называемого ликвидного бизнеса (торговли) в течение длительного периода времени считались лишь «необходимым злом», не более того. Полицейское государство боится независимого частного собственника, предпринимателя, оно ему не доверяет, поскольку собственность приносит независимость и самостоятельность. Эти факторы объективно вызывают десакрализацию власти и утрату политической монополии. Именно поэтому полицейское государство сверху донизу заражено эгалитаристскими умонастроениями. Теория и практика полицейского государства свидетельствуют, что собственности либо вовсе отказывают в праве на существование, либо ее призывают служить интересам нации и государства. Силовое перераспределение собственности, жесткий контроль за ней, запрограммированные теоретиками полицейского государства, по идее сориентированы на достижение благородной цели – формирование общества с неким усредненным стандартом жизни, не знающим нищеты и сверхбогатства. Вместе с тем подобные идеи почти всегда приводят только к одному – обществу коллективной бедности. На этот счет имеется множество примеров. Полицейское государство, даже если в нем присутствуют элементы рыночной экономики, в основе своей отрицает главное условие экономического прогресса. А оно заключается в том, «чтобы всякий мог свободно преследовать свой экономический интерес» (А. Смит). Здесь можно было бы добавить еще – в рамках закона.

Читайте также:
Обратная покупка: что это такое, описание и особенности

Теория полицейского государства характеризуется принудительным единомыслием. Одно из важнейших прав человека – свобода слов и убеждений – приносится в жертву «политической стабильности». Полицейское государство не терпит либерализма не только экономического, но и политического, идеологического, культурного и т. п. Государство должно быть организовано в монолитный союз, проникнутый психологией единства, где каждый его член сознает свои обязанности по отношению к государству и готов подчинить свои интересы общему делу. Поэтому в действительности человек в полицейском государстве вынужден маскировать свои убеждения, чтобы не стать жертвой репрессий. Донос приобретает форму гражданской добродетели. Страх и подозрительность становятся повседневном реальностью. Громадный репрессивный и цензурный аппарат унифицирует систему ценностей и интересов. Вместе с тем полицейское государе чин живет как бы в двух измерениях, в двух плоскостях. Верхушка стремится навязать низам вполне приемлемые жизненные ориентиры, такие, как честный труд, порядочность, мир, согласие и т. п. Сама же политическая эли та предпочитает жить по другим правилам и канонам.

С современных позиций о теории полицейского государства и судят и по тому, что оно делает и какую программу выполняет, а по тому, какими способами и средствами оно добивается поставленных целей. Иными словами, ключевым моментом для характеристики того или иного политиче­ского союза является уже не содержание, а форма осуществления функций, или еще шире – политико-правовой режим.

Воплощение идей полицейского государства сыграло в истории определенную положительную роль. Преодолевая феодальную раздробленность, собирая земли в одно целое, утверждая преимущества единой государственной власти и законности в противовес капризу отдельного властителя, полицейское государство подготовило почву для следующей ступени государства правового. При всех обстоятельствах оно сделало кровавую, трудную и важную работу. На территории современной Франции, например, когда-то существовали десятки княжеств, герцогств, графств и т. п. Отношения между ними и внутри них напоминали известную формулу Гоббса «война всех против всех», полицейское же государство покончило с этим положением.

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 “Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища” (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746
“Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища”

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 763 “Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 3095).

Президент Российской Федерации

21 июля 1997 года

Положение
о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища
(утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746)

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

Настоящее Положение определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

I. Общие положения

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

5. Утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 6 внесены изменения

6. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Читайте также:
Потребительская корзина: что это такое, описание и особенности

7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

II. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 8 внесены изменения

8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:

На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

9. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, а также необходимые автобиографические сведения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 10 изложен в новой редакции

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

11. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 12 внесены изменения

12. Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

III. Порядок исполнения указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

13. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 14 внесены изменения

14. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 июля 2012 г. N 978 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения

15. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 16 изложен в новой редакции

16. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 17 изложен в новой редакции

17. Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Право политического убежища: что это такое и как его получить

  • Что такое политическое убежище
  • Кто предоставляет политическое убежище
  • Как запросить убежище
  • Документы, подтверждающие факт угрозы
  • Интервью с иммиграционным офицером
  • Особенности получения убежища в разных странах
    • Россия
    • Украина
    • США
    • Канада
    • Германия
    • Великобритания
    • Израиль
    • Франция
    • Финляндия
    • Испания
  • В каких странах легче всего получить убежище гражданам РФ?

Что такое политическое убежище

Соискателями убежища признаются лица, которые в своей стране преследуются государственной властью по политическим, религиозным и другим убеждениям, которые не противоречат демократическим принципам. Сначала они именуются просителями убежища (возможно, временного), а после получения статуса от государственных органов – беженцами.

Политическое убежище дает возможность иностранному гражданину защититься в другом государстве от преследования в своем государстве за действия, которые не относятся к правонарушениям в международном праве.

Россия откажет в предоставлении убежища в случаях:

  • В отношении данного лица возбуждено уголовное дело.
  • Человек уже получил отказ в других государствах – участниках международных соглашений.
  • Соискатель уже подавал заявку на предоставление убежища, но ему было отказано. При этом ситуация в его стране не изменилась.
  • Препятствием будет наличие гражданство еще одного государства.
  • Человек уже находился в другом безопасном государстве, но не признан беженцем или не подавал такого заявления.
    Читайте также:
    Пробирный надзор: что это такое, описание и особенности

    Кто предоставляет политическое убежище

    Предоставление убежища – не новая категория. В древности местами убежищ становились монастыри и храмы. В России это законодательство получило развитие лишь в конце XX века. Статистика о предоставлении такого статуса в нашем государстве подтверждает очень низкий процент удовлетворения таких заявлений.

    Сегодня лидерами по предоставлению убежищ считаются Германия, Швеция, Италия, Франция и другие. Практически во всех государствах вопросами предоставления политического убежища занимаются специальные службы.

    В Германии вопросы беженцев решает Земельная служба по делам беженцев. В Швейцарии беженцы послед распределения по соответствующим пунктам подают заявление в Государственный секретариат по вопросам миграции. В Италии решение принимает компетентная территориальная комиссия по вопросам предоставления убежища (в стране их семь).

    Важно! Почти во всех государствах при отказе от предоставления убежища, страны могут предоставить такому лицу гуманитарное убежище минимум на год.

    Все перечисленные государства проводят тщательную проверку документов, выясняют причину обращения, проводят подробное собеседование. Почти все страны не будут предоставлять убежище тому лицу, которое въехало через другую страну. По общему правилу, соискатель должен подавать заявление на первой безопасной иностранной территории, в которую он попал.

    Как запросить убежище

    В России подать заявление могут самостоятельно в подразделение МВД по месту пребывания или в дипломатическое представительство России на территории его страны. Обратиться могут только лица, достигшие совершеннолетия. В отношении своей семьи и несовершеннолетних детей делается соответствующая запись в ходатайстве. Если семья осталась в родной стране, указываются и данные остальных членов семьи.

    Документы, подтверждающие факт угрозы

    При подаче заявления об убежище составляется рассказ (чаще всего на основе опросника), в котором лицо должно описать политическую ситуацию в своей стране и возможную угрозу ему и его семье. Этот рассказ приобщается к делу.

    Иногда преследование в стране неочевидно, тогда потребуется сбор документов, которые его подтвердят. Например, отказ в возбуждении уголовного дела по политическим мотивам и прочее.

    Интервью с иммиграционным офицером

    Беседа с представителем страны съезда проводится, как правило, уже в аэропорту прибытия. К интервью необходимо подготовиться заранее, хотя обязательного списка вопросов не существует. Офицер обязательно познакомится с соискателем и выяснит цель его действий. Главной его задачей является определение добропорядочности лица. Он должен убедиться, что перед ним порядочный человек, а не лицо, которое может представлять угрозу для общества. Перед интервью ищущий политического убежища должен составить свою биографию, честно ответить на вопросы о его политическом или социальном статусе в его стране. Офицер примет отрицательное решение, если обнаружит обман в фактах или фальсификацию документов.

    Особенности получения убежища в разных странах

    Страны – участницы Конвенции о беженцах имеют схожие процедуры получения убежища. Некоторые государства устанавливают больший или меньший порог квоты на предоставление убежища в своей стране, различаются они также и по предоставляемым для таких людей условиям.

    Россия

    Получить политическое убежище в России довольно сложно. После получения заявления ФМС выдает справку о законном пребывании на территории страны. ФМС далее получает заключение МИД и ФСБ РФ и отправить соответствующие документы и заключения в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Последний подписывает указ о предоставлении убежища. Это разрешение распространяется и на его семью при условии их согласия. После получения убежища выдается соответствующее удостоверение и оформляется вид на жительство.

    Если беженец возвращается в свою страну или выезжает на постоянное место жительство в другую страну, отказывается от убежища России или приобретает другое гражданство, он утрачивает ранее приобретенное право. Решение об этой утрате принимается также Комиссией при Президенте РФ.

    В нашей стране не так много случаев предоставления постоянного убежища, чаще всего дают временную защиту, которую в последствии можно использовать для получения гражданства. В последние годы идет тенденция к сокращению этого количества. Чаще всего за последний год предоставляли убежище украинцам.

    Украина

    В этой стране схожая процедура. По прибытии в аэропорту будущего беженца ждем проверка документов, короткая беседа с представителем миграционной службы. Позже его пригласят на первое интервью (в течение 15 дней) с инспектором миграционной службы, потом на еще одно (еще несколько месяцев). На интервью соискатель должен передать инспектору свои документы. Если их не будет, дело может быть затянуто до выяснения личности прибывшего. В результате положительного решения беженец получит необходимый статус, который будет действителен в течение пяти лет. Этот документ является основанием для получения вида на жительство.

    США – свободная держава, получить убежище там могут люди, которые чувствуют давление со стороны властей по различным основаниям: религиозные убеждения, сексуальная ориентация и прочее. Главной задачей органа, принимающего решение, будет выявление потенциального преступника, способного нанести вред американскому обществу.

    Важно! Обратиться с заявлением можно уже в аэропорту, но необходимо учитывать, что если соискатель прилетел в Америку через другую страну (транзитная остановка), ему придется дать объяснение по этому поводу и это сильно повлияет на решение соответствующего органа.

    При этом интересно, что, даже незаконно находясь на этой территории, можно подать соответствующее заявление в иммиграционный суд и получить политическое убежище в США.

    Уже с момента обращения в органы с ходатайством, соискатель имеет право на оформление разрешения на работу. В случае, если он будет вести себя, как законопослушный гражданин, ему выдадут положительное решение. Главное правило – не выезжать обратно на Родину.

    Канада

    Канада лояльна к беженцам и уже в статусе ожидающего решения есть несомненные плюсы: бесплатные курсы языка, разрешение на работу, социальные пособия, медицинскую помощь и прочее. В целом, процедура такая же, как и везде: по прибытии в аэропорт заполнить соответствующий документ, встретиться с представителем иммиграционной службы. По прибытии на территорию – явиться в службу миграционного контроля. Ожидание решения здесь недолгое и это особенность страны. Весь процесс займет около 60 дней.

    Читайте также:
    Национально-культурная автономия: что это такое, описание и особенности

    Германия

    Здесь прибывшие попадают в координационный центр. Германия – федерация, координационный центр определяет, в какой части страны беженец будет нужнее. При необходимости отправить в другой регион, он получит проездной билет на поезд.

    В Германии в 2015 году был отменен принцип, по которому государство не принимает обратившихся, если до этого они прибыли уже в какую-то нейтральную страну. Этим они спровоцировали большой поток беженцев и заняли первые места по выдаче этого статуса. Сейчас принимается все больше запрещающих актов и выделяются государства «безопасные» и «небезопасные» для беженцев.

    Великобритания

    В это стране получить статус беженца достаточно сложно. Процедура примерно такая же: подать заявление в аэропорту или на территории страны в Отделение миграции и гражданства.

    При отсутствии документа личности, соискателя могут обвинить в нелегальном пересечении границы, поэтому все необходимые документы все же лучше иметь при себе.

    После предварительного собеседования беженца могут разместить в центр временной помощи для беженцев. В течение года они не имеют права работать.

    Доля россиян среди беженцев в Англии мала, это связано с тем, что дополнительным условием для получения такого статуса является отсутствие оснований для получения статуса беженца в третьей безопасной стране.

    Израиль

    В целом, процедура получения политубежища схожа с уже рассмотренными территориями. Но есть некоторые исключения: израильские власти должны быть убеждены, что преследование граждан, выехавших из родной страны, осуществляется не в одном конкретном регионе, а во всех. Кроме того, Израиль не предоставляет убежища вражеским государствам: Саудовской Аравии, Сирии, Египту и прочее.

    Франция

    Во Франции соискатель обращается в префектуру, а потом отправить соответствующие документы во французское ведомство по защите беженцев и лиц без гражданства (OFPRA) с коротким рассказом о себе.

    Финляндия

    Финляндия не предоставляет специальных государственных пособий соискателям убежища. Небольшую сумму выплачивает центр по размещению беженцев, если соискатель туда помещен. Работать можно уже через три месяца при условии своевременной подачи заявления и наличия паспорта.

    Испания

    Испания столкнулась с большим потоком нелегальных иммигрантов, в связи с чем законодательство о предоставлении убежища ужесточено. Нелегальное нахождение в Испании считается правонарушением и таких нелегалов немедленно выдворяют.

    В каких странах легче всего получить убежище гражданам РФ?

    Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить, где предоставляют много квот для беженцев. Сегодня лидерами являются Германия и Швейцария. Кроме того, нужно учитывать и отношение властей к нашему государству. Часто предоставляется право убежища людям, которые открыто выражают свое мнение, но при этом не являются демонстрантами террористических взглядов. Россия находится на последних позициях в рейтинге демократических стран, поэтому основываясь на антидемократических гонениях можно запросить убежища в оплотах народовластия и свободы. Например, США отдает предпочтение беженцам из государств с наименьшей реализацией демократии.

    Право убежища: понятие, виды

    Право на убежище и его законодательное регулирование

    Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища. Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.

    Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.

    Виды убежища

    Принято выделять 2 вида убежища — территориальное и дипломатическое. Первое из них заключается в обеспечении убежищем преследуемых лиц на территории зарубежной страны.

    Принятие Декларации о территориальном убежище произошло в 1967 году в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Никакое лицо, совершившее военное преступление, преступление против мира, не вправе ссылаться на поиск убежища и его использование. Это соответствует смыслу международных актов, выработанных для того, чтобы предусматривать нормы в отношении данных преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на стране, которая его предоставляет.

    Дипломатическое убежище представлено убежищем на территории консульств, посольств, на борту одного из военных кораблей или воздушного суда, на территории военной базы или лагеря.

    Двусторонние договоры и законы многих стран не признают дипломатическое убежище. Отношение мировых государств к дипломатическому убежищу классифицируется на 3 группы:

    1. страны, не признающие и не использующие его (большинство мировых государств);
    2. страны, не допускающие его на своей территории, но предоставляющие (Англия, Франция, США);
    3. страны, предоставляющие и разрешающие его на своей территории (большинство латиноамериканских государств предоставляют убежище на основе Гаванской конвенции 1928 года о дипломатическом убежище).

    Замечание 2

    Важно принять ко вниманию, что помещения представительств нельзя использовать для целей, которые несовместимы с функциями представительства (Венская конвенция, п. 3 ст. 41).

    Современная наука не рассматривает общепризнанную норму о предоставлении убежища на самолете или военном корабле. Так, в соответствии с отечественным законодательством командиры военного корабля не могут предоставлять на корабле убежище для зарубежных граждан, не имея на это разрешения командования и посла РФ. Если со стороны иностранного гражданина поступает такая просьба, то командир военного корабля докладывает о ней послу РФ и командованию, действуя впоследствии по их указанию.

    Противоправным считается предоставление политического убежища на территории одного из военных лагерей и баз.

    Международное право характеризуется ростом количества договорных, обычных норм, которые обязывают страны не предоставлять политическое убежище некоторым лицам. В их число включены лица, обвиняемые в совершении преступления против человечества, уголовных преступлениях, которые включены в перечень о выдаче по международному договору (например, террористы). Убежище может предоставляться только в экстренных ситуациях и на тот период времени, который требуется для обеспечения безопасности лица. МИД государства, гражданином которого является человек, должно быть проинформировано о предоставлении убежища.

    Читайте также:
    Производственная деятельность: что это такое, описание и особенности

    Убежище, которое предоставлено страной определенному человеку, должно уважаться всеми странами. Человек, который получил убежище, не может быть выдан. Он получает право на защиту от страны, предоставившей убежище.

    Субъект, получающий право убежища, не вправе совершать действия, вступающие в противоречие с безопасностью в обществе и законами страны, которая дает убежище.

    Убежище запрещено давать людям, которые обвиняются в общих уголовных преступлениях и осуждены по ним. Его нельзя предоставлять и лицу, дезертировавшему из вооруженных сил страны, военным преступникам.

    Конституционное положение (ст. 63) гласит, что политическое убежище Российской Федерации может быть предусмотрено для иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные действия должны соответствовать общепризнанным положениям международного права. В РФ недопустима выдача другим странам лиц, преследование которых происходит за политические убеждения или действия (бездействие), не признаваемые преступлениями в России. Выдача лица, обвиняемого в определенном преступлении, как и передача осужденных лиц для отбывания наказания в других странах, происходит на основе ФЗ или международного договора РФ.

    Порядок предоставления нашей страной политического убежища иностранным лицам и лицам без гражданства определяется в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища. Он утвержден президентским Указом № 746 в июле 1997 г.

    Данное Положение гласит, что политическое убежище предоставляется Россией иностранным гражданам и лицам без гражданства при учете интересов страны. В основе этого лежат общепризнанные принципы и нормы международного права. РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые его ищут, защищая от преследования или реальных угроз стать жертвой преследования в государстве их гражданской принадлежности или в государстве их обычного местожительства. Преследование может осуществляться за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие нормам международного права и демократическим принципам, которых придерживается мировое сообщество.

    Такое преследование может быть направлено непосредственно против лиц, которые обращаются с ходатайством о предоставлении политического убежища. В РФ предоставление политического убежища осуществляется посредством указа Президента. Оно распространяется и на членов семьи человека, получившего политическое убежище. В этом случае необходимо их согласие с ходатайством. Не требуется согласие детей, которые не достигли возраста 14 лет.

    Лица, желающее получить политическое убежище в рамках территории нашей страны, лично обращаются в территориальный орган ФМС РФ в течение 7 дней по прибытию или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства). Для этого по месту пребывания направляется письменное ходатайство, которое при наличии достаточных оснований отправляется в ФМС России.

    Лица, которым предоставлено нашим государством убежище, включая членов их семьи, получают свидетельство установленного образца по месту обращения с ходатайством. Человек, получивший политическое убежище, на территории нашего государства пользуется правами и свободами и несет обязанности, равные тем, которые используют и несут граждане РФ. Исключением являются случаи, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами или международными договорами РФ.

    В РФ политическое убежище не может предоставляться:

    • если человека преследуют за действия (бездействие), которые в нашей стране признаны преступлением;
    • если человек виновен в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН;
    • когда лицо привлекается как обвиняемое по уголовному делу или если в отношении него имеется приговор суда, который вступил в законную силу и подлежит исполнению на территории России;
    • если человек прибыл из третьей страны, в которой ему не грозило преследование;
    • когда лицо прибывает из государства, для которого характерны развитые и устоявшиеся демократические институты в сфере защиты прав человека;
    • если человек прибыл из государства, с которым наша страна имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (в этом случае не должно быть ущерба для права этого лица на убежище по Закону РФ «О беженцах»);
    • если человек представил заведомо ложную информацию;
    • если лицо уже имеет гражданство третьей страны, где оно не подлежит преследованию.

    Особенности утраты политического убежища

    Человек, которому наша страна предоставляет политическое убежище, может утратить право на убежище в нескольких ситуациях:

    • возврат в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства);
    • выезд в третью страну на жительство;
    • добровольный отказ от политического убежища в рамках территории РФ;
    • приобретение гражданства нашей страны (гражданства других государств).

    Комиссия по проблемам гражданства при Президенте РФ в соответствии с представлением ФМС России определяет утрату политического убежища на основе заключения МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. Решение Комиссии должно быть доведено до сведения человека, который утрачивает политическое убежище. Он может лишиться убежища в Российской Федерации по соображениям государственной безопасности.

    Также это предусмотрено для случаев, когда человек ведет деятельность, противоречащую целям и принципам ООН или совершает преступление и в отношении него есть обвинительный судебный приговор, который вступил в законную силу и подлежит исполнению. Человек лишается политического убежища посредством Указа Президента РФ.

    В качестве предметного доказательства заявленной приверженности нашего государства добросовестному выполнению своих международных обязательств (в первую очередь, в сфере прав человека) выступают федеральные законы: № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «, «О правовом положении иностранных граждан в РФ». По факту их принятия осуществляется рационализация внутригосударственного законодательства в области снятия искусственных препятствий на пути легализации на территории страны иностранных граждан. В режиме признанных всеми мировых стандартов регистрационный учет производится в уведомительном, а не разрешительном порядке. Это может происходить как по месту работы, так и по месту временного проживания.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: